"Қазақстан Республикасындағы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы" Қазақстан Республикасының Заңына өзгерiстер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2004 жылғы 1 қыркүйектегі N 924 Қаулысы

      Қазақстан Республикасының Үкiметi қаулы етеді:

      "Қазақстан Республикасындағы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы" Қазақстан Республикасының Заңына өзгерiстер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасының Парламентi Мәжiлiсiнiң қарауына енгiзiлсiн.

       Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі

Жоба  

  Қазақстан Республикасының Заңы "Қазақстан Республикасындағы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы" Қазақстан Республикасының Заңына өзгерiстер мен толықтырулар енгізу туралы"

       1-бап. "Қазақстан Республикасындағы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы" Қазақстан Республикасының 2000 жылғы 7 желтоқсандағы  Заңына (Қазақстан Республикасы Парламентiнiң Жаршысы, 2000 ж., N 21, 382-құжат; 2003 ж., N 15, 139-құжат) мынадай өзгерiстер мен толықтырулар енгізiлсiн:
      1) 2 және 3-баптар мынадай редакцияда жазылсын:
      "2-бап. Осы Заңда қолданылатын негiзгi ұғымдар
      Осы Заңда мынадай негізгі ұғымдар қолданылады:
      1) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салым (депозит) - тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарттың ережелерiне сәйкес тұрғын құрылысы жинақ банкiнде ашылған салымшының шотына тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы немесе өзге үшiншi тұлғалар салатын ақша сомасы;
      2) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы - тұрғын үй құрылысы жинақ банкiмен тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт жасасқан Қазақстан Республикасының азаматтары және оралмандар;
      3) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт - осы Заңға және Қазақстан Республикасының өзге нормативтiк құқықтық актілерiне сәйкес салымшы мен тұрғын үй құрылыс жинақ банкi арасындағы, оның iшiнде банктiң агентi (-терi) арқылы жасалатын екi жақты шарт;
      4) шарттық сома - салымшыға тұрғын үй жағдайын жақсарту жөнiндегі iс-шараларды жүргізу үшiн қажет, тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасынан және тұрғын үй заемынан тұратын ақша сомасы;
      5) тұрғын үй заемы - осы Заңның нормаларына және тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарттардың және банк заемының ережелерiне сәйкес тұрғын үй жағдайын жақсарту мақсатында тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысына берілетiн нысаналы заем;
      6) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы - салымшылардың тұрғын үй жағдайын жақсарту жөнiндегi iс-шараларды жүргiзу мақсатында тұрғын үй заемын алу үшiн тұрғын үй құрылысы жинақ банктерiнде жинақтаған ақша сомасы;
      7) комиссиялық алым - тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт жасасу кезiнде салымшы қызметтерi үшiн тұрғын үй құрылысы жинақ банкiсiне төлейтiн ақша сомасы;
      8) жинақталған ақшаның ең аз қажеттi сомасы - тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартта анықталған тұрғын үй заемын немесе аралық тұрғын үй заемын алу үшін қажет ақша сомасы;
      9) бағалау көрсеткiшi - шарттық сомаларды төлеу кезектiлiгiн қалыптастыру үшiн тұрғын үй құрылысы жинақ банкi әрбiр шарт бойынша анықтайтын есептеу шамасы;
      10) мемлекеттің сыйлықақысы - республикалық бюджеттен жыл сайын бөлiнетiн және тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшыларының тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына жылдың қорытындысы бойынша салымның iс жүзінде жинақталған қалдығына есептелетiн ақша және тұрғын үй құрылысы жинақ банкiсiнiң сыйақысы;
      11) аралық тұрғын үй заемы - осы Заңның нормаларына, тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң iшкi кредит саясатына және банк заемының жекелеген шартының ережелерiне сәйкес ол бойынша қалдық тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт бойынша шарттық соманың есебiнен өтелетiн шарттық соманы төлеу үшiн қажет ең аз ақша сомасын жинақтаған кезде тұрғын үй құрылысы жинақ банкi қаржы рыногында тартқан осы қаражаттың есебiнен тұрғын үй жағдайын жақсарту мақсатында тұрғын үй құрылысы жинақ банкi тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысына беретiн нысаналы заем;
      12) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы жүйесi - салымшылардың ақшасын тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына тартуға және оларға тұрғын үй заемдарын беруге негiзделген тұрғын үй жағдайын жақсарту жөнiндегі iс-шараларды қаржыландырудың тұйық жүйесi;
      13) жинақтау мерзімі - сол уақыт iшiнде тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасын жинақтауды жүргізетiн және сол уақыт өткеннен кейiн барлық шарттық сома төленуi мүмкiн уақыт кезеңi;
      14) салым бойынша сыйақы ставкасы - тұрғын үй құрылысы жинақ банкісiнiң iшкi құжаттарына сәйкес тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшысының тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына жылдың қорытындысы бойынша салымның iс жүзінде жинақталған қалдығына тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт бойынша тұрғын үй құрылысы жинақ банкi есептейтiн проценттік ставка;
      15) заем бойынша сыйақы ставкасы - тұрғын үй құрылысы жинақ банкiне тиесілі ақшаның жылдық мөлшерiн есептеуден негiзгi борышқа проценттiк қатынаста тұрғын үй құрылысы жинақ банкi берген заем үшiн тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт бойынша тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы төлейтін проценттік ставка;
      16) жинақталған ақшаның сомасы - салымдардан, оларға тұрғын үй құрылысы жинақ банкi есептеген сыйақыдан және мемлекеттiң сыйлықақыларынан тұратын салымшының iс жүзiнде жинақтаған ақшасының сомасы;
      17) тарифтiк бағдарлама - тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар, тұрғын үй және аралық тұрғын үй заемдары бойынша сыйақы шартын, мерзiмi мен ставкаларын, сондай-ақ тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң комиссиялық алымы бойынша ставкаларын анықтайтын тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң iшкi құжаты.
      3-бап. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы жүйесi
      1. Тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi, осы банктердің салымшылары және республикалық бюджеттен мемлекеттің сыйлықыларын төлеудi қамтамасыз ететiн мемлекет тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы жүйесiнiң субъектiлерi болып табылады.
      2. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы Қазақстан Республикасының ұлттық валютасы - теңгемен тұрғын үй құрылысы жинақ банктерiнде ғана салынады және жинақталады.
      3. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшысының әрбiр тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнде тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салым бойынша бiр ғана шоты болуға құқығы бар. Бұл ретте, мемлекеттің сыйлықақысы салымшының таңдауы бойынша бiр тұрғын үй құрылысы жинақ банкiндегi бiр шотқа ғана есептеледi.
      4. Жинақталған ақшаның ең аз қажеттi сомасы шарттық соманың 25 (жиырма бec) процентiнен кем болмауға тиiс.
      5. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салым бойынша сыйақылар ставкалары тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт жасасу сәтiне белгiленедi. Шарттық соманы жинақтау шартын салымшы өзгерткен жағдайда, тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салым бойынша сыйақылар тұрғын үй құрылысы жинақ банктерiнiң тарифтiк бағдарламасы шеңберiнде тараптардың келiсiмi бойынша өзгеруi мүмкiн.
      Тұрғын үй заемы бойынша сыйақы ставкасының мөлшерi тұрғын ұй құрылысы жинақ ақшасына салымдар бойынша сыйақы ставкасынан жылдық 3 (үш) проценттен әрi аспауы тиiс.
      6. Мемлекеттің сыйлықақылары және тұрғын үй құрылысы жинақ банкi есептеген сыйақы осы Заңға сәйкес салымның негiзгi сомасын көбейтуге жұмсалады.
      7. Тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң шотына түскен мемлекеттiң сыйлықақылары тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшыларының шоттарына есептеледi.
      8. Тұрғын үй және аралық тұрғын үй заемдарын салымшылар Қазақстан Республикасының аумағында тұрғын үй жағдайын жақсарту жөнiндегі іс-шараларды жүргізу мақсатында ғана пайдалануы мүмкiн, олар болып:
      1) тұрғын үй сатып алу, оның iшiнде жақсарту мақсатында оны айырбастау жолымен;
      2) тұрғын үйдi салу, жөндеу және жаңғырту (құрылыс материалдарын, жер учаскесiн сатып алуды, мердiгерлiк жұмыстар ақысын төлеудi қоса алғанда) ұғынылады.
      9. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартты мерзiмiнен бұрын бұзуға және оған тұрғын үй құрылысы жинақ банкi есептеген сыйақының салымын алуға, сондай-aқ тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартта белгіленетiн ережелерде салымды 5 (бec) жылдан астам жинаған кезде мемлекеттiң сыйлықақысын алуға құқығы бap.";
      2) 5 және 6-баптар мынадай редакцияда жазылсын:
      "5-бап. Тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi қызметiнiң
              нысанасы
      1. Қаржы рыногы мен қаржылық ұйымдарды реттеу және қадағалау жөнiндегі уәкiлетті органның лицензиясына сәйкес мыналар:
      1) азаматтардың тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдарын қабылдау мақсатында тұрғын үй құрылысы жинақ ақшаларына салымдар (депозиттер) қабылдау, салымшылардың шоттарын ашу және енгiзу;
      2) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшыларына тұрғын үй жағдайын жақсарту жөнiндегi шараларын жүргiзуге тұрғын үй және аралық тұрғын үй заемдарын беру тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi қызметiнiң негізгi түрлерi болып табылады.
      2. Тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi осы баптың 1-тармағында көрсетілген қызметтiң негiзгi түрiнен басқа қаржы рыногы инфрақұрылымының бiр бөлiгі болып табылатын және (немесе) тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң қызметiн автоматтандыруды жүзеге асыратын заңды тұлғалардың жарғылық капиталына қатысуды, сондай-ақ қаржы рыногы мен қаржылық ұйымдарды реттеу және қадағалау жөнiндегi уәкілеттi мемлекеттiк органның лицензиясына сәйкес операциялардың басқа түрлерiн жүзеге асыруға құқылы, оларға мыналар жатады:
      1) кассалық операциялар: банкноттар мен монеталарды қабылдау, беру, қайта есептеу, ұсақтау, айырбастау, сұрыптау, жинақтау және сақтау;
      2) аударым операциялары: жеке тұлғалардың ақша аудару жөнiндегі тапсырмаларын орындау;
      3) жеке тұлғалардың банктiк шоттары жөнiндегі тапсырмасы бойынша есептеулердi жүзеге асыру;
      4) жеке меншiк бағалы қағаздарды эмиссиялау (акцияларды қоспағанда).
      6-бап. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарттың
             мазмұнына қойылатын талаптар
      1. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартта мыналар қамтылуға тиiс:
      1) шарттың мәнi;
      2) тараптардың құқықтары мен мiндеттерi;
      3) шарттық соманың, тұрғын үй заемының, комиссиялық алымның, қамтамасыз етудiң және тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар және тұрғын үй заемы бойынша сыйақы ставкаларының мөлшерi;
      4) тараптардың мiндеттемелердi орындау мерзiмi;
      5) тұрғын үй заемын беру шарттары;
      6) шартты өзгерту ережелерi және бұзу тәртiбi;
      7) тараптардың жауапкершілігі;
      8) Қазақстан Республикасы заңнамасының талаптарына сәйкес өзге де шарттар.";
      3) 7-баптың 1-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      "1. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшылары алдында оларға шарттық соманы немесе жинақталған ақша сомасын беру жөнiндегі мiндеттемелердi орындауды қамтамасыз ету мақсатында тұрғын үй құрылысы жинақ банкi қаржы рыногында заем қаражатын тартуға құқылы.
      Тұрғын үй құрылысы жинақ банктерiнiң жеке қаражатын және өзге тартылған қаражатын тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы жөнiндегі қызметiн жүзеге асыру, тартылған қаражатты қайтару жөнiндегi мiндеттемелердi орындау үшiн, сондай-ақ тұрғын үй заемын және аралық тұрғын үй заемын беру үшiн пайдалануы мүмкiн.";
      4) 8, 9, 10 және 11-баптар мынадай редакцияда жазылсын:
      "8-бап. Қаражатты бөлу
      1. Тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi тартқан ақша бiрiншi кезекте тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы жасалған шарт негiзiнде тұрғын үй құрылысы жинақ банктерiнiң тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшыларының арасында ақшаны бөлуiне сәйкес шарттық соманы төлеуге жұмсалады.
      2. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысына шарттық сома мынадай жағдайларда:
      1) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартта анықталған жинақталған ақша сомасы жинақталғанда;
      2) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартта белгiленген жинақтау мерзiмi аяқталғанда бiрақ тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт жасалғаннан кейiн кем дегенде 3 (үш) жылдан соң;
      3) тұрғын үй құрылысы жинақ банкi есептейтiн тәртiппен ең аз бағалау көрсеткiшiне қол жеткiзгенде. Бағалау көрсеткiшiн есептеген кезде тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасын жинақтау ұзақтығы және ережелерiн сақтау ескерiледi;
      4) салымға және тұрғын үй заемын алуға құқықтары қайта берілген жағдайда, заемшының тұрғын үй заемын өтеу туралы төлем қабілеттілігін растағанда төленедi.
      3. Бағалау көрсеткiшiн айқындау және мемлекеттің салымшыларға сыйлықақы төлеу тәртiбiн қаржы рыногы мен қаржылық ұйымдарды реттеу және қадағалау жөнiндегi уәкілетті мемлекеттiк орган мен бюджеттiң атқарылуы жөнiндегі уәкілеттi орган белгілейдi.
      4. Жинақтау мерзiмi өткен және тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы жинақталған ақшаның ең аз қажеттi сомасын жинақтамаған кезде ол салымды, оған есептелген тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң сыйақысын, сондай-ақ салымды 5 (бec) жылдан астам жинақтаған кезде мемлекеттiң сыйлықақысын алуға немесе мемлекеттiң сыйлықақысын аудара отырып тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнде жинақтауды жалғастыруға құқығы бар.
      5. Тұрғын үй құрылысы жинақ банктерi банк заемының жекелеген шарттарында айтылған ережелерде тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшыларына аралық тұрғын үй заемдарын беруге құқылы.
      9-бап. Тұрғын үй және аралық тұрғын үй заемдарын қамтамасыз
             ету
      Тұрғын үй және аралық заемы жылжымайтын мүлiктiң, оның iшiнде сатып алынатын тұрғын үйдiң кепiлдiгімен немесе Қазақстан Республикасының заңнамасына және тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң iшкi кредит саясатына сәйкес тұрғын үй құрылысы жинақ банкi анықтаған мiндеттемелердi қамтамасыз етудiң басқа тәсiлдерiмен қамтамасыз етіледi.
      Заемшылардың заемдар жөнiндегi мiндеттемелерiн қамтамасыз етуге қойылатын талаптарды тұрғын үй құрылысы жинақ банктері анықтайды.
      10-бап. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар
              бойынша сыйлықақы төлеу шарттары
      1. Мемлекет тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшыларына сыйлықақы төлеудi қамтамасыз етедi.
      2. Қазақстан Республикасының 18 жасқа толмаған азаматтарының және оралмандардың салымдары немесе олардың атына арнап басқа адамдар салған салымдар да сыйлықақымен ынталандырылады.
      3. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар бойынша жыл сайынғы сыйлықақы мөлшерi ынталандырылатын салым сомасының жылдық 20 (жиырма) процентiн құрайды. Сыйлықақымен ынталандырылатын салымға тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салым сомасы мен сол бойынша есептелген сыйақы кiредi.
      4. Мемлекеттiң сыйлықақысы жыл сайын жылдың қорытындысы бойынша есептiден кейiнгі жылдың 1 қаңтарындағы жағдай бойынша тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң есептелген сыйақысын ескере отырып тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салым қалдығына беріледi.
      Ағымдағы жылы мемлекеттiң сыйлықақысы тұрғын үй құрылысы жинақ банкi тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымына өткен жылы есептеген мемлекет сыйлықақысының сомасына есептелмейдi.
      Сыйлықақымен ынталандырылатын жинақталған ақшаның сомасы 200 (екi жүз) айлық есептiк көрсеткiштен аспайды.
      Егер сыйлықақымен ынталандырылатын жинақталған ақшаның сомасы 200 (екi жүз) айлық есептiк көрсеткiштен acca, онда жинақталған ақшаның ынталандырылмаған сомасы келесi жылы сыйлықақы есептеу кезiнде ескерiледi. Бұл ретте тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшысының жинақтау мерзiмi аяқталғаннан кейiн сыйлықақымен ынталандырылмай қалған жинақталған қаражаттың сомасына мемлекеттiң сыйлықақысы төленбейдi.
      Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт бойынша жинақтау мерзiмi қаржы жылының iшiнде аяқталған жағдайда сыйлықақы жинақтаудың iс жүзiндегі мерзiмi аяқталған сәтке төленедi.
      5. Мемлекеттiң сыйлықақысын төлеу үшiн қажет ақша жыл сайын тиiстi жылға арналған республикалық бюджетте көзделедi.
      6. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар бойынша мемлекеттiң сыйлықақысын төлеу тәртiбiн бюджеттiң атқарылуы жөнiндегi уәкілеттi орган және тұрғын үй жинақ банкi анықтайды.
      11-бап. Тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар бойынша
              сыйлықақы төлеудi шектеу
      1. Сыйлықақы мынадай жағдайларда:
      1) тұрғын ұй құрылысы жинақ ақшасы салымшысының тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарттың ережелерiн жүйелi (қаржы жылының iшiнде үш және кезектi одан да көп) бұзған жағдайда. Бұл peттe осы қаржы жылына мемлекеттің сыйлыақысы есептелмейдi;
      2) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшысы тұрғын үй заемын мақсатсыз пайдаланған;
      3) тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысына сыйлықақы төлеудi жүзеге асыруды осы Заңның және (немесе) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарттың нормаларын бұзып жүзеге асырған жағдайда. Бұл ретте тұрғын үй құрылысы жинақ банкi бұзушылықтармен төлеген сыйлықақының сомасы (соманың бiр бөлiгі) қайтаруға жатады;
      4) тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнде салымдарды жинақтау мерзiмi кемiнде 5 (бес) жыл болған кезде тараптардың тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартты мерзiмiнен бұрын бұзған;
      5) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымшысының тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт бойынша құқықтарын Қазақстан Республикасының азаматы немесе оралман болып табылмайтын тұлғаға қайта берген;
      6) бюджеттің атқарылуы жөнiндегі уәкілетті орган бiр тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысына бiрнеше тұрғын үй құрылысы жинақ банктерiнде тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасына салымдар бойынша екi және одан да көп шоттар бойынша мемлекеттiң сыйлыақысын төлеудi анықтаған жағдайда бюджетке қайтаруға жатады. Бұл ретте өткен жылдары есептелген мемлекеттің сыйлықақылары салымшының таңдауы бойынша тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы салымдарының бipeуi бойынша есептелген сыйлықақыларды қоспағанда, бюджетке қайтаруға жатады.
      2. Сыйлықақы мынадай жағдайларда:
      1) тұрғын үй құрылысы жинақ банкiнiң жазбаша рұқсатымен тұрғын үй iс-шараларына өткiзуге тұрғын үй жинақ ақшасы туралы шарт бойынша ақшаны пайдаланған кезде, салымшының тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт бойынша талап ету құқықтарын немесе тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасын және (немесе) тұрғын үй заемын (аралық заемын) алу құқықтарына кепілдiкті Қазақстан Республикасының азаматы болып табылатын басқа тұлғаға немесе оралмандарға берген;
      2) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы қайтыс болған немесе еңбекке жарамдылығынан толық айрылған;
      3) тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасының салымшысы тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шарт жасалғаннан кейiн заң актiлерiнде белгіленген тәртiппен жұмыссыз ретiнде тiркелген және мемлекеттiң сыйлықақысы төленетiн сәтте 6 (алты) ай бойы үздiксiз осындай жағдайда болса;
      4) осы Заңның 12-бабының 3-тармағында көзделген жағдайларда бюджетке қайтарылуға жатпайды;
      5) 12-бапта:
      1-тармақта "сондай-ақ" деген сөзден кейiн "тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы ережелерiнде көзделген мерзiмде" деген сөздермен толықтырылсын;";
      2-тармақ алынып тасталсын;
      3-тармақта:
      "бac тартқан" деген сөздерден кейін "және тұрғын үй құрылысы жинақ ақшасы туралы шартты мерзiмiнен бұрын бұзған" деген сөздермен толықтырылсын;
      "5 жыл жинақтаудан" деген сөздер "ақшаны 5 (бес) жыл жинақтағаннан" деген сөздермен ауыстырылсын.

       2-бап. Осы Заң ресми түрде жарияланған күнiнен бастап күшіне енедi.

       Қазақстан Республикасының
      Президентi

О проекте Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2004 года N 924

      Правительство Республики Казахстан Постановляет:
      Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

Проект  

Закон Республики Казахстан
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан"

      Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 7 декабря 2000 г. "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., N 21, ст. 382; 2003 г., N 15, ст. 139) следующие изменения и дополнения:
 
        1) статьи 2 и 3 изложить в следующей редакции:
      "Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
 

            В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) вклад (депозит) в жилищные строительные сбережения - сумма денег, вносимая вкладчиком жилищных строительных сбережений или иными третьими лицами на счет вкладчика, открытый в жилищном строительном сберегательном банке в соответствии с условиями договора о жилищных строительных сбережениях;
      2) вкладчик жилищных строительных сбережений - гражданин Республики Казахстан и оралманы, заключившие с жилищным строительным сберегательным банком договор о жилищных строительных сбережениях;
      3) договор о жилищных строительных сбережениях - двусторонний договор между вкладчиком и жилищным строительным сберегательным банком, в том числе заключаемый через агента(-ов) банка, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
      4) договорная сумма - сумма денег, необходимая вкладчику для проведения мероприятий по улучшению жилищных условий, состоящая из жилищных строительных сбережений и жилищного займа;
      5) жилищный заем - целевой заем, предоставляемый вкладчику жилищных строительных сбережений с целью улучшения жилищных условий в соответствии с нормами настоящего Закона и условиями договоров о жилищных строительных сбережениях и банковского займа;
      6) жилищные строительные сбережения - сумма накопленных  вкладчиками денег в жилищных строительных сберегательных банках для получения жилищного займа с целью проведения мероприятий по улучшению жилищных условий;
      7) комиссионный сбор - сумма денег, оплачиваемая вкладчиком за услуги жилищному строительному сберегательному банку при заключении договора о жилищных строительных сбережениях;
      8) минимально необходимая сумма накопленных денег - определенная в договоре о жилищных строительных сбережениях сумма денег, необходимая для получения жилищного займа или промежуточного жилищного займа;
      9) оценочный показатель - расчетная величина, определяемая жилищным строительным сберегательным банком по каждому договору для определения очередности выплаты договорных сумм;
      10) премия государства - деньги, ежегодно выделяемые из  республиканского бюджета и начисляемые на фактически накопленный остаток вклада по итогам года в жилищные строительные сбережения вкладчиков жилищных строительных сбережений и вознаграждение жилищного строительного сберегательного банка;
      11) промежуточный жилищный заем - целевой заем, предоставляемый жилищным строительным сберегательным банком вкладчику жилищных строительных сбережений с целью улучшения жилищных условий за счет привлеченных данным жилищным строительным сберегательным банком средств на финансовом рынке, при условии накопления минимальной суммы денег, необходимой для выплаты договорной суммы, остаток по которому погашается за счет договорной суммы по договору о жилищных строительных сбережениях в соответствии с нормами настоящего Закона, внутренней кредитной политикой жилищного строительного сберегательного банка и условиями отдельного договора банковского займа;
      12) система жилищных строительных сбережений - замкнутая система финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий, основанная на привлечении денег вкладчиков в жилищные строительные сбережения и предоставлении им жилищных займов;
      13) срок накопления - период времени, в течение которого вкладчиком жилищных строительных сбережений производится накопление жилищных строительных сбережений и по истечении которого может быть выплачена вся договорная сумма;
      14) ставка вознаграждения по вкладу - процентная ставка, начисляемая жилищным строительным сберегательным банком по договору о жилищных строительных сбережениях на фактически накопленный остаток вклада по итогам года в жилищные строительные сбережения вкладчика жилищных строительных сбережений в соответствии с внутренними документами жилищного строительного сберегательного банка;
      15) ставка вознаграждения по займу - процентная ставка, оплачиваемая вкладчиком жилищных строительных сбережений по договору о жилищных строительных сбережениях за предоставленный жилищным строительным сберегательным банком заем в процентном выражении к основному долгу из расчета годового размера причитающихся жилищному строительному сберегательному банку денег;
      16) сумма накопленных денег - фактически накопленная вкладчиком сумма денег, состоящая из вкладов, начисленных на них вознаграждения жилищным строительным сберегательным банком и премий государства;
      17) тарифная программа - внутренний документ жилищного строительного сберегательного банка, определяющий условия, сроки и ставки вознаграждения по вкладам в жилищные строительные сбережения, жилищному и промежуточному жилищному займу, а также ставки по комиссионному сбору жилищного строительного сберегательного банка.
 

            Статья 3. Система жилищных строительных сбережений
 

            1. Субъектами системы жилищных строительных сбережений являются жилищные строительные сберегательные банки, вкладчики этих банков и государство, обеспечивающее выплату премий государства из республиканского бюджета.
      2. Жилищные строительные сбережения вносятся и накапливаются только в жилищных строительных сберегательных банках в национальной валюте Республики Казахстан - тенге.
      3. Вкладчик жилищных строительных сбережений вправе иметь только один счет по вкладу в жилищные строительные сбережения в каждом жилищном строительном сберегательном банке. При этом, премия государства начисляется только на один счет в одном жилищном строительном сберегательном банке по выбору вкладчика.
      4. Минимально необходимая сумма накопленных денег должна быть не менее 25 (двадцати пяти) процентов от договорной суммы.
      5. Ставки вознаграждения по вкладу в жилищные строительные  сбережения устанавливается в момент заключения договора о жилищных строительных сбережениях. В случае изменения вкладчиком условий накопления договорной суммы ставка вознаграждения по вкладу в жилищные строительные сбережения может быть изменена в рамках тарифной программы жилищного строительного сберегательного банка по соглашению сторон.
      Размер ставки вознаграждения по жилищному займу не может быть выше ставки вознаграждения по вкладам в жилищные строительные сбережения более чем на 3 (три) процента годовых.
      6. Премии государства и вознаграждение, начисленное жилищным  строительным сберегательным банком, направляются на увеличение основной суммы вклада в соответствии с настоящим Законом.
      7. Премии государства, поступившие на счет жилищного строительного сберегательного банка, зачисляются на счета вкладчиков жилищных строительных сбережений.
      8. Жилищный и промежуточный жилищный займы могут быть  использованы вкладчиком только в целях проведения мероприятий по  улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, под которыми понимаются:
      1) приобретение жилища, в том числе путем его обмена с целью  улучшения;
      2) строительство, ремонт и модернизация жилища (включая приобретение строительных материалов, земельного участка, оплату подрядных работ).
      9. Вкладчик жилищных строительных сбережений имеет право на  досрочное расторжение договора о жилищных строительных сбережениях и получение вклада, начисленного на него вознаграждения жилищным строительным сберегательным банком, а также премии государства при накоплении вклада более 5 (пяти) лет на условиях, устанавливаемых договором о жилищных строительных сбережениях.";
 

            2) статьи 5 и 6 изложить в следующей редакции:
      "Статья 5. Предмет деятельности жилищных строительных
                 сберегательных банков
 

            1. Основными видами деятельности жилищных строительных  сберегательных банков в соответствии с лицензией уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:
      1) прием вкладов (депозитов), открытие и ведение счетов вкладчиков в жилищные строительные сбережения в целях приема вкладов граждан в жилищные строительные сбережения;
      2) предоставление вкладчикам жилищных строительных сбережений жилищных и промежуточных жилищных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.
      2. Жилищные строительные сберегательные банки вправе кроме основного вида деятельности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществлять участие в уставном капитале юридических лиц, являющихся частью инфраструктуры финансового рынка и (или) осуществляющих автоматизацию деятельности жилищного строительного сберегательного банка, а также другие виды операций в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, к которым относятся:
      1) кассовые операции: прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот и монет;
      2) переводные операции: выполнение поручений физических лиц по переводу денег;
      3) осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам;
      4) эмиссия собственных ценных бумаг (за исключением акций).
 

            Статья 6. Требования к содержанию договора о жилищных
                строительных сбережениях
 

            1. Договор о жилищных строительных сбережениях должен содержать:
      1) предмет договора;
      2) права и обязанности сторон;
      3) размеры договорной суммы, жилищного займа, комиссионного сбора, обеспечения и ставок вознаграждения по вкладам в жилищные строительные сбережения и жилищному займу;
      4) сроки выполнения обязательств сторонами;
      5) условия предоставления жилищного займа;
      6) условия изменения и порядок расторжения договора;
      7) ответственность сторон;
      8) иные условия в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан.";
 

            3) пункт 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:
      "1. В целях обеспечения исполнения обязательств перед вкладчиками жилищных строительных сбережений по выдаче им договорной суммы или суммы накопленных денег жилищный строительный сберегательный банк вправе привлекать заемные средства на финансовом рынке.
      Собственные средства и иные привлеченные средства жилищных  строительных сберегательных банков могут быть использованы жилищными строительными сберегательными банками для осуществления деятельности по жилищным строительным сбережениям, выполнения обязательств по возврату привлеченных средств, а также для предоставления жилищного займа и промежуточного жилищного займа.";
 

            4) статьи 8, 9, 10 и 11 изложить в следующей редакции:
      "Статья 8. Распределение средств
 

            1. Привлеченные жилищными строительными сберегательными банками деньги в первую очередь направляются на выплату договорных сумм в соответствии с производимыми жилищными строительными сберегательными банками распределением денег среди вкладчиков жилищных строительных сбережений на основании заключенных договоров о жилищных строительных сбережениях.
      2. Выплата вкладчику жилищных строительных сбережений договорной суммы производится при условии:
      1) накопления определенной договором о жилищных строительных сбережениях суммы накопленных денег;
      2) истечения определенного договором о жилищных строительных сбережениях срока накопления, но не ранее, чем через 3 (три) года после заключения договора о жилищных строительных сбережениях;
      3) достижения минимального значения оценочного показателя в порядке, рассчитываемом жилищным строительным сберегательным банком. При расчете оценочного показателя учитываются продолжительность и соблюдение условий накопления жилищных строительных сбережений;
      4) подтверждения платежеспособности заемщика погасить жилищный заем, в случае если права на вклад и на получение жилищного займа были переуступлены.
      3. Порядок определения оценочного показателя и выплаты премий государством вкладчикам определяется уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и уполномоченным органом по исполнению бюджета.
      4. При истечении срока накопления и не накоплении вкладчиком жилищных строительных сбережений минимально необходимой суммы накопленных денег он имеет право на получение вклада, начисленного на него вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка, а также премии государства при накоплении вклада более 5 (пяти) лет, либо продолжать накопления в жилищном строительном сберегательном банке, с начислением премии государства.
      5. Жилищные строительные сберегательные банки вправе предоставлять вкладчикам жилищных строительных сбережений промежуточные жилищные займы на условиях, оговоренных в отдельных договорах банковского займа.
 

            Статья 9. Обеспечение жилищного и промежуточного жилищного
                займов
 

            Жилищный и промежуточный жилищный заем обеспечиваются залогом недвижимого имущества, в том числе приобретаемого жилья, или другими способами обеспечения обязательства, определенными жилищным строительным сберегательным банком в соответствии с законодательством Республики Казахстан и внутренней кредитной политикой жилищного строительного сберегательного банка.
      Требования к обеспечению обязательств заемщиков по займам определяются жилищными строительными сберегательными банками.
 

            Статья 10. Условия выплаты премий по вкладам в жилищные
                 строительные сбережения
 

            1. Государство обеспечивает выплату премий вкладчикам жилищных строительных сбережений.
      2. Вклады граждан Республики Казахстан и оралманов, не достигших 18 лет или внесенные на их имя другими лицами, также поощряются премией.
      3. Размер ежегодной премии по вкладам в жилищные строительные сбережения составляет 20 (двадцать) процентов годовых от суммы поощряемого вклада. Поощряемый премией вклад включает в себя суммы вклада в жилищные строительные сбережения и начисленное по нему вознаграждение.
      4. Премия государства предоставляется ежегодно по итогам года на остаток вклада в жилищные строительные сбережения с учетом начисленного вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка, по состоянию на 1 января года следующего за отчетным.
      Премия государства в текущем году не начисляется на сумму премий государства, зачисленную жилищным строительным сберегательным банком во вклад в жилищные строительные сбережения в предыдущем году.
      Поощряемая премией сумма накопленных денег не может превышать 200 (двести) месячных расчетных показателей.
      Если поощряемая премией сумма накопленных денег превышает 200 (двести) месячных расчетных показателей, то оставшаяся не поощренной сумма накопленных денег учитывается при начислении премии в следующем году. При этом, по истечении срока накопления вкладчиком жилищных строительных сбережений премия государства, на оставшуюся не поощренную премией сумму накопленных средств, не выплачивается.
      В случае окончания срока накопления по договору о жилищных  строительных сбережениях в течение финансового года премия выплачивается на момент фактического завершения накоплений.
      5. Деньги, необходимые для выплаты премий государства ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете на соответствующий год.
      6. Порядок выплаты премий государства по вкладам в жилищные  строительные сбережения определяется уполномоченным органом по  исполнению бюджета и жилищным строительным сберегательным банком.
 

            Статья 11. Ограничения выплаты премий по вкладам в жилищные
                 строительные сбережения
 

            1. Премия государства подлежит возврату в бюджет в случаях:
      1) систематического (три и более последовательных раза в течение финансового года) нарушения вкладчиком жилищных строительных сбережений условий договора о жилищных строительных сбережениях. При этом премия государства за данный финансовый год не начисляется;
      2) нецелевого использования вкладчиком жилищных строительных  сбережений жилищного займа;
      3) осуществления жилищным строительным сберегательным банком выплат премий вкладчику жилищных строительных сбережений с нарушением норм настоящего Закона и (или) договора о жилищных строительных сбережениях. При этом подлежит возврату сумма (часть суммы) премии, выплаченная жилищным строительным сберегательным банком с нарушениями;
      4) досрочного расторжения сторонами договора о жилищных  строительных сбережениях при сроке накопления вкладов в жилищном  строительном сберегательном банке менее 5 (пяти) лет;
      5) переуступки вкладчиком жилищных строительных сбережений прав по договору о жилищных строительных сбережениях лицу, не являющемуся гражданином Республики Казахстан или оралманом;
      6) обнаружения уполномоченным органом по исполнению бюджета  выплаты премий государства одному вкладчику жилищных строительных  сбережений по двум и более счетам по вкладам в жилищные строительные сбережения в нескольких жилищных строительных сберегательных банках. При этом премия государства, начисленная в предыдущие годы, подлежит возврату в бюджет за исключением премий, начисленных по одному из вкладов в жилищные строительные сбережения по выбору вкладчика.
      2. Премия не подлежит возврату в бюджет в случаях:
      1) уступки вкладчиком прав требований по договору о жилищных  строительных сбережениях или залога им прав получения жилищных  строительных сбережений и (или) жилищного займа (промежуточного  жилищного займа) другому лицу, являющемуся гражданином Республики  Казахстан или оралманом, при использовании денег по договору о жилищных строительных сбережениях на проведение жилищных мероприятий с письменного разрешения жилищного строительного сберегательного банка;
      2) смерти или полной утраты трудоспособности вкладчика жилищных строительных сбережений;
      3) когда вкладчик жилищных строительных сбережений после заключения договора о жилищном строительном сбережении зарегистрирован в установленном законодательством порядке в качестве безработного и к моменту выплаты премии государства остается таковым в течение 6 (шести) месяцев непрерывно;
      4) в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.";
 

            5) в статье 12:
      в пункте 1 после слов "а также обязан" дополнить словами "в сроки, предусмотренные условиями договора о жилищных строительных сбережениях,";
 

            пункт 2 исключить;
 

            в пункте 3:
      после слова "Закона" дополнить словами "и досрочного расторжения договора о жилищных строительных сбережениях";
 

            слова "5 лет накопления" заменить словами "5 (пять) лет накопления денег".
 

            Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан