Байланыс саласындағы қызметтi лицензиялаудың кейбiр мәселелерi туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2004 жылғы 29 қыркүйектегі N 998 Қаулысы. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2009 жылғы 14 сәуірдегі N 513 Қаулысымен.

      Ескерту. Қаулының күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2009.04.14. N 513 (қолданысқа енгізілу тәртібін 3-т. қараңыз) Қаулысымен.

      Байланыс саласындағы қызметтi лицензиялау тәртiбiн реттейтiн нормативтік құқықтық базаны жетiлдiру мақсатында Қазақстан Республикасының Үкiметi қаулы етеді:

      1. Қоса беріліп отырған:
      1) байланыс саласындағы қызметтi лицензиялау кезiндегі бiлiктiлiк және қосымша (арнайы) талаптар;
      2) байланыс саласындағы кәсiпкерлiк қызметтi жүзеге асыруға лицензиялар беру шарттары;
      3) Байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыруға лицензиялар алу үшiн конкурстар өткiзу ережесi;
      4) байланыс саласындағы лицензиялауға жататын қызметтер тiзбесi бекiтiлсін.

      2. Қосымшаға сәйкес Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң кейбiр шешiмдерінiң күшi жойылды деп танылсын.

      3. Осы қаулы қол қойылған күнiнен бастап күшiне енедi.

       Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі

Қазақстан Республикасы  
Үкiметінің         
2004 жылғы 29 қыркүйектегi
N 998 қаулысымен     
бекiтiлген        

  Байланыс саласындағы қызметтi лицензиялау кезіндегі біліктілік және қосымша (арнайы) талаптар

      1. Өтініш берушi сай болуы тиiс байланыс саласындағы лицензияланатын қызмет түрлеріне қойылатын бiлiктiлiк талаптары мыналардың:
      1) штатында инженерлiк-техникалық қызметкерлер - байланыс және ақпараттық технологиялар саласында бейiнi бойынша тиiсті жоғары немесе орта арнайы бiлiмi бар жауапты орындаушылардың, сондай-ақ бiлiктiлiгiне сәйкес үш жылдан кем емес жұмыс стажының;
      2) бақылау-өлшеу және сынау жұмыстарын жүргiзу үшiн метрологиялық базаның (тиісті шарт болған жағдайда жеке меншiк құқығында өтiнiш берушiге не өзге жеке немесе заңды тұлғаға тиесілi);
      3) өтiнiш берушiнiң лицензияны алған сәттен бастап қызметтердi ұсынудың басталуы көрсетiлген бизнес-жоспарының болуын қамтиды.
      2. Қосымша (арнайы) талаптар лицензия сұратылып отырған қызмет түрi бойынша түсiндiрме жазба түрiнде ресiмделедi.
      Түсiндiрме жазба өтiніш берушiнiң жалпы сипаттамасынан (атауы, ұйымдық-құқықтық нысаны, негізгі қызмет түрлерi, шағын кәсiпкерлiк субъектiлерге тиесiлiлiгі туралы ақпарат, мәлiмделетін байланыс қызметтерi саласындағы тәжiрибесi және бұрынғы қызметтің ауқымы), техникалық ұсыныстардан тұруы және пайдаланушыларға байланыс қызметтерiн ұсыну бойынша лицензиаттың қызметiн ұйымдастыру туралы толық және айқын көрiнiс беруi тиiс.
      Техникалық ұсыныстардың құрамы мен мазмұны:
      1) құрылатын желінің атауы;
      2) құру және/немесе даму кезеңдерi бойынша және Қазақстан Республикасының әкімшілік-аумақтық бөлiнiсiне байланыстыра отырып, қызметтер ұсынылатын аумақ;
      3) ұсынылатын қызметтерге сұранысты бағалау, осы қызметтердің бәсекелестiк қабілетін болжау;
      4) лицензияланатын қызмет түрiн, қызметтер ұсынуды сапалы және қауiпсiз жүзеге асыруды қамтамасыз ету жөнiндегi талаптарға сәйкес келуi;
      5) техникалық құралдарды иелену, пайдалану, оларға билiк ету құқығы (меншiк не жалға алу құқығымен);
      6) қызметтердi тұтынушылармен өзара қарым-қатынастар бойынша дербестiк дәрежесi (өз бетiнше жүзеге асырылады немесе делдалдар "қызметтердi жеткiзушілер" қажет болады);
      7) негiзгi техникалық шешiмдер:
      желi сыйымдылығы, оның iшiнде құру және/немесе даму кезеңдерi бойынша, күтілетiн трафик;
      таңдалған жабдық түрлерi (коммутациялық, қосатын жолдардағы тарату жүйелерi, абоненттiк учаскедегi жолдар түрлерi, қосарласу аппаратурасы, терминал жабдықтары), өндiрушi фирмалар, Қазақстан Республикасының Мемлекеттік тiзiлiмiнде тiркелген сәйкестiк сертификаттарының бар болуы;
      радиоқұралдарды пайдалану кезiнде - жиiлiктiк меншiктеудi алуды қажет ететін жабдықтар тiзбесiн келтiру;
      жергiлiктi телефон қосылыстары құнын уақыттық есептеу аппаратурасын, нөмiрдi анықтау аппаратурасын пайдалану (жергiлiктi телефон байланысы үшін);
      әкiмшiлiк пункттерге және қажеттi түсiндiрулерi бар желiнi құру кезеңдерiне байланыстыра отырып, байланысты ұйымдастыру схемасы;
      ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желiсiмен, Қазақстан Республикасының аумағындағы басқа байланыс желiсiмен өзара iс-қимылы;
      станцияаралық қосуларды ұйымдастыру тәсiлдерi (өтiнiш берушiнiң нақты техникалық құралдарды көрсетумен, байланыс желiсiнiң меншiктi құралдары арқылы, басқа желілердiң жалға алынған арналары арқылы);
      өтiнiш берушi желiсiнiң шетел байланыс желiлерiне (халықаралық байланыс үшiн) және басқа байланыс операторларының желілерiне шығуын ұйымдастыру тәсілi (ниет туралы хаттамалардың немесе ынтымақтастық мүмкiндігін растайтын басқа құжаттардың көшiрмелерi қоса берiлсiн);
      шетелдiк әрiптестердiң желiлерiмен байланыс ұйымдастыру үшiн пайдаланылатын техникалық құралдар, өзара iс-қимыл жасайтын әрiптестердiң желiлерi арқылы үшіншi елдерге транзит мүмкiндiгi;
      жергiлiктi, қалааралық және халықаралық кiру және шығу байланысын ұйымдастыру кезiнде нөмiрлеу көрсетілген нөмiрлеу жоспары;
      қалааралық және (немесе) аймақiшiлiк кодтарды бөлiп беру қажеттiлiгi;
      өтiнiш берушi желiсiнде бiр абонентке жоспарланатын жүктеме;
      ұжымдық пайдалану пункттерi мен таксофондарды пайдалану;
      тұтынушыларға кепілдiк беретiн ұсынылатын қызметтердiң желi жұмысының сапалы көрсеткiштерi, (қосуды күту уақыты, ең үлкен жүктеме сағаттарында қабылдамау пайызы, зақымдануды жоюдың орташа уақыты және т.б.);
      басқару және пайдалану жүйесiн ұйымдастыру қағидаттары;
      трафиктi есептеу жүйесi (бұдан әрi - биллинг);
      8) деректердi беру қызметтерiн ұсынуға өтiнiш тапсыру кезiнде мыналарды қосымша көрсету қажет:
      желінің түрi (жүйелер, мысалы, хабарламаны коммутациялау арқылы, деректердi пакеттiк коммутациялаумен жеткiзу, компьютерлiк желiлердiң түрлерi), стандарттар мен хаттамалардың пайдаланылатын жүйесi;
      ұсынылатын негiзгi және қосымша қызметтер тiзбесi, әрбiр қызметті сипаттау, олардың отандық және халықаралық стандарттар талаптарына сәйкестiгi, пайдаланушыларға кепiлдiк беретiн ұсынылатын қызметтердің сапалық көрсеткiштерi;
      тұтынушылардың техникалық және бағдарламалық құралдарды қоса алғанда, терминалдық жабдықтарының түрлері және оларды пайдалану шарттары;
      терминалдық жабдықтарды ұсынуды және оларға техникалық қызмет көрсетудi қоса алғанда, қызметтерді кешендi ұсыну мүмкіндігі, оны желiге (жүйеге) қосуға қажеттi байланыс арналарын ұйымдастыру, пайдаланушыларды оқыту;
      9) радиотелефонды байланыс жүйелерін және/немесе желiлерiн ұйымдастыру бойынша техникалық ұсыныстарда мыналар қажет:
      таңдалған стандартты, жиілiктер диапазонын, жабдықтар түрін көрсету, тарату жабдығының дәл орнатылған орындарын, ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желiсiмен қосарласуды ұйымдастыру тәсiлдерiн көрсету;
      жиілiк арналарының қажетті санының есептемесін келтiру. Құрылатын желiнi ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желiсiне қосу ниетi болған жағдайда осы білiктілiк талаптарының 2-тармағының 7) тармақшасына сәйкес негiзгi техникалық шешiмдер жазылады;
      10) барлық радиожабдықтарға оны қолдану саласына (телекоммуникация желiлерi, радиобайланыс) қарамастан, мыналар беріледі:
      радиоэлектронды құралдардың тактілік-техникалық мәлiметтерi;
      радиотаратқыштардың сипаттамалары, сәуле тарататын дабылдардың сипаттамалары;
      радиоқабылдағыштардың сипаттамалары;
      антенналардың сипаттамалары;
      11) жерсеріктік байланыс жүйелерін құру немесе әкiмшілiк пункттер арасында арналарды ұйымдастыру үшiн жерсерiктік байланыстың жердегi станцияларын пайдалану кезiнде мынадай деректер берілуi мүмкiн:
      пайдаланылатын жасанды жер серіктерінің (бұдан әрі - ЖЖС) мақсаты, орналасуы және тиесілігі (елі), олардың түрлерi және тұру нүктелері, қызмет көрсету аймағы;
      құрылатын жүйенің ЖЖС жүктеу мөлшерi және даму кезеңдерi бойынша жүктеменің өсуi;
      жоғары және төмен сызықтарында жиілiктердің аясы, модульдеу түрлері, тығыздау және станцияаралық қол жетімділiк;
      байланыс жүйесiне кiретiн жер станцияларының түрлерi, өндiрушi фирмалар, Қазақстан Республикасының Мемлекеттік тiзілiмінде тiркелген сәйкестiк сертификаттарының бар болуы;
      жүйенiң энергетикалық параметрлері;
      жер үстіндегі байланыс желілерiмен қосарласуы;
      нақты уақыт ауқымында желiнiң техникалық жай-күйін бақылауды қамтамасыз ететiн есептеуіш жабдықтан және абоненттік станциялардың жүйелері мен порттары (бұдан әрі - желiнi басқару орталығы) параметрлерiнің жедел өзгерiсiнен тұратын аппараттық-бағдарламалық кешен және пайдалануға қосудың бағдарлы мезгілi көрсетiлетiн Қазақстан Республикасының аумағындағы биллинг жүйесі бойынша;
      12) бөлiнген байланыс желiлерi арқылы телекоммуникация қызметтерiн ұсынуға лицензия алу туралы өтiнiш беру кезiнде Қазақстан Республикасының аумағында желiнi басқару орталығын және биллинг жүйесiн орнату туралы жазбаша мiндеттемелер қосымша беріледі. Мұндай желілер арқылы қызметтердi коммерциялық ұсынуға байланыс саласындағы уәкілетті орган көрсетiлген жабдық орнатылғаннан кейiн ғана рұқсат етедi;
      13) почта байланысы бойынша мыналарды көрсету қажет:
      пайдаланылатын көлiк құралдарын көрсетiп, почта жөнелтiмдерiн қабылдап алудан тапсырып беруге дейінгі жiберу тәртiбi;
      халықаралық почта жөнелтімдерін кедендiк тексеруге беру тәртiбi.
      Қызметтердi ұсыну жөнiндегi барлық қызмет түрлеріне өтiнiш берушi:
      байланыс қызметтерi ұсынылатын пайдаланушылардың санаттарын (барлық жеке және заңды тұлғалар немесе пайдаланушылардың шектелген санаттары), сондай-ақ кепiлдi мерзiмдер мен тиiстi сапада қызметтердi ұсыну бойынша өз міндеттерін орындамағаны немесе тиiсiнше орындамағаны үшiн пайдаланушылар алдындағы өз жауапкершілігін көрсетуге;
      қоғамдық орындарда қызметтерді ұсынған жағдайда көрсетiлетiн қызметтерге мүгедектердің кедергiсiз қол жеткiзуiн көздеуге тиiс.
      Түсiндiрме жазба қажетті схемаларды, кестелердi, графиктердi қоса беру арқылы машинкада басылған мәтінді екі данада ресiмделедi. Түсiндiрме жазбаның мәтiнi мемлекеттiк немесе орыс тiлдерiнде жасалады.
      Ескерту. 2-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 2005.07.20. N 755 (қолданысқа енгізу тәртібін 2-тармақтан қараңыз) қаулысымен .

Қазақстан Республикасы  
Үкiметiнiң        
2004 жылғы 29 қыркүйектегі
N 998 қаулысымен    
бекітілген       

  Байланыс саласындағы кәсiпкерлiк қызметтi жүзеге асыруға лицензиялар беру шарттары

      Осы байланыс саласындағы кәсіпкерлiк қызметті жүзеге асыруға лицензиялар беру шарттары Қазақстан Республикасының " Лицензиялау туралы " 1995 жылғы 17 сәуiрдегi және " Байланыс туралы " 2004 жылғы 5 шілдедегі Заңдарына сәйкес әзiрленген.

  1. Лицензиялар беру шарттары

      1. Байланыс саласындағы қызметті лицензиялау почта байланысы және телекоммуникациялар қызметтерін ұсынатын жеке және заңды тұлғалардың қызметiн мемлекеттік реттеу мақсатында жүзеге асырылады.
      2. Әрбiр қызмет түріне жеке лицензия беріледi.
      Лицензия, лицензияның ажырамас бөлiгi болып табылатын қосымшада жазылған талаптар мен шарттарды сақтай отырып, көрсетілген мақсатқа сәйкес белгiлi бiр аумақтық шекараларда оның иесiнiң байланыс саласындағы қызметте жүзеге асыру құқығын куәландыратын құжат болып табылады.
      Берілетiн лицензиялар санын қызмет көрсету (қызмет) түрлерiне қарай байланыс саласындағы уәкілеттi орган (бұдан әрi - лицензиар) белгiлейдi. Саны бойынша шектеулер радиожиілік спектрi (бұдан әрі - РЖС), қалааралық/халықаралық телефон байланысы кодтарының жеткіліксiздігіне байланысты болуы мүмкін.
      3. Лицензияларға байланыс саласындағы уәкілетті органның басшысы немесе, ол жоқ болғанда, оны алмастыратын тұлға қол қояды.
      4. Қызметтiң жекелеген түрлерiмен айналысу құқығы үшiн ставкалар, лицензиялық алымды есептеу және бюджетке төлеу тәртiбi Қазақстан Республикасының салық  заңнамасына  сәйкес белгіленедi.
      5. РЖС пайдалану арқылы байланыс саласындағы қызметтi жүзеге асыру кезiнде лицензиат қызметтi жүзеге асыруға берілетiн лицензиядан басқа, лицензияның ажырамас қосымшасы болып табылатын РЖС пайдалануға рұқсат алуға мiндеттi.
      Нақты жиiлiктердi белгiлеу (меншiктеу) байланыс саласындағы уәкілетті орган белгілеген тәртiппен жүзеге асырылады.
      РЖС пайдалануға байланысты төлемдер Қазақстан Республикасының салық заңнамасында белгіленген тәртіппен және мөлшерде алынады.
      6. Байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыру құқығына лицензиялар жалпы шарттарда бiлiктiлiк деңгейi лицензияланатын қызмет түрiне қойылатын  талаптарға  сай келетiн жеке және заңды тұлғаларға немесе, егер қызметтiң бұл түрiне лицензиялар тек конкурстық негiзде берілетін болса, конкурстық негізде беріледi.
      Радиожиілiктер белдеуiн және нөмiрлеу ресурсын пайдалану арқылы қызметтер көрсету бойынша қызметтi жүзеге асыруға лицензиялар конкурстық негiзде мынадай жағдайларда берiледi, егер:
      1) радиожиілiк спектрiнiң байланыс қызметтерiн көрсету үшiн қол жетiмдi тиiстi сапа деңгейiндегi радиожиілiк спектрi көлемiнiң жеткiлiксiз болуына байланысты белгілi бiр аумақта әрекет ететiн байланыс операторларының ықтимал саны бойынша Қазақстан Республикасының радиожиілiктер жөнiндегi ведомствоаралық комиссиясы шектеу қоюды ұсынатын ауқымда радиожиілiктердi пайдалану арқылы байланыс қызметi көрсетілсе;
      2) белгiлi бiр географиялық аумақтағы жалпы пайдаланылатын телекоммуникация желiсi желілiк қол жетiмділiктiң шектеулi ресурстарына ие болса, осыған байланысты байланыс саласындағы уәкілеттi орган осы аумақта әрекет ететiн байланыс операторларының ықтимал саны бойынша шектеулер белгiлейдi.
      Байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыруға лицензиялар алу және Қазақстан Республикасында радиожиiлiк спектрiн пайдалануға рұқсаттар алу үшiн конкурстар өткiзу шарттары Байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыруға лицензиялар алу үшiн конкурстар өткiзу  ережесiне  сәйкес анықталады.
      Конкурсқа тек бiр ғана өтiнiш түскен жағдайда лицензия жария етілген конкурс шарттарымен берiлуi мүмкiн.
      7. Қалааралық және (немесе) халықаралық байланыс қызметтерiн ұсынуға лицензия алу үшiн өтiнiш берушi Қазақстан Республикасының  заңнамасында  белгiленген Қазақстан Республикасының ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желiсiнiң қалааралық және (немесе) халықаралық байланыс операторын белгілеу бойынша білiктiлiк талаптарына және (немесе) өлшемдерiне оның сәйкестiгiн растайтын құжаттарын тапсыруы тиiс.
      8. Байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыру құқығына лицензия беру үшін өтiнiш пен оған қоса берілетiн құжаттарды лицензиар алқада (арнайы құрылған лицензиялық комиссияда) өтiнiш тiркелген күннен бастап бiр ай ішінде қарайды, осыдан кейiн өтiнiш берушiге лицензия немесе лицензия беруден жазбаша дәлелдi бас тарту беріледi.
      Лицензиялық комиссияның жұмыс регламентi мен оның құрамын лицензиар бекiтедi. Комиссия мүшелерiнiң саны 3 адамнан кем болмауы тиiс.
      Жалпы тәртiппен қаралатын РЖС пайдалануға байланысты қызмет түрiне өтінiш беру жағдайларын қоспағанда, шағын кәсiпкерлiк субъектiлерi үшін құжаттарды қарау және лицензия беру өтiнiш тiркелген күннен бастап он күндiк мерзiмде жүргiзiледi.
      9. Қажет болған жағдайда өтiнiш материалдарына техникалық сараптама немесе оны басқа мүдделi тараптармен келiсу жүргiзiлуi мүмкiн.
      Егер олардың құзыреттілiгі немесе объективтілiгi жөнiнде күмәнi болса, өтiнiш беруші өтініш материалдарына техникалық сараптама жүргiзу үшiн лицензиар тағайындаған ұйымнан (немесе нақты мамандардан) бас тартуға және басқаларды тартуға ұсыныс жасауға құқылы.
      10. Субъектiнің (өтініш берушінің) біліктілік деңгейiне сәйкестігі белгiленген тәртiппен аккредиттелген заңды, жеке тұлғалар жүргiзетiн тәуелсіз сараптама бағалауы негiзiнде анықталуы мүмкiн.
      11. Лицензиялық комиссия лицензия беру не лицензия беруден бас тарту туралы шешiм қабылдағаннан кейiн өтiнiш берушiге мұндай шешiм қабылданғаны туралы бір апта мерзiмде жазбаша түрде хабарланады.
      12. Лицензия лицензиар өз құзыретi шегiнде белгілейтiн лицензия қолданысының бiрнеше мiндетті шарттарын, атап айтқанда:
      1) лицензиаттың техникалық құралдарына жиіліктік меншiктеудi бекiту (радиожиілiк спектрін пайдалануға және радиоэлектронды құралдарды пайдалануға рұқсаттар aлу) тәртiбiн;
      2) лицензиат желісінің ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желiсiне қосылу деңгейiн, басқа лицензиаттардың немесе басқа мемлекеттердiң байланыс желiлерiне қосылу тәртiбiн;
      3) қалааралық және халықаралық телефон трафигiн өткiзу, телефондық кодтарды, нөмiрлеудi пайдалану тәртiбiн;
      4) ұсынылатын қызметтердің сапасына қойылатын талаптарды;
      5) пайдаланылатын стандарттардың атауын;
      6) жабдықтың құрамында Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жедел-iздестіру іс-шараларын жүргізудi қамтамасыз ететiн сертификатталған аппараттық-бағдарламалық және техникалық құралдардың болуы туралы талапты;
      7) лицензиаттың мәртебесiн жыл сайын растау тәртібiн;
      8) абоненттер туралы қызметтiк ақпаратты мiндетті электрондық есепке алуды жүргiзу туралы талапты;
      9) аппараттық-бағдарламалық құралдарды алыстан қосу мүмкiндiгi бар, бiрыңғай файлдар нысанындағы абоненттің шығу мен кiру қосылыстары туралы қызметтiк ақпаратты сақтаудың ұзақ, бiр жылға дейiн, бiрыңғай электрондық деректер банкiнiң болғаны туралы талапты қамтиды.
      Лицензияда қызмет түрiне қарай лицензияның қолданылуына мiндеттi басқа да шарттар болуы мүмкін.
      Ескерту. 12-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 2005.07.20. N 755 (қолданысқа енгізу тәртібін 2-тармақтан қараңыз) қаулысымен .
      13. Лицензиар лицензияның қолданылу шарттарына ұлттық қауіпсiздiк мүддесiнен, жедел-іздестіру іс-шараларын жүргiзуден, сондай-ақ телекоммуникация желілерiне жаңа стандарттарды, нормаларды және пайдалану ережелерiн енгiзуден туындаған және Қазақстан Республикасының заңнамасы өзгерген жағдайда өзгерiстер енгiзедi. Лицензиар бұл өзгерiстердiң қолданысқа енгiзiлу мерзiмi және қажет болған жағдайда, жаңа шарттарды iске асыру тәртiбi туралы лицензиатқа хабарлайды.
      Лицензияның қолданылу шарттарына енгiзiлген өзгерiстерге байланыс саласындағы уәкілетті органның басшысы немесе, ол жоқ болған жағдайда, оны алмастыратын тұлға қол қояды.
      14. Заңды және/немесе почталық мекен-жайы өзгерген кезде, филиалдар ашылғанда, заңды тұлға қайта ұйымдастырылғанда немесе ол жойылғанда, лицензиат ол туралы бiр апта мерзiмде лицензиарды жазбаша түрде хабардар етедi.
      Лицензиат жеке тұлғаның тегi, аты, әкесiнiң аты өзгерген жағдайда, көрсетілген мәлiметтердi растайтын тиiстi құжаттарды қосып, ол туралы бiр ай мерзiмде лицензиарға жазбаша хабарлайды.
      Ескерту. 12-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 2005.07.20. N 755 (қолданысқа енгізу тәртібін 2-тармақтан қараңыз) қаулысымен .
      15. Лицензиат заңды тұлғаның атауы (оның iшiнде Қазақстан Республикасының заңнамалық кесiмдерiнде көзделген жағдайларды қоспағанда, ұйымдық-құқықтық нысанының өзгеруi), мекен-жайы (егер ол лицензияда көрсетiлсе) өзгерген жағдайда, ол көрсетілген мәлiметтердi растайтын тиісті құжаттарды және лицензиардың аумақтық органының лицензиаттың лицензиялық қызметiн тексергені туралы техникалық қорытындысын қосып лицензияны қайта ресiмдеу туралы бір ай iшiнде өтiнiш беруге мiндетті.
      16. Лицензиар лицензиат тиiстi жазбаша өтiнiш берген күннен бастап он күн iшiнде лицензияны қайта ресiмдейдi.
      Лицензияны қайта ресiмдеу және көрсетiлген құжатты беру кезiнде Қазақстан Республикасының салық  заңнамасында  белгiленген тәртiппен және мөлшерде алым төленедi.
      17. Лицензиат лицензия берiлген күннен бастап бiр айдың iшiнде оны өзінің қызмет орны бойынша лицензиардың аумақтық органдарында тiркеуi тиiс. Егер лицензияның қолданылуы республиканың барлық аумағына немесе бiрнеше облыстарға тарайтын болса, лицензиаттың лицензияны өзiнiң қызметiн жүзеге асыратын облыстардағы лицензиардың аумақтық органдарында тiркеуi тиiс.

  2. Лицензияның қолданылу шарттарының сақталуын бақылау

      18. Лицензиар заңнамада белгiленген тәртiппен лицензияның қолданылу шарттарын лицензиаттың сақтауын бақылауды жүзеге асырады. Лицензиаттың қызметін тексеру үшін лицензиаттың келiсiмi бойынша байланыс саласындағы уәкілетті орган тиісті бiлiм салаларындағы сарапшыларды, мамандарды тарта алады.
      19. Лицензиат мұндай тексерулердi жүргiзуге кедергi жасамауы тиiс және қажет болған жағдайда өзiнiң өлшеуiш аппаратурасына қол жетiмділiктi оны тексеруге пайдалану мақсатында қамтамасыз етедi.
      Тексерулер тұтынушылардың шағымдары бойынша және Қазақстан Республикасының заңнамасына қайшы келмейтiн өзге де жағдайларда өткiзiлуi мүмкiн.
      20. Белгiленген лицензиялық талаптар мен лицензияның қолданылу шарттарын сақтамағаны үшін лицензиат Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жауап бередi.

Қазақстан Республикасы  
Үкiметiнiң        
2004 жылғы 29 қыркүйектегі
N 998 қаулысымен    
бекітілген       

  Байланыс саласындағы қызметтi жүзеге асыруға лицензиялар алу үшiн конкурстар өткiзу ережесi

  1. Жалпы ережелер

      1. Осы Байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыруға лицензиялар алу үшін конкурстар өткiзу ережесi (бұдан әрi - Ереже) байланыс саласындағы қызметті жүзеге асыруға лицензиялар алуға арналған конкурстарды ұйымдастыру және өткiзу тәртiбiн белгiлейдi.
      2. Конкурсты өткiзу туралы шешiмдi, радиожиілiк спектрi (бұдан әрi - РЖС) пайдаланылған жағдайда - Қазақстан Республикасының радиожиiлiктер жөнiндегi ведомствоаралық комиссиясының ұсынымдарын ескере отырып, байланыс саласындағы уәкiлетті орган қабылдайды.
      3. Конкурсты ұйымдастыру және өткiзу үшiн құрамын байланыс саласындағы уәкілеттi орган бекiтетін конкурстық комиссия құрылады. Конкурстық комиссия мүшелерiнiң саны бес адамнан кем болмауы тиiс.
      4. Байланыс саласындағы қызметтің қандай да бiр түрiне лицензияларды және тиiстi рұқсаттарды конкурстық негiзде беру туралы шешiмдер  заңнамада  көзделген тәртiппен, сондай-aқ бiр аймақта дәл сол қызмет түрiн жүргізуге бiрнеше үмiткерлер бар болса, осы аймақта радиожиiлiктер ресурстары мен желiге қол жеткiзу шектеле отырып қабылданады.

  2. Конкурстық комиссияның қызметi

      5. Конкурстық комиссияның құрамына лицензиардың, Қазақстан Республикасының радиожиілiктер жөнiндегi ведомствоаралық комиссиясының өкiлдерiнен басқа (РЖС пайдаланылған жағдайда), қызмет түрiне және лицензияның қолданысы тарайтын аумаққа байланысты тәуелсiз сарапшылар, басқа мамандар, сондай-ақ орталық және жергілiктi атқарушы органдардың өкілдерi енгiзілуi мүмкін.
      6. Конкурстық комиссия конкурсты ұйымдастырады, өткiзедi және лицензияны және/немесе рұқсатты ресiмдеу үшін негiз болып табылатын хаттаманы лицензиарға бередi.
      7. Комиссияның қызметi соңғы шешiмдi қабылдаудың жариялылығы, алқалылығы негiзiнде Қазақстан Республикасының заңнамасына және осы Ережеге сәйкес жүзеге асырылады.
      8. Конкурстың өтінімдiк қуаттарын қарау және шешiм қабылдау кезiнде толық құпиялылық қамтамасыз етiлуi тиiс.
      9. Комиссия конкурстық комиссияға ұсынылған кез келген ұсынысты қабылдамауға құқылы, егер:
      1) өтiніш берушi өтірiк мәлiметтер ұсынса;
      2) өтінім материалдары конкурстық комиссия белгiлеген талаптарға сәйкес болмаса;
      3) заңнамалық кесiмдерде осы санаттағы субъектілерге белгiлi бір қызмет түрлерiн жүзеге асыруға тыйым салынса;
      4) өтiнiш берушiге қатысты соттың оған осы қызмет түрімен айналысуға тыйым салатын шешiмi болса.
      10. Комиссия өтінiш берушілердi отырыстарға шақыруға, сондай-ақ өтiнiш берушілерден, егер бұл соңғы шешiмдi қабылдау үшін қажет болса, қосымша мәлiметтер сұрауға құқылы.

  3. Конкурсты ұйымдастыру

      11. Лицензиар конкурсты өткiзу туралы ақпаратты республикалық мерзiмдi басылымда жариялайды.
      12. Комиссия мынадай ақпаратты:
      1) конкурсты өткiзу шарттары мен мерзiмдерiн және осыған байланысты қажетті рәсiмдердi;
      2) конкурсқа қатысуға арналған өтінiмнiң мазмұнына қойылатын талаптарды;
      3) ықтимал операторлар мен қазiргi бар желiлердiң, оның ішінде қосылулар үшiн өзара есеп айырысу мәселелерiн қоса алғанда, ортақ пайдаланылатын телекоммуникация желiсi операторлары арасындағы қатынастарды;
      4) желінің көлемi, қызметтер, тарифтердiң деңгейлері және басқа да шарттар жөнiндегi мiндеттемелер алдын ала келiсілетiн лицензияның жобасын қамтитын конкурстық құжаттаманы дайындайды.
      13. Комиссия келiп түсетін өтінімдiк материалдарды тiркейдi.
      14. Өтiнiш берушілерге өтiнiмнің тiркелген күнi және нөмiрi жазбаша хабарланады.
      15. Комиссия түскен құжаттарды қарайды және конкурсты өткiзу шарттарында белгiленген мерзiмде ең жақсы ұсынысты таңдайды.
      Бiреуден көп ең жақсы ұсынымдар таңдап алынған жағдайда, конкурс аукцион нысанында өткiзіледi.
      16. Конкурстық комиссияның шешiмi отырыста оның мүшелерінiң кемiнде 2/3-сi болғанда комиссия мүшелерінің жалпы санының көпшiлiк дауысымен қабылданады.
      17. Қорытынды шешiм отырыс өткеннен кейiн үш күндік мерзiмде комиссия отырысының хаттамасымен дәлелденуi және ресімделуі тиiс. Хаттама конкурс жеңiмпазына лицензия және/немесе рұқсат беру үшiн лицензиарға тапсырылады, оған сондай-ақ хаттаманың көшiрмесi де беріледі.
      Комиссия отырысының хаттамасына оның барлық мүшелерi қол қояды.
      18. Конкурстық комиссияға қарауға келiп түскен материалдар қайтаруға жатпайды және лицензиардың меншiгiнде қалады.

  4. Конкурсқа қатысушыларға және өтiнiмдiк материалдарға қойылатын талаптар

      19. Конкурсқа қатысуға меншiк нысанына қарамастан, жеке және заңды тұлғаларға, оның iшiнде азаматтық құқық қабiлеттілiгi бар және меншiктi қаражаты немесе конкурсқа ұсынылатын техникалық жобаны немесе ұсынысты жүзеге асыру үшiн кредиттер бөлу бойынша банктердiң кепiлдiктерi бар шетелдiктерге де рұқсат етіледi.
      20. Конкурстық комиссия ұсынған талаптарға сәйкес өтінімдік материалдар тапсырған және тiркеу нөмiрiн алған жеке немесе заңды тұлға конкурстық ұсынысқа өтiнiш беруші деп танылады.
      21. Өтiнiмдiк материалдарда мынадай ақпарат көрсетiледi:
      1) өтiнiш берушiнің сипаттамасы - жалпы сипаттамасы, атауы, ұйымдық-құқықтық нысаны;
      2) қаржылық мүмкіндіктері - қаржылық менеджмент және құжатты түрде расталған қаржыландыру көздерiнің тiзбесi;
      3) өтiнiш берушiнiң техникалық мүмкiндiктерi - лицензияланатын қызмет түріне қойылатын білiктiлiк талаптарына сәйкес негiзгi техникалық шешiмдер егжей-тегжейлі баяндалады. Өтiнiш беруші қызмет көрсетудiң және ұсынылатын қызметтердiң қандай сапасына кепiлдiк беретiнiн көрсетуi, пайдаланылатын техникалық құралдардың жай-күйі туралы, қызметтер номенклатурасының бүкiл тарифтерi туралы ақпарат, статистикалық есеп деректерiн беруге өзiнiң дайындығын растауы, сондай-ақ жабдықтардың техникалық параметрлеріне тексерулер жүргiзу кезiнде мемлекеттiк органдарға кедергi келтiрмеуi тиiс;
      4) қазiргi бар қызметтерді және күтілетін даму перспективасын ескере отырып, рынокты бағалауы, бұл бағаны алу әдiсiн(терiн) сипаттау, сондай-ақ лицензияның қолданылу мерзiмiнде мәлiмделетiн қызметтерге болжанып отырған қажеттілік және перспективалық даму жоспарлары;
      5) қамтитын аумақ бойынша бекiтумен жылдар бойынша дамуды қоса алғанда, жоспардың негiзгi факторлары мен ережелерi сипатталған жұмыс жоспары. Өтiнiш берушi лицензия қолданысының кейiнгi жылдарында қатарға қосуға, техникалық қызмет көрсетуге және басқа күрделi салым салуға арналған жалпы шығындарды, сондай-ақ лицензия берілетiн мерзiмге экономикалық көрсеткiштер бойынша ұсыныстарды бағалау үшiн бизнес-жоспарын (күрделi салым салуды, қызметтердiң тарифтерін, пайдасын) көрсетуi тиiс;
      6) өтiнiш берушінің пікірінше, комиссияға жобаларды (ұсыныстарды) неғұрлым объективтi бағалауға мүмкiндiк беретiн қосымша кез келген мәлiметтер, жобаны (ұсынысты) жаңғыртудың ықтимал жолдары және оларды iске асыру мерзiмдерi.
      22. Конкурстық комиссияның шешiмiне Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес сот тәртiбiмен шағым жасалуы мүмкiн.

Қазақстан Республикасы  
Үкiметiнiң        
2004 жылғы 29 қыркүйектегі
N 998 қаулысымен    
бекітілген       

  Байланыс саласындағы лицензиялауға жататын қызметтер
тiзбесi

      1. Байланыс саласындағы мынадай қызмет түрлерi лицензиялауға жатады:
      1) жергiлiктi телефон байланысы қызметтерiн ұсыну;
      2) қалааралық телефон байланысы қызметтерiн ұсыну;
      3) халықаралық телефон байланысы қызметтерiн ұсыну;
      4) IP-телефония қызметтерін ұсыну (Интернет - телефония);
      5) деректер беру қызметтерiн ұсыну (оның iшiнде Интернет және телеграфты байланыс қызметтерi);
      6) бөлiнген байланыс желiлерi бойынша телекоммуникация қызметтерін ұсыну;
      7) жерсеріктік жылжымалы байланыс қызметтерiн ұсыну;
      8) ұялы байланыс қызметтерiн ұсыну (стандарт атауын көрсетiп);
      9) ұтқыр телекоммуникациялық байланыс қызметтерiн ұсыну (оның iшiнде жылжымалы радио/радиотелефонды, транкингтік және пейджингтік байланыс қызметтерi);
      10) жеке желiлердi ұйымдастыру бойынша қызметтер ұсыну (байланыс арналарын және желi инфрақұрылымының элементтерiн жалға бepу);
      11) почта байланысы қызметтерiн ұсыну;
      12) желiлердi және байланыс жолдарын техникалық пайдалану бойынша қызметтер ұсыну (телекоммуникациялық жабдықтарды, желi инфрақұрылымының элементтерін қоса алғанда).
      2. Мынадай қызметті жүзеге асыру үшiн лицензия алу талап етiлмейдi:
      1) меншiктi не жалға алынған желілік немесе коммутациялық жабдығы жоқ және пайдаланушыларға тиiстi лицензиялардың негiзiнде әрекет ететiн басқа байланыс операторларының қызметтерiн ұсынатын жеке және заңды тұлғалардың.
      Мұндай тұлғалар мен байланыс операторының арасындағы қатынастар жасалған шарттармен реттеледі, олардың құрылымы лицензиармен келiсiлуi тиiс. Делдалдар қызметтердi шарт жасасқан байланыс операторының сауда маркасымен ұсынуға міндетті. Бұл ретте тұтынушыларға ұсынылатын қызметтердің сапасына және лицензияның қолданылу шарттарының орындалуына байланыс операторы жауап бередi;
      2) өндiрiсішілік қызметтi және технологиялық процестердi, оның iшiнде үшiншi тұлғаларға байланыс қызметтерiн ұсынбай радиожиілік спектрін пайдалана отырып, сондай-ақ Қазақстан Республикасының аумағында Қазақстан Республикасының резиденті емес - байланыс операторлары ұсынатын байланыс қызметтерін пайдаланбай басқаруға арналған желілерді құру және пайдалану бойынша;
      3) байланыс саласындағы қызметпен байланысты емес, жалпы пайдаланудағы телекоммуникация желiсiне қосылмаған және негізгi қызмет түрiн жүзеге асыруға арналған ұтқыр телекоммуникациялық байланыс желiлерiн құру және пайдалану (оның iшiнде жылжымалы радио/радиотелефондық, транкингтiк және пейджингтік байланыс) бойынша.
      2) және 3) тармақшаларда көзделген жағдайларда жиіліктер, радиожиіліктер белдеулерін (радиожиіліктік арналарды) пайдалану үшін байланыс саласындағы уәкілетті орган Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес радиожиілік спектрін пайдалануға рұқсат береді.
      Ескерту. 2-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 2005.07.20. N 755 (қолданысқа енгізу тәртібін 2-тармақтан қараңыз) қаулысымен .

Қазақстан Республикасы  
Үкiметiнiң        
2004 жылғы 29 қыркүйектегі
N 998 қаулысына     
қосымша          

  Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң
күшi жойылған кейбiр шешiмдерiнiң
Тізбесі

      1. "Қазақстан Республикасында почта байланысы мен телекоммуникациялар саласындағы кәсiпкерлiк қызметтi лицензиялау, радиожиілік спектрiн пайдалану тәртiбi туралы ереженi бекiту туралы" Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1996 жылғы 25 қарашадағы N 1443  қаулысы  (Қазақстан Республикасының ПҮКЖ-ы, 1996 ж., N 48, 469-құжат).

      2. Қазақстан Республикасы Көлiк, коммуникациялар және туризм министрлiгiнің Көлiктiк бақылау комитетінiң мәселелерi" туралы Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1998 жылғы 23 желтоқсандағы N 1322  қаулысына  қосымшаның 6-тармағы (Қазақстан Республикасының ПҮКЖ-ы, 1998 ж., N 49, 444-құжат).

      3. "Қазақстан Республикасының Көлiк және коммуникациялар министрлігі Көлiктік бақылау комитетiнiң мәселелерi" туралы Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1999 жылғы 8 қыркүйектегi N 1334  қаулысының  2-тармағының 2) тармақшасы (Қазақстан Республикасының ПҮКЖ-ы, 1999 ж., N 45, 413-құжат).

      4. "Республикалық телекоммуникациялық трафиктiң биллингi орталығы (ТТБ-Орталық)" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнын құру туралы" Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 1999 жылды 25 қарашадағы N 1787  қаулысының  7-тармағы (Қазақстан Республикасының ПҮКЖ-ы, 1999 ж., N 52, 514-515-құжаттар).

      5. "Қазақстан Республикасының телекоммуникациялар желiлерiнде жедел-iздестiру iс-шараларын жүргізуді қамтамасыз ету жөнiндегi қосымша шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң 2001 жылғы 17 тамыздағы N 1081  қаулысының  1-тармағы (Қазақстан Республикасының ПҮКЖ-ы, 2001 ж., N 29, 380-құжат).

О некоторых вопросах лицензирования деятельности в области связи

Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2004 года N 998. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2009 года № 513

       Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2009 № 513 (порядок введения в действие см. п. 3 ).

      В целях совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей порядок лицензирования деятельности в области связи, Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые:
      1) квалификационные и дополнительные (специальные) требования при лицензировании деятельности в области связи;
      2) условия выдачи лицензий на осуществление предпринимательской деятельности в области связи;
      3) Правила проведения конкурсов для получения лицензий на осуществление деятельности в области связи;
      4) перечень услуг в области связи, подлежащих лицензированию.

      2. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Казахстан согласно приложению.

      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 
      Премьер-Министр
   Республики Казахстан

Утверждены                      
постановлением Правительства             
Республики Казахстан                 
от 29 сентября 2004 года N 998            

Квалификационные и дополнительные (специальные)
требования при лицензировании деятельности в области связи

      1. Квалификационные требования, предъявляемые к лицензируемым видам деятельности в области связи, которым должен соответствовать заявитель, включают наличие:
      1) в штате инженерно-технических сотрудников - ответственных исполнителей, имеющих соответствующее высшее или среднее специальное образование по профилю отрасли связи и информационных технологий, а также стаж работы в соответствии с квалификацией не менее трех лет;
      2) метрологической базы для проведения контрольно-измерительных и испытательных работ (принадлежащей заявителю на правах собственности либо иному физическому или юридическому лицу при условии наличия соответствующего договора);
      3) бизнес-плана заявителя с указанием начала предоставления услуг с момента получения лицензии.
      2. Дополнительные (специальные) требования оформляются в виде пояснительной записки по виду деятельности, на который запрашивается лицензия.
      Пояснительная записка должна состоять из общей характеристики заявителя (наименование, организационно-правовая форма, основные виды деятельности, информация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, опыт и масштаб прежней деятельности в области заявляемых услуг связи), технических предложений и давать полное и ясное представление об организации деятельности лицензиата по предоставлению пользователям услуг связи.
      Состав и содержание технических предложений:
      1) наименование создаваемой сети;
      2) территория, на которой будут предоставляться услуги, по этапам создания и/или развития и с привязкой к административно-территориальному делению Республики Казахстан;
      3) оценка спроса на предоставляемые услуги, прогноз конкурентоспособности этих услуг;
      4) соответствие требованиям по обеспечению качественного и безопасного осуществления лицензируемого вида деятельности, предоставления услуг;
      5) права владения, пользования, распоряжения техническими средствами (на правах собственности либо на правах аренды);
      6) степень самостоятельности по взаимоотношениям с потребителями услуг (осуществляется самостоятельно или требуются посредники - "поставщики услуг");
      7) основные технические решения:
      емкость сети, в том числе по этапам создания и/или развития, ожидаемый трафик;
      типы выбранного оборудования (коммутационное, системы передачи на соединительных линиях, типы линий на абонентском участке, аппаратура сопряжения, терминальное оборудование), фирмы-производители, наличие сертификатов соответствия, зарегистрированных в Государственном реестре Республики Казахстан;
      при использовании радиосредств - привести перечень оборудования, на которое необходимо получить частотные присвоения;
      использование аппаратуры повременного учета стоимости местных телефонных соединений, аппаратуры определения номера (для местной телефонной связи);
      схема организации связи в привязке к административным пунктам и этапам создания сети с необходимыми пояснениями;
      взаимодействие с сетью телекоммуникаций общего пользования, другими сетями связи на территории Республики Казахстан;
      способы организации межстанционных соединений (по собственным средствам сети связи заявителя с указанием конкретных технических средств, по арендованным каналам других сетей);
      способ организации выхода сети заявителя на зарубежные сети связи (для международной связи) и сети других операторов связи (приложить копии протоколов о намерениях или других документов, подтверждающих возможности сотрудничества);
      технические средства, которые будут использоваться для организации связи с сетями зарубежных партнеров, возможность транзита через сети взаимодействующих партнеров в третьи страны;
      план нумерации с указанием нумерации при организации входящей и исходящей местной, междугородной и международной связи;
      необходимость выделения междугородного и (или) внутризоновых кодов;
      планируемая нагрузка на одного абонента в сети заявителя;
      использование пунктов коллективного пользования и таксофонов;
      качественные показатели предоставляемых услуг, гарантируемые потребителям, работы сети (время ожидания соединения, процент отказов в часы наибольшей нагрузки, среднее время устранения повреждений и так далее);
      принципы организации системы управления и эксплуатации;
      система учета трафика (далее - биллинг);
      8) при подаче заявления на предоставление услуг передачи данных дополнительно необходимо указать:
      тип сети (системы, например, с коммутацией сообщений, передача данных с пакетной коммутацией, типы компьютерных сетей), используемая система стандартов и протоколов;
      перечень предоставляемых основных и дополнительных услуг, описание каждой услуги, их соответствие требованиям отечественных и международных стандартов, качественные показатели предоставляемых услуг, гарантируемых пользователям;
      типы и условия использования терминального оборудования потребителей, включая технические и программные средства;
      возможность комплексного предоставления услуг, включая предоставление и техническое обслуживание терминального оборудования, организация каналов связи, необходимых для его подключения к сети (системе), обучение пользователей;
      9) в технических предложениях по организации систем и/или сетей радиотелефонной связи необходимо:
      указать выбранный стандарт, диапазон частот, тип оборудования, указать точные места установки передающего оборудования, способы организации сопряжения с сетью телекоммуникаций общего пользования;
      привести расчет необходимого числа частотных каналов. При намерении подключения создаваемой сети к сети телекоммуникаций общего пользования излагаются основные технические решения в соответствии с подпунктом 7) пункта 2 настоящих квалификационных требований;
      10) на все радиооборудование, независимо от области его применения (сети телекоммуникаций, радиосвязь), представляются:
      тактико-технические данные радиоэлектронных средств;
      характеристики радиопередатчиков, характеристики излучаемых сигналов;
      характеристики радиоприемников;
      характеристики антенн;
      11) при создании спутниковых систем связи или использовании земных станций спутниковой связи для организации каналов между административными пунктами должны быть представлены следующие данные:
      назначение, расположение и принадлежность (страна) используемых искусственных спутников земли (далее - ИСЗ), их тип и точки стояния, зона обслуживания;
      величина загрузки ИСЗ создаваемой системой и рост загрузки по этапам развития;
      диапазон частот на линиях вверх и вниз, типы модуляции, уплотнения и межстанционного доступа;
      типы земных станций, входящих в систему связи, фирмы-производители, наличие сертификатов соответствия, зарегистрированных в Государственном реестре Республики Казахстан;
      энергетические параметры системы;
      сопряжение с наземными линиями связи;
      по аппаратно-программному комплексу, состоящему из вычислительного оборудования, обеспечивающего контроль технического состояния сети в реальном масштабе времени и оперативно изменяющего параметры системы и портов абонентских станций (далее - центр управления сетью), и системе биллинга на территории Республики Казахстан с указанием ориентировочного срока ввода в эксплуатацию;
      12) при подаче заявления о выдаче лицензии на предоставление услуг телекоммуникаций посредством выделенных сетей связи дополнительно представляются письменные обязательства по установке на территории Республики Казахстан центра управления сетью и биллинговой системы. Коммерческое предоставление услуг посредством таких сетей разрешается уполномоченным органом в области связи только после установки указанного оборудования;
      13) по почтовой связи необходимо указать:
      порядок пересылки почтовых отправлений от приема до выдачи адресату с указанием используемых транспортных средств;
      порядок предъявления на таможенный досмотр международных почтовых отправлений.
      Для всех видов деятельности по предоставлению услуг заявитель должен:
      указать категории пользователей, которым предоставляются услуги связи (все физические и юридические лица или ограниченные категории пользователей), а также свою ответственность перед пользователями за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по предоставлению услуг в гарантированные сроки и с соответствующим качеством;
      в случае предоставления услуг в общественных местах предусмотреть беспрепятственный доступ инвалидов к оказываемым услугам.
      Пояснительная записка оформляется в двух экземплярах машинописным текстом с приложением необходимых схем, таблиц, графиков. Текст пояснительной записки составляется на государственном или русском языках. <*>
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 г. N 755 (порядок введения в действие см. п.2).

      Утверждены                   
постановлением Правительства          
Республики Казахстан              
от 29 сентября 2004 года N 998         

Условия
выдачи лицензий на осуществление
предпринимательской деятельности в области связи

      Настоящие условия выдачи лицензий на осуществление предпринимательской деятельности в области связи разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года "О лицензировании"   и от 5 июля 2004 года "О связи" .

1. Условия выдачи лицензии

      1. Лицензирование деятельности в области связи осуществляется с целью государственного регулирования деятельности физических и юридических лиц, предоставляющих услуги почтовой связи и телекоммуникаций.
      2. На каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия.
      Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца осуществлять деятельность в области связи в определенных территориальных границах в соответствии с указанной целью при соблюдении им требований и условий, изложенных в приложении, являющемся неотъемлемой частью лицензии.
      Количество выдаваемых лицензий в зависимости от вида услуги (деятельности) определяется уполномоченным органом в области связи (далее - лицензиар). Ограничения по количеству могут быть связаны с недостаточностью радиочастотного спектра (далее - РЧС), кодов междугородной/международной телефонной связи.
      3. Лицензии подписываются руководителем уполномоченного органа в области связи или, в его отсутствие, лицом, его замещающим.
      4. Ставки, порядок исчисления и уплаты в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. (Прим. РЦПИ - см. К010209 )
      5. При осуществлении деятельности в области связи с использованием РЧС, кроме лицензии на осуществление деятельности, лицензиат обязан также получить разрешение на использование РЧС, являющееся неотъемлемым приложением к лицензии.
      Назначение (присвоение) конкретных частот осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом в области связи.
      Платежи, связанные с использованием РЧС, взимаются в порядке и размерах, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан. (Прим. РЦПИ - см. К010209 )
      6. Лицензии на право осуществления деятельности в области связи выдаются физическим и юридическим лицам, квалификационный уровень которых соответствует требованиям, предъявляемым к лицензируемому виду деятельности, на общих условиях или конкурсной основе, если лицензии на данный вид деятельности выдаются на конкурсной основе.
      Лицензии на осуществление деятельности по оказанию услуг с использованием полос радиочастот и ресурса нумерации выдаются на конкурсной основе в случае, если:
      1) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастот в диапазоне, по которому Межведомственной комиссией по радиочастотам Республики Казахстан рекомендовано ограничение по возможному числу операторов связи, действующих на определенной территории, в связи с недостаточным объемом радиочастотного спектра, доступного для оказания услуг связи радиочастотного спектра, с надлежащим уровнем качества;
      2) сеть телекоммуникаций общего пользования на определенной географической территории имеет ограниченные ресурсы сетевого доступа, в связи с чем, уполномоченным органом в области связи устанавливаются ограничения по возможному числу операторов связи, действующих на этой территории.
      Условия проведения конкурсов на получение лицензий на осуществление деятельности в области связи и разрешений на использование радиочастотного спектра в Республике Казахстан определяются в соответствии с Правилами проведения конкурсов для получения лицензии на осуществление деятельности в области связи.
      При поступлении на конкурс только одного заявления лицензия может быть выдана на условиях объявленного конкурса.
      7. Для получения лицензии на предоставление услуг междугородной и (или) международной связи заявитель должен представить документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям и (или) критериям по определению оператора междугородной и (или) международной связи сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан, установленным законодательством Республики Казахстан.
      8. Заявление на выдачу лицензии на право осуществления деятельности в области связи и прилагаемые к нему документы рассматриваются лицензиаром коллегиально (специально созданной лицензионной комиссией) в течение месяца со дня регистрации заявления, после чего заявителю выдаются лицензия либо письменный мотивированный отказ в выдаче лицензии.
      Регламент работы лицензионной комиссии и ее состав утверждаются лицензиаром. Число членов комиссии должно быть не менее 3 человек.
      Для субъектов малого предпринимательства рассмотрение документов и выдача лицензии производятся в десятидневный срок со дня регистрации заявления, за исключением случаев подачи заявлений на виды деятельности, связанные с использованием РЧС, которые рассматриваются в общем порядке.
      9. При необходимости может быть проведена техническая экспертиза материалов заявления или согласование с другими заинтересованными сторонами.
      Заявитель вправе отказаться от назначенных лицензиаром для проведения технической экспертизы материалов заявления организаций (или конкретных специалистов), если у него есть сомнения в их компетентности или объективности, и предложить привлечение других.
      10. Соответствие субъекта (заявителя) квалификационному уровню может устанавливаться на основе независимой экспертной оценки, проводимой юридическими, физическими лицами, аккредитованными в установленном порядке.
      11. После принятия лицензионной комиссией решения о выдаче, либо об отказе в выдаче лицензии заявитель в недельный срок в письменном виде уведомляется о принятии такого решения.
      12. Лицензия содержит ряд обязательных условий действия лицензии, устанавливаемых лицензиаром в пределах своей компетенции, а именно:
      1) порядок закрепления за техническими средствами лицензиата частотных присвоений (получения разрешений на использование радиочастотного спектра и эксплуатацию радиоэлектронных средств);
      2) уровень присоединения сети лицензиата к сети телекоммуникаций общего пользования, порядок присоединения к сетям связи других лицензиатов или других государств;
      3) порядок пропуска междугородного и международного телефонного трафика, использования телефонных кодов, нумерации;
      4) требования к качеству предоставляемых услуг;
      5) наименование используемых стандартов;
      6) требование о наличии в составе оборудования сертифицированных аппаратно-программных и технических средств, обеспечивающих проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      7) порядок ежегодного подтверждения статуса лицензиата;
      8) требование о ведении обязательного электронного учета служебной информации об абонентах;
      9) требование о наличии единого электронного банка данных длительного, до одного года, хранения служебной информации об исходящих и входящих соединениях абонента, в едином формате файлов, с возможностью удаленного подключения аппаратно-программных средств.
      В зависимости от вида деятельности лицензия может содержать и другие обязательные условия действия лицензии. <*>
      Сноска. В пункт 12 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 г. N 755 (порядок введения в действие см. п.2).
      13. Лицензиар вносит в условия действия лицензии изменения, вызванные интересами национальной безопасности, проведением оперативно-розыскных мероприятий, а также введением новых стандартов, норм и правил эксплуатации на сетях телекоммуникаций и в случаях изменения законодательства Республики Казахстан. Лицензиар информирует лицензиата о сроках введения в действие этих изменений и, при необходимости, порядке реализации новых условий.
      Изменения в условия действия лицензии подписывает руководитель уполномоченного органа в области связи или, в его отсутствие, лицо, его замещающее.
      14. При изменении юридического и/или почтового адреса, открытии филиалов, реорганизации юридического лица или его ликвидации лицензиат в недельный срок письменно извещает об этом лицензиара.
      В случае изменения фамилии, имени, отчества физического лица - лицензиата оно сообщает об этом лицензиару письменно в месячный срок с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. <*>
      Сноска. В пункт 14 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 г. N 755 (порядок введения в действие см. п.2).
      15. В случае изменения наименования (в том числе изменения организационно-правовой формы, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан), местонахождения (если оно указано в лицензии) юридического лица - лицензиата, оно обязано в течение месяца подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения, и технического заключения территориального органа лицензиара о проверке лицензионной деятельности лицензиата.
      16. Лицензиар в течение десяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего письменного заявления переоформляет лицензию.
      При переоформлении лицензии и выдаче указанного документа уплачивается сбор в порядке и размере, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.
      17. Лицензиат должен в течение месяца со дня выдачи лицензии зарегистрировать ее в территориальных органах лицензиара по месту его деятельности. Если действие лицензии распространяется на всю территорию республики или на несколько областей, лицензиат должен зарегистрировать лицензию в территориальных органах лицензиара тех областей, где он осуществляет свою деятельность.

      2. Контроль за соблюдением условий действия лицензии
 

            18. Лицензиар осуществляет контроль за соблюдением лицензиатом условий действия лицензии в установленном законодательством порядке. Для проведения проверок деятельности лицензиата, по согласованию с лицензиатом, уполномоченным органом в области связи могут привлекаться эксперты, специалисты в соответствующих областях знаний.
      19. Лицензиат не должен препятствовать проведению таких проверок и при необходимости обеспечивать доступ к своей измерительной аппаратуре с целью ее использования в проверке.
      Проверки могут быть проведены по жалобам потребителей и в иных, не противоречащих законодательству Республики Казахстан случаях.
      20. За несоблюдение установленных лицензионных требований и условий действия лицензии лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Утверждены                   
постановлением Правительства          
Республики Казахстан              
от 29 сентября 2004 года N 998         

Правила
проведения конкурсов для получения лицензий
на осуществление деятельности в области связи

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения конкурсов для получения лицензий на осуществление деятельности в области связи (далее - Правила) определяют порядок организации и проведения конкурсов на получение лицензий на осуществление деятельности в области связи.
      2. Решение о проведении конкурса принимает уполномоченный орган в области связи, в случае использования радиочастотного спектра (далее - РЧС) - с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан.
      3. Для организации и проведения конкурса создается конкурсная комиссия, состав которой утверждается уполномоченным органом в области связи. Число членов конкурсной комиссии должно быть не менее пяти человек.
      4. Решения о конкурсной выдаче лицензий на тот или иной вид деятельности в области связи и соответствующих разрешений принимаются в порядке, предусмотренном законодательством, а также при наличии нескольких претендентов на ведение одного и того же вида деятельности в одном регионе при ограниченности ресурсов радиочастот и сетевого доступа в данном регионе.

      2. Деятельность конкурсной комиссии
 

            5. В состав конкурсной комиссии, кроме представителей лицензиара, Межведомственной комиссии по радиочастотам Республики Казахстан (в случае использования РЧС), могут быть введены независимые эксперты, другие специалисты в зависимости от вида деятельности и территории, на которую будет распространяться действие лицензии, а также представители центральных и местных исполнительных органов.
      6. Конкурсная комиссия организует, проводит конкурс и выдает лицензиару протокол, служащий основанием для оформления лицензии и/или разрешения.
      7. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами, на основе гласности, коллегиальности принятия окончательного решения.
      8. При рассмотрении заявочных документов конкурса и принятии решения должна быть обеспечена полная конфиденциальность.
      9. Комиссия имеет право отклонить любое предложение, представленное в конкурсную комиссию, если:
      1) заявитель представил ложные сведения;
      2) материалы заявки не соответствуют установленным конкурсной комиссией требованиям;
      3) осуществление определенного вида деятельности законодательными актами запрещено для данной категории субъектов;
      4) в отношении заявителя имеется решение суда, запрещающее ему занятие данным видом деятельности.
      10. Комиссия вправе приглашать заявителей на заседания, а также запрашивать у заявителей дополнительные сведения, если это необходимо для принятия окончательного решения.

      3. Организация конкурса
 

            11. Информация о проведении конкурса публикуется лицензиаром в республиканской периодической печати.
      12. Комиссия готовит конкурсную документацию, содержащую следующую информацию:
      1) условия и сроки проведения конкурса и необходимые в связи с этим процедуры;
      2) требования к содержанию заявок на участие в конкурсе;
      3) отношения между потенциальными операторами и операторами существующих сетей, в том числе сети телекоммуникаций общего пользования, включая вопросы взаиморасчетов за подключения;
      4) проект лицензии, в котором оговариваются обязательства по объему сети, услугам, уровням тарифов и другие условия.
      13. Поступающие заявочные материалы регистрируются комиссией.
      14. Заявителям сообщаются письменно дата и номер регистрации заявки.
      15. Комиссия рассматривает поступившие документы и выбирает наилучшее предложение в срок, определенный условиями проведения конкурса.
      В случае выбора более одного наилучшего предложения, конкурс проводится в форме аукциона.
      16. Решение конкурсной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии при наличии на ее заседании не менее 2/3 ее членов.
      17. Итоговое решение должно быть аргументировано и оформлено протоколом заседания комиссии в трехдневный срок после заседания. Протокол передается лицензиару для выдачи лицензии и/или разрешения победителю конкурса, которому также выдается копия протокола.
      Протокол заседания комиссии подписывают все ее члены.
      18. Материалы, поступившие на рассмотрение в конкурсную комиссию, возврату не подлежат и остаются в собственности лицензиара.

4. Требования, предъявляемые к участникам
конкурса и заявочным материалам

      19. К участию в конкурсе допускаются физические и юридические лица, независимо от форм собственности, в том числе иностранные, обладающие гражданской правоспособностью и имеющие собственные средства или гарантии банков по выделению кредитов на осуществление технического проекта или предложения, представляемого на конкурс.
      20. Заявителем конкурсного предложения признается физическое или юридическое лицо, представившее заявочные материалы, соответствующие требованиям, предъявленным конкурсной комиссией, и получившее регистрационный номер.
      21. В заявочных материалах отражается следующая информация:
      1) описание заявителя - общая характеристика, наименование, организационно-правовая форма;
      2) финансовые возможности - финансовый менеджмент и перечень источников финансирования с документальным подтверждением;
      3) технические возможности заявителя - подробно излагаются основные технические решения в соответствии с квалификационными требованиями к лицензируемому виду деятельности. Заявитель должен показать, какое качество обслуживания и предоставляемых услуг он может гарантировать, подтвердить свою готовность представлять информацию о состоянии используемых технических средств, тарифах на всю номенклатуру услуг, статистические отчетные данные, а также не препятствовать государственным органам при проведении проверок технических параметров оборудования;
      4) оценка рынка с учетом существующих услуг и ожидаемой перспективы развития, описание метода(ов) получения этой оценки, а также предполагаемая потребность в заявляемых услугах на срок действия лицензии и планы перспективного развития;
      5) план работы с описанием основных факторов и положений плана, включая развитие по годам с увязкой по территории охвата. Заявитель должен показать общие затраты на ввод в строй, техническое обслуживание и другие капиталовложения на последующие годы действия лицензии, а также бизнес-план (капитальные вложения, тарифы на услуги, прибыль) для оценки предложения по экономическим показателям на срок, на который будет выдана лицензия;
      6) любые дополнительные сведения по существу конкурса, которые, по мнению заявителя, дадут возможность комиссии более объективно оценить проекты (предложения), возможные пути модернизации проекта (предложения) и сроки их реализации.
      22. Решение конкурсной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Утвержден                   
постановлением Правительства          
Республики Казахстан              
от 29 сентября 2004 года N 998         
 

Перечень
услуг в области связи, подлежащих лицензированию

      1. Лицензированию подлежат следующие виды деятельности в области связи:
      1) предоставление услуг местной телефонной связи;
      2) предоставление услуг междугородной телефонной связи;
      3) предоставление услуг международной телефонной связи;
      4) предоставление услуг IP-телефонии (Интернет-телефонии);
      5) предоставление услуг передачи данных (в том числе услуги Интернет и телеграфной связи);
      6) предоставление услуг телекоммуникаций по выделенной сети связи;
      7) предоставление услуг спутниковой подвижной связи;
      8) предоставление услуг сотовой связи (с указанием наименования стандарта);
      9) предоставление услуг мобильной телекоммуникационной связи (в том числе услуги подвижной радио/радиотелефонной, транкинговой и пейджинговой связи);
      10) предоставление услуг по организации частных сетей (предоставление в аренду каналов связи и элементов инфраструктуры сети);
      11) предоставление услуг почтовой связи;
      12) предоставление услуг по технической эксплуатации сетей и линий связи (включая телекоммуникационное оборудование, элементы инфраструктуры сети).
      2. Не требуется получение лицензии для осуществления деятельности:
      1) физических и юридических лиц, не имеющих собственного либо арендуемого сетевого или коммутационного оборудования и предлагающих пользователям услуги других операторов связи, действующих на основании соответствующих лицензий.
      Отношения между такими лицами и оператором связи регулируются заключенными договорами, структура которых должна быть согласована лицензиаром. Посредники обязаны предоставлять услуги под торговой маркой оператора связи, с которым заключен договор. При этом ответственность за качество предоставляемых потребителям услуг и исполнение условий действия лицензии несет оператор связи;
      2) по созданию и эксплуатации сетей, предназначенных для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, в том числе с использованием радиочастотного спектра без предоставления услуг связи третьим лицам, а также без использования услуг связи, предоставляемых на территории Республики Казахстан операторами связи - нерезидентами Республики Казахстан.
      3) по созданию и эксплуатации сетей мобильной телекоммуникационной связи (в том числе подвижной радио/радиотелефонной, транкинговой и пейджинговой связи), не имеющих присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования и предназначенных для реализации основного вида деятельности, не связанного с деятельностью в области связи.
      Для использования полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) в случаях, предусмотренных подпунктами 2) и 3), уполномоченным органом в области связи выдается разрешение на использование радиочастотного спектра в соответствии с законодательством Республики Казахстан. <*>
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 20 июля 2005 г. N 755 (порядок введения в действие см. п.2).
 

Приложение                       
к постановлению Правительства              
Республики Казахстан                  
от 29 сентября 2004 года N 998              

Перечень
утративших силу некоторых решений
Правительства Республики Казахстан

      1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1996 года N 1443 "Об утверждении Положения о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., N 48, ст. 469).
      2. Пункт 6 приложения к постановлению Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 1998 года N 1322 "Вопросы Комитета транспортного контроля Министерства транспорта, коммуникаций и туризма в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., N 49, ст. 444).
      3. Подпункт 2) пункта 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 8 сентября 1999 года N 1334 "Вопросы Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 45, ст. 413).
      4. Пункт 7 постановления Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1999 года N 1787 "О создании Республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр биллинга телекоммуникационного трафика (БТТ-центр)" (САПП Республики Казахстан, 1999 г., N 52, ст. 514-515).
      5. Пункт 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2001 года N 1081 "О дополнительных мерах по обеспечению проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях телекоммуникаций Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 29, ст. 380).