"Экспорттық бақылау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы туралы (жаңа редакциясы)

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2006 жылғы 23 желтоқсандағы N 1252 Қаулысы

      Қазақстан Республикасының Үкiметi  ҚАУЛЫ ЕТЕДI :
      "Экспорттық бақылау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы (жаңа редакциясы) Қазақстан Республикасының Парламентi Мәжiлiсiнiң қарауына енгiзiлсiн.

       Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі

      Жоба

Қазақстан Республикасының Заңы

Экспорттық бақылау туралы (жаңа редакциясы)

      Осы Заң Қазақстан Республикасының халықаралық, сондай-ақ ұлттық қауiпсiздiк мүддесiне, қару-жараққа, әскери техникаға, ядролық және арнайы ядролық емес материалдарға, әскери мақсаттағы өнiмге, екi ұдай қолданылатын тауарлар мен технологияларға, оларды өндiру мен пайдалануға байланысты шикiзатқа, материалдарға, жабдықтарға, технологияларға, ғылыми-техникалық ақпарат пен көрсетiлетiн қызметке экспорттық бақылауды жүзеге асырудың және жаппай қырып-жоятын қаруды таратпау режимiн нығайтудың негiздерi мен тәртiбiн белгiлейдi.

       1-бап. Осы Заңда пайдаланылатын негiзгi ұғымдар

      Осы Заңда мынадай негiзгi ұғымдар пайдаланылады:
      1) фирмаiшiлiк экспорттық бақылау жүйесi - экспорттық бақылау ережелерiн сақтау мақсатында сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар жүзеге асыратын ұйымдастырушылық, әкiмшiлiк, ақпараттық және өзге де сипаттағы iс-шаралар кешенi;
      2) тұтастай қамтитын бақылау - экспорттық бақылауға жатпайтын өнiмнiң тiзiмiне кiрмейтiн өнiмдердi бақылау;
      3) кепiлдiк мiндеттеме (түпкi пайдаланушының сертификаты) - экспорттық бақылауға жататын импортталатын өнiмдi мәлiмделген мақсатта пайдалану және оны сатушы елдiң келiсiмiнсiз үшiншi елдерге керi экспорттауға жол бермеу туралы елдiң құзыреттi органы берген - алушы елдiң ресми сендiруi;
      4) импорттаушының (түпкi пайдаланушының) кепiлдiк мiндеттемесi - экспорттық бақылауға жататын өнiмдi мәлiмделген мақсаттарға пайдалану туралы және оны уәкiлеттi органның рұқсатынсыз үшiншi елдерге керi экспорттауға жол бермеу туралы импорттаушының (түпкi пайдаланушының) жазбаша сендiруi;
      5) Қазақстан Республикасы экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдары - заңнамада белгiленген шектерде экспорттық бақылау құзыретiн жүзеге асыратын Қазақстан Республикасының орталық атқарушы органдары;
      6) импорт - тұрақты пайдалану және тұтыну үшiн Қазақстан Республикасының кеден аумағына экспорттық бақылауға жататын өнiм әкелу;
      7) экспорттық бақылауға жататын өнiм номенклатурасы (тiзiмi) - экспорттық бақылауға жататын тауарлардың, технологиялардың, жұмыстардың, қызметтер мен ақпараттың тiзбесi;
      8) жаппай қырып-жоятын қару - химиялық, бактериологиялық (биологиялық), радиологиялық және ядролық қару;
      9) экспорттық бақылауға жататын өнiмдердi Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс жерде қайта өңдеу - Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс қазақстандық тауарларды кеден заңнамасына сәйкес жүзеге асырылатын Қазақстан Республикасының кеден аумағына оларды қайта өңдеу және одан кейiннен әкелу мақсатында шығару және пайдалану;
      10) зияткерлiк шығармашылық қызмет нәтижелерiне құқықтар - қару-жарақпен, әскери техникамен, екi ұдай мақсаттағы өнiммен, арнаулы жабдықпен және жаппай қырып-жоятын қаруды жасауға арналған технологиямен байланысты ғылыми еңбектерге, ЭЕМ-ге арналған бағдарламаларға, өнертабысқа, пайдалы модельдерге, өнеркәсiптiк үлгiлерге, интегралдық микросхема топологиясына, ашылмаған ақпаратқа, оның iшiнде, "ноу-хау" шығарудың құпияларына, карталарға, жоспарларға, эскиздерге, иллюстрациялар мен үш деңгейлi шығармаға авторлық құқықтар;
      11) өнiм - экспорттық бақылауға жататын тауарлар, технологиялар, жұмыстар, қызметтер, ақпарат;
      12) керi импорт - кеден заңнамасына сәйкес Қазақстан Республикасының кедендiк аумағынан бұрын әкетiлген экспорттық бақылауға жататын қазақстандық өнiмнiң өзгерiссiз жағдайда қайта әкелiнуi;
      13) керi экспорт - Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тысқары жерде шығарылған экспорттық бақылауға жататын, кеден аумағына бұрын әкелiнген немесе үшiншi елдерге басқа мемлекеттiң кеден аумағынан Қазақстан Республикасында шығарылған экспорттық бақылауға жататын өнiмдi әкету;
      14) жеткiзу құралдары - жаппай қырып-жоятын қаруды жеткiзуге қабiлеттi зымырандар мен ұшқышсыз ұшу аппараттары (кемiнде 500 кг пайдалы жүктеменi 300 км және одан артық қашықтыққа жеткiзуге қабiлеттi);
      15) екi ұдай қолданылатын (мақсаттағы) тауарлар мен технологиялар - азаматтық мақсаттарда пайдаланылатын, бiрақ қару-жарақ, әскери техника және оқ-дәрiлер, оның iшiнде жаппай қырып-жоятын қару мен оны жеткiзу құралдарын өндiру үшін қолданылуы мүмкiн жабдық, материалдар, шикiзат, технологиялар мен ғылыми-техникалық ақпарат;
      16) тасымал - өнiмге кедендiк бақылау жасай отырып оны Қазақстан Республикасының кеден аумағы арқылы өткiзу;
      17) уәкілетті орган - экспорттық бақылау саласында мемлекеттiк реттеудi жүзеге асыратын мемлекеттiк орган;
      18) сыртқы экономикалық қызметке қатысушы (мәлiмдеушi) - Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспортын, керi экспортын, импортын, керi импортын, тасымалдануын және қайта өңдеуiн жүзеге асыратын Қазақстан Республикасының заңды немесе жеке тұлғалары, шетелдiк заңды немесе жеке тұлғалар;
      19) экспорттық бақылау - экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспортының, керi экспортының, импортының, керi импортының, тасымалының немесе Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс қайта өңдеу осы Заңда және Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы өзге де нормативтiк құқықтық актiлерiнде белгiленген тәртiбiн Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесi мемлекеттiк органдарының iске асыруы жөнiндегi шаралар жиынтығы;
      20) экспорт - Қазақстан Республикасының кеден аумағынан осы аумақтан тыс жерде тұрақты орналастыру немесе тұтыну мақсатында экспорттық бақылауға жататын өнiмдi әкелу;
      21) ядролық және арнайы ядролық емес материалдар - ядролық қаруды таратпау жөнiндегi халықаралық режимнiң талаптарына сәйкес осындай деп белгiленген материалдар;

       2-бап. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау туралы заңнамасы

      1. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау туралы заңнамасы Қазақстан Республикасының Конституциясына негiзделедi, осы Заңнан және Қазақстан Республикасының өзге де нормативтiк құқықтық актiлерiнен тұрады.
      2. Егер Қазақстан Республикасы бекiткен халықаралық шарттарда осы Заңда көзделгендерден өзгеше ережелер белгiленген болса, онда халықаралық шарттардың нормалары қолданылады. 

       3-бап. Осы Заңның қолданылу аясы

      Осы Заңның күшi осы Заңның 8-бабында көрсетiлген өнiмнiң Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс экспортына, керi экспортына, импортына, керi импортына, тасымалына және қайта өңделуiне, сондай-ақ экспорттық бақылау саласындағы мемлекеттiк органдардың, сыртқы экономикалық қызметке қатысушылардың (мәлiмдеушiлердiң) қатынастарына қолданылады.

       4-бап. Экспорттық бақылаудың негiзгi мақсаттары мен қағидаттары

      1. Экспорттық бақылаудың негiзгi мақсаттары:
      1) ұлттық қауiпсiздiктi қамтамасыз ету;
      2) жаппай қырып-жоятын қаруды таратпау режимiн нығайту;
      3) халықаралық қатынастардың тұрақты және қауiпсiз жүйесiн қалыптастыруға жәрдемдесу;
      4) экспорттық бақылау саласындағы халықаралық ұйымдармен және шет мемлекеттермен күш-жiгердi үйлестiру және өзара iс-қимыл жасау болып табылады.
      2. Экспорттық бақылаудың негiзгi қағидаттары:
      1) жаппай қырып-жоятын қаруды, оны жеткiзу құралдарын және қару-жарақ пен әскери техниканың өзге де түрлерi мен жөнiндегi халықаралық мiндеттемелердi сақтау;
      2) экспорттық бақылауды жүзеге асыруда саяси мүдделердiң басымдылығы;
      3) экспорттық бақылау туралы заңнама жөнiндегi ақпаратқа қол жетiмдiлiк;
      4) халықаралық терроризм мен экстремизмдi қолдауға жол бермеу;
      5) экспорттық бақылау рәсiмдерi мен ережелерiнiң жалпыға танылған халықаралық нормалар мен практикаға сәйкестiгi.

       5-бап. Қазақстан Республикасы Yкiметiнiң экспорттық бақылау саласындағы құзыретi

      Қазақстан Республикасының Үкiметi экспорттық бақылау саласында:
      1) экспорттық бақылау саласындағы мемлекеттiк саясаттың негiзгi бағыттарын әзiрлейдi;
      2) Қазақстан Республикасында мемлекеттiк экспорттық бақылау жүйесiн қалыптастырады;
      3) экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспорты мен импортын лицензиялаудың ережесiн бекiтедi;
      4) Қазақстан Республикасына әкелiнетiн экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң пайдаланылуы жөнiндегi мiндеттемелердi ресiмдеу және олардың орындалуын тексеру ережесiн бекiтедi;
      5) экспорт бақылауға жататын өнiмнiң транзитiне рұқсат беру ережесiн бекiтедi;
      6) экспорттық бақылауға жататын өнiмдi Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс қайта өңдеуге рұқсат беру ережесiн бекiтедi;
      7) сыртқы экономикалық қызметке қатысушылардың фирмаiшiлiк экспорттық бақылау жүйесiне қойылатын бiлiктiлiк талаптарын бекiтедi;
      8) экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң номенклатурасын бекiтедi;
      9) осы Заңға сәйкес экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң кеден аумағынан тыс экспортына, импортына, транзитiне және қайта өңделуiне қатысты шектеулер енгiзiлетiн мемлекеттердiң тiзбесiн бекiтедi.

       6-бап. Уәкiлеттi органның құзыретi

      Уәкiлеттi орган:
      1) экспорттық бақылау саласындағы мемлекеттiк саясатты iске асыруды қамтамасыз етедi және Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдарының қызметiн үйлестiредi;
      2) экспорттық бақылау саласындағы нормативтiк құқықтық актiлердi әзiрлейдi;
      3) Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдарымен бiрлесiп, экспорттық бақылауға жататын тауарлардың номенклатурасын әзiрлейдi;
      4) белгiленген құзыретi шегiнде кеден аумағынан тыс экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспортын, керi экспортын, импортын, керi импортын, транзитiн және қайта өңделуiн бақылайды;
      5) экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспорты мен импортын лицензиялауды жүзеге асырады;
      6) халықаралық ұйымдармен және шет мемлекеттермен экспорттық бақылау саласында шаралар әзiрлейдi және ынтымақтастықты жүзеге асырады;
      7) Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдарымен бiрлесiп, қажет болған кезде экспорттық бақылауға жататын өнiмдi жөнелту алдындағы кезеңде және оның түпкi пайдаланылуын тексерудi жүзеге асырады;
      8) Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң номенклатурасы бойынша кепiлдiк мiндеттеме (түпкi пайдаланушының сертификатын) бередi;
      9) Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен номенклатура бойынша экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң тасымалына рұқсат бередi;
      10) өтiнiм берушiлерге және мүдделi мемлекеттiк органдарға өнiмдi экспорттық бақылауға жататын өнiмге жатқызу туралы қорытынды бередi;
      11) Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен номенклатура бойынша экспорттық бақылауға жататын өнiмдi кеден аумағынан тыс қайта өңдеуге рұқсат бередi.

       7-бап. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесi мемлекеттiк органдарының құзыретi

      Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдары:
      1) экспорттық бақылау саласындағы нормативтiк құқықтық базаны қалыптастыруға қатысады;
      2) экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң Қазақстан Республикасының кеден шекарасы арқылы заңсыз өткiзiлуiнiң алдын алады және оның жолын кеседi;
      3) халықаралық мiндеттемелерге сәйкес экспорттық бақылауға жататын Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен номенклатура бойынша импортердiң (соңғы тұтынушының) кепiлдi мiндеттемелерiн келiседi;
      4) өз құзыретi шегiнде Қазақстан Республикасының халықаралық мiндеттемелерiне сәйкес экспорттық бақылауға жататын Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiткен номенклатура бойынша экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспорты, керi экспорты, импорты, транзитi және кеден аумағынан тыс қайта өңделуi мәселелерiн келiседi.

       8-бап. Экспорттық бақылауға жататын өнiм

      1. Қазақстан Республикасының ұлттық мүдделерi мен халықаралық мiндеттемелерiн негiзге ала отырып, Қазақстан Республикасының Yкiметi экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң номенклатурасын бекiтедi.
      2. Экспорттық бақылауға жататын өнiмге мыналар жатады:
      1) жай қару-жарақ пен әскери техника, шикiзат, материалдар, арнаулы жабдық пен технологиялар, оларды өндiруге байланысты жұмыстар мен көрсетiлетiн қызметтер;
      2) ядролық және арнайы ядролық емес материалдар, жабдық, қондырғылар, технологиялар, ионданатын сәуле шығаратын көздер, өнiм, екi ұдай қолданылатын жабдық пен тиiстi технологиялар, оларды өндiруге байланысты жұмыстар мен қызметтер;
      3) экспорттық бақылаудың халықаралық режимдерi белгiлейтiн тiзiмдер, тiзбелер бойынша химиялық қару жасау кезiнде пайдаланылуы мүмкiн екi ұдай қолданылатын химикаттар мен технологиялар;
      4) экспорттық бақылаудың халықаралық режимдерi белгiлейтiн тiзiмдерi, тiзбелерi бактериологиялық (биологиялық) және уытты қару жасау кезiнде пайдаланылуы мүмкiн ауру қоздырғыштар, олардың генетикалық жағынан өзгерген нысандары мен генетикалық материалдың бөлшектерi;
      5) тiзiмдерi, тiзбелерi экспорттық бақылаудың халықаралық режимдерiмен белгiленетiн зымырандық техника, қозғалтқыштар, олардың компоненттерi, жабдығы, зымырандық техника жасау кезiнде қолданылатын материалдар мен технологиялар;
      6) жаппай қырып-жоятын қару түрлерi;
      7) ғылыми-техникалық ақпарат, әскери мақсаттағы өнiмге және екi ұдай қолданылатын технологияларға байланысты қызметтер мен зияткерлiк шығармашылық қызметтiң нәтижелерi.

       9-бап. Экспорттық бақылау және оны жүзеге асырудың негiзгi әдiстерi

      1. Экспорттық бақылау Қазақстан Республикасының заңнамасына, Қазақстан Республикасының жаппай қырып-жоятын қаруды, оны жеткiзу құралдарын және өзге де қару түрлерi мен әскери техниканы өзге де түрлерi мен таратпау жөнiндегi халықаралық мiндеттемелерiне, сондай-ақ Қазақстан Республикасы бекiткен халықаралық шарттарға сәйкес жүзеге асырылады.
      2. Экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспорты мен импорты уәкiлеттi орган берген лицензиялар негiзiнде жүзеге асырылады.
      3. Экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң экспорты мен импортын лицензиялау Қазақстан Республикасының лицензиялау саласындағы заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.
      4. Экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң керi экспорты осы Заңда экспорт үшiн белгiленген тәртiппен жүзеге асырылады.
      5. Қазақстан Республикасынан шығарылатын және экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң керi экспорты алушы - елдiң кепiлдi мiндеттемесiн негiзге ала отырып, уәкiлеттi мемлекеттiк органның рұқсаты бойынша жүзеге асырылады.
      6. Қазақстан Республикасының кедендiк аумағына әкелiнген және экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң керi экспорты өнiм өндiрiлген елдiң құзыреттi органының рұқсаты бойынша жүзеге асырылады.
      7. Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерi, басқа да әскерлерi мен әскери құралымдары немесе басқа мемлекеттердiң Қазақстан Республикасы аумағында уақытша орналасқан әскери құралымдары қару-жарағында тұрған (жарақтанған) экспорттық бақылауға жататын жарақтарды, өнiмдердi жөндеу (жаңғырту) мақсатында Қазақстан Республикасының кеден шекарасы арқылы өткiзу, сондай-ақ экспорттық бақылауға жататын өнiмдердi Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс жерде қайта өңдеу уәкiлеттi органның шешiмi бойынша жүзеге асырылады.
      8. Көрмелерде көрсету үшiн экспорттық бақылауға жататын өнiмдi, осы шикiзатқа не экспорттық бақылауға жататын, коммерциялық құндылығы жоқ өнеркәсiп өнiмiне мүмкiн болатын сұранысты айқындау мақсатында зерттеулер (сертификаттау) жүргiзу үшiн шикiзат үлгiлерiнiң, Қазақстан Республикасы ратификациялаған халықаралық келiсiмдер мен шарттарды орындау үшiн халықаралық ұйымдардың инспекторлары алатын сынамалар үлгiлерiнiң ең аз санын Қазақстан Республикасынан әкету лицензиясыз жүзеге асырылады. Бұл ретте сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар уәкiлеттi органға және Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң тиiстi мемлекеттiк органына алдын ала жазбаша хабарлайды.
      Осы бапта көрсетiлген мақсаттар үшiн үлгiлердiң ең аз санын олар бекiткен Ережеге сәйкес уәкiлеттi орган айқындайды.
      9. Қазақстан Республикасының кеден шекарасы арқылы экспорттық бақылауға жататын өнiмдi әкету мен әкелуге бақылау жасауды Қазақстан Республикасының кеден органдары жүзеге асырады.
      10. Сыртқы экономикалық мәмiлелердi жүзеге асыру кезiнде мәлiмдеушi келiсiм-шарт жағдайында Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесi мемлекеттiк органдарының экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң түпкi пайдаланылуын тексеруiне қол жеткiзуiн қамтамасыз етудi көздеуге мiндеттi.
      11. Уәкiлеттi орган экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң шығу елiнiң құзыреттi органы берген рұқсаттың түпнұсқалығын айқындауға құқылы.

       10-бап. Тұтастай қамтитын бақылау

      1. Тұтастай қамтитын бақылау талаптарын қамтамасыз ету мақсатында, егер сыртқы экономикалық қызметке қатысушыларға (өтiнiм берушiлерге) тауарлар, ақпарат, жұмыстар, қызметтер, зияткерлiк шығармашылық қызмет нәтижелерi шет мемлекеттiң немесе шетелдiк тұлғаның жаппай қырып-жоятын қару мен оны жеткiзу құралдарын жасау мақсаттары үшiн пайдаланылатыны анық белгiлi болса, оларға бұл тауарлармен, ақпаратпен, жұмыстармен, қызметтермен, зияткерлiк шығармашылық қызмет нәтижелерiмен сыртқы экономикалық мәмiлелер жасасуға немесе оған өзге де кез келген түрде қатысуға тыйым салынады.
      2. Сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар (өтiнiш берушiлер) Қазақстан Республикасының нормативтiк құқықтық актiлерiнде белгiленген тәртiппен осы Заңның 8-бабында көрсетiлген тiзбелердiң қолданылу аясына жатпайтын тауарлармен, ақпаратпен, жұмыстармен, қызмет көрсетулермен, санаткерлiк шығармашылық қызмет нәтижелерiмен сыртқы экономикалық мәмiлелердi жүзеге асыруға уәкiлеттi мемлекеттiк органның лицензиясын Қазақстан Республикасының нормативтiк құқықтық актiлерiнде белгiленген тәртiппен мынадай жағдайларда:
      1) оларды Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң уәкiлеттi органы немесе өзге де мемлекеттiк органы осы тауарлар, ақпарат, жұмыстар, қызметтер, зияткерлiк шығармашылық қызмет нәтижелерi осы баптың бiрiншi бөлiгiнде көрсетiлген мақсаттарда пайдаланылуы мүмкiн екендiгi туралы хабардар еткенде;
      2) осы тауарлар, ақпарат, жұмыстар, қызметтер зияткерлiк шығармашылық қызмет нәтижелерi осы баптың бiрiншi бөлiгiнде көрсетiлген мақсаттарда пайдаланылуы мүмкiн екендiгiне олар негiз бар деп санағанда рұқсат алуға мiндеттi.

       11-бап. Ұйымдардағы фирмаiшiлiк экспорттық бақылау жүйесi

      1. Осы Заңда және Қазақстан Республикасының өзге де нормативтiк құқықтық актiлерiнде белгiленген экспорттық бақылау ережелерiнiң орындалуын қамтамасыз ету үшiн жаппай қырып-жою қаруларын, оны жеткiзу құралдарын және қару-жарақ пен әскери техниканың өзге де түрлерiн, қару-жарақ пен әскери техниканың өзге де қауiптi түрлерiн құру кезiнде пайдаланылуы мүмкiн көрсетiлген салада құқық бұзушылықты болдырмау мақсатында сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар фирмаiшiлiк экспорттық бақылау жүйесiн құрады.

       12-бап. Экспорттық бақылауға жататын өнiмдi жөнелту алдындағы кезеңде және оның түпкiлiктi пайдаланылуын тексеру

      1. Экспорттық бақылауға жататын өнiмдi жөнелту алдындағы кезеңде және оның түпкiлiктi пайдаланылуын тексерудi Қазақстан Республикасының заңнамасына және Қазақстан Республикасы ратификациялаған халықаралық шарттарға сәйкес уәкiлеттi орган Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдарымен бiрлесiп, мынадай негiздемелер бойынша өз құзыретi шегiнде жүзеге асырады және тағайындайды:
      1) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгiленген тәртiппен Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы заңнамасының талаптарын сыртқы экономикалық қызметке қатысушылардың бұзуы туралы куәландыратын мәлiметтердi алу;
      2) сыртқы экономикалық қызметке қатысушылардың жаппай қырып-жою қару-жарағын, оны жеткiзу құралдары мен қару-жарақ пен әскери техниканың өзге де түрлерiн таратпау жөнiндегi халықаралық мiндеттемелердi сақтамау.
      2. Тексеру уәкiлеттi орган берген тексерудi тағайындау туралы акт негiзiнде өткiзiледi.
      Тексерудi тағайындау туралы акт уәкiлеттi орган белгiлеген тәртiпке сәйкес арнайы журналда тiркелуi тиiс.
      Тексерудi тағайындау туралы акт Қазақстан Республикасының заңнамасында белгiленген тәртiппен құқықтық статистика және арнайы есепке алуды қалыптастыру жөнiндегi қызметтi жүзеге асыратын мемлекеттiк органда (бұдан әрi - құқықтық статистика жөнiндегi орган) мiндеттi түрде тiркеледi.
      3. Тексерудi жүргiзудiң басталуы тексерушi лауазымды тұлғаның (тұлғалардың) қызметтiк куәлiгiн мiндеттi түрде көрсете отырып, тексерудiң тағайындалуы туралы тексерiлетiн қатысушыға сыртқы экономикалық қызмет актiсiн тапсырған сәтi есептеледi.
      Тексеру экспорттық бақылауға жататын өнiмдi жөнелту алдындағы кезеңде және оның түпкiлiктi пайдаланылуын тексерудi тағайындау туралы актiде көрсетiлген тек сол лауазымды тұлға (тұлғалар) жүргiзедi.
      Экспорттық бақылауға жататын өнiмдi жөнелту алдындағы кезеңде және оның түпкiлiктi пайдаланылуын тексерудi тағайындау туралы бiр актiнiң негiзiнде бiр тексеру ғана жүргiзiлуi мүмкiн.
      4. Тексерудi жүргiзу мерзiмi отыз күнтiзбелiк күннен аспауы тиiс, қажеттiлiк кезiнде тексерудi жүргiзу мерзiмi Қазақстан Республикасының заңнамасында белгiленген тәртiппен ұзартылуы мүмкiн.
      Тексеру мерзiмiн ұзартқан жағдайда уәкiлеттi орган мiндеттi түрде тексерудiң ұзартылғаны туралы қосымша актiнi құқықтық статистика жөнiндегi органда тiркей отырып, рәсiмдейдi, онда тексерудiң тағайындалғаны және ұзарту себептерi туралы алдыңғы актiнiң тiркелген нөмiрi мен күнi көрсетiледi.
      5. Тексерудi тағайындау туралы акт сыртқы экономикалық қызметтiң бiр қатысушысына ресiмделедi.
      6. Тексеру аяқталысымен оны жүзеге асырушы уәкiлеттi органның лауазымды тұлғасы Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы заңнамасының талаптарын сақтау мәнiне тексеру нәтижелерi жөнiндегi актiнi жасайды.
      7. Тексеру мерзiмiнiң аяқталуы деп сыртқы экономикалық қызметке қатысушының тексерiлетiнге тексеру нәтижелерi туралы актiнi тапсыру күнi есептеледi.
      Тексеру нәтижелерi туралы актi тексерудi тағайындау туралы актiде көрсетiлген тексерудi аяқтаудың мерзiмiнен кешiктiрiлмей тапсырылады.

       13-бап. Сыртқы экономикалық мәмiлелердiң есебi

      1. Сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар экспорттық бақылау мақсаттары үшiн экспорттық бақылауға жататын өнiммен сыртқы экономикалық мәмiлелердiң есебiн жүргiзуге мiндеттi.
      2. Тауарлармен, ақпаратпен, жұмыстармен, қызметтермен, зияткерлiк қызмет нәтижелерiмен сыртқы экономикалық мәмiлелерге қатысты құжаттар, егер Қазақстан Республикасының заңнамасында одан ұзақ сақтау мерзiмi белгiленбесе, бес жыл бойы сақталады.
      3. Экспорттық бақылау мақсаттары үшiн сыртқы экономикалық мәмiлелер есебiнiң ережесi мен нысандарын уәкiлеттi орган айқындайды.

       14-бап. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылауға байланысты халықаралық санкцияларға қатысуы

      Қазақстан Республикасының бiр мемлекетке немесе бiрқатар мемлекеттерге қатысты экспорттық бақылауға байланысты халықаралық санкцияларға қатысуы және бұл санкциялардың күшiне енгiзiлуi Бiрiккен Ұлттар Ұйымы немесе басқа да халықаралық ұйымдар шешiмдерiнiң негiзiнде Қазақстан Республикасының заңнамаларымен белгiленедi. Жекелеген жағдайларда мұндай санкцияларды Қазақстан Республикасы бiржақты қолдана алады.

       15-бап. Экспортты шектеу

      1. Қазақстан Республикасы шет мемлекеттер Қазақстан Республикасы алдында алған мiндеттемелерiн бұзған жағдайда, сондай-ақ Қазақстан Республикасы қатысушысы болып табылатын халықаралық ұйымдардың шешiмдерi бойынша кеден аумағынан тыс экспорттық бақылауға жатқызылатын өнiм экспорты, импорты және транзитi жөнiнде оларға қатысты шектеулер енгiзуге, тiптi оған тыйым салуға құқылы.
      2. Қазақстан Республикасының Yкiметi ұлттық қауiпсiздiктi қамтамасыз ету және Қазақстан Республикасының халықаралық мiндеттемелерiн орындау мүдделерiн негiзге ала отырып, экспорттық бақылауға жататын өнiмнiң Қазақстан Республикасының кеден аумағынан тыс экспорты, импорты, транзитi және қайта өңделуiне шектеулер енгiзiлуi мүмкiн мемлекеттердiң тiзбесiн белгiлейдi.

       16-бап. Экспорттық бақылау саласындағы ақпаратқа қатынас

      1. Уәкiлеттi орган Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдарынан және шетел мемлекеттерiнiң органдарынан, сыртқы экономикалық қызметке қатысушылардан экспорттық бақылауға саласына қатысты қажеттi құжаттар мен ақпаратты сұратуға және алуға құқылы.
      2. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдары уәкiлеттi органнан, Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң басқа да мемлекеттiк органдарынан және сыртқы экономикалық қызметке қатысушы шет мемлекеттерiнiң органдарынан экспорттық бақылау саласына қатысты қажеттi құжаттар мен ақпаратты сұратуға және алуға құқылы.
      3. Экспорттық бақылау саласындағы сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар ұсынған құжаттар мен ақпарат тек экспорттық бақылау саласында қолданылады.
      4. Мемлекеттiк құпияларды, коммерциялық және өзге де заңмен қорғалатын құпияны құрайтын құжаттар мен ақпараттар сондай-ақ экспорттық бақылау саласындағы сыртқы экономикалық қызметке қатысушыларға қатысты құпия ақпаратты уәкiлеттi органның және Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдарының лауазымды тұлғалары қызметтiк емес мақсаттар үшiн жариялай алмайды, қолданбайды, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген жағдайларды қоспағанда, мемлекеттiк органдарға және үшiншi тұлғаға берiлмейдi.
      5. Сыртқы экономикалық қызметке қатысушылар Қазақстан Республикасының уәкiлеттi органы мен мемлекеттiк органдарының талабы бойынша көрсетiлген органдардың осы Заңда және Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы өзге де нормативтiк  құқықтық актiлерде көзделген мiндеттер мен функцияларды орындауы үшiн қажеттi құжаттар мен ақпаратты ұсынуға мiндеттi.

       17-бап. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы халықаралық ынтымақтастығының мақсаттары мен нысандары

      1. Қазақстан Республикасы экспорттық бақылау және жаппай қырып-жоятын қаруды таратпаудың режимдерiн күшейту саласындағы халықаралық ұйымдармен және шетелдiк мемлекеттермен ынтымақтасады.
      2. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы халықаралық ынтымақтастығы мына:
      1) жаппай қырып-жоятын қаруды, оларды жеткiзу құралдарын, сондай-ақ олардың жасау технологияларын таратуды болдырмау жөнiнде шетел мемлекеттерiмен бiрге күш жiгердi және өзара iс-қимылдарды үйлестiру;
      2) халықаралық қатынастардың тұрақты және қауiпсiз жүйесiн қалыптастыруға жәрдемдесу;
      3) Қазақстан Республикасының экономикасын әлемдiк экономикаға тең құқықты және өзара тиiмдi негiзде ықпалдастыру үшiн қолайлы жағдайлар жасау;
      4) Қазақстан Республикасының тауарлармен, ақпаратпен, жұмыстармен, қызметтермен, зияткерлiк меншiк құқықтарымен, оның iшiнде оларға (зияткерлiк меншiк) ерекше құқықтармен халықаралық алмасуға қатысуын жандандыру, сыртқы экономикалық қызметке қатысушылардың жоғары технологиялардың әлемдiк рыноктарына енуi үшiн мүмкiндiктердi ұлғайту;
      5) экспорттық бақылаудың халықаралық және мемлекетiшiлiк тетiктерiн жетiлдiру, Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы заңнамасын бұзу фактiлерiн және оларды бұзған адамдарды айқындау мақсаттарында жүзеге асырылады.
      3. Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау саласындағы халықаралық ынтымақтастығы Қазақстан Республикасының халықаралық экспорттық бақылау режимдерiне және халықаралық форумдарға қатысуы, шетел мемлекеттерiмен және халықаралық ұйымдармен келiссөздер және консультациялар жүргiзу, ақпаратпен өзара алмасу, сондай-ақ көрсетiлген салада екi жақты және көп жақты негiзде бiрлескен бағдарламалар мен өзге де iс-шараларды iске асыру арқылы жүзеге асырылады.
      4. Қазақстан Республикасының мемлекеттiк органдары экспорттық бақылау саласында халықаралық ұйымдармен, шетелдердiң мемлекеттiк органдармен, сондай-ақ шетелдiк үкiметтiк емес ұйымдармен Қазақстан Республикасының заңнамасында белгiленген тәртiппен өз құзыретi шегiнде өзара iс-қимылды жүзеге асырады. Қазақстан Республикасы мақсаттары экспорттық бақылаудың мемлекетiшiлiк тетiктерiнiң тиiмдi жұмыс iстеуiне жәрдемдесу болып табылатын отандық ұйымдар және шетелдiк үкiметтiк емес ұйымдары арасындағы келiсiм-шарттарды дамыту және ақпарат алмасуға жәрдемдеседi.

       18-бап. Экспорттық бақылау туралы Қазақстан   Республикасының заңнамасын бұзғаны үшiн жауаптылық

      Қазақстан Республикасының заңды және жеке тұлғалары, сондай-ақ шетелдiк заңды және жеке тұлғалар және азаматтығы жоқ адамдар Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау туралы заңнамасын бұзған жағдайда олар Қазақстан Республикасының заңдарымен белгiленген жауапкершiлік алады.

       19-бап. Экспорттық бақылау жүйесiнiң мемлекеттiк органдары лауазымдық тұлғаларының шешiмдерiне және әрекеттерiне (әрекетсiздiгiне) шағымдану

      Қазақстан Республикасының экспорттық бақылау жүйесiнiң уәкiлеттi органы мен мемлекеттiк органдарының лауазымды тұлғаларының экспорттық бақылауды жүзеге асыру кезiндегi шешiмдерi мен әрекеттерi (әрекетсiздiгi) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес шағымдалуы мүмкін.

       20-бап. Осы Заңды қолданысқа енгiзу тәртiбi

      1. Осы Заң оның ресми жарияланған күнiнен бастап қолданысқа енгiзiледi.
      2. "Экспорттық бақылау туралы" Қазақстан Республикасының 1996 жылғы 18 маусымдағы  Заңының  (Қазақстан Республикасы Парламентiнiң Жаршысы, 1996 ж., N 8-9, 240-құжат; 2000 ж., N 20, 377-құжат; 2003 ж., N 18, 143-құжат; 2004 ж., N 23, 142-құжат) күшi жойылды деп танылсын.

       Қазақстан Республикасының
            Президентi

О проекте Закона Республики Казахстан "Об экспортном контроле" (новая редакция)

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2006 года N 1252

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ :
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об экспортном контроле" (новая редакция).

       Премьер-Министр
       Республики Казахстан

Проект

  Закон Республики Казахстан
"Об экспортном контроле" (новая редакция)

      Настоящий Закон устанавливает основы и порядок осуществления экспортного контроля вооружений, военной техники, ядерных и специальных неядерных материалов, продукции военного назначения, товаров и технологий двойного применения, сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, связанных с их производством и использованием в интересах как международной, так и национальной безопасности Республики Казахстан, и укрепления режима нераспространения оружия массового поражения.

       Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

       В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) внутрифирменная система экспортного контроля - комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемых участниками внешнеэкономической деятельности с целью соблюдения правил экспортного контроля;

      2) всеобъемлющий контроль - контроль продукции, не входящей в список продукции, подлежащей экспортному контролю;

      3) гарантийное обязательство (сертификат конечного пользователя) - официальное заверение страны-получателя, выданное компетентным органом страны - получателя, об использовании импортируемой продукции, подлежащей экспортному контролю, в заявленных целях и недопущение ее реэкспорта в третьи страны без согласия страны-продавца;

      4) гарантийное обязательство импортера (конечного пользователя) - письменные заверения импортера (конечного пользователя) об использовании продукции, подлежащей экспортному контролю, в заявленных целях, о не передаче ее другим лицам и о недопущении ее реэкспорта в третьи страны без разрешения уполномоченного органа;

      5) государственные органы Республики Казахстан системы экспортного контроля - центральные исполнительные органы Республики Казахстан, осуществляющие в пределах установленной законодательством  компетенции экспортный контроль;

      6) импорт - ввоз продукции, подлежащей экспортному контролю, на таможенную территорию Республики Казахстан для постоянного использования и потребления;

      7) номенклатура (список) продукции, подлежащей экспортному контролю - перечень товаров, технологий, работ, услуг и информации, подлежащих экспортному контролю;

      8) оружие массового поражения - химическое, бактериологическое (биологическое), радиологическое и ядерное оружие;

      9) переработка продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории Республики Казахстан - вывоз и использование казахстанских товаров вне таможенной территории Республики Казахстан с целью их переработки и последующего ввоза продуктов на таможенную территорию Республики Казахстан осуществляемые в соответствии с таможенным законодательством;

      10) права на результаты интеллектуальной творческой деятельности - авторские права на научные труды, программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, нераскрытая информация, в том числе секреты производства "ноу-хау", карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, связанные с вооружением, военной техникой, продукцией двойного назначения, специальным оборудованием и технологией для создания оружия массового поражения;

      11) продукция - товары, технологии, работы, услуги, информация, подлежащие экспортному контролю;

      12) реимпорт - обратный ввоз в неизменном состоянии казахстанской продукции, подлежащей экспортному контролю, ранее вывезенной с таможенной территории Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством;

      13) реэкспорт - вывоз ранее ввезенной на таможенную территорию Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, произведенной за ее пределами, либо вывоз продукции, подлежащей экспортному контролю, произведенной в Республике Казахстан, с таможенной территории другого государства в третьи страны;

      14) средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения (способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность 300 км и более);

      15) товары и технологии двойного применения (назначения) - оборудование, материалы, сырье, технологии и научно-техническая информация, которые используются в гражданских целях, но могут быть применены для производства вооружения, военной техники и боеприпасов, в том числе оружия массового поражения и средств его доставки;

      16) транзит - перемещение продукции под таможенным контролем через таможенную территорию Республики Казахстан;

      17) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области экспортного контроля;

      18) участник внешнеэкономической деятельности (заявитель) юридические или физические лица Республики Казахстан, иностранные юридические или физические лица, осуществляющие экспорт, реэкспорт,  импорт, реимпорт, транзит и переработку продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории Республики Казахстан;

      19) экспортный контроль - совокупность мер, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области экспортного контроля, по реализации государственными органами Республики Казахстан системы экспортного контроля и участниками внешнеэкономической деятельности, использующими внутрифирменные системы экспортного контроля, порядка экспорта, реэкспорта, импорта, реимпорта, транзита или переработки вне таможенной территории Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю,;

      20) экспорт - вывоз продукции, подлежащей экспортному контролю с таможенной территории Республики Казахстан с целью постоянного нахождения или потребления вне этой территории;

      21) ядерные и специальные неядерные материалы - материалы, определяемые как таковые в соответствии с требованиями международного режима нераспространения ядерного оружия.

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об экспортном контроле

       1. Законодательство Республики Казахстан об экспортном контроле основывается на  Конституции  Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.

       Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

       Действие настоящего Закона распространяется на экспорт, реэкспорт, импорт, реимпорт, транзит и переработку продукции, указанной в статье 8 настоящего Закона, вне таможенной территории Республики Казахстан, а также на отношения государственных органов, участников внешнеэкономической деятельности (заявителей) в области экспортного контроля.

       Статья 4. Основные цели и принципы экспортного контроля

       1. Основными целями экспортного контроля являются:
      1) обеспечение национальной безопасности;
      2) укрепление режима нераспространения оружия массового поражения;
      3) содействие формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;
      4) координация усилий и взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля.
      2. Основными принципами экспортного контроля являются:
      1) соблюдение международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники;
      2) приоритетность политических интересов в осуществлении экспортного контроля;
      3) доступность информации по законодательству об экспортном контроле;
      4) недопустимость поддержки международного терроризма и экстремизма;
      5) соответствие процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой.

       Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в
                области экспортного контроля

       Правительство Республики Казахстан в области экспортного контроля:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области экспортного контроля;
      2) формирует государственную систему экспортного контроля в Республике Казахстан;
      3) утверждает Правила лицензирования экспорта и импорта продукции, подлежащей экспортному контролю;
      4) утверждает Правила оформления обязательств по использованию ввозимой в Республику Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, и проверок их исполнения;
      5) утверждает Правила выдачи разрешения на транзит продукции, подлежащей экспортному контролю;
      6) утверждает Правила выдачи разрешения на переработку продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории Республики Казахстан;
      7)утверждает квалификационные требования к внутрифирменным системам экспортного контроля участников внешнеэкономической деятельности;
      8) утверждает номенклатуру продукции, подлежащей экспортному контролю;
      9)утверждает перечень государств, в отношении которых вводятся ограничения экспорта, импорта, транзита и переработки продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории в соответствии с настоящим Законом.

       Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

       Уполномоченный орган:
      1) осуществляет реализацию государственной политики в области экспортного контроля и координирует деятельность государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля;
      2) разрабатывает нормативные правовые акты в области экспортного контроля;
      3) разрабатывает номенклатуру продукции, подлежащей экспортному контролю, совместно с государственными органами Республики Казахстан системы экспортного контроля;
      4) контролирует экспорт, реэкспорт, импорт, реимпорт, транзит и переработку продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории, в пределах установленной компетенции;
      5) осуществляет лицензирование экспорта и импорта продукции, подлежащей экспортному контролю;
      6) разрабатывает меры и осуществляет сотрудничество в области экспортного контроля с международными организациями и иностранными государствами;
      7) осуществляет при необходимости проверку на предотгрузочном этапе и конечного использования продукции, подлежащей экспортному контролю, совместно с государственными органами Республики Казахстан системы экспортного контроля;
      8) выдает гарантийное обязательство (сертификат конечного пользователя) по утвержденной Правительством Республики Казахстан номенклатуре продукции, подлежащей экспортному контролю;
      9) выдает разрешения на транзит продукции, подлежащей экспортному контролю, по утвержденной Правительством Республики Казахстан номенклатуре;
      10) выдает заявителям и заинтересованным государственным органам заключения об отнесении продукции к продукции, подлежащей экспортному контролю;
      11) выдает разрешения на переработку продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории по утвержденной Правительством Республики Казахстан номенклатуре.

       Статья 7. Компетенция государственных органов Республики Казахстан
                системы экспортного контроля

       Государственные органы Республики Казахстан системы экспортного контроля:
      1) участвуют в формировании нормативной правовой базы в области экспортного контроля;
      2) предупреждают и пресекают незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю;
      3) согласовывают гарантийные обязательства импортера (конечного пользователя) по утвержденной Правительством Республики Казахстан номенклатуре, подлежащей экспортному контролю в соответствии с международными обязательствами;
      4) согласовывают вопросы экспорта, реэкспорта, импорта, транзита и переработки продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории по утвержденной Правительством Республики Казахстан номенклатуре подлежащей экспортному контролю в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан в пределах своей компетенции.

       Статья 8. Продукция, подлежащая экспортному контролю

       1. Исходя из национальных интересов и международных обязательств Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан утверждает номенклатуру продукции, подлежащей экспортному контролю.
      2. К продукции, подлежащей экспортному контролю, относятся:
      1) обычное вооружение и военная техника, сырье, материалы, специальное оборудование и технологии, работы и услуги, связанные с их производством;
      2) ядерные и специальные неядерные материалы, оборудование, установки, технологии, источники ионизирующего излучения, продукция, оборудование и соответствующие технологии двойного применения, работы и услуги, связанные с их производством;
      3) химикаты и технологии двойного применения, которые могут быть использованы при создании химического оружия, по спискам, перечням, устанавливаемым международными режимами экспортного контроля;
      4) возбудители заболеваний, их генетически измененные формы и фрагменты-генетического материала, которые могут быть использованы при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;
      5) ракетная техника, двигатели, их компоненты, оборудование, материалы и технологии, применяющиеся при создании ракетной техники, списки, перечни которых устанавливаются международными режимами экспортного контроля;
      6) виды оружия массового поражения;
      7) научно-техническая информация, услуги и результаты интеллектуальной творческой деятельности, связанные с продукцией военного назначения и технологиями двойного применения.

       Статья 9. Экспортный контроль и основные методы его осуществления

       1. Экспортный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, международными обязательствами Республики Казахстан по нераспространению оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
      2. Экспорт и импорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляются на основании лицензий, выданных уполномоченным органом.
      3. Лицензирование экспорта и импорта продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области лицензирования.
      4. Реэкспорт продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для экспорта.
      5. Реэкспорт продукции, происходящей из Республики Казахстан и подлежащей экспортному контролю, осуществляется по разрешению уполномоченного органа, исходя из гарантийного обязательства страны-получателя.
      6. Реэкспорт продукции, завезенной на таможенную территорию Республики Казахстан и подлежащей экспортному контролю, осуществляется по разрешению компетентного органа страны происхождения.
      7. Перемещение через таможенную границу Республики Казахстан в целях ремонта (модернизации) снаряжения, продукции, подлежащих экспортному контролю, состоящих на вооружении (оснащении) Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований или воинских формирований других государств, временно расположенных на территории Республики Казахстан, а также переработка продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории Республики Казахстан, осуществляется по решению уполномоченного органа.
      8. Вывоз из Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю, для демонстрации на выставках, минимального количества образцов сырья либо промышленной продукции, подлежащей экспортному контролю, для проведения исследований (сертификации) в целях определения возможного спроса на данное сырье либо промышленную продукцию, подлежащую экспортному контролю, не имеющую коммерческой ценности, а также образцов проб, отбираемых инспекторами международных организаций во исполнение международных Соглашений и договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, осуществляется без лицензии. При этом, участники внешнеэкономической деятельности предварительно письменно уведомляют уполномоченный орган и соответствующий государственный орган Республики Казахстан системы экспортного контроля.
      Минимальное количество образцов для целей указанных в настоящей статье определяется уполномоченным органом в соответствии с утвержденными им Правилами.
      9. Контроль за вывозом и ввозом продукции, подлежащей экспортному контролю, через таможенную границу Республики Казахстан осуществляют таможенные органы Республики Казахстан.
      10. При осуществлении внешнеэкономических сделок заявитель в условиях контракта обязан предусмотреть обеспечение доступа государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля к проверке конечного использования продукции, подлежащей экспортному контролю.
      11. Уполномоченный орган вправе определять подлинность представляемого разрешения компетентного органа страны происхождения продукции, подлежащей экспортному контролю.

       Статья 10. Всеобъемлющий контроль

       1. В целях обеспечения требований всеобъемлющего контроля участникам внешнеэкономической деятельности (заявителям) запрещается заключение внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной творческой деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной творческой деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.
      2. Участники внешнеэкономической деятельности (заявители) обязаны получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Казахстан, лицензию уполномоченного органа на осуществление внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной творческой деятельности, не подпадающими под действие перечней, указанных в статье 8 настоящего Закона, в тех случаях, когда:
      1) они были информированы уполномоченным органом или иным государственным органом Республики Казахстан системы экспортного контроля о том, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной творческой деятельности могут быть использованы в целях, указанных в части первой настоящей статьи;
      2) они имеют основание предполагать, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной творческой деятельности могут быть использованы в целях, указанных в части первой настоящей статьи.

       Статья 11. Внутрифирменная система экспортного контроля в организациях

       Для обеспечения выполнения установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан правил экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, подлежащей экспортному контролю, которая может быть использована при создании оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники, предотвращения правонарушений в указанной сфере, участниками внешнеэкономической деятельности создаются внутрифирменные системы экспортного контроля.

       Статья 12. Проверки на предотгрузочном этапе и конечном использовании
                 продукции, подлежащей экспортному контролю

       1. Проверки на предотгрузочном этапе и конечном использовании продукции, подлежащей экспортному контролю, осуществляются и назначаются в пределах своей компетенции уполномоченным органом совместно с государственными органами Республики Казахстан системы экспортного контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, по следующим основаниям:
      1) получение в установленном законодательством Республики Казахстан порядке сведений, свидетельствующих о нарушении участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства Республики Казахстан в области экспортного контроля;
      2) не соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности международных обязательств по нераспространению оружия массового поражения, средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники.
      2. Проверки проводятся на основании акта о назначении проверки, выданного уполномоченным органом.
      Акт о назначении проверки должен быть зарегистрирован в специальном журнале регистрации актов проверок, в порядке, установленным уполномоченным органом.
      Акт о назначении проверки в обязательном порядке регистрируется в государственном органе, осуществляющим деятельность по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов (далее - орган по правовой статистике), в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      3. Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому участнику внешнеэкономической деятельности акта о назначении проверки с обязательным предъявлением служебного удостоверения проверяющего должностного лица (лиц).
      Проверка производится только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки на предотгрузочном этапе и конечном использовании продукции, подлежащей экспортному контролю.
      На основании одного акта о назначении проверки на предотгрузочном этапе и конечном использовании продукции, подлежащей экспортному контролю, может проводиться только одна проверка.
      4. Срок проведения проверки не должен превышать тридцать календарных дней, при необходимости срок проведения проверки может быть продлен в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      В случае продления сроков проверки уполномоченный орган в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.
      5. Акт о назначении проверки оформляется на одного участника внешнеэкономической деятельности.
      6. По завершению проверки осуществившим ее должностным лицом уполномоченного органа составляется акт по результатам проверки на предмет соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в области экспортного контроля.
      7. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому участнику внешнеэкономической деятельности акта о результатах проверки.
      Акт о результатах проверки вручается не позднее срока окончания примерки, указанного в акте о назначении проверки.

       Статья 13. Учет внешнеэкономических сделок

       1. Участники внешнеэкономической деятельности для целей экспортного контроля обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с продукцией, подлежащей экспортному контролю.
      2. Документы, относящиеся к внешнеэкономическим сделкам с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной творческой деятельности, должны храниться в течение пяти лет, если более длительный срок хранения не установлен законодательством Республики Казахстан.
      3. Правила и форма учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля определяются уполномоченным органом.

       Статья 14. Участие Республики Казахстан в международных санкциях,
                 связанных с экспортным контролем

       Участие Республики Казахстан в международных санкциях, связанных с экспортным контролем, в отношении одного государства или ряда государств и введение этих санкций в действие определяются законодательством Республики Казахстан на основании решений Организации Объединенных Наций или других международных организаций. В отдельных случаях такие санкции могут применяться Республикой Казахстан в одностороннем порядке.

       Статья 15. Ограничения экспорта

       1. Республика Казахстан имеет право вводить ограничения по экспорту, импорту, транзиту и переработке продукции, подлежащей экспортному контролю, вне таможенной территории вплоть до эмбарго, в отношении иностранных государств, в случае нарушения ими обязательств, принятых перед Республикой Казахстан, а также по решениям международных организаций, участником которых является Республика Казахстан.
      2. Правительство Республики Казахстан, исходя из интересов обеспечения национальной безопасности и выполнения международных обязательств Республики Казахстан, определяет перечень государств, в отношении которых могут вводиться ограничения по экспорту, импорту, транзиту и переработке вне таможенной территории Республики Казахстан продукции, подлежащей экспортному контролю.

       Статья 16. Отношение к информации в области экспортного контроля

       1. Уполномоченный орган вправе запрашивать и получать от государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля и органов иностранных государств, участников внешнеэкономической деятельности необходимые документы и информацию, относящиеся к области экспортного контроля.
      2. Государственные органы Республики Казахстан системы экспортного контроля вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа, других государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля и органов иностранных государств, участников внешнеэкономической деятельности необходимые документы и информацию, относящиеся к области экспортного контроля.
      3. Документы и информация, представленные участниками внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля, используется исключительно в целях экспортного контроля.
      4. Документы и информация, составляющие государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация, касающаяся участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля, не могут разглашаться, использоваться должностными лицами уполномоченного органа и государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля не в служебных целях, а также не могут передаваться государственным органам и третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      5. Участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию уполномоченного органа и государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля предоставлять документы и информацию, необходимые для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области экспортного контроля.

       Статья 17. Цели и формы международного сотрудничества
                 Республики Казахстан в области экспортного контроля

       1. Республика Казахстан сотрудничает с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля и укрепления режимов нераспространения оружия массового поражения.
      2. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области экспортного контроля осуществляется в целях:
      1) координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по предотвращению распространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также технологий их создания;
      2) содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;
      3) создания благоприятных условий для интеграции экономики Республики Казахстан в мировую экономику на равноправной и взаимовыгодной основе;
      4) активизации участия Республики Казахстан в международном обмене товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной творческой деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), расширения возможностей для доступа участников внешнеэкономической деятельности на мировые рынки высоких технологии;
      5) совершенствования международных и внутригосударственных механизмов экспортного контроля, выявления фактов нарушений законодательства Республики Казахстан в области экспортного контроля и совершивших их лиц.
      3. Международное сотрудничество Республики Казахстан в области экспортного контроля осуществляется посредством участия Республики Казахстан в международных режимах экспортного контроля и международных форумах, проведения переговоров и консультаций с иностранными государствами и международными организациями, взаимного обмена информацией, а также реализации совместных программ и иных мероприятий в указанной области на двусторонней и многосторонней основе.
      4. Государственные органы Республики Казахстан осуществляют взаимодействие в области экспортного контроля с международными организациями, государственными органами зарубежных стран, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Республика Казахстан содействует развитию контактов и обмену информацией между отечественными организациями и иностранными неправительственными организациями, целями которых является содействие эффективному функционированию внутригосударственных механизмов экспортного контроля.

       Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства
                Республики Казахстан в области экспортного контроля

       Юридические и физические лица Республики Казахстан, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан об экспортном контроле несут ответственность установленную законами Республики Казахстан.

       Статья 19. Обжалование решений и действий (бездействия)
                 должностных лиц уполномоченного органа и
                 государственных органов Республики Казахстан
                 системы экспортного контроля

      Решения и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа и государственных органов Республики Казахстан системы экспортного контроля при осуществлении экспортного контроля могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

       Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона

       1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу  Закон  Республики Казахстан от 18 июня 1996 г. "Об экспортном контроле" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 8-9, ст. 240; 2000 г., N 20, ст. 377; 2003 г., N 18, ст. 143; 2004 г., N 23, ст. 142).

       Президент
      Республики Казахстан