"Автомобиль жолдарын пайдалану кезінде қауіпсіздікке қойылатын талаптар" техникалық регламентін бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2008 жылғы 27 наурыздағы N 294 Қаулысы. Күші жойылды – Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2016 жылғы 29 желтоқсандағы № 901 қаулысымен.

      Ескерту. Күші жойылды – ҚР Үкіметінің 29.12.2016 № 901 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.

      "Техникалық реттеу туралы" Қазақстан Республикасының 2004 жылғы 9 қарашадағы Заңына сәйкес Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ :

      1. Қоса беріліп отырған "Автомобиль жолдарын пайдалану кезінде қауіпсіздікке қойылатын талаптар" техникалық регламенті бекітілсін.

      2. Осы қаулы ресми жарияланған күнінен бастап алты ай өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                                    К. Мәсімов

Қазақстан Республикасы
Үкіметінің     
2008 жылғы 27 наурыздағы
N 294 қаулысымен 
бекітілген    

"Автомобиль жолдарын пайдалану кезіндегі қауіпсіздікке
қойылатын талаптар" техникалық регламенті

1-бөлім. Жалпы ережелер

1. Қолданылу саласы

      1. "Автомобиль жолдарын жобалау кезіндегі қауіпсіздік талаптары" техникалық регламентіне сәйкес келетін және автомобиль жолдары жөніндегі мемлекеттік уәкілетті орган белгіленген тәртіппен пайдалануға қабылдаған оларда орналасқан әртүрлі мақсаттағы инженерлік құрылыстары мен жол қозғалысын ұйымдастыру құралдарымен бірге олардың техникалық санатына қарамастан, жалпы пайдаланымдағы барлық автомобиль жолдары (бұдан әрі - автомобиль жолы) осы "Автомобиль жолдарын пайдалану кезіндегі қауіпсіздік талаптары" техникалық регламентінің (бұдан әрі - Техникалық регламент) объектісі болып табылады.

      2. Осы Техникалық регламент автомобиль жолдарының көліктік пайдалану жай-күйіне және оларды күтіп ұстау мен жөндеу жөніндегі жұмыстарды ұйымдастыруға қойылатын ең аз қажетті қауіпсіздік талаптарын белгілейді.
      Осы Техникалық регламенттің талаптары өндірістік кәсіпорындар мен емдеу-сауықтыру, әлеуметтік-мәдени және өзге де мақсаттағы объектілерге кірме автомобиль жолдарын қоспағанда, қалалар мен елді мекендердің көшелеріне және шаруашылық жолдарға қолданылмайды.

2. Техникалық регламентте пайдаланылатын негізгі ұғымдар

      3. Осы Техникалық регламентте "Автомобиль жолдары туралы" Қазақстан Республикасының 2001 жылғы 17 шілдедегі Заңында көзделген ұғымдар, сондай-ақ мынадай түсініктер пайдаланылады:

      жолдың техникалық санаты - жолдың көліктік пайдалану көрсеткіштерін және оның тұтынушылық қасиеттерін анықтайтын сипаттама;

      ілінісу коэффициенті - тартымдық немесе тежеу күшінің доңғалақтың жол бетіне түсіретін қысымына қатынасы, бұл ретте доңғалақтар босқа айнала немесе сырғанай бастайды;

      жол жамылғысы - көлік құралдарынан түсетін жүктемені тікелей қабылдайтын, жол негізіне салынатын және берілген пайдаланымдық талаптарды қамтамасыз ету мен жол негізін атмосфералық факторлардың әсерінен қорғауға арналған жол төсемесінің бір немесе көп қабатты жоғары бөлігі;

      автомобиль жолының тұтынушылық қасиеттері - көлік ағындары қозғалысының қауіпсіздігі мен үнемділігін, соның ішінде, жолдың қозғалыспен жүктелу деңгейін, көлік ағыны қозғалысының жылдамдығын, қауіпсіздігін және қолайлылығын қамтамасыз ететін автомобиль жолының көліктік пайдалану көрсеткіштері;

      автомобиль жолының шекті жай-күйі - жолды әрі қарай пайдаланудың техникалық мүмкін еместігіне немесе тиімсіздігіне сәйкес келетін жай-күйі;

      автомобиль жолдарын пайдалану процесі - автомобиль жолдарын өз мақсатында пайдалану, сондай-ақ автомобиль жолын күтіп ұстау мен жөндеуді қамтитын, автомобиль жолдарының сапасы іске асырылатын, қамтамасыз етілетін және қалпына келтірілетін олардың қолданыста болу циклінің негізгі сатысы;

      автомобиль жолдары мен жол құрылыстарын күтіп ұстау - қызмет көрсетілетін жолдар бойынша көлік құралдарының жыл бойы қауіпсіз және үздіксіз қозғалысын қамтамасыз етуге бағытталған, жолдарға, жол құрылыстарына және бөлу жолағына жүйелі күтім жасау жөніндегі жұмыстар кешені;

      автомобиль жолдарын қысқы күтіп ұстау - автомобиль жолдарын және жол құрылыстарын қар басып қалудан қорғауға, оны уақтылы тазартуға және жол жамылғысының қысқы тайғақтығымен күресуге байланысты айрықша жұмыстар кешені;

      автомобиль жолының қызмет ету мерзімі - салынған жолды пайдалануға тапсырудан бастап оның шекті жай-күйі басталғанға дейінгі пайдаланудың күнтізбелік ұзақтығы;

      жолдардың техникалық пайдалану сапасы мен сипаттамасы - пайдалану процесінде жолдың инженерлік құрылыс ретіндегі жұмысқа қабілеттілігін және сенімділігін белгілейтін сипаттамасы;

      автомобиль жолының көліктік пайдалану жай-күйі - жолды зерттеу сәтінде оның тұтынушылық қасиеттерін қамтамасыз ететін жолдың техникалық деңгейінің және пайдалану жай-күйінің параметрлері мен сипаттамаларының іс жүзіндегі мәндерінің кешені;

      автомобиль жолдарын пайдалану кезіндегі қауіпсіздік талаптары - автомобиль жолының сапасына, қызмет етудің белгіленген мерзімі ішінде оны жол қозғалысының қауіпсіздігін қамтамасыз ететін жай-күйде ұстауға бағытталған жұмыс түрлері мен технологияларына қойылатын талаптар жиынтығы;

      автомобиль жолдарын пайдалану - көлік құралдарының үнемді, қауіпсіз, ыңғайлы және үздіксіз қозғалысы кезінде жолды пайдалануды қамтамасыз ету жөніндегі іс-шаралар кешені.

3. Жалпы талаптар

      4. Автомобиль жолдарының көліктік пайдалану жай-күйі және оны ұстап тұру жөніндегі іс-шаралар жол қозғалысына қатысушылардың, сондай-ақ жануарлар мен өсімдіктердің, қоршаған орта қауіпсіздігінің қажетті деңгейін және автомобиль жолын пайдаланудың белгіленген мерзімі ішінде ұлттық қауіпсіздік мүдделерін қорғауды қамтамасыз етуі тиіс.

      5. Осы Техникалық регламентте белгіленген талаптарды автомобиль жолдарының меншік иесі болып табылатын және (немесе) автомобиль жолында жөндеу-құрылыс және пайдалану жұмыстарын жүзеге асыратын заңды және жеке тұлғалар қамтамасыз етуі тиіс.

      6. Пайдалану жөніндегі іс-шаралар олардың белгіленген қызмет ету мерзімі ішінде автомобиль жолдары арқылы жүктер мен жолаушыларды тасымалдаудың қауіпсіз жағдайларының жасалуын қамтамасыз етуге мүмкіндік беретін мынадай қағидаттарды сақтауға бағытталуы тиіс:

      автомобиль жолдарын пайдалану кезінде климаттық, төтенше және басқа да факторлар мен оқиғаларға байланысты болдырмауы мүмкін болмайтын және жол-көлік оқиғаларының туындауына әкелетін тәуекелдерден қорғау;

      автомобиль жолының пайдаланымдық жай-күйінің қолайсыз әсерінің салдарынан адамдар, жануарлар мен өсімдіктер, қоршаған орта мен ұлттық қауіпсіздік үшін жол-көлік оқиғаларының және басқа да қауіп түрлерінің туындау тәуекелін уақтылы жою немесе төмендету;

      автомобиль жолының пайдаланымдық жай-күйінің нашарлауының және қабылданған қауіпсіздік шараларының жеткіліксіздігінің немесе төтенше жағдайлардың туындауы салдарынан оның жекелеген учаскілерінде жол-көлік оқиғаларының туындауының мүмкін болатын қалдық тәуекелі туралы ақпараттың болуы және қол жетімділігі.

      7. Автомобиль жолдарын пайдалану кезінде автомобиль жолдарындағы мынадай тәуекелдерге байланысты негізгі қауіпсіздік талаптарын назарға алу қажет:

      жол-көлік оқиғасының туындау мүмкіндігі;

      автомобиль жолының толығымен немесе оның жекелеген құрылымдық элементтерінің қирауы;

      автомобиль жолы мен оның инфрақұрылымы жұмысының сенімділігі көрсеткіштерінің қысқа немесе ұзақ уақыт өзгеруіне әкеп соқтыратын табиғи-климаттық, техногендік және өзге де факторлардың әсері.

      8. Автомобиль жолын пайдалану кезінде қауіпті жағдайдың туындау мүмкіндігін анықтайтын негізгі факторлар мыналар болып табылады:

      1) автомобиль жолдарын пайдаланушылардың «Автомобиль жолдарын жобалау жөніндегі қауіпсіздік талаптары» техникалық регламентінің, басқа техникалық регламенттердің және ұлттық стандарттардың талаптарын сақтауы, мыналарға:

      габариттік өлшемдерге, жалпы салмақ пен осьтік жүктемелердің параметрлеріне, ал жекелеген жағдайларда тасымалдау процесінде пайдаланылатын көлік құралдарының өзге де техникалық сипаттамаларына және олардың техникалық жай-күйіне;

      тасымалдау процесі жүзеге асырылатын автомобиль жолын пайдаланудың штаттық жағдайларында да және пайдалану қызметі оны күтіп ұстау мен жөндеу жөніндегі сол немесе өзге де технологиялық операцияларды жүргізу кезінде көлік құралының типін, автомобиль жолының техникалық санатын және табиғи-климаттық ерекшеліктерін ескере отырып, автомобиль қозғалысының жылдамдық режиміне қойылатын басқа да техникалық регламенттер мен мемлекеттік стандарттарды сақтау;

      2) жер төсемінің, жол төсемесінің және жасанды құрылыстардың геометриялық элементтері параметрлерінің, сондай-ақ жол жағдайы мен пайдаланылатын жолдың инженерлік жайғастырылуының жобаға сәйкестігі;

      3) уәкілетті мемлекеттік орган белгілеген көлік құралдарының қозғалысы қарқындылығының жылдық орташа тәуліктік орташа көрсеткіштерінің пайдаланылатын автомобиль жолының техникалық санатына сәйкестігі;

      4) жүргін бөлік пен жол жиегінің, жасанды құрылыстардың, жол жағдайының, жолды инженерлік жайғастыру мен қозғалысты ұйымдастыру заттарының техникалық жай-күйінің осы Техникалық регламенттің талаптарына сәйкестігі;

      5) пайдалану қызметі техникалық персоналының тиісті техникалық регламенттер, ұлттық стандарттар, технологиялық карталар мен қағидалар талаптарын сақтауы:

      автомобиль жолдарын күтіп ұстау және жөндеу жөніндегі әртүрлі жұмыстарды орындау кезінде пайдаланылатын материалдардың, бұйымдардың, машиналар мен тетіктердің сипаттамаларына, сондай-ақ осы жұмыс түрлерін орындауға тартылатын қызметкерлердің біліктілігіне;

      автомобиль жолдарын күтіп ұстау және жөндеу жөніндегі жұмыстардың орындалу мерзімдері мен кезеңділігіне;

      жол пайдалану жұмыстарды ұйымдастыруға және орындау технологиясына;

      автомобиль жолдарын күтіп ұстау мен жөндеу жөніндегі жұмыстарды жүргізу үшін пайдаланылатын машиналардың, тетіктер мен жабдықтардың құрамына, оларды пайдалану мен тұраққа қою шарттарына;

      жөндеу-құрылыс материалдары мен бұйымдарының қажетті қорларын орналастыру мен жинастыру шарттарына;

      автомобиль жолын күтіп ұстау және жөндеу жөніндегі жұмыстар орындалатын аймақтағы қозғалысты ұйымдастыруға;

      жол пайдалану жұмыстарының сол немесе өзге түрін жүргізуге байланысты іс-шаралардың бүкіл кешенін іске асыру кезінде қоршаған ортаны қорғауға және тұрғындардың санитарлық-эпидемиологиялық әл-ауқатын қамтамасыз етуге;

      пайдаланылатын автомобиль жолының жол бойы жолағында орналасқан, қозғалысқа қызмет көрсететін құрылыстарды пайдалану мен жолды абаттандыру шарттарына;

      автомобиль жолын күтіп ұстау және жөндеу жөніндегі жұмыстардың орындалу сапасын бақылауды және оның пайдаланымдық мониторингін ұйымдастыру мен жүргізуге қойылатын тиісті техникалық регламенттердің, мемлекеттік стандарттардың, техникалық карталар мен ережелердің талаптарын сақтауы.
      Ескерту. 8-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 23.07.2013 № 735 қаулысымен.

      9. Автомобиль жолдарын пайдалану процесiнде орындалатын және осы Техникалық регламенттiң қолданылу саласына жатқызылатын жұмыстың барлық түрлерi аталған Техникалық регламентте, сондай-ақ талаптары оларға қолданылатын үйлестiрiлген ұлттық стандарттар мен басқа да техникалық регламенттерде белгiленген негiзгi қауiпсiздiк талаптарын қамтамасыз етуi тиiс.
      Ескерту. 9-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 23.07.2013 № 735 қаулысымен.

      10. Автомобиль жолы қарамағында болатын заңды және жеке тұлғалар, сондай-ақ күтіп ұстау және жөндеу жөніндегі жұмыстарды өндірушілер (пайдаланушы ұйымдар) олар осы Техникалық регламентте көзделген талаптарды төмендетпейді деген шартпен адамдардың, жануарлар мен өсімдіктердің, қоршаған ортаның қауіпсіздігін, сондай-ақ ұлттық қауіпсіздік мүдделерін қамтамасыз ету үшін қажетті деп есептейтін қосымша талаптар белгілей алады.

      11. Автомобиль жолының (немесе жол желісінің) пайдаланымдық жай-күйі осы Техникалық регламенттің талаптарына сәйкес келмеген жағдайда, қозғалыс қауіпсіздігін қамтамасыз етуге бағытталған, автомобиль жолы (немесе жол желісі) бойынша қозғалыс толығымен тоқтатылғанға дейін уақытша шектеулер енгізілуі тиіс. Шектеулерді  енгізу тәртібін автомобиль жолдары жөніндегі мемлекеттік уәкілетті орган белгілейді.

2-бөлім. Автомобиль жолдарын пайдалану кезіндегі қауіпсіздік
талаптары

4. Қауіпсіздіктің негізгі техникалық талаптары

      12. Мыналардың техникалық сипаттамалары мен пайдаланымдық жай-күйі қауіп көзі болуы мүмкін:

      жүру бөлігі;

      шеткі жолақтардың, жол жиектері мен бөлу жолақтары;

      жер төсемі;

      жасанды құрылыстар;

      қозғалысты ұйымдастыру құралдары;

      жол қоршаулары;

      жол сервисі құрылыстары мен жолды абаттандыру;

      жасанды жарықтандыру.

      13. Жүру бөлігі жамылғысының жай-күйіне қойылатын талаптар:

      1) жүру бөлігі жамылғысында автомобиль жолдарын пайдаланушылар үшін қауіп тудыратын немесе көлік құралдарының рұқсат етілген жылдамдықпен қозғалуын қиындататын ойықтар, жолдың отыруы, шұңқырлар және өзге де зақымданулар немесе ақаулар, сондай-ақ бөгде заттар болмауы тиіс.

      Жекелеген зақымданулардың шекті өлшемдері ұзындығы бойынша 0,15 метрден, ені бойынша 0,6 метрден және тереңдігі бойынша 0,05 метрден аспауы тиіс.

      Жамылғының мың шаршы метріне келетін зақымданулардың жиынтық ауданы көктемгі және қысқы кезеңде (жылдың өзге мерзімдерінде) пайдаланылудағы автомобиль жолы бойынша жеңіл автомобильге келтірілген қозғалыс қарқындылығы кезінде мынадай мәндерден аспауы тиіс:
      6000 авт./тәу. артық - тиісінше 1,5 м 2 және (0,3 м 2 );
      2000-нан 6000 авт./тәу. дейін - тиісінше 3,0 м 2 және (1,0 м 2 );
      1000-нан 2000 авт./тәу. дейін - тиісінше 4,5 м 2 және (1,5 м 2 );
      200-ден 1000 авт./тәу. дейін - тиісінше 6,0 м 2 және (2,0 м 2 );
      200 авт./тәу. кем - тиісінше 7,0 м 2 және (2,5 м 2 ).

      Автомобиль жолдарындағы зақымдануларды жою мерзімі мыналардан аспауы тиіс:

      I және II техникалық санаттағы - бес тәулік;

      техникалық санаттағы - жеті тәулік;

      және V техникалық санаттағы - он тәулік.

      2) жол жамылғысының IRI немесе соққы өлшегіштің көрсеткіштерін пайдалана отырып өлшенген тегістігі жол төсемесінің типі мен қозғалыс қарқындылығына байланысты нормативтік құжаттардың талаптарына сәйкес келуі тиіс;

      3) жүру бөлігінен су бұру жамылғы мен жол жиегінде судың жиналуын болдырмайтын жай-күйде ұсталуы тиіс;

      4) жол төсемесінің жамылғысы автомобиль жолын пайдаланудың штаттық жағдайларында ПКРС-2 аспабымен өлшенген бұжыртабан суреті жоқ шиналар үшін 0,3-тен және бұжыртабан суреті бар шиналар үшін 0,4-тен кем емес ілінісу коэффициентін қамтамасыз етуі тиіс;

      5) тұтқырғыштың булануына байланысты туындаған тайғақтықты жою, жамылғыны ластанудан тазарту, жамылғының кедір-бұдырлығын арттыру арқылы жол жамылғысының ілінісу сапасын жақсарту жөніндегі жұмыстарды орындау мерзімін автомобиль жолдары жөніндегі мемлекеттік уәкілетті орган белгілейді;

      6) жеңіл автомобильге келтірілген, қозғалыс қарқындылығы тәулігіне алты мың автомобильден артық болған жағдайда жүру бөлігінің бүкіл ені бойынша батпақ болуына жол берілмейді. Жеңіл автомобильге келтірілген аз қозғалыс қарқындылығы кезінде ені 0,5 метрге дейінгі жамылғы жиегінде ластанған жолақтардың болуына жол беріледі, олардың көлемі жамылғының жалпы ауданының төменде келтірілген пайыздық мәнінен артық болмауы тиіс:
      2000-нан 6000 авт./тәу. дейін - 3;
      1000-нан 2000 авт./тәу. дейін - 5;
      200-ден 1000 авт./тәу. дейін - 8;
      200 авт./тәу. кем - 10;

      7) І техникалық санаттағы автомобиль жолдарының жүру бөлігінде жолтабан болмауы тиіс. Өзге техникалық санаттағы автомобиль жолдарының жүру бөлігіндегі жолтабан тереңдігінің рұқсат етілген шекті мәндері үйлестірілген стандарттарда белгіленеді.

      14.  Жол жиектері мен бөлу жолақтарын күтіп ұстауға қойылатын талаптар:

      1) жол жиектерінің жүру бөлігімен жанасу тұсындағы биіктік белгісі жүру бөлігі жиегінің биіктік белгісімен бірдей болуы немесе одан төрт сантиметрден артық төмен болмауы тиіс. Жүру бөлігінің жол жиегімен жанасу тұсында жиектеме болған жағдайды қоспағанда, жол жиегінің жүру бөлігі жиегінің деңгейінен жоғары болуына жол берілмейді;

      2) жол жиектерінің бұзылулары мен зақымданулары болмауы тиіс. Жол жиектерінің бар бұзылулары мен зақымдануларын жою мерзімі үш тәуліктен аспауы тиіс;

      3) жол жиектерінің техникалық жай-күйі оларда көлік құралдарының қысқа мерзімге тоқтау мүмкіндігін қамтамасыз етуі тиіс;

      4) жол жиектерін мыналарға пайдалануға тыйым салынады:
      жөндеу жұмыстарын орындау учаскелерінде уақытша айналма жолдар жайғастырылған жағдайларды қоспағанда, жол-құрылыс жұмыстарын жүргізу кезінде жол-құрылыс материалдарын жинауға;

      құрылыс-жол машиналары мен көлік құралдарын тәуліктің қараңғы уақытын қоса алғанда, ұзақ мерзімге тұраққа қоюға;

      автомобиль жолын жайғастыруға қатысы жоқ бөгде заттарды орналастыруға;

      5) жол жиектері мен бөлу жолағындағы зақымданулардың, отырулар мен су жиналу орындарының автомобиль жолдарын жазғы және қысқы (көктемгі) кезеңде пайдалануға қатысты жамылғының 1000 м 2 келетін жалпы ауданы (жеңіл автомобильге келтірілген қозғалыс қарқындылығы кезінде) мынадай мәндерден аспауы тиіс:
      6000 авт./тәу. артық - тиісінше жол жиектері бекітілген жағдайда 0,3 (1,5) м 2 және жол жиектері бекітілмеген жағдайда 0,5 м 2 ;
      2000-нан 6000 авт./тәу. дейін - тиісінше 1,0 (3,0) м 2 және 7,0 м 2 ;
      1000-нан 2000 авт./тәу. дейін - тиісінше 1,5 (3,5) м 2 және 10,0 м 2 ;
      200-ден 1000 авт./тәу. дейін - тиісінше 2,0 (6,0) м 2 және 12,0 м 2 ;
      200 авт./тәу. кем - тиісінше 2,5 (7,0) м 2 және 15,0 м 2 .

      15. Жер төсемін күтіп ұстауға қойылатын талаптар:

      1) автомобиль жолының жер төсемі қызмет ету мерзімі ішінде жобада көзделген кеңістіктегі орналасу мен жобалық геометриялық параметрлерді сақтауы тиіс;

      2) жер төсемін күту жөніндегі жұмыстарды орындау кезінде оның жобалық енін азайтуға, жол жиектері мен еңістердің көлденең, құламасын өзгертуге жол берілмейді;

      3) жер төсемінің жол жиектері мен құламаларында жер төсемінің топырағы мен жол төсемесінің негізін кейіннен шамадан тыс ылғалдандыруға алып келетін нөсер және еріген қар суларының тұрып қалуы мүмкін ойықтар мен шөгінділер түріндегі беттік ақаулар болмауы тиіс;

      4) жер төсемінің құламалары жол қозғалысын ұйымдастыруға және автомобиль жолын жайғастыруға қатысы жоқ бөгде заттарсыз таза болуы тиіс;

      5) автомобиль жолын пайдалану процесінде ісінуге бейім жерлерді анықтаған және оларды уақтылы жою, сондай-ақ жолды пайдаланушыларды қауіпті аймақтағы қозғалыс режимі туралы уақтылы хабар ету жөнінде шаралар қабылдаған жөн.

      16. Жолдардағы жасанды құрылыстарды күтіп ұстауға қойылатын талаптар:

      1) көпір құрылыстары.

      Көпір құрылыстары қызмет ету мерзімі ішінде жобада көзделген қалыпта қалуы тиіс.

      Көпір құрылысының техникалық жай-күйі тұтастай алғанда бүкіл құрылыс пен оның жеке бөліктерінің есептелген жүктемелер мен әсерлерге механикалық қарсыласуын және құрылыстың қауіпсіз пайдаланылуын қамтамасыз етуі тиіс.

      Көпір құрылысының аралық құрылымының негізгі элементтерінің техникалық жай-күйі жүк көтергіштіктің жобалық шамасын қамтамасыз етуі тиіс.

      Көпір астындағы кеңістіктің жай-күйі есептелген су тасқынынан асып кетудің белгіленген ықтималдығынан жоғары сулардың, сең мен ағаштың қауіпсіз жүруін, ал тиісті мемлекеттік уәкілетті орган белгілеген жағдайларда навигациялық кезеңде өзен класын ескере отырып кеме қатынасы бойынша кемелердің кедергісіз өтуін қамтамасыз етуі тиіс.

      Көпір құрылысының жүру бөлігінің жамылғысында қозғалысқа қатысушылар үшін қауіп төндіретін немесе көлік пен жаяу жүргіншілердің қозғалысын қиындататын зақымданулар болмауы тиіс.

      Жүру бөлігіне бөгде заттарды қоюға рұқсат етілмейді. Қар мен қоқыс жүру бөлігінен және жаяу жолдардан құрылыстан тыс жерлерге дереу шығарылуға жатады.

      Зақымданған қоршау құрылғылары жол пайдалану қызметі зақымдануды анықтаған сәттен бастап үш тәуліктің ішінде қалпына келтірілуі тиіс. Қоршау құрылғыларында зақымданулар анықталған кезде көпірге шығатын жол алдына қауіптілік туралы ескертетін жол белгілерін орнатқан жөн, олар зақымданулар жөнделгеннен кейін алынып тасталуы тиіс.

      Жол өткелінің аралық құрылыстары арқалықтарының бөлігі (бір немесе екі) габаритті емес көлік құралдарымен зақымданған кезде қираған арқалықтардың үстіндегі жүру төсемінің бөлігін дереу автокөлік құралдарының жүріп өтуінен бөліп қоршап, қираған арқалықтарды ауыстыру және жүру төсемін қалпына келтіру шараларын қабылдаған, сондай-ақ осы төтенше оқиғаны қызметтік тексеруді ұйымдастырған жөн.

      Тіректер мен аралық құрылыстар толығымен қираған кезде тиісті қоршау құрылғыларын және жарық шағылдырғыш құрылғылары бар жол белгілерін орната отырып, қираған құрылыс ауданындағы жол учаскесінде қозғалысты тоқтатқан жөн. Жол белгілері қоршаудың алдында кемінде жүз метр қашықтықта орнатылуы тиіс. Көпір құрылысының қирауы туралы жоғары тұрған ұйым мен тиісті мемлекеттік уәкілетті органдарды дереу хабарландырған жөн;

      2) шағын көпірлер мен су өткізгіш құбырлар.

      Құбырдың немесе шағын көпірдің қирауы анықталған кезде қираған құрылыс ауданындағы жол учаскесінде қозғалысты дереу тоқтату, айналма жолды дайындау және құрылысты қалпына келтіруге немесе ауыстыруға кірісу керек.

      Қысқы кезең басталар алдында құбырдың кіретін және шығатын жерлеріндегі саңылауларды қалқандармен жабу керек, ал көктемде қар еру басталар алдында орнатылған қалқандарды алып, су өткізгіш құрылыстардың саңылауларын қардан, мұздан, шөптен және өзге де бөгде заттардан тазарту керек. Еріген сулар кеткеннен кейін көпірлер мен құбырларды тексеріп, оның материалдары бойынша анықталған ақауларды жою жөнінде жұмыстар белгілеу керек.

      17. Қозғалысты ұйымдастыру құралдарын күтіп ұстауға қойылатын талаптар:

      1) жол белгілері.

      Жол белгiлерiнiң орналасқан жерi мен негiзгi параметрлерi тиiстi ұлттық стандарттардың талаптарына сай болуы тиiс.

      Жол белгiлерiнiң ең аз көрiнiмi тәулiктiң жарық және қараңғы уақытында нақты жол жағдайларында автомобиль жолдарының түрлi санаттары мен көлiк құралдарының әр түрiне арналған тиiстi ұлттық стандарттарда рұқсат етiлген қозғалыс жылдамдығын қауiпсiз iске асыруды есепке ала отырып жүз метрді құрауы тиiс.

      Жол белгілерінің зақымдануларын жою мерзімі үш тәуліктен, ал басымдылық белгілері үшін - бір тәуліктен аспауы тиіс.

      Уақытша орнатылған белгілер оларды орнату қажеттігін тудырған себептер жойылғаннан кейін бір тәуліктің ішінде алынып тасталуы тиіс.

      2) жол таңбалау.

      Жол белгілерін қолдану қағидалары, айырмашылығы мен негiзгi фотометриялық параметрлерi тиiстi үйлестiрiлген ұлттық стандарттардың талаптарына сәйкес болуы тиiс.

      Талап етiлетiн фотометриялық айырым параметрлерi төмендеген кезде (белгінің боялған қабатының ескiруi және тозуы салдарынан) жол белгісін тиiстi үйлестiрiлген ұлттық стандарттарда белгiленетiн мерзiмдерде қалпына келтiру керек.

      3) жол бағдаршамдары.

      Жол бағдаршамдарын орналастыру, топтары, типтері, түрлері, орнату тәсілдері тиісті мемлекеттік стандарттар мен нормалардың талаптарымен белгіленеді.

      Жол бағдаршамдарын орналастыру, орнату топтары, типтерi, түрлерi, тәсiлдерi тиiстi ұлттық стандарттар мен нормалардың талаптарында белгiленедi.

      Жасанды жарықтандырудың жарық көзі зақымданғандығы анықталған кезде зақымдануларды жою мерзімі үш тәуліктен аспауы тиіс. Өткізгіштердің үзілуі және тіректердің бұзылуы түріндегі зақымданулар дереу жойылуы тиіс;

      4) жол қоршаулары мен бағыттаушы құрылғылар.

      Жол қоршаулары мен бағыттауыш құрылғыларды орнату орнын стандарттау жөніндегі нормативтік құжаттардың талаптарын сақтай отырып анықтаған жөн.

      Сызаттардың ашылған торлары, арматураға дейін бетон жарықшасы бар темір-бетон тіректер мен аралықтарды, көлденең қимасының физика-механикалық қасиеті сәйкес келмейтін (есептелгеннен аз) немесе механикалық зақымданулары бар ағаш және металл тіректер мен арқалықтарды пайдалануға жол берілмейді.

      Белгі беретін бағаналарда кезге көрінетін қираулар мен деформациялар болмауы тиіс және олар тәуліктің жарық кезінде кемінде жүз метр қашықтықтан анық көрінуі тиіс.

      Қоршайтын немесе бағыттайтын құрылғылардың зақымдануларын (қирауларын) жою мерзімі зақымданулар анықталған сәттен бастап бір тәуліктен аспауы тиіс.
      Ескерту. 17-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 2011.07.02 № 761 (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі), 23.07.2013 № 735 қаулыларымен.

      18. Қысқы күтіп ұстауға қойылатын талаптар:

      жолдарды қардан тазартуды әдетте жер төсемінің енін толық бойлай, ал қысқы тайғақтықты жоюды - жүру бөлігінің ені мен бекітілген жиектеме жолақтарды бойлай жүргізу керек;

      қар үйіліп қалатын жол учаскелері боранда борайтын қарды жолдан тысқары ұстап қалатын құралдармен қорғалуға тиіс;

      жолда көктайғақ және күртік қар пайда болған кезеңдерде құм немесе ұсақ фракциялы тас материалдарды, сондай-ақ қысқы тайғақтықпен күресудің химиялық немесе аралас әдістерін пайдаланып, жол жамылғысының ілінісу қабілетін жақсарту жөнінде шаралар қабылдау қажет;

      қар жауған немесе боран тоқтаған сәттен бастап қарды тазартуды және әртүрлі санаттағы автомобиль жолдарында қысқы тайғақтық пайда болған сәттен бастап оларды жоюды аяқтау мерзімдері төменде сағатпен келтірілген мәндерден аспауы тиіс:
      I техникалық санат - 2;
      II техникалық санат - 4;

      ІІІ техникалық санат - халықаралық және республикалық маңызы бар жолдарда 5 және тұрақты автобус қатынасы бар жергілікті маңызы бар жолдарда 6;

      IV техникалық санат - қозғалыс қарқындылығы тәулігіне бес жүз автомобильден артық болған жағдайда 6, ал қозғалыс қарқындылығы аз болған жағдайда халықаралық және республикалық маңызы бар жолдарда 8, ал жергілікті маңызы бар жолдарда: тұрақты автобус қатынасы болған жағдайда 10 және көлік құралдары қозғалысының қысқа мерзімді үзілісі мүмкін болған кезде 12;

      V техникалық санат 16, ал қозғалыс тұрақты болмаған жағдайда - 48;

      5) қарды тазарту және қысқы тайғақтықты жою жөніндегі жұмыстар аяқталғаннан кейін қозғалыс қарқындылығы тәулігіне бес жүз автомобильден артық болған кезде халықаралық, республикалық және жергілікті маңызы бар автомобиль жолдарының жамылғыларында тығыздалған қардың болуына жол берілмейді;

      6) мынадай жерлерде қар үйінділерінің қалыптасуына жол берілмейді:

      автомобиль жолдарының бір деңгейде қиылысуында;

      бір деңгейде темір жол өтпелеріндегі көрінім үшбұрышының аумағында;

      қоғамдық көліктің аялдау пунктінен жиырма метрден жақын;

      кіші радиустардың аумағында қисықтардың ішкі жағында;

      қоршау құрылыстары мен жиектемелер орналасқан учаскелерде;

      жаяу жүргіншілер және велосипед жолдары орналасқан орындарда;

      таудағы автомобиль жолдарының көшкін қаупі бар учаскелерінде көшкін қаупінің уақтылы алдын алу және оны жою, сондай-ақ түрлі мақсаттағы көшкінге қарсы қажетті құрылыстардың жайғастырылуы жөнінде шаралар қабылдануы тиіс.

      19. Жол-жөндеу жұмыстарын жүргізу кезіндегі қауіпсіздік талаптары:

      1) жұмыстар жүргізілетін орындарда тиісті қоршаулар орнату және жол белгілерінің, нұсқағыштар мен қозғалысты ұйымдастырудың және басқарудың басқа да құралдарының көмегімен, олардың жол жұмыстарын жүргізу уақытында сақталуын және олар толығымен аяқталған соң уақтылы алынуын қамтамасыз ете отырып, жолдарды пайдаланушыларға қозғалыс шарттары мен режимдері туралы қажетті ақпаратты ұсыну қажет;

      2) жүру бөлігінің және жол жиегінің жол жөндеу жұмыстары орындалып жатқан жерлерінде және автомобиль жолының оларға іргелес учаскелерінде мыналарға:

      осы жұмыс ауысымының технологиялық операцияларында пайдаланылмайтын жол машиналарын, автомобильдерді, мүкәммал мен жабдықтарды орналастыруға;

      осы жұмыс ауысымының қажеттілігінен асатын көлемде құрылыс материалдары мен бұйымдарын қоймаға салуға;

      бір жұмыс ауысымының аяқталуы мен басқа жұмыс ауысымының басталуы аралығында, тәуліктің қараңғы уақытын қоса алғанда, жол машиналарын, технологиялық көлікті, мүкәммал мен жабдықтарды тұраққа қоюға тыйым салынады.

5. Сәйкестік презумпциясы

      20. Нормалары осы Техникалық регламенттің және Техникалық регламентке 1-қосымшада көрсетілген онымен үйлестірілген стандарттармен, сонымен бірге "Автомобиль жолдарын жобалау кезіндегі қауіпсіздік талаптары" техникалық регламентінің талаптарына сәйкес келетін пайдаланымдағы автомобиль жолдары осы Техникалық регламенттің талаптарына сәйкес деп есептеледі.

      21. Осы Техникалық регламенттің талаптарына сәйкестігін растау үшін жобалау ұйымдары мен жол пайдалану кәсіпорындары нормалары мен көрсеткіштері үйлестірілген стандарттардың талаптарынан төмен болмайтын өзге де нормативтік құжаттарды қолдана алады.

6. Сәйкестікті растау

      22. Автомобиль жолдарын пайдалану кезінде қауіпсіздікке қойылатын талаптарға сәйкестігін растау нормативтік-техникалық құжаттарға сәйкес анықталған және автомобиль жолдары жөніндегі мемлекеттік уәкілетті орган мен пайдаланушы ұйымның пайдалану процесінің тиісті кезеңінің қабылдау актілерімен қол қойылған үйлестірілген стандарттар мен осы Техникалық регламентке сәйкес автомобиль жолының көліктік пайдалану жай-күйі болып табылады.

3-бөлім. Ауыспалы ережелер

7. Ауыспалы ережелер

      23. Осы Техникалық регламент қолданысқа енгізілген сәттен бастап Қазақстан Республикасының аумағында қолданылып жүрген нормативтік құқықтық актілер осы Техникалық регламентке сәйкес келтірілгенге дейін тек осы Техникалық регламенттің талаптарына қайшы келмейтін және автомобиль жолдарын пайдалану кезінде ұлттық қауіпсіздік мүдделерін қорғау, жол қозғалысы қауіпсіздігін қамтамасыз ету, адам өмірін немесе денсаулығын және қоршаған ортаны қорғау мақсаттарына сәйкес келетін бөлігінде ғана орындалуы тиіс.

      24. Пайдаланымдағы автомобиль жолдарының, оның ішінде қайта жаңғыртылғандарының осы Техникалық регламент қолданысқа енгізілгенге дейін қабылданған қауіпсіздік талаптарына сәйкестігін растайтын құжаттар оларда белгіленген мерзімдер аяқталғанға дейін жарамды деп есептеледі.

"Автомобиль жолдарын пайдалану
кезіндегі қауіпсіздікке 
қойылатын талаптар"   
техникалық регламентіне 
1-қосымша       

Осы Техникалық регламентпен үйлестірілген
нормативтік-техникалық құжаттардың тізбесі

      1. ҚР СТ 1053-2002 Автомобиль жолдары. Терминдер мен анықтамалар.

      2. ҚР СТ 1124-2003 Жол қозғалысын ұйымдастыру техникалық құралдары. Жол таңбалары. Техникалық талаптар.

      3. ҚР СТ 1125-2002 Жол белгілері. Жалпы техникалық шарттар.

      4. ҚР СТ 1219-2003 Автомобиль жолдары және аэродромдар. Негіздер мен жамылғылардың тегіссіздігін өлшеу әдістері.

      5. ҚР СТ 1278-2004 Жолдық шектеулер жүйелері. Металдан жасалған қауіпсіздік тосқауылдары. Техникалық шарттар.

      6. ҚР СТ 1279-2004 Автомобиль жолдары және аэродромдар. Жол жамылғысының кедір-бұдырлығын және жол жамылғысымен автомобиль доңғалақтарының ілігу коэффициентін анықтау әдістері.

      7. ҚР СТ 1293-2004 Автомобиль жолдары және аэродромдар. Қатты емес жол төсемдерінің серпімділік модулін анықтау әдістері.

      8. ҚР СТ 1378-2005 Автомобиль жолдары. Қозғалыс қарқындылығын есепке алу.

      9. ҚР СТ 1397-2005 Автомобиль жолдары. Құрылысқа, қайта жаңғырту мен күрделі жөндеуге жобалық және жұмыс құжаттамасының құрамы мен ресімдеуге қойылатын талаптар.

      10. ҚР СТ 1412-2005 Жол қозғалысын ұйымдастырудың техникалық құралдары. Қолдану ережелері.

Об утверждении Технического регламента "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2008 года N 294. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 901.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 29.12.2016 № 901 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Технический регламент "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог".

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                               К. Масимов

Утвержден        
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 27 марта 2008 года N 294

Технический регламент "Требования безопасности
при эксплуатации автомобильных дорог"

Раздел 1. Общие положения

1. Область применения

      1. Объектом Технического регламента "Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог" (далее - Технического регламента) являются все автомобильные дороги общего пользования независимо от их технической категории (далее - автомобильная дорога), с находящимися на них инженерными сооружениями различного назначения и средствами организации дорожного движения, которые соответствуют требованиям Технического регламента "Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог " и в установленном порядке приняты в эксплуатацию государственным уполномоченным органом по автомобильным дорогам.

      2. Технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и организации работ по их содержанию и ремонту.

      Требования Технического регламента не распространяются на улицы городов и населенных пунктов и хозяйственные дороги, за исключением подъездных автомобильных дорог к производственным предприятиям и объектам лечебно-профилактического, социально-культурного и иного назначения.

2. Основные понятия, используемые в Техническом регламенте

      3. В Техническом регламенте используются понятия, предусмотренные Законом Республики Казахстан от 17 июля 2001 года "Об автомобильных дорогах", а также следующие:

      категория дороги техническая - характеристика, определяющая транспортно-эксплуатационные показатели дороги и ее потребительские свойства;

      коэффициент сцепления - отношение тягового или тормозного усилия к давлению колеса на поверхность покрытия, при котором начинается пробуксовывание колеса или его проскальзывание;

      покрытие дорожное - одно- или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов;

      потребительские свойства автомобильной дороги - транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги, обеспечивающие безопасность и экономичность движения транспортных потоков, в том числе уровень загрузки дороги движением, скорость, безопасность и удобство движения транспортного потока;

      предельное состояние автомобильной дороги - состояние дороги, соответствующее технической невозможности или нецелесообразности ее дальнейшей эксплуатации;

      процесс эксплуатации автомобильных дорог - основная стадия жизненного цикла автомобильных дорог, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество, включающее использование автомобильной дороги по назначению, а также содержание и ремонт автомобильной дороги;

      содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений - комплекс работ по систематическому уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, направленный на обеспечение круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по обслуживаемой дороге;

      зимнее содержание автомобильных дорог - комплекс специфических работ, связанных с защитой автомобильных дорог и дорожных сооружений от снежных заносов, их своевременной расчисткой и борьбой с зимней скользкостью дорожных покрытий;

      срок службы автомобильной дороги - календарная продолжительность эксплуатации от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до наступления ее предельного состояния;

      технико-эксплуатационные качества и характеристики дорог - характеристики дороги, определяющие ее работоспособность и надежность как инженерного сооружения в процессе эксплуатации;

      транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги - комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства, на момент ее обследования;

      требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог - совокупность требований к качеству автомобильной дороги, видам и технологиям работ, направленным на его поддержание в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения в течение установленного срока службы;

      эксплуатация автомобильных дорог - комплекс мероприятий по обеспечению пользования дорогой при экономичном, безопасном, удобном и бесперебойном движении транспортных средств.

3. Общие требования

      4. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и мероприятия по его поддержанию должны обеспечивать необходимый уровень безопасности участников дорожного движения, а также животных и растений, окружающей среды и защиту интересов национальной безопасности в течение установленного срока эксплуатации автомобильной дороги.

      5. Установленные настоящим Техническим регламентом требования должны обеспечиваться юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками автомобильных дорог и (или) осуществляющими ремонтно-строительные и эксплуатационные работы на автомобильной дороге.

      6. Мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на соблюдение следующих принципов, позволяющих обеспечить создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы:

      защита от рисков, которые при пользовании автомобильными дорогами невозможно исключить в силу климатических, чрезвычайных и других факторов и ситуаций и могут привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий;

      своевременное устранение или снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и других видов опасности для людей, животных и растений, окружающей среды и национальной безопасности в результате неблагоприятного воздействия эксплуатационного состояния автомобильной дороги;

      наличие и доступность информации о возможных остаточных рисках ухудшения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и возникновения дорожно-транспортных происшествий на отдельных ее участках, вследствие недостаточности принятых мер безопасности или возникновения чрезвычайных ситуаций.

      7. При эксплуатации автомобильных дорог необходимо принимать во внимание основные требования безопасности, связанные со следующими рисками на автомобильных дорогах:

      возможное возникновение дорожно-транспортных происшествий;

      разрушение автомобильной дороги в целом или отдельных ее конструктивных элементов;

      воздействие природно-климатических, техногенных и иных факторов, вызывающих кратковременное или длительное изменение показателей надежности работы автомобильной дороги и ее инфраструктуры.

      8. Основными факторами, определяющими возможность возникновения опасности на автомобильной дороге при ее эксплуатации, являются:

      1) соблюдение пользователями автомобильных дорог требований Технического регламента «Требования безопасности по проектированию автомобильных дорог», других технических регламентов и национальных стандартов, предъявляемых:

      к габаритным размерам, параметрам общей массы и осевых нагрузок, а в отдельных случаях и иным характеристикам транспортных средств, используемых в перевозочном процессе, и их техническому состоянию;

      к скоростному режиму движения автомобилей с учетом типа транспортного средства, технической категории автомобильной дороги и погодно-климатических особенностей, при которых осуществляется перевозочный процесс, как в штатных условиях эксплуатации автомобильной дороги, так и при проведении эксплуатационной службой тех или иных технологических операций по ее содержанию и ремонту;

      2) соответствие проекту параметров геометрических элементов земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений, а также обстановки пути и инженерного обустройства эксплуатируемой дороги;

      3) соответствие показателей среднегодовой среднесуточной интенсивности движения транспортных средств установленной государственным уполномоченным органом технической категории эксплуатируемой автомобильной дороги;

      4) соответствие требованиям настоящего Технического регламента технического состояния проезжей части и обочин, искусственных сооружений, обстановки пути, предметов инженерного обустройства дороги и организации движения;

      5) соблюдение техническим персоналом эксплуатационной службы требований соответствующих технических регламентов, национальных стандартов, технологических карт и правил:

      к характеристикам используемых при выполнении различных видов работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог материалов, изделий, машин и механизмов, а также квалификации работников, привлекаемых к выполнению этих видов работ;

      к срокам и периодичности выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог;

      к организации и технологии выполнения дорожно-эксплуатационных работ;

      к составу машин, механизмов и оборудования, используемых для производства работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, условиям их эксплуатации и парковки;

      к условиям размещения и складирования необходимых запасов ремонтно-строительных материалов и изделий;

      к организации движения в зоне выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги;

      к защите окружающей среды и обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения при реализации всего комплекса мероприятий, связанных с проведением тех или иных видов дорожно-эксплуатационных работ;

      к условиям эксплуатации сооружений обслуживания движения и благоустройства дороги, расположенным на придорожной полосе эксплуатируемой автомобильной дороги;

      к организации и проведению контроля качества выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги и мониторинга ее эксплуатационного состояния.
      Сноска. Пункт 8 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 23.07.2013 № 735.

      9. Все виды работ, выполняемые в процессе эксплуатации автомобильных дорог и подпадающие под область применения настоящего Технического регламента, должны обеспечить основные требования безопасности, установленные данным Техническим регламентом, а также гармонизированными национальными стандартами и другими техническими регламентами, требования которых на них распространяются.
      Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 23.07.2013 № 735.

      10. Юридические и физические лица, в ведении которых находится автомобильная дорога, а также производители работ по содержанию и ремонту (эксплуатирующие организации) могут устанавливать дополнительные требования, которые они считают необходимыми для обеспечения безопасности людей, животных и растений, окружающей среды, а также интересов национальной безопасности, при условии, что они не снижают требований, предусмотренных настоящим Техническим регламентом.

      11. В случаях, когда эксплуатационное состояние автомобильной дороги (или сети дорог) не соответствует требованиям настоящего Технического регламента, должны быть введены временные ограничения, направленные на обеспечение безопасности движения, вплоть до полного запрещения движения по автомобильной дороге (или сети дорог). Порядок введения ограничений определяется государственным уполномоченным органом по автомобильным дорогам.

Раздел 2. Требования безопасности при эксплуатации
автомобильных дорог

4. Основные технические требования безопасности

      12. Источниками опасности могут быть технические характеристики и эксплуатационное состояние:

      проезжей части;

      краевых полос, обочин и разделительной полосы;

      земляного полотна;

      искусственных сооружений;

      средств организации движения;

      ограждения дорог;

      сооружений дорожного сервиса и благоустройства дороги;

      искусственного освещения.

      13. Требования к состоянию покрытия проезжей части:

      1) на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, представляющие опасность для пользователей автомобильных дорог или затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью, а также посторонние предметы.

      Предельные размеры отдельных повреждений не должны превышать по длине - 0,15 метра, ширине - 0,6 метра и глубине - 0,05 метра.

      Суммарная площадь повреждений на 1000 м 2 покрытия не должна превышать в весенний и зимний период (иные периоды года) следующих значений при интенсивности движения по эксплуатируемой автомобильной дороге, приведенной к легковому автомобилю:

      более 6000 авт/сут - 1,5 м 2 и (0,3 м 2 ) соответственно;

      от 2000 до 6000 авт/сут - 3,0 м 2 и (1,0 м 2 ) соответственно;

      от 1000 до 2000 авт/сут - 4,5 м 2 и (1,5 м 2 ) соответственно;

      от 200 до 1000 авт/сут - 6,0 м 2 и (2,0 м 2 ) соответственно;

      менее 200 авт/сут - 7,0 м 2 и (2,5 м 2 ) соответственно.

      Сроки ликвидации повреждений не должны превышать на автомобильных дорогах:

      I и II технической категории - пяти суток;

      III технической категории - семи суток;

      IV и V технической категории - десяти суток.

      2) ровность дорожных покрытий, измеренная с использованием показателей IRI или толчкомера, должна соответствовать требованиям нормативных документов в зависимости от типа дорожной одежды и интенсивности движения;

      3) водоотвод с проезжей части должен поддерживаться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах;

      4) в штатных условиях эксплуатации автомобильной дороги покрытие дорожной одежды должно обеспечивать, коэффициент сцепления, измеренный прибором ПКРС-2, не менее 0,3 для шин без рисунка протектора и 0,4 для шин, имеющих рисунок протектора;

      5) сроки выполнения работ по улучшению сцепных качеств дорожных покрытий путем устранения скользкости, вызванной выпотеванием вяжущего, очистке покрытия от загрязнения, повышению шероховатости покрытия устанавливаются государственным уполномоченным органом по автомобильным дорогам;

      6) не допускается наличие грязи на всей ширине проезжей части при интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю, более шести тысяч автомобилей в сутки. При меньшей интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю, допускается наличие полос загрязнения у кромок покрытия, шириной до 0,5 метра, площадью не более приведенных ниже значений в процентах от общей площади покрытия:

      от 2000 до 6000 авт /сут - 3; от 1000 до 2000 авт /сут - 5; от 200 до 1000 авт /сут - 8; менее 200 авт /сут - 10.

      7) на проезжей части автомобильных дорог I технической категории не должно быть колейности. Предельно допустимые значения глубины колеи на проезжих частях автомобильных дорог иных технических категорий устанавливаются гармонизированными стандартами.

      14. Требования к содержанию обочин и разделительных полос:

      1) обочины в месте их сопряжения с проезжей частью должны иметь ту же высотную отметку, что и кромка проезжей части, или быть ниже проезжей части, но не более, чем на четыре сантиметра. Не допускается возвышение обочины над уровнем кромки проезжей части, за исключением случаев наличия бордюра в месте сопряжении проезжей части с обочиной;

      2) обочины не должны иметь деформаций и повреждений. Срок ликвидации имеющихся деформаций и повреждений обочин не должен превышать трех суток;

      3) техническое состояние обочин должно обеспечивать возможность краткосрочной остановки на них транспортных средств;

      4) запрещается использование обочин для:

      складирования дорожно-строительных материалов при производстве дорожно-ремонтных работ, за исключением случаев устройства на участках выполнения ремонтных работ временных объездных дорог;

      парковки строительно-дорожных машин и транспортных средств на длительный период, включая и темное время суток;

      размещения посторонних предметов, не имеющих отношения к обустройству автомобильной дороги.

      5) общая площадь повреждений, просадок и мест застоя воды на обочинах и разделительной полосе на 1000 м 2 покрытия применительно к летнему и зимнему (весеннему) периоду эксплуатации автомобильной дороги не должны превышать следующих значений (при интенсивности движения, приведенной к легковому автомобилю):

      более 6000 авт/сут - 0,3 (1,5) м 2 при укрепленных обочинах и 5 м 2 при неукрепленных обочинах;

      от 2000 до 6000 авт/сут - 1,0 (3,0) м 2 и 7,0 м 2 соответственно;

      от 1000 до 2000 авт/сут - 1,5 (3,5) м 2 и 10,0 м 2 соответственно;

      от 200 до 1000 авт/сут - 2,0 (6,0) м 2 и 12,0 м 2 соответственно;

      менее 200 авт/сут - 2,5 (7,0) м 2 и 15,0 м 2 соответственно.

      15. Требования к содержанию земляного полотна:

      1) земляное полотно автомобильной дороги в течение срока службы должно сохранять предусмотренное проектом положение в пространстве и проектные геометрические параметры;

      2) при выполнении работ по содержанию земляного полотна не допускается уменьшение его проектной ширины, изменение поперечного уклона обочин и откосов;

      3) обочины и откосы земляного полотна не должны иметь дефектов поверхности в виде просадок и понижений, где возможен застой ливневых или талых вод с последующим переувлажнением грунта земляного полотна и основания дорожной одежды;

      4) откосы земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к организации дорожного движения и обустройству автомобильной дороги;

      5) в процессе эксплуатации автомобильной дороги следует выявлять места, подверженные образованию пучин и принимать меры по своевременному их устранению, а также информированию пользователей дорог о режимах движения в опасной зоне.

      16. Требования к содержанию искусственных сооружений на дорогах:

      1) мостовые сооружения;

      Мостовые сооружения в течение срока службы должны сохранять предусмотренное проектом положение.

      Техническое состояние мостового сооружения должно обеспечивать механическое сопротивление всего сооружения в целом и отдельных его частей расчетным нагрузкам и воздействиям и безопасную эксплуатацию сооружения.

      Техническое состояние несущих элементов пролетного строения мостового сооружения должно обеспечивать проектную величину грузоподъемности.

      Состояние подмостового пространства должно обеспечивать безопасный пропуск высоких вод установленной вероятности превышения расчетного паводка, ледохода и карчехода, а в случаях установленных соответствующим государственным уполномоченным органом беспрепятственный пропуск по судоходству судов в навигационный период с учетом класса реки.

      На покрытии проезжей части мостового сооружения должны отсутствовать повреждения, представляющие опасность для участников движения или затрудняющие движение транспорта и пешеходов.

      Запрещается располагать на проезжей части посторонние предметы. Снег и грязь подлежат немедленному удалению с проезжей части и тротуаров за пределы сооружения.

      Поврежденные ограждающие устройства должны восстанавливаться в течение трех суток с момента обнаружения повреждений дорожно-эксплуатационной службой. При обнаружении повреждений ограждающих устройств перед въездом на мост следует устанавливать предупреждающие об опасности дорожные знаки, которые после ликвидации повреждений должны быть сняты.

      При повреждении части балок (одной или двух) пролетного строения путепровода негабаритными транспортными средствами следует немедленно оградить часть ездового полотна над разрушенными балками от проезда автотранспортных средств, принять меры к замене разрушенных балок и восстановлению ездового полотна, а также организовать служебное расследование данного чрезвычайного происшествия.

      При полном разрушении опор или пролетных строений следует закрыть движение на участке дороги в районе разрушенного сооружения с установкой соответствующих ограждающих устройств и дорожных знаков со светоотражающими устройствами. Дорожные знаки должны устанавливаться перед ограждением на расстоянии не менее ста метров. О разрушении мостового сооружения следует немедленно информировать вышестоящую организацию и соответствующие государственные уполномоченные органы.

      2) малые мосты и водопропускные трубы.

      При обнаружении разрушения трубы или малого моста следует немедленно закрыть движение на участке дороги в районе разрушенного сооружения, подготовить объезд и приступить к восстановлению или замене сооружения.

      Перед наступлением зимнего периода отверстия труб на входе и выходе следует закрывать щитами, а весной перед началом таяния снега - снять установленные щиты, очистить отверстия водопропускных сооружений от снега, льда, травы и иных посторонних предметов. После прохода паводковых вод необходимо провести осмотр мостов и труб, по материалам которого назначить работы по ликвидации обнаруженных дефектов.

      17. Требования к содержанию средств организации движения:

      1) дорожные знаки.

      Местоположение и основные параметры дорожных знаков должны отвечать требованиям соответствующих национальных стандартов.

      Минимальная видимость дорожных знаков должна составлять сто метров в светлое и темное время суток с учетом безопасной реализации скорости движения, допускаемой в конкретных дорожных условиях соответствующими национальными стандартами для различных категорий автомобильных дорог и видов транспортных средств.

      Срок ликвидации повреждений дорожных знаков должен составлять не более трех суток, а знаков приоритета - одни сутки.

      Временно установленные знаки должны быть сняты в течение суток после устранения причин, вызвавших необходимость их установки.

      2) дорожная разметка.

      Правила применения, различимость и основные фотометрические параметры дорожной разметки должны соответствовать требованиям соответствующих гармонизированных национальных стандартов.

      При снижении требуемых фотометрических параметров различимости (вследствие старения и износа окрасочного слоя разметки) дорожную разметку следует восстанавливать в сроки, устанавливаемые соответствующими гармонизированными национальными стандартами.

      3) дорожные светофоры.

      Размещение дорожных светофоров, группы, типы, виды, способы установки устанавливаются требованиями соответствующих национальных стандартов и норм.

      Детали дорожных светофоров или отдельные их элементы не должны иметь видимых повреждений и разрушений. Срок ликвидации повреждений дорожного светофора должен составлять не более одних суток с момента обнаружения повреждений.

      При обнаружении повреждений источника света искусственного освещения срок ликвидации повреждений должен составляет не более трех суток. Повреждения в виде обрыва проводов и разрушения опор должны устраняться немедленно.

      4) дорожные ограждения и направляющие устройства.

      Места установки дорожных ограждений и направляющих устройств следует определять с соблюдением требований нормативных документов по стандартизации.

      Не допускается использовать железобетонные стойки и балки ограждений с раскрытой сеткой трещин, сколами бетона до арматуры, а деревянные и металлические стойки и балки - с поперечным сечением не соответствующими физико-механическими свойствами (менее расчетного) или с механическими повреждениями.

      Сигнальные столбики не должны иметь видимых разрушений и деформаций и должны быть отчетливо видны в светлое время суток с расстояния не менее ста метров.

      Срок ликвидации повреждений (разрушений) ограждающих или направляющих устройств не должен превышать одних суток с момента обнаружения повреждений.
      Сноска. Пункт 17 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 02.07.2011 № 761 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования); от 23.07.2013 № 735.

      18. Требования к зимнему содержанию:

      1) расчистку дорог от снега следует производить, как правило, на полную ширину земляного полотна, а ликвидацию зимней скользкости - на ширину проезжей части и краевых укрепленных полос;

      2) участки дорог, заносимые снегом, должны быть защищены средствами, задерживающими переносимый метелями снег в стороне от дороги;

      3) в периоды образования гололеда и снежного наката на дороге необходимо принимать меры по улучшению сцепных качеств дорожных покрытий с использованием песка или каменных материалов мелких фракций, а также химических или комбинированных методов борьбы с зимней скользкостью;

      4) сроки окончания снегоочистки с момента прекращения снегопада или метели и ликвидации зимней скользкости с момента ее возникновения не должны превышать приведенных ниже значений в часах на автомобильных дорогах:

      I технической категории - 2;

      II технической категории - 4;

      III технической категории - 5 на дорогах международного и республиканского значения и 6 на дорогах местного значения с регулярным автобусным сообщением;

      IV технической категории - 6 при интенсивности движения более пятьсот автомобилей в сутки, при меньшей интенсивности движения - 8 на дорогах международного и республиканского значения, а на дорогах местного значения - 10 при наличии регулярного автобусного сообщения и 12 при возможном допуске краткосрочного перерыва движения транспортных средств;

      V технической категории - 16, а при нерегулярном движении - 48.

      5) после завершения работ по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости не допускается наличие уплотненного снега на покрытии автомобильных дорог международного, республиканского и местного значения при интенсивности движения более пятисот автомобилей в сутки;

      6) не допускается формирование снежных валов:

      на пересечении автомобильных дорог в одном уровне;

      в зоне треугольника видимости на железнодорожных переездах в одном уровне;

      ближе двадцати метров от остановочного пункта общественного транспорта;

      с внутренней стороны кривых в плане малых радиусов;

      на участках, где размещены ограждающие сооружения и бордюры;

      в местах расположения пешеходных и велосипедных дорожек.

      7) на лавиноопасных участках горных автомобильных дорог должны быть предприняты меры по своевременному предупреждению и ликвидации лавинной опасности, а также устройству необходимых противолавинных сооружений различного назначения.

      19. Требования безопасности при производстве дорожно-ремонтных работ:

      1) в местах производства работ необходимо устанавливать соответствующие ограждения и представлять пользователям дорог необходимую информацию об условиях и режимах движения с помощью дорожных знаков, указателей и других средств организации и управления движением, обеспечив их сохранность на время проведения дорожных работ и своевременное снятие после их полного завершения;

      2) на проезжей части и обочинах дороги в местах, где выполняются дорожно-ремонтные работы, и прилегающих к ним участках автомобильной дороги запрещается:

      размещение дорожных машин, автомобилей, инвентаря и оборудования, не используемого в технологических операциях данной рабочей смены;

      складирование строительных материалов и изделий в объемах, превышающих потребности данной рабочей смены;

      парковка дорожных машин, технологического транспорта, инвентаря и оборудования в промежутках между окончанием одной и началом другой рабочей смены, включая и темное время суток.

5. Презумпция соответствия

      20. Автомобильные дороги, находящиеся в эксплуатации, нормы которых соответствуют требованиям настоящего Технического регламента и гармонизированных с ним стандартов, указанных в приложении 1 к Техническому регламенту, а также Техническим регламентом "Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог ", считаются соответствующими требованиям настоящего Технического регламента.

      21. Для подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента проектные организации и дорожно- эксплуатационные предприятия могут применять иные нормативные документы, нормы и показатели которых не ниже требований гармонизированных стандартов.

6. Подтверждение соответствия

      22. Подтверждения соответствия требованиям безопасности при эксплуатации автомобильных дорог является транспортно- эксплуатационное состояние автомобильной дороги, соответствующее гармонизированным стандартам и настоящему Техническому регламенту, определенное в соответствии нормативно-техническими документами и подписанное актами приемки соответствующего этапа процесса эксплуатации, уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам и эксплуатирующей организацией.

Раздел 3. Переходные положения

7. Переходные положения

      23. С момента введения в действие настоящего Технического регламента нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Казахстан, до приведения их в соответствие с настоящим Техническим регламентом, подлежат исполнению только в части, не противоречащей требованиям настоящего Технического регламента и соответствующей целям защиты интересов национальной безопасности, обеспечения безопасности дорожного движения, охраны жизни или здоровья человека и окружающей среды при эксплуатации автомобильных дорог.

      24. Документы, подтверждающие соответствие автомобильных дорог, находящихся в эксплуатации, в том числе реконструированных, требованиям безопасности, принятые до введения в действие настоящего Технического регламента, считаются действительными до окончания, установленного в них срока.

Приложение 1         
к Техническому регламенту   
"Требования безопасности при 
эксплуатации автомобильных дорог"

Перечень нормативно-технических документов,
гармонизированных с настоящим Техническим регламентом

      1. СТ РК 1053-2002 Автомобильные дороги. Термины и определения.
      2. СТ РК 1124-2003. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Технические требования.
      3. СТ РК 1125-2002. Знаки дорожные. Общие технические условия.
      4. СТ РК 1219-2003. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий.
      5. СТ РК 1278-2004. Системы дорожных ограничителей. Барьеры безопасности металлические. Технические условия.
      6. СТ РК 1279-2004. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы определения шероховатости дорожного покрытия и коэффициента сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием.
      7. СТ РК 1293-2004. Дороги автомобильные и аэродромные. Методы определения модуля упругости нежестких дорожных одежд.
      8. СТ РК 1378-2005. Дороги автомобильные. Учет интенсивности движения.
      9. СТ РК 1397-2005. Дороги автомобильные. Требования к составу и оформлению проектной и рабочей документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
      10. СТ РК 1412-2005. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения.