Жасанды аралдарды, бөгеттерді, құрылыстар мен қондырғыларды, сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектілерді құру, пайдалану және қолдану қағидасын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2010 жылғы 30 желтоқсандағы № 1452 Қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2015 жылғы 7 қыркүйектегі № 750 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 07.09.2015 № 750 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі).

      РҚАО-ның ескертпесі.
      ҚР мемлекеттік басқару деңгейлері арасындағы өкілеттіктердің аражігін ажырату мәселелері бойынша 2014 жылғы 29 қыркүйектегі № 239-V ҚРЗ Заңына сәйкес ҚР Энергетика министрінің 2015 жылғы 23 ақпандағы № 131 бұйрығын қараңыз.

      «Жер қойнауы және жер қойнауын пайдалану туралы» Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 24 маусымдағы Заңының 16-бабының 30) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      1. Осы қаулыға қосымшаға сәйкес Жасанды аралдарды, бөгеттерді, құрылыстар мен қондырғыларды, сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектілерді құру, пайдалану және қолдану қағидасы бекітілсін.
      2. «Қазақстан Республикасында мұнай операцияларын жүргізу кезінде жасанды аралдар, бөгеттер, ғимараттар мен қондырғылар құрылысына және оларды пайдалануға рұқсат берудің тәртібі мен шарттары туралы ережені бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 1996 жылғы 24 маусымдағы № 772 қаулысының (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 1996 ж., № 29, 252-құжат) күші жойылды деп танылсын.
      3. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                             К. Мәсімов

Қазақстан Республикасы 
Үкіметінің     
2010 жылғы 30 желтоқсандағы
№ 1452 қаулысымен  
бекітілген    

Жасанды аралдарды, бөгеттерді, құрылыстар мен қондырғыларды,
сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де
объектілерді құру, пайдалану және қолдану қағидасын
бекіту қағидасы

1. Жалпы ережелер

      1. Осы Жасанды аралдарды, бөгеттерді, құрылыстар мен қондырғыларды, сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектілерді құру, пайдалану және қолдану қағидасын бекіту қағидасы (бұдан әрі - Қағида) Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 24 маусымдағы «Жер қойнауы және жер қойнауын пайдалану туралы» (бұдан әрі - Заң), 2001 жылғы 16 шілдедегі «Қазақстан Республикасындағы сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі туралы», 2002 жылғы 17 қаңтардағы «Теңізде жүзу саудасы туралы», 2002 жылғы 3 сәуірдегі «Қауіпті өндірістік объектілердегі өнеркәсіптік қауіпсіздік туралы», 2004 жылғы 9 қарашадағы «Техникалық реттеу туралы» заңдарына, Қазақстан Республикасының Экологиялық кодексіне және «Мұнай операцияларымен байланысты жер үсті және теңіз өндірістік объектілерін салу қауіпсіздігіне қойылатын талаптар» техникалық регламентін бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2008 жылғы 31 желтоқсандағы № 1335 қаулысына сәйкес әзірленді.
      2. Қағида жасанды аралдарды, бөгеттерді, құрылыстар мен қондырғыларды, сондай-ақ теңізде жүргізілетін мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектілерді құру, пайдалану және қолдану тәртібін айқындайды.
      3. Осы Қағидада пайдаланылатын негізгі ұғымдар:
      1) жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті орган - геологиялық зерттеу, жер қойнауын ұтымды және кешенді пайдалану саласында мемлекеттік саясатты іске асыру және бақылау жөніндегі функцияларды, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңнамасымен белгіленген жер қойнауын пайдалану саласындағы өзге де функцияларды жүзеге асыратын мемлекеттік орган;
      2) қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті орган - қоршаған органы қорғау және табиғат пайдалану саласында мемлекеттік саясатты әзірлеу мен іске асыру мәселелері жөніндегі басшылық пен салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын орталық атқарушы орган, сондай-ақ оның аумақтық органдары;
      3) құзыретті орган - мұнай мен газ саласындағы уәкілетті орган;
      4) мердігер - теңіз құрылыстарын құру, пайдалану және қолдану жөніндегі жұмыстарды орындауға арналған мердігерлік шартына сәйкес жер қойнауын пайдаланушы тартқан жеке немесе заңды тұлға;
      5) өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы уәкілетті орган - өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган;
      6) теңіз құрылысын салуға немесе орналастыруға рұқсат - белгілі бір учаске шегінде өтініш берушіге оның теңіз құрылысын салу және орналастыру ниетін іске асыру құқығын беретін құзыретті органның жазбаша рұқсаты;
      7) өтінім беруші - теңіз құрылыстарын салуға немесе орналастыруға арналған рұқсат алу үшін уәкілетті органға өтініш беретін тұлға;
      8) теңіз құрылыстарын пайдалану - теңіз құрылыстарын мақсаты бойынша пайдалану;
      9) су қорын пайдалану және қорғау саласындағы уәкілетті орган - өз құзыреті шегінде су қорын пайдалану мен қорғау, сумен жабдықтау, су бөлу саласындағы мемлекеттік орган;
      10) теңіз құрылыстары - жасанды аралдарды, бөгеттерді, қондырғыларды, теңізде мұнай операцияларын жүргізуге арналған жылжымайтын және жүзбелі жабдықты қоса алғанда, теңізде болатын қолдан жасалған құрылыстар;
      11) теңіз құрылыстарын салу - теңіз құрылыстарының жаңаларын жобалау (тұрғызу) және (немесе) қолданыстағыларын өзгерту (конструкцияларды кеңейту және құрастырмаларын өзгерту) жөніндегі қызмет;
      12) жер қойнауын пайдаланушымен (мердігермен) теңіз құрылысын пайдалануын тоқтатуды растайтын құжат - теңіз құрылысын пайдаланудан (жоюдан) шығару жөніндегі акт.
      Қағидада қолданылатын өзге де ұғымдар Заңда пайдаланылатын ұғымдарға сәйкес келеді.

2. Теңіз құрылыстарын құру, пайдалану және қолдану
тәртібі Теңіз құрылыстарын құру тәртібі

      4. Өтінім беруші теңіздегі мұнай операцияларын жүргізуге арналған теңіз құрылыстарын құру, пайдалану және қолдану мәселесін шешу үшін құзыретті органға жазбаша нысанда өтініш береді.
      Құзыретті орган өтінім берушінің өтінішін осы Қағиданың 6-тармағында келтірілген, мәліметтерді егжей-тегжейлі көрсететін өтінішке қатысты құжаттармен қоса, құрамына мүдделі мемлекеттік органдардың өкілдері қосылатын Теңіз құрылыстарын құру, пайдалану және қолдану мәселелері жөніндегі ведомствоаралық комиссияның (бұдан әрі – Комиссия) қарауына енгізеді.
      Комиссияның құрамы мен ол туралы ережені Қазақстан Республикасының Үкіметі бекітеді.
      Комиссия отырысының нәтижелері бойынша әзірленген ұсынымдар мен өтінім берушінің өтінішін құзыретті орган үш жұмыс күні ішінде теңіз құрылыстарын салу, пайдалану және қолдану мәселесін шешу үшін Қазақстан Республикасы Үкіметінің қарауына жібереді.
      Ескерту. 4-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Үкіметінің 04.02.2014 N 49 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      5. Қазақстан Республикасының Үкіметі заңнамада белгіленген мерзімде теңізде мұнай операцияларын жүргізуге арналған теңіз құрылыстарын құру, пайдалану және қолдану жөніндегі комиссияның ұсынымын қарайды.
      Құзыретті орган үш жұмыс күні ішінде қарау нәтижелері туралы өтінім берушіні хабардар етеді.
      6. Өтінім беруші теңіз құрылыстарын салуға немесе орналастыруға рұқсат алу үшін құзыретті органға:
      1) осы Қағидаға қосымшаның 1-нысанына сәйкес жер қойнауын пайдаланушының қолы қойылған және ұйымның мөрімен расталған өтінішті;
      2) осы Қағидаға қосымшаның 2-нысанына сәйкес мәліметтер нысанын жолдайды.
      Ескерту. 6-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.03.2013 N 309 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      7. Өтінім беруші Қағиданың 6-тармағында көзделген мәліметтерді толық бермеген жағдайда, құзыретті орган үш жұмыс күні ішінде өтінішті қарамастан кері қайтарады. Жетіспеген мәліметтер қоса берілген өтінішті қарау мерзімі құзыретті орган өтінім берушінің қайтадан берілген жазбаша өтінішін алған сәттен бастап есептеледі.
      Ескерту. 7-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.03.2013 N 309 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      8. Құзыретті орган өтінішті алғаннан кейін төрт жұмыс күні ішінде оларды қоршаған ортаны қорғау, су қорын пайдалану және қорғау, өнеркәсіптік қауіпсіздік, қорғаныс және мемлекеттік шекараны қорғауды қамтамасыз ету саласындағы уәкілетті органдарға жібереді, олар жеті жұмыс күні ішінде теңіз құрылысын көрсетілген географиялық координаталарының ауданында салудың немесе орналастырудың мүмкіндігін немесе мүмкін еместігін келіседі.
      Ескерту. 8-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 04.02.2014 N 49 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      9. Құзыретті орган Қағиданың 8-тармағында көзделген уәкілетті органдардан жауаптар алғаннан кейін төрт жұмыс күні ішінде өтінішті қарап, теңіз құрылыстарын салуға және орналастыруға рұқсат береді немесе оны беруден бас тартады.
      Ескерту. 9-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 29.03.2013 N 309 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      10. Құзыретті орган Қағиданың 8-тармағында көзделген уәкілетті органдардың бірінің теріс жауабы болса, сондай-ақ жер қойнауын пайдаланушы дәйексіз мәлiметтерді қамтитын құжаттарды ұсынған жағдайда теңіз құрылыстарын салуға және орналастыруға рұқсат беруден бас тартады.
      Ескерту. 10-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 04.02.2014 N 49 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).
      11. Құзыретті органның рұқсаты Қағидаға қосымшаға сәйкес нысан бойынша беріледі.

Теңіздегі мұнай операцияларымен байланысты теңіз
құрылыстарын жобалау

      12. Теңіз құрылыстарын жобалау кезінде Қазақстан Республикасының экологиялық заңнамасында белгіленген экологиялық талаптарды сақтау міндетті түрде талап етіледі.
      13. Теңіз құрылыстарын жобалау жер қойнауын пайдалануға арналған Келісімшарттың шеңберінде жүзеге асырылады.
      14. Салуға немесе орналастыруға жататын теңіз құрылысын орналастыру орнын таңдау теңіз құрылысын қауіпсіз салуды және пайдалануды қамтамасыз ету мақсатында теңіз түбі учаскесіне толық геотехникалық зерделеу жүргізілгеннен кейін жүзеге асырылады.
      15. Теңіз құрылысын салуға арналған учаскені зерделеу кезінде жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) мыналарды жүзеге асырады:
      1) құбыржолдардың, кәбілдің және басқа да объектілердің бар-жоғын зерттеу;
      2) жоспарланып отырған қауіпсіздік дәрежесіне сәйкес теңіз құрылысын жобалау үшін қажетті теңіз түбінің жағдайы туралы инженерлік-геологиялық деректер;
      3) теңіз құрылысын орналастыру орнын таңдауды қамтамасыз ету белгіленген, әсіресе кеме жайға кіреберістердегі белгіленген навигациялық жолдардан, сондай-ақ дәстүрлі балық аулау орындарынан тыс жерде жүргізу.
      16. Жұмыстардың жобалары бойынша сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі саласындағы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен мемлекеттік сараптама жүргізіледі.
      Жұмыс жобалары белгіленген тәртіппен тиісті мемлекеттік органдармен келісіледі және оларды жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті орган бекітеді.
      17. Теңіз құрылыстарын салуды немесе қайта жаңартуды жобалау алдында «Қазақстан Республикасындағы сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі туралы» Қазақстан Республикасының 2001 жылғы 16 шілдедегі Заңына (бұдан әрі - Сәулет туралы заң) сәйкес инженерлік (инженерлік-гидрографиялық, геодезиялық, геологиялық, гидрометеорологиялық) ізденістер жүргізу қажет.
      18. Инженерлік ізденістердің нәтижелері жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті органға ұсынылады және жұмыс жобаларында қабылданатын шешімдерді негіздеу үшін және жұмыстарды жобалауды, қауіпсіз және сапалы жүргізуді ұйымдастыру үшін қолданылады.
      19. Жобалау құжаттамасының құрамына мыналар кіреді:
      1) қоршаған табиғи ортаның жай-күйін жобалау алдындағы (базалық) бағалау;
      2) салу жоспарланып отырған теңіз құрылысының қоршаған табиғи ортаға әсерін бағалау. Қоршаған ортаға әсерді бағалау Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген қала құрылысы және құрылысты жобалау сатыларын ескере отырып, дәйекті түрде жүзеге асырылады;
      3) ықтимал дағдарысты (авариялық) жағдайларды талдау, олардың алдын алу және жұмыс істейтін персонал мен теңізде мұнай операцияларын жүргізуге байланысты теңіз құрылыстарындағы авариялық (ықтимал дағдарысты) әсер ету аймағында тұратын тұрғындарды қорғау жөніндегі іс-шаралар;
      4) келеңсіз салдардың алдын алу жөніндегі шараларды (табиғи экологиялық жүйелер мен табиғат ресурстарының жойылуы, тозу, зақымдануы және таусылуы), ұңғыманы бақылауға алуды, қоса алғанда, табиғат қорғау іс-шараларының кешені авариялық және өзге де қауіпті жағдайлар туындаған жағдайда қажет жабдықтармен және материалдармен қамтамасыз ету жөніндегі ұсыныстар; қоршаған табиғи ортаның (экологиялық мониторинг) және жүргізілетін мұнай операцияларын ішкі бақылауды жүзеге асыру бағдарламасы;
      5) өнеркәсіп қауіпсіздігі, өрт қауіпсіздігін қамтамасыз ету, өндірістік санитария және жұмыс істеуші персоналдың еңбегін қорғау, сондай-ақ теңіздегі авариялар мен олардың салдарын жоюға мамандандырылған өзге де ұйымдарды тарту мәселелері;
      6) қағиданың 14-тармағына сәйкес теңіз құрылысын салуға арналған учаскені зерттеу нәтижелері.
      20. Жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) теңіз құрылысын салуды (монтаждауды) және пайдалануды жүзеге асырғанға дейін халықты хабардар етуді және қоғамдық пікірді есепке алуды қамтамасыз етеді.

Теңіз құрылыстарын салу (монтаждау)

      21. Теңіз құрылыстарын салу (монтаждау) сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі саласындағы заңнамаға сәйкес жүзеге асырылады.
      22. Теңіз құрылыстарын салу (монтаждау) аяқталған соң жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) оларды құзыретті орган құратын теңіз құрылыстарын пайдалануға қабылдау жөніндегі мемлекеттік қабылдау комиссиясына ұсынуды қамтамасыз етеді.
      23. Жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) адамдардың қауіпсіздігіне қатер төндірмеу, кеменің жүзуіне немесе балық аулауға кедергі келтірмеу үшін теңіз құрылыстарына олардың теңіздегі орналасқан жері туралы ескерту жөніндегі тиісті құралдарды қамтамасыз етеді.
      24. Теңіз құрылыстарының айналасында қауіпсіздік аймақтары белгіленіп, әрбір сырт шегі нүктесінен бес жүз метрден аспайтын қашықтықта созылып жатады.
      25. Теңізде мұнай қоймаларын немесе резервуарларын салуға және пайдалануға, мұнайды тікелей теңіз құрылыстарынан танкермен тасымалдаған кезде мұнайды уақытша (жиырма күннен асырмай) сақтауды қоспағанда, теңіз құрылыстарында мұнай сақтауға және жинауға тыйым салынады.

Теңіз құрылыстарын пайдалану және қолдану

      26. Теңіз құрылыстарын пайдалану мемлекеттік қабылдау комиссиясының тиісті объектіні (объектілерді) Сәулет туралы заңнамаға сәйкес пайдалануға қабылдау туралы актісі болған жағдайда жүзеге асырылады.
      27. Теңіз құрылысы пайдалануға берілгеннен кейін оны қолдану тұрғындардың денсаулығы мен қоршаған ортаға қауіп төндірмейтін техникалар мен технологияларды пайдалану арқылы жүзеге асырылады.
      28. Су қорғау аймақтары мен белдеулерінде құрылыс, түбін тереңдету, жару және өзге де жұмыстар жергілікті атқарушы органдар белгілеген аймақтар мен белдеулерді пайдалану режимін сақтай отырып жүзеге асырылады.
      29. Теңіз құрылыстарын пайдалануды бастау алдында жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) авариялық-қалпына келтіру және жөндеу жұмыстарын жүргізудің ішкі тәртібін, сондай-ақ оларды пайдалану үдерісінде теңіз құрылыстарында дағдарысты (авариялық) жағдайлар туындаған жағдайда жұмыс істейтін персонал мен теңіз құрылысының қолданылу аймағында тұратын тұрғындарды көшіру жоспарын әзірлейді және бекітеді.
      30. Теңіз құрылыстарын пайдалану үдерісінде дағдарыста (авариялық) жағдайлар туындаған кезде авариялық-қалпына келтіру және жөндеу жұмыстарын жүргізу тәртібі төтенше жағдайлар және қоршаған ортаны қорғау жөніндегі уәкілетті органның аумақтық бөлімшелерімен келісіледі.
      31. Теңіз құрылыстарын пайдалану үдерісінде дағдарысты (авариялық) жағдайлар туындаған жағдайда көшіру жоспары төтенше жағдайлар жөніндегі уәкілетті органның аумақтық органдармен келісіледі.
      32. Авариялық-қалпына келтіру жұмыстарын жүргізудің ішкі тәртібі, сондай-ақ теңіз құрылыстарын пайдалану үдерісінде дағдарысты (авариялық) жағдайлар туындаған жағдайдағы көшіру жоспары жыл сайын қайта келісіледі және қайта бекітіледі.
      33. Теңіз құрылыстарын пайдалануды бастау алдында жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) оларды пайдалану үдерісінде өртті қадағалау жөніндегі мемлекеттік органмен келісілген, теңіз құрылыстарын өрттен қорғауды қамтамасыз ету тәртібін әзірлейді және бекітеді.
      Теңіз құрылыстарын өрттен қорғауды қамтамасыз ету тәртібі оларды пайдалану үдерісінде жыл сайын қайта келісіледі және қайта бекітіледі.
      34. Теңіз құрылыстарын пайдалануды бастау алдында жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) қоршаған табиғи ортаның жағдайын (экологиялық мониторинг) және жүргізілетін мұнай операцияларын ішкі (өндірістік) бақылауды жүзеге асырудың қоршаған ортаны қорғаудың аумақтық органдарымен келісілген тәртібін әзірлейді және бекітеді.
      Қоршаған табиғи ортаның жағдайы мен жүргізілетін мұнай операцияларын ішкі (өндірістік) бақылауды жүзеге асыру тәртібі Қазақстан Республикасының Экологиялық кодексіне сәйкес жыл сайын қайта келісуге және қайта бекітуге жатады.
      35. Жер қойнауын пайдаланушы (мердігер):
      1) көтеру және бекіту;
      2) түсіру және бастапқы қорыту;
      3) жүзу үстінде құрастыру;
      4) сүйрету;
      5) іске қосу және тік көтеру;
      6) суға батыру;
      7) тіректерді орнату;
      8) монтаждаудан кейін тұтас құрылыстың құрылымдық беріктігі мен тұтастығы сияқты жұмыстарды жүргізу кезінде теңіздегі мұнай операциялары үшін пайдаланылатын құрылыстардың құрылымдық беріктігінің әлсіреуіне жол бермеу үшін шаралар қабылдайды.
      36. Теңіз операцияларын жүргізу кезінде пайдаланылатын барлық теңіз құрылыстарының құрылымдық параметрлері жүйелі түрде тексерілуге және техникалық қызмет көрсетілуге жатады.
      37. Бөгде кемелерге теңіз құрылысының қауіпсіздік аймақтары шегіне кіруге шек қойылады. Теңіздегі мұнай операцияларын қолдайтын теңіз және әуе кемелері қауіпсіздік үшін үнемі бортта болып жауап беретін теңіз құрылысының персоналын қауіпсіздік аймағына өзінің кіру және бұған теңіз құрылысының басшысынан тиісті рұқсат алу ниеті туралы хабардар етеді.
      38. Жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) дәл координаталарды көрсете отырып, теңіз құрылысының орналасу орнын Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігінің Әскери-теңіз флоты басқармасына және таяудағы порттың басшылығына хабарлайды.
      39. Мұнай мен газды барлауға және өндіруге арналған теңіз кемелері, оның ішінде жүзбелі бұрғылау құрылғылары теңізде жүзудің қауіпсіздік талаптарына сай келуі тиіс және Республиканың Үкіметі таныған біліктілік қоғамдарының бірінде куәландырылуға жатады.
      40. Жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) жұмыстарды орындауға арналған жабдық пен техникалық құралдардың, сондай-ақ экологиялық қауіпсіздікті және қоршаған ортаны ластанудан қорғауды қамтамасыз етуші құралдардың, олардың бекітілген жобалық шешімдерге сәйкестігін белгілеу мақсатында оларды тексеру үшін жер қойнауын зерделеу және пайдалану жөніндегі, мұнай мен газ саласындағы, қоршаған ортаны қорғау саласындағы, төтенше жағдайлар жөніндегі, ерекше қорғалатын табиғи аумақтар мен балық шаруашылығы саласындағы уәкілетті органдардың, көліктік бақылау органдардың лауазымды адамдарының оларды теңіз құрылыстарына кедергісіз кіруін және тексеруді қажетті түсіндірулермен қамтамасыз етеді.

Теңіз құрылыстарын пайдаланудан шығару (жою)

      41. Теңіз құрылыстарын пайдаланудан шығару (жою) жер қойнауы және жер қойнауын пайдалану туралы заңнамаға сәйкес жүзеге асырылады.
      Теңіз құрылыстарын пайдаланудан шығару (жою) туралы шешім уәкілетті органмен келісіледі.
      42. Теңіз құрылысын пайдаланудан шығару (жою) туралы шешімді уәкілетті органмен келіскеннен кейін жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) теңіз құрылысын пайдаланудан шығару (жою) жөніндегі жұмысты көздейтін тарату жобасын әзірлейді және бекітеді.
      Жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) бекіткен теңіз құрылысын пайдаланудан шығаруға (жоюға) арналған тарату жобасы теңіз құрылысын пайдаланудан шығару (жою) жөніндегі жұмысты жүзеге асыруды бастауға рұқсат алу үшін негіз болып табылады.

      мемлекеттік органдардың өкілдерінен жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті орган құрған комиссия қарайды.
      44. Комиссияның оң ұсынымы негізінде жер қойнауын зерттеу және пайдалану саласындағы уәкілетті орган теңіз құрылысын пайдаланудан шығару (жою) туралы актіге қол қояды.
      45. Теңіз құрылыстарын пайдаланудан шығару (жою) бойынша жұмыс аяқталғаннан және мемлекеттік комиссия бұл туралы актіге қол қойғаннан кейін жер қойнауын пайдаланушы (мердігер) тәуелсіз сарапшылардың қатысуымен теңіз құрылысын пайдаланудан шығарғаннан (жоюдан) кейін қоршаған табиғи ортаның жағдайын бағалауды орындайды.
      46. Теңіз құрылысын пайдаланудан шығарғаннан (жойғаннан) кейін қоршаған табиғи ортаның жай-күйін бағалау актісін қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті орган бекітеді.

Жасанды аралдарды, бөгеттерді,
құрылыстар мен қондырғыларды,
сондай-ақ мұнай операцияларымен
байланысты өзге де объектілерді
құру, пайдалану және     
қолдану қағидасына      
қосымша           

Жасанды аралдарды, бөгеттерді, құрылыстар мен қондырғыларды,
сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектілерді
құруға, пайдалануға және қолдануға рұқсат алу үшін қажетті
құжаттар нысандары

      Ескерту. Қосымша жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 04.02.2014 N 49 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).

1-нысан

Жасанды аралдарды, бөгеттердi, құрылыстар мен қондырғыларды,
сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектiлердi
құруға, пайдалануға және қолдануға рұқсат алуға
өтініш

(қайда) _____________________________________________________________
                        (уәкiлеттi органның толық атауы)
(кімнен) ____________________________________________________________
(жеке тұлғаның тегi, аты, әкесiнiң аты (болған жағдайда), ЖСН, заңды
   тұлғаның толық атауы, орналасқан жерінің мекенжайы, БСН, байланыс
            деректері (телефон, факс, электрондық пошта)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
     (теңiз құрылыстарын салу немесе орналастыру бойынша мұнай
  операцияларын жүзеге асыру қажеттілігінің себебі мен негіздемесі)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
   (жоспарланған теңіз құрылысының не осындай теңіз құрылысын салу
  жөніндегі жүргізілетін жұмыстардың сипаты, мерзімі мен орналасатын
                                  жері)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
              (қоса беріліп отырған құжаттар тізбесі)

Ұйымның басшысы (лауазымы) ______________    ________________________
                               (қолы)                 (Т.А.Ә.)

                           М.О. 20__ ж. «___» _______________________

2-нысан

Жасанды аралдарды, бөгеттердi, құрылыстар мен қондырғыларды,
сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектiлердi
құруға, пайдалануға және қолдануға рұқсат алуға
мәлімет нысаны

      1. Теңіз құрылысын салу мақсаты, мәні мен негізі _____________.
      2. Келісімшарттық аумақ шегінде құрылатын теңіз құрылысының
географиялық координаталарының негіздемесі:
      1) ендігі ____________________________________________________;
      2) ұзақтығы __________________________________________________.
      3. Теңіз құрылысын құру жөніндегі жұмыстарды орындау кезінде
пайдаланылуы болжанатын кеме және өзге де жүзу құралдары туралы
ақпарат:
      1) кеме және өзге де жүзу құралдарының саны __________________;
      2) кеме және өзге де жүзу құралдарының атауы _________________.
      4. Теңіз құрылысын құруды бастау және аяқтау күні ____________.
      5. Теңіз құрылысын пайдалану кезінде қолданылатын байланыс
құралдары (радиотаратқыштың қуаты, жиіліктер, өзге де мәліметтер)
туралы ақпарат _____________________________________________________.
      6. Теңiз құрылысын салу немесе орналастыру кезіндегі
жоспарланған іс-шаралар:
      1) техникалық сумен жабдықтаудың тұйық жүйелерін, жүзгіш немесе
тұрақты тазарту құрылыстары мен құрамында мұнай бар суды және басқа
да зиянды заттарды қабылдауға арналған құралдар жасауды қоса алғанда,
қоршаған ортаға ықтимал залалдың алдын алу немесе азайту жөнінде
____________________________________________________________________;
      2) теңіз құрылысында авариялық жағдайларды болдырмау және жою
жөнінде ____________________________________________________________;
      3) теңізде жүзудің және ұшақ аппараттары ұшуының қауіпсіздігін
қамтамасыз ету жөніндегі, сондай-ақ балықтар және басқа да су
жануарлары мекендейтiн ортаны, олардың көбею жағдайларын, өрiс аудару
жолдарын және шоғырланған жерлерiн сақтау жөнінде __________________.
      7. Теңіз құрылысын болжамды орналастыру орнының негізгі
гидрологиялық және гидрогеологиялық сипаттамалары, көтерілген суды,
жіберілетін сарқынды суларды, алынатын жерасты суларын алудың және
(немесе) пайдаланудың болжанатын көлемі ____________________________.

3-нысан

Жасанды аралдарды, бөгеттердi, құрылыстар мен қондырғыларды,
сондай-ақ мұнай операцияларымен байланысты өзге де объектiлердi
құруға, пайдалануға және қолдануға
рұқсат

Нөмірі:                                                Берілген жері:
Берілген күні:
1. __________________________________________________________ берілді
         (жеке тұлғаның Т.А.Ә., заңды тұлғаның атауы)
2. __________________________________________________________________
       (теңіз құрылыстары, объектілері аумағының координаталары)
3. __________________________________________________________________
             (теңіз құрылыстарын, объектілерін салу мерзімі)
4. __________________________________________________________________
          (теңіз құрылыстарын, объектілерін пайдалану шарттары)

      Мемлекеттік уәкілетті органдардың келісуі:

      ___________________   _______________   _______________________
           (лауазымы)            (қолы)              (Т.А.Ә.)

Об утверждении Правил создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1452. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 сентября 2015 года № 750

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 07.09.2015 № 750 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Примечание РЦПИ.
В соответствии с Законом РК от 29.09.2014 г. № 239-V ЗРК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления см. приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 23 февраля 2015 года № 131

      В соответствии с подпунктом 30) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями.
      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 24 июня 1996 года № 772 "Об утверждении Положения о порядке и условиях выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию искусственных островов, дамб, сооружений и установок при проведении нефтяных операций в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., № 29, ст. 252).
      3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 30 декабря 2010 года № 1452

Правила
создания, эксплуатации и использования искусственных островов,
дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных
с нефтяными операциями

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями (далее - Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" (далее - Закон), от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", от 17 января 2002 года "О торговом мореплавании", от 3 апреля 2002 года "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах", от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", Экологическим кодексом Республики Казахстан и постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1335 "Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности строительства наземных и морских производственных объектов, связанных с нефтяными операциями".
      2. Правила определяют порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными операциями, проводимыми на море.
      3. Основные понятия, используемые в Правилах:
      1) уполномоченный орган по изучению и использованию недр - государственный орган, осуществляющий функции по реализации государственной политики и контролю в сфере геологического изучения, рационального и комплексного использования недр, а также иные функции в сфере недропользования, установленные законодательством Республики Казахстан;
      2) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, а также его территориальные органы;
      3) компетентный орган - уполномоченный орган в области нефти и газа;
      4) подрядчик - физическое или юридическое лицо, привлеченное недропользователем в соответствии с договором подряда на выполнение работ по созданию, эксплуатации и использованию морских сооружений;
      5) уполномоченный орган в области промышленной безопасности - государственный орган, осуществляющий руководство в области промышленной безопасности;
      6) разрешение на строительство или размещение морского сооружения - письменное разрешение компетентного органа, предоставляющие право заявителю на реализацию его замысла на строительство или размещение морских сооружений, в пределах определенного участка;
      7) заявитель - лицо, обращающееся в компетентный орган для получения разрешения на строительство или размещение морских сооружений;
      8) эксплуатация морских сооружений - использование по назначению морских сооружений;
      9) уполномоченный орган в области использования и охраны водного фонда - государственный орган в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения в пределах своей компетенции;
      10) морские сооружения - искусственно созданные сооружения, находящиеся в море, включая искусственные острова, дамбы, установки, неподвижное и плавучее оборудование для проведения нефтяных операций на море;
      11) строительство морских сооружений - деятельность по проектированию (возведению) новых и (или) изменению (расширению и изменению конструкций) существующих морских сооружений;
      12) акт о выводе из эксплуатации (ликвидации) морского сооружения - документ, удостоверяющий прекращение эксплуатации морского сооружения недропользователем (подрядчиком).
      Иные понятия, применяемые в Правилах, соответствуют понятиям, используемым в Законе.

2. Порядок создания, эксплуатации и использования
морских сооружений

Порядок создания морских сооружений

      4. Заявитель в письменной форме обращается в компетентный орган для решения вопроса создания, эксплуатации и использования морских сооружений, предназначенных для проведения нефтяных операций на море.
      Компетентный орган вносит заявление заявителя вместе с документами, относящимися к заявлению, детально отражающими сведения, приведенные в пункте 6 настоящих Правил, на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам создания, эксплуатации и использования морских сооружений (далее – Комиссия), в состав которой включаются представители заинтересованных государственных органов.
      Состав и Положение о Комиссии, утверждается Правительством Республики Казахстан.
      Рекомендации, выработанные по итогам заседания Комиссии и обращение заявителя, в течение трех рабочих дней направляются компетентным органом на рассмотрение Правительства Республики Казахстан для решения вопроса создания, эксплуатации и использования морских сооружений.
      Сноска. Пункт 4 с изменением внесенным постановлением Правительства РК от 04.02.2014 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      5. Правительство Республики Казахстан в установленный законодательством срок рассматривает рекомендации Комиссии по созданию, эксплуатации и использованию морских сооружений, предназначенных для проведения нефтяных операций на море.
      Об результатах рассмотрения компетентный орган в течении трех рабочих дней извещает заявителя.
      6. Для получения разрешения на строительство или размещение морских сооружений заявитель направляет в компетентный орган:
      1) заявление, согласно форме 1 приложения к настоящим Правилам, подписанное недропользователем и заверенное печатью организации;
      2) форму сведений согласно форме 2 приложения к настоящим Правилам.
      Сноска. Пункт 6 в редакции постановления Правительства РК от 29.03.2013 № 309 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      7. Компетентный орган возвращает заявление без рассмотрения в случае представления заявителем не полных сведений, предусмотренных пунктом 6 Правил, в течение трех рабочих дней. Срок рассмотрения заявления с приложением недостающих сведений исчисляется с момента получения компетентным органом повторного письменного обращения заявителя.
      Сноска. Пункт 7 в редакции постановления Правительства РК от 29.03.2013 № 309 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      8. Компетентный орган после получения заявления в течение четырех рабочих дней направляет их в уполномоченные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны водного фонда, промышленной безопасности, обороны и обеспечения охраны государственной границы, которые в течение семи рабочих дней согласовывают возможность или невозможность строительства или размещения в районе указанных географических координат морского сооружения.
      Сноска. Пункт 8 в редакции постановления Правительства РК от 04.02.2014 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      9. Компетентный орган в течение четырех рабочих дней после получения ответов от уполномоченных органов, предусмотренных пунктом 8 Правил, рассматривает заявление и выдает или отказывает в разрешении на строительство и размещение морского сооружения.
      Сноска. Пункт 9 в редакции постановления Правительства РК от 29.03.2013 № 309 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).
      10. Компетентный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство или размещение морского сооружения в случае если имеется одно из отрицательных ответов уполномоченных органов, предусмотренных пунктом 8 Правил, а также представления недропользователем документов, содержащих недостоверные сведения.
      Сноска. Пункт 10 в редакции постановления Правительства РК от 04.02.2014 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      11. Разрешение компетентного органа выдается по форме, согласно приложению к Правилам.

3. Проектирование морских сооружений, связанных с нефтяными
операциями на море

      12. При проектировании морских сооружений в обязательном порядке требуется соблюдение экологических требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан.
      13. Проектирование морских сооружений осуществляются в рамках контракта на недропользование.
      14. Выбор места расположения морского сооружения, подлежащего строительству или размещению, осуществляется после проведения полного геотехнического изучения участка морского дна с целью обеспечения безопасного строительства и эксплуатации морского сооружения.
      15. При изучении участка для строительства морского сооружения недропользователем (подрядчиком) осуществляется:
      1) исследование наличия или отсутствия трубопроводов, кабеля и других объектов;
      2) инженерно-геологические данные о состоянии морского дна, необходимые для проектирования морского сооружения в соответствии с планируемой степенью безопасности;
      3) обеспечение выбора места расположения морского сооружения должно осуществляться вне установленных навигационных путей, особенно при подходах к гавани, а также вне мест традиционного рыболовства.
      16. По проектам работ проводится государственная экспертиза, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
      Проекты работ согласовываются с соответствующими государственными органами в установленном законодательством порядке и утверждаются уполномоченным органом по изучению и использованию недр.
      17. Перед проектированием строительства или реконструкции морских сооружений необходимо производить инженерные изыскания (инженерно-гидрографические, геодезические, геологические, гидрометеорологические) в соответствии с Законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон об архитектуре).
      18. Результаты инженерных изысканий представляются уполномоченному органу по изучению и использованию недр и используются для обоснования принимаемых решений в проектных работах и для организации проектирования, безопасного и качественного ведения работ.
      19. В состав проектной документации входят:
      1) оценка предпроектного (базового) состояния окружающей природной среды;
      2) оценка воздействия на окружающую природную среду планируемого к сооружению морского сооружения Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется последовательно с учетом стадий градостроительного и строительного проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
      3) анализ возможных критических (аварийных) ситуаций, мероприятия по их предупреждению и защите работающего персонала и населения, проживающего в зоне возможного воздействия аварийной (критической) ситуации на морских сооружениях, связанных с проведением нефтяных операций на море;
      4) предложения по комплексу природоохранных мероприятий, включая меры по предотвращению неблагоприятных последствий (уничтожения, деградации, повреждения и истощения естественных экологических систем и природных ресурсов), взятие скважины под контроль, обеспечению оборудованием и материалами, необходимыми в случае возникновения аварийных и иных опасных ситуаций и загрязнения моря; программа осуществления внутреннего контроля за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) и проводимыми нефтяными операциями;
      5) вопросы промышленной безопасности, обеспечения пожарной безопасности, производственной санитарии и охраны труда работающего персонала, а также привлечения иных организаций, специализирующихся на устранении аварий на море и их последствий;
      6) результаты изучения участка для строительства морского сооружения в соответствии с пунктом 14 Правил.
      20. Недропользователь (подрядчик) до осуществления строительства (монтажа) и эксплуатации морского сооружения обеспечивает информирование населения и учет общественного мнения.

4. Строительство (монтаж) морских сооружений

      21. Строительство (монтаж) морских сооружений осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
      22. По окончании строительства (монтажа) морских сооружений недропользователь (подрядчик) обеспечивает предоставление их государственной приемочной комиссии по приемке морских сооружений в эксплуатацию, создаваемой компетентным органом.
      23. Недропользователь (подрядчик) обеспечивает на морских сооружениях соответствующие средства по предупреждению об их местонахождении на море, чтобы не создавать угрозы безопасности людям, помех судоходству или рыболовству.
      24. Вокруг морских сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются на расстоянии не более чем на пятьсот метров от каждой точки их наружного края.
      25. Не допускаются строительство и эксплуатация хранилищ и резервуаров нефти на море, хранение и складирование нефти на морских сооружениях, за исключением временного (не более двадцати дней) хранения нефти, при транспортировке такой нефти танкерами непосредственно с морских сооружений.

5. Эксплуатация и использование морских сооружений

      26. Эксплуатация морских сооружений осуществляется при наличии акта государственной приемочной комиссии о приемке соответствующего объекта (объектов) в эксплуатацию в соответствии с Законом об архитектуре.
      27. После ввода морского сооружения в эксплуатацию его использование осуществляются с применением техники и технологий, не представляющих угрозу здоровью населения и окружающей среде.
      28.Строительные, дноуглубительные, взрывные и иные работы на водоохранных зонах и полосах осуществляются с соблюдением режима использования этих зон и полос, установленного местными исполнительными органами.
      29. Перед началом эксплуатации морских сооружений недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает внутренний порядок проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ, а также план эвакуации работающего персонала и населения, проживающего в зоне действия морского сооружения, в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций на морских сооружениях в процессе их эксплуатации.
      30. Внутренний порядок проведения аварийно-восстановительных и ремонтных работ в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций в процессе эксплуатации морских сооружений согласовываются с территориальными подразделениями уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям и охране окружающей среды.
      31. План эвакуации в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций в процессе эксплуатации морских сооружений согласовываются с территориальными органами уполномоченного органа по чрезвычайным ситуациям.
      32. Внутренний порядок проведения аварийно-восстановительных работ, а также план эвакуации в случае возникновения критических (аварийных) ситуаций в процессе эксплуатации морских сооружений пересогласовываются и переутверждаются ежегодно.
      33. Перед началом эксплуатации морских сооружений недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает порядок обеспечения противопожарной защиты морских сооружений в процессе их эксплуатации, согласованный с органом по государственному пожарному надзору.
      Порядок обеспечения противопожарной защиты морских сооружений в процессе их эксплуатации пересогласовываются и переутверждаются ежегодно.
      34. Перед началом эксплуатации морских сооружений недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает порядок осуществления внутреннего (производственного) контроля за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг) и проводимыми нефтяными операциями, согласованный с территориальными органами охраны окружающей среды.
      Порядок осуществления внутреннего (производственного) контроля за состоянием окружающей природной среды и проводимыми нефтяными операциями подлежит ежегодному пересогласованию и переутверждению, в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан.
      35. Недропользователь (подрядчик) принимает меры для недопущения ослабления структурной прочности сооружений, используемых для морских нефтяных операций, при проведении таких работ, как:
      1) подъем и крепление;
      2) разгрузка и первичный сплав;
      3) сборка на плаву;
      4) буксировка;
      5) запуск и вертикальный подъем;
      6) погружение в воду;
      7) установка опор;
      8) структурную прочность и целостность всего сооружения в целом после заключительного монтажа.
      36. Структурные параметры всех морских сооружений, используемых при проведении морских операций, подвергаются систематическим проверкам и техническому обслуживанию.
      37. Посторонним судам ограничивается вход в пределы зоны безопасности морского сооружения. Морские и воздушные суда поддержки морских нефтяных операций уведомляют персонал морского сооружения, отвечающего за безопасность с постоянным присутствием персонала на борту о своем намерении войти в зону безопасности и получить на это соответствующее разрешение от руководителя морского сооружения.
      38. Недропользователь (подрядчик) сообщает месторасположение морского сооружения с указанием точных координат в Управление военно-морского флота Министерства обороны Республики Казахстан и руководству ближайшего порта.
      39. Морские суда, в том числе плавучие буровые установки, предназначенные для разведки и добычи нефти и газа, должны отвечать требованиям безопасности мореплавания и подлежат освидетельствованию в одном из классификационных обществ, признанных Правительством Республики.
      40. Недропользователь (подрядчик) обеспечивает беспрепятственный доступ на морские сооружения должностных лиц уполномоченных органов по изучению и использованию недр, в области нефти и газа, в области охране окружающей среды, по чрезвычайным ситуациям, в области особо охраняемых природных территорий и рыбного хозяйства, органов транспортного контроля для осмотра оборудования и технических средств, предназначенных для выполнения работ, а также средств, обеспечивающих экологическую безопасность и охрану окружающей среды от загрязнения, в целях установления их соответствия утвержденным проектным решениям, и сопровождать осмотр необходимыми пояснениями.

6. Вывод (ликвидация) морских сооружений из эксплуатации

      41. Вывод морских сооружений из эксплуатации (ликвидация) осуществляется в соответствии с законодательством о недрах и недропользовании.
      Решение о выводе (ликвидации) морских сооружений из эксплуатации согласовывается с компетентным органом.
      42. После согласования с компетентным органом решения о выводе (ликвидации) морского сооружения из эксплуатации недропользователь (подрядчик) разрабатывает и утверждает проект ликвидации предусматривающий работы по выводу из эксплуатации (ликвидации) морского сооружения.
      Утвержденный недропользователем (подрядчиком) проект ликвидации на вывод морского сооружения из эксплуатации (ликвидация) является основанием для получения разрешения на начало осуществления работ по выводу (ликвидации) морских сооружений из эксплуатации.
      43. Завершение работы по выводу морских сооружений из эксплуатации (ликвидации) рассматривается комиссией, создаваемой компетентным органом из представителей заинтересованных государственных органов, с участием недропользователя (подрядчика) и представителя проектной организации, осуществляющей авторский надзор.
      44. На основании положительной рекомендации комиссии, уполномоченный орган в области изучения и использования недр подписывает акт о выводе из эксплуатации (ликвидации) морского сооружения.
      45. По окончании работ по выводу морских сооружений из эксплуатации (ликвидации) и подписания об этом акта недропользователь (подрядчик) с участием независимых экспертов выполняет оценку состояния окружающей природной среды.
      46. Акт оценки состояния окружающей природной среды после вывода морского сооружения из эксплуатации (ликвидация) утверждается уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Приложение         
к Правилам создания,    
эксплуатации и использования
искусственных островов,  
дамб, сооружений и установок,
а также иных объектов,   
связанных с нефтяными операциями

                              Формы
  документов, необходимые для получения разрешений на создание,
    эксплуатацию и использование искусственных островов, дамб,
    сооружений и установок, а также иных объектов, связанных с
                       нефтяными операциями

      Сноска. Приложение в редакции постановления Правительства РК от 04.02.2014 № 49 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

                                                              Форма 1

                           Заявление
     на получение разрешения на создание, эксплуатацию и
  использование искусственных островов, дамб, сооружений и
  установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными
                          операциями

В __________________________________________________________________
            (полное наименование уполномоченного органа)
От _________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (в случае наличия) физического лица, ИИН,
полное наименование юридического лица, адрес местонахождения, БИН,
       контактные данные (телефон, факс, электронная почта)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(причина и обоснование необходимости осуществления нефтяных операций
      на море по строительству или размещению морского сооружения)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
   (сроки и местоположение планируемого морского сооружения либо
  проводимых работ по строительству или размещению такого морского
                              сооружения)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
                  (прилагаемый перечень документов)

Руководитель организации (должность) _________    ___________
                                     (подпись)     (Ф.И.О.)

                                    М.П. «__» __________ 20__ г.

                                                             Форма 2

                        Форма сведений
     для получения разрешения на создание, эксплуатацию и
   использование искусственных островов, дамб, сооружений и
    установок, а также иных объектов, связанных с нефтяными
                          операциями

      1. Цели, назначения и основания создания морского сооружения
__________________________________________________________________.
      2. Обоснование географических координат создаваемого морского
сооружения в пределах контрактной территории:
      1) широта ___________________________________________________;
      2) долгота __________________________________________________.
      3. Информация о судах и иных плавучих средствах, которые
предполагается использовать при выполнении работ по созданию морского
сооружения:
      1) количество судов и плавучих средств _______________________;
      2) наименование судов и плавучих средств _____________________.
      4. Дата начала и окончания создания морского сооружения
____________________________________________________________________.
      5. Информация о средствах связи (мощность радиопередатчика,
частоты, иные сведения), которые будут использоваться при
эксплуатации морского сооружения ___________________________________.
      6. Мероприятия, планируемые при строительстве или размещении
морского сооружения:
      1) по предупреждению или снижению возможного ущерба окружающей
среде, включая создание замкнутых систем технического водоснабжения,
плавучих или стационарных очистных сооружений и средств для приема
нефтесодержащих вод и других вредных веществ ________________________
____________________________________________________________________;
      2) по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций на морском
сооружении _________________________________________________________;
      3) по обеспечению безопасности мореплавания и полетов
летательных аппаратов, а также по сохранению среды обитания,
условий размножения, путей миграциии, мест концентрации рыб и других
водных животных  ___________________________________________________.
      7. Основные гидрологические и гидрогеологические характеристики
предполагаемого месторасположения морского сооружения, предполагаемый
объем забора и (или) использования поверхностных вод, сбрасываемых
сточных вод, забираемых подземных вод _______________________________
____________________________________________________________________.

                                                              Форма 3

                             Разрешение
   на создание, эксплуатацию и использование искусственных
островов, дамб, сооружений и установок, а также иных объектов
                  связанных с нефтяными операциями

Номер:                                                  Место выдачи:
Дата выдачи:

Выдано _________________________________________________________
       (Ф.И.О. физического лица, наименование юридического лица)
________________________________________________________________
       (координаты территории морских сооружений, объектов)
________________________________________________________________
        (сроки строительства морских сооружений, объектов)
________________________________________________________________
        (условия эксплуатации морских сооружений, объектов)

Согласование государственных уполномоченных органов:
___________________ _______________ _________________
    (должность)        (подпись)       (Ф.И.О.)