Қазақстан Республикасының Пайдалы қазбалар қоры жөніндегі мемлекеттік комиссиясы және пайдалы қазбалар қоры жөніндегі өңіраралық комиссиялар туралы ережені бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2011 жылғы 8 ақпандағы № 87 Қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2015 жылғы 23 шілдедегі № 561 қаулысымен.

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 23.07.2015 № 561 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).

       "Жер қойнауы және жер қойнауын пайдалану туралы" Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 24 маусымдағы Заңының 16-бабының 12) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. Қоса беріліп отырған Қазақстан Республикасының Пайдалы қазбалар қоры жөніндегі мемлекеттік комиссиясы және пайдалы қазбалар қоры жөніндегі өңіраралық комиссиялар туралы ереже бекітілсін.

      2. Мыналардың күші жойылды деп танылсын:

      1) "Қазақстан Республикасының жер қойнауын мемлекеттік сараптау

      туралы ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің

      1996 жылғы 18 қазандағы № 1288 қаулысы (Қазақстан Республикасының

      ПҮАЖ-ы, 1996 ж., № 43, 411-құжат);

      2) "Қазақстан Республикасы Үкіметінің 1996 жылғы 18 қазандағы № 1288 қаулысына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2005 жылғы 29 қыркүйектегі № 968 қаулысы

      (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2005 ж., № 36, 501-құжат).

      3. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

Қазақстан Республикасының


Премьер-Министрі

К. Мәсімов


  Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2011 жылғы 8 ақпандағы
№ 87 қаулысымен
бекітілген

Қазақстан Республикасының Пайдалы қазбалар қоры жөніндегі мемлекеттік комиссиясы және пайдалы қазбалар қоры жөніндегі өңіраралық комиссиялар туралы ереже
1. Жалпы ережелер

      1. Қазақстан Республикасының Пайдалы қазбалар қоры жөніндегі мемлекеттік комиссиясы (бұдан әрі - ҚР ҚМК) және пайдалы қазбалар қоры жөніндегі өңіраралық комиссиялар (бұдан әрі - ҚӨК) жер қойнауын мемлекеттік сараптауды (бұдан әрі - Сараптама) жүзеге асырады.

      2. ҚР ҚМК мен ҚӨК қызметін ұйымдастыру, олардың құрамы, жұмыс регламенті және іс жүргізу осы Ережемен белгіленеді.

      3. ҚР ҚМК жер қойнауын зерделеу мен пайдалану жөніндегі уәкілетті органның жанынан құрылады және жұмыс істейді, ҚӨК Қазақстан Республикасы Индустрия және жаңа технологиялар министрлігі Геология және жер қойнауын пайдалану комитетінің өңіраралық геология және жер қойнауын пайдалану департаменттерінің (бұдан әрі - өңіраралық департаменттер) жанынан құрылады және жұмыс істейді.

      4. Кең таралған пайдалы қазбаларды қоспағанда, ҚР ҚМК-нің құзыретіне пайдалы қазбалардың барлық түрлері бойынша Сараптама жатады. ҚӨК-нің құзыретіне кең таралған пайдалы қазбалардың түрлері бойынша Сараптама сондай-ақ ҚР ҚМК-нің Сараптамасына келіп түсетін материалдарды алдын ала қарау жатады. Мұнай қорлары мен мұнай алу деңгейін қоспағанда, ҚР ҚМК-нің жеке тапсырмаларына сәйкес комиссияның аумақтық жауапкершілігі шегінде нақты кен орындары бойынша пайдалы қазбалардың басқа түрлеріне ҚӨК-ның Сараптамасына рұқсат беріледі.

2. ҚР ҚМК және ҚӨК-нің міндеттері мен функциялары

      5. Негізгі міндетке сәйкес ҚР ҚМК және ҚӨК Сараптама барысында:

      пайдалы қазбалар қорларының саны, сапасы, құрамы, технологиялық және өзге де қасиеттері, сондай-ақ жер қойнауының өзге де ерекшеліктері туралы деректердің дұрыстығын;

      пайдалы қазбаларды өндіру және өндіруге байланысты емес мақсатта жер қойнауы учаскелерін пайдалану шарттары үшін геологиялық, кен-техникалық, гидрогеологиялық, инженерлік-геологиялық, техникалық-экономикалық және өзге де деректердің толықтығы мен дұрыстығын;

      кен орындарын әзірлеудің экономикалық тиімділігінің техникалық-экономикалық негіздемесін, көмірсутек шикізатын алу коэффициенттерін, минералдық-шикізаттық базаны кеңейту жөніндегі қорытындылар мен ұсыныстарды пайдалануға арналған қорлар мен жер қойнауы учаскелерінің дайындығы дәрежесін;

      іздеу, барлау, тәжірибелік-пайдалану және жер қойнауын геологиялық зерделеу мен бағалау жөніндегі өзге де жұмыстардың нәтижелері мен сапасын;

      пайдалы қазбалардың кен орындарын жою немесе консервациялаудың пайдалы қазбаларды есептен шығарудың немесе қалған қорлардың теңгерімділік тиесілілігінің өзгерту негізділігін айқындайды.

      6. ҚР ҚМК және ҚӨК өз қызметінде жүргізудегі Сараптаманың шегінде мынадай функцияларды жүзеге асырады:

      мемлекеттік теңгерімге қоюға негіз болып табылатын барланған пайдалы қазбалардың қорын игерудің рентабельділігі туралы қорытынды береді;

      пайдалы қазбалар қорының мөлшері мен сапасын, олардың республика экономикасы үшін маңызын, өндірудің тау-кен техникалық, гидрогеологиялық, экологиялық және басқа да жағдайларына объективті баға береді;

      келісімшарттық аумақтағы барлау нәтижесінде коммерциялық табу фактісін растайды.

      7. ҚР ҚМК және ҚӨК Сараптама, оның ішінде алдын ала Сараптама жүргізу барысында:

      орталық мемлекеттік және жергілікті атқарушы органдардан, Геология жер қойнауын пайдалану комитетіне ведомстволық бағыныстағы ұйымдар мен мекемелерден және жер қойнауын пайланушылардан өздеріне жүктелген міндеттерді орындау үшін қажетті ақпараттарды, құжаттарды және материалдарды сұратуы және алуы;

      Сараптама жүргізу кезінде өз құзыретінің шегінде тәуелсіз сарапшылар мен сарапшы топтарды тартуы;

      қажетіне қарай Сараптама жүргізілетін объектілерде көшпелі отырыстарды өткізуі;

      жер қойнауын пайдаланушы құзыретті орган қолданыстағы келісімшартқа тиісті өзгерістер енгізгенге дейін, келісімшарттық талаптарда келісілген жер қойнауын пайдалану операцияларын жүргізу мерзімін бұзған жағдайда Сараптамаға берілген материалдарды кері қайтаруы;

      өз құзыретіне кіретін мәселелер жөнінде шешімдер қабылдауы мүмкін.

3. ҚР ҚМК және ҚӨК қызметін ұйымдастыру

      8. ҚР ҚМК және ҚӨК-нің отырыстары қажеттілігі бойынша, бірақ айына кемінде бір рет өткізіледі.

      9. ҚР ҚМК және ҚӨК-нің отырыстары жұмыс және пленарлық отырыстар болып бөлінеді. Жұмыс бабында қарау нәтижесі ҚР ҚМК немесе ҚӨК шешімнің жобасы болып табылады. ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің пленарлық отырысында сарапталатын материалдар бойынша шешім қабылданады.

      10. ҚР ҚМК және ҚӨК алқалы органдар болып табылады. Шешім отырысқа қатысып отырған комиссия мүшелерінің басым даусымен қабылданады. Шешімдерді қабылдау кезінде дауыстар тең болғанда төрағалық етушінің даусы шешуші болып табылады.

      11. Индустрия және жаңа технологиялар министрлігі Геология және жер қойнауын пайдалану комитетінің Жер қойнауының сараптамасы басқармасы ҚР ҚМК-нің жұмыс органы болып табылады. Қарауға келіп түскен материалдардың салалық бағыты бойынша тиісті өңіраралық департаменттердің мамандарынан құрылатын жұмыс топтар ҚӨК-нің жұмыс органдары болып табылады.

      12. ҚР ҚМК және ҚӨК отырыстарына комиссияның мүшелері болып табылмайтын лауазымды тұлғалар шақырылуы мүмкін.

      13. ҚР ҚМК-нің төрағасы оның қызметін басқарады, әдістемелік басшылықты жүзеге асырады және ҚӨК-нің қызметіне жетекшілік етеді. Төрағасы жоқ болғанда оның міндетін ҚР ҚМК төрағасының орынбасары атқарады.

      14. ҚӨК төрағалары тиісті өңіраралық комиссияның қызметін басқарады.

      15. Орталық мемлекеттік және жергілікті атқарушы органдар ҚР ҚМК-ге және ҚӨК-ге жүктелген міндеттерді орындауда оларға көмек көрсетеді.

      16. ҚР ҚМК мен ҚӨК-нің ғылыми хатшылары Сараптамаға материалдардың қабылдауын ұйымдастырады және оларды комиссиялардың пленарлық отырыстарына дайындайды.

      17. Сараптаманың нәтижелері пайдалы қазба қорларын бекіту туралы қорларды санаттар бойынша бөлу, тәжірибелік-өнеркәсіптік өндіруді мерзімдері, көмірсутекті шикізаттарды есептен шығару, жер қойнауы туралы ақпаратты өнеркәсіптік, ғылыми және басқа мақсаттарда қолдану мүмкіндіктері, ұсыныстар, сондай-ақ ҚР ҚМК мен ҚӨК-ның құзыреті жататын өзге де мәселелер бойынша шешімдер көрініс табатын хаттамамен ресімделеді.

      18. Сараптаманың нәтижелерін көрсететін хаттамаға отырыстан төрағалық етушінің бұрыштамасы және ҚМК немесе ҚӨК-нің барлық қатысқан мүшелерінің қолдары қойылады.

4. ҚР ҚМК-нің және ҚӨК-нің құрамы

      19. ҚР ҚМК және ҚӨК құрамы төрағадан, оның орынбасарларынан, ғылыми хатшыдан және комиссиялар мүшелерінен құрылады.

      20. ҚР ҚМК төрағасы лауазымы бойынша Қазақстан Республикасы Индустрия және жаңа технологиялар министрлігі Геология және жер қойнауын пайдалану комитетінің орынбасары болып табылады. ҚР ҚМК төрағасының ҚР ҚМК төрағасы жоқ болған мерзімде ҚР ҚМК-ның құзыреті шегінде құжаттарға қол қою құқығын иеленетін орынбасары бар.

      21. ҚР ҚМК төрағасының орынбасары ҚР ҚМК жұмыс органының басшысы болып табылады.

      22. Тиісті өніраралық департаменттердің басшылары ҚӨК төрағасы болып табылады. ҚӨК төрағасының орынбасарлары геология мәселелері бойынша тиісті өңіраралық департаменттердің басшыларының орынбасарлары болып табылады.

      23. Комиссия мүшелері жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті органның және оның аумақтық бөлімшелерінің геологиялық мамандықтары бар білікті қызметкерлері болып табылады.

      ҚР ҚМК және ҚӨК-нің жеке құрамы жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті органның бұйрығымен бекітіледі.

5. ҚР ҚМК мен ҚӨК-нің жұмыс регламенті және іс қағаздарын жүргізу

      24. ҚР ҚМК мен ҚӨК-нің кезекті жылға арналған жұмыс жоспары жер қойнауын пайдаланушылардың өтініштері негізінде қалыптастырылады.

      25. Жер қойнауын пайдаланушылар Сараптамаға есеп материалдарын ұсыну мерзімін көрсетумен өтінімдерді тиісті өніраралық департаментке жоспарланатын жылдың 20 қаңтарына дейінгі мерзімде жібереді.

      26. Өңіраралық департаменттер жоспарланатын жылдың 30 қаңтарына дейінгі мерзімде ҚР ҚМК атына жер қойнауын пайдаланушылардың өтініші бойынша жиынтық мәліметтерді жібереді.

      27. ҚР ҚМК жұмысының жиынтық жоспарын ҚР ҚМК төрағасы бекітеді. ҚӨК жиынтық жоспарларын олардың төрағалары бекітеді.

      28. Жоспарланатын жылдың 20 қаңтарынан кейінгі түскен жер қойнауын пайдаланушылардың өтінімдері ҚР ҚМК-де және ҚӨК-де тіркеледі. Аталған материалдарға Сараптама мына түрде жүргізіледі:

      бірінші кезекте жиынтық жұмыс жоспарына сәйкес материалдар қарастырылады;

      екінші кезекте бекітілген тәртіппен өтінім берілген материалдар ұсынылмағанда, жоспарланатын жылдың 20 қаңтарынан кейін келіп түскен өтінімдер бойынша материалдар қарастырылады.

      29. Жер қойнауын пайдалану құқығы бар жеке немесе заңды тұлға геологиялық зерделеу және жер қойнауын игеру бойынша орындалған жұмыстар туралы материалдарды Сараптамаға есеп түрінде ұсынады. Сараптамаға ұсынылатын геологиялық ақпаратқа қойылатын талаптарды пайдалы қазбалар қорларын бағалаудың дәлдігі мен толықтығы, кен орындардың зерделенгендігі, геологиялық барлау жұмыстарының тиімділігі туралы ақпараттарды қоса алғанда индустриялық саясат саласындағы уәкілетті орган белгілейді.

      30. Жер қойнауын пайдаланушы материалдарды - кемінде екі данада, есепке қосымша берілген анықтамалар мен тәуелсіз сарапшылардың сараптау қорытындыларын - кемінде төрт данада Сараптамаға жібереді. Сонымен қатар, жер қойнауын пайдаланушы тәуелсіз сарапшыларды қызметкерлермен және сараптама жүргізу уақытында оған тікелей байланысты (талап ету бойынша) қосымша материалдармен қамтамасыз етеді.

      31. ҚР ҚМК-нің қарауына түсетін материалдар алдын ала тиісті ҚӨК-де қаралады және оның қорытындысы қоса жіберіледі.

      32. Сараптамаға келіп түскен материалдарды ғылыми хатшы қолданыстағы белгіленген заңнамалық талаптарға сәйкестігі нысанына бағалайды.

      33. Ұсынған материалдар белгіленген талаптарға сәйкес болған кезде, оларды ғылыми хатшы тіркейді, одан кейін сараптамаға қабылданған болып саналады, бұл туралы жер қойнауын пайдаланушыға жазбаша түрде хабарланады.

      34. ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің мүшелеріне тіркеу бойынша материалдардың келіп түсуі туралы ғылыми хатшы мәлімдейді.

      35. ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің қарауына түскен және белгіленген тәртіппен тіркелген материалдар комиссия төрағасының орынбасарына беріледі, ол келіп түскен материалдардың салалық бағытына қарай комиссия мүшелерінің ішінен сараптама жүргізуге жауаптыларды анықтайды.

      36. Сараптама тәуелсіз сарапшылар мен сарапшы топтарды тарту арқылы материалдар тіркелген күнінен бастап үш ай мерзімде жүргізіледі. Аса күрделі не көлемі үлкен материалдарды қараған жағдайда Сараптаманы жүргізу мерзімі комиссия төрағасының шешімі бойынша ұзартылуы мүмкін. Тәуелсіз сараптаманы жүргізу шығындарын, сарапшылардың қызметтік міндеттерін орындауға байланысты іссапар шығыстарын жер қойнауын пайдаланушы өтейді.

      37. Тиісті салалардың білікті мамандары тәуелсіз сарапшылар болып табылады. Тәуелсіз сарапшылардың және сарапшы топтардың тізімін ҚР ҚМК төрағасының ұсынуы бойынша жер қойнауын зерттеу және пайдалану жөніндегі уәкілетті орган бекітеді.

      38. Тәуелсіз сарапшылардың материалдарды қарау мерзімі материалдарды тіркеу кезінен бастап екі айға дейінгі мерзімді құрауы мүмкін және комиссия төрағасының шешімі бойынша аса күрделі не мөлшері көп материалдарды қараған жағдайда, төрт айдан аспайтын мерзімге ұзартылуы мүмкін.

      39. ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-ның Сараптамасын жүргізу кезінде тәуелсіз сарапшылардың кандидатураларын, сараптаманың түрлері мен санын ұсынылған материалдар бойынша комиссия орынбасарының ұсынуы бойынша төраға бекітеді.

      40. Тәуелсіз сарапшылардың қорытындыларын алғаннан және комиссияның жауапты мүшелері материалдарды зерттегеннен кейін жер қойнауын пайдаланушы өкілдерінің, есеп авторларының, тәуелсіз сарапшылардың және шақырылған мамандардың қатысуымен ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің жұмыс отырысы өткізіледі. Қажет болған жағдайда ҚР ҚМК-нің жұмыс отырысына тиісті ҚӨК-нің мүшелері шақырылады.

      41. ҚР ҚМК-нің жұмыс отырыстары ҚР ҚМК төрағасы орынбасарының, ал ол жоқ болғанда комиссияның Сараптама өткізуге жауапты мүшесінің төрағалық етуімен жүргізіледі. ҚӨК-нің жұмыс отырыстарына ҚӨК төрағасының орынбасары төрағалық етеді. Жұмысты қарау нәтижесі ҚР ҚМК немесе ҚӨК шешімнің жобасы болып табылады.

      42. Комиссиялардың пленарлық отырыстары ҚР ҚМК немесе ҚӨК төрағасының төрағалық етуімен өткізіледі. Төраға болмаған жағдайда отырысты оның орынбасары жүргізеді.

      43. Пленарлық отырыс өткізілгенге дейін үш күн бұрын ғылыми хатшы ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің мүшелеріне қаралатын объект бойынша материалдардың негізгі мазмұны қысқаша түрде көрсетілген авторлық анықтаманы танысу үшін береді. ҚР ҚМК немесе ҚӨК мүшесінің талабы бойынша оған тәуелсіз сарапшылардың қорытындылары және өзге материалдар ұсынылады.

      44. Егер ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің пленарлық отырысына комиссия мүшелерінің жалпы санының кемінде жартысы қатысқан жағдайда, ол заңды деп саналады. ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің мүшелері өзінің отырысқа қатысу жөніндегі уәкілеттігін басқа тұлғаға беруге құқығы жоқ.

      45. Пленарлық отырыстарда шешімдер оның мүшелері даусының көпшілігімен қабылданады.

      46. Шешім қабылдауда комиссия мүшелері тең дауысқа ие болады. Дауыстар тең болған жағдайда төрағалық етуші дауыс берген шешім қабылданды деп саналады.

      47. Қабылданған шешімге келіспейтін ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің мүшелері ерекше пікір білдіруге құқығы бар. Ерекше пікір оның негіздемесі бар жеке құжатпен ресімделеді және қаралатын материалдарға қоса беріледі.

      48. ҚР ҚМК немесе ҚӨК төрағасының, ал ол жоқ болған кезде орынбасарының тапсырмасы бойынша шешімнің жобасы сырттай дауыс беру тәртібімен комиссия мүшелеріне жіберілуі мүмкін.

      49. Комиссия мүшелерінің сырттай дауыс беруге арналған мерзімі дауыс беру үшін жоба бойынша материалдарды таратқан күннен бастап үш жұмыс күнінен аспауға тиіс. Сырттай дауыс беру мерзімі аяқталғанша комиссия мүшелері ғылыми хатшыға өздерінің пікірін білдіретін жазбаша жауаптарды жібереді. Көрсетілген мерзімде жазбаша жауап ұсынбаған жағдайда, комиссия мүшесі қабылданған жоба шешіміне дауыс берді деп саналады. Егер жоба бойынша комиссия мүшелерінің жалпы санының көпшілігі дауыс берген жағдайда, сырттай дауыс беру өтті деп саналады. Қаулы жобасы бойынша сырттай дауыс берудің нәтижелері хаттамамен ресімделеді.

      50. ҚР ҚМК немесе ҚӨК-ның пленарлық отырысының хаттамасы отырыс өткен күннен бастап он төрт жұмыс күні ішінде жасалады. Хаттамада Сараптамаға ұсынылған материалдар туралы мәліметтер, сараптама барысында анықталған ескертулер, ҚР ҚМК немесе ҚӨК шешімі және олардың ұсыныстары қамтылады.

      51. ҚР ҚМК пленарлық отырысының хаттамасы бір ай мерзімде тиісті өңіраралық департаментке және "Қазгеоақпарат" республикалық геологиялық ақпарат орталығының (бұдан әрі "Қазгеоақпарат" РГАО) қорына жіберіледі. Сараптамадан өткен материалдарды "Қазгеоақпарат" РГАО геологиялық қорына тұрақты сақтауға тапсыру туралы хабарландырудың көшірмесін алғаннан кейін ғылыми хатшы жер қойнауын пайдаланушыға ҚР ҚМК-нің пленарлық отырысының хаттамасын екі апта мерзімде жібереді.

      52. ҚӨК-нің пленарлық отырыстарының хаттамалары бір ай мерзімде "Қазгеоақпарат" РГАО геологиялық қорына, сондай-ақ кемінде бір тоқсанда бір рет ҚР ҚМК-ге жіберіледі. Ғылыми хатшы Сараптамадан өткен материалдарды тиісті өңіраралық департаменттің геологиялық қорына тұрақты сақтауға беру туралы хабарландырудың көшірмесін алған кезден бастап екі апта мерзім ішінде жер қойнауын пайдаланушыға ҚӨК-нің пленарлық отырысының хаттамасын жібереді.

      53. Сараптамадан өткен материалдарға есеп орындаушылары пленарлық отырыста қабылданған, және ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің хаттамасында көрініс тапқан қажетті толықтырулар мен түзетулер енгізіледі.

      54. Енгізілген түзетулердің сәйкестігін ұсынылған материалдарды сараптаудан өткізуге жауапты тұлғалар тексереді, есеп орындаушылардың, ескертулер жөніндегі тәуелсіз сарапшылардың және ҚР ҚМК-нің немесе ҚӨК-нің жұмыс органы мамандарының қолдары қойылған актімен куәландырылады.

      55. Сараптамадан өткен материалдарға тиісті өзгертулер мен толықтырулар енгізілгеннен кейін, сондай-ақ оларды қосымша түзетулерсіз қабылдаған жағдайда Сараптамадан өткенін куәландыратын мөртабан қойылады.

      56. Қабылданған қорлардың санаттары, хаттаманың нөмірі, пленарлық отырыс өткізілген уақыты, сондай-ақ сарапталатын материалдардың қаралуына жауапты тұлғаның қолы мөртабанда көрініс табады. Мөртабан есеп мәтінінің титул парағында және графикалық қосымшаларда қорлардың блокталғаны мен санаттарға бөлінгені көрсететін әр парақта қойылады.

      57. Егер сарапталатын материалдарға жасалған Сараптаманың нәтижесі бойынша ҚР ҚМК-ден немесе ҚӨК-ден теріс қорытынды алынса, жер қойнауын пайдаланушы хаттамада баяндалған ескертулер мен ұсыныстарды ескере отырып пысықтаған жағдайда материалдарды қайтадан Сараптамаға ұсына алады.

Об утверждении Положения о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях по запасам полезных ископаемых

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2011 года № 87. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июля 2015 года № 561.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.07.2015 № 561 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

       В соответствии с подпунктом 12) статьи 16 Закона Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях по запасам полезных ископаемых.

      2. Признать утратившими силу:

      1) постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 года № 1288 "Об утверждении Правил государственной экспертизы недр Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1996 г., № 43, ст. 411);

      2) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2005 года № 968 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 года № 1288" (САПП Республики Казахстан, 2005 г., № 36, ст. 501).

      3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утверждено
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 февраля 2011 года № 87

Положение
о Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых
Республики Казахстан и межрегиональных комиссиях
по запасам полезных ископаемых
1. Общие положения

      1. Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан (далее - ГКЗ РК) и межрегиональные комиссии по запасам полезных ископаемых (далее - МКЗ) осуществляют государственную экспертизу недр (далее - Экспертиза).

      2. Организация деятельности ГКЗ РК и МКЗ, их состав, регламент работы и ведение делопроизводства определяются настоящим Положением.

      3. ГКЗ РК создается и действует при уполномоченном органе по изучению и использованию недр, МКЗ создаются и действуют при межрегиональных департаментах геологии и недропользования Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (далее - межрегиональные департаменты).

      4. К компетенции ГКЗ РК относится Экспертиза по всем видам полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. К компетенции МКЗ относится Экспертиза по общераспространенным видам полезных ископаемых, а также предварительное рассмотрение материалов, поступающих на Экспертизу ГКЗ РК. Допускается Экспертиза МКЗ других видов полезных ископаемых по конкретным месторождениям, в соответствии с отдельными поручениями ГКЗ РК в пределах территориальной ответственности комиссии, за исключением запасов нефти и уровня извлекаемости нефти.

2. Задачи и функции ГКЗ РК и МКЗ

      5. В соответствии с основной задачей, в ходе Экспертизы, ГКЗ РК МКЗ определяют:

      достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах запасов полезных ископаемых, а также иных особенностях недр;

      полноту и достоверность геологических, горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических, технико-экономических и иных данных для условий добычи полезных ископаемых и использования участков недр в целях, не связанных с добычей;

      технико-экономические обоснования экономической эффективности разработки месторождений, коэффициентов извлечения углеводородного сырья, выводы и предложения по расширению минерально-сырьевой базы, степень подготовленности запасов и участков недр для использования;

      результаты и качество поисковых, разведочных, опытно-эксплуатационных и иных работ по геологическому изучению и оценке недр;

      обоснованность ликвидации или консервации месторождений полезных ископаемых, списания полезных ископаемых или изменения балансовой принадлежности оставшихся запасов.

      6. ГКЗ РК и МКЗ в своей деятельности осуществляют следующие функции в рамках проводимой экспертизы:

      выдают заключение о рентабельности разведанных запасов полезных ископаемых, которое является основанием для постановки их на государственный баланс запасов полезных ископаемых;

      дают объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их значение для экономики республики, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий добычи;

      подтверждают факт коммерческого обнаружения в результате разведки на контрактной территории.

      7. ГКЗ РК и МКЗ в ходе Экспертизы, в том числе предварительной, могут:

      запрашивать и получать от центральных государственных и местных исполнительных органов, подведомственных Комитету геологии и недропользования организаций и учреждений, и от недропользователей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенной на них задачи;

      привлекать в процессе Экспертизы, в пределах своей компетенции, независимых экспертов и экспертные группы;

      проводить по необходимости выездные заседания на экспортируемых объектах;

      проводить Экспертизу на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые на государственную экспертизу материалы позволяют дать объективную оценку полученных результатов;

      отклонять представленные на государственную экспертизу материалы в случае нарушения недропользователем сроков проведения операций недропользования, оговоренных контрактными условиями, до внесения компетентным органом в действующий контракт соответствующих изменений;

      принимать решения по вопросам, входящим в их компетенцию.

3. Организация деятельности ГКЗ РК и МКЗ

      8. Заседания ГКЗ РК и МКЗ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

      9. Заседания ГКЗ РК и МКЗ подразделяются на рабочие и пленарные. Результатом рабочего рассмотрения является проект решения ГКЗ РК или МКЗ. На пленарном заседании ГКЗ РК или МКЗ принимается решение по экспертируемым материалам.

      10. ГКЗ РК и МКЗ являются коллегиальными органами. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссий. При равенстве голосов во время принятия решения, голос председательствующего является решающим.

      11. Рабочим органом ГКЗ РК является Управление экспертизы недр Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Рабочими органами МКЗ являются рабочие группы, создаваемые из числа специалистов соответствующих межрегиональных департаментов по отраслевой направленности поступающих на рассмотрение материалов.

      12. На заседания ГКЗ РК и МКЗ могут приглашаться должностные лица, не являющиеся членами комиссий.

      13. Председатель ГКЗ РК руководит ее деятельностью, осуществляет методическое руководство и курирует деятельность МКЗ. В отсутствие председателя его обязанности исполняет заместитель председателя ГКЗ РК.

      14. Председатели МКЗ руководят деятельностью соответствующей межрегиональной комиссии.

      15. Центральные государственные и местные исполнительные органы оказывают содействие ГКЗ РК и МКЗ в выполнении возложенных на них задач.

      16. Ученые секретари ГКЗ РК и МКЗ организуют прием материалов на Экспертизу и их подготовку к пленарным заседаниям комиссий.

      17. Результаты Экспертизы оформляются протоколом, в котором отражаются данные об утверждении запасов полезных ископаемых, о распределении запасов по категориям, объемах и сроках опытно-промышленной добычи, коэффициентах извлечения углеводородного сырья, списании запасов полезных ископаемых, возможности применения информации о недрах в промышленных, научных и иных целях, рекомендации, а также решения по иным вопросам, входящим в компетенцию ГКЗ РК и МКЗ.

      18. Протокол, отражающий результаты Экспертизы, подписывается председательствовавшим на заседании и визируется всеми присутствовавшими членами ГКЗ РК или МКЗ.

4. Состав ГКЗ РК и МКЗ

      19. ГКЗ РК и МКЗ состоят из председателя, его заместителя, ученого секретаря и членов комиссий.

      20. Председатель ГКЗ РК по должности является заместителем председателя Комитета геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Председатель ГКЗ РК имеет заместителя, обладающего правом подписи документов в пределах компетенции ГКЗ РК в период отсутствия председателя ГКЗ РК.

      21. Заместитель председателя ГКЗ РК является руководителем рабочего органа ГКЗ РК.

      22. Председателями МКЗ являются руководители соответствующих межрегиональных департаментов. Заместителями председателей МКЗ являются заместители руководителей соответствующих межрегиональных департаментов по вопросам геологии.

      23. Членами комиссий являются квалифицированные работники геологических специальностей уполномоченного органа по изучению и использованию недр, и его территориальных подразделений.

      Персональные составы ГКЗ РК и МКЗ утверждаются приказом уполномоченного органа по изучению и использованию недр.

5. Регламент работы и ведение делопроизводства ГКЗ РК и МКЗ

      24. План работы ГКЗ РК и МКЗ на очередной год формируется на основании заявок недропользователей.

      25. Недропользователи направляют заявки с указанием срока представления отчетных материалов на Экспертизу, в том числе предварительную, в соответствующий межрегиональный департамент в срок до 20 января планируемого года.

      26. Межрегиональные департаменты в срок до 30 января планируемого года направляют сводные сведения по заявкам недропользователей в адрес ГКЗ РК.

      27. Сводный план работы ГКЗ РК утверждается председателем ГКЗ РК. Сводные планы МКЗ утверждаются их председателями.

      28. Заявки от недропользователей, поступившие после 20 января планируемого года регистрируются ГКЗ РК и МКЗ. Экспертиза данных материалов проводится следующим образом:

      в первую очередь рассматриваются материалы в соответствии со сводным планом работы;

      во вторую очередь, при непредставлении заявленных в установленном порядке материалов, рассматриваются материалы по заявкам, поступившим после 20 января планируемого года, согласно очередности их поступления.

      29. Физическое или юридическое лицо, обладающее правом недропользования, представляет на Экспертизу материалы в форме отчета о выполненных работах по геологическому изучению и освоению недр. Требования к геологической информации предоставляемой на Экспертизу, включая информацию о достоверности и полноте оценки запасов полезных ископаемых, изученности месторождений, эффективности геологоразведочных работ устанавливаются уполномоченным органом в области регулирования индустриальной политики.

      30. Недропользователь направляет на Экспертизу материалы в количестве не менее двух экземпляров, прилагаемые справки к отчету и экспертные заключения независимых экспертов - не менее четырех экземпляров. Кроме того, недропользователь обеспечивает независимых экспертов рабочими и дополнительными (по требованию) материалами, относящимися непосредственно к предмету экспертизы на время ее проведения.

      31. Материалы, поступающие на рассмотрение ГКЗ РК, предварительно рассматриваются соответствующей МКЗ и сопровождаются ее заключением.

      32. Поступающие на Экспертизу материалы оцениваются ученым секретарем на предмет соответствия установленным требованиям действующего законодательства.

      33. При соответствии представленных материалов установленным уполномоченным органом в области регулирования индустриальной политики требованиям, они регистрируются ученым секретарем, после чего считаются принятыми на Экспертизу, о чем недропользователь уведомляется письменно.

      34. Члены ГКЗ РК или МКЗ уведомляются ученым секретарем о поступлении материалов на Экспертизу по мере их регистрации.

      35. Материалы, поступившие на рассмотрение ГКЗ РК или МКЗ и зарегистрированные в установленном порядке, передаются заместителю председателя комиссии, который определяет ответственных за проведение экспертизы из числа членов комиссии, согласно отраслевой направленности поступивших материалов.

      36. Экспертиза проводится в срок до трех месяцев с момента регистрации материалов, с привлечением независимых экспертов и экспертных групп. В случае рассмотрения материалов повышенной сложности либо большого объема, срок проведения Экспертизы может быть увеличен по решению председателя комиссии, но не более чем на шесть месяцев. Затраты на проведение независимой экспертизы, командировочные расходы экспертов, связанные с выполнением функциональных обязанностей, возмещаются недропользователем.

      37. Независимыми экспертами выступают квалифицированные специалисты соответствующих отраслей. Список независимых экспертов и экспертных групп утверждается уполномоченным органом по изучению и использованию недр, по представлению председателя ГКЗ РК.

      38. Срок рассмотрения в процессе Экспертизы материалов независимыми экспертами составляет до двух месяцев с момента регистрации материалов, и может быть увеличен по решению председателя комиссии, но не более чем на четыре месяца, в случае рассмотрения материалов повышенной сложности, либо большого объема.

      39. Кандидатуры независимых экспертов, виды и количество экспертиз при проведении Экспертизы ГКЗ РК или МКЗ по представленным материалам утверждаются председателем комиссии по представлению его заместителя.

      40. После получения заключений независимых экспертов и изучения материалов ответственными членами комиссий, проводится рабочее заседание ГКЗ РК или МКЗ с участием представителей недропользователя, исполнителей отчета, независимых экспертов и приглашенных специалистов. При необходимости на рабочее заседание ГКЗ РК приглашаются члены соответствующей МКЗ.

      41. Рабочие заседания ГКЗ РК проводятся под председательством заместителя председателя ГКЗ РК, а при его отсутствии - ответственным за проведение экспертизы членом комиссии. Рабочие заседания МКЗ проводятся под председательством заместителя председателя МКЗ. Результатом рабочего рассмотрения является проект решения ГКЗ РК или МКЗ.

      42. Пленарные заседания комиссий проводятся под председательством председателя ГКЗ РК или МКЗ. В случаях отсутствия председателя заседания проводит его заместитель.

      43. За три дня до проведения пленарного заседания ученым секретарем представляется членам ГКЗ РК или МКЗ для ознакомления справка, отражающая в кратком виде основное содержание материалов по рассматриваемому объекту. По требованию члена ГКЗ РК или МКЗ ему предоставляются заключения независимых экспертов и иные материалы.

      44. Пленарное заседание ГКЗ РК или МКЗ считаются правомочным, если в нем приняли участие не менее половины от общего числа членов комиссии. Члены ГКЗ РК или МКЗ не имеют право делегировать свои полномочия по участию в заседании другим лицам.

      45. Решения на пленарном заседании принимаются большинством голосов ее членов.

      46. Члены комиссии обладают равными голосами при принятии решения. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

      47. Члены ГКЗ РК или МКЗ, не согласные с принятым решением, имеют право на особое мнение. Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование, и прилагается к материалам рассмотрения.

      48. По поручению председателя ГКЗ РК или МКЗ, а в его отсутствие - заместителя, проект решения может быть направлен членам комиссии в порядке заочного голосования.

      49. Срок для заочного голосования членов комиссии не должен превышать трех рабочих дней со дня рассылки материалов по проекту для голосования. До окончания срока заочного голосования члены комиссии направляют ученому секретарю письменные ответы, в которых выражают свое мнение. В случае непредставления письменного ответа в указанный срок считается, что член комиссии проголосовал за принятие проекта решения. Заочное голосование считается состоявшимся, если по проекту проголосовало большинство от общего числа членов комиссии за принятие проекта решения. Результаты заочного голосования по проекту постановления оформляются протоколом.

      50. Протокол пленарного заседания ГКЗ РК или МКЗ составляется в течение четырнадцати рабочих дней со дня проведения заседания. В протоколе содержатся сведения о представленных на Экспертизу материалах, выявленные в ходе экспертизы замечания, решение ГКЗ РК или МКЗ и их рекомендации.

      51. Подготовленный протокол пленарного заседания ГКЗ РК в месячный срок после рассмотрения направляется в адрес соответствующего межрегионального департамента, и геологический фонд Республиканского центра геологической информации "Казгеоинформ" (далее - РЦГИ "Казгеоинформ"). Недропользователю протокол пленарного заседания ГКЗ РК направляется в двухнедельный срок с момента получения ученым секретарем копии извещения о сдаче на постоянное хранение прошедших Экспертизу материалов в геологический фонд РЦГИ "Казгеоинформ".

      52. Протоколы пленарных заседаний МКЗ в месячный срок после рассмотрения направляются в геологический фонд РЦГИ "Казгеоинформ", а также не реже одного раза в квартал направляются в адрес ГКЗ РК. Недропользователю протокол пленарного заседания МКЗ направляется в двухнедельный срок с момента получения ученым секретарем копии извещения о сдаче на постоянное хранение прошедших Экспертизу материалов в геологический фонд соответствующего межрегионального департамента.

      53. В материалы, прошедшие Экспертизу, исполнителями отчета вносятся все необходимые дополнения и исправления, решения по которым приняты на пленарном заседании, и нашедшие отражение в протоколе ГКЗ РК или МКЗ.

      54. Соответствие вносимых исправлений проверяется лицами ответственными за прохождение экспертизы представленными материалами, удостоверяется актом, подписываемым исполнителями отчета, независимым экспертом по профилю замечаний и специалистом рабочего органа ГКЗ РК или МКЗ.

      55. На материалы, прошедшие Экспертизу, после внесения соответствующих изменений и дополнений, а также в случае принятия их без дополнительных правок и корректировок, наносится штамп, удостоверяющий прохождение Экспертизы данными материалами.

      56. В штампе отражаются категории принятых запасов, номер протокола, дата проведения пленарного заседания, а также подпись ответственного лица за рассмотрение экспертируемых материалов. Штампы проставляются в тексте отчета на титульном листе и на каждом листе графических приложений, отражающем блокировку и категоризацию запасов.

      57. В случае, если по результатам Экспертизы на экспертируемые материалы получено отрицательное заключение ГКЗ РК или МКЗ, недропользователь может представить материалы на повторную экспертизу при условии их доработки с учетом полученных замечаний и рекомендаций, изложенных в протоколе.