Су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылау туралы ереженi бекiту туралы

Қазақстан Республикасы Министрлер Кабинетiнiң Қаулысы 1995 жылғы 29 сәуiрдегi N 600. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2004.02.06. N 144 қаулысымен.

     "Қазақстан Республикасының Су кодексiн күшiне енгiзу туралы" Қазақстан Республикасы Жоғарғы Кеңесiнiң 1993 жылғы 31 наурыздағы N
2062 қаулысына сәйкес Қазақстан Республикасының Министрлер Кабинетi
қаулы етедi:
     Су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылау туралы қоса берiлiп отырған Ереже бекiтiлсiн. 

     Қазақстан Республикасының
     Премьер-министрi

Қазақстан Республикасы    
Министрлер Кабинетiнiң    
1995 жылғы 29 сәуiрдегi    
N 600 қаулысымен       
Бекiтiлген          

               Су ресурстарын пайдалану мен қорғауға
                 мемлекеттiк бақылау туралы Ереже<*>

      ЕСКЕРТУ. Ереженiң мәтiнiне өзгерiс енгiзiлдi - ҚРҮ-нiң
1996.08.20. N 1031 қаулысымен .
      1. Қазақстан Республикасының Су кодексiне сәйкес су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылаудың мақсаты - барлық министрлiктер, мемлекеттiк комитеттер, меншiк нысанына қарамастан, ведомстволар, мекемелер, ұйымдар мен азаматтардың су ресурстарын пайдалану және оны есепке алу, суды қорғау, оның зиянды ықпалын болдырмау және оны жою жөнiндегi белгiленген тәртiптi сақтауын қамтамасыз ету.
      2. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылауды: Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет, Экология және биоресурстар министрлiгi, жергiлiктi әкiмшiлiктер, сондай-ақ қолданылып жүрген заңдық актiлерге сәйкес өз құзыры шеңберiнде арнайы уәкiлдiк берiлген мына мемлекеттiк органдар: Қазақстан Республикасының Геология және жер қойнауын қорғау министрлiгi (жер асты суларын қорғау бөлiгiнде), Қазақстан Республикасының Денсаулық сақтау министрлiгi, Жер қатынастары және жерге орналастыру жөнiндегi мемлекеттiк комитетi, Өнеркәсiпте жұмысты қауiпсiз жүргiзудi қадағалау және кен қадағалау жөнiндегi комитетi, "Казселезащита" өндiрiстiк бiрлестiгi жүзеге асырады.
      Қазақстан Республикасының Iшкi iстер министрлiгi су ресурстарын мемлекеттiк басқару органдарына және басқа да өкiлеттi органдарға суды ластанудан сақтау жөнiндегi шараларды жүзеге асыруға көмек көрсетедi.
      "Қазақстан Республикасының шекара әскерлерi туралы" Қазақстан Республикасының Заңына және "Қазақстан Республикасының мемлекеттiк шекарасы туралы" Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес шекара әскерлерi, қажет болған жағдайда өздерiнiң қызмет етiп жүрген аудандарында, су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылау жүргiзетiн органдарға олардың Қазақстан Республикасының шекаралық өзендерiн, iшкi теңiз және аумақтық суларын кемелер мен жүзу құралдары арқылы ластануынан сақтау жөнiндегi қызметiне қолдау көрсетедi.
      3. Суды пайдалану мен қорғауға бақылау жүргiзетiн Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет жүйесi органдарының құрамына:
      Су ресурстары жөнiндегi комитет орталық аппаратының су ресурстары басқармасы;
      бассейндiк (аумақтық) су шаруашылығы бiрлестiктерi;
      бiрлескен пайдаланудағы су қоймалары дирекциялары кiредi.
      Аталған мемлекеттiк органдар:
      министрлiктердiң, мемлекеттiк комитеттердiң, ведомстволардың, ведомстволық бағыныстылығына және меншiк нысанына қарамастан кәсiпорындардың, мекемелердiң, лауазымды адамдар мен азаматтардың суды пайдалану мен қорғау мәселелерi жөнiндегi Қазақстан Республикасының заңдарын сақтауына;
      су объектiлерiнiң ұтымды пайдалануына (оларды кешендi пайдалану талаптарын сақтай отырып,) суларды ластанудан, сорлану мен сарқылудан сақтауға, сондай-ақ су объектiлерiн берiлген мақсаттарға сәйкес пайдалануға;
      су ақысының уақтылы төленуiне;
      су жинау құрылыстарын, су шаруашылығы жүйелерi мен су қоймаларын, сондай-ақ көлдер мен су қоймасы ретiнде пайдаланатын су тоғандарын пайдалану тәртiбiн сақтауға;
      меншiк нысанына қарамастан кәсiпорындардың, мекемелер мен ұйымдардың есеп берудi жүргiзуiмен белгiленген мерзiмдi сақтауына, су объектiлерiнен алынған және оларға төгiлетiн сулардың мөлшерiне, төгiлген сулардың сапасын анықтауға бастапқы есеп жүргiзудiң дұрыстығына, тұтынылған және төгiлген сулардың есебiн алатын құрал-жабдықтар мен аппаратуралардың сақталуына және жәй-күйiне, осы құрал-жабдықтар мен аппаратуралардың белгiленген мерзiмде мемлекеттiк аттестациядан өткiзiлуiне;
      су қорғау аймақтары мен белдеулерiнде, меншiк нысанына қарамастан кәсiпорындардың, мекемелер мен ұйымдардың су қорғау шараларын, сондай-ақ судың зиянды әсерiмен (су тасқыны, су басуы, жер асты суының көтерiлуi, жағалардың құлауы және басқа зиянды құбылыстар) күресу шараларын орындауына;
      судың жай-күйiне ықпал ететiн кәсiпорындар, құрылыстар, және басқа объектiлер тұрғызу (қайта салу) жобаларында суды ұтымды пайдалану жөнiндегi нормативтi талаптардың орындалуына;
      су тұтыну мен суды алып кету мөлшерi мен тәртiбiнiң, сондай-ақ суды пайдаланудың белгiленген режимiнiң сақталуына;
      кәсiпорындарға, мекемелер мен ұйымдарға суды пайдалану мен қорғау саласында ғылым мен техника және озат тәжiрибе жетiстiктерiн, су тұтыну мөлшерiн азайту жөнiндегi шараларды енгiзуге бақылау жасауды жүзеге асырады.
      4. Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитетi жүйесiнiң су ресурстарын пайдалану мен қорғауға бақылау жөнiндегi мемлекеттiк органдары:
      мемлекеттiк органдардың қорытындыларын ескере отырып табиғат қорғау, жерге орналастыру органдарының, санитарлық қадағалау, балық, жер қойнауын қорғау және басқа мүдделi органдардың келiсуге ұсынған:
      судың жай-күйiне ықпал ететiн, меншiк нысанына қарамастан кәсiпорындардың, құрылыстардың және басқа объектiлердiң салынатын орнын анықтау жөнiндегi ұсыныстарын;
      судың жай-күйiне ықпал ететiн кәсiпорындардың, құрылыстардың және басқа объектiлердiң, меншiк түрiне қарамастан, салынатын және қайта салынатын жобаларын;
      судың жай-күйiне ықпал ететiн, су объектiлерiнде жүргiзiлетiн құрылыс, су түбiн тереңдету және жарылыс жұмыстарын, пайдалы қазбалар мен су өсiмдiктерiн өндiру, кабель тарту, құбырлар мен басқа коммуникацияларды жүргiзу жөнiндегi жұмыстарын, ағаш кесу сондай-ақ бұрғылау, ауыл шаруашылық авиахимиялық өңдеу және басқа жұмыстар туралы материалдарын қарайды;
      келiсiм алуға тапсырылған дара пайдалануға берiлген су объектiлерiндегi екiншi кезектегi су пайдалану шарттарын, судың зиянды ықпалын болдырмау және жою жөнiндегi шараларын қарайды;
      су тасқынына қарсы құрылған комиссиялардың жұмысына қатысады;
      белгiленген тәртiппен су объектiлерiн өнеркәсiптiк, коммуналды-тұрмыстық, кәрiздiк және басқа ақаба суларды төгу үшiн, ауыл шаруашылығы жерлерiн ақаба сулармен суару үшiн рұқсатты қоса отырып, су объектiлерiн пайдалануға рұқсатты қоса отырып белгiленген тәртiппен арнайы су пайдалануға рұқсат бередi және оны жояды;
      сулардың (су объектiлерiнiң) жай-күйiне ықпал ететiн өндiрiстiк (оның iшiнде ауыл шаруашылық) және тұрғын үй-азаматтық мақсаттағы объектiлердi (iске қосылатын кешендердi) пайдалануға қабылдау жөнiндегi мемлекеттiк комиссиялардың құрамына кiредi;
      арнайы су пайдалануға келiсiмсiз және рұқсатсыз жүргiзiлген судың жай-күйiне ықпал ететiн су шаруашылығы, су қорғау және басқа объектiлердi қаржыландыру, жобалау мен салуды тоқтату туралы талаптарды белгiленген заңдық тәртiппен енгiзедi және Қазақстан Республикасының Су кодексi мен "Қазақ ССР-iнде қоршаған табиғи ортаны қорғау туралы" Заңды бұзғандығы туралы тексеру материалдарын қолданылып жүрген заңдарға сәйкес кiнәлiлердi жауапқа тарту үшiн жергiлiктi құқық қорғау органдарына тапсырады.
      5. Қоғамдық бiрлестiктер және азаматтармен өзара iс-әрекет жасау мақсатында Қазақстан Республикасы Су ресурстары жөнiндегi комитет жүйесiнiң су ресурстарын пайдалану мен қорғауға бақылау жасау жөнiндегi мемлекеттiк органдары:
      су ресурстарын ластанудан, сорлану мен сарқылудан қорғау, сапасын сақтау, су пайдаланушылардың өз мiндетiн орындауына бақылау жасау жөнiндегi қоғамдық акцияларды қоғамдық ұйымдар мен азаматтардың жүзеге асыруына барынша қолдау және ықпал жасайды;
      су ресурстарын пайдалану мен қорғау саласында арнайы бiлiмi мен жұмыс тәжiрибесi бар азаматтарды қоғамдық инспекторлар ретiнде жұмысқа тартады;
      қоғамдық ұйымдар мен азаматтарды олардың сұрауы бойынша су ресурстарын тиiмдi пайдалану мен қорғау жөнiнде жүргiзiлiп жатқан жұмыстар туралы хабардар етедi;
      қоғамдық табиғат қорғау бiрлестiктерiнiң жұмыстарына қатысады.
      6. Суды пайдалану мен қорғауды реттеуге жауапты Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет төрағасының орынбасары лауазымы бойынша сонымен бiр мезгiлде Суды пайдалану мен қорғауды реттеу жөнiндегi Қазақстан Республикасының бас мемлекеттiк инспекторы, ал су ресурстары басқармасының бастығы - оның орынбасары болып табылады.
      Бассейндiк (аумақтық) су шаруашылығы бiрлестiктерiнiң бастықтары лауазымы бойынша Суды пайдалану мен қорғауды реттеу жөнiндегi бассейндiк (аумақтық) бас мемлекеттiк инспекторлар, ал олардың орынбасарлары - Суды пайдалану мен қорғауды реттеу жөнiндегi бассейндiк (аумақтық) бас мемлекеттiк инспекторлардың орынбасарлары болып табылады.
      Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитеттiң су ресурстары басқармасы бастығының орынбасары, бас және жетекшi мамандары лауазымы бойынша тиiсiнше Суды пайдалану мен қорғауды реттеу жөнiндегi Қазақстан Республикасының аға мемлекеттiк инспекторлары және мемлекеттiк инспекторлары болып табылады.
      Бассейндiк (аумақтық) су шаруашылығы бiрлестiктерiнiң учаске, бөлiм бастықтары және гидрохимиялық лабораториялардың меңгерушiлерi лауазымы бойынша сонымен бiр мезгiлде Суды пайдалануды реттеу мен қорғау жөнiндегi бассейндiк (аумақтық) аға мемлекеттiк инспекторлары болып табылады.
      Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет бекiткен тiзбеге сәйкес су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылау жүргiзетiн Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет жүйесiнiң басқа қызметкерлерiне де су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттеу жөнiндегi мемлекеттiк инспектор құқығы берiледi.
      7. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттеу жөнiндегi мемлекеттiк инспекторлардың өз құзыры шегiнде мынадай:
      министрлiктерден, мемлекеттiк комитеттерден, ведомстволардан, ведомстволық бағыныстылығына, меншiк нысанына қарамастан кәсiпорындардан, мекемелер мен ұйымдардан, лауазымды адамдардан және жекелеген азаматтардан мiндеттi түрде орындалуға тиiстi суды пайдалану мен қорғауды жақсарту жөнiндегi, су мен су тоғандарына, ақаба суларға лабораториялық бақылау ұйымдастыру жөнiндегi және Қазақстан Республикасының су ресурстары жөнiндегi комитет және Денсаулық сақтау министрлiгiмен келiсiлген көлемде, еседе және номенклатурада суды төгудiң мүмкiн шегiне бақылау жасау жөнiндегi тиiстi шараларды жүргiзу бойынша талап қоюға; суды пайдалану және оны қорғау тәртiбi бұзылған жағдайда не су объектiлерiн көзделген мақсатта пайдаланбаған жағдайда кәсiпорындарға, ұйымдарға, мекемелерге және азаматтарға берiлген арнайы су пайдалануға рұқсаттың күшiн белгiленген тәртiппен пәрмендiлiгiн тоқтатуға;
      белгiленген нұсқадағы қызмет куәлiгiн көрсетiп тәулiктiң кез-келген уақытында кәсiпорындарға, мекемелерге, ұйымдарға және басқа объектiлерге кедергiсiз кiруге, суды пайдалану мен қорғаудың бұзылуын жоюға мiндеттi түрде орындауға тиiстi талап қоюға құқылы. Қажет болған жағдайда (авариялық төгiлу қаупi, су объектiлерiн ластау қаупi, рұқсатсыз су жинау және т.т.) кәсiпорындарды уақытша жабады;
      қажет болған жағдайда тиiстi зерттеу және авариялық жағдайларда қорытынды беру үшiн ведомстволық бағыныстылығына қарамастан ғылыми-зерттеу мекемелерiн, лабораторияларды және басқа ұйымдарды жұмысқа тартуға;
      суды пайдалану мен қорғаудың жайын анықтау үшiн лауазымды адамдар мен жеке азаматтардан қажеттi мәлiметтердi, оның iшiнде лабораториялық зерттеулердi және т.б. алуға;
     адамдарға не су объектiлерiнiң өсiмдiктер мен жануарлар дүниесiне зиянды заттардың, осы заттар құрамына кiретiн қоспалардың белгiленген мөлшерден тыс суға тасталу себептерi мен жағдайларын анықтау үшiн кемелер мен басқа жүзу құралдарын тоқтатуға және қарап шығуға, осы заттар және қоспалармен операция жүргiзудiң кеме құжаттарында тiркелгендiгiнiң дұрыстығын тексеруге;
      жүргiзiлген тексерiс, қаралғаны және ұсталғаны туралы акт жасауға, Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдарына сәйкес белгiленген тәртiппен кiнәлi адамдарды әкiмшiлiк жауапқа тартуға;
      Қазақстан Республикасында суды пайдалану мен қорғау саласында заңдылықты бұзғандығы үшiн әкiмшiлiк тәртiппен ақшалай айыппұл салуға;
      су тоғандарға белгiленген талаптарды бұзып, пайдаланылған ақаба су төгудi шектеу, тоқтата тұру және тыйым салу туралы, жекелеген өндiрiстiк қондырғылардың, цехтардың, кәсiпорындардың, мекемелер мен ұйымдардың жұмыстарын тоқтатуға дейiн арнайы өкiлеттiгi бар мемлекеттiк органдардың алдында өтiнiш жасауға;
      суды пайдалану мен қорғаудың белгiленген қалпы мен тәртiбiн бұзуға жол берген лауазымды адамдарды жауапқа тарту туралы тиiстi министрлiктер, комитеттер мен ведомстволар алдына, меншiк нысанына қарамастан кәсiпорындар, мекемелер мен ұйымдар басшыларының алдына мәселе қоюға сондай-ақ қажет болған жағдайда қолданылып жүрген заңдарға сәйкес су заңдарын бұзған кiнәлi адамдарды қылмыстық жауапкершiлiкке тарту үшiн мәселенi шешу жөнiнде прокуратура органдарына материалдар беруге құқы бар.
      8. Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет жүйесiнiң су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн органдардың лауазымды адамдары қажет болған жағдайда кiнәлi адамдарға қоғамдық шара қолдану үшiн су ресурстарын пайдалану мен қорғау саласындағы белгiленген қалып пен тәртiптiң бұзылғандығы туралы деректердi арнайы қоғамдық ұйымдардың назарына жеткiзедi.
      9. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн мемлекеттiк инспекторларға белгiленген үлгiдегi куәлiк, айырмашылығы бар пiшiмдi киiм-кешек және кеудеге тағатын белгi берiледi.
      10. Қызметтiк мiндетiн орындау үшiн су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн мемлекеттiк инспекторларға барлық көлiк түрлерiне кезексiз билет алуына (iссапар куәлiгi мен жеке куәлiгi болған жағдайда) құқық берiледi, сондай-ақ тексерiлетiн кәсiпорындар оларды керектi көлiкпен, баспанамен, құрал-жабдықтармен қамтамасыз етедi.
      11. Қызметтiк мiндетiн орындау кезiнде су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн мемлекеттiк инспекторлар мемлекеттiң қорғауында болады. Қызметтiк мiндетiн орындауға кедергi келтiретiн кез-келген әрекет Қазақстан Республикасының белгiленген заңдарымен жауапты болады.
      12. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттеуге мемлекеттiк бақылау жүргiзу процесiнде қандай да болмасын лауазымды адамның немесе органның араласуына тыйым салынады.
      13. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн мемлекеттiк инспектордың шешiмi мiндеттi түрде орындалуы тиiс, осы шешiм туралы жоғары тұрған су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн мемлекеттiк инспекторға шағым түсiруге болады. Түсiрiлген шағым айыппұл төлеудi тоқтатпайды. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауды реттейтiн Қазақстан Республикасы Бас мемлекеттiк инспекторының шешiмiн барлық министрлiктер, ведомстволар, мемлекеттiк комитеттер, кәсiпорындар, ұйымдар мен мекемелер мiндеттi түрде орындауы тиiс және заңдық тәртiппен шағым жасалуы мүмкiн.
      14. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылау жүргiзу барысындағы Қазақстан Республикасы Экология және биоресурстар министрлiгiнiң, Геология және жер қойнауын зерттеу министрлiгiнiң, Өнеркәсiпте жұмысты қауiпсiз жүргiзудi қадағалау және кен қадағалау жөнiндегi мемлекеттiк комитетiнiң "Казселезащита" өндiрiстiк бiрлестiгiнiң органдары мен лауазымды адамдарының құқықтары мен мiндеттерi мемлекеттiк қадағалаудың (бақылаудың) тиiстi түрi жөнiндегi ережелермен, қадағалауды (бақылауды) жүзеге асыратын органдар жөнiндегi ережелермен және қолданылып жүрген басқа да заңдық актiлермен белгiленедi.
      15. Су ресурстарын пайдалану мен қорғауға мемлекеттiк бақылау жүргiзу тәртiбi су заңдарымен, Әкiмшiлiк құқық бұзушылық туралы Кодекспен, Қазақстан Республикасының Су ресурстары жөнiндегi комитет және өз құзыры шегiнде су ресурстарын пайдалану және қорғауға мемлекеттiк бақылау жүргiзетiн басқа да министрлiктер мен ведомстволар бекiтетiн ережелермен, нұсқаулармен басқа да нормативтi және ведомстволық актiлермен белгiленедi.

Об утвеpждении Положения о госудаpственном контpоле за использованием и охpаной водных pесуpсов

Постановление Кабинета Министpов Республики Казахстан от 29 апpеля 1995 г. N 600. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 6 февраля 2004 г. N 144

      Сноска. В тексте Положения исключены слова "при Кабинете Министров" - постановлением Правительства РК от 20 августа 1996 г. N 1031 .

            В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 31 марта 1993 г. N 2062 "О введении в действие Водного кодекса Республики Казахстан" Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за использованием и охраной водных ресурсов.

          Премьер-министр
       Республики Казахстан

                                Утверждено
                      постановлением Кабинета Министров
                            Республики Казахстан
                          от 29 апреля 1995 г. N 600

П О Л О Ж Е Н И Е
о государственном контроле за
использованием и охраной водных ресурсов

      1. В соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, организациями, независимо от форм собственности, и гражданами установленного порядка пользования водными ресурсами и их учета, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия.
      2. Государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов осуществляется: Комитетом по водным ресурсам Республики Казахстан, Министерством экологии и биоресурсов Республики Казахстан, местными администрациями, а также следующими специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующими законодательными актами, в пределах их компетенции: Мингео (в части охраны подземных вод), Минздравом, Госкомземом, Госгортехнадзором Республики Казахстан, ПО "Казселезащита".
      Министерство внутренних дел Республики Казахстан оказывает государственным органам управления водными ресурсами и другим соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране вод от загрязнения.
      Пограничные войска в районах несения ими службы оказывают в случаях необходимости органам, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов, содействие в их деятельности по охране от загрязнения пограничных рек, внутренних морских и территориальных зон Республики Казахстан с судов и других плавучих средств в соответствии с Законом Республики Казахстан Z938000_ "О пограничных войсках Республики Казахстан" и Законом Республики Казахстан Z937000_ "О государственной границе Республики Казахстан".
      3. В состав органов системы Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан, осуществляющих контроль за использованием и охраной вод, входят:
      управление водных ресурсов центрального аппарата Комитета по водным ресурсам;
      бассейновые (территориальные) водохозяйственные объединения;
      дирекции водохранилищ совместного пользования.
      Указанными государственными органами осуществляется контроль за:
      соблюдением министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства Республики Казахстан по вопросам использования и охраны вод;
      рациональным использованием водных объектов (с учетом соблюдения требований их комплексного использования), охраной вод от загрязнения, засорения и истощения, а также за использованием водных объектов в соответствии с теми целями, для которых они представлены в пользование;
      своевременным внесением платежей за воду;
      соблюдением правил эксплуатации водозаборных сооружений, водохозяйственных систем и водохранилищ, а также озер и других водоемов, используемых в качестве водохранилищ;
      правильностью ведения и соблюдением установленных сроков отчетности предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод, за наличием и состоянием оборудования и аппаратуры для учета потребления и сброса вод и за соблюдением установленных сроков государственной аттестации этого оборудования и аппаратуры;
      выполнением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, водоохранных мероприятий в водоохранных зонах и полосах, а также мероприятий по борьбе с вредным воздействием вод (наводнениями, затоплениями, подтоплениями, разрушением берегов и другими вредными явлениями);
      соблюдением нормативных требований по рациональному использованию и охране вод в проектах на строительство (реконструкцию) предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод;
      соблюдением норм и правил водопотребления и водоотведения, а также установленного режима использования вод;
      внедрением на предприятиях, учреждениях и в организациях достижений науки и техники и передового опыта в области использования и охраны вод, мероприятий по снижению удельного водопотребления.
      4. Государственные органы по контролю за использованием и охраной водных ресурсов системы Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан:
      рассматривают с учетом заключений государственных органов охраны природы, землеустроительных органов, санитарного надзора, охраны рыбных запасов, недр и иных заинтересованных органов представленные на согласование:
      - предложения по определению мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, независимо от форм собственности, влияющих на состояние вод;
      - проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, независимо от форм собственности, влияющих на состояние вод;
      - материалы о проведении строительных, дноуглубительных и взрывных работ, работ по добыче полезных ископаемых и водных растений, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубке леса, а также буровых, сельскохозяйственных авиахимобработок и других работ на водных объектах, влияющих на состояние вод;
      рассматривают представленные на согласование условия вторичного водопользования на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
      участвуют в работе противопаводковых комиссий;
      выдают и аннулируют в установленном порядке разрешения на специальное водопользование, включая разрешение на пользование водными объектами для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод, на орошение сельскохозяйственных земель сточными водами;
      входят в состав государственных комиссий по приемке в эксплуатацию объектов (пусковых комплексов) производственного (в том числе сельскохозяйственного) и жилищно-гражданского назначения, влияющих на состояние вод (водных объектов);
      вносят в установленном законом порядке требование о прекращении финансирования, проектирования и строительства водохозяйственных, водоохранных и иных объектов, влияющих на состояние вод, осуществляемых без согласования и оформления разрешения на специальное водопользование и передают материалы проверок о нарушении Водного кодекса Республики Казахстан и Закона Казахской ССР "Об охране окружающей природной среды в Казахской ССР" в местные правоохранительные органы для привлечения виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
      5. В целях взаимодействия с общественными объединениями и гражданами государственные органы по контролю за использованием и охраной водных ресурсов системы Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан:
      оказывают всемерную поддержку и содействие общественным органам и гражданам в осуществлении ими в установленном порядке общественных акций по защите от загрязнения, засорения и истощения, сохранения качества водных ресурсов, контроля за выполнением водопользователями их обязанностей;
      привлекают в качестве общественных инспекторов граждан, имеющих специальное образование и опыт работы в области использования и охраны водных ресурсов;
      информируют общественные организации и граждан по их запросам о проводимой работе по рациональному использованию и охране водных ресурсов;
      принимают участие в работе общественных природоохранных объединений.
      6. Заместитель Председателя Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан, на которого возложена ответственность за регулирование использования и охрану вод, является по должности одновременно главным государственным инспектором Республики Казахстан по регулированию использования и охране вод, а начальник управления водных ресурсов - его заместителем.
      Начальники бассейновых (территориальных) водохозяйственных объединений являются по должности главными государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по регулированию использования и охране вод, а их заместители - заместителями главных государственных бассейновых (территориальных) инспекторов по регулированию использования и охране вод.
      Заместитель начальника, главные и ведущие специалисты управления водных ресурсов Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан являются по должности соответственно старшими государственными инспекторами и государственными инспекторами Республики Казахстан по регулированию использования и охране вод.
      Начальники участков, отделов и заведующие гидрохимическими лабораториями бассейновых (территориальных) водохозяйственных объединений по должности одновременно являются старшими государственными бассейновыми (территориальными) инспекторами по регулированию использования и охране вод.
      Правами государственных инспекторов по регулированию использования и охране водных ресурсов наделяются и другие работники системы Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Комитетом по водным ресурсам Республики Казахстан.
      7. Государственные инспекторы по регулированию использования и охране водных ресурсов в пределах их компетенции имеют право:
      предъявлять министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, должностным лицам и отдельным гражданам требования, обязательные для исполнения по проведению соответствующих мероприятий по улучшению использования и охране вод, по организации лабораторного контроля за водой и водоемами, сточными водами и контроля предельно-допустимых сбросов в объеме, кратности и номенклатуре, согласованной с Комитетом по водным ресурсам и Минздравом Республики Казахстан;
      приостанавливать в установленном порядке действие разрешений на специальное водопользование выданных предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, в случае нарушения ими правил пользования водами и их охраны, либо в случае использования водного объекта не по назначению;
      беспрепятственно посещать в любое время суток при предъявлении служебного удостоверения установленного образца предприятия, учреждения, организации и иные объекты, осуществлять проверку состояния использования и охраны вод, давать обязательные для исполнения требования об устранении выявленных нарушений правил пользования водами и их охране. В случае необходимости (угрозе аварийных сбросов, опасного загрязнения водных объектов, самовольного водозабора и т.п.) производить опломбирование предприятий;
      привлекать в необходимых случаях научно-исследовательские учреждения, лаборатории и другие организации, независимо от их ведомственной подчиненности для проведения соответствующих анализов и выдачи заключений при аварийных ситуациях;
     получать от должностных лиц и отдельных граждан сведения, необходимые для выяснения состояния использования и охраны вод, в том числе данные лабораторных анализов и т.д.;
      останавливать и осматривать суда и другие плавучие средства для выяснения причин и обстоятельств произведенного сброса или потерь веществ, вредных для здоровья людей или флоры и фауны водных объектов, и смесей, содержащих эти вещества свыше установленных норм, производить проверку правильности регистрации в судовых документах операций с этими веществами и смесями;
      составлять акты о проведенных проверках, осмотрах и задержании, привлекать в установленном порядке к административной ответственности виновных лиц в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
      налагать в административном порядке денежные штрафы за нарушение законодательства в области использования и охраны вод в Республике Казахстан;
      ходатайствовать перед специально уполномоченными государственными органами об ограничении, приостановлении и запрещении сброса сточных вод в водоемы, производимых с нарушением установленных требований, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций;
      ставить перед соответствующими министерствами, комитетами и ведомствами, перед руководителями предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения установленных норм и правил использования и охраны вод, а также передавать в необходимых случаях органам прокуратуры материалы для решения вопроса о привлечении лиц, виновных в нарушении водного законодательства к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
      8. Должностные лица органов по регулированию использования и охраны водных ресурсов системы Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан доводят в необходимых случаях до сведения соответствующих общественных организаций факты нарушения установленных норм и правил в области использования и охраны вод для принятия мер общественного воздействия к виновным лицам.
      9. Государственным инспекторам по регулированию использования и охране вод выдается удостоверение установленного образца, форменная одежда со знаком различия и нагрудный знак.
      10. Для выполнения служебных функций государственные инспектора по регулированию использования и охране вод имеют право на внеочередное приобретение проездных билетов на все виды транспорта (при наличии командировочного удостоверения и удостоверения личности), а также обеспечиваются предприятиями, в которых производится проверка, необходимым транспортом, помещением, а также оборудованием и инструментом.
      11. Государственные инспектора по регулированию использования и охране водных ресурсов при выполнении служебных обязанностей находятся под защитой государства. Действия, препятствующие выполнению служебных обязанностей влекут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.
      12. Не допускается вмешательство какого-либо должностного лица или органа в процесс осуществления государственного контроля за регулированием использования и охраной вод.
      13. Решение государственного инспектора по регулированию использования и охране водных ресурсов обязательно для исполнения и может быть обжаловано вышестоящему государственному инспектору по регулированию использования и охране вод. Обжалование не приостанавливает взыскание штрафа. Решение главного государственного инспектора Республики Казахстан по регулированию использования и охране вод обязательно для исполнения всеми министерствами, ведомствами, государственными комитетами, предприятиями, организациями и учреждениями и может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
      14. Права и обязанности органов и должностных лиц Минэкобиоресурсов, Мингео, Минздрава, Госкомзема, Госгортехнадзора Республики Казахстан, ПО "Казселезащита" при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных ресурсов определяются положениями о соответствующих видах государственного надзора (контроля), положениями об органах, осуществляющих надзор (контроль), и другими актами действующего законодательства.
      15. Порядок проведения государственного контроля за использованием и охраной водных ресурсов определяется водным законодательством, Кодексом об административных правонарушениях, правилами, инструкциями и иными нормативными и ведомственными актами, утверждаемыми Комитетом по водным ресурсам Республики Казахстан и другими министерствами и ведомствами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной вод, в  пределах их компетенции.