Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң жанындағы қылмыстық-атқару жүйесi департаментi туралы ереженi бекiту туралы

Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң қаулысы 1997 жылғы 7 тамыз N 1231. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2000.05.05. N 668 қаулысымен

      "Қазақстан Республикасы мемлекеттiк органдарының жүйесiн реформалау жөнiндегi кезектi шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Президентiнiң 1997 жылғы 4 наурыздағы N 3377 U973377_ Жарлығына сәйкес (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 1997 ж., N 10, 69-құжат) Қазақстан Республикасының Үкiметi қаулы етедi:
      1. Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң жанындағы

 

қылмыстық-атқару жүйесi департаментi туралы қоса берiлiп отырған

Ереже бекiтiлсiн.

     2. Қазақстан Республикасының Әдiлет министрлiгi Iшкiiсминiнiң

жанындағы Қылмыстық-атқару жүйесi департаментiмен бiрлесiп

Қазақстан Республикасы Үкiметiне бiр ай мерзiмде бұрын жарық көрген

Үкiмет шешiмдерiн осы қаулымен сәйкестiкке келтiру туралы ұсыныс

енгiзсiн.


     Қазақстан Республикасының

          Премьер-Министрi


                                       Қазақстан Республикасы

                                            Үкiметiнiң

                                       1997 жылғы 7 тамыздағы

                                          N 1231 қаулысымен

                                              бекiтiлген


           Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң

      жанындағы Қылмыстық-атқару жүйесi департаментi (ҚАЖД) туралы

                                   ЕРЕЖЕ


     I. Жалпы ережелер



 
       1. Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң жанындағы Қылмыстық-атқару жүйесi департаментi (бұдан әрi - Департамент) Департамент қызметiнiң мәселелерi жөнiндегi Қазақстан Республикасы заңдарының атқарылуын қамтамасыз ететiн қылмыстық-атқару жүйесiн (ҚАЖ) мемлекеттiк басқару органы болып табылады.
      2. Департаменттiң штат кестесiн Қазақстан Республикасының Iшкi iстер министрi бекiтедi.
      3. Департаменттiң құрылымына, бас бостандығынан айыру және түзеу жұмыстары, қылмыс жасады деп айыпталып, күдiктелiнгендердi және өздерiне қатысты заңды күшiне енбеген айыптау үкiмi шығарылған сотталғандардың қамауда ұстау түрiндегi қылмыстық жазалардың атқарылуын ұйымдастыруды жүзеге асырушы бөлiмшелер, сондай-ақ темiр жол көлiгiмен әскери және арнайы тасымалдауларды қамтамасыз ететiн бөлiмшелер кiредi.
      4. Қазақстан Республикасының Iшкi iстер министрi түзеу мекемелерi мен тергеу оқшауларын Департаментке тiкелей бағынысқа беруi мүмкiн.
      5. Департамент өз қызметiн Қазақстан Республикасының Конституциясына, заңдарына, Қазақстан Республикасының Президентi мен Үкiметiнiң актiлерiне, өзге де нормативтiк құқықтық актiлерге, сондай-ақ осы Ережеге сәйкес жүзеге асырады.
      6. Департамент заңды тұлға болып табылады, Қазақстан Республикасының Мемлекеттiк елтаңбасы бейнеленген және өзiнiң атауы қазақ, орыс тiлдерiнде жазылған мөрi, дербес балансы, банк мекемелерiнде есеп айырысу, валюта және өзге де шоттары бар, өзiнiң алдына қойылған мiндеттерге (мақсаттарға) қайшы келмейтiн және заңмен тыйым салынбаған қызметтi жүзеге асыруға құқылы.
      7. Департамент өз құзыретiнiң шегiнде мемлекеттiң меншiгiндегi ҚАЖ мүлкiне иелiк етедi, пайдаланады және басқарады, оны сақтау мен ұтымды пайдалану жөнiнде барлық қажет шараларды қолданады.
      8. Департамент, ҚАЖ-дың басқа бөлiмшелерiн қаржыландыру республикалық бюджеттiң есебiнен жүзеге асырылады. Департамент заңда және осы Ережеде көзделген басқа да қаржыландыру көздерiн қосымша пайдалануға құқылы.
 
      II. Департаменттiң негiзгi мiндеттерi
 
      9. Департаменттiң өз қызметiнiң аясындағы негiзгi мiндеттерi мыналар болып табылады:
      еңбекпен түзеу мекемелерiнiң өз құзыретi шегiнде қылмыстық жазаларды атқаруы бойынша жұмысын ұйымдастыру;
      өздерiне қатысты айыптау үкiмi шығарылған, бiрақ ол заңды күшiне енбеген қылмыс жасады деп күдiктелiнген, айыпталған, сотталғандарды күзетте ұстауды ұйымдастыру;
      жазаларды атқарушы мекемелерде және тергеу оқшаулауларында құқық тәртiбi мен заңдылықты, осы мекемелердiң аумағындағы қызметкерлердiң, лауазымды адамдар мен азаматтардың, сондай-ақ оларда ұсталатын сотталғандардың қауiпсiздiгiн қамтамасыз етудi ұйымдастыру;
      жазаны өтеудiң тиiстi жағдайларын, сотталғандардың денсаулығын қорғауды қамтамасыз ету;
      сотталғандардың ұстау жағдайларын халықаралық стандарттардың талаптарына жақындату жөнiнде ұсыныстар әзiрлеу;
      сотталғандардың еңбегiн ұйымдастыру үшiн қажеттi жағдайлар жасау;
      сотталғандарға жалпы бiлiм беру мен кәсiптiк оқытуды ұйымдастыру;
      жедел iздестiру қызметiн жүзеге асырушы органдарға қылмыстарды табу, алдын алу, жолын кесу және ашуда жәрдемдесу;
      өзiнiң құзыретiнiң шегiнде ҚАЖ-дың тыныс-тiршiлiгiн ұйымдастыру, оның шығыстарын белгiленген тәртiппен бөлiнген қаржы мен лимиттердiң, сондай-ақ басқа да заңды көздерден алынған қаражаттың шегiнде қаржыландыру, ҚАЖ-дың материалдық-техникалық базасы мен әлеуметтiк саласын дамыту мен нығайту;
      ҚАЖ бөлiмшелерi лауазымды адамдардың iрiктеу мен орналастыру жөнiндегi жұмысты ұйымдастыру, ҚАЖ қызметкерлерiн құқықтық және әлеуметтiк қамтамасыз ету, олардың кәсiби даярлығын ұйымдастыру;
      Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң, Ұлттық қауiпсiздiк комитетiнiң, Мемлекеттiк тергеу комитетiнiң, Республикалық Ұланның, Төтенше жағдайлар жөнiндегi мемлекеттiк комитетiнiң, сондай-ақ басқа мемлекеттердiң тиiстi құрылымдарының Қазақстан Республикасының аумағында темiр жол көлiгi мен әскери, арнаулы және өзге де тасымалдауларын ұйымдастыру және қамтамасыз ету, олардың орындалуын есепке алу және бақылау.
 
      III. Департаменттiң функциялары
 
      10. Департамент жүктелген мiндеттерге сәйкес:
      ҚАЖ-дың басқару органдарына және ҚАЖ-дың басқа да бөлiмшелерiне басшылықты жүзеге асырады, олардың қызметi үшiн жағдай жасайды;
      Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң (Iшкiiсминi) басшылығына жазаларды атқарушы ұйымдарды құру және тарату туралы, ҚАЖ-дың қызметiн қамтамасыз ету үшiн арнайы құрылған кәсiпорындарды (емдеу, оқу, жобалау және т.б.) ҚАЖ-ға қосу туралы ұсыныс әзiрлейдi;
      белгiленген тәртiппен Қазақстан Республикасының Үкiметiне ұсыну үшiн ҚАЖ-ды дамыту мен нығайту жөнiндегi мемлекеттiк бағдарламалардың жобаларын әзiрлеуге қатысады;
      ҚАЖ-дың аумақтық басқару органдарына ҚАЖ-ды дамыту жөнiндегi аймақтық бағдарламаларды әзiрлеуде әдiстемелiк көмек көрсетедi;
      табиғат пен қоршаған ортаны сақтау, ҚАЖ бөлiмшелерiнде табиғат қорғау заңдарын орындау жөнiндегi жұмыстарды ұйымдастырады;
      жазаларды атқарудың шарттарын айқындайтын қылмыстық-атқару заңдарының жалпы негiздерi мен принциптерiн, жалпы республикалық нормалар мен ережелердi әзiрлеу жөнiндегi тапсырмалардың орындалуын қамтамасыз етедi;
      Қазақстан Республикасының қылмыстық жазаларды атқару күдiктелiнгендер мен айыпталғандарды күзетте ұстау мәселелерi бойынша нормативтiк құқықтық актiлердi жетiлдiру жөнiнде ұсыныстар әзiрлеуге қатысады;
      Қазақстан Республикасы Iшкiiсминiнiң тиiстi ведомствоаралық және ведомстволық нормативтiк құқықтық актiлерiн дайындауды жүзеге асырады;
      аймақтық ерекшелiктердi, сондай-ақ сотталғандармен және қамалғандармен жұмыс iстеудiң халықаралық стандарттарды ескере отырып бас бостандығынан айыру түрiндегi қылмыстық жазаларды атқаруды ұйымдастырудың бiрыңғай әдiстерiн жасайды;
      ҚАЖ-дың аумақтық басқару органдарын, жазаларды атқарушы мекемелердi, тергеу оқшауларын және ҚАЖ-дың қызметiн қамтамасыз ету үшiн арнайы құрылған және ҚАЖ-ға кiретiн ұйымдарды инспекциялауды жүзеге асырады, жазаларды атқарушы мекемелердiң үлестiң қатысуымен құрылған ұйымдардың және ҚАЖ-дың аумақтық басқару органдарының қызметiне бақылауды жүзеге асырады;
      төтенше жағдайлар кезiнде қызметтiк және жауынгерлiк мiндеттердi орындау барысында жедел iс-қимыл жоспарларын әзiрлеудi және iске асыруды жүзеге асырады, ҚАЖ-дың қажеттi күштерi мен құралдарын тартуды және олардың басқа құқық қорғау органдарымен және тәртiптiк құрылымдармен өзара iс-қимылын қамтамасыз етедi;
      ҚАЖ-дың бөлiмшелерiнiң қызметiне жұмыстың алдыңғы қатары нысандары мен әдiстерiн табу, қорытындылау және енгiзу жөнiнде шаралар қолданылады;
      Департаменттiң кадрларын iрiктеу, орналастыру, оқыту және тәрбиелеу жөнiндегi жұмысты жетiлдiру жөнiндегi шараларды әзiрлейдi және жүзеге асырады;
      Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң және Департаменттiң номенклатурасына кiретiн лауазымдарға қызмет бойынша жылжыту үшiн ҚАЖ қызметкерлерiнiң резервiн қалыптастырады;
      бос орындарға ие болатын үмiткерлердi iрiктеудi, сондай-ақ ҚАЖ қызметкерлерiн, оның iшiнде арнайы оқу орталықтарында даярлауды, қайта даярлауды және бiлiктiлiгiн көтерудi ұйымдастырады;
      жас мамандарды ұтымды пайдалануды және оларды орнықтыруды қамтамасыз етедi;
      ҚАЖ-бөлiмшелерiнiң Қазақстан Республикасының орталық және жергiлiктi өзiн-өзi басқару органдарымен сондай-ақ қоғамдық және дiни ұйымдармен (бiрлестiктермен) бұқаралық ақпарат құралдарымен ҚАЖ қызметiнiң мәселелерi жөнiнде iс-қимылды үйлестiредi;
      сотталғандардың, сондай-ақ азаматтардың мекемелер мен тергеу оқшауларындағы азаматтардың құқықтары мен бостандықтары бұзылуы туралы шағымдары мен өтiнiштерiн қарайды;
      Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң бөлiмшелерiмен және Қорғаныс министрлiгiнiң тиiстi қызметтерiмен бiрлесiп жұмылдыру жұмысын өрiстету, эвакуациялық және жаппай шаралар бойынша әскери тасымалдауларды жоспарлайды және жүзеге асырады;
      өз құзыретiнiң шегiнде талап қоюшы және жауап берушi болады.
      11. Департамент жазаларды, сотталғандарды күзетудiң, ұстау режимiн атқаруды ұйымдастыруды, жедел iздестiру қызметiн, тәрбие жұмысын жүзеге асырады;
      Қазақстан Республикасының заңдарына, соттардың үкiмдерiне, қаулылары мен ұйғарымдамаларына сәйкес сотталғандарды жазаларды атқарушы мекемелер мен тергеу оқшаулауларында ұтымды орналастыруды ұйымдастырады, сотталғандардың құқықтарының, оларды материалдық-тұрмыстық қамтамасыз ету және медициналық қызмет көрсету нормаларының сақталуына шаралар қолданылады;
      соттардың сотталғандарға қатысты үкiмдерiнiң, қаулылары мен ұйғарымдамаларының атқарылуын жүзеге асырады, мекемелер мен тергеу оқшаулауларында режимдiк талаптарын атқаруын ұйымдастырады, сотталғандарды оқшаулауды жетiлдiру, оларды қадағалауды жетiлдiру жөнiнде шаралар қолданады;
      сотталғандарды және қамауға алынғандарды жазаны атқарушы бiр мекемеден немесе тергеу оқшаулауынан басқасына көшiрудi белгiленген тәртiппен жүзеге асырады;
      iшкi әскер бөлiмшелерiмен бiрлесiп арнаулы құрамды тасымалдауды жоспарлайды, арнаулы вагондар қозғалысының жиынтық кестесiн әзiрлейдi және бекiтедi, әскери арнаулы және өзге де тасымалдарға жедел басқаруды жүзеге асырады;
      бөлiмшелердi күзетудi (Қазақстан Республикасының Iшкiiсминiнiң бұйрықтарында көрсетiлген), сотталғандармен қызметкерлердiң қауiпсiздiгiн қамтамасыз етудi ұйымдастырады, объектiлердi күзету және осы мақсатқа инженерлiк-техникалық құралдарды сатып алу үшiн қажеттi қаржы бөлудi қамтамасыз етедi;
      кезекшi бөлiмдер жүйесi арқылы ҚАЖ-дағы оперативтiк жағдайға тұрақты бақылауды жүзеге асырады;
      оперативтiк жағдайды шиеленiстiрген төтенше оқиғалар жағдайларында қызметтiк тексерiстер жүргiзедi, олардың себептерiн анықтайды және талдайды, мұндай жағдайларды болдырмау жөнiнде шаралар әзiрлейдi;
      жазаларды атқарушы мекемелерде және тергеу оқшаулауларында жедел-iздестiру қызметiн ұйымдастырады, оны жетiлдiру жөнiнде шаралар қабылдайды, қылмыстарды табу, алдын алу, жолын кесу және ашуда қалалық-аудандық iшкi iстердiң жедел, тергеу және басқа да бөлiмшелерiмен өзара iс-қимыл жасайды;
      жедел-iздестiру қызметiн жүзеге асырушы басқа органдардың жедел бөлiмшелерiне жәрдемдеседi;
      iшкi қауiпсiздiктi қамтамасыз етуге, бас бостандығынан айыру орындарына ұйымдасқан қылмыстық көрiнiстерiн бейтараптандыру мен жолын кесуге, қылмыстық-атқару жүйесi мен iшкi әскерлердiң жеке құрамына жедел қызмет көрсетуге байланысты мәселелердi шешедi;
      сотталғандарды түзелуге, заңның талаптарын сақтауға және қоғамда қабылданған мiнез-құлық ережелерiн сақтауға мүдделiлiктi ынталандыратын жеке басының сапалары мен дағдыларын қалыптастыру мен дамыту жөнiндегi шараларды әзiрлейдi және жүзеге асырады, сотталғандарды негiзгi жалпы және бастапқы кәсiби бiлiммен және кәсiптiк даярлықпен, сондай-ақ кәмелетке толмаған сотталғандардың арасында тәрбие процесiн қамтамасыз етудi ұйымдастырады;
      сотталғандарға психологиялық-педагогикалық ықпал ету әдiстемелерi мен бағдарламаларын пайдалануды, сондай-ақ олардың мiнез-құлқын түзеу үшiн көмек, оның iшiнде қаржы, қоғамдық және дiни ұйымдардың (бiрлестiктердiң) және сотталғандардың туған-туысқандарының көмегiн ұйымдастырады;
      рақымшылық және кешiрiм жасау актiлерiнiң атқарылуын ұйымдастырады;
      табиғи зiлзалалар, сотталғандардың топтық бағынбаушылығы жағдайларында, сондай-ақ жаппай тәртiпсiздiктер кезiнде Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдарына және Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң нормативтiк құқықтық актiлерiне сәйкес түзеу мекемелерiне айрықша жағдайлар режимiн енгiзудi ұйымдастырады;
      бас бостандығынан айыруға байланысы жоқ жазаларды атқару, жазаның осы түрiн өтеуден жалтарушы сотталғандарды табу бойынша iздестiру шараларын уақытылы жүргiзу жөнiндегi жұмысты ұйымдастырады және жүзеге асырады, түзеу жұмыстарына сотталғандардың еңбекақысынан соттың үкiмi бойынша ұсталған ақша қаражатының түсуiн бақылайды;
      шартты сотталған адамдардың және өздерiне қатысты бас бостандығынан айыру үкiмiн атқару кейiнге қалдырылған сотталғандардың мiнез-құлқына бақылау жасауды ұйымдастырады;
      азаматтардың хаттарын, шағымдары мен өтiнiштерiн, iшкi iстер органдарының, Ұлттық қауiпсiздiк комитетiнiң, Бас прокуратураның, ұйымдар мен мекемелердiң сотталғандарды көшiру, олардың жазаларын өтеу орындарын белгiлеу мәселелерi жөнiндегi, сондай-ақ оларды жазасынан шартты мерзiмiнен бұрын босату және колония-қоныстарға көшiру мәселелерi жөнiндегi сұрау салулары мен өтiнiштерiн қарайды;
      сотталғандарды мамандандырылған еңбекпен түзеу колонияларына жiбередi және Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң Медицина басқармасымен бiрлесiп арнаулы және медициналық бөлiмдердiң алкоголизм мен нашақорлықтан мәжбүрлеп емдеудi қамтамасыз ету бөлiгiнде соттардың үкiмдерiн уақтылы атқаруды жүзеге асырады;
      сотталғандарды босатуға даярлау жөнiндегi жұмысты ұйымдастырады, еңбекпен түзеу мекемелерiнiң басқа құқық қорғау органдарымен, атқарушы өкiмет пен басқару органдарымен және қоғамдық ұйымдармен сотталғандарды түзеу және қайта тәрбиелеу нәтижелерiн орнықтыру, оларды еңбек және тұрмысты жайластыру бойынша өзара iс-қимылын қамтамасыз етедi.
      12. Департамент өндiрiстiк-шаруашылық қызметiн жүзеге асырады:
      Қазақстан Республикасының заңдарымен және өзге нормативтiк құқықтық актiлермен белгiленген шектерде жылжитын және жылжымайтын мүлiктi иеленедi, пайдаланады және басқарады;
      ұйымдар мен кәсiпорындардан және азаматтардан қолданылып жүрген заңдарға сәйкес материалдық-техникалық ресурстарды, қаржы қаражатын мүлiктi иеленуге, пайдалануға және басқаруға қабылдайды;
      сотталғандардың еңбекпен қамтылуының тиiмдiлiгiн арттыру үшiн ҚАЖ ұйымдарына, мекемелерiне түрлi меншiк нысанындағы ұйымдармен өзара iс-қимылды жүзеге асыруға және шарттар жасасуға жәрдем көрсетедi, өндiрiстiк-шаруашылық қызмет мәселелерi бойынша келiссөздер жүргiзедi, ақпарат алмасуды ұйымдастырады;
      жазаларды атқарушы мекемелердiң және ҚАЖ аумақтық басқару органдарының аралас меншiк нысанындағы ұйымдардың қызметiне қатысуы туралы шешiм қабылдайды;
      жазаларды атқарушы мекемелер мен ұйымдардың, тергеу оқшауларының тауар және өзге нарықтарды кешендi зерттеу, өндiрiстi материалдық-техникалық және еңбек ресурстарымен қамтамасыз ету, өнiмдi өткiзудi ұйымдастыру, жәрмеңкелер мен жарнама жұмыстарын жүргiзу, көлiктiк және энергетикалық қызмет көрсету мәселелерiндегi қызметiн ұйымдастырады және үйлестiредi;
      ҚАЖ бөлiмшелерiн ұстауға арналған шығыстар мен кiрiстер сметасының жобаларын әзiрлейдi, ҚАЖ бөлiмшелерiнiң мемлекеттiк күрделi салымдарға, автокөлiкке, жабдыққа қажеттiлiгiн айқындайды, белгiленген тәртiппен оларды сатып алуды және мемлекеттiк органдарда келiсудi қамтамасыз етедi;
      бас бостандығынан айыру орындарында ұсталатын адамдардың тұрақты материалдық-техникалық қамтамасыз етiлу жүйесiн және мекемелерге азық-түлiк, зат және интенданттық мүлiктi орталықтандырып берудiң есебiнен күзетпен алдын ала қамауды, сондай-ақ сотталғандардың қажеттiлiктерiн қанағаттандыру үшiн азық-түлiк және өнеркәсiп тауарларының өндiрiсiн ұйымдастыруды қамтамасыз етедi;
      ҚАЖ-дың мекемелерi мен олардың ұйымдарын, аумақтық басқару органдарын, тергеу оқшаулаулары мен ҚАЖ-дың қызметiн қамтамасыз ету үшiн арнайы құрылған басқа да ұйымдарды, ҚАЖ-дың күрделi құрылысын қаржыландыруды заңда белгiленген тәртiпте бөлiнген қаржы мен лимиттердiң, сондай-ақ Департаменттiң кәсiпкерлiк, сауда қызметiн жүзеге асыруынан және басқа да заңды көздерден алынған қаражаттың шегiнде жүзеге асырады;
      ҚАЖ-дың алдында тұрған мiндеттердi жүзеге асыру үшiн қаржы, материалдық-техникалық ресурстардың ұтымды төленуiн қамтамасыз етедi, олардың пайдаланылуына бақылау орнатады;
      еңбекпен түзеу мекемелерiне қаржылай көмек көрсету, сондай-ақ Орталық қор туралы ережеде көзделген өзге мақсаттар үшiн ұйымдардың өндiрiстiк қызметiнен түскен қаражатты тартудың, сондай-ақ Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдарына сәйкес ұйымдар мен азаматтардың салымдарының және құрмалдықтарының есебiнен орталықтандырылған қор құрады;
      ҚАЖ қызметкерлерi мен сотталғандарға белгiленген тәртiппен еңбегiне уақтылы ақы төлеудi, өтемақылар мен жеңiлдiктер төлеудi, материалдық ынталандыруды ұйымдастырады. Олардың еңбегiне ақы төлеу нысандарын жетiлдiру жөнiнде ұсыныс әзiрлейдi;
      ведомстволық бағыныстағы ауыл шаруашылығы ұйымдарының желiсiн кеңейтуге, ауыл шаруашылығы өнiмiн шығаруды ұлғайтуға жағдай тудырады;
      мекемелер шығаратын бұйымдарды жаңалау, iшкi iстер және iшкi әскерлер органдары үшiн арнаулы бұйымдарға басымдық бере отырып олардың техникалық деңгейi мен бәсекелестiк қабылетiн арттыру жөнiндегi жұмысты жүргiзедi;
      ҚАЖ-дың аумақтық басқару органдарымен бiрлесiп ҚАЖ мүлкiнiң тиiмдi пайдаланылуы мен сақталуына бақылау жасауды жүзеге асырады;
      Департаменттi және оның ҚАЖ бөлiмшелерiн компьютерлендiру, компьютерлiк технологияларды, есептеу техникасының жүйелерi мен құралдарын ендiру жөнiндегi жұмысты ұйымдастырады;
      ҚАЖ-дың шетел фирмаларымен сауда экономикалық және ғылыми-техникалық байланыстарын ұйымдастырады, жүзеге асырады және үйлестiредi, өзiнiң сыртқы экономикалық қызметiнен алынған валюта қаражатына билiк етедi;
      ұйымдар мен шетел фирмаларының ассоциацияларына кiредi, аукциондық көрмелерге, әртүрлi биржалық саудаластықтарға қатысады.
      13. Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң тапсырмасы бойынша қылмыстық жазалардың атқарылу, күдiктелiнгендер мен айыпталғандарды Қазақстан Республикасының орталық және жергiлiктi атқарушы органдарына күзетпен ұстау мәселелерiн қарау кезiнде iшкi iстер министрлiгiнiң мүдделерiн бiлдiредi.
      14. Қылмыстық атқару жүйесiнiң мәселелерiн шешу бойынша өз қызметiн жүзеге асыру кезiнде Департамент Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының, Әдiлет министрлiгiнiң, Қаржы министрлiгiнiң және басқа мемлекеттiк органдардың тиiстi бөлiмшелерiмен, сондай-ақ бұқаралық ақпарат құралдарымен өзара iс-қимыл жасайды.
      15. ҚАЖ-дың қызметiн жетiлдiру мақсатында мемлекетаралық ұйымдармен және шетелдердiң тиiстi органдарымен және ұйымдарымен ынтымақтастықты нығайту жөнiндегi жұмысты жүргiзедi.
      16. Департаменттi бастық басқарады, оны Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрiнiң ұсынуы бойынша қызметке Үкiмет тағайындайды және қызметтен босатады. Департамент бастығының ұсынуы бойынша Қазақстан Республикасының Iшкi iстер министрi қызметке тағайындайтын және қызметтен босататын екi орынбасары болады.
      17. Департамент бастығы Департаменттiң жұмысына басшылықты ұйымдастырады және жүзеге асырады, Департаментке жүктелген мiндеттердiң орындалуы және оның өз функцияларын жүзеге асыруы үшiн жауаптылықта болады.
      ҚАЖ-дың аумақтық басқару органдарының қызметiне басшылықты жүзеге асырады, өзiнiң орынбасарларының өкiлеттiгiнiң шегiн айқындайды. Департаменттiң бөлiмшелерi туралы ережелердi және облыстардың iшкi iстер басқармалары тиiстi басқармаларының (бөлiмдерiнiң) үлгi ережелерiн бекiтедi;
      белгiленген тәртiппен өз құзыретiнiң шегiнде ҚАЖ-дың жұмысын ұйымдастыру мәселелерi бойынша бұйрықтар шығарады және нұсқаулар бередi;
      Қазақстан Республикасы iшкi iстер министрлiгiнiң басшылығына жазаларды атқарушы мекемелер режимiнiң түрiн өзгерту туралы ұсыныс енгiзедi;
      мемлекеттiк органдарда, сондай-ақ өз құзыретiнiң шегiнде халықаралық және шетелдiк ұйымдарда белгiленген тәртiппен Департаменттiң мүдделерiн бiлдiредi. Департаментке жүктелген функциялардың орындалуына байланысты шарттар мен келiсiм-шарттар жасайды;
      Қазақстан Республикасының Iшкi iстер министрiне департаменттiң құрылымы мен штат санын өзгерту туралы ұсыныс енгiзедi, белгiленген тәртiппен Департаменттiң қызметкерлерiн лауазымға тағайындауға, арнайы атақтар беруге, мемлекеттiк және ведомстволық наградалармен марапаттауға ұсынады. Департаменттiң қызметкерлерiн лауазымға тағайындау және лауазымнан босату туралы ұсыныс және оларды қызметтiк аттестациялау материалын әзiрлейдi. Еңбек туралы заңдарға сәйкес еркiн жалданымды қызметкерлердi жұмысқа қабылдайды, ауыстырады және босатады;
      қолда бар қаржы ресурстарына және ҚАЖ-дың алдында тұрған мiндеттерге сүйене отырып ҚАЖ-дың бөлiмшелерiне арналған кiрiстер мен шығыстар сметасын бекiтедi;
      республикалық бюджеттен Департаменттi, ҚАЖ-дың бөлiмшелерiн ұстауға ҚАЖ-ға бөлiнген, сондай-ақ басқа заңды көздерден алынған қаржы ресурстарына (оның iшiнде валюталығына) билiк етедi. Белгiленген тәртiппен Департаментте құрылған орталықтандырылған қордың бөлушiсi болып табылады;
      тiкелей бағыныстағы ұйымдардың арасындағы пайданы қызмет түрлерi бойынша бекiтiлген жоспарды тапсырмалар мен бюджетпен өзара қатынасты өзгертусiз өз айналым қаражатының шегiнде бөлудi жүзеге асырады;
      Департаментке, оған тiкелей бағынатын ұйымдар мен мекемелерде, сондай-ақ Департаментке оперативтi бағыныстағы басқармаларда және облыстардың Iшкi iстер басқармаларының жанындағы ҚАЖ бөлiмдерiнде материалдық құндылықтарға, ақша қаражаты мен қатаң есептегi құжаттарға түгендеу мен тексерiс тағайындайды;
      Департаменттiң қызметкерлерiн белгiленген тәртiппен Қазақстан Республикасының шегiнде өзiнiң бөлiмшелерiне практикалық көмек көрсету және олардың қызметiне тексерiс жүргiзу, басқа да қызметтiк мәселелердi шешу үшiн iссапарға жiбередi;
      Департаменттiң және оған бағыныстағы бөлiмшелердiң жеке құрамының арасында тәрбие жұмысын, жеке құрамның тәртiптi, заңдылық пен құпиялылық режимiн сақтауды, қызметтiк және жауынгерлiк даярлығын ұйымдастырады;
      белгiленген тәртiппен Департамент қызметкерлерiн көтермелейдi, оларға сыйлықақылар бередi және тәртiптiк жазалар қолданады;
      азаматтарды қабылдайды, шағымдар мен өтiнiштердi қарайды, олар бойынша шешiмдер қабылдайды, тәртiп пен заңдылықтың бұзылу фактiлерi бойынша қызметтiк тексерулер жүргiзедi;
      оның құзыретiне жатқызылған басқа мәселелер бойынша шешiмдер қабылдайды.
      18. Департаменттi қайта ұйымдастыру мен тарату заңда белгiленген тәртiппен жүргiзiледi.
 

Об утверждении Положения о Департаменте уголовно-исполнительной системы при Министерстве внутренних дел Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 августа 1997 г. N 1231. Утратило силу - постановлением Правительства РК от 5 мая 2000 г. N 668 ~P000668.

      В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 1997 г. N 3377 U973377_ "Об очередных мерах по реформированию системы государственных органов Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 10, ст. 69) Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте уголовно-исполнительной системы при Министерстве внутренних дел Республики Казахстан.
      2. Министерству юстиции совместно с Департаментом уголовно-исполнительной системы при Министерстве внутренних дел Республики Казахстан в месячный срок внести предложение в Правительство Республики Казахстан о приведении ранее изданных правительственных решений в соответствие с настоящим постановлением.
 

     Премьер-Министр

  Республики Казахстан



                                            УТВЕРЖДЕНО



                                   постановлением Правительства

                                       Республики Казахстан

                                   от 7 августа 1997 г. N 1231



 
 
                               ПОЛОЖЕНИЕ
            о Департаменте уголовно-исполнительной системы
         при Министерстве внутренних дел Республики Казахстан
                                (ДУИС)
 
                          I. Общие положения
 
      1. Департамент уголовно-исполнительной системы при Министерстве внутренних дел Республики Казахстан (далее - Департамент) является органом государственного управления уголовно-исполнительной системы (УИС), обеспечивающим организацию исполнения законодательства Республики Казахстан по вопросам деятельности Департамента.
      2. Структура и штатное расписание Департамента утверждаются Министром внутренних дел Республики Казахстан.
      3. В структуру Департамента входят подразделения, осуществляющие организацию исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и исправительных работ; содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу, а также подразделения, обеспечивающие военные и специальные перевозки железнодорожным транспортом.
      4. В непосредственное подчинение Департамента Министром внутренних дел Республики Казахстан могут передаваться исправительно-трудовые учреждения и следственные изоляторы.
      5. Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
      6. Департамент является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на казахском и русском языках, самостоятельный баланс, расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях, вправе осуществлять деятельность, не противоречащую стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещенную законом.
      7. Департамент в пределах своей компетенции владеет, пользуется и управляет имуществом УИС, находящимся в собственности государства, принимая все необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию.
      8. Финансирование Департамента, других подразделений УИС осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Департамент вправе дополнительно использовать другие источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением.
 
                   II. Основные задачи Департамента
 
      9. Основными задачами Департамента в сфере его деятельности являются:
      организация работы исправительно-трудовых учреждений по исполнению уголовных наказаний в пределах своей компетенции;
      организация содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, осужденных, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, не вступивший в законную силу;
      организация обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений, а также содержащихся в них осужденных;
      обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, охраны здоровья осужденных;
      разработка предложений по приближению условий содержания осужденных к требованиям международных стандартов;
      создание условий для организации труда осужденных;
      организация общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;
      содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений;
      организация в пределах своей компетенции жизнедеятельности УИС, финансирования ее расходов в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований и лимитов, а также средств, полученных из других законных источников, развитие и укрепление материально-технической базы и социальной сферы УИС;
      организация работы по подбору и расстановке должностных лиц подразделений УИС, обеспечение правовой и социальной защиты работников УИС, организация их профессиональной подготовки;
      организация и обеспечение воинских, специальных и иных перевозок Министерства внутренних дел, Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, Республиканской Гвардии, Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, а также соответствующих структур других государств на территории Республики Казахстан железнодорожным транспортом, учет и контроль за их выполнением.
 
                      III. Функции Департамента
 
      10. Департамент в соответствии с возложенными задачами:
      осуществляет руководство территориальными органами управления УИС и другими подразделениями УИС, создает условия для их деятельности;
      готовит предложения руководству Министерства внутренних дел Республики Казахстан (МВД) о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, о включении в УИС организаций, специально созданных для обеспечения деятельности УИС (лечебных, учебных, проектных и т.д.);
      принимает участие в разработке проектов государственных программ по развитию и укреплению УИС для представления в установленном порядке в Правительство Республики Казахстан;
      оказывает методологическую помощь территориальным органам управления УИС в разработке региональных программ по развитию УИС;
      организует работу по сохранению природы и окружающей среды, соблюдению природоохранительного законодательства в подразделениях УИС;
      обеспечивает выполнение задач по разработке общих начал и принципов уголовно-исполнительной политики, уголовно-исполнительного законодательства, общереспубликанских норм и правил, определяющих условия исполнения наказания;
      участвует в разработке предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан по вопросам исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых;
      осуществляет подготовку соответствующих межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов МВД Республики Казахстан;
      вырабатывает единые подходы к организации исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы с учетом региональных особенностей, а также международных стандартов обращения с осужденными и заключенными;
      осуществляет инспектирование территориальных органов управления УИС, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности УИС и входящих в УИС, а также осуществляет контроль за деятельностью организаций, созданных при долевом участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов управления УИС;
      осуществляет разработку и реализацию оперативных планов действий при выполнении служебных и боевых задач при чрезвычайных ситуациях, обеспечивает привлечение необходимых сил и средств УИС и их взаимодействие с другими правоохранительными органами и силовыми структурами;
      принимает меры по выявлению, обобщению и внедрению в деятельность подразделений УИС передовых форм и методов работы;
      разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование работы по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров Департамента;
      формирует резерв сотрудников УИС для перемещения по службе на должности, входящие в номенклатуру Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Департамента;
      организует подбор кандидатов на замещение вакантных должностей, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников УИС, в том числе в специальных учебных центрах;
      обеспечивает рациональное использование молодых специалистов и их закрепление;
      координирует взаимодействие подразделений УИС с центральными и местными исполнительными органами Республики Казахстан, органами местного самоуправления, а также с общественными и религиозными организациями (объединениями) и средствами массовой информации по вопросам деятельности УИС;
      рассматривает жалобы и заявления осужденных, а также граждан о нарушениях прав и свобод граждан в учреждениях и следственных изоляторах;
      планирует и осуществляет совместно с подразделениями Министерства транспорта и коммуникаций и соответствующими службами Министерства обороны Республики Казахстан воинские перевозки по мобилизационному развертыванию, эвакуационным и массовым мероприятиям;
      в пределах своей компетенции выступает истцом и ответчиком в судах.
      11. Департамент осуществляет организацию исполнения наказаний, охраны, режима содержания осужденных, оперативно-розыскную деятельность, воспитательную работу;
      организует в соответствии с законодательством Республики Казахстан, приговорами, постановлениями и определениями судов рациональное размещение осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, принимает меры к соблюдению прав осужденных, норм их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания;
      осуществляет контроль за исполнением приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, организует исполнение режимных требований в учреждениях и следственных изоляторах, принимает меры по совершенствованию изоляции осужденных, надзора за ними;
      осуществляет в установленном порядке перевод осужденных и заключенных из одного учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора в другое;
      совместно с подразделениями внутренних войск планирует перевозки осужденных, разрабатывает и утверждает Свод расписаний движения специальных вагонов, осуществляет оперативное управление воинскими, специальными и иными перевозками;
      организует обеспечение охраны подразделений (указанных в приказах МВД Республики Казахстан), безопасности осужденных и персонала, обеспечивает выделение необходимых ассигнований для охраны объектов и приобретения инженерно-технических средств на эти цели;
      осуществляет постоянный контроль за оперативной обстановкой в УИС через систему дежурных частей;
      проводит служебные проверки случаев чрезвычайных происшествий, осложнивших оперативную обстановку, устанавливает и анализирует их причины, вырабатывает меры по предотвращению подобных случаев;
      организует оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, принимает меры по ее совершенствованию, взаимодействует с оперативными, следственными и другими подразделениями горрайорганов внутренних дел в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений;
      оказывает содействие оперативным подразделениям других органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
      решает вопросы, связанные с обеспечением внутренней безопасности, нейтрализации и пресечения проявлений организованной преступности в местах лишения свободы, оперативного обслуживания личного состава уголовно-исполнительной системы и внутренних войск;
      разрабатывает и осуществляет меры по формированию и развитию у осужденных личных качеств и навыков, стимулирующих у них заинтересованность в исправлении, соблюдении требований закона и принятых в обществе правил поведения, организует обеспечение основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных, а также воспитательного процесса среди несовершеннолетних осужденных;
      организует использование методик и программы психологопедагогического воздействия на осужденных, а также помощи, в том числе финансовой, общественных и религиозных организаций (объединений) и родственников осужденных для исправления их поведения;
      организует исполнение актов амнистии и помилования;
      организует введение в исправительных учреждениях режима особых условий в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Казахстан в случаях стихийных бедствий, групповых неповиновений осужденных, а также при массовых беспорядках;
      организует и осуществляет работу по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, своевременному проведению поисковых мероприятий по выявлению осужденных, уклоняющихся от отбывания этого вида наказания, контролирует поступление денежных средств, удержанных по приговору суда из заработной платы осужденных к исправительным работам;
      обеспечивает контроль за поведением условно осужденных лиц и осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
      рассматривает письма, жалобы и заявления граждан, запросы и ходатайства органов внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Генеральной Прокуратуры, организаций и учреждений по вопросам перевода осужденных, установления места их отбывания наказания, а также по вопросам применения к ним условно-досрочного освобождения от наказания и перевода в колонии-поселения;
      направляет осужденных в специализированные исправительно-трудовые колонии и совместно с Медицинским управлением Министерства внутренних дел Республики Казахстан осуществляет контроль за своевременным исполнением специальными и медицинскими частями приговоров судов в части обеспечения принудительного лечения от алкоголизма и наркомании;
      обеспечивает организацию работы по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие исправительно-трудовых учреждений с другими правоохранительными органами, органами исполнительной власти и управления и общественными организациями по закреплению результатов исправления и перевоспитания осужденных, их трудовому и бытовому устройству.
      12. Департамент осуществляет производственно-хозяйственную деятельность:
      владеет, пользуется и управляет движимым и недвижимым имуществом в пределах, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
      принимает во владение, пользование и управление от организаций и граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства, имущество в соответствии с действующим законодательством;
      для повышения эффективности трудовой занятости осужденных оказывает содействие организациям, учреждениям УИС в осуществлении взаимодействия с организациями различных форм собственности и заключении договоров, проводит переговоры по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, организует обмен информацией;
      принимает решения об участии учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов управления УИС в деятельности организаций смешанной формы собственности;
      организует и координирует деятельность учреждений и организаций, исполняющих наказания, следственных изоляторов в вопросах комплексного исследования товарных и иных рынков, обеспечения производства материально-техническими и трудовыми ресурсами, организации сбыта продукции, проведения ярмарок и рекламной работы, транспортного и энергетического обслуживания;
      разрабатывает проекты смет расходов и доходов на содержание подразделений УИС, определяет потребность подразделений УИС в государственных капитальных вложениях, автотранспорте, оборудовании, в установленном порядке обеспечивает их закупку и согласование в государственных органах;
      обеспечивает систему стабильного материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и предварительного заключения под стражу за счет централизованной поставки учреждениям продовольствия, вещевого и интендантского имущества, а также организации производства продовольственных и промышленных товаров для удовлетворения потребностей осужденных;
      осуществляет финансирование учреждений и их организаций, территориальных органов управления УИС, следственных изоляторов и других организаций, специально созданных для обеспечения деятельности УИС, капитального строительства УИС в пределах выделенных в установленном законом порядке ассигнований и лимитов, также средств, полученных от осуществления предпринимательской, торговой деятельности Департамента и из других законных источников;
      обеспечивает рациональное распределение финансовых, материально-технических ресурсов для осуществления задач, стоящих перед УИС, устанавливает контроль за их использованием;
      создает централизованный фонд для оказания финансовой помощи исправительно-трудовым учреждениям, а также иных целей, оговоренных положением о централизованном фонде, за счет привлечения средств от производственной деятельности организаций, а также вкладов и пожертвований организаций и граждан в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
      организует в установленном порядке своевременную оплату труда, выплату компенсаций и льгот, материальное стимулирование работников УИС и осужденных. Разрабатывает предложения по совершенствованию их форм оплаты труда;
      способствует расширению сети подведомственных сельскохозяйственных организаций, увеличению выпуска сельхозпродукции;
      проводит работу по обновлению изделий, выпускаемых учреждениями, повышению их технического уровня и конкурентоспособности с приоритетам производства специзделий для органов внутренних дел и внутренних войск;
      осуществляет совместно с территориальными органами управления УИС контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества УИС;
      организует работу по компьютеризации Департамента и подразделений УИС, внедрению компьютерных технологий, систем и средств вычислительной техники;
      организует, осуществляет и координирует торгово-экономические и научно-технические связи УИС с зарубежными фирмами, самостоятельно распоряжается валютными средствами, полученными от собственной внешнеэкономической деятельности;
      вступает в ассоциации организаций и иностранных фирм, участвует в аукционных выставках, различных биржевых торгах.
      13. По поручению Министерства внутренних дел Республики Казахстан представляет интересы Министерства внутренних дел при рассмотрении вопросов исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в центральных и местных исполнительный органах Республики Казахстан.
      14. При осуществлении своей деятельности по решению вопросов уголовно-исполнительной системы Департамент взаимодействует с соответствующими подразделениями Генеральной Прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства финансов Республики Казахстан и других государственных органов, а также со средствами массовой информации.
      15. В целях совершенствования деятельности УИС Департамент проводит работу по укреплению сотрудничества с межгосударственными организациями и с соответствующими органами и организациями зарубежных стран.
      16. Департамент возглавляет Начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством по представлению Министра внутренних дел Республики Казахстан. Начальник Департамента имеет двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром внутренних дел Республики Казахстан по представлению Начальника Департамента.
      17. Начальник Департамента организует и осуществляет руководство работой Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление ими своих функций;
      осуществляет руководство деятельностью территориальных органов управления УИС, определяет пределы полномочий своих заместителей, утверждает положения о подразделениях Департамента и типовые положения соответствующих управлений (отделов) управлений внутренних дел областей;
      в установленном порядке в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания по вопросам организации работы УИС;
      вносит предложения руководству Министерства внутренних дел Республики Казахстан об изменении вида режима учреждений, исполняющих наказания;
      представляет в установленном порядке интересы Департамента в государственных органах, а также в пределах своей компетенции в международных и зарубежных организациях, заключает договоры и контракты, связанные с выполнением возложенных на Департамент функций;
      вносит предложения Министру внутренних дел Республики Казахстан об изменениях структуры и штатной численности Департамента, в установленном порядке представляет сотрудников Департамента к назначению на должность, к присвоению специальных званий, к награждению государственными и ведомственными наградами. Готовит предложения о назначении и освобождении от должности и материалы служебного аттестования сотрудников Департамента. Принимает на работу, перемещает и увольняет вольнонаемных работников в соответствии с законодательством о труде;
      утверждает сметы доходов и расходов для подразделений УИС, исходя из имеющихся финансовых ресурсов и стоящих перед УИС задач;
      распоряжается финансовыми ресурсами (в том числе валютными), выделенными УИС из республиканского бюджета на содержание Департамента, подразделений УИС, а также полученными из других законных источников. Является распорядителем централизованного фонда, образуемого в Департаменте в установленном порядке;
      производит перераспределение прибыли между непосредственно подчиненными организациями в пределах утвержденных плановых заданий по видам деятельности и собственных оборотных средств без изменения взаимоотношений с бюджетом;
      назначает инвентаризации и проверки материальных ценностей, денежных средств и документов строгой отчетности в Департаменте, непосредственно подчиненных ему организациях и учреждениях, а также находящихся в оперативном подчинении Департамента управлениях и отделах УИС при управлениях внутренних дел областей;
      направляет в установленном порядке работников Департамента в командировки в пределах Республики Казахстан для оказания практической помощи и проведения проверок деятельности своих подразделений, решения других служебных вопросов;
      организует воспитательную работу среди личного состава Департамента и подчиненных подразделений, соблюдение личным составом дисциплины, законности и режима секретности, служебной и боевой подготовки;
      в установленном порядке поощряет, премирует и налагает дисциплинарные взыскания на работников Департамента;
      осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы и заявления, принимает по ним решения, проводит служебные расследования по фактам нарушения дисциплины и законности;
      принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
      18. Реорганизация и ликвидация Департамента производится в установленном законом порядке.