Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі туралы ережені бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2008 жылғы 11 наурыздағы N 552 Жарлығы.


  Қазақстан Республикасы
Президенті мен Үкіметі
актілерінің жинағында
жариялануға тиіс

      Қазақстан Республикасының Конституциясы 44-бабының 19), 21) тармақшаларына, 45-бабының 1-тармағына, "Қазақстан Республикасының Президенті туралы" Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының 17-1-бабының 2-тармағына сәйкес ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:

      Ескерту. Кіріспе жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      1. Қоса беріліп отырған Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі туралы ереже бекітілсін (1-қосымша).

      2. Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдардың тізбесі бекітілсін (2-қосымша).

      3. Мыналардың күші жойылды деп танылсын:

      1) "Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі туралы ережені бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2002 жылғы 11 ақпандағы № 805 Жарлығы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2002 ж., № 6, 40-құжат; 2003 ж., № 20, 201-құжат; 2004 ж., № 19, 235-құжат; 2006 ж., № 23, 229-құжат; 2007 ж., № 34, 372-құжат);

      2) "Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2003 жылғы 16 мамырдағы № 1094 Жарлығының 1-тармағының 6) тармақшасы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2003 ж., № 20, 201-құжат);

      3) "Қазақстан Республикасы Президентінің 2002 жылғы 11 ақпандағы № 805 Жарлығына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2004 жылғы 23 сәуірдегі № 1351 Жарлығы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2004 ж., № 19, 235-құжат);

      4) "Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2005 жылғы 23 наурыздағы № 1528 Жарлығының 1-тармағының 2) тармақшасы;

      5) "Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2006 жылғы 6 маусымдағы № 131 Жарлығының 1-тармағының 4) тармақшасы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2006 ж., № 23, 229-құжат);

      6) "Қазақстан Республикасы Президентінің заң шығару бастамасы құқығын қамтамасыз ету және Республика Президентінің кейбір актілерін Қазақстан Республикасының Конституциясына сәйкес келтіру жөніндегі шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2007 жылғы 21 қыркүйектегі № 413 Жарлығының 2-тармағының 2) тармақшасы (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2007 ж., № 34, 372-құжат).

      4. Осы Жарлық қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Президенті

  1-ҚОСЫМША
  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2008 жылғы 11 наурыздағы
№ 552 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі туралы
ЕРЕЖЕ

      Ескерту. Ереже жаңа редакцияда - ҚР Президентінің 2010.12.28 № 1129 Жарлығымен.

      Осы Ереже Қазақстан Республикасының Конституциясына және Қазақстан Республикасының заңнамалық және нормативтік құқықтық актілеріне сәйкес Қазақстан Республикасы Президенті Әкімшілігінің мәртебесін, миссиясын, негізгі міндеттері мен функцияларын, өкілеттігін, жұмысының ұйымдастырылуын айқындайды.

1. Жалпы ережелер

      1. Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі (бұдан әрі - Әкімшілік) Қазақстан Республикасының Президенті (бұдан әрі - Президент) құратын, оған тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік орган болып табылады.

      2. Әкімшілік пен оның қызметкерлері өз қызметінде Қазақстан Республикасының Конституциясын, заңдарын, Қазақстан Республикасы Президентінің актілерін, осы Ережені, сондай-ақ өзге де нормативтік құқықтық актілерді басшылыққа алады.

      3. Әкімшілік мемлекеттік мекеменің ұйымдық-құқықтық нысанындағы заңды тұлға болып табылады, Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес мемлекеттік тілде өзінің атауы жазылған мөрі мен мөртабандары, белгіленген үлгідегі бланкілері, сондай-ақ банктерде шоттары, соның ішінде валюталық шоттары болады.

      4. Әкімшіліктің құрылымы мен штат санын Президент айқындайды.

      5. Әкімшіліктің толық атауы: "Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі" мемлекеттік мекемесі".

      6. Әкімшіліктің заңды мекенжайы: Қазақстан Республикасы, Астана қаласы, Есіл ауданы, "Ақорда" Резиденциясы.

      Ескерту. 6-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 13.04.2023 № 195 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      7. Әкімшіліктің қызметін қаржыландыру республикалық бюджеттен жүзеге асырылады.

2. Әкімшіліктің миссиясы мен негізгі міндеттері

      8. Әкімшіліктің миссиясы Президенттің қызметін ақпараттық-талдамалық, құқықтық, хаттамалық-ұйымдастырушылық, құжаттамалық және өзгедей қамтамасыз ету болып табылады.

      9. Әкімшіліктің негізгі міндеттері:

      1) Президенттің мына салалардағы:

      сыртқы саясаты;

      әлеуметтік-экономикалық және ішкі саясаттың өзге де бағыттарындағы;

      қорғаныс қабілеттілігі мен мемлекеттің қауіпсіздігі;

      құқықтық саясат, заңдылық пен құқық тәртібі;

      кадр саясаты;

      Қазақстан Республикасы Парламентіне қатысты (бұдан әрі - Парламент);

      Қазақстан Республикасы Үкіметіне (бұдан әрі - Үкімет) қатысты;

      Қазақстан Республикасының Конституциялық Сотына қатысты;

      соттар мен судьяларға қатысты;

      Қазақстан Республикасы Орталық сайлау комиссиясына қатысты;

      жергілікті өкілді және атқарушы органдарға, облыстар, республикалық маңызы бар қалалар мен астана әкімдеріне қатысты және өңірлік саясат саласында;

      өзіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдарға қатысты;

      2) Қазақстан Республикасы Мемлекеттік кеңесшісінің (бұдан әрі – Мемлекеттік кеңесші), Қазақстан халқы Ассамблеясының және Президент жанындағы консультативтік-кеңесші органдардың қызметін қамтамасыз ету;

      3) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген және (немесе) Президент айқындайтын өзге де міндеттер болып табылады.

      Ескерту. 9-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Президентінің 23.12.2015 № 137 (01.01.2016 бастап қолданысқа енгізіледі); 05.05.2017 № 471; 14.06.2022 № 927; 02.01.2023 № 78 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) Жарлықтарымен.

3. Әкімшіліктің негізгі функциялары

      10. Президенттің сыртқы саясат саласындағы өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) әлемдік даму процестеріне, сондай-ақ халықаралық қатынастардың өзекті проблемаларына мониторинг, талдау мен болжам жасауды, Президентке оның сыртқы саясаттағы өкілеттіктерін іске асыру жөнінде ұсынымдар тұжырымдауды жүзеге асырады;

      2) Президент қатысатын халықаралық іс-шаралардың мазмұндық бөлігін үйымдастыруды жүзеге асырады;

      3) Президенттің шет елдердің мемлекеттік органдарымен және олардың лауазымды тұлғаларымен, шетелдің саяси және қоғам қайраткерлерімен, халықаралық және шетелдік ұйымдармен өзара іс-қимылын қамтамасыз етеді;

      4) Президентке:

      сыртқы саясаттың негізгі бағыттары, шетел мемлекеттерімен саяси және экономикалық ынтымақтастықты жетілдіру және шетелдерде Қазақстан Республикасының беделін нығайту жөнінде;

      халықаралық ұйымдардың шешімдерін іске асыру;

      Қазақстан Республикасының халықаралық шарттарын жасасу, олардың қолданысын тоқтата тұру және тоқтату мәселелері жөніндегі ұсыныстар енгізеді.

      11. Президенттің әлеуметтік-экономикалық және ішкі саясаттың өзге де бағыттары саласындағы өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) Президентке:

      мемлекеттің әлеуметтік-экономикалық және өзге де ішкі саясатын, оның ішінде мемлекеттік жастар және ақпарат саясатын, білім, ғылым, денсаулық сақтау, көші-қон, демография, мәдениет, тіл саясаты мен спорт саласындағы саясатты, қазақстандық отансүйгіштік тұжырымдамасын қалыптастыру мен жетілдіру жөнінде ұсыныстар енгізеді;

      елдегі ішкі саяси тұрақтылықты, оның ішінде ұлтаралық және конфессияаралық қатынастар мәселелерінде қамтамасыз ету;

      2) елдегі экономикалық және әлеуметтік-экономикалық ахуалдың дамуы процестеріне мониторинг, талдау және болжам жасау процестерін жүзеге асырады;

      3) азаматтық қоғам институттарымен өзара іс-қимылды қамтамасыз етеді.

      12. Президенттің мемлекеттің қорғаныс қабілеттілігі мен қауіпсіздігі саласындағы өкілеттіктерін іске асыруын қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) Президентке елдің әскери саясатының, мемлекеттің қорғаныс қабілеттілігі мен ұлттық қауіпсіздігі, жұмылдыру мен жұмылдыру дайындығы саласындағы саясаттың негізгі бағыттары бойынша ұсыныстар енгізеді;

      2) Президенттің Қазақстан Республикасы азаматтарын мерзімді әскери қызметке шақыру және мерзімді қызметтегі әскери қызметшілерді запасқа шығару туралы шешім қабылдауы кезіндегі қызметін қамтамасыз етеді;

      3) Қазақстан Республикасы Қарулы Күштерінің, басқа да әскерлері мен әскери құралымдарының, құқық қорғау және өзге де мемлекеттік органдардың ұлттық қауіпсіздікті қамтамасыз ету жөніндегі қызметіне мониторингті, оны үйлестіру мен бақылауды жүзеге асырады.

      13. Президенттің құқықтық саясат, заңдылық пен құқық тәртібі саласындағы өкілеттіктерін іске асыруын қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) Президентке:

      құқықтық саясаттың негізгі бағыттары мен оны жетілдіру жөнінде;

      құқықтық реттеу тетіктерінің тиімділігін арттыру жөнінде;

      заңдылықты нығайту және құқық тәртібін қамтамасыз ету жөнінде;

      Парламенттің заңнамалық құзыретіне кірмейтін, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңдарымен белгіленген Үкіметтің және басқа да мемлекеттік органдардың құзыретіне жатпайтын мәселелерді оның жарлықтарымен құқықтық реттеу туралы;

      2) тиісті кезеңге арналған Қазақстан Республикасының заңдылықты және құқықтық тәртіпті қамтамасыз ету, құқықтық саясаты саласындағы мемлекеттің бағдарламалық құжаттарын әзірлеу жөніндегі жұмысты ұйымдастырады.

      14. Президенттің кадр саясаты саласындағы өкілеттіктерін іске

      асыруын қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды

      орындайды:

      1) Президентке Қазақстан Республикасындағы кадр саясаты жөнінде ұсыныстар енгізеді;

      2) Президенттің кадр саясатын іске асыруы жөнінде мемлекеттік органдардың өзара іс-қимылын үйлестіреді және қызметіне бақылау жасайды;

      3) мемлекеттік саяси қызметшілердің кадр резервін қалыптастыру жөніндегі қызметін үйлестіреді;

      4) Президент тағайындайтын және онымен келісілетін лауазымды адамдардың мемлекеттік қызметті өткеруіне байланысты мәселелерді шешуді ұйымдастырады, олардың жеке істерін жүргізеді.

      15. Президенттің Парламентке қатысты өкілеттіктерін іске асыруын қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) Президенттің заң шығарушылық бастамашылығы құқығын іске асыру мақсатында заңнамалық актілер жобаларын әзірлеуді ұйымдастырады, оларға құқықтық және өзге де сараптама жүргізіп, әзірлейді, олардың Парламент Мәжілісіне енгізілуін қамтамасыз етеді және оларға Парламентте өкілдік етеді;

      2) Президентке:

      Парламенттің заңдар жобаларының қарауы басымдылығын айқындау жөнінде;

      Парламент палаталарының бірлескен немесе бөлек отырыстарына қатысуы жөнінде;

      Президенттің Парламент, партиялық фракциялар басшылығымен және депутаттық топтармен, Парламенттің жекелеген депутаттарымен кездесуін өткізу бойынша ұсыныстар енгізеді;

      3) Президентке қол қоюға енгізілетін Қазақстан Республикасы заңдарына құқықтық және өзге де сараптаманы жүзеге асырады;

      4) Президенттің шешімі бойынша қайталап талқылап, дауыс беру үшін заңдарды немесе олардың жекелеген баптарын Парламентке қайтаруды қамтамасыз етеді;

      5) Парламенте Президент мүддесін, соның ішінде қол қоюға ұсынылған заңдарға қарсылықтар бойынша Парламенте Президенттің ұстанымын білдіреді;

      6) Парламенттегі заңнамалық үдерістің жай-күйі және олар қарайтын мәселелер туралы Президентті тұрақты хабардар етіп отырады, Президенттің заңдар жобалары бойынша ұстанымын түсіндіреді.

      Ескерту. 15-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Президентінің 05.05.2017 № 471 Жарлығымен.

      16. Үкіметке қатысты Президент өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) белгіленген тәртіппен министрліктер қызметінің тиімділігін бағалауды ұйымдастырып, өткізуді қамтамасыз етеді;

      2) Президентке:

      Үкіметтің құрылымдық жүйесін жетілдіру туралы;

      Үкіметке тапсырмалар беру туралы;

      Қазақстан Республикасының Конституциясы мен заңдарында белгіленгеннен басқа, соған сәйкес Үкіметке атқарушы функциялар жүктелетін актілер шығару туралы;

      Айрықша маңызды мәселелер бойынша Президенттің Үкімет отырыстарына төрағалық ету қажеттігі туралы ұсыныстар енгізеді;

      3) Президенттің төрағалығымен өткен Үкіметтің отырыстарында тұжырымдалған Үкімет шешімдерінің жобаларын келіседі;

      4) Қазақстан Республикасы заңнамасында белгіленген жағдайларда, Үкімет пен мемлекеттік органдар актілерінің жобасын келісуді қамтамасыз етеді;

      5) Үкіметте әзірленген заңнамалық актілер жобаларын олар Парламент Мәжілісіне енгізілгенге дейін белгіленген тәртіппен құқықтық және өзге де сараптамадан өткізіп, келіседі;

      6) Үкіметтің заңжобалық жұмыс жоспарының жобаларына, Үкіметтің заңжобалық жұмыс жоспарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы шешімдер жобаларына қорытынды дайындайды, сондай-ақ орындаулына бақылауды жүзеге асырады.

      Ескерту. 16-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Президентінің 05.05.2017 № 471 Жарлығымен.

      17. Президенттің Конституциялық Сотқа қатысты өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік Қазақстан Республикасы Конституциясының 72-бабында, сондай-ақ Қазақстан Республикасы Конституциясының 44-бабының 10-1) тармақшасында көзделген жағдайларда, Президенттің жолданымдарын дайындау жөніндегі функцияны жүзеге асырады.

      Ескерту. 17-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Президентінің 02.01.2023 № 78 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      18. Соттар мен судьяларға қатысты Президент өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) мына:

      Жоғары Сот Кеңесінің ұсынымы бойынша Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасы мен судьяларын қызметке сайлау және қызметтен босату үшін Парламент Сенатына ұсынысы бойынша;

      Жоғары Сот Кеңесінің ұсынымы бойынша жергілікті және басқа соттардың төрағалары мен судьяларын, тиісті соттар алқаларының төрағаларын Президенттің қызметке тағайындауы және қызметтен босатуы кезінде;

      Жоғары Сот Кеңесінің ұсынысы бойынша судьяларды тұтқындауға, оны алып келуге, оған сот тәртібімен салынатын әкімшілік жаза шараларын қолдануға келісім беру туралы шешім қабылдау кезінде Президенттің қызметін қамтамасыз етеді;

      2) сот жүйесін жетілдіру бойынша Президентке ұсыныстар енгізеді.

      19. Орталық сайлау комиссиясына қатысты Президент өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік Қазақстан Республикасының сайлау жүйесін жетілдіру туралы Президентке ұсыныстар енгізу жөніндегі функциясын орындайды.

      20. Жергілікті өкілді және атқарушы органдарға, облыстар, республикалық маңызы бар қалалар мен астана әкімдеріне қатысты және өңірлік саясат саласында Президент өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды жүзеге асырады:

      1) белгіленген тәртіппен облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың жергілікті атқарушы органдары қызметінің тиімділігін бағалауды ұйымдастырып, өткізуді қамтамасыз етеді;

      2) өңірлердің әлеуметтік-экономикалық дамуына мониторинг пен талдау жүргізіп, өңірлердегі істердің жағдайы туралы Президентті хабардар етіп отырады;

      3) жергілікті атқарушы органдар басшыларының халықпен есеп беру кездесуін өткізуіне бақылауды жүзеге асырады;

      4) Президентке:

      облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың әкімдері мен жергілікті атқарушы органдарының қызметін жетілдіру туралы;

      облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың әкімдері актілерінің күшін жою не толық немесе ішінара тоқтата тұру туралы;

      өңірлік даму стратегиялары мен бағдарламалары, жергілікті өкілді органдар мен атқарушы органдардың сындарлы бірлескен жұмысы, олардың елдің орталық органдарымен өзара іс-қимылы бойынша;

      қажет болған жағдайда, мәслихаттың өкілеттіктерін мерзімінен бұрын тоқтату мәселесі бойынша ұсыныстар енгізеді.

      21. Президентке тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдарға (бекітілген тізбеге сәйкес) қатысты Президент өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) белгіленген тәртіппен осы мемлекеттік органдар қызметінің тиімділігін бағалауды ұйымдастырып, өткізуді қамтамасыз етеді;

      2) осы мемлекеттік органдарды құру, тарату және қайта ұйымдастыру, қызметін жетілдіру туралы Президентке ұсыныстар енгізеді;

      3) осы мемлекеттік органдар қызметін үйлестіру мен бақылауды қамтамасыз етеді.

      22. Өзге де Президент өкілеттіктерін іске асыруды қамтамасыз ету үшін Әкімшілік мынадай функцияларды орындайды:

      1) Президенттің ар-намысы мен қадір-қасиетіне қол сұғылмаушылықты қамтамасыз етеді;

      2) Президентке:

      барлық мемлекеттік билік тармақтарының келісімді жұмыс істеуін қамтамасыз ету, мемлекеттік органдар қызметін жетілдіру бойынша;

      мемлекеттік наградалармен марапаттау және құрметті, жоғары әскери және өзге де атақтар, сыныптық шендер, дипломатиялық дәрежелер, біліктілік сыныптарын беру; мемлекеттік наградалардан, атақтардан, шендерден, дәрежелер мен сыныптардан айыру бойынша;

      Қазақстан Республикасының азаматтығы, оны сақтау мен одан шығу, Республика азаматтығындағы қалпына келтірулер, саяси баспана беру мәселелері бойынша ұсыныстар енгізеді;

      3) Президенттің азаматтарға кешірім жасауын жүзеге асыруын қамтамасыз етеді;

      4) елдегі жағдай және Қазақстан Республикасының ішкі және сыртқы саясатының негізгі бағыттары туралы жылсайынғы Президенттің Қазақстан халқына Жолдауының жобасын дайындауды жүзеге асырады;

      5) Президент қызметін ақпараттық-талдамалық және хаттамалық-ұйымдық, соның ішінде оның қатысуымен іс-шаралар өткізуді қамтамасыз етеді;

      6) Президент актілерін, соның ішінде стратегиялық және бағдарламалық құжаттарды дайындауды ұйымдастырып, оған қатысады;

      7) стратегиялық және бағдарламалық құжаттарды келісуді, олардың мониторингі мен бақылануын, сондай-ақ мемлекеттік жоспарлау жүйесінің жұмыс істеуін талдауды жүзеге асырады;

      8) мемлекеттік органдардың мемлекеттік саясатты, Президенттің, Мемлекеттік кеңесшінің актілері мен тапсырмаларын іске асыруына, соның ішінде тексеру жүргізу арқылы, бақылауды жүзеге асырады;

      9) белгіленген тәртіппен жекелеген мемлекеттік органдар мен ұйымдар қызметін үйлестіріп, басшылық жасауды жүзеге асырады;

      10) Президент жүргізіп отырған ішкі және сыртқы саясатты түсіндіреді, Президент қызметінің бұқаралық ақпарат құралдарында жарық көруін, Президенттің олармен өзара іс-қимылын қамтамасыз етеді;

      11) Президент қол қойған заңдарды, сондай-ақ Президент шығарған актілерді тіркеуді жүргізеді, олардың жариялануын, таратылуы мен сақталуын қамтамасыз етеді;

      12) Президенттің атына келіп түскен жеке және заңды тұлғалардың өтініштерін қарайды, оларға талдау жүргізеді, азаматтарды қабылдауды ұйымдастырып, жүзеге асырады;

      13) Үкімет, орталық мемлекеттік органдар, облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың жергілікті атқарушы органдары, лауазымды адамдар қызметі нәтижелерінің Президентте қаралуына дайындықты қамтамасыз етеді;

      14) Президентті құжаттамалық қамтамасыз етуді, соның ішінде тиісінше құжат айналымын ұйымдастыруды, ақпараттық технологияларды енгізіп, дамытуды, Әкімшіліктің талдау кешенінің жұмыс істеуін қамтамасыз ету, іс жүргізу ережелерінің сақталуы мен мемлекеттік тілдің қолданылу аясын кеңейтуді бақылау арқылы жүзеге асырады;

      15) Мемлекеттік кеңесшінің, Қазақстан халқы Ассамблеясының, Президент жанындағы консультативтік-кеңесші органдардың қызметін ақпараттық-талдамалық, ұйымдастыру және құжаттамалық қамтамасыз етуді, олардың шешімдерінің орындалуына бақылауды жүзеге асырады;

      16) Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген және (немесе) Президент айқындайтын өзге де функцияларды жүзеге асырады.

      Ескерту. 22-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Президентінің 23.12.2015 № 137 (01.01.2016 бастап қолданысқа енгізіледі); 14.06.2022 № 927 Жарлықтарымен.

4. Әкімшіліктің қызметін ұйымдастыру және оның лауазымды адамдары мен қызметкерлерінің өкілеттіктері

      23. Әкімшіліктің құрамына Қазақстан Республикасы Президенті Әкімшілігінің Басшысы (бұдан әрі – Әкімшілік Басшысы), Қазақстан Республикасы Қауіпсіздік Кеңесінің Хатшысы, Қазақстан Республикасы Президенті Кеңсесінің бастығы, Қазақстан Республикасы Президентінің көмекшілері, Қазақстан Республикасы Президентінің кеңесшілері, Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің басшылары мен өзге де қызметкерлері кіреді.

      Ескерту. 23-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      24. Әкімшілікті Президент қызметке тағайындайтын және қызметтен босататын, және оның тікелей басшылық етуімен жұмыс істейтін, оған есеп беріп, бақылауында болатын Әкімшілік Басшысы басқарады.

      Әкімшілік Басшысы:

      1) Мемлекет басшысына Әкімшілік туралы ережені бекітуге ұсынады, Әкімшіліктің құрылымы мен штат саны жөнінде ұсыныстар енгізеді, Әкімшіліктің штат кестесін бекітеді, бекітілген штат саны шегінде оған өзгерістер енгізеді;

      2) Президенттің көмекшілері мен кеңесшілерінің жұмысын үйлестіреді, Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің жұмысын ұйымдастырады және бағыттайды, мемлекеттік органдармен өзара іс-қимылды қамтамасыз етеді;

      3) Президентпен келісу бойынша Кеңсе бастығы, Президенттің көмекшілері мен кеңесшілері арасындағы міндеттер бөлінісін (бұдан әрі – Бөлініс) бекітеді;

      4) Президенттің қарауына Президенттің көмекшілерін, Президенттің кеңесшілерін қызметке тағайындау және қызметтен босату, Әкімшіліктің жекелеген хатшылықтарының басшыларын қоспағанда, Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің басшыларын лауазымға тағайындау және лауазымнан босату туралы ұсыныстар енгізеді;

      5) Әкімшіліктің жекелеген хатшылықтарының басшыларын, Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің басшылары орынбасараларын, мемлекеттік инспекторларды, сектор меңгерушілері мен Әкімшіліктің өзге де мемлекеттік әкімшілік қызметшілерін қызметке тағайындайды және қызметтен босатады;

      6) Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелері туралы ережелерді бекітеді;

      7) Президент актілерінің орындалуы мен сақталуын, оның тапсырмаларының орындалуын, осы мақсаттарда Әкімшілікте құжаттардың өтуін бақылау жөніндегі жұмысты үйлестіреді, сондай-ақ Президент қатысатын іс-шараларды дайындау мәселелері бойынша Әкімшілік Басшысы сонымен қатар Республиканың тиісті мемлекеттік органдарының басшыларын шақыра отырып, Әкімшіліктің басшы қызметкерлерімен кеңестер өткізеді;

      8) Президенттің қол қоюына Парламент қабылдаған заңдарды, жарлықтардың, өкімдердің жобаларын және қарауына Президентке жолданатын басқа да құжаттар мен материалдарды ұсынады;

      9) Әкімшіліктің бұйрықтарын шығарады;

      10) Әкімшіліктегі ішкі еңбек тәртібін белгілейді;

      11) Әкімшіліктің шығыстар сметасын бекітеді және оның шегінде қаржы қаражатын жұмсауға басшылық жасайды;

      12) қызметтік құжаттарға қол қояды;

      13) Әкімшіліктің қызметкерлерін көтермелейді және оларға тәртіптік жазалау шараларын қолданады;

      14) Әкімшіліктің қызметкерлерін іссапарларға жібереді;

      15) ведомствоаралық жұмыс топтарын құруға, Президенттің тапсырмаларын орындау үшін жұмысқа мемлекеттік органдардың лауазымды тұлғаларын тартуға құқылы;

      16) азаматтарды жеке қабылдауды жүзеге асырады;

      17) Әкімшілікте Қазақстан Республикасының мемлекеттік қызмет туралы заңнамасының орындалуын бақылайды;

      18) Әкімшіліктің Парламентпен, оның Палаталарымен, Парламент Палаталарының жұмыс органдарымен және аппараттарымен; Үкіметпен және Үкімет Аппаратымен; министрліктермен; Конституциялық Сотпен; Жоғарғы Сотпен; Жоғары Сот Кеңесімен, Президентке тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдармен; облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың әкімдерімен, мәслихаттарымен; саяси партиялармен және өзге де қоғамдық бірлестіктермен; бұқаралық ақпарат құралдарымен; жеке және заңды тұлғалармен байланысын тұрақты негізде қамтамасыз етеді;

      19) Парламенттің және оның палаталарының ашық және жабық отырыстарына қатысуға құқылы;

      20) Үкіметтің, орталық атқарушы органдардың, Президентке тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдардың және Президент жанындағы консультативтік-кеңесші органдардың, Жоғары Сот Кеңесінің, Қазақстан халқы Ассамблеясының отырыстары мен алқа жиналыстарына және Қазақстан халқы Ассамблеясының сессияларына қатысуға құқылы;

      21) Президенттің кадр саясатын іске асыруды ұйымдастырады және қамтамасыз етеді;

      22) басшы лауазымдарға Президент тағайындайтын немесе оның ұсынысымен тағайындалатын кандидатуралар бойынша Президентке ұсыныстар енгізеді, сондай-ақ Үкімет, өзге де мемлекеттік органдар және мемлекеттің лауазымды тұлғалары басшы лауазымдарға ұсынған кандидатураларды Президентпен келісуді қамтамасыз етеді;

      23) өзінің жекелеген өкілеттіктерін орындауды Әкімшіліктің өзге де басшы лауазымды тұлғаларына беруге құқылы;

      24) осы Ережеде көзделген, сондай-ақ оған Президент жүктеген басқа да өкілеттіктерді жүзеге асырады.

      Ескерту. 24-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Президентінің 23.12.2015 № 137 (01.01.2016 бастап қолданысқа енгізіледі); 05.05.2017 № 471; 05.04.2021 № 545; 02.01.2023 № 78 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі); 13.04.2023 № 195 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі); 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлықтарымен.

      25. Әкімшілік Басшысы орнында болмаған жағдайда оның міндеттерін Әкімшілік Басшысы белгілеген адам атқарады.

      Ескерту. 25-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      26. Президенттің көмекшілерін, Президенттің кеңесшілерін, Әкімшіліктің жекелеген хатшылықтарының басшыларын қоспағанда, Әкімшілік құрылымдық бөлімшелерінің басшыларын Әкімшілік Басшысының ұсынуы бойынша Президент лауазымға тағайындайды және лауазымнан босатады.

      Ескерту. 26-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Президентінің 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      27. Президент Кеңсесінің бастығы, Президенттің көмекшілері:

      1) Президенттің, Әкімшілік Басшысының актілері мен тапсырмаларының орындалуын ұйымдастырады;

      2) Президентті елдегі істің жағдайы туралы хабардар етеді, оны ақпараттық-талдау материалдарымен қамтамасыз етеді;

      3) Бөлініске сәйкес өздерінің құзыретіне кіретін мәселелер бойынша мемлекеттік органдардың қызметін үйлестіреді;

      4) Бөлініске сәйкес Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің қызметін үйлестіруді жүзеге асырады, олардың мемлекеттік органдармен және өзге де ұйымдармен өзара іс-қимылын қамтамасыз етеді;

      5) Президент пен Әкімшілік Басшысы белгілеген өзге де функцияларды жүзеге асырады.

      Ескерту. 27-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Президентінің 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлығымен.

      28. Президенттің кеңесшілері:

      1) қадағалайтын саладағы істің жағдайы туралы Президентті хабардар етеді, оны ақпараттық-талдау материалдарымен қамтамасыз етеді;

      2) Президент пен Әкімшілік Басшысы белгілеген өзге де функцияларды жүзеге асырады.

      29. Президент міндеттердің бірінші кезектілігіне және маңыздылығына қарай осы ережеде көзделгендерден ерекше өзге де міндеттер мен өкілеттіктерді көмекшілері мен кеңесшілеріне жүктеуі мүмкін. Мемлекет басшысы көмекшілері мен кеңесшілерінің санын және олардың қызметінің бағыттарын айқындайды.

      30. Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің басшылары:

      1) құрылымдық бөлімшеге жүктелген міндеттерді орындауды, Президенттің актілері мен тапсырмаларын, Әкімшілік Басшысының тапсырмаларын уақтылы және егжей-тегжейлі орындауды ұйымдастырады;

      2) өз орынбасарлары арасында міндеттерді бөледі, құрылымдық бөлімше мемлекеттік әкімшілік қызметшілерінің лауазымдық нұсқаулықтарын бекітеді;

      3) еңбекті ұйымдастыруды және тиісті еңбек тәртібін қамтамасыз етеді, сондай-ақ Әкімшілікте белгіленген ережелерге сәйкес іс қағаздарын жүргізуге жауап береді;

      4) Әкімшіліктің өзі басқаратын құрылымдық бөлімшесінің қызметкерін қызметке тағайындау және қызметтен босату, оны көтермелеу және тәртіптік жаза қолдану туралы ұсыныстар енгізеді;

      5) мемлекеттік органдар құзырындағы ақпараттық мәліметтер банкін белгіленген тәртіппен пайдалануға құқылы;

      6) Үкіметтің отырыстарына, мемлекеттік және консультативтік-кеңестік органдардың алқа отырыстарына қатысуға құқылы;

      7) Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің құзырына жатқызылған мәселелер бойынша мемлекеттік органдармен, лауазымды тұлғалармен және ұйымдармен қызметтік хат жазысуға құқылы;

      8) Президент пен Әкімшілік басшылығы белгілеген өзге де функцияларды жүзеге асырады.

      31. Әкімшілік қызметкерлері Әкімшіліктің алдында тұрған міндеттерді шешу жөнінде өкілеттіктер берілген мемлекеттік қызметшілер болып табылады.

      32. Осы Ережеде көзделген функцияларды іске асыру үшін Әкімшілік:

      1) мыналарға:

      Қазақстан Республикасы Премьер-Министрінің орынбасарларына;

      Қазақстан Республикасы Үкіметінің Аппаратына;

      министрліктерге және өзге де орталық атқарушы органдарға;

      облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және Республика астанасының әкімдеріне;

      сот төрелігін жүзеге асыруға, қылмыстық қудалау, анықтау, алдын ала тергеу және жедел-іздестіру қызметі функцияларын жүзеге асыруға байланысты емес мәселелер бойынша тиісінше – Жоғарғы Сотқа, Бас прокуратураға, Ұлттық қауіпсіздік комитетіне, Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігіне (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызметке); Қазақстан Республикасының Сот әкімшілігіне;

      судья лауазымына кандидаттарды іріктеуге байланысты емес мәселелер бойынша Қазақстан Республикасының Жоғары Сот Кеңесіне;

      Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкіне, Жоғары аудиторлық палатасына, Президентке тікелей бағынатын және есеп беретін өзге де мемлекеттік органдарға тапсырма беруге;

      2) мемлекеттік органдардан және лауазымды тұлғалардан қажетті ақпарат, құжаттар мен өзге де материалдарды сұратуға және алуға құқылы.

      Әкімшіліктің қажетті ақпаратты, құжаттарды және өзге де материалдарды беру жөніндегі мемлекеттік органдар мен лауазымды тұлғалар үшін міндетті болып табылатын тапсырмалары мен сауалдарына, егер Әкімшілік өзгеше мерзім белгілемесе, оларды алған күннен бастап екі апта мерзімде жауап қайтарылады;

      3) тиісті мемлекеттік органдар мен лауазымды тұлғалардың қызметін үйлестіру мен бақылауға, Президент пен оның Әкімшілігінің актілері мен тапсырмаларының орындалуына, оның ішінде Үкіметтің, орталық және жергілікті мемлекеттік органдардың, әкімдердің және мемлекеттің өзге де лауазымды тұлғалары актілерінің Конституцияға, Қазақстан Республикасының заңдарына және Қазақстан Республикасы Президентінің актілеріне сәйкестігі мәніне тиісті тексерулер ұйымдастыруға;

      4) Республика заңдарының, Президент актілері мен тапсырмаларының орындалуы барысында анықталған жолсыздықтар мен кемшіліктерді жоюды талап етуге;

      5) анықталған кемшіліктерді, Қазақстан Республикасы заңдарының, Республика Президенті актілерінің сақталмауы және оның тапсырмаларының орындалмауы фактілерін болдырмау жөнінде ұсынымдар әзірлеуге;

      6) тиісті лауазымды тұлғалардың ауызша түсініктерін тыңдау және жазбаша түсінік берулерін талап етуге;

      7) Әкімшілік жүргізген тексерулердің нәтижелерін Республика Президентіне жүйелі түрде баяндауға құқылы.

      Әкімшіліктің Басшысы осы тармақтың 1), 2), 3), 4), 5), 6) және 7) тармақшаларында көзделген өкілеттіктерге ие болады.

      Осы тармақтың 1) тармақшасының екінші абзацын қоспағанда, 1), 2), 3), 4), 5), 6) және 7) тармақшаларында көзделген өкілеттіктерге Қауіпсіздік Кеңесінің Хатшысы, Президент Кеңсесінің бастығы, Президенттің көмекшілері, Президенттің кеңесшілері ие болады. Бұл ретте аталған лауазымды адамдар Қазақстан Республикасы Премьер-Министрінің орынбасары және Үкіметі Аппараты Басшысының функцияларын қоса атқаратын лауазымды адамға тапсырмалар беруге құқылы.

      Осы тармақтың 2) - 7) тармақшаларында көзделген өкілеттіктерге Әкімшіліктің құрылымдық бөлімшелерінің басшылары, Әкімшіліктің мемлекеттік инспекторлары ие болады.

      Ескерту. 32-тармаққа өзгерістер енгізілді - ҚР Президентінің 2012.04.08 № 295; 29.08.2014 № 900; 23.12.2015 № 137 (01.01.2016 бастап қолданысқа енгізіледі); 29.12.2015 № 158; 05.10.2016 № 349; 22.07.2019 № 74; 05.04.2021 № 545; 26.11.2022 № 5; 19.01.23 № 106; 13.04.2023 № 195 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі); 03.01.2024 № 429 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн қолданысқа енгізіледі) Жарлықтарымен.

  2-ҚОСЫМША
  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2008 жылғы 11 наурыздағы
№ 552 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдардың
ТІЗБЕСІ

      Ескерту. Тізбеге өзгерістер енгізілді - ҚР Президентінің 2009.05.19 № 805, 2011.08.12 № 139; 21.04.2014 № 807; 06.08.2014 № 883; 29.12.2015 № 158; 05.10.2016 № 349; 13.06.2019 № 12; 17.06.2019 № 23; 11.11.2019 № 203; 08.09.2020 № 407; 28.01.2021 № 501; 26.11.2022 № 5 Жарлықтарымен.

      Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі

      Қазақстан Республикасының Бас прокуратурасы

      Қазақстан Республикасының Ұлттық қауіпсіздік комитеті

      Қазақстан Республикасының Мемлекеттік қызмет істері агенттігі

      Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі

      Қазақстан Республикасының Қаржы нарығын реттеу және дамыту агенттігі

      Қазақстан Республикасы Мемлекеттік күзет қызметі

      Қазақстан Республикасының Жоғары аудиторлық палатасы

      Қазақстан Республикасы Президентінің Іс басқармасы

      Қазақстан Республикасының Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігі (Сыбайлас жемқорлыққа қарсы қызмет)

      Қазақстан Республикасының Стратегиялық жоспарлау және реформалар агенттігі

      Қазақстан Республикасының Бәсекелестікті қорғау және дамыту агенттігі

      Қазақстан Республикасының Қаржылық мониторинг агенттігі

Об утверждении Положения об Администрации Президента Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 11 марта 2008 года № 552.

  Подлежит опубликованию в Собрании
  актов Президента и Правительства
  Республики Казахстан

      В соответствии с подпунктами 19), 21) статьи 44, пунктом 1 статьи 45 Конституции Республики Казахстан, пунктом 2 статьи 17-1 Конституционного закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции Указа Президента РК от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемое Положение об Администрации Президента Республики Казахстан (приложение 1).

      2. Утвердить перечень государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан (приложение 2).

      3. Признать утратившими силу:

      1) Указ Президента Республики Казахстан от 11 февраля 2002 года №805 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2002 г., № 6, ст. 40; 2003 г., №20, ст. 201; 2004 г., № 19, ст. 235; 2006 г., № 23, ст. 229; 2007 г., № 34, ст. 372);

      2) подпункт 6) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года № 1094 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 20, ст. 201);

      3) Указ Президента Республики Казахстан от 23 апреля 2004 года №1351 "О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Казахстан от 11 февраля 2002 года № 805" (САПП Республики Казахстан, 2004 г., № 19, ст. 235);

      4) подпункт 2) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 23 марта 2005 года № 1528 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан";

      5) подпункт 4) пункта 1 Указа Президента Республики Казахстан от 6 июня 2006 года № 131 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2006 г., № 23, ст. 229);

      6) подпункт 2) пункта 2 Указа Президента Республики Казахстан от 21 сентября 2007 года № 413 "О мерах по обеспечению права законодательной инициативы Президента Республики Казахстан и приведению некоторых актов Президента Республики в соответствие с Конституцией Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 34, ст. 372).

      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент
Республики Казахстан



  ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Казахстан
от 11 марта 2008 года № 552

ПОЛОЖЕНИЕ
об Администрации Президента Республики Казахстан

      Сноска. Положение - в редакции Указа Президента РК от 28.12.2010 № 1129.

      Настоящее положение в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан определяет статус, миссию, основные задачи и функции, полномочия, организацию работы Администрации Президента Республики Казахстан.

1. Общие положения

      1. Администрация Президента Республики Казахстан (далее - Администрация) является государственным органом, формируемым Президентом Республики Казахстан (далее - Президент), непосредственно ему подчиненным и подотчетным.

      2. Администрация и ее сотрудники в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами, актами Президента Республики Казахстан, настоящим положением, а также иными нормативными правовыми актами.

      3. Администрация является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также счета в банках, в том числе валютные, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      4. Структура и штатная численность Администрации определяются Президентом.

      5. Полное наименование Администрации: "Государственное учреждение "Администрация Президента Республики Казахстан".

      6. Юридический адрес Администрации: Республика Казахстан, город Астана, район Есиль, Резиденция "Акорда".

      Сноска. Пункт 6 - в редакции Указа Президента РК от 13.04.2023 № 195 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      7. Финансирование деятельности Администрации осуществляется из республиканского бюджета.

2. Миссия и основные задачи Администрации

      8. Миссией Администрации является качественное и своевременное информационно-аналитическое, правовое, протокольно-организационное, документационное и иное обеспечение деятельности Президента.

      9. Основными задачами Администрации являются:

      1) обеспечение реализации полномочий Президента:

      в области внешней политики;

      в области социально-экономической и иных направлений внутренней политики;

      в области обороноспособности и безопасности государства;

      в области правовой политики, законности и правопорядка;

      в области кадровой политики;

      в отношении Парламента Республики Казахстан (далее - Парламент);

      в отношении Правительства Республики Казахстан (далее - Правительство);

      в отношении Конституционного Суда Республики Казахстан;

      в отношении судов и судей;

      в отношении Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

      в отношении местных представительных и исполнительных органов, акимов областей, городов республиканского значения и столицы и в сфере региональной политики;

      в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных;

      2) обеспечение деятельности Государственного советника Республики Казахстан (далее – Государственный советник), Ассамблеи народа Казахстана и консультативно-совещательных органов при Президенте;

      3) иные задачи, установленные законодательством Республики Казахстан и (или) определяемые Президентом.

      Сноска. Пункт 9 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 23.12.2015 № 137 (вводится в действие с 01.01.2016); от 05.05.2017 № 471; от 14.06.2022 № 927; от 02.01.2023 № 78 (вводится в действие с 01.01.2023).

3. Основные функции Администрации

      10. Для обеспечения реализации полномочий Президента в области внешней политики Администрация выполняет следующие функции:

      1) осуществляет мониторинг, анализ и прогнозирование процессов мирового развития, а также актуальных проблем международных отношений, выработку рекомендаций Президенту по реализации его внешнеполитических полномочий;

      2) осуществляет организацию содержательной части международных мероприятий с участием Президента;

      3) обеспечивает взаимодействие Президента с государственными органами зарубежных стран и их должностными лицами, иностранными политическими и общественными деятелями, международными и иностранными организациями;

      4) вносит Президенту предложения:

      по основным направлениям внешней политики, совершенствованию политического и экономического сотрудничества с иностранными государствами и улучшению имиджа Республики Казахстан за рубежом;

      по реализации решений международных организаций;

      по вопросам заключения, приостановления и прекращения действия международных договоров Республики Казахстан.

      11. Для обеспечения реализации полномочий Президента в области социально-экономической и иных направлений внутренней политики Администрация выполняет следующие функции:

      1) вносит Президенту предложения:

      по формированию и совершенствованию социально-экономической и иной внутренней политики государства, в том числе государственной молодежной и информационной политики, политики в сфере образования, науки, здравоохранения, миграции, демографии, культуры, языковой политики и спорта, концепции казахстанского патриотизма;

      по обеспечению внутриполитической стабильности в стране, в том числе в вопросах межэтнических и межконфессиональных отношений;

      2) осуществляет мониторинг, анализ и прогнозирование процессов развития экономической и социально-политической ситуации в стране;

      3) обеспечивает взаимодействие с институтами гражданского общества.

      12. Для обеспечения реализации полномочий Президента в области обеспечения обороноспособности и безопасности государства Администрация выполняет следующие функции:

      1) вносит Президенту предложения по основным направлениям военной политики страны, политики в области обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства, мобилизации и мобилизационной подготовки;

      2) обеспечивает деятельность Президента при принятии решения о призыве граждан Республики Казахстан на срочную воинскую службу и об увольнении в запас военнослужащих срочной службы;

      3) осуществляет мониторинг, координацию и контроль за деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению национальной безопасности.

      13. Для обеспечения реализации полномочий Президента в области правовой политики, законности и правопорядка Администрация выполняет следующие функции:

      1) вносит Президенту предложения:

      по основным направлениям и совершенствованию правовой политики;

      по повышению эффективности механизмов правового регулирования;

      по укреплению законности и обеспечению правопорядка;

      о правовом регулировании его указами вопросов, не входящих в законодательную компетенцию Парламента, а также не относящихся к установленной законами Республики Казахстан компетенции Правительства и других государственных органов;

      2) организует работу по разработке программных документов государства в области правовой политики, обеспечения законности и правопорядка в Республике Казахстан на соответствующий период.

      14. Для обеспечения реализации полномочий Президента в области кадровой политики Администрация выполняет следующие функции:

      1) вносит Президенту предложения по кадровой политике в Республике Казахстан;

      2) координирует взаимодействие и осуществляет контроль за деятельностью государственных органов по реализации кадровой политики Президента;

      3) координирует деятельность по формированию кадрового резерва политических государственных служащих;

      4) организует решение вопросов, связанных с прохождением государственной службы должностными лицами, назначаемыми и согласуемыми с Президентом, ведет их личные дела.

      15. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении Парламента Администрация выполняет следующие функции:

      1) в целях реализации права законодательной инициативы Президента организует разработку, осуществляет правовую и иную экспертизу и разрабатывает проекты законодательных актов, обеспечивает их внесение в Мажилис Парламента и представляет их в Парламенте;

      2) вносит Президенту предложения:

      по определению приоритетности рассмотрения Парламентом проектов законов;

      об участии на совместных или раздельных заседаниях Палат Парламента;

      по проведению встреч Президента с руководством Парламента, партийных фракций и депутатских групп, отдельными депутатами Парламента;

      3) осуществляет правовую и иную экспертизу законов Республики Казахстан, вносимых на подпись Президенту;

      4) обеспечивает по решению Президента возврат законов или отдельных их статей в Парламент для повторного обсуждения и голосования;

      5) представляет интересы Президента в Парламенте, в том числе позицию Президента в Парламенте по возражениям к законам, представленным на подпись;

      6) регулярно информирует Президента о состоянии законодательного процесса в Парламенте и рассматриваемых им вопросах, разъясняет позицию Президента по проектам законов.

      Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.05.2017 № 471.

      16. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении Правительства Администрация выполняет следующие функции:

      1) организует и обеспечивает проведение в установленном порядке оценку эффективности деятельности министерств;

      2) вносит Президенту предложения:

      о совершенствовании структуры Правительства;

      о даче поручений Правительству;

      об издании актов, в соответствии с которыми на Правительство возлагается осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики Казахстан;

      о необходимости председательствования Президента на заседаниях Правительства по особо важным вопросам;

      3) согласовывает проекты решений Правительства, выработанные на заседаниях Правительства под председательством Президента;

      4) обеспечивает согласование проектов актов Правительства и государственных органов в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан;

      5) в установленном порядке проводит правовую и иную экспертизу и согласовывает разработанные Правительством проекты законодательных актов до их внесения в Мажилис Парламента;

      6) подготавливает заключения к проектам планов законопроектных работ Правительства, к проектам решений о внесении изменений и дополнений в планы законопроектных работ Правительства, а также осуществляет контроль за их исполнением.

      Сноска. Пункт 16 с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 05.05.2017 № 471.

      17. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении Конституционного Суда Администрация осуществляет функцию по подготовке обращений Президента в случаях, предусмотренных статьей 72 Конституции Республики Казахстан, а также подпунктом 10-1) статьи 44 Конституции Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 17 - в редакции Указа Президента РК от 02.01.2023 № 78 (вводится в действие с 01.01.2023).

      18. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении судов и судей Администрация выполняет следующие функции:

      1) обеспечивает деятельность Президента:

      по представлению Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должностей Председателя и судей Верховного Суда Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета;

      при назначении Президентом по рекомендации Высшего Судебного Совета на должности и освобождении от должностей председателей и судей местных и других судов, председателей коллегий соответствующих судов;

      при принятии по рекомендации Высшего Судебного Совета решения о даче согласия на арест судьи, его приводе, применении к нему мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, привлечении к уголовной ответственности;

      2) вносит Президенту предложения по совершенствованию судебной системы.

      19. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении Центральной избирательной комиссии Администрация выполняет функцию по внесению предложений Президенту о совершенствовании избирательной системы Республики Казахстан.

      20. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении местных представительных и исполнительных органов, акимов областей, городов республиканского значения, столицы и в сфере региональной политики Администрация выполняет следующие функции:

      1) организует оценку эффективности деятельности местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы и обеспечивает ее проведение в установленном порядке;

      2) проводит мониторинг и анализ социально-экономического развития регионов и информирует Президента о положении дел в регионах;

      3) осуществляет контроль за проведением отчетных встреч руководителей местных исполнительных органов с населением;

      4) вносит предложения Президенту:

      о совершенствовании деятельности акимов и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы;

      об отмене либо приостановлении полностью или частично действия актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

      по стратегии и программам регионального развития, конструктивной совместной работе местных представительных и исполнительных органов, их взаимодействию с центральными органами страны;

      при необходимости по вопросу досрочного прекращения полномочий маслихата.

      21. Для обеспечения реализации полномочий Президента в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных (согласно утвержденному перечню), Администрация выполняет следующие функции:

      1) организует оценку эффективности деятельности этих государственных органов и обеспечивает ее проведение в установленном порядке;

      2) вносит предложения Президенту о совершенствовании деятельности, об образовании, упразднении и реорганизации этих государственных органов;

      3) обеспечивает координацию и контроль деятельности этих государственных органов.

      22. Для обеспечения реализации иных полномочий Президента Администрация выполняет следующие функции:

      1) обеспечивает неприкосновенность чести и достоинства Президента;

      2) вносит Президенту предложения:

      по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, совершенствованию деятельности государственных органов;

      по награждению государственными наградами и присвоению почетных, высших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов; лишению государственных наград, званий, чинов, рангов и классов;

      по вопросам гражданства Республики Казахстан, сохранения и выхода из него, восстановления в гражданстве Республики, предоставления политического убежища;

      3) обеспечивает осуществление Президентом помилования граждан;

      4) обеспечивает подготовку проекта ежегодного Послания Президента народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Казахстан;

      5) осуществляет информационно-аналитическое и протокольно-организационное обеспечение деятельности Президента, в том числе проведение мероприятий с его участием;

      6) организует и участвует в разработке актов Президента, в том числе стратегических и программных документов;

      7) осуществляет согласование, мониторинг и контроль стратегических и программных документов, а также анализ функционирования системы государственного планирования;

      8) осуществляет контроль за реализацией государственными органами государственной политики, исполнением актов и поручений Президента, Государственного советника, в том числе путем проведения проверок;

      9) осуществляет координацию и руководство деятельностью отдельных государственных органов и организаций в установленном порядке;

      10) разъясняет проводимую Президентом внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает освещение деятельности Президента в средствах массовой информации, взаимодействие с ними Президента;

      11) ведет регистрацию подписанных Президентом законов, а также актов, изданных Президентом, обеспечивает их публикацию, рассылку и хранение;

      12) рассматривает обращения физических и юридических лиц, поступающие в адрес Президента, проводит их анализ, организует и осуществляет прием граждан;

      13) обеспечивает подготовку рассмотрения у Президента результатов деятельности Правительства, центральных государственных органов, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, должностных лиц;

      14) осуществляет документационное обеспечение Президента, в том числе путем организации надлежащего документооборота, внедрения и развития информационных технологий, обеспечение функционирования Аналитического комплекса Администрации, деятельности официального веб-сайта Президента, контроля за соблюдением правил делопроизводства и расширения сферы применения государственного языка;

      15) осуществляет информационно-аналитическое, организационное и документационное обеспечение деятельности Государственного советника, Ассамблеи народа Казахстана, консультативно-совещательных органов при Президенте, контроль за исполнением их решений;

      16) осуществляет иные функции, установленные законодательством Республики Казахстан и (или) определяемые Президентом.

      Сноска. Пункт 22 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 23.12.2015 № 137 (вводится в действие с 01.01.2016); от 14.06.2022 № 927.

4. Организация деятельности Администрации и полномочия ее
должностных лиц и сотрудников

      23. В состав Администрации входят Руководитель Администрации Президента Республики Казахстан (далее – Руководитель Администрации), Секретарь Совета Безопасности Республики Казахстан, начальник Канцелярии Президента Республики Казахстан, помощники Президента Республики Казахстан, советники Президента Республики Казахстан, руководители структурных подразделений и иные сотрудники Администрации.

      Сноска. Пункт 23 - в редакции Указа Президента РК от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      24. Администрацию возглавляет Руководитель Администрации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом и работает под его непосредственным руководством, ему подотчетен и подконтролен.

      Руководитель Администрации:

      1) представляет на утверждение Президенту положение об Администрации, вносит предложения по структуре и штатной численности Администрации, утверждает штатное расписание Администрации, вносит в него изменения в пределах утвержденной штатной численности;

      2) координирует работу помощников и советников Президента, организует и направляет работу структурных подразделений Администрации, обеспечивает взаимодействие с государственными органами;

      3) по согласованию с Президентом утверждает распределение обязанностей между начальником Канцелярии, помощниками и советниками Президента (далее – Распределение);

      4) вносит на рассмотрение Президента предложения о назначении на должности и освобождении от должностей помощников Президента, советников Президента, руководителей структурных подразделений Администрации, за исключением руководителей отдельных секретариатов Администрации;

      5) назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отдельных секретариатов Администрации, заместителей руководителей структурных подразделений Администрации, государственных инспекторов, заведующих секторами и иных административных государственных служащих Администрации;

      6) утверждает положения о структурных подразделениях Администрации;

      7) координирует работу по контролю за исполнением и соблюдением актов Президента, исполнением его поручений, прохождением документов в Администрации в этих целях, а также по вопросам подготовки мероприятий с участием Президента Руководитель Администрации, в том числе проводит совещания с руководящими работниками Администрации и приглашением руководителей соответствующих государственных органов Республики;

      8) представляет на подпись Президенту законы, принятые Парламентом, проекты указов, распоряжений и на рассмотрение другие адресуемые Президенту документы и материалы;

      9) издает приказы Администрации;

      10) устанавливает внутренний трудовой распорядок в Администрации;

      11) утверждает план финансирования Администрации и в ее пределах распоряжается финансовыми средствами;

      12) подписывает служебную документацию;

      13) поощряет сотрудников Администрации и налагает на них дисциплинарные взыскания;

      14) направляет служащих Администрации в командировки;

      15) вправе образовывать межведомственные рабочие группы, привлекать к работе по исполнению поручений Президента должностных лиц государственных органов;

      16) осуществляет личный прием граждан;

      17) контролирует исполнение в Администрации законодательства Республики Казахстан о государственной службе;

      18) обеспечивает на постоянной основе связь Администрации с Парламентом, его Палатами, рабочими органами и аппаратами Палат Парламента; Правительством и Аппаратом Правительства; министерствами; Конституционным Судом; Верховным Судом; Высшим Судебным Советом; государственными органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту; акимами, маслихатами областей, городов республиканского значения и столицы; политическими партиями и иными общественными объединениями; средствами массовой информации; физическими и юридическими лицами;

      19) вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Парламента и его Палат;

      20) вправе участвовать в заседаниях Правительства, коллегий центральных исполнительных органов, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту, и консультативно-совещательных органов при Президенте, заседаниях Высшего Судебного Совета, Совета Ассамблеи народа Казахстана и сессиях Ассамблеи народа Казахстана;

      21) организует и обеспечивает реализацию кадровой политики Президента;

      22) вносит Президенту предложения по кандидатам, назначаемым на руководящие должности Президентом или по его представлению, а также обеспечивает согласование с Президентом кандидатур, предлагаемых к назначению на руководящие должности Правительством, иными государственными органами и должностными лицами государства;

      23) вправе делегировать выполнение отдельных своих полномочий иным руководящим должностным лицам Администрации;

      24) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим положением, а также возложенные на него Президентом.

      Сноска. Пункт 24 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 23.12.2015 № 137 (вводится в действие с 01.01.2016); от 05.05.2017 № 471; от 05.04.2021 № 545; от 02.01.2023 № 78 (вводится в действие с 01.01.2023); от 13.04.2023 № 195 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      25. В случае отсутствия Руководителя Администрации его обязанности исполняет лицо, определяемое Руководителем Администрации.

      Сноска. Пункт 25 - в редакции Указа Президента РК от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      26. Помощники Президента, советники Президента, руководители структурных подразделений Администрации, за исключением руководителей отдельных секретариатов Администрации, назначаются на должности и освобождаются от должностей Президентом по представлению Руководителя Администрации.

      Сноска. Пункт 26 - в редакции Указа Президента РК от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      27. Начальник Канцелярии Президента, помощники Президента:

      1) организуют исполнение актов и поручений Президента, Руководителя Администрации;

      2) информируют Президента о положении дел в стране, обеспечивают его информационно-аналитическими материалами;

      3) координируют деятельность государственных органов по вопросам, входящим в их компетенцию согласно Распределению;

      4) осуществляют координацию деятельности структурных подразделений Администрации согласно Распределению, обеспечивают их взаимодействие с государственными органами и иными организациями;

      5) осуществляют иные функции, установленные Президентом и Руководителем Администрации.

      Сноска. Пункт 27 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

      28. Советники Президента:

      1) информируют Президента о положении дел в курируемой сфере, обеспечивают его информационно-аналитическими материалами;

      2) осуществляют иные функции, установленные Президентом и Руководителем Администрации.

      29. Президент Республики в зависимости от первоочередности и важности задач может возложить на помощников и советников иные задачи и полномочия, отличные от тех, что предусмотрены настоящим положением. Президент определяет количество и направления деятельности помощников и советников.

      30. Руководители структурных подразделений Администрации:

      1) организуют выполнение задач, возложенных на структурные подразделения, своевременное и исчерпывающее исполнение актов и поручений Президента, поручений Руководителя Администрации;

      2) распределяют обязанности между своими заместителями, утверждают должностные инструкции административных государственных служащих структурного подразделения;

      3) обеспечивают организацию труда и надлежащую трудовую дисциплину, а также отвечают за ведение делопроизводства в соответствии с правилами, установленными в Администрации;

      4) вносят представление о назначении на должность и освобождении от должности, поощрении и наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника возглавляемого им структурного подразделения Администрации;

      5) вправе в установленном порядке пользоваться информационными банками данных, имеющимися в распоряжении государственных органов;

      6) вправе участвовать в заседаниях Правительства, коллегий государственных и консультативно-совещательных органов;

      7) вправе вести с государственными органами, должностными лицами и организациями служебную переписку по вопросам, отнесенным к ведению структурных подразделений Администрации;

      8) осуществляют иные функции, установленные Президентом и руководством Администрации.

      31. Сотрудники Администрации являются государственными служащими, наделенными полномочиями по решению задач, стоящих перед Администрацией.

      32. Для реализации предусмотренных настоящим положением функций Администрация вправе:

      1) давать поручения:

      заместителям Премьер-Министра Республики Казахстан;

      Аппарату Правительства Республики Казахстан;

      министерствам и иным центральным исполнительным органам;

      акимам областей, городов республиканского значения и столицы Республики;

      Верховному Суду, Генеральной прокуратуре, Комитету национальной безопасности, Агентству по противодействию коррупции (Антикоррупционной службе) – по вопросам, не связанным соответственно с отправлением правосудия, осуществлением функций уголовного преследования, дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности; Судебной администрации Республики Казахстан;

      Высшему Судебному Совету Республики Казахстан по вопросам, не связанным с отбором кандидатов на судейские должности;

      Национальному Банку, Высшей аудиторской палате Республики Казахстан, иным государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту;

      2) запрашивать и получать необходимую информацию, документы и иные материалы от государственных органов и должностных лиц.

      На поручения и запросы Администрации по представлению необходимой информации, документов и иных материалов, которые являются обязательными для государственных органов и должностных лиц, дается ответ в двухнедельный срок со дня их получения, если Администрацией не будут установлены иные сроки;

      3) координировать и контролировать деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц, организовывать соответствующие проверки исполнения актов и поручений Президента и его Администрации, в том числе на предмет соответствия актов Правительства, центральных и местных государственных органов, акимов и иных должностных лиц государства Конституции, законам Республики Казахстан и актам Президента Республики Казахстан;

      4) требовать устранения выявленных нарушений и недостатков в ходе исполнения законов Республики, актов и поручений Президента;

      5) разрабатывать рекомендации по устранению выявленных нарушений, фактов несоблюдения законов Республики Казахстан, актов Президента Республики и неисполнения его поручений;

      6) заслушивать устные и истребовать письменные объяснения соответствующих должностных лиц;

      7) систематически докладывать Президенту Республики о результатах проводимых Администрацией проверок.

      Полномочиями, предусмотренными подпунктами 1), 2), 3), 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта, обладает Руководитель Администрации.

      Полномочиями, предусмотренными подпунктами 1), 2), 3), 4), 5), 6) и 7) настоящего пункта, за исключением абзаца второго подпункта 1), обладают: Секретарь Совета Безопасности, начальник Канцелярии Президента, помощники Президента, советники Президента. При этом указанные должностные лица вправе давать поручения должностному лицу, осуществляющему функции Заместителя Премьер-Министра и Руководителя Аппарата Правительства Республики Казахстан по совместительству.

      Полномочиями, предусмотренными подпунктами 2) - 7) настоящего пункта, обладают руководители структурных подразделений Администрации, государственные инспекторы Администрации.

      Сноска. Пункт 32 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 08.04.2012 № 295; от 29.08.2014 № 900; от 23.12.2015 № 137 (вводится в действие с 01.01.2016); от 29.12.2015 № 158; от 05.10.2016 № 349; от 22.07.2019 № 74; от 05.04.2021 № 545; от 26.11.2022 № 5; от 19.01.2023 № 106; от 13.04.2023 № 195 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 03.01.2024 № 429 (вводится в действие после дня его первого официального опубликования).

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Республики Казахстан
от 11 марта 2008 года № 552

ПЕРЕЧЕНЬ
государственных органов, непосредственно подчиненных и
подотчетных Президенту Республики Казахстан

      Сноска. Перечень с изменениями, внесенными указами Президента РК от 19.05.2009 № 805; от 12.08.2011 № 139; от 21.04.2014 № 807; от 06.08.2014 № 883; от 29.12.2015 № 158; от 05.10.2016 № 349; от 13.06.2019 № 12; от 17.06.2019 № 23; от 11.11.2019 № 203; от 08.09.2020 № 407; от 28.01.2021 № 501; от 26.11.2022 № 5.

      Администрация Президента Республики Казахстан

      Генеральная прокуратура Республики Казахстан

      Комитет национальной безопасности Республики Казахстан

      Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы

      Национальный Банк Республики Казахстан

      Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

      Служба государственной охраны Республики Казахстан

      Высшая аудиторская палата Республики Казахстан

      Управление делами Президента Республики Казахстан

      Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)

      Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан

      Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

      Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу