Азаматтық әуе кемелерінде қауіпті жүктерді тасымалдау жөніндегі нұсқаулықты бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Көлік және коммуникацмия министрінің 2011 жылғы 24 ақпандағы N 89 Бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2011 жылы 16 наурызда N 6822 тіркелді. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Инвестициялар және даму министрінің 2017 жылғы 21 маусымдағы № 371 бұйрығымен

      Ескерту. Күші жойылды – ҚР Инвестициялар және даму министрінің 21.06.2017 № 371 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен

      "Қазақстан Республикасының әуе кеңістігін пайдалану және авиация қызметі туралы" Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 15 шілдедегі Заңының 76-бабының 5-тармағына сәйкес, БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Азаматтық әуе кемелерінде қауіпті жүктерді тасымалдау жөніндегі нұсқаулық бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Көлік және коммуникация министрлігінің Азаматтық авиация комитеті (Р.Ө. Әдимолда) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Әділет министрлігіне мемлекеттік тіркеу үшін ұсынуды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Көлік және коммуникация вице-министрі А.Ғ. Бектұровқа жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғаш ресми жарияланған күнінен кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

Министр

Ә. Құсайынов


  Қазақстан Республикасы
Көлік және коммуникация
министрінің
2011 жылғы 24 ақпандағы
№ 89 бұйрығымен
бекітілген

Азаматтық әуе кемелерінде қауіпті жүктерді тасымалдау
жөніндегі нұсқаулық
1. Жалпы ережелер

      1. Азаматтық әуе кемелерiнде қауiптi жүктердi тасымалдау жөнiндегi нұсқаулық (бұдан әрi - Нұсқаулық) "Қазақстан Республикасының әуе кеңістігін пайдалану және авиация қызметі туралы" Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 15 шілдедегі Заңының 76-бабының 5-тармағына сәйкес әзірленген.

      2. Нұсқаулық "Халықаралық азаматтық авиация туралы конвенцияны бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Жоғары Кеңесінің 1992 жылы 2 шілдедегі N 1503-ХII қаулысымен бекiтiлген Халықаралық азаматтық авиация туралы Конвенцияға 18-Қосымшаның, Әуе бойынша қауiптi жүктердi қауiпсiз тасымалдау жөнiндегi техникалық нұсқаулықтарында, Doc 9284-AN/905, ИКАО (бұдан әрi - Техникалық нұсқаулықтар) және осы Нұсқаулықтағы талаптар мен ережелердi сақтау кезiнде әуе кемесiне және оның iшiндегi жолаушыларға қауiп төндiрмей қауiптi жүктердi тасымалдана алатын кездегi ұшу қауiпсiздiгiнiң осындай деңгейiн бiр мезгiлде қамтамасыз ету және тасымалдарды жеңiлдетуге бағытталған шарттарды белгiлейдi.

      3. Осы Нұсқаулықта келесі терминдер мен анықтамалар қолданылады:

      1) бекіту - азаматтық авиация саласындағы уәкілетті орган келесілерге беретін рұқсаттама:

      - Техникалық нұсқаулықтарда жолаушылар және (немесе) жүк әуе кемелерінде тасымалдауға тиым салынған деп көрсетілген және ондай жүктер бекітуі бар болған жағдайда тасымалдануы мүмкін деген қауіпті жүктерді тасымалдауға;

      2) босату - Техникалық нұсқаулықтар ережелеріндегі босатуды көздейтін азаматтық авиация саласындағы уәкілетті орган беретін бекітуден өзге рұқсаттама;

      3) қауіпті жүктер - Техникалық нұсқаулықтардағы қауіпті жүктер тізімінде көрсетілген немесе осы Нұсқаулыққа сәйкес сыныпталатын қоршаған ортаға немесе мүлікке, қауіпсіздікке, денсаулыққа қауіп төндіруі мүмкін бұйымдар немесе заттар;

      4) қауіпті жүктермен байланысты оқиға - нәтижесінде қандайда бір адамды өлімге әкелетін дене жарақатын алған немесе күрделі дене жарақатын алған немесе мүлікке және қоршаған ортаға күрделі зақым әкелген қауіпті жүктерді тасымалдаумен байланысты оқиға.

      5) қауіпті жүктермен байланысты инциденттер - қауіпті жүктерді әуе бойынша тасымалдаумен байланысты, әуе кемесінің бортында ғана емес және қауіпті жүктерге байланысты оқиға болып табылмайтын, буып-түйу жиынтықтың бұзылғанын куәландыратын құбылыстарға, қандайда бір адамның дене жарақатына алып келетін, мүлікке немесе қоршаған ортаға зақым келтіруге, өртке, бүлінуге, сұйықтық немесе радиацияның төгілуіне соқтықтыратын инцидент. Сондай-ақ, әуе кемесіне немесе оның бортындағы адамдарға қауіп төндіретін, қауіпті жүктерді тасымалдаумен байланысты кез-келген оқиға қауіпті жүктермен байланысты инцидент ретінде қаралуы мүмкін;

      6) күрделі авиациялық инцидент - әуе кемесін пайдаланып ұшуды орындау ниетімен байланысты, авиациялық оқиғаның болуына жоғары мүмкіндік орны болған мән-жайын көрсететін инцидент;

      7) Техникалық нұсқаулықтар - Халықаралық азаматтық авиация ұйымының (ИКАО) Кеңесі белгілеген рәсімдерге сәйкес бекітілетін және кезең-кезеңмен шығарылатын, әуе бойынша қауіпті жүктерді қауіпсіз тасымалдау жөніндегі техникалық нұсқаулықтар;

      - Техникалық нұсқаулықтарда қамтылған басқа мақсаттар үшін;

      4. Техникалық нұсқаулықтар тізбесінде көрсетіліп топтастырылған адам денсаулығы мен мүлік пен қоршаған ортаға қауіп төндіретін қауіпті нәрселер мен заттар (бұдан әрі - қауіпті жүктер) Техникалық нұсқаулықтардың талаптарына сәйкес әуе кемелерімен тасымалданады.

      5. Азаматтық авиация саласының уәкілетті органы бекітетін, әуе кемесін пайдалану ережелерінің және ұшуға жарамдылық талаптарына сәйкес әуе кемесінің бортында қажетті қауіпті жүктер осы Нұсқаулық талаптарына таратылмайды.

      6. Әуе кемесінің ұшуға жарамдылығын қалпына келтіру үшін ауыстыруға арналған немесе әуе кемесінен сол мақсатпен алынған қауіпті деп топтастырылатын бұйымдар және заттар әуе кемесінің бортында Техникалық нұсқаулықтардың және осы Нұсқаулықтың талаптарына сәйкес тасымалданады.

      7. Қауіптілік деңгейі бойынша қауіпті жүктер Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес топтастырылады.

      8. Тасымалдауға Нормативтік құқықтық актілер тізілімінде 2011 жылғы 14 наурызда 6805 нөмірімен тіркелген (Қазақстан Республикасы Көлік және коммуникация министрінің 2011 жылғы 18 ақпандағы № 79 бұйрығымен бекітілген) Азаматтық әуе кемелерімен тасымалдауға арналған қауiптi жүктердiң тiзбесiнде (бұдан әрi - Тiзбе) және Техникалық нұсқаулықтарда аталған қауiптi жүктер қабылданады.

      9. Сыныптандырылмаған, таңбалануы, қауіптік белгілері және (немесе) буып-түйілуі Техникалық нұсқаулықтар талаптарына сәйкес келмейтін қауiптi жүктер әуе кемелерiмен тасымалдау үшін қабылданбайды.

      10. Шет елдік авиакомпаниялар қауiптi жүктерді тасымалдауын азаматтық авиация саласының уәкілетті органы беретін арнайы рұқсаттама шарттарына сәйкес және оның негізінде жүзеге асырады.

      11. Әуе кемесін пайдаланушы қауіпті жүктерді әуе бойынша тасымалдауға қатысты құжаттардың үш айдан кем емес мерзімге немесе тиісті мемлекеттермен көрсетілген, қауіпті жүктерді тасымалдау рейстері орындалғаннан кейінгі басқа кез келген мерзімде құжаттардың сақталуын қамтамасыз етеді.

      12. Келесі құжаттардың сақталуы қажет:

      1) қауіпті жүктерді тасымалдау құжаты;

      2) қабылдаудың бақылау парағы;

      3) әуе кемесінің командиріне жазбаша ақпарат.

2. Қауiптi жүктерді әуе кемелерімен тасымалдауға, сараптауға, буып-түюге және жүктік жөнелтуге қатысатын персоналға қойылатын талаптар

      13. Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген пайдаланушы, жүкжіберуші (жүкжөнелтуші) және басқа да адамдарды қамтитын және қауiптi жүктерді әуе кемелерімен тасымалдауға, сараптауға, топтастыруға және буып-түюге қатысатын персонал Техникалық нұсқаулықтар талаптарына сәйкес азаматтық авиация ұйымдары әзірлейтін арнайы бағдарламалар бойынша бастауыш және кезең-кезеңмен дайындық түрлерінен өтуі тиіс.

      Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген қауіпті жүктерді әуе кемелерімен тасымалдауға қатысатын пайдаланушы мамандарды қамтитын және ұшу экипажының мүшелері, сертификатталған авиациялық оқу орындарында (орталықтарында) арнайы бағдарламалар бойынша бастауыш және кезең-кезеңмен дайындық түрлерінен өтуі тиіс.

      Бағдарламалар Техникалық нұсқаулықтар талаптарына сәйкес әзірленеді және жаңартылады.

      Ескерту. 13-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Инвестициялар және даму министрінің м.а. 24.07.2015 № 801 (ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      14. Дайындықтан өткен персоналда тиісті сертификат (куәлік) болуы қажет. Сертификаттың (куәліктің) жарамдылық мерзімі 2 жылды құрайды.

      Персоналды даярлау туралы мәлімет соңғы дайындықтан өтудің аяқталу күнінен бастап 3 жыл ішінде сақталады және азаматтық авиация саласындағы уәкілетті органға оның сұратуы бойынша беріледі.

      Ескерту. 14-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Инвестициялар және даму министрінің м.а. 24.07.2015 № 801 (ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

3. Азаматтық әуе кемелерімен қауіпті жүктерді тасымалдау кезіндегі шектеулер

      15. Техникалық нұсқаулықтарда және осы нұсқаулықта көрсетілгеннен тыс жағдайларда қауіпті жүктерді әуе кемелерімен тасымалдауға тыйым салынады.

      16. Техникалық нұсқаулықтарда әдеттегі жағдайда әуе кемесімен тасымалдауға тыйым салынған ретінде көрсетілген қауіпті жүктерді және осы Нұсқаулықтың 54-тармағына сәйкес босатудың немесе мемлекеттік жөнелтуші берген босатуға (рұқсатқа) сәйкес қауіпті жүктерді тасымалдау мүмкіндігі туралы техникалық нұсқаулықтарда көрсетілуі туралы нұсқауы болмаған кезде жұқпалы жануарларды әуе кемесімен тасымалдауға тыйым салынады.

      17. Әр түрлі жағдайларда әуе кемелерімен тасымалдау үшін тыйым салынған деп Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген әрбір түрдегі әуе кемелерімен қауіпті жүктерді тасымалдауға тыйым салынады.

4. Қауіпті жүктерді буып-түюге қойылатын талаптар

      18. Қауіпті жүктер осы Нұсқаулыққа және Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес буып-түйілетін жинақтарда (ішіндегі затты ұстап тұруды қамтамасыз етуге қажетті ыдыс немесе өзге компоненттер мен материалдар) буып түйіледі және тасымалданады.

      19. Буып-түю жиынтықтарына қойылатын талаптар Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген.

      20. Буып-түю жинақтары Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес сынақтан өтеді.

      21. Сұйық қауіпті жүктерді тасымалдау үшін Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген қысым мәніне төзімді болып келетін буып-түю жиынтықтары пайдаланылады.

      22. Буып-түю жиынтықтары қауіпті жүкпен қатерлі іс-қимылға түспейтін арнайы қаттамалармен және сіңіріп алатын материалдармен қорғалады және жабдықталады.

      23. Буып-түю жиынтығы, оны тат басудың немесе басқа да зақымданудың болмауын анықтайтын тексеруден өтпейінше қайтадан пайдаланылмайды.

      24. Егер бос тазартылмаған буып-түю жинақтары қауіп төндіретін болса, онда олар төндіретін қауіптің деңгейіне қарай тығыз жабылады және өңделеді.

      25. Жүк орнының (әуе кемесінде тасымалдануға дайындалған буып-түйілген жинағы және оның ішіндегі зат) сыртқы жағында қоршаған ортаға залалын тигізетін қауіпті заттардың мөлшерінде болуына жол берілмейді.

5. Қауіптілік белгілерінің таңбаларын
салуға қойылатын талаптар

      26. Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес қауіпті жүктің жүк орны қауіптік белгілермен таңбаланады.

      27. Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес қауіпті жүктің жүк орны оның ішіндегі заттың тиеп жөнелту атауын және нөмірін көрсетіп таңбаланады.

      28. Буып-түю жиынтығы Техникалық нұсқаулықтардың талаптарына сәйкес әзірленеді және таңбаланады. Буып-түю жиынтығы, егер ол Техникалық нұсқаулықтардың буып-түюге байланысты талаптарына сәйкес келмейтін болса, техникалық талаптардың көрсетілуімен таңбаланып жабдықталмайды.

6. Жүк жөнелтушіге қойылатын талаптар

      29. Жүк жөнелтуші қауіпті жүктерді анықтап, әуе кемесімен тиісті түрде тасымалдау үшін дайындайды (пайдаланушының бір жүк жөнелтушіден бір мезгілде және бір мекенжайға, бір партияға қосылған және бір жүк алушыға, бір жеткізу пунктіне қабылданған қауіпті жүгі бар бір немесе бірнеше жүк орны).

      Әуе кемесімен тасымалдау үшін қауіпті жүктің жүк орнын немесе сыртқы орамын (орам бір немесе бірнеше жүк орнын біріктіреді және пакеттеудің құралы болып табылмайды) ұсынудың алдында жүк жөнелтуші қауіпті жүктің әуе кемесімен тасымалдануына тыйым салынбағанына, жіктелгеніне, буып-түйілгеніне, таңбаланғанына, қауіптілік белгілерімен жабдықталғанына және жүк жөнелтушінің осы Нұсқаулыққа және Техникалық нұсқаулықтардың талаптарына сәйкес рәсімделген қауіпті жүктің ілеспе декларациясының (қауіпті жүкті тасымалдау құжаты) болуына көз жеткізеді.

      30. Әуе кемесімен тасымалдау үшін қауіпті жүкті ұсынатын тұлға, Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген жағдайлардан басқа, жүк жөнелтуші Техникалық нұсқаулықтарда көзделген ақпараты бар қауіпті жүкке декларация құрастырады, қол қояды және пайдаланушыға тапсырады.

      31. Жүк құжаттамасында әуе кемесімен тасымалдануға ұсынылған қауіпті жүктің жүк жөнелтушінің атауларына сәйкес толық деңгейде, дәл жіктелген, буып-түйілген, таңбаланған, қауіптілік белгілермен жабдықталған, сондай-ақ осы Нұсқаулықтың және Техникалық нұсқаулықтардың талаптарын сақтай отырып әуе кемесімен тасымалдауға дайын қалыпта екені туралы мәлімет беретін, қауіпті жүкке жүк жөнелтушінің декларациясы туралы ақпарат болады.

7. Пайдаланушыға қойылатын талаптар

      32. Пайдаланушы әуе кемесімен тасымалдауға қауіпті жүктерді келесі жағдайларда тасымалдауға қабылдамайды:

      1) егер қауіпті жүктерге, Техникалық нұсқаулықтарда осындай құжаттардың болуы талап етілмейді деп көрсетілген жағдайларды қоспағанда, жүк жөнелтушінің декларациясы болмаса;

      2) Техникалық нұсқаулықтарда белгіленген тәртіпке сәйкес жүк орнын сыртқы орамасыз немесе қауіпті жүк тиелген контейнерін тексеруден өткізбей;

      3) егер буып-түю жиынтықтары әуе кемесімен қауіпті жүкті тасымалдаудың қалыпты жағдайларында олардың бүлінуінен, қауіпті жүктің ағып кетуінен сақтайтын және сыртқы орам ішінде жылжуына, орын ауыстыруына бақылау жасауды қамтамасыз ететін қабаттармен қорғалмаса және жабдықталмаса;

      33. Әуе кемесінің бортына қауіпті жүктердің орамдарын және радиоактивті материалдармен жүк контейнерлерді тиеу және оларды орналастыру Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес жүзеге асырылады. Радиоактивті материалдарға арналған буып-түю жинақтарына қойылатын талаптар Техникалық нұсқаулықтардың 2-бөлімінде қамтылған.

      34. Қауіпті жүктермен жүк орындары, қауіпті жүк материалдары салынған сыртқы орамдары және жүк контейнерлері (кез келген типті жүк контейнері, авиациялық контейнер, торы бар авиациялық астау, қорғаныш қалпағының үстіндегі торы бар авиациялық астау) радиоактивті материалдармен әуе кемесінің бортына немесе қауіпті жүкті пакеттеу құралына жеткізілмес бұрын ағып кетуінің немесе бүлінуінің болмауы жағынан тексеріледі.

      Ағып кету орын алған және бүлінген жүк орындары, сыртқы орамдар және жүк контейнерлері әуе кемесінің бортына тиеуге жіберілмейді.

      35. Қауіпті жүктерді пакеттеу құралы, оларда орналасқан қауіпті жүктің ағып кетуін немесе бүлінуінің жоқтығын анықтайтын тексеруден өтпегенше әуе кемесінің бортына тиеуге жіберілмейді.

      36. Әуе кемесінің бортына тиелген қауіпті жүктің жүк орны зақымдалған немесе ағып кетуі байқалған болса, пайдаланушы тиеуді жүргізіп жатқан жөнелтушінің немесе ұйымның әуе кемесі бортынан осындай жүктің түсірілуіне барлық шараларды қабылдайды.

      37. Қауіпті жүктермен сыртқы орамдары, радиоактивті материалдармен контейнерлер қойылған жүк орындары әуе кемесінен немесе қауіпті жүктерді пакеттеу құралынан түсірілген кезде бүліну немесе ағып кету жағынан тексеріледі.

      Бүліну немесе ағып кету сипаттары байқалған болса әуе кемесінің бортындағы аталған қауіпті жүктер немесе қауіпті жүктерді пакеттеу құралы орналастырылған аймақтары зақымдалуын немесе былғануын анықтау мақсатында тексеріледі.

      38. Техникалық нұсқаулықтарда көзделген жағдайлардан басқа, қауіпті жүктер әуе кемесінің жолаушылар салонында немесе әуе кемесінің экипаж кабинасында тасымалданбайды.

      39. Әуе кемесі бортында қауіпті жүктердің ағып кетуі немесе бүлінуі нәтижесінде болған қауіпті ластанулар дереу жойылады.

      40. Радиоактивті материалдармен ластанған әуе кемесі кез келген жеткілікті жазықта радиация деңгейі немесе бекітілмеген ластану деңгейі Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген мәндерден төмен болмайынша пайдаланудан шұғыл түсіріледі.

      41. Бір-бірімен қауіпті әрекетке түсуі мүмкін қауіпті жүк қойылған жүк орындары әуе кемесі бортында қатар немесе ағып кету жағдайында өзара әрекетке түсулеріне әкеліп соғатын қалыпта орналастырылмайды.

      42. Әуе кемесі бортында улы немесе инфекциялық заттармен жүк орындары Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес орналастырылады.

      43. Радиоактивті материалдармен жүк орындары әуе кемесінің бортында адамдардан, жануарлардан немесе шығарылмаған фотопленкадан бөлек, Техникалық нұсқаулықтардың талаптарына сәйкес орналастырылады.

      44. Егер қауіпті жүктер әуе кемесінің бортына осы Нұсқаулыққа сәйкес орналастырылған болса, пайдаланушы қауіпті жүктердің бүлінуден сақталуын қамтамасыз етеді.

      Қауіпті жүк әуе кемесінің бортында оның ұшу барысында қозғалып кетуін болдырмайтындай етіп бекітіледі.

      45. "Тек жүк әуе кемесімен" деген белгісі бар қауіпті жүк әуе кемесінің бортында, әуе кемесінің экипаж мүшесі немесе басқа да уәкілетті тұлға қауіпті жүкті қарап отыруға мүмкіншілік беретіндей болып, қажет болған жағдайда Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген жағдайлардан басқа ұшу кезінде оларды басқа жүктерден бөле алатындай болып орналастырылады.

8. Қауіпті жүк жөнінде ақпарат ұсыну

      46. Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілген аса қауіпті жүкті әуе кемесімен тасымалдау үшін қабылдауды пайдаланушы жүк жөнелтушімен жөнелту және жүк қабылдаушымен аса қауіпті жүкті қабылдауға дайындығы туралы растауды алғаннан кейін, сондай-ақ әуе кемесінің ұшу бағыты бойынша барлық әуежайлардың ерекше қауіпті жүкті қабылдау және өңдеудің дайындығы туралы растауды алғаннан кейін жүзеге асырады.

      47. Әуе кемесінің қауіпті жүкпен ұшуы алдында, пайдаланушы немесе жүк және поштаға қызмет көрсетуді қамтамасыз ету бойынша әуежайлық қызметті жүзеге асыратын заңды тұлға (әуежайда жүкті жердегі өңдеу бойынша агент) қауіпті жүкті әуе кемесіне тиегенге дейін әуе кемесінің командиріне Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес қауіпті жүк туралы жазбаша ақпарат береді. Әуе кемесі командиріне ұсынатын ақпарат мыналарды қамтиды:

      1) авиажүк ілеспе қағазының нөмірі (егер ол берілген болса);

      2) Техникалық нұсқаулықтарда көрсетілгендей тиісті жөнелтім атауымен, қажеттілігіне қарай техникалық атаумен және БҰҰ тізімі бойынша нөмірімен;

      3) сыныбы мен санаты, сондай-ақ сәйкес келу 1-тобы сыныбы болған жағдайда сандық мәнін көрсете отырып, қосымша қауіптілік қойылған белгілеріне сәйкес келетін қосымша қауіптілігі;

      4) қауіпті жүктерді тасымалдау құжатында көрсетілген буып түю тобын;

      5) жүк орны, саны және оларды тиегеннен кейінгі орналасқан нақты жері;

      6) нетто саны немесе егер қолданылатын болса, радиоактивтік материалдардан немесе қауіпті жүкті тасымалдау құжатында нетто саны мен брутто салмағын көрсету талап етілмейтін қауіпті жүктерден басқа әрбір жүк орнының брутто салмағы;

      7) радиоактивті материалдар үшін - жүк орны, сыртқы буып түюлердің немесе жүк контейнерлерінің саны, солардың санаты, көлік индексі (егер талап етілсе) және олардың тиелгеннен кейінгі нақты орналасқан орны;

      8) осы жүк орны тек жүк әуе кемесімен тасымалдануы тиістілігі туралы нұсқау;

      9) жүк орнының түсірілуіне тиісті әуеайлақ;

      10) бұл қауіпті жүктердің осы мемлекеттен берілген босатуына сәйкес тасымалданатыны туралы нұсқау;

      11) ұшу барысында әуе кемесінің бортында авариялық жағдай туған жағдайда пайдаланушы (тасымалдаушы), жөнелту және тағайындалған әуежайлар әуе кемесінің бортындағы қауіпті жүк туралы ақпарат ала алатын жүк жөнелтушінің телефон нөмірі.

      48. Қауіпті жүк тиелген әуе кемесінің ұшуы алдында пайдаланушы тағайындалған әуежайға әуе кемесінің бортындағы қауіпті жүк туралы ақпарат береді.

      49. Пайдаланушының ұшуларды орындау жөніндегі басшылығында әуе кемесінің ұшу экипажымен қауіпті жүкті тасымалдауды орындау үшін және қауіпті жүк тиелген әуе кемесінің бортында авариялық жағдай туған кездегі әрекеттері туралы қажетті ақпараты болады.

      50. Әуежайлар әкімшілігі, пайдаланушылар, жүк жөнелтушілер және басқа ұйымдар өз персоналына қауіпті жүктерді тасымалдаумен байланысты өз тапсырмаларын орындау үшін қажетті ақпаратты ұсынады және қауіпті жүкпен авариялық жағдай пайда болғандағы әрекеттері туралы нұсқаулар береді. Қажетті ақпарат рәсімімен бірге Техникалық нұсқаулықтарға және Әуе кемелеріндегі қауіпті жүкке байланысты инцидент болғанда авариялық жағдайлардағы іс-қимыл тәртібі туралы нұсқаулыққа сәйкес әзірленеді.

      51. Қауіпті жүк тиелген әуе кемесінің бортында ұшу барысында авариялық жағдай пайда болса, әуе кемесінің командирі Техникалық нұсқаулықтарға және Әуе кемелеріндегі қауіпті жүкке байланысты инцидент болғанда авариялық жағдайлардағы іс-қимыл тәртібі туралы нұсқаулыққа сәйкес бұл туралы осы ақпаратты әуе кемесінің қону әуежайына беру мақсатында, әуе қозғалысына қызмет ету органына хабарлауы қажет.

      52. Қауіпті жүк тиелген әуе кемесінің бортында авиациялық оқиға немесе күрделі авиациялық инцидент болған жағдайда пайдаланушы алдын-ала, авариялық-құтқару жұмыстары басталғанға дейін әуе кемесі бортындағы қауіпті жүк туралы мәліметті авиациялық оқиға немесе күрделі авиациялық инцидентке байланысты жұмылдырылған авариялық қызметтерге береді. Пайдаланушы авиациялық оқиға немесе күрделі авиациялық инцидент болған мемлекеттің және пайдаланушы мемлекеттің азаматтық авиация саласындағы тиісті уәкілетті органдарына 24 сағат ішінде мәлімет береді.

      53. Күрделі авиациялық инцидент болған жағдайда қауіпті жүк тиелген әуе кемесінің пайдаланушысы алдын-ала сұрау салу бойынша авариялық-құтқару жұмыстары басталғанға дейін күрделі авиациялық инцидентке байланысты жұмылдырылған авариялық қызметтерге және авиациялық күрделі инцидент болған мемлекеттің азаматтық авиация саласындағы тиісті уәкілетті органына әуе кемесінің бортындағы қауіпті жүктер туралы мәліметтерді береді.

9. Азаматтық әуе кемелерімен қауіпті жүктерді тасымалдауға тыйым салудан босатуға қойылатын талаптар

      54. Азаматтық авиация саласындағы уәкілетті орган Техникалық нұсқаулықтарға сәйкес, ерекше жағдайларда азаматтық әуе кемелерімен қауіпті жүктерді тасымалдауға тыйым салудан босату ұсынады:

      азаматтық әуе кемелерімен тасымалдауға тыйым салынған қауіпті жүктерді басқа көліктік құралдармен тасымалдау мүмкіншілігі болмайтын жағдайда және (немесе),

      қауіпті жүктерді жедел тасымалдау төтенше жағдайлармен байланысты қажеттілігі болғанда.

      Төтенше жағдайлармен байланысты қауіпті жүктерді тасымалдау қажеттілігіне себеп болатын жағдайлар:

      1) гуманитарлық және экологиялық көмек көрсету;

      2) эпидемия;

      3) ұлттық және халықаралық қауіпсіздікті қамтамасыз ету мақсаты;

      4) адамдарды құтқару (авариялық-құтқару жұмыстары);

      5) тағайындалған жерге жүкті (жүктерді) көліктің балама түрлерімен жеткізу мүмкіншілігі болмағанда.

      55. Қауіпті жүктерді тасымалдауға босату алу үшін пайдаланушы азаматтық авиация саласындағы уәкілетті органға келесі құжаттарды ұсынады:

      1) әуе бойынша бұйымдарды немесе заттарды тасымалдау қажеттілігіне негіздеме;

      2) Техникалық нұсқаулықтарда көзделген деңгейге тасымалдау кезінде қауіпсіздік деңгейі қамтамасыз етілетіні көрсетілген негіздеме;

      3) Барлық нақтыланған техникалық мәліметтерімен жүктің атауы, сыныптығы және БҰҰ тізімі бойынша нөмірі;

      4) ұсынылатын буып-түю жиынтығы;

      5) тасымалданатын жүктің орын саны;

      6) өңдеу түрлері және авариялық жағдайлардағы іс-әрекеттер;

      7) жүк жіберуші мен жүк алушының атаулары мен мекенжайлары;

      8) жөнелту, транзиттік, тағайындалған әуежайлары және болжамданған тасымалдау мерзімдері;

      9) әуе кемесінің ұшу жоспары.

      56. Азаматтық авиация саласындағы уәкілетті органымен берілетін босатуда келесі мәліметтер мазмұндалады:

      1) қауіпті жүктің БҰҰ тізімі бойынша нөмірі, тиісті жөнелтілу атауы және сыныптауы;

      2) буып-түйю жиынтығы және қолданылатын саны;

      3) осы Нұсқаулықтың 55-тармағындағы 6), 7), 8), тармақшаларында аталған ақпарат;

      4) қауіпті жүктерді тиеуге/түсіруге қатысты талаптар, Қазақстан Республикасы аумағына қондырылмай орындалатын рейстерді есепке алмағанда;

      5) босатудың қолданылу мерзімі (босатуды беру мерзімінен бастап бір айдан аспайды).

      Босату азаматтық авиация саласындағы уәкілетті органымен бекітіледі және бір данасы тиісті пайдаланушыға ұсынылады.

      57. Босатуды беру тек жүк тасымалдайтын әуе кемелерінде қауіпті жүктерді тасымалдауға ғана көзделеді.

      Жолаушылар әуе кемелерінде босату болған жағдайда қауіпті жүктерді тасымалдау жолаушыларсыз орындалады.

11. Әуе кемесімен қауіпті жүк тасымалдаумен байланысты авиациялық оқиға және күрделі авиациялық инциденттер туралы есеп беру

      58. Әуе кемесімен қауіпті жүк тасымалдаумен байланысты авиациялық оқиға немесе күрделі авиациялық инциденттердің алдын алу мақсатында, азаматтық авиация саласындағы уәкілетті орган оларды зерттеуге қатысады және қауіпті жүктерді тасымалдау кезінде болған авиациялық оқиға және күрделі авиациялық инциденттер туралы ақпарат жинақтауды жүргізеді:

      1) тікелей Қазақстан Республикасы аумағында;

      2) Қазақстан Республикасына басқа мемлекеттен немесе басқа мемлекетке Қазақстан Республикасынан тасымалдаған жағдайда.

      59. Әуе кемесімен қауіпті жүк тасымалдаумен байланысты авиациялық оқиғалар және күрделі авиациялық инциденттер бойынша есептер құрастырылады.

      60. Азаматтық авиация саласындағы уәкілетті орган әуе кемесінің бортында декларацияланған немесе қате декларацияланған қауіпті жүктерді тасымалдау деректерін тексеруді жүргізеді және ақпарат жинайды.

11. Қауіпті жүктерді тасымалдаудағы қауіпсіздік техникасы және санитарлық гигиена бойынша қойылатын талаптар

      61. Қауіпті жүктермен жұмысқа, алдын ала медициналық тексеруден және қауіпті жүктерді тиеу және түсіру кезінде қауіпсіздік техникасы бойынша нұсқаулықтан өткен адамдар жіберіледі.

      62. Қауіпті жүктермен жұмысқа денсаулығы бойынша шектеулер бар адамдар, 18 жасқа дейінгі жасөспірімдер, жүкті әйелдер және омыраудағы баласы бар әйелдер жіберілмейді.

      63. Әуе кемесінің экипажы және қауіпті жүктермен жұмыс істейтін адамдар қорғаныс, залалсыздандару, индикация құралдарымен (тасымалданатын жүктің түріне байланысты) қамтамасыз етіледі, сонымен қатар оларды пайдалану ережелеріне үйретіледі. Аталған жұмыс кезінде қолданылатын жеке қорғаныс, индикация және заласыздандыру құралдарын жүкті жөнелтуші қамтамасыз етеді. Қорғаныс құралдарсыз жұмыс істеуге рұқсат етілмейді.

      64. Қауіпті жүктермен жұмыс істеу кезінде тамақ жеуге, ішуге, шылым шегуге, сонымен қатар жұмыс істеу аумағында арнайы киімсіз болуға рұқсат етілмейді. Жеке гигиена ережелерін қатаң сақтау қажет.

      65. Сумен өзара әрекетке түсу нәтижесінде жалындайтын қауіпті жүктерді жаңбыр кезінде, сонымен қатар нөсер кезінде кез келген өрт қаупі бар қауіпті жүктерді тиеуді және түсіруді жүргізу рұқсат етілмейді.

      66. Қауіпті жүктерді тиеу, түсіруді жүргізуге двигательдер жұмыс істеп тұрған кезде, әуе кемесіне жанар-жағармай материалдарын құйған кезде, сонымен қатар техникалық қызмет көрсету кезінде рұқсат етілмейді.

      67. Қауіпті жүктерді тасымалдайтын әуе кемелері, қамтылған өртке қарсы құрал-жабдықтарынан өзге, жүк жөнелтушілерден ұсынылған өрт сөндірудің қосымша құралдарымен жабдықталады.

Об утверждении Инструкции по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 24 февраля 2011 года № 89. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 16 марта 2011 года № 6822. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 21 июня 2017 года № 371 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

      Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 21.06.2017 № 371 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Во исполнение пункта 5 статьи 76 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда Р.О.) обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Бектурова А.Г.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

А. Кусаинов


  Утверждена
приказом Министра транспорта
и коммуникаций Республики Казахстан
от 24 февраля 2011 года № 89

Инструкция
по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах
1. Общие положения

      1. Инструкция по перевозке опасных грузов на гражданских воздушных судах (далее - Инструкция) разработана в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации".

      2. Инструкция устанавливает условия, направленные на упрощение перевозки и одновременно обеспечение такого уровня безопасности, при котором опасные грузы могут перевозиться, не подвергая воздушное судно и находящихся в нем пассажиров опасности при соблюдении требований и положений Приложения 18 к Конвенции о международной гражданской авиации, ратифицированной Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1503-XII "О ратификации конвенции о международной гражданской авиации, Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, Doc. 9284-AN/905, ИКАО (далее - Технические инструкции) и настоящей Инструкции.

      3. В настоящей Инструкции применяются следующие термины и определения:

      1) утверждение - разрешение, предоставляемое уполномоченным органом в сфере гражданской авиации для:

      перевозки опасных грузов, которые указаны в Технических инструкциях как запрещенные к перевозке на пассажирских и/или грузовых воздушных судах и что такие грузы могут перевозиться при наличии утверждения;

      других целей, оговоренных Технических инструкциях;

      2) освобождение - разрешение, кроме утверждения, предоставляемое уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, предусматривающее освобождение от действия положений Технических инструкций;

      3) опасные грузы - изделия или вещества, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов в Технических инструкциях или классифицируются в соответствии с этими Инструкциями;

      4) происшествие, связанное с опасными грузами - событие, связанное с перевозкой опасных грузов, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение, или наносится серьезный ущерб имуществу и окружающей среде;

      5) инцидент, связанный с опасными грузами - событие, связанное с перевозкой опасных грузов по воздуху, которое происходит не обязательно на борту воздушного судна и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, причинению ущерба имуществу или окружающей среде, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкости или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает угрозу воздушному судну или находящимися на его борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами;

      6) серьезный авиационный инцидент - инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что имела место высокая вероятность авиационного происшествия, связанная с использованием воздушного судна с намерением совершить полет;

      7) Технические инструкции - технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху, утверждаемые и периодически выпускаемые в соответствии с процедурами, установленными Советом Международной организации гражданской авиации.

      4. Опасные предметы и вещества, создающие угрозу для здоровья человека и безопасности имущества или окружающей среды, классифицированные и указанные в перечне Технических инструкций, перевозятся воздушными судами в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      5. Требования настоящей Инструкции не распространяется на опасные грузы, необходимые на борту воздушного судна в соответствии с требованиями летной годности и правилами эксплуатации воздушного судна.

      6. Изделия и вещества, классифицируемые как опасные, которые сняты с воздушного судна для замены или предназначены для замены изделий и веществ воздушного судна с целью восстановления его летной годности, перевозятся на борту воздушного судна в соответствии с настоящей Инструкцией и Техническими инструкциями.

      7. Опасные грузы по степени опасности классифицируются в соответствии с Техническими инструкциями.

      8. К перевозке принимаются опасные грузы, которые поименованы в Перечне опасных грузов, предназначенных для перевозки гражданскими воздушными судами (далее - Перечень), (утвержденных приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан № 79 от 18 февраля 2011 года, зарегистрированный в Реестре нормативных правовых актов за № 6805 от 14 марта 2011 года) и Технических Инструкциях.

      9. Не принимаются для перевозки воздушными судами неклассифицированные опасные грузы, маркировка, знаки опасности и (или) упаковка которых не соответствуют требованиям Технических инструкций.

      10. Иностранные авиакомпании, осуществляют перевозку опасных грузов в соответствии и на основании условий специальных разрешений, выдаваемых уполномоченным органов в сфере гражданской авиации.

      11. Эксплуатант воздушного судна обеспечивает сохранность документов, касающихся перевозки по воздуху партии опасных грузов, в срок не менее трех месяцев или любого другого периода, указанного соответствующими государствами, после выполнения рейса, которым были перевезены эти опасные грузы.

      12. Сохранять необходимо следующие документы:

      1) документ перевозки опасных грузов;

      2) контрольный лист - приемки;

      3) письменная информация командиру воздушного судна.

2. Требования к персоналу участвующему в грузовой отправке,
обработке, упаковке и перевозке опасных грузов воздушными
судами

      13. Персонал, включающий специалистов эксплуатанта, грузоотправителя и других лиц, указанных в Технических инструкциях и участвующих в грузовой отправке, обработке, упаковке и перевозке опасных грузов воздушными судами, должен проходить первоначальные и периодические виды подготовки по специальным программам, разрабатываемым организациями гражданской авиации в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      Членам летного экипажа, включающих специалистов эксплуатанта, указанных в Технических инструкциях и участвующих в перевозке опасных грузов воздушными судами необходимо проходить первоначальные и периодические виды подготовки в сертифицированных авиационных учебных заведениях (центрах) по специальным программам.

      Программы разрабатываются и обновляются в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      Сноска. Пункт 13 в редакции приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 24.07.2015 № 801 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

       14. Персоналу, прошедшему подготовку, необходимо иметь соответствующий сертификат (свидетельство). Срок действия сертификата (свидетельства) составляет 2 года.

      Сведения о подготовке персонала сохраняются в течение 3-х лет, со дня завершения прохождения последней подготовки и предоставляются в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации по его запросу.

      Сноска. Пункт 14 в редакции приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 24.07.2015 № 801 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      

3. Ограничения при перевозке опасных грузов
воздушными судами

      15. Не разрешается перевозка опасных грузов воздушными судами, за исключением случаев, указанных в настоящей Инструкции и Технических инструкциях.

      16. Не разрешается перевозка воздушными судами опасных грузов, указанных в Технических инструкциях как запрещенные для перевозки воздушными судами в обычных условиях, и зараженных животных при отсутствии освобождения в соответствии с пунктом 54 настоящей Инструкции или указания в Технических инструкциях о возможности перевозки опасных грузов в соответствии с освобождением (разрешением), выданным государством отправления (государство, на территории которого первоначально был погружен на борт воздушного судна опасный груз).

      17. Не разрешается перевозка опасных грузов воздушными судами любого типа, указанных в Технических инструкциях, как запрещенные для перевозки воздушными судами при любых обстоятельствах.

4. Требования к упаковыванию опасных грузов

      18. Опасные грузы упаковываются и перевозятся в упаковочных комплектах (емкости или другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции по удержанию содержимого) в соответствии с настоящей Инструкцией и Техническими инструкциями.

      19. Требования к упаковочным комплектам указаны в Технических инструкциях.

      20. Упаковочные комплекты проходят испытания в соответствии с Техническими инструкциями.

      21. Для перевозки жидких опасных грузов используются упаковочные комплекты, выдерживающие значение давления, указанные в Технических инструкциях.

      22. Упаковочные комплекты защищаются и снабжаются прокладками и абсорбирующими материалами, не вступающими в опасное взаимодействие с опасным грузом.

      23. Упаковочный комплект не используется повторно до тех пор, пока не пройдет проверку на отсутствие в нем коррозии или других повреждений.

      24. Если пустые неочищенные упаковочные комплекты могут представлять опасность, то они плотно закрываются и обрабатываются, исходя из степени опасности, которую они представляют.

      25. На внешней стороне грузового места (упаковочный комплект и его содержимое, подготовленные к перевозке воздушным судном) не допускается наличие опасных веществ в количестве, которое может причинить вред окружающей среде.

5. Требования к нанесению маркировочных знаков опасности

      26. Грузовое место с опасным грузом маркируется с нанесением знаков опасности в соответствии с Техническими инструкциями.

      27. Грузовое место с опасным грузом маркируется с указанием отгрузочного наименования, его содержимого и номера в соответствии с Техническими инструкциями.

      28. Упаковочный комплект изготавливается и маркируется в соответствии с Техническими инструкциями. Упаковочный комплект не снабжается маркировкой с указанием технических требований, если он не отвечает требованиям Технических инструкций к упаковке.

6. Требования к грузоотправителю

      29. Грузоотправитель выявляет и подготавливает опасные грузы для перевозки воздушными судами (одно или несколько грузовых мест с опасным грузом, принятое эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения).

      Перед предъявлением грузового места или внешней упаковки (упаковка объединяет одно или несколько грузовых мест и не является средством пакетирования) с опасным грузом для перевозки воздушными судами грузоотправитель убеждается в том, что опасные грузы не запрещены для перевозки воздушными судами, классифицированы, упакованы, маркированы, снабжены знаками опасности и сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз (документ перевозки опасного груза), оформленной в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и Технических инструкций.

      30. Лицо, предоставляющее опасные грузы для перевозки воздушными судами, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, составляет, подписывает и передает эксплуатанту декларацию грузоотправителя на опасный груз, которая содержит информацию, предусмотренную Техническими инструкциями.

      31. В грузовой накладной содержится информация о декларации грузоотправителя на опасный груз, свидетельствующая о том, что представленный для перевозки воздушными судами опасный груз в полной мере определен согласно отгрузочным наименованиям, классифицирован, упакован, маркирован, снабжен знаками опасности и находится в состоянии, готовности для перевозки с соблюдением настоящей Инструкции и Технических инструкций.

7. Требования к эксплуатанту

      32. Эксплуатант не принимает опасные грузы для перевозки воздушными судами в случаях:

      1) если опасные грузы не сопровождаются декларацией грузоотправителя на опасный груз, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях, о том, что наличие такого документа не требуется;

      2) без проверки грузового места, внешней упаковки или грузового контейнера с опасными грузами в соответствии с Техническими инструкциями;

      3) если упаковочные комплекты не защищены и не снабжены прокладками, предотвращающими повреждение упаковочных комплектов, утечку опасного груза и обеспечивающими осуществление контроля за его перемещением внутри внешней упаковки в обычных условиях перевозки опасных грузов воздушными судами.

      33. Погрузка упаковок и внешних упаковок с опасными грузами и грузовых контейнеров с радиоактивными материалами на борт воздушного судна и их размещение осуществляется в соответствии с Техническими инструкциями. Требования к упаковочному комплекту, предназначенному для радиоактивных материалов, содержатся в части 2 Технических инструкций.

      34. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры (грузовой контейнер любого типа, авиационный контейнер, авиационный поддон с сеткой, авиационный поддон с сеткой над защитным колпаком) с радиоактивными материалами до погрузки на борт воздушного судна или в средство пакетирования опасных грузов, которое не является внешней упаковкой, проверяются на отсутствие признаков утечки или повреждения.

      Протекающие и поврежденные грузовые места, внешние упаковки и грузовые контейнеры для погрузки на борт воздушного судна не допускаются.

      35. Средство пакетирования опасных грузов до проверки, устанавливающей отсутствие утечки или повреждения находящихся в нем опасных грузов, для погрузки на борт воздушного судна не допускается.

      36. В случае если грузовое место с опасным грузом, погруженное на борт воздушного судна, оказалось повреждено или имеет утечку, то эксплуатант принимает меры, чтобы такое грузовое место было снято с борта воздушного судна отправителем или организацией производящей погрузку.

      37. Грузовые места, внешние упаковки с опасными грузами и грузовые контейнеры с радиоактивными материалами проверяются на отсутствие признаков повреждений или утечки также при выгрузке из воздушного судна или из средства пакетирования опасных грузов.

      При обнаружении признаков повреждений или утечки производится проверка зоны на борту воздушного судна, в которой опасные грузы или средства пакетирования опасных грузов размещались, с целью выявления повреждений или загрязнения.

      38. Опасные грузы не перевозятся в салоне пассажирского воздушного судна или в кабине экипажа воздушного судна, за исключением обстоятельств, предусмотренных Техническими инструкциями.

      39. Опасное загрязнение на борту воздушного судна, полученное в результате утечки или повреждения опасных грузов, устраняется немедленно.

      40. Воздушное судно, загрязненное радиоактивными материалами, незамедлительно снимается с эксплуатации до тех пор, пока уровень радиации на любой доступной поверхности или уровень нефиксированного загрязнения не будет ниже значений, указанных в Технических инструкциях.

      41. Грузовые места с опасными грузами, которые могут вступать в опасное взаимодействие друг с другом, не размещаются на борту воздушного судна рядом или в положении, которое в случае утечки может привести к их взаимодействию.

      42. Грузовые места с токсическими или инфекционными веществами размещаются на борту воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями.

      43. Грузовые места с радиоактивными материалами размещаются на борту воздушного судна отдельно от людей, животных или не проявленной фотопленкой в соответствии с требованиями Технических инструкций.

      44. Если опасные грузы погружены на борт воздушного судна в соответствии с настоящей Инструкцией, то эксплуатант обеспечивает защиту опасных грузов от повреждений.

      Опасный груз закрепляется на борту воздушного судна таким образом, чтобы исключить его перемещение во время полета.

      45. Грузовые места с опасным грузом со знаком "Только грузовым воздушным судном" размещаются на борту воздушного судна таким образом, чтобы член экипажа воздушного судна или другое уполномоченное лицо имели возможность осматривать опасный груз, при необходимости отделять его от других грузов во время полета, за исключением случаев, указанных в Технических инструкциях.

8. Предоставление информации об опасных грузах

      46. Прием особо опасного груза для перевозки воздушными судами, указанного в Технических инструкциях, производится только после получения эксплуатантом подтверждения о готовности грузоотправителя к отправке и приему грузополучателем особо опасного груза, а также получения подтверждения о готовности к приему и обработке особо опасного груза всех аэропортов посадки по маршруту полета воздушного судна.

      47. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эксплуатант или юридическое лицо, осуществляющее аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания грузов и почты (агент по наземной обработке грузов в аэропорту), до погрузки опасного груза на воздушное судно, предоставляет командиру воздушного судна письменную информацию об опасном грузе в соответствии с Техническими инструкциями. Информация командиру воздушного судна включает следующее:

      1) номер авиагрузовой накладной (если она выдается);

      2) надлежащее отгрузочное наименование, дополненное по необходимости техническим наименованием и номер по списку ООН, как указано в Технических инструкциях;

      3) класс или категорию, а также дополнительную опасность (опасности), соответствующую(ие) нанесенному(ым) знаку (знакам) дополнительной опасности, с указанием численных значений, а в случае класса 1 группу совместимости;

      4) группу упаковывания, указанную в документе перевозки опасных грузов;

      5) количество грузовых мест и точное место их расположения после погрузки;

      6) количество нетто или, если применимо, массу брутто каждого грузового места, за исключением радиоактивных материалов или других опасных грузов, в документе перевозки опасных грузов которых не требуется указывать количество нетто или массу брутто;

      7) для радиоактивных материалов - количество грузовых мест, внешних упаковок или грузовых контейнеров, их категорию, транспортный индекс (если это требуется) и точное место их расположения после погрузки;

      8) указание о том, должно ли данное грузовое место перевозиться только на грузовом воздушном судне;

      9) аэродром, на котором данное грузовое место подлежит выгрузке;

      10) указание о том, что эти опасные грузы перевозятся согласно освобождению данного государства;

      11) номер телефона грузоотправителя, по которому эксплуатант (перевозчик), аэропорты отправления и назначения могут получить информацию об опасных грузах на борту воздушного судна, в случае возникновения аварийной ситуации во время полета на борту воздушного судна.

      48. Перед вылетом воздушного судна с опасным грузом эксплуатант информирует аэропорт назначения о наличии опасного груза на борту воздушного судна.

      49. В руководстве по производству полетов эксплуатанта содержится информация, необходимая для выполнения перевозки опасного груза летным экипажем воздушного судна, и о его действиях в случае возникновения аварийной обстановки на борту воздушного судна с опасным грузом.

      50. Администрации аэропортов, эксплуатанты и грузоотправители предоставляют своему персоналу информацию, необходимую им для выполнения своих задач, связанных с перевозкой опасных грузов, и дают указания о действиях в случае возникновения аварийной обстановки с опасным грузом. Необходимая информация с процедурами готовится в соответствии с Техническими инструкциями и Инструкцией о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах.

      51. В случае возникновения аварийной ситуации во время полета на борту воздушного судна с опасным грузом командиру воздушного судна необходимо сообщить об этом органу обслуживания воздушного движения с целью передачи данной информации аэропорту посадки воздушного судна в соответствии с Техническими инструкциями и Инструкцией о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на воздушных судах.

      52. В случае авиационного происшествия или серьезного авиационного инцидента на борту воздушного судна с опасным грузом эксплуатант заблаговременно, до начала аварийно-спасательных работ, передает сведения об опасных грузах, находящихся на борту воздушного судна, аварийным службам, задействованным в связи с авиационным происшествием или серьезным авиационным инцидентом. Эксплуатант в течение 24 часов передает сведения соответствующим уполномоченным органам в области гражданской авиации государства эксплуатанта и государства, в котором произошло авиационное происшествие или серьезный авиационный инцидент.

      53. В случае серьезного авиационного инцидента эксплуатант воздушного судна с опасным грузом по запросу заблаговременно, до начала аварийно-спасательных работ передает аварийным службам, задействованным в связи с серьезным авиационным инцидентом, и соответствующему уполномоченному органу в области гражданской авиации государства, в котором произошел серьезный авиационный инцидент, сведения об опасных грузах, находящихся на борту воздушного судна.

9. Требования к освобождениям от запрета перевозки опасных
грузов гражданскими воздушными судами

      54. В соответствие с Техническими инструкциями, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации предоставляет освобождение от запрета перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами в исключительных случаях:

      опасным грузам, запрещенным к перевозке гражданскими воздушными судами, перевозка которых другими транспортными средствами не представляется возможной и (или),

      когда срочная доставка опасных грузов вызывается чрезвычайными обстоятельствами.

      Необходимость перевозки опасных грузов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, обуславливается:

      1) оказанием гуманитарной и экологической помощи;

      2) эпидемией;

      3) в целях обеспечения национальной или международной безопасности;

      4) спасанием людей (аварийно-спасательные работы);

      5) невозможностью доставки груза (грузов) к месту назначения альтернативными видами транспорта.

      55. Для получения освобождения на перевозку опасных грузов эксплуатант представляет в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации следующие документы:

      1) обоснование необходимости перевозки изделия или вещества по воздуху;

      2) основание, указывающее на то, что при перевозке будет обеспечиваться уровень безопасности, равнозначный уровню, предусмотренному Техническими инструкциями;

      3) наименование груза, классификация и номер по списку ООН со всеми уточняющимися техническими данными;

      4) предлагаемый упаковочный комплект;

      5) количество мест груза, подлежащее перевозке;

      6) виды обработки и действия в аварийной обстановке;

      7) наименования и адреса грузоотправителя и грузополучателя;

      8) аэропорты вылета, транзита, назначения и предполагаемые сроки перевозки;

      9) план полета воздушного судна.

      56. В освобождении, выдаваемом уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, содержатся следующие сведения:

      1) номер опасного груза по списку ООН, надлежащее отгрузочное наименование и классификация;

      2) упаковочный комплект и применимое количество;

      3) информация, перечисленная в подпунктах 6), 7), 8) пункта 55 настоящей Инструкции;

      4) требования в отношении погрузки и выгрузки опасных грузов, за исключением рейсов, выполняемых без посадки на территории Республики Казахстан;

      5) срок действия освобождения (не превышает одного месяца с даты выдачи освобождения).

      Освобождение утверждается уполномоченным органом в сфере гражданской авиации и один экземпляр предоставляется соответствующему эксплуатанту.

      57. Выдача освобождения предусматривается только к перевозке опасных грузов на грузовых воздушных судах.

      Перевозка опасных грузов на пассажирских воздушных судах, при наличии освобождения, выполняется без пассажиров.

10. Предоставление отчетов об авиационных происшествиях
и серьезных авиационных инцидентах, связанных с перевозкой
опасных грузов воздушными судами

      58. С целью предотвращения авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, связанных с перевозкой опасных грузов воздушными судами, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации участвует в их расследовании и ведет сбор информации об авиационных происшествиях и серьезных авиационных инцидентах, которые произошли при перевозке опасных грузов:

      1) непосредственно на территории Республики Казахстан;

      2) при следовании в Республику Казахстан из другого государства или в другое государство из Республики Казахстан.

      59. По авиационным происшествиям и серьезным авиационным инцидентам, связанным с перевозкой опасных грузов воздушными судами, составляются отчеты.

      60. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации ведет расследование и сбор информации по фактам перевозки незадекларированных или неправильно задекларированных опасных грузов на борту воздушного судна.

11. Требования по технике безопасности и санитарной гигиене при
перевозке опасных грузов

      61. К работе с опасными грузами допускаются лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности при погрузке и разгрузке опасных грузов.

      62. Не допускаются к работе с опасными грузами лица, имеющие ограничения по состоянию здоровья, подростки до 18 лет, беременные и кормящие женщины.

      63. Экипаж воздушного судна и лица, работающие с опасными грузами, обеспечиваются средствами защиты, индикации обеззараживания (в зависимости от вида перевозимого груза), а также обучены правилами пользования ими. Индивидуальными средствами защиты, индикации и обеззараживания, применяемыми при работе с опасными грузами обеспечивает отправитель груза. Работа без средств защиты не разрешается.

      64. Во время работы с опасными грузами запрещается есть, пить, курить, а также находиться в зоне проведения работ без спецодежды. Необходимо строго соблюдать правила личной гигиены.

      65. Не разрешается производить погрузку и выгрузку опасных грузов, воспламеняющихся при взаимодействии с водой во время дождя, а также любых пожароопасных, опасных грузов во время грозы.

      66. Не разрешается производить погрузку и выгрузку опасных грузов при работающих двигателях, во время заправки воздушного судна горюче-смазочными материалами и спецжидкостями, а также в период технического обслуживания.

      67. Воздушные суда, перевозящие опасные грузы, кроме имеющегося противопожарного оборудования, оснащаются дополнительными средствами пожаротушения, предоставляемыми отправителями груза.