Парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларды қарауға және мақұлдауға, есепке алуға, есептілік пен мониторингке дайындау қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Қоршаған ортаны қорғау министрінің 2012 жылғы 11 мамырдағы № 150-ө Бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2012 жылы 2 маусымда № 7689 тіркелді. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Экология, геология және табиғи ресурстар министрінің м.а. 2021 жылғы 4 тамыздағы № 289 бұйрығымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Экология, геология және табиғи ресурстар министрінің м.а. 04.08.2021 № 289 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 9 қаңтардағы Экологиялық кодексінің 94-10-бабының 3-тармағын іске асыру мақсатында БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларды қарауға және мақұлдауға, есепке алуға, есептілік пен мониторингке дайындау қағидалары бекітілсін.

      2. Төменкөміртекті даму департаменті осы бұйрықтың Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуге жіберсін және оның ресми жариялануын қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрық оның алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

Министр Н. Қаппаров



      Қазақстан Республикасы

      Қоршаған ортаны қорғау

      министрінің

      2012 жылғы 11 мамырдағы

  № 150-ө бұйрығымен
бекітілді

Парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі
жобаларды қарауға және мақұлдауға, есепке алуға, есептілік пен
мониторингке дайындау қағидалары

      Ескерту. Қағида жаңа редакцияда - ҚР Энергетика министрінің м.а. 17.11.2016 № 496 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларды қарауға және мақұлдауға, есепке алуға, есептілік пен мониторингке дайындау қағидалары (бұдан әрі - Қағидалар) парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларды қарау және мақұлдау, есепке алу, есептілік пен мониторингті дайындау тәртібін анықтайды.

      2. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар мен анықтамалар қолданылады:

      1) шағын масштабты жоба – 15 мегаваттқа дейін қуатты энергия көздерінің жаңарылуымен байланысты немесе жылына шартты отынның 7380 тоннасына дейінгі көлемде энергияның тұтылуын төмендетумен энергия тиімділігін жақсартуға немесе жобалық кезең ішінде көміртегінің қос тотығы 60 метрикалық килотонна эквивалентіне дейінгі шекте парниктік газдар шығарындыларын азайту мүмкіндігін беруге бағытталған жоба;

      2) базалық сценарий – парниктік газдар шығарындыларын және (немесе) сіңірулерін азайтудың қол жеткізілген көлемі салыстырылатын ұсынылған ішкі жоба болмаған жағдайда парниктік газдар шығарындыларының деңгейін немесе парниктік газдар сіңірулерінің деңгейін бейнелейтін сценарий;

      3) жобаның өтініш берушісі - жобаны қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті органның (бұдан әрі – уәкілетті орган) қарауына және мақұлдауына ұсынатын жеке немесе заңды тұлға;

      4) жобаның типі - кәдімгі жоба, аз ауқымды жоба, байланысқан жоба, жерді пайдалануды өзгертуге немесе орманды өңірін көбейтуге қатысты жоба;

      5) жобалық кезең – жоба нәтижелерін мерзімді растау және бекіту негізінде көміртегі бірліктерінің жобалық шығарылымы жүргізілетін немесе жүргізілуі мүмкін болатын мерзім;

      6) ағып кету - жоба қызметімен негізделген, бірақ оның шегіне енгізілмеген жобаны іске асыру орнынан тыс парниктік газдар шығарындыларына және сіңірулеріне әсер етуі;

      7) маңыздылық деңгейі - парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаны іске асырудың верификация есебі туралы қорытындыны дайындау үшін қолданылатын бастапқы сандық мағына;

      8) мониторинг - парниктік газдар шығарындыларын және сіңірулерін немесе парниктік газдар шығарындыларын немесе/және сіңірулермен байланысты ілеспе деректерді ішкі жобалар бойынша өткізілетін үздіксіз немесе кезеңдік бағалау;

      9) ішкі жоба - парниктік газдар шығарындылары ішкі тетігінің және базалық сценарийде сәйкестендірілген шарттардың өзгеруі негізінде жүзеге асырылатын парниктік газдар шығарындыларының азаюына немесе парниктік газдар шығарындылары сіңіруінің ұлғаюына бағытталған қызметтер немесе қызмет түрлері.

2-тарау. Парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларын қарауға және мақұлдауға дайындау тәртібі

      3. Парниктік газдар шығарындыларын азайту бойынша жобаны іске асыру туралы шешім қабылдау үшін жобаның өтініш берушісі мынадай құжаттарды ұсынады:

      1) жобаның тұжырымдамасы (жобалық идея);

      2) жобалық құжаттама;

      3) мониторинг жоспары.

      4. Уәкілетті орган парниктік газдар шығарындыларын азайту бойынша ішкі жобаны қарау және мақұлдауды бір немесе екі сатыда өткізеді.

      5. Бір сатылық қарау рәсімі кезінде жобаның өтініш берушісінен жобаны алдын ала мақұлдау туралы шешім қабылдау және жобалық құжаттама мен мониторинг жоспарын әзірлеудің негізділігін анықтау үшін жобаның тұжырымдамасы (жобалық идея) талап етілмейді.

      6. Екі сатылы қарау рәсімі кезінде қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті орган біріншіден жобаның тұжырымдамасын (жобалық идея) қарастырады. Жоба алдын ала мақұлданған жағдайда, жобаның өтініш берушісі әрі қарай уәкілетті органға ұсыну үшін жобалық құжаттама мен мониторинг жоспарын әзірлеу жұмыстарына кіріседі.

      7. Бір сатылық қарау рәсімі мынадай аз ауқымды жобаларға, басымды ішкі жобаларға қатысты қолданылады:

      1) жел энергиясын пайдалану жобалары;

      2) күн энергиясын пайдалану жобалары;

      3) шағын су электр станцияларын қалпына келтіру және құру;

      4) биогазды пайдалану жобалары;

      5) көмір жылу электр станцияларын газға көшіру;

      6) қоқыс метанын кәдеге жарату;

      7) қоғамдық автокөлікті газға және электрге ауыстыру;

      8) мұнай кен орындарындағы ілеспе газды кәдеге жарату;

      9) көмір шахталарының метанын және коксты газын кәдеге жарату;

      10) феррохром өндірісінде бөлінген газды кәдеге жарату.

      8. Жобаның өтініш берушісі жобаны мүдделі тараптардың талқылау мүмкіндігі үшін жобалық құжаттама мен мониторинг жоспарын уәкілетті органға ұсынудан бұрын 20 күнтізбелік күннен кешіктірмей жобалық құжаттамаға, сондай-ақ мониторинг жоспарына қоғамдық қолжетімділікті қамтамасыз етеді.

      9. Жобаны талқылау нәтижесін жобаның өтініш берушісі жобалық құжаттамада көрсетеді.

      10. Жобалық құжаттама және мониторинг жоспары уәкілетті органға қарастыруға берілгенге дейін валидация және верификация жөніндегі аккредиттелген органмен (бұдан әрі – аккредиттелген орган) валидациялауға жатады.

      11. Қарауға ұсынылған жоба тұжырымдамасы бойынша шешімді уәкілетті орган оларды алған күннен бастап күнтізбелік 30 күн ішінде қабылдайды.

      Қарауға ұсынылған жоба тұжырымдамасы және мониторинг жоспары бойынша шешімді уәкілетті орган оларды алған күннен бастап күнтізбелік 30 күн ішінде қабылдайды.

      12. Жобаны мақұлдау туралы шешімді осы Қағидалардың 10- тармағында аталған құжаттар негізінде уәкілетті орган қабылдайды.

      13. Жобаны қабылдамау туралы шешімді уәкілетті орган мынадай жағдайларда қабылдайды:

      1) жобаның өтініш берушісімен ұсынылған құжаттар толық емес, тиісті түрде дайындалмаған немесе дәйексіз мәліметтерден тұрса;

      2) жобалық құжаттамада көрсетілген орын бойынша жобаны іске асыру мүмкіншіліктері болмаса.

      14. Жобаны уәкілетті органның мақұлдауы уәкілетті органмен белгіленген тәртіпте парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларды іске асыру және парниктік газдар шығарындыларын азайтудың ішкі бірліктерін алу үшін негіз болады.

3-тарау. Парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобаларды есепке алу тәртібі

      15. Уәкілетті орган мақұлданған жобаларды есепке алуды жүзеге асырады.

      16. Уәкілетті органның интернет-ресурсында барлық мақұлданған жобалар бойынша ақпарат орналастырылады, онда мынадай мәліметтер:

      1) жобаның атауы;

      2) жобаның өтініш берушісі туралы мәлімет;

      3) жоба жүзеге асырылатын болжамды орын;

      4) жоба бойынша өтініш берілген парниктік газдар шығарындыларын азайту көлемі көрсетіледі.

4-тарау. Парниктік газдар шығарындыларын азайту жөніндегі ішкі жобалардың есептілігі мен мониторинг тәртібі

      17. Мақұлданған ішкі жобалар бойынша шығарындыларды ішкі азайту бірліктерін алу үшін олардың жүзеге асыру кезеңінде парниктік газдар шығарындыларын азайту және / немесе сіңірулерін ұлғайту мониторингі жүргізіледі, сонымен қатар уәкілетті органға жобаны іске асыру туралы жыл сайынғы есептер ұсынылады.

      18. Жобаның өтініш берушісі уәкілетті орган мақұлдаған мониторинг жоспары негізінде барлық көміртегі бірліктерін шығару кезеңі барысында парниктік газдар шығарындыларын азайту немесе/және сіңіруін ұлғайтуға мониторинг жүргізеді.

      19. Ішкі жобалар бойынша қолданылатын мониторинг рәсімдері:

      1) мониторинг мақсатын;

      2) өлшем бірліктерін қоса алғандағы деректер және ақпараттар түрін;

      3) деректер көзін (көздері);

      4) мониторинг тәсілін (есептеу, өлшеу әдісі);

      5) қолданылатын мониторинг әдістемелерін;

      6) мониторинг өткізу әдісі және кезеңділігін;

      7) мониторингке қатысушылардың міндеттерін;

      8) мониторингтік ақпаратты басқару жүйесін анықтайды.

      20. Мониторинг өткізу шеңберінде шығарындыларды азайту немесе сіңіруін ұлғайтуға бағытталған жобаның әрбір парниктік газдар бойынша сандық баға жүргізіледі, кейіннен олар көміртегі қос тотығының тонна эквивалентіне ауыстырылады.

      21. Өлшеу жабдықтарын және мониторинг өткізуге арналған жабдықтарды қолданған кезде жобаның өтініш берушісі аталған өлшеу жабдықтарын калибрлеуді қамтамасыз етеді.

      22. Егер мақұлданған парниктік газдар шығарындыларын есептеудің бекітілген әдістемесі болмаған жағдайда, жобаның өтініш берушісі уәкілетті органның өзінің келісімі бойынша әдістемесін әзірлеуге құқылы.

      23. Уәкілетті органға жыл сайынғы есепті дайындау және ұсынуды жобаның өтініш берушісі өткен есепті жыл үшін жүзеге асырады.

      24. Ішкі жобаларды іске асыру туралы есептерді ұсыну ерікті болып саналады. Ұсынбау немесе уақтылы ұсынбау жобаның өтініш берушісінің бұзушылығы ретінде қарастырылмайды.

      25. Қоршаған ортаны қорғау саласындағы уәкілетті органға ұсынылатын жобаларды іске асыру туралы есептер мынадай ақпараттан тұрады:

      1) жобаға өтініш беруші туралы деректер;

      2) жобаны қысқаша сипаттау, оның ішінде жобаның атауы, типі, көлемі, ауқымы мен шекарасы, өткізілу орны, көміртегі бірліктерін шығару кезеңінің ұзақтылығы және жоба бойынша атқарылатын жұмыстардың түрі;

      3) есептік кезеңді көрсету;

      4) жоба шеңберінде өткізілетін мониторинг бойынша парниктік газдар шығарындылары немесе/және сіңірулері туралы деректер, есептік кезеңдегі көміртегі қос тотығының тонна эквивалентіндегі көлемін көрсету;

      5) есептік кезеңде жобаны іске асыру барысында парниктік газдар шығарындыларын азайту немесе/және сіңіруін ұлғайту туралы қол жеткізілген деректер;

      6) мәлімделген парниктік газдар шығарындылары немесе/және сіңіруінің верификациясы туралы мәлімет;

      7) жобаның базалық сценарийінің сипаттамасы;

      8) мақұлданған жобалық құжаттама мен мониторинг жоспарынан жобаны іске асыру кезінде пайда болған айтарлықтай кез келген ауытқушылықтар туралы ақпарат;

      9) парниктік газдар шығарындыларын немесе/және сіңірулерін есептеудің негізі ретінде қолданған өлшемшарттарды, рәсімдер мен құжаттарды сипаттау;

      10) жобаға өтініш берушінің қолы (ТАӘ), мөр;

      11) есепті валидация және верификация жөніндегі аккредиттелген

      орган растады.

      верификацияны жүзеге асыратын аккредиттелген органның толық атауы, БСН;

      аккредиттеу туралы куәліктің нөмірі және мерзімі немесе күні, сериясы;

      аккредиттелген органның заңды мекенжайы;

      телефон, факс;

      электрондық мекенжайы;

      верификацияға жауапты адамның ТАӘ көлемдегі: _____ тонна көміртегі қос тотығының парниктік газдар шығарындылары;

      ______ тонна көміртегінің қос тотығына тең келетін ПГ жалпы шығарындылары растауы;

      аккредиттелген орган басшысының қолы (ТАӘ), мөр.

      26. Жобаны іске асыру туралы есеп уәкілетті органға тапсырылғанға дейін аккредиттелген ұйымның верификациясына жатады.

      27. Ішкі жобаларды іске асыру туралы есеп верификациясын өткізу деңгейі 5% құрайды.

      28. Уәкілетті орган ішкі жобаны іске асыру туралы есепті бекіту немесе бекітпеу туралы шешімді оны алған күннен бастап күнтізбелік 30 күн ішінде қабылдайды.

      29. Уәкілетті орган ішкі жобаны іске асыру туралы есепті бекітпеу туралы шешімді мынадай жағдайларда қабылдайды:

      1) есепте дәйексіз ақпарат ұсыну;

      2) жобаның өтініш берушісінің Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген талаптарды сақтамауы;

      3) верификация болмаған жағдайда;

      30. Жобаны іске асыру туралы есеп бекітілген жағдайда, жобаның өтініш берушісі жобаны іске асыру туралы бекітілген есепте берілген мөлшерде шығарындыларды ішкі азайту бірлігін алу құқығына ие болады.

Об утверждении Правил подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов

Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 11 мая 2012 года № 150-ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 июня 2012 года № 7689. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 4 августа 2021 года № 289.

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 04.08.2021 № 289 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации пункта 3 статьи 94-10 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.

      2. Департаменту низкоуглеродного развития направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан и обеспечить его официальное опубликование.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Н. Каппаров


  Утверждены
приказом Министра
охраны окружающей среды
Республики Казахстан
от 11 мая 2012 года № 150-ө

      Сноска. Правила в редакции приказа и.о. Министра энергетики РК от 17.11.2016 № 496 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности
и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов
парниковых газов
Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов (далее - Правила) определяют порядок подготовки рассмотрения и одобрения, учета, отчетности и мониторинга внутренних проектов по сокращению выбросов парниковых газов.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

      1) маломасштабный проект – проект, связанный с возобновляемыми источниками энергии мощностью до 15 мегаватт либо направленный на улучшение энергоэффективности со снижением потребления энергии в объеме до 7380 тонн условного топлива в год, либо позволяющий снизить выбросы парниковых газов в пределах до 60 метрических килотонн эквивалента диоксида углерода за проектный период;

      2) базовый сценарий – сценарий, отражающий уровень выбросов парниковых газов или уровень поглощения парниковых газов в случае отсутствия предлагаемого внутреннего проекта, в сравнении с которым оценивается достигнутый объем сокращения выбросов и (или) поглощения парниковых газов;

      3) заявитель проекта – физическое или юридическое лицо, представляющее проект на рассмотрение и одобрение уполномоченному органу в области охраны окружающей среды (далее – уполномоченный орган);

      4) тип проекта - обычный проект, маломасштабный проект, связанный проект, проект, относящийся к изменению землепользования либо к повышению лесистости;

      5) проектный период – срок, в течение которого производится выпуск проектных углеродных единиц на основе периодического подтверждения и утверждения результатов проекта;

      6) утечка - воздействие на выбросы или поглощение парниковых газов вне места реализации проекта, обусловленное деятельностью по проекту, но не включенное в его границы;

      7) уровень существенности - количественное пороговое значение, которое используется для подготовки заключения о верификации отчета о реализации внутреннего проекта по сокращению выбросов парниковых газов;

      8) мониторинг - проводимая по внутренним проектам непрерывная или периодическая оценка выбросов и поглощения парниковых газов или других сопутствующих данных по деятельности, связанных с выбросами и/или поглощением парниковых газов;

      9) внутренний проект (далее - проект) - деятельность или виды деятельности, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и (или) увеличение поглощения парниковых газов, осуществляемые на основе механизма внутреннего сокращения выбросов парниковых газов и изменяющие условия, идентифицированные в базовом сценарии.

Глава 2. Порядок подготовки рассмотрения и одобрения внутренних
проектов по сокращению выбросов парниковых газов

      3. Для принятия решения о возможности реализации проекта, заявитель проекта представляет последовательно на рассмотрение уполномоченного органа следующие документы:

      1) концепция проекта (проектная идея);

      2) проектная документация;

      3) план мониторинга.

      4. Рассмотрение и одобрение проектов проводится уполномоченным органом в одну или две стадии.

      5. При одностадийной процедуре рассмотрения от заявителя проекта не требуется представления концепции проекта (проектной идеи) для принятия решения об одобрении проекта и определения целесообразности разработки проектной документации и плана мониторинга.

      6. При двустадийной процедуре рассмотрения уполномоченный орган первоначально рассматривает концепцию проекта (проектную идею). В случае одобрения проекта заявитель проекта разрабатывает проектную документацию и план мониторинга для их последующей подачи на рассмотрение уполномоченного органа.

      7. Одностадийная процедура рассмотрения применяется к следующим маломасштабным проектам:

      1) проекты по использованию ветровой энергии;

      2) проекты по использованию солнечной энергии;

      3) восстановление и строительство малых гидроэлектростанций;

      4) проекты по использованию биогаза;

      5) перевод угольных теплоэлектростанций на газ;

      6) утилизация свалочного метана;

      7) перевод общественного автотранспорта на газ и электричество;

      8) утилизация попутного газа на нефтяных месторождениях;

      9) утилизация метана и коксового газа угольных шахт;

      10) утилизация отходящих газов производства феррохрома.

      8. Не позднее, чем за 20 календарных дней до подачи проектной документации и плана мониторинга на рассмотрение уполномоченного органа заявитель проекта обеспечивает общественный доступ к проектной документации, а также к плану мониторинга с целью предоставления возможностей обсуждения проекта заинтересованными сторонами.

      9. Заявитель проекта отражает результаты обсуждения проекта в проектной документации.

      10. Проектная документация и план мониторинга до подачи в уполномоченный орган подлежат валидации аккредитованным органом по верификации и валидации (далее – аккредитованный орган).

      11. Решение по представленной на рассмотрение концепции проекта (проектной идеи) принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.

      Решение по представленным на рассмотрение проектной документации и плану мониторинга принимается уполномоченным органом в течение тридцати календарных дней с даты их получения.

      12. Решение об одобрении проекта принимается уполномоченным органом на основании документов, указанных в пункте 10 настоящих Правил.

      13. Отрицательное решение по проекту принимается уполномоченным органом в следующих случаях:

      1) представленные заявителем проекта документы содержат неполные, ненадлежащим образом подготовленные или недостоверные сведения;

      2) отсутствие возможностей для реализации проекта по месту расположения, указанному в проектной документации.

      14. Одобрение проекта уполномоченным органом является основанием для последующей реализации проекта и получения единиц внутреннего сокращения выбросов парниковых газов в установленном уполномоченным органом порядке.

Глава 3. Порядок учета внутренних проектов по сокращению
выбросов парниковых газов

      15. Уполномоченный орган осуществляет учет одобренных проектов.

      16. Информация об одобренных проектах размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа с указанием следующих сведений:

      1) наименование проекта;

      2) сведение о заявителе проекта;

      3) о месте расположения, на котором предполагается реализация проекта;

      4) заявленный по проекту объем сокращений выбросов.

Глава 4. Порядок мониторинга и отчетности внутренних проектов
по сокращению выбросов парниковых газов

      17. Для получения единиц внутреннего сокращения выбросов по одобренным проектам в течение периода их реализации проводится мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения поглощения парниковых газов, а также предоставляются ежегодные отчеты о реализации проекта уполномоченному органу.

      18. Заявитель проекта проводит мониторинг сокращений выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения в течение всего периода выпуска углеродных единиц по проекту на основе плана мониторинга, одобренного уполномоченным органом.

      19. Процедуры мониторинга, применяемые по проектам, определяют:

      1) цель мониторинга;

      2) виды данных и информации, включая единицы измерений;

      3) источник (источники) данных;

      4) способы мониторинга (метод расчета, метод измерения);

      5) применяемые методики мониторинга;

      6) время проведения мониторинга и его периодичность;

      7) обязанности участников мониторинга;

      8) систему управления мониторинговой информацией.

      20. В рамках проведения мониторинга проводится количественная оценка по каждому из парниковых газов, на сокращение выбросов и (или) увеличение поглощения которых направлен проект, с последующим их пересчетом в эквивалент тонны двуокиси углерода.

      21. При использовании измерительного оборудования и оборудования для проведения мониторинга заявитель проекта обеспечивает калибровку данного измерительного оборудования.

      22. В случае отсутствия утвержденной методики расчета выбросов парниковых газов оператор установки вправе разработать собственную методику, которая подлежит согласованию с уполномоченным органом.

      23. Подготовка и представление в уполномоченный орган ежегодного отчета осуществляются заявителем проекта за предыдущий отчетный год.

      24. Подача отчетов о реализации проектов является добровольной. Непредоставление или несвоевременное предоставление отчета не рассматривается в качестве нарушения заявителем проекта.

      25. Отчеты о реализации проектов, предоставляемые в уполномоченный орган включают следующую информацию:

      1) данные о заявителе проекта;

      2) краткое описание проекта, включая название и тип проекта, его масштабы и границы, место проведения, продолжительность периода выпуска углеродных единиц и виды выполняемых по проекту работ;

      3) указание отчетного периода;

      4) данные о выбросах парниковых газов и/или их поглощении, по которым проводится мониторинг в рамках проекта, с указанием общего их объема за отчетный период в эквиваленте тонны двуокиси углерода;

      5) данные о достигнутом сокращении выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения в результате реализации проекта за отчетный период;

      6) сведения о верификации заявленных сокращений выбросов парниковых газов и/или увеличении их поглощения;

      7) описание базового сценария проекта;

      8) информация о любых существенных отклонениях при реализации проекта от одобренной проектной документации и плана мониторинга;

      9) описание критериев, процедур и документов, использованных в качестве основы для расчетов сокращения выбросов парниковых газов и/или увеличения их поглощения;

      10) подпись заявителя проекта (ФИО), печать;

      11) отчет о реализации проекта подтвержден аккредитованным органом:

      полное наименование аккредитованного органа, осуществляющего верификацию, БИН;

      номер и срок аттестата об аккредитации или дата, серия, номер свидетельства об аккредитации;

      юридический адрес аккредитованного органа;

      телефон, факс;

      электронная почта;

      ФИО, ответственного за верификацию;

      подтверждение сокращения выбросов или поглощения парниковых газов в следующем объеме:

      _____ тонн двуокиси углерода;

      _____ тонн общих выбросов парниковых газов в эквиваленте двуокиси углерода;

      подпись руководителя аккредитованного органа (ФИО), печать.

      26. До подачи в уполномоченный орган отчет о реализации проекта подлежит верификации аккредитованным органом.

      27. Уровень существенности для проведения верификации отчетов о реализации проектов составляет 5 %.

      28. Уполномоченный орган принимает решение об утверждении либо о неутверждении отчета о реализации проекта в течение тридцати календарных дней со дня его получения.

      29. Уполномоченный орган принимает решение о неутверждении отчета по следующим основаниям:

      1) представление недостоверной информации в отчете;

      2) выявление несоблюдения заявителем проекта установленных законодательством Республики Казахстан требований;

      3) отсутствие верификации.

      30. В случае утверждения отчета о реализации проекта его заявитель приобретает право на получение единиц внутреннего сокращения выбросов в количестве, заявленном в утвержденном отчете о реализации проекта.