"Бюджеттік инвестициялардың қаржы-экономикалық негіздемесін әзірлеу немесе түзету ережелерін, сондай-ақ заңды тұлғалардың жарғылық капиталына мемлекеттің қатысуы арқылы іске асыру жоспарланған бюджеттік инвестицияларды іріктеуін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрінің 2010 жылғы 22 шілдедегі № 126 бұйрығына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 2013 жылғы 11 желтоқсандағы № 369 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2013 жылы 13 желтоқсанда № 8958 болып тіркелді. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 2014 жылғы 30 маусымдағы № 187 бұйрығымен

      Ескерту. Бұйрықтың күші жойылды - ҚР Экономика және бюджеттік жоспарлау министрінің 30.06.2014 жылғы № 187 бұйрығымен.

      Қазақстан Республикасы Бюджет кодексінің 156-бабының 7-тармағына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:
      1. «Бюджеттік инвестициялардың қаржы-экономикалық негіздемесін әзірлеу немесе түзету ережелерін, сондай-ақ заңды тұлғалардың жарғылық капиталына мемлекеттің қатысуы арқылы іске асыру жоспарланған бюджеттік инвестицияларды іріктеу ережесін бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Экономикалық даму және сауда министрінің 2010 жылғы 22 шілдедегі № 126 (Нормативтік құқықтық актілердің мемлекеттік тізілімінде № 6395 болып тіркелген) бұйрығына мынадай өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:
      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Бюджеттік инвестициялардың қаржы-экономикалық негіздемесін әзірлеу немесе түзету ережелері, сондай-ақ заңды тұлғалардың жарғылық капиталына мемлекеттің қатысуы арқылы іске асыру жоспарланған бюджеттік инвестицияларды іріктеу ережесінде (бұдан әрі -Ережелер):
      мынадай мазмұндағы 3-1-тармақпен толықтырылсын:
      «3-1. Егер қаржы-экономикалық негіздеме шеңберінде жоспарланған іс-шаралардың аналогы немесе үлгілік қолданылуы болмаса, қаржы-экономикалық негіздеме іс-шараларының толық инвестициялық кезеңі ескеріле отырып, соның салдарынан жоспарланған іс-шаралардың негізділік пен нәтижелілік критерийлеріне сәйкестігін растау мүмкін болмаса, онда қаржы-экономикалық негіздемені кезең-кезеңмен әзірлеуге рұқсат етіледі.
      Бұл ретте, ҚЭН-де жоспарланған іс-шаралардың негізділік пен нәтижелілік критерийлеріне сәйкестігі салалық сараптаманың қорытындысы негізінде жасалады.
      Осы тармақтың талаптары қызметінің негізгі мәні Қазақстан Республикасының аумағында халықаралық мамандырылған көрмені ұйымдастыру және өткізу болып табылатын заңды тұлғаларға ғана қатысты қолданылады.».
      11-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      11. «Инвестициялар көлемі» тарауында әрбір құрамдауыш бөлінісінде Инвестициялар көлемінің құжатпен және есептермен расталған негіздемесі келтіріледі.
      Бұл ретте, егер қызметінің негізгі мәні Қазақстан Республикасының аумағында халықаралық мамандырылған көрме ұйымдастыру және өткізу болып табылатын заңды тұлға іске асыруды жоспарлаған іс-шаралар аяқталмаған сипатқа ие болған жағдайда, осы Іс-шаралардың негізділік критерийіне сәйкестігі салалық сараптаманың қорытындысы негізінде жасалады.
      Көрсетілген жағдайда, Инвестициялар көлемінің есепті мен деректі расталуы Салалық сараптаманың қорытындысы болып табылады.
      Осы тармақтың талаптары қызметінің негізгі мәні Қазақстан Республикасының аумағында халықаралық мамандырылған көрме ұйымдастыру және өткізу болып табылатын заңды тұлғаларға ғана қатысты қолданылады.
      «Инвестициялар көлемі» тарауы келесі параграфтарды қамтиды:
      1) «Өнімдер» параграфы, онда Инвестициялар есебінен сатып алынатын өнімдердің саны мен сапасының негіздемесі, 6-тармағының 5) тармақшасында көрсетілген ақпаратты есепке алып, келтіріледі;
      2) «Бағалар негіздемесі» параграфы, онда Инвестициялар есебінен сатып алынатын өнімдердің бағаларына талдау келтіріледі. Инвестициялар есебінен сатып алынатын өнімдердің бағасы осы Ережелердің 19-тармағының 3) тармақшасында келтірілген құжаттармен бекітіледі.
      Осы Ереженің 19-тармағының 3) тармақшасында көрсетілген құжаттарды ұсыну мүмкін болмаған жағдайда Әкімші, ақпарат көзін көрсете отырып, сатып алуға жоспарланып отырған өнімдердің қазіргі нарықтық бағасы туралы ақпаратты қоса береді.
      Бағаларды талдау келесіні қамтиды:
      соңғы екі жылдағы бағалардың серпіні туралы ақпарат және өзгерістерге әкелуі мүмкін ағымдағы бағалар мен оқиғалардың ықтимал өзгеруі;
      бағалардың ықтимал жеңілдігі, жеңілдік беру шарттары (сатып алу көлемі, ақы төлеу шарттары) келтіріледі;
      3) «Айналым қаражатын толтыру» параграфы, онда мыналар үшін ақшаға қажеттілігі ашып көрсетіледі, бірақ төмендегі келтірілген тізбемен шектелмейді:
      қаржылық өнімдер бөлінісінде клиенттердің болжамды саны, қаржылық қызметтер көрсетудің орташа сомасы көрсетілген қаржылық қызметтер көрсету;
      пруденциалдық нормативтерді сақтау;
      Инвестицияларды Алушының ағымдағы шығыстарын қаржыландыру;
      4) «Инвестициялар көлемі» параграфы, онда жоспарланатын
Инвестициялардың мөлшерін дәлелдейтін есептер келтіріледі.
      Есептер әрбір іс-шаралар бөлінісінде келтіріледі.
      Егер Инвестициялар қаржылық қызмет көрсетуге арналған жағдайда «Инвестициялар көлемі» тарауының міндетті құрылымдық элементтері:
      «Айналым қаражаттарын толықтыру» параграфы;
      «Бюджеттік инвестициялар көлемі» параграфы.»;
      13-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «13. Осы Ереженің 3-1-тармағында көзделген жағдайды қоспағанда, «Нәтиже» бөлімінде есептеулермен расталған тура және соңғы нәтижелерді алу мүмкіндігінің негіздемесі, сондай-ақ Инвестициялардың сапасы мен тиімділігінің көрсеткіші болған жағдайда, сондай-ақ Инвестицияларды Алушының қаржы-шаруашылық қызметінің жоспарланған нәтижелері беріледі.
      Осы Ереженің 3-1 тармағында көзделген Іс-шараларды жоспарлаған жағдайда, тура және соңғы есептік нәтижелерді алу мүмкіндігінің есептеу негіздемесі және қаржы моделін келтірумен Инвестициялардың қаржылық тиімділігінің есептеуін ұсыну талап етілмейді.
      «Нәтиже» бөлімі мынадай құрылымға сәйкес келеді:
      «Өндіріс және сату» тарауы;
      «Ресурстар» тарауы;
      «Қаржы» тарауы;
      «Тәуекелдер» тарауы;
      «Қорытындылар» тарауы.»;
      19-тармақтың 3) және 4) тармақшалары мынадай редакцияда жазылсын:
      «3) «Негізділік» бөліміне:
      «Сатып алынатын (құрылатын) активтердің құны мен сипаттамасы» осы Ереженің 4-қосымшасына сәйкес нысан бойынша;
      осы Ереженің 11-тармағының 2) тармақшасында келтірілген ақпаратты растайтын, кемінде екі баламалы өнім берушіден түскен прайс-парақтардың, баға және коммерциялық ұсыныстардың, бағалау актілері мен басқа да құжаттардың көшірмелері.
      Егер Инвестицияларды Алушы қызметінің негізгі мәні Қазақстан Республикасының аумағында халықаралық мамандырылған көрмені ұйымдастыру және өткізу болып табылатын заңды тұлға болып табылатын жағдайларды қоспағанда, жаңа объектілерді құруға (салуға) немесе қазіргі объектілерді қайта жаңғыртуға бағытталған Инвестицияларды жүзеге асыру кезінде мемлекеттік сараптамасы, экологиялық, санитарлық-эпидемиологиялық сараптаманың қорытындысы, жер құқығын беру туралы жерге орналастыру жобасы (қажет болған жағдайда жер телімдері иелері мен жерді пайдаланушылардың залалдарының, алынатын алқаптардың түрлеріне байланысты ауылшаруашылық және орманшаруашылық өндіріс шығындарының есептеулері қоса беріледі), техникалық шарттар, сондай-ақ техникалық-экономикалық негіздеме немесе жобалау-сметалық құжаттама ұсынылады.
      Ақпараттық жүйені құруға, енгізуге және дамытуға бағытталған Инвестицияларды жүзеге асырған кезде ақпараттандыру саласындағы уәкілетті органның қорытындысы, сондай-ақ техникалық-экономикалық негіздеме ұсынылады.
      Егер Инвестицияларды Алушы қызметінің негізгі мәні Қазақстан Республикасының аумағында халықаралық мамандырылған көрме ұйымдастыру және өткізу болып табылатын заңды тұлға болып табылатын жағдайларды қоспағанда, инновациялық және (немесе) ғарыштық қызметті болжайтын іс-шараларды жүзеге асыруға бағытталған Инвестицияларды іске асырған кезде мемлекеттік ғылыми-техникалық сараптаманың қорытындысы ұсынылады;
      сәйкесті мемлекеттік уәкілетті органның салалық сараптамасы, егер Инвестициялар соның қызмет саласына тисе.
      Салалық сараптаманың қорытындысы келесіні қамтиды:
      салада бар жағдайды талдауды бағалау;
      ҚЭН-да көрсетілген іс-шаралар іске асырылмаған жағдайда саладағы жағдайды талдауды бағалау;
      сандық және сапалық көрсеткіштерді келтіре отырып және төменде тізімделгендерді көрсете отырып ҚЭН іс-шараларын іске асыруының сала дамуына әсерін бағалау:
      ҚЭН іс-шараларының сала экономикасының құрылымындағы рөлі мен орны;
      ҚЭН іс-шараларын іске асыруының орналасатын жерін таңдаудың және ауқымының негіздемесі;
      ҚЭН іс-шараларын іске асыруының мүмкіндігі;
      ҚЭН іс-шаралары бойынша техникалық шешімдер жеткілікті болуы және олардың тиімділігін бағалау;
      ҚЭН іс-шараларының халықаралық стандарттарға сәйкестігін бағалау, оңтайлы жаңа технологияларды қолдану;
      ҚЭН іс-шараларының мақсаттарына қол жеткізудің баламалы нұсқаларын бағалау;
      4) «Нәтиже» бөліміне:
      «Өндіріс бағдарламасы» осы Ережелердің 5-қосымшасына сәйкес нысанда;
      «Өткізу бағдарламасы» осы Ережелердің 6-қосымшасына сәйкес нысанда;
      «Қаржы моделі» осы Ережелердің 7-қосымшасы бойынша;
      «Инвестициялар нәтижелері» осы Ережелердің 8-қосымшасына сәйкес нысанда;
      «ҚЭН іс-шараларының бюджеттік тиімділігі» осы Ережелердің 9-қосымшасына сәйкес нысанда;
      Қазақстан Республикасының Қаржы министрінің 2010 жылғы 20 тамыздағы № 422 бұйрығымен (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеудің тізілімінде 2010 жылдың 7 қыркүйегінде № 6452 болып тіркелген) бекітілген нысаналарға сәйкес құрастырылған Инвестицияларды Алушының қаржылық көрсеткіштерінің болжамы, Инвестицияларды есептемегенде:
      «Бухгалтерлік баланс»;
      «Кірістер мен шығындар туралы есеп»;
      «Ақша қаражатының қимылы туралы есеп (тікелей тәсіл)»;
      «Ақша қаражатының қимылы туралы есеп (жанама тәсіл)».
      Осы Ереженің 3-1-тармағында көзделген іс-шараларды жоспарлаған жағдайда, Ереженің 19-тармағының, 8-қосымшаны қоспағанда, осы тармақшасында тізбеленген қосымшаларды ұсыну талап етілмейді.».
      2. Инвестициялық саясат департаменті (Қ.М. Тұмабаев) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін және оның ресми бұқаралық ақпарат құралдарында ресми жариялануын қамтамасыз етсін.
      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Экономика және бюджеттік жоспарлау вице-министрі М.Ә. Құсайыновқа жүктелсін.
      4. Осы бұйрық ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі және ресми жариялауға жатады.

      Министр                                       Е. Досаев

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 22 июля 2010 года № 126 "Об утверждении Правил разработки или корректировки финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций, а также отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц"

Приказ Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 11 декабря 2013 года № 369. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 13 декабря 2013 года № 8958. Утратил силу приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 187

      Сноска. Утратил силу приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 30.06.2014 № 187.

      В соответствии с пунктом 7 статьи 156 Бюджетного кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Внести в приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 22 июля 2010 года № 126 «Об утверждении Правил разработки или корректировки финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций, а также отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6395) следующие изменения и дополнения:
      в Правилах разработки или корректировки финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций, а также отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, утвержденных указанным приказом:
      дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
      «3-1. Если планируемые в рамках ФЭО мероприятия не имеют аналогов или типового применения, вследствие чего не представляется возможным подтверждение соответствия планируемых мероприятий критериям обоснованности и результативности, с учетом полного инвестиционного периода мероприятий ФЭО, то допускается поэтапная разработка ФЭО.
      При этом соответствие мероприятий, планируемых в ФЭО, критериям обоснованности и результативности производится на основе заключения отраслевой экспертизы.
      Требования данного пункта применяются только в отношении юридического лица основным предметом деятельности которого является организация и проведение международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.»;
      пункт 11 изложить в следующей редакции:
      «11. В главе «Объем Инвестиций» приводится подтвержденное документально и расчетами обоснование объема Инвестиций в разрезе каждого компонента.
      При этом в случае, если Мероприятия, планируемые к реализации юридическим лицом основным предметом деятельности которого является организация и проведение международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан, носят незавершенный характер, то соответствие данных Мероприятий критерию обоснованности производится на основе заключения отраслевой экспертизы.
      В указанном случае расчетным и документальным подтверждением объема Инвестиций является Заключение отраслевой экспертизы.
      Требования данного пункта применяются только в отношении юридического лица основным предметом деятельности которого является организация и проведение международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.
      Глава «Объем Инвестиций» содержит следующие параграфы:
      1) параграф «Продукты», в котором приводится обоснование перечня, количества и качества приобретаемых продуктов, с учетом информации, указанной в подпункте 5) пункта 6 настоящих Правил;
      2) параграф «Обоснование цен», в котором приводится анализ цен на приобретаемые за счет Инвестиций продукты. Цены на приобретаемые за счет Инвестиций продукты подкрепляются документами, перечисленными в подпункте 3) пункта 19 настоящих Правил.
      В случае невозможности представления документов, указанных в подпункте 3) пункта 19 настоящих Правил, Администратор прилагает информацию о действующих рыночных ценах на планируемые к приобретению продукты с указанием источника информации.
      Анализ цен включает:
      информацию о динамике цен за последние два года и возможные изменения текущих цен и события, которые могут привести к такому изменению;
      возможные скидки с цены, условия предоставления скидок (объемы закупа, условия оплаты);
      3) параграф «Пополнение оборотных средств», в котором раскрывается, но не ограничивается нижеприведенным перечнем, потребность в деньгах для:
      оказания финансовых услуг, с указанием в разрезе финансовых продуктов предполагаемого количества клиентов, средней суммы финансовой услуги; соблюдения пруденциальных нормативов; финансирования текущих расходов Получателя Инвестиций;
      4) параграф Объем Инвестиций, в котором приводятся расчеты,
подтверждающие размер планируемых Инвестиций.
      Расчеты приводятся в разрезе каждого мероприятия.
      В случае, если Инвестиции предполагаются для оказания финансовых услуг, обязательными структурными элементами главы "Объем Инвестиций" являются:
      параграф «Пополнение оборотных средств»;
      параграф «Объем Инвестиций».»;
      пункт 13 изложить в следующей редакции:
      «13. В разделе «Результат» приводится подтвержденное расчетами обоснование возможности получения прямого и конечного результатов, а также, при наличии, показателей качества и эффективности Инвестиций, а также планируемые результаты финансово-хозяйственной деятельности Получателя Инвестиций, за исключением случая предусмотренного в пункте 3-1 настоящих Правил.
      В случае планирования Мероприятий, предусмотренных в пункте 3-1 настоящих Правил, расчетное обоснование возможности получения прямого и конечного результатов и предоставление расчета финансовой эффективности Инвестиций с приведением финансовой модели не требуется.
      Раздел «Результат» соответствует следующей структуре:
      глава «Производство и реализация»;
      глава «Ресурсы»;
      глава «Финансы»;
      глава «Риски»;
      глава «Итоги».»;
      в пункте 19 подпункты 3) и 4) изложить в следующей редакции:
      «3) к Разделу «Обоснованность»:
      «Стоимость и характеристики приобретаемых (создаваемых) активов» по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
      копии прайс-листов, ценовых и коммерческих предложений от не менее чем двух альтернативных поставщиков, оценочных актов и других документов, содержащих информацию, подтверждающую приводимую в подпункте 2) пункта 11 настоящих Правил информацию.
      При осуществлении Инвестиций, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, представляется заключение государственной экспертизы, экологической, санитарно-эпидемиологической экспертизы, землеустроительный проект о предоставлении права на землю (с приложением при необходимости расчетов убытков собственников земельных участков и землепользователей, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в зависимости от вида изымаемых угодий), технические условия, а также технико-экономическое обоснование или проектно-сметная документация, за исключением случаев если Получателем Инвестиций является юридическое лицо основным предметом деятельности которого является организация и проведение международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.
      При осуществлении Инвестиций, направленных на создание, внедрение и развитие информационных систем, представляется заключение уполномоченного органа в области информатизации, а также технико-экономическое обоснование.
      При осуществлении Инвестиций, направленных на реализацию мероприятий, предполагающих инновационную и (или) космическую деятельность, представляется заключение государственной научно-технической экспертизы, за исключением случаев если Получателем Инвестиций является юридическое лицо основным предметом деятельности которого является организация и проведение международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан;
      отраслевая экспертиза соответствующего уполномоченного государственного органа, в случае, если Инвестиции затрагивают сферу его ответственности.
      Заключение отраслевой экспертизы содержит следующее:
      оценку анализа существующей ситуации в отрасли;
      оценку анализа ситуации в отрасли в случае нереализации мероприятий, указанных в ФЭО;
      оценку влияния реализации мероприятий ФЭО на развитие отрасли с приведением количественных и качественных показателей и указанием:
      роли и места мероприятий ФЭО в структуре экономики отрасли;
      обоснованности выбора месторасположения и масштаба реализации мероприятий ФЭО;
      возможности реализации мероприятий ФЭО.
      Достаточность и оценка эффективности технических решений по мероприятиям ФЭО;
      оценку соответствия мероприятий ФЭО международным стандартам, применение оптимальных новейших технологий;
      оценку альтернативных вариантов достижения целей мероприятий ФЭО;
      4) к разделу «Результат»:
      «Программа производства» по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам;
      «Программа реализации» по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам;
      «Финансовая модель» в соответствии с приложением 7 к настоящим Правилам;
      «Результаты Инвестиций» по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам;
      «Бюджетная эффективность мероприятий ФЭО» по форме согласно приложению 9 к настоящим Правилам;
      прогноз финансовых показателей Получателя Инвестиций, без учета Инвестиций, составленный по формам, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 августа 2010 года № 422 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 7 сентября 2010 года под № 6452):
      «Бухгалтерский баланс»;
      «Отчет о прибылях и убытках»;
      «Отчет о движении денежных средств (прямой метод)»;
      «Отчет о движении денежных средств (косвенный метод)».
      В случае планирования Мероприятий, предусмотренных в пункте 3-1 настоящих Правил, представление приложений, перечисляемых в настоящем  подпункте пункта 19 Правил за исключением приложения 8, не требуется.».
      2. Департаменту инвестиционной политики (Тумабаев К.М.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование в информационно-правовой системе «Әділет» и в официальных средствах массовой информации.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Кусаинова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации и подлежит официальному опубликованию.

      Министр                                    Е. Досаев