Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі туралы ережені бекіту туралы

Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің 2023 жылғы 20 қаңтардағы № 1 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2023 жылғы 23 қаңтарда № 31749 болып тіркелді

      "Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл туралы" Қазақстан Республикасы Конституциялық Заңының 7-бабы 14) тармақшасының үшінші абзацына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Осы бұйрыққа 1-қосымшаға сәйкес Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі туралы ереже бекітілсін.

      2. Осы бұйрыққа 2-қосымшаға сәйкес Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің кейбір өкімдерінің күші жойылды деп танылсын.

      3. Адам құқықтары жөніндегі ұлттық орталық Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің ресми интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      4. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Адам құқықтары жөніндегі ұлттық орталық басшысының міндетін атқарушы А.С. Умаровқа жүктелсін.

      5. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасындағы
Адам құқықтары жөніндегі уәкіл
А. Ластаев

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Денсаулық сақтау министрлігі


      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігі


      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Қорғаныс министрлігі


      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Оқу-ағарту


      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық қауіпсіздік комитеті


      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ішкі істер министрлігі

  2023 жылғы 20 қаңтардағы
№ 1 Бұйрыққа
1-қосымша

Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі туралы ереже 1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі туралы ереже (бұдан әрі - Ереже) "Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл туралы" Қазақстан Республикасы Конституциялық Заңының 7-бабы 14) тармақшасының үшінші абзацына сәйкес әзірленді және Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі (бұдан әрі – Үйлестіру кеңесі) қызметінің мақсатын, міндеттерін, функцияларын, құқықтық және ұйымдастырушылық негіздерін айқындайды.

      2. Үйлестіру кеңесі консультативтік-кеңестік орган ретінде, ұлттық превентивтік тетіктің қызметін тиімді үйлестіру мақсатында превентивтік тетікке қатысушылардың қызметі арқылы жұмыс істейтін, азаптаулардың және басқа да қатыгез, адамгершiлiкке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын iс-әрекеттер мен жазалау түрлерiн алдын алу жүйесі ретінде құрылады.

      3. Үйлестіру кеңесіне:

      1) заңда белгіленген тәртіппен өтелмеген немесе алынбаған соттылығы бар;

      2) қылмыс жасауда күдікті немесе айып тағылып отырған;

      3) сотпен әрекетке қабілетсіз немесе әрекетке қабілеттілігі шектелген деп танылған;

      4) психиатрда және (немесе) наркологта есепте тұратын тұлғалар мүше бола алмайды.

      Үйлестіру кеңесіне сондай-ақ қасақана қылмыс жасағаны үшін ақталмайтын негіздер бойынша қылмыстық жауапкершіліктен босатылған; жағымсыз себептермен мемлекеттік немесе әскери қызметтен, құқық қорғау және арнайы мемлекеттік органдардан, соттардан босатылған немесе адвокаттар коллегиясынан шығарылған; адвокаттық қызметпен айналысуға лицензиясынан айырылған тұлғалар мүше бола алмайды.

2-тарау. Үйлестіру кеңесінің міндеттері

      4. Үйлестіру кеңесінің міндеттеріне:

      1) азаптаулардың және басқа да қатыгез, адамгершiлiкке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын iс-әрекеттер мен жазалау түрлерiн алдын алу;

      2) ұлттық превентивтік тетіктің қызметіне мониторинг жүргізу, оның тиімділігін арттыруға бағытталған іс-шараларды өткізу;

      3) ұлттық превентивтік тетікке қатысушылардың алдын ала болу мекемелері мен ұйымдарымен, мемлекеттік органдармен, ғылыми және қоғамдық ұйымдармен, бірлестіктермен азаптаулардың және басқа да қатыгез, адамгершiлiкке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын iс-әрекеттер мен жазалау түрлерiн алдын алумен және жоюмен байланысты мәселелер бойынша өзара іс-қимылын қамтамасыз ету;

      4) алдын ала болуды жүргізу нәтижесінде алынған деректерді талдау, жүйелеу және пайдалану.

3-тарау. Үйлестіру кеңесінің құрамы

      5. Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкіл (бұдан әрі – Уәкіл) барлық ұлттық превентивтік тетікке қатысушыларының қызметін үйлестіреді, қатысушылардың қажетті әлеуетін және кәсіби біліктіліктерін қамтамасыз ету бойынша шара қолданады.

      6. Үйлестіру кеңесінің мүшелерін, Уәкілді қоспағанда, Қазақстан Республикасының азаматтары арасынан Уәкіл құратын комиссия сайлайды.

      Комиссия қызметінің мақсаты, міндеттері мен тәртібі Уәкіл бекітетін Ережемен айқындалады.

      7. Үйлестіру кеңесінің хатшысын Үйлестіру кеңесінің сайланған мүшелерінің арасынан Адам құқықтары жөніндегі уәкіл тағайындайды.

      8. Үйлестіру кеңесінің мүшелігіне кандидаттарды ұсыну Қазақстан Республикасы азаматтарының ерікті ерік білдіруі негізінде жүзеге асырылады.

      Үйлестіру кеңесінің мүшелерін іріктеу туралы хабарландыру Уәкілдің ресми интернет-ресурсында орналастырылады.

      9. Үйлестіру кеңесінің мүшелерін сайлау құпия дауыс беру жолымен қарапайым көпшілік даусымен жүргізіледі.

      10. Үйлестіру кеңесі мүшелерінің жалпы саны әрбір облыс, республикалық маңызы бар қала, астана бойынша өкілдік ету қағидаты бойынша сайланатын кемінде 20 (жиырма) мүшені құрауға тиіс.

      11. Үйлестіру кеңесі мүшелерінің жартысы әрбір төрт жыл сайын қайта сайланады. Бірінші сайлауда сайланған мүшелер санының жартысының өкілеттіктері екі жылдық кезең өткен соң аяқталады. Бірінші сайлаудан кейін бұл мүшелердің аты-жөндері жеребе тастау арқылы анықталады, оны Үйлестіру кеңесінің Төрағасы жүргізеді. Сайлау олардың өкілеттіктері аяқталғанға дейін бір ай бұрын кешіктірілмей жүргізіледі.

      12. Үйлестіру кеңесі мүшесінің бейтараптылығына күмән тудыратын жағдай болғанда, ол Үйлестіру кеңесінің мүшелігінен бас тартады. Үйлестіру кеңесінің мүшесі Уәкілге тиісті хабарлама жіберу арқылы оның құрамынан шыға алады.

4-тарау. Үйлестіру кеңесінің өкілеттіктері

      13. Үйлестіру кеңесі ұлттық превентивтік тетіктің міндеттерін шешу үшін:

      1) Біріккен Ұлттар Ұйымының Азаптауларға қарсы комитетінің Азаптаулардың және басқа да қатыгез, адамгершiлiкке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын iс-әрекеттер мен жазалау түрлерiн алдын алу жөніндегі шағын комитетімен өзара іс-қимыл жасайды;

      2) ұлттық превентивтік тетіктің қызметін жүзеге асыру саласындағы мәселелерді шешу жөнінде ұсыныстар мен ескертулер енгізеді;

      3) белгіленген міндеттер мен өкілеттіктер шегінде мемлекеттік билік органдарынан, алдын ала бару мекемелерінен, сондай-ақ меншіктің ұйымдық-құқықтық нысанына қарамастан ұйымдардан және олардың лауазымды тұлғаларынан Үйлестіру кеңесінің қызметін жүзеге асыруға қажет құжаттарға сұрау салады;

      4) өзінің отырыстарына әр түрлі мемлекеттік билік органдарының, алдын ала бару мекемелерінің, қоғамдық бірлестіктердің және өзге де ұйымдардың басшылары мен өкілдерін шақырады;

      5) өзінің отырыстарында тиісті лауазымды тұлғалардың олардың құзыретіне кіретін мәселелер бойынша ақпаратын (хабарламалар, баяндамалар және т.б.) тыңдайды;

      6) бөлінген бюджеттік қаражат шегінде алдын ала баруға жататын мекемелердің тізімі мен мерзімін белгілейді;

      7) азаптауларды және басқа да қатыгез, адамгершiлiкке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын iс-әрекеттер мен жазалау түрлерiн қолдану туралы хабарламалар мен шағымдар туралы ақпаратты қабылдайды. Қабылданған және тікелей Үйлестіру кеңесіне хабарламалар мен шағымдар туралы жіберілген ақпарат Үйлестіру кеңесінің хаттамасына енгізіледі;

      8) алдын ала болуды жүзеге асыру үшін ұлттық превентивтік тетікке қатысушыларын іріктейді;

      9) ұлттық превентивтік тетік топтарының алдын ала бару нәтижелері бойынша есептілік нысанын бекітеді;

      10) алдын ала болуды өткізу нәтижелері бойынша есептілік құжаттаманы өңдейді және талдайды;

      11) уәкілетті мемлекеттік органдарға алдын ала болуға жататын мекемелер мен ұйымдарда ұсталатын адамдармен қарым-қатынас жағдайларын жақсарту жөнінде ұсыныстарды әзірлейді және жібереді;

      12) Қазақстан Республикасының заңнамасын жетілдіру жөнінде ұсыныстарды әзірлейді;

      13) ұлттық превентивтік тетікке қатысушылардың алдын ала болу нәтижелері бойынша есептіліктерін, уәкілетті мемлекеттік органдарға алдын ала болуға жататын мекемелер мен ұйымдарда ұсталатын адамдармен қарым-қатынас жағдайларын жақсарту жөніндегі әзірленген ұсынымдарды және Қазақстан Республикасының заңнамасын жетілдіру жөнінде ұсыныстарын ескере отырып, ұлттық превентивтік тетікке қатысушылардың жыл сайынғы шоғырландырылған баяндамасын әзірлейді;

      14) ұлттық превентивтік тетікке қатысушылары алдын ала болу туралы есепті адалдығына күмәнданған жағдайда Үйлестіру кеңесінің мүшелері осы қатысушыларды ұлттық превентивтік тетік өңірлік топтарының құрамынан шығару туралы шешім қабылдайды.

      14. Уәкілдің функциялары:

      1) Үйлестіру кеңесінің Төрағасы болып табылады;

      2) Үйлестіру кеңесі мен оның мүшелерінің қызметін үйлестіреді;

      3) Үйлестіру кеңесі мүшелерінің қатысушылардың қажетті әлеуетін және кәсіби біліктіліктерін қамтамасыз ету үшін шара қолданады;

      4) Үйлестіру кеңесінің отырыстарына төрағалық етеді;

      5) Үйлестіру кеңесінің жұмыс жоспарын бекітеді;

      6) азаптауларды және басқа да қатыгез, адамгершiлiкке жатпайтын немесе ар-намысты қорлайтын iс-әрекеттер мен жазалау түрлерiн қолдану туралы ақпаратты, хабарламаларды және шағымдарды қарауға қабылдайды;

      7) Үйлестіру кеңесі мүшесінің орнынан кетуі туралы хабарламасын қабылдайды.

      15. Үйлестіру кеңесінің хатшысының функциялары:

      1) отырыстың қарауына шығарылатын материалдарды дайындауды ұйымдастырады және бақылайды;

      2) отырыстың хаттамасын ресімдейді;

      3) Төрағаның тапсырмаларын орындайды және Үйлестіру кеңесі жұмысының тиімділігін қамтамасыз ету үшін қажетті шараларды қабылдайды.

      16. Үйлестіру кеңесінің мүшелері:

      1) Үйлестіру кеңесінің отырысында қаралатын мәселелерді талқылау кезінде тең құқықтарға ие;

      2) Үйлестіру кеңесі Төрағасының тапсырмасы бойынша оның отырыстарында төрағалық етеді;

      3) Үйлестіру кеңесінің отырысында талқылау үшін мәселелерді енгізеді;

      4) Үйлестіру кеңесінің дауыс беруіне өздерінің ұсыныстары мен ескертулерін енгізеді;

      5) ерекше пікірге ие бола алады, оны білдірген жағдайда ол жазбаша түрде баяндалады;

      6) қажет болған жағдайда алдын ала болуға қатысады.

5-тарау. Үйлестіру кеңесі мүшесінің өкілеттіктерін тоқтату

      17. Үйлестіру кеңесі мүшесінің өкілеттіктері:

      1) осы Ереженің нормаларын бұзған;

      2) өз өкілеттіктерін тоқтату туралы жазбаша өтініші болған;

      3) қайтыс болуы немесе оны қайтыс болды деп жариялау туралы сот шешімі заңды күшіне енген;

      4) Қазақстан Республикасы аумағынан тыс тұрақты тұруға кеткен;

      5) Қазақстан Республикасының азаматтығын жоғалтқан;

      6) соттың айыптау үкімі заңды күшіне енген кезде;

      7) заңда көзделген өзге де жағдайлар басталған кезде тоқтатылады.

      18. Үйлестіру кеңесі мүшесінің өкілеттіктері:

      1) қылмыстық құқық бұзушылық жасады деп күдікті деп танылған;

      2) Үйлестіру кеңесінің шешімі бойынша тоқтатылады.

6-тарау. Үйлестіру кеңесінің жұмысын ұйымдастыру және тәртібі

      19. Үйлестіру кеңесі жұмысының нысаны - Үйлестіру кеңесінің отырысы, соның ішінде өңірлер бойынша көшпелі отырыстар.

      20. Үйлестіру кеңесінің отырысын Төраға шақырады, ал ол болмағанда, оның тапсырмасы бойынша Үйлестіру кеңесінің мүшесі бір тоқсанда кемінде бір рет шақырады.

      21. Үйлестіру кеңесінің кезектен тыс отырысы Үйлестіру кеңесінің үштен бір бөлігінен кем емес мүшелерінің талабы бойынша шақырылады және өткізіледі.

      22. Үйлестіру кеңесінің отырысы Үйлестіру кеңесі мүшелерінің жартысынан көбі қатысқан кезде өткізіледі.

      23. Үйлестіру кеңесінің кезектен тыс отырысының жұмысын ұйымдастыруды Төраға, ол уақытша болмаған кезде оның тапсырмасы бойынша Үйлестіру кеңесінің мүшесі жүзеге асырады.

      24. Үйлестіру кеңесі отырысының нәтижелері бойынша шешім қабылданады.

      25. Үйлестіру кеңесінің шешімі, егер оған Үйлестіру кеңесі мүшелерінің жартысынан көбі дауыс берген жағдайда, қабылданған болып есептеледі. Егер шешім қабылдау кезінде дауыстар тең бөлінсе, отырыста төрағалық етуші дауыс берген шешім қабылданған шешім болып саналады. Үйлестіру кеңесі мүшесінің өкілеттігін тоқтату (тоқтата тұру) мәселесі бойынша шешім қатысушылардың 2/3 көпшілігімен қабылданады.

      26. Үйлестіру кеңесі мүшесінің өкілеттігін тоқтату (тоқтата тұру) мәселелері жөніндегі шешімдерді қоспағанда, Үйлестіру кеңесінің шешімдері ұсыным беру сипатына ие.

      27. Үйлестіру кеңесінің отырысында алдын ала болу нәтижелері, ұлттық превентивтік тетіктің қызмет нысанына байланысты нормативтік-құқықтық актілерді талқылау бойынша ұсынымдар мен ұсыныстар әзірленеді.

      28. Үйлестіру кеңесінің отырааысында хаттама жүргізіледі, онда күн тәртібі, қатысқандардың аты-жөндері, дауыс беру нәтижелері, қабылданған ұсынымдар мен ұсыныстар көрсетіледі. Хаттамаға Үйлестіру кеңесінің Төрағасы мен хатшысы қол қояды.

      29. Үйлестіру кеңесінің жұмыс тілі мемлекеттік және орыс тілдері болып табылады.

      30. Үйлестіру кеңесінің қызметін ұйымдастырушылық-техникалық қамтамасыз ету Адам құқықтары жөніндегі ұлттық орталықпен жүзеге асырылады.

      31. Үйлестіру кеңесін жою туралы ұсыныс толық құрамдағы отырыста қарапайым көпшілік даусымен қабылданады.

      32. Үйлестіру кеңесінің қатысушылары адамның жеке өмірі туралы оған алдын ала болу нәтижелері бойынша есептіліктермен танысу барысында белгілі болған мәліметтерді осы адамның келісімінсіз жария етпейді.

  2023 жылғы 20 қаңтардағы
№ 1 Бұйрыққа
2-қосымша

Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің кейбір өкімдерінің тізбесі

      1 "Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі туралы ережені бекіту туралы" Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің 2013 жылғы 26 қыркүйектегі № 18 өкімі (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 8891 болып тіркелген).

      2. "Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің кейбір өкімдеріне өзгерістер енгізу туралы" Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің 2014 жылғы 18 қыркүйектегі № 14 өкімімен бекітілген Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің кейбір өкімдеріне енгізілетін өзгерістердің 1-тармағы (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 9815 болып тіркелген).

      3. Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің 2019 жылғы 3 сәуірдегі "Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің кейбір өкімдеріне өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" № 5 өкімімен бекітілген өзгерістер мен толықтырулар енгізілетін, Қазақстан Республикасындағы Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің өкімдері тізбесінің 1-тармағы (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 19033 болып тіркелген).

      4. "Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің 2013 жылғы 26 қыркүйектегі № 18 "Адам құқықтары жөніндегі уәкіл жанындағы Үйлестіру кеңесі туралы ережені бекіту туралы" өкіміне өзгерістер енгізу туралы" Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің 2019 жылғы 27 маусымдағы № 15 өкімі (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 19034 болып тіркелген).

Об утверждении Положения о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан

Приказ Уполномоченного по правам человека от 20 января 2023 года № 1. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 января 2023 года № 31749

      В соответствии с абзацем третьим подпункта 14) статьи 7 Конституционного закона Республики Казахстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Положение о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан согласно приложению 1 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившими силу некоторые распоряжения Уполномоченного по правам человека согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      3. Национальному центру по правам человека в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан после его официального опубликования.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на исполняющего обязанности руководителя Национального центра по правам человека Умарова А.С.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Уполномоченный по правам
человека в Республике Казахстан
А. Ластаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство просвещения
Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан

 

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

  Приложение 1 к приказу
от 20 января 2023 года № 1

Положение
о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан (далее - Положение) разработано в соответствии с абзацем третьим подпункта 14) статьи 7 Конституционного закона Республики Казахстан "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан" и определяет цель, задачи, функции, правовые и организационные основы деятельности Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан (далее – Координационный совет).

      2. Координационный совет создается как консультативно-совещательный орган, в целях эффективной координации деятельности национального превентивного механизма в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, функционирующий посредством деятельности участников национального превентивного механизма.

      3. Членами Координационного совета не могут быть лица:

      1) имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;

      2) подозреваемые или обвиняемые в совершении уголовных правонарушений;

      3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

      4) состоящие на учете у психиатра и (или) нарколога.

      В члены Координационного совета также не могут быть избраны лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенные с государственной или воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов или исключенные из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам; лишенные лицензии на занятие адвокатской деятельностью.

Глава 2. Задачи Координационного совета

      4. К задачам Координационного совета относятся:

      1) предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

      2) мониторинг деятельности национального превентивного механизма, проведение мероприятий, направленных на повышение уровня его эффективности;

      3) обеспечение взаимодействия участников национального превентивного механизма с учреждениями и организациями превентивного посещения, государственными органами, научными и общественными организациями, объединениями по вопросам, связанным с предупреждением и устранением последствий пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

      4) анализ, систематизация и использование данных, полученных в результате проведения превентивных посещений.

Глава 3. Состав Координационного совета

      5. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан (далее – Уполномоченный) координирует деятельность всех участников национального превентивного механизма, принимает меры по обеспечению необходимого потенциала и профессиональных знаний участников.

      6. Члены Координационного совета, за исключением Уполномоченного, избираются комиссией, создаваемой Уполномоченным, из числа граждан Республики Казахстан.

      Цель, задачи и порядок деятельности комиссии определяются Положением, утверждаемым Уполномоченным.

      7. Секретарь Координационного совета назначается Уполномоченным из числа избранных членов Координационного совета.

      8. Выдвижение кандидатов в члены Координационного совета осуществляется на основе добровольного волеизъявления граждан Республики Казахстан.

      Объявление об отборе членов Координационного совета размещается на официальном интернет-ресурсе Уполномоченного.

      9. Избрание членов Координационного совета производится путем тайного голосования комиссии простым большинством голосов.

      10. Общее количество членов Координационного совета должно составлять не менее 20 (двадцати) членов, избираемых по принципу представленности по каждой области, города республиканского значения, столицы.

      11. Половина членов Координационного совета переизбирается каждые четыре года. Срок полномочий половины числа членов, избранных на первых выборах, заканчивается по истечении двухлетнего периода. После первых выборов имена этих членов определяются жеребьевкой, которую проводит Председатель Координационного совета. Выборы проводятся не позднее, чем за месяц до окончания срока их полномочий.

      12. При наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности члена Координационного совета, он отказывается от членства в Координационном совете. Член Координационного совета может выйти из его состава путем направления соответствующего уведомления в произвольной форме Уполномоченному.

Глава 4. Полномочия Координационного совета

      13. Координационный совет для решения задач национального превентивного механизма:

      1) взаимодействует с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета Организации Объединенных Наций против пыток;

      2) вносит предложения и замечания по решению проблем в сфере осуществления деятельности национального превентивного механизма;

      3) запрашивает в пределах установленных задач и полномочий необходимые для осуществления деятельности Координационного совета документы от государственных органов, учреждений и организаций превентивного посещения, а также организаций, независимо от организационно-правовой формы собственности, и их должностных лиц;

      4) приглашает на свои заседания руководителей и представителей различных органов государственной власти, учреждений и организаций превентивного посещения, общественных объединений и иных организаций;

      5) заслушивает на своих заседаниях информацию (сообщения, доклады) от соответствующих должностных лиц по вопросам, входящим в их компетенцию;

      6) определяет сроки и перечень учреждений и организаций, подлежащих превентивным посещениям, в пределах выделенных бюджетных средств;

      7) принимает информацию о сообщениях и жалобах о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Информация о принятых и переданных сообщениях и жалобах непосредственно в Координационный совет включается в протокол заседания Координационного совета;

      8) осуществляет отбор участников национального превентивного механизма для осуществления превентивного посещения;

      9) утверждает форму отчетности групп национального превентивного механизма по результатам превентивного посещения;

      10) обрабатывает и анализирует отчетную документацию по результатам проведения превентивных посещений;

      11) вырабатывает и направляет рекомендации уполномоченным государственным органам по улучшению условий обращения с лицами, содержащимися в учреждениях и организациях, подлежащих превентивному посещению;

      12) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;

      13) подготавливает ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма с учетом их отчетов по результатам превентивных посещений, разработанных рекомендаций для уполномоченных государственных органов по улучшению условий обращения с лицами, содержащимися в учреждениях и организациях, подлежащих превентивному посещению, и предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;

      14) при сомнении в добросовестности подготовки участниками национального превентивного механизма отчета о превентивном посещении члены Координационного совета принимают решение об исключении данных участников из состава региональных групп национального превентивного механизма.

      14. Функции Уполномоченного:

      1) является Председателем Координационного совета;

      2) координирует деятельность Координационного совета и его членов;

      3) принимает меры для обеспечения необходимого потенциала и профессиональных знаний членов Координационного совета;

      4) председательствует на заседаниях Координационного совета;

      5) утверждает план работы Координационного совета;

      6) получает на рассмотрение жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

      7) принимает уведомление об отставке члена Координационного совета.

      15. Функции секретаря Координационного совета:

      1) организует и контролирует подготовку материалов, выносимых на рассмотрение заседания;

      2) оформляет протокол заседания;

      3) выполняет поручения Председателя и принимает меры для обеспечения эффективности работы Координационного совета.

      16. Функции членов Координационного совета:

      1) обладают равными правами при обсуждении вопросов, рассматриваемых на заседании Координационного совета;

      2) по поручению Председателя Координационного совета в случае его отсутствия председательствуют на его заседаниях;

      3) вносят вопросы для обсуждения на заседание Координационного совета;

      4) вносят на голосование Координационного совета свои собственные предложения и рекомендации;

      5) могут иметь особое мнение, в случае выражения которого оно излагается в письменном виде;

      6) участвуют при необходимости в превентивных посещениях.

Глава 5. Прекращение полномочий члена Координационного совета

      17. Полномочия члена Координационного совета прекращаются при:

      1) нарушении норм настоящего Положения;

      2) письменном заявлении о сложении своих полномочий;

      3) смерти либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

      4) выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;

      5) утрате гражданства Республики Казахстан;

      6) вступлении в законную силу обвинительного приговора суда;

      7) наступлении иных случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      18. Полномочия члена Координационного совета приостанавливаются при:

      1) признании подозреваемым в совершении уголовных правонарушений;

      2) по решению Координационного совета.

Глава 6. Организация и порядок работы Координационного совета

      19. Форма работы Координационного совета - заседание Координационного совета, в том числе выездное по регионам.

      20. Заседание Координационного совета созывается Председателем, а в случае его отсутствия по его поручению членом Координационного Совета, не реже одного раза в квартал.

      21. Внеочередное заседание Координационного совета созывается и проводится по требованию не менее одной трети членов Координационного совета.

      22. Заседание Координационного совета проводится при участии более половины членов Координационного совета.

      23. Организация работы очередного заседания Координационного совета осуществляется Председателем, а при его временном отсутствии по его поручению членом Координационного совета.

      24. По результатам заседания Координационного совета принимается решение.

      25. Решение Координационного совета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Координационного совета. Если при принятии решения голоса разделились поровну, принятым решением считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. По вопросу прекращения (приостановления) полномочий члена Координационного совета решение принимается квалифицированным большинством в двух трети присутствующих.

      26. Решения Координационного совета носят рекомендательный характер, за исключением решений по вопросам прекращения (приостановления) полномочий члена Координационного совета.

      27. На заседании Координационного совета вырабатываются рекомендации и предложения по результатам превентивных посещений, обсуждению нормативных правовых актов, связанных с предметом деятельности национального превентивного механизма.

      28. На заседании Координационного совета ведется протокол, в котором указываются: повестка дня, фамилии присутствующих, результаты голосования, принятые рекомендации и предложения. Протокол подписывается Председателем и секретарем Координационного совета.

      29. Рабочим языком Координационного совета является государственный и русский языки.

      30. Организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета осуществляется Национальным центром по правам человека.

      31. Предложение об упразднении Координационного совета принимается простым большинством голосов на заседании в полном составе.

      32. Участниками Координационного совета не допускается разглашение сведений о частной жизни лица, ставших известными им в ходе ознакомления с отчетами по результатам превентивных посещений.

  Приложение 2 к приказу
от 20 января 2023 года № 1

Перечень
некоторых распоряжений Уполномоченного по правам человека

      1. Распоряжение Уполномоченного по правам человека от 26 сентября 2013 года № 18 "Об утверждении Положения о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8891).

      2. Пункт 1 изменений в некоторые распоряжения Уполномоченного по правам человека, утвержденных распоряжением Уполномоченного по правам человека от 18 сентября 2014 года № 14 "О внесении изменений в некоторые распоряжения Уполномоченного по правам человека" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9815).

      3. Пункт 1 перечня распоряжений Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, в которые вносятся изменения и дополнения, утвержденного распоряжением Уполномоченного по правам человека от 3 апреля 2019 года № 5 "О внесении изменений и дополнений в некоторые распоряжения Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19033).

      4. Распоряжение Уполномоченного по правам человека от 27 июня 2019 года № 15 "О внесении изменений в распоряжение Уполномоченного по правам человека от 26 сентября 2013 года № 18 "Об утверждении Положения о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19034).