Қазақстан Республикасының iшкi су жолдарындағы көлiк оқиғаларын есеп жүргiзу мен зерттеу, жiктеу туралы ЕРЕЖЕ

Қазақстан Республикасының Көлiк және коммуникациялар министрлiгi 1995 жылғы 26 шiлде N 151 Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 1995 жылғы 31 қазан N 123 тіркелді. Күші жойылды - ҚР Көлік және коммуникация министрінің 2006 жылғы 23 маусымдағы N 153 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін он күнтізбелік күн өткеннен соң қолданысқа енгізіледі) Бұйрығымен (V064308)

       1. Жалпы ережелер 

       1.1. Осы ереже Қазақстан Республикасының iшкi су жолдарында болған көлiк оқиғаларында мыналарға тарайды: 
      Қазақстан Республикасының кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясымен есепке алынған және олардың ведомстволық қатыстылығы мен меншiк нысанына қарамастан пайдалануға енгiзiлген кемелерге; 
      гидротехникалық ғимараттарға; 
      Қазақстан Республикасының iшкi су жолдарында болған кезеңдегi басқа мемлекеттiк кемелерiне; 
      жоғарыда аталған кемелер және гидротехникалық ғимараттар көлiк оқиғаларына ұшыраған кезде соған қатысқан кіші көлемдi спорттық және әскери кемелерге. 
      1.2. Ережемен қарастырылмаған көлiк оқиғалары болған жағдайда оларды зерттеу мен жiктеу туралы мәселенi Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгiнiң Бас инспекциясы шешедi. 
      1.3. Кеме қатынасының қауiпсiздiгi үшiн жалпы қадағалау және Ереже талаптарының сақталуы үшiн бақылау Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгiнiң Бас инспекциясына, ал өз учаскелерiнiң шекарасында тiкелей қадағалау мен бақылау жасау кеме қатынасы қауiпсiздiгiнiң инспекторлары мен кемежай капитандарына жүктеледi. 

 
       2. Айқындамалар мен түсiнiктемелер 

 
      2.1. Ережеде қолданылатын атаулар мынаны бiлдiредi: 
      2.1.1. Iшкi су жолдары - Қазақстан Республикасының кемелер қозғалысы үшiн пайдаланылатын iшкi су жолдарының бөлiгi, олар кеме қатынасы үшiн Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiмен белгiленедi. 
      2.1.2. Әскери кеме - Қазақстан Республикасының әскери-теңiз жалауы астында жүзетiн Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлiгiнiң, Қазақстан Республикасы Iшкi iстер министрлiгiнiң, Қазақстан Республикасының шекаралық қызметiнiң соғыс немесе арнайы мақсаттағы кораблi. 
      2.1.3. Адамдар опаты - көлiк апаты болған жерде немесе соның салдарынан қайтыс болған кез келген тұлғалар. 
      2.1.4. Гидротехникалық құрылыстар - шлюздар, бөгеттер, көпiрлер, кемежай және су тартқыш құрылыстар, толқын тосқауыл және т.б., сондай-ақ әуе және кеме жүрiсiнiң шеңберiндегi су астының өткелдерi (кабельдер, су құбырлары, электр жүргiзу құбырлары мен телефон желiлерi, қалқымалы көпiрлер). 
      2.1.5. Кемелердi су басу - корпустың суға толық батуы немесе судың корпусқа толық енуiнiң немесе шайқалуының салдарынан жүзгiштiк қордың толық жоғалуы. 
      2.1.6. Кәсiби жарамдылықтың жеткiлiксiздiгi - кеменiң маневрлiк және техникалық қасиетiн, лоция мен штурмандық уағыздарды қанағаттанарлық бiлмеуi, дербес жүзудiң азғантай тәжiрибесi. 
      2.1.7. Жеңiлмейтiн және әлдеқалай жағдайлар - табиғи апат себептерi, дауыл, су деңгейiнiң кенет көтерiлуi мен түсуi, ағын жылдамдығының кенет өсуi, сырғу, бөгеттерде, шлюздарда су тасуы, мұздардың кептелуi және т.б. 
      2.1.8. Конструктивтi толық бұзылу - айырбастау немесе жөндеу жолымен жоюға болмайтын кемелер мен гидротехникалық құрылыстардың сынуы. 
      2.1.9. Кеме - жүктердi, жолаушыларды, багаж бен поштаны тасымалдауға, плоттарды, кемелердi және басқа жүзу объектiлерiн сүйреуге, барлау мен пайдалы кендер табу, балық және басқа кәсiпшiлiктер үшiн, мұз ою және құтқару операцияларының өндiрiсi, жер қазу мен басқа жол жұмыстары үшiн, шаруашылық, ғылыми және мәдени мақсаттарға арналған өздiгiнен немесе өздiгiнен жүрмейтiн жүзу құрылыстары. 
      2.1.10. Құрам - Суда тасымалдауға арналған өзара құрастырылған кемелер (итеру әдiсiмен троспен сүйреуге). 
      2.1.11. Кiшкене кеме - ұзындығы 7 метрден кем кеме, ал ескегi өлшемiне қарамастан. 
      2.1.12. Құпия көлiк оқиғалары - Кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгiнiң Бас инспекциясында көлiк оқиғасы туралы ақпардың 5 күнге дейiн болмауы. 
      2.1.13. Кеме жүргiзу қателiктерi - ақталмаған тәуекелдiлiк, бағдардан айрылу, сәтсiз маневр таңдау, вахта Бастығының бұйрықтарын дұрыс орындамау, электр және радио приборларының ақпарларына өте сенiп қалу және т.б. 
      2.1.14. Кеме жүрiсi - кемелердiң қозғалуына арналған карта мен жергiлiктi жерде белгiленген су жолдарының алаңы. 
      2.1.15. Кеме иесi - кеменi меншiктi немесе басқа заңдар негiзiнде пайдалануына қарамай өзiнiң атынан кеменi пайдаланатын жеке тұлға немесе заңды тұлға. 
      2.1.16. Қақтығысу - жүріс барысындағы кемелер мен құрамдардың өзара соқтығысуы. 
      2.1.17. Ауыр дене зақымданулары - медициналық қызмет ережелерiне сәйкес дене зақымдануының ауырлық дәрежесi анықталған еңбек ету қабiлетi толық жойылған денсаулықтың бұзылуы. 
      2.1.18. Техникалық жарамсыздық - ДАУ-дың тоқтап қалуы, бас немесе көмекшi механизмдердiң, қозғалту - басқару кешенiнiң сынуы, электр беру қондырғылары мен приборлардың сөнiп қалуы және т.б. 
      2.1.19. Көлiк оқиғалары - пайдаланудағы кемелермен және құрамдармен болған, салдарынан адамдардың қайтыс болуы мен дене зақымын алуы, кемелердi, гидротехникалық құрылыстарды су басуы немесе конструктивтi бұзылуы, мұнай мен мұнай өнiмдерiнiң төгiлуi, флот қозғалысының тоқтауы сияқты апатты жағдайлар. 
      2.1.20. Соғу - кеменiң айлақта немесе зәкiрде тұрған басқа кемемен, жағамен, гидротехникалық құрылыспен, навигациялық кедергiмен, су асты заттарымен, жекелей тас құрамдармен және т.б. жанасуы. 

 
       3. Көлiк оқиғаларын топтау 

 
      3.1. Iшкi су жолдарының көлiк оқиғалары апатты және эксплуатациялық оқиғалар болып бөлiнедi. 
      3.2. Мыналар апат оқиғаларына жатады: 
      3.2.1. Салдарынан адамдар қайтыс болған немесе ауыр дене зақымдары болған көлiк оқиғалары. 
      3.2.2. Толық конструктивтi бұзылу, қуаты 225 квт артық өздiгiнен жүретiн және бос кездегi сыйымдылығы 300 т артық өздiгiнен жүрмейтiн одан әрi шығынға жазылатын кемелердiң су басуы. 
      3.2.3. Қайраңға отыру немесе кеменiң гидротехникалық құрылыстарын бұзу, соның салдарынан осы жол учаскесiнде немесе шлюзда бiрiншi кеменiң келген мезетiнен бастап есептегенде 72 сағат және одан артық қозғалыстың тоқтауы. 
      3.2.4. Көлiк оқиғасы кезiнде 10 тоннадан аса мұнай мен мұнай өнiмдерiнiң төгiлуi.
      3.3. Мыналар эксплуатациялық оқиғаларға жатады:
      3.3.1. Апатқа қатысы жоқ барлық басқа көлiк оқиғалары.
      3.3.2. Адамдардың өлуi мен ауыр дене зақымдарынан басқа салдар болғанына қарамай көлiк оқиғалар.
      3.3.2.1. Басқа кемелерге көмек көрсету кезiнде апаттан құтқару жұмыстары кезiнде апаттан құтқару экипаждың дұрыс әрекет жасауынан пайда болған оқиға.
      3.3.2.2. Қарсы тұруға болмайтын табиғи апаттың салдары.
      3.3.2.3. Мұзды жерлерде кемелер жұмыс жасаған кезде.
      3.3.2.4. Экспериментальды және тәжiрибе рейстерi мен жұмыстарды жүргiзу кезiнде болған оқиғалар. 

      4. Көлiк оқиғаларының түрi мен себептерi

     4.1. Көлiк оқиғаларының түрлерi
     4.1.1. Қақтығысу
     4.1.2. Соғу
     4.1.3. Кемелердiң батуы
     4.1.4. Қайраңға отыру
     4.1.5. Гидротехникалық құрылыстардың зақымдануы
     4.1.6. Басқалары (4.1.1 - 4.1.5. тармақтарға жатпайтын кемелер қозғалысы кезiндегi басқа көлiк оқиғалары)
     4.2. Көлiк оқиғаларының себептерi:
     4.2.1. Қалыптық - нұсқаулық құжаттарда қарастырылған лауазымдық мiндеттердi кеменiң жеке құрамының орындамауы.
     4.2.2. Вахта бастығының немесе кеменiң экипаж мүшелерiнiң еңбек тәртiбiн бұзуы.
     4.2.3. Кәсiби жарамдылықтың жеткiлiксiздiгi, кеме жүргiзудегi қателiктер.
     4.2.4. Жолдың, гидротехникалық құрылыстардың күтiп ұстауының, кеме жүрiсiнiң навигациялық жабдықталуының қанағаттанарлық еместiгi.
     4.2.5. Кеме қондырғыларының, механизмдердiң, жүйелердiң техникалық жарамсыздығы, конструктивтi жетiспеушiлiгi, кеме корпусының мүмкiн болатын тозуынан асуы.
     4.2.6. Кеме қатынасының қауiпсiздiгiн реттейтiн құжаттардың талаптарын жаға қызметкерлерiнiң орындамауы.
     4.2.7. Қарсы тұруға болмайтын және әлдеқалай жағдайлар.
     4.2.8. Басқалары

      5. Көлiк оқиғалары туралы хабарлама 

 
     5.1. Көлiк оқиғалары туралы кеменiң және (немесе) гидротехникалық құрылыстардың капитаны (командирi) немесе басқа лауазымдық тұлғалар, олардың ведомстволық қатыстылығы мен меншiк нысанына қарамай жедел байланысты пайдалана отырып (радио, телефон, телеграф және басқалары) жақын арадағы кеме қатынасы инспекциясының учаскесiне, сондай-ақ кемежайдың немесе гидроқұрылыс ауданының диспетчерлiк аппаратына кеме иесiне 1 қосымшада көрсетiлген мәлiметтi жедел түрде хабарлауға мiндеттi. 
      Аталмыш лауазымдық тұлғалардан келiп түскен, сондай-ақ кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi инспекциясының қызметкерлерiмен анықталған мәлiметтер Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясының желiлiк учаскелерiмен тiркеледi. 
      5.2. Көлiк оқиғалары туралы ақпарат алған басқа көлiк кәсiпорнының кемежай гидроқұрылыс ауданының диспетчерi, кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясы желiлiк учаскесiнiң қызметкерi болған жағдай туралы жедел түрде қол астындағы басшыларға жеткiзедi. 
      5.3. Көлiк ұйымдарының, су жолының Мемлекеттiк кәсiпорындары мен гидротехникалық құрылыстардың кеме қатынасы қауiпсiздiгiнiң бассейндiк инспекциясының басшылары апат оқиғалары жөнiнде Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң Су көлiгi Департаментiн, Кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясын және оқиға болған жердегi көлiк прокуратурасы органына хабарлайды. 
      5.4. Көлiк оқиғаларына душар болған капитанның (командирдiң) немесе басқа лауазымды тұлғаның мiндетi: 
      5.4.1. Көлiк оқиғасының зардабын жою немесе азайту шараларын қабылдайды. 
      5.4.2. Апат болған кезде кеме иесiмен, жақын арадағы көлiк кәсiпорнымен және кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi инспекциясының желiлiк учаскесiмен тұрақты байланыс жасайды. 
      5.4.3. Оқиға болған жерден тек кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi инспекциясының рұқсатымен ғана кетедi. 
      5.4.4. Үш күндiк мерзiм iшiнде 2 қосымшада көрсетiлген нысан бойынша үш дана қылып "Көлiк оқиғасының актiсiн" құрастырады. 
      5.4.5. Гидротехникалық құрылыстардың көлiк оқиғаларының актiсi олардың иелерiнiң өкiлдерiнiң қатысуымен ресiмделедi. 
      5.4.6. Көлiк оқиғаларының қатысушылары екеу және одан артық болған кезде көлiк оқиғасының актiсi олармен бiрлесiп құрастырылады. Көлiк оқиғасының себептерi мен зардабы туралы әртүрлi пiкiр болғанда актiлер жеке дара құрастырылады. 
      5.5. Көлiк оқиғалары болған кезде капитанның мәлiметiне қарамастан кеме мен гидротехникалық құрылыстардың иелерiнiң мiндетi: 
      5.5.1. Суында оқиға болған кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi инспекциясының желiлiк учаскесiне, ал апат туралы көлiк прокуратурасына жедел түрде хабарлайды. 
      5.5.2. Ақпаратта көлiк оқиғасының орны мен уақтысы, себебi мен күйi, болған зақымның сипаты және оның зардабын жою бойынша қабылданған шаралар көрсетiледi.
      5.5.3. Келесi ақпаратты берудiң нақты уақтысын кеме капитаны (командирi) белгiлейдi.
      5.5.4. Қажет болған кезде көлiк оқиғасының зардабын жою бойынша жұмыстарды басқару үшiн сол жерге барады. 

     6. Көлiк оқиғаларын тергеу  

      6.1. Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясының бөлiмшелерiмен мыналар тергеуге жатады:
      6.1.1. Апаттар.
      6.1.2. Эксплуатациялық оқиғалар.
      6.2. Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң Су көлiгi Департаментi қажет болуына қарай апаттың зардабын жою әрекеттерiн үйлестiру мен басшылық жасау бойынша, зардап шеккендерге көмек көрсетуде, қозғалысты қалпына келтiруде, тергеуде және т.б. бойынша комиссия құрады. 
      6.3. Көлiк оқиғаларын тергеу мына мерзiмдерде жүзеге асырылады: 
      6.3.1. Жолаушы кемелерiнде - 5 тәулiкке дейiн. 
      6.3.2. Басқа кемелермен, құрамдармен (соның iшiнде плоттық) және гидротехникалық құрылыстармен - 10 тәулiкке дейiн. 
      6.3.3. Сараптаулар жүргiзiлген кезде, апаттың шиеленiскен себептерiн шешуде кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгiнiң бас инспекторының шешiмi бойынша аталмыш мерзiмдер 10 тәулiкке дейiн ұзартылуы мүмкiн. 
      Ескерту: көлiк оқиғасы тiркелген мезеттен бастап кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясы желiлiк учаскесi бастығының қаулысы шыққанға дейiн уақыт зерттеу уақтысы болып табылады. Тергеу органдарына жiберiлетiн материалдар бойынша оларға тергеу мерзiмiнiң ұзартылғаны туралы хабарланады. 
      6.4. Көлiк оқиғасының зардабын жою және осы кеме жолының учаскесiнде қозғалысты қалпына келтiруге тергеу жұмыстары кедергi жасамауы тиiс. 
      6.5. Көлiк оқиғасына тергеу жүргiзетiн инспекция қызметкерлерiнiң мынадай құқықтары бар: 
      6.5.1. Iске тiкелей немесе жанама қатысы бар тұлғалардан iстiң мән-жайы бойынша жазбаша түсiнiктемелер алуға және жазбаша түрде сұрақтарды нақтылауға, үнтаспаға жазып алуға, тергеу материалдарын жаға радиостанциясының үнтаспа жазуларына бiрге қосуға. 
      6.5.2. Көлiк оқиғасының мән-жайын нақтылауға қажеттi материалдар мен құжаттарды лауазымды тұлғалардан талап етуге. 
      6.5.3. Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң жанындағы Теңiз және Өзен Регистрi кәсiпорындарының, лабораториялардың, ғылыми мекемелер мен арнайы құрылған комиссиялардың қызметкерлерiнен көлiк оқиғаларының себептерi мен мән-жайын ашу мен нақтылау мәселелерi бойынша тұжырымдамаларды алуға. 
      6.5.4. Кеме иелерiнен, Су жолдары мен гидротехникалық құрылыстардың Мемлекеттiк кәсiпорындарының басшыларынан көлiк оқиғасының мән-жайын нақтылау үшiн қажет болуына қарай сараптау жүргiзудi талап етуге. 
      6.6. Көлiк оқиғасына тергеу мыналармен жүргiзiледi: 
      6.6.1. Шекарасында оқиға болған кеме қатынасы қауiпсiздiгi инспекциясының желiлiк учаскесiмен. 
      6.6.2. Апатқа және эксплуатациялық оқиғаға ұшыраған кеменiң кеме қатынасы қауiпсiздiгi инспекциясы желiлiк учаскесiнiң қызмет зонасы (бiрақ осы бассейннiң iшiнде) шеңберiнен кетерде алғашқы құжаттарды жинау осы кеме орналасқан жердегi кеме қатынасы қауiпсiздiгi инспекциясының желiлiк учаскесiмен жүргiзiледi, одан әрi материалдар қорытынды жасау үшiн тиiстi жерлерге жiберiледi. 
      6.6.3. Апатқа немесе эксплуатациялық оқиғаға ұшыраған кеме бассейнiнен шыққан кезде алғашқы құжаттарды жинау кеме орналасқан жердегi кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясы жүргiзiледi, одан әрi материалдар қорытынды жасау үшiн тиiстi жерлерге жiберiледi. 
      6.7. Көлiк оқиғаларын тергеу мiндеттерi: 
      6.7.1. Кеменiң, экипаждың, жабдықтардың кеме қатынасының қауiпсiздiгiн реттейтiн қалыптық-өкiмдiк құжаттар талаптарына сәйкес келу күйiн бағалау. 
      6.7.2. Апаттың немесе эксплуатациялық оқиғаның жағдайын, себептерi мен зардабын анықтау. 
      6.7.3. Көлiк оқиғасына қатысты лауазым тұлғаларының iс-әрекетiн бағалау. 
      6.7.4. Қалыптық-өкiмдiк құжаттардың орындалмаған талаптары көрсетiле отырып, iс-әрекеттерi көлiк оқиғасының пайда болуын тудырған лауазым тұлғаларын анықтау. 
      6.8. Ұсынылған құжаттардың негiзiнде кеме қатынасы қауiпсiздiгi желiлiк учаскесiнiң бассейндiк инспекциясы дәлелденген қорытынды мен апаттарды болдырмау бойынша профилактикалық шараларды жүргiзудiң кепiлдемелерiн дайындайды. 
      6.9. Техникалық құралдарды және сараптау, эксперименттердiң нақты зерттеу, дәрiгерлiк куәландыруларды жүргiзу бойынша шығындарды өтеу, Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясы инспекторларының iс-сапарлық және көлiк шығындарын өтеу көлiк оқиғасына айыпты кеме иелерiне жүктеледi. 

    7. Көлiк оқиғаларының тергеу материалдарын қарау тәртiбi

 
      7.1. Тергеу материалдары бойынша Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясы желiлiк учаскесiнiң бастығы мыналарды жасайды. 
      7.1.1. Ұсынылған тұжырымдаманың дұрыстығы туралы қаулы шығарады, көлiк оқиғасының себебiн, түрi мен жiктелуiн анықтайды. 
      7.1.2. Көлiк оқиғалары бойынша құжаттарды кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясының бастығына қарауға және бекiтуге жiбередi, егер осындай бассейндiк инспекция жоқ болса құжаттар кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгiнiң Бас инспекторына жiберiледi. 
      7.2. Апатты тергеу материалдарын алғаннан кейiн кеме қатынасы қауiпсiздiгiнiң бассейндiк инспекциясының бастығы мыналарды жасайды: 
      7.2.1. Үш күндiк мерзiм iшiнде материалдарды қарайды, Кеме қатынасы қауiпсiздiгi инспекциясы желiлiк учаскесiнiң қорытындысын бекiтедi немесе онымен келiспесе қарсылық бiлдiрiп, өзiнiң дәлелдi қаулысын шығарады. 
      Қажет болған кезде, кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясының бастығы 10 күн мерзiмге ұзарта отырып материалдарды қайта тексеруге жiбередi. 
      7.2.2. Тергеу материалдары бойынша тұжырымдаманы кемелердiң және гидротехникалық құрылыстардың иелерiне - оқиғаның қатысушыларына жiбередi. 
      7.2.3. Көлiк оқиғасын тергеудегi бiр айдың қорытындысы бойынша тұжырымдама Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясына жiбередi. 
      7.3. Кеме иелерi мен гидротехникалық құрылыстардың басшылары көлiк оқиғаларының тергеу қорытындысын алу бойына 5 күндiк мерзiм iшiнде мыналарды жасайды: 
      7.3.1. Көлiк оқиғаларына айыпты лауазымды тұлғалардың жауапкершiлiгiне қатысты шешiмдер қабылдайды. 
      7.3.2. Көлiк оқиғаларын алдын алу шаралары мен қабылданған шаралар туралы кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясына хабарлайды. 
      7.4. Кеме қатынасының мемлекеттiк қадағалау органдары тергеу нәтижелерi бойынша пәрмендi заңдарға сәйкес қалыптық-өкiмдiк құжаттардың талаптарын бұзған тұлғаларға әкiмшiлiк және материалды айып тағулар жасайды. 
      7.5. Кеменiң және (немесе) гидротехникалық құрылыстың иесi көлiк оқиғасы бойынша кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясының қорытындысымен келiспеген жағдайда қорытындыны алған мезеттен бастап 10 күндiк кезең iшiнде Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясына өтiнiш жасауы мүмкiн. 
      7.6. Кеме қатынасы қауiпсiздiгiнiң бассейндiк инспекциясы көлiк оқиғалары бойынша тергеудi заңға сәйкес шешiм қабылдауы үшiн көлiк прокуратурасына жiбередi. 

 
      8. Есеп беру мен көлiк оқиғаларын есепке алу 

 
      8.1. Көлiк оқиғалары ведомстволық қатыстылығы мен меншiк нысанына қарамастан кеме мен гидротехникалық құрылыстардың иелерiмен есепке алынады. 
      8.2. Жол мен гидротехникалық құрылыстардың, кеме жүрiсiнiң навигациялық жабдықтарының қанағаттанарлықтай күтiп ұсталмағанының себебiнен болған көлiк оқиғалары су жолдарының Мемлекеттiк кәсiпорындары мен гидротехникалық құрылыстардың иелерiнiң есебiне жатады. 
      8.3. Қазақстан Республикасының кеме қатынасының iшкi су жолдарында шетел жалауы бар кемемен болған көлiк оқиғасы жүк көтерiмдiлiгi, сыйымдылығы, қозғалтқышының қуаты және алған бағытына қарамастан осы Ережеге сәйкес кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясымен тергеледi. 
      8.4. Көлiк оқиғасының салдарынан мүлiктiк жауапкершiлiк мәселелерi (құтқару, техникалық, коммерциялық және т.б. әрекеттерi) заңда белгiленген тәртiппен қаралады. 
      8.5. Қазақстан Республикасының iшкi су жолдарында болған барлық апаттар мен көлiк оқиғалары кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясымен, сондай-ақ кемелердiң және гидротехникалық құрылыстардың иелерiмен арнайы журналдарда тiркеледi. 
      8.6. Кеме қатынасы қауiпсiздiгi бассейндiк инспекциясы Кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясына Қазақстан Республикасының Мемстатымен бекiтiлген N 1-А нысаны бойынша өткен айдың апаттары жөнiнде есеп бередi. 
      8.7. Қазақстан Республикасының iшкi су жолдарындағы апаттар бойынша Мемлекеттiк статистикалық есеп беру Қазақстан Республикасының Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң ұсынуы бойынша Қазақстан Республикасы Статистика жөнiндегi мемлекеттiк комитетiмен бекiтiледi. 
      8.8. Кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi Бас инспекциясы Қазақстан Республикасының аз өлшемдi кемелерi бойынша Мемлекеттiк инспекциясының, Қазақстан Республикасы Көлiк және коммуникациялар министрлiгiнiң жанындағы Теңiз және Өзен Регистрiнiң жұмысын үйлестiредi, көлiк оқиғаларын тергеу мәселелерi бойынша Қазақстан Республикасы балық флоты инспекциясымен өзара iс-әрекеттеседi. 
|     Мына хаттармен келiсiлдi:
     Қазақстан Республикасы Бас прокуратурасының 1995 ж. 18.05. N 23-18-653-95.
     Қазақстан Республикасының статистика және талдау жөнiндегi Мемлекеттiк комитетiнiң 1995 ж. 29.05. N 11. 

1 қосымша           

           Көлiк оқиғасы бойынша кеме иесiне, кеме қатынасы мен
             теңiзде жүзу бас инспекциясына және көлiк
          кәсiпорнының диспетчерлiк аппаратына тапсырылатын
                         хабарлардың тiзiмi 

      1. Күнi, уақтысы, көлiк объектiсiнiң аты, тиiстiлiгi.
      2. Оқиға орны, навигациялық картадағы км, жақын жердегi елдi мекен пунктi, кемежай (айлақ), гидротехникалық құрылыстар мен т.б. 
      3. Жүгi немесе балласты бар көлiк объектiсiнiң қайда бара жатықаны, қайдан келе жатырғаны, жүктiң түрi мен оның саны, жолаушылар саны, құрам кемелерiнiң жалпы өлшемi мен батуы туралы мәлiметтер. 
      4. Ауа райы жағдайы, желдiң, толқынның, көрiнiстiң бағыты мен күшi. 
      5. Штат орындарында навигациялық белгiлердiң болуы және олардың дұрыстығы. 
      6. Жүргiзушi рубкасы мен машина бөлiмiнiң вахтенныйлары туралы мәлiметтер (фамилиясы, аты-жөнi, лауазымы, дипломының болуы). 
      7. Көлiк оқиғасының басқа объектiсi туралы қысқаша мәлiметтер. 
      8. Болған жағдайлар туралы мәлiметтер (көлiк оқиғасының түрi, зақымданудың болуы мен сипаты, құрбандар мен адамдар денесiнiң зақымдануы, қоршаған ортаның ластануы). 
      9. Көлiк оқиғасын бағалауға және оның зардабын жою мен көмек көрсету үшiн техникалық құралдарды тартудың қажеттiгi туралы шешiм қабылдауға мүмкiндiк беретiн басқа мәлiметтер. 

                                            2 қосымша

 
                         Көлiк оқиғасының актiсi 

 
      Көлiк оқиғасының актiсiнде мiндеттi түрде мына мәлiметтер болуы тиiс: 
      1. Жылы, күнi, айы, құрастырушылары туралы мәлiметтер (лауазымы, фамилиясы, аты-жөнi, ал куәлар үшiн - әрқайсысының тұрақты жерi). 
      2. Көлiк объектiлерi мен гидротехникалық құрылыстар туралы негiзгi мәлiметтер (аты, түрi, қуаты, жүк көтерiмдiлiгi, габариты, жүктердiң түрi және т.б.) 
      3. Көлiк оқиғасының қатысушылары - вахта бастықтары туралы мәлiметтер (лауазымы, жасы, арнайы бiлiмi, өзен көлiгiндегi, басшы қызметтерде және атқарған қызметтерiндегi еңбек өтілі, жұмыс дипломы немесе куәлiгi, оларды алған және берiлген күнi). 
      4. Көлiк оқиғасы болған учаскенiң гидрологиялық сипаттамасы, ауа райының күйi, көрiнiсi, кеме жүрiсi және оның жарияланғанына сәйкес келуi, штат орындарында навигациялық белгiлердiң болуы мен олардың қалыптық талаптарға сәйкес болуы және т.б. 
      5. Көлiк оқиғасы болар алдындағы әрекет пен мән-жайлардың бағалануы. 
      6. Көлiк оқиғасының мән-жайлары (барлық маневрларды, жүрiс жылдамдығын, өкiмдердi, командаларды, сигналдарды және т.б. бiрiнен соң бiрiн көрсете отырып нақты бейнелеу). 
      7. Көлiк оқиғаларының зардабын жою әрекеттерiн қоса есептегенде адамдар мен жүктердi, экипажды құтқару әрекеттерiнiң ретi. 
      8. Жарақат алған немесе қайтыс болған адамдардың саны, олардың фамилиясы, аттары, тұрғылықты жерi, туған жылы. 
      9. "Кеменiң техникалық актiсiмен" ресiмделуi тиiс тұрақтың, механизмдердiң, қозғалтқыштардың, басқару қондырғыларының зақымдануы. 
      10. Зақымдану салдарлары (бөлшектердiң суға батуы, жүктердiң жоғалуы мен бұзылуы, қоршаған ортаның ластануы, қозғалыс мүмкiншiлiгi және т.б.). 
      Көлiк оқиғасы актiсiнiң бiрiншi данасы қосымшасымен бiрге кеме қатынасы мен теңiзде жүзу қауiпсiздiгi инспекциясының желiлiк учаскесiне, ал екiншi және үшiншi данасы - көлiк объектiлерiнiң иелерiне жiберiледi, актiлердiң көшiрмесi көлiк оқиғасының қатысушыларында қалады. 
      Көлiк оқиғасының актiсiне мына құжаттар қоса берiледi: 
      - көлiк оқиғасы болар алдындағы вахта бастығының әрекетiн қоса есептегенде оқиға болған мезетте және онан кейiнгi кезеңдегi вахта журналынан (кеме) үзiндi; 
      - жүргiзiлуi осы көлiк объектiсiнде қарастырылған және қажеттi басқа журналдар мен машина журналынан үзiндi; 
      - барлық қатысты тұлғалардың түсiнiктемелерi, бiрiншi кезекте вахтенныйлардың, егер куәлар болса, солардың көрсетулерi; 
      - көлiк оқиғасы болған орын, сондай-ақ көлiк объектiлерiнiң орналасқан тiзбегi және т.б. көрсетiлген сызба; 
      - көлiк оқиғасы учаскесiнiң навигациялық картасының көшiрмесi; 
      - кеменiң техникалық актiсi; 
      - көлiк оқиғасына қатысы бар басқа құжаттар мен заттай дәлелдемелер (радиограммалардың, бұйрықтардың, өкiмдердiң, курсограммалардың, суреттердiң, тахограммалардың көшiрмелерi, тралдау немесе тереңдiктердi өлшеу, механизмдер мен қондырғылардың iстен шығуы туралы актiлер, нұсқау жөнiндегi журналдар).
     Барлық ұсынылған құжаттар көлiк объектiсiнiң капитанымен (командир) сендiрiлуi және кеме мөрiмен бекiтiлуi тиiс.
     Қылмысты бiлдiретiн хабарлар болған кезде жоғарыда аталған барлық құжаттар тергеу органдарына тапсырылады.     

 

Об утверждении Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 июля 1995 г. N 151. Утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 23 июня 2006 года N 153

 
      Сноска. Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 июля 1995 г. N 151 утратил силу приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 23 июня 2006 года N  153 .
 
 
      В целях обеспечения необходимых мер по государственному регулированию работы флота, установления единого подхода к решению вопросов обеспечения безопасности судоходства, предупреждения аварийности 
                     П Р И К А З Ы В А Ю : 
      1. Утвердить "Положение о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан". 
      2. Контроль за правильным применением "Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан" возложить на Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      3. Ввести в действие "Положение о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан" после регистрации в установленном порядке. 

 
     Министр 

 
                          1. Общие положения 

 
      1.1. Настоящее Положение распространяется на транспортные происшествия, происшедшие на внутренних судоходных путях Республики Казахстан: 
      с судами, подлежащими учету в Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Республики Казахстан и введенными в эксплуатацию независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности; 
      на гидротехнических сооружениях; 
      с судами других государств в период нахождения на внутренних судоходных путях Республики Казахстан; 
      с маломерными, спортивными, военными судами, когда они явились участниками транспортного происшествия с перечисленными выше судами и гидротехническими сооружениями. 
      1.2. В случае транспортных происшествий, не предусмотренных Положением, вопрос о их расследовании и классификации решает Главная инспекция безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      1.3. Общий надзор за безопасностью судоходства и контроль за соблюдением требований Положения возлагается на Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, а непосредственный надзор и контроль в границах своих участков на инспекторов безопасности судоходства и капитанов портов. 

 
                       2. Определения и понятия 

 
      2.1. В Положении под используемыми терминами понимается: 
      2.1.1. Внутренние судоходные пути - часть внутренних водных путей Республики Казахстан, используемых для движения судов, устанавливаемых и объявляемых для судоходства Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      2.1.2. Военное судно - боевой или специального назначения корабль Министерства обороны Республики Казахстан, Министерства внутренних дел Республики Казахстан, пограничной службы Республики Казахстан, плавающее под военно-морским флагом Республики Казахстан. 
      2.1.3. Гибель людей - любое лицо, погибшее на месте транспортного происшествия или умершее от последствий такового. 
      2.1.4. Гидротехнические сооружения - шлюзы, плотины, мосты, портовые и водозаборные сооружения, волноломы и т.п.; а также воздушные подводные переходы (кабели, трубопроводы, линии телефонных и электропроводных передач, наплавные мосты) в пределах судового хода. 
      2.1.5. Затопление судов - полное погружение корпуса в воду или полная утрата запасов плавучести в результате проникновения воды в корпус или опрокидывания. 
      2.1.6. Недостаточная профессиональная пригодность - неудовлетворительное знание маневренных и технических качеств судна, лоций и штурманских наставлений, незначительный опыт самостоятельного плавания. 
      2.1.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства - стихийные причины, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторов льда и др. 
      2.1.8. Полное конструктивное разрушение - поломки судов и гидротехнических сооружений, которые невозможно устранить путем замены или ремонта. 
      2.1.9. Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, буксировки плотов, судов и иных плавучих объектов, разведки и добычи полезных ископаемых, для рыбных и иных промыслов, производства ледокольных, спасательных операций, дноуглубительных и других путевых работ, для хозяйственных, научных и культурных целей. 
      2.1.10. Состав - соединенные между собой суда, предназначенные для транспортировки (буксировки на тросе, методом толкания) на воде. 
      2.1.11. Судно маломерное - судно, длина которого менее 7 метров, а гребное - независимо от размеров. 
      2.1.12. Скрытое транспортное происшествие - отсутствие информации в Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания о транспортном происшествии в течение более 5 суток. 
      2.1.13. Судоводительские ошибки - неоправдавшийся риск, потеря ориентировки, выбор неудачного маневра, неправильное исполнение команд вахтенного начальника, передоверие информации электронавигационных приборов и др. 
      2.1.14. Судовой ход - акватория водного пути, предназначенная для движения судов, обозначенная на местности и карте. 
      2.1.15. Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. 
      2.1.16. Столкновение - удар между собой судов и составов, находящихся на ходу. 
      2.1.17. Тяжкие телесные повреждения - расстройство здоровья со стойкой утратой трудоспособности, согласно правилам служебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений. 
      2.1.18. Технические неисправности - отказы ДАУ, поломки главных и вспомогательных механизмов, движительно-рулевого комплекса, отключение электропитания устройств и приборов и т.д. 
      2.1.19. Транспортное происшествие - аварийный случай с судами и составами, находящимися в эксплуатации, повлекший телесные повреждения судов, гидротехнических сооружений, разливы нефти и нефтепродуктов, прекращение движения флота. 
      2.1.20. Удар - соприкосновение судна с другим, стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием и др. 

 
              3. Классификация транспортных происшествий 

 
      3.1. Транспортные происшествия на внутренних судоходных путях подразделяются на аварии и эксплуатационные происшествия. 
      3.2. К аварии относятся: 
      3.2.1. Транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди. 
      3.2.2. Полное конструктивное разрушение, затопление самоходных судов мощностью более 225 квт и несамоходных водоизмещением порожнем более 300 тонн с последующим их списанием. 
      3.2.3. Посадка на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, повлекшие за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более, считая с момента подхода первого судна. 
      3.2.4. Разлив при транспортном происшествии нефти, 

 

нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.

     3.3. К эксплуатационному происшествию относятся:

     3.3.1. Все другие транспортные происшествия, не относящиеся к

аварии.

     3.3.2. Транспортные происшествия независимо от наступивших 

последствий, кроме гибели и нанесения тяжких телесных повреждений

людям.

     3.3.2.1. Полученные при правомерных действиях экипажа во время

аварийно-спасательных работ при оказании помощи другим судам.

     3.3.2.2. В результате действия непреодолимой стихийной силы.

     3.3.2.3. При работе судов в ледовых условиях.

     3.3.2.4. Происшедшие при производстве экспериментальных и 

опытных рейсов и работ.

 

              4. Виды и причины транспортных происшествий

 

     4.1. Виды транспортных происшествий:

     4.1.1. Столкновения.

     4.1.2. Удар.

     4.1.3. Затопление судов.

     4.1.4. Посадка на мель.

     4.1.5. Повреждение гидротехнических сооружений.

 
      4.1.6. Прочие (все другие транспортные происшествия при движении судов, не подпадающие под определение п.п. 4.1.1 - 4.1.5.). 
      4.2. Причины транспортных происшествий: 
      4.2.1. Невыполнение личным составом судов должностных 

 

обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными 

документами.

     4.2.2. Нарушение вахтенным начальником или членами экипажа

судна трудовой дисциплины.

     4.2.3. Недостаточная профессиональная пригодность, 

судоводительские ошибки.

     4.2.4. Неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических

сооружений, навигационного оборудования судовых ходов.

     4.2.5. Технические неисправности судовых устройств, механизмов,

систем, конструктивные недостатки, превышение допустимого уровня

изношенности корпуса судна.

     4.2.6. Невыполнение береговыми работниками требований 

документов, регламентирующих безопасность судоходства.

     4.2.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

     4.2.8. Прочие.

 

               5. Донесение о транспортном происшествии

 

 
      5.1. О случае транспортного происшествия капитан (командир) или другие должностные лица судна и (или) гидротехнического сооружения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, используя оперативную связь (радио, телефон, телеграф и др.), обязаны безотлагательно сообщить о нем в ближайший линейный участок судоходной инспекции, а также диспетчерскому аппарату порта или района гидросооружения, владельцу судна сведения, указанные в Приложении 1. 
      Поступившие сведения указанных должностных лиц, а также выявленные сотрудниками инспекции безопасности судоходства и мореплавания транспортные происшествия регистрируются линейными участками Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      5.2. Диспетчер порта, другого транспортного предприятия, района гидросооружений, сотрудник линейного участка Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания, получивший информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывает о случившемся руководителям организаций по подчиненности. 
      5.3. Руководители транспортных организаций, Государственных предприятий водных путей и гидротехнических сооружений, бассейновой инспекции безопасности судоходства об авариях информируют соответственно Департамент водного транспорта, Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и органы транспортной прокуратуры по месту происшествия. 
      5.4. Капитан (командир) или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия обязан: 
      5.4.1. Принять меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия. 
      5.4.2. При аварии поддерживать постоянную связь с судовладельцем, ближайшим транспортным предприятием и линейным участком инспекции безопасности судоходства и мореплавания. 
      5.4.3. Покидать место происшествия только с разрешения инспекции безопасности судоходства и мореплавания. 
      5.4.4. В течение суток составить в трех экземплярах "Акт транспортного происшествия" по форме, указанной в приложении 2. 
      5.4.5. Акты на транспортные происшествия с гидротехническими сооружениями оформляются с участием представителей их владельцев. 
      5.4.6. При двух и более участниках транспортного происшествия акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях акты составляются раздельно. 
      5.5. Владельцы судов и гидротехнических сооружений, независимо от информации капитанов, в случае транспортного происшествия обязаны: 
      5.5.1. Немедленно сообщить в линейный участок инспекции безопасности судоходства и мореплавания, в водах которого оно совершено, об аварии и транспортной прокуратуре. 
      5.5.2. В информации указать время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий. 
      5.5.3. Установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации. 
      5.5.4. Выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия. 

 
              6. Расследование транспортных происшествий 

 
      6.1. Подразделениями Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан подлежат расследованию: 
      6.1.1. Аварии. 
      6.1.2. Эксплуатационные происшествия. 
      6.2. Департамент водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан в необходимых случаях создает комиссии по руководству и координации действий по ликвидации последствий, оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения, расследованию и т.п. 
      6.3. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки: 
      6.3.1. С пассажирскими судами - до 5 суток. 
      6.3.2. С другими судами, составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 10 суток. 
      6.3.3. При проведении экспертиз, выяснении сложных причин аварий указанные сроки по решению главного инспектора безопасности судоходства и мореплавании могут быть увеличены до 10 суток. 
      Примечание: время расследования исчисляется с момента регистрации транспортного происшествия до вынесения постановления начальником линейного участка Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания. По материалам, подлежащим направлению в следственные органы, сообщать им о продлении срока расследования. 
      6.4. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работу по восстановлению движения на данном участке судоходного пути. 
      6.5. Работники инспекции, ведущие расследование транспортного происшествия, имеют право: 
      6.5.1. Брать письменное объяснение и в письменной форме уточнять вопросы по существу дела от лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производить магнитофонные записи, приобщать к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций. 
      6.5.2. Требовать от должностных лиц предъявления документов и материалов, необходимых для уточнения обстоятельств транспортного происшествия. 
      6.5.3. Получать заключения работников Морского и Речного Регистра при Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, предприятий, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия. 
      6.5.4. Требовать от судовладельцев, руководителей Государственных предприятий водных путей и гидротехнических сооружений проведения при необходимости эксперимента для уточнения обстоятельств происшествия. 
      6.5.5. Принять все необходимые меры к медицинскому освидетельствованию участников транспортного происшествия для установления состояния здоровья, алкогольного и наркотического опьянения. 
      6.6. Расследование транспортного происшествия производится: 
      6.6.1. Линейным участком инспекции безопасности судоходства в границах которого оно произошло. 
      6.6.2. При уходе судна, допустившего аварию и эксплуатационное происшествие, за пределы зоны деятельности линейного участка инспекции безопасности судоходства, но того же бассейна, сбор первичных документов производится линейным участком инспекции безопасности судоходства по месту нахождения судна с последующим направлением материалов по принадлежности для подготовки заключения. 
      6.6.3. В случае, когда судно, совершившее аварию или эксплуатационное происшествие, выбыло в другой бассейн, сбор первичных документов производится бассейновой инспекцией безопасности судоходства по месту нахождения судна с направлением материалов расследования по принадлежности для подготовки заключения. 
      6.7. Задачи расследования транспортных происшествий: 
      6.7.1. Оценка состояния судна, экипажа, оборудования требованиям нормативно-распорядительных документов, регламентирующих безопасность судоходства. 
      6.7.2. Установление обстоятельств, причин и последствий аварий или эксплуатационного происшествия. 
      6.7.3. Оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц. 
      6.7.4. Выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия с указанием невыполненных позиций нормативно-распорядительных документов. 
      6.8. На основании представленных документов инспектор линейного участка бассейновой инспекции безопасности судоходства готовит мотивированное заключение и рекомендации проведения профилактических мер по предупреждению аварийности. 
      6.9. Выделение технических средств и возмещение затрат по проведению экспертиз, экспериментов, натурных исследований, медицинского освидетельствования, командировочных и транспортных расходов инспекторов Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций относится на владельцев судов, виновных в транспортном происшествии. 

 
                7. Порядок рассмотрения материалов 
              расследования транспортных происшествий 

 
      7.1. Начальник линейного участка Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан по материалам расследования: 
      7.1.1. Выносит постановление о правомерности представленного заключения, определяет причину, вид и классификацию транспортного происшествия. 
      7.1.2. Направляет документы по транспортным происшествиям начальнику бассейновой инспекции безопасности судоходства на рассмотрение и утверждение, там где нет бассейновой инспекции безопасности судоходства, документы направляются Главному инспектору безопасности судоходства и мореплавания. 
      7.2. Начальник бассейновой инспекции безопасности судоходства после получения материалов расследования аварий: 
      7.2.1. Рассматривает материалы и в 3-х дневный срок, утверждает заключение линейного участка инспекции безопасности судоходства или, в случае несогласия с ним, отменяет его и выносит свое мотивированное постановление. 
      При необходимости начальник бассейновой инспекции безопасности судоходства направляет материалы на дорасследование с продлением срока до 10 дней. 
      7.2.2. Направляет заключение по материалам расследования владельцам судов и гидротехнических сооружений - участникам происшествия. 
      7.2.3. Заключения по расследованным транспортным происшествиям по итогам за квартал направляются также в Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      7.3. Судовладельцы и руководители гидротехнических сооружений с получением заключения расследования транспортного происшествия в 5-дневный срок: 
      7.3.1. Принимают решения в части ответственности должностных лиц, виновных в транспортном происшествии. 
      7.3.2. Сообщают в бассейновую инспекцию безопасности судоходства о принятых мерах и мероприятиях по предупреждению транспортных происшествий. 
      7.4. Органы государственного судоходного надзора по результатам расследования в соответствии с действующим законодательством применяют к лицам, нарушившим требования нормативно-распорядительных документов, административные и материальные санкции. 
      7.5. При несогласии с заключением по транспортному происшествию владелец судна и (или) гидротехнического сооружения в период 10-ти дней с момента получения заключения может направить обоснованное заявление Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      7.6. Органы бассейновой инспекции безопасности судоходства материалы расследования по транспортным происшествиям направляют в транспортную прокуратуру для принятия решения в соответствии с законом. 

 
            8. Отчетность и учет транспортных происшествий 

 
      8.1. Транспортные происшествия учитываются владельцами судна или гидротехнического сооружения вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности. 
      8.2. Транспортные происшествия, последовавшие по причине неудовлетворительного содержания пути и гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода, относят на учет Государственных предприятий водных путей и владельца гидротехнического сооружения. 
      8.3. Транспортное происшествие с судном под иностранным флагом на внутренних судоходных путях Республики Казахстан независимо от грузоподъемности, вместимости, мощности двигателя и назначения расследуется бассейновой инспекцией безопасности судоходства в соответствии с настоящим Положением. 
      8.4. Вопросы имущественной ответственности по результатам транспортных происшествий (спасательные операции, технические, коммерческие и другие) рассматриваются в установленном законом порядке. 
      8.5. Все аварии и эксплуатационные происшествия на внутренних судоходных путях Республики Казахстан регистрируются в бассейновой инспекции безопасности судоходства, а также владельцами судов и гидротехнических сооружений в специальных журналах. 
      8.6. Бассейновая инспекция безопасности судоходства представляет в Главную инспекцию безопасности судоходства и мореплавания отчет об авариях за прошедший месяц по форме N 1-А, утвержденной Госкомстатом Республики Казахстан. 
      8.7. Государственная статистическая отчетность по авариям на внутренних судоходных путях Республики Казахстан утверждается Государственным комитетом Республики Казахстан по статистике по представлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. 
      8.8. Главная инспекция безопасности судоходства и мореплавания 

 

координирует работу Государственной инспекции по маломерным судам

Республики Казахстан, Морского и Речного Регистра при Министерстве

транспорта и коммуникаций Республики Казахстан взаимодействует с

Казгосрыбфлотинспекцией Республики Казахстан по вопросам

расследования транспортных происшествий.

 

     СОГЛАСОВАНО ПИСЬМАМИ:

     Генеральной прокуратурой Республики Казахстан

     N 23-18-653-95 от 18.05.95 г.

     Государственного комитета Республики Казахстан по статистике

     и анализу N 11 от 29.05.95 г.

 

                                            Приложение 1

 

                       ПЕРЕЧЕНЬ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ

                  СУДОВЛАДЕЛЬЦУ, ГЛАВНОЙ ИНСПЕКЦИИ

              БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА И МОРЕПЛАВАНИЯ

              И ДИСПЕТЧЕРСКОМУ АППАРАТУ ТРАНСПОРТНОГО

         ПРЕДПРИЯТИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ТРАНСПОРТНОМУ ПРОИСШЕСТВИЮ

 

     1. Дата, местное время, название транспортного объекта,

принадлежность.

 
      2. Место происшествия, километр на навигационной карте, ближайший населенный пункт, порт (пристань), гидротехническое сооружение и т.п. 
      3. Откуда и куда следует транспортный объект, в грузу или балласте, род груза и его количество, число пассажиров, сведения о судах состава, его общие размеры и осадка. 
      4. Условия погоды, направление и сила ветра, волнение, видимость. 
      5. Наличие навигационных знаков на штатных местах и их исправность. 
      6. Сведения о вахтенных ходовой рубки и машинного отделения (фамилия, имя, отчество, должность, наличие диплома). 
      7. Краткие сведения о другом объекте транспортного происшествия. 
      8. Сведения о случившемся (вид транспортного происшествия, наличие и характер повреждений, жертвы и телесные повреждения людей, загрязнение окружающей среды). 
      9. Другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий. 

                                           Приложение N 2

 
                             А К Т 
                   ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ 

 
      Акт транспортного происшествия должен содержать следующие обязательные сведения: 
      1. Год, число, месяц, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - местожительство каждого). 
      2. Основные данные о транспортных объектах и гидротехнических сооружениях (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, род грузов и др.). 
      3. Сведения о вахтенных начальниках - участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на речном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы). 
      4. Гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и др. 
      5. Оценка действий перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему. 
      6. Обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и т.д.). 
      7. Последующие действия экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза. 
      8. Количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, местожительство, год рождения. 
      9. Повреждение корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены "Судовым техническим актом". 
      10. Последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и т.п.). 
      Первый экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляется в линейный участок инспекции безопасности судоходства и мореплавания, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия. 
      К акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы: 
      - выписка из вахтенного (судового) журнала за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него; 
      - выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено на данном транспортном объекте и если это необходимо; 
      - объяснительные от всех причастных лиц, в первую очередь от вахтенных, и свидетельские показания, если они имеются; 
      - схема с обозначением места транспортного происшествия, а также последовательных расположений транспортных объектов и др.; 
      - копия навигационной карты участка транспортного происшествия; 
      - судовой технический акт; 
      - другие документы и вещественные доказательства, имеющие 

 

отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов,

распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении

или промерах глубин, выхода из строя механизмов, устройств, журналы

по инструктажу).

     Все представляемые документы должны быть заверены подписью

капитана (командира) транспортного объекта и скреплены судовой

печатью.

     При наличии данных, указывающих на признаки преступления, все

вышеперечисленные документы передаются в следственные органы.

 

 

              Государственный комитет Республики

               Казахстан по статистике и анализу

 

                   П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

                             г. Алматы

29.05.95 г.                                           N 11

 

                           Об утверждении

                    ведомственной статистической

                      отчетности по транспорту

 

     Государственный комитет Республики Казахстан по статистике

и анализу ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 
      1. Утвердить согласно прилагаемого образца ведомственной статистической отчетности N 1-А "Отчет об авариях с судами внутреннего водного транспорта на внутренних судоходных путях Республики Казахстан" квартальной периодичности и ввести ее в 

 

действие, начиная с отчета за II квартал 1995 года.

     2. Распространить вышеуказанную форму ведомственной 

статистической отчетности на Верхне-Иртышскую бассейновую инспекцию

безопасности судоходства, линейные участки Главной инспекции 

безопасности судоходства и мореплавания.

 

  Первый заместитель

    Председателя

 

 

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

                        РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

          18.05.95 г.                         N 23-18-653-95

                                    Директору Департамента

                                     водного транспорта Министерства

                                     транспорта и коммуникаций

                                     Республики Казахстан

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по проекту Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан 

 
      Изучение проекта Положения показало, что оно в целом разработано в соответствии с Законом РК "О транспорте в Республике Казахстан" и другими нормативными актами. 
      Вместе с тем полагаю: 
      - в приложении 2 пункта 10, где перечисляются документы, подлежащие приложению к акту транспортного происшествия в подпункте 7 в числе указанных в скобке документов необходимо внести слова "журналы по инструктажу". 
      - в абзаце, который начинается со слов "примечание" после пункта 6.3.3. следует добавить "по материалам, подлежащим направлению в следственные органы, сообщать о продлении срока". 
      - в пункте 10 Приложения N 2 необходимо отразить при наличии 

 

данных, указывающих на признаки преступления, материалы служебного

расследования передаются в следственные органы.

 

Начальник отдела по надзору за

исполнением законов на транспорте

Управления общего надзора

 

 

              ВЕДОМСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

                           -----------------------------------------

                                           К О Д Ы 

                           -----------------------------------------

                                   1     !      2      !     3

                           -----------------------------------------

                          форма документа! организация ! территории 

                          по ОКУД        ! составителя ! по СОАТО

                                         ! отчета по   !

                                         !   ОКПО      !

                           -----------------------------------------

Кому представляется________   0610525    !             !

               наименование,----------------------------------------

____________________________

    адрес получателя

Министерство, акционерное    ---------------------------------------

объединение, холдинг, концерн,             Форма N 1-А

ассоциация                         утверждена постановлением

                                         Госкомстата РК

                                       от 29.05.95 г. N 11

-------------------------------

Предприятие, учреждение,               Почтовая-квартальная

организация

-------------------------------            Представляют:

Адрес________________________ 1. Верхне-Иртышская бассейновая 

Форма собственности__________    инспекция безопасности судоходства,

_____________________________    линейные участки Главной инспекции

                                 безопасности судоходства и 

                                 мореплавания 10 числа после 

                                 отчетного периода (за год - 20 

                                 февраля) - Главной инспекции

                                 безопасности судоходства и 

                                 мореплавания Министерства транспорта

                                 и коммуникаций Республики Казахстан.

                              2. Главная инспекция безопасности

                                 судоходства и мореплавания 

                                 Министерства транспорта и

                                 коммуникаций Республики Казахстан

                                 - Государственному комитету 

                                 Республики Казахстан по статистике

                                 и анализу и по его требованию.

 

                             О Т Ч Е Т 

                        об авариях с судами

                 внутреннего водного транспорта на

          внутренних судоходных путях Республики Казахстан

                  за _____________квартал 19   г.

--------------------------------------------------------------------

          Наименование показателя            !  Номер  !  Величина    

                                             ! строки  ! показателя

--------------------------------------------------------------------

                     1                       !    2    !     3

--------------------------------------------------------------------

                I. Аварии и пострадавшие при авариях

                   

Всего аварий (кроме случаев по стихийным  

причинам)                                         01

в том числе с пассажирскими судами                02

Число людей погибших при авариях, всего           03

в том числе:

погибших членов экипажа                           04

погибших пассажиров                               05

 

                          II. Виды аварий 

1. Столкновение                                   06

2. Удар                                           07

3. Затопление судов                               08

4. Повреждение гидротехнических сооружений,

   повлекшие за собой прекращение движения

   на данном участке пути, шлюза на 72 часа

   и более, считая с момента подхода первого

   транспортного объекта                          09

5. Прочие (все другие аварии при движении

судов, не подпадающих под определения в п.п. 1-4) 10

 

 

                        III. Причины аварий

 

Невыполнение личным составом экипажей должностных

обязанностей, предусмотренных 

нормативно-распорядительными документами          11

Нарушение вахтенными начальниками или членами

экипажа судна трудовой дисциплины                 12

Недостаточная профессиональная пригодность, 

судоводительская ошибка                           13

Неудовлетворительное содержание пути,

гидротехнических сооружений и навигационного

оборудования судовых ходов                        14

Технические неисправности судовых устройств,

механизмов, систем, конструктивные недостатки,

превышение допустимого уровня изношенности корпуса

судна                                             15

Невыполнение береговыми работниками требований

документов, регламентирующих безопасность

судоходства                                       16

Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства     17

Прочие                                            18

 

"____"___________19   г.                          Руководитель

 

 

______________________________________

Фамилия и номер телефона исполнителя

 

                   КРАТКОЕ УКАЗАНИЕ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

 
      1. В отчет включаются аварии, связанные с движением судов и составов, повлекшие за собой гибель людей и судов, госпитализацию пострадавших от аварий в количестве более 15 человек, затопление, полное конструктивное разрушение самоходного судна мощностью более 220 квт (300 л.с.), несамоходного судна водоизмещением более 300 тонн, конструктивное разрушение гидротехнического сооружения, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути, шлюза на 72 часа и более, считая с момента подхода первого транспортного объекта. 
      2. Отчет составляется по авариям с судами, находящимися на учете в Главной инспекции безопасности судоходства и мореплавания Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности их владельца, которые расследованы Главной инспекцией безопасности судоходства и мореплавания.