"Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасының Конституциялық Заңы 2014 жылғы 7 қарашадағы № 245-V ҚРЗ

      РҚАО-ның ескертпесі!
      Осы Заңның қолданысқа енгізілу тәртібін 2-баптан қараңыз.

      1-бап. «Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы» 2000 жылғы 25 желтоқсандағы Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына (Қазақстан Республикасы Парламентiнiң Жаршысы, 2000 ж., № 23, 410-құжат; 2006 ж., № 23, 136-құжат; 2008 ж., № 20, 77-құжат; 2010 ж., № 24, 147-құжат; 2012 ж., № 5, 38-құжат; 2014 ж., № 16, 89-құжат) мынадай өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:
      1) 11-бапта:
      3-тармақтың бірінші бөлігі мынадай мазмұндағы 1-1) тармақшамен толықтырылсын:
      «1-1) жалпы отырыстың төралқасы;»;
      мынадай мазмұндағы 6-тармақпен толықтырылсын:
      «6. Судья лауазымына кандидаттардың моральдық-адамгершілік қасиеттерін бағалау үшін облыстық сот жанынан консультативтік-кеңесші орган – Қоғамдық кеңес құрылады.
      Қоғамдық кеңестің қорытындысы ұсынымдық сипатта болады.»;
      2) 14-баптың 2 және 3-тармақтары мынадай редакцияда жазылсын:
      «2. Облыстық сот төрағасының өкілеттіктері мерзімінен бұрын тоқтатылған немесе өкілеттік мерзімі аяқталған жағдайда төрағаның міндеттерін уақытша атқаруды Жоғарғы Сот Төрағасы облыстық соттың апелляциялық сот алқалары төрағаларының біріне жүктейді, ал апелляциялық сот алқаларының төрағалары болмаған жағдайда облыстық сот төрағасының міндеттерін уақытша атқару облыстық соттың кассациялық сот алқасының судьясына жүктеледі.
      Облыстық соттың кассациялық сот алқасы отырыстарында төрағалық ету облыстық соттың кассациялық сот алқасының судьясына жүктеледі.
      3. Облыстық соттың төрағасы уақытша болмаған жағдайда мiндеттердiң атқарылуын облыстық сот төрағасы облыстық соттың апелляциялық сот алқалары төрағаларының бiрiне жүктеудi жүзеге асырады, ал апелляциялық сот алқаларының төрағалары болмаған жағдайда облыстық сот төрағасының мiндеттерiн уақытша атқару облыстық соттың кассациялық сот алқасының судьясына жүктеледi.
      Облыстық соттың төрағасы облыстық соттың кассациялық сот алқасы отырыстарында төрағалық етуді облыстық соттың кассациялық сот алқасының судьясына жүктейді.»;
      3) 16-баптың 1-тармағында:
      7) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «7) аудандық және облыстық соттар судьяларының, аудандық сот төрағасының бос лауазымдарына кандидатураларды қарайды және тиісті қорытындылар шығарады;»;
      мынадай мазмұндағы 9-2) тармақшамен толықтырылсын:
      «9-2) облыстық соттың жалпы отырысы төралқасының регламентін бекітеді;»;
      4) мынадай мазмұндағы 16-1-баппен толықтырылсын:

      «16-1-бап. Облыстық соттың жалпы отырысының төралқасы

      1. Облыстық соттың жалпы отырысының төралқасы:
      1) соттардың қызметін жетілдіру жөніндегі ұсыныстарды облыстық соттың жалпы отырыстарында қарау үшін оларды дайындауды қамтамасыз етеді;
      2) осы Конституциялық заңда облыстық соттың басқа органдарының құзыретіне жатқызылмаған өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.
      2. Облыстық соттың жалпы отырысы төралқасының құрамы жеті мүшеден – облыстық соттың төрағасынан және сот алқаларының төрағаларынан, Судьялар одағы филиалының төрағасынан, Судья әдебі жөніндегі комиссияның төрағасынан, сондай-ақ облыстық соттың жалпы отырысы екі жыл мерзімге жіберетін екі судьядан тұрады.
      3. Облыстық соттың жалпы отырысының төралқасын облыстық соттың төрағасы шақырады және ол өз мүшелерінің жалпы санының кемінде үштен екісі болған кезде құқықты болады.
      4. Облыстық соттың жалпы отырысы төралқасының жұмысын ұйымдастыру облыстық соттың жалпы отырысы бекітетін регламентпен айқындалады.»;
      5) 17-баптың 2-тармағы мынадай мазмұндағы 3-2) тармақшамен толықтырылсын:
      «3-2) кадр резервіне алынған адамдардың тізімін Жоғары Сот Кеңесіне жібереді;»;
      6) 18-баптың 3-тармағының бірінші бөлігі мынадай мазмұндағы 1-1) тармақшамен толықтырылсын:
      «1-1) жалпы отырыстың төралқасы;»;
      7) 20-бапта:
      1-тармақта:
      4) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «4) Жоғарғы Соттың жалпы отырысының қарауына сот практикасы мәселелерi бойынша Жоғарғы Соттың нормативтiк қаулыларын қабылдау үшiн материалдар енгiзедi;»;
      мынадай мазмұндағы 4-1), 9-3) және 9-4) тармақшалармен толықтырылсын:
      «4-1) сот актiлерiн заңда көзделген негiздер бойынша қадағалау тәртiбiмен қайта қарау туралы ұсынулар енгiзедi;»;
      «9-3) Қоғамдық кеңес туралы үлгі ережені бекітеді;
      9-4) жалпы отырыс төралқасының үлгі регламентін бекітеді;»;
      2-тармақтың 7) тармақшасы мынадай редакцияда жазылсын:
      «7) республика судьяларына ведомстволық наградалар, «Құрметтi судья» атағын бередi, осы Атақты беру тәртiбi туралы ереженi бекiтедi;»;
      8) 22-баптың 1-тармағында:
      2) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «2) сот практикасын зерделеу мен жинақтаудың қорытындылары бойынша республика соттарының сот төрелiгiн iске асыруы кезiнде заңдылықты сақтау мәселелерiн қарайды;»;
      3-1) тармақша алып тасталсын;
      4) және 6) тармақшалар мынадай редакцияда жазылсын:
      «4) Жоғарғы Соттың сот алқалары, Сот жюриi төрағаларының және уәкiлеттi орган басшысының ақпаратын тыңдайды;»;
      «6) облыстық соттар төрағаларының, сот алқалары төрағаларының, Жоғарғы Соттың сот алқалары төрағалары мен судьяларының бос лауазымдарына кандидатураларды қарайды және тиісті қорытындылар шығарады, кадр резервіне алынған адамдардың тізімін бекітеді;»;
      мынадай мазмұндағы 7-3) және 7-4) тармақшалармен толықтырылсын:
      «7-3) Жоғарғы Соттың жалпы отырысы төралқасының регламентін бекітеді;
      7-4) Жоғарғы Сот жанындағы ғылыми-консультивтік кеңес туралы ережені және оның құрамын бекітеді;»;
      9) мынадай мазмұндағы 22-1-баппен толықтырылсын:

      «22-1-бап. Жоғарғы Соттың жалпы отырысының төралқасы

      1. Жоғарғы Соттың жалпы отырысының төралқасы:
      1) соттардың қызметін жетілдіру жөніндегі ұсыныстарды Жоғарғы Соттың жалпы отырыстарында қарау үшін оларды дайындауды қамтамасыз етеді;
      2) осы Конституциялық заңда Жоғарғы Соттың басқа органдарының құзыретіне жатқызылмаған, соттардың қызметін ұйымдастыруға қатысты өзге де өкілеттіктерді жүзеге асырады.
      2. Жоғарғы Соттың жалпы отырысы төралқасының құрамы тоғыз мүшеден – Жоғарғы Соттың Төрағасынан және қадағалау сот алқаларының төрағаларынан, Судьялар одағының төрағасынан, Судья әдебі жөніндегі комиссияның төрағасынан, Сот жюриінің төрағасынан, Кадр резерві жөніндегі республикалық комиссияның төрағасынан, сондай-ақ Жоғарғы Соттың жалпы отырысы екі жыл мерзімге жіберетін екі судьядан тұрады.
      3. Жоғарғы Соттың жалпы отырысының төралқасын Жоғарғы Соттың Төрағасы шақырады және ол өз мүшелерінің жалпы санының кемінде үштен екісі болған кезде құқықты болады.
      4. Жоғарғы Соттың жалпы отырысы төралқасының жұмысын ұйымдастыру Жоғарғы Соттың жалпы отырысы бекітетін регламентпен айқындалады.»;
      10) мынадай мазмұндағы 23-1-баппен толықтырылсын:

      «23-1-бап. Халықаралық соттардың Қазақстан
                 Республикасынан жіберілген судьяларының
                 мәртебесі

      1. Халықаралық соттардың Қазақстан Республикасынан жіберілген судьяларына соңғы лауазымына орналасу құқығы беріледі, ал, халықаралық соттың судьясы болып жұмыс істеген уақыты судьялық жұмыс өтіліне қосылады және орнынан түскен кезде ескеріледі.
      2. Халықаралық соттардың Қазақстан Республикасынан жіберілген судьяларына Қазақстан Республикасы ратификациялаған халықаралық шарттарда реттелмеген бөлігінде осы Конституциялық заңда көзделген барлық материалдық және әлеуметтік кепілдіктер қолданылады.»;
      11) 29-баптың 1-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «1. Аудандық соттың судьясы болып:
      1) жиырма бес жасқа толған;
      2) жоғары заң бiлiмi, мiнсiз беделі және заң мамандығы бойынша кемiнде екi жыл жұмыс өтілі бар;
      3) біліктілік емтиханын тапсырған (мамандандырылған магистратурада оқуды бітірген және онда біліктілік емтиханын тапсырған адам оқуы аяқталған күннен бастап бес жыл бойы емтихан тапсырудан босатылады);
      4) медициналық куәландырудан өткен және судьяның кәсiби мiндеттерiн атқаруға кедергi келтiретiн ауруларының жоқтығын растаған;
      5) сотта тағылымдамадан ойдағыдай өткен және соттың жалпы отырысының оң пiкiрiн алған (мамандандырылған магистратурада оқуды бiтiрген және онда біліктілік емтиханын тапсырған адам оқуы аяқталған күннен бастап бес жыл бойы тағылымдамадан өтуден босатылады) Қазақстан Республикасының азаматы тағайындалуы мүмкiн.»;
      12) 30-баптың 3-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «3. Аудандық сот төрағасының бос лауазымына кандидатураны тиісті облыстық соттың жалпы отырысының шешімі негізінде Жоғарғы Сот Төрағасы енгізген ұсыну бойынша Жоғары Сот Кеңесі баламалы негізде қарайды.
      Облыстық соттардың төрағалары мен сот алқалары төрағаларының, Жоғарғы Соттың сот алқаларының төрағалары мен судьяларының бос лауазымдарына кандидатураларды Жоғарғы Соттың жалпы отырысының шешімі негізінде Жоғарғы Сот Төрағасы енгізген ұсыну бойынша Жоғары Сот Кеңесі баламалы негізде қарайды.
      Аудандық сот төрағасының бос лауазымдарына кандидатуралар, әдетте, жұмыс істеп жүрген судьялардың немесе судья лауазымында кемiнде бес жыл жұмыс өтілі бар адамдардың арасынан ұсынылады.
      Облыстық соттардың төрағалары мен сот алқалары төрағаларының бос лауазымдарына кандидатуралар, әдетте, жұмыс істеп жүрген судьялардың немесе судья лауазымында кемiнде он жыл жұмыс өтілі бар адамдардың арасынан ұсынылады.
      Бұл ретте аудандық сот төрағасының, облыстық соттардың төрағалары мен сот алқалары төрағаларының, Жоғарғы Сот судьяларының және сот алқалары төрағаларының лауазымдарына кандидаттарды іріктеу кезінде кадр резервінде тұрған адамдарға басымдық беріледі.
      Жоғарғы Соттың сот алқасының төрағасы лауазымына кандидат Жоғарғы Сот судьяларының арасынан ұсынылады.
      Жоғары Сот Кеңесі жергілікті және басқа да соттар төрағаларының, сот алқалары төрағаларының, Жоғарғы Соттың сот алқалары төрағаларының бос лауазымдарына кандидаттарды лауазымға тағайындау үшін Қазақстан Республикасының Президентіне ұсыным жасайды.
      Жоғарғы Соттың Төрағасы лауазымына кандидатураны Жоғары Сот Кеңесі қарайды.
      Жоғары Сот Кеңесі Жоғарғы Сот Төрағасының, судьясының бос лауазымдарына кандидаттарды Қазақстан Республикасы Парламентінің Сенатына ұсыну үшін Қазақстан Республикасының Президентіне ұсыным жасайды.»;
      13) 31-бап мынадай мазмұндағы 9-тармақпен толықтырылсын:
      «9. Осы Конституциялық заңның 40-бабы 1-тармағының 4) тармақшасында көрсетілген негіздер бойынша лауазымынан босатылған жергілікті және басқа да соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары, Жоғарғы Соттың Төрағасы және сот алқаларының төрағалары тиісті сот судьясының өкілеттігін жүзеге асыруды жалғастырады.
      Тиісті сотта судьялардың бос лауазымдары болмаған жағдайда жергілікті және басқа да соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары олардың келісуімен тең дәрежелі немесе төмен тұрған сот судьясының бос лауазымына конкурссыз тағайындауға ұсынылады.
      Жоғарғы Сотта судьялардың бос лауазымдары болмаған жағдайда Жоғарғы Соттың Төрағасы және сот алқаларының төрағалары олардың келісуімен төмен тұрған сот судьясының бос лауазымына конкурссыз тағайындауға ұсынылады.»;
      14) 33-бапта:
      1-тармақ 4) тармақшасындағы «ауысса, тоқтатыла тұрады.» деген сөздер «ауысса;» деген сөзбен ауыстырылып, мынадай мазмұндағы 5) тармақшамен толықтырылсын:
      «5) судья лауазымынан өз еркі бойынша босату туралы өтініш берсе, тоқтатыла тұрады.»;
      мынадай мазмұндағы 2-2-тармақпен толықтырылсын:
      «2-2. Судья лауазымынан өз еркі бойынша босату туралы өтініш берген кезде оның өкілеттігі осы өтініш берілген күннен бастап бір ай өткен соң тоқтатыла тұрады.»;
      15) 34-баптың 4-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «4. Судья лауазымынан босату бiр мезгiлде тиiстi соттың төрағасы немесе сот алқасының төрағасы өкiлеттiктерiнiң тоқтатылуына әкеп соғады.
      Осы Конституциялық заңның 31-бабының 7-тармағында көзделген жағдайларды қоспағанда, тиiстi соттың төрағасы немесе сот алқасының төрағасы лауазымынан оның өз еркі бойынша не өкілеттік мерзiмiнiң аяқталуы бойынша босату оны осы соттың судьясы лауазымынан босатуға әкеп соқпайды.
      Тиісті сотта судьяның бос лауазымы болмаған жағдайда төраға немесе сот алқасының төрағасы оның келісуімен тең дәрежелі немесе төмен тұрған сот судьясының бос лауазымына конкурссыз тағайындауға ұсынылады.»;
      16) 35-баптың 1-тармағының бірінші бөлігі мынадай редакцияда жазылсын:
      «1. Мінсіз беделі, кемінде он бес жыл судьялық жұмыс өтілі бар судьяның судья атағын, судьялар қоғамдастығына тиесілігін, жеке басына тиіспеушілік кепілдігін және осы Конституциялық заңда көзделген өзге де материалдық және әлеуметтік кепілдіктерін сақтай отырып, лауазымынан құрметпен кету нысанында өкілеттігін тоқтатуы орнынан түсу болып табылады.»;
      17) 47-бап мынадай мазмұндағы 3-тармақпен толықтырылсын:
      «3. Осы Конституциялық заңның 34-бабы 1-тармағының 9) тармақшасында көзделген жағдайларда, судья лауазымынан босату кезінде кемінде үш жыл судьялық жұмыс өтілі болған жағдайда оған төрт орташа айлық жалақысы мөлшерінде жұмыстан шығу жәрдемақысын төлеу жүргізіледі.»;
      18) 51-бапта:
      2-тармақтың екінші сөйлемі мынадай редакцияда жазылсын:
      «Судья үнемі тұрып жатқан қызметтік тұрғын үй-жай оның қалауы бойынша Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен жекешелендірілуі мүмкін.»;
      мынадай мазмұндағы 4-тармақпен толықтырылсын:
      «4. Осы Конституциялық заңның 34-бабы 1-тармағының 9) тармақшасында көзделген жағдайларда, судья лауазымынан босату кезінде оған өзі тұрып жатқан қызметтік тұрғын үй-жайды Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен жекешелендіру құқығы беріледі.»;
      19) 53-баптың 2-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «2. Судьяларға медициналық қызмет көрсетудiң тәртiбi мен шарттары Қазақстан Республикасының заңнамасында айқындалады.».
      2-бап. Осы Конституциялық заң, 2015 жылғы 1 қаңтардан бастап қолданысқа енгізілетін 1-баптың 7) тармақшасының үшінші, төртінші және алтыншы абзацтарын және 8) тармақшасының төртінші абзацын қоспағанда, алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Президенті                            Н.Назарбаев

О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"

Конституционный закон Республики Казахстан от 7 ноября 2014 года № 245-V ЗРК

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст. 2

      Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст. 410; 2006 г., № 23, ст. 136; 2008 г., № 20, ст. 77; 2010 г., № 24, ст. 147; 2012 г., № 5, ст. 38; 2014 г., № 16, ст. 89) следующие изменения и дополнения:
      1) в статье 11:
      часть первую пункта 3 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
      «1-1) президиум пленарного заседания;»;
      дополнить пунктом 6 следующего содержания:
      «6. При областном суде для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи образуется консультативно-совещательный орган - Общественный совет.
      Заключение Общественного совета носит рекомендательный характер.»;
      2) пункты 2 и 3 статьи 14 изложить в следующей редакции:
      «2. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается Председателем Верховного Суда на одного из председателей апелляционных судебных коллегий областного суда, а в случае отсутствия председателей апелляционных судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя областного суда возлагается на судью кассационной судебной коллегии областного суда.
      Председательствование на заседаниях кассационной судебной коллегии областного суда возлагается на судью кассационной судебной коллегии областного суда.
      3. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей апелляционных судебных коллегий областного суда, а в случае отсутствия председателей апелляционных судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя областного суда возлагается на судью кассационной судебной коллегии областного суда.
      Председательствование на заседаниях кассационной судебной коллегии областного суда возлагается председателем областного суда на судью кассационной судебной коллегии областного суда.»;
      3) в пункте 1 статьи 16:
      подпункт 7) изложить в следующей редакции:
      «7) рассматривает кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов, председателя районного суда и выносит соответствующие заключения;»;
      дополнить подпунктом 9-2) следующего содержания:
      «9-2) утверждает регламент президиума пленарного заседания областного суда;»;
      4) дополнить статьей 16-1 следующего содержания:
      «Статья 16-1. Президиум пленарного заседания областного суда
      1. Президиум пленарного заседания областного суда:
      1) обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях областного суда;
      2) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов областного суда.
      2. Состав президиума пленарного заседания областного суда состоит из семи членов - председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателя филиала Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием областного суда сроком на два года.
      3. Президиум пленарного заседания областного суда созывается председателем областного суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов.
      4. Организация работы президиума пленарного заседания областного суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием областного суда.»;
      5) пункт 2 статьи 17 дополнить подпунктом 3-2) следующего содержания:
      «3-2) направляет в Высший Судебный Совет список лиц, зачисленных в кадровый резерв;»;
      6) часть первую пункта 3 статьи 18 дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:
      «1-1) президиум пленарного заседания;»;
      7) в статье 20:
      в пункте 1:
      подпункт 4) изложить в следующей редакции:
      «4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда по вопросам судебной практики;»;
      дополнить подпунктами 4-1), 9-3) и 9-4) следующего содержания:
      «4-1) вносит представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;»;
      «9-3) утверждает типовое положение об Общественном совете;
      9-4) утверждает типовой регламент президиума пленарного заседания;»;
      подпункт 7) пункта 2 изложить в следующей редакции:
      «7) присваивает судьям республики ведомственные награды, звание «Почетный судья», утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;»;
      8) в пункте 1 статьи 22:
      подпункт 2) изложить в следующей редакции:
      «2) по итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики;»;
      подпункт 3-1) исключить;
      подпункты 4) и 6) изложить в следующей редакции:
      «4) заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа;»;
      «6) рассматривает кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения, утверждает список лиц, зачисленных в кадровый резерв;»;
      дополнить подпунктами 7-3) и 7-4) следующего содержания:
      «7-3) утверждает регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда;
      7-4) утверждает положение о научно-консультативном совете при Верховном Суде и его состав;»;
      9) дополнить статьей 22-1 следующего содержания:
      «Статья 22-1. Президиум пленарного заседания Верховного Суда
      1. Президиум пленарного заседания Верховного Суда:
      1) обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда;
      2) осуществляет иные полномочия, касающиеся организации деятельности судов, не отнесенные настоящим Конституционным законом к компетенции других органов Верховного Суда.
      2. Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из девяти членов - Председателя и председателей надзорных судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.
      3. Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов.
      4. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.»;
      10) дополнить статьей 23-1 следующего содержания:
      «Статья 23-1. Статус судей международных судов,
                    делегированных от Республики Казахстан
      1. Судьям международных судов, делегированным от Республики Казахстан, предоставляется право занятия последней должности, а время работы судьей международного суда включается в стаж судейской работы и учитывается при выходе в отставку.
      2. В части, не урегулированной международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, на судей международных судов, делегированных от Республики Казахстан, распространяются все материальные и социальные гарантии, предусмотренные настоящим Конституционным законом.»;
      11) пункт 1 статьи 29 изложить в следующей редакции:
      «1. Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:
      1) достигший возраста двадцати пяти лет;
      2) имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;
      3) сдавший квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения);
      4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;
      5) успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение пяти лет со дня окончания обучения).»;
      12) пункт 3 статьи 30 изложить в следующей редакции:
      «3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.
      Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.
      Кандидатуры на вакантные должности председателя районного суда рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.
      Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов рекомендуются, как правило, из числа действующих судей или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет.
      При этом приоритет при отборе кандидатов на должность председателя районного суда, председателей и председателей судебных коллегий областных судов, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда отдается лицам, состоящим в кадровом резерве.
      Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
      Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.»;
      13) статью 31 дополнить пунктом 9 следующего содержания:
      «9. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, освобожденные от должности по основаниям, указанным в подпункте 4) пункта 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона, продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.
      В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.
      В случае отсутствия вакантных должностей судей в Верховном Суде председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда с их согласия представляются к назначению на вакантную должность судьи нижестоящего суда без конкурса.»;
      14) в статье 33:
      пункт 1 дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
      «5) подано заявление об освобождении от должности судьи по собственному желанию.»;
      дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:
      «2-2. При подаче заявления об освобождении от должности судьи по собственному желанию его полномочия приостанавливаются по истечении одного месяца со дня подачи этого заявления.»;
      15) пункт 4 статьи 34 изложить в следующей редакции:
      «4. Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.
      Освобождение от должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда по его собственному желанию либо по истечении срока полномочий не влечет освобождение его от должности судьи этого суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 31 настоящего Конституционного закона.
      В случае отсутствия вакантной должности судьи в соответствующем суде председатель или председатель судебной коллегии с его согласия представляется к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.»;
      16) часть первую пункта 1 статьи 35 изложить в следующей редакции:
      «1. Отставкой является прекращение полномочий судьи в форме почетного ухода с должности судьи, имеющего безупречную репутацию, стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных настоящим Конституционным законом.»;
      17) статью 47 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      «3. В случаях, предусмотренных подпунктом 9) пункта 1 статьи 34 настоящего Конституционного закона, при освобождении от должности судьи ему производится выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат при стаже судейской работы не менее трех лет.»;
      18) в статье 51:
      второе предложение пункта 2 изложить в следующей редакции:
      «Служебное жилое помещение, занимаемое для постоянного проживания судьей, может быть по его желанию приватизировано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;
      дополнить пунктом 4 следующего содержания:
      «4. В случаях, предусмотренных подпунктом 9) пункта 1 статьи 34 настоящего Конституционного закона, при освобождении от должности судьи ему предоставляется право приватизации занимаемого им служебного жилого помещения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»;
      19) пункт 2 статьи 53 изложить в следующей редакции:
      «2. Порядок и условия медицинского обслуживания судей определяются законодательством Республики Казахстан.».
      Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого подпункта 7) и абзаца четвертого подпункта 8)  статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2015 года.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. НАЗАРБАЕВ