1992 жылғы 6 шілдедегі Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Экономикалық Сотының мәртебесі туралы келісімге өзгерістер енгізу туралы хаттаманы ратификациялау туралы

Қазақстан Республикасының Заңы 2018 жылғы 13 маусымдағы № 158-VІ ҚРЗ.

      1992 жылғы 6 шілдедегі Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Экономикалық Сотының мәртебесі туралы келісімге өзгерістер енгізу туралы 2017 жылғы 13 қыркүйекте Минскіде жасалған хаттама ратификациялансын.

      Қазақстан Республикасының
Президенті
Н. НАЗАРБАЕВ

      (2019 жылғы 7 ақпанда күшіне енген - Қазақстан Республикасының халықаралық шарттары бюллетені, 2019 ж., № 1, 9-құжат)

      Бұдан әрі Тараптар деп аталатын осы Хаттамаға қатысушы мемлекеттер

      1969 жылғы 23 мамырдағы Халықаралық шарттар құқығы туралы Вена конвенциясының 39-бабын басшылыққа ала отырып,

      төмендегілер туралы уағдаласты:

1-бап

      1992 жылғы 6 шілдедегі Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Экономикалық Сотының мәртебесі туралы келісімнің (бұдан әрі - Келісім) 2-бабында "құрамына" деген сөз "судьялар тізіліміне" деген сөздермен ауыстырылсын.

2-бап

      Келісімнің 3-бабы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Экономикалық Сотының болатын жері Беларусь Республикасының Минск қаласы болып табылады.".

3-бап

      Келісім мынадай мазмұндағы 3.1-баппен толықтырылсын:

      "3.1-бап

      Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының Экономикалық Сотын қаржыландыруды Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы үкіметтері басшыларының кеңесі мөлшерін айқындайтын үлестік жарналар есебінен Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы органдарының бірыңғай бюджетінен қатысушы мемлекеттер жүзеге асырады.".

4-бап

      Келісім мынадай мазмұндағы 3.2-баппен толықтырылсын:

      "3.2-бап

      Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының Экономикалық Соты нақты істерді қарау жөніндегі өз қызметін аd һос форматында жүзеге асырады.

      Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Экономикалық Сотының Төрағасы қызметін Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Экономикалық Сотының болатын жерінде тұрақты негізде жүзеге асырады.

      Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының Экономикалық Соты нақты істерді қарау үшін үш судьядан тұратын палаталар құрамында болатын жерде жиналады.".

5- бап

      Келісімнің 4-бабы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Осы Келісімге қол қойған мемлекеттер үшін осы Келісім қол қойылған күнінен бастап күшіне енеді. Заңнамасы осындай келісімдерді ратификациялауды талап ететін мемлекеттер үшін – ратификациялық грамоталарды депозитарийге тапсырған күннен бастап күшіне енеді.

      Осы Келісім күшіне енгеннен кейін Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығына кез келген қатысушы мемлекеттің қосылу туралы құжатты депозитарийге беру арқылы қосылуы үшін ашық.

      Қосылушы мемлекет үшін осы Келісім қосылу туралы құжатты депозитарий алған күннен бастап 30 күн өткен соң күшіне енеді.".

6- бап

      Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының Экономикалық Соты туралы ереженің (бұдан әрі - Ереже) 6-тармағы алып тасталсын.

7-бап

      Ереженің 7-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Экономикалық Сот судьяларының тізілімі халықаралық құқық саласында жоғары білікті мамандар болып табылатын, әдетте, жоғары сот лауазымдарына немесе мемлекеттік қызметтің құқық саласындағы басшы лауазымдарына тағайындау үшін қойылатын талаптарға сай келетін адамдардың арасынан қалыптастырылады.

      Экономикалық Соттың судьялары қатысушы мемлекеттерде көзделген тәртіппен Экономикалық Сот судьяларының тізіліміне он жыл мерзімге сайланады (тағайындалады). Судьяларды сайлау (тағайындау) туралы тиісті хабарламаны қатысушы мемлекет судьялардың тізіліміне енгізу үшін Экономикалық Сотқа жібереді.

      Экономикалық Сот судьяларының өкілеттіктері мынадай негіздер:

      Экономикалық Сот қызметінің тоқтатылуы;

      судья өкілеттіктері мерзімінің өтуі;

      судьяның өз өкілеттіктерін тоқтату туралы жазбаша өтініші;

      судьяның өзі өкілдік ететін қатысушы мемлекеттің азаматтығынан айырылуы;

      судьяның өкілеттіктерімен үйлеспейтін қызметпен айналысуы;

      денсаулық жағдайы бойынша немесе өзге де дәлелді себептермен судья өкілеттіктерін жүзеге асыра алмауы;

      судьяның өз жоғары мәртебесімен үйлеспейтін елеулі теріс қылық жасауы;

      судьяға қатысты соттың айыптау үкімінің не оған медициналық сипаттағы мәжбүрлеу шараларын қолдану туралы сот шешімінің заңды күшіне енуі;

      судьяның әрекетке қабілетін шектеу не оны әрекетке қабілетсіз деп тану туралы сот шешімінің заңды күшіне енуі;

      судьяның қайтыс болуы немесе соттың оны қайтыс болды деп жариялау не хабар-ошарсыз кетті деп тану туралы шешімінің заңды күшіне енуі бойынша тоқтатылады.

      Экономикалық Сот судьясының өкілеттіктерін тоқтату туралы бастаманы Экономикалық Соттың судьясын тағайындаған қатысушы мемлекет немесе судьяның өзі жасауы мүмкін. Экономикалық Сот судьясының өкілеттіктерін тоқтату туралы шешімді судьяны тағайындаған қатысушы мемлекет қабылдайды.

      Экономикалық Соттың судьяларына осы тармақтың үшінші бөлігінің алтыншы, сегізінші және тоғызыншы абзацтарында көзделген жағдайларды қоспағанда, олардың өкілеттіктері аяқталғаннан кейін және тоқтатылған соң қатысушы мемлекеттердің заңнамасында көзделген кепілдіктер қолданылады.".

8-бап

      Ереженің 8-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Экономикалық Соттың судьялары істерді қарау бойынша өз өкілеттіктерін жүзеге асырған кезде, сондай-ақ Экономикалық Сот Төрағасының өкілеттіктерін орындау кезінде тәуелсіз болады әрі оған қол сұғылмайды, қандай да бір мемлекеттік және халықаралық органдар мен ұйымдардан, коммерциялық құрылымдардан, саяси партиялар мен қозғалыстардан, сондай-ақ жекелеген адамдардан нұсқаулар сұратуға немесе алуға тиіс емес.

      Экономикалық Соттың Төрағасы, Экономикалық Соттың судьялары өздерінің өкілеттіктерін жүзеге асыру кезінде қатысушы мемлекеттердің юрисдикциясынан иммунитетті пайдаланады, атап айтқанда:

      а) Экономикалық Соттың судьялары ретінде өздерінің айтқаны немесе жазғаны және барлық жасаған әрекеттері үшін қылмыстық, азаматтық және әкімшілік жауапқа тартылмайды;

      б) Экономикалық сот төлейтін жалақы және өзге де сыйақылар салық салудан босатылады;

      в) Экономикалық Соттың судьялары ретінде өз міндеттерін атқару кезінде олар уақытша болатын мемлекетте көшіп келу бойынша шектеулерден, шетелдіктер ретінде тіркелуден және мемлекеттік қызметтік міндеттіліктен босатылады;

      г) Экономикалық Соттың судьялары ретінде өз міндеттерін атқару кезінде өздері уақытша болатын мемлекетте халықаралық дағдарыстар кезінде дипломатиялық өкілдер репатриация бойынша қандай жеңілдіктерді пайдаланса, дәл сондай жеңілдіктерді пайдаланады;

      "б)" тармақшасының күші Экономикалық Сот болу мемлекетінің азаматтары болып табылатын Экономикалық Соттың Төрағасына және судьяларына қолданылмайды;

      "г)" тармақшасының күші Экономикалық Соттың болу мемлекетінің азаматтары болып табылатын немесе онда тұрақты тұратын Экономикалық Соттың Төрағасына және судьяларына қолданылмайды.".

9-бап

      Ереже мынадай мазмұндағы 8.1-тармақпен толықтырылсын:

      "8.1. Экономикалық Соттың Төрағасы мен оның орынбасары Пленумның Регламентіне сәйкес Пленум мүшелерінің көпшілік дауысымен Экономикалық Соттың судьялары тізіліміне енгізілген судьялардың арасынан екі жыл мерзімге сайланады.".

10-бап

      Ереже мынадай мазмұндағы 8.2-тармақпен толықтырылсын:

      "8.2. Мүдделі мемлекеттің өтініші бойынша дауды қарау үшін Экономикалық Соттың Төрағасы үш судьядан тұратын палата құрады. Даудың әрбір тарапы судьялар тізілімінен палатаға бір-бір судьядан тағайындайды. Палатада төрағалық ету функциясын атқаратын палатаның үшінші судьясын Экономикалық Соттың Төрағасы тағайындайды немесе осы функцияларды дербес атқарады.

      Егер даудың тарапы палата судьясын Экономикалық Сотқа өтініш келіп түскен күннен бастап 30 күн ішінде тағайындамаса, тағайындауды Экономикалық Соттың Төрағасы жүзеге асырады. Дауды қарау жөніндегі палатаға дау тарапы мемлекетінің азаматтығы бар бір судьядан артық кіре алмайды.

      Экономикалық Соттың толық құрамы жаңадан ашылған мән-жайлар бойынша шығарылатын шешімдердің құқықтық біліктілігі мәселелері бойынша Экономикалық Сот палаталарының шешімдеріне шағымдарды Экономикалық Соттың Регламентінде белгіленген тәртіппен қарайды. Экономикалық Соттың толық құрамын Экономикалық Соттың Төрағасы Экономикалық Сот судьяларының тізіліміне кіретін судьялар арасынан, әр қатысушы мемлекеттен бір-бір судьядан тағайындайды. Экономикалық Соттың толық құрамында судьясы Экономикалық Соттың Төрағасы болып сайланған қатысушы мемлекет атынан Төраға ғана өкілдік етеді.

      Экономикалық Соттың Төрағасы түсіндіру туралы сұрау салуларды қарау үшін үш судьядан тұратын судьялар палатасын құрады. Түсіндіру туралы сұрау салуларды қарау үшін палатаға судьяларды Экономикалық Соттың Төрағасы ротациялық негізде тағайындайды. Палатада төрағалық етуші Экономикалық Соттың Регламентінде көзделген тәртіппен айқындалады.

      Түсіндіру туралы даулар мен сұрау салуларды қарау жөніндегі сот ісін жүргізу мерзімдері Экономикалық Соттың Регламентінде белгіленеді, бірақ Экономикалық Сот істі іс жүргізуге қабылдау туралы шешім шығарған күннен бастап жалпы алғанда алты айдан аспауға тиіс. Қандай да бір дау тарапының өтінішхаты бойынша Экономикалық Сот, егер өтінішхаттың жеткілікті түрде негізделгеніне көз жеткізген болса, сот ісін жүргізу мерзімін ұзарта алады. Мұндай мерзімдер істің сипаты қаншалықты мүмкіндік берсе, соншалықты қысқа болуға тиіс. Бұл ретте сот ісін жүргізудің жалпы мерзімін ұзарту мұндай жағдайда үш айдан аспауға тиіс.

      Экономикалық Сот палатасының шешіміне шешімнің құқықтық біліктілігі мәселелері бойынша шағым жасалған кезде, Экономикалық Соттың толық құрамына Экономикалық Соттың Төрағасын қоспағанда, шешіміне шағым жасалған істі қарауға қатыспаған судьялар енгізіледі.".

11-бап

      Ереже мынадай мазмұндағы 8.3-тармақпан толықтырылсын:

      "8.3. Істі қарауға дайындау сатысында Экономикалық Сот ауызша тыңдаулар өткізбей, тек қана қашықтықтан жұмыс істеу құралдарын пайдаланады.

      Экономикалық Сот сот талқылауы сатысында, әдетте, істерді қараудың жазбаша рәсімін қолданады. Ауызша тыңдаулар - дау тарапының бірінің сұрау салуы бойынша, ал түсіндіру туралы істер бойынша судьялар палатасы судьяларының бірінің бастамасы немесе өтініш берушінің бастамасы бойынша өткізілуі мүмкін.

      Бір істі қарау шеңберінде шешім шығару рәсімін қоса алғанда, ауызша тыңдаулардың мерзімі: даулар бойынша - жиырма күннен, ал түсіндіру мәселесі бойынша бес күннен аспайды.".

12-бап

      Ереженің 10-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Экономикалық Соттың жоғары алқалы органы Пленум болып табылады. Пленум Экономикалық Соттың Төрағасы азаматы болып табылатын мемлекетті қоспағанда, Экономикалық Соттың Төрағасынан және әрбір қатысушы мемлекеттен бір-бір судьядан, сондай-ақ экономикалық дауларды қарау жөніндегі құзыреті бар жоғары ұлттық сот төрағаларынан тұрады.

      Пленум:

      Экономикалық Соттың Төрағасын және Төрағасының орынбасарын сайлайды;

      Экономикалық Соттың Регламентін, Экономикалық Сот Пленумының Регламентін бекітеді;

      Экономикалық Сот практикасы мен жұмыс әдістерін талдауды жүзеге асырады және оның қызметін жетілдіру мақсатында талдау қорытындылары бойынша ұсынымдар қабылдайды;

      халықаралық шарттарды, Достастық органдарының істерді қарау нәтижелері бойынша басқа да актілерін қолданудың біркелкі практикасын қамтамасыз ету бойынша ұсынымдар қабылдайды;

      қатысушы мемлекеттердің заңнамасындағы коллизияларды жою жөніндегі ұсыныстарды әзірлейді және қатысушы мемлекеттердің қарауына енгізеді;

      Экономикалық Сот қызметінің өзге де мәселелерін қарайды.

      Пленум өзінің отырыстарын 12 айда бір рет үш күннен аспайтын ұзақтықпен өткізеді.".

13-бап

      Ереженің 12-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Экономикалық Сотқа жүгінуге баж салынбайды. Дау тарапынан Экономикалық Сот айқындайтын сот шығасылары түрінде өндіріп алынған қаражат Экономикалық Соттың шығыстарын өтеуге бағытталады.

      Түсіндірме туралы сұрау салуларды қарау кезіндегі сот шығасыларының шығыстары Экономикалық Сотқа жүктеледі.".

14-бап

      Ереженің 13-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Экономикалық Сот судьяларының тізіліміне енгізілген судьяға (Экономикалық Соттың Төрағасынан басқа), егер ол өзінің негізгі жұмысына (қызметіне) байланысты сыйақы төленбейтін адам болып табылмаса, әрбір нақты істі қарағаны үшін оған сыйақы төленеді.

      Істі қарау бойынша шешім шығару рәсімін қоса алғанда, судьялар істі қарау бойынша ауызша тыңдауларға қатысу кезеңінде және Пленум жұмысында Экономикалық Соттың болатын (Пленум өткізілетін) жеріне дейін және кері қарай жол жүру құжаттарымен, сондай-ақ олар Экономикалық Соттың болатын (Пленум өткізілетін) жерінде тұрақты тұратын жағдайды қоспағанда, тұрғын үй-жайлармен қамтамасыз етіледі. Шешім шығару рәсімін қоса алғанда, ауызша тыңдауларға қатысу кезеңінде Экономикалық Соттың судьяларына Экономикалық от ғимаратынан қызметтік әкімшілік үй-жайлар, көлік қызметін көрсету және өкілеттіктерін іске асыру үшін қажетті, ақылға қонымды көлемде техникалық құралдар ұсынылады.

      Экономикалық Соттың Төрағасы мен Экономикалық Сот аппаратының қызметкерлеріне еңбекақы төлеу шарттарын, істерді қарағаны үшін сыйақы мөлшерін және шешім шығару рәсімін қоса алғанда, ауызша тыңдауларға қатысу кезеңінде судьялардың қызметін қамтамасыз ету тәртібін Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы үкіметтері басшыларының кеңесі айқындайды.".

15-бап

      Ереженің 14-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "Экономикалық Соттың Төрағасы Экономикалық Соттың қызметін ұйымдастырады, дауды шешу туралы өтінішпен не түсіндіру туралы сұрау салумен нақты жүгінуді қарау үшін Экономикалық Соттың палатасына судьяларды тағайындайды, Экономикалық Соттың аппаратына басшылық етуді және өз құзыреті шегінде өзге де функцияларды жүзеге асырады.

      Экономикалық Соттың Төрағасы болмаған жағдайда, оның функцияларын Экономикалық Сот Төрағасының орынбасары қашықтықтан жұмыс істеу құралдарын қолдана отырып, өзі тұрақты болатын жерінде жүзеге асырады.".

16-бап

      Ереже мынадай мазмұндағы 14.1-тармақпен толықтырылсын:

      "14.1. Экономикалық Соттың қызметін тұрақты негізде Экономикалық Соттың аппараты қамтамасыз етеді.

      Экономикалық Соттың аппараты мынадай функцияларды орындайды:

      іс материалдарын қарауға дайындау және оларды палатаның судьяларына жіберу;

      өз өкілеттіктері шегінде судьялармен, қатысушы мемлекеттермен, Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы институттарымен, процеске қатысушылармен және басқа да адамдармен өзара іс-қимыл жасауды жүзеге асыру;

      сот отырысы хатшысының функцияларын жүзеге асыру;

      Экономикалық Соттың және Экономикалық Сот Пленумының отырыстарын дайындау;

      Экономикалық Соттың қызметі туралы, соның ішінде оның практикасы мен жұмыс әдістеріне талдамалық материалдарды дайындау;

      Экономикалық Сотты материалдық-техникалық қамтамасыз ету;

      өз өкілеттіктері шегінде Экономикалық Соттың қызметін қамтамасыз етуге қатысты өзге де мәселелерді шешу.

      Экономикалық Сот аппаратының санын Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы үкіметтері басшыларының кеңесі бекітеді.

      Экономикалық Соттың қызметін қамтамасыз ету үшін санын Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы үкіметтері басшыларының кеңесі айқындайтын әкімшілік-техникалық персонал тартылуы мүмкін.".

17-бап

      Осы Хаттама қол қойылған күнінен бастап уақытша қолданылады және оның күшіне енуі үшін қажетті мемлекетішілік рәсімдерді Тараптардың орындағаны туралы үшінші жазбаша хабарламаны депозитарий алған күннен бастап 30 күн өткен соң күшіне енеді. Мемлекетішілік рәсімдерді кешірек орындаған Тараптар үшін осы Хаттама тиісті құжаттарды депозитарий алған күннен бастап 30 күн өткен соң күшіне енеді.

      Осы Хаттама күшіне енгеннен кейін Келісімге кез келген қатысушы мемлекеттің депозитарийге қосылу туралы құжатты беру арқылы қосылуы үшін ашық. Қосылушы мемлекет үшін осы Хаттама косылу туралы құжатты депозитарий алған күннен бастап 30 күн өткен соң күшіне енеді.

      Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы Мемлекеттер басшылары Кеңесінің, Үкіметтер басшылары кеңесінің, Сыртқы істер министрлері кеңесінің және Экономикалық кеңесінің рәсімдер қағидалары 7-қағидасының 9-тармағында белгіленген тәртіппен орыс тілінде жасалды.

      Әзербайжан Республикасынан Ресей Федерациясынан
      Армения Республикасынан Тәжікстан Республикасынан
      Беларусь Республикасынан Түрікменстаннан
      Қазақстан Республикасынан Өзбекстан Республикасынан
      Қырғыз Республикасынан Украинадан
      Молдова Республикасынан

О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года

Закон Республики Казахстан от 13 июня 2018 года № 158-VІ ЗРК.

      Ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, совершенный в Минске 13 сентября 2017 года.

      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

ПРОТОКОЛ
о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года

      (Вступил в силу 7 февраля 2019 года - Бюллетень международных договоров РК 2019 г., № 1, ст. 9)

      Государства – участники настоящего Протокола, именуемые в дальнейшем Сторонами,

      руководствуясь статьей 39 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года,

      договорились о нижеследующем:

Статья 1

      В статье 2 Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года (далее – Соглашение) слово "состав" заменить словами "реестр судей".

Статья 2

      Статью 3 Соглашения изложить в следующей редакции:

      "Местом пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств является город Минск, Республика Беларусь".

Статья 3

      Дополнить Соглашение статьей 3.1 следующего содержания:

      "Статья 3.1

      Финансирование Экономического Суда Содружества Независимых Государств осуществляется государствами-участниками из единого бюджета органов СНГ за счет долевых взносов, размер которых определяется Советом глав правительств Содружества Независимых Государств".

Статья 4

      Дополнить Соглашение статьей 3.2 следующего содержания:

      "Статья 3.2

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств осуществляет свою деятельность по рассмотрению конкретных дел в формате ad hoс.

      Председатель Экономического Суда Содружества Независимых Государств осуществляет деятельность по месту пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на постоянной основе.

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств собирается в месте пребывания для рассмотрения конкретных дел в составе палат из трех судей".

Статья 5

      Статью 4 Соглашения изложить в следующей редакции:

      "Настоящее Соглашение для государств, подписавших настоящее Соглашение, вступает в силу с даты его подписания. Для государств, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, – со дня сдачи депозитарию ратификационных грамот.

      Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства – участника Содружества Независимых Государств путем передачи депозитарию документа о присоединении.

      Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении".

Статья 6

      Пункт 6 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств (далее – Положение) исключить.

Статья 7

      Пункт 7 Положения изложить в следующей редакции:

      "Реестр судей Экономического Суда формируется из числа лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области международного права, соответствующих требованиям, как правило, предъявляемым для назначения на высшие судебные должности или руководящие должности государственной службы в области права.

      Судьи Экономического Суда избираются (назначаются) в реестр судей Экономического Суда в порядке, предусмотренном в государствах-участниках, сроком на десять лет. Соответствующее уведомление об избрании (назначении) судей направляется государством-участником в Экономический Суд для включения в реестр судей.

      Полномочия судьи Экономического Суда прекращаются по следующим основаниям:

      прекращение деятельности Экономического Суда;

      истечение срока полномочий судьи;

      письменное заявление судьи о прекращении его полномочий;

      утрата судьей гражданства государства-участника, которым представлен судья;

      занятие деятельностью, несовместимой с полномочиями судьи;

      неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

      совершение судьей серьезного проступка, несовместимого с высоким статусом судьи;

      вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

      вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

      смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим либо признании безвестно отсутствующим.

      Инициатива о прекращении полномочий судьи Экономического Суда может исходить от государства-участника, назначившего судью, Экономического Суда или самого судьи. Решение о прекращении полномочий судьи Экономического Суда принимает государство-участник, назначившее судью.

      На судей Экономического Суда по истечении или прекращении их полномочий, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым, восьмым и девятым части третьей настоящего пункта, распространяются гарантии, предусмотренные законодательством государств-участников".

Статья 8

      Пункт 8 Положения изложить в следующей редакции:

      "Судьи Экономического Суда во время осуществления своих полномочий по рассмотрению дел, а также при выполнении полномочий Председателя Экономического Суда независимы и неприкосновенны, не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных и международных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также отдельных лиц.

      Во время осуществления своих полномочий Председатель Экономического Суда, судьи Экономического Суда пользуются иммунитетом от юрисдикции государств – участников, а именно:

      а) не подлежат уголовной, гражданской и административной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве судей Экономического Суда;

      б) освобождаются от налогообложения заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых Экономическим Судом;

      в) освобождаются от ограничений по иммиграции, от регистрации в качестве иностранцев и государственной служебной повинности в государстве, в котором они временно пребывают при исполнении своих обязанностей в качестве судей Экономического Суда;

      г) пользуются такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические представители во время международных кризисов, в государстве, в котором они временно пребывают при исполнении своих обязанностей в качестве судей Экономического Суда.

      Действие подпункта "б)" не распространяется на Председателя Экономического Суда и судей, являющихся гражданами государства пребывания Экономического Суда.

      Действие подпункта "г)" не распространяется на Председателя Экономического Суда и судей, являющихся гражданами государства пребывания Экономического Суда или постоянно в нем проживающих".

Статья 9

      Дополнить Положение пунктом 8.1 следующего содержания:

      "8.1. Председатель Экономического Суда и его заместитель избираются большинством голосов членов Пленума в соответствии с Регламентом Пленума сроком на два года из числа судей, включенных в реестр судей Экономического Суда".

Статья 10

      Дополнить Положение пунктом 8.2 следующего содержания:

      "8.2. Для рассмотрения спора по заявлению заинтересованного государства Председателем Экономического Суда формируется палата, состоящая из трех судей. Каждая сторона спора назначает в палату по одному судье из реестра судей. Третьего судью палаты, выполняющего функции председательствующего в палате, назначает Председатель Экономического Суда или выполняет эти функции самостоятельно.

      В случае если сторона спора не назначает судью палаты в течение 30 дней с даты поступления заявления в Экономический Суд, назначение осуществляет Председатель Экономического Суда. В палату по рассмотрению спора не может входить более одного судьи, имеющего гражданство государства – стороны спора.

      Полный состав Экономического Суда рассматривает жалобы на решения палат Экономического Суда по вновь открывшимся обстоятельствам, по вопросам правовой квалификации выносимых решений в порядке, установленном Регламентом Экономического Суда. Полный состав Экономического Суда назначается Председателем Экономического Суда из судей, входящих в реестр судей Экономического Суда, по одному от каждого государства-участника. Государство-участник, судья которого избран Председателем Экономического Суда, представляется в полном составе Экономического Суда только Председателем.

      Для рассмотрения запросов о толковании Председателем Экономического Суда формируется палата судей, состоящая из трех судей. Судьи для рассмотрения запросов о толковании назначаются в палату Председателем Экономического Суда на ротационной основе. Председательствующий в палате определяется в порядке, предусмотренном Регламентом Экономического Суда.

      Сроки судопроизводства по рассмотрению споров и запросов о толковании устанавливаются Регламентом Экономического Суда, но не должны в общей сложности превышать шести месяцев с даты вынесения Экономическим Судом решения о принятии дела к производству. По ходатайству какой-либо из сторон спора Экономический Суд может продлить срок судопроизводства, если удостоверится в достаточной обоснованности ходатайства. Такие сроки должны быть настолько сжатыми, насколько это позволяет характер дела. При этом продление общего срока судопроизводства в таком случае не должно превышать трех месяцев.

      При обжаловании решения палаты Экономического Суда по вопросам правовой квалификации решения в полный состав Экономического Суда включаются судьи, не принимавшие участия в рассмотрении дела, решение по которому обжалуется, за исключением Председателя Экономического Суда".

Статья 11

      Дополнить Положение пунктом 8.3 следующего содержания:

      "8.3. Экономический Суд на стадии подготовки дела к рассмотрению использует только средства дистанционной работы без проведения устных слушаний.

      Экономический Суд на стадии судебного разбирательства использует, как правило, письменную процедуру рассмотрения дел. Устные слушания могут проводиться по запросу одной из сторон спора, а по делам о толковании – по инициативе одного из судей палаты судей или по инициативе заявителя.

      Срок устных слушаний, включая процедуру вынесения решения, в рамках рассмотрения одного дела не может превышать: по спорам – двадцати дней, а по вопросам толкования – пяти дней".

Статья 12

      Пункт 10 Положения изложить в следующей редакции:

      "Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум. Пленум состоит из Председателя и судей Экономического Суда по одному от каждого государства-участника, за исключением государства, гражданином которого является Председатель Экономического Суда, а также председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров.

      Пленум:

      избирает Председателя и заместителя Председателя Экономического Суда;

      утверждает Регламент Экономического Суда, Регламент Пленума Экономического Суда;

      осуществляет анализ практики и методов работы Экономического Суда и принимает рекомендации по итогам анализа в целях совершенствования его деятельности;

      принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения международных договоров, других актов органов Содружества по результатам рассмотрения дел;

      разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников;

      рассматривает иные вопросы деятельности Экономического Суда.

      Пленум проводит свои заседания длительностью не более трех дней один раз в 12 месяцев".

Статья 13

      Пункт 12 Положения изложить в следующей редакции:

      "Обращение в Экономический Суд не облагается пошлиной. Средства, взысканные в виде судебных издержек, определяемых Экономическим Судом, со стороны спора, направляются на возмещение расходов Экономического Суда.

      Расходы на судебные издержки при рассмотрении запросов о толковании возлагаются на Экономический Суд.".

Статья 14

      Пункт 13 Положения изложить в следующей редакции:

      "Судье, включенному в реестр судей Экономического Суда (кроме Председателя Экономического Суда), за рассмотрение каждого конкретного дела выплачивается вознаграждение, в случае если он не является лицом, которому такое вознаграждение не может быть выплачено в связи с его основной работой (службой).

      Судьи в период их участия в устных слушаниях по рассмотрению дела, включая процедуру вынесения решения по рассмотрению дела, и в работе Пленума обеспечиваются проездными документами до места пребывания Экономического Суда (проведения Пленума) и обратно, а также жилыми помещениями, за исключением случая, когда они постоянно проживают в месте пребывания Экономического Суда (проведения Пленума).

      В период участия в устных слушаниях, включая процедуру вынесения решения, судьям Экономического Суда предоставляются служебные административные помещения в здании Экономического Суда, транспортное обслуживание и необходимые для реализации полномочий технические средства в разумном объеме.

      Условия оплаты труда Председателя Экономического Суда и сотрудников аппарата Экономического Суда, размер вознаграждения за рассмотрение дел и порядок обеспечения деятельности судей в период их участия в устных слушаниях, включая процедуру вынесения решения, определяются Советом глав правительств Содружества Независимых Государств".

Статья 15

      Пункт 14 Положения изложить в следующей редакции:

      "Председатель Экономического Суда организует деятельность Экономического Суда, назначает судей в палату Экономического Суда для рассмотрения конкретного обращения с заявлением о разрешении спора либо запросом о толковании, осуществляет руководство аппаратом Экономического Суда и иные функции в пределах своей компетенции.

      В случае отсутствия Председателя Экономического Суда его функции осуществляет заместитель Председателя Экономического Суда в месте своего постоянного пребывания с использованием средств дистанционной работы".

Статья 16

      Дополнить Положение пунктом 14.1 следующего содержания:

      "14.1. Деятельность Экономического Суда обеспечивается аппаратом Экономического Суда на постоянной основе.

      Аппарат Экономического Суда выполняет следующие функции:

      подготовка материалов дела к рассмотрению и направление их судьям палаты;

      осуществление в пределах своих полномочий взаимодействия с судьями, государствами-участниками, институтами Содружества Независимых Государств, участниками процесса и другими лицами;

      осуществление функций секретаря судебного заседания;

      подготовка заседаний Экономического Суда и Пленума Экономического Суда;

      подготовка аналитических материалов о деятельности Экономического Суда, в том числе касающихся его практики и методов работы;

      материально-техническое обеспечение Экономического Суда;

      решение в пределах своих полномочий иных вопросов, касающихся обеспечения деятельности Экономического Суда.

      Численность аппарата Экономического Суда утверждается Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

      Для обеспечения деятельности Экономического Суда может привлекаться административно-технический персонал, численность которого определяется Советом глав правительств Содружества Независимых Государств".

Статья 17

      Настоящий Протокол временно применяется с даты подписания и вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящий Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.

      Настоящий Протокол после его вступления в силу открыт для присоединения любого государства-участника Соглашения путем передачи депозитарию документа о присоединении. Для присоединяющегося государства настоящий Протокол вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.

      Совершено на русском языке в порядке, установленном пунктом 9 правила 7 Правил процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств.

За Азербайджанскую Республику 

За Российскую Федерацию
В. Путин
17 июля 2017 года 

За Республику Армения 

За Республику Таджикистан 
Э. Рахмон
7 июня 2017 года

За Республику Беларусь 
А. Лукашенко
26 июня 2017 года

За Туркменистан

За Республику Казахстан
Н. Назарбаев
26 июня 2017 года

За Республику Узбекистан 

За Кыргызскую Республику
А. Атамбаев
13 сентября 2017 года
(с оговоркой)

За Украину

За Республику Молдова


Оговорка
Кыргызской Республики
К Протоколу о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года

      Кыргызская Республика будет участвовать в финансировании деятельности Экономического Суда СНГ в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий период.

      Президент
Кыргызской Республики
А.Ш. Атамбаев

      Настоящим удостоверяю, что прилагаемый текст является копией аутентичного текста Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года, оформленного в порядке, установленном пунктом 9 правила 7 Правил процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества независимых Государств. Экземпляры вышеупомянутого Протокола с подлинниками подписей глав государств – участников Содружества Независимых Государств хранятся в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств.

      Первый заместитель Председателя
Исполнительного комитета –
Исполнительного секретаря СНГ
В. Гуманский