О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года

Новый

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 26 марта 2008 года N 01-1/2-07

      Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: 
      председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Керимбаевой А.Ш., 
      судей Экономического Суда СНГ: Абдуллоева Ф., Жолдыбаева С.Ж., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н., 
      при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е., 
      с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И., 
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,

УСТАНОВИЛ:

      Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения  статьи  7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) по вопросу о том, подлежат ли изменению периоды работы, установленные для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, в связи с переездом пенсионера на новое место жительства в другое государство-участник Соглашения и пересмотром размера пенсии в соответствии с частью второй  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года. 

      Основанием для запроса послужило письмо гражданки Якуповой Г.Х., сообщившей, что в 1978 году в Таджикской ССР ей была назначена пенсия по старости. Среднемесячный заработок для назначения пенсии определен из расчета ее среднего заработка за последние двенадцать месяцев работы перед обращением за пенсией на основании статьи 53 Закона СССР "О государственных пенсиях" от 14 июля 1956 года. После переезда в 1996 году на постоянное место жительства в Российскую Федерацию размер пенсии пересчитан в соответствии с действовавшим законодательством Российской Федерации на основании документов, находящихся в пенсионном деле. В последующем гражданка Якупова Г.Х. переехала в другой регион Российской Федерации, где пенсионным органом ей было предложено представить данные о среднемесячном заработке за последние двадцать четыре месяца работы. В связи с тем, что она такие сведения не представила, размер ее пенсии был снижен. 

      Заслушав судью-докладчика Мирошник В.И., проанализировав заключения Генерального советника Экономического Суда СНГ Жишкевича В.И., специалиста Лушникова A.M., исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ установил следующее. 

      Государствами-участниками  Соглашения  от 13 марта 1992 года являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина. Соглашение вступило в силу с момента подписания. Республика Молдова при подписании Соглашения указала, что "эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями". 

      Толкование  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года осуществляется Экономическим Судом СНГ в соответствии с пунктом 1  статьи  31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года. Указанная норма предусматривает, что договор должен толковаться добросовестно, в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете его объекта и целей. 

      Как следует из преамбулы, целью  Соглашения  от 13 марта 1992 года является взаимное признание и выполнение государствами-участниками обязательств "в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения". Государства-участники данного Соглашения, признав ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, взяли на себя обязательства по защите их пенсионных прав. 

       Статья  1 Соглашения от 13 марта 1992 года закрепляет принцип территориальности, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств-участников осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. 

      При осуществлении толкования  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года Экономический Суд СНГ полагает необходимым определить действие его во времени и по кругу лиц. Анализ  Соглашения  от 13 марта 1992 года показывает, что государства-участники намеревались распространить его на все виды пенсионного обеспечения граждан, установленные национальным законодательством ( статья  5) как до, так и после вступления в силу данного Соглашения (статьи  6,   7 ). По кругу лиц нормы Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на следующие категории граждан государств-участников: 

      граждан, которые приобрели право на пенсию в соответствии с законодательством Союза ССР и реализовали его по месту жительства; 

      граждан, у которых право на первичное назначение пенсии возникло после вступления указанного Соглашения в силу. При этом в соответствии со  статьей  6 Соглашения назначение пенсии осуществляется по месту постоянного жительства с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения, исчисление размера пенсии производится исходя из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, с учетом его адаптации к национальной валюте государства. 

      В качестве гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение в  статье  7 Соглашения от 13 марта 1992 года закреплены нормы, обеспечивающие сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения. Часть первая  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает, что "при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера". 

      Экономический Суд СНГ отмечает, что в этом случае пенсионное правоотношение сохраняется, прекращается только выплата пенсии по прежнему месту жительства гражданина. При переезде пенсионера в пределах государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года имеет место правопреемство на основании международного договора, то есть смена субъекта пенсионного правоотношения - одного государства-участника Соглашения другим. Вместе с тем первичные основания назначения пенсии, такие, как возраст, трудовой стаж, в государстве нового места жительства пенсионера не изменяются. Анализ содержания части первой  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года позволяет Экономическому Суду СНГ сделать вывод о том, что: 

      статус пенсионера при его переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое не изменяется; 

      гражданин сохраняет право на пенсию того же вида, предусмотренную законодательством по новому месту жительства (например, пенсия по возрасту, инвалидности, за выслугу лет и т.д.); 

      условия назначения пенсии не пересматриваются; 

      выплата пенсии продолжается государством, откуда выехал пенсионер, если пенсия того же вида не предусмотрена законодательством государства нового места жительства. 

      Согласно части второй  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года "размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3  статьи  6 настоящего Соглашения". 

      Для целей толкования части второй  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года, касающейся пересмотра размера пенсии, Экономический Суд СНГ руководствовался принципами, закрепленными в  статье  40 Хартии социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств от 29 октября 1994 года,  статье  1 Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от  7 октября 2002 года статье  11 Соглашения от 13 марта 1992 года, а именно: 

      равенства граждан перед законом; 

      определенности содержания пенсионных прав на основании документов, принятых при назначении пенсии; 

      сохранения ранее приобретенных пенсионных прав. 

      Норма пункта 3  статьи  6 Соглашения от 13 марта 1992 года устанавливает правило, согласно которому размер пенсии определяется из заработка (дохода) за периоды работы, засчитываемые в трудовой стаж, и применяется при первичном назначении пенсии в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года. Конкретные периоды работы для определения среднего заработка (дохода) при назначении пенсии предусматриваются пенсионным законодательством каждого государства-участника данного Соглашения. 

      Имея в виду, что часть вторая  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года содержит ссылку на пункт 3  статьи  6, эту норму следует рассматривать также и применительно к ситуации продолжения выплаты ранее назначенной пенсии исходя из заработка (дохода), указанного в решении о назначении пенсии. 

      При пересмотре размера пенсии в связи с переездом пенсионера на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо исходить из того, что заработок (доход) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж, уже был определен при первичном назначении пенсии и, соответственно, в пенсионных делах переехавших пенсионеров имеются данные о среднем заработке (доходе). 

      С учетом изложенного Экономический Суд СНГ считает, что заработок (доход), исчисленный при первичном назначении пенсии, не может исключаться из расчета при пересмотре размера пенсии. 

      Пересмотр размера пенсии, предусмотренный частью второй  статьи  7 Соглашения от 13 марта 1992 года, не исключает право переехавшего пенсионера на увеличение размера ранее назначенной пенсии при условии предоставления им документов о размере среднего заработка (дохода) за периоды работы, определяемые по законодательству государства нового места жительства. 

      Изучение пенсионного законодательства государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, информации, поступившей из государств, показало, что с момента подписания Соглашения система пенсионного обеспечения в государствах существенно изменилась - в ряде государств введена система индивидуального накопления для выплаты пенсии, изменен механизм учета трудового стажа и пенсионных выплат. В то же время национальное законодательство не предусматривает норм, регулирующих пересмотр размера пенсии гражданам, переселившимся из одного государства в другое. Данное обстоятельство, по мнению Экономического Суда СНГ, вызывает затруднения в применении  Соглашения  от 13 марта 1992 года, направленного на реализацию гарантий пенсионных прав граждан. 

      Учитывая, что государства-участники  Соглашения  от 13 марта 1992 года приняли обязательство проводить политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении ( статья  4), Экономический Суд СНГ обращает внимание государств на необходимость выработки единых международных стандартов в области пенсионного обеспечения граждан.

      На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктами  5   16   Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств

РЕШИЛ:

      Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование применения  статьи  7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. 

      1. При переселении пенсионера в пределах государств-участников  Соглашения  от 13 марта 1992 года выплата пенсии осуществляется в государстве нового места жительства, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством этого государства. 

      Выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством государства нового места жительства пенсия того же вида не установлена. 

      2. Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат. 

      3. Рекомендовать государствам-участникам  Соглашения  от 13 марта 1992 года в условиях формирования различных пенсионных систем принять меры по гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении граждан. 

      4. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. 

      5. Копию решения направить Исполнительному комитету СНГ и для сведения - правительствам государств-участников СНГ. 

      6. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников  Соглашения  о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

      Председатель                               А.Ш. Керимбаева

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.