О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1591

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы".
 
      Премьер-Министр
   Республики Казахстан
                                                                Проект
                                 Указ
                      Президента Республики Казахстан
 
               О Государственной программе развития туризма в
                   Республике Казахстан на 2001-2005 годы
 
      В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 K951000_ Конституции Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 13 июня 2001 N 211-II ЗРК Z010211_ "О туристской деятельности в Республике Казахстан" постановляю:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы (далее - Государственная программа).
      2. Правительству Республики Казахстан:
      1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Государственной программы;
      2) ежегодно предусматривать выделение необходимых бюджетных ассигнований для реализации Государственной программы.
      3. Правительству Республики Казахстан, руководителям государственных

 

органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики

Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы обеспечить выполнение

Государственной программы.

     4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на

Администрацию Президента Республики Казахстан.

     5. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.


     Президент

Республики Казахстан   

                                                  Утверждена

                                              Указом Президента

                                             Республики Казахстан         

                                         от "___"_______ 2001 года N _


                          Государственная программа

                  развития туризма в Республике Казахстан

                             на 2001-2005 годы


                               Паспорт


Наименование                   Государственная программа развития туризма 

                               в Республике Казахстан на 2001-2005 годы


Основание для                  Закон Республики Казахстан 


Z010211_
 

  "О     

разработки                     туристской деятельности в Республике       

                               Казахстан" от 13 июня 2001 года N 211-II   

                               ЗРК, постановление Правительства Республики

                               Казахстан от 6 марта 2001 года N 333



P010333_
 

  "О Концепции развития туризма в   

                               Республике Казахстан", постановление       

                               Правительства Республики Казахстан от 29   

                               декабря 2000 года N 1947 


P001947_
 


                               "О первоочередных мерах развития туристской

                               отрасли", постановление Правительства

                               Республики Казахстан от 26 октября 2000    

                               года N 1604 


P001604_
 

  "Об утверждении Плана 

                               мероприятий по формированию туристского    

                               имиджа Казахстана на 2000-2003 годы"


Основной разработчик           Агентство Республики Казахстан

                               по туризму и спорту


Краткое содержание                Государственная программа развития

                               туризма в Республике Казахстан разработана 

                               в целях формирования стратегии развития

                               въездного и внутреннего туризма в

                               Республике Казахстан и обеспечения         

                               оптимального уровня управления отраслью    

                               через координацию политики планирования    

                               отраслевого развития на республиканском

                               и региональном уровнях.

                                  В Государственной программе определены

                               ключевые задачи обеспечения устойчивого

                               развития туризма как приоритетного сектора

                               экономики, уровень участия государства в

                               развитии туристской отрасли, формы

                               государственного регулирования и

                               государственной поддержки, а также

                               определены экономические, социальные,

                               научные и технические меры по ее реализации.

                                  В Государственной программе определены

                               условия для привлечения инвестиций в       

                               развитие материально-технической базы      

                               туризма в Республике Казахстан.

                                  Главная цель Государственной программы -

                               создание современного высокоэффективного и

                               конкурентоспособного туристского комплекса,

                               обеспечивающего широкие возможности для

                               удовлетворения потребностей казахстанских и

                               иностранных граждан в разнообразных

                               туристских услугах, разработка экономических

                               и правовых механизмов развития отрасли и

                               реализация мер на государственном уровне по

                               обеспечению качества национального

                               турпродукта Казахстана.


Финансирование                 Финансирование программы предусматривается

программы                      за счет средств республиканского бюджета,  

                               местных бюджетов и других альтернативных   

                               источников.


Ожидаемые результаты           Экономические приоритеты

                               - устойчивый приток иностранной валюты в

                               экономику страны;

                               - улучшение платежного баланса страны и

                               показателей совокупного экспорта;

                               - развитие смежных секторов экономики;

                               - привлечение иностранных инвестиций.

                               Интересы экономической безопасности

                               - обеспечение регулирования и координации

                               действий заинтересованных силовых органов и

                               органов статистики;

                               - унификация государственной базы данных

                               по въезжающим и выезжающим туристам.


                               Социальные приоритеты

                               - обеспечение занятости населения;

                               - обеспечение права на отдых гражданам

                               Казахстана;

                               - обеспечение мер по охране окружающей

                               среды, памятников истории и культуры.


                              Введение



 
       Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 июня 2001 года N 211-II Z010211_ "О туристской деятельности в Республике Казахстан".
      Государственная программа охватывает основные проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли как приоритетного сектора экономики.
      В рамках исполнения обязательств Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств от 21 октября 1996 года Республикой Казахстан, были подписаны Указ Президента Республики Казахстан от 30 апреля 1997 года N 3476 U973476_ "О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан", Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 1998 года N 3859 U983859_ "О Государственной программе "Возрождение исторических центров Великого Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма", соответствующие постановления Правительства Республики Казахстан от 7 июля 1997 года N 1067 P971067_ "О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО и Всемирной Туристской Организации по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан" и от 5 августа 1997 года N 1217 P971217_ "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июля 1997 года N 1067".
      В целях развития туристской инфраструктуры и продвижения казахстанского туристского продукта на мировой рынок был принят ряд постановлений Правительства Республики Казахстан: от 26 октября 2000 года N 1604 P001604_ "Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы", от 30 октября 2000 года N 1631 P001631_ "Об образовании Координационного совета по туризму", от 27 ноября 2000 года N 1763 P001763_ "Об организации ежегодного Международного фестиваля "Шелковый путь - Казахстан" в городе Алматы", от 29 декабря 2000 года N 1947 P001947_ "О первоочередных мерах развития туристской отрасли".
      6 марта 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан N 333 P010333_ утверждена Концепция развития туризма в Республике Казахстан.
      Тем не менее на текущий момент существует множество нерешенных проблем развития туристской индустрии в республике.
      Объективно сложился ряд факторов, препятствующих становлению отрасли в соответствии с международной практикой. Это, прежде всего, недопустимо слабый менеджмент как в самой туристской индустрии, так и в смежных с ней отраслях, а также износ основных фондов имеющихся объектов туристской инфраструктуры.
      Современная туристская индустрия, базирующаяся на уникальном природном и культурном потенциале Республики Казахстан, разнообразии ландшафта и природы, способном удовлетворить любые запросы, является естественным системообразующим фактором гибкой интеграции туристской отрасли в систему мирохозяйственных связей, как одной из наиболее динамично развивающихся и эффективных по отдаче на вложенный капитал. Комплексная реализация казахстанского турпродукта, основанная на развитии смежных с туризмом отраслей (транспортно-коммуникационная инфраструктура, сервис, строительство, страхование и др.) и стимулировании инвестиционной активности, обеспечат стабильный рост занятости и доходов страны и населения.
      В связи с достижением пределов рекреационной емкости традиционных районов мирового туристского рынка и необходимостью обновления и расширения списка посещаемых территорий у Казахстана возникает реальная возможность занять свою нишу на мировом туристском рынке.
      До настоящего времени не прорабатывался вопрос о значении туризма в вопросах национальной, внутренней и экономической безопасности страны, по обеспечению безопасности пребывания иностранных туристов в Казахстане.
      В государственных органах статистики, ввиду отсутствия финансирования, туризм не был выделен как самостоятельная отрасль. Однако на постоянной основе проводится работа по совершенствованию учета показателей в соответствии с рекомендациями Всемирной Туристской Организации. В этих целях ежегодно пересматриваются формы статистической отчетности и вводятся новые бланки обследования. Для того, чтобы туризм представлял собой пример межотраслевого вида деятельности, продукция которого создается в процессе потребления широкого набора услуг и продуктов, необходимо внедрить вспомогательные счета.
      Одним из главнейших вопросов развития туристской индустрии является проблема финансирования. Поэтому есть необходимость сформировать соответствующий уровень государственного и частного менеджмента: обеспечить четкую координацию действий центральных и региональных уровней власти, содействовать развитию частных инициатив, сформировать информационное пространство отрасли, разработать эффективную систему продвижения казахстанского турпродукта на внешние и внутренние рынки, принять необходимые нормативные правовые акты в вопросах инвестирования и налогообложения, упростить процедуры въезда иностранных туристов в Казахстан.
      Важным аспектом развития туризма в Казахстане является развитие социального туризма, в том числе детского, являющегося основой реализации прав казахстанцев на отдых и одним из главных факторов развития рынка социальных услуг.
      Наибольшая роль в Государственной программе отводится координации политики развития и планирования в туристской отрасли на государственном, межгосударственном и частном уровнях, обеспечению форм государственного управления и поддержки развития туризма в Республике Казахстан на базе скоординированного механизма - Государственной программы развития туризма в Республике Казахстан на 2001-2005 годы.
 
               1. Современное состояние туристской отрасли в
                                Казахстане
 
      Как показывает анализ статистики туристского рынка, туризм в Казахстане развит слабо. Об этом свидетельствует низкая доля туризма в общем числе перемещающихся резидентов и нерезидентов (3%). В целом с 1996 по 2000 годы наблюдается падение объемов туризма более чем в 3 раза. В 2000 году объемы национального туризма как в целом, так и на отдельных его направлениях, сильно снизились (на 36% по сравнению с 1999 годом).
      Более того, в общем объеме потока туристов превалирует количество туристов, выезжающих за пределы Казахстана, что означает отток потенциальной выручки внутреннего туризма (приложение 1).
      Основными причинами незначительного количества въезжающих в республику нерезидентов является низкий спрос на туристские услуги из-за высоких цен на них (как следствие нестабильного налогового режима), низкая эффективность имиджевой политики Казахстана, отсутствие необходимого сервиса и средств коммуникаций на местах (неразвитость транспортных линий внутри Казахстана усложняет оперативное и комфортное достижение места назначения).
      Снижение общего объема туризма происходило также за счет уменьшения объемов выездного туризма с 1996 по 2000 годы более чем в 6 раз. В большей степени снижение происходило за счет сокращения резидентов, относящихся к категории шоп-туристов. Даже резкое увеличение общего потока выезжавших резидентов в 2000 году не привело к увеличению в нем числа туристов.
      Наряду с этим, поток туристов на внутренних и въездных направлениях, стратегически важных с точки зрения увеличения поступлений в страну и обеспечения занятости населения, все еще занимает меньшую долю в национальном туризме, но достаточно стабилен, а на въездном направлении даже наблюдается медленный, но постоянный рост.
      Несмотря на номинальное увеличение количества лиц, легально переместившихся через границу в 2000 году, по сравнению с 1999 годом наблюдается резкий спад объемов туризма на 36%, причем он наблюдался не только в выездном, но и во въездном и внутреннем туризме. Это связано с тем, что цены на туристские услуги продолжают оставаться высокими.
      Так, во въездном туризме часть посетителей-нерезидентов предпочитает более выгодным для себя использовать другие официально указываемые цели пребывания в Казахстане. Кроме того, многие иностранные посетители в Казахстане пользуются услугами частного сектора, неохваченного официальной статистикой и более дешевого. Снижение спроса на услуги туристских организаций со стороны резидентов, выезжающих за границу, объясняется той же причиной. Наглядно описанная ситуация отражена в приложении 2.
      За период с 1996 по 2000 годы сложилось отрицательное сальдо как по перемещению туристов, так и по перемещению через границу иностранных граждан и резидентов Республики Казахстан в целом, т.е. выезжало больше, чем въезжало.
      Общее число обслуженных туристов, воспользовавшихся услугами туристских организаций в 2000 году,составило 146915 человек, что на 36% меньше, чем в 1999 году. Из них доля въездного туризма составляет 16,3%, выездного - 45,8%, внутреннего туризма - 37,9%.
      Объемы въездного туризма с 1996 по 1999 годы увеличивались возрастающими темпами (в среднем на 25% по отношению к предыдущему году) за счет увеличения потока туристов из стран вне СНГ. В 2000 году число туристов-нерезидентов по сравнению с 1999 годом снизилось на 52,4%, а их доля в общем числе посетителей-нерезидентов составила всего лишь 1,42%.
 
      1.1. Въезд в Казахстан иностранных граждан
      Анализ статистики въездного туризма по странам показывает, что с 1996 года по 2000 год доля туристов, прибывающих из стран СНГ, продолжала уменьшаться. Объем потока туристов из СНГ постоянно снижается в среднем на 2,5 тысяч человек в год (небольшой рост в 1999 году объясняется усилением в 4-м квартале 1999 года контроля на приграничных пропускных постах). Такая ситуация обусловлена, в большей степени, прозрачностью границ для граждан СНГ при перемещении внутри СНГ.
      В структуре въездного туризма в рассматриваемом периоде наибольшую долю составили туристы из стран дальнего зарубежья, число которых с 1995 по 1999 год увеличивалось по сравнению с предыдущим годом примерно в 1,5 раза.
      В 2000 году среди всей численности посетителей-нерезидентов, воспользовавшихся услугами туристских организаций (23868 человек), доля жителей стран СНГ составила около 14%, стран вне СНГ - около 86%.
      В основном услугами туристских организаций воспользовались нерезиденты из России, Кыргызстана, Узбекистана, Украины, Таджикистана. Наибольший поток туристов-нерезидентов из стран вне СНГ наблюдается из Германии, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Китая, Турции, Австрии, Нидерланд.
      В целом, в 2000 году в Республике Казахстан побывали туристы примерно из 80 стран. Среднее количество дней пребывания туристов из стран СНГ составляет 4-5 дней, из стран вне СНГ - 17 дней. В основном 89,7% туристов - это люди, прибывающие с деловыми и профессиональными целями.
      Согласно статистическим данным за время своего пребывания один иностранный турист оставляет в Казахстане в среднем 700 долларов США.
      Сезонность въездного туризма: наиболее активен въездной туризм в период между апрелем и октябрем. Так, на 2 и 3 кварталы года приходится 75% общего потока въезжающих туристов.
 
      1.2. Выезд граждан Казахстана за границу
      Число резидентов, выезжавших за границу по туристским путевкам, с 1996 по 2000 годы постоянно снижалось. Снижение выездного туризма происходило в основном за счет уменьшения числа туристов, выезжавших в страны вне СНГ.
      Доля казахстанских граждан, выехавших за границу в 2000 году, составила 5,4% от общего числа выехавших за границу резидентов. Поток казахстанских туристов в страны СНГ составил 12%, в страны вне СНГ - 88%.
      Основная масса туристов-резидентов выезжала в страны СНГ - Кыргызстан и Россию.
      Среди стран вне СНГ наибольшей популярностью среди туристов пользуются Турция, Германия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, Иран.
      В 2000 году туристы из Республики Казахстан посетили около 70 стран мира. Среднее количество дней пребывания казахстанских туристов в странах СНГ составляет 6 дней, в странах вне СНГ - 7 дней. При этом целями выезда являлись: деловые и профессиональные цели - 73,2%, досуг и отдых - 16,5%. В выездном туризме большей частью преобладает шоптуризм.
      Сезонность выездного туризма: наибольший поток туристов на выездном направлении наблюдается в первом квартале года - 35% всех выехавших туристов. Однако, в целом, сезонная зависимость выездного туризма невелика.
 
      1.3. Внутренний туризм
      Объемы внутреннего туризма с 1996 по 1999 годы также увеличивались. Темпы роста, оставаясь положительными, сильно различались по величине. Так, оставаясь на уровне 12 тысяч человек в предыдущие годы, в 1998 году рост сильно замедлился в последующие годы и составил чуть более 2 тысяч человек в год. В 2000 году по сравнению с 1999 годом спад объемов внутреннего туризма произошел на 23%.
      Большой потенциал для развития внутреннего туризма представляют иностранные граждане, временно проживающие в Казахстане по деловым целям, которые наиболее активны в организации своего досуга и занятий спортом, а также социальный и самодеятельный туризм.
      Таким образом, развитие международного туризма в Казахстане определяется деловой активностью. Категории туристов, совершающие непродолжительные, но достаточно частые поездки в Казахстан, со временем перестают обращаться к услугам туристских организаций. Резкое падение объемов въездного туризма с 1996 по 2000 годы объясняется именно этой причиной (приложение 3).
 
      1.4. Общая прибыль, генерируемая от деятельности туристских
                               организаций
 
      Доход, полученный турорганизациями от оказания услуг, распределяется между собственно туристскими организациям и (отечественными и иностранными) и государством (налоги и сборы). Наибольший на сегодняшний день доход, связанный с деятельностью турорганизаций, создает выездной туризм - 77%. Въездной туризм обладает большим потенциалом в генерировании дохода, поскольку, несмотря на небольшую численность въезжающих в Казахстан туристов (16,3% от общего потока туристов), он образует 13% дохода от деятельности турорганизаций. В сравнении с внутренним туризмом последний генерирует 10% дохода, занимая 38% в общем объеме туристского потока (приложение 4).
      Доход Республики Казахстан от деятельности туристских организаций составляет 51% от общего дохода, генерируемого от деятельности туристских организаций. Он включает в себя средства, получаемые отечественными турорганизациями, налоги и сборы от деятельности туристских организаций, действующих в Республике Казахстан.
      Наибольший доход Республика Казахстан получает от деятельности туристских организаций, работающих на выездном направлении (около 62%), въездной туризм дает 24% дохода, внутренний туризм образует 14,2% дохода. При этом около 63% дохода Казахстан получает от выездного и въездного туризма со странами вне СНГ.
      97% своего дохода Республика Казахстан получает в национальной валюте, 3% - в иностранной валюте. Вся валютная выручка поступает за счет въездного туризма.
 
      1.5. Туристские организации
      За период с 1996 по 1999 годы количество туристских организаций росло примерно на 40 турфирм в год. В 2000 году по сравнению с 1999 годом их количество возросло на 62% (на 265).
      По статистическим данным на 1 января 2001 года в Казахстане функционирует 690 туристских организаций. 93% всех организаций туристского рынка представлены малыми турорганизациями (численность персонала до 50 человек) или 639 туристскими организациями. Из них 490 - малые туристские организации с численностью персонала до 5 человек.
      Малые туристские организации обслуживают 72% национального туризма и приносят республике доход в размере 7,6 млн. долларов США (79% всего дохода, получаемого Республикой Казахстан от деятельности турорганизаций).
      Средние туристские фирмы (43, от 50 до 250 человек) представляют лишь 6% всех туристских организаций. На их долю приходится 28% туристского потока, 21% дохода (2,1 млн. долларов США).
      Крупных туристских организаций в Казахстане всего лишь 8. Их деятельность ориентирована только на предоставление визовых, экскурсионных и прочих услуг, не входящих в стоимость туристской путевки, и охватывает лишь 0,4% всего потока туристов. Доход Республики Казахстан от их деятельности составляет 1,72 тыс. долларов США (0,2% всего дохода от деятельности турорганизаций).
 
      1.6. Состояние развития туризма в разрезе областей
      Рассматриваемый период (1998-2000 годы), наряду с общей тенденцией снижения объема туристского потока в Республике Казахстан, характеризовался спадом туристской активности и в разрезе областей (приложение 5).
      В 2000 году за счет роста деловой активности наблюдался некоторый подъем туристской деятельности (по сравнению с 1999 годом) в Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской областях, которые не являются традиционными центрами туризма в Казахстане. В последние годы причиной развития въездного, выездного и внутреннего туризма здесь является бизнес.
      Одновременно с этим наблюдается сокращение объемов туристского потока в Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Алматинской областях и особенно в городе Алматы.
      Наибольшие объемы въездного туризма преобладают в городах Астане, Алматы, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Атырауской и Актюбинской областях. При этом основными целями въездного туризма практически во всех областях являются деловые и профессиональные цели (в среднем 89 человек из 100). Практически во всех областях Казахстана среднее количество дней пребывания туристов-нерезидентов менее 1 дня (кроме города Алматы и Атырауской области - 4-5 дней).
      Наиболее развит выездной туризм в городах Алматы, Астане, Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Актюбинской, Мангистауской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях. Целями поездки при этом являются деловые и профессиональные интересы (73 человек из 100), а также досуг и отдых (16 человек из 100).
      Наибольший поток внутреннего туризма наблюдается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской и Павлодарской областях.
      Наиболее доходным для Республики Казахстан является туристский бизнес в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях.
 
      1.7. Инфраструктура туризма
      1.7.1. Объекты размещения туристов
      В Республике Казахстан 311 объектов размещения туристов: из них санаториев - 34, санаториев-профилакториев - 11, профилакториев - 8, гостиниц - 159, домов отдыха - 26, туристских баз - 17, оздоровительных лагерей - 13, гостевых домов - 12, охотничьих домов - 10, зон отдыха - 29, гостиниц - 159. Большинство гостиниц (149) размещено в городах Астане, Алматы, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. 66% из их числа относится к субъектам малого предпринимательства с численностью персонала до 50 человек, 29% - к субъектам среднего предпринимательства с численностью персонала 51 - 250 человек, и только 5% (8 гостиниц) относится к крупным организациям с персоналом более 250 человек.
      Из общего числа гостиниц 87% находится в частной собственности, 9% находится в ведении коммунальной собственности и 4% составляют организации, образованные совместно с иностранными участниками.
      Единовременная вместимость гостиниц на начало 2001 года составила 16389 мест, число всех номеров 9124. Однако загруженность гостиниц в 2000 году составила всего 20%. Это наряду с устаревшей материально-технической базой большинства гостиниц в деятельности гостиниц привело к превышению расходов над доходами. Так, в 2000 году убыток от эксплуатации гостиничного комплекса составил 15,6 тыс. долларов США.
      Основные доходы получены от гостиничных комплексов в Актюбинской, Атырауской, Карагандинской, Мангистауской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях. В остальных регионах гостиницы работали с убытками. Отрицательное сальдо сложилось в работе гостиниц городов Астаны, Алматы, Кызылординской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской областей. Основная доля расходов, определяющая убыточность всех объектов размещения, образована за счет заработной платы работникам, налогов и прочих платежей в бюджет. Исключение составляют молодежные общежития и горные турбазы, расходы в которых на капитальный и текущий ремонты, приобретение оборудования составляют наименьшую долю.
      Наибольшие доходы республике приносит деятельность гостиниц с ресторанами, которые представляют наиболее распространенную категорию гостиниц в Республике Казахстан.
      Работа 75% всех негостиничных объектов размещения туристов, носит в основном сезонный характер. Однако на оставшиеся 25% круглогодичных объектов приходится 94% обслуженного потока туристов (31559 человек), что составляет около 40% всех туристов на въездном и внутреннем потоках.
      Как показывает анализ развития туристской отрасли состояние существующей инфраструктуры туризма подошло к критическому уровню из-за ветхости многих гостиниц, ресторанов и других мест проживания и питания туристов, построенных в 50-60 годы.
 
      1.7.2. Транспорт
      1) Международные аэропорты
      На сегодня Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам по временной схеме: РГП "Международный аэропорт Астана", ОАО "Международный аэропорт Алматы", ОАО "Международный аэропорт Актобе", ОАО "Международный аэропорт Актау", ОАО "Международный аэропорт Ак-Жол", ОАО "Международный аэропорт Атырау", ОАО "Международный аэропорт Аулие-Ата", ОАО "Международный аэропорт Семейавиа", ОАО "Международный аэропорт Сары-Арка", ОАО "Аэропорт Усть-Каменогорск", ОАО "Аэропорт Павлодар", ОАО "Аэропорт Шымкент", Филиал ТОО "Вектор", ОАО "Аэропорт Петропавловск", ОАО "Аэропорт Костанай".
      2) Железные дороги
      Территорию Республики Казахстан с севера на юг пересекают 3 ветви железных дорог, которые связывают южный регион Казахстана с западной, центральной, северной и восточной частями Казахстана. Наиболее развита сеть железных дорог в северном регионе Казахстана, граничащем с Россией. Казахстан имеет железнодорожные выходы в 4 соседние страны: Россию, Узбекистан, Кыргызстан, Китай.
      3) Автомобильные дороги
      1. Ташкент - Бишкек - Алматы - Хоргос
      2. Шымкент - Кызылорда - Актюбинск - Уральск - Самара
      3. Алматы - Караганда - Петропавловск - Челябинск
      4. Алматы - Караганда - Астана - Костанай - Челябинск
      5. Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай
      6. Астрахань - Атырау - Актау - Бекдаш
 
      В период с 2001 по 2005 годы намечается реализация проектов по реконструкции, реабилитации и развитию объектов придорожного сервиса и инфраструктуры вдоль вышеназванных автотранспортных коридоров.
      4) Порты
      Порт Актау на Каспийском море связывает Казахстан с портами России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана.
      В Республике Казахстан имеются сообщения по внутренним водным путям с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
      Большинство туристов-нерезидентов для своего путешествия используют воздушный транспорт, доля которого составляет 84,8%. Железнодорожным транспортом перемещено 7,8% туристов, международными автобусами - 3,5%, прочими сухопутными средствами - 3,8%, водным транспортом - около 0,01%. 70% туристов-резидентов также предпочитают воздушный транспорт. На междугородних автобусах переезжают 22%, на железнодорожном транспорте - 7%, прочих сухопутных средствах - 1% туристов.
 
                2. Цели и задачи Государственной программы
 
      Регулирование отношений в сфере туризма путем формирования государственной политики, создания соответствующего материально-технического, финансового, научно-методического, рекламно-информационного, нормативно-правового обеспечения развития туристской отрасли
 
      2.1. Основные цели Государственной программы
      Создание в Республике Казахстан современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, формирование национального турпродукта, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработка экономических и правовых механизмов приоритетной поддержки въездного и внутреннего туризма;
      формирование имиджа Казахстана как привлекательного туристского объекта;
      оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и создание благоприятных условий для их деятельности;
      обеспечение качества национального турпродукта в соответствии с мировым уровнем;
      создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;
      формирование нормативно-правовой базы развития туризма в Республике Казахстан, механизма государственного регулирования в этой сфере, рекламно-информационного, кадрового, научного обеспечения туристской отрасли, содействие развитию инфраструктуры туризма;
      разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизации строительства новых объектов;
      развертывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению казахстанского туристского продукта на мировой рынок туристских услуг;
      развитие малого и среднего предпринимательства и стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере;
      обеспечение условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли, предоставляющих туристские услуги.
 
      2.2. Основные задачи Государственной программы
      Обеспечить систему новых подходов государственного регулирования в туризме, отвечающих изменившимся социально-экономическим условиям, целям, принципам и задачам осуществления туристской деятельности;
      усилить роль государства в централизованном управлении, регулировании взаимодействий между исполнительными органами и организациями, действующими в сфере туризма, через республиканский уполномоченный орган;
      обеспечить успешную реализацию комплексного развития туризма на основе поддержки и выбора оптимальных методов государственного регулирования отраслью.
 
                   3. Основные направления и механизм
                           реализации программы
 
      3.1. Развитие системы государственного регулирования и поддержки
           туристской деятельности
      В этих целях необходимо реализовать следующие меры:
      - разработка проектов нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом присоединения Республики Казахстан к Всемирной Торговой Организации;
      - разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, внесения изменений и дополнений в законодательство о миграции, упрощения визовых процедур, пограничного контроля;
      - совершенствование системы статистического учета и отчетности в сфере туризма, в том числе введение показателей, характеризующих финансовые результаты функционирования учреждений и организаций отрасли;
      - подготовка предложений по совершенствованию методики формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной Туристской Организации и решений Статистической комиссии ООН;
      - разработка политики государственного регулирования в вопросах ценообразования в целях определения оптимального порога рентабельности туристского бизнеса для обеспечения конкурентоспособности и стабильной доходности всех специализированных производителей на рынке туристских услуг;
      - обеспечение безопасности национального туризма;
      - подготовка проектов международных договоров с зарубежными странами и соглашений с субъектами Республики Казахстан по вопросам сотрудничества в области туризма;
      - обеспечение условий по улучшению качества обслуживания туристов на основе стандартизации, сертификации, лицензирования туристской деятельности и стандартизации функционирования туристских объектов;
      - развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;
      - обеспечение достаточного уровня финансирования отрасли, в том числе за счет привлечения кредитных ресурсов;
      - обеспечение максимального уровня координации в сфере туризма между

 

заинтересованными министерствами и ведомствами, а также между

государственным и частным секторами;

     - развитие международного рынка страхования в туризме;

     - на региональном уровне разработка программ реконструкции гостиниц и

введения международной системы их стандартизации.


     3.2. Развитие и сохранение культурно-исторических и рекреационных

          зон Казахстана

     В этих целях необходимо реализовать следующие меры:

     - сохранение и рациональное использование культурно-исторических и

природно-рекреационных ресурсов;

     - создание и охрана государственных туристских достопримечательностей;

     - обеспечение мер по охране окружающей среды;

     - создание благоприятных условий для развития социального туризма

среди различных социально-демографических категорий и групп населения;

     - упорядочение отношений собственности в сфере туризма с учетом

специфики туристской деятельности;

     - проведение научно-практических конференций и участие в

международных туристских событиях по ключевым проблемам развития

туристской индустрии, организация и проведение ежегодной Национальной

туристской лотереи.


     3.3. Маркетинг и продвижение казахстанского туристского продукта

     В этих целях необходимо реализовать следующие меры:

     - разработка стратегии экспорта национального турпродукта;

     - развитие международного сотрудничества в области туризма;

     - организация туристских выставок и других мероприятий;

     - внедрение прогрессивных унифицированных стандартов в продаже

турпродуктов;

     - пропаганда среди населения ценностей туризма и охраны окружающей

среды;


 
       - обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения Казахстана, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах;
      - разработка программ развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан (экотуризма, социального, детского и юношеского, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.);
      - обеспечение развития в регионах социального и самодеятельного туризма;
      - рекламно-информационное обеспечение продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
      - разработка региональных и межрегиональных программ развития туризма, подготовка методических указаний и научно-проектных обоснований для разработки программ развития туризма.
 
      3.4. Научно-методическое обеспечение, подготовка кадров и система
           повышения квалификации работников туризма
      В этих целях необходимо реализовать следующие меры:
      - проведение тренингов на базе высших учебных заведений для подготовки и обучения предпринимателей в сфере туризма;
      - унификация учебных планов по подготовке специалистов в области туризма в высших учебных заведениях.
 
      3.5. Развитие материально-технической базы индустрии туризма
      В этих целях необходимо реализовать следующие меры:
      - стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и строительства туристских объектов;
      - принятие мер по повышению конкурентоспособности национальных авиалиний, дальнейшему развитию пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте;
      - разработка схем перспективного размещения туристских объектов и развития туристской инфраструктуры на территории Республики Казахстан;
      - контроль землепользования и применения норм застройки в конкретных районах развития туризма, в частности, в государственных национальных природных парках;
      - развитие транспортно-дорожной инфраструктуры общего пользования для удовлетворения туристских потребностей;
      - развитие гостинично-сервисного комплекса и приведение его в соответствие с мировыми стандартами;
      - развитие сопутствующей инфраструктуры: водоэлектроснабжения,

 

канализации и системы удаления твердых отходов, телекоммуникаций в

имеющихся и потенциальных туристских зонах;

     - развитие сети туристских комплексов, этнографических музеев и

зон отдыха;

     - разработка проектов и строительство туристских объектов, в том

числе средних и малых средств размещения, с учетом обеспечения их

круглогодичного использования.


     3.6. Обеспечение безопасности туризма

     Необходимо определить следующие приоритетные направления повышения

уровня безопасности в области туризма:

     - безопасность жизни и здоровья туристов;

     - развитие рынка страхования в туризме;

     - защита прав потребителей;

     - противопожарная безопасность;

     - безопасность в местах размещения и питания;

     - безопасность на транспорте;

     - обеспечение безопасности туроператорами и турагентами при

организации работы руководителей групп, экскурсоводов, гидов, методистов-

инструкторов;

     - защита и охрана туристской среды;

     - информация по вопросам защиты и безопасности;

     - борьба с организованной преступностью и терроризмом;

     - создание местных систем обеспечения защиты и безопасности 

посетителей и местного населения.


     3.7. Информационное обеспечение туристской отрасли

     В этих целях необходимо совершенствование управления туризмом путем:


 
       - разработки комплексного анализа состояния и прогноза развития туристского рынка на основе интерактивной геоинформационной системы с целью наиболее эффективного использования природного и культурно-исторического потенциала Республики Казахстан;
      - разработки модели территориального зонирования туристской индустрии по регионам страны в привязке к транспортным путям, инженерным и инфраструктурным объектам;
      - разработки системы мер по организации электронного бронирования и введению электронных платежей за услуги турорганизаций;
      - внедрения системы интерактивной геоинформационной системы во все смежные с туризмом отрасли.
 
              4. Основные технико-экономические условия для
                        реализации программы
 
      Развитие системы единого информационного пространства в отрасли;
      разработка и реализация первоочередных системообразующих турпродуктов и туробъектов, обеспечивающих устойчивое развитие туристской индустрии республики;
      разработка региональных программ развития туризма в качественном и количественном аспектах по внутриотраслевым секторам;
      оценка оптимальных объемов в инвестициях в соответствии с необходимыми темпами развития отрасли по регионам;
      создание и реализация сервисной инфраструктуры системообразующих туристских объектов;
      создание системы многоканального маркетинга, охватывающего все стадии продвижения национального турпродукта до потребителя.
 
              5. Международное сотрудничество в области туризма
 
      Республика Казахстан как член Всемирной Туристской Организации является участником различных международных инициатив в области туризма. Казахстан участвует в международном туристском проекте Всемирной Туристской Организации "Великий Шелковый путь".
      Международное сотрудничество в сфере туризма осуществляется также посредством заключения соглашений о сотрудничестве с иностранными государствами. В настоящее время действуют около двадцати международных соглашений о сотрудничестве в области туризма. Кроме того, рассматриваются вопросы заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве с такими государствами как Малайзия, Королевство Испания, Мальта, Французская Республика, Государство Катар, Чешская Республика, Швейцарская Конфедерация. При этом ряд соглашений заключается по инициативе иностранных государств, которые находят Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом.
      Планируемые международные туристские проекты (требующие заключения международных договоров):
      - разработка международного туристского проекта Страна древних тюрков (Казахстан - Турция - Россия - Монголия - Китай);
      развитие системообразующих туристских объектов (туркомплексов международного уровня) путем привлечения иностранных инвестиций;
      организация в Казахстане постоянно действующей Международной олимпиады национальных видов спорта;
      - создание и организация при республиканском туристском информационном центре совместно со Всемирной Туристской Организацией, Казахстанской Туристской Ассоциацией, вузами Казахстана и международными образовательными учреждениями Центральноазиатского центра профессиональной подготовки кадров для туристской отрасли;
      - проведение совместно с посольствами, торгово-промышленными палатами и ассоциациями народных промыслов зарубежных стран совместной постоянно действующей международной ярмарки народных промыслов и искусств - Этнографического Базара.
 
            6. Источники финансирования государственной программы
 
      Мероприятия по реализации Государственной программы будут осуществляться за счет и в пределах средств, предоставляемых в республиканском и местном бюджетах на соответствующий год, и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
      Реализация Государственной программы требует финансирования из средств республиканского бюджета в 2001 году - 26 111 тысяч тенге, в 2002 году - 26 111 тысяч тенге.
      Сумма финансирования из средств государственного бюджета на последующие годы, необходимая для реализации Государственной программы, будет определена при формировании бюджета на соответствующий финансовый год в соответствии с Законом Республики Казахстан "О бюджетной системе" от 1 апреля 1999 года.
 
       6.1. Организация управления и обеспечение контроля реализации
                       Государственной программы
 
      Организация управления и обеспечения контроля реализации Государственной программы осуществляется государственным уполномоченным органом в сфере туризма, в соответствии с действующими законодательными нормативными правовыми актами и методическими документами совместно со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, акимами областей, городов Астаны и Алматы.
 
                7. Ожидаемый результат от внедрения программы
 
      В ходе реализации Государственной программы предполагается обеспечить стабильный рост общего потока туристов по внутреннему и въездному туризму с 80 тысяч человек в 2001 году до 150 тысяч в 2005 году, при этом ожидается ежегодный прирост в среднем 17500 человек.
      Предполагается увеличить объемы въездного туризма с 24 тысяч туристов в 2001 году до 60 тысяч к концу 2005 года. При этом со стратегической точки зрения важным является то, что доля въездного туризма в общем числе туристов на обоих направлениях увеличится с 30% в 2001 году до 40% в последующие годы. Рост объемов въездного туризма составит 7 тысяч человек в год.
      Объемы внутреннего туризма также увеличатся с 56 тысяч человек в 2001

 

году до 90 тысяч человек в 2005 году. Ежегодный рост потока туристов на

внутреннем направлении составит 10500 человек (приложение 6).

     Эффективность реализации Государственной программы рассчитывается по

показателям, прогнозируемым на 2001-2005 годы.

     При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего

пребывания приносит в бюджет около 700 долларов США, то ежегодное

пополнение бюджета от въездного туризма составит:

     в 2001 году - 16,8 млн.долларов США;

     в 2002 году - 27,3 млн.долларов США;

     в 2003 году - 32,2 млн.долларов США;

     в 2004 году - 37,1 млн.долларов США;

     в 2005 году - 42 млн. долларов США.

     Итого за период с 2001 по 2005 годы поступления в бюджет от въездного

туризма составят 155,4 миллионов долларов США.


 
       Учитывая, что в мировой практике обслуживание одного иностранного туриста создает 9 рабочих мест, то в 2001 году за счет въездного туризма можно будет поддержать потенциальную занятость 216 тысяч рабочих мест в туризме и смежных отраслях, в 2002 году - 351 тысячу рабочих мест, в 2003 году - 414 тысяч рабочих мест, в 2004 году - 477 тысяч рабочих мест, в 2005 году - 540 тысяч рабочих мест.
      С учетом того, что среднемесячная зарплата работников по найму растет примерно на 20% в год (или на 6% в реальном выражении), то благодаря увеличению объемов въездного туризма доходы занятого населения будут также увеличиваться (приложение 7).
      Реализация Государственной программы позволит обеспечить значительные поступления в республиканский бюджет.
      За этот же период предполагается ликвидировать дефицит платежного баланса по статье "Поездки".
      Разработанные в Государственной программе меры будут способствовать дальнейшему увеличению потока туристов на внутреннем рынке и из-за рубежа и, в конечном итоге, приведут к значительному повышению привлекательности национального турпродукта как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества.
 

                                                  Приложение 1



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы



 
 
                  Национальный туризм в Республике Казахстан
 
      (Диаграмму см. на бумажном варианте)
 

                                                  Приложение 2



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы




 

     Выездной туризм

___________________________________________________________________________

                             !  1996  ! 1997  ! 1998   ! 1999  !  2000

___________________________________________________________________________

Резиденты РК, выехавшие

за границу (без численности

граждан, выехавших на ПМЖ)    522720   419404   502358   398634  1246731 


в т.ч. туристов (лица,

воспользовавшихся услугами

туристских организаций и

принадлежащих им гостиниц,

кемпингов и прочих мест для

проживания)                   418039   174071   145716   106078    67360  


в % к общей численности

выезжавших                    79,97%   41,50%   29,01%   26,61%    5,40%

___________________________________________________________________________


     Въездной туризм

___________________________________________________________________________

                             !  1996 г! 1997 г! 1998 г.! 1999 г!  2000 г.

___________________________________________________________________________

Посетители-нерезиденты,

въехавшие в РК

(без численности граждан,

въехавших на ПМЖ)             202050   284346  256752    393602  1682548 


в т.ч. туристов (лица,

воспользовавшиеся услугами

туристских организаций и

принадлежащих им гостиниц,

кемпингов и прочих мест для

проживания)                    23498    27683    34542    50154    23868  


в % к общей численности

въезжавших                    11,63%    9,74%   13,45%   12,74%    1,42%

___________________________________________________________________________


    Внутренний туризм

___________________________________________________________________________

                             !  1996 г! 1997 г! 1998 г.! 1999 г!  2000 г.

__________________________________________________________________________

Внутренний туризм              45871    58667    60806   72088    55687

__________________________________________________________________________



                                                 Приложение 3



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы




 

     Въезд в Казахстан иностранных граждан

___________________________________________________________________________

                       !    Обслужено туристов и экскурсантов,

                       !                человек

_______________________!___________________________________________________

                       ! 1995 г!  1996 г! 1997 г! 1998 г.! 1999 г!  2000 г.

___________________________________________________________________________

Въездной туризм          20272   23498    27683   34542    50154   23868

СНГ                      12506   10360     7254    4861     5796    3266

Остальной мир             7766   13138    20429   29681    44358   20602

___________________________________________________________________________


     Выезд граждан Казахстана за границу

___________________________________________________________________________

                       !    Обслужено туристов и экскурсантов

_______________________!__________________________________________________

                       ! 1995 г!  1996 г! 1997 г! 1998 г.! 1999 г!  2000 г.

___________________________________________________________________________

Выездной туризм         123699   418039   174071  145716   106078  67360

СНГ                       8766     4000     6749    2562     3904   8027

Остальной мир           114933   412248   167322  143154   102174  59333

___________________________________________________________________________


     Внутренний туризм

___________________________________________________________________________

                       !    Обслужено туристов и экскурсантов

_______________________!___________________________________________________

                       ! 1995 г!  1996 г! 1997 г! 1998 г.! 1999 г!  2000 г.

___________________________________________________________________________

Внутренний туризм        98063    45871    58667   60806   72088   55687

___________________________________________________________________________



                                                 Приложение 4



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы



 
 
                 Общая прибыль, генерируемая от деятельности

 

                           туристских фирм

___________________________________________________________________________

В млн.долл. !Доход,         !Всего      !Перечислено средств!Доход РК от

   США      !образуемый от  !средств    !    туристским     !деятельности

            !деятельности   !получено   !   организация     !туристских

            !туристских     !туристскими!___________________!организаций

            !организаций    !организа-  !Турфирмам !Отечест-!(всего средств

            !(стоимость     !циями      !других    !венным  !получено тури-

            !путевки+ст-ть  !           !государств!органи- !стскими орга-

            !визовых,       !           !          !зациям  !низациями -

            !экскурсионных  !           !          !        !перечислено

            !и прочих услуг,!           !          !        !средств тур-

            !не входящих в  !           !          !        !фирмам других

            !стоимость      !           !          !        !государств)

            !путевки)       !           !          !        !

___________________________________________________________________________

Всего         16,0            11,2        3,8        3,9       8,3


Въездной

туризм         2,1             2,0        0,0        0,1       2,0        


Выездной

туризм        12,3             8,0        3,8        3,4       5,1


Внутренний

туризм         1,6             1,2        0,0        0,4       1,2

___________________________________________________________________________



                                                Приложение 5



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы



 
 
           Состояние развития туризма в разрезе областей и городов

 

                           Алматы и Астаны

___________________________________________________________________________

                          ! Обслужено туристов и экскурсантов

                          !_______________________________________________

                          !  1998 г. !  1999 г.!  2000 г.   !  2000 г.,%

__________________________!________________________________________________

Республика Казахстан        241064    228320     146915      100,00%     

Акмолинская                    322      4375        252        0,21%

Актюбинская                   2894      1877       2373        1,94%

Алматинская                  19685     13039       3721        3,05%

Атырауская                    1046       582        343        0,28%

Восточно-Казахстанская        9898      7950       8961        7,34%

Жамбылская                     968      2078       2002        1,64%

Западно-Казахстанская         3439      2142       3377        2,77%

Карагандинская               10837      6910      12070        9,89%

Костанайская                  1187      3972        503        0,41%

Кызылординская                 599       138        388        0,32%

Мангистауская                 2406      1133       2412        1,98%

Павлодарская                  4998      4578       4132        3,39%

Северо-Казахстанская          7164      2310        120        0,10%

Южно-Казахстанская            8406      5198       1567        1,28%

город Астана                 48534     69619      34307       28,12%

город Алматы                118681    102419      70387       57,69%

___________________________________________________________________________




                                                 Приложение 6



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы



 
 
                  Увеличение объемов внутреннего и въездного туризма
 
      (Диаграмму см. на бумажном варианте)
 

                                                  Приложение 7



                                          к Государственной программе

                                   развития туризма в Республике Казахстан

                                              на 2001-2005 годы




 

     Прогноз увеличения дохода занятого населения

___________________________________________________________________________

                    ! 2001 г.  !  2002 г. ! 2003 г. !  2004 г. ! 2005 г.

___________________________________________________________________________

Средняя зарплата     100 долл.  106 долл.  112,4 долл.  119 долл. 125 долл.

работников по найму     США        США        США          США       США


Увеличение доходов   21,6 млн.  37,2 млн.   46,5 млн.   56,8 млн. 67,5 млн.

занятого населения     долл.      долл.        долл.      долл.     долл. 

на:

___________________________________________________________________________


(Специалисты: Умбетова А.М.,

              Склярова И.В.)      





Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.