О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 августа 2006 года N 804

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы".

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы

      В соответствии с подпунктом 8)  статьи 44  Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания граждан  ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы (далее - Программа).
      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.
      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
      4. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
      Республики Казахстан

      Астана, Акорда,         2006 года
                N __

Утверждена         
Указом Президента     
Республики Казахстан   
от "___" _______ 2006 года
N ____           

Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы

Астана, 2006 год

Содержание

1.   Паспорт Программы
2.   Введение
3.   Анализ современного состояния проблемы
4.   Цель и задачи Программы
5.   Основные направления и механизм реализации
    государственной программы
6.   Необходимые ресурсы и источники финансирования
7.   Ожидаемые результаты от реализации
    государственной программы

  1. Паспорт Программы

Наименование:           Государственная программа по патриотическому
                     воспитанию граждан Республики Казахстан на
                     2006-2008 годы
Основание для           Пункт 3  статьи 8  Закона Республики 
разработки:          Казахстан от 7 июня 1999 года "Об образовании";
                        подпункты 4), 5), 6) пункта 3  статьи 3
                     Закона Республики Казахстан от 7 июля 2004
                     года "О государственной молодежной политике в
                     Республике Казахстан";
                        подпункт 4.1 пункта 4  Стратегии  Ассамблеи
                     народов Казахстана на среднесрочный период (до
                     2011 года), утвержденной Указом Президента
                     Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года
                     N 856;
                        пункт 4.1 Плана мероприятий по реализации
                     Протокола совещания с участием Президента
                     Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года
                     N 01-7.12;
                        поручение Президента Республики Казахстан
                     Назарбаева Н.А. о разработке программы целевой
                     политической работы с молодежью от 5 марта
                     2005 года N 654;
                        протоколы заседаний Республиканской
                     комиссии по государственным символам от 11
                     марта 2005 года N 03-5.3, от 7 октября 2005
                     года N 03-5.7;
                        поручение Государственного секретаря
                     Республики Казахстан от 8 июля 2005 года
                     N 03-5.6.
Основной             Министерство образования и науки Республики
разработчик:         Казахстан
Цель Программы:         Повышение в менталитете граждан высокого
                     патриотического сознания, чувства гордости и
                     верности своему Отечеству, готовности к
                     выполнению гражданского долга и конституционных
                     обязанностей по защите интересов Родины,
                     посредством целенаправленного развития системы
                     патриотического воспитания.
Задачи                  Создание организационных предпосылок и
Программы:           системы мер, способствующих формированию у
                     целевых групп граждан чувства осмысленной
                     гражданской солидарности, межэтнического и
                     межличностного взаимопонимания, чувства
                     соотечественности: "Это - мы! Это - наша
                     Земля! Это - наша Родина!";
                        создание предпосылок для формирования
                     органических обязательственных связей между
                     государством и обществом, государством и
                     гражданином и проведение комплекса мероприятий,
                     обеспечивающих встречное движение государства
                     и общества;
                         создание условий и социальных предпосылок
                     для целевых групп населения по обучению
                     построения осмысленных гражданских отношений:
                     Я и моя семья; Я и моя школа; Я и окружающие
                     люди; Я и моя Родина;
                         создание организационных и других
                     предпосылок для содействия воспитанию
                     патриотизма через формирование позитивных
                     моделей поведения и популяризации образа героя
                     нашего времени, образца для молодежного
                     подражания.
Срок реализации:     2006-2008 годы
Источник                 Средства республиканского, местных
финансирования:      бюджетов, внебюджетные средства.
                     За счет средств республиканского бюджета
                     планируется выделить:
                     в 2006 г. 27 948 тыс. тенге,
                     в 2007 г. 54 641 тыс. тенге,
                     в 2008 г. 53 999 тыс. тенге.
                     За счет средств местных бюджетов:
                     в 2007 г.  224 093,0 тыс. тенге;
                     в 2008 г. 236 521,0 тыс. тенге.
                     Всего: в 2006 году - 27 948 тыс. тенге, в 2007
                     году - 278 734 тыс. тенге, в 2008 году - 
                     290 520 тыс. тенге.
                     Общая сумма составляет 597 202 тыс. тенге.
                     Объемы финансирования Программы будут
                     уточняться при утверждении республиканского и
                     местных бюджетов на соответствующий финансовый
                     год.
Ожидаемые                В ходе реализации Программы будут
результаты:          достигнуты следующие результаты:
                         повысится уровень гражданской
                     идентификации казахстанцев с Республикой
                     Казахстан;
                         повысится заинтересованность граждан к
                     вовлеченности в патриотическое движение;
                         будет усилено информационно-
                     пропагандистское обеспечение реализации
                     государственной политики по повышению
                     патриотического сознания граждан;
                         активизируются меры, направленные на
                     популяризацию государственных символов страны,
                     государственной и армейской службы и, в целом,
                     на развитие системы патриотического воспитания;
                         в 2006 году будет создан Совет по
                     патриотическому воспитанию граждан;
                         разработаны и выпущены информационно-
                     методические сборники, рекомендации,
                     информационно-аналитические материалы;
                         разработаны программы экскурсионной и
                     краеведческой работы, организованы поездки
                     отличившихся учащихся в город Астану;
                         проведены 36 республиканских мероприятий
                     (семинары, форумы, конференции, круглые столы,
                     социологические исследования, социологический
                     мониторинг, акции, слеты, конкурсы, турне), в
                     том числе: в 2006 году - 10, в 2007 году - 13,
                     в 2008 году - 13;
                         организованы тематические встречи молодежи
                     с участием представителей правоохранительных
                     органов, с ветеранами войны, спортсменами и
                     др.;
                         3,5 млн. детей и подростков, охваченных
                     сетью организаций образования, будут вовлечены
                     в деятельность детских, подростковых,
                     молодежных организаций;
                         в учебный процесс будут интегрированы
                     новые методики и материалы, нацеленные на
                     воспитание у молодежи чувства патриотизма;
                         учреждены молодежная республиканская
                     интеллектуальная премия и региональные премии.

  2. Введение

      Актуальность разработки Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы обусловлена необходимостью повышения общего духовного потенциала страны.
      Программа предполагает воспитание гражданина, обладающего позитивным, созидательным мировоззрением, которое выражается в чувстве ответственности, способности делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения, нацеленные на благо Отечества, общества, своей семьи, самого себя; воспитание постоянно совершенствующейся личности, обладающей прочным нравственным стержнем, но при этом способной адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым идеям.
      В связи с этим, необходимо объединить усилия центральных и местных органов власти и общественных организаций, скоординировать и направить их уcилие на все социальные и этнические группы, что возможно только при наличии единой государственной политики и соответствующей этой политике государственной системы патриотического воспитания граждан. В этой связи требуется создать и определить пути развития системы патриотического воспитания граждан.
      Основанием для разработки Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы являются поручения Главы государства от 5 марта 2005 года N 654, Государственного секретаря Республики Казахстан от 11 марта 2005 года N 3-5.3, от 8 июля 2005 года N 03-5.6 и от 7 октября 2005 года N 03-5.7.
      Кроме того, данная Программа разработана во исполнение законов Республики Казахстан от 7 июня 1999 года " Об образовании ", от 7 июля 2004 года " О государственной молодежной  политике в Республике Казахстан",  Стратегии  Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, а также пункта 4.1 Плана мероприятий по реализации Протокола совещания с участием Президента Республики Казахстан от 25 декабря 2004 года N 01-7.12.
      В основе подхода к разработке Программы лежит идея, высказанная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым: "Казахстан - наш общий дом". Реализация Программы будет способствовать дальнейшей консолидации общества, сохранению общественной стабильности, укреплению гражданского мира.

  3. Анализ современного состояния проблемы

      Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции населения, высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
      Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу в трудовых коллективах, армии, общественных организациях; деятельность средств массовой информации, направленную на рассмотрение и освещение темы патриотического воспитания граждан.
      Значительная роль в этом отводится изучению государственных символов Республики Казахстан. Для осмысления политического и нравственного значения символики республики расширяются и углубляются представления молодежи о своих гражданских обязанностях. В целях воспитания гражданского самосознания проводятся дебаты по восприятию национальной символики, формированию этнических нравственных норм таких, как честь, совесть, долг, ответственность за будущее страны.
      В мире немало процветающих стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, царит уважительное отношение к национальным символам - Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам, выражающееся в образцах патриотического поведения, в искусстве. Во многих странах использование государственных символов служит источником создания положительного образа государства, является предметом национальной гордости, объектом выражения патриотических чувств и волеизъявления. К числу таких стран следует отнести Соединенные Штаты Америки (далее - США). Для нас их опыт интересен с точки зрения пропаганды государственных символов и воспитания патриотизма у населения. Большинство американцев знают и поют гимн страны на торжественных мероприятиях. Наличие американского флага во всех учреждениях и частных домах является нормой жизни. Изделия с национальной символикой пользуются огромной популярностью у населения страны. Это объясняется весьма активной их пропагандой в печатных и электронных средствах массовой информации (далее - СМИ), книгах, художественных фильмах. С помощью государственных символов у граждан последовательно и настойчиво воспитываются гордость за страну и чувство патриотизма.
      В нашей стране патриотическое воспитание молодежи в настоящее время проводится в рамках программы молодежной политики. С целью поддержки социально-значимых проектов выделены средства на реализацию ряда инициатив молодежных организаций в сфере патриотического воспитания.
      Военно-патриотическое воспитание молодежи играет значительную роль в формировании у молодежи чувства патриотизма и гражданственности. Для повышения действенности работы по военно-патриотическому воспитанию проводятся встречи личного состава воинских частей с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами локальных войн; в период призыва граждан на срочную воинскую службу объявляются месячники оборонно-массовой работы, "Дни открытых дверей" в войсковых частях и высших военных училищах, "Уроки мужества" в средних школах. Ежегодно проводится Всеармейское совещание активистов Центров молодежных инициатив Вооруженных Сил Республики Казахстан, а также в рамках республиканской акций "Патриот" - республиканский фестиваль солдатской песни "Жас улан".
      Традиционным стало проведение республиканских слетов военно-патриотических клубов, военно-спортивных игр "Улан", "Алау", республиканских патриотических акций "Патриот", "Я - гражданин Казахстана!", "Это наш флаг!".
      Важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения играют детские и молодежные общественные движения и организации, творческие союзы, основной целью которых является оказание содействия в самоопределении и становлении личности.
      Система патриотического воспитания среди детей и учащейся молодежи предусматривает в процессе обучения и воспитания создание детских и молодежных общественных движений и организаций, творческих союзов. Количество детских объединений увеличивается из года в год. Так, например, в 2003 году их было 184, 2004 - 202, 2005 - 319. В настоящее время в республике действуют более 320 детских и молодежных организаций. Среди них наиболее крупными и известными являются "Жулдыз" (Акмолинская область) "Болашак", "Улан", "Айналайын" (Карагандинская область), "Шугыла" (Актюбинская область), "Мурагер" (Костанайская область), "Достар" (Жамбылская область), "Жайык Жастары" (Западно-Казахстанская область), "Зеленая республика" (Южно-Казахстанская область) и др.
      В последние годы активизировалась деятельность местных исполнительных органов по открытию детских и молодежных дворовых клубов. В 2003 году действовал 491, в 2004 - 542, в текущем году их число составляет 548. Такие клубы являются важной социально-педагогической основой для организации досуга детей и учащейся молодежи, особенно, подростков с девиантным поведением. Примечательно, что в их развитии значительную роль играют ветераны войны и труда, локальных войн, представители органов внутренних дел, опытные педагоги.
      Практически во всех областях и гг. Астане, Алматы функционируют школы, организации, клубы патриотического воспитания, целью которых является привлечение молодежи к активному участию в общественной жизни, повышение политической грамотности, развитие гражданственности и воспитание в духе казахстанского патриотизма.
      По данным Министерства образования и науки на начало 2006 года в республике имеется 586 внешкольных организаций, из которых 218 - сельские. По сравнению с 2002 годом их количество сократилось на 31 единицу, однако количество привлеченных к их деятельности детей увеличилось на 60495 человек. Внешкольные организации детского и юношеского творчества составляет 151 единицу. Имеется 55 станций юных туристов, техников, натуралистов (в 2003 г - 35), 383 детских школ (музыкальные, художественные, спортивные школы и школы искусств), 6 круглогодичных лагерей, 548 дворовых клубов (в 2003 - 491). Однако охват детей внешкольными организациями составляет всего 12 %. Возникает необходимость расширить также сеть детских, подростковых, молодежных спортивных, военно-патриотических, технических, обучающих компьютерных клубов, художественных секций, библиотек.
      Тем не менее, в настоящее время работа по вопросам патриотического воспитания граждан, в том числе детей и молодежи требует дальнейшего совершенствования.
      В сознании многих людей патриотическое воспитание подрастающего поколения сводится лишь к выполнению воинского долга, что значительно сужает содержание понятия патриотического воспитания.
      Патриотическое воспитание детей и молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формирования патриотического сознания, чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей. Проводимая работа не обеспечивает комплексного решения поставленных стратегических задач по формированию патриотического сознания и чувства у граждан страны в целом.
      Вместе с тем, произошедшие на рубеже веков в Казахстане радикальные социально-экономические и политические преобразования вызвали, в свою очередь, большие изменения в общественном сознании и духовной жизни общества. Повседневные жизненные наблюдения, которые подтверждаются социологическими опросами, показывают, что в вопросах патриотизма позиции различных социальных групп и общностей характеризуются многоаспектностью.
      Одним из основных векторов социализации личности является идентификация индивида с Родиной. При этом понятие Родина ассоциируется не только с родной землей, с близкими и родными человека, но и воспринимаются в аспекте эмоционально-психологических чувств (чувства любви, патриотизма, преданности, национальной гордости и других).
      Результаты мониторинга общественно-политической ситуации в Казахстане, проведенного в период 2003 и 2005 годов, показали, что абсолютное большинство участников опроса (92,9 %) связывает свою гражданство с Республикой Казахстан. Гражданская идентификация с Республикой Казахстан, основанная на чувстве патриотизма, является фундаментом активной гражданской позиции, участия в судьбе государства.
      Республика Казахстан отличается этнической неоднородностью, здесь проживают представители более 120 наций и народностей. Многонациональный характер страны обусловливает многообразие религиозных конфессий и их возрастающую роль в общественной жизни, что подтверждается результатами проведенного социологического опроса: 35,0 % граждан является верующими, скорее верующим - 29,0 %, 14,0 % считают себя не верующим. Кроме того, 33,3 % согласны с суждением, о том, религия не должна вмешиваться в дела государства, влиять на решения органов власти, в то же время 25,0 % высказали противоположное мнение. 18,4 % наоборот поддерживает влияние религии на государственные дела и считают, что влияние религии на решения органов власти вполне допустимо и даже желательно.
      В настоящее время борьба с активизацией деятельности нетрадиционных религиозных объединений и экстремистских организаций в Казахстане, деятельность которых в первую очередь направлена на вовлечение в свои ряды молодежи, является, безусловно, актуальной для государства.
      В последние десятилетия все более широкий размах приобретают экстремистские явления, связанные с религиозными постулатами, распространяемыми благодаря зарубежной пропаганде, а также заинтересованностью отдельных граждан.
      Интерес молодежи к нетрадиционным для Казахстана движениям таким, как кришнаити, свидетели Иеговы, а также экстремистским организациям, как религиозное-политическое объединение "Хизб-ут-Тахрир" и другими, связан с психологическим воздействием активистов-сторонников этих организаций. В силу чего необходимо разработать четкий механизм регулирования злободневных проблем в религиозной сфере.
      Политическая грамотность и высокая политическая культура населения являются источником внутриполитической стабильности, межнационального согласия. Характерной чертой современного общества стала многоаспектность различных моделей политического поведения, в том числе возможность участвовать в политической жизни страны. При этом интерес к судьбе страны, к будущему можно назвать в качестве важнейшего фактора участия граждан в политической деятельности.
      Данные социологического опроса (декабрь, 2005 года) показывают, что устойчивый интерес к политической деятельности проявили только 35,5 % опрошенных граждан. 50,6 % лишь эпизодически интересуются политикой, а для - 12,5 % опрошенных политика не вызывает интереса, 1,4 % респондентов затруднились ответить.
      Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Семья является важнейшим социальным институтом, где формируются основы духовно-нравственного воспитания. Проведенный социологический опрос (декабрь, 2004 года) показал приоритетность традиционных устоявшихся ценностей - благополучия своей семьи (55,9 %), работы (35,9 %), личной безопасности (34,8 %).
      Кроме того, далеко не все учителя и воспитатели уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, определению на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами.
      Вследствие этого происходит отчуждение семьи от системы образования, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка. Одним из сдерживающих факторов в воспитании гражданина страны следует назвать недостаточность высококвалифицированных специалистов, способных использовать новые современные технологии по целенаправленному формированию патриотизма и демократических убеждений, малочисленность научно-исследовательских организаций гуманитарного профиля, имеющих достаточный опыт разработки социальных технологий по патриотическому воспитанию граждан.
      Для решения имеющихся проблем в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения требуется принципиально новый подход к воспитанию.
      Образ страны и чувство своей неразрывной связи с родиной формируются особыми усилиями со стороны государства, общества, через механизмы и институты, прежде всего, образование.
      В этой связи необходимо активное привлечение учреждений образования, которые должны воспитывать обучающихся в духе казахстанского патриотизма, способствовать популяризации государственных символов страны.
      Необходимо отметить, что в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию информационно-дидактических материалов по культуре мышления и толерантности, основанных на современных казахстанских общественных и культурных реалиях и связанных с менталитетом казахстанцев, книг для детей и молодежи, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви и преданности к своей Родине. Имеющиеся книги для детей и молодежи в основном ориентированы на пропаганду западных идеалов и ценностей.
      Немаловажное значение в процессе формирования казахстанской гражданственности имеет степень употребления государственного языка в органах государственной власти и государственного управления, в учреждениях образования, предприятиях и организациях. В этой связи необходимо решение задач, вытекающих из  Закона  Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан". Осознание роли казахского языка является фундаментом, на котором строится все здание нашей государственности.
      Для эффективной реализации Программы необходимо вовлечь все сегменты казахстанского общества - бизнес, отечественные неправительственные организации, лидеров общественных движений, ветеранские организации.
      Кроме того, для дальнейшей реализации Программы необходимо оказать содействие в становлении различных форм молодежного самоуправления молодежных маслихатов, других выборных органов. В настоящее время степень участия молодежных организаций в разработке и реализации государственных программ невысок. Необходимо создать возможности для участия молодежи в принятии управленческих решений, поощрять молодежные инициативы.
      В настоящее время в дело патриотического воспитания граждан слабо привлекается один из самых мощных инструментов воздействия на людей - средства массовой информации. Это положение требует соответствующих доработок для активного и добровольного вовлечения СМИ в данную программу.
      Успешной реализации Программы будут способствовать сложившиеся в казахстанском обществе:
      а) толерантный менталитет казахстанцев;
      б) духовная открытость как доминирующая черта менталитета казахстанцев;
      в) смелость по отношению к нововведениям, историческим доказательством чего стали кардинальные экономические реформы, успешно проведенные в Казахстане после обретения суверенитета;
      г) межнациональное согласие и дружба;
      д) устойчивый и динамичный экономический рост страны как залог гарантированного преодоления бедности для большинства населения, обусловливающий оптимизм и веру в будущее.

  4. Цель и задачи Программы

      Основной целью программы является повышение в менталитете граждан высокого патриотического сознания, чувства гордости и верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
      Основными задачами программы являются:
      создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности, межэтнического и межличностного взаимопонимания, чувства соотечественности: "Это - мы! Это - наша Земля! Это - наша Родина!";
      создание предпосылок для формирования органических обязательственных связей между государством и обществом, государством и гражданином и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих встречное движение государства и общества;
      создание условий и социальных предпосылок для целевых групп населения по обучению построения осмысленных гражданских отношений: Я и моя семья; Я и моя школа; Я и окружающие люди; Я и моя Родина;
      создание организационных и других предпосылок для содействия воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризации образа героя нашего времени, образца для молодежного подражания.

  5. Основные направления и механизм реализации Программы

      Для централизованной координации деятельности по реализации Программы предусматривается создание Республиканского совета по патриотическому воспитанию граждан. Данный совет будет сформирован из полномочных представителей заинтересованных государственных органов республиканского и регионального уровней, общественных институтов, неправительственных организаций.
      В части, касающейся реализации Программы на региональном уровне, в процессе разработки соответствующих планов мероприятий, важно учитывать демографический, этнический состав населения, социально-психологические особенности населения городов и сельских населенных пунктов.
      Для скоординированной работы представителей центральных и местных исполнительных органов, организаций культуры, образования, воинских частей и "третьего сектора" требуется проведение семинара-совещания.
      Для достижения поставленной цели и успешной реализации государственной политики в области патриотического воспитания особое значение имеет активизация сотрудничества со средствами массовой информации как печатными, так и телевизионными.
      Требуется яркое информационно-пропагандистское обеспечение процесса реализации Программы, а также целенаправленное освещение в СМИ деятельности государственных органов во благо народа Казахстана.
      Для успешной реализации Программы необходимо выработать механизмы сотрудничества республиканских и региональных средств массовой информации, разработать и утвердить медиа-план освещения реализации данной Программы.
      Также в целях координации деятельности родительских общественных организаций патриотического направления будет усилена работа действующего республиканского общественного Совета родителей, повышения их роли в реализации данной Программы. Это будет способствовать выработке оптимальных механизмов деятельности родительской общественности в деле патриотического воспитания подрастающего населения.
      Кроме того, эффективная реализация государственной политики в области патриотического воспитания граждан требует привлечения большого количества людей на волонтерской основе.
      По степени развитости волонтерского движения можно судить о степени гражданской активности того или иного общества. Волонтерская деятельность имеет возможность охватывать все слои населения и, таким образом, сблизить все социальные группы общества и укрепить их единство. В этой связи будут проведены анализ и корректировка действующей нормативной правовой базы по вопросам волонтерского движения.

       1. Национальное единство

      Создание организационных предпосылок и системы мер, способствующих формированию у целевых групп граждан чувства осмысленной гражданской солидарности, межэтнического и межличностного взаимопонимания, чувства соотечественности: "Это - мы! Это - наша Земля! Это - наша Родина!" возможно через:
      а) активную реализацию государственной политики в области пропаганды и применения государственных символов.
      Государственная символика является комплексом культурных эмблем нации. Правильное использование государственной символики способствует формированию у народа гражданского самосознания.
      Пропаганда государственной символики будет осуществляться в рамках проводимых на различных уровнях разнообразных конференций, семинаров, акций с вовлечением всех слоев населения.
      Кроме того, требуется научное обеспечение данной работы, которое будет осуществлено в форме социологического исследования, нацеленного на выявление качества восприятия различными социальными группами государственных символов страны.
      Особое внимание будет уделено повышению информированности молодежи в вопросах значимости государственной символики через проведения конкурсов и других массовых акций.
      Требуется вовлечение СМИ в проводимую пропаганду государственных символов, что планируется осуществить путем производства и трансляции телевизионных и радиопрограмм.
      б) внедрение в организациях образования всех уровней принципа  празднования государственных праздников как общенародных. Необходимо вовлекать большее количество людей в проводимые торжества. При этом важно принять меры по созданию организационно-методического обеспечения торжеств для восприятия гражданами проводимых празднования "всем сердцем", с чувством единства, сплоченности, душевного подъема.
      Преобразование форм проведения государственных праздников предполагает разработку таких сценариев, которые будут всемерно гуманизировать государственные праздники.
      Результатом данной работы станут сближение государства и народа, углубление взаимопонимания между органами государственного управления и населением.
      в) повышение на новый уровень учебных программ системы образования.
      В целях повышения духовно-нравственного потенциала обучающихся и воспитания у них гражданского сознания требуется проведение экспертизы существующих учебно-методических материалов.
      По итогам анализа планируется внести соответствующие дополнения в учебные программы, а именно дополнить их материалами, посвященными идеям национального единства, познания культуры и традиций казахского народа, казахстанских этнических групп.
      При этом, следуя традициям демократического общества, в данную работу предполагается вовлечь все слои населения. Кроме того, предусматривается сотрудничество с местными электронными СМИ. Для этого в рамках государственного заказа на проведение государственно и информационной политики через телерадиовещание будут приниматься меры по созданию и трансляции специальных информационных материалов.
      Развитие идей культурного сотрудничества, евразийства, воспитание межэтнической, религиозной терпимости и взаимопонимания предполагается осуществлять в рамках научно-практических конференций, лекций, дискуссий, круглых столов.
      Особое внимание будет направлено на воспитание молодого поколения в духе толерантности, установление сотрудничества с лидерами религиозных объединений, исповедующих мировые и традиционные религии, руководителями национально-культурных центров, действующих на территории Республики Казахстан.
      В контексте Программы предусмотрен постоянный социологический мониторинг общественного мнения в вопросах гражданского согласия.
      Центральным, консолидирующим общество, фактором является вовлечение всех слоев и групп населения в добровольное изучение казахского языка. Время изучения, овладения государственным языком должно стать для всех этносов Казахстана школой культурного, психологического сближения. Данная программа рассматривает участие населения, и особенно молодежи Казахстана в изучении казахского языка как элемента политической стабилизации общества. В этих целях на регулярной основе будут проводиться региональные конкурсы на знание казахского языка, организована международная летняя сессия казахского языка.
      г) взаимодействие с Ассамблеей народов Казахстана.
      Сотрудничество с Ассамблеей - состоявшимся общественным институтом - станет одним из важных инструментов проведения настоящей Программы.
      Ассамблея обладает большим потенциалом для полноценного возрождения и изучения культурного наследия, исторического прошлого, традиций, обычаев, ритуалов казахского народа и всех других народов, живущих в Казахстане.
      Участвуя в данной Программе, Ассамблея внесет существенный вклад в воспитание гражданина с высокой нравственной культурой, нацеленного на созидательный, высокопроизводительный труд.
      д) определение духовной идентичности казахстанцев.
      Культурная сплоченность нации определяется единством национального менталитета.
      С целью познания особенностей культуры и менталитета различных этносов страны и последующего проведения специальных мероприятий, нацеленных на углубление взаимопонимания народов Казахстана, планируются проведение социологических исследований, конференций, семинаров по теме духовной идентичности казахстанцев, изучение международного опыта формирования национальной и культурной идентичности в полиэтничном, поликультурном обществе.
      Выводы исследований и рекомендации семинаров и конференций должны впоследствии стать новыми задачами Программы, рекомендациями по проведению Программы в регионах.

       2. Гражданин и государство: взаимная ответственность

      Создание предпосылок для формирования органических обязательственных связей между государством и обществом, государством и гражданином и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих встречное движение государства и общества, будут адресованы общественности, государственным органам и направлены на развитие социального партнерства.
       2.1. Шаги общественности навстречу государству:
      а) Детские и молодежные коллективы. Воспитание у детей и молодежи понимания значения государства как основного института общества.
      Понимая, что организации образования являются органической частью государства, в их деятельности необходимо постоянно использовать обновленные информационные материалы, освещающие различные стороны государственной жизни, в частности демократический вектор развития, экономические успехи и достижения, позволяющие решать социальные проблемы и сохранять политическую стабильность.
      В программы уроков и внеклассных занятий будут введены материалы, способствующие восприятию молодыми людьми реального окружения (аула, города) как Родины, проявления любви и долга к ней, ибо в ней олицетворяется государства со всеми ее социальными институтами. И в этой связи, по названным темам учащиеся будут писать школьные сочинения и изложения, будут проведены тематические конкурсы и олимпиады.
      Для улучшения правового воспитания молодежи, действенной профилактики правонарушений, предполагается организовать тесное сотрудничество организаций образования с правоохранительными органами.
      В развитии гражданского самосознания важное место занимает понимание статуса гражданина Республики Казахстан как составного элемента патриотического воспитания.
      Организация торжественной процедуры получения первых документов (свидетельства о неполном среднем образовании, удостоверения личности, аттестата о среднем образовании, и т.д.) будет закреплять и повышать в сознании молодых людей значение статуса гражданина республики, его причастность к жизни государства, ощущение себя "частью" Родины.
      Студенческое сообщество будет вовлекаться в работу по патриотическому воспитанию через проведение тематических студенческих слетов, конференций, конкурсов, организацию студенческих пропагандистских турне.
      В соответствии с медиа-планом Программы будут разрабатываться и в средствах массовой информации освещаться материалы о роли государства.
      В центральных и региональных печатных СМИ будут созданы рубрики по патриотическому воспитанию, написаны и изданы детские, подростковые книги.
      б) Формирование эффективной связи "общество - государство".
      Усилия будут направлены на отражение действительной неразрывности жизни каждого человека в функционировании государства. И поэтому дальнейшее развитие школьного и студенческого самоуправления, система школьных и студенческих выборов позволят подрастающему поколению понять и принять взаимозависимость общества и государства, роль гражданина в жизни государства.
      Кроме того, для ознакомления граждан, в том числе и молодежи, с деятельностью государственных структур необходимо организовывать экскурсии в государственные и общественные организации (центральные и местные органы власти, больницы, социальные службы, национальные компании, воинские части и др.), проводить дни открытых дверей, встречи акимов сделать регулярными.
       2.2 Шаги государства навстречу общественности  возможны через развитие сотрудничества консультативно-совещательных органов (советы по делам молодежи, советы по взаимодействию с НПО, комиссии по делам семьи и гендерной политике и т.д.), действующих при центральных и местных исполнительных органах с учреждениями образования, НПО.
      Консультативно-совещательные органы обладают полномочиями и необходимыми ресурсами для проведения государственной политики в области воспитания населения в духе патриотизма. Патриотическая ориентация сотрудничества названных органов и в русле настоящей Программы существенно усилит результативность Программы. Конкретика мероприятий патриотического направления упомянутых консультативно-совещательных органов будет создана в соответствии с особенностями деятельности данных организаций.

       3. Семейные, общественные отношения: человек, семья, система образования, трудовой коллектив, армия, в целом, - общество.

      Создание условий и социальных предпосылок для целевых групп населения по обучению построения осмысленных гражданских отношений: Я и моя семья; Я и моя школа; Я и окружающие люди; Я и моя Родина будут реализованы через:
      а) разработку системы мер по укреплению института семьи.
      Программа ориентируется на семью как на важнейший институт, где формируются основы духовно-нравственного воспитания. Учитывая, что в связи с переменой уклада жизни, происходящей в наше время, семейные ценности переживают существенные трансформации, необходимо принятие ряда мер по укреплению, оздоровлению института казахстанской семьи. Требуется детальное изучение происходящих перемен жизненного уклада семьи, факторов, наиболее существенно воздействующих на традиционные устои семьи. Необходимо использовать опыт применения форм и методов воздействия для формирования у граждан разных возрастных категорий позитивного семейного мировоззрения, нацелить педагогов, средства массовой информации воспитывать подрастающее поколение на основе семейных ценностей казахстанских этносов. Создать условия для приобретения молодежью знаний для построения позитивных отношений во взрослой жизни, которые будут содействовать развитию и укреплению казахстанской семьи.
      Необходимо укрепление тех центров психологического семейного консультирования и адаптации, которые работают преимущественно на основе традиционных казахстанских семейных ценностей. В этих целях предусмотрена организация тренингов для педагогов и родителей по семейному воспитанию.
      б) рациональное постижение межличностных и общественных отношений студентами.
      Осмыслению общественно-политических отношений, в которые неизбежно вовлекается каждый гражданин, будет способствовать организация студенческих конференций, семинаров, написание курсовых, научных работ по вопросам культуры межличностных и общественных отношений, развивающихся в Казахстане.
      в) содействие расширению кругозора подростков и молодежи.
      Массовое сознание в последние годы формируется преимущественно стереотипами не лучших примеров массовой западной культуры. Подростки и молодежь имеют мало возможностей для расширения кругозора, личностного развития.
      В рамках реализации Программы необходимо принять меры по расширению сети дворовых, районных клубов, формированию сети творческих, технических, компьютерных, спортивных клубов и библиотек. Клубы и библиотеки не только будут развивать подростков и молодежь, отвлекать их от масскульта, но также способствовать формированию подростковых и молодежных лидеров с позитивным мировоззрением - образцов для подражания.
      В целях повышения имиджа и пропаганды столицы Казахстана для победителей школьных конкурсов и олимпиад предусматривается организация экскурсий в г. Астане.
      Становлению патриотизма будет способствовать организация туристских маршрутов по историческим местам. Для этого предполагается разработка комплексных экскурсионных программ с учетом возрастных особенностей учащихся.
      г) активизацию работы по повышению значимости общественного мнения.
      Для формирования общественного мнения, способствующего развитию патриотических чувств граждан, требуется проведение целенаправленных пропагандистских мероприятий. С этой целью предусматриваются содействие созданию институтов общественного мнения, а именно, увеличение разнообразных диалоговых площадок между обществом и государством, которые сплотят вокруг себя представителей интеллигенции, профессиональных идеологов, обладающих современным мировоззрением и авторитетом.
      Целесообразно активизировать работу диалоговых площадок в каждом областном центре, крупных городах с обеспечением их доступом к СМИ.
      д) военно-патриотическое воспитание.
      Военно-патриотическое воспитание - одна из важных сторон целенаправленного формирования у граждан, особенно старшеклассников, студентов, допризывной и армейской молодежи, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
      В современных условиях необходимы методическая, информационная, организационная поддержка военно-патриотического воспитания, дальнейшее укрепление взаимосвязей между вооруженными силами, общественностью, организациями образования с целью усиления координации в деле патриотического воспитания молодежи, пропаганды положительного имиджа армии, армейской службы. Требуется усилить работу существующих клубов, имеющих опыт подготовки молодежи к службе в армии, привлечь к данной работе советы ветеранов великой отечественной войны и локальных войн и труда.

       4. Портрет современного казахстанца-патриота, добившегося общественного признания

      Создание организационных и других предпосылок для содействия воспитанию патриотизма через формирование позитивных моделей поведения и популяризации образа героя нашего времени, образца для молодежного подражания через:
      а) поиск и поддержку героев нашего времени.
      В рамках настоящей Программы предусматривается популяризация разнообразных форм и видов успешной жизнедеятельности сограждан страны. С этой целью предусматривается активное сотрудничество со СМИ, в рамках которого будет проводиться работа по поиску и пропаганде соотечественников, социально-активных, патриотически настроенных и добившихся серьезных результатов в профессиональной деятельности и жизни.
      Литературные, кинематографические, арт-конкурсы, инициируемые данной Программой, также нацелены на создание позитивного образа казахстанца-патриота.
      Активно привлекаются книжные издательства, осуществляющие выпуск патриотической литературы и нацеливающие писателей на создание новых общественно значимых произведений.
      б) признание лиц, достигших заметных успехов в профессиональной деятельности.
      Для решения этой задачи предполагается поощрение в виде региональных и молодежных премий различной номинации. Победители этих номинаций впоследствии станут персонажами телепрограмм, фильмов, очерков, книг.
      Для развития потенциала молодежи будет создана интеллектуальная премия "Жас талап" высшему учебному заведению за особый вклад в интеллектуальное развитие Казахстана.

       6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Для реализации Программы планируется выделение средств из республиканского, местных бюджетов, внебюджетных средств.
      За счет средств республиканского бюджета планируется выделить:
      в 2006 г. 27 948 тыс. тенге,
      в 2007 г. 54 641 тыс. тенге,
      в 2008 г. 53 999 тыс. тенге.
      За счет средств местных бюджетов планируется выделить:
      в 2007 г. 224 093,0 тыс. тенге;
      в 2008 г. 236 521,0 тыс. тенге.
      Всего: в 2006 году - 27 948 тыс. тенге, в 2007 году - 278 734 тыс. тенге, в 2008 году - 290 520 тыс. тенге.
      Общая сумма составляет 597 202 тыс. тенге.
      Объемы финансирования Программы будут уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

  7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      В ходе реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
      повысится уровень гражданской идентификации казахстанцев с Республикой Казахстан;
      повысится заинтересованность граждан к вовлеченности в патриотическое движение;
      будет усилено информационно-пропагандистское обеспечение реализации государственной политики по повышению патриотического сознания граждан;
      активизированы меры, направленные на популяризацию государственных символов страны, государственной и армейской службы и, в целом, на развитие системы патриотического воспитания;
      в 2006 году будет создан Совет по патриотическому воспитанию граждан;
      разработаны и выпущены информационно-методические сборники, рекомендации, информационно-аналитические материалы;
      разработаны программы экскурсионной и краеведческой работы, организованы поездки отличившихся учащихся в Астану;
      проведены 36 республиканских мероприятий (семинары, форумы, конференции, круглые столы, социологические исследования, социологический мониторинг, акции, слеты, конкурсы, турне), в том числе: в 2006 году - 10, в 2007 году - 13, в 2008 году - 13;
      организованы тематические встречи молодежи с участием представителей правоохранительных органов, с ветеранами войны, спортсменами и др.;
      3,5 млн. детей и подростков, охваченных сетью организаций образования, будут вовлечены в деятельность детских, подростковых, молодежных организаций;
      в учебный процесс будут интегрированы новые методики и материалы, нацеленные на воспитание у молодежи чувства патриотизма;
      учреждены молодежная республиканская интеллектуальная премия и региональные премии.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.