О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Концепции совершенствования уголовно-исполнительной политики в Республике Казахстан на 2007-2015 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2006 года N 906

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Концепции совершенствования уголовно-исполнительной политики в Республике Казахстан на 2007-2015 годы"

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан

  УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О Концепции совершествования
уголовно-исполнительной политики в
Республике Казахстан на 2007-2015 годы  

      В   целях определения основных направлений дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Одобрить прилагаемую Концепцию совершенствования уголовно- исполнительной политики в Республике Казахстан на 2007-2015 годы (далее - Концепция).
      2. Правительству Республики Казахстан при выработке соответствующих решений руководствоваться основными положениями Концепции.
      3. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
      Республики Казахстан

ОДОБРЕНА        
Указом Президента   
Республики Казахстан  
от 25 сентября 2006 года
     N 906         

  Концепция
      совершенствования уголовно-исполнительной политики
в Республике Казахстан на 2007-2015 годы

  1. Ведение

      С момента обретения суверенитета Республика Казахстан принимает активные меры, направленные на формирование современной правовой системы, которая, соответствуя принципам демократического государства, эффективно регулировала бы все процессы, происходящие в обществе и государстве. В этой связи одним из приоритетных направлений развития правовой политики страны, указанных в Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденной  Указом  Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года N 949, является дальнейшее развитие уголовно-исполнительного законодательства, которое, выступая одним из составляющих уголовной политики страны в целом, должно исходить из признания первичности и неотъемлемости прав и свобод человека как высших социальных ценностей, охраняемых законами.
      Дальнейшее совершенствование рассматриваемой правовой сферы государства обуславливается не только необходимостью ее приведения в соответствие с положениями международных актов о правах человека и международных соглашений, определяющих основные принципы и порядок обращения с осужденными, а также улучшения материально-технической базы уголовно-исполнительной системы, но и необходимостью разработки нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование как системы уголовных наказаний и условий их отбывания, так и специального уполномоченного государственного органа, путем создания в нем института пробации.
      Передачу же уголовно-исполнительной системы из ведения Министерства внутренних дел в Министерство юстиции следует рассматривать только в качестве отправной точки в новом развитии уголовно-исполнительной политики страны. При этом такое реформирование уголовно-исполнительной системы, так же как и предпринимаемые меры по улучшению ее материально-технической базы, не дают четкого представления о перспективах развития уголовно-исполнительной политики в целом. Между тем, без конкретного видения перспектив ее развития и организации должного взаимодействия различных государственных органов и общественных организаций, в том числе без изменения субкультуры мест лишения свободы, нельзя говорить о реальном улучшении процесса исправления осужденных и, следовательно, о качественном снижении рецидивной преступности и об эффективности процесса декриминализации общества.
      Государственная деятельность по осуществлению уголовно-исполнительной политики выходит за рамки деятельности одного государственного органа, а именно уголовно-исполнительной системы органов юстиции, при этом эффективность исполнения уголовных наказаний нельзя рассматривать в отрыве от последующих мероприятий, направленных на реабилитацию лиц, содержавшихся в местах лишения свободы, что требует поддержки других государственных органов, включая местные исполнительные органы, а также неправительственные организации.
      Принимая во внимание, что уголовно-исполнительная политика - государственное видение дальнейшего развития основных направлений в области правотворчества и правоприменения на стадии исполнения и отбывания наказания, иных мер уголовно-правового и воспитательного воздействия на осужденных и оказания им помощи, в том числе в социальной реабилитации после отбытия ими наказания на долгосрочный период, предлагается принять настоящую Концепцию совершенствования уголовно-исполнительной политики в Республике Казахстан на 2007-2015 годы, в рамках которой необходимо реализовать значительный комплекс мероприятий, которые позволят существенно приблизить условия исполнения уголовных наказаний и пенитенциарную систему страны к требованиям международных стандартов.

  2. Анализ состояния проблемы

      Разрешение проблем, связанных с эффективной реализацией уголовно-исполнительной политики, имеет существенное значение для государства и общества, поскольку влияет как на общую криминогенную ситуацию в стране, так и на уровень криминализации общества в целом, то есть на качество и уровень защищенности законных прав и интересов граждан. Таким образом, вопросы организации эффективной системы исполнения уголовных наказаний, должной организации деятельности уполномоченного государственного органа и действенной системы реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, имеют особую актуальность.
      Между тем, несмотря на определенные успехи, достигнутые Республикой Казахстан в сфере реализации уголовно-исполнительной политики, все еще остается много неразрешенных проблем, негативно влияющих на ее эффективность. Требует совершенствования система исполнения уголовных наказаний. Арест как один из 10 основных видов уголовных наказаний не действует ввиду отсутствия необходимой материальной базы, порядок и условия отбывания общественных работ и различных видов лишения свободы вызывают серьезные вопросы, в отдельных случаях не соответствуя законодательно установленным требованиям. Имеется потребность в дальнейшем законодательном расширении возможности применения судами наказаний, не связанных с изоляцией от общества, снижения максимальных сроков лишения свободы и привлечения общественности к организации контроля над деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы.
      Следует рассмотреть вопрос передачи Министерством обороны несвойственной ему функции по исполнению уголовных наказаний в ведение Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, а также вопросы передачи из ведения Министерства юстиции функции охраны исправительных учреждений в ведение Министерства внутренних дел, а также функции медицинского обеспечения осужденных в ведение Министерства здравоохранения.
      Необходима ревизия уголовно-исполнительного законодательства на предмет его дальнейшей разумной гуманизации, законодательного закрепления и пересмотра основных правоограничений осужденных, соответствия уголовному и уголовно-процессуальному законодательству, международным требованиям и совершенствования иных механизмов, максимально способствующих достижению целей уголовного наказания.
      Также требует дальнейшего совершенствования уголовно-исполнительная система.
      Несмотря на то, что Республика Казахстан предпринимает активные меры по приближению проводимой ею уголовно-исполнительной политики к международным стандартам путем совершенствования как уголовно-исполнительного законодательства, так и уголовно-исполнительной системы, последняя остро нуждается не только в материально-техническом дооснащении и повышении социальной защищенности ее сотрудников, но и в изменении концепции содержания осужденных в местах лишения свободы и совершенствования деятельности уголовно-исполнительных инспекций.
      Так, анализ показывает, что в результате проводимой государством гуманизации уголовной политики на фоне сокращения общего количества осужденных меняется структура "тюремного населения", в частности, порядка 80 % осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, при этом растет количество осужденных, совершивших преступления повторно.
      В этой связи порядок содержания осужденных в исправительных учреждениях закрытого типа требует концептуального изменения, а именно постепенного перехода от отрядного содержания осужденных (100-150 человек) к камерному типу содержания, а для колоний-поселений - на тип общежитий (1-4 человека). Проводимая в данном направлении работа, требует совершенствования действующего законодательства и выделения необходимых финансовых средств.
      При этом следует учитывать, что подавляющее большинство зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы построены в начале-середине прошлого века, а отдельные - в XVIII-XIX веках и находятся в ветхом, зачастую аварийном состоянии, не отвечают санитарным и техническим требованиям (эксплуатация некоторых из них в ближайшие 5-7 лет станет невозможной), не говоря уже об их соответствии требованиям международных стандартов. Также в крайне плохом состоянии находятся инженерные и технические средства охраны. Так, фактически в одной трети учреждений деревянные элементы основных и маскировочных ограждений объектов охраны подверглись гниению и требуют замены (опоры, полотна и др.), подавляющая масса используемых технических средств выработала свои ресурсы и давно подлежит списанию и т.д. Особо следует отметить отсутствие необходимой технической базы для организации эффективной современной системы учета осужденных.
      Кроме того, географическое расположение учреждений, во-первых, не в полной мере способствует проводимой гуманизации уголовной политики в стране, во-вторых, не соответствует требованиям международных стандартов и действующему национальному законодательству. Например, согласно  статье 68 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание на территории области, на которой они проживали до ареста или были осуждены. Между тем, далеко не во всех областях есть все виды колоний, при этом в наиболее ущемленном положении оказываются женщины и несовершеннолетние, поскольку в стране имеются всего четыре воспитательные колонии и три колонии общего режима, где содержатся женщины. В этой связи возникает необходимость оптимизации исправительных учреждений как по видам режима, так и по месту их дислокации. Кроме того, исправительные учреждения, зачастую, находятся вне областных центров и больших городов, что в свою очередь приводит к трудностям с качественным (недостаточный уровень образования, кругозора, интеллекта) комплектованием системы сотрудниками, которое усугубляется повышенным воздействием криминальной субкультуры, риском, в том числе заболеть различными инфекционными заболеваниями, низкой заработной платой сотрудников учреждений (в среднем около 25 тысяч тенге), отсутствием собственной реабилитационно-оздоровительной системы, практической невозможностью разрешить жилищную проблему и непрестижностью профессии. Все это препятствует достижению целей наказания, поскольку оказывает самое непосредственное негативное влияние на эффективность деятельности системы в целом.
      В системе сложилась сложная ситуация по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, между тем, в связи с проводимой государством гуманизацией уголовной политики, число лиц, осужденных не к лишению свободы, будет только увеличиваться.
      Существенные сложности вызывает вопрос трудоустройства осужденных. Так, в 2005 году было задействовано на оплачиваемых работах только 36,1 % трудоспособных осужденных.
      Отсутствует система реабилитации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, а также служба пробации, которая могла бы функционировать на базе уголовно-исполнительных инспекций и охватывать наряду с исполнением уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, указанную систему реабилитации и надзор за условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы.

  3. Цель и задачи Концепции

      Целью Концепции является способствование максимальному достижению целей наказания, предусмотренных уголовным законодательством Республики Казахстан, качественное снижение рецидивной преступности и криминализации общества путем выработки комплекса системных общегосударственных мероприятий, обеспечивающих осуществление целенаправленной государственной политики, позволяющих установить эффективную систему уголовных наказаний, пробации, в рамках которой необходимо выработать систему адаптации и реабилитации осужденных, а также совершенствовать уголовно-исполнительную систему.
      Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих приоритетных задач:
      определение основных направлений дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики страны;
      совершенствование нормативной правовой, материально-технической базы системы исполнения уголовных наказаний, уголовно-исполнительной системы, в том числе создание службы пробации;
      обеспечение сбалансированной совместной деятельности всех заинтересованных государственных органов и институтов гражданского общества;
      создание и развитие соответствующего научно-исследовательского потенциала в пенитенциарной сфере;
      разработка и принятие поэтапных научно-обоснованных комплексных программ по дальнейшему развитию уголовно-исполнительной политики страны;
      способствование формированию социального антикриминального иммунитета у населения и изменение криминальной субкультуры мест лишения свободы;
      широкое вовлечение общественности в процесс исправления осужденных и реабилитацию освободившихся из мест лишения свободы;
      развитие сотрудничества с пенитенциарными системами других стран, международными, государственными органами и неправительственными организациями в уголовно-исполнительной сфере, в том числе путем привлечения материально-технической и иной помощи;
      совершенствование содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействия на осужденных и освобожденных от отбывания наказания;
      обеспечение прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах на период следствия и суда, а также осужденных, отбывающих наказание, на получение соответствующих документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстан;
      противодействие преступности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, пресечение формирования устойчивых преступных связей посредством оперативно-розыскной, воспитательной и профилактической деятельности среди осужденных во взаимодействии с другими правоохранительными органами;
      совершенствование правовых и организационных условий борьбы с проявлениями традиций преступного мира в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

  4. Основные направления и
механизм реализации Концепции

      Дальнейшее совершенствование уголовно-исполнительной политики страны должно обеспечивать последовательную реализацию избранного Республикой Казахстан курса на строительство демократического, светского, правового и социального государства, основанного на принципах приоритета прав, свобод человека и гражданина при их гармоничном сочетании с интересами общества и государства, и быть направлено на достижение целей уголовного наказания, что может быть достигнуто посредством дальнейшего развития двух основных элементов реализации уголовно-исполнительной политики, а именно:
      системы уголовных наказаний и условий их отбывания;
      уполномоченного государственного органа, в том числе путем создания в нем института пробации.
      Однако следует учитывать, что предлагаемые основные направления не могут считаться исчерпывающими. Они должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учетом результатов глубокого анализа уголовно-исполнительной деятельности.

  4.1. Совершенствование системы
уголовных наказаний и условий их отбывания

      В целях обеспечения единообразного подхода в защите законных прав и интересов лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и упорядочения системы исполнения уголовных наказаний, необходимо рассмотреть вопрос передачи Комитету уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции несвойственной Министерству обороны функции по исполнению уголовных наказаний. При этом, передав исполнение таких видов наказаний, как ограничение по военной службе и арест, а также функцию по контролю за условно осужденными военнослужащими из Министерства обороны в Комитет уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. Также следует рассмотреть целесообразность исключения содержания в дисциплинарной воинской части из числа уголовных наказаний.
      Необходимо при определении вида режима исправительного учреждения законодательно перейти от использования термина "колония" к термину "тюрьма", как отвечающему по своему смысловому содержанию месту, специально предназначенному для отбывания лишения свободы.
      Следует создать условия для применения такого вида уголовного наказания, как арест, для чего в целях ускорения внедрения в правоприменительную практику данного вида наказания и экономии финансовых средств, арестованных, наряду со следственно-арестованными лицами, содержать в специально оборудованных локальных участках следственных изоляторов, которые также необходимо переименовать в тюрьмы.
      Наряду с этим нужно концептуально изменить порядок и условия содержания осужденных в местах лишения свободы, пересмотрев структуру и виды исправительных учреждений, положив в основу их классификации степень изоляции осужденных от общества, для чего продолжить работу по переводу мест лишения свободы с лагерного на камерный тип, а для колоний-поселений - на тип общежитий (1-4 человека) содержания осужденных. В соответствии с этим установить следующие исправительные учреждения (тюрьмы):
      открытого типа (вместо колоний-поселений, где осужденные будут иметь право, при соблюдении ими установленных требований, на осуществление общеобразовательной, профессиональной учебы и трудовой деятельности вне пределов тюрьмы, а также выхода к близким родственникам на выходные и праздничные дни) для содержания лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений по неосторожности, впервые осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также осужденных, переведенных с тюрем полузакрытого типа в порядке поощрения;
      полузакрытого типа (где камеры будут закрываться только на ночное время) для содержания осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, не подлежащих направлению в тюрьмы открытого и закрытого типов;
      закрытого типа (где камеры будут закрыты все время, и осужденные, следственно-арестованные и арестованные будут из них выводится только на прогулки, свидания, следственные мероприятия и т.п.) для содержания следственно-арестованных лиц, арестованных, а также осужденных к пожизненному лишению свободы, лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена на пожизненное лишение свободы, либо приостановлено исполнение смертной казни на время действия моратория, и осужденным к лишению свободы при особо опасном рецидиве преступлении.
      Для чего поэтапно продолжить создание необходимого количества тюрем, отвечающих требованиям международных стандартов (в каждом областном центре и больших городах, либо вблизи от них), путем реконструкции имеющихся или строительства новых. Обеспечить при этом дифференцированный подход к определению режима содержания осужденных, в том числе, как по типам тюрем, так и внутри них, поэтапно изменяя условия содержания осужденных по мере их исправления. Для этого тюрьмы открытого типа располагать отдельно от тюрем полузакрытого и закрытого типов, последние размешать в специальных локальных блоках внутри одной тюрьмы с соблюдением необходимых режимных, воспитательных, поощрительных и иных мер и условий содержания для каждой категории осужденных, а также следственно-арестованных и арестованных. При этом провести оптимизацию исправительных учреждений как по видам режима, так и по месту их дислокации.
      Учитывая, что на исполнение смертной казни введен мораторий и решается вопрос о полной ее отмене, следует ввести пожизненное лишение свободы в качестве самостоятельного вида уголовного наказания.
      Необходимо дальнейшее законодательное расширение возможности применения судами наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе путем совершенствования условий их исполнения, прежде всего, максимально возможного применения общественных работ, которые при эффективной их организации позволят государству и обществу способствовать исправлению лиц, совершивших преступления, без разрыва семейных и социальных связей, в сочетании с получением экономической выгоды, путем организации работ в низкооплачиваемом секторе рынка труда. Для этого уголовно-исполнительной системе необходимо усилить взаимодействие с местными исполнительными органами и совместно определить примерный перечень работ, подлежащих выполнению осужденными (уборка территории, посадка деревьев, ремонт садового и паркового оборудования, выполнение иной неквалифицированной работы), а также инициировать вопрос об использовании труда осужденных этой категории на безвозмездной основе для работодателей.
      В целях укрепления законности при исполнении уголовных наказаний и достижения открытости в пределах, ограниченных законом, в деятельности исправительных учреждений необходимо создать эффективную систему общественного контроля.
      Требуется улучшить систему информирования лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, об их правах и обязанностях, обеспечить своевременность и доступность получения юридической помощи, в том числе обеспечить совместно с органами уголовного преследования получение лицами, не имеющими документов, удостоверяющих личность гражданина Республики Казахстана, и содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы их получение. Осуществлять деятельность, направленную на использование в полном объеме осужденными и, прежде всего, женщинами и несовершеннолетними всех своих прав, в первую очередь, на медико-санитарное, материально-бытовое и социальное обеспечение.
      Заложить в основу исполнения наказаний принцип подготовки осужденных к жизни на свободе с первого дня отбывания наказания, для чего способствовать поддержанию и укреплению связей между осужденными и их родственниками, общественными организациями, особое внимание, уделив женщинам и несовершеннолетним. Создать условия осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения национальных традиций, обычаев и обрядов. Максимально использовать ресоциализацию осужденных, включающую в себя дифференцированное содержание как в пределах одного исправительного учреждения, так и перевод в исправительные учреждения с более мягким режимом, вплоть до условно-досрочного освобождения.
      Продолжить работу по совершенствованию деятельности психологических служб учреждений уголовно-исполнительной системы.
      Установить в дисциплинарной практике приоритетом методы убеждения и стимулирования правопослушного поведения, и ориентировать уголовно-исполнительную систему на поиск путей и способов повышения эффективности применения мер дисциплинарной и административной ответственности к нарушителям режима содержания. При этом следует совершенствовать взаимодействие органов уголовно-исполнительной системы с правоохранительными и специальными органами по вопросам обеспечения законности, правопорядка, борьбы с преступностью в местах лишения свободы, в  том числе путем усиления совместной оперативно-розыскной деятельности.
      Необходимо обеспечить разработку и внедрение новых форм и методов организации досуга осужденных, сохранения их физического и психического здоровья, расширение системы клубной и кружковой работы, развивать различные формы самоуправления среди осужденных, совершенствовать воспитательный процесс осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях полузакрытого и закрытого типа с использованием достижений современных средств коммуникаций. Шире использовать возможности общеобразовательного и профессионального обучения осужденных, в том числе путем внедрения современных технологий.
      Привести в соответствие с международными требованиями лечебно-профилактическое обеспечение осужденных. Осуществить дифференцированное применение к больным осужденным основных средств исправления с учетом особенностей психики, степени социально-нравственной деградации этих лиц, медицинских показаний. Пересмотреть подход привлечения осужденных к труду. Труд должен способствовать получению ими рабочих профессий и полезных навыков. Определить, что создание дополнительных рабочих мест для осужденных является важнейшим условием дальнейшего совершенствования порядка, условий исполнения и отбывания наказаний. При этом основной целью участия осужденных в общественно-полезном труде будет формирование у них потребности соблюдать нормы, правила и традиции человеческого общежития. Следует прекратить удержания из заработка, пенсии, пособий и иных доходов осужденных на их содержание.
      Рассмотреть возможность применения форм государственно-частного партнерства при строительстве и эксплуатации объектов инфраструктуры уголовно-исполнительной системы.
      Необходима ревизия уголовно-исполнительного законодательства на предмет его дальнейшей разумной гуманизации, путем законодательного закрепления и пересмотра основных правоограничений осужденных и условий их содержания, в целях максимального приближения к международным требованиям. Это приближение должно обеспечить двухвекторную направленность уголовной политики, с одной стороны, это сохранение существующих условий содержания осужденных за рецидив преступления, совершение тяжких и особо тяжких преступлений и в отношении лиц, упорно не желающих встать на путь исправления, с другой стороны, смягчение условий режима за преступления небольшой и средней тяжести, а также к лицам, вставшим на путь исправления.
      Следует продолжить работу по присоединению к действующим международным актам и заключению новых международных соглашений, в том числе межгосударственных, в области реализации уголовно-исполнительной политики.

  4.2. Дальнейшее совершенствование деятельности
уголовно-исполнительной системы

      Для дальнейшего совершенствования деятельности исполнительной системы необходимо:
      1) функцию медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, передать в   гражданское здравоохранение;
      2) передать из Министерства юстиции в ведение Министерства внутренних дел функцию охраны исправительных учреждений;
      3) в целях повышения эффективности деятельности уголовно- исполнительной системы рассмотреть возможность создания межрегиональных органов управления;
      4) организовать строительство новых тюрем, реконструкцию и капитальный ремонт существующих учреждений. Сократить до минимума объемы этапирования и перевозок осужденных, пересмотреть их порядок и условия. Освободить следственные изоляторы от транзитно-пересылочных функций, создать при отдельных исправительных учреждениях изоляторы-накопители, ввести прямые маршруты "тюрьма - тюрьма";
      5) принять меры по созданию материально-технической базы, обеспечивающей надлежащее обслуживание и ремонт инженерно-технических средств охраны и деятельности кинологической службы уголовно-исполнительной системы;
      6) разработать и реализовать комплекс мероприятий по созданию качественного информационно-аналитического обеспечения процесса управления уголовно-исполнительной системы и учета осужденных;
      7) улучшить материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений для стационарного и амбулаторного лечения осужденных. Провести поэтапное строительство, а также реконструкцию и ремонт имеющихся лечебно-профилактических учреждений;
      8) в целях создания новых рабочих мест для осужденных принять меры по развитию производственных мощностей и предприятий уголовно- исполнительной системы, в том числе и путем выделения для этих целей необходимых финансовых средств, а также инициировать вопрос размещения в них оборонного заказа. Развивать профессиональный маркетинг;
      9) для привлечения инвестиционных ресурсов осуществить отработку новых форм и методов взаимодействия с хозяйствующими субъектами, в том числе комплекс мер по реструктуризации промышленности пенитенциарной системы, включающий:
      интегрирование промышленного потенциала уголовно-исполнительной системы в экономику страны, использование трудовых ресурсов системы;
      совершенствование системы профессионально-технического обучения и учреждающей профессиональной подготовки осужденных исходя из ситуации, складывающейся на рынке труда;
      для привлечения лиц, находящихся в местах лишения свободы, к труду в установленном законом порядке осуществить полное документирование осужденных, не имеющих удостоверений личности;
      10) уголовно-исполнительную инспекцию переименовать в службу пробации, возложив на нее обязанности по исполнению уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, контролю за поведением условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, деятельности системы реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
      11) в рамках совершенствования правовых и организационных условий борьбы с распространением традиций преступного мира в учреждениях уголовно-исполнительной системы свободы принять меры по эффективному исправительному воздействию на группу осужденных, имеющих авторитет в криминальной среде. При этом обеспечить реальную защищенность отдельных категорий осужденных в связи с противоправной деятельностью "авторитетов" уголовно-преступной среды и лидеров организованных преступных групп;
      12) расширить контакты и деловое сотрудничество со службами исполнения наказаний ближнего и дальнего зарубежья, а также обеспечить реализацию комплекса организационных мероприятий по выполнению международно-правовых обязательств Республики Казахстан в части законности содержания осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждениях уголовно-исполнительной системы, освобождения из мест лишения свободы, передачи осужденных иностранцев для отбывания наказания, экстрадиции, приему из-за рубежа осужденных казахстанских граждан;
      13) продолжить деятельность, направленную на укрепление сотрудничества с международными и казахстанскими неправительственными организациями, а также государственными органами, средствами массовой информации по вопросам защиты прав осужденных. Присоединиться к международным актам в области обеспечения прав и свобод человека, в том числе в сфере уголовного преследования;
      14) для эффективного решения проблемы строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры уголовно-исполнительной системы следует изучить мировой опыт государственно-частного партнерства в пенитенциарной системе. Следует рассмотреть возможность передачи существующих учреждений уголовно-исполнительной системы в концессионное управление после принятия законодательства о концессии.
      Требуется создание эффективной системы научно-методического и информационного обеспечения деятельности пенитенциарной системы. Необходимо поднять статус Костанайского юридического института Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, предав ей статус Академии уголовно-исполнительной системы, ориентированную на подготовку юристов, педагогов, психологов пенитенциарной направленности, а также квалифицированных инженеров по обслуживанию инженерно-технических средств охраны и связи. Осуществление этой цели потребует совершенствования учебно-методической и материально-технической базы с целью соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к академии.
      Также следует качественно улучшить систему подбора, подготовки и воспитания кадров, совершенствовать нормативную правовую базу кадровой работы.
      В рамках качественного разрешения кадрового вопроса и повышения имиджа работников уголовно-исполнительной системы необходимо повысить уровень социального обеспечения сотрудников, предусмотрев повышение заработной платы, принятие необходимых жилищных, медико-оздоровительных и иных мер. При этом организовать тщательный профессионально-психологический подбор при зачислении в штаты уголовно-исполнительной системы, усовершенствовать порядок аттестации сотрудников, правовые основы контрактного и конкурсного порядка подбора кадров на службу, систему подготовки и переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы при их продвижении по службе. Повысить эффективность системы служебной, физической и морально-психологической подготовки личного состава.
      Реализация предложений, связанных прежде всего со строительством, потребует значительного времени, большего, чем временные рамки, указанные для реализации Концепции, при этом основные мероприятия, определяющие направления развития уголовно-исполнительной политики, возможно, завершить в три взаимосвязанных этапа: 1-й этап, охватывающий 2007-2009 годы; 2-й этап - 2010-2012 годы и 3-й этап - 2013-2015 годы, в рамках которых, в том числе предлагается:
      на первом этапе (2007-2009 годы) принять необходимую нормативную правовую базу, обеспечивающую переход к тюремному виду содержания и организацию службы пробации, отвечающих международным стандартам в сфере обращения с заключенными. Рассмотреть возможность передачи функции исполнения наказаний в отношении военнослужащих из Министерства обороны в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции, функций медицинского обеспечения осужденных, содержащихся в уголовно-исполнительной системе - в гражданское здравоохранение, функции охраны исправительных учреждений из Министерства юстиции в ведение Министерства внутренних дел;
      на втором этапе (2010-2012 годы) организовать службу пробации, осуществлять переход к тюремному виду содержания осужденных, путем строительства тюрем, и приступить к реализации мероприятий по социальной защищенности работников органов уголовно-исполнительной системы;
      на третьем этапе (2013-2015 годы) продолжить переход к тюремному виду содержания осужденных.
      Указанные меры, за исключением полного завершения создания необходимого количества тюрем, из-за их значительной финансовой стоимости предполагается осуществлять до 2015 года.

  5. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Источниками финансирования являются средства республиканского бюджета, объемы расходов которых будут определяться Республиканской бюджетной комиссией при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

  6. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

      Реализация Концепции совершенствования уголовно-исполнительной политики позволит:
      сформировать и законодательно оформить государственную политику в пенитенциарной сфере на долгосрочную перспективу;
      совершенствовать систему исполнения уголовных наказаний путем качественного развития наказаний, не связанных с лишением свободы, разумно-целесообразной гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, условий отбывания лишения свободы, а также существенно приблизить уголовно-исполнительную систему к требованиям международных стандартов;
      обеспечить дальнейшее повышение правовой защищенности осужденных, в том числе путем присоединения Казахстана к соответствующим международным документам и внедрения международных стандартов в области исполнения уголовных наказаний и должного повышения материально-технической оснащенности (переустройства) как учреждений уголовно-исполнительной системы страны, так и органов ее управления;
      организовать на базе уголовно-исполнительных инспекций службу пробации;
      создать эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала уголовно-исполнительной системы и выработать действенные механизмы повышения их социальной защищенности;
      обеспечить качественный контроль над исполнением планируемых мероприятий в пенитенциарной сфере и эффективностью использования ресурсов, выделенных на эти цели;
      минимизировать негативное влияние криминогенных процессов на экономику и социальную стабильность в государстве;
      развивать дальнейшее взаимодействие с другими странами и казахстанскими неправительственными организациями в области реализации уголовно-исполнительной политики;
      создать научно-исследовательский потенциал в области пенитенциарной деятельности.
      Это в конечном итоге будет способствовать снижению уровня криминализации общества, повышению его правовой культуры и гражданской ответственности.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.