О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2006 года N 1140

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы".

       Премьер-Министр
     Республики Казахстан

  О Государственной программе развития физической культуры
и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года "О физической культуре и спорте", в целях развития системы физической культуры и спорта  ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Государственная программа).
      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Государственной программы.
      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Государственной программы.
      4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
      5. Министерству туризма и спорта Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Государственной программы.
      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

       Президент
     Республики Казахстан

 

      Астана, Акорда,             2006 года
           N

Утверждена        
Указом Президента    
Республики Казахстан   
от"__ "______ 2006 года N__№

Государственная программа
развития физической культуры и спорта
в Республике Казахстан на 2007 - 2011 годы

 

г. Астана - 2006 год

 

Содержание

1.    Паспорт
2.    Введение
3.    Анализ современного состояния проблемы в области физической
      культуры и спорта
4.    Цель и задачи Государственной программы
5.    Основные направления и механизмы реализации Государственной
      программы
5.1.  Укрепление и развитие материально-технической базы
5.2.  Обеспечение отрасли специалистами
5.3.  Организационное, научно-методическое и медицинское обеспечение
5.4.  Утверждение принципов здорового образа жизни средствами
      физической культуры и спорта
5.4.1.Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и
      школьного возрастов
5.4.2.Физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях
5.4.3.Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников
      правоохранительных органов и силовых структур
5.4.4.Физическая культура среди населения
5.4.5.Физическая культура и спорт среди инвалидов
5.5   Подготовка спортивного резерва и спортсменов международного
      класса
5.6.  Совершенствование нормативной правовой базы отрасли
5.7.  Пропаганда физической культуры и спорта
6.    Необходимые ресурсы и источники финансирования
7.    Ожидаемый результат от реализации и индикаторы Государственной
      программы

1. Паспорт

 

Наименование           Государственная программа развития
программы           физической культуры и спорта
                    в Республике Казахстан на 2007-2011 годы
 

Основание              Закон Республики Казахстан от 2 декабря
для разработки      1999 года "О физической  культуре и
                    спорте", пункт 148 Сетевого графика
                    исполнения Общенационального плана по
                    реализации Послания Президента Республики
                    Казахстан народу Казахстана от 1 марта
                    2006 года "Стратегия вхождения Казахстана
                    в число пятидесяти наиболее                     конкурентоспособных стран мира" и
                    Программы Правительства Республики
                    Казахстан на 2006 - 2008 годы,
                    утвержденного постановлением
                    Правительства Республики Казахстана от 31
                    марта 2006 года N 222
 

Разработчик            Министерство туризма и спорта Республики
                    Казахстан

Цель                   Создание эффективной системы физического
                    воспитания населения и развития спорта
                    для повышения конкурентоспособности
                    казахстанских спортсменов на
                    международной спортивной арене

Задачи                 Создание и развитие инфраструктуры
                    отрасли спорта, отвечающей международным
                    требованиям;
                       обеспечение отрасли квалифицированными
                    специалистами;
                       развитие спортивной науки;
                       утверждение принципов здорового образа жизни
                    средствами физической культуры и спорта;
                       совершенствование системы подготовки
                    спортивного резерва, спортсменов
                    международного класса

Сроки                  2007-2011 годы
реализации             I этап: 2007 - 2009 годы
                       II этап: 2010-2011 годы
 

Необходимые            На реализацию Государственной программы
ресурсы и           будут направлены средства
источники           республиканского и местных бюджетов, а
финансирования      также другие средства, не
                    запрещенные законодательством Республики
                    Казахстан.

                       Общие затраты из государственного бюджета
                    на реализацию Государственной программы
                    составят 160 844 185 тыс. тенге, в том числе из
                    средств республиканского бюджета 85 120 172
                    тыс. тенге, из средств местных бюджетов 75 724
                    013 тыс. тенге.

Годы

Всего

Республиканский
бюджет

Местные
бюджеты

2007

21733258

8531594

13201664

2008

46547291

32294965

14252326

2009

41945701

26783613

15162088

2010

24571813

8500000

16071813

2011

26046122

9010000

17036122

 

                       При этом объемы бюджетных средств,
                    необходимых для реализации Государственной
                    программы, будут уточняться при формировании
                    республиканского и местных бюджетов на
                    соответствующий год.

Ожидаемые              В результате реализации Государственной
результаты          программы:
                        Первый этап (2007 - 2009 годы)
                       Будет совершенствоваться система повышения
                    квалификации и переподготовки кадров отрасли.
                       Число систематически занимающихся физической
                    культурой и спортом увеличится до 16,3
                    процентов.
                       Будет обеспечена преемственность физического
                    воспитания для различных социально-
                    демографических групп населения.
                       Увеличится количество детско-юношеских
                    спортивных школ до 400 в 2007 году, 410 в 2008
                    году, 420 в 2009 году, охват занимающихся в них
                    достигнет 8,5 %.
                       Будут созданы:
                       школы-интернаты для одаренных в спорте детей
                    и их количество достигнет в 2007 году - 15, в
                    2008 году - 16, в 2009 году -17;
                        республиканские и региональные
                    специализированные спортивные центры по видам
                    спорта.
                        Второй этап (2010-2011 годы)
                       Повысится квалификация тренерско-
                    преподавательского состава.
                       Будет усовершенствована научная база
                    физической культуры и спорта высших достижений.
                       Число систематически занимающихся физической
                    культурой и спортом увеличится до 17 %.
                       Увеличится количество детско-юношеских
                    спортивных школ в 2010 году до 425, в 2011 году
                    до 430, охват занимающихся в них составит
                    10 % от общего числа детей и подростков в
                    возрасте от 6 до 18 лет.
                       Увеличится количество школ-интернатов для
                    одаренных в спорте детей в 2010 году до 19, в
                    2011 году их число достигнет 20.
                       Повысится уровень подготовленности
                    кандидатов в члены национальных сборных команд
                    республики и число спортсменов международного
                    класса.
                       Будут обеспечены подготовка и участие
                    спортсменов в крупнейших международных
                    соревнованиях, включая чемпионаты мира,
                    Азии, Кубки мира, Азии, Азиатские и Олимпийские
                    игры.
                       Будет усовершенствована нормативная правовая
                    база отрасли.
 

2. Введение

      Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии со статьей 5  Закона  Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" от 2 декабря 1999 года пунктом 148 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации  Послания  Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстана от 31 марта 2006 года N 222.
      Разработка Государственной программы продиктована необходимостью внесения изменений и дополнений в организационные и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, привлечения к осознанным занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения, особенно молодежи, создания условий для занятий физическими упражнениями населения страны, подготовки качественного спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, дальнейшего повышения имиджа спорта Казахстана на международной арене.
      Государственная программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта и охватывает основные аспекты физического воспитания населения, а также решает вопросы подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного уровня.
      Ранее для развития физической культуры и спорта были разработаны и реализованы Государственная  программа  развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 12 марта 2001 года N 570, и План мероприятий по ее реализации, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2001 года N 462.

3. Анализ современного состояния проблем в области
физической культуры и спорта

      В результате реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы в Казахстане наблюдается устойчивая тенденция к росту числа занимающихся физической культурой и спортом.
      Если к началу реализации Государственной программы в 2001 году число занимающихся составляло 1436,3 тыс. человек, то в 2002 году оно возросло до 1546,3 тыс. человек, в 2003 году до 1752,1 тыс. человек, в 2004 году до 1885,9 тыс. человек и к концу реализации Государственной программы составляет более 2 млн. человек или 13,7 процентов от населения страны.
      Занятия физической культурой и спортом организовывают и проводят около 30 тысяч штатных физкультурных работников, что на 6 737 человек больше, чем в 2001 году.
      В 2001 году количество штатных физкультурных работников составляло 23 239 человек, в 2002 году 24 684 человека, в 2003 году 26 624 человека, в 2004 году 28 337 человек, в 2005 году 29 976 человек.
      Ежегодно растет число проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых принимает участие более 2,5 миллионов человек.
      Укрепляется материально-техническая база физической культуры и спорта. Количество спортивных сооружений с 2001 года увеличилось на 2366 и составляет 28666. Введены в строй дворцы спорта в городах Астане, Уральске, Костанае, Шымкенте, Павлодаре, построены современные спортивные комплексы в Караганде, Усть-Каменогорске, Астане, Атырау. Проведена капитальная реконструкция стадионов в Астане, Караганде, Атырау, Костанае, Павлодаре, Талдыкоргане, Актюбинске, Уральске, спортивного комплекса "Медеу" в городе Алматы. В микрорайоне Шанырак города Алматы ведется строительство республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей с современной спортивной базой, начаты работы по строительству республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области и республиканской базы лыжного спорта в городе Щучинске.
      В стране создано 488 подростковых клубов по место жительству, 73 детско-юношеских клуба физической подготовки, 499 физкультурно-оздоровительных и 87 профессиональных клубов. В программу общеобразовательных школ вводится третий урок физического воспитания в неделю и четырехчасовые занятия в неделю в средних специальных и высших учебных заведениях.
      Третий час физического воспитания внедрен в 75,3 процентах общеобразовательных школ республики, а раздельное обучение девочек и мальчиков - в 46,6 процента школ.
      После длительного перерыва возобновлено проведение республиканских спартакиад школьников по летним и зимним видам спорта, студенческих универсиад, массовых стартов по футболу, хоккею, лыжным гонкам и т.д.
      Растет количество детско-юношеских спортивных школ, их число на 1 января 2005 года составило 389, что на 66 больше чем в 2001 году, а также возрастает численность детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах.
      Открыто 3 республиканских и 13 областных школ-интернатов для одаренных в спорте детей, 3 республиканских центра олимпийской подготовки и 13 региональных центров подготовки олимпийского резерва.
      Для решения вопросов медицинского и медико-биологического обеспечения созданы Республиканская антидопинговая лаборатория спортсменов и Центр спортивной медицины и реабилитации в городе Алматы. В регионах страны работают 10 врачебно-физкультурных диспансеров.
      Вместе с тем, дальнейшему процессу развития массовой физической культуры и спорта, подготовке спортивного резерва и спорта высших достижений в первую очередь препятствуют:
      1. Слабая материально-техническая база отрасли. Состояние материально-технической базы физической культуры и спорта в республике не удовлетворяет запросам как всего населения, так и спортсменов высшей квалификации. При этом ощущается острый недостаток спортивных сооружений, инвентаря и оборудования на предприятиях, учебных заведениях, по место жительству населения и в местах массового отдыха. Имеющаяся сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений удовлетворяет только 30 процентов запросов населения страны. Большинство спортивных сооружений не соответствует усовершенствованным нормативам и требованиям по технической эксплуатации, международных регламентов и правил проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса, обеспечения безопасности участников и зрителей.
      Сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений страны, особенно в сельской местности, характеризуется их недостаточным количеством, слабым оснащением, низким качеством и крайне неравномерным их размещением. Многие спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной или частной собственности, которые, по сути, являются монополистами, не заинтересованы в приобретении современного инвентаря и оборудования и содержания их в надлежащем техническом состоянии.
      Спорт высших достижений также испытывает острый дефицит спортивных сооружений, качественного инвентаря и современного оборудования.
      Не имеют собственной материально-технической базы республиканские центры олимпийской подготовки и региональные центры подготовки олимпийского резерва, не соответствует требованиям организации качественного учебно-тренировочного процесса спортивная база школ-интернатов для одаренных в спорте детей и школ высшего спортивного мастерства.
      В республике проживает свыше 1 млн. детей дошкольного и более 3,5 млн. школьного возраста. Для занятий по физическому воспитанию в общеобразовательных школах имеется 5092 спортивных зала (66 процентов от общего числа школ республики). Из 1156 детских дошкольных учреждений, 765 или 66,3 процента располагают спортивными залами, 32 плавательными бассейнами. Таким образом, материальная база дошкольных учреждений и учреждений общего среднего образования требует дальнейшего развития, обновления и оснащения спортивным оборудованием, необходимым для выполнения программы физического воспитания учащихся в полном объеме.
      Отсутствие необходимого уровня физической активности у населения страны, недостаточное количество спортивных сооружений, низкое качество инвентаря и оборудования являются одними из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни. Только от 4,5 до 18 процентов населения страны, в зависимости от регионов проживания, систематически занимаются физической культурой и спортом.
      В связи с проведением в городе Алматы 7 зимних Азиатских игр 2011 года, участие спортсменов Казахстана потребует повышенного внимания.
      Состояние зимних видов спорта в настоящее время в Республике Казахстан характеризуется недостатком внимания со стороны местных исполнительных органов к развитию зимних видов спорта, малым числом занимающихся детей и подростков, слабой материально-технической базой, недостатком качественного инвентаря и оборудования. Сегодня только 6 процентов детей и подростков от общего числа занимающихся в спортивных школах имеют возможность приобщиться к зимним видам спорта.
      В республике отсутствуют лыжные базы, отвечающие современным требованиям, оборудованные и маркированные трассы, лыжные трамплины, биатлонные стрельбища, катки с 400 метровой дорожкой с качественным искусственным льдом, горнолыжные трассы. Нет условий для развития могула, фристайла и других зимних видов спорта, в результате чего подготовка сборных команд страны проводится на зарубежных спортивных базах, что является дорогостоящим процессом и не всегда оправданным в психологическом плане.
      Единственная в стране искусственная ледовая беговая дорожка на стадионе "Медеу" из-за отсутствия заливочной техники не отвечает требованиям дня и не способна обеспечить качественный учебно-тренировочный процесс конькобежцев.
      Остро стоит вопрос обеспечения спортсменов качественным инвентарем и оборудованием.
      2. Недостаток и низкая квалификация физкультурных кадров, отсутствие системы повышения квалификации работников отрасли.
      Современный спорт особенно остро подвержен различным новациям и требует особого внимания к подготовке специалистов, владеющих новейшими методиками работы со спортсменами.
      В настоящее время казахстанский спорт ощущает острый недостаток в квалфицированных кадрах. Более 30 процентов тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ не имеют специального образования, имеется недостаток высококвалифицированных специалистов для работы со сборными командами регионов и страны, специалистов по технической эксплуатации спортивных сооружений. Ведущие тренеры республики находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте, молодые перспективные тренеры неохотно идут на работу в связи с низкой заработной платой.
      Неукомплектованность учителями физической культуры в общеобразовательных школах составляет около 10,9 процентов.
      Из-за отсутствия современных методик обучения, в республике не налажена система переподготовки тренерско-преподавательских кадров, а выпускники высших специализированных учебных заведений последних лет не владеют практическими навыками ведения учебно-тренировочного процесса, не знают современных методик подготовки спортсменов. В республике нет учетного заведения или факультета по подготовке кадров, обслуживающих спортивные сооружения.
      3. Недостаточное научное и медицинское обеспечение. Уровень современного спорта достиг такой стадии развития, когда важная роль в повышении спортивных результатов отводится новым подходам, основанным на научных и инженерных изысканиях. Новые спортивные арены, новейшие достижения в области создания специальных условий для тренировок и соревнований, конструирование и применение специальной экипировки привели к резкому улучшению результатов сильнейших спортсменов мира.
      В Казахстане же тренерско-преподавательский состав лишен возможности знакомиться с новыми методиками и на практике внедрять передовой опыт, так как собственных научных исследований проблем массовой физической культуры и спорта высших достижений в республике нет.
      В тренировочном процессе ведущих спортсменов мира комплексно решаются вопросы не только качественной учебно-тренировочной работы, медицинского и медико-биологического обеспечения, но и сбалансированного питания, отдыха, восстановления и психологической подготовки.
      В Казахстане нет спортивных психологов, слабо поставлена медико-биологическая служба спорта, недостаточно разрабатывается методика проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий с населением различных возрастных групп и учащимися детско-юношеских спортивных школ по видам спорта. Продолжается рост числа детей и подростков, подверженных различным простудным и хроническим заболеваниям. Недостаточная физическая активность детей и подростков отрицательно сказывается на физическом состоянии, ведет к нарушению осанки и координации, у 54,1 процента учащихся выявлены различные патологии в состоянии здоровья, за ними слабо осуществляется медицинский контроль.
      В шести регионах страны не созданы врачебно-физкультурные диспансеры.
      4. Недостаточное внимание со стороны центральных и местных исполнительных органов уделяется вопросам массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. В результате этого:
      недостаточно эффективно внедряется третий урок физического воспитания в общеобразовательных школах, четырехчасовые занятия физической культурой в высших учебных заведениях на протяжении всего периода обучения;
      не более 40 процента детей с ослабленным здоровьем охвачены регулярными занятиями по физическому воспитанию в общеобразовательных школах;
      недостаточно эффективно внедряется внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования, слабо расширяется сеть детско-юношеских клубов физической подготовки.
      5. Недостаточно внимания уделяется развитию детско-юношеского спорта.
      Сеть детско-юношеских спортивных школ, которая в настоящее время обеспечивает возможность занятий в них 6 процентов детей школьного возраста республики, а действующие школы-интернаты для одаренных в спорте детей и центры подготовки олимпийского резерва испытывают острый дефицит высококвалифицированных тренеров-преподавателей.
      Слабая материально-техническая база, отсутствие качественного спортивного инвентаря и оборудования, собственной научной базы, системы повышения квалификации работников отрасли, не позволяет организовать на высоком уровне подготовку спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса.
      Руководители предприятий и организаций всех форм собственности не обеспечивают условий для реализации работниками права на занятие физической культурой, включающих профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в режиме трудового дня, после трудового восстановления, а также для организации спортивно-массовой работы. Не предусматривается в коллективных договорах выделение средств на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, введение штатных единиц организаторов физкультурно-спортивной работы.
      Слабо поставлена работа по место жительству населения, недостаточно развита сеть подростковых клубов, практически нет простейших спортивных площадок и сооружений по место жительству и в местах массового отдыха.
      Особо остро стоит проблема развития спорта на селе и, прежде всего, из-за отсутствия материально-технической базы и дефицита физкультурных кадров.
      Из имеющихся в сельской местности 4069 спортивных залов, 3639 находятся в общеобразовательных школах и используются в основном для проведения учебных занятий, и только 10,5 процента спортивных сооружений доступны для занятий всего населения. В сельской местности шести областей страны нет ни одного плавательного бассейна, в 13 районах республики нет детско-юношеских спортивных школ, в связи с чем количество занимающихся детей и подростков на селе в два раза ниже общереспубликанского показателя. На всю страну в сельской местности работает лишь 226 методистов по физической культуре и спорту.
      Анализ развития физической культуры и спорта в странах Содружества Независимых Государств свидетельствует о том, что наиболее распространенной формой работы является разработка государственных программ развития физической культуры и спорта.
      Так, в Беларуси приняты и реализуются две государственные программы:
      Государственная программа по формированию здорового образа жизни населения на 2002-2006 годы;
      Государственная программа развития физической культуры и спорта на 2002-2006 годы.
      В Украине в 2005 году истек срок действия Программы "Физическое воспитание - здоровье нации" и принята Концепция Государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине на 2007-2011 годы.
      В России проводится работа по реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
      Принятие последующих государственных программ вызвано тем, что предыдущие госпрограммы хоть и сыграли значительную роль в развитии физической культуры и спорта, однако не решили всех существующих проблемных вопросов.
      Основными задачами вновь принимаемых государственных программ являются: укрепление здоровья населения, развитие массовой физической культуры, укрепление материально-технического, кадрового и финансового потенциала физкультурно-спортивных организаций, развитие детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, обеспечение развития всех видов спорта, создание нормативно-правовой базы, регулирующей развитие физической культуры и спорта.

4. Цель и задачи Государственной программы

      Целью Государственной программы является создание эффективной системы физического воспитания населения и развития спорта для повышения конкурентоспособности казахстанских спортсменов на международной спортивной арене.
      Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач:
      создание и развитие инфраструктуры отрасли спорта отвечающей международным требованиям;
      обеспечение отрасли квалифицированными специалистами;
      развитие спортивной науки;
      утверждение принципов здорового образа жизни посредством развития физической культуры и спорта;
      совершенствование системы подготовки спортивного резерва, спортсменов международного класса.

5. Основные направления и механизмы реализации
Государственной программы

      Реализация Государственной программы будет осуществляться по следующим направлениям:
      укрепление и развитие материально-технической базы отрасли;
      обеспечение отрасли специалистами;
      организационное, научно-методическое и медицинское обеспечение отрасли;
      совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста;
      физическое воспитание студентов в высших учебных заведениях;
      физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур;
      физическая культура среди населения;
      физическая подготовка и спорт среди инвалидов;
      подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса;
      совершенствование нормативной правовой базы отрасли;
      пропаганда физической культуры и спорта.

5.1. Укрепление и развитие материально-технической базы

      Развитие материально-технической базы в стране должно осуществляться в двух направлениях - для массового спорта и спорта высших достижений.
      В целях удовлетворения потребности населения в занятиях физическими упражнениями необходимо повысить уровень обеспеченности спортивными сооружениями, создав на них необходимый уровень сервиса услуг и обеспечить их доступность для широких слоев населения.
      Необходимо создать условия для плодотворной работы тренерско-преподавательского состава детско-юношеских школ и школ-интернатов для одаренных в спорте детей, центров олимпийской подготовки и центров подготовки олимпийского резерва, обеспечивающих основную работу по подготовке спортивного резерва в сборные команды страны, построить новые и реконструировать имеющиеся спортивные сооружения, оборудовав их качественным инвентарем и оборудованием.
      Необходимо обеспечить строительство типовых физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районном центре и городах республиканского и областного значения, завершить строительство современной республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области, лыжной базы в городе Щучинске, республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей в городе Астане, современные спортивные сооружения в различных регионах страны, соответствующие требованиям международных спортивных организаций и обеспечивающие запросы сборных команд страны и ведущих спортсменов регионов. Для проведения зимних Азиатских игр обеспечить строительство спортивных объектов и развитие инфраструктуры города Алматы, согласно требованиям международных спортивных организаций.
      Для решения этих задач следует обеспечить:
      строительство типовых физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районном центре и городах республиканского и областного подчинения;
      реконструкцию и обновление имеющихся спортивных сооружений, действующих спортивных площадок, оборудование спортивных залов и спортивных комплексов;
      строительство современных спортивных баз, отвечающих международным стандартам и оборудованных новейшим инвентарем и оборудованием для сборных команд страны по видам спорта и сборных команд регионов, детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей и центров подготовки олимпийского резерва;
      строительство спортивной базы, оснащенной соответствующим оборудованием, для проведения зимних Азиатских игр 2011 года;
      строительство других спортивных объектов в некоторых регионах Казахстана.

5.2. Обеспечение отрасли специалистами

      В целях дальнейшего совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с различными социально-демографическими группами населения страны, активизации работы по подготовке спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, способных составить конкуренцию зарубежным спортсменам на международной спортивной арене необходимо:
      совершенствовать подготовку специалистов в высших учебных заведениях страны по программам, отвечающим тенденциям развития мирового спорта и новейшим методикам подготовки высококвалифицированных спортсменов;
      совершенствовать подготовку специалистов со средним профессиональным образованием в области спорта;
      разработать меры для переподготовки тренерских кадров в зарубежных спортивных клубах;
      рассмотреть вопрос привлечения к работе в сборных командах республики высококвалифицированных зарубежных специалистов на контрактной основе, имеющих опыт воспитания спортсменов международного уровня и владеющих передовыми технологиями.

5.3. Организационное, научно-методическое и медицинское обеспечение

      Физическая культура и спорт - одни из важнейших средств укрепления здоровья граждан страны, духовного и физического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни. В связи с этим, первоочередная задача государства в отрасли - сделать занятия физической культурой и спортом доступными для всех слоев населения страны.
      Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких мероприятий - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-оздоровительным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность.
      Следует обратить особое внимание вопросам развития народных и национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.
      Основой физкультурно-спортивного движения страны должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные клубы. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие услуг.
      Кроме того, достижение перспективы вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стан мира требует от спортсменов республики высоких результатов на международной арене.
      Для успешного решения проблем в подготовке спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса необходимо строго учитывать факторы, существенно влияющие на достижение конечного результата - воспитание спортсменов, способных занять призовые места на чемпионатах мира, Азии, Азиатских и Олимпийских играх:
      строгое соответствие системы подготовки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта;
      максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности;
      стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов;
      расширение нетрадиционных средств подготовки - использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена;
      разработка эффективной методики подготовки спортсменов в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющих интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки спортсменов к главным соревнованиям;
      ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности;
      динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета, как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта - изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования;
      повышение роли республиканских общественных объединений в организации учебно-тренировочного процесса в сборных командах страны за счет применения методик и информационных материалов распространяемых международными спортивными федерациями.
      Научно-методическое и медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовке спортивного резерва и спортсменов международного класса предусматривает:
      медицинское и медико-биологическое обеспечение учебно-тренировочного процесса;
      оптимизацию системы подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса;
      психологическую подготовку спортсменов;
      создание нормативной базы спортивной медицины;
      продолжение работы по аккредитации антидопинговой лаборатории в международных организациях;
      профилактику спортивного травматизма, лечение и восстановление, медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса.

5.4 Утверждение принципов здорового образа жизни посредством
развития физической культуры и спорта

5.4.1. Совершенствование физического воспитания детей
дошкольного и школьного возрастов

      В целях улучшения состояния здоровья детей дошкольного возраста и учащихся необходимо:
      рассмотреть возможность перехода общеобразовательных школ на три урока физкультуры в неделю с раздельным обучением мальчиков и девочек, начиная с 5 класса;
      уделить особое внимание созданию условий и проведению занятий по физическому воспитанию с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам;
      совершенствовать внешкольные формы организации физической культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, путем создания детско-юношеских клубов;
      рекомендовать общеобразовательным школам создание специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом.

5.4.2. Физическое воспитание студентов в высших учебных
заведениях

      Процесс физического воспитания в высших учебных заведениях страны предусматривает решение следующих вопросов:
      формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;
      обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей для использования их в дальнейшей повседневной жизни;
      полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, овладение умениями и навыками по самоконтролю в процессе занятий физической культурой;
      развитие студенческого спорта в стране и достойное участие спортсменов-студентов в международных студенческих соревнованиях, включая зимние и летние всемирные универсиады;
      Для решения этих проблем необходимо:
      уделить особое внимание созданию условий и проведению занятий по физическому воспитанию со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам;
      создать студенческое спортивное общество "Сункар".

5.4.3. Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников
правоохранительных органов и силовых структур

      Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, являясь важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава воинских формирований, правоохранительных органов и силовых структур Республики Казахстан, направлена на повышение физической подготовленности контингента данных организаций, развитие их способностей к перенесению высоких физических нагрузок и психологических напряжений, организацию содержательного досуга.
      Цель физической подготовки - обеспечение физической готовности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур к выполнению специальных задач, соответствующих требованиям их профессиональной деятельности.
      Основными задачами физической подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являются:
      развитие и поддержание на требуемом уровне физических качеств - выносливости, силы, быстроты и ловкости;
      формирование специальных физических качеств и навыков;
      укрепление опорно-двигательного аппарата;
      профилактика заболеваний и вредных привычек, закаливание организма;
      воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, упорства, выдержки и самообладания;
      формирование готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период подготовки и непосредственно при выполнении поставленных задач;
      развитие военно-прикладных видов спорта среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур.
      Для решения этих задач соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственные программы физического воспитания личного состава, направленные на повышение физического развития и внедрение здорового образа жизни, освоение и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, обеспечивается подготовка и участие спортсменов данных ведомств в чемпионатах мира среди военнослужащих, полицейских и силовых структур.

5.4.4. Физическая культура среди населения

      Развитие физической культуры среди трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего, создание современной инфраструктуры и сервиса физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг.
      Система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости различным заболеваниям.

5.4.5. Физическая культура и спорт среди инвалидов

      Серьезное внимание необходимо уделять вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимы будут создание им соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях, подготовка спортсменов инвалидов к международным соревнованиям, в том числе к Паралимпийским играм.

5.5. Подготовка спортивного резерва и спортсменов
международного класса

      Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса требуют новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований международных спортивных организаций, постоянного совершенствования форм и методов подготовки спортсменов, дальнейшего развития системы воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса.
      В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки:
      органическую взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства) и нижестоящих (школы-интернаты для одаренных в спорте детей, центры подготовки олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;
      создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов.
      Для этого необходимо:
      продолжить работу по расширению сети детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва во всех регионах страны с целью охвата занятиями в них до 8 процентов детей школьного возраста;
      продолжить работу по развитию школ-интернатов для одаренных в спорте детей и полноценных региональных центров подготовки олимпийского резерва во всех регионах страны;
      развивать центры олимпийской подготовки, в том числе специализированные;
      обеспечить проведение запланированных спортивным календарем республиканских мероприятий и участие сборных команд и сильнейших спортсменов страны в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, другие официальные и отборочные международные спортивные мероприятия;
      совершенствовать систему стимулирования спортсменов - чемпионов и призеров мира и их тренеров;
      создать государственное учреждение "Республиканская школа-интернат для одаренных в спорте детей в микрорайоне "Шанырак" в г. Алматы.

5.6. Совершенствование нормативной правовой базы отрасли

      Одно из важных направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта отводится работе по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы отрасли.
      Развитие правового и методологического обеспечения в сфере физической культуры и спорта будет осуществляться путем разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной области, установления компетенции, а также координации деятельности государственных органов и общественных организаций по физической культуре и спорту.
      Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан.
      Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и внебюджетных, особенно для поддержки спорта высших достижений.
      Рассмотреть возможность создания благоприятных условий для:
      организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, особенно среди детей, подростков, программы, способствующие формированию здорового образа жизни;
      спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд страны для участия в ответственных международных соревнованиях, развитие и совершенствование материально-технической базы отрасли, приобретение качественного инвентаря и оборудования, материальную поддержку спортсменов и тренеров;
      формирования и совершенствования инвестиционной политики, обеспечивающей развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;
      повышения роли общественных объединений, направленных на развитие видов спорта и повышение спортивного мастерства спортсменов страны;
      создания и организации работы спортивных клубов по видам спорта, как основного звена повышения спортивного мастерства ведущих спортсменов.

5.7. Пропаганда физической культуры и спорта

      Приобщение населения к здоровому образу жизни, занятию физической культурой и спортом должно осуществляться посредством разработки информационных программ, специально адаптированным к различным социально-демографическим группам населения. Следует создать телевизионные программы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам отрасли, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации. Пропаганда физической культуры и спорта должна быть адресной, нацеленной на конкретные социальные группы и слои, на каждого человека, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта, а также направленной на борьбу с распространением в молодежной среде наркомании, курения, употреблением алкоголя, других негативных явлений. Необходимо проводить работу по воспитанию молодежи, популяризации в ее среде спортивных достижений казахстанских спортсменов, массового спорта, внедрению в сознание принципа "в здоровом теле - здоровый дух".
      В этом плане задачей средств массовой информации являются повышение у граждан интереса к спорту, физическому совершенствованию, активная популяризация самостоятельных занятий спортом, формирование в массовом сознании понимания необходимости физкультурно-спортивных занятий.
      Пропаганда физической культуры и спорта должна способствовать повышению престижности разносторонней спортивной и физической подготовки человека, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на научных исследованиях и открытиях.
      Одно из важных направлений развития физической культуры и спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья людей, формирующих культ насилия и жестокости, не отвечающих общепринятым этическим нормам и требованиям.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Государственной программы составит 160844185 тыс. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 85120172 тыс. тенге, из средств местных бюджетов 75724013 тыс. тенге.

 

2007

2008

2009

2010

2011

Республиканский
бюджет

8531594

32294965

26783613

8500000

9010000

Местные бюджеты

 

13201664

14252326

15162088

16071813

17036122

      Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Государственной программы в 2007-2011 годах, будет уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.

7. Ожидаемый результат и индикаторы от реализации Государственной программы

      В результате реализации Государственной программы:
       Первый этап (2007-2009 годы)
      Будет совершенствоваться система повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли.
      Число систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличится до 16,3 %.
      Будет обеспечена преемственность физического воспитания для различных социально-демографических групп населения.
      Увеличится количество детско-юношеских спортивных школ до 400 в 2007 году, 410 в 2008 году, 420 в 2009 году, охват занимающихся в них достигнет 8,5 %.
      Будут созданы школы-интернаты для одаренных в спорте детей и их количество достигнет в 2007 году - 15, в 2008 году - 16, в 2009 году - 17.
       Второй этап (2010-2011 годы)
      Повысится квалификация тренерско-преподавательского состава.
      Будет усовершенствована научная база физической культуры и спорта высших достижений.
      Число систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличится до 17 %.
      Увеличится количество детско-юношеских спортивных школ в 2010 году до 425, в 2011 году до 430, охват занимающихся в них составит 10 % от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет.
      Увеличится количество школ-интернатов для одаренных в спорте детей в 2010 году до 19, в 2011 году их число достигнет 20.
      Улучшится качество учебно-тренировочного процесса.
      Возрастет конкуренция в сборных командах страны за счет воспитания достойного спортивного резерва.
      Повысится уровень подготовленности кандидатов в члены национальных сборных команд республики и число спортсменов международного класса.
      Будут обеспечены подготовка и участие спортсменов в крупнейших международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Кубки мира, Азии, Азиатские и Олимпийские игры.
      Будет усовершенствована нормативная правовая база отрасли.

 

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.