О проекте Закона Республики Казахстан "О профилактике правонарушений"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 ноября 2008 года № 1086

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О профилактике правонарушений".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Проект     

Закон Республики Казахстан

О профилактике правонарушений

      Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные основы и принципы деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан по профилактике правонарушений.

Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем
                  Законе

      1. В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) профилактика правонарушений - это комплекс правовых, социальных, экономических, организационных мероприятий и иных мер, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности и гражданами Республики Казахстан, направленных на сохранение и укрепление правопорядка путем выявления, изучения, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
      2) правовое воспитание - комплекс мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на формирование у граждан установок на законопослушное поведение, получение правовых знаний и повышение правовой культуры населения;
      3) социальная адаптация - процесс активного привития лицу принятых в обществе правил и норм поведения;
      4) социальная реабилитация - комплекс мер, осуществляемых органами и учреждениями системы профилактики правонарушений, направленных на оказание правовой, социальной, психологической, педагогической помощи лицу с противоправным поведением, а также процесс преодоления психологической или моральной травмы;
      5) криминологическая экспертиза - специальное исследование проектов нормативных правовых актов, проводимое для оценки их возможного влияния на состояние криминогенной обстановки;
      6) индивидуальная профилактическая работа - деятельность субъектов системы профилактики по своевременному выявлению лиц, оказавшихся в социально опасном положении, их социальной реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений;
      7) правонарушение - противоправное, виновное действие либо бездействие лица, причиняющее вред интересам личности, общества, государства, за которое предусматривается ответственность законодательными актами Республики Казахстан;
      8) антиобщественные действия - действия, нарушающие установленные социальные нормы и правила поведения, оказывающие негативное влияние на психику и/или здоровье человека: систематическое употребление алкогольных напитков, немедицинское потребление наркотических и психотропных веществ, занятие бродяжничеством, попрошайничеством и проституцией;
      9) законопослушное поведение - сознательное поведение лица, соответствующее установленным законами нормам поведения, не нарушающее прав и законных интересов других лиц;
      10) профилактируемое лицо - физическое лицо, состоящее на профилактическом учете субъекта профилактики правонарушений, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа;
      11) правопорядок - соблюдение законности, обеспечение, реализация гарантированных законами прав и выполнение установленных законами обязанностей всеми физическими лицами, органами и организациями.

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о
                  профилактике правонарушений

      Законодательство Республики Казахстан в области профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Казахстан, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан, регулирующих отношения в сфере профилактики правонарушений.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

       Статья 3. Цель и задачи настоящего Закона

      1. Целью настоящего Закона являются установление единой государственной политики в области профилактики правонарушений, обеспечение правопорядка и общественной безопасности.
      2. Задачами настоящего Закона являются:
      1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных посягательств;
      2) снижение уровня правонарушений;
      3) совершенствование системы профилактики правонарушений, а также выявление, устранение способствующих им причин и условий;
      4) социальная адаптация и реабилитация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, утративших при этом родственные связи, а также лиц, не имеющих постоянного места жительства и документов;
      5) координация деятельности субъектов и участников системы профилактики правонарушений;
      6) формирование здорового образа жизни, воспитание гражданского правосознания и правовой культуры;
      7) обеспечение неотвратимости привлечения к ответственности за совершение правонарушения.

       Статья 4. Принципы профилактики правонарушений

      Профилактика правонарушений основывается на принципах:
      1) защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;
      2) законности;
      3) гласности;
      4) единства прав и обязанностей;
      5) гуманности;
      6) научной обоснованности;
      7) комплексного подхода и дифференциации мер профилактического воздействия.

Глава 2. Система профилактики правонарушений

       Статья 5. Система субъектов профилактики правонарушений

      1. Систему субъектов профилактики правонарушений составляют:
      1) государственные органы;
      2) органы местного самоуправления;
      3) государственные организации.
      2. В структуре государственных органов, являющихся субъектами системы профилактики правонарушений, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, создаются организации и учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений:
      1) принудительное лечение лиц, больных наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией, заразной формой туберкулеза, ВИЧ инфекцией, страдающих психическими расстройствами, уклоняющихся от добровольного лечения указанных заболеваний;
      2) социальную адаптацию и реабилитацию лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, утративших родственные связи, а также лиц, не имеющих постоянного места жительства и документов (центры реабилитации, социальной адаптации и приемники-распределители);
      3) медико-социальную реабилитацию лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ;
      4) содержание лиц, подвергнутых административному аресту;
      5) защиту прав ребенка.
      3. Иные государственные органы, не указанные в настоящем законе, участвуют в профилактике правонарушений в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      4. Негосударственные организации и граждане Республики Казахстан участвуют в профилактике правонарушений на добровольной основе.

       Статья 6. Полномочия Правительства по профилактике
                  правонарушений

      Правительство Республики Казахстан в области профилактики правонарушений:
      1) разрабатывает и обеспечивает реализацию государственной политики в области профилактики правонарушений;
      2) принимает нормативные правовые акты в области профилактики правонарушений;
      3) утверждает программные документы по профилактике правонарушений;
      4) образует и упраздняет республиканскую межведомственную комиссию по профилактике правонарушений;
      5) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики правонарушений и координацию их деятельности.

       Статья 7. Полномочия местных представительных и
                  исполнительных органов

      1. Местные представительные органы в пределах своей компетенции:
      1) рассматривают и утверждают программные документы по профилактике правонарушений, в том числе касающиеся выделения средств на поощрение граждан и организаций, участвующих в профилактике правонарушений;
      2) утверждают по представлению акима персональный состав местных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений.
      2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы) в пределах своей компетенции:
      1) реализуют основные направления профилактики правонарушений;
      2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики правонарушений;
      3) ведут региональный учет граждан и организаций, участвующих в профилактике правонарушений и обеспечении общественного порядка, определяют виды порядок их поощрений, а также размер денежного вознаграждения;
      4) обеспечивают реализацию нормативных правовых актов по вопросам профилактики правонарушений на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
      5) разрабатывают региональные программные документы по профилактике правонарушений, стабилизации рынка труда, совершенствования профориентации незанятого населения;
      6) содействуют занятости населения;
      7) представляют для утверждения в соответствующие маслихаты персональный состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений;
      8) обеспечивают создание и функционирование учреждений системы профилактики правонарушений;
      9) обеспечивают функционирование учреждений для принудительного лечения больных алкоголизмом, наркоманией токсикоманией, заразной формой туберкулеза и психическими заболеваниями;
      10) обеспечивают принятие своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам, сдерживанию резкого роста безработицы и падения уровня жизни населения, влекущих рост числа правонарушений;
      11) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 8. Органы внутренних дел

      1. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:
      1) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях, а также выполняют исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, посягающих на права и свободы человека, интересы общества и государства;
      2) разрабатывают и реализуют комплексные программные документы по предупреждению:
      правонарушений, посягающих на собственность, общественный порядок, общественную безопасность, нравственность, безопасность дорожного движения и порядок управления;
      наркомании, алкоголизма и токсикомании;
      правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами, иностранцами и лицами без гражданства;
      бытового насилия;
      правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних;
      правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, взрывчатых веществ;
      3) осуществляют взаимодействие с охранными негосударственными структурами в профилактике имущественных преступлений и посягательств на личную безопасность граждан;
      4) организуют привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и профилактике правонарушений, правовой пропаганде безопасного поведения на улицах и других общественных местах;
      5) принимает участие в правовом воспитании населения, изучает общественное мнение о состоянии правопорядка и мерах по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел;
      6) во взаимодействии с органами здравоохранения, уголовно-исполнительной системы, местными исполнительными органами выявляют, устанавливают личность и проверяют на причастность к совершению преступлений следующих лиц:
      вернувшихся из мест лишения свободы, утративших при этом родственные связи;
      не имеющих постоянного места жительства и документов;
      уклоняющихся от отбытия уголовного наказания;
      7) обеспечивают прием и содержание лиц, в отношении которых применена мера административного взыскания в виде ареста;
      8) информируют иные правоохранительные органы о ставших им и шестыми фактах о готовящихся или совершенных правонарушениях, отнесенных к компетенции этих органов;
      9) совместно с органами образования, здравоохранения разрабатывают и реализуют мероприятия виктимологической профилактики на улицах, в других общественных местах, организациях образования и развлекательных заведениях;
      10) осуществляют криминологическое прогнозирование в сфере общеуголовной преступности и планирование на его основе профилактических мероприятий по охране общественного правопорядка и общественной безопасности;
      11) обеспечивают проведение правовой пропаганды.
      2. Ведут учет и осуществляют профилактический контроль в отношении лиц:
      1) совершающих антиобщественные действия после проведения профилактической беседы и вынесения официального предупреждения о прекращении антиобщественного поведения;
      2) повторно (в течение года) совершивших умышленное административное правонарушение, посягающее на личность, общественную безопасность, общественный порядок, нравственность и порядок управления;
      3) родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих установленных законом обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и/или оказывающих отрицательное влияние на их поведение;
      4) освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
      5) ранее судимых, систематически нарушавших установленный порядок отбытия наказания в период отбытия наказания.
      3. Оказывают содействие в осуществлении профилактического контроля:
      органам уголовно-исполнительной системы - за осужденными к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, а также осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора;
      органам здравоохранения - за лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и/или потребляющими без назначения врача наркотические и психотропные вещества.
      4. Осуществляют ведомственный контроль за своевременным, всесторонним и объективным рассмотрением и разрешением заявлений и обращений о готовящихся и совершенных преступлениях и административных правонарушениях, расследование и рассмотрение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел.

       Статья 9. Органы финансовой полиции

      Органы финансовой полиции в пределах своей компетенции:
      1) осуществляют правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и иных противоправных посягательств на права человека, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности и борьбы с коррупцией;
      2) разрабатывают и реализуют программные документы по:
      профилактике правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией и другими должностными правонарушениями;
      предупреждению незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
      3) осуществляют ведомственный контроль за своевременным, всесторонним и объективным рассмотрением и разрешением заявлений и обращений о готовящихся и совершенных преступлениях и административных правонарушениях, расследование и рассмотрение которых отнесено к компетенции органов финансовой полиции;
      4) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 10. Уполномоченные органы в сфере финансового
                   мониторинга и контроля, обеспечения
                   поступлений налогов и других обязательных
                   платежей в бюджет, таможенного дела,
                   государственного имущества и приватизации,
                   по работе с несостоятельными должниками

      Уполномоченные органы в сфере финансового мониторинга и контроля, обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, таможенного дела, государственного имущества и приватизации, по работе с несостоятельными должниками в пределах своей компетенции:
      1) во взаимодействии с органами финансовой полиции разрабатывают и реализуют программные документы по профилактике правонарушений в сфере налогообложения, таможенного дела, государственных закупок, банкротства, приватизации, предупреждения легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма;
      2) обеспечивают проведение правовой пропаганды;
      3) осуществляют дознание и производство по делам об административных правонарушениях в сфере налогообложения и таможенного дела;
      4) обеспечивают принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений со стороны должностных лиц таможенных органов;
      5) во взаимодействии с органами финансовой полиции осуществляют криминологическое прогнозирование в сфере экономической безопасности и планирование на его основе профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, посягающих на экономическую безопасность;
      6) осуществляют ведомственный контроль за своевременным, всесторонним и объективным рассмотрением и разрешением заявлений и обращений о готовящихся и совершенных преступлениях и административных правонарушениях.

       Статья 11. Органы юстиции

      Органы юстиции в пределах своей компетенции:
      1) осуществляют предупреждение правонарушений, посягающих на порядок управления и авторские права;
      2) координируют деятельность государственных органов по правовому всеобучу, формированию правосознания общества;
      3) организуют проведение юридической, криминологической и антикоррупционной экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих регистрации в органах юстиции, в целях предупреждения принятия норм, способствующих правонарушениям, либо создающим условия и предпосылки для их совершения;
      4) разрабатывают и реализуют программные документы по профилактике правонарушений в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, миссионерской деятельности;
      5) ведут учет и осуществляют профилактический контроль в отношении лиц, совершающих правонарушения в сфере защиты авторских прав, деятельности религиозных и общественных объединений;
      6) обеспечивают исполнение уголовных наказаний, исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений и иных правонарушений;
      7) определяют формы и методы воспитательной работы и правовой пропаганды с осужденными;
      8) во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечивают проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и предупреждению готовящихся и совершенных преступлений, а также нарушений режима в местах отбытия наказания;
      9) информируют правоохранительные органы о ставших известными совершенных или готовящихся правонарушениях вне исправительных учреждений;
      10) ведут учет и осуществляют профилактический контроль за условно осужденными и лицами, осужденными к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора;
      11) обеспечивают функционирование деятельности центров реабилитации, оказывающих содействие в трудовом и бытовом устройстве, правовую и психологическую помощь освобожденным из мест лишения свободы;
      12) осуществляют ведомственный контроль за своевременным, всесторонним и объективным рассмотрением и разрешением заявлений и обращений о готовящихся и совершенных преступлениях и административных правонарушениях;
      13) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 12. Органы прокуратуры

      Органы прокуратуры обеспечивают надзор за единообразным применением законодательства о профилактике правонарушений, своевременным восстановлением нарушенных прав физических и юридических лиц.

       Статья 13. Органы национальной безопасности

      Органы национальной безопасности в пределах своей компетенции:
      1) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях, а также выполняют исполнительные и распорядительные функции по выявлению, предупреждению и пресечению терроризма и иных правонарушений, посягающих на национальную безопасность Республики Казахстан;
      2) разрабатывают и реализуют оперативно-профилактические мероприятия по защите государственных секретов, предупреждению поступления на государственную службу лиц, предоставляющих о себе и своих близких родственниках заведомо ложные сведения, перечень которых установлен законодательными актами Республики Казахстан;
      3) участвуют в предупреждении и пресечении правонарушений:
      связанных с деятельностью на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий других государств, партий на религиозной основе, а также финансированием политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;
      посягающих на экономическую и экологическую безопасность страны;
      4) осуществляют ведомственный контроль за своевременным, всесторонним и объективным рассмотрением и разрешением заявлений и обращений о готовящихся и совершенных преступлениях и административных правонарушениях;
      5) обеспечивают проведение правовой пропаганды;
      6) для органов национальной безопасности порядок организации, осуществления и учетов профилактики правонарушений установлен отдельным нормативным правовым актом.

       Статья 14. Органы образования

      Органы образования в пределах своей компетенции:
      1) реализуют образовательные программы, направленные на воспитание и развитие обучающихся, овладение навыками самоконтроля и культурой поведения;
      2) разрабатывают и внедряют научно обоснованные программы, обеспечивающие неразрывность учебного и воспитательного процессов, направленных на пропаганду законопослушного поведения;
      3) выявляют и ведут учет несовершеннолетних не посещающих по неуважительным причинам общеобразовательные учебные заведения, проводят с ними и их родителями или законными представителями индивидуальную профилактическую работу;
      4) обеспечивают правовое обучение и воспитание обучающихся на основе четкой взаимосвязи и преемственности между средней и высшей школой в наращивании и углублении правовых знаний;
      5) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди учащейся молодежи организаций образования;
      6) взаимодействуют с неправительственными организациями по вопросу воспитания молодежи в целях профилактики правонарушений;
      7) обеспечивают деятельность организаций, осуществляющих функции по защите прав ребенка;
      8) совместно с органами внутренних дел и здравоохранения проводят целевые профилактические мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, наркомании и алкоголизма среди учащейся молодежи организаций образования всех форм собственности;
      9) во взаимодействии с органами внутренних дел и здравоохранения разрабатывают и реализуют меры виктимологической профилактики среди учащейся молодежи организаций образования всех форм собственности, а также неблагополучных семей;
      10) участвуют в выявлении несовершеннолетних с девиантным и аутодеструктивным поведением, неблагополучных семей, постановке их на учет в органы внутренних дел и здравоохранения и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;
      11) во взаимодействии с органами внутренних дел, юстиции, здравоохранения, защиты прав детей принимают меры по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, ведут учет фактов суицида и попыток к суициду среди детей и подростков;
      12) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 15. Органы здравоохранения

      Органы здравоохранения в пределах своей компетенции:
      1) ведут пропаганду здорового образа жизни, медицинских знаний, отказа от вредных привычек, отрицательно влияющих на здоровье;
      2) оказывают наркологическую, психологическую, психиатрическую, лечебно-профилактическую помощь и медицинскую реабилитацию лицам, нуждающимся в ней;
      3) оказывают консультативную помощь субъектам и участникам системы профилактики правонарушений;
      4) осуществляют выявление, регистрацию и учет лиц, зависимых от алкоголя, наркотических и психотропных веществ, больных венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией, СПИДом и психическими расстройствами;
      5) принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с распространением наркологических, венерических заболеваний и ВИЧ инфекцией;
      6) разрабатывают методики раннего выявления и профилактики систематического употребления алкогольных напитков, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;
      7) во взаимодействии с органами внутренних дел и образования разрабатывают и реализуют меры виктимологической профилактики среди несовершеннолетних и лиц, страдающими психическими расстройствами и занимающихся проституцией;
      8) ведут учет и осуществляют профилактический контроль в отношении лиц:
      злоупотребляющих спиртными напитками и/или потребляющих без назначения врача наркотические и психотропные вещества, а равно больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
      занимающихся проституцией;
      больных венерическими заболеваниями, психическими расстройствами и ВИЧ инфекцией;
      9) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 16. Органы труда и социальной защиты населения

      Органы труда и социальной защиты населения в пределах своей компетенции:
      1) реализует государственную политику в сфере предоставления социальных услуг;
      2) осуществляет методическое обеспечение местных исполнительных органов по вопросам социальной адаптации лиц, не имеющих определенного места жительства;
      3) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 17. Средства массовой информации

      Средства массовой информации в пределах своей компетенции принимают участие в освещении деятельности субъектов системы профилактики правонарушений.

       Статья 18. Органы по чрезвычайным ситуациям

      Органы по чрезвычайным ситуациям в пределах своей компетенции:
      1) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях, а также выполняют исполнительные и распорядительные функции по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере Гражданской обороны, пожарной и промышленной безопасности;
      2) разрабатывают и реализуют оперативно-профилактические мероприятия по:
      предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения, окружающей среды и объектов хозяйствования от чрезвычайных ситуаций;
      обеспечению Гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      3) осуществляют правовую пропаганду в области пожарной и промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Гражданской обороны;
      4) ведут учет объектов, на которых систематически нарушаются правила пожарной безопасности, и проводят с их должностными лицами профилактические мероприятия по устранению причин и условий, способствующих нарушениям правил пожарной и промышленной безопасности;
      5) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 19. Уполномоченный орган в области туризма и спорта

      Уполномоченный орган в области туризма и спорта в пределах своей компетенции:
      1) принимает участие в реализации программы здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;
      2) принимают участие в профилактической работе с лицами, находящимися в социально опасном положении, путем привлечения их к занятиям в спортивных клубах и секциях, проведения спортивно-оздоровительных мероприятий;
      3) обеспечивают проведение правовой пропаганды.

       Статья 20. Координация деятельности субъектов профилактики
                   правонарушений

       1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется в целях повышения эффективности профилактической работы путем разработки и осуществления ими согласованных действий по своевременному выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
      2. Координацию деятельности субъектов профилактики правонарушений в Республики Казахстан осуществляют межведомственная комиссия по профилактике правонарушений при Правительстве Республики Казахстан, а также при Акимах областей (города республиканского значения, столицы).
      3. Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений является постоянно действующим коллегиальным органом. Положение о межведомственной комиссии по профилактике правонарушений утверждается Правительством Республики Казахстан.
      Основными функциями межведомственной комиссии являются:
      1) координация деятельности субъектов профилактики правонарушений;
      2) оценка эффективности принимаемых мер профилактики государственными органами и отдельными должностными лицами субъектов профилактики;
      3) внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений;
      4) рассмотрение хода реализации программ, направленных на профилактику правонарушений;
      5) внесение на рассмотрение Правительства Республики Казахстан предложений и рекомендаций по совершенствованию мер профилактики правонарушений;
      6) принятие мер по защите и восстановлению прав и законных интересов человека и гражданина, выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий;
      7) сбор, хранение, обработка информации по профилактике правонарушений и определение мер, направленных на повышение эффективности профилактической деятельности;
      8) подготовка и направление информационных материалов по вопросам профилактики правонарушений Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан, Правительству Республики Казахстан, соответствующим местным исполнительным и представительным органам;
      9) заслушивание руководителей и должностных лиц органов и учреждений системы профилактики правонарушений о проводимой ими работе по профилактике правонарушений;
      10) внесение в государственные и иные организации предложений о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных обязанностей;
      11) выработка предложений по совершенствованию деятельности субъектов профилактики правонарушений.
      4. В состав межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Республики Казахстан входят руководители центральных исполнительных органов, представители неправительственных организаций и средств массовой информации, а также по согласованию - депутаты Парламента Республики Казахстан.
      5. В состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений областей, города республиканского значения, столицы входят руководители государственных органов-субъектов профилактики, депутаты соответствующих маслихатов, а также представители негосударственных организаций и средств массовой информации.
      Председатель и секретарь межведомственной комиссии по профилактике правонарушений области, города республиканского значения, столицы занимают штатные должности в аппаратах соответствующих акиматов.
      6. Решения межведомственной комиссии оформляются протоколом, который направляется всем субъектам профилактики.

       Статья 21. Формы координационной деятельности

      1. Координация деятельности субъектов профилактики правонарушений осуществляется межведомственной комиссией по профилактике правонарушений в следующих основных формах:
      1) выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности системы профилактики правонарушений;
      2) обмен информацией по вопросам профилактики правонарушений;
      3) изучение и распространение положительного опыта;
      4) проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и их устранению;
      5) проведение заседаний и совещаний;
      6) выпуск бюллетеней (сборников) и других информационных изданий.
      2. Государственные органы и учреждения, получившие информацию о готовящихся либо совершенных правонарушениях, а также лицах, подлежащих индивидуальному профилактическому воздействию, обязаны незамедлительно информировать об этом субъекты профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией, определенной настоящим законом и иными нормативными правовыми актами.

Глава 3. Меры профилактики правонарушений

       Статья 22. Система мер профилактики правонарушений

      Профилактика правонарушений осуществляется посредством общих, специальных и индивидуальных мер.

       Статья 23. Общие меры профилактики правонарушений

      Общая профилактика правонарушений реализуется путем применения:
      1) социально-экономических мер по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения и оздоровлению экономики в целом;
      2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, а также на совершенствование нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;
      3) идеологических мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы путем формирования у граждан нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, формирующих в общественном сознании нетерпимость к противоправному поведению и антиобщественным действиям, повышающих общую, бытовую и правовую культуру людей;
      4) достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений.

       Статья 24. Специальные меры профилактики правонарушений

      Специальные меры включают разработку и реализацию республиканских и региональных программ, направленных на:
      1) профилактику отдельных видов правонарушений (посягающих на личность, собственность, общественный порядок, национальную безопасность, общественный порядок, нравственность и здоровье населения, порядок управления, интересы государства и т.д.);
      2) выявление и устранение причин и условий, способствующих формированию противоправного поведения среди определенных социальных групп населения: несовершеннолетних, военнослужащих, ранее судимых, злоупотребляющих спиртными напитками, отбывающих уголовное наказание, женщин, лиц, утративших родственные, социальные связи и место жительства, мигрантов.

       Статья 25. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

      1. Целью индивидуальной профилактики является систематическое целенаправленное воздействие на правосознание профилактируемого лица для позитивной коррекции его личности, влекущей изменение поведения от антиобщественного к законопослушному.
      2. Основными задачами индивидуальной профилактики являются:
      1) выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения правонарушения;
      2) изучение этих лиц, а также источников и факторов отрицательного воздействия на них;
      3) прогнозирование их поведения;
      4) выбор мер индивидуальной профилактики;
      5) оказание позитивного корректирующего воздействия.
      3. Меры индивидуальной профилактики:
      1) проведение профилактической беседы;
      2) официальное предупреждение о прекращении антиобщественных действий;
      3) постановку на профилактический учет и установление профилактического контроля;
      4) направление представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
      5) меры принудительного и ограничительного характера:
      направление на принудительное лечение;
      лишение либо ограничение родительских прав родителей и иных законных представителей, не выполняющих обязанности по воспитанию своих детей;
      установление административного надзора;
      наложение административных и дисциплинарных взысканий;
      применение мер уголовно-правового воздействия;
      6) меры, применяемые в отношении несовершеннолетних в соответствии с законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
      4. Меры индивидуальной профилактики определяются с учетом индивидуальных особенностей лиц, в отношении которых они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных ими правонарушений или антиобщественных действий.
      5. Меры принудительного и ограничительного характера применяются на основании и в порядке, предусмотренными специальными законами.

       Статья 26. Учреждения системы профилактики правонарушений,
                   осуществляющие социальную реабилитацию и
                   адаптацию

      Социальную реабилитацию и адаптацию осуществляют:
      1) учреждения, предоставляющие социальные услуги, - лиц, указанных в подпунктах 1) и 8) пункта 1 статьи 30 настоящего закона;
      2) специальные медицинские учреждения органов здравоохранения - лиц, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 30 настоящего закона;
      3) приемники для административно-арестованных органов внутренних дел - для лиц, указанных в подпункте 2) пункта 1 статьи 30 настоящего закона;
      4) медицинские вытрезвители - лиц, указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 1 статьи 30 настоящего закона;
      5) организации, осуществляющие функции по защите прав ребенка - несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
      Основания помещения и порядок содержания профилактируемых лиц в учреждениях, оказывающих услуги по социальной адаптации и реабилитации, определяются законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 27. Профилактическая беседа

      1. Основная цель профилактической беседы заключается в выявлении причин и условий противоправного поведения, разъяснении ответственности перед обществом, социальных и правовых последствий правонарушений, убеждении в необходимости следовать установленным нормам и правилам поведения.
      2. Профилактическая беседа проводится представителем (работником) субъекта профилактики, к компетенции которого относится проведение индивидуальной профилактической работы с соответствующей категорией лиц.
      Профилактическая беседа проводится в органах, осуществляющих функции по профилактике правонарушений, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте выявления антиобщественных действий.
      Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения антиобщественных действий.
      Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей, педагогов или иных законных представителей.
      3. Факт проведения профилактической беседы регистрируется в журнале учета профилактических бесед, являющемся документом строгой отчетности, в котором фиксируются:
      дата и место проведения беседы;
      должность, фамилия и инициалы лица, проводившего беседу;
      сведения о лице, с которым проводилась беседа, основания и поводы для ее проведения;
      сведения о законных представителях несовершеннолетнего и иных лицах, участвующих в проведении профилактической беседы;
      подписи лица, его составившего, и лица, с которым проводилась профилактическая беседа либо законных представителей несовершеннолетнего.
      В случае отказа от подписи лица, с которым проводилась профилактическая беседа, в журнале делается соответствующая запись лицом, его составившим. Лицу, отказавшемуся от подписи, предоставляется право письменно изложить причины своего отказа.
      4. Основанием проведения профилактической беседы является совершение антиобщественных действий или административного правонарушения.
      5. Профилактическая беседа проводится также при постановке лица на профилактический учет и в период осуществлении за ним профилактического контроля.

       Статья 28. Официальное предупреждение о прекращении
                   антиобщественных действий

      1. Должностные лица органов внутренних дел, выявившие лиц, совершающих антиобщественные действия, обязаны провести с ними профилактическую беседу и вынести официальное предупреждение о необходимости прекращения антиобщественных действий.
      Невыполнение требования официального предупреждения о прекращении антиобщественных действий влечет административную ответственность.
      2. Официальное предупреждение выносится письменно с уведомлением под роспись лица, которому оно вынесено, о правовых последствиях в случае невыполнения им данного требования.
      3. Официальное предупреждение выносится на срок до шести месяцев.

       Статья 29. Профилактический учет и контроль

      1. Профилактический учет - система мер по выявлению, регистрации, сбору и анализу данных о лицах, совершивших правонарушения или антиобщественные действия.
      2. Профилактический контроль - наблюдение за образом жизни и поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы.
      3. Профилактический учет и контроль в пределах своей компетенции осуществляют субъекты профилактики правонарушений соответствующей административно-территориальной единицы.

       Статья 30. Постановка на профилактический учет

      1. Профилактический учет ведется в отношении следующих лиц:
      1) продолжающих совершать антиобщественные действия после проведения профилактической беседы;
      2) повторно (в течение года) совершивших умышленное административное правонарушение, посягающее на личность, общественную безопасность, общественный порядок, нравственность, здоровье населения, порядок управления и институты государственной власти;
      3) уклоняющихся от лечения алкоголизма, наркомании, токсикомании, психических, венерических заболеваний и ВИЧ инфекции;
      4) родителей или законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих установленные законом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей и/или оказывающих отрицательное влияние на их поведение;
      5) освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
      6) осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, а также осужденных условно или с отсрочкой исполнения приговора;
      8) освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых поступили материалы о систематическом нарушении ими установленного порядка отбывания уголовного наказания; утративших родственные связи в период отбытия наказания, а также лиц, не имеющих постоянного места жительства и документов.
      2. Основаниями постановки на профилактический учет являются обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, официально зафиксированные в:
      1) постановлении о привлечении к административной ответственности;
      2) постановлении о прекращении уголовного дела либо отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
      3) заключении уполномоченного органа здравоохранения о признании лица больным наркологическим, психическим, венерическим заболеванием или ВИЧ инфекцией;
      4) постановлении или приговоре суда о назначении уголовного наказания;
      5) материалах органов уголовно-исполнительной системы;
      6) заключении, утвержденном органом или учреждением системы профилактики правонарушений.
      3. Решение о постановке на профилактический учет принимается субъектами профилактики правонарушений в течение десяти дней со дня получения ими документов, свидетельствующих о наличии оснований для постановки на профилактический учет.
      Решение о постановке на профилактический учет лиц, систематически нарушающих установленный порядок отбывания уголовного наказания, принимается по их прибытию к постоянному месту жительства в течение десяти дней после получения документов, свидетельствующих об их противоправном поведении.
      4. Решение о постановке на профилактический учет оформляется постановлением, утвержденным органом, уполномоченным на осуществление профилактического контроля за соответствующей категорией лиц, которое объявляется под роспись профилактируемому лицу.
      При объявлении постановления лицам, поставленным на профилактический учет, в устной либо письменной форме разъясняются их права и обязанности, о чем делается отметка в постановлении.
      В постановлении о постановке на профилактический учет указываются должность, фамилия, инициалы должностного лица органа, вынесшего постановление, дата и место его составления, сведения о лице, в отношении которого оно составлено (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, место работы), основания постановки на профилактический учет.

       Статья 31. Профилактическая карточка и профилактическое
                   дело

      1. Профилактический учет осуществляется путем заведения профилактических карточек и профилактических дел.
      Профилактическая карточка и профилактическое дело заводятся субъектами профилактики правонарушений в день постановки граждан на профилактический учет в целях отражения проводимой работы, обеспечения контроля за их поведением и своевременного предупреждения правонарушений и антиобщественных действий с их стороны.
      2. На лиц, указанных в подпунктах 1), 2, 3), 5), 7) и 8) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона, заводятся профилактические карточки.
      На лиц, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона, органами опеки и попечительства заводятся профилактические дела, а органами внутренних дел - профилактические карточки.
      На лиц, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона, органами уголовно-исполнительной системы заводятся профилактические дела, а органами внутренних дел - профилактические карточки.
      На лиц, подпадающих под действие законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденных из мест лишения свободы, органами внутренних дел заводятся профилактические дела.
      3. В профилактическую карточку заносятся анкетные данные лица, основания постановки его на профилактический учет, отметки о проведении с ним профилактической беседы и других мер индивидуальной профилактики, а также основания снятия с профилактического учета либо продления профилактического контроля.
      Материалы, послужившие основанием для заведения профилактической карточки, и документы, отражающие результаты индивидуальной профилактической работы и подтверждающие выводы о целесообразности прекращения либо продления профилактического контроля, подшиваются в номенклатурные дела отдельно по каждой категории профилактируемых лиц.
      4. В профилактическом деле содержатся анкетные данные лица, материалы, послужившие основанием для его постановки на профилактический учет, информация о его поведении по месту жительства, работы и/или учебы, а также документы, отражающие результаты индивидуальной профилактической работы, и подтверждающие выводы о целесообразности прекращения либо продления профилактического контроля.
      Профилактическая карточка и профилактическое дело регистрируется в журнале регистрации профилактических карточек и профилактических дел и ведутся до снятия лица с профилактического учета.

       Статья 32. Прекращение контроля и снятие с
                   профилактического учета

      1. Субъекты системы профилактики прекращают контроль и снимают лицо с профилактического учета:
      1) по истечении одного года с момента выявления последнего факта антиобщественных действий лицами, указанными в подпункте 1) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      2) по истечении одного года с момента совершения последнего умышленного административного правонарушения лицами, указанными в подпункте 2) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      3) через десять дней после направления на принудительное лечение лиц, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      4) по истечении одного года с момента постановки на профилактический учет либо после вступления в законную силу решения суда о лишении или ограничении родительских прав лиц, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      5) через один год после вынесения процессуального решения об освобождении от уголовной ответственности лиц, указанных в подпункте 5) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      6) по истечении срока отбывания наказания, не связанного с изоляцией от общества, либо условного осуждения или по истечении срока отсрочки исполнения приговора - лиц, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      7) по истечении года с момента постановки на профилактический учет лиц, указанных в подпункте 7) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона, а для лиц, подпадающих под действие законодательства об административно надзоре - через 3 года с момента освобождения из мест лишения свободы;
      8) с момента трудоустройства либо решения жилищной проблемы лиц указанных в подпункте 8) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      9) с момента выезда профилактируемого лица на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан либо его смерти.
      2. Прекращение контроля и снятие с профилактического учета несовершеннолетних осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
      3. В случае если в период осуществления контроля будут выявлены новые основания для применения к профилактируемому лицу мер индивидуальной профилактики, соответствующим субъектом системы профилактики выносится мотивированное постановление о продлении срока учета и контроля. При этом профилактический учет и контроль осуществляется в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.
      4. В отношении профилактируемых лиц, которые после постановки на профилактический учет совершили два и более умышленных административных правонарушения, посягающих на личность, общественный порядок, общественную безопасность, нравственность и здоровье населения, суд по представлению органа, осуществляющего профилактический контроль, устанавливает особые требования к поведению, неисполнение которых влечет административную ответственность.

       Статья 33. Основания прекращения контроля и снятия с
                   профилактического учета

      1. Основаниями снятия с профилактического учета и прекращения профилактического контроля являются:
      1) постановление, утвержденное руководством органа, осуществляющего профилактический контроль, для лиц, указанных в подпунктах 1), 2), 5), 6) и 8) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      2) постановление, определение суда о направлении на принудительное лечение лиц, указанных в подпункте 3) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      3) постановление суда о лишении либо ограничении родительских прав лиц, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 30 настоящего Закона;
      4) приговор суда об осуждении к лишению свободы;
      5) свидетельство о смерти либо документ, подтверждающий факт выезда лица на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.
      2. При осуждении профилактируемого лица к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, а также условно или с отсрочкой исполнения приговора профилактический учет и контроль осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом.
      3. В местах лишения свободы и прохождения принудительного лечения индивидуальная профилактическая работа осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом и законодательными актами Республики Казахстан, регламентирующими порядок применения принудительных мер медицинского характера.

       Статья 34. Представление об устранении причин и условий,
                   способствующих совершению правонарушений

      В случае выявления государственными органами причин и условий, способствующих совершению правонарушений, руководителям, соответствующих организаций, должностным лицам направляется представление об их устранении.
      Представление подлежит рассмотрению с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в нем требований. О принятых мерах соответствующие организации или должностное лицо, которым внесено представление, в месячный срок в письменной форме информируют субъекта профилактики правонарушений, внесшего представление.

       Статья 35. Права и обязанности лиц, в отношении которых
                   применяются меры индивидуальной профилактики
                   правонарушений

      1. Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, вправе:
      1) знать основания и поводы постановки на профилактический учет;
      2) знать основания и характер применяемых к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений;
      3) знать правовые последствия применяемых к ним мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений;
      4) получать квалифицированную юридическую помощь и защиту;
      5) заявлять ходатайства и обжаловать вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры или в суд действия, осуществляемые в связи с применением к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений.
      2. Лица, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений, обязаны выполнять законные требования должностных лиц субъектов профилактики правонарушений и соблюдать установленные судом требования к их поведению.

       Статья 36. Обязанности должностных лиц и руководителей
                   организаций по профилактике правонарушений

      Должностные лица и руководители субъектов профилактики обязаны:
      1) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан при проведении профилактической работы;
      2) информировать правоохранительные органы о ставших им известными противоправных деяниях, а также о причинах и условиях, способствующих их совершению, выявленных ими в ходе осуществления функций по профилактике правонарушений;
      3) выявлять и ставить на профилактический учет лиц, с которыми необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу, обеспечивать ее полноту и своевременность;
      4) своевременно выносить представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и обеспечивать контроль за их исполнением.

Глава 4. Контроль и надзор за деятельностью субъектов
профилактики правонарушений

       Статья 37. Контроль и надзор за деятельностью субъектов
                   профилактики правонарушений

      1. Надзор за единообразным применением законодательства о профилактике правонарушений осуществляется органами прокуратуры.
      2. Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.

       Статья 38. Ответственность должностных лиц субъектов
                   профилактики правонарушений

      Должностные лица субъектов профилактики правонарушений, а также работники государственных органов и учреждений, на которых возложены функции по проведению профилактической работы, за неисполнение, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей либо превышение полномочий при реализации настоящего Закона несут дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

      Статья 39. Подготовка кадров для системы профилактики
                    правонарушений

      Правительство организует подготовку и переподготовку кадров для системы профилактики правонарушений.

      Статья 40. Научная обоснованность профилактики
                    правонарушений

      Деятельность субъектов системы профилактики осуществляется на основе научно обоснованных методов предупреждения правонарушений и форм позитивного корректирующего воздействия на лиц с антиобщественным поведением. Субъекты профилактики правонарушений обеспечивают научные разработки в сфере профилактики правонарушений и их практическую реализацию.

       Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарный дней со дня его официального опубликования.

       Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.