О Стратегическом плане Национального космического агентства Республики Казахстан на 2009-2011 годы

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1216

      В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемый Стратегический план Национального космического агентства Республики Казахстан на 2009-2011 годы.
      2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2009 года и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Утвержден          
постановлением Правительства
Республики Казахстан    
от 23 декабря 2008 года № 1216

Стратегический план
Национального космического агентства
Республики Казахстан на 2009-2011 годы

Астана

Содержание

Миссия и видение Казкосмоса
Анализ текущей ситуации
Стратегические направления, цели и задачи деятельности Казкосмоса
Функциональные возможности Казкосмоса и возможные риски
Нормативные правовые акты
Бюджетные программы
Межсекторальное взаимодействие

1. Миссия и видение Казкосмоса

       Миссия: Определение и реализация приоритетных направлений космической деятельности, которые в комплексе позволят сформировать новую для страны полноценную космическую отрасль.

       Видение: Казкосмос видит в перспективе космическую отрасль как наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики, способствующий вхождению Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

2. Анализ текущей ситуации

      Ключевой задачей Национального космического агентства Республики Казахстан (далее - Казкосмос), образованного в марте 2007 года, является формирование новой для страны космической отрасли.
      На современном этапе космическая деятельность в мире и ее научно-производственная база уже стали естественно функционирующей отраслью глобальной экономики, подчиняющейся универсальным закономерностям и тенденциям развития. При этом космический сектор глобальной экономики демонстрирует динамичное и стабильное развитие. В структуре общемировой космической деятельности выделяются следующие основные сегменты или стратегические направления:
      услуги спутниковых систем связи и вещания;
      услуги систем дистанционного зондирования Земли;
      оказание пусковых услуг;
      производство космических аппаратов;
      производство и эксплуатация наземного оборудования космических систем, в том числе навигационного.
      Выбор стратегических направлений деятельности Казкосмоса базируется на кратком анализе проблем развития регулируемой отрасли в стране, а также общемировых тенденций развития космической деятельности (космонавтики).
       1. Развитие космической деятельности в Республике Казахстан
      Начало системного развития космической деятельности в Республике Казахстан объективно связывается с принятием первой космической Государственной программы на 2005-2007 годы (далее - Программа), утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 25 января 2005 года № 1513.
      Работы по Программе велись по 8-ми направлениям:
      разработка основ для создания и запуска отечественных космических аппаратов различного назначения;
      развитие наземной инфраструктуры и управления космическими аппаратами различного назначения;
      разработка программы научных исследований и экспериментов на борту Международной космической станции во время полета казахстанских космонавтов;
      развитие информационных космических технологий на основе спутниковых телекоммуникационных сетей;
      развитие Национальной системы космического мониторинга Республики Казахстан, в том числе состояния окружающей среды;
      создание системы экологической безопасности территории Республики Казахстан при эксплуатации ракетно-космических комплексов;
      кадровая обеспеченность космической деятельности;
      совершенствование нормативной правовой базы и экономическое обеспечение развития космической деятельности.
      В ходе реализации Программы были получены определенные результаты, увязанные с общемировыми тенденциями развития космонавтики.
      В частности, реализован проект создания и запуска спутника связи и вещания "KazSat-1", разработаны технические предложения и технико-экономические обоснования (ТЭО) создания экологически безопасного космического ракетного комплекса (КРК) "Байтерек" на космодроме "Байконур", космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и научного назначения, высокоточной спутниковой навигации.
      Модернизированы технические средства радиополигона "Орбита" и экспериментальная база "Космостанция" в городе Алматы, в частности, реконструированы и модернизированы лабораторные помещения, восстановлена инфраструктура полигона и базы.
      Разработана комплексная программа проведения научных исследований и экспериментов на борту Международной космической станции. Достигнут ряд научных результатов в области радиационного мониторинга космического пространства, изучения оптических явлений в верхней атмосфере и других совместных с зарубежными учеными исследований. Проведены работы и получены определенные результаты в части развития базовой инфраструктуры Национальной системы космического мониторинга Республики Казахстан, системы мониторинга экологической безопасности территории Республики Казахстан при эксплуатации ракетно-космических комплексов.
      В рамках Плана мероприятий Программы разработан и внесен на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О космической деятельности".
      Вместе с тем, анализ ситуации по исполнению Программы за 2005-2007 годы выявил ряд проблем и недостатков, приведших, в том числе, к не освоению предусмотренных средств на реализацию отдельных проектов Программы.
      В особенности это касается реализации мероприятий Программы, связанных с созданием особо сложных в техническом отношении космических систем и комплексов при отсутствии собственного научно-технического и кадрового потенциала. Фактически, за период реализации Программы не была сложена система повышения квалификации и переподготовки специалистов для организаций космического профиля.
      Основной причиной этого являлось отсутствие четко выраженной стратегии развития космической деятельности на этот период, а также эффективной системы управления и мониторинга реализации мероприятий Программы. Помимо этого, разработчиком Программы на 2005-2007 годы ставились задачи, явно не осуществимые в планируемые сроки.
      Для устранения выявленных системных ошибок необходимо обеспечить:
      формирование полноценной нормативной правовой базы для развития космической деятельности;
      создание системы государственного управления развитием космической деятельности на современной информационной основе и технологиях, включающей мониторинг результатов реализации космических проектов и программ, менеджмент и управление проектами;
      формирование системы подготовки и повышения квалификации кадров.
       2. Краткая характеристика тенденций развития мировой космической деятельности
      Мировая космонавтика является неистощимым и постоянно развивающимся источником инновационных технологий фактически во всех областях современного жизнеобеспечения. При этом от развития космической деятельности в прямой зависимости находятся и многие отрасли производства и услуг в мировой экономике. В этой связи с каждым годом космическая деятельность привлекает внимание все большего числа не только государств и их объединений, но и крупных транснациональных корпораций. Расширение рынка и поступательное увеличение его участников оказывают влияние на рост оборота финансовых средств в отрасли.
      По данным аналитического отчета Euroconsult за 2007 год в космической деятельности в той или иной мере принимали участие 79 государств . При этом из этого количества особенно выделяются 30 государств , активно и целенаправленно развивающих свои национальные космические (гражданские и военные) программы, имеющих собственные космические аппараты, предоставляющих определенные космические услуги на коммерческой основе, принимающих активное участие в международных космических проектах. В целом данные государства являются группой высококонкурентоспособных игроков космического рынка.
      Мировой космический рынок является крупным и быстроразвивающимся сегментом мирового рынка высоких технологий. Нарастают темпы роста коммерциализации мировой космической деятельности. Космическая индустрия, доходы от которой, по данным на середину 1990-х годов, составили 77 млрд. долл. США , превратилась в крупнейшую, коммерчески привлекательную составляющую мировой экономики, обеспечивающую занятость более миллиона человек в мире. Увеличение спроса на коммерческие спутниковые услуги вызывает значительный подъем мировой аэрокосмической отрасли. В 2005 году по сравнению с 1999 годом ее среднегодовой доход возрос на 93,3 % , в абсолютных цифрах рост составил 168,2 млрд. долл. США , в 2006 году - 220 млрд. долл. США . В настоящее время мировой космический рынок демонстрирует более 10 процентов ежегодного роста, а по данным на конец 2007 года совокупный объем рынка составил 251,16 млрд. долл. США.
      Уже сейчас можно констатировать, что 60 % инвестиций в космические разработки принадлежит частным компаниям, а значит, космос - бизнес, где можно зарабатывать деньги. Компания Space Foundation (США) ежегодно публикует отчеты о состоянии рынка космических услуг. Документ стал новой формой оценки успехов в освоении космоса, который одновременно признает, что в глобальной экономике сформировался отдельный полноценный рынок: за 2006 год он вырос на 18 %, а за 2007 год рост составил 11 % по сравнению с прошлым годом. На основе показателей 31 публичной компании, которые значительную часть выручки черпают из "околокосмических" активов и деятельности, Space Foundation составило собственный индекс, отражающий динамику развития космической индустрии. В частности, с 2005 года индекс Space Foundation вырос на 45 %, значительно обогнав в 2007 году такие крупные мировые индексы как NASDAQ и S&P 500.
      Инвестору на космическом рынке необходимо учитывать и его такую особенность, как наличие широкого спектра сопутствующих космических услуг, то есть услуг, напрямую не связанных с созданием, производством, запуском и эксплуатацией космической техники. Развиваются области, например, космического страхования, рекламы, подготовки специалистов и т.д.
      В последние месяцы 2007 г. кривая космического индекса пошла резко вверх. По оценке экспертов, это вызвано ростом показателей компаний, занимающихся GPS-навигацией, передающих спутниковый телесигнал, а также фирм, специализирующихся на космической инфраструктуре. За год с небольшим капитализация таких компаний, как Garmin, Trimble Navigation и Gilat Satellite Networks, удвоилась. Orbital Sciences, EchoStar, DirecTV, Lockheed Martin, Loral, Harris, LodgeNet Entertainment и Comtech за то же время выросли по меньшей мере на 40 %. Это говорит о том, что сейчас наиболее благоприятный момент заниматься развитием космической индустрии.
      По прогнозам в обозримой перспективе мировую космическую индустрию и рынок пусковых услуг ожидает подъем после десятилетней стагнации. По данным Aviation Week & Space Technology, первые признаки активизации проявились в конце 2006 года, когда мировые операторы систем спутниковой связи огласили свои среднесрочные планы по развитию новых услуг мобильной связи и мультимедийных сервисов через спутники на геостационарной орбите. В частности, заказы на новые поколения спутников низкоорбитальной связи и новые спутники оборонного назначения ожидаются в США, Европе и других странах. При этом основным оператором доставки этих спутников выступает Россия.
       3. Основные проблемы формирования космической отрасли в свете задач, стоящих перед экономикой и обществом
      Общие тенденции развития космической деятельности требуют активного поиска Республикой Казахстан своего места на мировом космическом рынке. Республика Казахстан развивает собственную космическую программу в весьма жестких условиях. Они обусловлены:
      во-первых, нарастающей конкуренцией между ключевыми участниками космической деятельности (США, РФ, ЕКА, Япония, КНР, Индия, Израиль), которые занимают на рынке лидирующие позиции, проводят агрессивную маркетинговую политику и фактически поделили рынок между собой;
      во-вторых, казахстанская программа развивается на фоне активного включения государств мирового сообщества, имеющих разный уровень экономико-индустриального развития, в космическую деятельность.
      К настоящему моменту в Казахстане имеются необходимые составляющие для вхождения республики в число стран "большого космического клуба". В то же время при оценке перспектив развития космической отрасли Казахстана необходимо исходить из наличия следующих проблем:
      отсутствие действующих научных и испытательно-конструкторских центров, занимающихся реально востребованными рынком разработками в сфере высокотехнологичных и инновационных производств;
      отсутствие основ космических, а также в целом высокотехнологичных и инновационных производств;
      слабое развитие системы среднего и высшего технического образования, отсутствие системы обучения и подготовки научных и профессиональных кадров в космической области;
      слабая подготовленность законодательной базы в научно-производственной, высокотехнологичной, инвестиционной и налоговой сферах, а также полное отсутствие законов, регулирующих космическую деятельность;
      наличие больших и непредсказуемых рисков развития космической деятельности в перспективном измерении;
      отсутствие законодательного обеспечения и инфраструктуры доведения результатов космической деятельности для широкого применения конечного потребителя;
      отсутствие системы эффективного государственного и независимого аудита менеджмента в космической деятельности.
       4. Выбор стратегических направлений развития космической деятельности
      Таким образом, учитывая результаты проведенного анализа, состояние и тенденции развития мировой космической деятельности, долгосрочными приоритетными направлениями Стратегического плана Казкосмоса определены:
      создание целевых космических систем, технологий и их использование;
      развитие комплекса "Байконур" и средств выведения космических аппаратов;
      развитие научной и опытно-экспериментальной базы космической деятельности;
      институциональное обеспечение космической деятельности.

3. Стратегические направления, цели и задачи
деятельности Казкосмоса

      Для формирования полноценной космической отрасли в Республике Казахстан определены следующие направления:
      1. Создание целевых космических систем, технологий и их использование;
      2. Развитие комплекса "Байконур" и средств выведения космических аппаратов;
      3. Развитие научной и опытно-экспериментальной базы космической деятельности;
      4. Институциональное обеспечение космической деятельности.

Приложение 1 

  Стратегические направления деятельности, стратегические цели
      развития и ключевые индикаторы деятельности Казкосмоса

      Сноска. Приложение 1 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.05.2009 № 723; от 01.03.2010 № 147.

1. Стратегическое направление
Создание целевых космических систем, технологий и их использование

Цель 1.1.
Удовлетворение
спроса внутренних и
внешних потребителей
спутниковой связи,
цифрового теле- и
радиовещания

Целевой индикатор

2009
год

2010
год

2011
год

Стабильность обеспечения
потребителей, услугами
спутниковой связи теле- и
радиовещания, %

-

-

50

Сокращение расходов
казахстанских операторов на
аренду спутниковых каналов
связи у международных
операторов, %

-

-

25

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

1.1.1. Создание и
запуск космических
аппаратов (КА) связи
и вещания серии
«KazSat»

Запуск космического
аппарата связи и вещания
«KazSat-2», кол-во КА

-

1


Разработка технического
задания на создание
космического аппарата связи
и вещания «KazSat-3»
(далее - «KazSat-3»), %
выполнения

100

-

-

Разработка технико-
экономического обоснования
на «KazSat-3», % выполнения

100

-

-

Разработка конструкторской
документации на «KazSat-3»,
% выполнения

-

100

-

Изготовление КА «KazSat-3»,
% выполнения

-

-

10

1.1.2. Решение
вопросов выделения
и закрепления за
Республикой
Казахстан
орбитальных позиций
для геостационарных
КА. (совместно с АИС)

Количество позиций

-

2


1.1.3. Развитие
наземного комплекса
управления и
системы мониторинга
связи (НКУ CMC) KA
серии «KazSat»

Расширение возможностей
НКУ по количеству
управляемых КА, кол-во КА

-

1

1

Увеличение пропускной
способности, кол-во
транспондеров

-

16

16

Цель 1.2:
Приобретение
независимости
Республики
Казахстан в области
получения оператив-
ной мониторинговой
информации и данных
космической системы
дистанционного
зондирования Земли
(КСДЗЗ) для отраслей
экономики, а также
обеспечение
безопасности;

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Предоставление космических
снимков потребителям,
кол-во потребителей
(начиная с 2012 года).

-

-

-

Регулярное получение
космических снимков
различных видов, объем
(начиная с 2012 года).

-

-

-

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

1.2.1. Создание
Национальной
космической системы
дистанционного
зондирования земли
(НКС ДЗЗ)

Создание оптического
спутника высокого
разрешения, ед. (2012 год)

-

-

-

Создание оптического
спутника среднего
разрешения, ед. (2012 год)

-

-

-

Создание Центра управления
спутником, ед.

-

-

1

Создание наземного целевого
комплекса для приема и
обработки космических
данных, ед.

-

-

1

1.2.2. Развитие
Национальной системы
космического
мониторинга (НСКМ)

Количество технологических
комплексов тематической
обработки данных ДЗЗ, ед.

3

6

10

Цель 1.3:
Удовлетворение
спроса внутренних и
внешних потребителей
(гражданских и
военных) в
современных услугах
спутниковой навигации

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Выполнение задач с
применением систем
спутниковой навигации
(координатно-временное
обеспечение транспорта),
потребитель

-

-

МТК
МЧС
МООС
МО
Коммер-
ческие
органи-
зации

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

1.3.1. Создание
региональной системы
высокоточной
спутниковой навигации

Количество региональных
центров, ед.

-

-

3

1.3.2. Формирование
инфраструктуры
пользователей
координатно-
временной информацией

Количество сервисных
потребительских центров, ед.

-

-

3

1.3.3. Создание
центра по приему,
обработке и передаче
данных навигационных
систем

Количество центров по
приему, обработке и
передаче данных
навигационных систем, ед.

-

-

1

1.3.4. Создание
центров сертификации
навигационного
оборудования

Количество центров, ед.

-

-

1

Цель 1.4:
Создание комплекса
по проектированию и
производству
космических
аппаратов (КА)

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Выполнение заказов по
производству спутников в
рамках государственных
программ и иных проектов.
Кол-во КА (с 2012 года)

-

-

-

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

1.4.1. Определение
стратегического
партнера

Совместные предприятия по
производству космической
техники, кол-во юр. лиц

1

-

-

1.4.2. Строительство
и оснащение
сборочно-
испытательного
комплекса

Разработка технического
проекта на создание
сборочно-испытательного
комплекса, % выполнения

100

-

-

Строительство
производственного
комплекса, % выполнения

-

10

70

2. Стратегическое направление
Развитие комплекса «Байконур» и средств выведения космических аппаратов

Цель 2.1:
Обеспечение
дальнейшего
функционирования и
развития космодрома
«Байконур» как
основы наземной
космической
инфраструктуры

Целевой индикатор

2009
год

2010
год

2011
год

Эксплуатация Республикой
Казахстан объектов
космодрома «Байконур»,
кол-во площадок

-

1

1

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

2.1.1. Обеспечение
эффективного
управления
имуществом комплекса
«Байконур» и
развитие
инфраструктуры
космодрома

Утилизация, рекультивация
объектов и территорий,
выведенных из аренды
Российской Федерацией,
кол-во площадок

7

6

8

Разработка проектно-сметной
документации на
реконструкцию объектов
социальной инфраструктуры
для Казахстанских
специалистов, работающих на
космодроме «Байконур», %
выполнения

100

-

-

Реконструкция объектов
социальной инфраструктуры
для Казахстанских
специалистов, работающих на
космодроме «Байконур»,
кол-во объектов


1

2

2.1.2. Организация
охраны объектов
космодрома «Байконур»

Количество постов
ведомственной охраны

15

25

до 33

Количество объектов
выводимых из аренды,
подлежащих охране

250

450

до 650

Цель 2.2: Создание и
развитие средств
выведения космичес-
ких аппаратов

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Предоставление пусковых
услуг (начиная с 2013
года), кол-во пусков

-

-

-

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

2.2.1. Создание
экологически
безопасного
космического
ракетного комплекса
«Байтерек»
(испытания
запланированы на
2012 год)

Конструкторская
документация, % выполнения

10

80

100

Строительство и
реконструкция стартового
комплекса КРК, % выполнения

10

80

100

Строительство и
реконструкция технического
комплекса КРК, % выполнения

10

80

100

Монтаж стартового комплекса
КРК, % выполнения

-

-

100

Монтаж технического
комплекса КРК, % выполнения

-

-

100

2.2.2. Формирование
конструкторского
бюро (КБ)

Количество объектов

-

1

-

2.2.3. Организация
производственно-
технологической базы
на основе имеющихся
в стране профильных
промышленных пред-
приятий для создания
комплектующих
ракетно-космической
техники (РКТ)

Количество объектов

-

1

-

2.2.4. Модернизация
космического
ракетного комплекса
«Зенит»

Разработка технического
задания, % выполнения

-

100

-

Разработка технико-
экономического обоснования,
% выполнения

-

100

-

Разработка конструкторской
документации, % выполнения

-

-

10

3. Стратегическое направление
Развитие научной и опытно-экспериментальной базы космической
деятельности

Цель 3.1:
Развитие
отечественного
научно-технологичес-
кого потенциала
космической отрасли

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Создание перспективных
образцов ракетной
космической техники (РКТ),
кол-во образцов

-

1

1

Освоение наукоемких
космических технологий,
кол-во технологий

-

2

3

Внедрение и применение
высокотехнологичных
производств в области
космической деятельности,
кол-во производств

-

-

1

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

3.1.1. Разработка
научно-технологичес-
кого обеспечения
создания РКТ и
космических
технологий в
Республике Казахстан

Разработка математических
моделей, аппаратно-
программных комплексов по
проектированию,
изготовлению и испытанию
РКТ, кол-во комплексов

1

2

3

3.1.2. Развитие
научной и
экспериментальной
базы астрофизических
и космических
исследований

Реконструкция и развитие
научно-экспериментальной
базы, кол-во объектов

1

3

6

3.1.3. Создание
системы наземно-
космического
геодинамического и
геофизического
мониторинга земной
коры Казахстана, а
также системы
прогнозирования
месторождений
полезных ископаемых

Разработка и создание
математических моделей,
аппаратно-программных
комплексов и систем
спутниковой и наземной
высокоточной геодезии по
оценке, предупреждению,
прогнозированию:
природно-техногенных
катастроф; безопасности
урбанизированных территорий
и крупных инженерных
сооружений; безопасности
территорий с интенсивной
разработкой углеводородных
месторождений; определению
мест возможного углеводо-
родного месторождения.

1

2

3

3.1.4. Создание
казахстанской
многоуровневой
системы мониторинга
и прогноза
космической погоды

Проработка и создание
экспериментального образца
многоуровневой системы
мониторинга и прогноза
космической погоды, кол-во
образцов.

1

3

5

3.1.5. Разработка и
реализация научно-
образовательных
программ по
космическому
направлению

Развитие системы
дистанционного образования,
расширение ПТК,
телекоммуникаций и т.д.
кол-во специальных
дисциплин.

4

10

14

3.1.6. Обеспечение
полета в космос
казахстанского
космонавта в составе
экипажа на
Международную
космическую станцию
(МКС)

Выполнение научных
экспериментов на борту МКС,
кол-во экспериментов


-

-

4. Стратегическое направление
Институциональное обеспечение космической деятельности

Цель 4.1:
Стимулирование
деятельности
организаций
осуществляющих
космическую
деятельность

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Обеспечение реализации
высокотехнологичных
проектов, отвечающих
международным требованиям

-


1

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

4.1.1. Создание
благоприятных
условий для
организаций
осуществляющих
космическую
деятельность

Предоставление преференций







4.1.2. Разработка
технических
регламентов и
стандартов, создание
фонда нормативных
документов по
вопросам техническо-
го регулирования
космической
деятельности

Количество регламентов и
стандартов, ед.

15

7

7

4.1.3. Формирование
нормативных правовых
основ для проведения
государственной
экспертизы проектов
в космической сфере,
приемки результатов
работ в области
космической
деятельности

Количество принятых
нормативных правовых актов,
ед.

1

1

1

Цель 4.2. Трансферт
космических
технологий в
Республику Казахстан

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Увеличение количества
государств-партнеров в
области космической
деятельности

2

4

6

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

4.2.1. Участие
Республики Казахстан
в реализации
международных
проектов по созданию
космической техники,
технологий, объектов
космической
инфраструктуры в
кооперации с
ведущими мировыми
производителями

Количество проектов, ед.

2

4

6

4.2.2. Развитие
договорно-правовой
базы сотрудничества
с другими
государствами,
являющимися мировыми
лидерами в области
космической
деятельности

Количество подписанных
соглашений, ед.      

2

2

2

Цель 4.3.
Информационное и
кадровое обеспечения
космической отрасли

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Мониторинг эффективной
реализации космических
проектов и программ
(качество систем управления
проектами), кол-во раз в год

1

4

4

Повышение уровня
квалифицированных
специалистов в области
космической деятельности по
отношению к общему объему
работников задействованных
в космической деятельности
Республики Казахстан, %

15

20

35

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

4.3.1. Разработка
системы профессио-
нальных стандартов
по специальностям
космического профиля
(совместно с МОН)

Количество принятых
стандартов, ед.

1

2

3

4.3.2. Переподготов-
ка и повышение
квалификации
инженерно-техничес-
ких и научных кадров
в сфере космической
деятельности в
соответствующих
учебных заведениях и
научных центрах
ближнего и дальнего
зарубежья

Количество человек

25

25

25

4.3.3. Подготовка
космонавтов
Р еспублики Казахстан

Количество
сертифицированных
специалистов

2

2

2

Цель 4.4:
Повышение
экологической
безопасности
космической
деятельности

Целевой индикатор:

2009
год

2010
год

2011
год

Обеспечение поэтапного
сокращения пусков ракет
носителей использующих
высокотоксичные компоненты
топлива, % (начиная с 2013
года)

-

-

-

Задачи:

Показатели:

2009
год

2010
год

2011
год

4.4.1. Обеспечение
правового регулиро-
вания вопросов
экологической
безопасности в сфере
космической
деятельности

Количество принятых
нормативных правовых
документов, ед.

2

1

1

4.4.2. Создание
системы экологичес-
кого нормирования
космической
деятельности

Количество разработанных
проектов эколого-
гигиенических нормативов,
ед.

3

2

2

4.4.3. Развитие
материально-
технической базы
проведения работ по
экологическому
обследованию и
мониторингу террито-
рии Республики
Казахстан, подвер-
женных воздействию
ракетно-космической
деятельности, для
проведения монито-
ринга экологической
безопасности косми-
ческой деятельности.

Количество химико-
экологических лабораторий,
ед.

3

-


       Разделение космических систем на конкретные сектора

Наименование
сектора

Системы

Применение систем

Потребители

Государственный
гражданский
сектор

Космические
системы
дистанционного
зондирования
земли (НКС ДЗЗ)
и наземно-
космического
геодинамичес-
кого и
геофизического
мониторинга

1) Совершенствование
систем управления и
контроля на различных
уровнях;
2) Мониторинг нефтегазо-
вой и электроэнергетичес-
кой инфраструктуры;
3) Контроль над ситуацией
в области чрезвычайных
ситуаций;
4) Мониторинг ситуации в
области сельского
хозяйства;
5) Метеорология.

МТК
МИТ
МЭМР
МСХ
МЧС
АИС
АУЗР
МООС

Система
высокоточной
спутниковой
навигации (СВСН)

1) Создание системы
спутниковой навигации для
транспортных коммуникаций;
2) Электронная картография;

Государственный
военный сектор

Космические
системы связи и
вещания (КССиВ)

Обеспечение обороны
высококачественной и
надежной связью

МО
КНБ
СОП
Пограничная
служба КНБ

НКС ДЗЗ

1) Разведывательные
мероприятия;
2) Мониторинг ситуации на
государственной границе
со спутников

СВСН

Спутниковая навигация для
военной техники и
проведения учений

Коммерческий
сектор

СВСН

1) Создание системы
спутниковой навигации для
транспортных коммуникаций;
2) Электронная картография.

МКИ, АИС,
МТК, АУЗР,
МЭМР,
коммерческие
компании,
занятые в
сферах
транспорта,
топливно- и
электроэнер-
гетического
комплекса и
нефтегазово-
го сектора,
архитектуры,
крупных
строительных
проектов,
связи,
телекоммуни-
каций, муль-
тимедийных
сервисов и
др.

КССиВ

1) Развитие прогрессивных
телекоммуникационных
систем;
2) Новые виды связи,
мультимедийных сервисов и
опций;
3) Улучшение инфраструк-
туры предоставления услуг
сети Интернет.

Приложение 2

          Соответствие стратегического направления и целей
           Казкосмоса стратегическим целям государства

Стратегическое
направление
и цели
Казкосмоса

Стратегические цели
государства, на реализацию
которых направлена
деятельность Казкосмоса

Наименование стратегического
документу, нормативного
правового акта

1. Создание
целевых
космических
систем,
технологий и
их применение

Определение приоритетов
индустриально-инновационной
политики
«В целях решения
долгосрочных стратегических
задач особое внимание
необходимо уделять созданию
условий для развития
наукоемких и высокотехноло-
гичных производств»

Указ Президента Республики
Казахстан от 17 мая 2003
года № 1096 «О Стратегии
индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан на
2003-2015 годы»

2. Развитие
комплекса
«Байконур» и
средств
выведения
космических
аппаратов

Развитие инфраструктуры
комплекса «Байконур».

Постановление Правительства
Республики Казахстан от 30
сентября 2006 года № 954
«Об утверждении Программы
«Развитие инфраструктуры
комплекса «Байконур» на
2007-2009 годы».

Развитие наземной
инфраструктуры для запуска
и управления КА различного
назначения.

Указ Президента Республики
Казахстан от 25 января 2005
года № 1513 «О развитии
космической деятельности в
Республике Казахстан на
2005-2007 годы»

3. Развитие
научной,
опытно-
эксперимен-
тальной и
производствен-
ной базы
космической
деятельности

Использование существующего
научно-технического
потенциала в развитии
передовых, с точки зрения
постиндустриальной
экономики, отраслей.
Создание и поддержка
деятельности современных
элементов научной и
инновационной инфраструкту-
ры (технопарков, националь-
ных научных центров,
научно-технологических зон
и т.п.) в городах, где
имеется сеть научно-
технических и промышленных
организаций и предприятий с
высоким научно-технологи-
ческим потенциалом.

Указ Президента Республики
Казахстан от 17 мая 2003
года № 1096 «О Стратегии
индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан на
2003-2015 годы»

4. Институцио-
нальное
обеспечение
космической
деятельности

Совершенствование
нормативной правовой базы и
экономическое обеспечение
развития космической
деятельности

Указ Президента Республики
Казахстан от 25 января 2005
года № 1513 «О развитии
космической деятельности в
Республике Казахстан на
2005-2007 годы»

Наши приоритеты остаются
неизменными - активная,
разносторонняя и
сбалансированная внешняя
политика, способная
противостоять вызовам 21
века и нацеленная на
обеспечение долгосрочных
национальных интересов.

Послание Главы государства
народу Казахстана, февраль
2005 года «Казахстан на
пути ускоренной
экономической, социальной и
политической модернизации»

Реализация Стратегии
напрямую зависит от
обеспечения ее
высококвалифицированными
профессиональными кадрами,
адекватно реагирующими на
запросы инновационного
развития промышленного
производства. Это в
одинаковой мере относится и
к научным, и к инженерно-
техническим, и к научно-
конструкторским, и к
организационно-управленчес-
ким кадрам (менеджерам)

Указ Президента Республики
Казахстан от 17 мая 2003
года № 1096 «О Стратегии
индустриально-
инновационного развития
Республики Казахстан на
2003-2015 годы»

Создание и развитие в
Казахстане современных
научных центров и
«технологических парков» с
международным участием,
поддержке процесса освоения
новых технологий и
формировании гибкой системы
переквалификации кадров

Послание Главы государства
народу Казахстана, март
2006 года «Казахстан на
пороге нового рывка вперед
в своем развитии»

Профессиональное
государство. Создать
эффективный и современный
корпус государственных
служащих Казахстана,
преданных делу и способных
выступать представителями
народа в достижении наших
приоритетных целей.

Казахстан - 2030
Процветание, безопасность и
улучшение благосостояния
всех казахстанцев

4. Функциональные возможности Казкосмоса и возможные риски

1) Функциональные возможности Казкосмоса

      Действующая структура Казкосмоса состоит из четырех департаментов (три в г. Астане и один на космодроме "Байконур").
      Принимаются меры по укреплению и повышению профессионального уровня кадрового состава органа. Планируется привлечение международных экспертов их стран имеющих большой опыт в области космической деятельности, проходят курсы повышения квалификации государственных служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
      Казкосмосом будет продолжена целенаправленная системная работа по совершенствованию внутренней среды и улучшению результатов деятельности, в том числе в рамках мероприятий по модернизации системы государственного управления.

2) Возможные риски

      В процессе своей деятельности Казкосмос может столкнуться с возникновением целого ряда рисков. В зависимости от типа и источника риска для их управления Казкосмосом будут реализовываться стандартные и ситуативные специальные меры. Ниже следует перечень основных рисков.

Наименование
риска

Возможные
последствия в
случае непринятия
превентивных и
(или) своевременных
мер реагирования

Механизмы и меры управления

Глобальные

Изменения
конъюнктуры и
структуры
международного
космического
рынка,
связанные с
мировым
финансовым
кризисом

Созданные
космические
технологии, услуги
на их основе,
другая продукция
окажутся не
востребованными
на внешнем рынке.
Повысятся сроки
окупаемости
проектов, другие
отрицательные
факторы

Основной акцент сделать на
формировании внутреннего рынка
потребления космических услуг,
который в Казахстане практически
не сформирован, особенно в области
спутниковой навигации, приложений
ДЗЗ, связи и др. Формирование
квалифицированного спектра
космических услуг и приложений по
государственному заказу от
госорганов, в т.ч. двойного
назначения (ГИС для отраслей
экономики, предотвращения
чрезвычайных ситуаций и
экологических последствий,
навигационные системы «под ключ» и
т.д.)

Намерения
Российской
Федерации по
строительству
нового
космодрома
«Восточный»,
принятию новой
стратегии и
космических
программ
развития
космической
отрасли в РФ
до 2040 года

Сворачивание
российских проектов
и программ на
космодроме
«Байконур», отток
высококвалифициро-
ванных кадров,
изменение условий
аренды космодрома,
понижение
социально-
экономических
условий для
проживания в
г. Байконыр и т.д.

Проведение переговоров с РФ по
внесению дополнений и изменений в
Договор аренды космодрома
«Байконур», участие Казахстана в
развитии и деятельности космодрома
через совместные проекты с другими
странами, строительство в
г. Байконур, активная работа
филиалов и представительств
подведомственных организаций и др.
Создание КРК «Байтерек»,
Конструкторского бюро ракетно-
космической техники (РКТ),
предприятий по производству
компонент РКТ, модернизация КРК
«Зенит».

Отказ от
совместных
проектов по
различным
политическим и
экономическим
причинам одной
из сторон


Предусмотреть в контрактах и
соответствующих соглашениях,
возмещение ущерба от невыполнения
обязательств

Республиканские

Секвестрирова-
ние бюджета
Казкосмоса



Сокращение
бюджетного
финансирования,
низкий уровень
лимитов из
республиканско-
го бюджета на
формирование
космической
отрасли



Риск
недополучения
заявленных
средств по
ранее начатым
проектам



Институциональные

Формирование
квалифицирован-
ного состава
новой структуры
Казкосмоса,
утвержденной в
мае 2008 г.

Резкое снижение
профессиональных
возможностей
государственного
органа и
неспособность
выполнения
им ключевых задач

- нормализации продолжительности
рабочего дня;
- моральное и материальное
стимулирование;
- транспортное обеспечение в
служебных целях;
- повышение квалификации
сотрудников;
- создание благоприятных условий
труда

Казкосмос, как
самостоятельный
государственный
орган, не
охвачен
системой
«электронного
правительства»
(образован в
марте 2007 г.).
Отсутствие
корпоративной
информационно-
телекоммуника-
ционной системы
(КИТС) стано-
вится серьезный
барьер для
внедрения
современной
системы
управления и
планирования,
развития отрасли

Снижение
эффективности и
подготовки
управленческих
решений,
оперативности и
достоверности
обмена информацией
как во внутреннем,
так и внешнем
формате.
Отсутствуют
возможности
создания больших
архивов и баз
данных, характерных
для космических
приложений ДЗЗ,
спутниковой
навигации и др.

Разработать ТЭО на создание КИТС,
обеспечить в течение 2009-2011
разработку проектной документации,
создание и внедрение системы

5. Нормативные правовые акты

      1) Бюджетный кодекс Республики Казахстан;
      2) Таможенный кодекс Республики Казахстан;
      3) Закон Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах";
      4) Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 года "О государственном предприятий";
      5) Указ Президента Республики Казахстан от 27 марта 2007 года № 302 "Об образовании Национального космического агентства Республики Казахстан";
      6) Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года № 735 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2010 года";
      7) Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 2006 года № 167 "Об утверждении Стратегии территориального развития до 2015 года";
      8) Указ Президента Республики Казахстан от 13 января 2007 года № 273 "О мерах по модернизации системы государственного управления".
      9) Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года  № 216 "О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы"
      10) Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 мая 2007 года № 438 "Вопросы Национального космического агентства Республики Казахстан";
      11) Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 декабря 2007 года № 1297 "О Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты";
      12) Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1332 "О Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики Республики Казахстан на 2008-2015 годы";
      13) Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2006 года № 954 "Об утверждении Программы "Развитие инфраструктуры комплекса "Байконур" на 2007-2009 годы";

6. Бюджетные программы

      Реализация стратегических задач по созданию космической отрасли в Республике Казахстан с учетом высокой капиталоемкости, наукоемкости, технологичности, длительности сроков реализации проектов, высокого уровня инвестиционного и технологического рисков потребует значительной государственной поддержки.
      По оценкам необходимые финансовые ресурсы составят порядка 100 млрд. тенге на среднесрочный этап 2008-2011 годы и около 25 млрд. тенге ежегодно на период 2012-2020 годы.
      Объемы финансовых ресурсов, выделяемых из республиканского бюджета на планируемый период, определяются в установленном законодательством порядке.
      В целом в период 2009-2011 годы Казкосмосом планируется реализовать 16 бюджетных программ, 5 из которых являются новыми. Подробно количественные, качественные показатели и объемы финансирования приведены в приложениях 3, 5.

Приложение 5

                       Свод бюджетных расходов

      Сноска. Приложение 5 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.05.2009 № 723; от 01.03.2010 № 147.

                                                         тыс. тенге


Отчет

План

Плановый период (год)

2007

2008

2009

2010

2011

1. Действующие программы, из них:

9 432 205

9 605 670

6 013 882

24 590 683

29 895 992

Текущие бюджетные программы

1 208 040

2 229 866

1 336 371

2 130 665

1 610 823

Бюджетные программы развития

8 224 165

7 375 804

4 677 511

22 460 018

28 285 169

2. Программы, предлагаемые к
разработке, из них:



424 897

2 659 000

159 000

Текущие бюджетные программы



144 897

2 659 000

159 000

Бюджетные программы развития



280 000

0

0

ВСЕГО расходы, из них:

9 432 205

9 605 670

6 438 779

27 249 683

30 054 992

Текущие бюджетные программы

1 208 040

2 229 866

1 481 268

4 789 665

1 769 823

Бюджетные программы развития

8 224 165

7 375 804

4 957 511

22 460 018

28 285 169

3. Платные услуги:






Поступления






Расходы






                   7. Межсекторальное взаимодействие

Наименование
стратегических
целей и задач

Совместные мероприятия с
заинтересованными
государственными органами

Цель 1.1.
Удовлетворение спроса
внутренних и внешних
потребителей спутниковой
связи, цифрового
теле- и радиовещания

АИС, МКИ - выработка согласованных
решений по обеспечению услугами
спутниковой связи и вещания потребностей
центральных и территориальных органов
государственного управления, организаций,
населения

1.1.2. Решение вопросов
выделения и закрепления
за Республикой Казахстан
орбитальных позиций для
геостационарных КА.
(совместно с АИС)

АИС, МИД - организация и обеспечение
эффективного переговорного процесса с
международными организациями связи по
решению вопроса выделения и закрепления
орбитальных позиций для геостационарных
КА.

1.2.1. Создание
Национальной космической
системы дистанционного
зондирования земли (НКС
ДЗЗ)

МО, КНБ, МЧС - выработка требований и
потребностей в информации и данных КС ДЗЗ
двойного назначения;
АУЗР, МСХ, МООС, МИТ, МЭМР, МТК -
согласованная выработка потребностей в
информации и данных КС ДЗЗ, включая
сезонное состояние земель, водных
объектов и территорий, картографические
и геологические данные и т.д.

1.2.2. Развитие
Национальной системы
космического мониторинга
(НСКМ)

МО, КНБ, МЧС - выработка требований для
разработки специальных геоинформационных
систем (ГИС), тематических баз данных КС
ДЗЗ;
АУЗР, МСХ, МООС, МИТ, МЭМР, МТК -
развитие и разработка тематических ГИС на
базе данных ДЗЗ, обучение и внедрение
пилотных проектов в приоритетных отраслях
экономики

1.3.1. Создание
региональной системы
высокоточной спутниковой
навигации (СВСН)

Акиматы, МТК, АИС - согласование и
уточнение потенциальных потребителей,
выбора и размещения узловых станций СВСН,
обеспечения каналами связи.

2.1.2. Организация охраны
объектов космодрома
«Байконур»

МФ, МВД - выработка согласованных решений
по финансированию и организации охраны
объектов космодрома «Байконур».

3.1.3. Создание системы
наземно-космического
геодинамического и
геофизического
мониторинга земной коры
Казахстана, а также
системы прогнозирования
месторождений полезных
ископаемых

МЭМР, МИТ - разработка требований и
методик для прогнозирования месторождений
твердых полезных ископаемых и
нефтегазоносных районов.

3.1.4. Разработка и
реализация научно-
образовательных программ
по космическому
направлению.

МОН - согласование и совместная
проработка дополнений в государственную
программу «Образование», предусматриваю-
щих многоуровневую подготовку специалис-
тов по космическим специальностям, а
также разработка и утверждение
образовательных стандартов по данным
специальностям.

4.3.2. Разработка системы
профессиональных
стандартов по
специальностям
космического профиля.

4.1.2. Разработка
технических регламентов и
стандартов, создание
фонда нормативных
документов по вопросам
технического
регулирования космической
деятельности.

МИТ - согласованная выработка решений по
созданию Экспертного совета в области
технического регулирования космической
деятельности, Технических комитетов по
приоритетным направлениям космической
деятельности, согласование технических
регламентов и стандартов.

4.4.1. Обеспечение
правового регулирования
вопросов экологической
безопасности в сфере
космической деятельности.

МООС, МЧС, МЗ, МЮ - согласованная
проработка и утверждение нормативных
правовых документов и методик системы
экологического нормирования космической
деятельности

4.4.2. Создание системы
экологического
нормирования космической
деятельности.


4.4.3. Развитие
материально-технической
базы проведения работ по
экологическому
обследованию и
мониторингу территории
Республики Казахстан,
подверженных воздействию
ракетно-космической
деятельности, для
проведения мониторинга
экологической
безопасности космической
деятельности.

МООС, МЧС, МФ, МЭБП - проработка вопроса
о возможном сокращении аварий
ракетоносителей, падения частей
космических аппаратов на территорию РК.

Приложение 3

                      Форма бюджетной программы

      Сноска. Приложение 3 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 14.05.2009 № 723; от 01.03.2010 № 147.

Администратор
Бюджетной
программы

Национальное космическое агентство Республики Казахстан

Бюджетная
программа

001 «Услуги по формированию политики, координации и контроля в области
космической деятельности»

Описание

Содержание аппарата центрального органа

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм.

Факт

План

Плановый период

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

2011
год

1. Кooрдинация деятельности Национального космического агентства Республики Казахстан

Стратегическое
направление

4. Институциональное
обеспечение космической
деятельности







Цель

4.1. Стимулирование
деятельности организаций
осуществляющих космическую
деятельность







Задачи

4.1.1. Создание благоприятных
условий для организаций
осуществляющих космическую
деятельность







Показатели
количества

Содержание центрального
аппарата

чел.

40

90

85

90

90

Показатели
качества

Улучшение качества принятия
управленческих решений;
Ускорение процесса принятия
решений

%

100

100

100

100

100

Показатели
эффективности

Целевое и эффективное
использование выделенных
ресурсов (кадровых,
финансовых, производственных
и т.д.)
Мониторинг эффективной
реализации космических
проектов и программ (качество
систем управления проектами)
Повышение оперативности и
качества организации процессов
доведения, контроля и
реализации принятых решений







Показатели
результата

Эффективное выполнение
возложенных функций и задач,
формирование и развитие
космической отрасли в
Республике Казахстан

%

100

100

100

100

100

2. Услуги по повышению квалификации государственных служащих

Стратегическое
направление

4. Институциональное
обеспечение космической
деятельности







Цель

4.1. Стимулирование
деятельности организаций
осуществляющих космическую
деятельность







Задачи

4.1.1 Создание благоприятных
условий для организаций
осуществляющих космическую
деятельность







Показатели
количества

Количество государственных
служащих, прошедших повышение
квалификации, обучение
государственному языку и
иностранным языкам.

чел.

-

15

30

30

30

Показатели
качества

Улучшение качества принятия
управленческих решений;
Ускорение процесса принятия
решений







Показатели
эффективности

Целевое и эффективное
использование выделенных
ресурсов
Мониторинг эффективной
реализации космических
проектов и программ (качество
систем управления проектами)
Повышение оперативности и
качества организации процессов
доведения, контроля и
реализации принятых решений







Показатели
результата

Эффективное выполнение
возложенных функций и задач,
формирование и развитие
космической отрасли в
Республике Казахстан

%

100

100

100

100

100

Расходы на
реализацию
программы


тыс.
тенге

65 069

116 698

160 789

200 452

256 395

Бюджетная
программа

002 «Прикладные научные исследования в области космической деятельности»

Описание

Проведение прикладных научных исследований

Стратегическое
направление

3. Развитие научной и опытно-экспериментальной базы космической
деятельности

Цель

3.1. Развитие отечественного научно-технического потенциала космической
отрасли

Задачи

3.1.1. Развитие РКТ и космических технологий в Республики Казахстан;
3.1.2. Развитие научной и экспериментальной базы астрофизических и
космических исследований;
3.1.3. Создание системы наземно-космического геодинамического и
геофизического мониторинга земной коры Казахстана, а также системы
прогнозирования месторождений полезных ископаемых;
3.1.4. Разработка и реализация научно-образовательных программ по
космическому направлению.

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Мероприятия по реализации
программы

Кол-во

-

27

18

18

18

Показатели
качества

Создание перспективных
образцов ракетной
космической техники

Кол-во



-

1

3

Показатели
эффективности

Освоение наукоемких
космических технологий

Кол-во


2

-

2

3

Разработка электронных
контентов для специалистов
космической отрасли

Кол-во


-

-

3

5

Показатели
результата

Косвенный экономический и
социальный эффект, получаемый
в результате повышения уровня
развития научной научно-
экспериментальной базы
космической деятельности

Кол-во
отче-
тов


27

18

18

18

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

-

900 535

709 341

730 660

734 415

Бюджетная
программа

003 «Подготовка космонавтов Республики Казахстан»

Описание

Подготовка космонавтов

Стратегическое
направление

4. Институциональное обеспечение космической деятельности

Цель

4.3. Информационное и кадровое обеспечения космической отрасли

Задачи

4.3.3. Подготовка космонавтов Республики Казахстан

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Космонавты-испытатели

Кол-во
чел.

2

2

2

2

2

Показатели
качества

Повышение уровня
квалифицированных специалистов
в области космической
деятельности по отношению к
общему объемы работников
задействованных в космической
деятельности Республики
Казахстан, %

Кол-во
чел.

2

2

2

2

2

Показатели
эффективности

-







Показатели
результата

Готовность космонавтов-
испытателей к выполнению
казахстанской программы
космических исследований

Кол-во
чел.

2

2

2

2

2

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

13 927

16 276

6 389

17 651

19 416

Бюджетная
программа

005 «Увеличение уставного капитала АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» на
создание целевых космических систем, технологий и их использования, а
также строительство Сборочно-испытательного комплекса»

Описание

Пополнение уставного капитала АО «НК «Қазақстан Ғарыш сапары» для
проведения следующих мероприятий и работ:
1) создание космической системы дистанционного зондирования земли
(КС ДЗЗ);
2) создание сборочно-испытательного комплекса (СбИК) специального
конструкторско-технологического бюро космической техники (СКТБ КТ);
3) создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой
навигации.

Стратегическое
направление

1. Создание целевых космических систем, технологий и их использование

Цель

1.1. Удовлетворение спроса внутренних и внешних потребителей
( гражданских и военных) в современных услугах спутниковой навигации.
1.2. Повышение независимости Республики Казахстан в области получения
оперативной мониторинговой информации и данных космической системы
дистанционного зондирования Земли (КС ДЗЗ) для отраслей экономики, а
также обеспечение безопасности.
1.3. Создание комплекса по проектированию и производству космических
аппаратов (КА).

Задачи

1.2.1. Создание Национальной космической системы дистанционного
зондирования земли (НКС ДЗЗ);
1.2.2. Развитие Национальной системы космического мониторинга (НСКМ);
1.3.1. Создание региональной системы высокоточной спутниковой навигации;
1.3.2. Формирование инфраструктуры пользователей координатно-временной
информацией и создание региональных сервисных потребительских центров;
1.3.3. Создание центра по приему, обработке и передаче данных
навигационных систем;
1.3.4. Создание центров сертификации навигационного оборудования;
1.4.2. Строительство и оснащение сборочно-испытательного комплекса.

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Создание спутника
дистанционного зондирования
Земли (ДЗЗ)

Ед.

-

-

-

-

1

Строительство сборочно-
испытательного комплекса
(СбИК), создание
производственной инфраструктуры

Ед.

-

-

-

-

-

Создание системы высокоточной
спутниковой навигации в РК

Ед.

-

-

-

-

1

Показатели
качества








Показатели
эффективности








Показатели
результата

Экономический эффект от
внедрения космических
технологий в различных сферах
экономики

Кол-во
объек-
тов

-

-

-

-

2

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

8 224 165

5 276 242

2 589 211

15 447 818

19 535 169

Бюджетная
программа

006 «Оплата услуг банкам-агентам по обслуживанию бюджетного кредита в
рамках межправительственного соглашения»

Описание

Выплата комиссионного вознаграждения Банку-агенту за агентское
обслуживание республиканского бюджетного инвестиционного проекта
«Создание на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса
«Байтерек»

Стратегическое
направление

2. Развитие комплекса «Байконур» и средств выведения космических
аппаратов

Цель

2.2. Создание и развитие средств выведения космических аппаратов

Задачи

2.2.1. Создание экологически безопасного космического ракетного
комплекса «Байтерек»

                                    Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Начисление комиссионного
вознаграждения банком-агентом за
обслуживание бюджетного кредита

%

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

Предоставление пусковых услуг
(начиная с 2013 года)







Показатели
результата

Повышение качества реализации
республиканского бюджетного
инвестиционного проекта (освоение
бюджетного кредита)

%

3

10

20

45

80

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

275

750

1 106

2 214

4 108

Бюджетная
программа

007 «Инвентаризация и переоценка объектов и имущества комплекса
«Байконур», являющихся собственностью Республики Казахстан»

Описание

Проведение инвентаризации и переоценки объектов и имущества комплекса
«Байконур», являющихся собственностью Республики Казахстан

Стратегическое
направление

2. Развитие комплекса «Байконур» и средств выведения космических
аппаратов

Цель

2.1. Обеспечение дальнейшего функционирования и развития космодрома
«Байконур» как основы наземной космической инфраструктуры

Задачи

2.1.1. Обеспечение эффективного управления имуществом комплекса
«Байконур» и развитие инфраструктуры космодрома

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества








Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

Количественный и качественный
учет Республикой Казахстан
объектов космодрома «Байконур»







Показатели
результата

Проведение инвентаризации и
переоценки объектов и имущества
комплекса «Байконур»

%

100

-

-

-

-

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

1 114 039

-

-

-

-

Бюджетная
программа

008 «Учет арендованного имущества комплекса «Байконур»

Описание

Содержание государственного учреждения для осуществления инвентаризации,
ведения бухгалтерского учета имущества объектов комплекса «Байконур»

Стратегическое
направление

2. Развитие комплекса «Байконур» и средств выведения космических
аппаратов

Цель

2.1. Обеспечение дальнейшего функционирования и развития космодрома
«Байконур» как основы наземной космической инфраструктуры

Задачи

2.1.1. Обеспечение эффективного управления имуществом комплекса
«Байконур» и развитие инфраструктуры космодрома

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Содержание государственного
учреждения

Кол-во
чел

15

15

15

15

15

Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

Количественный и качественный
учет Республикой Казахстан
объектов космодрома «Байконур»







Показатели
результата

Ведение электронного учета
объектов космодрома «Байконур»

%

100

100

100

100

100

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

12 043

12 753

14 531

18 118

22 489

Бюджетная
программа

009 «Обеспечение управления космическими аппаратами связи и вещания»

Описание

1) Осуществление координации орбитальных позиций спутника «KazSat»;
2) Страхование спутника и наземной инфраструктуры космической системы
«KazSat», страхование гражданской ответственности за нанесение ущерба в
результате космической деятельности;
3) Обеспечение штатной поддержки эксплуатации космических аппаратов
серии «KazSat», в том числе аренда каналов связи;
4) Обеспечение безопасности объектов системы мониторинга и связи в
городах Астана и Акколь, подлежащих государственной охране

Стратегическое
направление

1. Создание целевых космических систем, технологий и их использование

Цель

1.1. Удовлетворение спроса внутренних и внешних потребителей спутниковой
связи, цифрового теле- и радиовещания

Задачи

1.1.1. Создание и запуск космических аппаратов (КА) связи и вещания
серии «KazSat».
1.1.3. Развитие наземного комплекса управления и системы мониторинга
связи (НКУ CMC) KA серии «KazSat».

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Получение международного
права на использование
заявленных частотно-
орбитальных ресурсов

Орб. позиц ия



-

-

2

-

Страхование спутника и
наземной инфраструктуры
космической системы «KazSat»

Ед.



1

-

1

1

Обеспечение штатной
поддержки эксплуатации
космических аппаратов серии
«KazSat»

Ед.



1

-

1

1

Обеспечение безопасности
объектов системы мониторинга
и связи в городах

Ед.





1

1

1

Показатели
качества

Стабильность обеспечения
потребителей услугами
спутниковой связи теле- и
радиовещания

%





-

-

50

Показатели
эффективности

Сокращение расходов на
аренду спутниковых каналов
связи у международных
операторов

%





-

-

25

Показатели
результата

Обеспечение функционирования
национальной системы
спутниковой связи и вещания
(количество КА)

Ед.



1

-

-

1

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

-

981 620

284 215

1 001 570

414 000

Бюджетная
программа

010 «Кредитование создания космического ракетного комплекса «Байтерек»
на космодроме «Байконур»

Описание

Предоставление бюджетного кредита Акционерному Обществу «Совместное
Казахстанско-Российское предприятие «Байтерек» в соответствии с
кредитным договором

Стратегическое
направление

2. Развитие комплекса «Байконур» и средств выведения космических
аппаратов

Цель

2.2. Создание и развитие средств выведения космических аппаратов

Задачи

2.2.1. Создание экологически безопасного космического ракетного
комплекса «Байтерек»

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Создание космического
ракетного комплекса
(2012 год)

Ед.

-

-

-

-

1

Эксплуатируемые площадки

Ед.

-

-

1

1

1

Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

Предоставление пусковых
услуг (с 2013 года)







Показатели
результата

Создание космического
ракетного комплекса
«Байтерек» в целях
выполнения коммерческих
космических запусков и
запусков в интересах
национальных космических
программ Республики
Казахстан и Российской
Федерации

Кол-во
пусков
в год

-

-

-

-

-

Расходы на
реализацию
программы

Выделение денег на
кредитование из
республиканского бюджета в
2005-2006 гг. составило
12 579 400 тыс. тенге.

Тыс.
тенге

-

-

-

1 200 000

2 800 000

Бюджетная
программа

011 «Увеличение уставного капитала АО «Республиканский центр космической
связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств» на
создание целевых космических систем, технологий и их использование

Описание

    Поддержание и контроль за ходом работ по созданию и запуску
национального геостационарного спутника «KazSat-2»;
    Создание и запуск «Казсат-3».
    Осуществление модернизации наземного комплекса управления КА
«Казсат-2», включая разработку предпроектной и проектной документации
на строительство пилонов

Стратегическое
направление

1. Создание целевых космических систем, технологий и их использование

Цель

1.1. Удовлетворение спроса внутренних и внешних потребителей спутниковой
связи, цифрового теле- и радиовещания.

Задачи

1.1.1. Создание и запуск космических аппаратов (КА) связи и вещания
серии «KazSat»

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Создание и запуск
геостационарного спутника связи
и вещания «KazSat-2»

Ед.

-

-

-

-

1

Модернизация НКУ КА

Ед.



1

-

-

Создание РНКУ КА

Ед.



-

-

1

Показатели
качества

Стабильность обеспечения
потребителей услугами
спутниковой связи, теле- и
радиовещания

шт.



-

-

50

Показатели
эффективности

Удовлетворение потребности
операторов спутниковой связи,
теле- и радиовещания




-

-

25

Показатели
результата

Создание и запуск КА связи и
вещания, развитие наземного
сегмента космической системы
«KazSat»

Кол-во
объек-
тов



-


2

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге


2 099 562

2 088 300

5 812 200

5 950 000

Бюджетная
программа

012 «Организация утилизации, рекультивации и ремонта объектов комплекса
«Байконур», не входящих в состав арендуемых Российской Федерацией»

Описание

   сбор, утилизация, захоронение строительных отходов, рекультивация
несанкционированных свалок на площадках комплекса «Байконур»;
   разработка котлованов;
   перевозка мусора;
   планировка и рекультивация территорий;
   засыпка котлованов;
   разработка проектно-сметной документации на реконструкцию гостиницы
«Казахстан» в городе Байконыр.

Стратегическое
направление

2. Развитие комплекса «Байконур» и средств выведения космических
аппаратов

Цель

2.1. Обеспечение дальнейшего функционирования и развития космодрома
«Байконур» как основы наземной космической инфраструктуры

Задачи

2.1.1. Обеспечение эффективного управления имуществом комплекса
«Байконур» и развитие инфраструктуры космодрома

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Количество утилизируемых
площадок комплекса «Байконур»

Ед.

-

8

7

6

8

Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

-







Показатели
результата

Восстановление природной
среды на площадках комплекса
«Байконур», количество
площадок

Ед.

-

8

7

6

8

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге


160 000

160 000

160 000

160 000

Бюджетная
программа

013 «Материально-техническое оснащение Национального космического
агентства Республики Казахстан»

Описание

Содержание аппарата центрального органа

Стратегическое
направление

4. Институциональное обеспечение космической деятельности

Цель

4.1. Стимулирование деятельности организаций осуществляющих космическую
деятельность

Задачи

4.1.1. Создание благоприятных условий для организаций, осуществляющих
космическую деятельность

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм.

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Автомашина

Шт.

-

3

1

-

-


Персональный компьютер

Шт.

-

90

-

-

-


Портативный компьютер (ноутбук)

Шт.

-

3

-

-

-


Офисная мебель для работников
НКА РК

Компл

24

26

15

-

-


Сервер

Шт.

-

1

-

-

-


Принтеры

Шт.

-

20

5

-

-


Копировальный аппарат (МФУ)

Шт.

1

10

1

-

-


Сканер

Шт.

-

4

1

-

-

Показатели
качества

1) Улучшение качества принятия
управленческих решений;
2) Ускорение процесса принятия
решений







Показатели
эффективности

Целевое и эффективное
использование выделенных ресурсов
(кадровых, финансовых,
производственных и т.д.);
Мониторинг эффективной реализации
космических проектов и программ
(качество систем управления
проектами);
Повышение оперативности и качества
организации процессов доведения,
контроля и реализации принятых
решений.







Показатели
результата

Оснащенность центрального аппарата
государственного органа

%

20

80

100

100

100

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

2 693

41 234




Бюджетная
программа

014 «Разработка технических регламентов и стандартов в области
космической деятельности»

Описание

Разработка технических регламентов и создание систем гармонизированных
стандартов в области космической деятельности, обеспечивающих выполнение
положений Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» от
29.12.2006 г. № 209-III с учетом особенностей и стратегии развития
космической отрасли

Стратегическое
направление

4. Институциональное обеспечение космической деятельности

Цель

4.1. Стимулирование деятельности организаций осуществляющих космическую
деятельность

Задачи

4.1.2. Разработка технических регламентов и стандартов, создание фонда
нормативных документов по вопросам технического регулирования
космической деятельности

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм.

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Разработка технических регламентов
и стандартов в области космической
деятельности

Ед.


-

15

7

7

Показатели
качества








Показатели
эффективности

Повышение конкурентоспособности
отечественных космических систем и
комплексов, развитие конкуренции,
внедрение инноваций







Показатели
результата

Повышение качества и конкурентоспо-
собности производимой продукции и
услуг в космической отрасли

%


-

5

10

15

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге


-

16 000

30 000

30 000

Бюджетная
программа

015 "Обеспечение сохранности объектов комплекса "Байконур",
не вошедших в состав аренды Российской Федерацией и
исключенных из него"

Описание

Обеспечение сохранности объектов комплекса "Байконур", не
вошедших в состав и исключаемых из состава арендуемых
Российской Федерации

Стратегическое
направление

2. Развитие комплекса "Байконур" и средств выведения
космических аппаратов

Цель

2.1. Обеспечение дальнейшего функционирования и развития
космодрома "Байконур" как основы наземной космической
инфраструктуры

Задачи

2.1.2. Организация охраны объектов космодрома "Байконур"

Показатели





Наименование
показателя

Ед.
изм.

Отчетный
период

Плановый
период

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

2011
год

Показатели
количества

Посты охраны

ед.

-

-

15

25

до 33

Объекты, выводимые из
аренды, подлежащих
охране

ед.

-

-

250

450

до 650

Показатели
качества

-



-

-

-





Показатели
эффективности

Обеспечение сохранности
переданных объектов
до определения
государственными
органами Республики
Казахстан перспектив
их дальнейшего
использования




-

-

-







Показатели
результата

Содержание охранных
подразделений

чел.
















Расходы на
реализацию
программы




тыс.
тенге

-

-

78 897

79 000

79 000

Бюджетная
программа

016 «Увеличение уставного капитала ДГП «Инфракос-Экос» для создания
химико-экологических лабораторий»

Описание

Проведение экологического мониторинга состояния участков территорий
Республики Казахстан, подверженных воздействию ракетно-космической
деятельности

Стратегическое
направление

4. Институциональное обеспечение космической деятельности

Цель

4.4. Повышение экологической безопасности космической деятельности

Задачи

4.4.2. Создание системы мониторинга экологической безопасности
космической деятельности.
4.4.3. Развитие материально-технической базы проведения работ по
экологическому обследованию и мониторингу территории Республики
Казахстан, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности,
для проведения мониторинга экологической безопасности космической
деятельности.

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Химико-экологические лаборатории

Ед.

-

-

3

-


Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

Мониторинг пусков ракет носителей
использующих высокотоксичные
компоненты топлива







Показатели
результата

Повышение уровня экологического
состояния природных экосистем
районов падения отделяющихся
частей ракет-носителей по
результатам эколого-геохимических
исследований

%



-

65

80

Расходы на
реализацию
программы


Тыс. тенге

-

-

280 000

-

-

Бюджетная
программа

017 «Организация переподготовки и повышения квалификации специалистов
космической отрасли»

Описание

Формирование и развитие кадрового потенциала космической отрасли в
Республике Казахстан

Стратегическое
направление

4. Институциональное обеспечение космической деятельности

Цель

4.3. Информационное и кадровое обеспечения космической отрасли

Задачи

4.3.2. Переподготовка и повышение квалификации инженерно-технических и
научных кадров в сфере космической деятельности в соответствующих
учебных заведениях и научных центрах ближнего и дальнего зарубежья

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Переподготовка и повышение
квалификации специалистов
космической отрасли

чел.



25

25

25

Показатели
качества

-







Показатели
эффективности

Количество сертифицированных
специалистов

чел.



25

25

25

Показатели
результата

Повышение уровня квалифицированных
специалистов в области космической
деятельности по отношению к общему
объему работников задействованных в
космической деятельности Республики
Казахстан

%



15

20

35

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге



50 000

50 000

50 000

Бюджетная
программа

018 «Обеспечение полета в космос казахстанского космонавта в составе
экипажа на Международную космическую станцию»

Описание

Проведение прикладных научных исследований

Стратегическое
направление

3. Развитие научной и опытно-экспериментальной базы космической
деятельности

Цель

3.1. Развитие отечественного научно-технического потенциала космической
отрасли

Задачи

3.1.6. Обеспечение полета в космос казахстанского космонавта в составе
экипажа на Международную космическую станцию (МКС).

Показатели


Наименование показателя

Ед.
изм

Факт

План

Плановый период

2007

2008

2009

2010

2011

Показатели
количества

Проведение научных
экспериментов на борту МКС

Ед.

-

-


-

-

Космонавт, осуществляющий
полет

чел.

-

-


-

-

Космонавт-дублер

чел

-

-


-

-

Показатели
качества








Показатели
эффективности








Показатели
результата

Поднятие имиджа Республики
Казахстан, увеличение
количества казахстанских
космонавтов побывавших в
космосе с целью выполнения
программы научных
экспериментов

чел.

2

2


3

3

Расходы на
реализацию
программы


Тыс.
тенге

-

-


2 500 000

-

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.