Об утверждении технического регламента "Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 июня 2010 года № 563. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2017 года № 29

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 30.01.2017 № 29 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый технический регламент "Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств".

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Кaзaхстан

К. Масимов


  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 12 июня 2010 года № 563

Технический регламент
"Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств"
1. Область применения

      1. Настоящий технический регламент "Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств" (далее - Технический регламент) распространяется на смазки и специальные жидкости для автомобильных транспортных средств.

      Перечень смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств приведен в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан (далее - ТН ВЭД РК).

      2. Технический регламент не устанавливает требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для морских, железнодорожных и воздушных транспортных средств.

      3. Основными опасными факторами (рисками), которых следует избегать в процессах жизненного цикла смазок и специальных жидкостей для транспортных средств, являются:

      1) попадание в состав смазок и специальных жидкостей механических примесей и частиц абразивных материалов;

      2) повышенная или пониженная температура окружающей среды и поверхностей оборудования;

      3) неосторожное обращение, неправильная установка при транспортировании, чрезмерная нагрузка на упаковку смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;

      4) опасные эксплуатационные процессы, при которых выделяется избыточное количество тепла, что может явиться причиной возникновения пожара;

      5) попадание в глаза, желудочно-кишечный тракт, слизистую оболочку и на кожу человека;

      6) наличие присадок ухудшающих эксплуатационные характеристики смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.

      4. Критериями и методами идентификации для целей применения Технического регламента являются:

      информация на этикетке смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;

      внешний вид (цвет, консистенция), в соответствии с нормативными документами по стандартизации на каждый вид смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств;

      требования к характеристикам смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств приведены в приложении 2 к настоящему Техническому регламенту;

      информация о наличии и количестве присадок в составе смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств.

2. Термины и определения

      5. В Техническом регламенте наряду с установленными Законами Республики Казахстан от 21 июля 2007 года "О безопасности химической продукции", от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте", используется следующие термины и определения:

      автомобильное транспортное средство - единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающая автобусы, микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные автомобили (предназначенные для перевозки определенных видов грузов) и специальные автомобили (предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ);

      моторные масла - смесь на масляной основе, в которой содержится ряд присадок, улучшающих свойства масла;

      смазка - средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой (моторные, трансмиссионные масла и масла для гидромеханических передач);

      специальные жидкости - совокупность жидкостей, применяемая в гидравлических системах, системах охлаждения и очистки двигателей, аккумуляторах автомобильных транспортных средств.

3. Условия обращения смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств на территории
Республики Казахстан

      6. Смазки и специальные жидкости для автомобильных транспортных средств, соответствие которых Техническому регламенту не подтверждено, не должны маркироваться знаком соответствия и не допускаться к обращению на рынке.

      7. По запросу потребителя ему должна предоставляться дополнительная информация о смазках и специальных жидкостях для автомобильных транспортных средств, мерах защиты от воздействия их опасных свойств на жизнь и здоровье человека, окружающую среду.

      8. Предупредительная и идентифицирующая маркировка смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств наносится в виде текста, символов.

      9. При поставке смазок и специальных жидкостей, предусматривается сопровождение смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств информацией на государственном и русском языках, включающей название страны изготовителя и наименование изготовителя, допустимый срок эксплуатации, способ применения, меры предосторожности для снижения риска опасности, условия хранения и классификацию по следующим параметрам:

      по химическому составу основы (минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло);

      по вязкости;

      по набору присадок и качеству;

      по допускам производителей автомобилей.

4. Требования к безопасности смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств

      10. По своим характеристикам смазки и специальные жидкости должны соответствовать требованиям, установленным в приложении 2 к настоящему Техническому регламенту.

      11. Для улучшения эксплуатационных показателей смазок и специальных жидкостей допускается добавление производителем присадок, не оказывающих негативное воздействие на двигатели внутреннего сгорания автомобильных транспортных средств.

      12. В смазках и специальных жидкостях не допускается содержание металлов (медь, свинец, железо, алюминий).

      13. Не допускается содержание механических примесей в смазках без присадок. Доля механических примесей в смазках с присадками должна быть не более 0,2 %.

      14. Внешний вид смазок и специальных жидкостей определяется визуально. Смазки должны быть однородными и без комков.

      15. Не допускается смешивание смазок для автомобильных транспортных средств любым видом топлива.

5. Требования к территории, производственным помещениям и
организации рабочих мест, предназначенных для проведения работ
со смазками и специальными жидкостями для автомобильных
транспортных средств и их хранения

      16. Территория и производственные помещения (здания, сооружения и т.п.), предназначенные для проведения работ со смазками и специальными жидкостями и их хранения, оборудуются системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями Технического регламента "Требования по оборудованию зданий, помещений и сооружений системами автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2008 года № 796.

      17. В помещениях, где проводятся работы со смазками и специальными жидкостями, стены покрываются на высоту не менее 2 м от пола несгораемыми материалами, позволяющими производить их очистку от загрязнений. Двери с обеих сторон обиваются негорючим и легкомоющимся материалом.

      18. Пол помещения выполняется из материала, непроницаемого для смазок и специальных жидкостей. В полу предусматриваются сточные каналы для отвода пролитых смазок и специальных жидкостей в специальные емкости, из которых они в дальнейшем должны утилизироваться.

      19. Помещения, где применяются смазки и специальные жидкости, следует оборудовать механической местной приточно-вытяжной вентиляцией, которая должна быть автономной от общеобменной вентиляции других производственных помещений.

      20. Вентиляционное оборудование должно быть во взрывобезопасном исполнении.

      21. Кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции в помещениях необходимо оборудовать местный отсос паров и аэрозолей от ванн, различных машин и других источников, выделения вредных веществ в воздух, путем установки зонтов и устройства бортовых отсосов.

      22. Система вентиляции должна надежно обеспечивать отсутствие в воздухе помещений вредных веществ выше их предельно допустимых концентраций.

      23. Помещения для расфасовки и перезатаривания смазок и специальных жидкостей, кроме общеобменной приточно-вытяжной вентиляции, рекомендуется оборудовать дополнительно аварийной вентиляцией, которая должна включаться снаружи помещения.

      24. Искусственное освещение рабочих мест при работе со смазками и специальными жидкостями должно соответствовать безопасным условиям труда.

      25. На рабочих местах хранить запас смазок и специальных жидкостей разрешается только в количестве, необходимом для проведения технологического процесса в течение смены, в специально отведенных местах, без доступа к ним посторонних лиц.

      26. В помещениях, где применяются горючие и взрывоопасные смазки и специальные жидкости, хранить тару запрещается.

6. Требования к безопасности при упаковке, маркировке,
транспортировании, приемке, хранении и утилизации смазок и
специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств

      27. Упаковка, маркировка, этикетирование смазок и специальных жидкостей производится согласно Техническому регламенту "Требования к упаковке, маркировке, этикетированию и правильному их нанесению", утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2008 года № 277.

      28. Сформированные пакеты со смазками и специальными жидкостями должны сохранять целостность при воздействии инерционных нагрузок с ускорением 3g.

      29. На каждой единице транспортной тары содержащей смазки и специальные жидкости наносится надпись, содержащая:

      1) наименование смазки и специальной жидкости, марку (допускается для пластичных смазок указывать их сокращенные наименования);

      2) товарный знак предприятия-изготовителя;

      3) массу брутто и массу нетто;

      4) дату - месяц и год изготовления смазок и специальных жидкостей;

      5) номер партии;

      6) наименование нормативного документа, в соответствии с которым произведена продукция.

      Если на транспортной таре содержащей смазки и специальные жидкости не может быть сделана указанная надпись, то к таре прикрепляют ярлык или наклеивают этикетку с указанной надписью, а на самой таре делают штампом или трафаретом несмываемую водой и нефтепродуктами надпись, содержащую наименование смазки и специальной жидкости и дату изготовления.

      30. Наносимая транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

      31. Смазки и специальные жидкости, упакованные в хрупкую, легкопробиваемую тару, изготовленную из стекла, фарфора и полимерных материалов, следует перевозить в специальной транспортной таре (деревянных ящиках, корзинах, упаковках и т.п.), с заполнением свободных мест инертными к смазкам и специальным жидкостям прокладочными материалами.

      32. Каждое тарное место должно иметь ярлык с наименованием смазки и специальной жидкости и соответствующую предупредительную надпись согласно маркировке тары и условиям хранения смазок и специальных жидкостей.

      33. Запрещается перевозка смазок и специальных жидкостей вместе с продовольствием, вещевым имуществом или людьми.

      34. При хранении смазок и специальных жидкостей должны быть соблюдены требования пожарной безопасности. Пожарная безопасность помещений для хранения отработанных смазок должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе необходимыми организационно-техническими мероприятиями.

      35. Хранить смазки и специальные жидкости допускается только в исправной, маркированной и опломбированной таре, резервуаре. При обнаружении негерметичности тары принимаются меры по устранению дефекта или перезатариванию жидкости. Запрещается отправлять смазки и специальные жидкости в неопломбированной таре.

      36. В помещениях, предназначенных для хранения тары, проведение работ со смазками и специальными жидкостями запрещается.

      37. Во избежание коррозии и смывания маркировки следует исключить возможность попадания воды на поверхность бочек и барабанов.

      38. Бочки и барабаны со смазками и специальными жидкостями располагают на стеллажах или полках, на значительном расстоянии от влажных поверхностей, вызывающих коррозию металлической тары. Запрещается устанавливать бочки на поверхность, содержащую коррозионный клинкер.

      39. Бочки и барабаны следует регулярно осматривать с целью выявления коррозии, течи в швах и уплотнениях и проверки состояния маркировки.

      40. Необходимо избегать чрезмерного местного перегрева от паровых труб и печей, так как это может вызвать термодеструкцию или испарение продуктов, содержащих растворитель.

      41. Резервуары для хранения смазок и специальных жидкостей рекомендуется располагать в помещениях, однако они могут находиться и на открытых площадках, при условии их защиты от дождя, снега и экстремальных температур.

      42. Для сохранения качества и цвета светлых или окрашенных масел их необходимо хранить в резервуарах из нержавеющей стали или с внутренним покрытием из эпоксидной смолы.

      43. Резервуары устанавливают с уклоном 1/10 по направлению к дренажному вентилю, что уменьшает вероятность диспергирования загрязненного масла. Некоторые сорта смазок и специальных жидкостей при попадании в них большого количества воды могут частично или полностью превратиться в эмульсию.

      44. Отработанные смазки и специальные жидкости должны собираться раздельно, в зависимости от назначения. Смешивание отработанных смазок и специальных жидкостей не допускается.

8. Подтверждение соответствия смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств

      45. Подтверждение соответствия смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств требованиям закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании", Технического регламента "Процедуры подтверждения соответствия", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 февраля 2008 года № 90 и Технического регламента, осуществляется в форме обязательного подтверждения соответствия.

      Перечень смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приводится в приложении 1 к настоящему Техническому регламенту.

      46. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. Схемы сертификации смазок и специальных жидкостей для автомобильных транспортных средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, приведены в приложении 3 к настоящему Техническому регламенту.

9. Переходный период

      47. Технический регламент вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.

  Приложение 1
к Техническому регламенту
"Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств"

Перечень
смазок и специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств

Код ТН ВЭД РК

Наименование смазок и
специальных жидкостей

2710198100

Моторные масла, компрессорные смазочные,
масло турбинное, смазочные масла

2710198700

Масла для шестерен и масло для редукторов

3819000000

Жидкость тормозная

2707400000

Нафталин масла

2707910000

Масла креозотовые

2707991100

Неочищенные легкие масла 90 об %
которых или более перегоняются при
температуре до 2000С

2707993000

Осеренные легкие масла
масла смазочные
масла прочие

2710197100

Для специфических процессов переработки

2710197500

для химических превращений в процессах

2710198300

Жидкости для гидравлических целей

2710198500

Светлые масла, вазелиновое масло

2710199100

Составы для обработки металлов, масла для
смазывания форм, антикоррозионные масла

2710199300

Электрические изоляционные масла

2710199900

Прочие смазочные масла и прочие масла

271210

Вазелин нефтяной

2712101000

сырой

2712109000

прочий

271220

Парафин с содержанием масел не менее
0,75 мас %

3820 00 000 0

Антифризы и жидкости
антиобледенительные готовые

8512 40 000

стеклоочистители, антиобледенители и
противозапотеватели

  Приложение 2
к Техническому регламенту
"Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств"

Требования к характеристикам смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств

      Моторные масла

Характеристики
моторных масел для
бензиновых двигателей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок моторных масел
для бензиновых двигателей

М-8-В1

М-8-Г1

М-12-Г1

М-63/10-Г1

М-63/12-Г1

Вязкость
кинематическая,
при +100 оС

мм2

8

8

12

10

12

Индекс вязкости,
не менее


90

100

95

125

115

Температура застывания,
не выше

оС

-25

-30

-20

-32

-30

Щелочное число мг,
не менее

КОН/1 г

4,0

8,5

8,5

10,5

7,5

Зольность сульфатная,
не более

%

0,95

1,3

1,3

1,65

1,2


Характеристики
моторных масел для
дизельных двигателей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок моторных масел
для дизельных двигателей

М-10-B2

М-8-Г2к

М-10-Г2к

М-8-DM

М-10-D м

Вязкость
кинематическая,
при +100oС

мм2

10,5-11,5

7,5-8,5

10,5-11,5

8-8,5

Не менее
11,4

Индекс вязкости,
не менее


85

90

95

102

90

Температура
застывания, не выше

oС

-15

-30

-18

-30

-15

Щелочное число мг,
не менее

КОН/1 г

3,5

6,0

6,0

8,5

8,2

Зольность сульфатная,
не более

%

1,3

1,15

1,15

1,5

1,5


Характеристики
моторных масел

Единица
измерения

Нормы в отношении
марок универсальных
моторных масел

М-8-В

М-63/10-В

Вязкость кинематическая,
при +100oС

мм2/c

7,5-8,5

9,5-10,5

Индекс вязкости, не
менее


93

120

Температура застывания,
не выше

oС

-25

-30

Щелочное число мг,
не менее

КОН/1 г

4,2

5,0

Зольность сульфатная, не
более

%

1,3

1,3


      Трансмиссионные масла

Характеристики
трансмиссионных
масел

Нормы в отношении марок трансмиссионных масел

Единица
измерения

ТМ-2-18

ТМ-3-9

ТМ-3-18

ТМ-3-18

ТМ-4-18

ТМ-5-18

Вязкость
кинематическая,
при +1000С

мм2

15

Не менее
10

15

15

Не менее
14

Не менее
17,5

индекс вязкости,
не менее


-

90

90

-

85

100

Массовая доля,
не более:

%


Механических
примесей


0,03

0,02

0,01

0,03

0,01

Отсут-
ствуют

Воды


Следы

Температура
застывания


-18

-40

-25

-20

-25

-25


      Масла для гидромеханических передач

Характеристики
масел для
гидромеханических
передач

Нормы в отношении марок масел для
гидромеханических передач

Единица
измерения

А
-

МГТ
-

Р
(М22В)

1

2

3

4

5

Вязкость кинематическая,
при +50 оС

мм2

20-30

-

12-14

+100 оС


-

6-7

-

-20 оС


2100

-

1300

Индекс вязкости,
не менее


-

175

-

Температура застывания,
не выше

оС

-40

-55

-45

Массовая доля
механических примесей,
не более:

%

0,01

0,01

0,01






Воды

следы

Отсутствуют

Отсутствуют

Отсутствуют

Зольность, не более

%

0,6

0,6

0,6


      Тормозные жидкости (производства стран дальнего зарубежья)

Характеристики
тормозных
жидкостей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок
тормозных жидкостей

SAE J 1703

ДОТ-3

ДОТ-4

ДОТ-5,
ДОТ-5.1

Температура
кипения "сухой"
жидкости, не ниже

оС

205

230

260

205

Температура
кипения
"увлажненной"
жидкости, не ниже

оС

140

155

180

140

Вязкость
кинематическая,
при +100 оС

мм2

1,5


      Тормозные жидкости (российского производства)

Характеристики
тормозных
жидкостей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок тормозных
жидкостей

БСК

"Нева"

"Томь"

"Роса"

ГТЖ-22М

1

2

3

4

5

6

7

Вязкость
кинематическая,

мм2


при -40 оС, не более


Не
регламен-
тируется

1500

1500

1700

1600

при 50 оС, не более


9

5

5

5

-

при 100 оС, не более


5,5

2

2

2

1,9

Температура кипения,
не ниже

оС


"сухой" жидкости


115

190

205

260

190

"увлажненной"
жидкости


Не
регламен-
тируется

140

160

160

Не регла-
ментиру-
ется

Увеличение
объема резины

%

5-10

2-8

2-8

2-8

-


      Амортизационные жидкости

Характеристики
амортизационных
жидкостей

Единица
измерения

Нормы в отношении марок
амортизационных жидкостей

МГП-10

АЖ-12т

МГП-12

Плотность при 20 оС

кг/м3

930

-

920

Кинематическая вязкость,
при температуре, оС

мм2




-40


-

6500

-

-20


1000

-

800

50


10

12

12

100


3,6

3,6

3,9

Температура застывания,
не выше

оС

-40

-52

-43


      Низкозамерзающие охлаждающие жидкости (антифризы)

Характерис-
тики
охлаждающих
жидкостей

Единица
измере-
ния

"Тосол"

"Лена"

ОЖ-25

А

А-40

А-65

А

А-40

А-65

ПГ

Цвет


Голубой *

Зеленый, допускается
опалесценция

Желто-
зеленый

Температура
начала
кристали-
зации,
не выше

оС

-

-40

-65

-

-40

-65

-25

Плотность
при 20 оС

кг/м3

1140

1065-1085

1085-1100

1120-1150

1075-1085

1085-1100

1040-1055

Щелочность,
не менее

см3

10


      * Допускается окрашивание "Тосол" А-65 в красный цвет.

  Приложение 3
к Техническому регламенту
"Требования к безопасности смазок и
специальных жидкостей для
автомобильных транспортных средств"

Схемы
подтверждения соответствия смазок и специальных жидкостей
для автомобильных транспортных средств

Номер
схемы

Способы
подтверждения
соответствия

Проверка
производства

Инспекционный
контроль

Срок
действия
сертификата

Примечание

1

2

3

4

5

6

1

Испытания типа

6 мес.

Маркировка
не производится

2

Испытания типа

Анализ
состояния
производства

Испытания
образцов,
взятых у
продавца.
Анализ
состояния
производства

12 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

3

Испытания типа

Анализ
состояния
производ-
ства

Испытания
образцов,
взятых у
изготовителя.
Анализ
состояния
производства

12 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

4

Испытания типа

Анализ
состояния
производ-
ства

Испытания
образцов,
взятых у
продавца.
Испытания
образцов,
взятых у
изготовителя.
Анализ
состояния
производства

18 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

5

Испытания типа

Сертифика-
ция системы
менеджмента
качества

Испытания
образцов,*
взятых у
продавца.
Испытания
образцов,
взятых у
изготовителя.
Контроль
производства
(системы
менеджмента
качества)**

36 мес.

Маркируется
вся
выпускаемая
продукция
данного типа

6

Испытания типа

Сертифика-
ция системы
менеджмента
качества

Контроль
системы
менеджмента
качества**

36 мес.

Маркировка
не производится

7

Испытания
партии



Устанавли-
вается, но
не более
срока
годности
продукции

Маркировка
не производится

8

Испытания
каждого
изделия



Устанавли-
вается, но
не более
срока
годности
продукции

Маркируется
каждое изделие


      Примечания:

      * - необходимость и объем испытаний определяет орган по подтверждению соответствия продукции по результатам контроля за сертифицированной системой менеджмента качества (производством);

      ** - осуществляет орган, выдавший сертификат на систему менеджмента качества.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.