Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2010 года № 792. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2017 года № 29

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 30.01.2017 № 29 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемый Технический регламент "Требования к безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом".

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 4 августа 2010 года № 792

Технический регламент
"Требования к безопасности перевозок пассажиров, багажа,
грузов, грузобагажа и почтовых отправлений
железнодорожным транспортом"
1. Область применения

      1. Настоящий Технический регламент "Требования к безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом" (далее - Технический регламент) устанавливает минимальные требования к безопасности процесса перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом.

      2. Объектами технического регулирования настоящего Технического регламента являются:

      процесс перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений;

      процесс перевозки груза.

      3. Опасными факторами (рисками), которых следует избегать при перевозочном процессе, в отношении вероятности причинения вреда жизни или здоровью человека, сохранности багажа, грузобагажа людей, грузов и почтовых отправлений, охране окружающей среды являются:

      угроза получения травм пассажирами вследствие пользования стоп-краном;

      заторы в проходах из-за создания затрудненных условий для передвижения пассажиров;

      вероятность химических отравлений, вследствие перевозки запрещенного багажа, грузобагажа и/или опасного груза;

      вероятность утраты ценности багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений, в случае их повреждения при перевозке.

      4. Идентификация объектов технического регулирования настоящего технического регламента осуществляется визуально и в соответствии с представленной документацией при регулировании отношений между перевозчиками, пассажирами, организациями, осуществляющими деятельность в сфере железнодорожного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями.

2. Термины и определения

      5. В настоящем Техническом регламенте используются следующие термины и определения:

      1) авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде;

      2) ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей;

      3) обслуживающий персонал пассажирского поезда - начальник поезда, поездные электромеханики, проводники вагонов, директора и обслуживающий персонал вагона-ресторана; обслуживающий персонал почтовых вагонов - начальники вагона, проводник-электромонтер почтовых вагонов, а также лица, допущенные к обслуживанию служебно-технических вагонов, вагонов специального назначения, оборудованных на базе пассажирских вагонов;

      4) освидетельствование - осмотры, замеры, испытания и проверки в действии, а также проверка маркировки и клеймения;

      5) опасный груз - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств;

      6) надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортировки;

      7) санитарное заключение - документ, подтверждающий соответствие требованиям нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения объекта, транспортного средства, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, дающий право на их эксплуатацию или использование;

      8) техническое обслуживание - операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности изделия при использовании его по назначению, в состоянии ожидания, хранения и транспортировки.

3. Общие требования безопасности к перевозкам

      6. При перевозках должны обеспечиваться следующие требования безопасности:

      безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений;

      безопасность перевозок грузов;

      пожарная безопасность;

      химическая безопасность;

      санитарно-эпидемиологическая безопасность;

      экологическая безопасность.

      7. Не допускается ставить в поезда и допускать к следованию:

      вагоны неисправные, угрожающие безопасности движения и состояние которых не обеспечивает сохранности перевозимых грузов;

      вагоны, загруженные сверх их грузоподъемности;

      платформы и полувагоны, загруженные с нарушением технических условий погрузки и крепления грузов на открытом подвижном составе;

      вагоны, имеющие просевшие рессоры, вызывающие перекос кузова или удары рамы и кузова вагона о ходовые части, а также вагоны с неисправностью кровли, создающей опасность отрыва ее листов;

      вагоны, имевшие сход с рельсов или находившиеся в поезде, потерпевшем крушение, до их осмотра и признания годными для движения;

      вагоны, не имеющие трафарета о производстве установленных видов ремонта, за исключением вагонов, следующих по особым документам (как груз на своих осях);

      платформы, транспортеры и полувагоны с негабаритными грузами, если о следовании таких вагонов не будет дано особых указаний;

      платформы с незакрытыми и незакрепленными бортами, вагоны с незакрепленными бункерами, цистерны, хопперы, зерновозы, цементовозы и подобный подвижной состав с открытыми крышками загрузочно-выгрузочных верхних и нижних устройств;

      полувагоны с открытыми дверями и люками или люками, закрытыми на одну закидку запорного механизма;

      порожние крытые вагоны с открытыми и не запертыми на дверную закидку дверями, вагоны для перевозки нефтебитума с не очищенными от битума колесными парами по кругу катания.

      8. Пожарная безопасность на поездах при перевозочном процессе обеспечивается проведением противопожарных профилактических работ и ликвидации пожаров в поездах подвижного состава в случае его возникновения.

      9. Запрещается использовать после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижной состав, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией, а также неисправными аварийными выходами и системами дымоудаления.

      10. В пути следования подвижного состава должен быть предотвращен доступ обслуживающего персонала и пассажиров к незащищенным (неизолированным) частям электрооборудования железнодорожного подвижного состава, находящихся под напряжением и могущим стать источником поражения электрическим током.

      11. При обнаружении в пути следования у вагона технических неисправностей, разрешается довести неисправный вагон без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания.

4. Требования к безопасности перевозок пассажиров, багажа,
грузобагажа и почтовых отправлений

      12. Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны, имеющие неисправности электропневматического тормоза, отопления, электрооборудования, вентиляции и другие неисправности, нарушающие безопасные условия перевозки пассажиров, а также пассажирские вагоны с радиокупе (штабные) с неисправной радиосвязью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда с машинистом локомотива.

      13. Допускается прицеплять к пассажирским поездам дальнего и местного сообщений не цельнометаллические вагоны служебно-технического назначения.

      14. Скорость движения пассажирских и почтово-багажных поездов, в который включен подвижной состав других конструкций и типов, не должна превышать скоростей, установленных для данного подвижного состава.

      15. Для перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений допускаются вагоны, обеспечивающие безопасное и равномерное движение с наибольшими конструкционными скоростями перспективных локомотивов, предназначенных для обслуживания в пассажирских поездах.

      16. В пассажирских вагонах подвижного состава, в зоне возможного перемещения пассажиров и обслуживающего персонала (на уровне головы, ног, туловища) должны отсутствовать элементы конструкции и оборудования, которые их могут травмировать.

      17. В пассажирских вагонах, в вагонах дизель-поездов и электропоездов при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом не допускается блокировать проходы, тамбуры и выходы.

      18. Любое устройство, предназначенное для использования пассажирами, должно обеспечивать безопасную работу этого устройства без нанесения ущерба здоровью и безопасности пассажиров.

      19. В случае опасности для пассажиров должны быть предусмотрены устройства, позволяющие обслуживающему персоналу уведомлять начальника поезда и/или машиниста об этой опасности, а также, при особой необходимости, затормозить поезд и/или открыть двери.

      20. Стоп-краны в пассажирских вагонах устанавливаются в тамбурах, внутри вагонов и пломбируются.

      21. Конструктивные элементы и материалы, применяемые при ремонте вагонов, а также система противопожарной защиты должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и обеспечивать ограничение возникновения, распространения и влияния огня, дыма в случае возгорания.

      В случае пожара материалы должны ограничивать выброс вредных и опасных дымов, паров и газов.

      22. В вагонах пассажирского поезда не допускается провозить предметы, вещества или другие материалы и изделия, которые могут создать угрозу химического отравления пассажиров и угрозу безопасным условиям перевозки багажа, грузобагажа (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества) и почтовых отправлений.

      23. К перевозке багажом, грузобагажом принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам, упаковке, свойствам могут без затруднений погружены и размещены в багажном вагоне, не причиняя вреда имуществу перевозчика, почтовым отправлениям и багажу, грузобагажу других пассажиров.

      24. В вагонах пассажирских поездов в пути их следования не допускается:

      эксплуатация вагона с утечкой тока на корпус вагона;

      эксплуатация неисправного электрооборудования, осветительной сети, нагревательных приборов, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;

      замена перегоревших электрических ламп другими, мощность которых выше установленной заводом-изготовителем и схемой;

      ставить предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи;

      зарядка аккумуляторных батарей способом, неустановленным в гармонизированных стандартах или инструкцией завода-изготовителя вагонов;

      включение нагревательных приборов и других электроприборов, не предусмотренных схемой и инструкцией завода-изготовителя вагонов;

      хранение посторонних предметов в нишах с электроаппаратурой, складирование горючих материалов вблизи приборов отопления, электросветильников;

      вскрытие кожухов и произведение ремонта или регулировки стабилизаторов на вагонах в пути следования;

      включение токопотребителей вагона без соответствующего контроля за средствами измерений при этом (за показаниями на вольтметре, амперметре);

      включение электрокалориферов при неработающей вентиляции и допускать их перегрев сверх допустимой температуры выше 28оС по показанию дистанционного термометра;

      использование междувагонных электрических соединений (штепселя, головки и прочее) не защищенными холостыми розетками и защитными коробками;

      эксплуатация неисправных аккумуляторных батарей (при наличии короткозамкнутых элементов, обрыве более 20 % жил гибкой перемычки или провода, без крышек или с открытыми коробками предохранителей, с поврежденными или залитыми электролитом чехлами, с несоответствующей плотностью и уровнем электролита).

      25. Не допускается перевозка людей, животных, опасных и особо опасных грузов без соблюдений требований санитарно-эпидемиологической безопасности.

5. Требования к безопасности перевозок грузов

      26. Перевозка грузов осуществляется только подвижным составом, который по своей конструкции, назначению и техническому состоянию пригоден для безопасной и сохранной перевозки конкретного груза.

      27. Перевозимый на открытом подвижном составе груз (с учетом упаковки и крепления) должен размещаться в пределах габаритов погрузки.

      28. В пределах станций поезда с негабаритными грузами, должны пропускаться только по специально выделенным и указанным в техническо-распорядительных актах путям.

      Расстояние между осями данных путей должно составлять не менее 4800 мм. Около данных путей не должно быть высоких платформ, а все остальные сооружения и устройства должны соответствовать установленным габаритам.

      29. Номер поезда, в который включены вагоны с негабаритными грузами, дополняется индексом негабаритности, характеризующим зоны и степени негабаритности груза. В перевозочных документах делается отметка о наличии в поезде вагонов с негабаритным грузом.

      30. В зависимости от степени и опасности груза грузоотправителем производится отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе согласно приложения к Техническому регламенту.

      31. Грузы, в том числе опасные должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке. Не допускаются к перевозке опасные грузы в поврежденной таре или с открытыми пробками (крышками, люками).

      32. Безопасность перевозки, погрузки, выгрузки (разгрузки), хранения и транспортировки опасных грузов, обеспечивается наличием средств и мобильных подразделений отделений железных дорог, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.

      33. При возникновении аварийной ситуации в процессе перевозки опасных грузов, участники перевозочного процесса обеспечивают немедленную отправку указанных подразделений на место происшествия.

      34. Перевозка грузов на открытом подвижном составе, упакованных с применением бумаги, пергамента, толи и других легкогорючих материалов, не допускается. При необходимости применения таких материалов в качестве защиты от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков груз должен быть упакован в плотные ящики из многослойной фанеры или из плотно подогнанных между собой строганных досок.

      35. Груз, следующий с контрольной рамой, должен сопровождаться опытным работником дистанции пути соответствующей квалификации.

      36. Грузы, для которых требуется соблюдение определенного температурного режима, должны перевозиться только в рефрижераторных вагонах.

      37. Не допускается транспортировка пищевых продуктов в транспортных средствах, в которых ранее перевозились опасные грузы.

      38. Транспортировка пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами запрещается. Совместная перевозка в одном вагоне, контейнере разных видов пищевых продуктов допускается только в отношении не выделяющих и не воспринимающих запахи продуктов, имеющих одинаковые условия их перевозки и способ обслуживания по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

      39. К перевозке по железным дорогам на особых условиях допускаются жидкие грузы наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах, легкогорючие грузы и другие.

      40. Порядок оформления перевозки грузов на особых условиях устанавливается правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах, правилами перевозок легкогорючих грузов, установленными законодательством Республики Казахстан в области железнодорожного транспорта порядке.

      41. Жидкие грузы, кроме опасных, допускаются к перевозке в контейнерах в первичной небьющейся таре (бочках, бидонах, канистрах, пластиковых емкостях), а также расфасованные в мелкую стеклянную тару, объемом не более 3 л, упакованную в коробки, обрешетку и другую облегченную упаковку. Тара должна быть предназначена под перевозку предъявленного жидкого груза.

      42. Размещение и крепление грузов на открытом подвижном составе должно исключать сдвиг и порчу груза при перевозке.

      43. Условия размещения грузов в вагонах: масса груза с учетом реквизитов крепления не должна превышать трафаретной грузоподъемности вагона. Смещение общего центра тяжести груза относительно продольной и поперечной осей вагона, а также нагрузки на элементы кузова вагона не должны превышать допустимых значений.

      44. Перевозка грузов в открытом подвижном составе с наружной упаковкой из бумаги, пергамина и других легкогорючих материалов не допускается.

      45. Не допускается перевозка в контейнерах грузов зловонных, загрязняющих внутренние поверхности контейнера, грузов, после перевозки которых требуется промывка и дезинфекция контейнера.

      46. Все транспортные средства после перевозки грузов, нормируемых по радиационному фактору, должны подвергаться радиационному контролю, независимо от их дальнейшего использования.

      47. Для выполнения операций, связанных с погрузкой в вагоны и выгрузкой из них грузов и контейнеров, места общего пользования должны иметь надлежащим образом оборудованные сооружения и устройства для бесперебойной, сохранной обработки вагонов, контейнеров, обеспечения сохранности грузов, а также отвечать требованиям законодательства в области охраны окружающей среды. Осуществление этих операций производится погрузочно-разгрузочными машинами и оборудованием.

6. Переходные положения

      48. Настоящий Технический регламент вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его первого официального опубликования.

      С момента введения в действие настоящего Технического регламента нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Казахстан, до приведения их в соответствие с настоящим техническим регламентом, подлежат исполнению только в части, не противоречащей требованиям настоящего Технического регламента и соответствующий целям защиты интересов национальной безопасности, обеспечения безопасности и охраны жизни или здоровья человека и окружающей среды при перевозках пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом.

      49. Перевозочные документы, подтверждающие соответствие требованиям безопасности перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом, принятые до введения в действие настоящего Технического регламента, считаются действительными до окончания, установленного в них срока.

  Приложение
к Техническому регламенту "Требования
к безопасности перевозок пассажиров,
багажа, грузов, грузобагажа и почтовых
отправлений железнодорожным транспортом"

Классификация опасных грузов

      класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);

      класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

      класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

      класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);

      самовозгорающиеся вещества (СВ);

      вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с

      водой;

      класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

      класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

      класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);

      класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

      класс 9 - прочие опасные вещества.

Подклассы опасных грузов

Номер

Наименование подкласса

класса

подкласса

1

1.1

Взрывчатые материалы с опасностью взрыва
массой

1.2

Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой

1.3

Взрывчатые материалы пожароопасные, не
взрывающиеся массой

1.4

Взрывчатые материалы, не представляющие
значительной опасности

1.5

Очень нечувствительные взрывчатые материалы

1.6

Изделия чрезвычайно низкой чувствительности

2

2.1

Невоспламеняющиеся неядовитые газы

2.2

Ядовитые газы

2.3

Воспламеняющиеся (горючие) газы

2.4

Ядовитые и воспламеняющиеся газы

3

3.1

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой
вспышки менее минус 18оС в закрытом тигле

3.2

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой
вспышки не менее минус 18оС, но менее 23оС в
закрытом тигле

3.3

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой
вспышки не менее 23оС, но не более 61оС в
закрытом тигле

4

4.1

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

4.2

Самовозгорающиеся вещества

4.3

Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при
взаимодействии с водой

5

5.1

Окисляющие вещества

5.2

Органические пероксиды

6

6.1

Ядовитые вещества

6.2

Инфекционные вещества

7

-

Радиоактивные материалы на подклассы не
разделены

8

8.1

Едкие и (или) коррозионные вещества,
обладающие кислотными свойствами

8.2

Едкие и (или) коррозионные вещества,
обладающие основными свойствами

8.3

Разные едкие и (или) коррозионные вещества

9

9.1

Грузы, не отнесенные к классам 1-8

9.2

Грузы, обладающие видами опасности, проявление
которых представляет опасность только при их
транспортировании навалом водным транспортом


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.