Об одобрении основных направлений социально-экономической политики по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 - 2015 годах

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2011 года № 699. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 июня 2015 года № 414

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 05.06.2015 № 414.

      В целях обеспечения роста экономики в 2011 2015 годах в среднем на семь процентов в год Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Одобрить прилагаемые основные направления социально-экономической политики по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 – 2015 годах.
      2. Центральным и местным исполнительным органам в установленном законодательством порядке привести стратегические планы государственных органов в соответствие с одобренными основными направлениями социально-экономической политики по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 – 2015 годах.
      3. Центральным и местным исполнительным органам ежеквартально, к 15 числу второго месяца, следующего за отчетным периодом, информировать Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан о принимаемых мерах по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 – 2015 годах.
      4. Министерству экономического развития и торговли Республики Казахстан ежеквартально, к 25 числу второго месяца, следующего за отчетным периодом обеспечить представление в Правительство Республики Казахстан сводной информации о принимаемых мерах по обеспечению семипроцентного роста экономики в 2011 – 2015 годах.
      5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Одобрены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 23 июня 2011 года № 699

Основные направления
социально-экономической политики
по обеспечению семипроцентного роста экономики
в 2011 – 2015 годах

      В соответствии с поручением Главы государства перед Правительством поставлена задача войти в группу стран с высоким уровнем доходов, для чего необходимо обеспечить ежегодные темпы роста экономики не менее 7 %. Правительство и акимы должны обеспечить ежегодный прирост экономики за счет развития всех секторов экономики.
      При формировании прогноза развития страны на среднесрочный период для обеспечения поставленных задач были учтены как внутренние, так и внешние условия развития.
      Сбалансированный экономический рост на 7 % в год должен создавать достаточный прирост экономических ресурсов для выполнения обязательств бюджета без его разбалансировки. При этом должны учитываться ресурсные ограничения со стороны энергетических, трудовых ресурсов и инфраструктурных отраслей.
      Кроме того, прогнозные параметры развития экономики до 2015 года увязаны с реализацией стратегических задач по повышению производительности труда, снижению энергоемкости ВВП, модернизации экономики и ускоренному обновлению основного капитала.
      Заданные темпы экономического роста будут способствовать доведению ВВП (далее – ВВП) на душу населения в 2015 году до 15 тысяч долларов США и вхождению Республики Казахстан (далее - РК) в число стран с высоким уровнем доходов.

1. Внутренние и внешние факторы развития

      Сноска. Раздел 1 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      В 2010 году, следующем сразу после периода глобального экономического кризиса, рост экономики Казахстана составил 7,0 %. Основным внешним фактором, способствующим активному выходу из кризиса и росту экономики, стало оживление мировой экономики, восстановление внешнего спроса и стабилизация внешней ценовой конъюнктуры на энергоресурсы и металлы, которые обеспечили рост казахстанского экспорта.
      С начала 2011 года тенденция роста продолжается.
      В среднесрочном периоде темпы развития экономики будут определяться ситуацией в мировой экономике и на мировых сырьевых рынках.
      Перспективы и темпы роста мировой экономики в 2011 – 2012 годах прогнозируются в пределах 4,4 – 4,5 % и в среднем 4,0 % до 2015 года.
      Наряду с этим, в мире сложились определенные дисбалансы в развитии развитых и развивающихся стран, которые могут негативно сказаться на росте мирового производства и стоимости энергоресурсов.
      В странах с развитой экономикой темпы роста все еще остаются низкими, существует высокая безработица, напряженность на периферии зоны евро способствует усилению рисков снижения темпов роста. Во многих странах с формирующимся рынком уровень активности остается высоким, однако возникает инфляционное давление, и наблюдаются некоторые признаки перегрева, вызванные отчасти значительным притоком капитала.
      Исходя из текущих тенденций и перспектив роста крупнейших развитых и развивающихся экономик мира, мы предполагаем следующие основные риски для мировой экономики:
      1) возможность распространения проблем периферийных стран зоны евро на основные страны Европы может замедлить темпы роста экономик стран ЕС. Так как на страны ЕС приходится 52 % экспорта и 24,3 % импорта РК, это может привести к снижению цен и объемов основных экспортных товаров в эти страны;
      2) недостаточный прогресс в разработке среднесрочных планов бюджетной консолидации в основных странах с развитой экономикой и сохраняющаяся слабость рынка недвижимости США.
      Другой риск для глобальной экономики обусловлен недостаточным прогрессом в разработке среднесрочных планов бюджетной консолидации в крупных странах с развитой экономикой. Принятые недавно меры стимулирования в США и Японии усложняют достижение среднесрочной устойчивости бюджета. Программы количественного смягчения ФРС США QE 1 и QE 2 (QE 1 - 1,7 трлн. долл., QE 2 – 600 млрд. долл.) проводились на фоне сверхмягкой денежно-кредитной политики (ставка ФРС 0-0,25%). Поэтому стандартные объекты безопасных вложений (депозиты, краткосрочные казначейские облигации и т.п., которые привязаны к ставке рефинансирования) стали малодоходными. В этих условиях инвесторы выводят деньги на рынки акций, сырья и продовольствия, что повышает волатильность рынков и рост риска глобальной инфляции;
      3) высокие цены на биржевые товары и перегрев, вследствие притока спекулятивного капитала в страны с формирующимся рынком.
      На долю стран с формирующимся рынком сейчас приходится почти 40 % мирового потребления и более двух третей мирового роста, и снижение темпов в этих странах нанесло бы серьезный ущерб мировому подъему. В этих странах наиболее существенные риски связаны с перегревом, быстрым нарастанием инфляционного давления и возможностью «жесткой посадки». Основным локомотивом роста среди стран с формирующимся рынком является Китай. Китай уже начал бороться с перегревом и нарастанием инфляционного давления путем ужесточения денежно-кредитной политики, что может замедлить развитие мировой экономики.
      Посткризисный период в мировой экономике характеризуются глобальным ростом цен. Цены на энергоносители выросли под воздействием высокого мирового спроса и спекулятивного притока капитала на рынки биржевых товаров.
      Кроме того, мировые рынки нефти переживают период возрастающего дефицита. Дополнительные ограничения предложения нефти в мире создают геополитические риски. В силу этих факторов, по оценкам международных организаций цены на нефть, вероятно, останутся высокими (около 100 долларов/баррель) в прогнозируемом периоде.
      Повышенное давление на цены будет продолжаться и в 2011 году. Характерной особенностью этого периода будет рост глобальной инфляции и волатильности цен, что обусловлено глобальными дисбалансами и шоковыми колебаниями цен на рынках биржевых товаров и продовольствия в условиях нестабильности мировой экономики.
      Особому риску роста цен и их волатильности будут подвержены страны с формирующимся рынком.

      Прогнозы по мировой цене на нефть, долл. США/баррель
                        в среднем за год

Компания

2011

2012

2013

2014

2015

Дата

ANZ

110.7

117.6

119.8

109.6

102.1

07.10.11

BNP Paribas

112.0

116.0




18.11.11

Barclays Capital

112.0

115.0

125.0

130.0

135.0

25.11.11

Citigroup Investment Research

111.4

110.0

120

86.95

89.0

12.11.11

Commerzbank

110.0

106.0




11.11.11

Deutsche Bank

111.15

115.0

120.0

123.0

125.0

02.12.11

Economist Intelligence Unit

111.0

95.0

97.5

100.0

104.0

14.12.11

HSBC

110.0

90.0

90.0

79.0

80.0

31.05.11

ING

107.5

100.0

95.0

90.0

85.0

01.04.11

JP Morgan

111.93

112.24

109.89

106.73


03.06.11

Lloyds TSB

111.4

106.8




05.10.11

Morgan Stanley



100.0

100.0


29.11.11

Raiffeisen RESEARCH

111.0

98.0

110.0

125.0

130.0

13.10.11

Royal Bank of Scotland

107.0

95.0

90.0

86.0

84.0

15.09.11

Rye, Man & Gor Securities

112.0

100.0

103.0

106.0

108.0

12.12.11

Scotia Capital

111.0

108.0

110.0



01.12.11

Societe Gencrale

107.8

110.0

115.0

120.0

126.0

22.11.11

Standard Bank

108.0

110.0

115.0

110.0


10.11.11

TD Securities

110.0

105.0

115.0

115.0


16.12.11

ВТБ Капитал

112.0

100.0

95.0

95.0

95.0

05.10.11

ЮниКредит Секьюритиз

115.0

120.0




12.12.11

Консенсус-прогноз

110.22

105.22

106.35

103.94

102.29


      Внутренние условия позволят обеспечить достижение целевых параметров экономического роста за счет инвестиционной активности и стимулирования потребления государственного и частного секторов.
      Для достижения поставленных задач будут применяться механизмы государственного регулирования совокупного спроса и предложения, предусматривающие эффективное использование инструментов денежной и налогово-бюджетной политики в целях поддержания макроэкономического баланса в 2011 – 2015 годах.
      Для стабильного и поступательного развития экономики в среднесрочном периоде необходимо обеспечение макроэкономической стабильности.
      Усилия Правительства и Национального Банка РК будут направлены на удержание инфляции в пределах однозначной цифры. Для этого будут предприняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики в случае необходимости.
      В законодательстве в области инвестиций будут предусмотрены пакеты стимулов для привлечения инвесторов, базовый пакет стимулов  будет действовать для всех резидентов Казахстана, в т.ч. для инвесторов, осуществляющих деятельность в приоритетных видах экономической деятельности. Будут созданы специальные режимы для наиболее значимых инвестиционных проектов, будет проводиться системная работа с иностранными инвесторами и по продвижению инвестиционного имиджа Казахстана.
      Ключевым инструментом обеспечения диверсификации экономики будет Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 – 2014 годы, а также ряд отраслевых программ, направленных на улучшение инвестиционного и бизнес-климата, повышение производительности труда и модернизацию экономики.
      Одним из механизмов ее реализации станет Программа «Дорожная карта бизнеса 2020», направленная на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест путем снижения стоимости кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе принятия мер по привлечению кредитных ресурсов международных финансовых институтов, а также путем оказания других финансовых и нефинансовых мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
      Для стимулирования повышения производительности в отраслях экономики будет реализована программа по масштабной модернизации действующих предприятий «Производительность 2020».
      Для бизнеса будет развернут целый набор системных мер поддержки производств с высокой добавленной стоимостью, трансферта новых технологий, разработки отечественных инновационных решений, продвижения экспорта продукции, обеспечения долгосрочного заказа на выпуск продукции.
      Для инвесторов будут созданы дополнительные стимулы в несырьевых секторах экономики, в том числе за счет развития специальных экономических зон.
      Уменьшение торговых барьеров и расширение экономической интеграции в рамках ТС и ЕЭП откроет дополнительные возможности в части расширения рынка сбыта.
      Переориентация источников роста экономики на внутренние факторы спроса и предложения, развитие несырьевых отраслей, ориентированных на внутренний спрос, обеспечит устойчивость экономики.
      В целях модернизации социального сектора будут приняты меры по улучшению качества услуг образования и здравоохранения, снижению уровня безработицы и бедности.
      Реализация ключевых программных документов в сферах образования, здравоохранения и занятости должны обеспечить:
      - увеличение численности населения за счет естественного прироста и проведения рациональной миграционной политики;
      - обеспечение 70% охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;
      - увеличение продолжительности жизни до 70 лет;
      - снижение материнской и младенческой смертности в 1,5 раза;
      - снижение уровня безработицы до 5,5%;
      - снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 8%.

2. Индикативные показатели семипроцентного экономического роста

      Сноска. Раздел 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      В целях обеспечения 7 %-ного роста экономики Министерством экономического развития и торговли Республики Казахстан разработан план развития отраслей в структуре ВВП в виде индикативных показателей роста в отраслях на каждый год.
      Индикативные показатели по росту в отраслях в структуре ВВП определены на основе индикаторов развития отраслей, определенных в отраслевых программах на 2010 – 2014 годы, реализация которых предполагалась за счет предусмотренных программами инвестиционных проектов.
      При этом индикаторы отраслевых программ были скорректированы в сторону увеличения с учетом планируемой реализации дополнительных инвестиционных проектов в соответствии с актуализированной Картой индустриализации (439 проектов) и вводом новых производств.
      Развитие отраслей в пределах запланированных параметров возможно при цене на нефть Brent на уровне не ниже 70 - 80 долларов США за баррель. Более высокие цены на нефть могут способствовать увеличению темпов роста в отраслях. Эффект повышения цены на 14% оценивается в 0,3 п.п. (процентных пункта) дополнительного прироста реального ВВП.

      Для обеспечения указанных темпов реального роста в отраслях экономики необходима реализация отраслевой экономической политики в следующих направлениях.

План по ИФО производства продукции, услуг в отраслях экономики,
в % к предыдущему году


2011

2012

2013

2014

2015

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

126,7

87,0

104,6

105,0

104,9

Промышленность

103,3

103,9

104,2

104,9

107,1

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

101,3

101,7

101,6

101,7

107,4

Обрабатывающая промышленность

106,2

107,1

108,0

109,1

107,1

Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование

107,4

104,4

103,8

104,4

105,6

Строительство

102,7

102,9

103,5

103,3

103,6

Производство услуг






Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов

114,5

112,7

111,7

111,3

111,5

Транспорт и складирование

106,8

107,9

107,2

107,1

107,9

Информация и связь

118,7

108,2

108,3

108,7

110,4

ВВП

107,5

106,0

106,3

106,5

107,7

      Индикативные показатели развития отраслей с закреплением за государственными органами представлены в приложении.

Сельское хозяйство
и переработка сельскохозяйственной продукции

      Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Среднегодовой прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2011 - 2015 годах должен составить 5,0 - 6,0 %, прирост производства продуктов питания - около 10 % в год за счет форсированной аграрно-индустриальной политики, предусматривающей технико-технологическую модернизацию отрасли.
      Политика в отрасли растениеводства будет направлена на достижение полной самообеспеченности страны по основным видам сельскохозяйственной продукции. Основными факторами повышения урожайности и интенсификации сельскохозяйственного производства будет расширение посевных площадей с активным использованием влагоресурсосберегающих технологий и капельного орошения.
      В целях стимулирования сельхозтоваропроизводителей к повышению культуры земледелия будет пересмотрен механизм государственной поддержки по стимулирующей роли субсидий.
      Предприятия, применяющие современные технологии, прогрессивные методы труда, реализующие модернизизацию производства и объединяющиеся в кооперативы, будут получать субсидии по повышенным нормативам.
      В области животноводства основной упор будет сделан на увеличение объемов производства животноводческой продукции на основе развития племенной базы и повышения генетического потенциала.
      Это потребует повышения качества научного сопровождения в рамках осуществления крупномасштабной селекции в животноводстве, а также импорта племенных животных для дальнейшей репродукции.
      Это окажет мультипликативный эффект в смежных отраслях: потребуются дополнительные объемы производства ветеринарных препаратов, диагностикумов, комбикормов, поставок сырья в сфере переработки; увеличатся налоговые поступления от реализации продукции птицеводства, ветеринарных биологических препаратов и производства комбикормов, а также поступления в бюджет за счет экспорта тонкой шерсти.
      В целом ожидаемыми результатами к 2015 году станет достижение основных индикаторов, озвученных Президентом страны в Послании народу Казахстана: увеличение валовой добавленной стоимости АПК не менее чем на 16 %, повышение производительности труда в сельском хозяйстве не менее чем в 2 раза, обеспечение отечественными продуктами питания 80% внутреннего рынка продовольственных товаров, наращивание экспортного потенциала отрасли в общем объеме несырьевого экспорта до 8 %.
      По агропромышленной отрасли запланировано 173 проекта, 159 из которых - в рамках Карты индустриализации, а 14 — по отраслевой программе. Общий запланированный объем инвестиций составляет 244,7 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 7 345,3 млрд. тенге. Реальный прирост ВДС отрасли за весь период составит 27,1 %.

 

Промышленность

      Сноска. Подраздел в редакции постановления Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Объем промышленной продукции в 2011 - 2015 годах будет расти в среднем на 4,7 % в год.
      Рост объемов промышленного производства на 3,3 % в 2011 году и в среднем на 5,0 % в год в 2012 - 2015 годах должен быть обеспечен за счет опережающих темпов роста объемов производства в обрабатывающем секторе.
      Среднегодовые темпы роста в металлургической промышленности составят 8,3 %. Развитие металлургии позволит стимулировать потенциал смежных отраслей экономики (машиностроения, химической промышленности и т.д.), наращивать и диверсифицировать внешнюю торговлю.
      Среднегодовые темпы роста инвестиций в обрабатывающей промышленности вырастут на 15,2 процентных пункта.
      Рост в горно-металлургической отрасли должен быть обеспечен за счет увеличения максимальной переработки сырья внутри страны, выхода на базовые металлы и производства продукции высоких переделов, обеспечивающих развитие других отраслей промышленности, таких как машиностроение, строительная индустрия, фармацевтика и т.д.
      По горно-металлургической отрасли до конца 2015 года запланировано 94 проекта, из них 57 проектов по отраслевой программе, 37 проектов по Карте индустриализации.
      Объем инвестиций в проекты горно-металлургической отрасли с 2011 по 2015 годы планируется в объеме 3 019,6 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 11 046,8 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 98,9 %.

      Рост производства в химической промышленности на 21,5 % в 2011 году и в среднем на 12,9 % в год в 2012 - 2015 годах должен быть обеспечен за счет создания новых конкурентоспособных химических производств, технического перевооружения и модернизации действующих предприятий.
      По химической промышленности на период с 2011 по 2015 годы намечено 39 проектов, из них 18 планируется реализовать в рамках отраслевой программы, 21 - в рамках Карты индустриализации. Общий планируемый объем инвестиций в проекты химической отрасли составляет 900,8 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 990,3 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 95,5 %.

      Объем добычи нефти и газового конденсата по прогнозам увеличится с 79,5 млн. тонн в 2010 году до 95 млн. тонн в 2015 году.
      В Казахстане существуют реальные перспективы увеличения запасов углеводородов. Поэтому следует уделить больше внимания геологоразведочным работам, так как потенциал недр Казахстана остается по-прежнему высоким.
      Общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в Республике Казахстан составляют 17 млрд. тонн, из них 8 млрд. тонн приходится на казахстанский сектор Каспийского моря.
      В этой связи, основным направлением политики будет широкомасштабное изучение участков недр в акватории Каспийского и Аральского морей.
      Вместе с тем, достижение индикаторов и, соответственно, цели планируется через следующие крупные проекты, такие как месторождения Тенгиз, Карачаганак, а также за счет освоения нового месторождения Кашаган.
      Кроме того, ведутся поисково-разведочные работы на морских проектах: Курмангазы, Тюб-Караган, Аташ, Жамбай Южный-Южное Забурунье, Жемчужины.
      В рамках развития нефтегазового сектора до конца 2015 года запланировано 22 крупных проекта, из них 9 будет реализовываться в рамках отраслевой программы, 13 — в рамках Карты индустриализации. Общий планируемый объем инвестиций по данным проектам составляет 1 379,6 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 25 311 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 64,4 %.


 

Развитие геологии

      Сноска. Подраздел в редакции постановления Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Приоритетной целью экономической политики является обеспечение рационального и комплексного использования и воспроизводства минеральных ресурсов для активного развития отраслей промышленности.
      Для привлечения инвестиций в отрасль недропользования необходимо значительное увеличение объема геологоразведочных работ. Это требует принятия решения о создании государством компании по проведению таких работ.
      С 2007 года в стране действует мораторий на проведение конкурсов на предоставление права недропользования. Развитие инвестиционного климата в сфере недропользования потребует дальнейшей проработанности законодательной базы.
      Рост производства в машиностроительной промышленности на 16,8 % в 2011 году и в среднем на 9,6 % в год в 2012 - 2015 годах должен быть обеспечен за счет модернизации действующих предприятий, создания гибких производств по расширению выпускаемого ассортимента и освоения новых видов машиностроительной продукции.
      В машиностроительной отрасли до конца 2015 года запланировано 59 проектов, из них 17 - по отраслевой программе, 42 — по Карте индустриализации.
      Общие инвестиции в проекты отрасли с 2011 по 2015 годы планируются в объеме 189,3 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах cоставит 2 501,2 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 68,3 %.

      Рост производства в фармацевтической промышленности в среднем на 2,3 % в год в 2011 - 2015 годах должен быть обеспечен за счет повышения производительности труда, значительного расширения ассортимента, модернизации действующих и строительства новых предприятий.
      В фармацевтической отрасли до конца 2015 года запланировано 34 проекта, из них 13 - по отраслевой программе, 21 - по Карте и индустриализации.
      Общие инвестиции в проекты отрасли с 2011 по 2015 годы планируются в объеме 36,8 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 — 2015 годах составит 78,5 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 11,5 %.

      Рост производства в легкой промышленности в среднем на 3,1 % в 2012 — 2015 годах будет обеспечен за счет диверсификации и повышения конкурентоспособности продукции в долгосрочном периоде с усилением ее социальной эффективности.
      В легкой промышленности до конца 2015 года запланировано 7 проектов по Карте индустриализации.
      Общие инвестиции в проекты отрасли с 2011 по 2015 годы планируются в объеме 6,9 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 172,0 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 54,3 %

      Увеличение производства строительных материалов должно быть обеспечено за счет развития производства конкурентоспособных, энергосберегающих, ресурсосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с высокой добавленной стоимостью на индустриально-инновационной основе; комплексного научно-технологического обеспечения индустриально-инновационного развития стройиндустрии и производства строительных материалов.
      По строительной отрасли запланировано 98 проектов. Общий запланированный объем инвестиций составляет 223,1 млрд. тенге.

      ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 1 188,5 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 82,1 %.
      Целью экономической политики в электроэнергетике будут обеспечение потребностей экономики в электроэнергии и достижение энергетической независимости страны.
      Рост производства в отрасли на 2,7 % в 2011 году и в среднем на 3,3 % в год в 2012 - 2015 годах будет обеспечен за счет реализации до конца 2015 года 10 проектов, среди которых:
      1) модернизация Шардаринской ГЭС (2010 - 2015 годы);
      2) Экибастузская ГРЭС-2 (строительство блока № 3). Стоимость реализации проекта - 118,3 млрд. тенге. Мощность 525 МВт. (2010-2014 годы);
      3) строительство Балхашской ТЭС. Стоимость реализации проекта 360,7 млрд. тенге. Мощность I - модуля 1320 МВт (2009 - 2017 годы);
      4) Мойнакская ГЭС. Стоимость реализации проекта 54,1 млрд. тенге. Мощность 300 МВт. (2010 - 2012 годы);
      5) строительство ПС 500 кВ «Алма», присоединение к НЭС Казахстана линиями напряжением 500, 220 кВ (2010-2014 годы).

      Общие инвестиции в проекты отрасли с 2011 по 2015 годы планируются в объеме 799,3 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 3 313,0 млрд. тенге. Прирост ВДС отрасли за весь период составит 28,3 %.

Строительство

      Сноска. Подраздел с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Росту объемов строительства на 2,7 в 2011 году и в среднем на 3,3 % в 2012 - 2015 годах будет способствовать совершенствование регулирования строительного сектора.
      Для достижения заданных параметров роста необходимо обеспечить:
      строительство всех объектов, предусмотренных по Карте индустриализации (с общим объемом инвестиций 2 588,5 млрд.тенге);
      ввод в 2011 – 2014 годах 24 300 тыс. кв.метров общей площади жилья по Программе жилищного строительства (с общим объемом инвестиций 479,2 млрд.тенге);
      реализацию программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства (с общим объемом инвестиций 422,1 млрд.тенге);
      своевременный ввод в эксплуатацию проектов социальной сферы (образования, здравоохрения, культуры) с общим объемом выделенных средств из РБ 493,4 млрд. тенге; транспорта, объектов инфраструктуры – 2 394,5 млрд.тенге.
      В отрасли производства строительных материалов и жилищного строительства до конца 2015 года запланировано 98 проектов.
      В отрасли социальной сферы за счет средств республиканского бюджета до конца 2015 года будет построено 824 объекта, в том числе в сфере здравоохранения – 350 объектов, образования – 472 объекта, культуры – 2 объекта.
      Общие инвестиции в строительство с 2011 по 2015 годы планируются в объеме 10 051,7 млрд. тенге. ВДС отрасли в 2011 - 2015 годах составит 12 063,6 млрд. тенге.

Связь

      Сноска. Подраздел в редакции постановления Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Рост услуг связи и информации на 18,7 % в 2011 году и в среднем на 8,9 % в год в 2012 - 2015 годах будет обеспечен за счет формирования конкурентоспособного экспортоориентированного национального сектора инфокоммуникационных технологий.

Торговля

      Сноска. Подраздел с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Для обеспечения целевого индикатора развития экономики ежегодный рост торговли должен быть обеспечен на уровне 14,5 % в 2011 году и в среднем на 11,8 % в год в 2012 - 2015 годах. Экономическая политика будет направлена на повышение эффективности внутренней торговли, увеличение производительности труда в торговой сфере через совершенствование торговой инфраструктуры.
      Это будет осуществляться через:
      – формирование системы государственной поддержки внутренней торговли;
      – создание благоприятных условий для ускоренного развития биржевой торговли;
      – интеграцию системы оптовой торговли в международную транзитную сеть;
      – организацию сервисной поддержки участников внутренней торговли (информационную, аналитическую и иную).
      Кроме того, в рамках реализации Программы по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы предполагается проведение мероприятий по:
      стимулированию увеличения количества площадей современных торговых форматов и их доли в общем обороте розничной торговли;
      развитию электронной торговли, сближению удаленных производителей (особенно в сельской местности) к основным каналам товародвижения, повышению прозрачности торговли и информированности участников рынка, а также повышению уровня профессионализма его участников.
      Также будет продолжена работа по вовлечению Социально-предпринимательской корпорации (далее - СПК) в процесс насыщения регионов плодоовощной продукцией.
      Кроме того, для достижения намеченных показателей необходимо развивать и выстроить конкурентоспособную транспортно-логистическую систему, создав при этом благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития торговой системы Казахстана в целом.
      Предполагается реализация мероприятий, направленных на использование возможностей существующих крупных рынков на приграничной территории РК и создание торгово-логистических центров на границе с КР, РУ, КНР и территории Морпорта Актау, то есть:
      - создание технически устойчивого и технологически обновленного торгово-логистического узла или крупного азиатского торгового рынка со складскими терминалами и необходимой инфраструктурой, обеспечивающими хорошую сохранность грузов и быструю отправку их потребителям на базе торгового комплекса «Барыс-2» в с. Кордай Жамбылской области (граница с Кыргызстаном);
      - проведение дальнейшей реализации разработанных технико-экономических обоснований (далее – ТЭО) по созданию Транспортно-Логистического Центра (далее - ТЛЦ) в ЮКО (г. Шымкент), Морпорт Актау (Мангыстауская обл.);
      - разработка и реализация ТЭО ТЛЦ «Семей» и оптово-розничного торгового комплекса «Шемонаиха» ВКО.
      Необходимо создать условия для ускоренного развития деятельности товарных бирж, упорядочения торговли товарами стратегического значения, внедрения новых методов биржевой торговли на базе использования современных средств связи и информационных технологий учета и обработки информации для перехода от спотовой к фьючерсной биржевой торговле; стабильного развития товарных бирж в Казахстане и перехода на современную систему фьючерсной торговли.
      Удачное территориальное расположение и межэкономические связи страны в будущем могут привести казахстанскую товарную биржу на международный уровень, став главным биржевым центром в Центральной Азии.

3. Объем инвестиций, необходимый для обеспечения
целевых индикаторов

      В экономике ряд лет сохраняется высокая степень износа основных средств, которая составляет 37,9%. Эти тенденции создают риски снижения конкурентоспособности экономики и усложняют задачу достижения стабильного экономического роста на 7% ежегодно.
      Для достижения целевых параметров экономического роста объем капиталовложений в экономике в 2011 – 2015 годах должен вырасти на 58,5% к 2010 году, что на 12,7 п.п. больше по сравнению с потребностями одобренного прогноза.


 
      Дополнительный объем капиталовложений в экономике в 2012 – 2015 годах оценивается в 2,8 трлн. тенге.
      Среднегодовые темпы роста инвестиций в обрабатывающей промышленности вырастут в сравнении с базовым вариантом на 15,2 процентных пункта и достигнут 24,6%.
      В сфере привлечения инвестиций Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010 – 2014 годы останется ключевым инструментом структурной политики и обеспечения диверсификации экономики.

      Источники финансирования инвестиций в основной капитал
      Исходя из имеющихся ресурсов, требуемый для роста экономики валовый объем инвестиций на 2011 – 2015 годы обеспечен на 81,1%. Это учитывает амортизационные отчисления предприятий на восстановление стоимости потребленного основного капитала, запланированные средства бюджета развития, инвестиции, предусмотренные программными документами за счет негосударственных средств, а также привлечение иностранных инвестиций в объеме 6 млрд. долларов США ежегодно.

    Обеспеченность необходимого объема инвестиций в основной
       капитал источниками финансирования, млрд. тенге

  2011 2012 2013 2014 2015 2011-2015 гг.

1

2

3

4

5

6

7

Общий объем
необходимых
инвестиций в основной
капитал

5 763,3 6 112,6 6 398,5 6 989,2 7 565,2 32 828,8

В том числе по
имеющимся источникам:

5 627,7 5 313,0 5 132,5 5 259,4 5 289,2 26 621,8

Собственные средства
предприятий на
восстановление
стоимости потребленного
основного капитала
(амортизация)

2 572,6

2 530,4

2 680,1

2 467,1

2 665,4

12 915,6

Бюджет развития (план
РБ)

1229,6

1054,9

852,7

1258,1

1280,0

5 675,3

Объем инвестиций,
предусмотренный за счет
собственных средств на
реализацию проектов
Карты индустриализации
(474 проекта)

896,9

796,1

661,4

592,6

398,9

3 345,9

Частные средства на
реализацию программы
модернизации ЖКХ на
2011 - 2020 годы

28,6

31,6

38,3

41,6

44,9

185,0

Прямые иностранные
инвестиции

900,0

900,0

900,0

900,0

900,0

4 500,0

Дополнительная
потребность в
инвестициях

135,6 799,6 1 266,0 1 729,8 2 276,0 6 207,0

      МЭРТ, МИНТ, ФНБ «Самрук-Казына» должны проработать план действий по привлечению иностранного капитала в экономику.
      Для закрытия необеспеченного источниками объема инвестиций финансовые ресурсы должны быть аккумулированы как за счет государственных средств, так и частных, включая банковское кредитование.
      Расширение каналов привлечения инвестиций предлагается через частные инвестиции, государственно-частное партнерство, государственный бюджет, привлечение иностранных инвестиций.
      Основными источниками финансирования инвестиционных проектов, реализуемых с использованием механизма государственно-частного партнерства, будут являться средства частных инвесторов, международных финансовых институтов, софинансирование со стороны государства.
      В целях поддержки деятельности концессионеров действующее концессионное законодательство предусматривает следующие виды государственной поддержки:
      поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии;
      государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов;
      передача концессионеру исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
      предоставление натурных грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      софинансирование концессионных проектов;
      гарантии потребления государством определенного объема товаров (работ, услуг) в случае, если основным потребителем товаров (работ, услуг), производимых концессионером является государство;
      компенсация определенного объема инвестиционных затрат концессионера в установленные договором концессии сроки и в определенных им объемах в период действия договора концессии.
      Привлечение иностранных инвестиций планируется через привлечение 18 целевых инвесторов из списка компаний GLOBAL 2000 и заключение соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций.

4. Фискальная политика

      В целях обеспечения роста экономики в среднем на 7% ежегодно фискальная политика в среднесрочном периоде должна быть направлена на поддержание необходимого уровня внутреннего спроса со стороны государства.
      С учетом предполагаемых внешних условий развития экономики по базовому сценарию и темпов развития отраслей экономики в 2011 – 2015 годах в пределах индикативных параметров роста общие поступления в государственный бюджет прогнозируются на уровне 18 - 20% от ВВП.
      Увеличение государственных доходов позволит увеличивать расходы государственного бюджета для поддержания экономической активности, создания благоприятных условий для роста и диверсификации экономики.
      С точки зрения покрытия расходов поступлениями оптимальным является формирование фискальной политики исходя из дефицита бюджета на уровне не выше 3,0 % от ВВП с последующим его снижением до 1,3% от ВВП в 2014 году.
      Поддержание государственных расходов на уровне 20 - 23% от ВВП будет обеспечивать необходимые для устойчивого роста экономики рост внутреннего спроса с одной стороны, и рост накопления основного капитала за счет государственных инвестиций с другой стороны.
 


 

      Прогноз роста объемов текущих расходов республиканского бюджета не покрывается прогнозируемыми доходами от ненефтяного сектора и дефицитом бюджета. В связи с этим, часть гарантированного трансферта используется также для финасирования текущих затрат. Об этом также говорит превышение гарантированного трансферта над бюджетом развития.
      Высокий рост текущих расходов ограничивает возможности использования средств Национального фонда в объеме гарантированного трансферта для финансирования инвестиционных затрат, накопления основного капитала.

       Параметры республиканского бюджета, млрд. тенге       


2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Текущие затраты

3715,5

4185,6

4493,0

4494,8

темпы роста, %

22,2

12,7

7,3

0,0

Бюджет развития

1229,6

1054,9

852,7

1258,1

темпы роста, %

-1,2

-14,2

-19,2

47,5

Доходы (без учета трансфертов)

2884,8

3233,0

3541,0

3960,7

Дефицит бюджета

-695,8

-676,9

-453,0

-441,4

% к ВВП

-2,8

-2,5

-1,5

-1,3

Доходы (без учета
трансфертов) + дефицит

3540,6

3909,9

3994,0

4402,1

Гарантированный трансферт из
Нацфонда

1 200,0

1 200,0

1 200,0

1200,0

Превышение текущих расходов
над суммой ненефтяных доходов
и дефицита бюджета

-174,9

-275,7

-499,0

-92,7

Текущий дефицит

-666,2

-822,0

-800,3

-378,4

% к ВВП

-2,7

-3,0

-2,7

-1,1

Ненефтяной дефицит бюджета

-1895,8

-1876,9

-1653,0

-1641,4

% к ВВП

-7,7

-6,9

-5,5

-4,8

      Политика государственных расходов должна иметь антицикличный характер для недопущения «перегрева» экономики и порождения макроэкономических дисбалансов. Бюджетная политика также должна обеспечивать сбалансированность бюджета и Национального фонда. С учетом этого фискальная политика в среднесрочной перспективе должна формироваться на основе следующих фискальных Правил:
      1) низкий уровень дефицита бюджета;
      2) финансирование текущих расходов в основном за счет ненефтяных поступлений в бюджет;
      3) направление гарантированного трансферта целиком на финансирование бюджета развития;
      4) сокращение ненефтяного дефицита бюджета.
      В среднесрочной перспективе необходимо ограничить рост текущих расходов на таком уровне, чтобы с 2014 года выйти на их финансирование в основном за счет доходов от ненефтяного сектора.
      Важным требованием сбалансированности является постепенное сокращение ненефтяного дефицита, который должен составлять не более 3% к ВВП к концу этого десятилетия. К 2015 году ненефтяной дефицит должен быть снижен до 4,8% от ВВП.
      Политика формирования и использования средств Национального фонда должна быть направлена на продолжение накоплений средств Фонда, не ограничивая его максимального размера; привлечение средств Фонда в размере бюджета развития.
      Соблюдение данных фискальных правил будет способствовать увеличению средств Фонда до 66,2 млрд. долларов США в 2014 году (29,0% от ВВП) и выполнению им стабилизационной и сберегательной функций.

5. Обеспечение прогнозных параметров экономического роста
топливно-энергетическими ресурсами и инфраструктурой

      Сноска. Раздел 5 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 15.05.2012 № 617.

      Планируемый ежегодный рост ВВП на 7 % потребует дополнительной выработки электроэнергии в стране к 2015 г. на 18,76 млрд. кВт/час больше относительно 2010 года.

 

      Достижение индикативных параметров экономического роста потребует дополнительного объема потребления природного газа 3,4 млрд.куб.м до 2015 года.
      Ежегодная дополнительная потребность в природном газе составит 648 млн.куб.м.
      Задачи: Министерство индустрии и новых технологий РК, Министерство нефти и газа РК должны выработать план действий по обеспечению производства электроэнергии и газа в необходимом объеме.

6. Социальная модернизация

      Реализация успешной технологической модернизации достигает максимального экономического роста в тех странах, где задачи экономического роста решаются в сочетании с социальной модернизацией.
      Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с качеством человеческого капитала и факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность людей.
      Глава государства в своем послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 года особо акцентировал внимание на вопросы социальной модернизации, в том числе реализации важнейших государственных программ.
      Основой социальной модернизации является формирование среднего класса. Высокая дифференциация доходов - главный барьер на пути роста среднего класса.
      Со смещением приоритетов в сторону более высокого уровня образования и квалификации повышается роль вертикальной и горизонтальной трудовой мобильности, создания равных возможностей для продвижения по профессиональной и социальной лестнице и создания устойчивых социальных «лифтов».
      Целью социальной модернизации в Казахстане является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения, рост его экономической активности и производительности труда с оптимальным распределением функций между различными участниками социального процесса - государством, рынками, специализированными социальными институтами, семьями и социальными сетями.
      В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
      повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики;
      улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны;
      повышения доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

       Основные целевые показатели социальной политики 


п/п
Показатели Едини-
ца
изме-
рения
2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

1.

Численность
населения

тыс.
чел.

16 417

16 511

16 758

17 010

17 248

2.

Ожидаемая
продолжи-
тельность
жизни

лет

69,1

69,2

69,5

69,8

70,1

3.

Экономически
активное
население

тыс.
чел.

8 615,9

8 642,3

8 768,5

8 878,3

8 986,0

4.

Численность
занятых в
экономике

тыс.
чел.

8 070,9

8 102,3

8 238,5

8 358,3

8 491,0

5.

Численность
безработных

тыс.
чел.

545

540

530

520

495

6.

Уровень
безработицы к
экономически
активному
населению

%

6,3

6,2

6,0

5,9

5,5

7.

Всего выпуск
кадров со
средне-
техническим,
высшим и
послевузов-
ским
образованием

тыс.
чел.

261,0

256,8

271,7

282,7

281,6

      Образование
      Ключевым программным документом в сфере образования является Государственная программа развития образования на 2011 – 2020 годы (далее – Госпрограмма), реализация которой должна обеспечить кардинальную модернизацию всех уровней образования от дошкольного до высшего.
      В системе дошкольного образования в настоящее время функционируют 6446 дошкольных организаций с контингентом 446,4 тыс. детей.
      Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении испытывается во всех регионах более чем 296,7 тысячами детей от 1 до 6 лет.
      В этой связи, в 2010 году принята программа «Балапан на 2010 – 2014 годы» (далее – Программа), реализация которой направлена на удовлетворение потребности населения в качественных услугах дошкольного образования.
      В рамках реализации Программы к 2015 году планируется обеспечить количество мест, дополнительно открытых в системе дошкольного образования - 300 628 мест, охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием - 70 %, охват 5 - 6-летних детей предшкольной подготовкой - 100%, долю педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями - 25 %.
      Вместе с тем, в ходе реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые будут препятствовать достижению цели.
      Для снижения уровня риска, при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные в программе механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнерства.

       Основные показатели системы дошкольного образования 


п/п

наименование

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015 год

1

Охват детей в
возрасте с 3-х до
6 лет дошкольным
воспитанием и
обучением, %

55,6
 

60,8

65

70

73,5

      В системе общего среднего образования основные усилия будут направлены на повышение качества обучения и на создание максимальных условий для формирования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.
      Базовыми задачами являются переход на 12-летнюю модель обучения с внедрением профильной школы, повышение статуса педагога, совершенствование системы финансирования образования и развитие интеллектуальных школ с естественно-математическим направлением.
      К 2015 году в сфере школьного образования планируется достичь следующих показателей:

         Основные показатели среднего образования 


п/п
Наименование показателя значение
показателей до
2015 года
1

Количество школ в рамках проекта
«Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех
регионах Казахстана

20

2

Доля учащихся, успешно освоивших
образовательные учебные программы по
естественно-математическим дисциплинам

60 %

3

Результаты учащихся казахстанской
общеобразовательной школы в международных
сравнительных исследованиях PISA, TIMSS

PISA (50 – 55
места)
TIMSS (10 – 15
места)

4

Увеличена доля школ, создавших условия для
инклюзивного образования, от их общего
количества

30 %

      На сегодняшний день по республике функционируют 7 516 дневных государственных общеобразовательных школ с контингентом 2 486 449 детей.
      По итогам 2010 года дефицит ученических мест составил 99 870 мест, а количество аварийных школ составило 254 единиц.
      Проблема по ликвидации трехсменности и аварийности школ будет решаться путем строительства и реконструкции за период 2011 – 2015 г.г. более 500 школ, как за счет республиканского, так и за счет местных бюджетов.
      Огромное внимание будет уделено реформированию системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО).
      Предусматривается обновление структуры содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики.
      На данном этапе в стране функционируют 894 учебных заведения, с контингентом 603,8 тыс.чел. В подготовке кадров для проектов форсированного индустриально-инновационного развития (далее – ГПФИИР) в республике задействовано 543 учебных заведений ТиПО.
      Вместе с тем, проблемой остается качество подготовки специалистов, их низкая конкурентоспособность и несоответствие квалификации современным требованиям.
      Требуется создание принципиально новой модели функционирования ТиПО с участием бизнес-ассоциаций и представителей крупнейших работодателей. Это позволит решать ключевые вопросы подготовки кадров в масштабах страны, организовывать взаимодействие системы ТиПО с центральными и местными органами управления, с рынком труда и занятости населения.
      В связи с чем, в рамках Госпрограммы будет реализован комплекс мер, направленных на обновление стандартов, учебных программ ТиПО, расширение базы практики за счет партнерства с работодателями, развитие инфраструктуры и повышение престижа обучения в ТиПО.
      Будут построены 4 межрегиональных профессиональных центра в городах Атырау для нефтегазовой отрасли, Екибастузе – топливно-энергетической, Шымкенте – обрабатывающей и Усть-Каменогорске – машиностроительной.
      Реализация вышеуказанных мер позволит достичь к 2015 году следующих показателей:
      доля выпускников ТиПО, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего числа принявших участие, составит 60%;
      доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу увеличится до 78%;
      увеличится доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации до 10%.

      Количество выпускников учебных заведений ТиПО, в т.ч.
              по специальностям (отраслям) (чел.) 

Наименование 2011
год
2012
год
2013 год 2014
год
2015
год

1

2

3

4

5

6

Сельское, лесное и
рыбное хозяйство

10 200

10 500

10 700

10 800

10 800

Промышленность

30 505

32 240

32 740

33 840

34 150

Строительство

12 500

13 000

13 500

14 000

14 000

Транспорт

12 650

12 650

12 650

12 650

12 650

Услуги по проживанию
и питанию

4 850

4 850

4 850

4 850

4 850

Информация и связь

17 000

17 000

17 000

17 000

17 000

Финансовая и
страховая
деятельность

22 000

22 000

22 000

22 000

22 000

Образование

18 500

18 000

18 500

18 500

18 500

Здравоохранение и
социальные услуги

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

Искусство

4 000

4 000

4 000

4 000

4 000

Прочие

42 500

40 500

40 500

40 500

40 500

ИТОГО

186 705 186 740 188 590 190 140 190 450

      За 2011 – 2015 годы в экономику вольется свыше 942,6 тыс. кадров со среднетехническим образованием (в 2011 году составит 186,7 тыс. чел., 2012 году – 186,7 тыс. чел., 2013 году – 188,6 тыс. чел., 2014 году – 190,1 тыс. чел., 2015 году – 190,5 тыс. чел.).
      В сфере высшего образования поставлены следующие задачи:
      обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, соответствующим потребностям индустриально-инновационного развития страны;
      обеспечение интеграции в европейскую зону высшего образования;
      обеспечение интеграции образования, науки и производства, создание условий для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и технологий.
      Решение вышеобозначенных задач будет обеспечено за счет внедрения механизма гибкого реагирования образовательных программ вузов страны на потребности рынка труда, расширения академической свободы с внедрением принципов корпоративного управления, создания исследовательских университетов, участвующих в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, а также путем подготовки высокопрофессиональных специалистов и молодых ученых в стенах Назарбаев университета.
      Основными показателями к 2015 году в сфере высшего образования являются:
      увеличение доли выпускников высших учебных заведений, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза до 78%;
      увеличение доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам до 50%;
      увеличение доли вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство до 2%.

      Здравоохранение
      Естественный прирост населения по состоянию на 1 января 2011 года на 1000 человек составил 13,50 (на 01.01.2010 г. – 13,49), рождаемость – 22,49 (22,48), смертность – 8,94 (8,99).
      По итогам 2010 года показатель материнской смертности составил 22,7 на 100 тыс. живорожденных (84 женщин) против 36,8 в 2009 году (133 женщин).
      Показатель младенческой смертности составил 16,57 на 1000 родившихся живыми против 18,23 в 2009 году.
      Показатель смертности от туберкулеза снизился и составил 10,3 на 100 тыс. населения против 12,9 в 2009 году.
      Снижен уровнь заболеваемости злокачественными новообразованиями, который составил 181,2 на 100 тыс. населения против 182,6 в 2009 году.

        Основные показатели системы здравоохранения 

Наименование
показателя
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год

Ожидаемая
продолжительность
жизни

69,1

69,2

69,5

69,8

70,1

Обеспечение охвата
скрининговыми
осмотрами не менее 30%
от общей численности
населения

36,4

41,0

39,8

39,7

40,4

Доля трудоустроенных
выпускников
медицинских ВУЗов

90,0

91,0

92,0

92,0

92,0

      С целью улучшения здоровья граждан страны была принята Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы.
      В рамках данного документа планируется к 2015 году достичь увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения - до 70 лет, снижения материнской смертности – до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми, снижения младенческой смертности – до 12,3 на 1000 родившихся живыми, снижения общей смертности – до 7,62 на 1000 населения.

      Занятость
      Численность экономически активного населения по итогам 2010 года составила 8610,7 тыс. человек, численность безработных составила 496,6 тыс. человек, уровень безработицы – 5,8 %.
      Вместе с тем, по прогнозным данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан демографическая ситуация на 2011 – 2015 годы обеспечивает достаточное число занятых для достижения целевых параметров 7-% экономического роста.
      При сохранении имеющихся социально-демографических условий в стране численность населения Казахстана в 2015 году составит 17,2 млн. человек, в том числе, численность экономически активного населения – 9 млн. человек, уровень безработицы – 5,5%.
      По прогнозным данным, численность занятых в экономике в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличится на 420,1 тыс. чел. составит 8 491,0 тыс. человек.

          Прогноз основных показателей рынка труда 

№ п/п Показатели Еди-
ница
изме-
рения
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год

1

Численность занятых
в экономике

тыс. чел.

8 070,9

8 102,3

8 238,5

8 358,3

8 491,0

из них:
наемные работники

тыс. чел.

5 400

5 500

5 650

5 800

6 200

самозанятые

тыс. чел.

2 670,9

2 602,3

2 588,5

2 558,3

2 291,0

2

Численность
безработных

тыс. чел.

545

540

530

520

495

3

Уровень безработицы
к экономически
активному
населению

%

6,3

6,2

6,0

5,9

5,5

      В 2011 году Правительством принята отраслевая программа занятости 2020, где одним из основных направлений является снижение численности самозанятого населения с 33,3% в 2011 году до 26% в 2015 году.
      В рамках реализации Программы планируется провести обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе и повышение мобильности трудовых ресурсов.

    Прогнозируемая потребность в трудовых ресурсах в Казахстане
                  до 2015 года в рамках ГПФИИР 

№ п/п Показатели Еди-
ница
изме-
рения
2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год

1

Дополнительная
потребность в трудовых
ресурсах в рамках
ГПФИИР (472 проекта)

тыс.
чел.

33,3

15,5

79,7

8,7

26,2

      По информации Министерства индустрии и новых технологий РК в ходе реализации проектов Карты индустриализации на 2011-2015 годы в экономике планируется дополнительно создать 163 424 рабочих мест (в 2011 году - 33 257 рабочих мест, 2012 году - 15 531, 2013 году - 79 713, 2014 году - 8 739, 2015 году - 26 184).
      Вместе с тем на сегодня отсутствует четкая система мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, которая позволила бы провести общий мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда в отраслевом и территориальных аспектах.
      В связи с чем, с учетом реализации принятых программ «Занятости – 2020», «Дорожная карта бизнеса – 2020» и разрабатываемой программы «Ақ бұлақ на 2011 – 2020 годы», а также других программных документов, Министерству экономического развития и торговли РК совместно с Министерствами труда и социальной защиты населения РК, индустрии и новых технологий, образования и науки РК необходимо разработать Единый механизм системного планирования баланса трудовых ресурсов, как в среднесрочной, так в долгосрочной перспективе.

      Социальное обеспечение
      С 1 января 2011 года произведено повышение пенсионных выплат на 30%.
      Минимальный размер пенсионной выплаты на сегодняшний день составляет 16047 тенге, средний размер пенсионной выплаты – 28205 тенге.
      Прожиточный минимум составляет 15999 тенге, доля населения с доходами ниже ПМ составляет 10,0%.
      Среднемесячная заработная плата составляет 80219 тенге.

        Основные показатели социального обеспечения 

Показатели 2011
год
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год

Среднемесячная
номинальная
заработная плата,
тенге

80 219

86 638

93 568

107 699

116 204

Доля населения с
доходами ниже
прожиточного
минимума, %

10,0

9,0

8,0

7,0

6,0

Прожиточный
минимум, тенге

15 999

17 119

18 317

19 599

20 971

Средний размер
пенсии, тенге

28 205

31 770

33 709

36 743

40 050

7. Обеспеченность транспортной инфраструктурой

      Развитие транспортной инфраструктуры выступает чутким барометром национального хозяйства. В то же время, являясь крупным потребителем транспортных средств, энергоносителей, строительных и других материалов, он во многом определяет загрузку производственных мощностей, заметно влияя на формирование ВВП.
      Увеличение темпов экономического роста потребует соответственно большего объема грузо- и пассажироперевозок.
      За 2010 год объем перевозок грузов составил 2430,1 млн.т, грузооборот 381024,8 млн. т.км., объем пассажирооборота составил 148465,2 Пкм.
      Для выявления необходимого объема грузооборота, обеспечивающего планируемый 7%-ный экономический рост, принят сложившийся показатель грузооборота на 1 единицу ВВП. Для достижения целевых параметров 7%-ного экономического роста к 2015 году объем грузооборота должен составить 398,1 млрд.ткм. Объем необходимого пассажирооборота для обеспечения планируемого 7%-ного экономического роста к 2015 году составит 196,4 млрд. пкм.

      Расчет грузо- и пассажирооборота для обеспечения 7%-ного роста ВВП


Грузооборот, млрд. ткм.
(при грузообороте на 1
единицу ВВП = 1,3113)
Пассажирооборот, млрд.
пкм.
(при пассажирообороте
на 1 единицу ВВП =
0,6467)
Прогнозные расчетные показатели с учетом 7%-ного
экономического роста

2011
год

303,7

149,8

2012
год

325,0

160,3

2013
год

347,7

171,5

2014
год

372,1

183,5

2015
год

398,1

196,4

      Росту объемов перевозки грузов всеми видами транспорта на 7,0% в 2011 году и в среднем на 7,6% в год в 2012 – 2015 годах должны способствовать улучшению состояния республиканской и местной сети автодорог.
      В данной отрасли до конца 2015 года запланирована реализация 60 проектов по отраслевым программам.
      Общие инвестиции в проекты отрасли с 2011 по 2015 годы планируются в объеме 2 132 278,7 млн. тенге.
      Задачи: Министерство транспорта и коммуникаций РК, АО «НК «Қазақстан темір жолы»  и другие транспортные компании должны оценить возможности по росту в части обеспеченности транспортной инфраструктурой (возможности транспортной сети, оснащенность вагонами и т.д.).

8. Энергоэффективность

      Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года поставлена цель снижения энергоемкости ВВП не менее чем на 10 процентов к 2015 году.
      Это означает, что потребление первичной энергии должно составлять не более 7 078 млн.т.н.э. и обеспечивать годовую экономию первичной энергии в размере не менее 14 млн. т.н.э. к 2015 году (на 0,13%).
      Повышение энергоэффективности экономики Казахстана требует достижения следующих параметров:
      в промышленности годовая экономия первичной энергии к 2015 году должна быть не менее 6 млн. т.н.э;
      на транспорте годовая экономия первичной энергии к 2015 году должна быть не менее 3 млн. т.н.э;
      в других секторах (жилищный сектор, бюджетный и сектор услуг, сельское хозяйство) годовая экономия энергии к 2015 году должна быть в объеме не менее чем 8 млн. т.н.э;
      в организациях бюджетного сектора и сектора услуг годовая экономия первичной энергии должна достичь к 2015 году не менее 159 тыс. т.н.э.
      Экономическая политика в сфере энергосбережения должна быть направлена на создание рынка энергоресурсов через ее либерализацию путем изменения механизмов формирования цен и тарифов.
      Для решения поставленных задач необходима разработка Комплексного плана энергоэффективности экономики Казахстана, направленного на:
      - введение системы поощрения и штрафов (включая штрафы за экологическое загрязнение);
      - создание системы тарифообразования на энергию, направленную на стимулирование инвестиций в повышение эффективности конечного энергопотребления;
      - новую амортизационную политику.
      Для повышения энергоэфективности экономики необходимо создание внебюджетного фонда по энергосбережению за счет прямых и косвенных источников.
      Задача: МЭРТ, МИНТ, АО «ФНБ «Самрук-Казына» до 1 января 2012 года обеспечить разработку Плана энергоэффективности экономики Казахстана.

9. Производительность труда

      Неполная загрузка производственных мощностей, высокий износ основных фондов и неспособность менеджмента внедрять и применять современные управленческие технологии объясняет низкие темпы роста производительности труда в Казахстане.
      Для обеспечения целевых параметров 7%-ного экономического роста производительность труда до 2015 г. должна вырасти на 34,0%. Этот прирост должен быть обеспечен за счет реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, программы «Производительность 2020», в которой определены следующие целевые индикаторы до 2015 года:
      увеличение производительности труда в агропромышленном комплексе не менее чем в 1,5 раза;
      увеличение производительности труда на предприятиях обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,5 раза;
      увеличение средней загрузки мощностей участников Программы до 70%;
      внедрение управленческих технологий.
      С учетом необходимости достижения целевых показателей вышеуказанных программ и обеспечения 7%-ого экономического роста приведены целевые показатели производительности труда по отраслям.

       Производительность труда по видам экономической
                  деятельности, тыс.тенге/чел 

Отрасли

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

Сельское хозяйство,
охота, лесоводство;
рыболовство,
рыбоводство

500

500

500

600

600

Промышленность

7900

8400

8700

9300

9700

Горнодобывающая
промышленность

22100

23100

23500

24500

26900

Обрабатывающая
промышленность

4800

5400

5800

6500

6500

Производство и
распределение
электроэнергии, газа и
воды

2600

2800

3000

3300

3600

Строительство

3300

3600

3800

4000

4100

Торговля, ремонт
автомобилей и изделий
домашнего пользования

2500

2600

2700

2900

3100

Транспорт и связь

4200

4400

5000

5400

5800

В целом по экономике

2800

3000

3200

3400

3700

   Достижение целевых показателей производительности труда до 2015 года позволит сформировать эффективную занятость по отраслям экономики.

10. Необходимые условия реализации целевых параметров
экономического роста

Денежно-кредитная политика

      Первостепенной задачей по обеспечению макроэкономической стабильности является недопущение значительного роста инфляции в стране.
      Национальному Банку и МЭРТ необходимо провести анализ влияния на инфляцию монетарных и немонетарных факторов.
      Для того, чтобы не допустить роста цен выше однозначной цифры (9%), необходимо обеспечить удержание роста цен на продовольствие до конца текущего года в пределах 9,5 - 10%, удержание цен на газ, ГСМ, уголь и мазут для субъектов естественных монополий и регулируемого рынка в коммунальном секторе.
      Учитывая значительный вклад в инфляцию роста цен на продовольственные товары, необходимо принять действенные меры по обеспечению стабильности цен на внутреннем рынке, в первую очередь, на социально-значимые продовольственные товары. Необходимо продолжить работу по насыщению рынка плодоовощной продукцией с вовлечением в процесс социально-предпринимательских корпораций.
      В целях стабилизации, а также прогнозирования розничных цен на социально значимые продовольственные товары и определения предсказуемого коридора цен разработан проект постановления Правительства Республики Казахстан по установлению пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них.
      За каждым местным исполнительным органом будут закреплены пороговые значения инфляции, в первую очередь, прирост цен на продовольственные товары.
      Ежегодно должна проводиться работа по определению предельного уровня вклада тарифов на регулируемые услуги в инфляцию с тем, чтобы не допустить значительного роста инфляции.

Внешнеторговая политика

      Внешнеторговая политика должна быть направлена на создание эффективной и оперативной системы продвижения и защиты экономических интересов республики путем интеграции в мировую торговую систему.
      Таможенно-тарифная политика государства должна быть направлена на решение задач по защите интересов потребителей и производителей в рамках индустриально-инновационного развития государства путем применения таможенных пошлин на импорт и экспорт товаров.
      Гармонизация условий вступления в ВТО необходима для функционирования Таможенного союза в рамках ВТО, т.к. вступление в ВТО с разными тарифными обязательствами не позволит установить Единый таможенный тариф, который является основой торговой политики в отношении третьих стран и основным элементом создания Таможенного союза как интеграционного объединения.
      В целом, соответствие международным правилам торговли, субсидирования и т.д. обеспечит более благоприятные условия доступа для казахстанских производителей на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики.
      Создание единой таможенной территории между Казахстаном, Белоруссией и Россией создало единый рынок товаров, в рамках которого отсутствуют тарифные барьеры и предприниматели могут свободно перемещать свои товары в пределах единого 170 миллионного рынка Таможенного союза.
      Создание Таможенного союза предоставило дополнительные возможности для бизнеса в части снижения транзакционных издержек, временных издержек на границе и освобождения значительных оборотных средств, которые теперь могут быть направлены на развитие бизнеса.
      Экономическая политика в рамках функционирования ТС и ЕЭП будет направлена на максимальное использование дополнительных возможностей в части расширения рынка сбыта, свободного движения услуг, капитала и рабочей силы. Вместе с тем, необходимо на постоянной основе проводить работу по минимизации возможного негативного влияния на экономику, таких факторов как завершение формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Улучшение бизнес-климата

      К 2015 году:
      - показатели Казахстана по рейтингу Всемирного Банка «Легкость ведения бизнеса» (Doing Business) будут улучшены на семь позиций по сравнению с 2011 годом;
      - операционные издержки, связанные с регистрацией и ведением бизнеса (получением разрешений, лицензий, сертификатов; аккредитацией; получением консультаций), включая время и затраты, снизятся на 30 % по сравнению с 2011 годом.
      Системная работа по улучшению бизнес-климата осуществляется по таким направлениям, как реформирование разрешительной системы и совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
      В 2009 – 2010 годах проведена работа по реализации Концепции совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан. Разработан проект закона, отменяющий 348 разрешений из 1015 выявленных и упрощающий разрешительные процедуры.
      Дальнейшее реформирование разрешительной системы на предстоящий период с учетом рекомендаций международных экспертов и бизнес - сообщества предполагается провести в два этапа.
      На первом этапе в соответствии с поручением Главы государства будет осуществлено сокращение на 30% лицензий и разрешений. Также будет осуществлен перевод отдельных видов разрешений незначительной степени опасности на уведомительный порядок.
      По результатам первого этапа работ будут подготовлены конкретные предложения Главе государства, а после их одобрения разработан соответствующий законопроект, который будет внесен в Парламент в 3 квартале 2011 года.
      На втором этапе в течение 2012 года будет определен исчерпывающий перечень разрешений в едином Законе с их категоризацией по степени опасности и установлением единых требований к процедурам их выдачи.
      Лицензированию, как самому жесткому методу государственного регулирования, будут подлежать наиболее опасные виды деятельности, все остальные виды деятельности будут переведены на регулирование более мягкими методами (разрешения, аттестации, сертификации и т.п.), а виды деятельности, не несущие непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, на уведомительный порядок.
      Параллельно с этой работой будет осуществлен перевод выдачи всех разрешений в электронный формат в рамках электронного правительства.
      Снижение административных барьеров и нагрузки на бизнес осуществляется также путем совершенствования контрольно-надзорной деятельности государственных органов и оптимизации проверок субъектов бизнеса.
      В течение 2011 года в соответствии с поручением Главы государства будут выработаны предложения по сокращению контрольно-надзорных функций государственных органов и оптимизации проверок в отношении субъектов частного предпринимательства.
      Так, предполагается оптимизировать порядок проведения проверок субъектов предпринимательства путем сокращения сфер контроля, на которые не распространяется общеустановленный порядок проведения проверок (6 сфер из 20).
      Также для оптимизации проверок субъектов малого и среднего бизнеса предлагается либерализовать систему наказаний.
      Сокращение контрольно-надзорных функций государственных органов будет осуществлено за счет исключения их дублирования в законодательстве.
      Итогом проводимых реформ станет выработка и внедрение оптимальной схемы регулирования предпринимательской деятельности. Выработанные рекомендации будут включены в проект закона, разработанный в 2011 году.
      Третьим, точечным направлением работы по улучшению бизнес-климата является проведение реформ по конкретным индикаторам рейтинга Всемирного Банка «Doing Business».
      Казахстан в 2010 году занял 59 место среди 183 стран мира (повышение на 15 позиций по сравнению с 2009 годом) и впервые стал лидером в десятке ведущих реформаторов по проведению реформ в сфере регулирования частного предпринимательства.
      Меры по дальнейшему улучшению индикаторов данного рейтинга отражаются в ежегодном Комплексном плане, предусматривающем совершенствование нормативной правовой базы с целью снижения административных барьеров для бизнеса (открытие и ликвидация предприятий, регистрация собственности, получение кредитов и разрешений на строительство).
      Проводимые реформы будут способствовать улучшению бизнес-климата в стране и повышению инвестиционной привлекательности экономики Казахстана.

Тарифная политика

      Тарифная политика должна решать задачи содействия экономическому росту:
      увеличение инвестиций в инфраструктурные отрасли;
      обеспечение ресурсосбережения.
      Инвестиционные тарифы выступают стимулом модернизации и обновления активов инфраструктурных отраслей, повышения качества предоставляемых ими услуг.
      К 2014 году более 80 cубъектов естественных монополий (СЕМ) должны перейти к применению среднесрочных и долгосрочных инвестиционных тарифов (в 2010 году – 27 субъектов).
      С учетом состояния секторов экономики и направлений развития, заданных отраслевыми программами, на сегодняшний день прогнозируется увеличение отпускных цен на электрическую энергию с 10,14 тенге/кВтч до 14,65 тенге/кВт.ч в 2014 году1. Утверждены предельные тарифы на электроэнергию для 13 групп энергопроизводящих организаций. Запланировано ежегодное увеличение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 15 %.
      В рамках проведения политики ресурсосбережения необходимо:
      - до 2014 года наряду с полной ликвидацией сверхнормативных потерь снизить нормативные технические потери базовых СЕМ;
      - развитие методологии тарифообразования на основе применения фактора эффективности и использования бенчмаркинга для формирования тарифов.
      Решению этой задачи будет также способствовать расширение сферы и уровней дифференциации тарифов на услуги СЕМ.
      Утвержденные в рамках плана предельные тарифы будут доводиться до АРЕМ и государственных органов.
___________________
      1 Справочно: в 2011 г. - 11,09 тенге/кВтч; в 2012 г. - 12,33 тенге/кВтч; в 2013 г. - 13,48 тенге/кВтч;

  Индикативные показатели развития отраслей для обеспечения 7 %
экономического роста, ИФО в % к предыдущему году

      Сноска. Приложение в редакции постановления Правительства РК от 15.05.2012 № 617.


2011

2012

2013

2014

2015

государственный
орган

Сельское, лесное и рыбное
хозяйство

126,7

87,0

104,6

105,0

104,9

МСХ

Промышленность







Горнодобывающая промышленность и
разработка карьеров







Добыча угля и лигнита

106,0

103,6

101,7

102,6

102,5

МИНТ

Добыча сырой нефти

100,6

101,3

101,2

101,2

108,4

МНГ

Добыча природного газа

104,3

101,6

101,3

101,2

109,8

МНГ

Добыча железной руды

101,7

100,2

100,0

100,0

100,0

МИНТ

Добыча руд цветных металлов

99,9

100,8

100,0

100,0

100,0

МИНТ

Обрабатывающая промышленность







Производство продуктов питания

100,3

104,4

104,0

106,1

108,2

МСХ

Производство напитков

97,5

105,1

104,3

104,3

104,3

МСХ

Легкая промышленность

90,8

105,2

105,9

101,2

100,0

МИНТ

Производство продуктов
нефтепереработки

100,0

103,9

106,3

106,1

109,5

МНГ

Производство продуктов
химической промышленности

121,5

117,4

119,0

114,0

101,0

МИНТ

Производство основных
фармацевтических продуктов

94,9

99,6

105,0

107,0

105,0

МИНТ

Производство резиновых и
пластмассовых изделий

108,9

105,2

105,0

105,0

106,0

МИНТ

Производство прочей
неметаллической минеральной
продукции

112,5

110,3

111,0

115,0

115,0

МИНТ

Металлургическая промышленность

106,5

108,3

110,0

112,0

104,9

МИНТ

Производство готовых
металлических изделий, кроме
машин и оборудования

112,2

108,1

105,0

106,0

105,0

МИНТ

Машиностроение

116,8

109,3

110,0

108,0

111,0

МИНТ

Электроснабжение, подача газа,
пара и воздушное
кондиционирование

107,4

104,4

103,8

104,4

105,6

МИНТ

Строительство

102,7

102,9

103,5

103,3

103,6

АДСЖКХ

Производство услуг







Оптовая и розничная торговля;
ремонт автомобилей и мотоциклов

114,5

112,7

111,7

111,3

111,5

МЭРТ

Транспорт и складирование

106,8

107,9

107,2

107,1

107,9

МТК

Информация и связь

118,7

108,2

108,3

108,7

110,4

МСИ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.