О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2011 года № 95 "О Стратегическом плане Министерства юстиции Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 августа 2011 года № 898

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 8 февраля 2011 года № 95 "О Стратегическом плане Министерства юстиции Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы" следующие изменения и дополнения:
      в Стратегическом плане Министерства юстиции Республики Казахстан на 2011 - 2015 годы, утвержденном указанным постановлением:
      в разделе "2. Анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности":
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      "3. Совершенствование института исполнения судебных актов.
      Основные параметры развития регулируемой отрасли или сферы деятельности.
      Указом Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан" функции Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан по исполнению исполнительных документов, организации работ по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям, переданы в ведение Министерства юстиции Республики Казахстан.
      Таким образом, исполнение судебных актов будет сосредоточено в одном государственном органе, что соответствует международной практике.
      Исполнение судебных актов является конечной и решающей стадией отправления правосудия и их эффективное исполнение является важным условием не только укрепления правовой системы государства, но и несомненным фактором, позитивно влияющим на деятельность предпринимательских структур, обеспечение инвестиционной привлекательности страны, а также залогом доверия людей в правосудие и государству в целом.
      Анализ основных проблем.
      В 2010 году на исполнении находилось свыше 1,1 млн. исполнительных документов на сумму 1 трлн. 83 млрд. тенге. На одного судебного исполнителя приходилось в среднем по 600 исполнительных документов в год. При этом количество исполнительных документов с каждым годом растет (2008 г. - 798 тыс., 2009 г. - 995 тыс.).
      По итогам 2010 года из 1,1 млн. находившихся на исполнении исполнительных документов требования исполнены по 482 тысячам исполнительным документам или 43,8 %.
      Таким образом, сегодня более половины судебных решений, выносимых от имени Республики Казахстан, не исполняются своевременно, соответственно, не обеспечивается защита признанных судом нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов.
      Учитывая сегодняшний объем полномочий судебных исполнителей, недостаточное материально-техническое обеспечение, низкий уровень заработной платы, текучесть кадров, в ближайшем будущем изменения ситуации в этой сфере в положительную сторону, т.е. увеличения количества реально исполненных актов, не предвидится.
      В этой связи, представляется целесообразным принять дополнительные системные меры, направленные на создание эффективной системы органов исполнительного производства.
      В частности, до 2015 года деятельность органов исполнительного производства необходимо ориентировать в основном на решение следующих задач.
      Во-первых, будет продолжено поэтапное внедрение в практику новых способов и методов, позволяющих подтолкнуть должников к добровольному исполнению судебных решений.
      В качестве одной из мер может служить выставление стоп-карт в отношении должника в различных регистрирующих органах и организациях, а также в организациях, предоставляющих услуги населению.
      Выставление подобных стоп-карт в автоматизированном режиме уже успешно действует в ряде зарубежных стран (США, Израиль, Великобритания и другие). Суть данной меры заключается в ограничении возможности должника к осуществлению тех или иных действий, таких, как прохождение технического осмотра транспортного средства, оформление документов в центрах обслуживания населения, получение кредитов в банках второго уровня и т.д.
      К примеру, государственный технический осмотр транспортных средств должен производиться после представления документов, подтверждающих исполнение судебного решения. Такой механизм успешно действует с 2010 года в налоговой сфере (пункт 3 статьи 19 Закона Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения").
      Во-вторых, будет введена информационная система в органах исполнительного производства.
      Введение информационной системы позволит обеспечить систему исполнительного производства автоматизированными средствами учета и контроля выполняемых действий, а также внедрение электронного документооборота территориальных подразделений Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции.
      В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" (далее - Закон) судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства направляет или вручает должнику предложение о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа.
      В среднем, по одному исполнительному производству судебный исполнитель четырежды направляет письменные уведомления каждой из сторон исполнительного производства.
      Введение автоматизированной информационной системы исполнительного производства позволило бы предусмотреть возможность оповещения сторон исполнительного производства посредством информационных сообщений сотовой связи, что в свою очередь значительно сократит затраты органов исполнительного производства на услуги почтовой связи.
      Автоматизированная система исполнительного производства также позволит обеспечить электронное взаимодействие органов исполнительного производства с регистрирующими органами и организациями.
      Так, на сегодняшний день судебными исполнителями направляются запросы в 14 различных регистрирующих органов и организаций. Сроки получения ответа через почтовую связь зачастую затягиваются, что отрицательно сказывается на своевременности и качестве исполнения судебных актов.
      Следует отметить, что электронное взаимодействие с регистрирующими органами и организациями позволит сократить сроки получения судебными исполнителями необходимых сведений до одного дня.
      В-третьих, будут повышены статус судебных исполнителей и материально-техническое обеспечение органов исполнительного производства.
      На сегодняшний день объем полномочий судебных исполнителей и их статус по ряду позиций существенно отстают от требований времени и не отвечает потребностям практики.
      В частности, судебные исполнители не включены в перечень лиц, имеющих право получать сведения о счетах физических лиц в банковских учреждениях, не имеют собственных зданий, не обеспечены транспортом, а также не в полном объеме обеспечены форменным обмундированием, жетоном и эмблемой.
      Указанное обстоятельство влияет на низкое качество исполнения судебных актов, также вследствие этих причин снижается уровень привлекательности работы судебного исполнителя, наблюдается большая текучесть и недостача квалифицированных кадров.
      В этой связи, в рамках мероприятий по повышению статуса судебных исполнителей будут приняты соответствующие меры.
      Качество исполнения судебных актов зависит от ряда факторов, в том числе от возможности оперативного получения судебным исполнителем сведений об имущественном положении должника. Закон предусматривает в качестве одной из основных мер обеспечения исполнения судебного акта наложение ареста на денежные средства должника. Однако, согласно банковскому законодательству, судебный исполнитель лишен возможности получать сведения из банков о наличии счетов и денежных средств в отношении физических лиц. В связи с этим будут приняты меры по внесению соответствующих корректировок в законодательство.
      Одним из условий качественного исполнения исполнительных документов является надлежащее материально-техническое обеспечение судебных исполнителей.
      При выделении органов исполнительного производства из судебной системы возникла проблема их размещения, так как помещения, в которых они располагались ранее, состоят на балансе судебных органов.
      На сегодняшний день органы исполнительного производства размещены в 233 объектах недвижимости, из которых только один объект находится на их балансе, остальные объекты арендуются на платной или безвозмездной основе у других юридических и физических лиц.
      В соответствии с совместным приказом Председателя Верховного Суда Республики Казахстан и Министра юстиции Республики Казахстан в 2011 году расходы по содержанию помещений и коммунальным услугам органов исполнительного производства осуществляются Верховным Судом Республики Казахстан.
      Однако, начиная с 2012 года, данные расходы будут осуществляться органами исполнительного производства самостоятельно. В этой связи будут приняты поэтапные меры по решению вопросов приобретения органами исполнительного производства собственных зданий.
      Также имеет место проблема обеспечения транспортными средствами судебных исполнителей, которыми в целях выполнения поставленных задач осуществляются выезды по месту нахождения должника либо его имущества для совершения, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве исполнительных действий.
      Данная проблема наиболее остро стоит в районных территориальных отделах, где отдаленность отдельных сельских округов от районного центра составляет сотни километров. При этом полностью отсутствует движение общественного транспорта.
      В этой связи, для обеспечения надлежащего и оперативного исполнения судебных актов прорабатывается вопрос обеспечения судебных исполнителей автотранспортом.
      Так, в соответствии с пунктом 19 Норматива положенности служебных автомобилей для транспортного обслуживания государственных органов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 мая 1999 года № 663, исходя из численности создаваемых филиалов департаментов - районных (городских) территориальных отделов судебных исполнителей, общая потребность органов исполнительного производства в служебных (дежурных) автомобилях составляет 296 единиц.
      Учитывая наличие на балансе 35 единиц, дополнительная потребность составляет 261 автомашину.
      Кроме того, одним из факторов, положительно влияющих на имидж государственных служащих и определяющих их статус, является наличие форменной одежды и соответствующих индивидуальных знаков отличия.
      В соответствии с пунктом 3 статьи 131 Закона государственные судебные исполнители обеспечиваются форменной одеждой (без погон), жетоном и эмблемой.
      Оценка основных внешних и внутренних факторов.
      В целях совершенствования исполнительного производства Законом предусматривается наряду с государственным судебным исполнением внедрение института частных судебных исполнителей.
      Частный судебный исполнитель является альтернативой государственному судебному исполнителю, создаст профессиональную конкуренцию государственным судебным исполнителям, повысит качество и оперативность принудительного исполнения судебных актов.
      Преимуществами частного перед государственным судебным исполнителем являются материальная заинтересованность в эффективной работе и отсутствие проявлений коррупции.
      Также введение института частного судебного исполнения предполагает сокращение бюджетных расходов на содержание органов исполнительного производства, что позволит сэкономить бюджетные средства, которые можно направить на обеспечение и переоснащение института государственных судебных исполнителей.
      Во избежание резкого оттока кадров из государственной системы исполнения, набор частных судебных исполнителей должен проводиться поэтапно. Предполагается, что в первые годы действия Закона около 20 - 25 % (примерно 200 - 250 тысяч документов в год) исполнительных производств по республике перейдут на исполнение к частным судебным исполнителям, в основном это будут дела по спорам между юридическими лицами и предпринимателями.
      В дальнейшем ожидается постепенное увеличение количества дел у частных судебных исполнителей до 50 % от общего количества по республике. По оставшимся исполнительным документам (около 500 тыс.) исполнением будут заниматься государственные судебные исполнители. В 90 % случаев это дела, где взыскания производятся в доход государства - штрафы (57 %), государственная пошлина (22 %), взыскание в пользу государства по приговорам (5,5 %), конфискация имущества (3 %), а также взыскания с государства и другие. Остальные 10 % - в основном дела, связанные с семейно-брачными и алиментными отношениями.";
      в разделе "3. Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов":
      в подразделе 2 "Стратегическое направление 2. Совершенствование уголовно-исполнительной системы":
      в задаче 2.1.3. "Повышение качества медицинского обслуживания лиц, содержащихся в местах лишения свободы":
      в показателе "Снижение показателя заболеваемости туберкулезом среди осужденных в расчете на 100 000 человек":
      в графах "2010", "2011" и "2012" вносятся изменения на государственном языке, текст на русском языке не изменяется;
      в графе 2014 цифры "763" заменить цифрами "643", изменение вносится только на русском языке, текст на государственном языке не изменяется;
      подраздел 3 "Стратегическое направление 3. Совершенствование института исполнения судебных актов":
      дополнить строками следующего содержания:
"

3.1.2. Создание эффективной системы органов исполнительного
производства

Показатели
прямых
результатов

Источник
информации

ед-
ца
изм
.

2009
(отчет-
ный год)

2010
(план
теку-
щего
года)

в плановом периоде

20
11

20
12

20
13

201
4

201
5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Количество
фактов
коррупционных
правонарушений,
совершенных
судебными
исполнителями

Данные
Комитета
по
правовой
статистике
и
специальным
учетам ГП
РК

Ед.

41

31

25

20

15

10

5

2. Снижение
уровня текучести
кадров в органах
исполнительного
производства

Отчетные
данные
Министер-
ства
юстиции

%

-

-

30

28

28

26

25

Мероприятия для достижения показателей прямых
результатов

срок исполнения в
плановом периоде

20
11

20
12

20
13

201
4

201
5

1

2

3

4

5

6

1. Анализ нормативной правовой базы
исполнительного производства и внесение в
Правительство Республики Казахстан предложений
по ее совершенствованию

Х





Х



2. Разработка комплексного плана по
взаимодействию органов исполнительного
производства с правоохранительными органами и
другими органами исполнительной власти

Х





Х



3. Внесение в Правительство Республики Казахстан
предложений по принятию мер, направленных на
повышение статуса судебных исполнителей



Х







4. Внесение на рассмотрение Республиканской
бюджетной комиссии предложений по улучшению
материально-технического обеспечения органов
исполнительного производства

Х



Х





5. Выработка предложений по расширению
полномочий судебных исполнителей и внесение их в
Правительство Республики Казахстан



Х







Задача 3.1.3. Внедрение в исполнительное производство инновационных
технологий и автоматизированных информационных систем

Показатели
прямых
результатов

Источник
информации

ед-
ца
изм
.

2009
(отчет
ный год)

2010
(план
теку-
щего
года)

в плановом периоде

20
11

20
12

20
13

201
4

201
5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Доля
исполнительных
производств с
нарушением
сроков
исполнения

Отчетные
данные
Министер-
ства
юстиции

%

13,4

11,2

11

10

9

8

7

Мероприятия для достижения показателей прямых
результатов

в плановом периоде

20
11

20
12

20
13

201
4

201
5

1

2

3

4

5

6

1. Внедрение и дальнейшее сопровождение
Автоматизированной системы учета и контроля
исполнительного производства (АСУКИП)







Х

Х

2. Обеспечение органов исполнительного
производства компьютерной техникой–серверами
для высокоскоростного обмена информацией







Х

Х

3. Интеграция Автоматизированной системы учета и
контроля исполнительного производства (АСУКИП) с
ведомственными информационными системами
государственных органов, представляющих интерес
для исполнительного производства









Х

                                                                   ";

      в подразделе "Стратегическое направление 6. Повышение качества государственных услуг, предоставляемых органами юстиции, правовой культуры граждан и обеспечение доступности к квалифицированной юридической помощи":
      в цели 6.3. "Повышение правовой культуры населения":
      в задаче 6.3.1. "В рамках повышения правовой культуры населения совершенствование праворазъяснительной работы":
      "показатели прямых результатов" дополнить строками, порядковые номера 4, 5, следующего содержания:

"

4. Ежегодное
количество социально
значимых проектов,
реализуемых
Министерством юстиции
совместно с НПО

Отчетные
данные
министер
ства юстиции

к-во


4

4

4

4

4

4

5. Доля социально
значимых проектов,
реализованных совместно
с НПО и бизнес-сектором
(от общего числа
реализованных социально
значимых проектов)

Отчетные
данные
министер
ства
юстиции

%



100

100

100

100

100

                                                                 ";

      в разделе "4. Развитие функциональных возможностей":
      в графе 2 "Мероприятия по реализации стратегического направления и цели государственного органа":
      подраздел "Развитие единой информационной среды" дополнить пунктом 5 следующего содержания:
      "5. Обеспечение бесперебойного функционирования ИТ-инфраструктуры Министерства юстиции путем заключения договоров со сторонними организациями по системно-техническому сопровождению персонального и организационного оборудования, сопровождению ведомственных и корпоративных информационных систем, серверного оборудования, а также телекоммуникационных средств.";
      в подразделе "7.1 Бюджетные программы":
      в бюджетной программе "001 Правовое обеспечение деятельности государства":
      в графе "2011 год" строки "Объем бюджетных расходов" цифры "6 831 874" заменить цифрами "6 499 185";
      в бюджетной программе "015 Изготовление документов удостоверяющих личность":
      в графе "2011 год":
      в строке "Количество изготавливаемых документов, удостоверяющих личность граждан" цифры "1 910 001" заменить цифрой "0";
      в строке "Количество изготовленных документов, удостоверяющих личность граждан" цифры "1 910 001" заменить цифрой "0";
      в графе "Объем бюджетных расходов" цифры "6 400 089" заменить цифрой "0";
      в бюджетной программе "022 Капитальные расходы органов юстиции":
      в графе "2011 год":
      в строке "Объем бюджетных расходов" цифры "452 953" заменить цифрами "441 607";
      в подразделе "7.2. Свод бюджетных расходов":
      в графе "2011 год":
      в строке "ВСЕГО бюджетных расходов:" цифры "58 953 693" заменить цифрами "52 209 569";
      в строке "Текущие бюджетные программы" цифры "57 967 325" заменить цифрами "51 223 201".
      2. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.