О проекте Закона Республики Казахстан "Об удостоверяющих личность документах"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1661.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об удостоверяющих личность документах".

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


      Проект

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об удостоверяющих личность документах

      Настоящий Закон определяет правовые основы удостоверяющих личность документов и устанавливает требования к их оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) удостоверение лица без гражданства – удостоверяющий личность документ физического лица, не имеющего доказательства своей принадлежности к гражданству какого-либо государства;

      2) удостоверение беженца – удостоверяющий личность документ, подтверждающий статус беженца;

      3) удостоверяющий личность документ – материальный объект установленного образца с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца в целях идентификации личности;

      4) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан – удостоверяющий личность документ гражданина и подтверждающий гражданство Республики Казахстан;

      5) паспорт гражданина Республики Казахстан – удостоверяющий личность документ гражданина и подтверждающий гражданство Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и за ее пределами;

      6) дипломатический паспорт Республики Казахстан – удостоверяющий личность документ гражданина Республики Казахстан при его выезде, проживании за пределами Республики Казахстан для исполнения возложенных на него служебных обязанностей и при его въезде в Республику Казахстан;

      7) служебный паспорт Республики Казахстан – удостоверяющий личность документ гражданина Республики Казахстан и подтверждающий официальный статус его владельца при выезде и въезде, проживании за пределами Республики Казахстан для исполнения возложенных на него служебных обязанностей;

      8) свидетельство на возвращение – удостоверяющий личность документ, подтверждающий право его владельца на однократный въезд в Республику Казахстан;

      9) паспорт моряка – удостоверяющий личность документ гражданина Республики Казахстан, работающего на казахстанских судах или иностранных судах заграничного плавания;

      10) свидетельство о рождении – удостоверяющий личность документ физического лица, свидетельствующий о государственной регистрации факта его рождения;

      11) временное удостоверение личности – документ, который выдается гражданам Республики Казахстан при утрате удостоверения личности, его недействительности либо отсутствии;

      12) уполномоченные государственные органы – органы внутренних дел, органы юстиции, орган в области внешнеполитической деятельности, орган в области транспорта и коммуникаций, осуществляющие в пределах своей компетенции оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение удостоверяющих личность документов;

      13) заграничный паспорт – удостоверяющий личность документ иностранца и подтверждающий его принадлежность к гражданству иностранного государства;

      14) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан – удостоверяющий личность документ иностранца на территории Республики Казахстан и подтверждающий получение им разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об удостоверяющих личность документах

      1. Законодательство Республики Казахстан об удостоверяющих личность документах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

      Действие настоящего Закона распространяется на всех граждан Республики Казахстан независимо от места проживания, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих в Республике Казахстан.

Статья 4. Принципы правового регулирования в сфере удостоверяющих личность документов

      Требования к оформлению, выдаче, замене, сдаче, изъятию и уничтожению удостоверяющих личность документов основываются на принципах:

      1) законности;

      2) обязательности;

      3) недопустимости дискриминации по мотивам социального происхождения, расы, национальности, гражданства, вероисповедания и политических убеждений;

      4) равенства всех перед законом;

      5) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

      6) доступности;

      7) единства прав и обязанностей.

Статья 5. Права и обязанности граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства

      1. Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие в Республике Казахстан иностранцы и лица без гражданства имеют право на получение удостоверяющих личность документов.

      2. Граждане Республики Казахстан, независимо от места проживания, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие или временно пребывающие в Республике Казахстан, обязаны иметь удостоверяющие личность документы, соответствующие своему статусу.

Глава 2. Статус удостоверяющих личность документов Статья 6. Удостоверяющие личность документы

      1. Удостоверяющими личность документами являются:

      1) паспорт гражданина Республики Казахстан;

      2) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;

      3) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;

      4) удостоверение лица без гражданства;

      5) дипломатический паспорт Республики Казахстан;

      6) служебный паспорт Республики Казахстан;

      7) удостоверение беженца;

      8) паспорт моряка;

      9) заграничный паспорт;

      10) свидетельство на возвращение;

      11) свидетельство о рождении.

      2. Удостоверяющие личность документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, являются собственностью государства.

      3. Гражданско-правовые сделки совершаются по удостоверяющим личность документам, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 4), 9) пункта 1 настоящей статьи.

Статья 7. Требования к удостоверяющим личность документам

      1. Образцы удостоверяющих личность документов и требования к их защите утверждаются Правительством Республики Казахстан.

      2. Удостоверяющие личность документы содержат следующие данные:

      1) фамилия, имя, отчество (при его наличии);

      2) дата и место рождения;

      3) пол;

      4) гражданство, за исключением свидетельства о рождении;

      5) фотография, за исключением свидетельства о рождении;

      6) наименование органа, выдавшего документ;

      7) дата выдачи, номер документа, срок действия, за исключением свидетельства о рождении;

      8) подпись владельца документов, за исключением свидетельства о рождении.

      3. Удостоверяющие личность документы заполняются уполномоченным государственным органом по желанию владельца на государственном или русском языках. Паспорт гражданина Республики Казахстан, удостоверение лица без гражданства, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка – по желанию владельца на государственном или русском языках, а также заполняются на английском языке.

      4. В соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, удостоверяющие личность документы заполняются и на других языках.

Статья 8. Паспорт гражданина Республики Казахстан

      1. Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается гражданам по их желанию независимо от возраста и удостоверяет личность гражданина Республики Казахстан на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

      2. В паспорт гражданина Республики Казахстан могут вноситься следующие записи и отметки:

      1) разрешительная запись о выезде за границу на постоянное жительство;

      2) запись о детях в возрасте до шестнадцати лет в случаях их выезда совместно с родителями за границу с вклеиванием их фотографий;

      3) виза иностранного государства;

      4) отметка пограничного контрольно-пропускного пункта о пересечении границы.

      3. Отметки в паспорте, проставляемые уполномоченными государственными органами Республики Казахстан, оформляются штампами, форма которых устанавливается уполномоченными государственными органами и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан. Проставление и внесение в паспорт Республики Казахстан записей и отметок, не предусмотренных настоящим Законом, запрещается.

      4. Паспорт гражданина Республики Казахстан выдается сроком действия на десять лет.

Статья 9. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан

      1. Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на ее территории, обязаны иметь удостоверение личности.

      2. Удостоверение личности выдается гражданам Республики Казахстан с шестнадцатилетнего возраста.

      3. Граждане Республики Казахстан, выезжающие на постоянное жительство за границу, сдают удостоверения личности в органы внутренних дел.

      4. Удостоверение личности гражданина Республики Казахстан выдается сроком действия на десять лет.

Статья 10. Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан

      1. Вид на жительство иностранца в Республике Казахстан выдается иностранцам, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, с шестнадцатилетнего возраста сроком действия на десять лет, но не выше срока действия паспорта страны его гражданства.

      2. При выезде за границу личность иностранца удостоверяет паспорт страны его гражданства.

Статья 11. Удостоверение лица без гражданства

      1. Лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, достигшим шестнадцатилетнего возраста, выдается удостоверение лица без гражданства.

      2. Удостоверение лица без гражданства выдается сроком действия на десять лет для подтверждения личности владельца на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

      3. При выезде за границу без родителей, опекунов, попечителей удостоверение лица без гражданства выдается лицам до шестнадцати лет.

Статья 12. Дипломатический паспорт Республики Казахстан

      1. Дипломатический паспорт Республики Казахстан выдается уполномоченным государственным органом, осуществляющим внешнеполитическую деятельность, должностным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Республики Казахстан.

      2. Руководитель уполномоченного государственного органа, осуществляющего внешнеполитическую деятельность, по согласованию с Президентом Республики Казахстан, имеет право выдать дипломатический паспорт лицам, не указанным в перечне.

      3. Супругам и детям до восемнадцати лет лиц, имеющих дипломатический паспорт, в случае их совместного выезда в длительные заграничные командировки также выдается дипломатический паспорт.

      4. Дипломатический паспорт выдается сроком действия на пять лет.

Статья 13. Служебный паспорт Республики Казахстан

      1. Служебный паспорт Республики Казахстан выдается уполномоченным государственным органом, осуществляющим внешнеполитическую деятельность, должностным лицам согласно перечню, утверждаемому Президентом Республики Казахстан.

      2. Супругам и детям до восемнадцати лет, следующим в длительные заграничные командировки вместе с лицами, имеющими служебные паспорта, также выдаются служебные паспорта.

      3. Служебный паспорт выдается сроком действия на пять лет.

Статья 14. Удостоверение беженца

      1. Удостоверение беженца выдается иностранцам и лицам без гражданства, которым присвоен статус беженца в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О беженцах".

      2. Удостоверение беженца выдается сроком действия на один год, продлевается на каждый последующий год уполномоченным государственным органом до периода сохранения в стране происхождения беженца обстоятельств, служивших основанием предоставления ему статуса беженца.

Статья 15. Паспорт моряка

      1. Паспорт моряка выдается гражданам Республики Казахстан, работающим на борту судна или учащимся учебных заведений, направляемым на суда для прохождения практики.

      2. Паспорт моряка также выдается иностранцам и лицам без гражданства, нанимающимся для работы на суда, зарегистрированные в Республике Казахстан.

      3. Паспорт моряка выдается сроком действия на пять лет.

Статья 16. Заграничный паспорт

      1. Заграничный паспорт удостоверяет личность иностранца и его принадлежность к гражданству иностранного государства.

      2. Основания выдачи и срок действия заграничного паспорта определяются законодательством иностранного государства.

Статья 17. Свидетельство на возвращение

      1. Свидетельство на возвращение выдается:

      1) гражданам Республики Казахстан – в случае утраты паспорта гражданина Республики Казахстан, служебного или дипломатического паспорта либо истечения срока его действия во время их пребывания за пределами Республики Казахстан;

      2) несовершеннолетним гражданам Республики Казахстан – в случае их рождения за пределами Республики Казахстан;

      3) лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, беженцам и иностранцам, которым предоставлено убежище в Республике Казахстан, – в случае утраты проездного документа во время их пребывания за пределами Республики Казахстан;

      4) гражданам Республики Казахстан и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Казахстан, имеющим недействительные документы для въезда в Республику Казахстан – в случае их выдворения в Республику Казахстан, выдачи Республике Казахстан.

      2. Свидетельство на возвращение выдается для однократного въезда в Республику Казахстан и не может быть использовано для выезда из Республики Казахстан.

      3. Свидетельство на возвращение выдается загранучреждениями Республики Казахстан.

      4. В свидетельство на возвращение вносятся отметки:

      1) о визах – компетентным органом иностранного государства, уполномоченным на выдачу виз;

      2) о пересечении государственной границы Республики Казахстан и государственных границ других государств – органом пограничной службы, компетентным органом иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль;

      3) об аннулировании ранее внесенных отметок – органом, внесшим соответствующую отметку.

Статья 18. Свидетельство о рождении

      1. Свидетельство о рождении выдается на основании регистрации в книге записей рождения ребенка в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Свидетельство о рождении является удостоверяющим личность документом физического лица до получения одного из следующих документов – удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, паспорта гражданина Республики Казахстан, удостоверения лица без гражданства либо заграничного паспорта.

Статья 19. Основания выдачи удостоверяющих личность документов

      1. Выдача удостоверяющих личность документов осуществляется на основании одного из следующих документов:

      1) актовой записи о рождении;

      2) свидетельства о рождении;

      3) паспорта гражданина Республики Казахстан;

      4) удостоверения личности гражданина Республики Казахстан;

      5) временного удостоверения личности;

      6) свидетельства на возвращение;

      7) удостоверения лица без гражданства;

      8) заграничного паспорта;

      9) справки о приеме в гражданство Республики Казахстан или выходе из гражданства Республики Казахстан по Указу Президента Республики Казахстан, а также об изменении гражданства в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;

      10) ходатайства о присвоении статуса беженца, положительно рассмотренного уполномоченным государственным органом.

Статья 20. Выдача удостоверяющих личность документов

      1. Удостоверяющие личность документы выдаются уполномоченными государственными органами и вручаются лично владельцу или его законному представителю.

      2. При заполнении удостоверяющих личность документов фамилия, имя, отчество (при его наличии) и другие данные записываются в соответствии с документом, послужившим основанием для их выдачи, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      3. Гражданам Республики Казахстан при утрате удостоверения личности, его недействительности либо отсутствии, до получения нового выдается временное удостоверение личности сроком действия на три месяца.

      Продление срока действия временного удостоверения личности не допускается.

Статья 21. Восстановление удостоверяющих личность документов в случае их утраты

      1. Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие в Республике Казахстан иностранцы и лица без гражданства в случае утраты удостоверяющих личность документов обращаются в уполномоченные государственные органы для получения новых.

      2. При утрате паспорта Республики Казахстан граждане Республики Казахстан, находящиеся за границей, обращаются в загранучреждения Республики Казахстан.

Статья 22. Недействительность удостоверяющих личность документов, их замена и сдача

      1. Удостоверяющий личность документ является недействительным и подлежит сдаче и замене в случае:

      1) отсутствия в нем данных, указанных в подпунктах 1), 2), 5), 6), 7), 8) пункта 2 статьи 6 настоящего Закона (за исключением свидетельства о рождении);

      2) истечения срока его действия;

      3) невозможности идентификации данных, указанных в подпунктах 1), 2), 5), 6), 7), 8) пункта 2 статьи 6 настоящего Закона либо степени защиты документа;

      4) утраты документа, со дня подачи заявления владельцем в уполномоченный государственный орган;

      5) несоответствия правовому статусу владельца.

      2. Найденные удостоверяющие личность документы сдаются в органы внутренних дел. В случае восстановления владельцем утраченного удостоверяющего личность документа найденный документ уничтожается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      3. Удостоверяющие личность документы умерших лиц сдаются в уполномоченные государственные органы и уничтожаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 23. Изъятие и использование удостоверяющих личность документов

      1. В случаях и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан, удостоверяющие личность документы изымаются должностными лицами органов предварительного следствия, дознания, судов, а также в ходе административного производства и оформления утраты гражданства.

      Изъятие удостоверяющих личность документов иными органами и должностными лицами запрещается.

      2. Запрещаются прием и передача удостоверяющих личность документов в залог.

      3. Запрещается идентификация физического лица по копиям удостоверяющих личность документов, а равно их использование, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      4. У лиц, осужденных к лишению свободы, удостоверяющие личность документы изымаются и хранятся в учреждениях, исполняющих приговоры. При отбытии срока наказания удостоверяющие личность документы возвращаются владельцам.

Глава 3. Государственное регулирование в сфере
удостоверяющих личность документов Статья 24. Компетенция Президента Республики Казахстан

      Президент Республики Казахстан:

      1) утверждает порядок оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения дипломатических и служебных паспортов Республики Казахстан;

      2) утверждает перечень должностных лиц Республики Казахстан, которым выдаются дипломатические и служебные паспорта;

      3) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

Статья 25. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:

      1) утверждает порядок оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения удостоверяющих личность документов, за исключением дипломатического и служебного паспортов Республики Казахстан;

      2) утверждает образцы удостоверяющих личность документов и требования к их защите;

      3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 26. Компетенция органов внутренних дел

      Органы внутренних дел:

      1) разрабатывают образцы, порядок оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения удостоверяющих личность документов:

      паспорта гражданина Республики Казахстан;

      удостоверения личности гражданина Республики Казахстан;

      вида на жительство иностранца в Республике Казахстан;

      удостоверения лица без гражданства;

      удостоверения беженца;

      2) осуществляют оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение удостоверяющих личность документов, указанных в подпункте 1) настоящей статьи;

      3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 27. Компетенция уполномоченного государственного органа в области внешнеполитической деятельности

      Уполномоченный государственный орган в области внешнеполитической деятельности:

      1) разрабатывает образцы, порядок оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения удостоверяющих личность документов:

      дипломатического паспорта;

      служебного паспорта;

      2) разрабатывает образец, порядок оформления, выдачи и замены свидетельства на возвращение;

      3) осуществляет оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение удостоверяющих личность документов, указанных в подпункте 1) настоящей статьи;

      4) в установленном законодательством порядке изымает удостоверения личности у граждан Республики Казахстан, получивших документы на право постоянного проживания за границей, и паспорта – в случае приобретения гражданства иного государства;

      5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 28. Компетенция иных уполномоченных государственных органов

      Иные уполномоченные государственные органы:

      1) разрабатывают образцы, порядок оформления, выдачи, замены, сдачи, изъятия и уничтожения удостоверяющих личность документов:

      органы юстиции – свидетельства о рождении;

      уполномоченный государственный орган в области транспорта и коммуникаций – паспорта моряка;

      2) в пределах компетенции осуществляют оформление, выдачу, замену, изъятие и уничтожение удостоверяющих личность документов;

      3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Глава 4. Заключительные положения Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об удостоверяющих личность документах

      Нарушение законодательства Республики Казахстан об удостоверяющих личность документах влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 30. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

Президент


Республики Казахстан



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.