О проекте Указа Президента Республики Казахстан "О Концепции совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 августа 2013 года № 765

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан «О Концепции совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       С. Ахметов

О Концепции совершенствования Системы государственного
планирования, ориентированной на результаты

      В целях дальнейшего совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты, ПОСТАНОВЛЯЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Концепцию совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты (далее – Концепция).
      2. Центральным государственным и местным исполнительным органам:
      1) руководствоваться в своей деятельности Концепцией и обеспечить принятие своевременных мер по ее реализации;
      2) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.
      3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н.Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА     
Указом Президента  
Республики Казахстан  
от  2013 года     

Концепция
совершенствования Системы государственного планирования,
ориентированной на результаты Содержание

      Введение
      1. Видение развития государственного планирования, ориентированного на результаты
      2. Основные принципы и общие подходы развития Системы государственного планирования
      3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

Введение

      Концепция совершенствования Системы государственного планирования, ориентированной на результаты, (далее – Концепция), разработана на основе комплексного анализа современного состояния системы государственного планирования с учетом международного опыта, которая содержит основные принципы и подходы по дальнейшему развитию системы государственного планирования, а также определяет цели и задачи реализации государственной политики по вопросам государственного планирования.

1. Видение развития государственного планирования,
ориентированного на результаты

Анализ текущей ситуации

      В целях формирования целостной и эффективной Системы государственного планирования в Республике Казахстан, в 2007 году начата работа по выстраиванию новой модели государственного планирования на принципах корпоративного управления, результативности, транспарентности и подотчетности обществу.
      В результате проведенной работы в декабре 2007 года утверждена Концепция по внедрению системы государственного планирования, ориентированной на результаты.
      В реализацию основных положений данной Концепции, в 2008 году принят новый Бюджетный кодекс, который стал основой принятия Указа Президента Республики Казахстан «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан» и внедрения перехода к бюджетированию, ориентированному на результаты.
      В 2009 году принят Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, в котором определены стратегические направления и цели развития страны на предстоящий десятилетний период.
      В реализацию Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года приняты и реализуются следующие документы Системы государственного планирования.
      1. На центральном уровне:
      1) Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года, принятая в целях определения подходов государства по ключевым направлениям отраслевого и регионального развития;
      2) 5 государственных программ в сфере индустриально-инновационного развития, здравоохранения, образования, информационно-коммуникационной инфраструктуры и развития государственного языка;
      3) стратегия национальной безопасности Республики Казахстан;
      4) 43 отраслевые программы, которые направлены на индустриально-инновационное и инфраструктурное развитие, поддержку предпринимательства, развитие регионов и др.;
      5) Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан, разрабатываемый ежегодно и определяющий параметры экономического развития страны, региона и экономической политики на среднесрочный период с учетом стратегических целей во взаимосвязи с бюджетными параметрами на три года;
      6) 29 центральных государственных органов разрабатывают и реализуют стратегические планы;
      7) 37 стратегий развития на 10 лет и 37 планов развития на 5 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний.
      2. На местном уровне:
      1) программы развития территорий, охватывающие все сферы социально-экономического развития регионов: 16 на областном уровне и 197 на районном уровне;
      2) прогнозы социально-экономического развития регионов: 16 на областном уровне и 197 на районном уровне;
      3) 366 исполнительных органов, финансируемых из областных бюджетов, бюджетов города Астаны и Алматы, приняли и реализуют свои стратегические планы.
      Кроме этого, приняты и реализуются:
      1) 2 стратегии в сфере гендерного равенства, устойчивого развития города Астаны:
      2) 11 концепций в сфере разграничения полномочий между уровнями государственного управления, развития финансового сектора, внешней политики, информационной безопасности, государственной службы, молодежной политики, управлению государственным и валовым внешним долгом, правовой политики, перехода к «зеленой экономике», инновационного развития и развития геологической отрасли;
      3) 2 доктрины (Военная доктрина и Доктрина национального единства Казахстана).
      Концепции и доктрины реализуются через стратегические и программные документы, стратегические планы государственных органов и законы.
      В рамках Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» определены новые стратегические задачи развития страны, для реализации которых требуется разработка новых документов Системы государственного планирования, включающая:
      4 государственные программы в сфере развития инфраструктуры, управления водными ресурсами, противодействия религиозному экстремизму и терроризму, дальнейшей модернизации правоохранительной системы;
      1 отраслевую программу «Глобальная инфраструктурная интеграция».
      Дополнительно разрабатываются 7 концепций по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых государств мира, новой бюджетной политики, внедрению государственного аудита, реформированию нормативной базы в строительной сфере, эффективному управлению природными ресурсами и использованию доходов от сырьевого сектора, кадровой политики правоохранительных органов, социального развития Республики Казахстан до 2030 года.
      В целях повышения эффективности деятельности государственных органов Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года
№ 954 введена Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы. Оценка эффективности осуществляется по 7 направлениям деятельности государственных органов:
      1) достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе;
      2) исполнение актов и поручений Президента Республики Казахстан, Государственного секретаря Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан;
      3) управление бюджетными средствами;
      4) оказание государственных услуг;
      5) управление персоналом;
      6) применение информационных технологий;
      7) правовое обеспечение государственных органов.
      На сегодняшний день данная Система оценки эффективности является одним из ключевых инструментов совершенствования системы государственного управления и повышения конкурентоспособности страны.
      В рамках данной оценки проводится комплексный анализ сильных и слабых сторон по вопросам стратегического планирования, оказания государственных услуг, модернизации государственной службы, управления бюджетом, информатизации и развития электронного правительства и правового обеспечения.
      В рамках оценки по направлению «Достижение и реализация стратегических целей и задач» анализируются стратегические планы центральных госорганов и программы развития областей, городов Астана и Алматы.
      Таким образом, Система государственного планирования позволила:
      1) выстроить иерархию документов государственного планирования: сформировать логическую вертикаль государственного планирования, обозначить ключевые направления развития экономики и, посредством декомпозиции, направить деятельность государственных органов на реализацию стратегических задач;
      2) внедрить новые подходы к разработке программных документов, направленные на повышение самостоятельности государственных органов, а также усиление их ответственности за развитие отраслей и сфер, достижение целевых показателей и конечных результатов;
      3) регламентировать все процессы государственного планирования, внедрить контроль реализации документов Системы государственного планирования (мониторинг, оценка);
      4) создать условия для эффективного управления государственными и иными ресурсами в соответствии с приоритетами и стратегическими задачами.

Проблемные вопросы системы государственного планирования

      На сегодня в сфере государственного планирования имеются проблемы, требующие дальнейшего совершенствования действующей Системы государственного планирования:
      1) большое количество документов Системы государственного планирования, что затрудняет их эффективную реализацию.
      2) качество документов Системы государственного планирования.
      3) дублирование документов и показателей Системы государственного планирования.
      4) слабая взаимосвязь стратегического, экономического и бюджетного планирования.
      5) неэффективное управление рисками.
      6) несовершенство механизмов оценки эффективности и результативности реализации документов Системы государственного планирования и деятельности государственных органов.
      7) уровень квалификации кадров, занятых в процессе планирования.

      1. Большое количество документов Системы государственного планирования

      Как показано в анализе текущей ситуации, на сегодняшний день суммарное количество принятых и реализуемых документов Системы государственного планирования достигло 949 единиц, в том числе на центральном уровне 157 единиц и 792 единицы на местном уровне.
      Такое количество документов отрицательно влияет на:
      1) достижение поставленных целей;
      2) эффективность управления деятельностью государственного органа;
      3) эффективность расходования ресурсов, включая человеческие;
      4) качество документов, вследствие недостаточного времени на планирование и реализацию огромного числа документов Системы государственного планирования;
      5) увеличение количества отчетной информации.
      Несмотря на наличие определенных требований к разработке документов Системы государственного планирования, государственные органы продолжают инициировать разработку новых программных документов.

      2. Качество документов Системы государственного планирования

      При разработке и реализации стратегических и программных документов имеются следующие недостатки и проблемы.
      Реализуется большое количество программных документов, содержащих большое количество показателей, что приводит к распылению и неэффективному использованию финансовых ресурсов и усложняет мониторинг и контроль за их реализацией.
      Часть стратегических целей вышестоящих документов не декомпозирована в документы нижестоящего уровня. При этом некоторые цели прямо продублированы в нижестоящие документы Системы государственного планирования.
      Около 30 % стратегических целей количественно не измеримы, что затрудняет мониторинг их достижения.
      Количество показателей в стратегических планах государственных органов варьируется от 90 до 1000 единиц.
      Не на должном уровне осуществляется прогнозирование плановых значений показателей. В связи с отсутствием научно-обоснованных методов планирования, присутствует практика необоснованного занижения плановых значений показателей.
      Не обеспечена синхронизированность Системы государственного планирования со статистикой. Отсутствует четкая система сбора статистических показателей, что затрудняет проведение мониторинга и оценки достижения отдельных индикаторов и показателей.
      Информация государственных органов, собираемая в рамках административного учета, не систематизирована и не достаточно доступна как для органов статистики, так и других заинтересованных государственных органов.

      3. Дублирование документов и показателей системы государственного планирования

      Отдельные отраслевые программы дублируют как государственные программы, так и стратегические планы соответствующих государственных органов по целям, мероприятиям и показателям. Например, Отраслевая программа обеспечения безопасности дорожного движения на 2012 – 2014 годы дублирует Стратегический план Министерства внутренних дел Республики Казахстан на 2011 – 2015 годы.
      Некоторые стратегические задачи реализуются посредством нескольких программных документов. К примеру, строительство инженерной инфраструктуры осуществляется по нескольким программам: Дорожная карта бизнеса – 2020Программа занятости – 2020Программа «Развитие регионов»Программа развития моногородов на 2012 – 2020 годы, Программа «Доступное жилье – 2020».
      На местном уровне действующие стратегические планы исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджета городов Астаны и Алматы, дублируют соответствующие программы развития областей по содержанию, показателям и мероприятиям.

      4. Слабая взаимосвязь стратегического, экономического и бюджетного планирования

      В соответствии с основными принципами бюджета, ориентированного на результаты, в стратегическом плане государственного органа должны концентрироваться приоритеты развития курируемой сферы на среднесрочный период во взаимосвязи с бюджетными расходами.
      Вместе с тем, выделяются следующие ключевые проблемы взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования.
      В стратегические планы государственных органов включаются показатели национального уровня, достижение которых зависит от комплексной работы ряда государственных органов и бизнеса. К примеру, показатели, отражающие всеобщее состояние общества, экологии, экономики, на которые могут оказывать влияние, как внешние факторы, так и окружающая среда, природные явления, глобальные тенденции и т.д.
      Также в стратегические планы государственных органов включаются показатели и мероприятия, реализация которых прямо не влияет на достижение приоритетных целей и задач. Данные показатели и мероприятия отражают текущую деятельность и должны предусматриваться в операционном плане. Представление слишком детальной и объемной информации не позволяет провести полноценный анализ документа и отвлекает внимание от действительно важных стратегических задач.
      Имеет место частая корректировка стратегических планов государственных органов в связи с изменениями параметров бюджета, принятием новых документов Системы государственного планирования.
      В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан бюджетная программа определяет направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, установленными в стратегическом плане государственного органа. Бюджетная программа должна содержать показатели результата и объемы финансирования расходов бюджета.
      Однако на практике бюджетные программы формируются, исходя из планируемых видов расходов, механизмов финансирования, в результате чего для достижения одной цели или задачи реализуется несколько бюджетных программ либо одна бюджетная программа направлена на достижение нескольких целей и задач. Данная ситуация не позволяет определить объем средств, необходимый для достижения соответствующей цели, задачи.
      Кроме того, бюджетные программы имеют множество показателей, порой логически не связанных с целями и задачами. В связи с чем, мониторинг выполнения этих показателей и тем более оценка влияния результатов бюджетных программ на достижение стратегических целей и задач стратегического плана на практике затруднительны.
      Для успешного развития государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе важным является экономическое планирование во взаимоувязке со стратегическим и бюджетным планированием.
      Государственное экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учета взаимосвязи стратегических приоритетов развития с макроэкономическими и финансовыми показателями. Стратегические показатели являются долгосрочными приоритетными целями и стратегиями реализации, макроэкономические – должны выступать в качестве объекта социально-экономического планирования, а финансовые – в рамках государственного бюджета.
      Взаимосвязь этих трех элементов государственного планирования должна быть существенным механизмом для среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития страны, региона.
      При формировании расходов государственного бюджета государственными органами недостаточно проводится анализ целесообразности и эффективности расходов, направленных на обеспечение социально-экономического эффекта на среднесрочный и долгосрочный период (экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и другие), в том числе показателей на уровне отрасли, сферы деятельности.
      При формировании республиканского и местных бюджетов составляется прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов, на основе которого планируются налоговые и другие поступления в бюджет. При этом основные макроэкономические и региональные индикаторы планируются без учета особенностей развития отраслей и регионов, что в свою очередь негативно отражается на формировании основных параметров бюджета.
      Результаты ежегодной оценки эффективности деятельности госорганов по направлению «Управление бюджетными средствами» также указывают на низкое качество планирования госорганами показателей результатов.
      В действующем законодательстве недостаточно предусмотрена ответственность за недостижение целевых индикаторов и показателей, запланированных в стратегических планах и бюджетных программах.
      Ввиду слабой взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, на практике годовой отчет по исполнению бюджета не содержит полноценной информации о влиянии израсходованных бюджетных средств на достижение стратегических целей и задач государственных и отраслевых программ, стратегических планов государственных органов, а также оценки результатов.

      5. Неэффективное управление рисками

      При разработке стратегического плана государственный орган не планирует свои риски либо планирует их формально, а мероприятия по управлению рисками носят декларативный характер. Недооцениваются возможные последствия возникновения рисков. В условиях мировой волатильности управление рисками должно проводиться на системной основе для последующего принятия управленческих решений.
      Например, причиной снижения экспорта металлургической промышленности в 2011 году явилось отсутствие учета риска возможной необеспеченности транспортом для перевозки грузов. В результате не были осуществлены необходимые мероприятия по недопущению данного риска, что привело к снижению внешнеторгового баланса Казахстана.

      6. Несовершенство механизмов оценки эффективности и результативности реализации документов Системы государственного планирования и деятельности государственных органов

      Несмотря на наличие положительных тенденций, в результате внедрения оценки в Систему государственного планирования, подходы к оценке документов Системы государственного планирования пока не полностью соответствуют международным стандартам. При этом, отмечается ряд структурных проблем, требующих своего решения:
      1) ограниченность оценки экономической эффективности реализации стратегических и программных документов.
      Существующая оценка стратегических и программных документов (за исключением программ развития территорий) направлена в основном на оценку степени достижения запланированных результатов. При этом, оценка не в полной мере позволяет оценить социальную и экономическую эффективность, качество планирования, устойчивость сохранения достигнутого эффекта, а также измерить уровень удовлетворенности благополучателей;
      2) низкая степень охвата документов СГП комплексной оценкой.
      Согласно действующему законодательству оценка стратегических и программных документов проводится раз в 3 года и по их завершению, за исключением программ развития территорий и стратегических планов, оценка которых проводится ежегодно. Оценке подлежат Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года,  Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года, государственные и отраслевые программы, программы развития территорий и стратегические планы государственных органов. Оценка предусматривает анализ достижения конкретных результатов, анализ факторов, повлиявших на ход реализации, рекомендации о корректировке документа и другие.
      При этом, оценкой не охвачен анализ взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, в частности стратегических показателей с запланированными для их реализации бюджетными средствами, что на протяжении ряда лет не позволяет решить проблему их низкой корреляции.
      3) высокая ресурсоемкость процесса оценки.
      Расширению охвата оценкой препятствует высокая ресурсоемкость данного процесса, обусловленная следующими причинами:
      отсутствие развитых механизмов внутренней оценки в оцениваемых структурах;
      недостаточное участие общественного сектора в процессе оценки;
      отсутствие автоматизированных информационных систем в оценке;
      4) отсутствие системы управления рисками при осуществлении оценки.
      Следствием повышенных ресурсных затрат оценки являются ее низкая оперативность и ограниченность в выборе аналитических инструментов.

      7. Уровень квалификации кадров, занятых в процессе планирования

      Одним из важнейших факторов, влияющих на успешное функционирование Системы государственного планирования и применение основных принципов бюджетирования, ориентированного на результат, являются уровень квалификации кадров, занятых в процессе планирования, наличие у них навыков разработки нефинансовых показателей (целевых индикаторов, показателей результатов) и определение необходимых мер для достижения целей, задач. Основными проблемами в данном направлении являются:
      1) недостаточная квалификация сотрудников государственных органов;
      2) высокая текучесть кадров, как на центральном, так и региональном уровнях;
      3) отсутствие преемственности;
      4) недостаточное качество обучения.

      Обзор мирового опыта

      Система государственного планирования является неотъемлемой частью эффективного и результативного государственного управления. Для Казахстана особенно важен опыт таких стран, как Канада и Австралия, имеющих наиболее эффективную систему государственного управления, в том числе планирования и оценки.
      Опыт Канады и Австралии интересен для Казахстана и в связи с наличием схожих исходных условий – это большие страны со сравнительно малочисленным населением и сопоставимой структурой экономики, обладающие огромными запасами природных ресурсов.
      Зарождение и развитие системы стратегического планирования, ориентированной на результат, в этих странах являлись частью проводимой административной реформы, направленной на постоянное совершенствование системы государственного управления и повышение подотчетности государства обществу.
      Одним из ключевых элементов эффективной и результативной системы государственного планирования (стратегического и бюджетного) выступает система мониторинга и оценки.
      Канадская система государственного управления считается одной из наиболее эффективных в мире по международным оценкам.
      Правительство Канады в 1995 году поставило перед собой задачу внедрить во всех министерствах и ведомствах федерального уровня принципы управления, ориентированные на достижение результатов.
      В марте 2000 года Правительство Канады внедрило новую концепцию управления государственными расходами, в соответствии с которой управление государственными расходами должно быть в первую очередь ориентировано на предоставление качественных услуг и достижение результатов.
      В результате многолетних реформ с 2003 года внедрены взаимосвязанные и тесно интегрированные системы управления и планирования – Система управления расходами, Система эффективности управления, структура управления ресурсами и результатами и Система управления рисками.
      Главная цель системных рамок:
      1) эффективное распределение бюджетных ресурсов между приоритетными задачами Правительства;
      2) стратегическое планирование нацелено на выявление наиболее острых проблем и приоритетов, анализ действующих программ и привязку расходов к новым приоритетам.
      Система управления расходами является ключевым элементом работы Правительства Канады. Эффективное и ответственное Правительство возможно только при хорошо работающей системе управления расходами.
      Основные цели Системы управления расходами: общий фискальный контроль, эффективное распределение ресурсов, эффективность деятельности/операционная эффективность и парламентский контроль.
      Структура управления ресурсами и результатами состоит из
3-х компонентов: стратегические результаты; программы, нацеленные на достижения результатов; информация о ресурсах и исполнении программ.
      Система управления расходами и структура управления ресурсами и результатами являются основными инструментами бюджета, ориентированного на результат.
      Система эффективности управления (MAF) является основным инструментом Правительства Канады для проведения оценки эффективности деятельности государственных органов. Система была разработана не только как инструмент установления ответственности министерств для выполнения утвержденных целей, а также как метод оценки деятельности министерств.
      В рамках Системы эффективности управления (MAF) оцениваются внутренние (процессные) аспекты деятельности государственных структур.
      Система эффективности управления (MAF) стала ключевым инструментом надзора за эффективностью деятельности, который дает оценку потенциалу и эффективности деятельности государственных органов.
      Система эффективности управления (MAF) оценивает показатели управления по таким направлениям, как государственные услуги, управление финансами и контроль, управление персоналом, информационные технологии и т.д.
      Еще в середине 1960-х годов Канада внедрила практику проведения оценки государственных программ, направленной на анализ эффективности и результативности их выполнения.
      В рамках оценки анализируются эффект от реализации программ, достижение целей и ожидаемых результатов, выявляются альтернативные более эффективные способы достижения результатов, даются рекомендации о целесообразности дальнейшей реализации программ.
      Благодаря комплексности анализа, оценка выступает важным инструментом повышения качества реализуемых государственных программ и системы стратегического планирования Канады в целом.
      Система управления рисками формируется по итогам внешнего и внутреннего аудита.
      Внешний аудит в Канаде осуществляется управлением Генерального аудитора, которое является высшим органом государственного финансового контроля, подотчетным Парламенту.
      Управление Генерального аудитора осуществляет аудит деятельности федеральной администрации и региональных администраций.
      Управление Генерального аудитора осуществляет следующие основные виды аудита: финансовый, специальный, управленческий.
      Финансовый аудит проводится на достоверность финансовой отчетности.
      Специальный аудит проводится в государственных корпорациях и на государственных предприятиях.
      Управленческий аудит нацелен на обеспечение экономии государственных ресурсов и эффективность государственных расходов.
      При проведении внешнего аудита особое внимание уделяется анализу рисков по сегментам публичного сектора, проведение аудита которых представляет особую важность для Парламента.
      При проведении внутреннего аудита основными задачами являются оценка качества внутреннего управления государственного органа (управление бюджетными средствами, персоналом, информационными технологиями и т.д.) и выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности государственного органа. Служба внутреннего аудита принимает непосредственное участие в Системе эффективности управления (MAF).
      Планирование аудита основано на Системе оценки рисков. При этом, ежегодно составляется план аудита с учетом ключевых рисков, стоящих перед государственным органом.
      Подотчетность является базовым принципом канадской системы ответственного Правительства, является ключевым фактором, который позволяет Парламенту и всем гражданам Канады убедиться, что Правительство Канады использует общественные ресурсы эффективно и результативно. Вышеуказанные системы и подотчетность гарантируют, что Правительство несет ответственность за свои действия.
      В Канаде ежегодно весной каждый государственный орган готовит для Парламента и населения стратегический доклад о планах и приоритетах на следующие три года.
      Доклад содержит планы расходов в разрезе стратегических целей, программ и мероприятий, ожидаемые результаты, показатели эффективности (результативности), потребности в ресурсах на трехлетний период с разбивкой по годам.
      Осенью каждый государственный орган представляет в Парламент ежегодный отчет о результатах деятельности, представляющий собой стратегический обзор итогов работы и достижений за прошедший год, соответствующих ожидаемым результатам, изложенным в предыдущем отчете о планах и приоритетах.
      Доклад о планах и приоритетах и отчет о результатах деятельности являются основными инструментами подотчетности госорганов Парламенту.
      Доклад и в последующем бюджетный план разрабатываются на основе архитектуры программ, где четко регламентировано, что вся деятельность государственного органа должна быть разделена на программы, подпрограммы и под-под-программы. По каждой программе определяются конечный результат, промежуточные результаты в виде индикаторов, количество задействованного персонала и общая сумма расходов. По каждой подпрограмме вновь определяются конечный результат, промежуточные результаты в виде индикаторов. На основе данной архитектуры программ формируются доклад о планах и приоритетах, далее отчет о результатах деятельности, бюджетный план и план по расходам.
      Так, Министерство финансов Канады формирует бюджетный план, который защищается в Парламенте. В бюджетном плане указываются обзор состояния экономики, макроэкономический прогноз, анализ вызовов, приоритеты работы Правительства Канады на предстоящие два года, основные направления бюджетной политики и необходимый бюджет для реализации данных приоритетов. При этом следует отметить, что бюджетный план включает только новые инициативы расходов на приоритеты Правительства или пересмотр старых программ. Те программы, по которым нет изменений, не рассматриваются.
      Секретариат Казначейства Канады формирует план расходов Правительства Канады, где подробно указывается сумма расходов в разбивке по каждому государственному органу. План расходов Правительства Канады включает доклады о планах и приоритетах государственных органов и доклады о результатах деятельности Канады.
      В Австралии в результате реформирования бюджетного процесса в течение последних двадцати лет стала очевидна важность акцента на достижение результатов.
      С середины 1980-х годов в рамках действовавшей Программы совершенствования финансового управления внедрены программное бюджетирование, система перспективных оценок с установлением ориентировочных показателей финансирования на три года вперед, система оценки результатов программ, делегирование значительных бюджетных полномочий.
      С 1996 года система была подвергнута дальнейшим изменениям, когда было введено бюджетирование по непосредственным результатам.
      Важным аспектом реформы стало значительное делегирование бюджетных полномочий. В рамках этой реформы министры могут сами определять приоритеты в пределах выделенных лимитов. По операционным расходам департаменты получают лишь общую сумму ассигнований, выраженную одной строкой, следовательно, они свободны определять конкретную структуру ресурсов, которую они считают необходимой для производства требуемого объема результатов.
      Переход к бюджету, ориентированному на результат, это многолетний процесс, в ходе которого методы планирования социально-экономических результатов деятельности министерств и ведомств, измерения этих результатов, а также формы отчетов об их достижении будут неизбежно изменяться и совершенствоваться.
      Австралия является одной из первых стран, создавшей государственную систему мониторинга и оценки (начиная с 1987 года). По мнению международных экспертов среди стран ОЭСР Австралия, наряду с Канадой и рядом других стран, имеет самую развитую систему оценки и наиболее высокую культуру оценки.
      В Австралии так же, как и Канаде, изначально выстраивалась централизованная система государственной оценки с последующей ее децентрализацией, постепенным переносом акцента с анализа процессов на анализ результатов деятельности государственных органов и централизованного контроля на повышение подотчетности (перед Парламентом, населением, обществом).
      Интересным для Казахстана является также опыт динамично развивающейся азиатской страны – Южной Кореи.
      Предпосылкой создания системы эффективного государственного управления в данной стране стали усиление международной конкуренции и ограниченность ресурсов.
      С целью развития национальной конкурентоспособности и создания эффективного госаппарата со второй половины 1990-х годов Правительство Южной Кореи начало вводить ориентированные на результат программы управления эффективностью для госорганов, а также оценку бюджетных программ.
      Оценка в Южной Кореи является важной составной частью системы государственного управления: итоги оценки используются для улучшения деятельности госорганов, принятия решений по распределению ресурсов в рамках бюджетного и стратегического планирования, а также упразднению или реорганизации неэффективных ведомств.

      Цели, задачи и ожидаемые результаты от реализации Концепции

      Целью Концепции является дальнейшее совершенствование Системы государственного планирования, ориентированной на результаты.
      Для достижения цели Концепции предусмотрено решение следующих задач:
      1) ревизия и оптимизация документов Системы государственного планирования;
      2) повышение качества документов Системы государственного планирования и уровня их реализации;
      3) обеспечение взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования;
      4) совершенствование оценки эффективности деятельности государственных органов и эффективности реализации стратегических и программных документов;
      5) повышение уровня квалификации кадров, занятых в сфере стратегического и бюджетного планирования.

      Период реализации:
      реализация Концепции предполагается в два этапа:
      первый этап (2013 – 2014 годы) – разработка нормативных правовых актов. В течение указанного периода будут:
      1) внесены поправки в Бюджетный кодекс Республики Казахстан, посредством законопроекта, разрабатываемого в рамках реализации Концепции бюджетной политики, утвержденной Указом Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590; в указы Президента Республики Казахстан: «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан», «Об утверждении Правил составления и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета», «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан», «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы»; в постановления Правительства Республики Казахстан: «Об утверждении Правил разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля отраслевых программ», «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания», «Об утверждении Правил проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения)», «Об утверждении Правил разработки прогноза социально-экономического развития», а также постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета «Об утверждении Правил проведения оценки государственных программ, стратегических планов центральных государственных органов, программ развития территорий и стратегических планов исполнительных органов, финансируемых их местного бюджета»;
      2) проведена ревизия программных документов;
      3) разработаны проекты стратегических планов, бюджетных программ государственных органов с учетом новых подходов, которые будут действовать с 1 января 2015 года;
      второй этап (2015 – 2020 годы) – практическая реализация Системы государственного планирования.

      Ожидаемые результаты:
      принятие Концепции позволит создать сбалансированные системы стратегического, экономического и бюджетного планирования, ориентированные на конечные результаты, и повысить эффективность реализации стратегических и программных документов и деятельности государственных органов Республики Казахстан.

2. Основные принципы и общие подходы развития Системы
государственного планирования

      Совершенствование Системы государственного планирования будет осуществляться на основе следующих принципов:
      1. Ориентация документов Системы государственного планирования на достижение четко обозначенных среднесрочных и долгосрочных целей и задач.
      2. Повышение ответственности государственных органов за достижение поставленных целей и результатов.
      3. Переход от управления затратами к управлению результатами.
      4. Эффективное распределение бюджетных средств, обеспечивающее решение поставленных целей, задач с учетом приоритетов социально-экономического развития страны.

Ревизия и оптимизация документов Системы
государственного планирования

      Для эффективного достижения стратегических целей и задач документы Системы государственного планирования необходимо разделить на три уровня, во главе которой расположена Стратегия «Казахстан-2050», обеспечивающая подчинение деятельности каждого государственного органа общегосударственной стратегии развития:
      1) первый уровень – документы, определяющие долгосрочное видение развития страны с ключевыми приоритетами, ориентирами и национальными показателями (Стратегия «Казахстан – 2050»Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический план развития Республики Казахстан на 10-летний период, Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны);
      2) второй уровень – документы, определяющие стратегию развития сферы/отрасли (государственные программы, прогноз социально-экономического развития, отраслевые программы);
      3) третий уровень – документы, определяющие пути достижения стратегических и программных документов первого и второго уровней на основе декомпозиции (программы развития территорий, стратегические планы государственных органов).
      Исходя из данной иерархии, соответствующим образом должны определяться целевые индикаторы и показатели результатов, то есть документы нижестоящего уровня должны детализировать и раскрывать индикаторы и показатели вышестоящего уровня. При этом, документы второго и третьего уровней должны позволять оперативно реагировать на меняющиеся условия и корректировать тактику действий и ресурсы.
      Учитывая данную иерархию документов, в целях оптимизации документов Системы государственного планирования, необходимо принять следующие меры.
      1. Повысить критерии к разработке и реализации государственных и отраслевых программ (далее – программы) в целях сдерживания их роста, исключения дублирования, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях государства.
      Критерии должны представлять собой систему обоснований необходимости в разработке программ и одобрение консультативно-совещательными органами, возглавляемыми Премьер-Министром Республики Казахстан и Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан соответственно.
      По аналогии с перечнем государственных программам будет введен перечень отраслевых программ, подлежащих разработке, утверждаемый постановлением Правительства Республики Казахстан.
      2. Провести ревизию реализуемых государственных и отраслевых программ.
      Ревизия будет проведена по четырем направлениям:
      1) достижимость поставленных целей и задач;
      2) социально-экономический эффект программы;
      3) финансовая обеспеченность;
      4) соответствие новым направлениям развития страны.
      По результатам ревизии будут выработаны конкретные предложения по дальнейшей реализации государственных и отраслевых программ: объединение, структурирование или упразднение.
      Основные критерии при проведении ревизии:
      1) отраслевые программы, полностью или частично дублирующие положения государственных программ, будут интегрированы в соответствующие государственные программы;
      2) программы, относящиеся к компетенции одного государственного органа, будут интегрированы в стратегические планы соответствующих государственных органов;
      3) программы, направленные на решение актуальных социально-экономических проблем регионов, будут укрупнены и реализованы в рамках одной программы;
      4) программы, направленные на развитие одного направления (отрасли), например, инфраструктуры, поддержку бизнеса, будут систематизированы и унифицированы в одну программу;
      5) программы, положения которых не соответствуют стратегическим целям и задачам страны либо реализация которых неэффективна, будут отменены.
      3. Исключить из перечня документов Системы государственного планирования республиканский и местный бюджеты, поскольку по своей сути они являются инструментом реализации документов Системы государственного планирования.
      4. Отменить разработку стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов городов Астаны, Алматы. Анализ стратегических планов показывает, что целесообразность разработки и их практическая ценность оправданы только для государственных органов, формирующих политику в определенной отрасли.
      На местном уровне должны разрабатываться только Программы развития территорий. Соответственно формат Программы развития территорий необходимо содержательно усилить, включая усиление ответственности местных исполнительных органов за достижение целевых индикаторов и показателей прямых результатов.
      Данная мера позволит сократить количество разрабатываемых в республике стратегических планов государственных органов с 396 до 29.
      При этом, исполнительными органами, финансируемыми из областного бюджета, бюджетов городов Астаны, Алматы, предусматривается осуществление деятельности в соответствии с их планами работ.
      5. Интегрировать прогнозы социально-экономического развития районов (города областного значения) в прогноз социально-экономического развития области. Тем самым, составляющие прогнозируемых параметров социально-экономического развития области и мероприятия по их достижению в разрезе районов (городов областного значения) будут отражены в прогнозе социально-экономического развития области.
      Данная мера позволит сократить количество разрабатываемых в целом по республике прогнозов социально-экономического развития с 214 до 17.

Повышение качества документов Системы государственного планирования
и уровня их реализации

      В целях повышения качества документов Системы государственного планирования и уровня их реализации необходимо принять следующие меры.
      1. Определить новые подходы разработки и декомпозиции стратегических целей документов Системы государственного планирования.
      В отличие от документов Системы государственного планирования Республики Казахстан в развитых странах стратегические документы не содержат большое количество индикаторов и показателей. В целом, данные документы определяют политику развития той или иной отрасли, акцентируют внимание на стратегии развития на плановый период, описывают прогнозируемое к определенному периоду состояние соответствующей отрасли.
      Исходя из принадлежности документов Системы государственного планирования к тому или иному уровню, необходимо изменить подходы по определению в них индикаторов и показателей:
      1) в документах первого уровня должны отражаться только ключевые общенациональные показатели, определяющие развитие страны в долгосрочном периоде, таких например как: уровень валового внутреннего продукта на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, производительность труда и т.д.
      Данные показатели имеют комплексный характер, они могут быть сформулированы как в виде количественных, так и в виде качественных показателей, а также состоят из нескольких составляющих частей.
      2) документы второго уровня должны содержать ограниченное число ключевых показателей развития сфер и отраслей и быть направлены на достижение общенациональных показателей развития. Достижение данных показателей способствует улучшению одной или нескольких отраслей и сфер.
      Количество показателей в документах данного уровня должно быть ограниченным.
      3) третий уровень документов должен содержать конечные показатели развития отрасли, региона и деятельности центрального государственного органа.
      В документах третьего уровня, отражающих развитие регионов, целевые индикаторы и показатели результатов учитываются в соответствии с единым перечнем показателей для местных исполнительных органов. Для учета специфики в развитии регионов допускается включение целевых индикаторов и показателей результатов в объеме не более 20 % от общего количества целевых индикаторов и показателей.
      Количество целевых индикаторов и показателей прямых результатов в этих документах также должно быть ограниченным.
      По каждому показателю документов первого и второго уровней необходимо определить составляющие, которые обеспечат его достижение в документах нижестоящего уровня. Определение изначальной методики декомпозиции (расщепления) показателей позволит четко проследить их реализацию.
      2. Государственные органы должны обеспечить соответствие своих показателей следующим требованиям:
      1) ориентированность на достижение стратегических целей вышестоящих стратегических и программных документов с учетом всех вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между документами Системы государственного планирования трех уровней;
      2) направленность на повышение уровня удовлетворенности граждан качеством оказываемых государственных услуг в курируемой государственным органом сфере;
      3) направленность на улучшение позиции Республики Казахстан в глобальных рейтингах конкурентоспособности;
      4) соответствие полномочиям и компетенциям госоргана;
      5) однозначность и измеримость;
      6) прогнозирование плановых значений показателей с использованием научно-обоснованных методов и подходов при планировании.
      3. Синхронизировать систему государственной статистики с Системой государственного планирования:
      1) обеспечить планирование статистических работ с учетом принимаемых и реализуемых документов Системы государственного планирования;
      2) сформировать более четкую методологию формирования и ведения ведомственной статистики;
      3) сконцентрировать данные административного учета для формирования государственной статистики.

Обеспечение взаимосвязи стратегического, экономического и
бюджетного планирования

      В целях обеспечения взаимосвязи стратегических целей, задач и показателей, предусмотренных в стратегическом плане государственного органа, с бюджетными расходами необходимо принять следующие меры.
      1. Повысить взаимосвязь экономического планирования со стратегическим и бюджетным планированием.
      Для повышения взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования в процессе разработки стратегических планов государственных органов, республиканского и местных бюджетов необходимо принимать за основу показатели прогноза социально-экономического развития соответствующего уровня.
      В целях качественного экономического планирования целевые индикаторы и показатели прямых результатов стратегических планов должны разрабатываться с учетом анализа социально-экономического развития и основных направлений социально-экономической политики Республики Казахстан и социально-экономической эффективности.
      2. Изменить подходы к разработке стратегического плана государственного органа и усовершенствовать его формат.
      Стратегический план должен стать документом, в котором сконцентрированы приоритетные направления развития курируемых государственным органом сфер на среднесрочный период и задачи по повышению качества оказываемых им государственных услуг, а также инструментом интеграции стратегического, экономического и бюджетного планирования, позволяющим перейти от «управления затратами» к «управлению результатами».
      В стратегическом плане должны быть предусмотрены следующие основные вопросы:
      1) миссия и видение;
      2) анализ текущей ситуации и проблемы, требующие решения в перспективе в разрезе основных направлений деятельности государственного органа;
      3) цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результата деятельности государственного органа (показатели развития курируемой отрасли и показатели результата деятельности государственного органа), достижение которых непосредственно зависит от деятельности государственного органа, в разрезе стратегических направлений;
      4) информация о необходимых ресурсах для достижения результатов, (указываются в общей сумме в разрезе основных направлений деятельности государственного органа);
      5) информация по управлению рисками. Данный раздел должен предусматривать потенциальные риски для достижения целей и задач, отражать систему конкретных мер, направленную на предотвращение или уменьшение данных рисков.
      3. Пересмотреть форматы бюджетной программы и бюджетной заявки, чтобы их содержание позволяло четко определять соответствие заявляемых расходов стратегическим направлениям, целям, задачам и функциям государственного органа.
      Бюджетные программы государственных органов, разрабатывающих стратегические планы, будут формироваться исходя из основных направлений их деятельности и целей, предусмотренных в их стратегических планах и положениях, а бюджетные подпрограммы – исходя из их задач, предусмотренных в их стратегических планах и положениях.
      Бюджетные программы и подпрограммы государственных органов, не разрабатывающих стратегические планы, будут формироваться исходя из задач и функций, предусмотренных в их положениях.
      Будет разработана архитектура бюджетных программ государственного органа, которая должна соответствовать основным направлениям его деятельности, определенным в стратегическом плане и положении. Данное требование необходимо для четкого распределения ответственности за реализацию каждой бюджетной программы.
      Бюджетная программа должна включать все затраты, направленные на достижение целей и задач соответствующего направления деятельности государственного органа (текущие расходы, расходы на развитие, кроме расходов на кредитование, заимствование и др.), поскольку все эти затраты только в совокупности могут дать результат, а не по отдельности.
      При этом, бюджетные программы должны формироваться с учетом специфики деятельности каждого государственного органа, то есть при разработке бюджетных программ должен быть предусмотрен индивидуальный подход к каждому государственному органу.
      Бюджетные программы государственных органов необходимо утверждать приказами государственных органов по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию.
      Бюджетная программа должна стать документом, обеспечивающим взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования государственного органа, и содержать:
      1) описание бюджетной программы (на что направлена бюджетная программа, как она связана с целями, задачами и функциями государственного органа, вклад бюджетной программы в их достижение);
      2) мероприятия для достижения целей и задач стратегического плана государственного органа, а также его задач и функций, реализуемых в рамках данной бюджетной программы, с указанием срока реализации в плановом периоде;
      3) показатели реализации бюджетной программы;
      4) объем бюджетных средств.
      Одним из основных принципов бюджета, ориентированного на результаты, является четкое распределение ответственности за каждую бюджетную программу. Для этого по каждой бюджетной программе будет определено ответственное должностное лицо. Данная информация должна быть включена в бюджетную программу и доступна основным участникам бюджетного процесса.
      Бюджетная заявка должна стать документом, предусматривающим обоснование объема бюджетных расходов и содержать подробные расчеты в разрезе направлений и основных мероприятий по каждой бюджетной программе.
      4. Необходимо изменить подходы при планировании бюджетных средств.
      В целях повышения взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, выделение бюджетных расходов должно быть основано на достижимости целей и задач, стоящих перед государственными органами. Это, в свою очередь, повысит заинтересованность и ответственность каждого государственного органа и его руководителя к разработке качественного стратегического плана.
      В период формирования бюджета каждый государственный орган, разрабатывающий стратегический план, должен представить стратегический план на Республиканскую бюджетную комиссию для его защиты. Вместе со стратегическим планом будут представляться заключение о результатах и другие материалы оценки эффективности деятельности государственного органа за истекший финансовый год по направлениям «достижение и реализация стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе» и «управление бюджетными средствами», а также отчеты Правительства Республики Казахстан и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за предыдущий год.
      В целях повышения эффективности использования бюджетных средств администраторами бюджетных программ будет рассмотрена возможность предоставления им права переносить средства по бюджетным инвестиционным проектам между годами трехлетнего планового периода, не более 5 процентов от стоимости бюджетного инвестиционного проекта.
      5. Изменить порядок предоставления в Парламент отчета по исполнению бюджета.
      Годовой отчет по исполнению бюджета должен содержать информацию не только об освоении бюджетных средств, но и о достижении стратегических целей и задач программ, стратегических планов государственных органов и о влиянии на это израсходованных бюджетных средств.
      С целью повышения ответственности государственных органов, будет пересмотрен порядок рассмотрения годового отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в Парламенте Республики Казахстан.

Совершенствование оценки эффективности деятельности государственных
органов и эффективности реализации стратегических и программных
документов, стратегических планов государственных органов

      Дальнейшее совершенствование механизмов оценки, осуществляемое в русле реформирования Системы государственного планирования, будет сконцентрировано на реализации следующих задач.
      На начальном этапе потребуется актуализация оценки эффективности в части включения дополнительных критериев по процессам деятельности государственных органов, а также в части обеспечения высокого уровня взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.
      Также оценка стратегических планов государственных органов должна быть синхронизирована с оценкой стратегических и программных документов. Данная оценка будет проводиться государственным органом, определяемым Президентом Республики Казахстан.
      При оценке государственных и отраслевых программ необходимо усилить оценку социально-экономической эффективности от их реализации. По результатам оценки низкоэффективные или неэффективные государственные и отраслевые программы должны быть откорректированы или поставлены на утрату.
      На втором этапе, в соответствии с лучшим международным опытом будет начат переход к децентрализации оценочно-контрольных функций от уполномоченных органов по внешней оценке к государственным органам-разработчикам стратегических и программных документов, стратегических планов по мере развития и укрепления механизмов внутренней оценки.
      После полного внедрения системы государственного аудита службы внутреннего аудита государственных органов, как основной инструмент по выявлению недостатков и улучшению деятельности государственных органов, должны играть ключевую роль в проведении внутренней оценки реализации документов Системы государственного планирования.

Повышение уровня квалификации кадров, занятых в сфере
стратегического и бюджетного планирования

      Для выполнения задачи по повышению уровня квалификации кадров, занятых в сфере стратегического и бюджетного планирования предлагаются следующие меры:
      1. В целях повышения эффективности и результативности экономического управления, а также повышения качества планирования необходимо усиление компетенции специалистов, задействованных в бюджетном планировании и оценке результатов.
      Так, будет разработан соответствующий план мероприятий по развитию человеческих ресурсов в сфере стратегического и бюджетного планирования, включая усиление роли специалистов, осуществляющих анализ бюджетных заявок.
      В странах, где успешно применяется бюджет, ориентированный на результаты, важную роль в бюджетном процессе играет бюджетный аналитик, с точки зрения анализа бюджетных заявок и мониторинга бюджетных программ. В течение года бюджетные аналитики изучают эффективность реализации бюджетных программ с посещением объектов и по результатам анализа определяют необходимость дальнейшей реализации программы и/или ее различных мероприятий, а также вырабатывают пути решения с описанием альтернатив финансирования и рекомендаций.
      2. Организовать на постоянной основе обучение основным аспектам стратегического и бюджетного планирования, в том числе по разработке нефинансовых показателей.

Инструменты реализации Концепции

      Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством совершенствования действующего законодательства в сфере государственного и бюджетного планирования.

3. Перечень нормативных правовых актов, посредством
которых предполагается реализация Концепции

      В период реализации первого этапа Концепции достижение нижеперечисленных задач:
      1) ревизия и оптимизация документов Системы государственного планирования;
      2) повышение качества документов Системы государственного планирования и уровня их реализации;
      3) обеспечение взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования;
      4) повышение уровня квалификации кадров, занятых в сфере стратегического и бюджетного планирования;
      предполагается посредством внесения поправок в следующие нормативные правовые акты:
      Бюджетный кодекс Республики Казахстан посредством законопроекта, разрабатываемого в рамках реализации Концепции бюджетной политики, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 июня 2013 года № 590;
      Указ Президента Республики Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О Системе государственного планирования в Республике Казахстан»;
      Указ Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2009 года № 871 «Об утверждении Правил составления и представления годового отчета об исполнении республиканского бюджета»;
      Указ Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года № 931 «О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан»;
      постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 «Об утверждении Правил разработки, реализации, проведения мониторинга, оценки и контроля отраслевых программ»;
      постановление Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания»;
      постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2009 года № 1251 «Об утверждении Правил разработки прогноза социально-экономического развития»;
      принятие постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Перечня отраслевых программ»;
      5) совершенствование оценки эффективности деятельности государственных органов и эффективности реализации стратегических и программных документов;
      внесение поправок в:
      Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы»;
      постановление Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2010 года № 573 «Об утверждении Правил проведения оценки эффективности деятельности исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, местных исполнительных органов районов (городов областного значения)»;
      постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 1 июля 2010 года № 17қ «Об утверждении Правил проведения оценки государственных программ, стратегических планов центральных государственных органов, программ развития территорий и стратегических планов исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета».

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.