Форма для обращений

Об утверждении Правил исполнения обязательства в натуральной форме

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 68. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2018 года № 183

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 12.04.2018 № 183 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
      Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие настоящего постановления см. п. 3

      В соответствии с пунктом 4 статьи 308-2 и частью второй пункта 3 статьи 346 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила исполнения обязательства в натуральной форме.

      2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 11 декабря 2009 года № 2080 "Об утверждении Правил определения объема полезных ископаемых, передаваемых недропользователем Республике Казахстан в натуральной форме" (САПП Республики Казахстан, 2009 г., № 58, ст. 505).

      3. Настоящее постановление вводится в действие со дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

      Премьер-Министр
Республики Казахстан
Б. Сагинтаев

  Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 февраля 2017 года № 68

ПРАВИЛА
исполнения обязательства в натуральной форме

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила исполнения обязательства в натуральной форме (далее – Правила) устанавливают порядок определения объема, исчисления его в денежном выражении, а также реализации полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме по:

      1) доле Республики Казахстан по разделу продукции;

      2) роялти;

      3) рентному налогу на экспорт;

      4) налогу на добычу полезных ископаемых.

      2. Основные понятия, применяемые в настоящих Правилах:

      1) агент – лицо, уполномоченное получателем от имени государства на осуществление реализации полезных ископаемых;

      2) полезные ископаемые, передаваемые недропользователем в натуральной форме в счет исполнения налоговых обязательств (далее – полезные ископаемые), – нефть, сера, передаваемые недропользователем в натуральной форме в счет исполнения налоговых обязательств;

      3) пункт доставки – место передачи права распоряжения на полезные ископаемые от недропользователя получателю от имени государства;

      4) получатель от имени государства – юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, действующее от имени государства в качестве получателя полезных ископаемых, передаваемых в натуральной форме недропользователем в счет исполнения налогового обязательства, предусмотренного налоговым законодательством Республики Казахстан и (или) соглашениями (контрактами) о разделе продукции, контрактом на недропользование, утвержденным Президентом Республики Казахстан, предусмотренными статьей 308-1 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс);

      5) расходы получателя от имени государства или агента – определенные настоящими Правилами, обоснованные и подтвержденные документально и (или) официально признанными источниками информации расходы, необходимые для доставки и реализации полезных ископаемых;

      6) пункт сбыта – место, в котором переходит право собственности или риск убытков на полезные ископаемые от получателя от имени государства или агента к покупателю;

      7) средневзвешенная цена реализации – средневзвешенная цена реализации единицы объема полезных ископаемых за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых, определяемая в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил;

      8) условная цена полезных ископаемых – цена единицы объема полезных ископаемых, используемая для определения денежного выражения объемов полезных ископаемых, передаваемых недропользователем Республике Казахстан в счет исполнения обязательств в натуральной форме;

      9) расходы по транспортировке – расходы по транспортировке единицы объема полезных ископаемых от устья скважины (если иное не предусмотрено соглашениями (контрактами) по разделу продукции и контрактами на недропользование, указанными в статье 308-1 Налогового кодекса) до пункта продажи (отгрузки), определяемые в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, включающие в себя оплату транспортного тарифа при транспортировке по железной дороге, магистральному трубопроводу и (или) морским путем, расходы по сливу и наливу (для жидких веществ), расходы по погрузке и разгрузке (для твердых веществ), арендную плату использованных железнодорожных цистерн, таможенные выплаты, технологические транспортные потери груза, расходы по хранению и страхованию в пути, расходы по оплате простоя железнодорожных цистерн, связанные с транспортировкой по железной дороге, и демереджу, связанные с транспортировкой морским путем и не включенные в дифференциал, расходы на финансирование и банковское обслуживание, непосредственно связанные с транспортировкой, расходы по проведению инспекции по контролю количества и качества груза и другие расходы, непосредственно связанные с транспортировкой.

      3. Все указанные в настоящих Правилах величины рассчитываются за налоговый период, определенный в соответствии с Налоговым кодексом для каждого вида налога, в отношении которого производится передача полезных ископаемых.

      4. Правоотношения, регулируемые настоящими Правилами, основываются на принципах налогообложения, предусмотренных в Налоговом кодексе.

Глава 2. Исполнение обязательств по доле Республики Казахстан по разделу продукции и роялти

      5. В целях налогового администрирования денежное выражение объема полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет уплаты доли Республики Казахстан по разделу продукции и роялти, определяется как произведение объема полезных ископаемых, подлежащих передаче в счет уплаты доли Республики Казахстан по разделу продукции и роялти, и условной цены, предусмотренной настоящим пунктом.

      Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет уплаты доли Республики Казахстан по разделу продукции и роялти получателю от имени государства, осуществляется с учетом условий соглашений (контрактов) по разделу продукции и контрактов на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса:

      1) по доле Республики Казахстан по разделу продукции – как объем полезных ископаемых, подлежащий разделу, за вычетом объема полезных ископаемых, причитающегося недропользователю;

      2) по роялти – как произведение объема добытых полезных ископаемых и установленной ставки роялти.

      Уменьшение (увеличение) объема полезных ископаемых, подлежащих передаче за налоговый период, не допускается.

      Условная цена рассчитывается недропользователем в соответствии с положениями соглашений (контрактов) по разделу продукции и контрактов на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса, во исполнение которых производится исполнение обязательств в натуральной форме, и применяется в виде единой условной цены по такому соглашению (контракту) в разрезе каждого передаваемого полезного ископаемого.

      В случае отсутствия в соглашениях (контрактах) по разделу продукции и контрактах на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса, порядка определения условной цены, такая условная цена определяется как среднеарифметическая цена:

      по нефти – по котировальному периоду во временном промежутке:

      1) при реализации морским транспортом не более пяти котировальных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар и не более пяти котировальных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар;

      2) при реализации магистральным трубопроводным транспортом и иными видами транспорта, за исключением реализации морским транспортом, с первого по последнее число месяца перехода права собственности покупателю на товар;

      по сере – исходя из среднемесячных цен на внутреннем рынке и при экспорте из источника информации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

      6. В соответствии с положениями соглашений (контрактов) по разделу продукции и контрактов на недропользование, указанных в статье 308-1 Налогового кодекса, получатель от имени государства обеспечивает своевременность и полноту получения в пункте доставки полезных ископаемых от недропользователя в счет исполнения обязательства в натуральной форме в соответствующем налоговом периоде в объеме, равном объему, передаваемому недропользователем в счет исполнения обязательства в натуральной форме за такой налоговый период.

      В случае, если получатель от имени государства не может обеспечить получение соответствующих полезных ископаемых в полном объеме за такой налоговый период, недропользователь в течение пяти рабочих дней с момента выявления письменно уведомляет органы государственных доходов о неспособности получателя от имени государства принять объем таких полезных ископаемых, подлежащий передаче недропользователем.

      Органы государственных доходов после получения уведомления, указанного в части второй настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней направляют письменный запрос получателю от имени государства о представлении пояснений о неспособности обеспечения полноты получения полезных ископаемых.

      Получатель от имени государства в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса органов государственных доходов направляет письменный ответ с пояснениями о неспособности обеспечения полноты получения полезных ископаемых с приложением подтверждающих документов.

      Недропользователь в срок не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, официальным письмом уведомляет получателя от имени государства по каждому виду полезного ископаемого об объеме, подлежащем передаче, фактически переданном объеме и условной цене.

      При этом уплата пени и штрафов, связанных с исполнением обязательства в натуральной форме, производится в денежной форме.

      7. Выбор покупателя полезных ископаемых осуществляется получателем от имени государства на конкурсной основе, за исключением случаев реализации газа национальному оператору в соответствии с законодательством Республики Казахстан о газе и газоснабжении.

      8. Полезные ископаемые, получаемые в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, реализуются в срок не более 90 календарных дней со дня подписания на пункте доставки документа, подтверждающего прием-передачу суточного объема таких полезных ископаемых, за исключением полезных ископаемых, срок для реализации которых требует более длительного времени.

      9. Реализация полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, осуществляется через агента только по согласованию с уполномоченным органом в области нефти и газа при наличии соответствующего договора поручения, заключенного с получателем от имени государства.

      10. Цена реализации полезных ископаемых должна соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

      11. Реализация нерезидентам и резидентам полезных ископаемых, полученных от недропользователя в счет исполнения обязательства в натуральной форме, получателем от имени государства и (или) агентом осуществляется в валюте, предусмотренной для расчетов налоговых выплат соответствующими соглашениями (контрактами) по разделу продукции и контрактами на недропользование, указанными в статье 308-1 Налогового кодекса.

      Рыночный курс обмена валют по операциям, связанным с реализацией полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме, определяется в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан.

      12. Расчет цены реализации за единицу полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, рассчитывается за налоговый период, определенный Налоговым кодексом, по каждому виду полезного ископаемого в разрезе каждой реализации по следующей формуле:

      Цед. = (S1 + S2+…+ Sn)/(V1+V2+…Vn),

      где:

      S1, S2,…, Sn – полученная выручка от реализации отдельного полезного ископаемого в соответствующем пункте сбыта;

      V1, V2,…, Vn – объем фактически реализованного каждого полезного ископаемого в соответствующем пункте сбыта, за которое поступила выручка.

      13. Объем полезных ископаемых, подлежащих реализации, определяется как объем полезных ископаемых, полученных от недропользователя, за минусом потерь, возникших при их транспортировке, хранении и реализации от пункта доставки до пункта сбыта, а именно:

      1) нормированные потери в результате естественной убыли;

      2) аварийные потери;

      3) потери, вызванные форс-мажорными обстоятельствами;

      4) неидентифицируемые потери;

      5) объем нефти, необходимой для заполнения трубопроводов, в соответствии с требованиями транспортной организации (далее –технологическая нефть).

      Реализация технологической нефти должна отражаться в том налоговом периоде, в котором произведена ее фактическая реализация.

      Документами, подтверждающими объемы вышеуказанных потерь и технологической нефти, являются документы, представленные соответствующими транспортными организациями при отгрузке на реализацию объемов полезных ископаемых, а в случае реализации через агента – расчетные таблицы, заверенные агентом.

      Объемом фактически реализованных полезных ископаемых является объем полезных ископаемых, подлежащих реализации, за который поступила выручка от реализации в отчетном налоговом периоде.

      Подтверждающими документами о фактически реализованном покупателям объеме полезных ископаемых являются документы, подтверждающие факт оплаты за реализованные полезные ископаемые.

      Перевод единиц измерения из барреля в метрическую тонну осуществляется на основании данных прибора учета в пункте сбыта. При этом коэффициенты баррелизации устанавливаются с учетом фактической плотности и температуры экспортируемой сырой нефти, приведенных к стандартным условиям измерения в соответствии со стандартом, применяемым на пункте сбыта.

      14. В случае отсутствия выручки от реализации полезных ископаемых на дату представления расчета текущих платежей по исполнению налогового обязательства в натуральной форме, объем и выручка от такой реализации отражаются получателем от имени государства в декларации об исполнении налогового обязательства в натуральной форме за календарный год.

      Деньги, поступившие от реализованных полезных ископаемых, не подлежат использованию в коммерческих целях.

      15. Получатель от имени государства в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, перечисляет в бюджет в счет уплаты обязательств по доле Республики Казахстан (роялти) сумму денег, определенную по следующей формуле:

      ∑налога= S – ТР,

      где:

      ∑налога сумма денег от реализации полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, являющаяся налогом, подлежащим уплате (перечислению) в бюджет;

      S – общая выручка, полученная от реализации полезных ископаемых в соответствующем пункте сбыта за налоговый период;

      ТР – общая сумма понесенных расходов получателя от имени государства или агента, понесенных при транспортировке, хранении и реализации полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме.

      16. К расходам получателя от имени государства или агента, понесенным ими при транспортировке, хранении и реализации полезных ископаемых, полученных в счет исполнения недропользователем обязательства в натуральной форме, относятся обоснованные (свидетельство обязанности совершать оплату нижеуказанных расходов) и документально (оригиналами первичных документов или заверенными копиями) подтвержденные по каждому виду расходы:

      1) комиссионное вознаграждение торгового брокера, владельца терминала либо компенсация за выполнение ими торгово-посреднических функций;

      2) расходы по транспортировке по нефтепроводной и железнодорожной системам, включая авансовые платежи по данному виду расходов, а также покрытие изменений в тарифах;

      3) услуги по оформлению грузовых документов, включая расходы по таможенному оформлению полезных ископаемых на экспорт по пути следования полезных ископаемых до пункта сбыта;

      4) расходы по хранению полезных ископаемых в резервуарах и складах транспортной компании;

      5) расходы, связанные с погрузкой-разгрузкой полезных ископаемых, включая расходы по приему, перекачке, перевалке, сливу, наливу, хранению, смешению;

      6) издержки третьих сторон (поставщиков услуг), оплаченные при транспортировке и (или) сбыте, включая, складские расходы, стоимость экспедиторских услуг и оплату услуг грузового инспектора;

      7) расходы, выставляемые транспортными компаниями по качеству полезных ископаемых (банк качества нефти);

      8) расходы по страхованию полезных ископаемых;

      9) транспортно-экспедиторские услуги;

      10) стоимость банковских услуг, вознаграждение покупателя за ранний платеж, расходы по конвертации денежных средств, курсовые разницы, в том числе возникающие при обмене валюты в другие иностранные валюты по рыночному курсу и фактическому курсу сделки обмена валюты в один и тот же день, расходы по аккредитивам;

      11) расходы по прохождению турецких проливов, по перемещению между причалами в порту погрузки по причинам, зависящим от получателя от имени государства или агента, а также сверхнормативный простой танкеров в порту погрузки;

      12) расходы на оплату налогов, экологических платежей, таможенных платежей, таможенных пошлин и сборов, других обязательных платежей в бюджет, связанных с транспортировкой и реализацией полезных ископаемых и являющихся непосредственным обязательством получателя от имени государства или агента, за исключением налогов, уплаченных при неисполнении налоговым агентом обязательств по удержанию таких налогов;

      13) расходы по сервисным соглашениям, связанным с управлением и координированием выборки и поставок для целей транспортировки и реализации полезных ископаемых, включая авансовые платежи по данным видам расходов;

      14) расходы на юридические, нотариальные услуги и судебно-арбитражные издержки, услуги по экспертизам, почтово-курьерские услуги;

      15) расходы по аренде, ремонту, парковке полувагонов, мобилизации и демобилизации вагонов, передвижению полувагонов на пункт обслуживания, очистке и подготовке вагонов, покрытию полувагонов антикоррозийным покрытием, обслуживанию магистральных железнодорожных сетей и объектов инфраструктуры, обслуживанию на маршрутных путях (для обеспечения нужного движения), получению особых условий для транспортировки в полувагонах, комиссии за организацию транспортировки, маневровым работам на станции назначения, подаче-уборке вагонов со станции назначения к терминалу разгрузки, услугам терминала, сопровождению груза, снятию покрытия с вагонов при разгрузке.

      17. В случаях, когда расходы относятся к нескольким налоговым периодам, такие расходы принимаются в том налоговом периоде, в котором произведена их оплата.

      18. При реализации полезных ископаемых через агента, в случае, если документы, подтверждающие расходы, выставляются поставщиком услуг на имя агента без выделения стоимости услуг, относящихся к объемам полезных ископаемых получателя от имени государства, переданных в счет исполнения обязательств по уплате доли Республики Казахстан, такие расходы распределяются агентом пропорционально соответствующим долям в объемах реализованных полезных ископаемых. Данные расходы передаются агентом получателю от имени государства в виде расчетных таблиц, при этом подтверждающими документами являются расчетные таблицы и копии документов, заверенные агентом.

Глава 3. Исполнение обязательства в натуральной форме по рентному налогу на экспорт и налогу на добычу полезных ископаемых

      19. Цена единицы объема полезного ископаемого, передаваемого недропользователем получателю от имени государства в счет исполнения налоговых обязательств по рентному налогу на экспорт и налогу на добычу полезных ископаемых, определяется по следующей формуле:

      Ц(уст.) = Цсрвзв. – ТРсрвзв. – Speнт.,

      где:

      Ц(уст.) – расчетная цена единицы объема полезных ископаемых, рассчитываемая на устье;

      Цсрвзв. – средневзвешенная цена реализации единицы объема полезных ископаемых, которая определяется по следующей формуле:

      Цсрвзв. = Speaл. / Vобщ.,

      где:

      Speaл. – общий доход от реализации данного вида полезных ископаемых по всем направлениям за налоговый период, в отношении которого производится передача полезного ископаемого;

      ТРсрвзв. – средневзвешенные расходы по транспортировке единицы объема полезных ископаемых, которые определяются по следующей формуле:

      ТРсрвзв. = ТР / Vобщ.,

      где:

      ТР – общая сумма расходов по транспортировке данного вида полезных ископаемых, реализованных за налоговый период, в отношении которого производится передача полезного ископаемого;

      Speнт. – сумма рентного налога на экспорт на единицу объема полезных ископаемых, которая определяется по следующей формуле:

      Speнт. = S / Vобщ.,

      где:

      S – сумма рентного налога на экспорт в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса за налоговый период, в отношении которого производится передача полезного ископаемого;

      Vобщ. – физический объем реализованных полезных ископаемых данного вида за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых.

      20. Реализация полезных ископаемых, передаваемых недропользователем получателю от имени государства в счет исполнения налоговых обязательств по рентному налогу на экспорт и налогу на добычу полезных ископаемых, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 7-13 настоящих Правил, с учетом положений дополнительного соглашения к контракту на недропользование, заключаемого в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24 июня 2010 года "О недрах и недропользовании", предусматривающего пункт, условия и сроки поставки объемов полезных ископаемых в виде налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт, передаваемых налогоплательщиком Республике Казахстан в натуральной форме.

      21. Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет уплаты рентного налога на экспорт, производится исходя из суммы налога в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса, и расчетной цены единицы объема полезных ископаемых по следующей формуле:

      Vрент. = Speнт. / Ц(уст.),

      где:

      Vрент. – объем полезных ископаемых, подлежащих передаче налогоплательщиком получателю от имени государства в счет уплаты рентного налога на экспорт в натуральной форме;

      Speнт. – сумма рентного налога на экспорт в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых;

      Ц(уст.) – расчетная цена единицы объема полезных ископаемых, рассчитываемая на устье.

      22. Определение объема полезных ископаемых, передаваемых в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, производится исходя из суммы налога в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 335 Налогового кодекса, и расчетной цены единицы объема полезных ископаемых по следующей формуле:

      Vндпи = Sндпи / Ц(уст.),

      где:

      Vндпи – объем полезных ископаемых, подлежащих передаче налогоплательщиком получателю в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых в натуральной форме;

      Sндпи – сумма налога на добычу полезных ископаемых в денежном выражении, исчисленного в соответствии со статьей 335 Налогового кодекса за налоговый период, в отношении которого производится передача полезных ископаемых;

      Ц(уст.) – расчетная цена единицы объема полезных ископаемых, рассчитываемая на устье.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.