Об одобрении Республикой Казахстан Конвенции о биологическом разнообразии и организации выполнения предусмотренных ею обязательств

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 19 августа 1994 г. N 918

      Учитывая ответственность за сохранение биологического разнообразия и рациональное использование биологических ресурсов,необходимость расширения международного сотрудничества в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, подписанной от имени Правительства Республики Казахстан на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Принять предложение Министерства экологии и биоресурсов Республики Казахстан об одобрении Республикой Казахстан Конвенции о биологическом разнообразии.
      2. Министерству иностранных дел Республики Казахстан уведомить депозитария указанной Конвенции - Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций - об одобрении Республикой Казахстан Конвенции о биологическом разнообразии.
      3. Возложить на Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан координацию и контроль за выполнением Республикой Казахстан обязательств, предусмотренных Конвенцией о биологическом разнообразии.
      4. Образовать при Министерстве экологии и биоресурсов Республики Казахстан межведомственную комиссию на общественных началах по вопросам обеспечения выполнения обязательств Республикой Казахстан, вытекающих из положений настоящей Конвенции.
      Установить, что в состав комиссии должны быть включены заместители руководителей соответствующих министерств, ведомств, предприятий и организаций, отвечающих за выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию, а также авторитетные специалисты в области биологического разнообразия.
      5. Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан:
      утвердить в трехмесячный срок Положение о межведомственной комиссии и по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами определить ее персональный состав;
      в целях охраны редких и исчезающих видов фауны и флоры, сохранения биологического разнообразия принять меры по регулированию хозяйственной деятельности в местах обитания этих животных, районах произрастания растений. Осуществить разработку и принятие законодательных нормативов и правил, касающихся охраны, сохранения и восстановления численности и ареалов, находящихся под угрозой исчезновения видов и популяций животных и растений;
      разработать в течение трех месяцев и по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Казахстан систему льгот и материального стимулирования организаций и учреждений, обеспечивающих эколого- экономически обоснованное рациональное ведение хозяйственной деятельности в районах, прилегающих к заповедным территориям и объектам, а также сохранность генофондов растений и животных в коллекциях и охраняемых территориях;
      внедрить в 1994-1995 годах в полном объеме процедуру проведения экологической экспертизы предлагаемых проектов, которые могут оказать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие для предупреждения или сведения к минимуму таких последствий;
      осуществить подготовку необходимых документов и материалов, касающихся выполнения Республикой Казахстан обязательств, предусмотренных Конвенцией и представить Секретариату Конвенции.
      6. Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан, главам областных администраций и заинтересованным министерствам и ведомствам предусмотреть организацию на территории республики сети заказников, заповедников, природных национальных парков, генетических резерватов и других охраняемых территорий и объектов, имеющих целью сохранение биологического разнообразия. Принять меры по укреплению материально- технической базы охраняемых природных резерватов, государственных инспекций по охране животного и растительного мира. Обеспечить разработку и реализацию республиканских и областных (региональных) схем развития и размещения объектов, предусмотрев резервирование участков под организацию этих объектов и ограничение хозяйственной деятельности на их территориях.
      7. Национальной академии наук, Министерству науки и новых технологий, Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан, Казахской академии сельскохозяйственных наук усилить фундаментальные и прикладные научные исследования биологического разнообразия природных комплексов Казахстана. В 1994-1995 годах разработать Национальную программу устойчивого сохранения и рационального использования биологического разнообразия, включая мониторинг его компонентов в составе глобального экологического природно-ресурсного мониторинга окружающей среды.
      8. Казахской академии сельскохозяйственных наук и Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан разработать комплекс мероприятий по сохранению генетического фонда и восстановлению аборигенных пород одомашненных животных на территории республики, а также научные основы рационального использования биологических ресурсов агросистем сельскими товаропроизводителями, обеспечивающие сохранность биологического разнообразия.
      9. Министерству сельского хозяйства, Национальной академии наук, Главному таможенному управлению Министерства финансов Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять соответствующие меры по предотвращению интродукции видов, несвойственных и чужеродных дикой фауне и флоре Казахстана, проникновение и акклиматизация которых может нанести определенный ущерб водным и наземным экосистемам.
      10. Министерству науки и новых технологий, Министерству иностранных дел, Министерству экологии и биоресурсов Республики Казахстан в течение 1994 года разработать и утвердить в установленном порядке Программу международного научно-технического сотрудничества в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.
      11. Министерству финансов Республики Казахстан ежегодно предусматривать министерствам, ведомствам и областным администрациям выделение финансовых средств на государственные нужды, связанные с выполнением обязательств Республикой Казахстан, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии.
      12. Национальному агентству по иностранным инвестициям при Министерстве экономики и Министерству финансов Республики Казахстан учитывать проекты, необходимые для выполнения обязательств Республикой Казахстан по Конвенции о биологическом разнообразии, при определении

направлений использования внешней финансовой и технической помощи, 
поступающей от других государств и международных организаций.

   Премьер-Министр
 Республики Казахстан
                                                    приложение

              КОНВЕНЦИЯ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ*
     
                (Бюллетень международных договоров,
                        1995 г., № 6, стр.80)
                        
                             Преамбула

     Договаривающиеся стороны,


      сознавая непреходящую ценность биологического разнообразия, а также экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, воспитательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение биологического разнообразия и его компонентов,
      сознавая также большое значение биологического разнообразия для эволюции и сохранения поддерживающих жизнь систем биосферы,
      подтверждая, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества,
      вновь подтверждая, что государства обладают суверенными правами на свои собственные биологические ресурсы,
      подтверждая также, что государства несут ответственность за сохранение своего биологического разнообразия и устойчивое использование своих биологических ресурсов,
      будучи озабочены тем, что биологическое разнообразие существенно сокращается в результате некоторых видов человеческой деятельности,
      осозновая общую нехватку информации и знаний, касающихся биологического разнообразия, и настоятельную необходимость в развитии научного, технического и организационного потенциала с целью обеспечить общее понимание этой проблемы, что послужит основой для планирования и осуществления соответствующих мер,
      отмечая, что необходимо предвидеть, предотвращать и устранять причины значительного сокращения или утраты биологического разнообразия в их источнике,
      отмечая также, что в тех случаях, когда существует угроза значительного сокращения или утраты биологического разнообразия, отсутствие неоспоримых научных фактов не должно служить причиной отсрочки принятия мер для устранения или сведения к минимуму такой угрозы,
      отмечая далее, что основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение in-situ экосистем и естественных мест обитания, поддерживание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях,
      отмечая далее, что принятие мер ех-situ, предпочтительно в стране происхождения, также имеет важное значение,
      признавая большую и традиционную зависимость многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов, и желательность совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с использованием традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов,
      признавая также жизненно важную роль женщин в деле сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия и подтверждая необходимость полномасштабного участия женщин в выработке и осуществлении на всех уровнях политики, направленной на сохранение биологического разнообразия,
      подчеркивая значение и необходимость поощрения международного, регионального и глобального сотрудничества между государствами и межправительственными организациями и негосударственным сектором в деле сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов,
      признавая, что путем предоставления новых и дополнительных финансовых ресурсов и обеспечения надлежащего доступа к соответствующим технологиям можно будет существенно расширить имеющиеся в мире возможности для решения проблемы утраты биологического разнообразия,
      признавая далее, что требуется специальное положение для того, чтобы удовлетворить потребности развивающихся стран, включая предоставление новых и дополнительных финансовых ресурсов и обеспечение надлежащего доступа к соответствующим технологиям,
      отмечая в связи с этим особые условия наименее развитых стран и малых островных государств,
      признавая, что сохранение биологического разнообразия требует значительных капиталовложений и что ожидается получение большого числа экологических, экономических и социальных выгод от таких капиталовложений,
      признавая, что экономическое и социальное развитие и ликвидация бедности являются первейшими и главенствующими задачами развивающихся стран,
      сознавая, что сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия имеет решающее значение для удовлетворения потребностей в продовольствии и здравоохранении, а также других потребностей растущего населения Земли и что доступ как к генетическим ресурсам, так и технологиям и их совместное использование имеют важное значение для решения этих задач,
      отмечая, что в конечном итоге сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия укрепит дружеские отношения между государствами и будет содействовать укреплению мира для всего человечества,
      желая укрепить и дополнить существующие международные соглашения о сохранении биологического разнообразия и устойчивом использовании его компонентов, и
      преисполненные решимости сохранить и устойчиво использовать биологическое разнообразие в интересах нынешнего и будущих поколений,
      договорились о нижеследующем:

      Статья 1. Цели
      Целями настоящей Конвенции, к достижению которых надлежит стремиться согласно ее соответствующим положениям, являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех прав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования.

      Статья 2. Использование терминов
      Для целей настоящей Конвенции:
     "Биологическое разнообразие" означает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
      "Биологические ресурсы" включают генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.
      "Биотехнология" означает любой вид технологии, связанный с использованием биологических систем, живых организмов или их производных для изготовления или изменения продуктов или процессов с целью их конкретного использования.
      "Страна происхождения генетических ресурсов" означает страну, которая обладает этими генетическими ресурсами в условиях in-situ.
      "Страна предоставляющая генетические ресурсы" означает страну, предоставляющую генетические ресурсы, собранные из источников in-situ, включая популяции как диких, так и одомашненных видов, либо полученные из источников ех-situ, независимо от того, происходят они из этой страны или нет.
      "Одомашненные или культивированные виды" означают виды, на процесс эволюции которых оказывает воздействие человек в целях удовлетворения своих потребностей.
      "Экосистема" означает динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также их неживой окружающей среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.
      "Сохранение ex-situ" означает сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания.
      "Генетический материал" означает любой материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности.
      "Генетические ресурсы" означают генетический материал, представляющий фактическую или потенциальную ценность.
      "Место обитания" означает тип местности или место естественного обитания того или иного организма или популяции.
      "Условия in-situ" означают условия, в которых существуют генетические ресурсы в рамках экосистем и естественных мест обитания, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки.
      "Сохранение in-situ" означает сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки.
      "Охраняемый район" означает географически обозначенную территорию, которая выделяется, регулируется и используется для достижения конкретных природоохранных целей.
      "Региональная организация экономической интеграции" означает организацию, созданную суверенными государствами данного региона, которой ее государства-члены передали полномочия по вопросам, регулируемым настоящей Конвенцией, и которая должным образом уполномочена в соответствии с ее внутренними процедурами подписывать, ратифицировать, принимать, одобрять Конвенцию или присоединяться к ней.
      "Устойчивое использование" означает использование компонентов биологического разнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым, сохраняя его способность удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений, и отвечать их чаяниям.
      "Технология" включает биотехнологию.

      Статья 3. Принцип
      В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

      Статья 4. Сфера юрисдикции
      При условии соблюдения прав других государств и если в настоящей Конвенции явно не предусмотрено иное, положения настоящей Конвенции применяются в отношении каждой Договаривающейся Стороны:
      a) в том, что касается компонентов биологического разнообразия в пределах ее национальной юрисдикции; и
      b) в том, что касается процессов и деятельности, независимо от места проявления их последствий, осуществляемых под ее юрисдикцией или контролем, как в пределах ее национальной юрисдикции, так и за пределами национальной юрисдикции.

      Статья 5. Сотрудничество
      Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и уместно, сотрудничает с другими Договаривающимися Сторонами прямо или, если это уместно, через компетентные международные организации, в отношении районов за пределами национальной юрисдикции и по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, в целях сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.

      Статья 6. Общие меры по сохранению и устойчивому использованию
      Каждая Договаривающаяся Сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями:
      a) разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают, в частности, изложенные в настоящей Конвенции меры, относящиеся к соответствующей Договаривающейся Стороне; и
    b) предусматривает, насколько это возможно и целесообразно, меры по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия в соответствующих секторальных или межсекторальных планах, программах и политике.

      Статья 7. Определение и мониторинг
      Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно, в частности, для целей статей 8-10:
      a) определяет компоненты биологического разнообразия, имеющие важное значение для его сохранения и устойчивого использования, с учетом ориентировочного перечня категорий, приведенного в Приложении I;
      b) посредством отбора образцов и других методов осуществляет мониторинг компонентов биологического разнообразия, определенных в соответствии с подпунктом a) выше, уделяя особое внимание тем, которые требуют принятия неотложных мер по сохранению, а также тем, которые открывают наибольшие возможности для устойчивого использования;
      c) определяет процессы и категории деятельности, которые оказывают или могут оказывать значительное неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, и осуществляет мониторинг их последствий посредством отбора образцов и других методов; и
      d) собирает и систематизирует тем или иным образом данные, полученные в результате мероприятий по определению и мониторингу в соответствии с подпунктами а), b) и c) выше.

      Статья 8. Сохранение in-situ
      Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
      a) создает систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия;
      b) разрабатывает, при необходимости, руководящие принципы отбора, создания и рационального использования охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия;
      c) регулирует или рационально использует биологические ресурсы, имеющие важное значение для сохранения биологического разнообразия в охраняемых районах или за их пределами, для обеспечения их сохранения и устойчивого использования;
      d) содействует защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;
      e) поощряет экологически обоснованное и устойчивое развитие в районах, прилегающих к охраняемым районам, в целях содействия охране этих районов;
      f) принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействует восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования;
      g) устанавливает или поддерживает средства регулирования, контроля или ограничения риска, связанного с использованием и высвобождением живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии, которые могут иметь вредные экологические последствия, способные оказать воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также опасности для здоровья человека;
      h) предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные виды;
      i) стремится создавать условия, необходимые для обеспечения совместимости существующих способов использования с сохранением биологического разнообразия и устойчивым использованием его компонентов;
      j) в соответствии со своим национальным законодательством обеспечивает уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствует их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощряет совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики;
      k) разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и/ или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций;
      l) в случаях, когда согласно статье 7 установлен факт существенного неблагоприятного воздействия на биологическое разнообразие, регламентирует или регулирует соответствующие процессы и категории деятельности; и
      m) сотрудничает в оказании финансовой и иной поддержки мерам сохранения in-situ, изложенным в подпунктах a)-l) выше, особенно в развивающихся странах.

      Статья 9. Сохранение ex-situ
      Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно, и, в первую очередь, в целях дополнения мер in-situ:
      a) принимает меры для сохранения ex-situ компонентов биологического разнообразия, предпочтительно в стране происхождения таких компонентов;
      b) создает и поддерживает условия для сохранения и исследования ex- situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов;
      c) принимает меры для восстановления и реабилитации находящихся в опасности видов и для их реинтродукции в места их естественного обитания при соответствующих условиях;
      d) регламентирует и регулирует сбор биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ех-situ, с тем, чтобы не создавать угрозу для экосистем и популяций видов in-situ, за исключением случаев, когда требуется принятие специальных временных мер ex-situ в соответствии с подпунктом c) выше; и
      e) сотрудничает в оказании финансовой и иной поддержки мерам сохранения ех-situ, изложенным в подпунктах a)-d) выше, а также в создании и поддержании условий для сохранения ex-situ в развивающихся странах.

      Статья 10. Устойчивое использование компонентов
                 биологического разнообразия
      Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
      a) предусматривает рассмотрение вопросов сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов в процессе принятия решений на национальном уровне;
      b) принимает меры в области использования биологических ресурсов, с тем, чтобы предотвратить или свести к минимуму неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие;
      c) сохраняет и поощряет традиционные способы использования биологических ресурсов в соответствии со сложившимися культурными обычаями, которые совместимы с требованиями сохранения или устойчивого использования;
      d) оказывает местному населению поддержку в разработке и осуществлении мер по исправлению положения в пострадавших районах, в которых произошло сокращение биологического разнообразия; и
      e) поощряет сотрудничество между правительственными органами и частным сектором своей страны в разработке методов устойчивого использования биологических ресурсов.

      Статья 11. Меры стимулирования
      Каждая Договаривающаяся Сторона принимает, насколько это возможно и целесообразно, оправданные с экономической и социальной точек зрения меры, стимулирующие сохранение и устойчивое использование компонентов биологического разнообразия.

      Статья 12. Исследования и подготовка кадров
      Договаривающиеся Стороны с учетом особых потребностей развивающихся стран:
      a) разрабатывают и осуществляют программы научно-технического обучения и подготовки кадров для осуществления мер по определению, сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия и его компонентов и оказывают поддержку такому обучению и подготовке кадров для удовлетворения конкретных потребностей развивающихся стран;
      b) поощряют и стимулируют исследования, содействующие сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, особенно в развивающихся странах, в частности, в соответствии с решениями Конференции Сторон, принимаемыми на основе рекомендаций Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям; и
      c) в соответствии с положениями статей 16, 18 и 20 поощряют использование научных результатов, полученных в ходе исследований биологического разнообразия, при разработке методов сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов и сотрудничают в использовании таких результатов.

      Статья 13. Просвещение и повышение осведомленности общественности
      Договаривающиеся Стороны:
      a) поощряют и стимулируют понимание важного значения сохранения биологического разнообразия и требуемых для этого мер, а также его пропаганду через средства массовой информации и включение этих вопросов в учебные программы; и
      b) сотрудничают, в соответствующих случаях, с другими государствами и международными организациями в разработке учебных программ и программ в области повышения осведомленности общественности по вопросам сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.

      Статья 14. Оценка воздействия и сведение к минимуму
                 неблагоприятных последствий
      1. Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно:
      a) внедряет соответствующие процедуры, требующие проведения экологической экспертизы своих предлагаемых проектов, которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие, в целях предупреждения или сведения к минимуму таких последствий, и, когда это целесообразно, обеспечивает возможности для участия общественности в таких процедурах;
      b) принимает соответствующие меры для обеспечения должного учета экологических последствий своих программ и политики, которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие;
      c) содействует на основе взаимности уведомлению, обмену информацией и проведению консультаций о деятельности в рамках ее юрисдикции или под ее контролем, которая может оказывать...
      d) в случае неизбежной или серьезной опасности или ущерба, источники которых находятся под ее юрисдикцией или контролем, для биологического разнообразия в районе под юрисдикцией других государств или в районах за пределами национальной юрисдикции, немедленно уведомляет государства, которые могут пострадать от такой опасности или ущерба, а также принимает меры по предотвращению или сведению к минимуму такой опасности или ущерба; и
      e) содействует национальным мероприятиям на случай экстренного реагирования на действия или события, вызванные естественными или иными причинами, которые представляют серьезную и неизбежную угрозу биологическому разнообразию, и поощряет международное сотрудничество, дополняющее такие национальные усилия и, где это целесообразно и согласовано с заинтересованными государствами или региональными организациями экономической интеграции, разрабатывает совместные планы на случай чрезвычайных обстоятельств.
      2. Конференция Сторон рассматривает на основе проводимых исследований вопрос об ответственности и исправлении положения, включая восстановление и компенсацию за ущерб, наносимый биологическому разнообразию, за исключением тех случаев, когда такая ответственность является чисто внутренним вопросом.

      Статья 15. Доступ к генетическим ресурсам
      1. В силу признания суверенных прав государств на свои природные ресурсы право определять доступ к генетическим ресурсам принадлежит национальным правительствам и регулируется национальным законодательством.
      2. Каждая Договаривающая Сторона стремится создавать условия для облегчения доступа к генетическим ресурсам в целях экологически безопасного использования другими Договаривающимися Сторонами и не налагать ограничений, которые противоречат целям настоящей Конвенции.
      3. Для целей настоящей Конвенции к генетическим ресурсам, предоставляемым Договаривающейся Стороной, о которых упоминается в настоящей статье и в статьях 16 и 19, относятся лишь те, которые предоставлены Договаривающимися Сторонами, являющимися странами происхождения таких ресурсов, либо Сторонами, получившими эти генетические ресурсы в соответствии с настоящей Конвенцией.
      4. Доступ, в случае его предоставления, обеспечивается на взаимно согласованных условиях и регулируется положениями настоящей статьи.
      5. Доступ к генетическим ресурсам регулируется на основе предварительного обоснованного согласия Договаривающейся Стороны, предоставляющей такие ресурсы, если эта Сторона не решит иначе.
      6. Каждая Договаривающаяся Сторона стремится подготавливать и проводить научные исследования, основанные на генетических ресурсах, которые предоставлены другими Договаривающимися Сторонами при полном их участии и, когда это возможно, в таких Договаривающихся Сторонах.
      7. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие законодательные, административные или политические меры в соответствии со статьями 16 и 19 и, когда это необходимо, через механизм финансирования, созданный согласно статьям 20 и 21, в целях совместного использования на справедливой и равной основе результатов исследований и разработок, а также выгод от коммерческого и иного применения генетических ресурсов с Договаривающейся Стороной, предоставляющей такие ресурсы. Такое совместное использование осуществляется на взаимно согласованных условиях.

      Статья 16. Доступ к технологии и ее передача
      1. Каждая Договаривающаяся Сторона, признавая, что технология включает в себя биотехнологию и что доступ к технологии, так и ее передача между Договаривающимися Сторонами являются важными элементами достижения целей настоящей Конвенции, обязуется в соответствии с положениями настоящей статьи предоставлять и/или облегчать другим Договаривающимся Сторонам доступ к технологиям, которые имеют отношение к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия или предполагают использование генетических ресурсов и не наносят существенного ущерба окружающей среде, а также передачу им таких технологий.
      2. Упомянутые в пункте 1 выше доступ к технологии и ее передача развивающимся странам обеспечивается и/или облегчаются на справедливых и наиболее благоприятных условиях, в том числе на льготных и преференциальных, если достигнута взаимная договоренность, и, когда это необходимо, в соответствии с механизмом финансирования, созданным согласно статьям 20 и
21. В случае технологии, обусловленной патентами и другими правами интеллектуальной собственности, такой доступ и передача обеспечиваются на условиях, которые учитывают достаточную и эффективную охрану прав интеллектуальной собственности и соответствуют ей. Настоящий пункт применяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 ниже.
      3. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие законодательные, административные или политические меры, с тем, чтобы Договаривающимся Сторонам, особенно тем, которые являются развивающимися странами, предоставляющими генетические ресурсы, обеспечивается доступ к технологии, предполагающей использование этих ресурсов, и передавалась эта технология на взаимно согласованных условиях, включая технологию, защищенную патентами и другими правами интеллектуальной собственности, и, при необходимости, на основе положений статей 20 и 21 и в соответствии с нормами международного права, а также согласно пунктам 4 и 5 ниже.
      4. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие законодательные, административные или политические меры, с тем, чтобы частный сектор облегчал доступ к технологиям, упомянутым в пункте 1 выше, совместную разработку и передачу этих технологий в интересах как правительственных учреждений, так и частного сектора в развивающихся странах, и в этой связи выполняет обязательства, изложенные в пунктах 1, 2 и 3 выше.
      5. Договаривающиеся Стороны, признавая, что патенты и иные права интеллектуальной собственности могут оказывать влияние на осуществление настоящей Конвенции, сотрудничают в этой области, руководствуясь национальным законодательством и нормами международного права, с целью обеспечить, чтобы эти права способствовали и не противоречили ее целям.

      Статья 17. Обмен информацией
      1. Договаривающиеся Стороны содействуют обмену информацией из всех общедоступных источников, касающейся сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, с учетом особых потребностей развивающихся стран.
      2. Такой обмен информацией включает обмен результатами технических, научных и социально-экономических исследований, а также информацией о программах профессиональной подготовки и обследований, специальными знаниями, местными и традиционными знаниями как таковыми и в сочетании с технологиями, упомянутыми в пункте 1 статьи 16. Кроме того, он включает, когда это возможно, репатриацию информации.

      Статья 18. Научно-техническое сотрудничество
      1. Договаривающиеся Стороны содействуют международному научно- техническому сотрудничеству в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, при необходимости, через соответствующие международные и национальные учреждения.
      2. Каждая Договаривающаяся Сторона содействует научно-техническому сотрудничеству с другими Договаривающимися Сторонами, особенно с развивающимися странами, в осуществлении настоящей Конвенции, в частности, посредством разработки и осуществления национальной политики. При оказании содействия такому сотрудничеству особое внимание следует уделять расширению и укреплению национальных возможностей путем развития людских ресурсов и создания соответствующих учреждений.
      3. Конференция Сторон на своем первом совещании определяет пути создания механизма посредничества в целях поощрения и облегчения научно- технического сотрудничества.
      4. Договаривающиеся Стороны в соответствии с национальным законодательством и политикой поощряют и разрабатывают формы сотрудничества в области создания и использования технологий, включая местные и традиционные технологии, в соответствии с целями настоящей Конвенции. Для этого Договаривающиеся Стороны также поощряют сотрудничество в области подготовки и обмена специалистами.
      5. Договаривающиеся Стороны по взаимной договоренности содействуют созданию совместных научно-исследовательских программ и совместных предприятий для разработки технологий, имеющих отношение к целям настоящей Конвенции.

      Статья 19. Применение биотехнологии и распределение
                 связанных с ней выгод
      1. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие законодательные, административные или политические меры по обеспечению эффективного участия в деятельности по проведению биотехнологических исследований тех Договаривающихся Сторон, особенно развивающихся стран, которые предоставляют генетические ресурсы для таких исследований, и, когда это возможно, в таких Договаривающихся Сторонах.
      2. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает все возможные меры, для того, чтобы способствовать и содействовать обеспечению приоритетного доступа на справедливой и равной основе Договаривающимся Сторонам, особенно развивающимся странам, к результатам и выгодам, вытекающим из биотехнологий, основанных на генетических ресурсах, предоставленных этими Договаривающимися Сторонами. Такой доступ осуществляется на взаимно согласованных условиях.
      3. Стороны рассматривают необходимость и условия принятия мер, возможно, в форме протокола, в частности, предварительное обоснованное согласие, по разработке соответствующих процедур в области безопасной передачи, использования и применения любых живых измененных организмов, являющихся результатом биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия.
      4. Каждая Договаривающаяся Сторона предоставляет непосредственно или требует от любого физического или юридического лица, находящегося под ее юрисдикцией и предоставляющего упомянутые в пункте 3 организмы, передачи любой имеющейся информации о правилах использования и технике безопасности, определяемых такой Договаривающейся Стороной при работе с такими организмами, а также любой имеющейся информации о потенциально вредном воздействии соответствующих конкретных организмов той Договаривающейся Стороне, в которую ввозятся эти организмы.

      Статья 20. Финансовые ресурсы
      1. Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется обеспечивать в меру своих возможностей финансовую поддержку и стимулы в отношении тех видов деятельности на национальном уровне, которые направлены на достижение целей настоящей Конвенции в соответствии со своими национальными планами, приоритетами и программами.
      2. Стороны, являющиеся развитыми странами, предоставляют новые и дополнительные финансовые ресурсы, с тем, чтобы дать возможность Сторонам, являющимся развивающимися странами, покрывать согласованные полные дополнительные расходы, которые они будут нести в ходе осуществления мер во исполнение обязательств по настоящей Конвенции, и получать выгоды от осуществления ее положений; такие расходы согласуются между Стороной, являющейся развивающейся страной, и организационной структурой, упомянутой в статье 21, в соответствии с мерами, стратегией, программными приоритетами и критериями доступа, а также примерным перечнем дополнительных расходов, которые устанавливаются Конференцией Сторон. Другие Стороны, включая страны, находящиеся в процессе перехода к рыночной экономике, могут добровольно брать на себя обязательства Сторон, являющихся развитыми странами. Для целей настоящей статьи Конференция Сторон на своем первом совещании устанавливает перечень Сторон, являющихся развитыми странами, и других Сторон, которые добровольно берут на себя обязательства Сторон, являющихся развитыми странами. Конференция Сторон периодически проводит обзор перечня и, в случае необходимости, вносит в него изменения. Будут поощряться также взносы других стран и из других источников на добровольной основе. При выполнении этих обязательств необходимо учитывать потребность в адекватности, предсказуемости и своевременном притоке средств и важность совместного несения бремени расходов участвующими в финансировании Сторонами, включенными в перечень.
      3. Стороны, являющиеся развитыми странами, могут также предоставлять, а Стороны, являющиеся развивающимися странами, пользоваться финансовыми ресурсами по двусторонним, региональным и многосторонним каналам в связи с осуществлением настоящей Конвенции.
      4. Способность Сторон, являющихся развивающимися странами, эффективно выполнять свои обязательства по Конвенции будет зависеть от эффективного выполнения Сторонами, являющимися развитыми странами, своих обязательств по Конвенции, связанных с финансовыми ресурсами и передачей технологии, и будет в полной мере определяться тем фактом, что социально-экономическое развитие и ликвидация бедности являются важнейшими приоритетами Сторон, являющихся развивающимися странами.
      5. В своих действиях, связанных с финансированием и передачей технологии, Стороны в полной мере учитывают конкретные потребности и особое положение наименее развитых стран.
      6. Договаривающиеся Стороны также принимают во внимание особые условия, являющиеся результатом зависимости от распределения и местонахождения биологического разнообразия в развивающихся странах, являющихся Сторонами, особенно в малых островных государствах.
      7. Во внимание также должно приниматься особое положение развивающихся стран, включая те из них, которые наиболее уязвимы с экологической точки зрения, такие, как страны с засушливыми и полузасушливыми зонами, прибрежными и горными районами.

      Статья 21. Механизм финансирования
      1. Для предоставления Сторонам, являющимся развивающимися странами, финансовых ресурсов на безвозмездной или льготной основе для целей настоящей Конвенции создается соответствующий механизм, основные элементы которого изложены в настоящей статье. Для целей настоящей Конвенции этот механизм функционирует под руководством и с учетом рекомендаций Конференции Сторон и подотчетен ей. Деятельность механизма осуществляется с помощью той организационной структуры, о которой Конференция Сторон, возможно, примет решение на ее первом совещании. Для целей настоящей Конвенции Конференция Сторон определяет меры, стратегию, программные приоритеты и критерии, регулирующие доступ к таким ресурсам и их использование. Взносы делаются с учетом необходимости обеспечить предсказуемый, адекватный и своевременный приток финансовых средств, о которых идет речь в статье 20, соответствующих потребностям в ресурсах, размеры которых периодически определяются Конференцией Сторон, а также важности совместного несения бремени расходов участвующими в финансировании Сторонами, включенными в перечень, упомянутый в пункте 2 статьи 20. Добровольные взносы могут также поступать от Сторон, являющихся развитыми странами, а также от других стран и из других источников. Механизм действует на основе демократической и открытой системы управления.
      2. В соответствии с целями настоящей Конвенции Конференция Сторон на своем первом совещании определяет меры, стратегию и программные приоритеты, а также подробные критерии и руководящие принципы, регулирующие доступ к финансовым ресурсам и их использование, включая осуществляемые на регулярной основе контроль за таким использованием и его оценку. После консультаций с соответствующей организационной структурой, которой поручено управление деятельностью механизма финансирования. Конференция Сторон принимает решения, касающиеся мер, которые необходимы для выполнения положений пункта 1 выше.
      3. Конференция Сторон осуществляет обзор эффективности механизма финансирования, созданного в соответствии с настоящей статьей, включая критерии и руководящие принципы, о которых говорится в пункте 2 выше, не ранее чем через два года после вступления в силу настоящей Конвенции, а затем на регулярной основе. С учетом результатов такого обзора она принимает, в случае необходимости, соответствующие меры, направленные на повышение эффективности деятельности механизма.
      4. Договаривающиеся Стороны рассматривают вопрос об укреплении существующих финансовых учреждений в целях предоставления финансовых ресурсов для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.

      Статья 22. Связь с другими международными конвенциямим
      1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают права и обязанности любой Договаривающейся Стороны, вытекающие из любого действующего международного соглашения, за исключением случаев, когда результатом осуществления этих прав и обязанностей стал бы серьезный ущерб или угроза биологическому разнообразию.
      2. В том, что касается морской среды, Договаривающиеся Стороны осуществляют положения настоящей Конвенции, не вступая в противоречие с правами и обязанностями государств, предусмотренными морским правом.

      Статья 23. Конференция сторон
      1. Настоящим учреждается Конференция Сторон. Первое совещание Конференции Сторон созывается Директором-исполнителем Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде не позднее, чем через один год после вступления настоящей Конвенции в силу. Впоследствии очередные совещания Конференции Сторон созываются с периодичностью, которую Конференция установит на своем первом совещании.
      2. Внеочередные совещания Конференции Сторон созываются тогда, когда Конференция может счесть это необходимым, или по письменной просьбе любой Стороны, при условии, что в течение шести месяцев после направления секретариатом просьбы в их адрес эта просьба будет поддержана не менее чем одной третью Сторон.
      3. Конференция Сторон консенсусом согласовывает и принимает свои правила процедуры и правила процедуры любых вспомогательных органов, которые она может учредить, а также финансовые правила, регулирующие финансирование секретариата. На каждом очередном совещании она утверждает бюджет на финансовый период до следующего очередного совещания.
      4. Конференция Сторон постоянно следит за выполнением настоящей Конвенции и с этой целью:
      a) определяет форму и периодичность передачи информации, которая должна представляться в соответствии со статьей 26, и рассматривает такую информацию, а также доклады, представляемые любым вспомогательным органом;
      b) рассматривает научные, технические и технологические рекомендации по биологическому разнообразию, предоставляемые в соответствии со статьей 25;
      c) рассматривает и принимает, в случае необходимости, протоколы в соответствии со статьей 28;
      d) рассматривает и принимает, в случае необходимости, поправки к настоящей Конвенции и приложениям к ней в соответствии со статьями 29 и 30;
      e) рассматривает поправки к любому протоколу, а также к любым приложениям к нему, и, при наличии соответствующего решения, рекомендует сторонам этого протокола принять их;
      f) рассматривает и принимает, в случае необходимости, дополнительные приложения к настоящей Конвенции в соответствии со статьей 30;
      g) учреждает такие вспомогательные органы, в частности, для консультаций по научным и техническим вопросам, которые считаются необходимыми для осуществления настоящей Конвенции;
      h) устанавливает через секретариат контакты с исполнительными органами конвенций, затрагивающих вопросы, охватываемые настоящей Конвенцией, с целью выработки соответствующих форм сотрудничества с ними; и
      i) рассматривает и принимает любые дополнительные меры, которые могут потребоваться для достижения целей настоящей Конвенции в свете опыта, накопленного в ходе ее осуществления.
      5. Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения и Международное агентство по атомной энергии, а также любое государство, не являющееся Стороной настоящей Конвенции, могут быть представлены на совещаниях Конференции Сторон в качестве наблюдателей. Любые другие органы или учреждения, правительственные или неправительственные, имеющие опыт работы в областях, относящихся к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, которые известили секретариат о своем желании быть представленными на совещании Конференции Сторон в качестве наблюдателей, могут быть допущены к участию в нем, если против этого не возражает по меньшей мере одна треть присутствующих на совещании Сторон. Допуск и участие наблюдателей регулируются правилами процедуры, принятыми Конференцией Сторон.

      Статья 24. Секретариат
      1. Настоящим учреждается секретариат. На него возлагаются следующие функции:
      a) организация и обслуживание совещаний Конференции Сторон, как это предусмотрено в статье 23;
      b) выполнение функций, возлагаемых на него любым протоколом;
      c) подготовка докладов о выполнении его функций в соответствии с настоящей Конвенцией и представление их Конференции Сторон;
      d) координация деятельности с другими соответствующими международными органами и в, частности, заключение таких административных и договорных соглашений, которые могут потребоваться для эффективного выполнения его функций; и
      e) выполнение таких других функций, которые могут быть определены Конференцией Сторон.
      2. На своем первом очередном совещании Конференция Сторон назначает секретариат из числа тех существующих компетентных международных организаций, которые выразили готовность выполнять секретариатские функции в соответствии с настоящей Конвенцией.

      Статья 25. Вспомогательный орган по научным, техническим
                 и технологическим консультациям
      1. Настоящим учреждается вспомогательный орган для предоставления научных, технических и технологических консультаций в целях обеспечения Конференции Сторон и, при необходимости, других ее вспомогательных органов своевременными консультациями в связи с осуществлением настоящей Конвенции. Этот орган является открытым для участия всех Сторон и имеет многоотраслевой характер. В него входят представители правительств, компетентные в соответствующей отрасли знаний. Он регулярно представляет Конференции Сторон доклады по всем аспектам своей работы.
      2. Под руководством и в соответствии с руководящими принципами, изложенными Конференцией Сторон, и по ее просьбе этот орган:
      a) дает научные и технические оценки состояния биологического разнообразия;
      b) подготавливает научные и технические оценки последствий типов мер, принятых в соответствии с положениями настоящей Конвенции;
      c) выявляет новые, эффективные и самые современные технологии и "ноу- хау" в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия и выносит рекомендации о путях и средствах содействия разработке и/или передаче таких технологий;
      d) дает консультации по научным программам и международному сотрудничеству в области исследований и разработок, связанных с сохранением и устойчивым использованием биологического разнообразия; и
      e) дает ответы на вопросы научного, технического, технологического и методологического характера, которые могут быть поставлены перед органом Конференцией Сторон и ее вспомогательными органами.
      3. Функции, круг ведения, организация и характер деятельности органа могут быть уточнены Конференцией Сторон.

      Статья 26. Доклады
      Каждая Договаривающаяся Сторона с периодичностью, которую определит Конференция Сторон, представляет Конференции Сторон доклады о мерах, принятых ею для осуществления настоящей Конвенции, и об их эффективности с точки зрения достижения целей настоящей Конвенции.

      Статья 27. Урегулирование споров
      1. При возникновении спора между Договаривающимися Сторонами относительно толкования или применения настоящей Конвенции заинтересованные стороны стремятся к урегулированию спора путем переговоров.
      2. Если заинтересованные стороны не могут достичь согласия путем переговоров, они могут совместно прибегнуть к добрым услугам третьей стороны или обратиться к ней с просьбой о посредничестве.
      3. При ратификации, принятии, одобрении или присоединении к настоящей Конвенции или в любое время после этого государство или региональная организация экономической интеграции могут направить Депозитарию письменное заявление о том, что в отношении спора, который не был разрешен в соответствии с положениями пункта 1 или пункта 1 выше, они признают одно или оба из следующих средств урегулирования спора в качестве обязательных:
      a) арбитражное разбирательство в соответствии с процедурой, изложенной в части 1 приложения II;
      b) передача спора в Международный Суд.
      4. Если стороны спора не приняли, в соответствии с пунктом 3 выше, одну и ту же или любую из процедур, то спор рассматривается на основе согласительной процедуры в соответствии с частью 2 приложения II, если стороны не договорились об ином.
      5. Положения настоящей статьи применяются в отношении любого протокола, если в этом протоколе не предусматривается иное.

      Статья 28. Принятие протоколов
      1. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке и принятии протоколов к настоящей Конвенции.
      2. Протоколы принимаются на совещании Конференции Сторон.
      3. Текст любого предлагаемого протокола направляется Договаривающимся Сторонам секретариатом по меньшей мере за шесть месяцев до проведения такого совещания.

      Статья 29. Поправки к Конвенции или протоколам
      1. Любая Договаривающаяся Сторона может предлагать поправки к настоящей Конвенции. Любая Сторона протокола может предлагать поправки к этому протоколу.
      2. Поправки к настоящей Конвенции принимаются на совещании Конференции Сторон. Поправки к любому протоколу принимаются на совещании Сторон соответствующего протокола. Текст любой предложенной поправки к настоящей Конвенции или к любому протоколу, если в этом протоколе не предусмотрено иное, направляется Сторонам рассматриваемого документа секретариатом не позднее чем за шесть месяцев до проведения совещания, на котором его предлагается принять. Секретариат направляет также текст предложенных поправок подписавшими настоящую Конвенцию Сторонам для их сведения.
      3. Стороны прилагают все усилия для достижения на основе консенсуса согласия в отношении любой предлагаемой поправки к настоящей Конвенции или к любому протоколу. Если все возможности для достижения консенсуса исчерпаны, а согласие не достигнуто, то в качестве последнего средства поправка принимается большинством в две трети голосов присутствующих на совещании и участвующих в голосовании Сторон рассматриваемого документа и направляется Депозитарием всем Сторонам для ратификации, принятия или одобрения.
      4. Депозитарий в письменной форме получает уведомление о ратификации, принятии или одобрении поправок. Поправки, принимаемые в соответствии с пунктом 3 выше, вступают в силу для тех Сторон, которые согласились с ними, на девяностый день сдачи на хранение документов о ратификации, принятии или одобрении по меньшей мере двумя третями Договаривающихся Сторон настоящей Конвенции или Сторон соответствующего протокола, если в таком протоколе не предусмотрено иное. После этого поправки вступают в силу для любой другой Стороны на девяностый день после сдачи данной Стороной на хранение документа о ратификации, принятии или одобрении этих поправок.
      5. Для целей настоящей статьи фраза "присутствующие и участвующие в голосовании Стороны" означает Стороны, присутствующие и голосующие "за" или "против".

      Статья 30. Принятие приложений и внесение в них поправок
      1. Приложения к настоящей Конвенции или к любому протоколу являются неотъемлемой частью, соответственно, настоящей Конвенции или такого протокола, и если прямо не предусмотрено иное, то ссылка на настоящую Конвенцию или на протоколы к ней представляет собой в то же время ссылку на любые приложения к ним. Такие приложения ограничиваются процедурными, научными, техническими и административными вопросами.
      2. Если каким-либо протоколом не предусматривается иного в отношении приложений к нему, то применяются следующие процедуры предложения, принятия и вступления в силу дополнительных приложений к настоящей Конвенции или приложений к любому протоколу:
      a) приложения к настоящей Конвенции или к любому протоколу предлагаются и принимаются в соответствии с процедурой, изложенной в статье 29;
      b) любая Сторона, которая не может принять дополнительное приложение к настоящей Конвенции или приложение к любому протоколу, Стороной которого она является, уведомляет об этом Депозитария в письменной форме в течение одного года со дня сообщения Депозитарием о ее принятии. Депозитарий незамедлительно уведомляет все Стороны о любом таком полученном им уведомлении. Любая Сторона может в любое время снять ранее направленное заявление о возражении, после чего приложение вступает в силу для данной Стороны при соблюдении положений подпункта c) ниже;
      c) по истечении одного года со дня сообщения Депозитарием о принятии приложение вступает в силу для всех Сторон настоящей Конвенции или любого соответствующего протокола, которые не представили уведомление в соответствии с положением подпункта b) выше.
      3. Предложение, принятие и вступление в силу поправок к приложениям к настоящей Конвенции или к любому протоколу регулируются процедурой аналогичной той, которая установлена для предложения, принятия и вступления в силу приложений к Конвенции или приложений к любому протоколу.
      4. Если дополнительное приложение или поправка к приложению связаны с внесением поправки в настоящую Конвенцию или любой протокол, то такое дополнительное приложение или поправка вступают в силу лишь после вступления в силу поправки к настоящей Конвенции или к соответствующему протоколу.

      Статья 31. Право голоса
      1. За исключением случая, предусмотренного в пункте 2 ниже, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции или любого протокола имеет один голос.
      2. В вопросах, входящих в сферу их компетенции, региональные организации экономической интеграции осуществляют свое право голоса, располагая числом голосов, равным числу их государств-членов, являющихся Договаривающимися Сторонами Конвенции или соответствующего протокола. Такие организации не осуществляют свое право голоса, если их государства-члены осуществляют свое право голоса, и наоборот.

      Статья 32. Связь между настоящей Конвенцией и
                 протоколами к ней
      1. Государство или региональная организация экономической интеграции может стать Стороной какого-либо протокола только в том случае, если она является или становится в то же время Договаривающейся Стороной настоящей Конвенции.
      2. Решения в соответствии с любым протоколом принимаются только Сторонами этого протокола. Любая Договаривающаяся Сторона, которая не ратифицировала, не приняла или не одобрила протокол, может участвовать в качестве наблюдателя в любом совещании Сторон этого протокола.

      Статья 33. Подписание
      Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами и любой региональной организацией экономической интеграции в Рио-де-Жанейро с 5 июня 1992 года по 14 июня 1992 года, а также в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 15 июня 1992 года по 4 июля 1993 года.

      Статья 34. Ратификация, принятие или одобрение
      1. Настоящая Конвенция и любой протокол подлежат ратификации, принятию или одобрению государствами и региональными организациями экономической интеграции. Документы о ратификации, принятии или одобрении сдаются на хранение Депозитарию.
      2. Любая организация, упомянутая в пункте 1 выше, которая становится Договаривающейся Стороной настоящей Конвенции или любого протокола, в то время, как ни одно из ее государств-членов не является Договаривающейся Стороной, связана всеми обязательствами, вытекающими соответственно из Конвенции или протокола. В случае, когда одно или несколько государств- членов такой организации являются Договаривающимися Сторонами Конвенции или соответствующего протокола, эта организация и ее государства-члены принимают решение в отношении соответствующих обязанностей по выполнению своих обязательств, вытекающих соответственно из Конвенции или протокола. В таких случаях, организация и государства-члены не могут одновременно осуществлять права, вытекающие из Конвенции или соответствующего протокола.
      3. В своих документах о ратификации, принятии или одобрении организации, упомянутые в пункте 1 выше, заявляют о сфере своей компетенции в отношении вопросов, регулируемых Конвенцией или соответствующим протоколом. Эти организации также уведомляют Депозитария о любом соответствующем изменении сферы их компетенции.

      Статья 35. Присоединение
      1. Настоящая Конвенция и любой протокол открыты для присоединения государств и региональных организаций экономической интеграции с того дня, когда Конвенция или соответствующий протокол закрываются для подписания. Документы о присоединении сдаются на хранение Депозитарию.
      2. В своих документах о присоединении организации, упомянутые в пункте 1 выше, заявляют о сфере своей компетенции в отношении вопросов, регулируемых Конвенцией или соответствующим протоколом. Эти организации также уведомляют Депозитария о любом соответствующем изменении сферы своей компетенции.
      3. Положения пункта 2 статьи 34 применяются в отношении региональных организаций экономической интеграции, которые присоединяются к настоящей Конвенции или любому протоколу.

      Статья 36. Вступление в силу
      1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день со дня сдачи на хранение тридцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.
      2. Любой протокол вступает в силу на девяностый день со дня сдачи на хранение такого числа документов о ратификации, принятии, одобрении или присоединении, которое указано в этом протоколе.
      3. Для каждой Договаривающейся Стороны, которая ратифицирует, принимает или одобряет настоящую Конвенцию, либо присоединяется к ней после сдачи на хранение тридцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении, Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение такой Договаривающейся Стороной своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении.
      4. Любой протокол, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу для Договаривающейся Стороны, которая ратифицирует, принимает или одобряет этот протокол, либо присоединяется к нему после его вступления в силу, согласно пункту 2 выше, на девяностый день после дня сдачи на хранение этой Договаривающейся Стороной своего документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении или в день, когда Конвенция вступает в силу для этой Договаривающейся Стороны, в зависимости от того, что наступит позднее.
      5. Для целей пунктов 1 и 2 выше любой документ, сданный на хранение региональной организацией экономической интеграции, не рассматривается в качестве дополнительного к документам, сданным на хранение государствами- членами такой организации.
     Статья 37. Оговорки
     Никакие оговорки к настоящей Конвенции не допускаются.



      Статья 38. Выход
      1. В любое время по истечении двух лет со дня вступления настоящей Конвенции в силу для любой Договаривающей Стороны эта Договаривающаяся Сторона может выйти из Конвенции, направив письменное уведомление Депозитарию.
      2. Любой такой выход вступает в силу по истечении одного года со дня получения уведомления Депозитарием или в такой более поздний срок, который может быть указан в уведомлении о выходе.
      3. Любая Договаривающаяся Сторона, которая выходит из настоящей Конвенции, считается также вышедшей из любого протокола, Стороной которого она является.

      Статья 39. Временный порядок финансирования
      При условии его полной перестройки в соответствии с положениями статьи 21, Фонд глобальной окружающей среды Программы развития Организации Объединенных Наций, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде и Международный банк реконструкции и развития являются организационной структурой, предусмотренной в статье 21, на временной основе в период между вступлением в силу настоящей Конвенции и первым совещанием Конференции Сторон или до того времени, пока Конференция Сторон в соответствии со статьей 21 не определит такую организационную структуру.

      Статья 40. Временные мероприятия в отношении секретариата
      Секретариат, создание которого обеспечивается Директором-исполнителем Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде, является секретариатом, предусмотренным в пункте 2 статьи 24, на временной основе в период между вступлением в силу настоящей Конвенции и первым совещанием Конференции Сторон.
     Статья 41. Депозитарий


      Функции Депозитария настоящей Конвенции и любых протоколов выполняет Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.

      Статья 42. Аутентичные тексты
      Подлинник настоящей Конвенции, тексты которого на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

      В удостоверении чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

      Совершено в Рио-де-Жанейро пятого июня одна тысяча девятьсот девяносто второго года.
                                                            Приложение I




                      ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ

      1. Экосистемы и места обитания: характеризующиеся высокой степенью разнообразия, большим число эндемичных или находящихся в опасности видов или содержащие дикую живую природу; необходимые для мигрирующих видов; имеющие социальное, экономическое, культурное или научное значение; или имеющие репрезентативный или уникальный характер, или связанные с основными эволюционными или другими биологическими процессами;
      2. Виды и сообщества: находящиеся в опасности; представляющие собой дикие родственные виды одомашненных или культивируемых видов; имеющие медицинскую, сельскохозяйственную или иную экономическую ценность; или имеющие социальное, научное или культурное значение; или играющие важную роль для исследований в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, например, в качестве видов-индикаторов; и
      3. Описанные геномы и гены, имеющие социальное, научное или экономическое значение.
                                                          Приложение II




                               Часть 1

               ПРОЦЕДУРА АРБИТРАЖНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

                              Статья 1
      Сторона-истец уведомляет секретариат о том, что стороны передают спор на арбитражное разбирательство в соответствии со статьей 27. Уведомление содержит изложение предмета арбитражного разбирательства и включает, в частности, статьи Конвенции или протокола, относительно толкования или применения которых возник спор. Если стороны не договорились о предмете спора до назначения председателя суда, то предмет определяется арбитражным судом. Секретариат препровождает полученную таким образом информацию всем, заинтересованным Договаривающимся Сторонам настоящей Конвенции или соответствующего протокола.

                              Статья 2
       1. При споре между двумя сторонами арбитражный суд состоит из трех членов. Каждая из сторон спора назначает одного арбитра, и два назначенных таким образом арбитра по взаимному согласию назначают третьего арбитра, выполняющего функции председателя суда. Последний не может быть гражданином одной из сторон спора, не может иметь своим обычным местом жительства территорию одной из этих сторон, не может находиться у них на службе или в каком-либо ином качестве иметь отношение к этому делу.
      2. При споре между более чем двумя сторонами те стороны, которые имеют общий интерес в споре, по взаимному согласию вместе назначают одного члена суда.
     3. Любая вакансия заполняется согласно процедуре, предусмотренной для первоначального назначения.

                              Статья 3
      1. Если по истечении двух месяцев после назначения второго арбитра не назначен председатель арбитражного суда, то, по просьбе сторон, Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначает его в течение следующих двух месяцев.
      2. Если одна из сторон спора не назначает арбитра в течение двух месяцев после получения просьбы, другая сторона вправе информировать об этом Генерального секретаря, который производит назначение в течение следующих двух месяцев.

                              Статья 4
      Арбитражный суд выносит свои решения в соответствии с положениями настоящей Конвенции, любых соответствующих протоколов и нормами международного права.

                              Статья 5
      Если стороны спора не договорились об ином, арбитражный суд определяет свои собственные правила процедуры.

                              Статья 6
      Арбитражный суд может, по просьбе одной из сторон, рекомендовать необходимые временные меры защиты.

                              Статья 7
     Стороны спора содействуют работе арбитражного суда и, в частности, используют все имеющиеся в их распоряжении возможности:
      a) представляют ему все относящиеся к делу документы, информацию и материалы; и
      b) в случае необходимости дают ему возможность вызвать свидетелей или экспертов и ознакомиться с их показаниями.

                              Статья 8
      Стороны и арбитры обязаны обеспечивать конфиденциальность любой информации, которую они получают в конфиденциальном порядке в ходе разбирательства арбитражного суда.

                              Статья 9
      Если арбитражный суд не примет иного решения, исходя из конкретных обстоятельств дела, судебные издержки распределяются между сторонами спора поровну. Суд регистрирует все свои издержки и представляет сторонам окончательный отчет об этих издержках.

                              Статья 10
      Любая Договаривающаяся Сторона, имеющая в предмете спора интерес правового характера, который может быть затронут решением по делу, имеет право с согласия суда участвовать в слушании дела.

                              Статья 11
      Суд может заслушивать встречные иски, вытекающие непосредственно из предмета спора и принимать по ним решения.

                               Статья 12
      Решения арбитражного суда по процедурным вопросам и вопросам существа принимаются большинством голосов его членов.

                              Статья 13
      Если одна из сторон спора не является в арбитражный суд или не может выступить с защитой по своему делу, другая сторона может просить суд продолжить слушание и вынести свое окончательное решение. Отсутствие одной стороны или невозможность ее выступить с защитой по своему делу не является препятствием для разбирательства. До вынесения своего окончательного решения арбитражный суд должен убедиться в том, что иск является фактически и юридически обоснованным.
                              Статья 14
      Суд выносит окончательное решение в течение пяти месяцев после даты своего окончательного учреждения, если только он не сочтет необходимым продлить этот срок еще на один период, не превышающий пяти месяцев.

                              Статья 15
      Окончательное решение арбитражного суда ограничивается предметом спора и сопровождается объяснением мотивов, на которых оно основывается. Оно содержит имена членов, которые участвовали в его принятии, и дату принятия окончательного решения. Любой член суда может приложить особое мнение или мнение, расходящееся с окончательным решением.

                              Статья 16
      Постановление является обязательным для сторон спора. Оно не подлежит обжалованию, если только стороны спора не договорились заранее о процедуре обжалования.
                              Статья 17
      Любые разногласия, которые могут возникнуть между сторонами спора относительно толкования или порядка выполнения окончательного решения суда, могут быть переданы любой из сторон на рассмотрение арбитражного суда, который вынес это решение.

                               Часть 2

                      СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

                              Статья 1
      Согласительная комиссия создается по просьбе одной из сторон спора. Если стороны не договорились об ином, эта комиссия состоит из пяти членов, из которых два назначаются каждой заинтересованной стороной, а председатель выбирается совместно с этими членами.

                              Статья 2
      При споре, в котором участвуют более двух сторон, стороны, имеющие общий интерес, по взаимному согласию вместе назначают своих членов комиссии. В случае, когда имеется две или более сторон с отдельными интересами или когда отсутствует согласие относительно наличия у них одинакового интереса, члены назначаются ими отдельно.

                              Статья 3
      Если любые назначения, определяемые сторонами, не производятся в течение двух месяцев с даты представления просьбы о создании согласительной комиссии, то Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, при наличии соответствующего обращения стороны, представившей такую просьбу, производит эти назначения в течение следующих двух месяцев.

                              Статья 4
     Если председатель согласительной комиссии не был выбран в течение двух месяцев после назначения последних членов комиссии, то Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, при наличии соответствующего обращения одной из сторон, назначает председателя в течение следующих двух месяцев.
                              Статья 5
      Согласительная комиссия принимает свои решения большинством голосов своих членов. Если стороны спора не договорились об ином, она устанавливает свою собственную процедуру. Она представляет предложение для разрешения спора, которое стороны добросовестно рассматривают.

                              Статья 6
     В случае возникновения разногласия в отношении компетенции согласительной комиссии вопрос решается этой комиссией.

Қазақстан Республикасының биологиялық сан алуандық туралы Конвенцияны мақұлдауы және онда көзделген мiндеттемелердi орындауды ұйымдастыру жөнiнде

Қазақстан Республикасы Министрлер Кабинетiнiң қаулысы 19 тамыз 1994 ж. N 918

      Биологиялық сан алуандықты сақтаудағы және биологиялық ресурстарды тиiмдi пайдаланудағы жауапкершiлiктi, 1992 жылы маусымда Рио-де-Жанейрода (Бразилия) өткен Бiрiккен Ұлттар Ұйымының қоршаған орта және даму жөнiндегi Конференциясында Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң атынан қол қойылған биологиялық сан алуандық туралы Конвенцияның ауқымында халықаралық ынтымақтастықты кеңейту қажеттiгiн ескере отырып, Қазақстан Республикасының Министрлер Кабинетi қаулы етедi:
      1. Қазақстан Республикасының биологиялық сан алуандық туралы Конвенцияны мақұлдауы жөнiндегi Қазақстан Республикасы Экология және биоресурстар министрлiгiнiң ұсынысы қабылдансын.
      2. Қазақстан Республикасының Сыртқы iстер министрлiгi - Қазақстан Республикасының биологиялық сан алуандық туралы Конвенцияны мақұлдағаны жөнiнде Бiрiккен Ұлттар Ұйымының Бас Хатшысына - аталған Конвенцияның депозитарийiн мәлiм ететiн болсын.
      3. Қазақстан Республикасының биологиялық сан алуандылық туралы Конвенцияда көзделген мiндеттемелердi орындауын үйлестiру және бақылау жасау Қазақстан Республикасының Экология және биоресурстар министрлiгiне жүктелсiн.
      4. Қазақстан Республикасының осы Конвенция ережелерiнен туындайтын мiндеттемелердi орындауын қамтамасыз ету мәселелерi жөнiнде Қазақстан Республикасы Экология және биоресурстар министрлiгi жанынан қоғамдық негiзде ведомствоаралық комиссия құрылсын.
      Қоршаған табиғи ортаны қорғау және табиғатты ұтымды пайдалану жөнiндегi халықаралық мiндеттемелердiң орындалуына жауап беретiн тиiстi министрлiктер мен ведомстволардың, кәсiпорындар мен ұйымдар басшыларының орынбасарлары, сондай-ақ биологиялық сан алуандық саласындағы беделдi мамандар комиссия құрамында болуы тиiс деп белгiленсiн.
      5. Қазақстан Республикасының Экология және биоресурстар министрлiгi:
      үш ай мерзiм iшiнде ведомствоаралық комиссия туралы ереженi бекiтiп, мүдделi министрлiктер мен ведомстволардың келiсiмi бойынша оның жеке құрамын айқындасын;
      жануарлар мен өсiмдiктер дүниесiнiң сирек және жойылып кету қаупi бар түрлерiн қорғау, биологиялық сан алуандықты сақтау мақсатында осынау жануарлардың тiршiлiк ететiн жерлерi мен өсiмдiктердiң өсiп-өнетiн аудандарындағы шаруашылық қызметiн реттеу шараларын қабылдап, жануарлар мен өсiмдiктердiң жойылып кету қаупi бар түрлерi мен сұрыптарының саны мен ареалдарын сақтауға, қорғауға және қалпына келтiруге қатысты заңдық нормативтер мен ережелер әзiрлеу мен қабылдауды жүзеге асырсын;
      мүдделi министрлiктермен және ведомстволармен келiсе отырып, үш ай мерзiм iшiнде қорықтық аймақтар мен объектiлерге iргелес орналасқан аудандарда шаруашылық қызметiн экологиялық-экономикалық негiзде ұтымды жүргiзудi, сондай-ақ жинақтамалар мен қорғалатын аумақтардағы өсiмдiктер мен жануарлардың гендiк қорларын сақтауды қамтамасыз етушi ұйымдар мен мекемелерге жеңiлдiктер беру және материалдық ынталандыру жүйесiн әзiрлеп, оны Қазақстан Республикасы Министрлер Кабинетiнiң бекiтуiне ұсынсын;
      1994-1995 жылдары ұсынылған жобалардың экологиялық сарабын жүргiзудiң процедурасы толық көлемде енгiзiлсiн, мұның өзi зардаптардың алдын алу немесе мейлiнше азайту үшiн биологиялық сан алуандыққа елеулi дәрежеде қолайсыз ықпал жасай алады;
      Қазақстан Республикасының Конвенцияда көзделген мiндеттемелердi орындауына қатысты қажеттi құжаттар мен материалдарды әзiрлеп, Конвенцияның Хатшылығына табыс етсiн.
      6. Қазақстан Республикасының Экология және биоресурстар министрлiгi, облыстардың әкiмдерi, мүдделi министрлiктер мен ведомстволар республика аумағында биологиялық сан алуандықты сақтау мақсатында қорғалымдар, қорықтар, табиғи ұлттық парктер, генетикалық резерваттар және басқа да қорғалатын аумақтар мен объектiлер желiсiн ұйымдастыруды көздесiн. Қорғалатын табиғи резерваттардың, сондай-ақ жануарлар мен өсiмдiктер әлемiн қорғау жөнiндегi мемлекеттiк инспекциялардың материалдық-техникалық базасын нығайту жөнiнде шаралар қабылдасын. Телiмдердi резервке алуды және олардың аумақтарында шаруашылық қызметiн шектеудi көздей отырып, объектiлердiң дамуы мен орналасуының республикалық және облыстық (аймақтық) схемаларын әзiрлеп, iске асыруды қамтамасыз етсiн.
      7. Қазақстан Республикасының Ұлттық ғылым академиясы, Ғылым және жаңа технологиялар министрлiгi, Экология және биоресурстар министрлiгi, Қазақ ауыл шаруашылығы ғылымдары академиясы Қазақстанның табиғи кешендерiнiң биологиялық сан алуандығын iргелi және қолданбалы ғылыми зерттеудi күшейтсiн. 1994-1995 жылдары биологиялық сан алуандылықты, оның қоршаған ортадағы кең ауқымды экологиялық табиғи-ресурстық мониторингiсi құрамындағы мониторингiсiн қоса қамти отырып, тұрақты түрде сақтау мен ұтымды пайдаланудың Ұлттық бағдарламасын әзiрлесiн.
      8. Қазақ ауыл шаруашылығы ғылымдары академиясы және Қазақстан Республикасының Ауыл шаруашылығы министрлiгi республика аумағында генетикалық қорды сақтау және қолға үйретiлген жануарлардың аборигендiк тұқымдарын қалпына келтiру жөнiнде шаралар кешенiн, сондай-ақ селолық тауар өндiрушiлердiң биологиялық сан алуандықтың сақталуын қамтамасыз ететiн агроэкожүйелердiң биологиялық ресурстарын ұтымды пайдаланудың ғылыми негiздерiн әзiрлесiн.
      9. Қазақстан Республикасының Ауыл шаруашылығы министрлiгi, Ұлттық ғылым академиясы, Қаржы министрлiгiнiң Бас кеден басқармасы мүдделi министрлiктермен және ведомстволармен бiрлесе отырып, Қазақстанның табиғи жануарлар дүниесi мен өсiмдiктер әлемiне тән емес, әрi жат, араласуы мен бейiмделуi су және жер бетiндегi экожүйелерге белгiлi бiр дәрежеде зиян келтiруi мүмкiн түрлердiң жерсiнуiн болдырмау жөнiнде тиiстi шаралар қабылдасын.
      10. Қазақстан Республикасының Ғылым және жаңа технологиялар министрлiгi, Сыртқы iстер министрлiгi, Экология және биоресурстар министрлiгi 1994 жылы биологиялық сан алуандықты сақтау және тұрақты түрде пайдалану саласында белгiленген тәртiп бойынша Халықаралық ғылыми-техникалық ынтымақтастық бағдарламасын әзiрлеп, бекiтсiн.
      11. Қазақстан Республикасының Қаржы министрлiгi Қазақстан Республикасының биологиялық сан алуандық туралы Конвенциядан туындайтын мiндеттемелердi орындауына байланысты мемлекет мұқтажы үшiн министрлiктерге, ведомстволар мен облыстық әкiмшiлiктерге жыл сайын қаржы қаражатын бөлудi қарастырсын.
      12. Қазақстан Республикасы Экономика министрлiгiнiң жанындағы шетелдiк инвестициялар жөнiндегi Ұлттық агенттiк пен Қаржы министрлiгi басқа мемлекеттер мен халықаралық ұйымдардан түсетiн сыртқы қаржылай және техникалық көмектi пайдалану бағыттарын айқындау кезiнде Қазақстан Республикасының биологиялық сан алуандық туралы Конвенция бойынша мiндеттемелердi қажеттi жобаларды ескеретiн болсын.
     Қазақстан Республикасының
       Премьер-министрi