Об утверждении Концепции развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года

Обновленный

Указ Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 522.

      В целях повышения эффективности государственного аппарата ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года.

      2. Правительству Республики Казахстан принять необходимые меры, вытекающие из настоящего Указа.

      3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
Республики Казахстан
К. Токаев

  УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 26 февраля 2021 года № 522

КОНЦЕПЦИЯ
развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года: построение "человекоцентричной" модели - "Люди прежде всего"

СОДЕРЖАНИЕ

      Раздел 1. Введение

      Раздел 2. Анализ текущей ситуации

      Раздел 3. Обзор международного опыта

      Раздел 4. Основные принципы государственного управления

      Раздел 5. Формирование новой модели государственного управления, ориентированной на людей

      Раздел 6. Реализация Концепции

Раздел 1. Введение

      Сноска. Раздел 1 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 02.02.2022 № 802.

      На сегодняшний день весь мир вступил в эпоху турбулентности, возрастающей волатильности, неопределенности социального, экономического и политического развития.

      В ходе преодоления странами масштабных вызовов особую важность приобретает вопрос общественного доверия к государству, его готовности к изменениям. Устойчиво формируется запрос на более эффективное государственное управление, участие граждан в принятии управленческих решений.

      Вместе с тем действующая модель государственного управления, основанная на административно-контрольной форме взаимодействия государства и населения, не в полной мере отвечает ожиданиям населения.

      Вследствие чего назрела необходимость формирования сервисной и "человекоцентричной" модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие.

      Настоящая Концепция развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года (далее - Концепция) отражает смысловой вектор трансформации государственного сектора и определяет основные принципы, задачи и подходы модернизации государственного управления.

      Концепция предусматривает улучшение взаимодействия граждан с государством, повышение эффективности стратегического планирования, качества кадрового состава государственной службы, эффективности квазигосударственного сектора, оптимизацию государственного аппарата и переход на проактивный формат оказания государственных услуг, развитие местного самоуправления, совершенствование регуляторной и антикоррупционной политик, а также трансформацию судебной и правоохранительной систем.

      Кроме того, Концепция определяет задачи сквозь призму основных принципов новой модели государственного управления.

      Установленные в документе целевые параметры развития должны служить основой для реализации последующих шагов реформы государственного управления. Положения Концепции развития государственного управления тесно сопряжены с концепциями правовой политики, развития местного самоуправления и антикоррупционной политики.

      Совокупность данных документов следует рассматривать как целостную систему мер, направленных на повышение качества государственного управления.

Раздел 2. Анализ текущей ситуации

      Развитие суверенного Казахстана на каждом этапе требовало соответствующей модели государственного управления. Переход от одной модели к другой соответствовал логике экономических и социальных преобразований. В развитии системы государственного управления страны можно выделить четыре этапа:

      Первый этап (1991-1997 гг.). Институционализация государственного управления: внедрение базовой модели государственного управления, создание основ государственной независимости и старт структурной реформы государственно-управленческой системы.

      Второй этап (1997-2007 гг.). Социальное государство: внедрение принципов "сначала экономика, потом политика", "государство всеобщего благосостояния" или "государство всеобщего благоденствия". Государство играет ключевую роль в защите и развитии экономического и социального благополучия граждан.

      На данном этапе были приняты Стратегия "Казахстан-2030" и Стратегический план до 2010 года, создана Ассамблея народа Казахстана, внедрена партийная система.

      Система государственного управления была переведена с директивной на индикативную модель, сформирована национальная модель государственной службы и укреплены государственные органы, начата децентрализация государственных функций, созданы институты развития.

      Третий этап (2007-2017 гг.). Приняты Стратегия "Казахстан-2050" и Стратегический план развития до 2020 года, направленные на вхождение Казахстана в 30-ку развитых государств мира. Активизирована реализация программ индустриально-инновационного развития, комплексной цифровизации страны и строительства новой инфраструктуры (транспортной, жилищной, энергетической, социальной и др.). Сформированы национальные холдинги по управлению государственными активами.

      В 2011 году принята Концепция новой модели государственной службы. Внедрены пятилетние стратегические планы государственных органов, система ежегодной оценки эффективности деятельности государственных органов, система государственного аудита, институт профессиональных управленцев корпуса "А" и ответственных секретарей.

      Четвертый этап (2017-2020 гг.). В 2015 году были обнародованы пять институциональных реформ, которые стали определяющими для новой архитектуры государственного управления в стране. Сокращено количество государственных программ, начато внедрение инициатив "Открытого правительства" и формирование компактного, профессионального государственного аппарата.

      В рамках данного этапа начат переход на карьерную модель государственной службы. Продолжена работа по децентрализации государственного управления, то есть передача части функций на нижестоящие уровни, а также в конкурентную среду. В 2017 году осуществлена конституционная реформа по перераспределению полномочий между ветвями власти, усилены роль Парламента и его контроль над Правительством.

      В настоящее время назрел очередной пятый этап реформы системы государственного управления, который должен стать периодом более глубинных изменений с акцентом на решение следующих проблемных зон:

      отсутствие должного взаимодействия между гражданами и государством;

      недостаточная эффективность стратегического планирования и подходов по проведению реформ;

      функции государственного аппарата, не ориентированные на потребности населения и бизнеса;

      административный характер государственных услуг;

      неконкурентоспособная государственная служба;

      неэффективный квазигосударственный сектор;

      неразвитое местное самоуправление;

      чрезмерное регулирование, препятствующее развитию бизнеса;

      низкий уровень доверия граждан к судебной и правоохранительной системам.

      2.1. Отсутствие должного взаимодействия между гражданами и государством

      В условиях текущих социальных процессов и новых экономических вызовов, в том числе вследствие пандемии, серьезной задачей для системы государственного управления является необходимость формирования модели принятия решений, основанной на активном участии гражданского общества.

      Принят ряд мер по построению конструктивного общественного диалога: проведение отчетных встреч перед населением, личный прием граждан, создание общественных советов, регулярное размещение информации на официальных интернет-ресурсах и аккаунтах в социальных сетях и другие меры.

      Однако отсутствие в них системности приводит к фрагментарности регулирования процесса взаимодействия населения с государственными органами, не позволяя в полной мере использовать инструменты общественного вовлечения и общественного контроля в целях повышения качества государственного управления.

      Государственные органы не заинтересованы инициативно размещать в открытом доступе официальную информацию. Доступ к официальным документам предоставляется пассивно или формально по запросу, что сказывается на уровне информированности населения касательно деятельности государственного аппарата.

      Отсутствие анализа поступающих вопросов, запросов информации, предложений, жалоб граждан и должного контроля за работой каналов обратной связи с населением зачастую приводит к формальному отношению к потребностям и интересам общества.

      В целом результаты ежегодно проводимой оценки степени открытости государственных органов свидетельствуют о необходимости качественных изменений в вопросах взаимодействия государства и общества.

      2.2. Недостаточная эффективность стратегического и бюджетного планирования, а также подходов по проведению реформ

      Сегодня процессы стратегического и бюджетного планирования ввиду разрозненности не в полной мере позволяют обеспечить достижение задач долгосрочного устойчивого развития страны.

      Имеет место включение заранее достижимых и "управляемых" ведомственных показателей, так как их планирование основано на механическом приращивании к уже достигнутым результатам. Достигнутые же результаты не всегда связаны с выполнением общестрановых показателей, но при этом могут финансироваться в приоритетном порядке.

      Взаимоувязка индикаторов верхнего уровня с показателями результатов, изложенных в документах нижнего уровня, - в планах развития центральных государственных и местных исполнительных органов, национальных компаний должна быть усилена.

      Новая реальность требует пересмотра подходов по проведению системных реформ. Сложившийся механизм формирования повестки дня, определения содержания, последовательности и этапов проведения реформ забюрократизирован, не всегда учитывает нужды населения.

      2.3. Функции государственного аппарата, не ориентированные на потребности населения и бизнеса

      В настоящее время функции государственного аппарата, количество которых по разным источникам составляет от 7,5 до 15 тысяч, определены в более тысячи нормативных правовых актов.

      При этом используется административное понимание государственных функций в формате "функции государственных органов". Существующий административный подход сузил реализацию государственных функций до отдельных задач, процессов и даже операций в деятельности отдельных подразделений ведомств.

      Таким образом происходит подмена понятий: государственные органы осуществляют не государственные функции, направленные на реализацию потребностей человека, а административные функции, направленные на "поддержание" деятельности самих государственных органов.

      Наряду с этим одна функция может быть распределена среди нескольких государственных органов, что приводит к сложностям в межведомственном взаимодействии и, как следствие, недостижению конечного результата и дублированию функционала между различными уровнями государственного управления.

      В рамках дальнейшего упорядочивания функций государственных органов необходимо перейти на следующий этап - к изменению бизнес-процессов в государственном аппарате для выстраивания функций, ориентированных не на внутриведомственные интересы, а на потребности населения и бизнеса, создание и справедливое распределение общественных благ с учетом эффективного межведомственного взаимодействия.

      2.4. Административный характер государственных услуг

      Одним из значимых достижений прошлых этапов административной реформы стала реформа оказания государственных услуг. Была создана сеть центров обслуживания населения по принципу "одного окна". Граждане стали услугополучателями для государственных органов (сервисный характер работы вместо административного).

      При этом данная реформа затронула лишь часть процессов, сохранив большое количество услуг, требующих полной автоматизации бизнес-процессов (процессы межведомственного согласования, координации деятельности государственных органов).

      Это обусловлено тем, что в настоящее время под государственными услугами понимается одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению или без обращения услугополучателей. В результате на практике фактически востребованными являются лишь 10% услуг из 698 входящих в реестр государственных услуг.

      В этой связи переход на сервисную модель государственного управления также предполагает переосмысление подходов к формированию государственных услуг.

      Последовательным шагом станет внедрение подходов проактивного государства, основанных на оказании композитных услуг по принципу одного заявления, путем интеграции различных информационных систем и баз данных.

      2.5. Неконкурентоспособная государственная служба

      На протяжении многих лет государственная служба страны проходила через последовательное реформирование и сегодня в Казахстане сформирован устойчивый государственный аппарат, внедрены принципы "карьерной модели" государственной службы, меритократии и обеспечивается развитие государственных служащих.

      Вместе с тем в действующей системе государственной службы все еще наблюдается ряд ключевых проблем.

      Все еще отмечается недостаточная профессиональная компетентность ряда государственных служащих, что подтверждается результатами проведенной в 2017 году аттестации.

      Прежде всего это обусловлено низким уровнем системы отбора и оценки кадров, второстепенной и сугубо вспомогательной ролью служб по управлению персоналом, отсутствием качественной системы повышения квалификации, а также неконкурентоспособным уровнем оплаты работников государственных органов.

      Имеется дефицит работников с профильными специальностями в отраслевых подразделениях государственных органов, а также высокая текучесть кадров на государственной службе.

      Помимо этого, требуют урегулирования вопросы наличия диспропорции штатной численности на региональном уровне, а также "перевернутой пирамиды" в управленческих звеньях, когда количество руководителей превышает количество исполнителей.

      На сегодняшний день на одного управленца в аппарате центрального государственного органа приходится 2,7 исполнителя, а в местных исполнительных органах - 2,2, что в итоге отражается на распределении нагрузки, нерациональной организации труда и как следствие может способствовать оттоку профессиональных кадров.

      Кроме того, государственный аппарат нуждается в людях, способных решать кросс-функциональные задачи в условиях неопределенности.

      2.6. Неэффективный квазигосударственный сектор

      Изначально образование субъектов квазигосударственного сектора было нацелено на решение определенных задач государства, в том числе на развитие стратегически важных и неразвитых рынков, создание технологичных производств в несырьевых секторах экономики с дальнейшим выходом субъектов квазигосударственного сектора из конкурентного рынка.

      Вместе с тем в настоящее время сохраняются значительная доля участия государства в экономике и большое количество субъектов квазигосударственного сектора, насчитывающее около 6,5 тысяч организаций.

      Наблюдаются низкая эффективность квазигосударственного сектора, его зависимость от государственного бюджета, слабое корпоративное управление, отсутствие стратегической взаимоувязки деятельности юридических лиц с участием государства с общестрановыми целями.

      Сохраняется информационная закрытость квазигосударственного сектора. В открытом доступе отсутствуют данные о структурах компаний, результатах финансовой деятельности, выплачиваемых дивидендах и других аспектах деятельности юридических лиц с участием государства.

      Действующая классификация государственной собственности не отражает коммерческую или некоммерческую цель создания субъектов квазигосударственного сектора, что приводит к отсутствию системности в определении организационно-правовых форм таких организаций.

      В этой связи необходимо продолжить дальнейшее реформирование данного направления, которое позволит создать условия для формирования эффективного, компактного и прозрачного квазигосударственного сектора с его разделением в зависимости от специфики деятельности организаций.

      2.7. Неразвитое местное самоуправление

      За годы независимости были сделаны определенные шаги в процессе развития местного самоуправления в Казахстане. Были сформированы органы местного самоуправления в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах, определены порядок формирования, проведения, а также полномочия собраний и сходов местных сообществ.

      К примеру, в рамках демократизации политической системы в 2013 году были внедрены косвенные выборы акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.

      В целях обеспечения их большей самостоятельности в 2018-2020 годах стартовала важная реформа по внедрению самостоятельного бюджета (бюджеты 4-го уровня) и коммунальной собственности местного самоуправления. С 1 января 2020 года в реформу были вовлечены все 2353 административные единицы (города районного значения, села, поселки, сельские округа).

      Однако несмотря на наличие законодательной основы вовлеченность местного населения остается низкой. Ситуация усугубляется отсутствием реальных финансовых полномочий на местах и соответственно принимаемые решения не всегда реально влияют на социально-экономическое развитие местных сообществ.

      Имеется финансовая и административная зависимость акима села, поселка, сельского округа и городов районного значения от вышестоящего акима, где приоритет отдается поручениям акима района, нежели вопросам местного сообщества.

      2.8. Чрезмерное регулирование, препятствующее развитию бизнеса

      Ежегодно принимается значительное количество правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства. Это порождает административное давление на бизнес со стороны контролирующих и надзирающих органов. При этом на практике сохраняются "лазейки" в регулировании, а также множество отсылочных норм, что создает условия для совершения коррупционных правонарушений.

      Вместе с тем, зачастую происходит "слепое" копирование зарубежного опыта без должного анализа применимости данных норм, принятие регуляторных норм без изучения правоприменительной практики и проведения апробации.

      По мнению экспертов, подобный подход к формированию регуляторной политики приводит к ее нестабильности, в том числе в системообразующих законодательных актах.

      2.9. Низкий уровень доверия граждан к судебной и правоохранительной системам

      Общество заинтересовано в полной, объективной и предсказуемой деятельности судебной власти. Укрепление доверия граждан к судам и дальнейшее развитие независимой и справедливой судебной системы остаются приоритетными целями.

      Вопросы профессиональной подготовки судейского корпуса, полноценной независимости судебной власти, судебного администрирования и использования цифровых решений сохраняют свою актуальность и значимость.

      Кроме того, назрела необходимость в реформировании правоохранительных органов, направленная на минимизацию коррупции, оптимизацию структуры и исключение несвойственных функций правоохранительных органов.

      Одним из ключевых критериев эффективности работы правоохранительных органов должна стать степень доверия населения. Для достижения данного показателя необходимо продолжить трансформацию деятельности на сервисную модель со смещением акцента с борьбы с последствиями на их превенцию.

      В рамках усиления противодействия коррупции приняты важные законодательные меры: установлена ответственность руководителей за коррупционные проявления среди подчиненных, восстановлена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, введена дифференцированная система поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции. В результате, по итогам 2020 года Казахстан занял 94-ю позицию по Индексу восприятия коррупции в рейтинге Transparency International.

      Однако несмотря на определенное улучшение ситуации с противодействием коррупции, она остается одним из сдерживающих факторов развития государственного управления.

Раздел 3. Обзор международного опыта

      Для построения качественно новой модели государственного управления, ориентированной прежде всего на обеспечение высокого качества жизни населения, изучены международный опыт и лучшие мировые практики Сингапура, США, Великобритании, Канады, Франции, Финляндии, ОАЭ и других стран.

      Основные результаты анализа опыта передовых стран:

      1) эффективная система государственного управления рассматривается через призму обеспечения высокого качества жизни населения;

      2) переход от операционного управления персоналом к стратегическому способствует профессионализации государственного аппарата;

      3) формирование компактного государственного аппарата путем внедрения института контрактных служащих, не относящихся к категории государственных служащих, оптимизации численности через аутсорсинг и централизацию;

      4) долгосрочное государственное планирование является одним из основных элементов поступательного развития государств;

      5) широкое применение инструментов предсказуемого развития, направленного на изучение прогнозных сценариев, зачастую с использованием моделирования и инструментов анализа больших данных;

      6) позитивный экономический эффект достигается от применения инструментов регуляторной политики, в первую очередь, за счет сокращения административных барьеров;

      7) субъекты квазигосударственного сектора работают на принципах самоокупаемости и прибыльности.

Раздел 4. Основные принципы государственного управления

      Новая модель государственного управления будет основана на принципах "слышащего", эффективного, подотчетного, профессионального и прагматичного государства.

      Принципы указывают на основополагающие черты, сущностные характеристики системы государственного управления и призваны служить ориентиром при формировании и реализации государственных политик, а также принятии государственных решений.

      4.1. Принцип "Слышащего государства"

      Государственная политика или реформа должны подчиняться главенствующему принципу "Люди прежде всего". Измерение эффективности государственной политики, программного документа страны, национального проекта или реформы должно отталкиваться от эффекта, который они оказывают на благосостояние и качество жизни населения.

      Переход от "бюрократической" модели отношения государства и общества к проактивной, сервисной и отзывчивой к запросам граждан форме управления должен стать основной целью для государственных органов. Тем самым население получит возможность быть услышанным и выбирать важные для себя решения, что, в свою очередь, повысит уровень доверия к государству и сформирует "человекоцентричное" государство.

      Принцип проактивности направлен на опережающее оказание услуг, создание благ и выгод для всех заинтересованных сторон на всех уровнях принятия решений, а также предотвращение возникновения проблем или минимизацию ущерба от них при достижении долгосрочных целей.

      Проведение проактивной политики тесно интегрировано с системами управления рисками и подразумевает своевременное выделение ресурсов для снижения вероятности реализации угроз.

      Необходимым условием для устойчивого экономического роста, развития общества и бизнеса является обеспечение верховенства закона, где государство должно выступать гарантом соблюдения фундаментальных прав человека.

      4.2. Принцип эффективного государства

      Эффективность государственного управления является ключевым фактором для развития любого государства и повышения качества жизни граждан.

      В основе принципа лежит достижение поставленных целей и задач с наиболее эффективным использованием имеющихся ресурсов государства.

      В то же время система государственного управления должна позволять замерять эффективность и результативность деятельности институтов государственного управления и качество государственных услуг.

      Оценка эффективности должна проводиться на регулярной основе для обеспечения повышения производительности государственного управления.

      4.3. Принцип подотчетного государства

      Данный принцип включает в себя: информационную открытость, доступность, подотчетность обществу.

      Он основывается на участии граждан в принятии государственных решений, а также широком использовании современных информационных технологий и новых средств коммуникации при взаимодействии с гражданами.

      Для институтов государственного управления общественное благо должно ставиться выше индивидуальных интересов.

      Рост доверия и более предсказуемая политика с учетом ожиданий граждан способствуют укреплению прочности институтов государственного управления. Укрепление доверия к институтам государственного управления невозможно добиться без соблюдения высоких этических стандартов и проявления нетерпимости к коррупции.

      4.4. Принцип профессионального государства

      Основным условием трансформации государственного управления в сервисно ориентированную модель является наличие у государственного аппарата компетенции и кадрового потенциала, соответствующего высоким стандартам.

      При этом готовность к изменениям должна стать важнейшим принципом каждодневной деятельности всех государственных органов. Это позволит обеспечить постоянный, системный механизм повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности государственного аппарата.

      Государственные органы должны находиться в поиске новых и инновационных решений проблем, а также использовать современные методы оказания услуг.

      4.5. Принцип прагматичного государства

      При формировании и реализации государственных политик и реформ, а также принятии решений государственные органы планируют свою деятельность на долгосрочную перспективу и учитывают потребности будущих поколений.

      Важно принимать во внимание все сопутствующие риски и не перекладывать бремя на будущие поколения вне зависимости от характера вопроса, будь то вопрос экологической, структурной, финансовой, экономической или социальной направленности.

      Согласно данному принципу государственные решения принимаются только при наличии достаточной объективной доказательной базы, основанной на методах научного исследования (объективность, повторяемость, апробация).

      Необходимо обеспечить преемственность государственных политик, особенно в тех сферах, где результаты их реализации достигаются в долгосрочной перспективе.

      Управление финансовыми ресурсами должно осуществляться с соответствующим уровнем рациональности и прагматизма, а также учетом всех рисков. Бюджетные планы должны формироваться при участии граждан и с учетом их потребностей.

      Поступательное и устойчивое развитие государства будет достигаться в том числе через тотальную цифровизацию системы государственного управления.

Раздел 5. Формирование новой модели государственного управления, ориентированной на людей

      Сноска. Раздел 5 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 02.02.2022 № 802.

      Для достижения целей Концепции, которые заключаются в построении сервисной и "человекоцентричной" модели государственного управления, необходимо реализовать следующие задачи:

      формирование клиентоориентированного и открытого государственного аппарата;

      совершенствование подходов к стратегическому и бюджетному планированию, а также проведению реформ;

      формирование оптимального и эффективного государственного аппарата;

      переход к проактивным государственным услугам на основе потребностей граждан;

      улучшение качества человеческих ресурсов и профессионализация государственного аппарата;

      формирование эффективного, оптимального и транспарентного квазигосударственного сектора;

      дальнейшее совершенствование местного самоуправления;

      создание благоприятных условий для развития бизнеса;

      трансформация судебной системы и администрирования, а также правоохранительной системы для построения сервисной модели государства.

      Задача 1. Формирование клиентоориентированного и открытого государственного аппарата.

      Новая модель государственного управления - эффективный, справедливый, прозрачный, оперативно реагирующий на запросы общества государственный аппарат, работающий по принципу "слышащего государства".

      Для этого предусматриваются расширение инструментов "активного слушания", укрепление традиционных каналов взаимодействия с населением путем совершенствования действующих и внедрения новых инструментов.

      При этом для достижения указанной задачи в рамках новой модели государственного управления - "Люди прежде всего", предполагается осуществление следующих действий:

      1) системный мониторинг и анализ работы каналов прямой и обратной связи с населением.

      Следует систематизировать взаимодействие государственных органов с населением по каналам прямой и обратной связи, обеспечив клиентоориентированность, оперативность и контроль за качеством рассмотрения обращений. Это позволит проводить сопоставительный анализ по всем каналам прямой и обратной связи от граждан, определять проблемные зоны и работать по ним в проактивном порядке.

      Наряду с этим государственные органы будут на постоянной основе упрощать процессы взаимодействия с населением. Необходимо проводить обучение государственных служащих новым формам взаимодействия с населением, а также оказывать соответствующую методологическую поддержку.

      Система критериев оценки государственных органов, в том числе правоохранительного блока, будет включать в себя результаты оценки удовлетворенности граждан и бизнеса;

      2) оперативное реагирование на поступающие запросы СМИ, НПО и населения.

      Для объективной оценки населением событий государственные органы обязаны оперативно предоставлять информацию, затрагивающую интересы граждан и бизнеса, через СМИ и социальные сети, в особенности, в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

      На всех уровнях государственного управления требуется внедрение комплексной системы мониторинга и прогнозирования социальных рисков.

      Взаимодействие со СМИ и НПО будет ориентировано на заблаговременное выявление проблемных вопросов среди населения и их оперативного решения.

      При этом работа со СМИ должна стать одним из элементов оценки эффективности работы государственного органа, включающим в себя качество работы в сети Интернет, взаимодействие со СМИ, а также открытость и готовность к контактам с прессой.

      Кроме того, следует развивать краудсорсинговые платформы, позволяющие сформировать перечень социально значимых проектов, направленных на эффективное решение актуальных вопросов граждан, используя творческие способности, знания и опыт широкого круга лиц на добровольных началах с применением информационных технологий.

      Это открытый инструмент, где граждане, общественные объединения и НПО могут представлять свои инициативные проекты для решения тех или иных актуальных вопросов населенных пунктов, региона и страны. Данные проекты будут оцениваться и контролироваться самими гражданами.

      Другим направлением работы по линии взаимодействия с НПО должна стать имплементация лучших мировых практик, в том числе путем проработки вопроса участия в международной инициативе "Партнерство открытого правительства" (Open Government Partnership);

      3) создание "единого окна" по взаимодействию государства с гражданами.

      На базе центров обслуживания населения следует создать единый центр по принятию обращений граждан т.н. "единую точку входа", через которую граждане получат возможность подать обращения в различные государственные органы для удобства и оперативного решения вопросов.

      Будет запущена система "Е-обращение", представляющая собой единую базу обращений граждан, доступную для всех уровней государственного управления и дающую возможность заявителю отслеживать ход рассмотрения обращения. Система позволит сфокусировать государственные органы на выявлении и решении актуальных проблем, волнующих граждан в масштабах отдельного населенного пункта, региона или на страновом уровне.

      В целях установления обратной связи с физическими и юридическими лицами предлагается замерять удовлетворенность населения качеством ответов на их обращения.

      Необходимо разработать стандарты и рекомендации по работе государственных органов с социальными сетями, в то же время основной фокус гражданской активности необходимо переводить в официальные каналы - обращения, общественные слушания, мероприятия общественного контроля, официальные онлайн-петиции.

      Для поддержки общественных инициатив и создания возможностей выражать коллективную точку зрения в отношении различных проблем и ситуаций будет запущен проект "Е-петиция". Данный проект создаст единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений;

      4) обеспечение открытости информации и проактивности деятельности государственных органов.

      Создание необходимых условий для беспрепятственного доступа к информации должно стать ключевой задачей не только уполномоченного органа, но и каждого государственного служащего.

      Следует повышать доступность в сети Интернет открытых данных, содержащихся в информационных системах государственных органов.

      Будут внедрены стандарты открытости деятельности государственных органов.

      Для понимания гражданами работы государственного аппарата необходимо обеспечить формулировку каждым государственным органом четкой миссии и видения.

      При размещении информации в СМИ и социальных сетях язык и стиль изложения должны быть простыми, лаконичными и понятными для граждан.

      Необходимо обеспечить полноценное участие граждан в разработке и реализации управленческих решений, а также создание системы постоянного информирования и диалога.

      Для этого процесс принятия политических решений и формирования политик будет предусматривать этапы идентификации проблемы, разработки и формулировки политики, ее реализации и оценки. Здесь же будут заложены механизмы сценарного планирования, "мягкого подталкивания", управления рисками, научного сопровождения и ориентации политик на достижение целей устойчивого развития.

      Анализ и выявление актуальных запросов населения, выработка вариантов решения и обсуждение с экспертным сообществом, обсуждение и выбор варианта решения вопроса, принятие необходимых мер и общественная оценка эффективности принятых мер позволят обеспечить вовлеченность в процесс принятия решений заинтересованных сторон и их сопричастность, а также повысит их качество, результативность и преемственность.

      Выявление потенциальных проблем и замер уровня социального самочувствия населения будет осуществляться путем регулярных социологических исследований. Данный анализ позволит обнаруживать потенциально уязвимые места и планировать соответствующие программы их разрешения до того, как они примут массовый характер.

      Внедрение административной юстиции должно обеспечить новый уровень защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров между частными лицами и государством. При этом кардинально изменяется роль судебных органов, где судьи будут занимать активную позицию, помогая заявителю найти оптимальный путь защиты законных интересов и прав.

      Задача 2. Совершенствование подходов к стратегическому и бюджетному планированию, а также проведению реформ.

      На сегодняшний день достигнуты существенные качественные изменения в вопросах внедрения новых подходов стратегического планирования и проведения реформ. Значимым достижением в этом направлении является создание Высшего совета по реформам, основной задачей которого определено обеспечение эффективной реализации социально-экономических и институциональных реформ.

      Кроме того, в целях определения среднесрочных стратегических задач страны будет принят Национальный план развития до 2025 года, проводится работа по реализации концепции "Правительство, основанное на данных" (Data - driven government).

      В основу новых подходов системы государственного планирования будет заложено сценарное планирование. Формирование стратегических документов, в том числе постановка целей, задач и определение индикаторов будет основано на научном подходе, изучении текущих и перспективных запросов общества и бизнеса.

      Вместе с тем новые подходы системы государственного стратегического планирования будут взаимоувязаны с бюджетным, будут пересмотрены межбюджетные отношения.

      Следует определить компактную и гибкую архитектуру документов государственного планирования с оптимальным набором целей, задач и индикаторов. В качестве цели будет определено главенство результата над процессом. Учитывая высокую скорость изменений и степень неопределенности, порядок утверждения и внесения изменений в стратегические документы будет дебюрократизирован.

      При этом необходимо внедрить персонификацию ответственности за результаты реализации национальных проектов и других документов системы государственного планирования.

      Приоритетность реформ будет определяться через призму их положительного воздействия на жизнь каждого гражданина страны.

      Функционирование государства должно быть выстроено на основе принципа "снизу - вверх", подразумевающего проработку инициатив с вовлечением всех заинтересованных сторон. Необходимо обеспечить транспарентность процессов принятия программных документов и дальнейшей их оценки посредством вовлечения независимых экспертов и представителей общественности.

      Задача 3. Формирование оптимального и эффективного государственного аппарата.

      Дальнейшее совершенствование государственного аппарата будет осуществляться через переосмысление роли и функций государства, а вместе с ним структуры и размера всего государственного аппарата. При его оптимизации будут учитываться главные функциональные группы государства для производства общественных благ в соответствии с международным классификатором ОЭСР.

      Это потребует проведения глубокого и разностороннего функционального анализа, по результатам которого будут выявлены и исключены дублирующие, неэффективные и чрезмерные контрольно-надзорные функции государственного аппарата.

      Упорядоченные функции государственных органов будут выстраиваться как полный управленческий цикл создания общественной ценности, где каждый процесс включает все базовые этапы: от определения потребности и нужд населения до оценки эффективности государственного органа и замера удовлетворенности граждан.

      В результате конечным продуктом должно стать изменение процессов работы государственного аппарата под нужды гражданина.

      Кроме того, важным направлением данной работы станет четкое институциональное разграничение полномочий и ответственности между:

      1) уровнями государственного управления;

      2) государственными органами одного уровня по горизонтали;

      3) органами государственного управления и местного самоуправления;

      4) политическими и административными государственными служащими;

      5) коллегиальными органами и руководителями государственных органов.

      При этом будут пересмотрены и упорядочены понятия "полномочие", "компетенция" и "функция".

      Наряду с этим следует оптимизировать вспомогательные и содействующие подразделения государственных органов, которые напрямую не связаны с реализацией государственной политики, путем централизации либо аутсорсинга.

      Альтернативным вариантом для высвобождения государственного аппарата от отдельных реализационных функций будет внедрение института юридических лиц публичного права, которые могут создаваться в сферах, где отсутствует конкурентная среда либо невозможно передать функции в конкурентную среду.

      Данный подход позволит добиться оптимизации структуры и размера государственного аппарата, более высокой управляемости государственного сектора, а также решить вопрос диспропорции штатной численности в центральных и местных исполнительных органах.

      Одновременно с этим важным вектором реформы деятельности государственного аппарата должно стать полномасштабное изменение бизнес- процессов, направленное, в том числе, на делегирование, сокращение этапов согласования и каскадов поручений, персонификацию ответственности.

      Необходимо обеспечить переход от избыточной регламентации к системному описанию, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов государственных органов с созданием стимулов для качественного выполнения данной работы государственными органами. Данная работа потребует разработки и принятия национального стандарта менеджмента бизнес- процессов.

      Процессы принятия нормативных правовых актов, кадровых решений, планирования и реализации бюджета будут оптимизированы и автоматизированы.

      Тотальная цифровизация бизнес-процессов потребует разработки единой архитектуры информационных систем и ведомственных баз данных на национальном уровне.

      В целях повышения эффективности деятельности государственных органов будет внедрен проектный подход и регламентированы вопросы проектного менеджмента.

      Для этого будет обеспечен переход от линейно-функциональной к матричной структуре государственных органов.

      Будут внедрены институты финансово-технического контроля и служб комплаенс для проведения мониторинга за ходом выполнения государственных проектов и расходования бюджетных средств. Для этого будет проработан вопрос внедрения стандартов FIDIC при реализации инфраструктурных проектов, при этом функции мониторинга и управления проектом будут переданы профессиональным проектным менеджерам.

      Следующим условием повышения эффективности системы государственного управления станет пересмотр вертикали принятия решений. Должностные лица исполнительского звена будут наделены правом принятия рутинных решений, что позволит оперативно реагировать на запросы общества и при этом повысит уровень ответственности за их качество.

      Кроме того, необходимо провести инвентаризацию и оптимизацию коллегиальных и консультативно-совещательных органов всех уровней, устранив "размытие" персональной ответственности и излишнюю бюрократию.

      Следует урегулировать формат дистанционной работы и соответствующие трудовые отношения.

      Задача 4. Переход к проактивным государственным услугам на основе потребностей граждан.

      С учетом проводимой работы по упорядочению функций государственного аппарата будет концептуально пересмотрено понятие "государственная услуга", которое должно охватывать весь спектр деятельности государственных органов.

      Тем самым деятельность государственного аппарата должна быть сфокусирована на проактивное оказание услуг для граждан и переформатирована под нужды населения.

      Будет введено понятие "общественно значимая услуга", что позволит проводить общественный мониторинг организаций социальной сферы.

      Государственные услуги продолжат переходить в цифровой формат. При этом акцент будет сделан на развитии мобильного приложения eGov ("государство в смартфоне").

      Услуги будут предоставляться на принципах экстерриториальности (без привязки к месту проживания), проактивности и композитности. Следует исключить практику подтверждения информации, уже содержащейся в государственных базах данных.

      Граждане без каких-либо запросов должны получать автоматическое уведомление о необходимости или возможности получения государственной услуги, а в определенных случаях такая услуга должна оказываться проактивно.

      Все государственные услуги должны быть оказаны в максимально короткие сроки, а композитные услуги должны быть предоставлены получателям на основе одного заявления.

      Задача 5. Улучшение качества человеческих ресурсов и профессионализация государственного аппарата

      Успешность реформ и, как следствие, рост благополучия населения напрямую зависят от тех, кто их реализует и контролирует ход их исполнения.

      В текущих условиях повышаются требования к государственным служащим в части эффективности, адаптивности, нацеленности на результат и оперативного реагирования на запросы общества. Реализация настоящей Концепции также требовательна к уровню компетенций государственных служащих.

      Для повышения кадрового потенциала государственной службы и всех отраслей экономики в целом необходимо внедрить систему раскрытия и взращивания потенциала граждан, которая позволит выявлять и развивать таланты на страновом уровне.

      Кроме того, в перспективе ближайших лет вырастут потребности государственного и квазигосударственного сектора в узко специализированных знаниях и компетенциях, которые сложно взращивать в рамках текущей модели государственной службы, где доминируют элементы "карьерной" модели.

      Поэтому для привлечения на государственную службу людей с необходимыми компетенциями предлагается также внедрять "позиционную" модель государственной службы с соблюдением принципа меритократии. Для этого необходимо пересмотреть квалификационные требования для государственных служащих, улучшить систему отбора и оценки государственных служащих.

      Другой важной составляющей государственной службы станет внедрение кадровой стратегии и кадрового планирования государственного органа, сформированных на принципах стратегической направленности управления персоналом, инклюзивности, комплексности, системности и гибкости. Одновременно с этим кадровое делопроизводство будет полностью автоматизировано.

      Акцент при дальнейшем совершенствовании процедур отбора необходимо сместить на профессиональные и личностные компетенции кандидатов, в том числе за счет внедрения передовых методов оценки кандидатов с привлечением общественности и экспертов.

      Прозрачность и объективность процедуры отбора будут обеспечены путем ее цифровизации, а этап собеседования путем организации интервью в онлайн- режиме с участием независимых членов комиссии.

      Для оценки компетенций кандидатов на отдельные политические должности будет внедрен метод ассессмент-центра.

      Новые ценности системы государственного управления должны стать сквозным ориентиром для дальнейшего совершенствования процессов управления персоналом на государственной службе не только на этапе отбора, но и при оценке эффективности деятельности государственных служащих. Система оценки должна быть направлена на выявление, удержание и поощрение сотрудников, отвечающих новым ценностным установкам.

      В этой связи будет обеспечено применение в цифровом режиме метода оценки персонала "360 градусов", при котором этическую оценку работнику анонимно дают и его руководители, и подчиненные, и другие заинтересованные стороны.

      После оптимизации штата государственного аппарата необходимо ввести институт контрактных служащих, что позволит привлекать профессионалов со специальными знаниями на период реализации государственных инициатив и отраслевых проектов.

      Привлекательность работы в государственном аппарате будет повышаться также за счет пересмотра социального пакета.

      Основополагающим принципом для государственных служащих должно стать непрерывное повышение знаний, навыков и умений в тесной взаимосвязи с потребностями государственных органов.

      Необходимо улучшать корпоративную и организационную культуру на государственной службе. Для этого следует развивать институт трансформационных лидеров, распространить практику прохождения стажировок государственных служащих в квазигосударственных, частных и международных организациях, а также внедрить механизмы поощрения инициатив и рационализаторских предложений по совершенствованию деятельности подразделения, государственного органа, отрасли.

      Задача 6. Формирование эффективного, оптимального и транспарентного квазигосударственного сектора.

      Важной частью модернизации государственного управления будет реформирование квазигосударственного сектора. Это требует переосмысления роли квазигосударственного сектора в реализации стратегических задач страны.

      Следует продолжить работу по сокращению участия государства в экономике, в том числе путем совершенствования механизмов приватизации, а также пересмотра подходов к оптимизации перечня видов деятельности, разрешенных для организаций с государственным участием.

      Одним из направлений данной работы должен стать регулярный анализ на предмет конкуренции субъектов квазигосударственного сектора с рынком. Если предприятие работает в сфере, где действуют организации частного сектора, то должен ставиться вопрос о его ликвидации либо приватизации во избежание конкуренции.

      Требуется оптимизировать систему классификации субъектов квазигосударственного сектора на основе цели создания организации и реализации задач - коммерческие или некоммерческие, а также пересмотреть организационно-правовые формы субъектов квазигосударственного сектора с акцентом на повышение конкурентоспособности, прозрачности и ориентированности на рынок. Одновременно следует провести инвентаризацию и актуализацию реестра государственного имущества. Итоги инвентаризации упорядочат учет и повысят эффективность управления государственным имуществом, улучшат качество планирования.

      Для повышения эффективности управления государственным имуществом следует в случае завершения финансового года с отрицательным результатом принимать годичный план по его оздоровлению. Если данная мера не улучшит их результаты, это станет основанием для обязательного включения организации в соответствующий план приватизации, реструктуризации или ликвидации.

      Необходимо пересмотреть механизм передачи государственного имущества в доверительное управление в части введения требований по развитию и эффективному управлению переданным имуществом, мониторинга за достижением поставленных целей и на его основе принятия решения о выплате вознаграждения.

      Будет усовершенствована действующая оценка эффективности управления госимуществом путем смещения фокуса с организационных вопросов на предмет их конкурентоспособности, рентабельности и финансовой устойчивости.

      В целях повышения конкурентоспособности будут приняты национальные стандарты корпоративного управления и открытости квазигосударственного сектора.

      Следует усилить ответственность совета директоров и его членов за исполнение стратегических задач, ввести оценку эффективности деятельности совета директоров по итогам года. Необходимо предусмотреть поэтапное внедрение минимальных квалификационных требований к руководящим должностям и совету директоров субъектов квазигосударственного сектора.

      Кроме того, нужно перейти на выстраивание взаимоотношений квазигосударственного сектора с государственными органами по стандартам ОЭСР, не допускающим повседневного вмешательства в их деятельность и навязывание задач в разрез стратегии организации.

      С учетом большого количества субъектов квазигосударственного сектора необходимо обеспечить наличие открытого, доступного и удобного для пользователей единого ресурса со всей необходимой информацией о квазигосударственном секторе.

      Задача 7. Дальнейшее совершенствование местного самоуправления.

      В целях улучшения качества жизни граждан критически важно принимать решения на местах при тесном взаимодействии с местными жителями. Это значительно улучшит деятельность местных исполнительных органов, а также повысит уровень взаимодействия государства с гражданами.

      Для этого местные исполнительные органы будут обладать комплексом необходимых полномочий и инструментов по вопросам развития территории, благоустройства общественных пространств, местной транспортной, социальной и иной инфраструктуры, оказания базовых услуг, в том числе с возможностью использования иного регулирования и фискальной политики.

      Увеличение самостоятельности местных исполнительных органов предполагает усиление их подотчетности населению через общественный контроль и гражданские институты. Общественно значимые расходы на инфраструктурные и социальные инициативы бюджетов районов и населенных пунктов будут проходить через общественную экспертизу, в том числе с применением онлайн-опросов.

      Стратегические цели и задачи социально-экономического развития страны будут определяться центром совместно с регионами с применением ограниченного перечня индикаторов "верхнего уровня" без чрезмерной детализации. В то же время местные исполнительные органы будут разрабатывать собственные программы развития без жестких ограничений по структуре и содержанию.

      В целях продолжения политики децентрализации следует обеспечить правильный баланс полномочий, ответственности и ресурсов на региональном уровне между областным, районным (городским) и сельским уровнями управления.

      Особую важность имеет внедрение полноценного местного самоуправления на уровне сел, поселков, городов районного значения и сельских округов. Обязательными элементами местного самоуправления должны стать: создание представительного органа, наделение населенных пунктов бюджетами развития и проведение прямых выборов акимов сел, поселков, сельских округов, городов районного и областного значения, а также районов.

      Необходимо разграничить полномочия органов государственного управления и местного самоуправления. Следует исключить вмешательство органов государственного управления в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления. Реализация всех программ на местах должна осуществляться под контролем органов местного самоуправления.

      Механизмы дальнейшего развития местного самоуправления будут предусмотрены в рамках отдельной Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан.

      Задача 8. Создание благоприятных условий для развития бизнеса.

      Совершенствование регуляторной политики - это приоритетное направление в проведении структурных реформ, поскольку эта сфера является драйвером экономического роста. Благодаря ее успешному развитию повышаются активность субъектов бизнеса, соответственно, уровень занятости и производительности труда.

      Действующая система государственного управления настроена на детальное регулирование всех сфер жизнедеятельности на законодательном уровне. При этом чрезмерный контроль со стороны надзирающих органов создает административное давление на бизнес. Отдельного внимания заслуживает значительное количество устаревших положений в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования для бизнеса.

      В этой связи сегодня не только бизнес, но и общество в целом требуют понятного, предсказуемого и быстрого процесса государственного регулирования.

      В целях обеспечения сервисно ориентированного подхода государственных органов необходимо создать механизмы государственного регулирования на принципах доверия, расширения свободы и конкуренции, снижения регуляторного давления, а также обеспечить стабильность законодательства для бизнеса.

      Для успешной реализации данной реформы требуется проведение инвентаризации требований и стандартов в целях дальнейшего дерегулирования и сокращения контрольно-надзорных функций. Акцент в регуляторной политике должен быть смещен на мониторинг, профилактическое обследование, консультирование, а также автоматизацию и цифровизацию системы управления рисками.

      Вместе с тем для исключения избыточных норм законодательства, контролирующих процесс, следует принять отраслевые стандарты, оптимизирующие сферу государственного регулирования. Применение инструментов "мягкого права" в Казахстане станет условием для внедрения инструмента "регуляторной гильотины", когда взамен избыточных норм законодательства, контролирующих процесс, а не качество оказания услуг населению, будут приняты отраслевые стандарты, что одновременно оптимизирует сферу государственного регулирования.

      Следует в рамках перехода к "умному регулированию" усовершенствовать механизмы экспертизы проектов нормативных правовых актов и анализа регуляторного воздействия. Соответственно, с принятием такого подхода снизятся условия для коррупции.

      При этом оценка эффективности деятельности контрольно-надзорных органов должна осуществляться на основе замеров уровня доверия граждан.

      С целью дальнейшего упрощения ведения бизнеса необходимо ввести механизм "один за два" или "один за множество", предусматривающий значительную отмену административных ограничений при введении новых обязательств.

      Преимущественным критерием выбора товаров, работ, услуг, приобретаемых в рамках государственных закупок, должно стать их качество. Для этого следует выработать соответствующие механизмы и законодательно их закрепить. Следует также оптимизировать сроки и процедуры проведения самих государственных закупок.

      Задача 9. Трансформация судебной системы и администрирования, а также правоохранительной системы для построения сервисной модели государства.

      Важнейшая роль в построении новой "человекоцентричной" модели государственного управления отводится судебной и правоохранительной системам, которые призваны обеспечить верховенство права и безопасность в стране.

      Высокое доверие населения и бизнеса к данным институтам не только служит гарантом защиты прав и свобод каждого гражданина, но и является основой для создания благоприятного инвестиционного климата, развития предпринимательства и устойчивого экономического развития.

      Необходимо трансформировать правоохранительную и судебную системы, а также усовершенствовать антикоррупционную политику с учетом ценностных установок новой модели государственного управления.

      1. Трансформация судебной системы и администрирования

      Укрепление доверия общества к судам и дальнейшее развитие независимой и справедливой судебной системы являются приоритетными целями государства.

      Для достижения существенного прогресса в данном направлении необходимо заложить принципиально новые подходы судебного администрирования, ориентированные на обеспечение независимости судебной власти.

      Граждане, бизнес, инвесторы должны быть уверены, что казахстанские суды выносят беспристрастные и справедливые решения. Полноценно независимая судебная власть приведет к переустройству модели поведения и деятельности исполнительной власти на всех ее уровнях в направлении более качественного обеспечения реализации прав и интересов человека и общества.

      Следует продолжить работу по повышению доверия со стороны инвесторов к государству и проводимой им работе по защите инвестиций. В данном контексте следует задействовать потенциал Суда МФЦА в рассмотрении договорных исков по коммерческим контрактам.

      Решающим фактором для успешной реализации всех судебных реформ является наличие профессионального судейского корпуса. В последние годы были повышены требования к кандидатам в судьи, внедрены современные инструменты отбора. Судейский корпус будет обновляться и формироваться независимо от других ветвей власти и без их участия. При отборе кандидатов будет обращаться внимание на личностные характеристики претендентов, этический образ жизни, глубокий профессиональный юридический опыт в отраслях права. Отбор судей будет сопровождаться освещением в СМИ. В развитых странах требования к судьям настолько высоки, что даже незначительный проступок в прошлом может стать причиной отказа в должности. Необходимо ввести такую практику и в Казахстане.

      Высшему Судебному Совету и Верховному Суду следует активизировать работу по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров. Судебная система нуждается в специалистах в области налогообложения, недропользования, интеллектуальной собственности, корпоративного права. Судейский корпус необходимо пополнить судьями, владеющими иностранным языком, обладающими специальными познаниями для разрешения сложных коммерческих споров, стремлением развивать свои профессиональные навыки и открытыми к изучению лучших мировых практик.

      Оптимизация судебных процессов и внедрение бесконфликтных механизмов разрешения споров позволят уйти от бюрократизации судебного процесса, когда чрезмерно регламентированные процедуры ведут к волоките и порождают в обществе справедливую критику. Необходимо оптимизировать судопроизводство, исключить ненужные процедуры и регламенты. Будет обеспечено развитие и внедрение новых цифровых инструментов.

      Важным элементом обеспечения конституционной гарантии независимости судебной власти и судей является финансовая самостоятельность судов, поэтому будут пересмотрены действующие процедуры формирования бюджета. Контроль за расходованием средств будет осуществляться институтами судейского самоуправления.

      В целом судебная система будет непрерывно совершенствоваться и адаптироваться под новые реалии и вызовы. В результате проводимые реформы в этой сфере должны позволить укрепить верховенство права в стране.

      При этом создание надлежащих условий для осуществления правосудия позволит модернизировать систему государственного управления, поскольку, проявляя принципиальность и профессионализм при рассмотрении дел, суды становятся существенным фактором для повышения качества работы правоохранительных органов и в целом деятельности государственных органов.

      2. Трансформация правоохранительной системы

      Одной из ключевых задач, стоящих перед правоохранительными органами, является обеспечение конституционных прав и свобод граждан.

      В обществе растут запросы на обеспечение должной защиты от преступности, возможность проживания в безопасном районе.

      На сегодняшний день сформирована соответствующая институциональная основа.

      Необходимо продолжить работу по внедрению новых подходов и инструментов превенции правонарушений и установления обратной связи с гражданами как наиболее эффективный способ противодействия преступности.

      Правоохранительные органы должны трансформироваться с учетом требований сервисной модели, основанной на опыте ведущих мировых практик и обеспечивающей надлежащий уровень безопасности населения, и его удовлетворенность. В эту работу должны быть вовлечены все заинтересованные государственные структуры и общественность.

      При этом новая система критериев оценки деятельности правоохранительного блока должна включать показатели, объективно отражающие качество реализации возложенных задач и оценку населением состояния безопасности и эффективности принимаемых мер.

      Основой для количественных критериев будет правовая статистика, а для качественных - результаты периодически проводимых социологических исследований на предмет определения уровня доверия населения.

      Это наиболее сбалансированная система оценки, которая позволит минимизировать риски, связанные с погоней за статистическими показателями.

      Для усиления работы правоохранительных органов необходимо повысить качество профессионального отбора кадров в правоохранительных органах с обеспечением принципа меритократии при поступлении и продвижении по службе. Обеспечить постоянное развитие сотрудников с использованием современных подходов и цифровых технологий.

      Основные направления дальнейшего развития правоохранительной системы будут определены Концепцией правовой политики Республики Казахстан до 2030 года.

      3. Антикоррупционная политика

      В целях дальнейшего смещения акцента на предупреждение коррупции и формирования у населения антикоррупционного сознания предлагается разработать подходы внедрения добропорядочности в обществе, где превыше всего интересы общества.

      Одним из шагов в данном направлении является дальнейшее стимулирование перехода на безналичный расчет в качестве одного из факторов искоренения коррупции.

      Вместе с тем в сфере совершенствования системы государственных закупок и снижения административного давления на бизнес необходима централизация государственных закупок с освобождением руководителей бюджетных учреждений, особенно социальной сферы, от их проведения. Необходимо разработать ясные механизмы, которые исключат вмешательство политических служащих в проведение государственных закупок в центральных органах.

      Ключевыми направлениями антикоррупционной политики должны стать:

      1) защита прав граждан;

      2) укрепление конструктивного партнерства государства с институтами гражданского общества;

      3) усиление общественного контроля;

      4) повышение транспарентности бюджетной политики;

      5) усиление роли регионов в антикоррупционной политике;

      6) форсированная цифровизация сферы государственных услуг;

      7) четкое разграничение функций правоохранительных органов по вопросам противодействия коррупции;

      8) совершенствование института конфликта интересов для должностных лиц;

      9) совершенствование системы государственных закупок и снижение административного давления на бизнес.

      Необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции в соответствии с международными стандартами и учетом национальных интересов страны.

      На основе норм Конвенции ООН против коррупции и 20 руководящих принципов Совета Европы (ГРЕКО), а также рекомендаций ОЭСР будут приняты дополнительные меры по повышению эффективности противодействия коррупции.

      Следует широкомасштабно внедрить механизм сообщения о коррупционных правонарушениях (whistleblowing) и формировании комплексной системы защиты лиц, сообщающих о коррупционных правонарушениях (whistleblowers). Также необходимо проработать механизм внедрения проверки на добропорядочность (integrity check).

      Механизмы развития противодействия коррупции предусмотрены в рамках Концепции антикоррупционной политики.

Раздел 6. Реализация Концепции

      Сноска. Раздел 6 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 02.02.2022 № 802.

      6.1. Стратегия, приоритеты и сроки реализации

      Настоящая Концепция разработана до 2030 года.

      Положения настоящей Концепции будут реализованы посредством реализации соответствующего Плана действий, в том числе предусматривающего совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам государственного управления, документов системы государственного планирования, а также реализации Концепции правовой политики до 2030 года, Концепции развития местного самоуправления, других стратегических документов.

      В период реализации планируется:

      усовершенствовать законодательство в сфере государственного управления;

      обеспечить повышение эффективности деятельности государственного аппарата и профессионализации государственных служащих, в том числе путем дальнейшего развития системы государственного планирования;

      принять меры по развитию регуляторной политики с целью снижения административного давления на бизнес;

      трансформировать судебную и правоохранительную системы;

      продолжить формирование и внедрение сервисной модели государства.

      6.2. Ожидаемые результаты от реализации Концепции

      Основные ожидаемые результаты к 2030 году - повышение эффективности государственного управления, открытости и подотчетности государственного аппарата, профессионализма государственных служащих, отражаемое в достижении среднего уровня стран ОЭСР по:

      Индексу эффективности государственного управления Всемирного Банка - не ниже 80 процентиля;

      Индексу верховенства права World Justice Project - не ниже 0.60 баллов;

      Индексу восприятия коррупции Transparency International - не ниже 55 баллов;

      Индикатору "Независимость судебной системы" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума - не ниже 50 места;

      Индикатору "Надежность полицейских служб" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума - не ниже 60 места;

      повышению уровня удовлетворенности населения качеством оказания государственных услуг, замеряемого независимыми опросами;

      укреплению уровня удовлетворенности граждан проводимой политикой центральных государственных органов и уровня доверия населения к институтам государственного управления (центральным государственным органам, местным органам власти, судебным и правоохранительным органам), замеряемых независимыми опросами.

      6.3. Перечень правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции

      1. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан".

      2. Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

      3. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года.

      4. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года.

      5. Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.

      6. Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) от 25 декабря 2017 года.

      7. Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года.

      8. Кодекс Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 7 июля 2020 года.

      9. Закон Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года "Об административных процедурах".

      10. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан".

      11. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".

      12. Закон

      13. Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года "О государственном имуществе".

      14. Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О государственных услугах".

      15. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года "О доступе к информации".

      16. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года "О государственной службе Республики Казахстан".

      17. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года "О государственных закупках".

      18. Иные нормативные правовые акты и документы системы государственного планирования.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.