О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года № 3834

Утративший силу

Указ Президента Республики Казахстан от 7 сентября 1999 года № 206. Утратил силу Указом Президента РК от 28 марта 2002 г. N 827 ~U020827

      Постановляю:
      1. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года № 3834 U983834_ "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года" (САПП Республики Казахстан, 1998 г., № 2, ст. 10) следующие изменения:
      1) в подпункте 3) пункта 1 слова "на 1998 - 2000 годы" заменить

 

словами "на второе полугодие 1999 года и 2000 год,";

     2) в пункте 5:

     слова "и Программы действий Правительства Республики Казахстан на

1998-2000 годы" исключить;

     дополнить абзацем следующего содержания:

     "Премьер-Министру Республики Казахстан ежеквартально докладывать

Президенту Республики Казахстан о ходе выполнения Программы действий

Правительства Республики Казахстан на второе полугодие 1999 года и 2000

год.";

     3) приложение 3 к указанному Указу изложить в новой редакции согласно

приложению.

     2. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.


       Президент

  Республики Казахстан   



                                                     Приложение



                                           к Указу Президента Республики

                                                     Казахстан

                                             от 7 сентября 1999 г. № 206




                                                     Приложение № 3



                                           к Указу Президента Республики

                                                     Казахстан

                                            от 28 января 1998 г. № 3834



 
 
                       Правительство Республики Казахстан
 
                      Программа действий Правительства
                            Республики Казахстан
                  на второе полугодие 1999 года и 2000 год
 
      Введение
      Настоящая Программа разработана в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Протокола совещания у Президента Республики Казахстан от 9 июня 1999 года № 1-9/7 о необходимости внесения изменений в Программу действий Правительства на 1998-2000 годы, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 года № 3834 "О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года".
      В связи с тем, что за последние полтора года произошли радикальные изменения в тенденциях развития мировой экономики, которые непосредственно отразились на социально-экономическом развитии страны, возникает необходимость в доработке разделов Программы действий Правительства на 1998-2000 годы с сохранением в качестве ориентиров целей, поставленных в Стратегии Президента Республики Казахстан "Казахстан - 2030" и задач, вытекающих из нового курса развития реформ, определенных Президентом Республики на совещании от 9 июня 1999 года.
      Основными направлениями своей деятельности на 1999-2000 годы Правительство определяет:
      корректировку макроэкономической политики, в том числе налоговой, бюджетной, денежно-кредитной, направленную на скорейшее преодоление кризиса и обеспечение экономического роста;
      перенос реформ на уровень микроэкономики;
      выравнивание регионов по уровню бюджетных расходов на одного жителя и постепенный переход к стабильным фискальным отношениям между центром и регионами;
      реализацию программы приватизации государственной собственности и эффективное управление оставшимися активами государства;
      завершение в 1999 году работы по банкротству несостоятельных агроформирований, подлежащих банкротству;
      урегулирование проблемы просроченной кредиторской задолженности;
      создание благоприятных макроэкономических условий, в том числе в денежно-кредитной сфере, стимулирующих развитие реального сектора экономики;
      переход на формирование бюджетов всех уровней на основе приоритетных программ;
      активизацию привлечения незанятого населения к проведению общественных работ;
      повышение роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;
      совершенствование нормативной правовой базы функционирования накопительных пенсионных фондов в целях дальнейшего обеспечения сохранности пенсионных накоплений и предотвращения их банкротства;
      активную демонополизацию и реструктуризацию естественных монополистов;
      определение схемы доставки энергоносителей на мировой рынок, проектирование, начало строительства и завершение работ на ее отдельных участках;
      гибкую и взвешенную валютную политику;
      совершенствование законодательства в области налогообложения физических и юридических лиц и лицензирования видов деятельности;
      обеспечение устойчивости банковской системы страны и создание привлекательных условий для расширения кредитования казахстанскими банками субъектов реального сектора;
      укрепление политико-правовых основ национальной безопасности;
      создание прозрачной и эффективной системы финансирования социального развития и реформу образования и зравоохранения;
      реконструкцию и строительство ключевых объектов транспорта и коммуникаций, обеспечивающих развитие международной торговли;
      уточнение состава и структуры центральных и местных исполнительных органов.
      Программа ставит целью создание условии для привлечения инвестиций в экономику, обеспечения развития отраслей агропромышленного комплекса, проведение политики импортозамещения и защиты отечественных производителей от недобросовестной конкуренции, расширения номенклатуры и увеличения экспорта продукции на мировые рынки, а также повышения степени адресности социальной помощи.
      При разработке Программы Правительство руководствовалось следующими принципами формирования экономической и социальной политики:
      продолжение курса на макроэкономическую стабилизацию и последовательное снижение дефицита счета текущих операций и дефицита государственного бюджета;
      оздоровление реального сектора экономики;
      усиление роли и значения частного сектора в экономике, поддержка и защита малого предпринимательства, развитие конкурентной среды;
      соблюдение всех заключенных соглашений и взятых обязательств;
      разумное сочетание принципов экономической и социальной эффективности, усиление социальной политики, прежде всего в борьбе с бедностью и безработицей;
      усиление внимания к вопросам окружающей среды и здорового образа жизни;
      реформа государственной службы и борьба с коррупцией;
      обеспечение системных подходов в работе по управлению экономическими реформами на основе методов стратегического планирования и бюджетного программирования;
      персональная ответственность членов Правительства и четко налаженная межведомственная координация.
      В настоящей Программе действий Правительства Республики Казахстан изложен комплекс основных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и главных задач.
 
      1. Национальная безопасность
      Основными задачами национальной безопасности на период 1999-2000 годы являются укрепление суверенитета и территориальной целостности, поддержание стабильности в Центрально-Азиатском регионе и расширение мирного пояса вокруг Казахстана путем проведения сбалансированного, многовекторного внешнеполитического курса.
      Политика Правительства будет направлена на соблюдение и защиту национальных интересов.
      Меры по укреплению геополитического, экономического, военного и информационного аспектов национальной безопасности будут максимально приближены к реалиям современного мира.
      Замысел. Укрепить национальную безопасность за счет проведения гибкой внешней политики, соблюдения национальных интересов при проведении экономической политики, обеспечения защиты и контроля над государственными информационными ресурсами.
      Действия Правительства. В области внешней политики основной упор будет сделан на поддержание и укрепление добрососедских отношений, углубление регионального сотрудничества и повышение заинтересованности международного сообщества в сохранении стабильности в регионе.
      Активизируется работа по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, расширению контактов в рамках программы "Партнерство во имя мира", по делимитации государственной границы Казахстана, в первую очередь с Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. Продолжится сотрудничество со странами СНГ, государствами Договора "4+N", членами Центрально-Азиатского Союза, крупнейшими международными организациями.
      Правительство также намерено активизировать строительство экспортных нефте- и газопроводов и, с целью освоения ресурсов Каспийского шельфа, продолжить переговоры по урегулированию правового статуса Каспийского моря.
      Наряду с укреплением внешнеполитического аспекта Правительством будут предприняты меры по улучшению управления государственными активами, усилению контроля за эффективным использованием природных ресурсов и укреплению финансовой безопасности страны.
      Укрепление военной безопасности в предстоящий период будет осуществляться в рамках разрабатываемой концепции национальной безопасности и новой военной доктрины Казахстана, учитывающей современные военно-политические условия, экономические возможности государства и начало осуществления военной реформы.
      Кроме того, для создания научно-производственных объединений с замкнутым циклом "разработка - проектирование - изготовление" и в целях повышения уровня обеспечения Вооруженных Сил отечественной продукцией будут предприняты меры по реструктуризации и развитию оборонно-промышленного комплекса.
      Параллельно предстоит создать законодательную базу поэтапного перехода на контрактную и альтернативную службу.
      По-прежнему серьезное внимание будет уделяться развитию национальной системы военного образования. Ведущая роль в решении этой задачи отведена Военной академии Вооруженных Сил. Кроме того, будет разработана Программа подготовки кадров для Вооруженных Сил и развития военной науки.
      В целях укрепления информационной безопасности страны будет обеспечено функционирование национальной криптографической службы и заложена основа формирования национальной геоинформационной системы государственного управления, проведено техническое перевооружение системы правительственной связи и обеспечено дальнейшее государственное регулирование информационных потоков, а также определены меры по сохранению и развитию интеллектуального потенциала страны.
 
      2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества
      Поддержание внутренней политической стабильности является обязательным условием реализации стратегических планов любого государства, что обуславливает необходимость выработки и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение внутриполитической стабильности и в нашей стране.
      Замысел. Укрепить внутриполитическую стабильность и консолидацию общества за счет снижения социальной напряженности, противодействия криминализации общества и активной информационно-разъяснительной работы с населением.
      Действия Правительства. Основными задачами являются обеспечение своевременной и полной выплаты пенсий, пособий и заработной платы в государственных учреждениях, достижение информационной независимости в условиях информационной открытости внешнему миру.
      Кроме того, Правительство намерено пресекать любые действия, направленные на изменение конституционного строя и существующей общественно-политической системы, а также предупреждать возможные межэтнические конфликты.
      В целях укрепления правопорядка и противодействия росту преступности будет:
      реализована Государственная программа борьбы с коррупцией на 1999- 2000 годы U984157_ и осуществлен комплекс мероприятий по улучшению оперативно-розыскной деятельности;
      реализована целевая программа "Комплексные меры противодействия распространению наркотиков на 1999-2000 годы";
      проведено реформирование правоохранительных органов с перераспределением части их сил и средств на активизацию борьбы с экономической преступностью и коррупцией;
      осуществлено расширение полномочий местных исполнительных органов в вопросах создания и комплектования подразделений органов внутренних дел, финансируемых за счет средств местных бюджетов;
      разработана законодательная база борьбы с организованной преступностью.
      Кроме того, в областных центрах и крупных городах республики будут создаваться учреждения социальной адаптации и реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
      В рамках проведения информационно-разъяснительной работы с населением будет продолжена практика публичных выступлений в средствах массовой информации руководителей центральных и местных государственных органов.
 
      3. Экономический рост
      В целях достижения благоприятных макроэкономических условий для устойчивого экономического роста Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан намерены усилить методы денежно-кредитного, бюджетного и налогового регулирования экономики. В этих условиях основной задачей Правительства станет сохранение сбалансированности важнейших макроэкономических параметров - обменного курса тенге, инфляции, уровней дефицита государственного бюджета и дефицита платежного баланса страны. Будут предприняты меры по оздоровлению реального сектора. К концу 2000 года предполагается завершить основные структурные преобразования в экономике, увеличить рост доли частного сектора в ВВП, заложить основы для последующей диверсификации производства.
      3.1. Денежно-кредитная политика и снижение темпов инфляции
      Замысел. Денежно-кредитная политика в период до конца 2000 года будет нацелена на нейтрализацию последствий мирового финансового кризиса в национальной экономике, сдерживание роста инфляции с учетом состояния платежного баланса страны и возобновление роста производства. Основными условиями успешной реализации должно стать оздоровление финансовой системы в целом, развитие финансовых рынков, дальнейшее повышение надежности банковской системы, урегулирование проблем кредиторской задолженности и создание механизма четкого исполнения долговых обязательств. Будут предприняты меры по расширению кредитования реального сектора.
      Действия Правительства. В целях достижения устойчивых темпов экономического роста Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан намерены последовательно снижать уровень инфляции, стремиться к формированию положительного сальдо платежного баланса.
      Для эффективной реализации денежно-кредитной политики Правительство и Национальный Банк Республики Казахстан будут активно применять систему регуляторов и индикаторов - номинальные и реальные процентные ставки, динамику номинального и реального валютного курса, изменение мировых цен на основные позиции экспорта и импорта, кривые доходности различных финансовых инструментов.
      Больше внимания будет уделено совершенствованию использования инструментов денежно-кредитной политики, банковского надзора, активизации мер по созданию благоприятных условии для формирования и дальнейшего развития внутренних финансовых рынков.
      При сохранении режима свободноплавающего обменного курса будет постоянно отслеживаться динамика колебаний курса тенге, усилится контроль за валютными потоками и будут приняты меры по активному внедрению и использованию системы страхования валютных рисков, будет улучшена работа по анализу и прогнозированию состояния платежного баланса.
      Вместе с тем действия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке будут ограничены и направлены на сглаживание резких колебаний обменного курса, а также на защиту национальной валюты от массированных спекуляций и на пополнение золотовалютных активов. Основными инструментами воздействия Национального Банка на состояние денежных агрегатов, регулирования текущей банковской ликвидности и поддержания финансовой стабильности будут операции открытого рынка и регулирование официальных ставок вознаграждения (интереса).
      В совокупности перечисленные меры денежно-кредитной политики и действия Правительства и Национального Банка Республики Казахстан должны способствовать увеличению внутренних сбережений и их рациональному размещению, обеспечивать устойчивую динамику курса тенге и соответствовать установленным ориентирам роста денежных агрегатов.
      В предстоящий период будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность банковских и небанковских финансовых организаций. Будет продолжена работа по дальнейшему укреплению и консолидации банковской системы, повышению уровня капитализации и финансовой устойчивости банков путем последовательного перехода к международным стандартам банковской деятельности и применению новых инструментов банковского надзора. Помимо банков, на рынке финансовых услуг будут активно действовать такие организации, как ломбарды, кредитные товарищества, брокерские фирмы, лизинговые и страховые компании, накопительные пенсионные фонды и компании по управлению активами.
      Особое внимание будет уделено развитию банками различных форм надежного размещения депозитов населения и созданию межбанковской системы их коллективного страхования. Использование традиционных инструментов денежно-кредитной политики, совершенствование банковского надзора, развитие новых финансовых инструментов, создание благоприятных условии для формирования и развития внутренних финансовых рынков будут способствовать увеличению внутренних сбережений и их рациональному размещению.
      3.2 Налоговая и бюджетная политика
      Замысел. В целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года Правительство Республики Казахстан намерено проводить последовательную налоговую и бюджетную политики в тесной взаимосвязи с другими направлениями экономической политики, отвечающей основным принципам, целям и приоритетам стратегии экономического роста страны. Основной целью налоговой политики является обеспечение максимизации поступлений доходов в государственный бюджет при рациональном уровне налогового бремени населения и хозяйствующих субъектов республики, а также создание условий для расширения базы налогообложения. С целью сохранения управляемого дефицита бюджета в условиях оздоровления реального сектора экономики бюджетная политика будет направлена на достижение реалистичного уровня государственных обязательств и стимулирование развития реального сектора экономики и на жесткое ограничение государственных расходов.
      Действия Правительства. В целях покрытия дефицита бюджета Правительство будет продолжать использовать неинфляционные источники финансирования. Усилится работа по выработке оптимальной стратегии внешнего заимствования и совершенствованию самой системы управления государственным долгом. Будут предприняты меры по повышению роли и усилению ответственности центральных и местных органов исполнительной власти. Будет продолжена реформа государственной службы с разделением полномочий между центральными и местными исполнительными органами власти.
      С целью повышения эффективности распределения и использования средств государственного бюджета будут внедряться методы финансового программирования, совершенствоваться бюджетный процесс и законодательство в сфере государственных финансов. Продолжится реформа межбюджетных отношений.
      Основными приоритетами расходования средств государственного бюджета по-прежнему будет выполнение обязательств по обслуживанию государственного долга, рациональное обеспечение расходов социального характера и реализация Программы государственных инвестиций. Особое внимание будет уделено системе контроля за расходами государственного бюджета.
      Одним из направлений повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней в 1999 году станет совершенствование нормативной правовой базы системы государственных закупок. При этом важнейшее место в системе государственных закупок будет отведено поддержке отечественных товаропроизводителей. Все государственные закупки будут производиться на тендерной основе только у местных производителей, за исключением тех товаров и услуг, которые в настоящее время в Казахстане не производятся и наладить производство которых в ближайшей перспективе в нашей стране не представляется возможным или экономически целесообразным. Усилится контроль за соблюдением участниками процесса государственных закупок законодательства Республики Казахстан о государственных закупках.
      Особое внимание будет уделено урегулированию проблемы просроченной кредиторской задолженности и созданию механизма четкого исполнения долговых обязательств.
      Правительство Республики Казахстан будет проводить сбалансированную налогово-бюджетную политику с учетом как долгосрочных приоритетов и целей, так и задач текущего момента.
      В целях реализации основной миссии налоговых и таможенных органов республики по выполнению плана доходов государственного бюджета и созданию благоприятной среды для расширения налогового поля приоритетными направлениями налоговой политики Правительства Республики Казахстан на предстоящий период станет:
      совершенствование фискальной политики через внесение изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство;
      внедрение электронной системы мониторинга крупных налогоплательщиков как республиканского, так и регионального значения;
      создание условий для роста официальной экономики, особенно в сфере малого бизнеса, посредством реализации принципов перехода на патентные механизмы;
      внедрение автоматизированных и телекоммуникационных систем функционирования налоговых и таможенных органов;
      обеспечение полноты налоговых поступлений по подакцизной продукции, в том числе через реализацию законов о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, бензина и дизельного топлива;
      расширение налогооблагаемой базы и обеспечение эффективности сбора непроизводственных платежей.
      Реализация мероприятий по совершенствованию налогового законодательства ориентирована на существенное упрощение налогообложения, а также на стимулирование развития отечественного товаропроизводства, в том числе в области машиностроения, легкой промышленности, предприятий химической и нефтехимической промышленности, крестьянских хозяйствах.
      Поправками в процессуальные положения Налогового кодекса будут законодательно закреплены основные принципы налогообложения и порядок проведения проверок, четко регламентированы взаимоотношения между фискальными органами и налогоплательщиками. Изменениями в налоговом законодательстве будут пересмотрены и расширены группы основных средств для определения амортизационных отчислений, относимых на вычеты.
      Блоком изменений по налогу на добавленную стоимость будет предусмотрено внесение в налоговое законодательство всех основных положений усовершенствованной инструкции по налогу на добавленную стоимость, как нормы прямого действия. Также будет разработан механизм перехода на международные стандарты в вопросах взимания налога на добавленную стоимость в отношениях со странами Содружества Независимых Государств.
      Работа по выявлению бездействующих юридических лиц и профилактике ложного банкротства будет подкреплена внесением изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О банкротстве" Z970067_ .
      Принятие законов о государственном регулировании алкогольной продукции, бензина и дизельного топлива позволит наладить жесткий контроль за производством и оборотом подакцизной продукции.
      Будет разработан специальный нормативный правовой акт по применению Конвенций об избежании двойного налогообложения, устанавливающий порядок обращения нерезидентов Республики Казахстан в налоговые органы и рассмотрение их заявлений об освобождении от уплаты подоходного налога, снижения ставки и возврата налога, удерживаемого у источника выплаты. Будут также разработаны порядок обмена информацией с договаривающимися государствами и процедуры взаимного согласования по положениям Конвенций.
      Автоматизация деятельности налоговых и таможенных служб позволит максимально ускорить процессы получения и обработки информации, будет способствовать созданию интегрированной системы взаимосвязи фискальных органов, казначейства, Государственного центра по выплате пенсий, банковских структур. Возникающие при этом централизованные базы данных экономической и финансовой информации обеспечат необходимыми информационными компонентами процесс оптимизации государственного регулирования и контроля.
      Одним из элементов новых автоматизированных подходов к контролю налоговых поступлений станет внедрение электронной системы мониторинга крупных налогоплательщиков с последовательным охватом крупнейших предприятий республики и хозяйствующих субъектов регионального значения. Будет разработана и внедрена методика проверки крупных налогоплательщиков с многоотраслевой и многофилиальной структурой.
      Важной задачей анализа и прогнозирования бюджетных поступлений, определения налоговых методологий станет выявление резервов, способных обеспечить снижение налоговой нагрузки на потенциально конкурентоспособных отечественных товаропроизводителей и стимулировать рост экономических показателей казахстанских предприятий. Решению этой задачи может способствовать расширение налоговой базы и повышение эффективности сбора непроизводственных платежей. В предстоящий период будет уделено особое внимание выработке и реализации системных подходов в данной сфере. Этому будет способствовать четкая межведомственная координация действий по созданию и ведению единого Национального реестра налогоплательщиков, а также совершенствование методики и ставок сбора непроизводственных платежей.
      Повышение качества таможенного администрирования будет обеспечиваться введением в действие единой автоматизированной системы организации работы таможенных органов с четким контролем движения и доставки таможенных грузов, созданием специализированной базы данных по экспортно-импортным потокам. Разработка и реализация концепции развития таможенных постов позволит достичь эффективного контроля таможенных границ республики.
      Важным элементом создания качественно новой системы взаимодействия между налоговыми службами и налогоплательщиками станет активизация работы по формированию налоговой культуры с максимальным привлечением печатных, телевизионных и радиовещательных средств массовой информации.
      Продолжится реализация программы приватизации государственной собственности, в том числе "голубых фишек", и будет осуществляться эффективное управление оставшимися активами государства.
      3.3. Улучшение инвестиционного климата
      Замысел. Правительством предусматривается увеличение притока прямых инвестиций и рациональное использование государственных инвестиций в интересах обеспечения прогрессивных структурных сдвигов и модернизации казахстанской экономики, достижения устойчивых темпов экономического роста страны.
      Действия Правительства. Основными направлениями деятельности Правительства на предстоящий период станет улучшение инвестиционного климата, активизация привлечения иностранных инвестиций, мобилизация внутренних инвестиций, совершенствование системы государственной поддержки прямых инвестиций, достижение реальных конечных результатов роста инвестиционной активности.
      Будет продолжена работа по совершенствованию системы государственной поддержки прямых инвестиций, направленных на стимулирование прямых инвестиций в приоритетные сектора экономики, содействие прямым инвестициям в сфере недропользования, защиту законных прав инвесторов, разработку механизма гарантий покрытия регулятивного и политического рисков совместно с международными организациями и институциональное развитие Агентства Республики Казахстан по инвестициям.
      В области государственных инвестиций Правительство намерено повысить и упорядочить требования к подготовке, анализу и отбору проектов, заявляемых в состав программы государственных инвестиций, при обеспечении открытости процедур отбора.
      Объемы финансирования программы государственных инвестиций будут увязаны с утвержденной программой правительственного и гарантированного Правительством заимствования P990702_ на 10-летний период и республиканским бюджетом на соответствующий год.
      Основная задача в области государственного инвестирования - добиться рационального и эффективного инвестирования ограниченных государственных и привлекаемых государством средств в приоритетные сектора экономики.
      3.4. Внешнеторговая политика
      Замысел. Внешнеторговая политика на предстоящий период будет строиться исходя из необходимости защиты отечественных производителей и содействия продвижению казахстанских товаров и услуг на мировые рынки.
      Действия Правительства. Предполагается:
      введение тарифных и нетарифных мер регулирования импорта товаров, наносящих ущерб отечественным производителям, и временных мер по ограничению экспорта товаров, с целью недопущения их дефицита на внутреннем рынке;
      введение временных изъятий из режима свободной торговли на двусторонней основе, исходя из целей экономической целесообразности; введение антидемпинговых, компенсационных и защитных мер по результатам разбирательств, проведенных уполномоченным органом; создание равных конкурентных условий на внутреннем рынке для производителей отечественных товаров;
      согласование тарифов на услуги и товары естественных монополистов в рамках Содружества Независимых Государств, Таможенного союза, Центральноазиатского экономического союза и Организации экономического сотрудничества с целью создания равного доступа на рынок и снижения издержек отечественных производителей;
      совершенствование информационной, нормативной правовой базы внутренней и внешней торговли; разработка Закона Республики Казахстан "О торговле", нормативных правил торговли, ратификация и присоединение к международным соглашениям и конвенциям в области торговли;
      провозглашение национальной идеи поддержки отечественных товаропроизводителей путем развертывания широкомасштабной рекламной кампании отечественной продукции.
      В предстоящий период предусматривается развитие экспортоориентированных производств, увеличение объемов реализации традиционных товаров за счет продвижения их на новые рынки, повышение экономической эффективности и улучшение структуры экспорта, повышение конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом и внутреннем рынках, развитие финансовой, транспортной и информационной инфраструктур внешней торговли.
      Правительство Республики Казахстан заложит основы формирования механизмов кредитования и страхования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. В этом направлении предусматривается развитие кредитования и создание экспортно-импортных страховых структур с целью облегчения выхода казахстанских экспортеров на мировой рынок, а также проведение селективной внешнеэкономической политики в отношении отдельных стран и регионов.
      С целью недопущения демпинга цен товаров на внешнем рынке и занижения контрактных цен будет осуществляться ценовой мониторинг экспорта товаров.
      Поддержка отечественных организаций мерами внешнеторговой политики будет осуществляться посредством стимулирования ввоза высокотехнологичных инвестиционных товаров.
      Результатом регулирования импорта должна стать рационализация его товарной структуры, которая позволит стимулировать промышленную реструктуризацию экономики и защитить отечественный рынок от недоброкачественной продукции.
      В целях обеспечения условий равноправного партнерства в мировой торговле усилится работа по подготовке вступления Казахстана во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Это позволит предотвратить дискриминацию интересов Казахстана во внешней торговле, обеспечить свободный доступ на рынки других стран и получить торговые преференции от этих стран в рамках всеобщей системы преференций.
      Чтобы добиться этого, необходимо предпринять ряд принципиально важных шагов. В частности, ускорить решение процедурных вопросов, связанных со вступлением Казахстана в ВТО, привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами, приблизить государственную систему стандартов к мировым.
      Правительство намерено развивать дальнейшую интеграцию в рамках Таможенного союза, Центральноазиатского союза и Союза Независимых Государств.
      Стратегический курс внешнеторговой политики со странами Таможенного союза будет направлен на реализацию Договоров о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства Z990403_ , позволяющих поэтапное создание общего рынка товаров и услуг.
      Степень активности внешнеэкономических отношений с республиками Центральноазиатского региона будет находиться в зависимости от унификации валютного таможенного законодательства, создания условий функционирования международных консорциумов и транснациональных корпораций, реализации инвестиционных программ.
      Будет продолжена работа по сотрудничеству с международными организациями и иностранными государствами для софинансирования структурных реформ, участия Казахстана как полноправного члена в различных международных торгово-экономических союзах с целью укрепления авторитета страны.
      3.5. Ценовая и антимонопольная политика
      Замысел. Развитие конкуренции и проведение жесткой антимонопольной политики на предстоящий период рассматривается как один из важнейших факторов стабилизации цен и повышения качества товаров и услуг.
      Действия Правительства. В сфере деятельности естественных монополий предполагается:
      обеспечивать прозрачность экономической деятельности субъектов естественной монополии, ежегодно публиковать балансы и результаты проведенных по ним аудиторских проверок;
      создавать условия отечественным товаропроизводителям с тем, чтобы их продукция была конкурентоспособной;
      ограничивать монополистическую деятельность и защищать интересы и права потребителей;
      устанавливать справедливые цены (тарифы) на услуги субъектов естественной монополии, обеспечивающие покрытие затрат и получение справедливой ставки прибыли;
      стимулировать оптимизацию затрат, улучшение сбора платежей за оказанные услуги, сокращение потерь, улучшение использования капитала, внедрение новых технологий, поощрять реализацию инвестиционных программ субъектов естественных монополий, направленных на снижение текущих затрат на производство, повышение качества предоставляемых услуг.
      Правительство намерено активизировать работу, а также направить усилия на решение следующих задач:
      определение состояния конкуренции на товарном рынке;
      проведение структурной реорганизации организаций в сфере естественных монополий;
      недопущение слияния групповых интересов на товарных и финансовых рынках, приводящих к созданию новых монополий;
      предотвращение вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
      закрепление организационных и правовых основ защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.
      Электроэнергетика. Изменится методология расчета тарифа на транспортировку электроэнергии по линиям электропередачи межрегионального и регионального уровней. Это будет способствовать закупке электроэнергии у отечественных производителей и отказу от импорта электроэнергии.
      Будет устранена необоснованная дифференциация отпускных тарифов на электрическую и тепловую энергию по группам потребителей. В частности - по теплу для промышленности и населения Атырауской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, города Алматы.
      Нефть и газ. Тарифы на транспортировку нефти будут повышаться для того, чтобы дать возможность операторам изыскивать капитал для осуществления замены и обновления дорогостоящего оборудования.
      Будет сохраняться поддержка отечественных нефтедобытчиков и нефтепереработчиков. Цены на транспортировку нефти на отечественные нефтеперерабатывающие заводы будут устанавливаться в тенге.
      В соответствии с международной практикой тариф на транспорт газа будет учитывать не только объемы перекачиваемого газа, но и расстояние транспортировки. Усредненные тарифы на транспортировку газа в целом по республике утверждаться не будут. Прекратится практика перекладывания затрат с нерентабельных транспортных участков на прибыльные.
      Железнодорожные перевозки. Будет произведено отчуждение от РГП "Казахстан Темир Жолы" структурных подразделений, осуществляющих ремонт подвижного состава, железнодорожных путей, объектов социальной сферы. Это будет способствовать развитию конкуренции в отраслях, смежных с железнодорожными перевозками.
      Связь. Будет проводиться работа по демонополизации ОАО "Казахтелеком", выведению из ее состава звеньев, которые непосредственно не являются естественной монополией. Демонополизация будет способствовать обеспечению прозрачности тарифов на основные услуги телекоммуникационного комплекса.
      Поэтапно уровень абонентной платы за услуги городской и сельской телефонной связи для населения будет доводиться до уровня, покрывающего издержки. Одновременно будет снижаться абонентная плата для других групп потребителей. Начнется работа по переходу на повременную систему учета внутригородских переговоров и их оплату по показаниям счетчиков.
      Коммунальная сфера. Будет продолжено совершенствование нормативных правовых актов, определяющих взаимоотношения поставщиков коммунальных услуг, кооперативов собственников помещений, отдельных собственников квартир, а также местных исполнительных органов.
      3.6. Промышленная политика
      Замысел. Создать условия для развития предприятий агропромышленного комплекса, отраслей, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в товарах повседневного спроса, а также производителей технологического оборудования для нефтедобывающих и горнометаллургических предприятий страны. Стимулировать развитие экспортного потенциала, базирующегося на добыче и переработке углеводородного и минерального сырья, освоении выпуска конкурентоспособной продукции производственно-технического назначения.
      Действия Правительства. Основными направлениями промышленной политики Правительства станет реализация комплекса мер по защите отечественных производителей, повышение ответственности управляющих компаний за восстановление и стабилизацию производства, создание системы стандартов мирового уровня, реализация мер по максимальному выравниванию уровня цен предприятий экспортеров с ценами мирового рынка.
      Развитие металлургии будет осуществляться путем усиления контроля выполнения управляющими компаниями контрактных условий по развитию минерально-сырьевой базы, реконструкции горного, обогатительного и металлургического переделов, организации выпуска продукции высокой товарной готовности.
      Будут созданы условия для ускоренного развития добычи и транспортировки нефти и газа, предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
      Развитие химической, легкой и пищевой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, производства средств защиты растений будет происходить в соответствии с программой развития агропромышленного комплекса.
      Производство вооружения, экипировки и обмундирования будет направлено на обеспечение потребности казахстанской армии и на экспорт.
      Для реализации поставленных задач будет предпринят следующий комплекс мер:
      разработка системы стандартов, соответствующих мировому уровню и обеспечивающих соответствие казахстанской продукции требованиям мирового рынка, а также системы сертификации и контроля импортируемых товаров;
      создание системы кадастров на основе цифровых геоинформационных систем для рационального использования имеющегося сырья и вовлечения в переработку отходов и техногенных месторождений;
      усовершенствование законодательной базы по привлечению прямых инвестиций в импортозамещающие производства, а также в развитие отраслей, связанных с сельским хозяйством. Обеспечение стабильности нормативной базы и упрощение процедуры согласования и реализации инвестиционных проектов.
      Правительство намерено усилить надзор за выполнением условий приватизационных контрактов и контрактов по передаче предприятий в управление иностранным и отечественным фирмам, а также разработать модельное соглашение с управляющими компаниями по проведению согласованной и взаимовыгодной политики развития системы предприятий, обеспечивающих технологический процесс в нефтедобывающем, энергетическом и горно-металлургическом секторах промышленности Казахстана.
      Правительство намерено с помощью дипломатических представительств за рубежом рекламировать и поддерживать промышленный экспорт казахстанской продукции, сертифицированной по международным правилам.
      Для достижения конкурентных преимуществ в приоритетных отраслях будет начата подготовка управляющих, инженерно-технических и научных кадров в соответствии с международным стандартами.
      Нефтехимическая промышленность. Требуется развить производство полимерных и других конструкционных материалов на базе местного сырья.
      Будут приняты меры по созданию условий для опережающего развития нефтегазоперерабатывающих производств. Предстоит привлечь инвестиции в развитие нефтехимических предприятий, увеличение объемов и глубины переработки нефти и попутного газа.
      Химическая промышленность. Будет развиваться в основном для обеспечения потребности страны и соседних государств в минеральных удобрениях. Предстоит освоить выпуск конкурентоспособных удобрений и средств защиты растений, прогрессивных видов изделий на основе биотехнологии, приступить к реализации программы развития фармацевтической промышленности.
      Цветная металлургия. Правительство намерено повысить требовательность к управляющим компаниям в обеспечении опережающего развития сырьевой базы, совершенствовании технологии производства, комплексности переработки сырья и расширении номенклатуры продукции цветной металлургии, сертификации меди, свинца и цинка на Лондонской бирже металлов, обеспечении конкурентоспособности цветных металлов на мировом рынке за счет внедрения передовых технологий.
      Черная металлургия. Будет повышено требование к инвесторам по обеспечению конкурентоспособности продукции горно-обогатительных предприятий за счет сокращения затрат, повышения технического уровня производства продукции, повышения эффективности и совершенствования системы организаций, обеспечивающих работу предприятий черной металлургии.
      Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность. Развитие этой отрасли по-прежнему будет ориентировано на три направления: а) обеспечение потребностей сельского хозяйства в оборудовании и ремонте техники; б) производство вооружения для казахстанской армии и на экспорт в Россию, государства СНГ и некоторые страны - партнеры бывшего СССР; в) производство нефтедобывающего, горного, обогатительного и металлургического оборудования, а также некоторых видов станков и оборудования для других отраслей промышленности страны.
      В перспективе возможна организация производства электроники и бытовой электротехники. В связи с этим принята Программа развития электронной и электротехнической отрасли. Будет проведено детальное маркетинговое исследование в части возможного сбыта предлагаемой к производству продукции электронной и электротехнической промышленности.
      Основными направлениями развития машиностроения станут государственные бюджетные программы конверсии, развития тракторного производства, стимулирующие условия для привлечения прямых инвестиций. Развитие лизинга сельскохозяйственного оборудования для сельскохозяйственных производителей позволит поддерживать на определенном уровне спрос на сельхозтехнику казахстанского производства.
      Легкая и пищевая промышленность. Правительство намерено создать условия для возобновления производства в ряде текстильных, кожевенных и швейных предприятий страны. В этих целях будут привлечены финансовые ресурсы государства и мягкие кредитные линии. Будет реструктурирована задолженность предприятий отрасли, ограничен ввоз отдельных видов продукции легкой промышленности, проведены расследования на предмет соответствия цен на некоторые товары легкой промышленности антидемпинговому законодательству.
      3.7. Сельское хозяйство
      Замысел. Правительством предусматривается ускоренное углубление реформ в аграрном секторе, стабилизация производства и повышение социальной защищенности сельского населения.
      Действия Правительства. Основными направлениями деятельности Правительства на предстоящий период станет формирование реальных и эффективных собственников, создание условий для их кооперирования и добровольного объединения, совершенствование системы управления отраслью и развитие рыночной инфраструктуры, улучшение системы сбыта продукции и сельскохозяйственного маркетинга, развитие перерабатывающих производств в агропромышленном секторе, совершенствование финансово-кредитной политики на селе и государственная поддержка отрасли соответствующим законодательным обеспечением.
      Развитие сельского хозяйства будет идти в основном за счет стимулирования и поддержки его приоритетных отраслей, ориентированных на экспорт.
      Для реализации поставленных задач Правительство намерено обеспечить дальнейшее углубление отношений собственности на селе, финансовое оздоровление отрасли, ускоренное проведение процедур банкротства неэффективных сельскохозяйственных предприятий, поддержку сельхозорганизаций, успешно проходящих процедуры реабилитации и санации, разработку и реализацию отраслевых программ развития приоритетных направлений сельского хозяйства. Правительство примет меры по продолжению работы по натурной персонификации земельных долей, введению частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения, законодательному закреплению права собственности на землю и реальному обеспечению этих прав.
      Получат дальнейшее развитие оптовые продовольственные рынки, будут обеспечены условия для создания единой информационно-маркетинговой системы в агропромышленном комплексе и стимулирования развития в стране отраслей промышленности, обеспечивающих деятельность агропромышленных комплексов - сельхозмашиностроения, легкой, пищевой и перерабатывающих отраслей, производства минеральных удобрений и средств защиты растений, развития системы заготовок на селе и создания сети машинно-технологических станций с участием отечественного и иностранного капитала. Будет продолжена работа по развитию рынка ветеринарных услуг, переводу в конкурентную среду землеустроительных работ.
      Для повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и сырья на внутреннем и внешнем рынках Правительство будет активизировать работу по государственной поддержке сельского хозяйства, содействовать привлечению иностранных инвестиций для освоения передовых технологий и стимулировать вовлечение отечественных прямых инвестиций в аграрный сектор экономики.
      Правительство примет меры по защите интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитию различных форм государственной поддержки села, включая предоставление налоговых льгот, закуп сельскохозяйственной продукции по гарантированным ценам и поддержку обязательного страхования урожая и сельскохозяйственных животных.
      Будет оказано содействие развитию кредитных товариществ, ипотечного кредитования и лизинговых отношений, то есть созданию новых финансовых институтов, деятельность которых направлена на реализацию проектов сельскохозяйственного назначения, страхованию рисков.
      Правительство намерено активизировать социальную политику на селе, завершить передачу объектов соцкультбыта на баланс местных исполнительных органов, повысить полномочия, ответственность и роль сельских акимов в решении социально-экономических проблем села. Правительство примет меры по совершенствованию системы микрокредитования, стимулированию роста занятости сельского населения, своевременному и полному выделению бюджетных ассигнований для финансирования сельского хозяйства, социально-экономическому развитию отдаленных сельских районов, а также районов с депрессивной экономикой, совершенствованию системы обучения, подготовки и консультирования сельских, районных акимов, а также фермеров и других частных собственников.
      3.8. Научно-технологическая политика
      Замысел. Основными направлениями деятельности Правительства станут реформирование и реструктуризация научно-технологической сферы, развитие исследований, направленных на повышение качества жизни, стимулирование проектирования наукоемких и ресурсосберегаюших технологий в приоритетных отраслях промышленности, снижающих техногенное воздействие на окружающую среду и подготовка высококвалифицированных специалистов.
      Действия Правительства. Для реализации поставленных задач Правительство намерено реформировать систему управления наукой, существенно улучшить системы финансирования и самофинансирования научно-исследовательских работ, а также совершенствовать правовую базу функционирования научно- технологической сферы, защиты прав интеллектуальной собственности и активизации изобретательской деятельности.
      Предстоит организовать исследования социально-экономических условий жизнедеятельности человека, сформировать стандарты здорового образа жизни и здорового питания.
      Для ускорения процесса интеграции казахстанской науки в мировое научное пространство будут:
      сформированы приоритеты научных исследований;
      утверждены Концепция инновационной политики Республики Казахстан и программа инновационного развития Казахстана;
      организованы малые и средние предприятия и производства, способные к выпуску продукции, имеющей устойчивый сбыт, для реализации на внутренних и внешних рынках;
      созданы конкурсные системы отбора и реализации эффективных достижений науки и техники;
      сформированы благоприятные условия для создания и функционирования высокотехнологичных предприятий.
      Намеченные Правительством меры по интеграции научно-образовательных учреждений с наукоемкими производствами позволят ускорить промышленное освоение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий мирового уровня в приоритетных областях.
      Особое внимание Правительство уделит сохранению и развитию кадрового потенциала, подготовке и аттестации научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям научно-технологического развития.
      3.9. Жилищное строительство
      Замысел. Обеспечить рациональное решение задач по проектированию и строительству наиболее значимых объектов промышленности, здравоохранения, отдыха и туризма. Создать систему государственного градостроительного кадастра, формировать рынок жилья.
      Действия Правительства. Градостроительная политика будет базироваться на признании территории страны главным жизненным ресурсом государства и населения. Будет последовательно проводиться работа по формированию и ведению на всей территории страны государственного градостроительного кадастра.
      Будут разработаны Архитектурно-градостроительный кодекс Республики Казахстан, долгосрочная концепция государственной градостроительной политики, а также начата подготовка Генеральной схемы организации территорий и размещения производительных сил Республики Казахстан.
      Намечено реализовывать меры по углублению регионального сотрудничества и усилению интеграции с Межправительственным Советом по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, Фондом населения ООН и его региональными подразделениями.
      Правительство планирует развивать новые методы ипотечного кредитования населения и коммерческих застройщиков, в том числе предоставление жилья в долгосрочную аренду с правом выкупа.
      В 2000 году будет принята концепция создания системы внебюджетных источников жилищного строительства.
      Особое внимание будет уделено развитию конкурентного рынка жилья.
      Должное внимание будет уделено реформированию жилищно-коммунального хозяйства, где предполагается приступить к переводу коммунальной теплоэнергетики на автономные системы отопления, а также к дальнейшему внедрению приборов учета воды и теплоносителей.
      3.10. Малое предпринимательство
      Замысел. Создать благоприятные условия для активного развития малого предпринимательства и увеличения его удельного веса в различных отраслях экономики.
      Действия Правительства. Правительство будет координировать действия государственных, общественных и международных организаций в реализации региональных программ развития малого бизнеса, ликвидации бюрократических преград на пути частного предпринимателя и привлечении финансово-технической помощи для поддержки малого предпринимательства.
      Правительство продолжит работу по совершенствованию действующего законодательства, способствующую дальнейшему развитию предпринимательства и системы кредитования, упрощающую доступ начинающим предпринимателям к кредитным ресурсам.
      Правительство намерено содействовать кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также последовательно осуществлять сегментацию крупных малоэффективных производств, создавая на их базе малые предприятия.
      Особое внимание будет уделяться популяризации идеи частного предпринимательства всеми средствами массовой информации.
      Будет продолжена работа по реализации Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы U984189_ , в которой предусмотрено обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства; увеличение его доли в приоритетных секторах экономики; увеличение численности занятых в сфере малого бизнеса и доли субъектов малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте, производимом в стране; создание реальной конкурентной среды; формирование массового слоя собственников, как основы среднего класса общества.
      Для реализации целей программы предусматривается решить следующие задачи:
      формирование и развитие эффективных институтов рыночной инфраструктуры;
      отработка механизмов доступа частного сектора к кредитным ресурсам;
      организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса;
      совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты и развития малого предпринимательства;
      поддержка и развитие малого бизнеса в производственной, финансовой, инновационной и других сферах;
      усиление роли неправительственных организаций в вопросах поддержки и защиты малого предпринимательства.
      В результате практической реализации основных мероприятий Программы к концу 2000 года ожидается рост числа субъектов малого предпринимательства.
      3.11. Туризм
      Замысел. Активизировать и развивать туристический комплекс страны в целях содействия экономическому росту и повышению занятости населения.
      Действия Правительства. Учитывая неиспользуемые возможности туризма в Казахстане, Правительство активизирует работу, направленную на укрепление и расширение сотрудничества с международными туристическими организациями, иностранными государствами и компаниями, проведет исследования с целью определения потенциальных клиентов и ниши Казахстана на мировом туристическом рынке, а также определения туристических возможностей республики. По итогам этой работы начнется строительство на частной основе двух пилотных туристических объектов, соответствующих мировым стандартам.
      Правительство усилит работу по привлечению иностранных и отечественных инвестиций в отрасль, а также приступит к подготовке и широкому распространению комплексной туристической информации о стране, продвижению казахстанского туристического продукта на мировой рынок.
      Правительство обеспечит выполнение Государственной программы "Возрождение исторических центров Шелкового пути" U983859_ , сохранение и преемственное развитие культуры тюркоязычных государств, развитие инфраструктуры туризма.
      В целях улучшения качества туристического обслуживания будет разработана новая система стандартов туристического обслуживания, продолжено совершенствование законодательной базы отрасли.
      Особое внимание будет уделяться подготовке и переподготовке казахстанских специалистов в области туризма и гостиничного хозяйства.
      3.12. Региональная политика
      Замысел. Социально-экономическая политика будет осуществляться с учетом последовательного переноса центра тяжести реформ на уровень регионов, эффективного взаимодействия центральных и местных органов управления, развития принципов территориального самоуправления.
      Действия Правительства. Предстоит внедрить действенную систему формирования и исполнения бюджетов всех уровней, предполагающую усиление полномочий местных органов власти.
      На местные исполнительные органы будет возложено решение задач и ответственность в решении вопросов борьбы с бедностью и безработицей, развития малого и среднего предпринимательства, реструктуризации и сегментации бездействующих производств, осуществления процедур санации, банкротства и ликвидации несостоятельных предприятий, в том числе в агропромышленном комплексе.
      Будет усилена их роль в проведении разъяснительной работы с населением, укреплении внутриполитической стабильности, развитии социальной сферы и внедрении здорового образа жизни.
      В индикативных планах регионов будут устанавливаться конкретные прогнозные показатели социально-экономического развития регионов, в том числе в натуральном выражении.
      Местные бюджеты все в большей мере будут зависеть от состояния региональной экономики. Правительство намерено усилить межрегиональную конкуренцию на рынках финансов, квалифицированного труда и инвестиций, стимулируя свободные передвижения рабочей силы, капитала и инвестиций.
      В этих условиях будет усиливаться региональная специализация и повышаться ответственность регионов за привлечение инвестиций, модернизацию и новое строительство на частной основе.
      В соответствии с инвестиционными проектами и намерениями в предстоящем периоде предполагается следующее развитие производительных сил в регионах:
      Акмолинская область. Предусматривается развитие индустрии хранения и переработки сельхозсырья, специализация отраслей сельского хозяйства, связанных с производством зерна, мясомолочных продуктов. Будут развернуты опытно-промышленные работы по производству рафинированного золота. Предусматривается реабилитация Нуринского группового водопровода.
      Актюбинская область. Будет осуществляться развитие нефтегазодобывающей, химической, черной и цветной металлургии, машиностроения, металлообработки, промышленности строительных материалов, легкой и пищевой индустрии, сельхозмашиностроения, табунного коневодства, каракулеводства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, начато строительство газотурбинной электростанции. Продолжится поиск, разработка, добыча и переработка углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, строительство объектов по газификации села.
      Алматинская область. Будет осуществляться развитие цветной мегаллургии и металлообработки, промышленности строительных материалов, а также индустрии массового туризма и отдыха. Намечено освоение интенсивных технологий в земледелии, связанных в первую очередь с гидромелиоративными работами, усиление специализации по производству, переработке и хранению овощей и фруктов. Необходимо стимулировать производство отечественных сортов яблок, винограда и вин, сахарной свеклы и табака. В животноводстве основная ставка должна быть сделана на тонкорунное овцеводство и каракулеводство. Запланировано расширить сооружения по очистке сточных вод на Сорбулаке, возвести селезащитную плотину на реке Талгар, построить каскад ГЭС на реках области. Предстоит также увеличить пропускную способность железнодорожной станции Дружба и реконструировать участок дороги Дружба - Актогай.
      Атырауская область. Предусматривается увеличение объемов нефтегазодобычи и нефтепереработки, развитие нефтяного машиностроения, производства продукции химии и нефтехимии, а также пищевой, в первую очередь - рыбной промышленности. Дальнейшее развитие получат пастбищное животноводство, в частности мясо-сальное овцеводство, табунное коневодство и верблюдоводство. Намечается обустройство и создание современной производственной и социальной инфраструктуры на месторождениях.
      Восточно-Казахстанская область. Предполагается дальнейшее развитие цветной металлургии, машино- и приборостроения, легкой и пищевой промышленности, речного транспорта и индустрии строительных материалов, угольной промышленности. В аграрном секторе будет развиваться производство крупяных (просо, гречиха, горох, овес), масличных (подсолнечник) культур; в животноводстве - мясомолочное скотоводство и мясо-сальное овцеводство, а также мараловодство. Намечено развитие мощностей добывающих и перерабатывающих предприятии цветной металлургии, освоение производства нефтяного оборудования, завершение реконструкции маслоэкстракционного завода, строительство моста через реку Иртыш и подъездных дорог к нему в Семипалатинске, железнодорожного участка Усть-Каменогорск - Чарская.
      Жамбылская область. Планируется осуществлять развитие горнодобывающей и химической, легкой и пищевой промышленности, тонкорунного овцеводства. Предстоит углубить специализацию производства продукции химической промышленности с параллельным решением экологических проблем, организовать выпуск взрывчатых веществ. Планируется развитие инфраструктуры туризма на Казахстанском участке Великого Шелкового пути. Получат дальнейшее развитие производство сахарной свеклы, овощей и фруктов, в животноводстве - развитие каракулеводства.
      Западно-Казахстанская область. Предусматривается ускорение развития нефтегазохимического комплекса, легкой и пищевой промышленности, производства продукции машиностроения на оборонных предприятиях. Начнется освоение Карачаганакского газоконденсатного месторождения и продолжится строительство газотурбинной электростанции и объектов газификации села. Дальнейшее развитие получат пастбищное животноводство, в частности, мясо-сальное овцеводство, табунное коневодство и мясное скотоводство.
      Карагандинская область. Будут развиваться базовые отрасли, в том числе теплоэнергетический комплекс и металлургия, производство медного проката, эмальпровода и кабельной продукции. Предусматривается также развитие химической промышленности и машиностроения, пищевой и легкой промышленности, сложнобытовой техники; в сельском хозяйстве - мясо-сальное овцеводство, мясное скотоводство и табунное коневодство.
      Кызылординская область. Предусматривается развитие легкой, пищевой и нефтедобывающей промышленности, индустрии строительных материалов и производственной инфраструктуры, увеличение производства риса за счет введения интенсивных технологий и развитие мясо-сального овцеводства и каракулеводства, развитие инфраструктуры туризма на Казахстанском участке Шелкового пути. Намечено освоение свинцово-цинковых, солевых месторождений и производство оборудования для сельхозмашин. Одним из приоритетных направлений станет оздоровление экологической обстановки в регионе.
      Костанайская область. Будут предприняты меры, способствующие увеличению добычи и переработки железной руды, а также расширению производства в отраслях агропромышленного комплекса, в частности, в производстве зерна, мясомолочном скотоводстве, табунном коневодстве, свиноводстве и птицеводстве.
      Мангистауская область. Продолжится дальнейшее развитие топливной, химической и нефтехимической промышленности, реконструкция и модернизация МАЭК, внедрение новейших методов увеличения нефтеотдачи пластов, создание современной транспортной инфраструктуры, увеличение производства продукции морского промысла, расширение обустройства нефтегазовых месторождений. Завершится реконструкция морского порта Актау, строительство рыбохололильника и модернизация мощностей по производству минеральных удобрений. В сельском хозяйстве получат развитие верблюдоводство и мясо-сальное овцеводство.
      Павлодарская область. Предусмотрено дальнейшее развитие электроэнергетики, наращивание производства угля, глинозема, ферросплавов, обеспечение загрузки производственных мощностей нефтеперерабатывающего завода, угольных разрезов. В аграрном секторе получат развитие производство крупяных (просо, гречиха, горох, овес), масличных (подсолнечник) культур; в животноводстве - мясомолочное скотоводство и мясо-сальное овцеводство.
      Северо-Казахстанская область. Будут осуществляться меры по дальнейшему развитию машиностроения, легкой и пищевой промышленности, приборостроения и отдельных видов наукоемких производств. Предусмотрено наращивание объемов производства зерновых культур, мясомолочного скотоводства и свиноводства.
      Южно-Казахстанская область. Предусматривается дальнейшее развитие легкой и пищевой, химической и нефтехимической промышленности, цветной металлургии, машиностроения, а также таких основных отраслей сельского хозяйства как хлопководство и виноградарство, инфраструктуры туризма на Казахстанском участке Великого Шелкового пути.
      Город Астана. Предусматривается развитие сельхозмашиностроения, организация производства зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, зернообрабатывающей техники.
      Будет осуществлен широкий комплекс мер по модернизации объектов жизнеобеспечения и благоустройства столицы, строительству жилья, реконструкции объектов инфраструктуры и культурно-бытового назначения.
      Город Алматы. Будет осуществляться дальнейшее максимальное использование созданного научно-технического и производственного потенциала, развитие легкой и пищевой промышленности, сферы услуг, туризма, ведущих отраслей машиностроения на основе конверсии оборонных предприятий, строительство нового пассажирского терминала в алматинском аэропорту.
      4. Стратегия социального развития
      Основополагающей целью социальной политики на предстоящий период является недопущение снижения жизненного уровня населения и повышение степени адресности социальной помощи.
      Правительство намерено активизировать социальную политику, направленную на дальнейшее совершенствование механизмов адресной социальной защиты населения, борьбу с бедностью и безработицей, реформирование системы трудоустройства и усиление борьбы с нарушениями трудового законодательства и охраны труда, формирование здорового образа жизни и усиление первичной медико-санитарной помощи, укрепление системы образования, регулирование миграционных и демографических процессов.
      4.1. Социальная защита
      Замысел. В 1999-2000 годах Правительство продолжит политику, направленную на совершенствование форм трудоустройства граждан, усиление требований к работодателям в части соблюдения трудового законодательства, повышение уровня жизни населения путем социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, создание условий для реализации трудового потенциала и своевременной выплаты заработной платы, пенсий и пособий.
      Действия Правительства. Необходимо продолжить совершенствование системы оказания адресной социальной помощи в регионах путем обеспечения дифференцированного подхода к каждой конкретной семье в зависимости от степени бедности.
      Правительство примет меры по относительному снижению затрат на солидарную пенсионную систему и корректировке пенсионной реформы.
      Будет проведена работа по дальнейшему совершенствованию правового регулирования пенсионной системы, обеспечена выдача свидетельств о присвоении социальных индивидуальных кодов (СИК) всем гражданам Республики Казахстан и переход от РНН к СИКам.
      Планируется работа по совершенствованию нормативной правовой базы функционирования накопительных пенсионных фондов в целях дальнейшего обеспечения сохранности пенсионных накоплений.
      Правительством будет рассчитываться потребность в специалистах в разрезе профессий и должностей по видам экономической деятельности и по областям, что позволит отрегулировать численность подготовки и переподготовки кадров.
      Постоянно будет проводиться работа по обеспечению полной и своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы.
      Для обеспечения социальной защиты граждан в части охраны их труда будет разработан механизм паспортизации рабочих мест производственных объектов организаций на соответствие нормам и правилам безопасности.
      Будет разработана законодательная база по созданию социальных условий для поддержки детей с ограниченными возможностями.
      Предстоит работа по формированию нормативной правовой базы по оплате труда в связи с предстоящим принятием Закона о труде.
      4.2. Обеспечение занятости
      Замысел. Стратегия решения проблем занятости будет включать в себя разработку и реализацию мер, направленных на развитие и рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, поощрение применения гибких режимов труда и другие меры.
      Действия Правительства. Продолжится работа по совершенствованию социальной политики, прежде всего в вопросах борьбы с бедностью и безработицей, способствующей достижению продуктивной занятости граждан. Будет продолжена практика микрокредитования наименее обеспеченных граждан на базе рекредитования и грантов.
      На основе стратегических планов развития государства ежегодно будет приниматься Республиканская программа занятости населения, предусматривающая снижение темпов падения уровня занятости, поддержку и стимулирование развития малого и среднего частного предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места, организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом ситуации на рынке труда, совершенствование организации общественных работ, повышение роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости, создание дополнительных рабочих мест при разработке инвестиционных программ.
      Финансирование программ занятости будет осуществляться за счет средств местных бюджетов в рамках государственного заказа, как правило, на тендерной основе.
      В целях дальнейшего развития временной занятости, мобилизации свободной рабочей силы на участие в природоохранных мероприятиях и развитие инфраструктуры приоритетным направлением практической деятельности станет дальнейшее развитие оплачиваемых общественных работ, как одной из основных активных форм социальной зашиты безработных, путем расширения круга работодателей.
      Для стимулирования организаций, предоставляющих свои услуги на рынке труда, в частности - содействие в трудоустройстве, предполагается совершенствовать порядок финансирования данных мероприятий посредством повышения заинтересованности работодателей методом оплаты затрат по конечному результату.
      Будет продолжена работа по усовершенствованию и реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей.
      4.3. Образование
      Замысел. В сфере среднего образования Правительство продолжит работу, направленную на обеспечение конституционного права граждан на бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, полный охват обучением детей школьного возраста.
      В сфере высшего образования - на сохранение и развитие кадрового потенциала на стратегических направлениях развития страны, интеграцию научных учреждений и высших учебных заведений, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям.
      Действия Правительства. В системе среднего и профессионального образования на основе нового Закона "Об образовании", национальной модели образования, принципов непрерывности и преемственности образовательного процесса будут:
      осуществлены меры по внедрению государственных общеобязательных стандартов образования;
      реализованы программы по выпуску нового поколения учебников, информатизации системы среднего образования и работе с одаренными детьми;
      приняты меры по совершенствованию подготовки и переподготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, развитию негосударственного сектора в системе образования.
      В системе высшего образования на основе нового Закона Республики Казахстан "Об образовании" и национальной модели образования будет:
      разработан и внедрен новый порядок формирования студенческого контингента ВУЗов, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности последних;
      внедрена система государственных грантов и кредитов для подготовки кадров с высшим образованием;
      внедрена система личных образовательных кредитов для получения профессионального образования;
      разработан и внедрен новый механизм назначения стипендий студентам государственных ВУЗов;
      увеличена заработная плата преподавателей государственных ВУЗов, имеющих ученую степень;
      разработана и внедрена новая система аттестации ВУЗов, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;
      введена система рейтингов ВУЗов по уровню их соответствия международным стандартам образования;
      создана сеть специальных технологических и проектно-конструкторских лабораторий в ВУЗах по приоритетным направлениям развития экономики страны;
      осуществлена поэтапная интеграция науки и высшего образования.
      Будет начат эксперимент по передаче ряда объектов образования в доверительное управление на 3-5 лет коллективам этих организаций (руководителю) с правом последующей приватизации при выполнении определенных условий.
      4.4. Здравоохранение
      Замысел. Реализовать Указ Президента Республики Казахстан от 18 мая 1998 года U983956_ "О первоочередных мерах по улучшению состояния здоровья граждан Республики Казахстан", государственную программу "Здоровье народа", формировать рынок медицинских услуг, сохранить доступность здравоохранения для широких слоев населения.
      Действия Правительства. Предполагается:
      принятие мер по реализации Государственной программы развития фармацевтической и медицинской промышленности в Республике Казахстан;
      совершенствование системы оплаты медицинских услуг, осуществление перехода на подушевое финансирование первичной медико-санитарной помощи, от принципа многозатратного стационарного к эффективному амбулаторно-поликлиническому лечению с развитием института семейных врачей;
      дальнейшая реструктуризация государственных лечебно-профилактических учреждений, рациональное использование коек;
      дальнейшее развитие негосударственного сектора здравоохранения, поэтапная приватизация лечебно-профилактических учреждений;
      совершенствование системы санитарно-эпидемиологического контроля и медико-экологического мониторинга;
      усиление работы по профилактике социально-значимых заболеваний, реализации мер по борьбе с туберкулезом;
      обеспечение широкой информационно-пропагандистской поддержки кампании за здоровый образ жизни, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены и санитарии.
      4.5. Демография и миграция
      Замысел. Необходимо переломить в предстоящий период негативные тенденции в демографических и миграционных процессах и создать основы для увеличения численности населения страны.
      Действия Правительства. Правительство намерено целенаправленно проводить демографическую политику, совершенствовать законодательную базу для ее проведения. В 1999 году Правительство провело перепись населения страны, результаты которой будут положены в основу демографических и миграционных программ.
      Правительство намерено осуществить защиту прав и интересов переселенцев (оралманов). Одновременно предусматривается учет соблюдения государственных интересов при регулировании иммиграции путем установления обоснованной квоты. Правительство будет содействовать возвращению соотечественников, их расселению и адаптации к местным условиям и обеспечению жильем.
      4.6. Охрана окружающей среды и природопользование
      Замысел. Снизить темпы ухудшения состояния окружающей среды.
      Действия Правительства. Будет сформирована система экологического просвещения, создана эффективная система управления охраной окружающей среды на республиканском и местном уровнях. Правительство намерено усовершенствовать механизмы финансирования охраны окружающей среды, расширить участие государства в международной экологической политике, создать условия для перехода к экологически безопасным технологиям.
      Будут предприняты усилия по разработке и началу реализации проекта развития лесной промышленности в Казахстане.
      Правительством будут подготовлены основополагающие законодательные акты в области охраны окружающей среды.
      Будут созданы программы изучения и воспроизводства природных ресурсов, экологического районирования, создания системы государственных кадастров, развития сети особо охраняемых природных территорий и объектов экологического туризма, проведения экологического аудита промышленных предприятий, внедрения экологически чистых и ресурсосберегаюших технологий.
      4.7. Культура и спорт
      Замысел. Расширить и углублять международное сотрудничество, формировать и развивать отечественный рынок продукции и услуг социально-культурной сферы, внедрять в повседневный быт людей здоровый образ жизни, развивать отечественный спорт и повышать его авторитет на международной арене.
      Действия Правительства. Будет сохраняться и развиваться казахская национальная культура и культуры народов и этносов, населяющих Республику Казахстан, формироваться отечественный рынок культурной продукции и услуг, совершенствоваться система финансирования, реформироваться система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли культуры, приниматься меры по расширению и укреплению международных культурных контактов и обменов.
      В сфере спорта и физической культуры будет продолжена работа по внедрению Президентских тестов физической подготовленности населения, реализации Государственной программы по развитию массового спорта в Республике Казахстан, поддержке спорта высших достижений, активизации деятельности федераций по видам спорта и возрождению добровольных спортивных обществ.
      5. Инфрастуктура, транспорт и связь
      Замысел. Удовлетворять транспортные и информационные потребности экономики и общества при снижении транспортной составляющей в себестоимости отечественной продукции.
      Действия Правительства. Одним из важнейших направлений работы станет развитие и совершенствование законодательной базы для перевозчиков и операторов на транспортно-коммуникационном рынке страны. В отрасли будет продолжена политика реструктуризации, предполагающая сужение сферы деятельности естественных монополистов и передачу отдельных функций частному сектору.
      В сфере железнодорожного транспорта предусматривается дальнейшее совершенствование системы управления. Реформирование будет направлено на повышение эффективности деятельности отрасли за счет создания конкурентной среды на рынке транспортных услуг. Будет продолжена модернизация основных участков железных дорог, реконструкция заводской базы для ремонта подвижного состава. Начнется строительство новых магистралей, формирование разветвленной национальной сети железных дорог, которая первоначально соединит кратчайшим путем все областные центры страны. В целях перехода на современные технологии перевозок продолжится техническое перевооружение железных дорог, будут внедрены современные информационные системы управления, организованы и развиты автоматизированные информационные сети с дальнейшей интеграцией их в международную транспортную информационную систему.
      В сфере автомобильного транспорта и дорог в приоритетном порядке получат развитие автомобильные дороги на направлениях, обеспечивающих международные перевозки, продолжится работа по созданию системы дорог частного владения. Дорожный сектор будет качественно обновляться на основе строительства высококатегорийных дорог, обеспеченных системой сервисного обслуживания. Особое внимание будет уделено сельским автодорогам, часть которых планируется перевести на твердое покрытие.
      В сфере воздушного транспорта планируется продолжить пополнение самолетного парка за счет лизинга и закупки определенного количества самолетов высокого класса. Ведется реконструкция и строительство аэропортов в целях их соответствия мировым стандартам.
      Главными приоритетными направлениями деятельности в отрасли водного транспорта станет завершение реконструкции порта Актау, поддержание в судоходном состоянии водных путей и шлюзов. Приобретение судов класса "река - море" для организации морского судоходства в Каспийском регионе. В целях развития мультимодальных перевозок - использование транзитных возможностей внутренних водных путей.
      В сфере связи и телекоммуникаций предполагается достичь качественно нового уровня развития за счет внедрения современных систем и средств связи. Правительство примет необходимые меры по реструктуризации связи и телекоммуникаций, созданию в отрасли конкурентной среды.
      6. Энергетические ресурсы
      Замысел. Обеспечить потребности внутреннего рынка и формировать зкспортоориентированный, технологически связанный топливно-энергетический комплекс.
      Действия Правительства. Будут предприняты активные действия по развитию топливно-энергетического комплекса страны в направлении обеспечения энергетической независимости и доставки энергоносителей на мировые рынки потребления. Правительство намерено окончательно определиться со схемой экспортных газо- и нефтепроводов и приступить к проектированию и строительству их отдельных участков.
      В нефтяной отрасли будет продолжена реализация проекта Каспийского Трубопроводного Консорциума, завершится подготовка технико-экономического обоснования сооружения нефтепровода Западный Казахстан - Китай.
      Правительство определится с окончательными вариантами дополнительных нефтепроводов, разработает и утвердит программу использования железнодорожного и морского транспорта по перевозке нефти.
      Будут решаться организационно-хозяйственные и правовые вопросы восстановления первой нити нефтепровода Узень - Атырау.
      В 2000 году нефть должна транспортироваться по нескольким различным направлениям. Начнется поисково-разведочное бурение на морском шельфе Каспия.
      Правительство намерено стабилизировать добычу энергетического угля в Экибастузском бассейне, увеличить мощности по добыче низкозольных углей месторождении Каражыра, Шубарколь и Шоптыколь.
      Будет разработан комплекс мер по развитию малых угольных месторождений регионального значения для удовлетворения местных коммунально-бытовых нужд. Добыча угля подземным способом в Карагандинском угольном бассейне будет сконцентрирована на 12-15 шахтах. При этом на убыточных угледобывающих предприятиях предстоит провести ликвидационные работы, а на перспективных - усовершенствовать технику и технологию добычи топлива.
      В электроэнергетике Правительством будут приняты меры по увеличению использования установленных мощностей на энергоисточниках Казахстана.
      Предусматривается дальнейшее совершенствование рынка электроэнергии на республиканском и региональном уровнях, создание механизмов по взаиморезервированию электростанций и предоставлению дополнительных услуг.
      Продолжится реформирование в электроэнергетическом комплексе путем приватизации региональных электрораспределительных компаний и электростанций, находящихся в республиканской или коммунальной собственности. Продолжится проведение организационно-технологических мероприятий по взаимовыгодной работе энергосистемы Казахстана с энергосистемами России и государств Центральной Азии.
      7. Профессиональное Правительство
      Замысел. Совершенствовать и повышать эффективность работы органов системы государственного управления, перейти к функционированию системы государственного управления на принципах стратегического планирования и бюджетного программирования. Продолжить реформу государственной службы с целью создания системы, основанной на профессионализме, компетентности и заслугах государственных служащих.
      Действия Правительства. Приоритетными задачами Правительства на 2000 год станут: продолжение работы по межведомственной и межотраслевой координации на основе единой системы стратегического планирования и контроля, децентрализация функций государственных органов, совершенствование системы обучения, отбора кадров и оплаты труда государственных служащих, совершенствование законодательства в области государственного управления и самоуправления.
      Правительство разработает стратегические планы развития на 2001-2005 годы по приоритетам Послания Президента Республики Казахстан "Казахстан 2030".
      Реализация стратегических планов требует оптимальной структуры государственного управления и освобождения Правительства от несвойственных ему функций. В этих целях проведена перепись государственных служащих во всей системе государственного управления и планируется проведение функционального анализа деятельности государственных органов.
      Одной из приоритетных задач Правительства станет реализация Программы децентрализации, которая предполагает анализ государственных функций и передачу части из них в регионы и в частный сектор.
      Учитывая сложившуюся политическую и социально-экономическую ситуацию, Правительством будет внесен ряд изменений и дополнений в законодательные акты, регламентирующие сферы государственного управления и самоуправления.
      Правительство будет осуществлять постепенный переход к финансовой самостоятельности центральных и местных государственных органов при планировании объемов финансовых ресурсов на реализацию стратегических направлений своей деятельности.
      В соответствии с новой редакцией Закона "О государственной службе" Z990453_ будут разработаны подзаконные акты, регламентирующие процедуры прохождения государственной службы, разработаны квалификационные требования к должностям государственных служащих, критерии отбора, продвижения кадров на основе конкурса, аттестации кадров, создан республиканский центр тестирования и сертификации, а также внесены предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных служащих.
      В 2000 году будет разработана Концепция обучения государственных служащих. Ее последовательная реализация будет направлена на создание единой системы обучения кадров государственной службы, внедрение механизма государственного заказа и определение единых стандартов обучения государственных служащих.
      В целях разработки системы мониторинга состояния кадров государственной службы будет создана единая информационная система управления кадрами. Ее внедрение предполагает формирование республиканской базы данных по составу и кадровому резерву государственных служащих. Это позволит рационально использовать имеющиеся кадры, организовать работу с кадровым резервом и придать движению кадров более целенаправленный характер.
 
      Заключение
      Правительство Республики Казахстан, начиная с 1998 года, приступило к проведению в жизнь долгосрочной Стратегии Президента Республики Казахстан - "Казахстан - 2030: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев".
      Первым этапом в этой работе стала разработка и реализация трехлетних стратегических планов.
      Данная Программа Правительства Республики Казахстан на второе полугодие 1999 года и 2000 год направлена на достижение целей и приоритетов, предусмотренных в стратегических планах развития Казахстана.
       Правительство Республики Казахстан убеждено, что предлагаемые им меры реализации стратегических планов Президента Республики Казахстан будут способствовать завершению переходных процессов и выходу на траекторию устойчивого развития.
 

                                 *  *  *




Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.