Об утверждении Инструкции об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности

Утративший силу

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 5 июля 2002 года N 475. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 августа 2002 года N 1938. Утратил силу приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 28 октября 2013 года № 53 ДСП

      Сноска. Утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 28.10.2013 № 53 ДСП.

      Сноска. В заголовке слова "Правил патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности" заменены словами "Инструкции об организации патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности" - Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 августа 2004 года N 441.

      В целях совершенствования организации охраны общественного порядка, повышения эффективности деятельности подразделений комплексных сил полиции органов внутренних дел, воинских соединений, частей оперативного назначения и специальных моторизованных частей внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Казахстан приказываю: 

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности. <*>
      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 августа 2004 года N 441.

      2. Председателю Комитета внутренних войск, начальникам Департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы, областей и на транспорте, учебных заведений МВД Республики Казахстан: 
      1) организовать изучение настоящей Инструкции с личным составом в системе боевой и служебной подготовки с последующим принятием зачетов; 
      2) обеспечить неуклонное исполнение требований Инструкции патрульно-постовой службы всеми сотрудниками, привлекаемыми к охране общественного порядка, а также должностными лицами, на которых возложена обязанность организации и контроля за деятельностью подразделений полиции; 
      3) потребовать от руководителей горрайлинорганов и командиров строевых подразделений организовать обучение и физическую подготовку личного состава с учетом особенностей несения службы, уделив особое внимание практическим занятиям с отработкой тактических приемов; 
      4) не реже одного раза в квартал проводить совместные учебные занятия и тренировки личного состава патрульной полиции, частей оперативного назначения и специальных моторизованных частей внутренних войск МВД Республики Казахстан, в ходе которых отрабатывать действия патрульно-постовых нарядов по охране правопорядка, пресечению и раскрытию наиболее характерных преступлений, совершенных на улицах; 
      5) силы и средства частей оперативного назначения и специальных моторизованных частей внутренних войск МВД Республики Казахстан использовать в регионах со сложной криминогенной обстановкой; порядок несения службы по охране общественного порядка определять, исходя из требований Устава боевой службы внутренних войск, обеспечив организацию несения службы в системе единой расстановки военнослужащих внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел смешанными нарядами; 
      6) обеспечить проведение в гг. Астане и Алматы, областных центрах и городах с административным делением не реже одного раза в месяц единого развода комплексных сил полиции, задействованных в обеспечении охраны общественного порядка;
      6-1) обеспечить дежурные части циркулярной радиосвязью для одновременного оповещения всех нарядов комплексных сил полиции, а также службы медицинской скорой помощи, такси, частных охранных организаций;
      7) принять меры по обновлению карт-схем (магнитопланов) дежурных частей органов внутренних дел с отражением на них патрульных участков, маршрутов и постов, позволяющих контролировать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, а также необходимой документации; 
      8) ежеквартально рассматривать на оперативных совещаниях результаты работы комплексных сил полиции в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью, а также их взаимодействия с внутренними войсками МВД Республики Казахстан, с выработкой необходимых управленческих решений и принятием конкретных мер к повышению эффективности их деятельности; 
      9) обеспечить доведение до патрульных нарядов сведений о совершенных преступлениях на обслуживаемых участках и приметах разыскиваемых преступников, а также незамедлительное сообщение им для оперативного реагирования о совершенных преступлениях во время и в местах несения службы. Каждый факт несвоевременного оповещения патрульно-постовых нарядов о совершенных преступлениях в местах несения ими службы рассматривать как чрезвычайное происшествие и в течение следующих суток проводить служебные расследования с привлечением виновных к ответственности; 
      10) принять меры по обеспечению личного состава подразделений патрульной полиции форменным обмундированием, необходимыми специальными средствами и средствами связи, автотранспортом, в соответствии с требованиями нормативных актов МВД и нормами положенности, установив персональный контроль за исполнением указанного поручения; 
      11) установить персональную ответственность начальников горрайлинорганов за результаты работы патрульно-постовых нарядов комплексных сил полиции; 
      12) шире практиковать поощрение сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск, принимавших активное участие в раскрытии преступлений в дежурные сутки и задержании преступников; 
      13) принять иные меры, вытекающие из настоящего приказа.
      Сноска. В пункт 2 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года  N 441 ; от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).

      3. Департаменту воспитательной и кадровой работы (Суюнчалиев М.М.) предусмотреть при прохождении первоначальной служебной подготовки сотрудниками расширение учебных и тематических планов по изучению нормативных правовых актов, составляющих основу деятельности патрульно-постовой службы органов внутренних дел. 

      4. Признать утратившим силу приказ МВД Республики Казахстан "Об объявлении Правил патрульной службы МВД Республики Казахстан по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности" от 6 апреля 2001 года N 300.

      5. Приказ объявить всему личному составу МВД Республики Казахстан.

      6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-Министра внутренних дел генерал-майора полиции Отто И.И. и Департамент общественной безопасности (Алпысбаев Г.А.) МВД Республики Казахстан.

      7. Настоящий приказ вводится в действие со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.     

       Министр
 
 

          Утверждены       
приказом Министра    
внутренних дел     
Республики Казахстан  
от 5 июля 2002 года N 475

Инструкция
патрульно-постовой службы органов внутренних дел
Республики Казахстан по обеспечению охраны
общественного порядка и безопасности   <*>

             Сноска. В заголовке и в абзаце первом преамбулы слово "Правила", "настоящими Правилами" заменить соответственно словами "Инструкция", "настоящей Инструкцией";
      по всему тексту слова "подразделений полиции особого назначения", "подразделения полиции особого назначения", "подразделениях полиции особого назначения", "ППОН" заменить соответственно словами "специальных отрядов быстрого реагирования", "специальные отряды быстрого реагирования", "специальном отряде быстрого реагирования", "СОБР" - Приказом Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года  N 441 ;
      по всему тексту аббревиатуры "ГУВД", "УВД", "ГУВД-УВД", "УВДТ" заменены аббревиатурами "ДВД", "ДВДТ"; по всему тексту аббревиатура "АЧС" заменина аббревиатурой "МЧС" - приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N 419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
 

      Инструкция патрульно-постовой службы органов внутренних дел Республики Казахстан определяют задачи, основы управления и порядок организации несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка органами внутренних дел в целях обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, независимо от их гражданства, расовой и национальной принадлежности, места жительства, социального, имущественного, должностного положения, отношения к религии и политических убеждений, а также охраны различных форм собственности, интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. 
      Настоящей Инструкцией руководствуются все сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД), участвующие в организации и несении патрульно-постовой службы по пресечению преступлений и других правонарушений. 
      Военнослужащие внутренних войск (далее - ВВ) Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД) при выполнении задач по охране общественного порядка руководствуются Законом Республики Казахстан "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан" и настоящей Инструкцией. 

Глава 1. Общие положения  

      1. Правовую основу деятельности ОВД и ВВ МВД Республики Казахстан по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности составляют Конституция Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан", иные нормативные правовые акты Республики Казахстан и настоящая Инструкция.
      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - Приказом Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года  N 441 ; от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      2. Главными задачами ОВД и ВВ МВД Республики Казахстан при несении патрульно-постовой службы являются: 
      1) обеспечение личной и имущественной безопасности граждан; 
      2) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; 
      3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 
      4) участие в раскрытии преступлений и задержании преступников.
      3. Деятельность ОВД и ВВ МВД Республики Казахстан при организации и несении патрульно-постовой службы строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. 
      4. Сотрудники ОВД и ВВ МВД Республики Казахстан, участвующие в несении патрульно-постовой службы, должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, при выполнении служебных обязанностей действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить все трудности, связанные с выполнением служебных обязанностей. В обращении с окружающими сотрудники полиции обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия должны быть законными. 
      5. Организация деятельности патрульно-постовой службы осуществляется по принципу "Патрульный участок", предусматривающим постоянное закрепление полицейских строевых подразделений полиции на определенных постах, маршрутах в составе патрульного участка. 
      "Патрульный участок" - это совокупность постов и маршрутов, определяемых и утверждаемых начальниками городских, районных (далее - горрайорганов) по согласованию с руководством управлений общественной безопасности Департаментов внутренних дел городов Астаны, Алматы и областей (далее - ДВД), акимами городов и районов. 
      Несение службы на патрульных участках нарядами полиции является формой выполнения оперативно-служебной задачи, которая обеспечивается: 
      1) знанием личным составом своих обязанностей и прав, прав и законных интересов граждан, оперативной обстановки на постах и маршрутах патрулирования; 
      2) оперативным реагированием на сигналы о преступлениях и административных правонарушениях, умелыми активными действиями нарядов по их пресечению; 
      3) тесным взаимодействием с иными службами ОВД; 
      4) знанием начальниками своих подчиненных, постоянной заботой о них, высокой требовательностью к личному составу, организацией систематического контроля за несением службы; 
      5) воспитанием у личного состава верности Присяге, самоотверженности и постоянной готовности к выполнению своего служебного долга, ответственности за обеспечение правопорядка, непримиримости к правонарушителям, совершенствованием профессионализма; 
      6) рациональной расстановкой личного состава, постоянным совершенствованием системы управления нарядами и взаимодействия между ними, умелым использованием автотранспорта, средств связи, широким внедрением новых тактических приемов и технических средств.
       Сноска. В пункт 5 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      6. Комплексными силами полиции, участвующими в несении патрульно-постовой службы являются:
      Основными:
      1) строевые подразделения патрульной полиции (кроме специальных отрядов быстрого реагирования);
      2) воинские соединения, части оперативного назначения и специальные моторизованные части внутренних войск МВД Республики Казахстан;
      3) участковых инспекторов полиции;
      4) участковых инспекторов по делам несовершеннолетних.
      Приданными:
      1) подразделения дорожной полиции;
      2) специализированные охранные подразделения ОВД;
      3) специальные отряды быстрого реагирования, входящие в
состав строевых подразделений полиции;
      4) сотрудники других служб и подразделений ОВД;
      5) слушатели и курсанты учебных заведений МВД Республики Казахстан.
      Сноска. В пункт 6 внесены изменения - Приказом Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года  N 441 ; от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      7. Строевые подразделения полиции (далее - СПП) (полки, батальоны, роты, взвода, группы патрульной полиции в передвижных пунктах полиции) предназначены для несения патрульно-постовой службы на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах. Они являются структурными подразделениями ДВД гг. Астаны и Алматы, областных, городских, районных, линейных органов (далее - горрайлинорганов).
       Сноска. В пункт 7 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      8. Численность строевых подразделений полиции определяется по согласованию с местными представительными и исполнительными органами городов Астана, Алматы и областей. 
      9. Для обеспечения охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, для пресечения и ликвидации последствий групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, проведения мероприятий по отработке локальных участков со сложной криминогенной обстановкой, обеспечения правового режима чрезвычайного положения, участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф), ДВД гг. Астаны и Алматы, городских управлений, отделов внутренних дел создаются специальные отряды быстрого реагирования (далее - СОБР), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Положением о специальном отряде быстрого реагирования. 
      В городах Астана и Алматы СОБР являются самостоятельными подразделениями, с непосредственным подчинением начальникам ДВД, в других - входят в состав строевых подразделений патрульной полиции и их численность не должна превышать численности основной структурной единицы строевого подразделения. 
      10. Решение об использовании подчиненных сотрудников полиции для выполнения отдельных задач по обеспечению охраны общественного порядка в пределах Республики Казахстан принимается Министром внутренних дел. Начальники ДВД принимают аналогичное решение в пределах территории обслуживания. 
      11. Подразделения дорожной полиции, специализированной службы охраны органов внутренних дел, наряду с выполнением своих основных задач, обязаны обеспечивать охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.  <*>
      Сноска. В пункт 11 внесены изменения - Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 августа 2004 года  N 441 .
      12. Воинские соединения, части оперативного назначения (далее - ЧОН) и специальные моторизованные части (далее - СМЧ) внутренних войск МВД Республики Казахстан по согласованию с командующим внутренними войсками МВД Республики Казахстан, начальниками ДВД городов и областей привлекаются для несения патрульно-постовой службы в общественных местах и на улицах, участвуют в обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-зрелищных мероприятий и возникновении чрезвычайных ситуаций.  <*>
      Сноска. Пункт 12 в редакции Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 августа 2004 года  N 441 .
      13. Начальники ДВД являются старшими оперативными начальниками в отношении командиров подразделений и частей ВВ, дислоцирующихся на соответствующей территории, выделяемых в установленном порядке в их временное подчинение для несения патрульно-постовой службы. В зависимости от оперативной обстановки, от обеспеченности личным составом и материально-техническими средствами, начальники горрайлинорганов внутренних дел во взаимодействии с командирами выделенных им воинских подразделений и частей организуют использование ЧОН и СМЧ в охране общественного порядка и борьбе с преступностью как самостоятельно, так и путем совместного патрулирования. <*>
     Сноска. Пункт 13 в редакции Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 августа 2004 года  N 441 .
      14. Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов: передвижной пункт полиции, патруль, патрульная группа, пост, а также наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, заслон, резерв; 
      1) патруль - подвижной наряд, состоящий из двух или нескольких сотрудников полиции, выполняющий возложенные на него обязанности по охране общественного порядка на маршруте патрулирования. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным. Патруль может нести службу на автомобиле (ПА), мотоцикле (ПМ), катере (ПКТ), велосипеде (ПВ). Применяются также пешие (ПП), конные (ПК). В необходимых случаях в наряды, используемые для несения патрульно-постовой службы, назначаются патрульные - кинологи со служебными собаками. Для обеспечения безопасности дорожного движения применяются патрули по надзору за движением (ПНД). Патрулю для несения службы по принципу "Патрульный участок" устанавливается маршрут патрулирования, границы которого определяются на местности в зависимости от конкретных условий и оперативной обстановки. Протяженность маршрутов всех видов патрулей рассчитывается самостоятельно и применительно для местности, в зависимости от оперативной обстановки, с условием прибытия патруля к месту происшествия или вызова не позднее 5 минут с момента получения указания или сообщения; 
      1-1) передвижной пункт полиции (далее - ППП) - специальный наряд полиции на оборудованном компьютером, подключенным к интегрированным базам данных автобусе, несущий патрульную службу на закрепленной территории. ППП предназначаются для проведения профилактических мероприятий на отдаленных и криминогенных патрульных участках, а также при осложнении оперативной обстановки;
      2) патрульная группа - наряд в составе нескольких патрулей комплексных сил полиций, объединенных для несения службы на закрепленном патрульном участке или на территории зоны, объекта, на котором проводятся массовые мероприятия; 
      3) пост - место или участок местности, на котором сотрудники полиции (постовые) выполняют возложенные на них обязанности по охране общественного порядка. Посты оборудуются как модульные (переносные), так и стационарные. Посты выставляются там, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудника полиции. Для поста определяются его центр и границы. Центр поста определяется в таком месте, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 м.; 
      4) наряд полиции для сопровождения поезда, судна - назначается в целях поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности, предупреждения и пресечения правонарушений в пути следования этих транспортных средств; 
      5) контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) - наряд полиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуациях; 
      6) заслон (далее - З) - наряд в составе группы (подразделения) сотрудников полиции, выполняющий задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений;
      7) резерв (далее - Р) - наряд полиции, предназначенный для усиления задействованных сил и средств в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены патрульных и постовых. 
      Состав резерва, размещение и порядок его использования в каждом отдельном случае определяются тем начальником, в распоряжении которого он находится (выделяется).
      Сноска. В пункт 14 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года № 441; от 23 августа 2006 года № 419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      15. Сотрудники полиции и военнослужащие ЧОН и СМЧ несут патрульно-постовую службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде. 
      Служебное время при несении патрульно-постовой службы устанавливается нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного по городскому, районному, линейному органу или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой. В их подчинение сотрудники полиции поступают с начала инструктажа, а выход из подчинения - по команде об окончании службы. Продолжительность рабочего времени для сотрудников полиции устанавливается в соответствии с трудовым законодательством и Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 1996 года N 1644. Начальнику горрайлиноргана, подразделения полиции, командиру строевого подразделения предоставлено право в случае необходимости увеличивать продолжительность рабочего времени нарядов. Выходные дни предоставляются по графику.
      В течение смены личному составу предоставляется 1 час для отдыха и приема пищи, но не позднее 5 часов непрерывной службы на посту, маршруте патрулирования. Из общей продолжительности служебного времени перерыв исключается. В необходимых случаях производится подмена нарядов.
      Сноска. В пункт 15 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      16. При осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций (массовых беспорядков, стихийных бедствий, пожаров, крупных производственных аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотий), проведении массовых мероприятий (общественно-политических, культурно-зрелищных, спортивных) может вводиться усиленный вариант несения патрульно-постовой службы. 
      Патрульно-постовая служба по усиленному варианту обеспечивается за счет увеличения продолжительности ежесуточного несения службы личным составом до 12 часов и отмены выходных дней, а в необходимых случаях - за счет переноса сроков предоставления очередных отпусков и временного запрещения выезда за пределы города, населенного пункта. 
      17. Время, продолжительность несения службы и нормы выделения личного состава ЧОН и СМЧ определяются приказом командующего внутренними войсками МВД Республики Казахстан. 
      18. При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства: 
      1) автотранспорт, специальные автомобили, бронемашины, мотоциклы, катера и велосипеды, другие транспортные средства; 
      2) средства радио- и проводной связи, бортовыми компьютерами, подключенными к интегрированным базам данных и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны); 
      3) табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства; 
      4) осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства; 
      5) служебные животные (собаки, лошади). 
      Патрульные автомобили должны быть оборудованы средствами связи и специальной техникой в соответствии с табелем положенности и использоваться с максимальной нагрузкой. Каждый патрульный автомобиль обеспечивается сменными полицейскими-водителями. 
      Использование личного состава и автотранспорта строевых подразделений комплексных сил полиции не по назначению категорически запрещается.
       Сноска. В пункт 18 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).

Глава 2. Должностные лица и их обязанности по
руководству патрульно-постовой службой

      19. Начальник ДВД, ДВД на транспорте (далее - ДВДТ) и их заместители по службе отвечают за обеспечение охраны общественного порядка на территории соответствующей области, города; 
      1) совершенствуют формы и методы организации и управления патрульно-постовой службой в системе ОВД на основе внедрения передового опыта и современных технических средств; 
      2) обеспечивают организацию охраны общественного порядка в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, комплексное использование всех сил и средств ОВД, их взаимодействие с общественностью, негосударственными охранными структурами, своевременность производства маневра силами и средствами в масштабе области, города, железной дороги (водного бассейна) с учетом изменений оперативной обстановки;
      2-1) обеспечивают проведение в г. Астане, областных центрах и городах с административным делением, а в г. Алматы по районам ежедневного единого развода комплексных сил полиции, задействованных в обеспечении охраны общественного порядка; 
      3) осуществляют повседневный контроль за повышением уровня профессионализма и поддержанием готовности строевых подразделений полиции к выполнению задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, рациональной расстановкой и использованием по назначению личного состава, автотранспорта и других технических средств; 
      4) организовывают в установленном порядке подбор, расстановку и воспитание кадров подразделений, их профессиональную подготовку, обеспечение социальной и правовой защиты личного состава; 
      5) уделяют постоянное внимание вопросам материально-технического снабжения и социально-бытового обеспечения личного состава, задействованного в патрульно-постовой службе.
       Сноска. В пункт 19 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      20. Начальники управления общественной безопасности ДВД, ДВДТ и их заместители по организации деятельности патрульной полиции несут персональную ответственность за организацию патрульно-постовой службы; 
      1) постоянно анализируют состояние преступности и динамику административных правонарушений на улицах и в других общественных местах и на этой основе обеспечивают разработку плана использования, эффективную расстановку и координацию комплексных сил полиции, а также вносят предложения о маневре ими в целях усиления патрульно-постовой службы в районах осложнения оперативной обстановки; 
      2) осуществляют контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы, соблюдением личным составом дисциплины и законности, правил ношения форменной одежды, обязательных норм выставления нарядов, использованием сил и средств по их прямому назначению;
      3) оказывают помощь начальникам горрайлинорганов и командирам строевых подразделений полиции в комплектовании, организации обучения и переподготовке личного состава; 
      4) совместно с руководителями других служб организационно обеспечивают качественное проведение инструктажей нарядов перед заступлением на службу, а также обеспечивают изучение и внедрение передового опыта в практику патрульно-постовой службы; 
      5) проводят работу по организации повседневного взаимодействия с населением, привлечению их к охране общественного порядка.
       Сноска. В пункт 20 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
        21. Начальник горрайлиноргана и его заместитель по службе несут ответственность за организацию охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на обслуживаемой территории; 
      1) постоянно анализируют состояние преступности и динамику административных правонарушений на улицах и в других общественных местах и на этой основе обеспечивают эффективную расстановку комплексных сил полиции, участвующих в патрульно-постовой службе; 
      2) утверждают планы использования комплексных сил и средств полиции в охране общественного порядка; 
      3) ежедневно принимают решение по организации патрульно-постовой службы на предстоящие сутки в соответствии с планом использования комплексных сил полиции и учетом изменений обстановки. Решение оформляется постовой ведомостью и должно обеспечивать выполнение обязательных норм выставления нарядов и выделения автотранспорта; 
      4) обеспечивают изучение и внедрение передового опыта в практику организации патрульно-постовой службы; 
      5) обеспечивают через дежурную часть оперативное управление нарядами, их взаимодействие, а также своевременное маневрирование силами и средствами в целях сосредоточения сил в местах осложнения обстановки; 
      6) организовывают подготовку и проведение инструктажей нарядов, заступающих на службу, с участием руководителей и оперативно-начальствующего состава других служб и подразделений; 
      7) лично контролируют несение службы нарядами, соблюдение ими законности и дисциплины, а также использование сил и средств строевого подразделения по их прямому назначению; привлекают для этого руководителей, инспекторский и оперативный состав горрайлиноргана; 
      8) обеспечивают полный учет и объективную оценку результатов работы нарядов, строевого подразделения, принимают необходимые меры к повышению ее эффективности на основе внедрения передового опыта и совершенствования управления силами и средствами; 
      9) обеспечивают своевременное проведение служебных проверок по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов.
       Сноска. В пункт 21 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      22. Начальник отдела, отделения общественной безопасности горрайлиноргана;
      1) принимает непосредственное участие в организации патрульно-постовой службы, работы старших инспекторов (инспекторов) по координации деятельности комплексных сил и средств полиции, инспекторов-навигаторов и операторов видеонаблюдения центров оперативного управления (далее - ЦОУ), а также обучении личного состава строевого подразделения; 
      2) на основе реально складывающейся оперативной обстановки совместно с руководителями подразделений, участвующих в охране общественного порядка, разрабатывает план комплексного использования сил и средств, представляет начальнику горрайлинорганов предложения по его корректировке и проект решения на организацию патрульно-постовой службы на текущие сутки; 
      3) проверяет службу нарядов комплексных сил полиции, правильность ведения служебной документации; устраняет выявленные недостатки и докладывает начальнику органа о фактах использования личного состава и технических средств не по назначению; 
      4) контролирует своевременное обеспечение нарядов вооружением, снаряжением, специальными и другими техническими средствами, а также служебной документацией; 
      5) постоянно взаимодействует со службами криминальной полиции и подразделениями полиции общественной безопасности в целях получения объективной информации об оперативной обстановке и координации совместных действий в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; 
      6) обобщает и распространяет положительный опыт организации и несения патрульно-постовой службы; 
      7) ведет учет и отчетность по патрульно-постовой службе и результатам охраны общественного порядка;
      8) проводит служебные проверки по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов и представляет заключения служебных проверок на утверждение начальнику горайлиноргана.
       Сноска. В пункт 22 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      22-1. Старший инспектор по координации деятельности комплексных сил полиции общественной безопасности горрайлиноргана, старший инспектор группы управления силами и средствами полиции ЦОУ ДВД:
      1) непосредственно участвует в организации патрульно-постовой службы, организует работу инспекторов по координации деятельности комплексными силами и средствами полиции, инспекторов-навигаторов и операторов видеонаблюдения ЦОУ;
      2) проверяет несение службы нарядами комплексных сил полиции, правильность ведения служебной документации; устраняет выявленные недостатки и докладывает непосредственному начальнику о фактах использования личного состава и технических средств не по назначению;
      3) осуществляет оперативное руководство всеми нарядами комплексных сил полиции, заносит информацию на рабочую карту (в экранную форму группы управления силами и средствами), обеспечивает дополнительной информацией и координирует их действия;
      4) контролирует своевременное обеспечение нарядов вооружением, снаряжением, специальными и другими техническими средствами, а также служебной документацией;
      5) ведет учет и отчетность по патрульно-постовой службе и результатам деятельности патрульно-постовых нарядов по охране общественного порядка;
      6) подготавливает материалы для проведения служебной проверки по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов и представляет начальнику отдела, отделения общественной безопасности.
       Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 22-1 приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      23. Командир строевого подразделения полиции и его заместители несут персональную ответственность за организацию оперативно-служебной и хозяйственно-финансовой деятельности подчиненного подразделения, его постоянную готовность к выполнению задач по охране общественного порядка, использование сил и средств по их прямому назначению, комплектование, дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; 
      1) организовывают боевую, служебную и физическую подготовку личного состава, лично руководят обучением и воспитанием подчиненных;
      2) совершенствуют методы управления подразделением, внедряют достижения научно-технического прогресса, передовые формы и методы патрульно-постовой службы полиции; 
      3) на основе анализа оперативной обстановки вносят предложения по расстановке нарядов при разработке плана использования комплексных сил полиции, принятию решения по расстановке и маневрированию силами и средствами; 
      4) организовывают совместно с руководством горрайлиноргана проведение инструктажей нарядов полиции и лично участвуют в них, осуществляют постоянный контроль за несением ими службы, следят за внешним видом и строевой выправкой личного состава, соблюдением правил ношения форменной одежды, подготовкой снаряжения и обмундирования; 
      5) должны знать действительное состояние дел в строевом подразделении, наличие и использование личного состава, вооружения, автотранспорта, средств связи, химической защиты, специальных и иных технических средств, служебных животных; 
      6) ведут учет результатов работы строевого подразделения полиции в целом и каждого работника в отдельности. Анализируют эффективность несения службы нарядами и принимают меры к повышению ее уровня; 
      7) осуществляют подбор и расстановку личного состава, знают деловые и моральные качества подчиненных, разрабатывают их функциональные обязанности; 
      8) должны знать нужды и запросы личного состава и своевременно принимать меры по их рассмотрению, оказывать помощь в решении жилищно-бытовых и иных социальных вопросов; 
      9) контролируют соблюдение сотрудниками необходимых мер личной безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами; 
      10) обеспечивают приобретение, содержание, подготовку и использование в охране общественного порядка служебных животных; 
      11) входят с предложениями о выделении строевому подразделению полиции служебных помещений и о надлежащем их оборудовании, следят за содержанием и эксплуатацией помещений, поддержанием в них чистоты и порядка, а также выполнением подчиненными правил противопожарной безопасности; 
      12) принимают меры к предупреждению нарушений законности личным составом строевого подразделения. В случае их совершения немедленно проводят служебную проверку и докладывают старшему начальнику;
      13) представляют в течение суток все необходимые материалы сотрудникам, которым поручено проведение служебной проверки по каждому факту совершения преступлений в местах несения службы нарядов.
       Сноска. В пункт 23 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      24. Оперативный дежурный ЦОУ, дежурный по горрайлиноргану обеспечивает своевременную подготовку и проведение инструктажа нарядов, непрерывное управление комплексными силами полиции в соответствии с планом их использования; 
      1) должен знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, расстановку комплексных сил и средств полиции и общественности, участвующих в охране общественного порядка, режим их работы, порядок осуществления контроля и способы связи с ними; 
      2) обеспечивает несение службы нарядами в соответствии с принятым решением на текущие сутки, а также бесперебойную работу системы видеонаблюдения, имеющихся автоматизированных банков данных, осуществляет контроль за выполнением предусмотренных постовой ведомостью норм выставления нарядов на службу, использованием личного состава, патрульного автомототранспорта по прямому назначению;
      2-1) отдает распоряжения оперативным дежурным подразделений органов внутренних дел и нарядам, задействованным в плане комплексных сил полиции (далее - КСП), организует работу по своевременному выезду на место совершения преступлений следственно-оперативной группы (далее - СОГ); 
      3) поддерживает связь с нарядами в период несения службы, принимает от них доклады об изменении обстановки, своевременно передает сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую имеющую к ним отношение оперативную информацию, организовывает их розыск; 
      4) принимает меры к предупреждению и пресечению преступлений и нарушений правопорядка, задержанию правонарушителей, усилению патрульно-постовой службы в местах осложнения обстановки путем маневрирования нарядами; об изменении в расстановке сил докладывает начальнику горрайлиноргана, информирует командиров СПП, ЧОН и СМЧ ВВ;
      4-1) осуществляет контроль за достоверным отражением в ежедневных сводках сведений об участии патрульно-постовых нарядов КСП в раскрытии преступлений;
      5) контролирует выполнение оперативно-начальствующим и командным составом графика проверки несения службы патрульно-постовыми нарядами (далее - ППН), лично участвует в этой работе; 
      6) обеспечивает своевременную и полную сдачу нарядами по окончании несения службы оружия, боеприпасов, специальных средств, снаряжения, средств связи, служебных документов; 
      7) докладывает начальнику горрайлиноргана о результатах работы ППН за прошедшие сутки, состоянии служебной дисциплины и соблюдения законности.
      Сноска. В пункт 24 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      24-1. Инспектор-навигатор ЦОУ, инспектор по координации деятельности комплексных сил полиции:
      1) должен знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, осуществляет прием и внесение в компьютерную программу представляемую службой общественной безопасности (нанесение на рабочую карту) информацию по расстановке комплексных сил и средств полиции, участвующих в охране общественного порядка;
      2) производит слежение по спутниковой системе перемещение автопатрулей, контролирует скорость их движения, место дислокации в районе патрулируемого участка, осуществляет контроль за использованием личного состава, патрульного автомототранспорта по прямому назначению и запрашивает причину отклонения от маршрута и продолжительности времени стоянки, о чем своевременно докладывает старшему инспектору по КСП;
      3) поддерживает связь с нарядами в период несения службы, принимает от них доклады об изменении обстановки, осуществляет контроль за оперативной обстановкой по системе наблюдения, своевременно направляет наряды и контролирует их прибытие на место совершения правонарушений, передает сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую имеющую к ним отношение оперативную информацию, организовывает их розыск;
      4) принимает меры к предупреждению и пресечению преступлений и нарушений правопорядка, задержанию правонарушителей, усилению патрульно-постовой службы в местах осложнения обстановки путем маневрирования нарядами; об изменении в расстановке сил докладывает дежурному или начальнику горрайлиноргана, информирует начальника отдела, отделения общественной безопасности, командиров строевых подразделений полиции, части оперативных назначений (далее - ЧОН) и специальные моторизованные части внутренних войск (далее - СМЧ ВВ);
      5) по запросу нарядов обеспечивает проверку по учетам базы данных задержанных лиц, автотранспорта и предметов.
       Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 24-1 приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      24-2. Оператор видеонаблюдения ЦОУ:
      1) осуществляет круглосуточное видеонаблюдение за местами наибольшей концентрации граждан;
      2) отслеживает ситуацию на оживленных перекрестках, местах вероятного совершения уличных преступлений, производит визуальный контроль за автотранспортом;
      3) осуществляет контроль за передвижением комплексных сил и средств полиции;
      4) при осложнении оперативной обстановки, получении сигнала о преступлении определяет видеокамеру и ведет видеонаблюдение с целью раскрытия и маневрирования КСП.
       Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 24-2 приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      25. Участковый инспектор полиции в пределах своей компетенции:
      1) осуществляет охрану общественного порядка на закрепленном за ним участке;
      2) оказывает помощь нарядам в пресечении преступлений и задержании преступников, организовывает взаимодействие между нарядами КСП и общественностью;
      3) докладывает начальнику и дежурному горрайлиноргана об изменении оперативной обстановки на участке и вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка;
      4) проверяет на административном участке несение службы нарядов КСП;
      5) при отсутствии на обслуживаемой территории комплексных сил полиции, осуществляет охрану общественного порядка самостоятельно.
     Сноска. Пункт 25 в редакции Приказа Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года  N 441 ; от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      26. Начальник линейного отдела (отделения внутренних дел, линейного пункта полиции) организует охрану общественного порядка и безопасности на обслуживаемом участке железной дороги (водного бассейна, аэропорта); 
      1) организовывает службу подчиненных полицейских в соответствии с утвержденными постами и маршрутами; 
      2) инструктирует и проверяет несение службы нарядами органов внутренних дел на транспорте; 
      3) регулярно проводит служебные занятия с личным составом; 
      4) обеспечивает взаимодействие с нарядами, осуществляющими патрульно-постовую службу, территориальных органов внутренних дел; 
      5) вносит в случае осложнения обстановки на обслуживаемом участке предложения начальнику ДВДТ, ОВДТ об усилении сил и средств патрульной полиции. 
      27. Начальники подразделений дорожной полиции, специализированных охранных подразделений ОВД, обеспечивают безопасность дорожного движения, организуют участие подчиненных им сотрудников в охране общественного порядка по плану использования комплексных сил полиции; 
      1) вносят начальнику предложения по разработке указанного плана и принятию решения по охране общественного порядка с учетом имеющихся постов и маршрутов подчиненных подразделений; 
      2) обеспечивают взаимодействие подчиненных сотрудников полиции с ППН других служб, участвующих в охране общественного порядка; 
      3) участвуют в инструктажах и проверках несения службы нарядами комплексных сил, обучают полицейских строевых подразделений полиции специальным методам и тактике действий по направлениям работы своих служб; 
      4) организовывают работу нарядов полиции по предупреждению краж из охраняемых объектов, нарушений общественного порядка в зонах действия своих постов, маршрутов патрулирования; 
      5) обеспечивают оперативное реагирование нарядов полиции на срабатывания систем безопасности (средств охранной, пожарной и тревожной сигнализации), подключенных к пунктам централизованного наблюдения; 
      6) организовывают участие групп оперативного реагирования в поисковой работе, преследовании и задержании лиц, совершивших преступления; 
      7) учитывают результаты работы подчиненных нарядов по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
       Сноска. В пункт 27 внесены изменения приказом Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      28. Начальники служб криминальной полиции, следственных аппаратов, подразделений миграционной полиции вносят предложения в расстановку нарядов комплексных сил полиции; 
      1) на основе анализа оперативной обстановки по линиям своих служб вносят начальнику горрайлиноргана предложения по разработке плана использования комплексных сил полиции и принятию решения по расстановке нарядов на следующие сутки; 
      2) организовывают взаимодействие личного состава своих подразделений с нарядами комплексных сил; 
      3) информируют через дежурного по горрайлиноргану ППН о совершенных преступлениях и разыскиваемых преступниках, вероятном их местонахождении, похищенных вещах, прекращении розыска, а также своевременно принимают меры по проверке сведений, поступающих от нарядов; 
      4) обучают сотрудников нарядов методам личного сыска, пользования словесным портретом, распознавания и задержания преступников, проверки документов, удостоверяющих личность, приемам обнаружения и сохранения следов преступления, обеспечения сохранности обстановки места происшествия, выявления и установления очевидцев преступления, потерпевших и подозреваемых;
      5) согласно разработанному графику принимают участие в проведении инструктажей и проверке несения службы нарядами. 

 Глава 3. Управление и организация
патрульно-постовой службы 

§ 1. Общие положения

      29. Управление комплексными силами полиции, задействованными для патрульно-постовой службы, - это повседневная и целенаправленная деятельность руководителей ДВД, ДВДТ, начальников горрайлинорганов по рациональному использованию комплексных сил полиции, ЧОН и СМЧ в обеспечении эффективной охраны общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, поддержанию постоянной готовности к выполнению внезапно возникающих задач при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных обстоятельствах. 
      Управление нарядами комплексных сил полиции включает: 
      1) анализ оперативной обстановки и на этой основе разработку и принятие решения по организации патрульно-постовой службы; 
      2) подготовку сил и средств для выполнения поставленных задач, инструктаж нарядов; 
      3) обеспечение постоянной и устойчивой связи с ППН, своевременного обмена информацией; 
      4) организацию взаимодействия, маневр силами и средствами; 
      5) контроль за организацией и несением патрульно-постовой службы; 
      6) учет и оценку результатов деятельности ППН. 
      30. Оперативное управление патрульными нарядами в период несения службы возлагается на ЦОУ и дежурные части горрайлинорганов, с использованием инспекторов (навигаторов) по координации деятельности комплексных сил полиции и циркулярной радиосвязи.
      Сноска. Пункт 30 в редакции Приказа Министра внутренних дел РК от 2 августа 2004 года  N 441 ; от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      31. Решения по организации патрульно-постовой службы принимаются и оформляются: на год - планом использования комплексных сил и средств полиции в охране общественного порядка с обязательной последующей корректировкой по необходимости, в зависимости от времени года (приложение 1); на текущие сутки - постовой ведомостью (приложение 2); на выполнение поставленной конкретной задачи - приказом, специальным планом или устным указанием.
      План использования комплексных сил и средств полиции утверждается начальником территориального органа внутренних дел.
      При этом учитываются:
      1) географические, социально-экономические особенности города (района), численность, миграцию населения, приток иногородних граждан, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, объектов разрешительной системы, банков, специальных учреждений ОВД;
      2) количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах с учетом времени года и суток и метеорологических условий;
      3) расстановка патрульно-постовых нарядов и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке;
      4) результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.
       Сноска. Пункт 31 в редакции приказа Министра внутренних дел РК от 23 августа 2006 года N  419 (вводится в действие со дня официального опубликования).
      32. Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются: 
      1) статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (приложение 3), ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников; 
      2) оперативные данные, сведения, поступающие от работников служб и подразделений полиции; 
      3) доклады патрульно-постовых нарядов; 
      4) сообщения органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, воинских частей внутренних войск; 
      5) материалы других правоохранительных органов; 
      6) сообщения государственных и общественных учреждений, организаций и объединений, заявления граждан; 
      7) сообщения печати, радио, телевидения. 
      33. Перед принятием решения начальник горрайлиноргана, командир строевого подразделения полиции в необходимых случаях проводит рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений и воинских частей. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяется расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности, численность, размещение и задачи резерва. 
      Проведение рекогносцировки является обязательным при разработке единой дислокации, выработке решения по организации охраны общественного порядка во время массовых мероприятий, стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий, а также в целях предотвращения и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. 
      34. В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются: 
      1) общая задача горрайлиноргана, подразделения, исходя из сложившейся обстановки; 
      2) обязательные нормы выставления личного состава и выделения технических средств; 
      3) состав, расстановка и задачи ППН, особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, другими сотрудник