О Региональной программе развития образования в Мангистауской области на 2005-2010 годы

Утративший силу

Решение Мангистауского областного Маслихата от 6 апреля 2005 года N 10/151. Зарегистрировано Департаментом юстиции Мангистауской области 11 апреля 2005 года за N 1895. Утратило силу решением Мангистауского областного Маслихата от 30 мая 2007 года N 23/380

 

     В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 6  Закона  Республики Казахстана "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" областной маслихат  решил :

    1. Утвердить Региональную программу развития образования в Мангистауской области на 2005-2010 годы (прилагается).

     2. Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования.

     Председатель сессии                 Секретарь 
                                         областного маслихата 
     Ж. Сарбасов                         Б.Чельпеков

Утверждена               
решением Мангистауского областного  
маслихата от 6 апреля 2005 года   
N 10/151 "О Региональной программе 
развития образования в Мангистауской 
области на 2005-2010 годы"      

  Региональная программа
развития образования в Мангистауской области 
на 2005-2010 годы   

Паспорт Программы

Наименование  Региональная программа развития образования в Мангистауской области на 2005 - 2010 годы.

Основание для разработки  Послание  Президента Республики Казахстан народу Казахстана "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" от 19 марта 2004 года, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, утвержденный  Указом  Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2001 года N 735, Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная  Указом  Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года N 1459,  План  мероприятий на 2005-2007 годы по реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы от 11 ноября 2004 года N 1180.

Основной разработчик  Департамент образования Мангистауской области.

Цель  Модернизация национальной модели многоуровневого непрерывного образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для  интегрирования в мировое образовательное пространство и удовлетворения потребности  личности и общества, основанного на знаниях.

Задачи  Совершенствование нормативной правовой базы функционирования национальной модели образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;
     развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей региона;
     обновление  содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и мирового опыта;
     интеграция в мировое образовательное пространство;
     создание национальной системы оценки качества образования;
     формирование единой образовательной информационной среды системы образования;
     совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
     укрепление материально-технической базы системы образования;
     интеграция образования, науки и производства;
     создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;
     совершенствование  финансового,   кадрового обеспечения  системы образования,  повышение социального статуса педагогических работников;
     обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования.

Необходимые ресурсы и источники финансирования  Местный и республиканский бюджеты.

Ожидаемые результаты  Эффективная и оптимальная система управления образованием;
     реализация принципа "образование для всех в течение всей жизни";
     качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат; 
     доступность и преемственность всех уровней образования;
     опережающее развитие образования по сравнению с другими социальными сферами и отраслями экономики; 
     позитивное общественное мнение о приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития; 
     эффективная система научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;
     формирование профессионально-компетентной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты;
     создание единой образовательной информационной среды системы образования;
     формирование системы статистических показателей образования, адекватных международным статистическим стандартам;
     создание и поддержка системы мониторинга и прогнозирования развития системы образования;
     усиление поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников; 
     социальное партнерство в профессиональной подготовке кадров;
активизация научной и инновационной деятельности в сфере образования

Сроки реализации  2005-2010 годы  

 
1. Введение

     Региональная программа развития образования в Мангистауской области до 2010 года (далее - Программа) определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны.
     Программа, определяя образование общенациональным приоритетом, закладывает основу для развития государственной образовательной политики на длительный период и является основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику. 
     Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях. 

 
2. Анализ состояния системы образования

     Республика Казахстан признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости страна достигла значительного роста в экономике, интегрируясь в мировое сообщество. 
     В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики. 
     Вместе с тем, система образования продолжает развиваться в условиях устаревшей методологической базы, структуры и содержания, не позволяющих ей занять достойное место в мировом образовательном пространстве. 
     Состояние дошкольного воспитания и обучения свидетельствует о низком охвате детскими садами детей в возрасте от одного года до шести лет (20,8%). Обязательную программу предшколы получают только 53,8% пяти-шестилетних детей.
     В действующих детских садах морально и физически устарели мебель, спортивный инвентарь, библиотечный фонд, игрушки, детские книги, наглядные средства обучения, что снижает качество предоставляемых услуг.
     В функционирующих 105 общеобразовательных школах, где обучаются 86543 детей, содержание образования остается фактологическим и не ориентировано на подготовку выпускников к компетентному, ответственному и творческому участию в жизни общества. Государственные образовательные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30% старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям. Из-за отсутствия в обучении компетентностного подхода, ориентированного на индивидуальность ученика, 70% будущих выпускников обладают низкой самооценкой и не подготовлены к самостоятельности в жизни. Кроме того, в условиях недостаточной профилизации обучения на старшей ступени выпускники школ остаются невостребованными на рынке труда. 
     Особую тревогу вызывает качество знаний по предметам естественно-математического цикла.
     Итоги единого национального тестирования (ЕНТ) 2004 года, в котором приняли участие 90,2% выпускников текущего года, показывают, что 35,6% выпускников не набрали порогового уровня в 40 баллов из 120 возможных, лишь 0,2% учащихся подтвердили отличные оценки, набрав 101-120 баллов.
     Вместе с тем, эксплуатация устаревших и отсутствие современных учебной мебели и оборудования, спортивного инвентаря (особенно в сельских школах) не позволяют выполнять в полном объеме требования Государственного общеобязательного стандарта образования и негативно сказываются на состоянии здоровья детей и подростков. Почти каждая восьмая школа области не имеет предметных кабинетов: химии, физики, биологии, математики и др., специализированных лабораторий и спортивных залов.
     В аварийных зданиях обучаются учащиеся 2-х школ. 23,8% школ размещены в приспособленных помещениях. Нуждаются в капитальном ремонте 39 школ. Типовые здания имеют лишь 80,9% школ. 
     В настоящее время из 105 школ области 76 (72,3%) - с казахским языком обучения. Из года в год увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 1994 году из общего количества школьников на государственном языке обучалось 66%, то в настоящее время - 83%. За последние годы их количество увеличилось на 30027 человек. 
     В области действуют 17 (16%) малокомплектных общеобразовательных школ (МКШ). В них обучаются 2350 детей, работают 357 учителей. Ввиду отдаленности школ от мест проживания организован подвоз 3437 детей. 
     Динамика развития сети МКШ за последние 3 года показывает, что идет постоянное увеличение контингента учащихся МКШ. 
     Потребность в педагогических кадрах МКШ составляет 44 человека.
     Не реализуются в должной мере права детей с ограниченными возможностями на полноценное образование и творческое развитие. В настоящее время из более 1023 детей с ограниченными возможностями только 518 охвачены специальным образованием в специальных коррекционных организациях. 
     Нуждаются в совершенствовании и обновлении нормативная правовая и программно-методическая база специального образования, система подготовки и переподготовки педагогических кадров для коррекционных учреждений.
     Для оказания государственной поддержки нуждающимся детям в области действуют 3 интернатных учреждений, 4 пришкольных интерната, где содержатся за счет государства около 697 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с девиантным поведением, из малообеспеченных и многодетных семей, дети, проживающие в отдаленных от школы селах.
     В соответствии с Законом Республики Казахстан "О детских деревнях семейного типа и домах юношества" намечается открытие детской деревни семейного типа, где условия жизни будут приближены к семейным. 
     Получает развитие патронатная форма воспитания.
     В системе дополнительного образования, являющегося неотъемлемой частью единого образовательного процесса, значительно сократилось количество внешкольных организаций: с 31 единицы в 1991 году до 16 в 2003 году.
     Систему технического и профессионального образования области представляют 19 учебных заведения, в том числе: 5 профессиональных школ (лицеев) и 14 колледжей с общим контингентом обучающихся 14023 чел. Увеличение сети учебных заведений произошло за счет развития частного сектора профессионального образования, включая частные колледжи - 7, и открытия в 2004-2005 учебном году профессиональной школы в Бейнеу, филиала Мангистауского политехнического колледжа в п. Баутино Тупкараганского района.
     Наблюдается тенденция роста диспропорции в подготовке специалистов по отраслям экономики и по уровням образования. Количество подготавливаемых специалистов технического и обслуживающего труда в расчете на 10 тысяч населения значительно ниже, чем в сфере высшего образования, и составляет в колледжах - 162 учащихся, в профессиональных школах - 66 учащихся, в то время как в вузах - 403 студента.
     Произошло перераспределение подготовки специалистов технического и обслуживающего труда по секторам экономики: наблюдается увеличение подготовки специалистов для сферы обслуживания и непроизводственного сектора, в то время как потребность в технических, строительных и сельскохозяйственных специальностях остается неудовлетворенной.
     Работодатели и другие социальные партнеры слабо задействованы в процессе организации профессионального обучения и подготовки специалистов. Нет механизма привлечения средств частного сектора экономики в организацию профессионального образования и подготовки кадров.
     Обеспечение качества профессионального образования зависит от объемов финансирования учебных заведений начального и среднего профессионального образования. 
     Выделенные финансовые средства расходуются, в основном, на выплату заработной платы и социального налога - 54%, на питание, обмундирование и стипендию - 31%, коммунальные услуги - (0,8-3)%, содержание и обслуживание - 5%. 
     На обновление учебно-материальной базы, организацию производственного обучения (приобретение учебных материалов и инструментов) и на переподготовку и повышение квалификации инженерно-педагогических кадров финансовые средства не выделяются.
     Структура управления и учебно-методического обеспечения учебных заведений профессионального образования и подготовки кадров на областном уровне не была укреплена с момента передачи функций управления и финансирования этих учебных заведений местным представительным и исполнительным органам власти в 1996 году.
     Образовательные программы технического и профессионального образования по уровням квалификации не соответствуют принципам, указанным в Рекомендациях о техническом и профессиональном образовании (ЮНЕСКО 2001 года), критериям программ Международной стандартной классификации образования (МСКО 2003 года).

     Развитие и применение информационных и коммуникационных технологий (далее  -  ИКТ) в сфере образования значительно отстает от реальных потребностей. 

     Обеспеченность компьютерной техникой составляет в среднем 45 учащихся на один компьютер, по республике 54 учащихся на один компьютер, в то время как в развитых странах этот показатель равен 4-5 учащихся на 1 компьютер. Данный показатель в профессиональных школах (лицеях) и колледжах на сегодняшний день составляет 27 и 23 учащихся на один компьютер соответственно.
     Подключены к Интернет 77,2% школ, 50% организаций начального профессионального, 85,7% - среднего профессионального образования. 
     Улучшение экономической ситуации страны в начале нового столетия, в целом, позитивно отразилось на системе образования: возобновилось строительство новых школ, расширяется сеть школ с казахским и родными языками обучения, увеличивается число инновационных организаций образования; восстанавливаются детские сады; выделяются средства на укрепление материально-технической базы школ, возрождается индустрия школьного образования; используются новые учебные программы, печатные и электронные учебники и учебно-методические пособия. Обеспеченность компьютерной техникой по республике, по данным ЮНЕСКО, является одной из самых высоких среди стран СНГ. Создаются экспериментальные программы дистанционного обучения. Внедряется система независимой внешней оценки учебных достижений: единое национальное тестирование (ЕНТ). Однако принимаемых мер недостаточно для коренного изменения состояния системы образования и для устранения отставания системы от потребностей рыночной экономики и открытого гражданского общества, критериев равноправного интегрирования в мировое пространство. 
     Основными причинами создавшейся в системе образования ситуации стали:
     преобладание субъективности в конечной оценке качества образования, отсутствие должной мотивации к внедрению объективной системы оценки качества обучения и воспитания;
     недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям, приверженность к устаревшим принципам содержания и структуры образования;
     недостаточность материального стимулирования педагогического труда;
     недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных и культурных ценностей народов Казахстана;
     отсутствие достаточного финансирования на укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений, школ, внешкольных и специальных организаций, организаций начального и среднего профессионального образования, переподготовку и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров;
     несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного, физкультурного, игрового оборудования, учебной и методической литературы современным требованиям;
     отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза спроса и предложения на рынке образовательных услуг;
     несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней многоуровневого и непрерывного образования, механизма их мониторинга;
     отсутствие механизмов привлечения работодателей и других социальных партнеров в процесс организации профессионального обучения и подготовки специалистов;
     несовершенство структуры управления и учебно-методического обеспечения организаций начального и среднего профессионального образования; 
     недостаточная разработанность инструментариев, методик и технологий в оценочной деятельности в образовательной сфере;
     отсутствие научных исследований по оценочным средствам, в том числе в области сравнительной педагогики;
     отсутствие единой информационной инфраструктуры системы образования, включающей в себя систему управления образованием.
     Сложившаяся ситуация в области образования требует принятия мер по преодолению негативных явлений, кардинальным организационным, структурным преобразованиям, обновлению содержания образования и совершенствованию качества обучения и воспитания детей, подготовке специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.

 
3. Цель и задачи Программы

     Цель: Модернизация национальной модели многоуровневого непрерывного образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для интегрирования в мировое образовательное пространство и удовлетворения потребности личности и общества, основанного на знаниях.
     Задачи: 
     совершенствование нормативной правовой базы функционирования национальной модели образования на основе дальнейшей демократизации управления образованием;
     развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей;
     обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций и мирового опыта;
     интеграция в мировое образовательное пространство;
     создание национальной системы оценки качества образования;
     формирование единой образовательной информационной среды;
     совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса;
     укрепление материально-технической базы системы образования;
     интеграция образования, науки и производства;
     создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;
     совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, повышение социального статуса педагогических работников;
     обеспечение баланса государственного, общественного и личностного интересов в системе многоуровневого непрерывного образования.  

 
4. Основные направления и механизм реализации Программы

     Для реализации поставленных задач необходимо:
     трансформировать содержание образования от знание центристского к компетентностному, ориентированному на результат;
     привести материально-техническую базу, предметно-пространственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитательного процесса;
     усилить языковую, информационную, экологическую, экономическую и правовую подготовку обучающихся;
     усовершенствовать структуру и содержание профессиональных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней образования;
     обеспечить преемственность уровней образования по содержанию и продолжительности обучения.
     Дошкольное воспитание и обучение
     Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий развивающую среду для полноценного формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
     Право детей на дошкольное обучение и воспитание обеспечивается сетью дошкольных организаций, а также Домами ребенка, дошкольными группами детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольными группами во внешкольных организациях и комплексами "школа-детский сад". 
     Организованное воспитание и обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных коррекционных дошкольных организациях и группах, комплексах "школа - детский сад". 
     Цель: обеспечение равных стартовых возможностей детей в получении образования путем последовательного увеличения охвата детей дошкольными образовательными, оздоровительными и коррекционными программами,   формирование полнокровного дошкольного образования и восстановление сети детских садов, особенно на селе.
     Задачи: 
     ранний охват дошкольными организациями всех детей независимо от социального положения и места проживания;
     совершенствование структуры управления и методического обеспечения дошкольных организаций;
     создание условий для разностороннего развития ребенка, приобретения им основ личностной культуры, соответствующих общенациональным духовным ценностям;
     обеспечение полного охвата пятилетних детей предшкольной подготовкой;
     достижение согласованности обучающих программ дошкольного и начального образования, обеспечение оптимальной нагрузки на ребенка с целью защиты его от переутомления, укрепления здоровья, приобщения к ценностям здорового образа жизни;
     формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью; 
     развитие системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями; 
     обеспечение взаимодействия детского сада с семьей в осуществлении полноценного развития и воспитания детей, защите их прав, повышении правовой и психолого-педагогической культуры родителей;
     создание системы разработки, апробации и психолого-педагогической экспертизы дошкольных учебно-методических пособий, игрушек, игрового оборудования.
     Для более полного охвата детей дошкольным воспитанием будут функционировать дошкольные организации разных форм собственности: государственные и частные. В целях поддержки работающих матерей крупными промышленными предприятиями, фермерскими хозяйствами, национальными компаниями будут открываться детские сады.
     Содержание дошкольного воспитания и обучения будет направлено на создание общего благоприятного фона для интеллектуального и эмоционального развития детей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья.
     Среднее образование
     Среднее образование обязательно и функционирует как базовое звено целостной непрерывной системы образования страны.
     Право граждан на среднее образование обеспечивается сетью общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учебными заведениями технического и профессионального образования. По особым условиям обучения школы подразделяются на школы - интернаты, школы для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями в развитии и обучении и т.д.
     Внешкольные учреждения входят в систему среднего образования, обеспечивая дополнительное образование и воспитание детей.
     Цель: формирование личности, способной на основе полученных предметных знаний, умений и социальных компетенций свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться, самостоятельно мотивировать и организовывать собственную жизнедеятельность, выбор профессии и продолжение образования; принимать правильные, нравственно-ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира; обеспечение равных возможностей детей в получении среднего образования 
     Задачи:
     воспитание гражданственности, казахстанского патриотизма, толерантности, высокой культуры, уважения к правам и свободам человека, к государственному языку и государственным символам, к традициям, культуре и языкам народов Казахстана; 
     развитие интеллектуального, духовного и физического потенциала учащихся;
     воспитание ценностного отношения к родной земле, к природе;
     воспитание функциональной грамотности, мотивации к получению качественного образования и самостоятельному творческому труду;
     создание условий для освоения образовательных программ, получения профессионально-технических навыков, умения общаться и получать знания на государственном, родном и иностранном языках с целью обеспечения профессиональной компетентности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда;
     устранение влияния субъективных факторов на конечную оценку учебных достижений учащихся
     внедрение и развитие здоровье сберегающих и информационных технологий, совершенствование учебно-методических фондов библиотек; 
     повышение мотивации учителей к творчеству, постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства; 
     вариативность содержания образования с учетом интересов и способностей учащихся;
     развитие сети внешкольных организаций образования;
     создание дополнительных условий для реализации творческих возможностей детей и решения проблем их занятости в свободное от учебы время; снижение числа детей с асоциальным поведением;
     профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
     Содержание среднего образования будет приводиться в соответствие с динамичными запросами общества по формированию базовых компетенций; будет продолжаться работа по повышению приоритетности государственного языка как основы полиязычного образования, обеспечения его востребованности. Предусматривается совершенствование форм и методов, способствующих повышению качества преподавания государственного, родных и иностранных языков.
     Для полноценного и качественного проведения учебного процесса в малокомплектных школах совмещенные классы основного и старшего звена будут постепенно сокращаться. Будет расширяться сеть школ-интернатов. Планируется строительство новых школ-интернатов в сельской местности для детей из малокомплектных школ. 
     В целях интеграции казахстанской системы образования в мировое образовательное пространство будет осуществлен переход на 12-летнее среднее образование, предусматривающее введение профильного обучения учащихся на старшей ступени.
     12-летнее среднее образование будет реализовываться на трех ступенях, завершающихся независимым внешним контролем .  
     I-ая ступень - начальное общее образование, продолжительность обучения - 4 года, 1-4 классы. Начало обучения - с 6 лет. Основная задача начальной школы - обеспечить становление личности ребенка, выявить и развить его индивидуальные способности, научить учиться. Содержание образования будет обогащено ранним (со 2-го класса) изучением иностранного языка и основ информатики.
     Обучение и воспитание на I-ой ступени ориентируются на формирование положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, элементарного опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни для последующего освоения образовательных программ основной школы.
     II-ая ступень - основное общее образование, продолжительность обучения - 6 лет, 5-10 классы. Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является освоение учащимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается в объеме основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору, вводится предпрофильная подготовка.
     После завершения II-ой ступени выявляются способности и уровень подготовки учащихся для выбора дальнейшего профиля и формы обучения на III-ей ступени среднего образования. 
     III-я ступень - среднее общее образование, профильное обучение, продолжительность обучения - 2 года, 11-12 классы. 
     Принципиально новый подход к построению III ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования. Приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени является введение профильного обучения по социально-гуманитарному, естественнонаучному, техническому и другим направлениям для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся, с учетом особенностей их индивидуальных образовательных траекторий. 
     Учащимся III-ей ступени предоставляется возможность выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития их индивидуальных способностей. Обеспечивается переход от установки на приобретение знаний к овладению систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, стремлению самостоятельно расширять и углублять их.
     Освоение образовательных программ среднего образования завершается Единым национальным тестированием. 
     Совершенствование содержания образования будет проводиться путем внедрения нового Национального стандарта среднего образования, устанавливающего систему национальных целей образования в виде базовых компетенций выпускников, ориентированного на результат и регулирующего "выход" через конкретизацию системы ожидаемых результатов обучения.
     В целях эффективной реализации Национального стандарта среднего образования и достижения соответствия современным требованиям будут укрепляться материально-техническая база школ, обновляться и оснащаться оборудованием предметные кабинеты.
     Будут совершенствоваться формы и методы работы с одаренными детьми, ориентированные на дальнейшее развитие процесса формирования интеллектуального потенциала Республики Казахстан, развиваться сотрудничество с международными, неправительственными организациями. Для популяризации инженерно-технических специальностей на базе ведущих вузов страны предусматривается создание заочных школ для одаренных детей в области естественно-математических наук.
     Для полноценного обеспечения детей дополнительным общим образованием и воспитанием предусматривается расширение сети и усовершенствование деятельности внешкольных организаций: Дворцов, Домов, Центров, комплексов, студий детского и юношеского творчества, станций и баз юных техников, туристов, натуралистов, детских музыкальных, спортивных школ, школ искусств, клубов по интересам, спортивных, оздоровительных, туристических лагерей и др.
     Техническое и профессиональное образование  является составной частью системы среднего образования и средством подготовки человека к профессиональной деятельности и эффективному участию в мире труда. 
     Основным направлением деятельности организаций технического и профессионального образования является создание достаточных и необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.
     Цель: удовлетворение потребностей общества и экономики страны в квалифицированных кадрах и специалистах технического и обслуживающего труда с учетом индивидуальных особенностей личности и отдельных социальных групп.
     Задачи:  
     развитие многопрофильной и многофункциональной сети учебных заведений технического и профессионального образования; 
     обеспечение доступности и повышение заинтересованности населения в получении качественного технического и профессионального образования;
     совершенствование структуры и содержания учебных заведений и образовательных программ технического и профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей и рынка труда; 
     создание системы независимой оценки качества профессиональной подготовленности обучающихся, подтверждения и присвоения квалификации;
     развитие социального партнерства в организации профессиональной подготовки кадров, в том числе по укреплению учебно-материальной базы, организаций профессиональной практики обучающихся и их трудоустройства;
     развитие учебно-материальной базы, поэтапная информатизация и программное обеспечение процесса обучения в учебных заведениях профессионального образования и подготовки кадров;
     создание эффективных механизмов финансирования подготовки квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда.
     По характеру и сложности реализуемых профессиональных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда подразделяется: 
     1) техническое и профессиональное образование первой ступени, предусматривающее овладение умениями и навыками выполнения работ по несложным массовым профессиям технического и обслуживающего труда, не требующим углубленной теоретической и профессиональной подготовки. 
     Содержание образовательных программ первой ступени предусматривает изучение интегрированных курсов по общеобразовательным, социально-экономическим предметам, являющимся профилирующими для успешного освоения образовательных программ по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и приобретения профессиональных навыков.   По завершении обучения присваивается достигнутый уровень профессиональной квалификации разряд, (класс, категория) по конкретной профессии. Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет 2 года.
     2) техническое и профессиональное образование второй ступени, предусматривающее овладение более сложными (смежными) специальностями и практическими навыками выполнения работ технического и обслуживающего труда во всех отраслях экономики, связанных с высокими технологиями и профессиональной деятельностью.
     Содержание образовательных программ данной ступени предусматривает изучение общегуманитарных, экономических, общепрофессиональных, специальных дисциплин и выполнение практических работ по приобретению и закреплению профессиональных навыков. По завершении обучения присваивается повышенный уровень профессиональной квалификации по конкретной специальности (техник-механик, техник-электрик, техник-технолог, техник-строитель и т.д.). Продолжительность обучения на базе основного общего образования составляет 3 года.
     Реализация образовательных программ специальностей культуры и искусства осуществляется с учетом принципа ранней профессионализации и особенностей содержания профессиональных программ.
     Образовательные программы технического и профессионального образования для лиц, имеющих среднее общее образование, предусматривает изучение общепрофессиональных, экономических и специальных дисциплин, определяющих будущую профессиональную деятельность по избранной специальности. Продолжительность обучения зависит от сложности профессиональных программ и уровня присваиваемой квалификации.
Послесреднее профессиональное образование
     Послесреднее профессиональное образование охватывает профессиональные образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, обслуживающего и управленческого труда в области экономики, права, образования, социологии, психологии, медицины и информационных технологий и реализуется только на базе среднего общего образования. Продолжительность обучения (кроме специальностей образования и медицины) - 2 года, на базе технического и профессионального - не менее 1 года.
     Цель: удовлетворение потребностей общества и экономики в квалифицированных специалистах среднего звена управленческого и обслуживающего труда в соответствии с требованиями социально-экономического развития страны.
      Задачи:
создание нормативной правовой и учебно-методической базы, обеспечение деятельности учебных заведений послесреднего профессионального образования;
     обеспечение условий доступности и выбора различных уровней профессионального образования с учетом потребностей общества, экономики и граждан на базе среднего образования; 
     совершенствование содержания образовательных программ, послесреднего профессионального образования на основе внедрения кредитной технологии обучения;
     обеспечение качества   подготовки специалистов среднего звена с повышенным уровнем квалификации управленческого и обслуживающего труда в соответствии с потребностями работодателей;
введение   механизма распределения государственного заказа на подготовку специалистов среднего звена обслуживающего и управленческого труда.
     Содержание образовательных программ данной ступени предусматривает изучение наряду с профессиональными, ассоциированных образовательных программ, включающих социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, интегрированные с образовательными программами 1-2 курсов бакалавриата высших учебных заведений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров

     В области подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предполагаются:
     восстановление и дальнейшее развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров вузов на базе ведущих университетов;
     совершенствование работы областного института усовершенствования учителей, районных методических кабинетов;
     переподготовка учителей-предметников по сокращенным образовательным программам второй специальности, в том числе по государственному, иностранным и родным языкам, информатике, психологии;
     введение для будущих учителей педагогической стажировки от трех месяцев до одного года с независимой профессиональной оценкой уровня их   подготовки;
     увеличение государственного заказа на подготовку специалистов по педагогическим специальностям для работы в 12-летней школе и организациях дошкольного, специального, дополнительного общего и профессионального образования;
     разработка новой системы аттестации и переаттестации педагогов и руководителей, сертификации педагогической деятельности учителя;
     совершенствование механизмов стимулирования труда и закрепления педагогов на местах;
     осуществление переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей организаций образования с учетом нового содержания образования, изменения технологий обучения и методик преподавания;
     осуществление подготовки руководителей организаций образования по программам менеджмента в образовании.
     При подготовке педагогических кадров для дошкольных организаций будет предусмотрена возможность дополнительной специализации: педагогика-психология работы с детьми дошкольного возраста, менеджмент дошкольного образования, иностранный язык для детей дошкольного возраста, педагогика дополнительного образования. 
     Образовательные программы будут ориентированы на подготовку полиязычного учителя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения.

Информатизация образования

     Основными направлениями реализации блока информатизации являются:
     дальнейшая компьютеризация организаций среднего образования для достижения мировых показателей обеспеченности компьютерной техникой;
     подключение к сети Интернет организаций среднего образования;
     разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования; 
     создание образовательных информационных ресурсных центров в областном и районных центрах, соединение областного центра в образовательный портал министерства;
     обеспечение организаций среднего образования электронными учебными изданиями в соответствии с образовательными программами;
     внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования.
     Реализация указанных направлений обеспечит повышение уровня качества образования за счет внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс и принятия управленческих решений на основе достоверных данных мониторинга и анализа состояния образования.

Национальная система оценки качества образования

     Для реализации задач национальной системы оценки качества образования (далее - НСОКО) будут:
     внедрены процедуры внутренней и внешней оценки качества образования, учебных достижений обучающихся;
     создана инфраструктура, осуществляющая оценку качества образования;
     повышены квалификационные требования к руководящим должностям организаций образования.
     Для внешней оценки организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации, ранжирования, централизованного тестирования и прямых мониторинговых исследований.
     Внутренняя оценка предусматривается в форме самооценки (самоаттестации), текущего контроля успеваемости, оценки образовательных достижений обучающихся, осуществляемых в организациях образования.
     Централизованное тестирование обучающихся будет проводиться на базе стандартизированных заданий, разрабатываемых в соответствии с государственными общеобязательными стандартами всех уровней образования. 
     Государственный контроль образовательных достижений обучающихся в форме централизованного тестирования будет проводиться при завершении каждой ступени среднего общего образования (4 класс, 9 (10) класс, 11 (12) класс), на выпускных курсах колледжей и высших учебных заведений.
     В области будет пункт Республиканского центра подтверждения и присвоения квалификации (РЦППК), и он будет проводить независимую оценку профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда.

 
5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования

Для создания условий перехода на новую модель казахстанского образования, в первую очередь, необходимо укрепление экономического базиса. Общая сумма дополнительных расходов, необходимых для реализации Программы: 

                                                     (млн. тенге)  

  

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

Республиканский бюджет

632,523

268,624

269,643

 

 

 

 

Местный бюджет

693,242

791,826

838,010

 

 

 

 

     Объемы выделяемых на реализацию Программы средств будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.

 

6. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы Программы

     Программа будет реализовываться поэтапно.
     Первый этап (2005-2007 годы)  Будет создана унифицированная система управления образованием.
     Расширится сеть дошкольных организаций за счет возврата, строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования. Реструктуризация сельских школ как полифункциональной организации образования с целью создания в них комплексов "школа-детский сад"
     В системе специального образования:
     расширится охват детей с ограниченными возможностями;
     сохранится и расширится сеть специальных коррекционных организаций образования;
     будет создана единая форма учета детей с ограниченными возможностями;
     расширится доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.
     В системе дополнительного образования:
     увеличится занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время; 
     увеличится участие школьников в объединениях по интересам;
     снизится число детей с асоциальным поведением.
     В среднем образовании будут:
     созданы организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
     создана система внешней текущей и итоговой оценки;
     изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного "получателя" знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса; 
     усовершенствована методическая служба путем восстановления методических кабинетов при районных отделах образования;
     внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения.
     Ежегодно будут проходить повышение квалификации 1,6 тысячи педагогов.
     За счет средств республиканского бюджета будет осуществляться строительства сельских школ. Для строительства средних школ будут привлечены средства инвесторов.
     Будут ремонтироваться объекты образования и обеспечиваться лингафонными и мультимедийными кабинетами.
     Коррекционные организации образования будут обеспечены специальными техническими и компенсаторными средствами для обучения детей-инвалидов. 
     Увеличение сети внешкольных организаций поможет решить проблему занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время и снизить число детей и подростков с асоциальным поведением.
     В профессиональном образовании: 
     будет создана нормативная правовая основа привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров;
     повысятся доступность и престиж профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда и общества;
     укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса, повысится эффективность сотрудничества субъектов социального партнерства;
     будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература, средства обучения, соответствующие современным требованиям работодателей и ГОСО; 
     расширится применение ИКТ в образовательном процессе;
     количество компьютеров в учебных заведениях технического и профессионального образования будет доведено до соотношения 25 учащихся на 1 компьютер;
     будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки (включая развитие целевой контрактной подготовки), формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;
     будет укреплена материально-техническая база государственных учебных заведений технического и профессионального образования;
     В результате выполнения блока информатизации Программы будут созданы основы единой образовательной информационной среды, которая позволит:
     сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования; 
     создать на основе единой транспортной среды отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования;
     повысить качество обучения в организациях образования, включая сельские школы, путем организации доступа данных учреждений к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых ИКТ для каждой организации образования;
     подключить к Интернет к 2007 году 79,1 % школ области;
     довести количество компьютеров в школах к концу 2007 года до соотношения - 1 компьютер на 35 учащихся;
     внедрить в учебный процесс современные электронные учебные издания, приобретать ЭУИ по основным предметам общеобразовательной школы и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;
     создать информационные ресурсные центры образования в области;
     создать систему методической поддержки преподавателей образовательных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров области новых ИКТ.
     Будут созданы объективные инструменты внешней и внутренней оценки качества образования, внедрено периодическое ранжирование организаций образования.  

     Второй этап (2008-2010 годы)
     Начнется полномасштабная реализация Программы, ее корректировка с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и социально-экономических условий в стране.
     За счет постепенного перехода от общедоступности всех форм дошкольного воспитания и обучения к обязательному дошкольному образованию детей, начиная с 3-х летнего возраста, завершится охват всех детей дошкольным воспитанием. Возросший потенциал и ресурсы системы дошкольного воспитания и обучения будут эффективно и рационально использоваться для реализации программ раннего образования детей. 
     Будут достигнуты следующие результаты:
     осуществлены полный переход на 12-летнее среднее образование и на подготовку высококвалифицированных кадров по бакалаврским, магистерским, докторским программам и кредитную технологию обучения;
     разработаны Национальные стандарты образования, ориентированные на результат;
     изменены структура и содержание профессиональных образовательных программ;
     создана достаточная сеть и усовершенствованы модели организаций начального и среднего профессионального образования.
     Будут созданы равные возможности для получения образования детьми с проблемами в развитии, их социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки и интеграции в общество; решены проблемы занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время, созданы условия для реализации творческих возможностей детей и формирования духовно богатой, физически здоровой, социокультурной личности. 
     Будет организована система открытого образования, включая интерактивные дистанционные технологии обучения для организаций образования различного уровня и системы переподготовки и повышения квалификации кадров.
     К концу 2010 года число компьютеров в школах будет доведено до соотношения 1 компьютер на 20 учащихся. 
     В результате реализации Региональной программы развития образования в области до 2010 года будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире.

    

6. План мероприятий на 2005-2007 годы по реализации Региональной программы развития образования в Мангистауской области на 2005-2010 годы  

N п/п

Мероприятия

Форма завершения

Ответственные- исполнители

Срок исполнения

Предполагаемые расходы   млн.тенге*

Источник финансиро-вания

1

2

3

4

5

6

7

1. Дошкольное воспитание и обучение

1.

Разработать План мероприятий по поддержке дошкольного воспитания и обучения в области

Проект постановления акимата области

Департамент образования, акимы городов и районов

ІІІ квартал 

2006 года

Не требует бюджетного финансирования

2.

Обеспечить создание дошкольных мини-центров на базе организаций образования

Решения акимов городов и районов

Департамент образования, акимы городов и районов

Ежегодно

В пределах текущих расходов

Местные бюджеты, частные инвестиции

2. Среднее общее образование

3.

Разработать План мероприятий по переходу на 12-летнее среднее общее образование

Проект постановления акимата области

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал                      2005 года

Не требует бюджетного финансирования

4.

Приобрести и доставить учебники и учебно-методические пособия для организаций среднего образования

Приказ директора департамента образования, решение акима области

Департамент образования, акимы городов и районов

III квартал ежегодно

22,0         2005г.-5,0
2006г.-8,0
2007г.- 9,0  

Республиканский бюджет

Местный бюджет

252,0    2005г.- 84,0 2006г.-84,0 2007г.-84,0

5.

Разработать План мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями в развитии

Проект постановления акимата области

Департамент образования, акимы городов и районов

ІІІ квартал,                   2006 года

Не требует бюджетного финансирования

6.

Обеспечить выделение целевых трансфертов на содержание типовых штатов государственных учреждений среднего общего образования

Приказ директора департамента образования

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал,                           ежегодно

211,127        2005г.-32,950
2006г.-69,195 2007г.-108,982

Республиканский бюджет

7.

Обеспечить выделение целевых трансфертов на содержание вновь вводимых объектов образования

Приказ директора департамента образования

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал,                           ежегодно

180,310

2005г.-17,757 2006г.-59,677  2007г.-102,876

Республиканский бюджет

3. Педагогические кадры

8.

Разработать план подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на 2005-2007 годы с учетом перехода на 12-летнее среднее образование

Приказ директора департамента образования

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал,                                2005 года

Не требует бюджетного финансирования

9.

Организовать переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров организаций среднего образования, повышение квалификации преподавателей

Информация в областной акимат

Департамент образования, акимы городов и районов

10 июля,                         ежегодно

9,0            2005г.-3,0 
2006г.-3,0 
2007г.-3,0                        

Республиканский бюджет

4. Информатизация образования

10.

Приобрести компьютерную технику для организаций среднего общего образования. Разработать, закупить и тиражировать электронные учебные издания в соответствии со стандар-тами образования Республики Казахс-тан для всех уровней образования на казахском и русском языках

Информация в областной акимат

Департамент образования, акимы городов и районов

10 июля,                          ежегодно

167,020                       2005г.-57,464 2006г.-65,023 2007г.-44,533                        

Местный       бюджет

11.

Обеспечить подключение к сети Интернет организаций среднего общего образования и оплату трафика.

Информация в областной акимат

Департамент образования, акимы городов и районов

10 июля,                          ежегодно

20,723        2005г.-6,322 2006г.-7,136 2007г.-7,265  

Республиканский бюджет

12.

Обеспечить  функционирование в системе образования технологии дистанционного обучения

Информация в областной акимат

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал, 

        ежегодно 

В пределах текущих расходов

Местный бюджет

5. Национальная система оценки качества образования

13.

Обеспечить проведение государственной аттестации организаций образования на местном уровне

Информация в областной акимат

Департамент образования, акимы городов и районов

10 января,                   2006-2007 годы

В пределах выделяемых средств

Местный бюджет

14.

Обеспечить проведение единого национального тестирования

Информация в областной акимат

Департамент образования, акимы городов и районов

10 июля,                       ежегодно

В пределах выделяемых средств

Республиканский бюджет

6.Укрепление и формирование материально-технической базы

15.

Обеспечить укрепление материально-технической базы государственных организаций дошкольного и среднего общего образования, в том числе приобретение лингафонных и мультимедийных кабинетов

Решение акима области

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал, ежегодно

107,633      2005г.-74,121  2006г.-16,735 2007г.-16,777

Республиканский бюджет

Местный бюджет

519,6        2005г.- 123,717 2006г.-118,984 2007г.-276,962

16.

Осуществить строительство и реконструкцию объектов среднего общего образования

Приказ директора департамента образования

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал, ежегодно

554,0        2005г.-468,0
2006г.-86,0    2007г.-0

836,24        2005г.-197,5
2006г.-360,0
2007г.-278,74

Республиканский бюджет

Местный бюджет

17.

Обеспечить капитальный ремонт объектов дошкольного и среднего общего образования

Решение акима области

Департамент образования, акимы городов и районов

I квартал, ежегодно

516,15         2005г.-212,561 2006г.-153,819 2007г.-149,772

Местный

бюджет

18.

Обеспечить укрепление материально-технической базы среднего и начального профессионального образования

Решение акима области

Департамент образования, акимы городов и районов

ІІІ квартал, ежегодно

53,643
2005г.-17,881 2006г.-17,881 2007г.-17,881

Республиканский бюджет

Местный бюджет

34,0    2005г.- 20,0 2006г.-10,0 2007г.-4,0

19.

Обеспечить техническими и компен-саторными средствами организаций образования, осуществляющие обучение детей с ограниченными возможностями в развитии

Приказ директора департамента образования,  решение акима области

Департамент образования, акимы городов и районов

ІІІ квартал, ежегодно

12,354       2005г.-7,492 2006г.-1,000 2007г.-3,862                        

Республиканский бюджет 

  

ИТОГО:

2005- 2007 годы

1170,790
2005г. -632,523
2006г. -268,624
2007г. -269,643

2323,078
2005г. -693,242
2006г. -791,826
2007г. -838,010

Республиканский бюджет          Местный бюджет

      *  Примечание: объемы финансирования мероприятий будут уточняться при планировании республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.