Об утверждении профессионального стандарта "Наземное обслуживание"

Утративший силу

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 20 ноября 2013 года № 912. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 декабря 2013 года № 8990. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 853.

      Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 09.12.2016 г. № 853 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Наземное обслуживание».
      2. Департаменту кадровой и административной работы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Хасенов Е.Е.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в информационно-правовую систему «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      4) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Жумагалиев

      «СОГЛАСОВАН»:
      И.о. Министра труда и социальной
      защиты населения
      Республики Казахстан
      ___________ К. Абсаттаров
      4 ноября 2013 года

Утвержден приказом        
Министра транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан      
от 20 ноября 2013 года № 912  

Профессиональный стандарт
«Наземное обслуживание»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Наземное обслуживание» (далее – ПС) определяет в области профессиональной деятельности «Услуги в области воздушного транспорта» требования к уровню квалификации, компетенции, содержанию, качеству и условиям труда и предназначен для:
      1) регулирования взаимодействия трудовой сферы и сферы профессионального образования;
      2) регламентации требований для разработки программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
      3) регламентации требований для оценки компетенций работников при аттестации и сертификации персонала.
      2. Основными пользователями ПС являются:
      1) выпускники организаций образования, работники;
      2) руководители организаций, руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;
      3) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные программы;
      4) специалисты в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов.
      3. На основе ПС разрабатываются квалификационные характеристики, должностные инструкции, типовые учебные программы, типовые учебные планы, корпоративные стандарты организаций.
      4. В настоящем ПС применяются следующие термины и определения:
      1) квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
      2) квалификационный уровень – совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      3) предмет труда – предмет, на который направлены действия работника с целью создания продукта при помощи определенных средств труда;
      4) средства труда – средства, используемые работником для преобразования предмета труда из исходного состояния в продукт;
      5) вид трудовой деятельности – составная часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      6) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
      7) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      8) единица профессионального стандарта – структурный элемент ПС, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
      9) профессия – род трудовой деятельности, который требует владения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы;
      10) компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;
      11) должность – структурная единица работодателя, на которую возложен круг должностных полномочий и должностных обязанностей;
      12) задача – совокупность действий, связанных с реализацией трудовой функции и достижением результата с использованием конкретных предметов и средств труда;
      13) отрасль – совокупность организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих;
      14) отраслевая рамка квалификаций (далее - ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      15) национальная рамка квалификаций (далее - НРК) – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      16) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и задач, выполняемых работником определенного вида деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Паспорт ПС

      5. Паспорт ПС определяет следующее:
      1) вид экономической деятельности (область профессиональной деятельности):
      Общий классификатор видов экономической деятельности (далее - ГК РК 03-2007) «52.23 Услуги в области воздушного транспорта»;
      2) основная цель вида экономической (области профессиональной) деятельности:
      обеспечение деятельности, относящейся к перевозкам воздушным транспортом, обеспечение деятельности, связанной с наземным обслуживанием на аэродромах;
      3) виды трудовой деятельности (профессии) по квалификационным уровням согласно приложению 1 к настоящему ПС.

3. Карточки видов трудовой деятельности (профессий)

Параграф 1 «Специалист по обслуживанию пассажиров»

      6. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 4, по ОРК – 4;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 4221 «Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок»;
      3) возможные наименования должности (профессии): агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок, агент по приему заказов на билеты;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление субъектом процесса сервисного обслуживания пассажиров;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 1 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста по обслуживанию пассажиров» приложения 2 к настоящему ПС.

Параграф 2 «Специалист по наземному обслуживанию воздушного судна»

      7. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 4, по ОРК – 4;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 3145 «Техник аэродромной службы»;
      3) возможные наименования должности (профессии): техник аэродромной службы;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление субъектом процесса сервисного обслуживания воздушного судна;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 2 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы специалиста по наземному обслуживанию воздушного судна» приложения 2 к настоящему ПС.

Параграф 3 «Начальник смены по наземному обслуживанию
воздушного судна»

      8. Карточка вида трудовой деятельности (профессии) содержит:
      1) квалификационный уровень: по НРК – 5, по ОРК – 5;
      2) базовая группа по Государственному классификатору занятий Республики Казахстан (далее – ГК РК 01 – 2005): 3145 «Техник аэродромной службы»;
      3) возможные наименования должности (профессии): менеджер, управляющий;
      4) обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности - осуществление субъектом процесса сервисного обслуживания воздушного судна;
      5) возможные места работы, требования к профессиональному образованию и обучению работника, необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию, требования к практическому опыту работы, особые условия допуска к работе приведены в таблице 3 «Возможные места работы по профессии. Требования к условиям труда, образованию и опыту работы начальника смены по наземному обслуживанию воздушного судна» приложения 2 к настоящему ПС.

4. Перечень единиц ПС

      9. Перечень единиц ПС приведен в таблицах 13 приложения 3 к настоящему ПС и содержит шифр и наименование единицы ПС.

5. Описание единиц ПС

      10. Описание единиц ПС приведено в приложении 4 к настоящему ПС.

6. Виды сертификатов, выдаваемых на основе ПС

      11. Организациями в области оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов выдаются сертификаты на основе настоящего ПС.
      12. Виды сертификатов, выдаваемые на основе настоящего ПС, определяются в соответствии с перечнем единиц ПС, освоение которых необходимо для получения сертификата, предусмотренным в приложении 3 настоящего ПС.

7. Разработчики, лист согласования,
экспертиза и регистрация ПС

      13. Разработчиком ПС является Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      14. Лист согласования ПС приведен в приложении 5 к настоящему ПС.

Приложение 1        
к Профессиональному стандарту
«Наземное обслуживание»  

                  Виды трудовой деятельности (профессии)
                        по квалификационным уровням


п/п

Наименование вида
деятельности

Наименование
профессии
с учетом
тенденций
рынка труда

Наименование
профессии
согласно
ГК РК 01-2005

Квалификационный
уровень
ОРК

Разряд по
ЕТКС

1

Наземное обслуживание ВС

Специалист по обслуживанию пассажиров

4221 Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок
4221 Агент по приему заказов на билеты

4

-

2

Специалист по наземному обслуживанию ВС

3145 Техник аэродромной службы

4

-

3

Начальник смены по наземному обслуживанию ВС

1226 Менеджер (управляющий) (на транспорте, в связи, материально-техническом снабжении и сбыте)
1226 Начальник смены (на транспорте и в связи)

5

-

      Примечание: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
      ВС – воздушное судно.

Приложение 2        
к Профессиональному стандарту
«Наземное обслуживание»  

                                                       Таблица 1    

                  1. Возможные места работы по профессии.
                 Требования к условиям труда, образованию и
            опыту работы специалиста по обслуживанию пассажиров

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации авиационной отрасли

Вредные и опасные условия труда

Погодные условия (экстремальный холод и жара, сильный ветер, дождь, снег и лед)

Особые условия допуска к работе

Возраст старше 18 лет
Наличие действующего медицинского заключения

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального
образования и обучения

Требуемый опыт работы

4

Техническое и профессиональное образование

Опыт работы не менее 3 месяцев в области авиации

                                                       Таблица 2    

                  2. Возможные места работы по профессии.
                 Требования к условиям труда, образованию и
                   опыту работы специалиста по наземному
                       обслуживанию воздушного судна

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации авиационной отрасли

Вредные и опасные условия труда

Шумы от запущенных авиационных двигателей, превышающие предельные допустимые уровни.
Погодные условия (холод и жара, включая экстремально низкие и высокие температуры окружающей среды, ветер, осадки в виде дождя и снега, обледенение поверхностей ВС и аэродрома).
Работа в условиях повышенного уровня электромагнитного поля от источников СВЧ излучения, установленных в наземном радиолокационном оборудовании и самолетном бортовом оборудовании.
Работа с наземными и самолетными бортовыми источниками, сетями и потребителями переменного тока напряжением 208 В, частотой 400 Гц.
Напряженность трудового процесса в условиях срочного решения вопроса о выпуске ВС вовремя.
Работа на высокорасположенных платформах (стремянки, трапы).

Особые условия допуска к работе

Возраст старше 18 лет.
Наличие действующего медицинского заключения.
Прохождение подготовки по утвержденной программе.
Для выполнения сервисного обслуживания ВС:
Обучение задачам и технологии их выполнения.
Обладание навыками в выполнении задач, подтвержденными документально по результатам практического обучения.
Базовые знания английского языка в порядке ведения связи с пилотами должным образом.
Примечание 1: Количество задач, разрешенных к исполнению, выбирается индивидуально и зависит от опыта работы исполнителя и его личных качеств.
Примечание 2: При выполнении задачи по обработке/надзору по обработке поверхностей ВС при удалении обледенения / защиты от обледенения (См. п.п.16, 17, 18 «Умения и навыки») – прохождение специализированного курса и обладание соответствующим персональным сертификатом.
Примечание 3: Сервисные работы не требуют выдачи сертификата допуска ВС к эксплуатации.
Примечание 4: Функции «Специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов (механика) без категории» по выполнению сервисных работ могут быть возложены на наземный персонал («Агента по наземному обслуживанию ВС») и/или членов полетного экипажа (пилотов) по решению эксплуатанта (оператора) ВС, при условии обеспечения соответствия указанных работников требованиям, предъявляемым к механикам без категории. В любом случае решение эксплуатанта (оператора) к выполнению сервисных работ на ВС должно быть подтверждено разрешением, выданным специалисту индивидуально

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального
образования и обучения

Требуемый опыт работы

4

Техническое и профессиональное образование

Опыт работы не менее 3 месяцев в области авиации

                                                       Таблица 3     

                   3. Возможные места работы по профессии.
                 Требования к условиям труда, образованию и
                 опыту работы начальника смены по наземному
                        обслуживанию воздушного судна

Возможные места работы по профессии (организации)

Организации авиационной отрасли

Вредные и опасные условия труда

Шумы от запущенных авиационных двигателей, превышающие предельно допустимые уровни.
Погодные условия (холод и жара, включая экстремально низкие и высокие температуры окружающей среды, ветер, осадки в виде дождя и снега, обледенение поверхностей ВС и аэродрома).
Работа в условиях повышенного уровня электромагнитного поля от источников СВЧ излучения, установленных в наземном радиолокационном оборудовании и самолетном бортовом оборудовании.
Работа с наземными и самолетными бортовыми источниками, сетями и потребителями переменного тока напряжением 208В, частотой 400Гц.
Напряженность трудового процесса в условиях срочного решения вопроса о выпуске ВС вовремя.
Работа на высокорасположенных платформах (стремянки, трапы)

Особые условия допуска к работе

Возраст старше 18 лет.
Наличие действующего медицинского заключения.
Прохождение подготовки по утвержденной программе.
Для выполнения сервисного обслуживания ВС:
Обучение задачам и технологии их выполнения;
Обладание навыками в выполнении задач, подтвержденными документально по результатам практического обучения;
Базовые знания английского языка в порядке ведения связи с пилотами должным образом;
Примечание 1: Количество задач, разрешенных к исполнению, выбирается индивидуально и зависит от опыта работы исполнителя и его личных качеств.
Примечание 2: При выполнении задачи по обработке/надзору по обработке поверхностей ВС при удалении обледенения/защиты от обледенения (См. п.п.16, 17, 18 «Умения и навыки») – прохождение специализированного курса и обладание соответствующим персональным сертификатом.
Примечание 3: Сервисные работы не требуют выдачи сертификата допуска ВС к эксплуатации.
Примечание 4: Функции «Специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов (механика) без категории» по выполнению сервисных работ могут быть возложены на наземный персонал («Агента по наземному обслуживанию ВС») и/или членов полетного экипажа (пилотов) по решению эксплуатанта (оператора) ВС, при условии обеспечения соответствия указанных работников требованиям, предъявляемым к механикам без категории. В любом случае решение эксплуатанта (оператора) к выполнению сервисных работ на ВС должно быть подтверждено разрешением, выданным специалисту индивидуально

Квалификационный
уровень ОРК

Уровень профессионального
образования и обучения

Требуемый опыт работы

5

Техническое и профессиональное образование

Опыт работы на уровне 4 ОРК (специалист по наземному обслуживанию ВС) не менее 3 лет

Приложение 3        
к Профессиональному стандарту
«Наземное обслуживание»  

                          Перечень единиц ПС

                                                       Таблица 1

                  1. Вид трудовой деятельности (профессии)
                   «Специалист по обслуживанию пассажиров»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Предоставление сервиса

                                                       Таблица 2    

                  2. Вид трудовой деятельности (профессии)
                   «Специалист по наземному обслуживанию
                             воздушного судна»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Наземное обслуживание ВС

                                                       Таблица 3    

                  3. Вид трудовой деятельности (профессии)
                 «Начальник смены по наземному обслуживанию
                             воздушного судна»

Шифр

Наименование трудовой функции (единицы профессионального стандарта)

Ф 1

Наземное обслуживание ВС

      Примечание: Ф – функция.

Приложение 4        
к Профессиональному стандарту
«Наземное обслуживание»  

                                                 Таблица 1     

                        Описание единиц ПС

                  1. Вид трудовой деятельности (профессии)
                   «Специалист по обслуживанию пассажиров» 

Шифр

Предметы труда

Средства труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф1

Информационное программное обеспечение, электронные системы бронирования

Правила обслуживания пассажиров, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2010 года № 1512 «Об утверждении Правил организации обслуживания пассажиров в аэропортах Республики Казахстан» и работы с документами

З 1.1 Сервисное обслуживание ВС

Навыки регистрации пассажиров.
Навыки работы с электронными системами бронирования.
Навыки организации встреч, выпуска, проводов пассажиров.
Навыки обслуживание трансфертных, транзитных пассажиров.
Навыки работы с документами и визами.

Знание нормативно-правовой база авиационной отрасли касательно наземного обслуживания.
Знание требований авиакомпаний в области наземного обслуживания.
Знание международных стандартов в области перевозки пассажиров.
Знание о перевозке пассажиров и багажа внутренних и международных рейсов, технологические графики и технологии работы.
Знание основных форм перевозочной документации и правила их заполнения

                                                 Таблица 2     

                  2. Вид трудовой деятельности (профессии)
                 «Специалист по наземному обслуживанию ВС»

Шифр

Предметы труда

Средства труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

ВС

Спецтехника, оборудование, приспособления, инструменты при обслуживании ВС

З 1-1 Сервисное обслуживание ВС

Сервисное обслуживание ВС:
Навыки подачи сигналов экипажу при установке ВС на место стоянки во время его руления.
Навыки установки/уборки упорных колодок ВС.
Навыки подключения/отключения к/от ВС разъема наземного источника электропитания.
Навыки открытия/ закрытия дверей ВС и лючков доступа к сервисным панелям ВС.
Навыки контроля дозаправки ВС топливом и слива топлива с ВС;
Навыки контроля заправки ВС водой, слив воды из водяной системы ВС.
Навыки контроля обработки системы удаления отбросов ВС;
Навыки швартовки ВС и винтов двигателей.
Навыки наблюдения за запуском двигателей ВС.
Навыки ведения связи с кабиной экипажа по установленной терминологии.
Навыки буксировки ВС с пассажирами на борту перед вылетом ВС, без пассажиров на борту с целью перестановки ВС или дальнейшего ТО ВС с функциями руководителя буксировки или наблюдателя

Знание нормативно-правовой базы по авиационной отрасли касательно наземного обслуживания.
Знание требований авиакомпании в области наземного обслуживания.
Знание международных стандартов по наземному обслуживанию ВС.
Знание проведения процедур обслуживания ВС
по наземному обслуживанию ВС.
Знание о противообледенительных жидкостях для наземной обработки воздушных судов, физико-химические характеристики.
Знание о соблюдение процедур заправки и слива топлива

                                                       Таблица 3    

                  3. Вид трудовой деятельности (профессии)
                 «Начальник смены по наземному обслуживанию
                             воздушного судна»

Шифр

Предметы труда

Средства труда

Задачи

Умения и навыки

Знания

Ф 1

ВС

Требования авиакомпании в области наземного обслуживания.
Спецтехника, оборудование, приспособления, инструменты при обслуживании ВС

З 1-1
Обслуживание ВС

Навыки подключения/отключения к/от ВС разъема наземного источника электропитания.
Навыки открытия/закрытия дверей ВС и лючков доступа к сервисным панелям ВС.
Навыки контроля дозаправки ВС топливом и слива топлива с ВС;
Навыки контроля заправки ВС водой, слив воды из водяной системы ВС.
Навыки контроля обработки системы удаления отбросов ВС.
Навыки швартовки ВС и винтов двигателей.
Навыки наблюдения за запуском двигателей ВС.
Навыки ведения связи с кабиной экипажа по установленной терминологии.
Навыки буксировки ВС с пассажирами на борту перед вылетом ВС, без пассажиров на борту с целью перестановки ВС или дальнейшего ТО ВС с функциями руководителя буксировки или наблюдателя.
Навыки проведения предполетной инспекции ВС.
Навыки ведения общего надзора за состоянием ВС с целью предотвращения возможных

Знание нормативно-правовой базы авиационной отрасли касательно наземного обслуживания.
Знание требований авиакомпании в области наземного обслуживания.
Знание международных стандартов по наземному обслуживанию ВС.
Знание о соблюдении процедур обслуживания ВС
по наземному обслуживанию ВС.
Знание о противообледенительных жидкостях (ПОЖ) для наземной обработки воздушных судов, физико-химические характеристики.
Знание о соблюдение процедур заправки и слива топлива

      Примечание: З – задача.

Приложение 5        
к Профессиональному стандарту
«Наземное обслуживание»  

                        Лист согласования

Название организации

Дата согласования

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан


Настоящий ПС зарегистрирован ________________________________________
Внесен в Реестр профессиональных стандартов рег. № __________________
Письмо (протокол) № ___________             Дата ____________________

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.