Об утверждении профессионального стандарта "Городской пассажирский автомобильный транспорт"

Утративший силу

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 313. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4 марта 2015 года № 10386. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 25 февраля 2016 года № 224

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 25.02.2016 № 224 (вводится в действие со дня его официального опубликования).

      В соответствии с пунктом 3 статьи 138-5 Трудового кодекса Республики Казахстан от 15 мая 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Городской пассажирский автомобильный транспорт».
      2. Комитету транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Асавбаев А.А.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, направление копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан
Касымбек Ж.М.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      И.о. Министра
      по инвестициям и развитию
      Республики Казахстан                               Ж. Касымбек

      «СОГЛАСОВАН»:
      Министр здравоохранения
      и социального развития
      Республики Казахстан
      ______________ Т. Дуйсенова
      21 января 2015 года

Утвержден           
приказом и.о. Министра     
по инвестициям и развитию    
Республики Казахстан      
от 26 декабря 2014 года № 313 

Профессиональный стандарт
«Городской пассажирский автомобильный транспорт»

1. Общие положения

      1. Профессиональный стандарт «Городской пассажирский автомобильный транспорт» предназначен для формирования образовательных программ, в том числе для обучения персонала на предприятиях, для сертификации работников и выпускников образовательных учреждений, для решения широкого круга задач в области управления персоналом.
      2.  В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
      1) маршрут – заранее спланированный путь следования автотранспортного средства;
      2) квалификация – степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых функций;
      3) квалификационный справочник – квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
      4) уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
      5) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
      6) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
      7) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
      8) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;
      9) пассажир – лицо, находящееся в транспортном средстве и не управляющее им;
      10) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
      11) профессиональная подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
      12) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда;
      13) профессиональная группа – совокупность профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
      14) отрасль – совокупность  предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих.
      3. В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
      1) НРК - национальная рамка квалификаций;
      2) НСК - национальная система квалификаций;
      3) ОРК - отраслевая рамка квалификаций;
      4) ПС - профессиональный стандарт;
      5) КС - квалификационный справочник.

2. Паспорт профессионального стандарта

      4. Наименование профессионального стандарта: Городской пассажирский автомобильный транспорт.
      5. Цель разработки профессионального стандарта: унификация и установление единых требований к содержанию профессиональной деятельности, определение четких критериев к уровню квалификации к специалистам, работающим в сфере городского пассажирского автомобильного транспорта.
      6. Краткое описание профессионального стандарта: оказание услуг по регулярной перевозке пассажиров согласно установленным маршрутам на городском автомобильном транспорте.
      7. Основная группа: транспорт.
      Профессиональная группа: предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров.

3. Карточки профессий

      8. Перечень профессий:
      кондуктор пассажирского транспорта, 2 уровень квалификации по ОРК;
      диспетчер службы движения, 4 уровень квалификации по ОРК;
      инженер по организации пассажирских перевозок, 5 уровень квалификации по ОРК.
      Карточки профессий приводятся в приложении к настоящему профессиональному стандарту.

Приложение          
к профессиональному стандарту 
«Городской пассажирский    
автомобильный транспорт»    

                     Карточки профессий 

КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Кондуктор пассажирского транспорта»

Код профессии

-

Наименование профессии

Кондуктор пассажирского транспорта

Уровень квалификации по ОРК

2

Уровень квалификации по КС

2

Уровень профессионального образования

Наличие общего среднего образования, но не ниже основного среднего, и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии)

Трудовые функции

1) Обслуживание пассажиров в пути следования автотранспортного средства

Трудовая функция 1

Обслуживание пассажиров в пути следования автотранспортного средства

Умения и навыки:
1. Умение проводить осмотр салона транспортного средства, проверять его санитарное состояние, исправность освещения салона.
2. Контроль над соблюдением пассажирами правил пользования автобусами, маршрутными таксомоторами.
3. Умение поддерживать в надлежащем санитарном состоянии салон автотранспортного средства.
4. Умение осуществлять текущий учет реализации билетов на проезд и провоз багажа.
5. Оказание в необходимых случаях помощи пассажирам при выходе из салона автобуса, маршрутного таксомотора, в том числе через запасные выходы.
6. Навык осуществления ежесменного учета проданных билетов.
7. Умение осуществлять подсчет средств за проданные билеты и сдавать их в установленном порядке.
8. Навык работы с оборудованием системы электронной оплаты за проезд.
9. Умение оперативно сообщать водителю об экстренных ситуациях и выполнять его указания.
10. Уметь определять характер повреждений и угроз здоровью и жизни пострадавших при несчастных случаях в автотранспорте.
11. Умение вести ежесменный учет билетов: ведение билетно-учетного листа, ведение расчета с кассиром после смены, получение необходимого запаса билетной продукции на следующую смену.
12. Умение определять неисправности в салоне автотранспортного средства, сообщать о них инженеру по организации перевозок.  


Знания:
1. «Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан» от 30 января 2001 года в части видов административных правонарушений на транспорте и видов, размеров штрафов.
2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-8) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
3. Состав билетно-учетной документации, правила оформления билетно-кассовой документации, порядок получения и хранения, реализации билетной продукции, денежных средств и остатков билетной продукции.
4. Внутренние нормативные документы о порядке приема и сдачи смены.
5. Маршрутная сеть эксплуатационного филиала (парка).
6. Названия остановок, трасс маршрутов, обслуживаемых автопарком, в том числе пунктов, где имеются возможности для пересадки.
7. Основы конфликтологии.
8. Инструкции по охране труда для кондукторов, правила производственной санитарии и правила противопожарной безопасности.
9. Признаки и типы аварийных ситуаций на дороге.
10. Порядок эвакуации людей из салона.
11. Сигналы оповещения при пожаре, порядок действий при пожаре, место расположения средств пожаротушения.
12. Марки подвижного состава автотранспортного предприятия, их вместимость.
13. Нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии в городском пассажирском транспорте.  

Требования к личностным компетенциям

Внимательность.
Тактичность.
Личная организованность.

Связь с другими профессиями в рамках НРК

5112

Контролер билетов;
Контролер пассажирского транспорта.

КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Диспетчер службы движения» 

Код профессии

3144

Наименование профессии

Диспетчер службы движения

Уровень квалификации по ОРК

4

Уровень квалификации по КС

4

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное образование по соответствующей специальности

Трудовые функции

1) Руководство регулярным и бесперебойным движением автотранспортных средств согласно утвержденным маршрутам

2) Мониторинг и анализ движения автотранспортных средств с помощью современных навигационных систем.

Трудовая функция 1

Руководство регулярным и бесперебойным движением автотранспортных средств согласно утвержденным маршрутам

Умения и навыки:
1. Контроль наличия у работников разрешительной документации для осуществления перевозок пассажиров по конкретному маршруту.
2. Умение рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-экономические показатели.
3. Контроль расходов горюче-смазочных материалов согласно установленным нормам.
4. Контроль соблюдения водителями режима труда и отдыха.
5. Координация работы вспомогательных служб по оказанию технической помощи автотранспортным средствам на линии.
6. Умение проводить производственные инструктажи и проверку знаний водителей.
7. Умение принимать оперативные меры в экстренных ситуациях, в случаях нарушения ритмичного и бесперебойного движения автотранспортных средств.
8. Контроль за своевременным возвращением автотранспортных средств с линии, в случае несвоевременного возврата автотранспорта установление его местонахождения и принятие мер к его возвращению.
9. Разработка мероприятий, направленных на улучшение использования автотранспортных средств и удовлетворение потребностей пассажиров.
10. Составление отчетной документации о работе автотранспортного предприятия в целом и его диспетчерской службы.  


Знания:
1. Правила организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-6) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-8) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
3. Порядок оформления, выдачи, приема и обработки путевой документации.
4. Нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. Система организации и координации автотранспортных средств на предприятии.
6. Основы документоведения.
7. Основы организации труда и производства, производственно-календарного планирования.
8. Инструкции, регламенты по оформлению путевых листов и других документов, касающихся диспетчерской службы.
9. Санитарные правила в автотранспортных средствах.  

Трудовая функция 2

Мониторинг и анализ движения автотранспортных средств с помощью современных навигационных систем

Умения и навыки:
1. Умение отслеживать перемещение всех автотранспортных средств по дублированной схеме методом мобильной связи и через GPS.
2. Анализ навигационных данных поступающих в автоматизированную диспетчерскую систему от контролируемых автотранспортных средств, оборудованных блоками спутниковой навигации и мобильной связи.
3. Оперативно управлять процессом перевозок (контролировать маршрут автотранспортного средства, изменять в случае необходимости маршрут в процессе выполнения перевозок, вызывать водителя при выявлении нецелевого использования автотранспортного средства или отклонений от маршрутов автотранспорта через громкую связь, зуммер, вести журнал нарушений, протоколировать свои действия).
4. Анализ информации о начале и окончании движения автотранспортных средств по маршрутам, соблюдении схем движения, скоростного режима, интервала движения, выявление отклонений от утвержденных планов и принятие мер по их предупреждению и устранению.
5. Предлагать подходы к уменьшению аварийности на автомобильных дорогах за счет использования средств автоматической видеоидентификации и систем спутниковой навигации в системах диспетчерского управления автомобильным транспортом, совершенствования процессов учета и контроля соблюдения водителями автотранспортных средств режимов труда и отдыха.
6. Анализ информации о фактическом выпуске автотранспортных средства на линию, навык послерейсового контроля (анализа движения) процесса пассажирских перевозок.  


Знания:
1. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
2. Правила организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-6) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
3. Основы автоматизированных систем управления.
4. Основы пользования радиотехническими средствами связи, техническими средствами обработки и передачи информации.

Требования к личностным компетенциям

Планирование деятельности.
Организация командной работы.
Техническая грамотность.
Стрессоустойчивость.
Умение принимать компетентные решения в ситуациях лимита времени на обдумывание

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

3152
4132

Ревизор автомобильного транспорта;
Оператор диспетчерской службы;
Оператор службы движения

КАРТОЧКА ПРОФЕССИИ «Инженер по организации пассажирских перевозок»

Код профессии

2149

Наименование профессии

Инженер по организации пассажирских перевозок

Уровень квалификации по ОРК

5

Уровень квалификации по КС

4

Уровень профессионального образования

Высшее (или послевузовское) образование по соответствующей специальности.

Трудовые функции

1) Руководство разработкой и реализацией текущих и перспективных планов пассажирских перевозок  

Трудовая функция 1

Руководство разработкой и реализацией текущих и перспективных планов пассажирских перевозок

Умения и навыки:
1. Умение изучать обслуживаемый регион, объемы и направления пассажиропотоков.
2. Контроль над выполнением всех договоров на автобусных маршрутах.
3. Умение анализировать возможности снижения себестоимости пассажирских перевозок, полноту сбора доходов и нормирование скоростей движения автотранспортных средств, вести эксплуатационную документацию.
4. Навык организации сменно-суточного планирования перевозок, разработки расписаний маршрутов.
5. Разработка соответствующей документации, необходимой для открытия новых и изменения действующих маршрутов.
6. Разработка дифференцированных маршрутных норм расхода топлива для автотранспортных средств.
7. Контроль над содержанием дорог в зоне работы автотранспортных средств и принятие через соответствующие государственные органы мер по приведению их в исправное состояние.
8. Участие в организации остановочных пунктов и обеспечение контроля над правильностью их обустройства.
9. Контроль соблюдения правил технической и производственной эксплуатации автотранспортных средств.
10. Контроль расхода топлива, горюче-смазочных материалов, запасных частей в процессе эксплуатации, проведения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
11. Разработка режима труда и отдыха персонала предприятия, контроль ведения документации по учету рабочего времени.  


Знания:
1. Правила организации труда и отдыха водителей, а также применения тахографов, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-6) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте».
2. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаемые уполномоченным органом согласно подпункту 23-8) статьи 13 Закона Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», а также другие положения и инструкции о порядке осуществления перевозок.
3. Руководящие материалы по вопросам технического состояния автотранспортных средств, нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4. Основы математических методов планирования автомобильных перевозок.
5. Основы формирования и применения тарифов на городском пассажирском транспорте.
6. Экономика и организация управления на автомобильном транспорте.
7. Основы логистики.
8. Методы проведения технико-экономических расчетов с применением современных средств вычислительной техники.

Требования к личностным компетенциям

Принятие решений в критических ситуациях.
Высокий уровень технического мышления.
Организаторские навыки.

Связь с другими профессиями в рамках ОРК



Технические данные Профессионального стандарта

Разработано

Товарищество с ограниченной ответственностью «Компания системных исследований «Фактор»

Номер версии и год выпуска

Версия 1, 2014 год

Дата ориентировочного пересмотра

2017 год

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.