Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов

Обновленный

Совместный приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 835 и Министра энергетики Республики Казахстан от 15 декабря 2015 года № 721. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 декабря 2015 года № 12779.

      Сноска. Заголовок в редакции совместного приказа Министра энергетики РК от 19.11.2018 № 448 и Министра национальной экономики РК от 26.11.2018 № 80 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕМ:

      Сноска. Преамбула - в редакции совместного приказа и.о. Министра экологии и природных ресурсов РК от 14.06.2023 № 191 и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) критерии оценки степени риска и управления рисками в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов для отбора субъектов (объектов) контроля согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;

      2) проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;

      3) проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду на соответствие требованиям по разрешительным документам в области охраны окружающей среды согласно приложению 3 к настоящему совместному приказу;

      4) проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду на соответствие требованиям по лицензии для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов согласно приложению 4 к настоящему совместному приказу

      Сноска. Пункт 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра экологии и природных ресурсов РК от 14.06.2023 № 191 и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Признать утратившим силу совместный приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 24 июня 2015 года № 431 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2015 года № 474 "Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11792, опубликованный в Информационно-правовой системе "Әділет" 6 августа 2015 года).

      3. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Әділет";

      3) направление копии настоящего совместного приказа в течение десяти календарных дней со дня его получения в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан;

      4) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.

      4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      5. Настоящий совместный приказ вводится в действие с 1 января

      2016 года и подлежит официальному опубликованию.


И.о. Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
_____________ М. Кусаинов

Министр энергетики
Республики Казахстан
____________ В. Школьник


      "СОГЛАСОВАН"

      Председатель Комитета

      по правовой статистике

      и специальным учетам

      Генеральной прокуратуры

      Республики Казахстан

      ________________С. Айтпаева

      29 декабря 2015 год

  Приложение 1
к совместному приказу
исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 декабря 2015 года № 835
и Министра энергетики
Республики Казахстан
от 15 декабря 2015 года № 721

Критерии оценки степени риска и управления рисками в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов для отбора субъектов (объектов) контроля

      Сноска. Приложение 1 - в редакции совместного приказа и.о. Министра экологии и природных ресурсов РК от 14.06.2023 № 191 и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска и управления рисками в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов (далее – Критерии) разработаны в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 14 декабря 2022 года № 126 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 31148) (далее – Правила).

      2. Критерий оценки степени риска и управления рисками разработаны для отбора субъектов (объектов) контроля с целью проведения проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям и направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях" (далее – проверка на соответствие требованиям) и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, а также разработки проверочных листов, утверждаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 132, статьей 141 и пунктами 2 и 3 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

      3. В Критериях используются следующие понятия:

      1) балл – количественная мера исчисления риска;

      2) незначительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды, несоблюдение которых не создают предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, но выполнение, которых является обязательным для оператора объекта при осуществлении своей деятельности;

      3) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;

      4) значительные нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, создающие предпосылки для возникновения угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде;

      5) грубые нарушения – нарушения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, невыполнение которых создают угрозу, ущерб жизни и здоровью населения, окружающей среде, также нарушения, связанные с несоблюдением запрещающей нормы законодательства (запрещается, не допускается, не разрешается);

      6) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      7) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в области охраны окружающей среды, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверок на соответствие требованиям;

      8) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;

      9) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;

      10) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;

      11) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля

      4. Критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно.

      На первом этапе по объективным критериям субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска:

      1) высокий риск;

      2) средний риск;

      3) низкий риск.

      Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска по объективным критериям, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля, отнесенных к низкой степени риска по объективным критериям, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и внеплановая проверка.

      На втором этапе по субъективным критериям субъекты (объекты) контроля относятся к одной из следующих степеней риска:

      1) высокий риск;

      2) средний риск;

      3) низкий риск.

      По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно;

      2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно;

      3) к низкой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 30 включительно.

Параграф 1. Объективные критерии

      5. По объективным критериям субъекты (объекты) контроля относятся:

      К высокой степени риска:

      1) субъекты (объекты) 1, 2 категории хозяйственной деятельности, установленные согласно статье 12 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), по характеру и степени влияния, оказывающие значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду,

      К средней степени риска относятся:

      2) субъекты (объекты) 3 категории хозяйственной деятельности, установленные согласно статье 12 Кодекса, по характеру и степени влияния, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

      К низкой степени риска относятся:

      3) субъекты (объекты) 4 категории хозяйственной деятельности, установленные согласно статье 12 Кодекса, по характеру и степени влияния, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Параграф 2. Субъективные критерии

      6. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных и сбор информации;

      2) анализ информации и оценка рисков.

      7. Формирование базы данных и сбор информации необходимы для выявления субъектов (объектов) контроля.

      Процессы сбора и обработки информации в полной мере автоматизируются и допускают возможность проверки корректности полученных данных.

      Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;

      2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля;

      3) результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля).

      Для оценки степени риска проверки на соответствие требованиям используются следующие источники информации:

      1) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями;

      2) результаты предыдущих проверок.

      8. На основании имеющихся источников информации формируются данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке.

      Анализ и оценка субъективных критериев позволяет сконцентрировать проведение проверки на соответствие требованиям и профилактический контроль субъекта (объекта) контроля в отношении субъекта (объекта) контроля с наибольшим потенциальным риском.

      При этом при анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением и (или) проверки на соответствие требованиям, не допускается включение их при формировании графиков и списков на очередной период государственного контроля.

      9. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.

      Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям, которые приведены в приложении 2 к настоящим Критериям.

      Показатели субъективных критериев определяются для каждой однородной группы субъектов (объектов) контроля. Удельный вес по значимости показателей субъективных критериев определяется в зависимости от важности показателя в оценке риска для каждой однородной группы субъектов (объектов) контроля в каждой сфере государственного контроля.

Параграф 3. Управление рисками

      10. Субъекты (объекты) контроля переводятся с применением информационной системы с высокой степени риска в среднюю степень риска или со средней степени риска в низкую степень риска если субъекты являются членами саморегулируемой организации, основанной на добровольном членстве (участии) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании", с которой заключено соглашение о признании результатов деятельности саморегулируемой организации.

      11. В целях освобождения от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, регулирующими государственными органами, а также государственными органами учитываются смягчающие индикаторы (за исключением субъектов (объектов) для которых наличие аудио и (или) видео фиксации, с передачей данных в онлайн-режиме и наличие датчиков и фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственных органов (датчики воды, датчики фиксации выбросов в атмосферу) являются обязательными требованиями).

      К смягчающим индикаторам относится:

      1) наличие аудио и (или) видео фиксации, с передачей данных в онлайн-режиме;

      2) наличие датчиков и фиксирующих устройств по передаче данных в системы государственных органов (датчики воды, датчики фиксации выбросов в атмосферу).

Параграф 4. Особенности формирования системы оценки и управления рисками

      12. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих графики или списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.

      При отсутствии информационной системы оценки и управления рисками минимально допустимый порог количества субъектов (объектов) контроля, в отношении которых осуществляются профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверка на соответствие требованиям, не должен превышать пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля.

      Степени нарушении требований к субъектам (объектам) контроля при проведении профилактического контроля и проверки на соответствие требованиям, приведены в приложении 1 к настоящим Критериям.

Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям

      13. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 Правил (SC), с последующей нормализацией значений, данных в диапазон от 0 до 100 баллов.

      Rпром = SP + SC, где

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,

      SР – показатель степени риска по нарушениям,

      SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 Правил.

      Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля однородной группы субъектов (объектов) контроля каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, относимых к однородной группе субъектов (объектов) контроля одной сферы государственного контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.

      14. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 0 до 100.

      При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 9 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится проверка на соответствие требованиям или профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.

      При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений;

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:

      SРн – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;

      Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SРз + SРн, где:

      SР – показатель степени риска по нарушениям;

      SРз – показатель значительных нарушений;

      SРн – показатель незначительных нарушений.

      Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      15. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 Правил, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:

     


      xi – показатель субъективного критерия,

      wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,

      n – количество показателей.

      Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 15 Правил, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.

      16. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:

     


      R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,

      Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),

      Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),

      Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 24 Правил.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени
риска и управления рисками
в области охраны окружающей
среды, воспроизводства
и использования природных
ресурсов для отбора
субъектов (объектов) контроля

Степень нарушения требований к субъектам (объектам) контроля при проведении профилактического контроля с посещением

Критерии

Степень риска

1.

Соблюдение нормативов допустимых выбросов, установленных для автомобилей и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Значительное

2.

Наличие заключенного оператором договора обязательного экологического страхования при эксплуатации объектов, включенных в перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности

Грубое

3.

Сообщение о потенциальном факте причинения экологического ущерба, предварительной оценке его характера и масштаба, лицом, причинившим ущерб в течение двух часов с момента обнаружения

Незначительное

4.

Сообщение в срок не более двух часов с момента возникновении аварийной ситуации на объектах I и II категорий, в результате которой происходит или может произойти нарушение установленных экологических нормативов и/или экологических нормативов качества вод

Незначительное

5.

Не допущение засорения водных объектов, водосборных площадей водных объектов, ледяного и снежного покрова водных объектов, ледников

Грубое

6.

Использование приборов учета объемов воды и ведение журнала учета водопотребления и водоотведения природопользователями, осуществляющими забор из подземных водных объектов и (или) сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющих замкнутый цикл водоотведения

Значительное

7.

Недопущение сброса сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водные объекты в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания

Грубое

8.

Недопущение сброса сточных вод без предварительной очистки, за исключением сбросов шахтных и карьерных вод горно-металлургических предприятий в пруды-накопители и (или) пруды-испарители, а также вод, используемых для водяного охлаждения, в накопители, расположенные в системе замкнутого (оборотного) водоснабжения

Грубое

9.

Разработка и осуществление мероприятий по повторному использованию воды, оборотному водоснабжению операторами объектов I и (или) II категорий

Значительное

10.

Предотвращение воздействия на окружающую среду и осуществление рекультивации земель после прекращения эксплуатации накопителей сточных вод и (или) искусственных водных объектов, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод

Значительное

11.

Недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя

Значительное

12.

Проведение рекультивации нарушенных земель недропользователями при проведении операций по недропользованию, а также иные лица при выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель

Грубое

13.

Проведение ликвидации на основе анализа суммарной экологической пользы при возникновении аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан

Грубое

14.

Наличие и применение закрытых контейнеров и специальных емкостей для перевозки сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов, исключающих их попадание в окружающую среду

Незначительное

15.

Произведение заправки судов с помощью систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов в море

Значительное

16.

Оснащение и применение суднами оборудования, не допускающего загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы

Значительное

17.

Ведение недропользователем проводящий операции по недропользованию в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря ежегодного производственного мониторинга окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории

Значительное

18.

Проведение мониторинга последствий аварийного загрязнения окружающей среды в случае возникновения аварийных ситуаций

Грубое

19.

Проведение работ по консервации, обеспечение сохранности бурового основания и надежной герметизации скважины до момента возобновления работ в случае консервации скважин после завершения испытаний недропользователем

Значительное

20.

Недопущение сжигания флюидов на факелах при эксплуатации скважин, за исключением случаев угрозы возникновения аварийной ситуации

Грубое

21.

Недопущение сброса с судов нефти, загрязняющих веществ и содержащих их сточных вод, неочищенных балластных вод, пищевых отходов, бытового мусора и всех видов пластмасс в водные объекты

Значительное

22.

Сжигание сырого газа на факеле, которое не признано уполномоченным органом в области углеводородов в качестве технологически неизбежного сжигания при технологическом сбое, отказе или отклонении в работе технологического оборудования

Грубое

23.

При обнаружении недропользователями в пределах контрактной территории ранее пробуренных скважин обеспечение их принятия на баланс и проведение по ним мониторинга

Значительное

24.

Недопущение складирования отходов вне специально установленных мест, предназначенных для их накопления и (или) захоронения

Грубое

25.

Обеспечение раздельного сбора отходов лиц, осуществляющих операции по сбору отходов

Значительное

26.

Недопущение смешивания отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами

Грубое

27.

Обеспечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своевременного вывоза отходов к специализированным местам хранения, обезвреживания, переработки, утилизации или удаления, деятельности которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха

Значительное

28.

Наличие паспорта опасных отходов

Значительное

29.

Обеспечения восстановления или удаления образовавшихся отходов как можно ближе к источнику их образования, если это обосновано с технической, экономической и экологической точки зрения.

Значительное

30.

Разработка субъектом предпринимательства, осуществляющий предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, восстановлению и (или) удалению опасных отходов плана действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях, которые могут возникнуть при управлении опасными отходами

Значительное

31.

Наличие на месте захоронения опасных отходов хорошо видимых опознавательных знаков с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения

Незначительное

32.

Недопущение захоронения твердых бытовых отходов без их предварительной сортировки

Грубое

33.

Наличие у оператора объектов I категории финансового обеспечения исполнения своих обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объектов, в том числе в отношении требований, которые возникнут в будущем

Грубое

34.

Наличие у владельца полигона письменного подтверждения получения каждой партии отходов, принятой на участке, и хранение данной документации в течение пяти лет

Значительное

35.

Наличие на каждом полигоне оборудованной системы мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду

Значительное

36.

Создание ликвидационного фонда для рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона

Грубое

37.

Проведение оператором полигона мониторинга выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса после закрытия полигона (части полигона)

Значительное

38.

Уменьшение выбросов метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и установки систем сбора и утилизации свалочного газа оператором полигона

Значительное

39.

Осуществление хронологического учета количества, вида, происхождения отходов, пунктов назначения, частоты сбора, метода транспортировки и метода обращения лицами, осуществляющие операции по восстановлению или удалению опасных отходов, образователи опасных отходов, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, транспортировке и (или) обезвреживанию опасных отходов

Значительное

40.

Недопущение захоронения опасных отходов на полигонах неопасных отходов

Грубое

41.

Устранение (пресечение) факторов, а также на контроль, локализации и сокращение экологического ущерба, в целях предотвращения большего экологического ущерба или вредного воздействия на жизнь и (или) здоровье населения и окружающую среду, лицом, причинившие экологический ущерб, не позднее одного рабочего дня после обнаружения факта причинения экологического ущерба

Значительное

42.

Обеспечение физическими и юридическими лицами, осуществляющими производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки

Значительное

43.

Соблюдение оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) требований за целевое использование платы производителей (импортеров), неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и функций, неиспользование и (или) ненадлежащее использование возможностей по реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)

Грубое

44.

Разработка программы и проведение ремедиации компонентов природной среды

Грубое

45.

Недопущение смешивания строительных отходов с другими видами отходов, кроме случаев восстановления строительных отходов

Грубое

46.

Недопущение складирования отходов горнодобывающей промышленности вне специально установленных мест.

Грубое

47.

Недопущение накопления строительных отходов вне специально установленных мест.

Грубое

48.

Наличие на пунктах хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, средств защиты, обеспечивающих предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения

Значительное

49.

Недопущение производства и использования пестицидов, в составе которых имеются стойкие органические загрязнители.

Грубое

50.

Недопущение эксплуатации квотируемой установки субъектом квотирования без получения углеродных квот

Грубое

51.

Недопущение осуществления квотируемой установкой квотируемых выбросов парниковых газов в объеме, превышающем количество углеродных единиц, имеющихся на соответствующем счете оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц.

Грубое

52.

Разработка и исполнение субъектом квотирования плана мониторинга выбросов парниковых газов квотируемой установки на период действия Национального плана углеродных квот

Значительное

53.

Представление достоверных данных о валидации и верификации независимыми аккредитованными организациями, аккредитованными органами по валидации и верификации

Значительное

54.

Предоставление данных для ведения Государственного кадастра отходов

Значительное

55.

Предоставление отчета в регистр выбросов и переноса загрязнителей

Значительное

56.

Предоставление субъектом квотирования отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов для верификации в аккредитованный орган по валидации и верификации за предыдущий год

Значительное

57.

Предоставление отчетов по инвентаризации опасных отходов

Грубое

58.

Предоставление субъектом квотирования до первого апреля текущего года в государственный углеродный кадастр отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов за предыдущий год

Значительное

59.

Представление субъектом контроля в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды плана мероприятий по устранению выявленных нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля

Грубое

Степень нарушения требований к субъектам (объектам) контроля при проведении проверки на соответствие требованиям

№ п/п

Критерии

Степень нарушения

1.

Наличие программы производственного экологического контроля

Грубое

2.

Выполнение производственного экологического контроля в соответствии с программой производственного экологического контроля

Грубое

3.

Осуществление производственного экологического мониторинга аккредитованными производственными или независимыми лабораториями

Значительное

4.

Проведение оператором объекта внутренней проверки и сопоставление результатов производственного экологического контроля с условиями экологического разрешения

Значительное

5.

Сообщение оператором объекта о фактах нарушения требований экологического законодательства, выявленных в ходе осуществления производственного экологического контроля в течение трех рабочих дней в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды

Незначительное

6.

Наличие специального подразделения либо приказа на работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами

Незначительное

7.

Наличие экологического разрешения на объекты I и II категорий

Грубое

8.

Выполнение условий экологического разрешения оператором, получивший экологическое разрешение, а также физическими и юридическими лицами, привлеченные оператором объекта для выполнения отдельных работ и (или) оказания отдельных услуг на территории соответствующего объекта I или II категории при его строительстве, реконструкции или эксплуатации

Грубое

9.

Снижение выбросов стационарных источников вплоть до частичной или полной остановки их эксплуатации в периоды кратковременного загрязнения атмосферного воздуха в городских и иных населенных пунктах, вызванного неблагоприятными метеорологическими условиями

Грубое

10.

Наличие на объектах I категории автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду

Грубое

11.

Наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей среды

Грубое

12.

Наличие и выполнение программы повышения экологической эффективности

Грубое

13.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду

Грубое

14.

Наличие и выполнение требований заключения экологической экспертизы

Грубое

15.

Наличие установок очистки газов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух при размещении, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов I и II категорий

Грубое

16.

Предоставление декларации о воздействии на окружающую среду для объектов III категории

Грубое

17.

Не допущение применения ядохимикатов, удобрений на водосборной площади водных объектов, поступления и захоронения отходов в водные объекты, отведение в водные объекты сточных вод, не очищенных до показателей, установленных нормативами допустимых сбросов, проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерные и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ

Грубое

18.

Обеспечение сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение водных объектов и их водоохранных зон и полос при проектировании, строительства и ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, сооружений (за исключением противоселевых, противооползневых и противопаводковых) и их комплексов

Грубое

19.

Недопущение сброса не очищенных до нормативов допустимых сбросов сточных вод в водный объект или на рельеф местности

Грубое

20.

Наличие программы управления отходами и выполнение ее требований объектами I, II категории и лицами, осуществляющими утилизацию и переработку отходов, или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления в зависимости от категории объекта

Значительное

21.

Соблюдение сроков накопления отходов и установленных лимитов (для объектов I и II категорий) или объемов накопления отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов III категории)

Грубое

22.

Соблюдение сроков временного складирования отходов

Грубое

23.

Наличие разрешений на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, утилизацию озоноразрушающих веществ

Грубое

24.

Наличие лицензии для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов

Грубое

25.

Наличие уведомления о начале или прекращении деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов, восстановлению и (или) уничтожению неопасных отходов

Грубое

26.

Предоставление отчета по результатам производственного экологического контроля

Грубое

27.

Предоставление ежегодного отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды

Грубое

28.

Предоставление отчетов по управлению отходами

Значительное

29.

Наличие в собственности или аренде у собственника производственного объекта (здания, строения, сооружения, помещения и/или полигона опасных отходов) предназначенного для приема, восстановления и/или удаления опасных отходов (в административно-территориальной единице – области, городе республиканского значения или столице, где производятся прием и операции по управлению опасными отходами)

Значительное

30.

Наличие в собственности у собственника производственного комплекса (установки, оборудования и/или транспорта) для операций восстановления и/или удаления отходов

Значительное

31.

Наличие разрешения на эмиссии окружающую среду и заключение государственной экологической экспертизы или комплексное экологическое разрешение

Грубое

32.

Наличие страхового полиса по обязательному экологическому страхованию

Грубое

33.

Наличие GPS устройства (трекер) на транспорте предприятия управляющего опасными отходами

Значительное

  Приложение 2
к Критериям оценки степени
риска и управления рисками
в области охраны окружающей
среды, воспроизводства
и использования природных
ресурсов для отбора
субъектов (объектов) контроля

Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям

      в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных
ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином
законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное
воздействие на окружающую среду
________________________________________________________________________
в соответствии со статьей 138 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан
наименование однородной группы субъектов (объектов) контроля

№ п/п

Показатель субъективного критерия

Источник информации по показателю субъективного критерия

Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов),
wi

Условия /значения, xi

условие 1/значение

условие 2/значение

1

2

3

4

5

Для профилактического контроля с посещением

1

Несоответствие утвержденной форме, наличия верификации, корректности расчетов выбросов парниковых газов и применения коэффициентов, использованных для расчета выбросов парниковых газов верифицированного отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов

результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля

50

нет

да

0 %

100%

2

Непредставление отчетов по инвентаризации опасных отходов

результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля

50

нет

да

0 %

100%

3

Неустранение в установленный срок нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля

результаты профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля (итоговые документы, выданные по итогам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля)

100

нет

да

0 %

100%

Для проверки на соответствие требованиям по разрешительным документам

1

Наличие экологического разрешения или декларации о воздействии на окружающую среду для объектов III категории

результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями

100

да

нет

0 %

100%

Для проверки на соответствие требованиям по наличию уведомления о начале или прекращении деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов, восстановлению и (или) уничтожению неопасных отходов

1

Наличие уведомления о начале или прекращении деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов, восстановлению и (или) уничтожению неопасных отходов

результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями

100

да

нет

0 %

100%

Для проверки на соответствие требованиям по наличию лицензии для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов

1

Наличие лицензии для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов

результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями

100

да

нет

0 %

100%


  Приложение 2
к совместному приказу
исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 декабря 2015 года № 835
и Министра энергетики
Республики Казахстан
от 15 декабря 2015 года № 721

Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

      Сноска. Приложение 2 - в редакции совместного приказа и.о. Министра экологии и природных ресурсов РК от 14.06.2023 № 191 и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля _____________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактический контроль с посещением субъекта
(объекта) контроля _________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля _____________________________
___________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер / бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля __________________________________________
___________________________________________________________________
Адрес места нахождения _____________________________________________
___________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1.

2.

3.

4.

1.

Соблюдение нормативов допустимых выбросов, установленных для автомобилей и иных транспортных средств, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду



2.

Наличие заключенного оператором договора обязательного экологического страхования при эксплуатации объектов, включенных в перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности



3.

Сообщение о потенциальном факте причинения экологического ущерба, предварительной оценке его характера и масштаба, лицом, причинившим ущерб в течение двух часов с момента обнаружения



4.

Сообщение в срок не более двух часов с момента возникновении аварийной ситуации на объектах I и II категорий, в результате которой происходит или может произойти нарушение установленных экологических нормативов и/или экологических нормативов качества вод



5.

Не допущение засорения водных объектов, водосборных площадей водных объектов, ледяного и снежного покрова водных объектов, ледников



6.

Использование приборов учета объемов воды и ведение журнала учета водопотребления и водоотведения природопользователями, осуществляющими забор из подземных водных объектов и (или) сброс сточных вод в водные объекты, недра, в накопители сточных вод, на рельеф местности или имеющих замкнутый цикл водоотведения



7.

Недопущение сброса сточных вод независимо от степени их очистки в поверхностные водные объекты в зонах санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения, курортов, в местах, отведенных для купания



8.

Недопущение сброса сточных вод без предварительной очистки, за исключением сбросов шахтных и карьерных вод горно-металлургических предприятий в пруды-накопители и (или) пруды-испарители, а также вод, используемых для водяного охлаждения, в накопители, расположенные в системе замкнутого (оборотного) водоснабжения.



9.

Разработка и осуществление мероприятий по повторному использованию воды, оборотному водоснабжению операторами объектов I и (или) II категорий



10.

Предотвращение воздействия на окружающую среду и осуществление рекультивации земель после прекращения эксплуатации накопителей сточных вод и (или) искусственных водных объектов, предназначенные для естественной биологической очистки сточных вод



11.

Недопущение загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв, а также снятия плодородного слоя почвы в целях продажи или передачи его другим лицам, за исключением случаев, когда такое снятие необходимо для предотвращения безвозвратной утери плодородного слоя



12.

Проведение рекультивации нарушенных земель недропользователями при проведении операций по недропользованию, а также иные лица при выполнении строительных и других работ, связанных с нарушением земель



13.

Проведение ликвидации на основе анализа суммарной экологической пользы при возникновении аварийных разливов нефти на море, внутренних водоемах и в предохранительной зоне Республики Казахстан



14.

Наличие и применение закрытых контейнеров и специальных емкостей для перевозки сыпучих материалов, химических реагентов и опасных грузов, исключающих их попадание в окружающую среду



15.

Произведение заправки судов с помощью систем, исключающих разливы и утечки топлива и горюче-смазочных материалов в море



16.

Оснащение и применение суднами оборудования, не допускающего загрязнения палуб судов нефтепродуктами, сброса загрязненных сточных вод в водоемы



17.

Ведение недропользователем проводящий операции по недропользованию в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря ежегодного производственного мониторинга окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории



18.

Проведение мониторинга последствий аварийного загрязнения окружающей среды в случае возникновения аварийных ситуаций



19.

Проведение работ по консервации, обеспечение сохранности бурового основания и надежной герметизации скважины до момента возобновления работ в случае консервации скважин после завершения испытаний недропользователем



20.

Недопущение сжигания флюидов на факелах при эксплуатации скважин, за исключением случаев угрозы возникновения аварийной ситуации



21.

Недопущение сброса с судов нефти, загрязняющих веществ и содержащих их сточных вод, неочищенных балластных вод, пищевых отходов, бытового мусора и всех видов пластмасс в водные объекты



22.

Сжигание сырого газа на факеле, которое не признано уполномоченным органом в области углеводородов в качестве технологически неизбежного сжигания при технологическом сбое, отказе или отклонении в работе технологического оборудования



23.

При обнаружении недропользователями в пределах контрактной территории ранее пробуренных скважин обеспечение их принятия на баланс и проведение по ним мониторинга



24.

Недопущение складирования отходов вне специально установленных мест, предназначенных для их накопления и (или) захоронения



25.

Обеспечение раздельного сбора отходов лиц, осуществляющих операции по сбору отходов



26.

Недопущение смешивания отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами



27.

Обеспечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своевременного вывоза отходов к специализированным местам хранения, обезвреживания, переработки, утилизации или удаления, деятельности которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха



28.

Наличие паспорта опасных отходов



29.

Обеспечения восстановления или удаления образовавшихся отходов как можно ближе к источнику их образования, если это обосновано с технической, экономической и экологической точки зрения



30.

Разработка субъектом предпринимательства, осуществляющий предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, восстановлению и (или) удалению опасных отходов плана действий при чрезвычайных и аварийных ситуациях, которые могут возникнуть при управлении опасными отходами



31.

Наличие на месте захоронения опасных отходов хорошо видимых опознавательных знаков с указанием вида отхода, степени его опасности и даты захоронения



32.

Недопущение захоронения твердых бытовых отходов без их предварительной сортировки



33.

Наличие у оператора объектов I категории финансового обеспечения исполнения своих обязательств по ликвидации последствий эксплуатации объектов, в том числе в отношении требований, которые возникнут в будущем



34.

Наличие у владельца полигона письменного подтверждения получения каждой партии отходов, принятой на участке, и хранение данной документации в течение пяти лет



35.

Наличие на каждом полигоне оборудованной системы мониторинга атмосферных выбросов (свалочный газ), фильтрата и сточных вод, образующихся в депонированных отходах, для предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду



36.

Создание ликвидационного фонда для рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона



37.

Проведение оператором полигона мониторинга выбросов свалочного газа и фильтрата в течение тридцати лет для полигонов 1 класса, двадцати лет для полигонов 2 класса, пяти лет для полигонов 3 класса после закрытия полигона (части полигона)



38.

Уменьшение выбросов метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов и установки систем сбора и утилизации свалочного газа оператором полигона



39.

Осуществление хронологического учета количества, вида, происхождения отходов, пунктов назначения, частоты сбора, метода транспортировки и метода обращения лицами, осуществляющие операции по восстановлению или удалению опасных отходов, образователи опасных отходов, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, транспортировке и (или) обезвреживанию опасных отходов



40.

Недопущение захоронения опасных отходов на полигонах неопасных отходов



41.

Устранение (пресечение) факторов, а также на контроль, локализации и сокращение экологического ущерба, в целях предотвращения большего экологического ущерба или вредного воздействия на жизнь и (или) здоровье населения и окружающую среду, лицом, причинивший экологический ущерб, не позднее одного рабочего дня после обнаружения факта причинения экологического ущерба



42.

Обеспечение физическими и юридическими лицами, осуществляющими производство на территории Республики Казахстан и (или) ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки



43.

Соблюдение оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) требований за целевое использование платы производителей (импортеров), неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и функций, неиспользование и (или) ненадлежащее использование возможностей по реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)



44.

Разработка программы и проведение ремедиации компонентов природной среды



45.

Недопущение смешивания строительных отходов с другими видами отходов, кроме случаев восстановления строительных отходов



46.

Недопущение складирования отходов горнодобывающей промышленности вне специально установленных мест



47.

Недопущение накопления строительных отходов вне специально установленных мест



48.

Наличие на пунктах хранения отходов, содержащих стойкие органические загрязнители, средств защиты, обеспечивающих предотвращение влияния стойких органических загрязнителей на окружающую среду и здоровье населения



49.

Недопущение производства и использования пестицидов, в составе которых имеются стойкие органические загрязнители.



50.

Недопущение эксплуатации квотируемой установки субъектом квотирования без получения углеродных квот



51.

Недопущение осуществления квотируемой установкой квотируемых выбросов парниковых газов в объеме, превышающем количество углеродных единиц, имеющихся на соответствующем счете оператора квотируемой установки в государственном реестре углеродных единиц



52.

Разработка и исполнение субъектом квотирования плана мониторинга выбросов парниковых газов квотируемой установки на период действия Национального плана углеродных квот



53.

Представление достоверных данных о валидации и верификации независимыми аккредитованными организациями, аккредитованными органами по валидации и верификации



54.

Предоставление данных для ведения Государственного кадастра отходов



55.

Предоставление отчета в регистр выбросов и переноса загрязнителей



56.

Предоставление субъектом квотирования отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов для верификации в аккредитованный орган по валидации и верификации за предыдущий год



57.

Предоставление отчетов по инвентаризации опасных отходов



58.

Предоставление субъектом квотирования до первого апреля текущего года в государственный углеродный кадастр отчета об инвентаризации выбросов парниковых газов за предыдущий год



59.

Представление субъектом контроля в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды плана мероприятий по устранению выявленных нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля



      Должностное (ые) лицо (а)
      _________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии))
_________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии))
Руководитель субъекта контроля _________________ ___________
_________________________________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

  Приложение 3
к совместному приказу
исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 декабря 2015 года № 835
и Министра энергетики
Республики Казахстан
от 15 декабря 2015 года № 721

Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду

      Сноска. Приказ дополнен приложением 3 в соответствии с совместным приказом Министра энергетики РК от 19.11.2018 № 448 и Министра национальной экономики РК от 26.11.2018 № 80 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции совместного приказа и.о. Министра экологии и природных ресурсов РК от 14.06.2023 № 191 и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный орган, назначивший проверку __________________________
____________________________________________________________________
Акт о назначении проверки ____________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля ______________________________
____________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер / бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля ___________________________________________
____________________________________________________________________
Адрес места нахождения ______________________________________________
____________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1.

Наличие программы производственного экологического контроля



2.

Выполнение производственного экологического контроля в соответствии с программой производственного экологического контроля



3.

Осуществление производственного экологического мониторинга аккредитованными производственными или независимыми лабораториями



4.

Проведение оператором объекта внутренней проверки и сопоставление результатов производственного экологического контроля с условиями экологического разрешения



5.

Сообщение оператором объекта о фактах нарушения требований экологического законодательства, выявленных в ходе осуществления производственного экологического контроля в течение трех рабочих дней в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды



6.

Наличие специального подразделения либо приказа на работника, ответственного за организацию, проведение производственного экологического контроля и за взаимодействие с контролирующими органами



7.

Наличие экологического разрешения на объекты I и II категорий



8.

Выполнение условий экологического разрешения оператором, получивший экологическое разрешение, а также физическими и юридическими лицами, привлеченные оператором объекта для выполнения отдельных работ и (или) оказания отдельных услуг на территории соответствующего объекта I или II категории при его строительстве, реконструкции или эксплуатации



9.

Снижение выбросов стационарных источников вплоть до частичной или полной остановки их эксплуатации в периоды кратковременного загрязнения атмосферного воздуха в городских и иных населенных пунктах, вызванного неблагоприятными метеорологическими условиями



10.

Наличие на объектах I категории автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду



11.

Наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей среды



12.

Наличие и выполнение программы повышения экологической эффективности



13.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду



14.

Наличие и выполнение требований заключения экологической экспертизы



15.

Наличие установок очистки газов, обеспечивающих соблюдение нормативов качества окружающей среды и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух при размещении, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов I и II категорий



16.

Предоставление декларации о воздействии на окружающую среду для объектов III категории



17.

Не допущение применения ядохимикатов, удобрений на водосборной площади водных объектов, поступления и захоронения отходов в водные объекты, отведение в водные объекты сточных вод, не очищенных до показателей, установленных нормативами допустимых сбросов, проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерные и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ



18.

Обеспечение сооружениями и устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение водных объектов и их водоохранных зон и полос при проектировании, строительства и ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, сооружений (за исключением противоселевых, противооползневых и противопаводковых) и их комплексов



19.

Недопущение сброса не очищенных до нормативов допустимых сбросов сточных вод в водный объект или на рельеф местности



20.

Наличие программы управления отходами и выполнение ее требований объектами I, II категории и лицами, осуществляющими утилизацию и переработку отходов, или иные способы уменьшения их объемов и опасных свойств, а также осуществляющих деятельность, связанную с размещением отходов производства и потребления в зависимости от категории объекта



21.

Соблюдение сроков накопления отходов и установленных лимитов (для объектов I и II категорий) или объемов накопления отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду (для объектов III категории)



22.

Соблюдение сроков временного складирования отходов



23.

Наличие разрешений на производство работ с использованием озоноразрушающих веществ, ремонт, монтаж, обслуживание оборудования, содержащего озоноразрушающие вещества, транспортировку, хранение, рекуперацию, восстановление, утилизацию озоноразрушающих веществ



24.

Наличие лицензии для выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов



25.

Наличие уведомления о начале или прекращении деятельности по сбору, сортировке и (или) транспортировке отходов, восстановлению и (или) уничтожению неопасных отходов



26.

Предоставление отчета по результатам производственного экологического контроля



27.

Предоставление ежегодного отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды



28.

Предоставление отчетов по управлению отходами



      Должностное (ые) лицо (а) ________________________ ______________
______________________________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_________ _____________ _______________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля ___________________ ______________
______________________________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)

  Приложение 4
к совместному приказу
исполняющего обязанности
Министра национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 декабря 2015 года № 835
и Министра энергетики
Республики Казахстан
от 15 декабря 2015 года № 721

Проверочный лист в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов в отношении физических или юридических лиц, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду на выполнения работ (оказания услуг) по переработке, обезвреживанию, утилизации и (или) уничтожению опасных отходов

      Сноска. Совместный приказ дополнен приложением 4 в соответствии с совместным приказом и.о. Министра экологии и природных ресурсов РК от 14.06.2023 № 191 и Министра национальной экономики РК от 13.06.2023 № 111 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Государственный орган, назначивший проверку _______________________
_________________________________________________________________
Акт о назначении проверки _________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________
__________________________________________________________________
Индивидуальный идентификационный номер / бизнес-идентификационный номер
субъекта (объекта) контроля _________________________________________
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
__________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1.

Наличие в штате эколога (по образованию) имеющего практического опыта работы в области охраны окружающей среды не менее одного года



2.

Наличие в собственности или аренде у собственника производственного объекта (здания, строения, сооружения, помещения и/или полигона опасных отходов) предназначенного для приема, восстановления и/или удаления опасных отходов (в административно-территориальной единице – области, городе республиканского значения или столице, где производятся прием и операции по управлению опасными отходами)



3.

Наличие в собственности у собственника производственного комплекса (установки, оборудования и/или транспорта) для операций восстановления и/или удаления отходов



4.

Наличие разрешения на эмиссии окружающую среду и заключение государственной экологической экспертизы или комплексное экологическое разрешение



5.

Наличие страхового полиса по обязательному экологическому страхованию



6.

Наличие GPS устройства (трекер) на транспорте предприятия управляющего опасными отходами



      Должностное (ые) лицо (а) _________________________ ______________
      _______________________________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_________ _____________ ________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля ____________________ ______________
_______________________________________________________________
должность подпись фамилия, имя, отчество (при его наличии)


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.