Об утверждении Методики в области ведения статистики международной торговли товарами

Новый

Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 14 декабря 2015 года № 204. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 января 2016 года № 12906

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике», а также с подпунктом 2) пункта 13 Положения о Комитете по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2014 года № 33, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9779, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Методику в области ведения статистики международной торговли товарами.
      2. Управлению статистики услуг и энергетики совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Управлению статистики услуг и энергетики Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель                                     А. Смаилов

Утверждена         
приказом Председателя    
Комитета по статистике   
Министерства национальной  
экономики Республики Казахстан
от 14 декабря 2015 года № 204 

Методика в области ведения статистики
международной торговли товарами

1. Общие положения

      1. Настоящая Методика относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике».
      2. Методика определяет основные методы расчета статистических показателей по внешней и взаимной торговли, сопоставимых на международном уровне.
      3. Настоящая Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан при формировании статистических данных по статистике внешней и взаимной торговли.
      4. В настоящей Методике используются следующие определения:
      1) взаимная торговля Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) – торговля между государствами–членами ЕАЭС;
      2) внешняя торговля ЕАЭС – торговля государств–членов ЕАЭС с третьими странами;
      3) торгующая страна – страна, на территории которой зарегистрировано (постоянно проживает) юридическое или физическое лицо, продавшее или купившее товар;
      4) СИФ (стоимость, страхование, фрахт Инкотермс 2010) – условие поставки товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта страны–импортера;
      5) статистические досчеты – это научно–обоснованные статистические расчеты, позволяющие оценить (в стоимостных либо количественных измерениях) неучтенные официальным статистическим обследованием объемы того или иного явления на основе методов достижения полного охвата данных;
      6) страна отправления – страна, из которой начата международная перевозка товара, сведения о которой приведены в транспортных (перевозочных) документах;
      7) страна назначения – страна, где товар будет потребляться, использоваться или подвергнут переработке;
      8) статистическая стоимость товара – стоимость товара, выраженная в долларах Соединенных Штатов Америки (далее – доллары США), приведенная к единому базису цен (для экспортируемых товаров – по типу цен ФОБ, импортируемых – по типу цен СИФ), пересчет стоимости в доллары США осуществляется по официальному курсу Национального банка Республики Казахстан;
      9) страна происхождения – страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями или порядком, определенным таможенным законодательством ЕАЭС;
      10) импорт товаров – ввоз на территорию государства–члена ЕАЭС товаров, которые добавляются к запасам материальных ресурсов государства–члена ЕАЭС;
      11) экспорт товаров – вывоз с территории государства–члена ЕАЭС товаров, которые уменьшают запасы материальных ресурсов государства–члена ЕАЭС;
      12) фактурная стоимость – прямой денежный платеж продавцу, который не учитывает других платежей и которые включаются в стоимость сделки или исключены из нее;
      13) ФОБ (свободно на борту, Инкотермс 2010) – условие поставки товара, по которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

2. Сфера охвата данных

      5. Сфера охвата международной статистики торговли товарами определяется общими и специфическими руководящими принципами. Общие руководящие принципы представляют собой универсальное правило, а специфические руководящие принципы формулируются для подтверждения или уточнения порядка статистической обработки данных по ограниченному числу категорий товаров. Применение к ним общих руководящих принципов является недостаточно очевидным в связи с:
      специфическими особенностями товаров;
      спецификой или сложностью торговой операции или какими-либо практическими соображениями в отношении сбора данных.
      6. В качестве общего руководящего принципа, в статистике международной торговли товарами учитываются все товары, добавляющиеся к запасам материальных ресурсов страны или вычитающиеся из них в результате их ввоза (импорта) на ее экономическую территорию или вывоза (экспорта) за пределы ее экономической территории.
      7. В статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли учитываются следующие категории товаров:
      1) немонетарное золото, драгоценные металлы, не выступающие в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении;
      2) товары, реализуемые по счетам государства, включающие товары гражданского и военного назначения, при осуществлении правительствами регулярных коммерческих операций; товары, поставляемые по линии государственных программ внешней помощи; военные репарации и реституции;
      3) гуманитарная и техническая помощь;
      4) товары, поступающие в качестве дара;
      5) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок один год и более;
      6) товары, ввезенные (вывезенные) по договору финансовой аренды (лизинга);
      7) товары военного и двойного назначения;
      8) товары, ввезенные (вывезенные) по консигнационным соглашениям;
      9) товары, ввезенные (вывезенные) по бартерным соглашениям;
      10) товары, ввезенные (вывезенные) с целью их переработки, а также продукты переработки;
      11) товары, ввезенные (вывезенные) в качестве вкладов в уставные фонды;
      12) товары собственного производства предприятий с иностранными инвестициями;
      13) товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения, такие, как упакованные комплекты дискет или компакт-дисков с записанными на них компьютерными программами и (или) данными, аудио и видеоматериалы, предназначенные для общего или коммерческого использования (но не разработанные по индивидуальному заказу);
      14) возвращенные товары ранее экспортированные и учтенные в экспорте, а затем возвращенные товары учитываются как импорт. Аналогичным образом ранее импортированные и возвращенные товары учитываются как экспорт;
      15) товары, ввезенные (вывезенные) в результате операций между головными корпорациями и предприятиями их прямого инвестирования (филиалы, отделения);
      16) рыба, рыбопродукты, морепродукты, минералы с морского дна выловленные (добытые) и спасенный груз, сгруженные с иностранного судна в порту государства–члена ЕАЭС или приобретенные судном государства–члена ЕАЭС в открытом море у иностранного судна, а также проданные в открытом море;
      17) бункерное топливо, балласт, бортовые запасы и иные материалы учитываются при продаже их иностранным водным и воздушным судам на территории государства–члена ЕАЭС, а также при покупке их водными и воздушными судами государства–члена ЕАЭС с иностранных водных и воздушных судов на территории государства–члена ЕАЭС или сгруженные с иностранных водных и воздушных судов в порту государства–члена ЕАЭС;
      18) товары, отправленные международными почтовыми отправлениями;
      19) транспортные средства, ввезенные физическими лицами государства–члена ЕАЭС в целях постоянного размещения.
      8. В статистике взаимной торговли со странами ЕАЭС учитываются товары, являющиеся предметом коммерческих операций.
      9. В статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли не учитываются следующие категории товаров:
      1) товары, по стоимости не превышающие статистического порога;
      2) монетарное золото, национальная и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги, выпущенные в обращение;
      3) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:
      ввезенные (вывезенные) физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных законодательством государства–члена ЕАЭС;
      периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;
      товары, приобретенные дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, вооруженными силами, научными организациями на территории государства–члена ЕАЭС для собственных нужд;
      товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года;
      товары для обеспечения деятельности организаций государства–члена ЕАЭС за границей;
      товары, перемещенные трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ;
      припасы-товары для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей, а также предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей;
      водные и воздушные суда, ввезенные (вывезенные) в целях технического обслуживания;
      товары, ввезенные (вывезенные) в целях ремонта;
      товары, предназначенные для демонстрации и (или) использования в ходе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, а также культурных, спортивных, зрелищных и других мероприятий;
      товары, поставляемые в счет залога;
      образцы товаров;
      многооборотная транспортировочная тара;
      товары, ввезенные (вывезенные) по рекламациям;
      товары, вывезенные и учтенные в экспорте государства–члена ЕАЭС, при изменении таможенной процедуры в таможенной статистике внешней торговли повторно не учитываются (без изменения направления перемещения товара);
      товары, ввезенные и учтенные в импорте государства–члена ЕАЭС, при изменении таможенной процедуры в таможенной статистике внешней торговли повторно не учитываются (без изменения направления перемещения товара).

3. Момент учета экспорта и импорта товаров      

      10. По статистике внешней торговли моментом учета экспорта и импорта товаров является:
      1) при импорте – страна происхождения товара;
      2) при экспорте – страна последнего известного назначения (страна назначения) товара.
      11. По статистике взаимной торговли моментом учета экспорта и импорта товаров является:
      1) при импорте – страна отправления товара;
      2) при экспорте – страна назначения товара.

4. Классификация товаров

      12. Использование подробных товарных классификаций обусловлено необходимостью формирования возможностей для определения и описания в полном объеме данных о товарах в сопоставимой на международном уровне форме для их использования в статистических и аналитических целях, а также в рамках проведения переговоров по вопросам развития торговли.
      13. В Республике Казахстан в качестве классификатора товаров применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).
      14. Принцип построения ТН ВЭД ЕАЭС основан на распределении информации о кодах товаров в соответствии с пятью уровнями детализации:
      1-й уровень разделы;
      2-й уровень группа (подгруппы) (2-значный код);
      3-й уровень товарная позиция (4-значный код);
      4-й уровень субпозиция (6-значный код);
      5-й уровень – подсубпозиция (10-значный код).
      15. Номера разделов, подгрупп и подпозиций не участвуют в формировании кода. Высший уровень классификации разделы.
      16. Каждый товар по ТН ВЭД ЕАЭС имеет 10-значный цифровой код. Всего коды ТН ВЭД ЕАЭС состоят из 97 групп и 21 раздела, строго соблюдающих принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе.

5. Количественный учет товаров

      17. Количество является важным параметром статистики международной торговли, необходимое для использования в различных политических и аналитических целях, включая планирование развития транспортной инфраструктуры, составление энергетического баланса, а также балансов сельскохозяйственных и других сырьевых товаров, оценку воздействия международной торговли на окружающую среду, проверку стоимостных данных торговли и построение рядов торговых индексов.
      18. Единицы количественного учета отражают физические характеристики товаров. Так как они свободны от проблем определения стоимости товаров, количественные данные при их тщательном составлении представляют собой достоверный показатель международного перемещения товаров. Применение соответствующих единиц количественного учета также позволяет получить более сопоставимые на международном уровне данные о таких перемещениях, так как различия между страной-импортером и страной-экспортером при определении количественных показателей менее значительны, чем при определении стоимости. Показатели количества нередко используются для проверки достоверности стоимостных данных путем расчета так называемых единиц стоимости (стоимость, деленная на количество).
      19. В статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли применяются единицы количественного учета, указанные в ТН ВЭД ЕАЭС. Показатели веса учитываются на основе веса нетто, в килограммах.
      20. Вес нетто для товара, перемещаемого в упакованном виде – это масса товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товар представляется для розничной продажи, ее первичная упаковка отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товара. В остальных случаях вес нетто – это масса товара без учета какой-либо упаковки.
      21. Для отдельных товаров учет количества ведется также в дополнительных единицах измерения (штуки, литры, кубические метры и другие), предусмотренных ТН ВЭД ЕАЭС.

6. Стоимостная оценка товаров

      22. В отношении всех товаров, охваченных статистикой международной торговли товарами, как проданных, так и обмененных или поставленных без их оплаты учитывается их статистическая стоимость.
      23. В целях обеспечения сопоставимости данных статистики международной торговли товарами и исходя из различных аналитических потребностей и практики торговли и статистического учета в Республике Казахстан определяют:
      статистическую стоимость экспортируемых товаров по типу ФОБ;
      статистическую стоимость импортируемых товаров по типу СИФ.
      24. Пересчет статистической стоимости товара в доллары США осуществляется по курсу, установленному Национальным банком Республики Казахстан в статистике взаимной торговли на момент поступления товара на склад при импорте, на момент отгрузки товара со склада при экспорте.
      25. Базовые условия поставки товаров определяются в соответствии с Классификатором условий поставки, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378.
      26. Фактурная стоимость представляет собой ожидаемый прямой денежный платеж продавцу и не учитывает других платежей, включаемых в стоимость сделки или исключенных из нее. Фактурная цена служит отправной точкой при определении стоимости сделки.

7. Досчеты по ненаблюдаемой экономики по статистике
внешней и взаимной торговли товарами

      27. В целях обеспечения полноты официальной статистической информации государств–членов ЕАЭС необходимо проведение статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами.
      28. По опыту Европейских стран, в частности Федерального статистического ведомства Германии, для проведения неучтенных объемов внешней и взаимной торговли и достижения полного охвата данных досчеты делаются на свободную торговлю (ниже статистического порога), то есть на малые предприятия, освобожденные от предоставления статистической формы и на опоздавшие ответы и неответы.
      29. При немецкой процедуре досчетов речь идет о так называемом методе «сверху-вниз», досчет исходя из общей стоимости. Другие страны Европейского союза применяют так называемый метод «снизу-вверх», то есть другой подход, досчет на детальном уровне и распространение для общего результата.
      30. Метод «сверху-вниз» основывается на сравнении двух и более источников данных об одном и том же явлении. Данный метод используется для проведения досчетов неучтенных объемов взаимной торговли на ежемесячной основе.
      31. Источниками данных при использовании метода оценки расхождения служат сведения из документов, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при статистическом обследовании за взаимной торговлей и сведения из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представляемых в налоговые органы.
      32. Для определения стоимостного объема досчета от общего объема данных налоговых органов вычитается общий объем данных статистических органов.
      33. Распределение объема досчетов при методе «сверху-вниз» проводят пропорционально как по странам так и кодам ТН ВЭД, где общая полученная стоимость (разница с данными налоговых органов) делится на все страны и товарные позиции на уровне 2-х знаков (99 товарных позиций ТН ВЭД).
      34. При методе «снизу-вверх» наоборот, досчет делается на детальном уровне, где объемы по всем странам и статьям ТН ВЭД в итоге суммируют на общую полученную стоимость (разницу с данными налоговых органов).
      35. В целом за год в Германии досчет на экспорт составляет – 0,4%, на импорт – 1,2%.
      36. Досчет на неответы сокращаются с каждым пересмотром, начинающиеся во 2 месяце после первой публикации и составляет 6 следующих друг за другом пересмотров. Дополнительный годовой пересмотр за все месяцы в октябре следующего года.
      37. При досчете на неответы в Германии при экспорте досчет составляет около от 5,5% (первый результат) до 0,8% (окончательный результат при годичном пересмотре). При ввозе аналогично с 8,5% до 1,8%. Остаточный досчет представляет собой (фактическое) выпадение ответов.
      38. Досчетная доля для освобожденной торговли всегда остается равной до статистического порога респондентов (500 000 евро, со следующего года статистический порог составит 800 000 евро): экспорт 1,6%, импорт 3%.
      39. Общая стоимость досчетов берется из налоговой стоимости, но на момент публикации данных ее нет на руках, по причине передачи налоговых данных с задержкой. Для этого определяется коэффициент досчета, базирующийся на опытных значениях прошлых лет и представляет собой суммарный объем переданных значений в момент Х и разницы к общей стоимости.
      Основными преимуществами пересмотров данных являются:
      1) улучшение качества данных (более актуальные данные);
      2) гармонизация метода пересмотров в странах–членах;
      3) сокращение расхождений на детальном уровне.
      40. В Республике Казахстан ежегодно актуализируются данные по статистике взаимной торговли по итогам совместной работы по «зеркальному» сопоставлению данных с уполномоченными органами стран–партнеров по ЕАЭС.
      41. С 2016 года осуществится внедрение международного опыта по досчетам в национальную практику с учетом положений методологии ООН и Евразийской Экономической Комиссии.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.