О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями

Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343.

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ

      Настоящий Закон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, трудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Термины и определения, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения:

      1) специальные условия для получения образования – условия, включающие специальные учебные и индивидуально развивающие программы, методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями;

      2) ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;

      3) ребенок группы "риска" - ребенок (дети) до трех лет, имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      4) физический недостаток - стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррекционно-педагогической поддержки;

      4-1) диагностика – комплекс медицинских услуг, направленных на установление факта наличия или отсутствия заболевания у детей;

      5) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений; нарушения речи; нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении;

      6) сложный недостаток - любое сочетание психического и физического недостатков;

      7) тяжелый недостаток - психический и (или) физический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания, элементарными знаниями об окружающем мире и простыми трудовыми навыками или узкой профессиональной подготовкой;

      8) раннее вмешательство (ранняя поддержка) - социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей раннего возраста (до трех лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, диагностику, лечение, развивающее обучение;

      9) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      10) социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям в реализации их социальных прав и гарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функционированию;

      11) скрининг - массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы "риска";

      12) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13) медицинская реабилитация - комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма;

      13-1) социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями – деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

      14) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      15) специальное образование - образование, предоставляемое детям с ограниченными возможностями с созданием специальных условий;

      16) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      17) специальные организации образования - организации, созданные для диагностики и консультирования, психолого-педагогической поддержки, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другие организации;

      18) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      19) психологическое обследование - определение особенностей психического состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с ограниченными возможностями;

      20) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;

      21) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функций) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельности детей;

      22) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к игровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;

      23) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой деятельности или профессии с учетом имеющегося психического и (или) физического недостатка;

      24) индивидуальная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - перечень медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры;

      25) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральные исполнительные органы, осуществляющие руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения.

      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями

      1. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

      3. Отношения, связанные с государственной поддержкой детей-сирот, детей с психическими заболеваниями, малообеспеченных семей и иных категорий лиц, нуждающихся в государственной поддержке, регулируются настоящим Законом лишь в той части, в какой это связано с социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями.

Статья 3. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями, ее цели, задачи и принципы

      1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.

      2. Целями социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:

      1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонений от нормального развития;

      2) профилактика отставания и нарушений в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности;

      3) снижение уровня детской инвалидности;

      4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной их социальной адаптации.

      3. Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:

      1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями;

      2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги;

      3) социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;

      4) социальная поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;

      5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;

      6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.

      4. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах:

      1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям;

      2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку;

      3) доступность и равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса;

      4) индивидуальность подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.

Глава 2. Государственное регулирование
вопросов социальной и медико-педагогической
коррекционной поддержки детей
с ограниченными возможностями

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:

      1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      2) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      3) по представлению уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан утверждает бесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;

      4) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      5) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 № 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан

      Уполномоченный орган в области охраны здоровья граждан:

      1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы "риска" в субъектах (объектах) здравоохранения, оказывающих услуги родовспоможения, организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и (или) консультативно-диагностическую помощь, и направления результатов скрининга и детей группы "риска" в психолого-медико-педагогические консультации;

      2) определяет порядок организации диагностики, лечения различных видов патологии детей с физическими и (или) психическими недостатками;

      3) обеспечивает совместно с уполномоченным органом в области образования подготовку врачей общей практики, педиатров и средних медицинских работников по вопросам раннего выявления детей группы "риска";

      4) способствует использованию международного опыта по диагностике и лечению детей с ограниченными возможностями;

      5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в области образования

      Уполномоченный орган в области образования:

      1) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2) определяет единые принципы и нормативы специальных условий для получения образования;

      2-1) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      3) Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4) устанавливает перечень типов и видов специальных организаций образования; определяет необходимое количество мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании;

      5) устанавливает обязательные минимальные требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями;

      6) определяет методики аттестации обучающихся;

      7) совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальной защиты разрабатывает и утверждает нормативные требования на технические средства обучения детей с ограниченными возможностями;

      7-1) совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальной защиты определяет стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;

      8) осуществляет координацию деятельности по научно-методическому обеспечению организаций образования;

      9) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области специального образования;

      10) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      11) (исключен);

      12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 27.07.2007 № 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения

      Уполномоченный орган в области социальной защиты:

      1) (исключен);

      2) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      3) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним, оказывает методическую помощь социальным работникам;

      4) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальных услуг;

      5) (исключен);

      6) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      7) разрабатывает стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания;

      8) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Компетенция органов местного государственного управления

      1. Местные представительные органы области, города республиканского значения, столицы осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.

      2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):

      1) разрабатывают положение об отделении социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями из числа лиц с инвалидностью, создают отделения социальной помощи на дому;

      2) осуществляют материально-техническое обеспечение государственных организаций, занятых вопросами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;

      3) организуют скрининг в субъектах (объектах) здравоохранения, оказывающих услуги родовспоможения, организациях здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и (или) консультативно-диагностическую помощь;

      4) обеспечивают с согласия родителей или иных законных представителей направление результатов скрининга и детей группы "риска" в психолого-медико-педагогические консультации;

      5) организуют обучение детей с ограниченными возможностями в специальных организациях образования и создают условия для их обучения в других организациях образования;

      6) (исключен)

      7) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации и аттестацию кадров, работающих в специальных организациях образования и в сфере выявления, учета и коррекции психических и (или) физических недостатков;

      8) координируют деятельность по организации и оказанию социальной помощи по уходу за детьми с тяжелыми недостатками;

      9) обеспечивают реализацию прав на гарантированное медицинское обслуживание и бесплатное образование с соблюдением общегосударственных стандартов, а также получение социальной помощи и специальных социальных услуг;

      10) обеспечивают защиту прав и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;

      11) содействуют в трудоустройстве детей с ограниченными возможностями;

      12) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      3. Решением акима области, города республиканского значения, столицы создаются психолого-медико-педагогические консультации в городах республиканского и областного значения, столице, а также в районных центрах на пятьдесят тысяч детского населения; реабилитационные центры – в городах республиканского и областного значения, столице; кабинеты психолого-педагогической коррекции – в городах республиканского и областного значения, столице, а также в районных центрах.

      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и
медико-педагогической коррекционной
поддержки детям с ограниченными возможностями

Статья 9. Организации, оказывающие медицинские, специальные образовательные и специальные социальные услуги детям с ограниченными возможностями

      1. Медицинские услуги оказываются субъектами здравоохранения, имеющими профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность.

      2. К медицинским услугам относятся:

      1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с целью выявления детей группы "риска" (скрининг);

      2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии;

      3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развитии;

      4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      3. Специальные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации: психолого-медико-педагогические консультации, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские сады и другие организации образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.

      4. К специальным образовательным услугам относятся:

      1) углубленное и комплексное обследование детей с целью оценки особых образовательных потребностей;

      2) специальная психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями;

      3) обучение и воспитание по специальным учебным программам;

      4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      5. Организациями, оказывающими специальные социальные услуги, являются организации образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

      6. К специальным социальным услугам относятся:

      1) оказание социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о социальной защите;

      2) предоставление услуг по протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями;

      3) обеспечение специальными техническими и компенсаторными средствами;

      4) оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;

      5) предоставление услуг социальных работников.

      Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 27 июля 2007 года № 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.04.2023 № 226-VII (вводится в действие с 01.07.2023).

Статья 10. Психолого-медико-педагогические консультации

      1. Психолого-медико-педагогическая консультация является организацией образования, осуществляющей обследование и консультирование детей, оценку особых образовательных потребностей и специальных условий для получения образования, определение образовательной программы, а также направляющей на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями.

      Организация деятельности психолого-медико-педагогических консультаций определяется правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан и в области социальной защиты населения.

      2. Психолого-медико-педагогические консультации направляют детей с ограниченными возможностями в специальные организации образования и другие организации для получения медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг только с согласия родителей и иных законных представителей.

      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Организация образования детей с ограниченными возможностями

      1. Исключен Законом РК от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.

      Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

      3. Специальные организации образования создают специальные условия для получения образования детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и (или) слуха, и (или) речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, с использованием жестового языка, азбуки Брайля, других альтернативных шрифтов, методов общения и обучения.

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 27.07.2007 № 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 07.12.2009 № 222-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 27.12.2019 № 294-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Государственная статистическая отчетность

      Сноска. Статья 12 исключена Законом РК от 19.03.2010 № 258-IV

Статья 13. Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки

      Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки осуществляется за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. В статью 13 внесены изменения - Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.).

Статья 14. Трудовая подготовка и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями

      1. Дети с ограниченными возможностями могут получать профессиональное образование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовании.

      2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, в специальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональная диагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования.

      3. Техническое и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных организациях образования.

      Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным законами РК от 20 декабря 2004 г. № 13 (вводится в действие с 1 января 2005 г.); Законом РК от 27 июля 2007 года № 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Права детей с ограниченными возможностями,
права и обязанности их родителей и иных
законных представителей

Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями

      1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на:

      1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      2) бесплатное обследование в субъектах здравоохранения, психолого-медико-педагогических консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      3) бесплатную медико-психолого-педагогическую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени ее выраженности, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической консультации;

      4) бесплатное обеспечение по медицинским показаниям протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      5) получение бесплатного предшкольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных организациях образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций;

      6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, послесреднее, высшее образование в государственных организациях образования в пределах государственных образовательных программ;

      7) трудоустройство по окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.

      8) первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения.

      2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют лица с инвалидностью первой и второй групп, лица с инвалидностью с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.

      3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке.

      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными Законом РК от 27 июля 2007 года № 320 (порядок введения в действие см. ст.2); от 26.06.2021 № 56-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 16. Права родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможностями

      Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:

      1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации;

      2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг;

      3) на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки;

      4) на возмещение затрат на обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа детей с инвалидностью по индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых по решению местных представительных органов.

      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными законами РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 17. Обязанности родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможностями

      1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимо обязанностей, установленных законодательством, должны обеспечивать своим детям содержание, воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать их права и интересы, участвовать в реализации индивидуальной программы реабилитации.

      2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями за уклонение от выполнения обязанностей по уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесение вреда их здоровью несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 19. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года.

     
      Президент
Республики Казахстан

On Social and Medical Pedagogical Correctional Assistance for Children with Disabilities

The Law of the Republic of Kazakhstan dated 11 July 2002 No. 343.

      Unofficial translation

      This Law determines the forms and methods of social, medical and pedagogical correctional assistance for children with disabilities, is oriented to creation of effective help system for children with defects in development, solution of problems linked with their nurturing, teaching, labour and professional training, preventive treatment of children’s disability.

Chapter 1. General provisions

Article 1. Terms and definitions used in this Law

      The following terms and definitions are used in this Law:

      1) special conditions for receiving education – conditions, which include special educational and individually developing programs, teaching methods, technical, educational and other means, living environment, psychological and pedagogical support, medical, social and other services, without which it is impossible to master educational programs for children with disabilities;

      2) child (children) with disabilities – a child (children) with physical and (or) mental defects under eighteen years having restriction of life activity conditioned by congenital, hereditary, acquired diseases or consequences of injuries confirmed in established manner;

      3) “risk” group child – a child (children) under three years having high possibility of delay in physical and (or) mental development in the absence of early interruption and rendering of social and medical pedagogical correctional assistance;

      4) physical defect – stable violation of development and (or) functioning of organ (organs) requiring long termed social, medical and correctional pedagogical assistance;

      4-1) diagnostics – a set of medical services aimed at establishing the fact of the presence or absence of a disease in children;

      5) mental defect – temporary or permanent defect in development and (or) functioning of the mentality of a human including: consequences of sensory defects; speech disorder; defect of emotional-volitional sphere; consequences of brain injury; defect of mental development including mental retardation; delay of mental development and specific difficulties in teaching linked with it;

      6) complex defect – any combination of mental and physical defects;

      7) grave defect – mental and (or) physical defect expressed in such a grade that education in accordance with the state (including special) educational standards is unavailable and possibilities of education are restricted by mastering the skills of self-service, rudimentary knowledge on environment and simple labour skills or particular professional training;

      8) early intervention (early support) - social and medical pedagogical correctional support of children of the tender age (under three years) including screening of psychophysical defects, medical psychological-pedagogical diagnostics, treatment, developing training;

      9) social adaptation – active adaptation of children with disabilities to conditions of social environment by acquisition and perception of values, rules and standards of behavior accepted in society, and labour training in the process of purposeful social and medical pedagogical correctional assistance;

      10) social work – activity on rendering of assistance to separate persons, families in implementation of their social rights and guarantees by compensation of defected or lost functions impeding to their full social functioning;

      11) screening – mass standardize examination for the purpose of detection of the “risk” group children;

      12) Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      13) medical rehabilitating – complex of medical measures oriented to treatment, restoration of defected or lost functions of organism;

      13-1) social and medical pedagogical correctional support of children with disabilities – the activities of organizations of education, social protection of the population, health care, providing special social, medical and educational services, providing children with disabilities with conditions for overcoming and compensating for disability and aimed at creating opportunities for them to participate in society on an equal footing with other citizens;

      14) Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      15) special education – education provided to children with disabilities with creation of special conditions;

      16) Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      17) special organizations of education - organizations established for diagnostics and counseling, psychological and pedagogical support, education and upbringing of children with disabilities: psychological, medical and pedagogical consultations, rehabilitation centers, psychological and pedagogical correction rooms, kindergartens, speech therapy centers at schools and other organizations;

      18) Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      19) psychological examination – determination of special aspects of mental condition and potential possibilities of mental development of children with disabilities;

      20) social survey – determination of the grade of social deficiency that may be conditioned by restriction of physical independence, mobility, ability to engage in ordinary activities, economic self-reliance and ability to integration in society considering age standards for children of the relevant age;

      21) medical examination – determination of the type, gravity of defect (absence) of the function (functions) of separate organ or organism in general conditioning the restriction of life activity of children;

      23) pedagogical examination – determination of special aspects of intellectual development of children and their potential possibilities to play activity, obtaining of education and communication considering the age standards for children of the relevant age;

      23) professional diagnostics – determination of potential possibilities of children to mastering and performance of the skills of labour activity or profession considering existing mental and (or) physical defect;

      24) individual program of rehabilitating of a child with disabilities – the list of medical, psychological, pedagogical and social measures oriented to restoration of ability of a child to communal, public, professional activity in accordance with the structure of his (her) needs, circle of interests, level of aspiration considering forecasting of the level of his (her) somatic condition, psychophysical endurance, social status of family and possibilities of social infrastructure;

      25) authorized state body (hereinafter – authorized body) – central executive bodies carrying out management in the field of protection of health of citizens, education, social protection of population.

      Footnote. Article 1 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 2. Legislation of the Republic of Kazakhstan on social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities

      1. The legislation of the Republic of Kazakhstan on social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan and consists of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. If international treaty ratified by the Republic of Kazakhstan establishes other rules than those contained in this Law, the rules of international treaty shall be applied.

      3. Relations linked with state assistance of orphaned children, children with mental diseases, needy families and other categories of persons being in need of state assistance shall be regulated by this Law inasmuch as it is linked with social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities.

Article 3. Social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities, its purposes, tasks and principles

      1. Social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities shall begin from the birth of the child until his (her) attainment of majority age by conduct of mass complex medical, psychological, pedagogical and social examinations and professional diagnostics, development of individual program of rehabilitating, rendering of medical, pedagogical, psychological, social services and labour training.

      2. The purposes of social and medical pedagogical assistance are:

      1) early (from the birth) detection of congenital and hereditary diseases, deviations from normal development;

      2) preventive treatment of delay and defects in development of children, prevention of the severe forms of disability;

      3) recession of level of children’s disability;

      4) compensation or restoration of physical, mental and other abilities of children with disabilities, realization of their social rights, assistance of the most fullest their social adaptation.

      3. Tasks of social and medical pedagogical correctional assistance are:

      1) creation of the unified state system of detection and recording of children with disabilities;

      2) development of the network of organizations carrying out special educational and special social services;

      3) social adaptation of children with disabilities;

      4) social assistance of families having the children with disabilities;

      5) staff, scientific and organizational methodical assistance of organizations carrying out social and medical pedagogical correctional assistance;

      6) integration of the activity of organizations of social protection of population, health care service, education on the issues of social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities.

      4. Social and medical pedagogical correctional assistance is based on the following principles:

      1) guarantee rendering of social assistance and rehabilitating assistance for children with disabilities and their families;

      2) assistance of family having a child with disabilities, and specialists of organizations carrying out social and medical pedagogical correctional assistance;

      3) availability and equal rights of children for early assistance and education independently from the grade of restriction of abilities, age, social status;

      4) individuality of approach to each child and differentiation of rendering social and medical pedagogical correctional assistance.

Chapter 2. State regulation of the issues of social and
medical pedagogical correctional assistance for children
with disabilities

Article 4. Competence of the Government of the Republic of Kazakhstan

      The Government of the Republic of Kazakhstan shall:

      1) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);
      2) excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 19.04.2023 No. 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

      3) approve gratuitous guaranteed volume of medical aid in the scope of social and medical pedagogical correctional assistance for children with disabilities upon recommendation of the authorized body in the field of protection of health of citizens;

      4) excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);
      5) excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 19.04.2023 No. 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).
      Footnote. Article 4 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 27.07.2007 No. 320 (the order of enforcement see Article 2); dated 05.07.2011 No. 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011); dated 10.07.2012 No. 31-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 19.04.2023 No. 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 5. Competence of the authorized body in the field of protection of health of citizens

      Authorized body in the field of protection of health of citizens shall:

      1) determine the procedure for organizing the screening for maximum early detection of the “risk” group children in the subjects (objects) of health care providing obstetric services, health care organizations providing primary health care and (or) consultative and diagnostic care, and sending the results of screening and children of the “risk” group to psychological, medical and pedagogical consultations;

      2) determine procedure for organizing diagnostics, treatment of different types of pathology of children with physical and (or) mental defects;

      3) ensure training of general practitioners, pediatrists and paramedical workers jointly with the authorized body in the field of education on the issues of early detection of the “risk” group children;

      4) promote use of international experience on diagnostics and treatment of children with disabilities;

      5) carry out other powers provided by this Law, other Laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 5 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 05.07.2011 No. 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 6. Competence of the authorized body in the field of education

      Authorized body in the field of education shall:

      1) Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      2) determine uniform principles and standards of special conditions for receiving education;

      2-1) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);
      3) Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      4) establish the list of types and forms of special educational organizations; determine necessary quantity of places in educational organizations for persons being in need of special education;

      5) establish compulsory minimum requirements to material and technical and educational-methodical equipment and ensuring of educational organization carrying out teaching of children with disabilities;

      6) determine methods of attesting the educates;

      7) develop and approve standard requirements for technical means of teaching the children with disabilities jointly with the authorized bodies in the field of protection of health of citizens, social protection;

      7-1) together with the authorized bodies for citizens’ health protection, social welfare, determine the standards of social services and social security in social and medical-pedagogical correctional support for children with disabilities;

      8) carry out coordination of activity on scientific methodical ensuring of educational organizations;

      9) carry out state control of performance of the legislation of the Republic of Kazakhstan and regulatory legal acts in the field of special education;

      10) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);
      11) (is excluded)

      12) carry out other powers provided by this Law, other Laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 6 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 20.12.2004 No. 13 (shall be enforced from 01.01.2005); dated 27.07.2007 No. 320 (the order of enforcement see Article 2); dated 19.03.2010 No. 258-IV; dated 05.07.2011 No. 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011); dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 19.04.2023 No. 223-VII (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 7. Competence of the authorized body in the field of social protection of population

      Authorized body in the field of social protection shall:

      1) (is excluded);
      2) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);

      3) determine functions and character of activity of social employees, establish the list of specialties and qualification requirements to them, render methodical assistance to social employees;

      4) develop social standards, types and forms of providing special social services;

      5) (is excluded);
      6) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 13.01.2014 No. 159-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      7) develop the standards of social service, procedure for gratuitous social service;

      8) is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 13.06.2013 No. 102-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication);

      9) carry out other powers provided by this Law, other Laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 7 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 20.12.2004 No. 13 (shall be enforced from 01.01.2015); dated 05.07.2011 No. 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011); dated 10.07.2012 No. 31-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 13.06.2013 No. 102-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 13.01.2014 No. 159-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 8. Competence of bodies of local government

      1. Local representative bodies of oblast, city of republican significance, the capital shall carry out the powers on ensuring of rights and legal interests of citizens in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. Local executive bodies of oblast (city of republican significance, the capital) shall:

      1) develop a regulation on the department of social assistance at home for children with disabilities from among individuals with disabilities, create departments of social assistance at home;

      2) carry out material technical ensuring of state organizations engaged in the issues of social and medical pedagogical correctional assistance for children with disabilities;

      3) organize screening in the subjects (objects) of health care providing obstetric services, health care organizations providing primary health care and (or) consultative and diagnostic care;

      4) ensure with the consent of parents or other legal representatives the direction of screening results and of the “risk” group children to psychological medical pedagogical counseling;

      5) organize teaching of children with disabilities in special educational organizations and create conditions for their teaching in other educational organizations;

      6) (is excluded)

      7) plan and organize retraining, raise of qualification and attestation of staff working in special educational organizations and in the scope of detection, recording and correction of mental and (or) physical defects;

      8) coordinate activity on organization and rendering of social assistance on care of children with gross defects;

      9) ensure realization of rights for guaranteed medical service and gratuitous education in compliance with general state standards, as well as receipt of social assistance and special social services;

      10) ensure protection of rights and counselling assistance for families raising the children with disabilities;

      11) assist in arrangement of labour of children with disabilities;

      12) carry out other powers imposed on local executive bodies by the legislation of the Republic of Kazakhstan in the interests of local government.

      3. By the decision of the akim of the region, the city of republican significance, the capital, psychological, medical and pedagogical consultations shall be created in the cities of republican and regional significance, the capital, as well as in regional centers for fifty thousand children; rehabilitation centers - in cities of republican and regional significance, the capital; offices of psychological and pedagogical correction - in cities of republican and regional significance, the capital, as well as in regional centers.

      Footnote. Article 8 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 20.12.2004 No. 13 (shall be enforced from 01.01.2005); dated 05.07.2011 No. 452-IV (shall be enforced from 13.10.2011); dated 03.07.2013 No. 124-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 03.12.2015 № 433-V (shall be enforced from 01.01.2016); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 27.06.2022 № 129-VII (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Chapter 3. Activity on rendering of social medical
pedagogical correctional assistance for children
with disabilities

Article 9. Organizations rendering medical, special educational and special social services for children with disabilities

      1. Medical services shall be carried out by health care subjects focused on a preventive, diagnostic, therapeutic, rehabilitation and palliative care.

      2. Medical services shall include:

      1) mass standardize examination of children of the tender age for the purpose of detection of the “risk” group children (screening);

      2) depth diagnostics of congenital, hereditary and acquired pathology;

      3) medical correction and rehabilitating of children with deviations in psychophysical development;

      4) other services rendered in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      3. Special educational services for children with disabilities shall be rendered by special organizations: psychological medical pedagogical counseling, offices of psychological pedagogical correction, rehabilitating centres, logopedic rooms, kindergartens and other educational organizations in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan on education.

      4. Special educational services shall include:

      1) in-depth and comprehensive examination of children for the purpose of determination of special educational needs;

      2) special psychological pedagogical support of children with disabilities;

      3) training and education according to special education programs;

      4) other services rendered in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      5. Organizations rendering special social services are the organizations of education, healthcare and social protection of the population.

      6. Special social services shall include:

      1) provision of social assistance in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan on social protection;

      2) provision of services on prosthesis and supply of prosthetic and orthopaedic appliances;

      3) supply of special technical and compensational means;

      4) rendering of counseling assistance to families raising the children with disabilities;

      5) rendering of service of social employees.

      Legal status of social employees shall be determined by the legislative acts of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 9 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27 July 2007 No. 320 (the order of enforcement see Article 2); dated 03.12.2015 № 433-V (shall be enforced from 01.01.2016); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 27.06.2022 № 129-VII (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 20.04.2023 No. 226-VII (shall be enforced from 01.07.2023).

Article 10. Psychological medical pedagogical counseling

      1. Psychological medical pedagogical counseling is an educational organization that carry out examination and counseling of children, determination of special educational needs and special conditions for receiving education, determination of an educational program, as well as a guide to special psychological and pedagogical support for children with disabilities.

      Organization of activity of psychological medical pedagogical counseling shall be determined by the rules approved by the authorized body in the field of education in coordination with the authorized bodies in the field of protection of health of citizens and in the field of social protection of population.

      2. Psychological medical pedagogical counseling shall direct children with disabilities to special organizations of education and other organizations to receive medical, special educational and special social services only with the consent of parents and other legal representatives.

      Footnote. Article 10 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13 (shall be enforced from 1 January 2015); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 11. Educational organization of the children with disabilities

      1. Excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

      2. Children with disabilities shall have the right to obtain education in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan on education.

      The state shall assist of professional training of the children with disabilities.

      3. Special education organizations shall create special conditions for the education of children who have disorders of the musculoskeletal system, vision and (or) hearing, and (or) speech, intelligence, emotional-volitional sphere, using sign language, Braille, other alternative fonts, communication methods and training.

      Footnote. Article 11 as amended by the Laws of the Republic of Kazakhstan dated 27.07.2007 No. 320 (the order of enforcement see Article 2); dated 07.12.2009 No. 222-IV (the order of enforcement see Article 2); dated 03.12.2015 № 433-V (shall be enforced from 01.01.2016); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 27.06.2022 № 129-VII (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 12. State statistical reporting

      Footnote. Article 12 is excluded by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 19.03.2010 No. 258-IV

Article 13. Financing of social and medical pedagogical correctional assistance

      Financing of social and medical pedagogical correctional assistance shall be carried out at the expense of budget funds, as well as other sources not prohibited by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 13 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13 (shall be enforced from 1 January 2005).

Article 14. Labour activity and professional education of the children with disabilities

      1. Children with disabilities may obtain professional education in accordance with the legislative acts of the Republic of Kazakhstan on education.

      2. Labour training of the children with disabilities shall be conducted in a family, in special educational organizations. For determination of possibilities and character of future profession activity of the children with disabilities, the professional diagnostics shall be conducted in professional counseling centres, special education organizations.

      3. Technical and vocational education of children with disabilities shall be carried out in special educational organizations.

      Footnote. Article 14 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 20 December 2004 No. 13 (shall be enforced from 1 January 2005); Law of the Republic of Kazakhstan dated 27 July 2007 No. 320 (the order of enforcement see Article 2); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Chapter 4. Rights of children with possibilities, rights and
obligations of their parents and other legal representatives

Article 15. Rights of children with disabilities

      1. Children with disabilities shall have the right to:

      1) guaranteed gratuitous obtainment of social and medical pedagogical correctional assistance;

      2) free of charge examination in the subjects of health care, psychological, medical and pedagogical consultations or departments of medical and social expertise and free medical care in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      3) gratuitous medical psychological pedagogical correction of physical or mental deficiency from the date of detection, independently from the grade of its intensity in accordance with conclusion of psychological medical pedagogical counseling;

      4) gratuitous ensuring on medical indications of prosthetic and orthopaedic appliances and footwear, printed publications with special font, loudspeaker equipment and signalling devices, compensational technical means in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      5) receiving free of charge pre-school and general secondary education in special educational organizations or state educational organizations in accordance with the conclusion of psychological, medical and pedagogical consultations;

      6) free of charge, on a competitive basis, technical and vocational, post-secondary, higher education in state educational organizations within the framework of state educational programs;

      7) arrangement of labour upon graduation in accordance with obtained education and (or) professional training in the manner determined by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      8) priority service in health care organizations.

      2. When participating in the competition for free state education through budget financing, educational grants, in case of the same indicators, individuals with disabilities of the first and second groups, individuals with disabilities from childhood, who, according to the conclusion of the departments of medical and social expertise, shall not be contraindicated in the relevant educational organizations, have the preferential right.

      3. Children with disabilities from among the orphaned children and those being left without parental custody being on full state security, after ending of staying in special educational organizations and attainment of the majority age shall be provided by dwelling place by local executive bodies in the manner established by the legislation.

      Footnote. Article 15 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27 July 2007 No. 320 (the order of enforcement see Article 2); dated 26.06.2021 No. 56-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); dated 27.06.2022 № 129-VII (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 16. Rights of parents and other legal representatives of children with disabilities

      Parents and other legal representatives of children with disabilities shall have the right to:

      1) attend upon certification of the child in psychological medical pedagogical counseling;

      2) receive trustworthy information on results of examining the child, purposes and results of individual social and medical pedagogical correctional assistance, consult in bodies and organizations engaged in rendering of medical, special educational and special social services;

      3) receipt of social medical pedagogical correctional assistance by their children established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      4) to reimburse the costs of home schooling for children with disabilities from among children with disabilities according to an individual curriculum in the manner and amount determined by the decision of local representative bodies.

      Footnote. Article 16 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 13.06.2013 No. 102-V (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); dated 27.06.2022 № 129-VII (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 17. Obligations of parents and other legal representatives of children with disabilities

      1. Parents and other legal representatives of children with disabilities besides the obligations established by the legislation shall provide maintenance, nurturing, education, medical inspection, treatment to their children, care for them, protect their rights and interests, participate in development of individual rehabilitating program.

      2. Parents and other legal representatives of the children with disabilities shall bear responsibility for avoidance from performance of obligations on care and nurturing of children, abusive treatment with them, infliction of harm to their health, established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 5. Final provisions

Article 18. Responsibility for breach of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of social and medical pedagogical correctional assistance of children with disabilities

      Persons being guilty in the breach of the legislation of the Republic of Kazakhstan in the field of social and medical pedagogical correctional assistance of the children with disabilities shall bear responsibility established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 19. Order of enforcement of this Law

      This Law enters into force from 1 January 2003.

      The President
of the Republic of Kazakhstan