Об аккредитации в области оценки соответствия

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 5 июля 2008 года N 61-IV.

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано оглавление

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области аккредитации органов по оценке соответствия, а также связанные с ними отношения.

      Сноска. Преамбула с изменением, внесенным Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) аккредитация - процедура официального признания органом по аккредитации компетентности заявителя выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

      2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый органом по аккредитации, удостоверяющий компетентность субъектов аккредитации выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

      2-1) отзыв аттестата аккредитации - решение органа по аккредитации о временном признании недействительными аттестата аккредитации или части области аккредитации субъекта аккредитации в случае несоответствия субъекта аккредитации критериям аккредитации, на соответствие которым он аккредитовался, до устранения причин, послуживших основанием для отзыва аттестата аккредитации;

      3) знак аккредитации - обозначение, предоставляемое органом по аккредитации субъекту аккредитации для информирования третьих лиц о прохождении процедуры аккредитации;

      3-1) Совет по аккредитации – постоянно действующий консультативно-совещательный орган, созданный в целях стратегического развития системы аккредитации, обеспечения открытости и доступности информации в области аккредитации;

      4) орган по аккредитации – республиканское государственное предприятие, осуществляющее деятельность по аккредитации и являющееся членом международных организаций по аккредитации;

      4-1) эксперты-аудиторы по аккредитации – физические лица, аттестованные в порядке, определяемом органом по аккредитации;

      5) система аккредитации - совокупность государственных органов, физических и юридических лиц, осуществляющих работу в сфере аккредитации в области оценки соответствия в пределах их компетенции;

      6) критерии аккредитации - совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель для его аккредитации и субъект аккредитации;

      7) актуализация материалов аккредитации - внесение изменений в документы субъекта аккредитации, не влекущих переоформления аттестата аккредитации;

      8) область аккредитации - официально признанные объекты оценки соответствия, на которые распространяется аккредитация;

      9) расширение области аккредитации - процесс увеличения субъектом аккредитации перечня объектов оценки соответствия;

      10) сокращение области аккредитации - процесс уменьшения субъектом аккредитации перечня объектов оценки соответствия;

      11) исключен Законом РК от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования);

      12) реестр субъектов аккредитации - единая система учета субъектов аккредитации;

      13) субъект аккредитации – орган по оценке соответствия, прошедший аккредитацию в порядке, установленном настоящим Законом;

      13-1) мониторинг деятельности субъекта аккредитации – совокупность мер по сбору, обработке, анализу и использованию сведений и информации о деятельности субъектов аккредитации на предмет соответствия критериям аккредитации, осуществляемых органом по аккредитации в соответствии с настоящим Законом;

      13-2) схема аккредитации – правила и процессы, относящиеся к аккредитации органов по оценке соответствия, к которым применяются идентичные требования;

      13-3) оценка – процесс, осуществляемый органом по аккредитации с целью определения компетентности заявителя (субъекта аккредитации) на основе документов по стандартизации и в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      13-4) техника оценки – метод, используемый органом по аккредитации для проведения оценки в соответствии с документами по стандартизации, в том числе международных организаций по аккредитации, членом которых является орган по аккредитации;

      14) исключен Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

      14-1) калибровочная лаборатория (центр) – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее калибровку средств измерений;

      15) свидетельская оценка – наблюдение органом по аккредитации за органом по оценке соответствия, выполняющим деятельность по оценке соответствия в пределах своей области аккредитации;

      15-1) повторная аккредитация - очередная процедура официального признания органом по аккредитации компетентности заявителя выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

      15-2) исключен Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

      16) юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений - юридические лица, аккредитованные на проведение работ по метрологической аттестации методик выполнения измерений;

      17) сличение результатов поверки и калибровки средств измерений - сравнение результатов исследований, метрологических характеристик средств измерений;

      18) заявитель - юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию;

      19) сравнительные испытания - проведение и оценка результатов испытаний на одних и тех же или подобных объектах испытаний двумя или большим числом лабораторий (центров);

      20) поверочная лаборатория (центр) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее поверку средств измерений;

      21) оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту оценки соответствия;

      21-1) орган по оценке соответствия – юридическое лицо или его структурное подразделение, осуществляющее работы по оценке соответствия;

      22) объекты оценки соответствия – объекты, определенные техническими регламентами и (или) документами по стандартизации, подлежащие подтверждению соответствия, исследованиям, испытаниям, измерениям, поверке, калибровке, аттестации и иным видам оценки;

      23) органы по подтверждению соответствия - юридические лица, осуществляющие работу по подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем менеджмента либо персонала;

      23-1) эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия – физические лица, аттестованные в порядке, определяемом уполномоченным органом;

      24) испытательная лаборатория (центр) - юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее исследования, испытания;

      25) технический эксперт - физическое лицо, обладающее специальными знаниями или опытом в отношении объекта, подвергаемого оценке соответствия;

      26) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.

      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 29.03.2016 № 479-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 05.10.2018 № 184-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия

      1. Законодательство Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные цели и принципы аккредитации

      1. Основными целями аккредитации являются:

      1) защита интересов потребителей в вопросах безопасности и качества продукции, процессов, услуг;

      2) повышение конкурентоспособности отечественной продукции;

      3) повышение качества и достоверности оценки соответствия;

      4) устранение технических барьеров в торговле;

      5) создание условий выхода отечественной продукции на внешний рынок и признания результатов работ субъектов аккредитации Республики Казахстан международными организациями и зарубежными странами.

      2. Принципами аккредитации являются:

      1) добровольность;

      2) доступность информации о процедурах, критериях аккредитации;

      3) прозрачность деятельности по аккредитации в области оценки соответствия;

      4) недопущение дискриминации;

      5) компетентность;

      6) единство и целостность системы аккредитации;

      7) независимость;

      8) недопустимость совмещения деятельности по аккредитации с деятельностью по оценке соответствия;

      9) приоритетность использования стандартов международных (региональных) организаций при осуществлении аккредитации.

Статья 4. Система аккредитации

      В систему аккредитации входят:

      1) Правительство Республики Казахстан;

      2) уполномоченный орган;

      3) орган по аккредитации;

      4) субъекты аккредитации;

      5) эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, технические эксперты.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере аккредитации в области оценки соответствия

      Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в области аккредитации.

      Сноска. Статья 5 - в редакции Закона РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган в пределах своей компетенции:

      1) формирует и реализует государственную политику в области аккредитации;

      1-1) исключен Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

      1-2) представляет интересы Республики Казахстан в международных и региональных организациях по аккредитации;

      1-3) создает Совет по аккредитации, разрабатывает и утверждает его состав и положение о нем;

      2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      3) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия;

      4) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);

      5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 10.07.2012 № 34-V(вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Орган по аккредитации

      1. Исключен Законом РК от 10.07.2012 № 34-V (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      1-1. Орган по аккредитации должен соответствовать следующим требованиям:

      1) иметь в штате экспертов-аудиторов по аккредитации;

      2) являться членом международных организаций по аккредитации;

      3) не являться аффилированным лицом с субъектами аккредитации.

      2. Орган по аккредитации:

      1) вправе:

      привлекать экспертов-аудиторов по аккредитации, подтверждению соответствия, технических экспертов и других лиц, обладающих специальными знаниями, к участию в проведении работ по аккредитации;

      участвовать в работе международных (региональных) негосударственных и неправительственных организаций по аккредитации;

      организовывать сравнительные испытания и сличения результатов поверки и калибровки средств измерений;

      определять порядок, критерии и условия применения техник оценок;

      проводить плановые и внеплановые оценки;

      проводить мониторинг деятельности субъектов аккредитации на предмет соответствия критериям аккредитации;

      проводить аттестацию экспертов-аудиторов по аккредитации;

      2) обязан:

      установить формы аттестата аккредитации, приложений к аттестатам аккредитации, знака аккредитации;

      проводить работы по аккредитации с соблюдением порядка, установленного настоящим Законом;

      не допускать разглашения сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну, ставших известными при проведении работ по аккредитации;

      вести реестр субъектов аккредитации;

      вести и поддерживать интернет-ресурс, официально опубликовывать на нем реестр субъектов аккредитации, размещать нормативные правовые акты по аккредитации в области оценки соответствия;

      в случае отзыва аттестата аккредитации или прекращения постаккредитационного договора в течение трех рабочих дней письменно уведомить об этом уполномоченный орган;

      рассматривать заявки о переоформлении аттестата аккредитации, актуализации материалов аккредитации;

      рассматривать жалобы и апелляции и принимать по ним решения, размещать на интернет-ресурсе информацию о принятых решениях;

      отзывать, возвращать аттестат аккредитации и обращаться в суд с заявлением об аннулировании аттестата аккредитации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом;

      представлять ежеквартально результаты плановых и внеплановых оценок, а также мониторинга деятельности субъекта аккредитации в уполномоченный орган;

      обеспечить исполнение вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного судом, ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями касательно приостановления, лишения аттестата аккредитации путем внесения сведений в реестр субъектов аккредитации;

      соответствовать требованиям международного нормативного документа, регламентирующего деятельность органа по аккредитации;

      обеспечить внедрение и применение документов специализированных международных организаций, устанавливающих общие критерии и правила в области аккредитации и оценки соответствия.

      3. Для рассмотрения материалов аккредитации и принятия решений по ним руководителем органа по аккредитации создается постоянно действующая комиссия по рассмотрению материалов аккредитации. Решения комиссии носят рекомендательный характер.

      Количественный состав комиссии должен быть нечетным, состоять не менее чем из трех человек и включать не менее одного эксперта-аудитора по аккредитации.

      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2009 № 178-IV; от 10.07.2012 № 31-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 34-V(вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 7-1. Мониторинг деятельности субъектов аккредитации

      1. Мониторинг деятельности субъектов аккредитации осуществляется путем наблюдения органом по аккредитации за результатами оказанных субъектами аккредитации работ, услуг и процессов в области аккредитации.

      2. В случае установления нарушения критериев аккредитации по результатам мониторинга деятельности субъектов аккредитации принимаются меры в соответствии с настоящим Законом.

      3. Правила осуществления мониторинга деятельности субъектов аккредитации утверждаются уполномоченным органом.

      Сноска. Закон дополнен статьей 7-1 в соответствии с Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Заявители и субъекты аккредитации

      Сноска. Заголовок статьи 8 в редакции Закона РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

      1. Исключен Законом РК от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016).

      2. Результаты оценки соответствия субъектов аккредитации признаются на всей территории Республики Казахстан.

      3. Иностранные организации, их филиалы и представительства, осуществляющие деятельность по оценке соответствия на территории Республики Казахстан, для признания результатов их деятельности подлежат аккредитации в соответствии с настоящим Законом.

      3-1. Заявитель вправе:

      1) по результатам обследования по месту нахождения обращаться в орган по аккредитации о продлении сроков устранения несоответствий с указанием обоснованных причин, но не более тридцати рабочих дней;

      2) подавать апелляции на решения органа по аккредитации в комиссию по апелляции.

      3-2. Заявитель обязан:

      1) соблюдать и выполнять требования к аккредитации, установленные законодательством Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия, документами по стандартизации, а также документами международных организаций по аккредитации, членом которых является орган по аккредитации, в соответствии с которыми запрашивается или предоставляется аккредитация;

      2) обеспечивать органу по аккредитации при проведении обследования по месту нахождения доступ к помещению (помещениям), оборудованию и информации;

      3) организовывать свидетельские оценки в соответствии с заявленной областью аккредитации.

      4. Субъекты аккредитации вправе:

      1) пользоваться знаком аккредитации;

      2) обращаться в орган по аккредитации с заявлением о расширении или сокращении области аккредитации, повторной аккредитации, добровольном отзыве, возобновлении действия отозванного аттестата аккредитации и прекращении действия аттестата аккредитации;

      3) подавать апелляции на решения органа по аккредитации в комиссию по апелляции.

      4) исключен Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

      5. Субъекты аккредитации обязаны:

      1) соблюдать законодательство Республики Казахстан и требования нормативных документов, на соответствие которым они аккредитованы;

      2) осуществлять работы в пределах области аккредитации;

      3) ссылаться на аттестат аккредитации в пределах области аккредитации;

      4) уведомлять орган по аккредитации о прекращении деятельности в утвержденной области аккредитации или предстоящей ликвидации;

      5) устранять выявленные несоответствия критериям аккредитации в сроки, установленные решением органа по аккредитации;

      6) обеспечивать проведение плановой (внеплановой) оценки и обследования на месте органом по аккредитации;

      6-1) обеспечивать доступ к помещению (помещениям), оборудованию, информации, в том числе присутствие персонала;

      6-2) обеспечивать проведение свидетельской оценки и произвести оплату стоимости работ по проведению оценки;

      7) участвовать в сравнительных испытаниях и сличениях результатов поверки и калибровки средств измерений;

      8) в случае прекращения действия аттестата аккредитации возвратить аттестат аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня получения решения о прекращении действия аттестата аккредитации;

      9) в случае прекращения действия, аннулирования, приостановления либо лишения аттестата аккредитации прекратить ссылку на аккредитацию;

      10) в случае отзыва аттестата аккредитации прекратить ссылку на аттестат аккредитации или область аккредитации, которые временно признаны недействительными;

      10-1) обеспечивать доступ к информации, документам, отчетам, необходимым для аккредитации.

      6. Субъект аккредитации, выдавший документ об оценке соответствия на продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов и подлежащую изъятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, несет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Органы по подтверждению соответствия

      1. Органы по подтверждению соответствия должны быть независимыми от производителей (исполнителей) продукции (услуг), поставщиков и потребителей продукции (услуг).

      2. Филиалы органов по подтверждению соответствия аккредитуются по заявке юридического лица в соответствии с настоящим Законом.

      Область аккредитации филиалов органов по подтверждению соответствия утверждается отдельно.

      3. Органы по подтверждению соответствия не вправе оказывать консультационные услуги, влияющие на беспристрастность и объективность процесса оценки соответствия.

      4. Органы по подтверждению соответствия должны обеспечивать беспристрастность при выполнении работ по подтверждению соответствия, оценивая риски, возникающие в результате деятельности по подтверждению соответствия, и обладать финансовой стабильностью и соответствующими ресурсами для обеспечения обязательств в области деятельности.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) и юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений

      1. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) и юридические лица, осуществляющие метрологическую аттестацию методик выполнения измерений, осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования и об обеспечении единства измерений.

      2. Поверочные лаборатории (центры) должны быть независимыми от производителей (исполнителей) продукции (услуг), поставщиков и потребителей продукции (услуг).

      3. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) должны обеспечивать прослеживаемость измерений путем получения размеров единиц величин от государственных эталонов единиц величин в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений, в случае их отсутствия - от национальных эталонов единиц величин других стран.

      4. Испытательные, поверочные, калибровочные лаборатории (центры) должны обеспечивать беспристрастность при выполнении работ по подтверждению соответствия и работ в сферах, предусмотренных статьей 23 Закона Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений", оценивать риски, возникающие в результате деятельности, и обладать финансовой стабильностью и соответствующими ресурсами для обеспечения обязательств в области деятельности.

      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 11. Эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, технические эксперты

      1. Эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, технические эксперты участвуют в проведении работ по аккредитации в соответствии с настоящим Законом.

      2. Эксперты-аудиторы по аккредитации, подтверждению соответствия, технические эксперты осуществляют свою деятельность на основе трудового либо гражданско-правового договора.

      Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Знак аккредитации

      1. Знак аккредитации используется для информирования третьих лиц о прохождении субъектом аккредитации процедуры аккредитации.

      2. Предоставляемый субъекту аккредитации знак аккредитации должен содержать номер выданного аттестата аккредитации.

      3. Порядок использования знака аккредитации определяется постаккредитационным договором.

Статья 13. Этапы аккредитации

      1. Аккредитация включает следующие основные этапы:

      1) прием, рассмотрение заявки и представленных документов;

      2) заключение предаккредитационного договора;

      3) экспертиза представленных документов;

      4) обследование заявителя по месту нахождения;

      5) принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации;

      6) заключение постаккредитационного договора, утверждение области аккредитации и выдача аттестата аккредитации либо прекращение предаккредитационного договора.

      2. Повторная аккредитация проводится с соблюдением всех этапов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Заявка на повторную аккредитацию подается заявителем не позднее шести месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 14. Критерии аккредитации

      Заявители и субъекты аккредитации должны отвечать следующим критериям:

      1) иметь статус юридического лица либо структурного подразделения юридического лица, действующего от его имени;

      2) иметь квалифицированный персонал, позволяющий выполнять работы по оценке соответствия в заявленной области аккредитации;

      3) иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или во временном владении и пользовании помещения, оборудование и материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ по оценке соответствия;

      4) отвечать требованиям нормативных документов, на соответствие которым они аккредитуются (аккредитованы) с учетом схемы аккредитации;

      5) проводить работы по оценке соответствия в полном объеме и в пределах, утвержденных в области аккредитации.

      Под нормативными документами в настоящем Законе понимаются документы по стандартизации.

      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 05.10.2018 № 184-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Представление и рассмотрение заявки

      1. Заявитель представляет в орган по аккредитации следующие документы:

      1) заявку на аккредитацию;

      2) нотариально засвидетельствованные копии документов, устанавливающие юридический статус заявителя;

      3) заявляемую область аккредитации;

      3-1) руководство по качеству;

      4) паспорт по заявленному направлению деятельности в области оценки соответствия;

      5) сведения о персонале, выполняющем работы по оценке соответствия, для органов по подтверждению соответствия;

      6) положение о структурных подразделениях и их структуру.

      Заявитель в зависимости от выбранного им нормативного документа предоставляет соответствующую информацию.

      Все документы, за исключением заявки, представляются в двух экземплярах.

      2. Формы документов, указанных в подпунктах 1), 3-1) и 4) части первой пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным органом.

      3. В случае, если заявка и (или) прилагаемые к ней документы не соответствуют установленной форме либо представлены не в полном объеме, а также в случае использования заявленного оборудования другой аккредитованной лабораторией орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней, исчисляемых со дня их поступления, отказывает и возвращает заявителю документы с указанием причин возврата по почте либо вручает их представителю нарочно под роспись.

      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 16. Предаккредитационный договор

      1. Предаккредитационный договор заключается между органом по аккредитации и заявителем.

      2. Существенными условиями предаккредитационного договора являются:

      1) предмет договора;

      2) права и обязанности сторон;

      3) стоимость работ;

      4) ответственность сторон.

      3. Типовой предаккредитационный договор утверждается уполномоченным органом.

      4. Предаккредитационный договор прекращается в следующих случаях:

      1) ликвидации юридического лица;

      2) расторжения договора в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

      3) неустранения в установленный органом по аккредитации срок несоответствий, выявленных при экспертизе документов или обследовании заявителя по месту нахождения;

      4) обнаружения органом по аккредитации при повторной экспертизе документов или при повторном обследовании по месту нахождения заявителя несоответствий, указанных соответственно в первоначальном заключении эксперта-аудитора по аккредитации или в отчете группы по обследованию;

      5) принятия органом по аккредитации решения об отказе в аккредитации.

Статья 17. Экспертиза представленных документов

      1. Экспертиза представленных документов осуществляется в срок не более тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента заключения договора.

      Экспертиза представленных документов при повторной аккредитации проводится в части изменений в документах субъекта аккредитации и законодательстве Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия.

      2. Для проведения экспертизы органом по аккредитации назначается эксперт-аудитор по аккредитации, а также могут быть привлечены технические эксперты по заявленным объектам оценки соответствия.

      3. Заключение эксперта-аудитора по аккредитации должно содержать:

      1) оценку соответствия представленных документов критериям аккредитации;

      2) указания на несоответствие документов по конкретным критериям (при наличии несоответствий);

      3) рекомендации по корректировке представленных документов (при необходимости) и порядок подтверждения заявителем выполнения этих рекомендаций;

      4) выводы о соответствии или несоответствии представленных документов критериям аккредитации.

      4. На основании заключения эксперта-аудитора по аккредитации орган по аккредитации принимает одно из следующих решений:

      1) об обследовании заявителя по месту нахождения;

      2) о необходимости устранения заявителем выявленных несоответствий.

      Уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с даты принятия решения органом по аккредитации.

      5. Заявитель в течение тридцати рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в подпункте 2) части первой пункта 4 настоящей статьи, устраняет выявленные несоответствия и извещает об этом орган по аккредитации в письменном виде по почте с представлением подтверждающих документов об устранении несоответствий. Орган по аккредитации в течение семи рабочих дней с момента получения извещения проводит при необходимости повторную экспертизу документов.

      Сноска. Статья 17 в редакции Закона РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Обследование заявителя по месту нахождения

      1. Обследование заявителя по месту нахождения проводится с целью оценки компетентности заявителя, соответствия информации, предоставленной в документах, фактическому состоянию.

      2. Обследование осуществляется экспертом-аудитором по аккредитации или группой по обследованию, формируемой органом по аккредитации.

      3. Группа по обследованию должна состоять не менее чем из двух человек, руководителем группы назначается эксперт-аудитор по аккредитации, проводивший экспертизу документов.

      4. В состав группы по обследованию могут быть включены по согласованию:

      эксперты-аудиторы по подтверждению соответствия, технические эксперты, специалисты государственных органов и иных организаций по заявленной области аккредитации.

      5. Срок обследования не должен превышать десять рабочих дней, исчисляемых с момента прибытия группы по обследованию к месту нахождения заявителя или его структурного подразделения, расположенного вне места нахождения самого заявителя. Общий срок обследования заявителя, имеющего структурные подразделения, не должен превышать тридцать рабочих дней.

      6. По результатам своей работы группа по обследованию составляет отчет, который должен содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации.

      7. Отчет составляется руководителем группы с учетом всех замечаний ее членов в двух экземплярах и подписывается всеми членами группы. Один экземпляр отчета вручается заявителю.

      8. В случае несогласия с отчетом группы по обследованию заявитель может представить в орган по аккредитации свои замечания в письменном виде в течение трех рабочих дней по почте или посредством факсимильной связи и считается полученным соответственно с даты отметки органа по аккредитации в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

      9. На основании отчета группы по обследованию и с учетом замечаний заявителя (при их наличии) орган по аккредитации в срок не более пяти рабочих дней принимает одно из следующих решений:

      1) о рассмотрении собранных материалов аккредитации;

      2) об устранении заявителем выявленных несоответствий.

      Уведомление о принятом решении направляется заявителю в письменном виде в течение трех рабочих дней с даты принятия решения по почте или посредством факсимильной связи и считается полученным соответственно с даты отметки заявителя в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

      10. Заявитель в течение двадцати рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в подпункте 2) части первой пункта 9 настоящей статьи, устраняет выявленные при обследовании несоответствия и извещает орган по аккредитации об их устранении в письменном виде по почте с представлением подтверждающих документов об устранении несоответствий, после чего орган по аккредитации при необходимости проводит его повторное обследование. Срок повторного обследования заявителя или его структурного подразделения не должен превышать пять рабочих дней, исчисляемых с момента прибытия группы по обследованию к месту нахождения заявителя.

      11. Срок устранения несоответствий продлевается органом по аккредитации по письменному заявлению заявителя, в котором он указывает причины, но не свыше двух месяцев.

      Сноска. Статья 18 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 19. Принятие решения об аккредитации либо об отказе в аккредитации

      1. Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации принимается органом по аккредитации в течение тридцати рабочих дней, исчисляемых с момента поступления собранных материалов на комиссию по рассмотрению материалов аккредитации.

      В случае выявления комиссией по рассмотрению материалов аккредитации несоответствий критериям аккредитации заявителю представляется срок, необходимый для устранения несоответствий, но не более двух месяцев. В указанном случае срок, предусмотренный частью первой настоящего пункта, приостанавливается.

      2. В случае принятия положительного решения заключается постаккредитационный договор и в течение семи рабочих дней утверждается документ, определяющий область аккредитации, выдаются аттестат аккредитации и один комплект документов.

      3. При отрицательном решении заявителю направляется в письменном виде мотивированный отказ в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения по почте или посредством факсимильной связи, который считается полученным соответственно с даты отметки заявителя в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

      Комплект документов направляется заявителю по почте либо вручается его представителю нарочно под роспись.

      Сноска. Статья 19 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 20. Постаккредитационный договор

      1. Постаккредитационный договор заключается между органом по аккредитации и субъектом аккредитации.

      2. Существенными условиями постаккредитационного договора являются:

      1) предмет договора;

      2) права и обязанности сторон;

      3) стоимость работ;

      4) порядок и сроки проведения плановых и внеплановых оценок, переоформления аттестата аккредитации, актуализации материалов аккредитации;

      5) порядок проведения сравнительных испытаний и (или) сличений результатов поверки и калибровки средств измерений;

      6) ответственность сторон.

      3. Типовой постаккредитационный договор утверждается уполномоченным органом.

      4. Постаккредитационный договор прекращается в следующих случаях:

      1) ликвидации юридического лица;

      2) истечения срока действия аттестата аккредитации;

      3) лишения аттестата аккредитации;

      4) аннулирования аттестата аккредитации;

      5) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      6) неустранения несоответствий, послуживших основанием для отзыва аттестата аккредитации;

      7) расторжения договора в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      5. Датой прекращения постаккредитационного договора по основанию, предусмотренному подпунктом 6) пункта 4 настоящей статьи, считается день, следующий за датой истечения срока устранения несоответствий.

      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 21. Аттестат аккредитации

      1. Аттестаты аккредитации, выданные органом по аккредитации, действительны на всей территории Республики Казахстан и имеют срок действия пять лет.

      2. Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации и включает период времени, в течение которого аттестат аккредитации был отозван.

      2-1. Орган по аккредитации при необходимости завершения работ при повторной аккредитации может продлить срок действия ранее выданного аттестата аккредитации до даты принятия решения об аккредитации не более трех месяцев в случае соблюдения субъектом аккредитации срока, установленного пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона.

      3. Обязательным приложением к аттестату аккредитации является документ, утверждаемый органом по аккредитации и устанавливающий область аккредитации.

      4. Аттестат аккредитации подлежит регистрации в реестре субъектов аккредитации.

      5. В аттестате аккредитации указываются:

      1) наименование, организационно-правовая форма, место нахождения субъекта аккредитации;

      2) нормативный документ, на соответствие которому аккредитован субъект аккредитации;

      3) регистрационный номер аттестата аккредитации;

      4) дата регистрации аттестата аккредитации в реестре субъектов аккредитации;

      5) срок действия аттестата аккредитации;

      6) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015).

      6. Бланки аттестата аккредитации являются документами строгой отчетности, имеют защиту и номер.

      7. Аттестат аккредитации выдается в единственном экземпляре, передача аттестата аккредитации другим юридическим лицам запрещена.

      8. Утерянные, испорченные аттестаты аккредитации, приложения к аттестатам аккредитации считаются недействительными со дня подачи субъектом аккредитации письменного заявления (с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи аттестата аккредитации, приложения к аттестату аккредитации) органу по аккредитации.

      Орган по аккредитации в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата аттестата аккредитации, приложения к аттестату аккредитации.

      Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 22. Переоформление аттестата аккредитации

      1. Основаниями переоформления аттестата аккредитации являются:

      1) реорганизация субъекта аккредитации;

      2) изменение места нахождения субъекта аккредитации;

      3) изменение наименования субъекта аккредитации;

      4) заявление субъекта аккредитации о расширении или сокращении области аккредитации.

      2. Субъект аккредитации в течение десяти календарных дней, исчисляемых с момента возникновения одного из оснований переоформления аттестата аккредитации, предусмотренных подпунктами 1) - 3) пункта 1 настоящей статьи, а также в случае сокращения области аккредитации, подает в орган по аккредитации заявление о переоформлении аттестата аккредитации с указанием новых сведений и документы, предусмотренные подпунктами 3) и 4) пункта 1 статьи 15 настоящего Закона.

      3. При расширении области аккредитации субъект аккредитации одновременно с заявлением предоставляет в орган по аккредитации информацию о наличии соответствующих специалистов, оборудования, помещений в расширяемой области.

      4. При переоформлении аттестата аккредитации органом по аккредитации проводится обследование по месту нахождения субъекта аккредитации в порядке, предусмотренном статьей 18 настоящего Закона, в случаях:

      1) изменения места нахождения испытательной, поверочной, калибровочной лаборатории (центра);

      2) расширения области аккредитации.

      5. Документы о переоформлении аттестата аккредитации рассматриваются органом по аккредитации в течение пятнадцати рабочих дней, исчисляемых со дня их поступления.

      В срок, предусмотренный настоящим пунктом, не включается срок проведения обследования по месту нахождения субъекта и устранения несоответствий критериям аккредитации, если они были выявлены органом по аккредитации.

      6. В случае положительного решения орган по аккредитации в течение семи рабочих дней переоформляет аттестат аккредитации и переутверждает документ, определяющий область аккредитации.

      7. Решение об отказе в переоформлении аттестата аккредитации принимается при выявлении в представленных документах и сведениях недостоверной информации, неустранении субъектом аккредитации выявленных в ходе обследования несоответствий в установленный срок, а также обнаружении при повторном обследовании несоответствий, выявленных при первоначальном обследовании.

      Уведомление о принятом решении направляется субъекту аккредитации в письменном виде в течение трех рабочих дней с даты принятия решения по почте или посредством факсимильной связи и считается полученным соответственно с даты отметки заявителя в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

      8. Срок действия аттестата аккредитации при переоформлении не прерывается.

      Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 23. Актуализация материалов аккредитации

      1. Актуализация материалов аккредитации осуществляется при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона, в случаях:

      1) внесения изменений и (или) дополнений в нормативный документ, указанный в документах субъекта аккредитации, и (или) введения в действие нового нормативного документа;

      2) изменения состава специалистов, осуществляющих работы по оценке соответствия;

      3) замены средств измерений и испытательного оборудования.

      2. При актуализации субъект аккредитации подает в орган по аккредитации заявку с обоснованием причин актуализации и два экземпляра документов, в которые были внесены изменения.

      3. Орган по аккредитации рассматривает документы в срок не более десяти рабочих дней с момента их поступления.

      В случае положительного решения и при отсутствии оснований для переоформления аттестата аккредитации орган по аккредитации принимает внесенные изменения к сведению, при необходимости переутверждает документ, определяющий область аккредитации, о чем письменно извещает субъекта аккредитации по почте или посредством факсимильной связи и оно считается полученным соответственно с даты отметки заявителя в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

      4. Решение об отказе в актуализации материалов аккредитации принимается органом по аккредитации при выявлении в представленных документах и сведениях недостоверной информации и (или) информации, касающейся расширения области аккредитации.

      Уведомление о принятом решении направляется субъекту аккредитации в письменном виде в течение трех рабочих дней с даты принятия решения по почте или посредством факсимильной связи и считается полученным соответственно с даты отметки заявителя в уведомлении о получении почтового отправления или в день отправления факсимильного сообщения.

      Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 31-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 24. Реестр субъектов аккредитации

      1. Орган по аккредитации формирует и ведет реестр субъектов аккредитации.

      2. Реестр субъектов аккредитации должен содержать следующее:

      1) сведения, указанные в пункте 5 статьи 21 настоящего Закона;

      2) объекты оценки соответствия, входящие в область аккредитации;

      3) фамилию, имя, отчество (при его наличии) руководителя субъекта аккредитации;

      4) дату и основание переоформления аттестата аккредитации;

      5) дату, основание актуализации материалов аккредитации и информацию об актуализированных материалах аккредитации;

      6) даты проведения и результаты плановых и внеплановых оценок;

      7) даты и основания отзыва и возобновления действия отозванного аттестата аккредитации;

      8) дату и основание прекращения действия аттестата аккредитации;

      9) дату аннулирования аттестата аккредитации;

      10) даты и основания приостановления действия и лишения аттестата аккредитации;

      11) отметку о выдаче дубликата аттестата аккредитации.

      3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, заносится в реестр субъектов аккредитации в течение семи рабочих дней с момента возникновения основания.

      4. Информация, содержащаяся в реестре субъектов аккредитации, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

      Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 25. Плановая и внеплановая оценки субъектов аккредитации

      1. Плановая и внеплановая оценки осуществляются на основании постаккредитационного договора. Первая плановая оценка проводится не позднее восемнадцати месяцев после даты первичной аккредитации.

      Последующие плановые оценки проводятся не позднее двадцати четырех месяцев с момента проведения предыдущей плановой оценки.

      В случае поступления обращения физического или юридического лица, сообщения государственного органа о допущении субъектом аккредитации нарушений критериев аккредитации либо выявления органом по аккредитации по результатам мониторинга деятельности субъекта аккредитации нарушений критериев аккредитации орган по аккредитации вправе провести внеплановую оценку.

      В случае подтверждения нарушений расходы по проведению внеплановой оценки, проведенной органом по аккредитации, возмещаются субъектом аккредитации, допустившим нарушения.

      2. Срок проведения плановой оценки субъекта аккредитации или его структурного подразделения, расположенного вне места нахождения самого субъекта аккредитации, устанавливается в зависимости от области аккредитации субъекта аккредитации и количества его структурных подразделений. Срок проведения внеплановой оценки не должен превышать три рабочих дня.

      3. Орган по аккредитации при проведении плановой или внеплановой оценки вправе запрашивать у субъекта аккредитации необходимые объяснения, документы и сведения.

      4. Результаты плановой и внеплановой оценок оформляются отчетом в двух экземплярах, в котором указываются:

      1) дата, время и место составления отчета;

      2) дата и номер решения руководителя органа по аккредитации, на основании которого проведена плановая или внеплановая оценка;

      3) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документах, удостоверяющих личность) экспертов-аудиторов по аккредитации, проводивших плановую и внеплановую оценки;

      4) наименование субъекта аккредитации, фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность представителя субъекта аккредитации, присутствовавшего при проведении плановой или внеплановой оценки;

      5) дата, время и место проведения плановой или внеплановой оценки;

      6) сведения о результатах оценки, в том числе выявленных несоответствиях и их характере;

      7) рекомендации по устранению несоответствий и сроки их устранения;

      8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с отчетом представителя субъекта аккредитации, его подпись или сведения об отказе от подписи.

      Один экземпляр отчета вручается представителю субъекта аккредитации.

      Орган по аккредитации рассматривает отчет в течение десяти рабочих дней с момента его поступления и при отсутствии оснований для отзыва аттестата аккредитации либо направления собранных материалов в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона, принимает информацию к сведению либо решение об устранении субъектом аккредитации выявленных несоответствий критериям аккредитации.

      Сноска. Статья 25 в редакции Закона РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 26. Отзыв, прекращение и приостановление действия, лишение и аннулирование аттестата аккредитации

      Сноска. Заголовок статьи 26 в редакции Закона РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

      1. Аттестат аккредитации отзывается органом по аккредитации в следующих случаях:

      1) наличия письменного заявления субъекта аккредитации;

      2) выявления несоответствий критериям аккредитации, влияющих на достоверность результатов оценки соответствия;

      3) неустранения выявленных несоответствий критериям аккредитации в установленный органом по аккредитации срок;

      3-1) подтверждения фактов, указанных в жалобе либо сообщении государственного органа, о допущении субъектом аккредитации нарушений критериев аккредитации;

      4) неустранения выявленных отрицательных результатов сравнительных испытаний и (или) сличений результатов поверки, калибровки средств измерений;

      5) по результатам мониторинга деятельности субъектов аккредитации при обнаружении нарушений критериев аккредитации и условий постаккредитационного договора;

      6) непредставления или представления недостоверных данных в порядке, определяемом уполномоченным органом, в течение десяти календарных дней с даты выдачи документа об оценке (подтверждении) соответствия сведений по электронному учету результатов работ по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляемому в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

      Аттестат аккредитации может быть отозван в части деятельности структурного подразделения субъекта аккредитации.

      При наступлении случаев, предусмотренных в подпунктах 1), 2), 3), 3-1) и 4) части первой настоящего пункта, не относящихся ко всей области аттестата аккредитации, орган по аккредитации принимает решение о временном признании недействительной части области аккредитации субъекта аккредитации.

      2. В случае, если в выявленных несоответствиях критериям аккредитации имеются признаки состава административного правонарушения, орган по аккредитации в течение трех рабочих дней, исчисляемых со дня выявления такого несоответствия, направляет в уполномоченный орган собранные материалы для принятия соответствующих мер.

      3. Копия решения об отзыве аттестата аккредитации направляется субъекту аккредитации по почте заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и считается полученным с даты отметки заявителя в уведомлении почтовой или иной организации связи.

      3-1. Аттестат аккредитации считается отозванным с даты получения субъектом аккредитации копии решения об отзыве аттестата аккредитации и возобновленным с даты принятия органом по аккредитации решения о возобновлении аттестата аккредитации, но не ранее чем через два месяца с даты принятия решения об отзыве аттестата аккредитации.

      4. Субъект аккредитации со дня получения решения об отзыве аттестата аккредитации обязан принять меры по устранению выявленных несоответствий.

      После устранения несоответствий, послуживших основанием для отзыва аттестата аккредитации, субъект аккредитации представляет в письменном виде сведения об их устранении в орган по аккредитации для принятия решения о возобновлении аттестата аккредитации или части области аккредитации.

      В случае необходимости подтверждения сведений об устранении выявленных несоответствий орган по аккредитации проводит внеплановую оценку в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Закона.

      Решение о возобновлении либо отказе в возобновлении аттестата аккредитации или части области аккредитации принимается органом по аккредитации в течение десяти рабочих дней, исчисляемых со дня представления субъектом аккредитации сведений об устранении несоответствий, а в случаях проведения плановой и внеплановой оценок – со дня их окончания.

      Если в указанный срок орган по аккредитации письменно не уведомил субъект аккредитации о своем решении, то по истечении указанного срока, но не ранее чем через два месяца с даты принятия решения об отзыве аттестат аккредитации возобновляется.

      5. Действие аттестата аккредитации прекращается по следующим основаниям:

      1) наличие письменного заявления субъекта аккредитации;

      2) прекращение постаккредитационого договора.

      6. Аннулирование аттестата аккредитации производится судом в порядке, установленном законами Республики Казахстан, по заявлению органа по аккредитации в случае выявления предоставления заявителем или субъектом аккредитации ложной информации при получении аккредитации.

      7. Приостановление действия и лишение аттестата аккредитации осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      Сноска. Статья 26 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 27. Разрешение споров

      1. Заявители и субъекты аккредитации вправе подавать апелляции на отрицательные решения органа по аккредитации по материалам аккредитации в комиссию по апелляции.

      2. Комиссия по апелляции является постоянно действующим органом и вправе принимать решения при участии в ее работе более половины ее членов.

      Состав комиссии по апелляции формируется органом по аккредитации. В состав комиссии по апелляции делегируются по три представителя от общественных объединений в области оценки соответствия и уполномоченного органа и один представитель от органа по аккредитации. Члены комиссии по апелляции, которые принимали участие при принятии решения органом по аккредитации, на которое подана апелляция, или имеющие отношение к заявителю или субъекту аккредитации, подавшему апелляцию, не участвуют при принятии решения комиссией по апелляции.

      3. Председатель комиссии по апелляции избирается большинством голосов ее членов.

      Секретарем комиссии по апелляции является работник органа по аккредитации, который не участвует при принятии решения комиссией по апелляции.

      Председатель комиссии по апелляции утверждает положение о комиссии по апелляции, руководит ее деятельностью, проводит заседание комиссии по апелляции, планирует ее работу.

      4. Комиссия по апелляции в течение десяти рабочих дней со дня поступления апелляции представляет заключение, которое принимается путем голосования, об обоснованности принятого решения руководителю органа по аккредитации.

      5. О результатах рассмотрения заключения комиссии по апелляции руководитель органа по аккредитации уведомляет заявителя или субъекта аккредитации, подавшего апелляцию, в течение трех рабочих дней с момента представления заключения.

      6. Заявители и субъекты аккредитации при возникновении споров по вопросам аккредитации вправе обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      7. Разрешение споров и жалоб, содержащих выражение неудовлетворенности действиями (бездействием) субъекта аккредитации или органа по аккредитации, а также их персонала, со стороны третьего лица производится в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными Законом РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 28. Признание результатов аккредитации, проведенной иностранными органами по аккредитации

      1. Признание в Республике Казахстан результатов аккредитации, проведенных иностранными органами по аккредитации, осуществляется на основе признания равнозначности систем аккредитации, процедур и требований, применяемых при аккредитации.

      2. Взаимное признание результатов аккредитации осуществляется посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений.

      3. Аттестаты аккредитации или эквивалентные им документы, выданные иностранными органами по аккредитации, признаются в Республике Казахстан в соответствии с заключенными соглашениями с международными (региональными) негосударственными, неправительственными организациями по аккредитации.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия

      Нарушение законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 30. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия

      1. Государственный контроль за соблюдением органом по аккредитации законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия осуществляется в форме внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      2. Государственный контроль за соблюдением субъектами аккредитации законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия осуществляется в форме внеплановой проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

      3. Профилактический контроль без посещения за соблюдением субъектами аккредитации законодательства Республики Казахстан об аккредитации в области оценки соответствия осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

      Целями профилактического контроля без посещения субъекта контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъекту контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, и снижение на него административной нагрузки.

      Профилактический контроль без посещения субъекта контроля осуществляется путем изучения, анализа, сопоставления сведений, полученных из различных источников информации, в том числе на основе сведений:

      1) представленных субъектами государственного контроля и надзора, государственными органами и иными организациями;

      2) полученных из информационных систем;

      3) полученных из средств массовой информации и иных открытых источников, обращений физических и юридических лиц.

      По итогам профилактического контроля без посещения субъекта контроля составляется рекомендация об устранении выявленных нарушений (далее – рекомендация) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении с обязательным разъяснением субъекту контроля способа устранения нарушений.

      Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения.

      Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной субъекту контроля в следующих случаях:

      1) нарочно – с даты отметки в рекомендации о получении;

      2) почтой – заказным письмом;

      3) электронным способом – с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля.

      Рекомендация по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

      Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в территориальное подразделение ведомства уполномоченного органа, направившее рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

      Кратность проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля – ежемесячно не позднее 25 числа не более одного раза в месяц.

      Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля подлежат учету в специальном журнале регистрации профилактического контроля без посещения, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью территориального подразделения ведомства уполномоченного органа.

      Сноска. Статья 30 в редакции Закона РК от 30.12.2020 № 397-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 31. Заключительные и переходные положения

      1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 10, который вводится в действие с 1 июля 2009 года.

      2. Аттестаты аккредитации, выданные до введения в действие настоящего Закона, считаются действительными.

Президент


Республики Казахстан

Н. Назарбаев


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.