О космической деятельности

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 528-IV.

Пресс-релиз

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано оглавление.

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению космической деятельности в Республике Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) проект в области космической деятельности военного назначения – проект в области космической деятельности, реализуемый только для целей обеспечения обороны и безопасности;

      1-1) космодром – комплекс технических средств, устройств, зданий, сооружений и земельных участков, предназначенный для обеспечения подготовки и осуществления запусков космических объектов;

      2) космический аппарат – техническое устройство, предназначенное для вывода в космическое пространство с целью исследования и (или) использования космического пространства;

      3) национальные операторы космических систем – юридические лица, осуществляющие создание, эксплуатацию и развитие космических систем;

      4) космическая система – совокупность функционально-взаимосвязанных орбитальных и наземных технических средств, предназначенных для решения задач в космическом пространстве;

      4-1) техническая эксплуатация космической системы – процесс выполнения технических операций в целях поддержания в рабочем состоянии составных частей космической системы в соответствии с конструкторско-технологической и эксплуатационной документацией, включая их страхование;

      5) космический ракетный комплекс – совокупность ракеты-носителя и технических средств, сооружений, технологического оборудования и коммуникаций, обеспечивающих прием, хранение, подготовку к пуску и пуск ракеты-носителя с космическим аппаратом;

      6) космическое пространство – пространство, простирающееся за пределами воздушного пространства;

      7) космическая деятельность – деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства для достижения научных, экономических, экологических, оборонных, информационных и коммерческих целей;

      8) участники космической деятельности – физические и (или) юридические лица, осуществляющие космическую деятельность на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве в соответствии с настоящим Законом;

      9) проект в области космической деятельности – совокупность мероприятий по созданию, использованию и утилизации космической техники и технологий, направленных на осуществление космической деятельности;

      10) проект в области космической деятельности двойного назначения – проект в области космической деятельности, реализуемый как для решения социально-экономических задач, так и для целей обеспечения обороны и безопасности;

      11) уполномоченный орган в области космической деятельности – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области космической деятельности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию;

      12) космический объект – космический аппарат и (или) средство его выведения в космическое пространство и их составные части;

      13) объекты космической отрасли – производственные объекты, здания, сооружения и другое недвижимое имущество участников космической деятельности, используемые при осуществлении космической деятельности;

      14) космические услуги – услуги, оказываемые с использованием космической техники и технологий;

      15) система высокоточной спутниковой навигации – комплекс технических и программных средств, предназначенных для обеспечения пользователей глобальной навигационной спутниковой системы дополнительной информацией, позволяющей повысить точность определения координатно-временных параметров, в том числе географических координат и высот, скорости и направления движения, времени;

      16) глобальная навигационная спутниковая система – космическая система, предназначенная для определения координатно-временных параметров (географических координат и высот, скорости и направления движения, времени) наземных, водных и воздушных объектов;

      17) дистанционное зондирование Земли из космоса – процесс получения информации о поверхности и недрах Земли путем наблюдения и измерения из космического пространства собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы;

      17-1) данные дистанционного зондирования Земли из космоса – первичные данные, полученные непосредственно с космического аппарата дистанционного зондирования Земли, а также материалы, полученные в результате их предварительной обработки (радиометрической и геометрической коррекции);

      17-2) пространственные данные – совокупность данных об объектах, включающая описание их местоположения и наиболее характерных свойств;

      17-3) инфраструктура пространственных данных – система информационных ресурсов и аппаратно-программных средств, необходимых для сбора, обработки, хранения, распространения и использования пространственных данных на основе обеспечения доступа к ним физических и юридических лиц;

      18) кандидат в космонавты Республики Казахстан (далее – кандидат в космонавты) – гражданин Республики Казахстан, прошедший предварительный отбор и направленный на подготовку для получения квалификации космонавта;

      19) космонавт Республики Казахстан (далее – космонавт) – гражданин Республики Казахстан, прошедший подготовку, получивший документы о присвоении квалификации космонавта (космонавта-испытателя, космонавта-исследователя, инструктора-космонавта) и статуса космонавта;

      20) спутниковая навигация – процесс решения задач навигации с использованием глобальной навигационной спутниковой системы для определения координатно-временных параметров объектов;

      21) спутниковые навигационные услуги – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в дополнительных (относительно стандартно предоставляемых глобальными навигационными спутниковыми системами) услугах по определению координатно-временных параметров объектов;

      22) ракета-носитель – техническое устройство, предназначенное для вывода космических аппаратов в космическое пространство;

      23) район падения отделяющихся частей ракет-носителей – земельный участок, на который падают (приземляются) отработавшие и отделившиеся в полете элементы и (или) фрагменты ракет-носителей;

      24) транспондер космического аппарата – совокупность радиопередающих устройств, установленных на космическом аппарате и предназначенных для ретрансляции сигналов Земля – космос – Земля;

      25) пусковые услуги – совокупность мероприятий по организации и осуществлению пусков ракет-носителей с целью вывода в космическое пространство космических аппаратов;

      26) средство выведения – ракета-носитель, разгонный блок, авиационная ракетно-космическая система, предназначенные для вывода космических аппаратов в космическое пространство.

      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области космической деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан в области космической деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы осуществления космической деятельности

      Принципами осуществления космической деятельности являются:

      1) соблюдение национальных интересов, обеспечение обороны и национальной безопасности Республики Казахстан при осуществлении космической деятельности;

      2) поддержка приоритетных направлений развития космической деятельности;

      3) экономическое стимулирование космической деятельности;

      4) возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государства, возникшего вследствие осуществления космической деятельности;

      5) соблюдение экологических требований, требований в области технического регулирования и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

      6) соблюдение норм международного права в области космической деятельности;

      7) эффективное и рациональное использование космического пространства и космической инфраструктуры Республики Казахстан;

      8) стимулирование привлечения инвестиций в развитие космической деятельности при соблюдении государственных интересов Республики Казахстан.

Статья 4. Направления космической деятельности

      Космическая деятельность в Республике Казахстан осуществляется по следующим направлениям:

      1) создание и использование объектов космической отрасли;

      2) исследование космического пространства, планет и солнечно-земных связей;

      3) дистанционное зондирование Земли из космоса;

      4) координатно-временное и навигационное обеспечение;

      5) создание и использование космических систем связи;

      6) осуществление запусков космических объектов;

      7) развитие национального рынка космических услуг и расширение космических услуг на мировом рынке;

      8) международное сотрудничество Республики Казахстан в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

      Сноска. Статья 4 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 5. Виды космической деятельности по созданию и использованию космической инфраструктуры

      В целях создания и использования космической инфраструктуры в Республике Казахстан осуществляются следующие виды космической деятельности:

      1) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

      2) проектно-конструкторские и технологические разработки;

      3) изготовление и испытание экспериментальных, опытных и коммерческих образцов космической техники;

      4) техническая эксплуатация, ремонт и модернизация космической техники;

      5) утилизация космических объектов и технических средств;

      6) оказание космических услуг конечным потребителям.

      Сноска. Статья 5 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Материальная и кадровая основы космической деятельности

      Материальной и кадровой основами космической деятельности Республики Казахстан являются:

      1) научная, научно-технологическая и опытно-экспериментальная базы;

      2) проектно-конструкторская и производственная базы;

      3) база по эксплуатации космической техники;

      4) база по оказанию космических услуг конечным потребителям;

      5) кадровый состав участников космической деятельности.

      Сноска. Статья 6 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 7. Финансирование космической деятельности

      Финансирование космической деятельности осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области космической деятельности

      Правительство Республики Казахстан:

      1) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      2) координирует вопросы международного сотрудничества Республики Казахстан в области космической деятельности;

      3) утверждает порядок согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности;

      4) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      5) принимает решения о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности;

      6) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      7) исключен Законом РК от 24.11.2021 № 75-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8) определяет мероприятия по развитию и экономической поддержке космодрома "Байконур";

      9) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      10) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      11) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      12) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      13) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      14) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      15) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      16) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      17) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      18) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      19) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.11.2021 № 75-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области космической деятельности

      1. Уполномоченный орган в области космической деятельности (далее – уполномоченный орган):

      1) формирует и реализует государственную политику в области космической деятельности и организует ее осуществление;

      1-1) определяет национальных операторов космических систем;

      2) обеспечивает реализацию проектов и программ в области космической деятельности, включая проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

      3) осуществляет государственное регулирование в области космической деятельности;

      4) разрабатывает порядок согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности;

      5) утверждает порядок отбора кандидатов в космонавты и присвоения статуса кандидата в космонавты, космонавта;

      6) определяет порядок выплаты единовременной компенсации кандидату в космонавты, космонавту при установлении инвалидности, наступившей в результате травмы, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, а также в случае его гибели (смерти) в связи с исполнением служебных обязанностей;

      7) осуществляет лицензирование в сфере использования космического пространства;

      8) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к деятельности в сфере использования космического пространства;

      9) осуществляет государственный контроль в области космической деятельности;

      10) осуществляет отраслевую экспертизу проектов в области космической деятельности;

      11) утверждает порядок государственной регистрации космических объектов и прав на них;

      12) осуществляет государственную регистрацию космических объектов и прав на них;

      13) ведет регистр космических объектов;

      14) утверждает форму регистра космических объектов;

      15) утверждает положение об отряде космонавтов Республики Казахстан;

      16) разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области космической деятельности;

      16-1) разрабатывает и утверждает методику расчета затрат на создание, эксплуатацию и развитие объектов космической инфраструктуры;

      16-2) разрабатывает и утверждает порядок установления охранных зон объектов наземной космической инфраструктуры в Республике Казахстан по согласованию с заинтересованными государственными органами;

      17) осуществляет международное сотрудничество в области космической деятельности и представляет интересы Республики Казахстан в международных организациях и иностранных государствах;

      18) организует разработку национальных стандартов в области космической деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования и сфере стандартизации;

      18-1) исключен Законом РК от 14.07.2022 № 141-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      19) утверждает порядок предоставления транспондеров космических аппаратов физическим и (или) юридическим лицам;

      20) определяет совместно с Министерством обороны Республики Казахстан порядок планирования космических съемок, получения, обработки и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса национальным оператором космической системы дистанционного зондирования Земли;

      21) определяет совместно с Министерством обороны Республики Казахстан порядок организации и предоставления спутниковых навигационных услуг национальным оператором системы высокоточной спутниковой навигации;

      22) исключен Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      23) утверждает правила создания и эксплуатации (применения) космических систем на территории Республики Казахстан, а также в космическом пространстве, правила создания и эксплуатации (применения) космических ракетных комплексов на территории Республики Казахстан;

      24) определяет порядок утилизации космических объектов и технических средств, выведенных из эксплуатации;

      25) устанавливает порядок приемки результатов по завершенным проектам в области космической деятельности;

      26) участвует в пределах своей компетенции в организации поисковых, аварийно-спасательных работ, а также в расследовании аварий при осуществлении космической деятельности;

      27) определяет порядок осуществления отраслевой экспертизы проектов в области космической деятельности;

      28) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      2. Функции уполномоченного органа по реализации проектов в области космической деятельности двойного и военного назначения реализуются совместно с Министерством обороны Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 10.07.2012 № 31-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.10.2018 № 184-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования); от 24.11.2021 № 75-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 14.07.2022 № 141-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности

      1. Проекты в области космической деятельности подлежат обязательной отраслевой экспертизе.

      2. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом в целях определения целесообразности, технической возможности, экономической эффективности, а также соответствия законодательству Республики Казахстан, техническим регламентам, международным и национальным стандартам в области космической деятельности.

      3. Отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности проводится в сроки, не превышающие тридцать рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган материалов по проекту.

      Повторная отраслевая экспертиза проектов в области космической деятельности, проводимая после устранения замечаний уполномоченного органа, выявленных при проведении первоначальной экспертизы, проводится в сроки, не превышающие двадцать рабочих дней.

      4. Запрещается реализация проектов в области космической деятельности без положительного заключения отраслевой экспертизы в области космической деятельности.

      Сноска. Статья 10 с изменением, внесенным Законом РК от 05.10.2018 № 184-VI (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Государственная регистрация космических объектов и прав на них

      1. Государственной регистрации подлежат космические объекты:

      1) принадлежащие физическим или юридическим лицам Республики Казахстан, а также права на данные космические объекты;

      2) принадлежащие иностранным физическим или юридическим лицам, запускаемые в космическое пространство с территории Республики Казахстан.

      2. Под государственной регистрацией космических объектов и прав на них, указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи, понимается учет космических объектов, акт признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременения прав) на космический объект в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      Под государственной регистрацией космических объектов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, понимается запись в регистре космических объектов без государственной регистрации прав на них.

      3. Космические объекты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат государственной регистрации в соответствии с порядком государственной регистрации космических объектов и прав на них.

      Государственная регистрация осуществляется в срок до пяти рабочих дней со дня поступления заявления в уполномоченный орган.

      4. Права на космические объекты возникают с момента их государственной регистрации и подтверждаются свидетельством о государственной регистрации, выданным уполномоченным органом.

      5. За государственную регистрацию космических объектов и прав на них взимается сбор в порядке и размерах, определяемых налоговым законодательством Республики Казахстан.

      6. Для государственной регистрации космического объекта и прав на него в уполномоченный орган представляются следующие документы:

      1) заявление;

      2) электронная версия правоустанавливающего документа на космический объект;

      3) исключен Законом РК от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования);

      4) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию космического объекта и прав на него.

      Примечание РЦПИ!
      Пункт 6-1 вводится в действие с 01.01.2015 и действует до 31.12.2015 (см. ст. 2 Закона РК от от 27.04.2015 № 311-V).

      6-1. При проведении операции, предусмотренной статьей 61-4 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", для государственной регистрации изменения прав (обременения прав) на космический объект в уполномоченный орган представляются следующие документы:

      1) заявление;

      2) нотариально засвидетельствованная копия договора об одновременной передаче активов и обязательств (с приложением передаточного акта или выписки из него);

      3) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию космического объекта и прав на него.

      6-2. При проведении операции, предусмотренной подпунктом 11) пункта 2 статьи 5-1, статьей 61-4 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", для государственной регистрации изменения прав (обременения прав) на космический объект в уполномоченный орган представляются следующие документы:

      1) заявление;

      2) нотариально засвидетельствованные копии договора об одновременной передаче активов и обязательств, договора, предусматривающего приобретение организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, активов и прав требований (с приложением передаточного акта или выписки из него), договора, содержащего условие об уступке права (требования);

      3) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию космического объекта и прав на него.

      7. Основаниями для отказа в государственной регистрации космического объекта и прав на него являются:

      1) представление заявителем неполного пакета документов, необходимых для государственной регистрации;

      2) представление заявителем документов, не соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан;

      3) наличие обременения прав на космический объект, ограничивающих или исключающих распоряжение космическим объектом;

      4) решение суда, вступившее в законную силу, ограничивающее или исключающее право распоряжения космическим объектом.

      Требование подпункта 3) части первой настоящего пункта не применяется при государственной регистрации космического объекта и прав на него в случае проведения операции, предусмотренной подпунктом 11) пункта 2 статьи 5-1, статьей 61-4 Закона Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

      8. При отказе в государственной регистрации уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления направляет заявителю письменный мотивированный ответ с указанием причин отказа.

      9. Отказ в государственной регистрации космического объекта и прав на него может быть обжалован в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      10. При устранении оснований для отказа в государственной регистрации заявление на государственную регистрацию может быть подано повторно.

      11. После осуществления государственной регистрации, а также при представлении уполномоченному органу заявителем документов, подтверждающих факт уничтожения или утилизации космического объекта, уполномоченным органом производится соответствующая запись в регистре космических объектов.

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 16.05.2014 № 203-V (вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования); от 27.04.2015 № 311-V (порядок введения в действие см. ст. 2); от 27.02.2017 № 49-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 12. Государственный контроль в области космической деятельности

      Государственный контроль в области космической деятельности осуществляется уполномоченным органом в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 12 в редакции Закона РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 13. Лицензирование деятельности в сфере использования космического пространства

      Деятельность физических и юридических лиц в сфере использования космического пространства, указанная в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 5) статьи 5 настоящего Закона, осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

      Сноска. Статья 13 в редакции Закона РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 14. Научные исследования в области космической деятельности

      1. Научные исследования в области космической деятельности включают фундаментальные и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские работы и космические эксперименты, направленные на обеспечение научного сопровождения космической деятельности и разработку новых образцов космической техники и технологий.

      Научные исследования в области космической деятельности выполняются в рамках научных, научно-технических проектов и программ, которые координируются уполномоченным органом в области науки. Научные, научно-технические проекты и программы разрабатываются и реализуются под руководством уполномоченного органа с привлечением ученых, высококвалифицированных специалистов и научных работников, научных и общественных организаций, высших учебных заведений Республики Казахстан.

      2. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности, полученных при разработке космической техники и технологий, осуществляется в порядке, определяемом Гражданским кодексом Республики Казахстан и иными законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 14 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Создание космических систем и космических ракетных комплексов

      Создание космических систем и космических ракетных комплексов включает научные исследования и опытно-конструкторские работы, проектирование, изготовление, монтаж, строительство, испытание космических систем и космических ракетных комплексов, их составных частей, а также ввод в эксплуатацию.

      Сноска. Статья 15 в редакции Закона РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 16. Использование космической системы связи

      1. Регулирование использования космической системы связи представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и технических мер, направленных на ее эффективное использование.

      2. Космическая система связи предназначена для предоставления транспондеров космических аппаратов для нужд физических и (или) юридических лиц.

      3. Исключен Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      4. Исключен Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. Статья 16 с изменениями, внесенными Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 17. Использование космической системы дистанционного зондирования Земли

      1. Космическая система дистанционного зондирования Земли предназначена для сбора пространственных данных о поверхности и структуре поверхности Земли, описания характера и временной изменчивости естественных природных параметров и явлений, природных ресурсов, окружающей среды, а также антропогенных факторов и образований в целях решения научных, социально-экономических, экологических и оборонных задач посредством космических съемок.

      2. Национальный оператор космической системы дистанционного зондирования Земли планирует космические съемки, получает, обрабатывает и распространяет данные дистанционного зондирования Земли из космоса физическим и (или) юридическим лицам, государственным органам Республики Казахстан в порядке, определяемом уполномоченным органом совместно с Министерством обороны Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 17 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Использование системы высокоточной спутниковой навигации

      1. Система высокоточной спутниковой навигации предназначена для предоставления потребителям информации о целостности глобальной навигационной спутниковой системы, а также информации, позволяющей повысить точность определения координатно-временных параметров.

      2. Национальный оператор системы высокоточной спутниковой навигации организует и предоставляет спутниковые навигационные услуги на всей территории Республики Казахстан в порядке, определяемом уполномоченным органом совместно с Министерством обороны Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 18 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 19. Использование космических ракетных комплексов

      1. Космические ракетные комплексы предназначены для запуска космических объектов в космическое пространство.

      2. Запуски космических объектов с применением космических ракетных комплексов осуществляются при наличии положительного решения Правительства Республики Казахстан, принятого в соответствии с порядком согласования и принятия решений о запусках космических объектов с территории Республики Казахстан, а также за ее пределами в случае их осуществления казахстанскими участниками космической деятельности.

Глава 3-1. Национальные операторы космических систем

      Сноска. Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 19-1. Национальный оператор космической системы связи

      1. Национальный оператор космической системы связи – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены задачи создания, эксплуатации и развития космической системы связи.

      2. Полномочия Национального оператора космической системы связи:

      1) обеспечивает техническую эксплуатацию космической системы связи;

      2) оказывает услуги связи, в том числе по предоставлению транспондеров космических аппаратов, а также услуги широкополосного доступа к информационно-коммуникационным системам физическим и (или) юридическим лицам;

      3) взаимодействует с иностранными операторами космической связи в целях резервирования транспондеров космических аппаратов Республики Казахстан, а также расширения зон покрытия космическими аппаратами за пределами Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом в области связи;

      4) осуществляет иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Статья 19-2. Национальный оператор космической системы дистанционного зондирования Земли

      1. Национальный оператор космической системы дистанционного зондирования Земли – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены задачи создания, эксплуатации и развития космической системы дистанционного зондирования Земли.

      2. Полномочия Национального оператора космической системы дистанционного зондирования Земли:

      1) обеспечивает техническую эксплуатацию космической системы дистанционного зондирования Земли;

      2) планирует космические съемки и оказывает услуги по предоставлению данных дистанционного зондирования Земли из космоса физическим и (или) юридическим лицам;

      3) создает и развивает инфраструктуру пространственных данных на основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса и спутниковой навигации;

      4) осуществляет иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Статья 19-3. Национальный оператор системы высокоточной спутниковой навигации

      1. Национальный оператор системы высокоточной спутниковой навигации – акционерное общество со стопроцентным участием государства в уставном капитале, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложены задачи создания, эксплуатации и развития системы высокоточной спутниковой навигации.

      2. Полномочия Национального оператора системы высокоточной спутниковой навигации:

      1) обеспечивает техническую эксплуатацию системы высокоточной спутниковой навигации;

      2) оказывает спутниковые навигационные услуги на всей территории Республики Казахстан физическим и (или) юридическим лицам;

      3) осуществляет контроль целостности навигационного поля глобальных навигационных спутниковых систем;

      4) осуществляет иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. КОСМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Статья 20. Объекты космической инфраструктуры Республики Казахстан

      1. Объекты космической инфраструктуры Республики Казахстан составляют основу ее космической отрасли и включают:

      1) объекты наземной космической инфраструктуры;

      2) космические объекты.

      2. Объекты космической инфраструктуры являются стратегическими объектами.

Статья 21. Объекты наземной космической инфраструктуры

      К объектам наземной космической инфраструктуры относятся:

      1) научно-технологическая и опытно-экспериментальная база космических исследований;

      2) средства производства космической техники и космических ракетных комплексов, предназначенных для обеспечения космической деятельности;

      3) космодромы;

      4) районы падения отделяющихся частей ракет-носителей;

      5) наземные комплексы управления космическими объектами;

      6) наземные целевые комплексы для приема информации от космических объектов, ее обработки и распространения.

      В целях сохранности и безопасной эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры устанавливаются охранные зоны земельные участки, за исключением районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, в пределах которых ограничивается или запрещается деятельность, несовместимая с целями установления зон.

      Сноска. Статья 21 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 22. Средства производства космической техники

      1. К средствам производства космической техники относятся специальные конструкторско-технологические бюро космической техники и сборочно-испытательный комплекс.

      2. Перечень государственных заданий на производство космической техники, создаваемой для Республики Казахстан, утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

      3. Производство космических аппаратов, финансируемых из бюджетных средств, осуществляется специальным конструкторско-технологическим бюро космической техники и сборочно-испытательным комплексом, расположенным на территории Республики Казахстан, в пределах их производственных возможностей.

      Сноска. Статья 22 с изменением, внесенным Законом РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 23. Космодром "Байконур"

      1. Космодром "Байконур" является составной частью космической инфраструктуры и включает технические, стартовые, посадочные комплексы, земельные участки, предназначенные для подготовки и осуществления запусков космических объектов.

      2. Космодром "Байконур" является стратегическим объектом и представляет собой имущественный комплекс, не подлежащий приватизации.

Статья 24. Маркировка космических объектов Республики Казахстан

      Космические объекты Республики Казахстан, запускаемые в космическое пространство, должны иметь маркировку, определяемую уполномоченным органом в соответствии с международными стандартами и законодательством Республики Казахстан.

Статья 25. Утилизация космических объектов и технических средств

      Космические объекты и технические средства, выведенные из эксплуатации, подлежат утилизации в порядке, определяемом уполномоченным органом и международными договорами.

      Сноска. Статья 25 с изменением, внесенным Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 26. Передача объекта космической отрасли в аренду

      Порядок передачи объекта космической отрасли в аренду международному или иностранному участнику космической деятельности регулируется законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

Глава 5. БЕЗОПАСНОСТЬ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 27. Обеспечение безопасности космической деятельности

      1. Космическая деятельность осуществляется при условии обеспечения охраны здоровья людей и окружающей среды, защищенности имущества физических и юридических лиц.

      Безопасность космической деятельности обеспечивается уполномоченным органом в соответствии с установленными правилами безопасности, а также другими государственными органами в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

      2. Возмещение вреда здоровью физических лиц, ущерба окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государства, возникшего вследствие осуществления космической деятельности, производится добровольно или по решению суда в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Вред подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение и восстановление здоровья, затрат по уходу за больным.

      3. До произведения штатного запуска космического объекта участники космической деятельности направляют в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды координаты районов падения отделяющихся частей ракеты-носителя, расположенных на территории Республики Казахстан.

      4. В случае гибели людей или животных, а также причинения ущерба гражданам и окружающей среде в результате произведенного запуска космического объекта участники космической деятельности должны возместить нанесенный ущерб в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

      5. Космический объект, принадлежащий иностранному физическому или юридическому лицу, может осуществлять безопасный пролет через воздушное пространство Республики Казахстан в процессе его выведения в космическое пространство или возвращения на Землю при условии предварительного согласования с Министерством обороны Республики Казахстан, уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, в сфере гражданской защиты.

      Сноска. Статья 27 с изменением, внесенным Законом РК от 11.04.2014 № 189-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 28. Расследование аварий при осуществлении космической деятельности

      Аварии, приведшие к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, подлежат расследованию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о гражданской защите.

      Сноска. Статья 28 с изменением, внесенным Законом РК от 11.04.2014 № 189-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 29. Экологический контроль окружающей среды и состояния здоровья населения в регионах, подверженных воздействию космической деятельности

      1. Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов при осуществлении космической деятельности проводится уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, управления земельными ресурсами в рамках Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов совместно со специально уполномоченными государственными органами.

      2. Участники космической деятельности обязаны осуществлять производственный экологический контроль окружающей среды в порядке, установленном экологическим законодательством Республики Казахстан.

      3. Государственный контроль в области охраны окружающей среды и здоровья населения при осуществлении космической деятельности осуществляется уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и здравоохранения.

      4. Информация в области охраны окружающей среды и чрезвычайных ситуаций в связи с осуществлением космической деятельности на территории Республики Казахстан является открытой, подлежит распространению через средства массовой информации с использованием системы оповещения и связи.

Статья 30. Запреты и ограничения в космической деятельности

      1. При осуществлении космической деятельности запрещается:

      1) создание непосредственной угрозы жизни и здоровью людей;

      2) выведение на орбиту, размещение в космическом пространстве оружия массового уничтожения;

      3) использование космической техники и (или) небесных тел для негативного воздействия на окружающую среду;

      4) нарушение международных норм и стандартов по загрязнению космического пространства.

      2. Космическая деятельность в рамках отдельного проекта при наступлении угрозы жизни и здоровью людей, причинении материальных убытков или ущерба окружающей среде ограничивается или запрещается в соответствии с экологическим законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 30 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2022 № 173-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
И МЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАНДИДАТА
В КОСМОНАВТЫ, КОСМОНАВТА

Статья 31. Статус кандидата в космонавты, космонавта.Подготовка кандидата в космонавты, космонавта

      1. Статус кандидата в космонавты, космонавта присваивается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

      2. Космонавты формируются в отряд космонавтов Республики Казахстан. Отряд космонавтов Республики Казахстан действует на основании положения об отряде космонавтов Республики Казахстан.

      3. Государство обеспечивает подготовку, переподготовку кандидатов в космонавты, космонавтов.

      4. Подготовка и выполнение космического полета космонавтом осуществляются на основе контракта, заключаемого с соответствующим участником космической деятельности (заказчиком проведения летно-космических испытаний и (или) научных исследований и экспериментов в случае осуществления космического полета), в котором определяются обязательства сторон.

      5. Время нахождения кандидата в космонавты, космонавта на подготовке, переподготовке, а также время его работы в области космической деятельности включаются в стаж работы кандидата в космонавты, космонавта.

Статья 32. Гарантии в случае получения увечья, заболевания или гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта

      1. При установлении инвалидности, наступившей в результате травмы, увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, кандидату в космонавты, космонавту за счет бюджетных средств выплачивается единовременная компенсация в размерах:

      1) лицу с инвалидностью первой группы – 3000 месячных расчетных показателей;

      2) лицу с инвалидностью второй группы – 2000 месячных расчетных показателей;

      3) лицу с инвалидностью третьей группы – 1000 месячных расчетных показателей.

      2. В случае гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта при исполнении служебных обязанностей его наследникам из бюджетных средств выплачивается единовременная компенсация в размере 6000 месячных расчетных показателей.

      3. Выплата единовременной компенсации, предусмотренной пунктами 1 или 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом.

      4. Единовременная компенсация не выплачивается, если в установленном порядке доказано, что гибель (смерть), увечье или заболевание кандидата в космонавты, космонавта наступили в связи с обстоятельствами, не связанными с исполнением служебных обязанностей.

      5. В случае гибели (смерти) кандидата в космонавты, космонавта при исполнении служебных обязанностей государство не позднее шести месяцев со дня гибели (смерти) указанного лица обеспечивает выделение в собственность наследников погибшего (умершего) одного жилища из государственного жилищного фонда или безвозмездную передачу ранее предоставленного кандидату в космонавты, космонавту служебного жилища в собственность наследников погибшего (умершего) либо предоставление аналогичного жилища из государственного жилищного фонда в населенном пункте Республики Казахстан на усмотрение наследников погибшего (умершего), если ранее предоставленное кандидату в космонавты, космонавту служебное жилище находится на территории другого государства.

      6. Положение пункта 5 настоящей статьи применяется при условии отсутствия на территории Республики Казахстан у кандидата в космонавты, космонавта и его наследников в собственности жилища.

      Сноска. Статья 32 с изменениями, внесенными законами РК от 08.04.2016 № 490-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 33. Компенсация расходов на погребение

      Погребение погибшего (умершего) кандидата в космонавты, космонавта производится по месту жительства либо по желанию его родственников в другом месте Республики Казахстан. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, компенсируются за счет бюджетных средств в размере 80 месячных расчетных показателей.

Статья 34. Медицинское и санаторно-курортное обслуживание кандидата в космонавты, космонавта

      1. Кандидат в космонавты, космонавт при условии его постоянного проживания на территории Республики Казахстан в определенном уполномоченным органом порядке обеспечивается ежегодными профилактическими осмотрами, медицинским и санаторно-курортным лечением.

      2. Положения пункта 1 настоящей статьи распространяются на совместно проживающих членов семьи кандидата в космонавты, космонавта.

      3. Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на кандидата в космонавты, космонавта, утратившего гражданство Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 34 с изменением, внесенным Законом РК от 24.11.2021 № 75-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 35. Материальное обеспечение космонавтов, удостоенных почетного звания "Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы" (Летчик-космонавт Казахстана)

      Космонавтам, удостоенным почетного звания "Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы" (Летчик-космонавт Казахстана), устанавливается повышающий коэффициент в размере 2,9 к должностному окладу.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан в области космической деятельности влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 37. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

     
      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.