О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции и государственной поддержки жилищного строительства

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2016 года № 34-VІ ЗРК.

      28 декабря 2016 года Глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции и государственной поддержки жилищного строительства".

      Данный Закон направлен на приведение законодательства в области защиты конкуренции в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также предусматривающий меры государственной поддержки в сфере жилищного строительства.

      Законом регламентированы задачи, статус и порядок работы антимонопольного органа, механизм взаимодействия с правоохранительными органами, антимонопольными ведомствами других стран.

      Также предусмотрена отмена изъятий в отношении исключительных прав на интеллектуальную собственность, если соглашения носят антиконкурентный характер и могут создавать угрозу для конкуренции. Это позволит нам реагировать, к примеру, в случаях, когда казахстанским предпринимателям навязывают соглашения с конкретными представителями зарубежных товаропроизводителей.

      Важным инструментом регулирования представляется антимонопольный комплаенс, позволяющий, прежде всего, бизнесу совместно с антимонопольным органом выработать принципы и правила поведения на товарных рынках и корпоративные риски совершения правонарушений.

      Справочно: Антимонопольным комплаенсом является система правовых, организационных и иных мер субъекта рынка, направленных на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и предупреждение его нарушения.

      Для внедрения антимонопольного комплаенса субъект (субъекты) рынка вправе принимать акт (акты) антимонопольного комплаенса:

      внутренний акт, предусматривающий оценку рисков нарушения субъектом рынка законодательства в области защиты конкуренции и меры их снижения;

      внешний акт, предусматривающий правила добросовестной конкуренции субъектов рынка на соответствующем товарном рынке.

      Субъект (субъекты) рынка вправе направить на согласование антимонопольного органа проект акта об антимонопольном комплаенсе, который подлежит рассмотрению в течение месяца с момента поступления.

      Кроме того, увеличивается срок проведения расследования на предмет нарушения законодательства в области защиты конкуренции до 3–х месяцев с возможностью продления еще до 2-х месяцев.

      Это позволит предоставить субъекту бизнеса время для подготовки к согласительной комиссии, которая создается в случаях оспаривания результатов расследования нарушений законодательства в области защиты конкуренции.

      В целях приведения в соответствие с лучшей мировой практикой и недопущения антиконкурентных действий (бездействия) в отношении субъектов рынка предлагается распространение запретов на совершение антиконкурентных действий (бездействия) на организации, наделенные государством функциями регулирования деятельности субъектов рынка.

      Расшириряется применение института уведомления о наличии в действиях субъекта рынка признаков нарушения законодательства, распространив данный инструмент на действия (бездействие) субъекта рынка по злоупотреблению доминирующим или монопольным положением, за исключением признаков по установлению, поддержанию монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен.

      Данная мера позволит оперативно устранить нарушение и удовлетворить обращение заявителя (пострадавшего) в случае применения к нему неравнозначных цен или условий, что позволит заявителю сразу же получать товары, работы и услуги на одинаковых с другими покупателями условиях.

      С 1 января 2017 года в соответствие со стандартами ОЭСР отменяется ценовое регулирование, заменяя его антимонопольным регулированием.

      При этом, введен понятие общественно значимых рынков, сохранив на них ценовое регулирование в 4 сферах, а именно: железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газоснабжения и аэропортовых услуг.

      В сфере железнодорожного транспорта: оказание услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом и локомотивной тяги, за исключением услуг:

      по предоставлению в аренду железнодорожных грузовых вагонов и услуг оператора вагонов (контейнеров);

      по перевозке грузов железнодорожным транспортом в транзитном сообщении через территорию Республики Казахстан.

      В сфере электроэнергетики: розничная реализация электроэнергии энергоснабжающими организациями, которые ранее относились к субъектам регулируемого рынка; организация и проведение централизованной торговли электрической энергией, обеспечению готовности торговых систем к проведению централизованных торгов, централизованной покупке и продаже электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии.

      В сфере газоснабжения: розничная реализация товарного газа и розничная реализация сжиженного нефтяного газа для домовладений.

      На рынке аэропортовых услуг: предоставление телескопического трапа; предоставление рабочего места для регистрации пассажиров; обработка грузов; обеспечение ГСМ; предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса.

      При этом, срок регулирования общественно значимых рынков установить до 1 января 2020 года, за исключением услуг централизованных торгов.

      Кроме того, предложен ряд поправок, не затрагивающих вопросы конкуренции, однако принятие которых крайне необходимо.

      Так, в рамках реализации Программы "Нұрлыжер" в целях государственной поддержки жилищного строительства предлагается стимулирование деятельности строительных организаций путем покрытия государством части процентной ставки по кредитам банков второго уровня, не превышающим 17% годовых, установив фиксированную ставку субсидирования 7 % в течение 3-х лет.

      Кроме того, в целях освобождения субъектов предпринимательства от уплаты таможенных пошлин и НДС предлагается внесение поправок в Предпринимательский кодекс, в части инвестиционных преференций, расширив перечень критериев для юридических лиц, действующих на территории свободной экономической зоны и свободных складов с тем, чтобы по всем видам их деятельности были предусмотрены преференции.

      Наряду с этим, в Экологическом кодексе Республики Казахстан в целях реализации механизма выдачи сертификатов предлагается расширить направления деятельности Оператора расширенное обязательство производителей, предоставив ему право направлять деньги, поступившие на его банковский счет, в виде платы на финансирование скидки, предоставленной производителем физическим и юридическим лицам при приобретении нового отечественного автомобиля.

      Закон содержит ожидаемые предпринимательским сообществом прогрессивные нововведения, направленные на либерализацию законодательства в области защиты конкуренции, усиление роли антимонопольной службы в защите добросовестного предпринимательства, обеспечение прозрачности механизма тарифообразования в сферах естественных монополий.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter