Концепция к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности"

1. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности" (далее – проект Закона).

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

По итогам двадцать седьмого пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан от 12 июня 2014 года Правительству было поручено проведение системных работ по переходу на стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Принимая во внимание, что в странах ОЭСР отсутствуют утвержденные стандарты в сфере защиты интеллектуальной собственности, Министерством юстиции был изучен опыт стран-членов ОЭСР с высоким показателем по индикатору "Защита интеллектуальной собственности" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Изученный опыт свидетельствует, что для повышения конкурентоспособности страны необходима развитая индустриально-инновационная система, основанная на результатах интеллектуальной деятельности.

Вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию и членство в Евразийском экономическом союзе ставят новые задачи по обеспечению прав интеллектуальной собственности.

В этой связи проектом Закона вносятся поправки в ряд законодательных актов, регулирующих вопросы охраны и защиты прав интеллектуальной собственности в Республике Казахстан.

Так, в Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) (далее – Гражданский кодекс) вносятся дополнения, устанавливающие право владельца товарного знака требовать от нарушителя возмещения понесенных им убытков. Кроме того, вместо понесенных убытков правообладатель вправе взыскать с нарушителя доходы, полученные им вследствие неправомерного использования товарного знака.

Проектом Закона предлагается передать компетенцию уполномоченного органа по регистрации прав на произведения, охраняемые авторским правом, регистрации и выдачи охранных документов на объекты промышленной собственности экспертной организации (РГП "Национальный институт интеллектуальной собственности"). В этой связи в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" вносятся поправки в части исключения сбора и государственной пошлины за вышеуказанные действия уполномоченного органа.

Проект Закона предусматривает внесение изменений в Закон Республики Казахстан "Об авторском праве и смежных правах" (далее – Закон об авторском праве) в части уточнения определений ряда терминов, обеспечения прав авторов через систему коллективного управления правами, а также улучшения порядка оказания государственных услуг в сфере авторского права.

Реализация права автора на получение вознаграждения, в том числе за репрографическое воспроизведение требует уточнения определений терминов "воспроизведение", "репродуцирование (репрографическое воспроизведение)".

Предлагается компетенцию уполномоченного органа по регистрации прав на произведения, а также по регистрации и выдаче охранных документов на объекты промышленной собственности передать в ведение экспертной организации (РГП "Национальный институт интеллектуальной собственности"), сохранив за уполномоченным органом контроль за оказанием данных государственных услуг.

При этом регистрация прав на произведения будет осуществляться только в отношении неопубликованных произведений (с одновременной сдачей копии произведения на хранение). Услугу по выдаче справок о сдаче на хранение рукописей неопубликованных произведений предлагается исключить в связи с отсутствием востребованности у населения (за оказанием данной услуги услугополучатели обращаются один раз в два-три года, 2010г. – 0, 2011г. – 2, 2012-2014г.г. – 0, 2015г. – 4).

В Законе об авторском праве предлагается уточнить компетенцию экспертной организации по аннулированию ранее выданных свидетельств и выдачи дубликата на ранее выданные свидетельств о регистрации объекта авторского права при наличии поступившего обращения от автора или правообладателя.

Закон об авторском праве предусматривает ежегодное представление организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, информации о ее деятельности, в частности об изменениях, внесенных в устав и иные учредительные документы такой организации, о заключаемых такой организацией двусторонних и многосторонних соглашениях с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами, решениях общего собрания, годовом балансе, годовом отчете и др.

С целью получения единых и полных данных о деятельности коллективной организации, в том числе о собранном, распределенном, выплаченном и невостребованном вознаграждении предлагается наделить уполномоченный орган правом утверждения типовой формы для представления информации. Это будет способствовать осуществлению эффективного мониторинга за выполнением организациями обязанностей, предусмотренных Законом об авторском праве.

Также в проекте Закона предлагается уточнить сроки предоставления аудиторского отчета организациями в уполномоченный орган (не реже одно раза в два года). Данное уточнение будет соответствовать договоренностям между странами Евразийского экономического союза в рамках планируемого к подписанию проекта Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе, одобренного постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2015 года № 723.

Поправки, вносимые в Закон об авторском праве, направлены на обеспечение эффективной защиты прав авторов, устранение правовых пробелов и улучшение качества оказания услуг в данной сфере.

В Закон о товарных знаках вносятся поправки, направленные на изменение процедуры прохождения заявки от даты подачи до ее регистрации, в т.ч. в части предоставления доступа к информации о поданных заявках на регистрацию товарного знака, публикации сведений о поданных заявках.

Данное новшество приведет к увеличению уровня информирования потенциальных заявителей и других правообладателей о поданных на экспертизу обозначений и будет способствовать снижению возможных нарушений прав владельцев товарных знаков.

Также предлагается установить срок, с которого у владельца товарного знака возникает право требования защиты своего товарного знака.

В Законе о товарных знаках уточняются полномочия апелляционного совета в части рассмотрения возражений, касающихся регистрации товарного знака на имя агента или представителя владельца товарного знака, без соответствующего разрешения владельца товарного знака. Кроме того, уточняются основания для оспаривания регистрации товарного путем подачи возражения в Апелляционный совет при возникновении конфликта между сходными до степени смешения товарным знаком и фирменным наименованием.

Кроме того, упрощается система регистрации лицензионных (сублицензионых) договоров на объекты промышленной собственности с целью приведения национального законодательства в соответствие с нормами ратифицированных Республикой Казахстан Договора о патентном праве и Сингапурского договора о законах по товарным знакам, участниками которых также являются страны ОЭСР.

В этой связи предусмотренная Законом о товарных знаках, Законом "О селекционных достижениях", Патентным законом регистрация лицензионных (сублицензионных) договоров будет упразднена. Вместо регистрации договоров будет осуществляться регистрация юридического факта предоставления права на использование объекта промышленной собственности по договору.

С целью упрощения процедуры выдачи охранного документа на промышленный образец в Патентном законе предлагается исключить требование о представлении словесного описания в виде перечня существенных признаков для получения правовой охраны на промышленный образец.

В Закон "О государственных закупках" вносятся поправки в целях приведения в соответствие с Гражданским кодексом в части уточнения термина "товары и услуги, являющиеся объектами интеллектуальной собственности".

В Закон "О государственном имуществе" вносится поправка в части дополнения видов деятельности, осуществляемых государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, деятельностью в области охраны прав интеллектуальной собственности в связи с выведением экспертной организации (РГП на ПХВ "НИИС") из статуса субъекта государственной монополии.

Кроме того, вносятся поправки, направленные на приведение действующего законодательства в соответствие с требованиями международных договоров в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Республика Казахстан.

3. Цель принятия законопроекта

Проект Закона разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в том числе путем устранения правовых пробелов, противоречий, направленных на развитие научно-технического прогресса и свободной конкуренции, а также исключения норм, создающих административные барьеры.

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения в сфере интеллектуальной собственности.

5. Структура законопроекта

Проект Закона состоит из двух статей.

Статья 1 предусматривает внесение предлагаемых изменений и дополнений в Гражданский кодекс (Особенная часть), Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)", Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, Закон "Об авторском праве и смежных правах", Закон "Об охране селекционных достижений", Патентный закон, Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон Республики Казахстан "О правовой охране топологий интегральных микросхем", Закон Республики Казахстан "Государственных закупках", Закон "Об органах юстиции", Закон Республики Казахстан "О государственном имуществе".

Статья 2 предусматривает порядок введения в действие законопроекта.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие проекта Закона повлечет сокращение доходной части государственного бюджета. Предполагаемые потери бюджета будут компенсированы за счет поступлений в бюджет за оказываемые услуги РГП "Национальный институт интеллектуальной собственности".

Разработка проекта Закона позволит обеспечить следующие правовые последствия:

– надлежащее обеспечение прав авторов и правообладателей;

– упорядочение деятельности организаций по коллективному управлению правами;

– снижение административных барьеров при выдаче охранных документов.

Кроме того, предполагаемыми социально-экономическими последствиями принятия законопроекта могут стать:

– стимулирование авторов на создание новых объектов интеллектуальной собственности;

– повышение прозрачности деятельности экспертной организаций.

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.

Разработка законопроекта позволит достичь следующих положительных результатов:

– снижение административных барьеров при выдаче охранных документов;

– устранение пробелов, противоречий и коллизий в действующем законодательстве в сфере интеллектуальной собственности;

– гармонизация патентного законодательства Казахстана и стран ОЭСР;

– стимулирование изобретателей на создание и патентование объектов промышленной собственности.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Одновременное приведение других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом не потребуется.

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Предмет законопроекта регламентируется ГК, Патентным законом, Законом об авторском праве, Законом о товарных знаках, Законом о селекционных достижениях и другими законодательными и подзаконными актами в сфере интеллектуальной собственности.

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Относительно поправок, вносимых в Гражданский кодекс в части устанавления права владельца товарного знака требовать от нарушителя возмещения понесенных им убытков, был изучен опыт стран ОЭСР (Австрии, Бельгии, Дании, Великобритании, Финляндии, Германии, Греции, Нидерландов, Швеции, Швейцарии и другие).

Опыт вышеуказанных стран свидетельствует о сложности определения убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды. Поэтому суды Бельгии, Великобритании, Финляндии, Германии, Венгрии, Италии, Швеции и Швейцарии могут назначить выплату компенсации по справедливости или всех расходов владельца товарного знака, связанных с нарушением прав на товарный знак, если реальный ущерб или упущенную выгоду доказать сложно и невозможно, когда количество контрафактных товаров неизвестно или когда контрафактные товары были приостановлены и уничтожены таможенными органами и, следовательно, эти товары не были в реализации.

Так, например, Гражданский кодекс Бельгии устанавливает право правообладателя требовать выплаты ущербы, упущенной выгоды либо выплаты доходов, полученных нарушителем.

Согласно Закону о товарных знаках Финляндии нарушитель обязан выплатить компенсацию за незаконное использование товарного знака и все убытки, понесенные владельцем товарного знака.

Итальянский кодекс о промышленной собственности дает право владельцу товарного знака требовать выплаты упущенной выгоды и реального ущерба.

Относительно передачи компетенции уполномоченного органа по государственной регистрации прав на произведения, охраняемые авторским правом, экспертной организации обращаем внимание на следующее.

Во многих странах ОЭСР, являющихся участниками Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений авторское право возникает в силу факта создания. Например, в европейских странах, например, во Франции и Германии авторское право возникает с момента, когда произведение создано или выражено в объективной форме и не связано с какими либо формальностями.

В странах ЕАЭС для возникновения, осуществления и защиты авторских прав также не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Например, в Российской Федерации Российское авторское общество, являющееся организацией по коллективному управлению правами, может, по желанию автора, зарегистрировать право автора на произведение.

В США регистрация осуществляется Библиотекой Конгресса США. Данная регистрация представляет собой юридическую формальность, призванную зафиксировать авторство на произведение. Регистрация произведений является необходимым условием для обращения в суд за восстановлением нарушенных прав.

В Доминиканской Республике, Аргентине, Португалии регистрация или депонирование произведений (с одновременной сдачей одного экземпляра на хранение) являются обязательными условиями для печатных изданий.

Например, закон об авторском праве Доминиканской Республики предусматривает в качестве условия правовой охраны печатных изданий обязательное депонирование, то есть сдачу одного экземпляра на хранение в государственный орган и внесение об этом записи в национальный реестр авторского права.

В соответствии с Законом Аргентинской Республики "Об интеллектуальной собственности" издатель печатных произведений должен депонировать свои произведения в Бюро национального регистра интеллектуальной собственности.

В Португалии обязательная регистрация осуществляется только в отношении неопубликованных произведений.

Относительно передачи компетенции по регистрации прав на объекты промышленной собственности в ведение экспертной организации обращаем внимание на статью 12(1) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участницей которой является Республика Казахста. Согласно данной норме каждая страна участник конвенции обязуется создать специальную службу по делам промышленной собственности.

В этой связи в большинстве стран ОЭСР с высоким показателем Глобального индекса конкурентоспособности по индикатору "Защита интеллектуальной собственности" процедура экспертизы и регистрации объектов промышленной собственности осуществляется в одном ведомстве, учреждении по принципу "одного окна".

Так, в США (показатель ГИК - 5.8) - это государственное учреждение "Федеральное агентство по патентам и товарным знакам", в Португалии (показатель ГИК - 4.7) - государственное учреждение "Национальный институт промышленной собственности", в Японии (показатель ГИК - 6.1) - государственное учреждение "Патентное ведомство Японии", в Швейцарии (показатель ГИК - 6.3) - государственное учреждение "Федеральный институт интеллектуальной собственности".

В странах Евразийского экономического союза (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения) также функционирует одноуровневая система.

Касательно публикации заявки на стадии ее рассмотрения отмечаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности члены публикуют сведения о каждом товарном знаке или до его регистрации или непосредственно после неё.

В таких странах ОЭСР как Великобритания, Франция, Япония, Финляндия, США поступившие заявки публикуются до регистрации товарных знаков. Данное обстоятельство позволяет заинтересованным лицам на стадии регистрации подать возражение с целью недопущения возможных нарушений прав владельцев товарных знаков, в т.ч. исключить регистрацию схожих товарных знаков.

В целях гармонизации национального законодательства с законодательством стран ОЭСР и упрощения процедуры выдачи охранного документа на промышленный образец в Патентном законе предлагается исключить требование о представлении словесного описания в виде перечня существенных признаков для получения правовой охраны на промышленный образец.

По вопросу исключения требования о предоставлении словесного описания в виде перечня существенных признаков для получения правовой охраны на промышленный образец был рассмотрен опыт США, Франции, Японии, Великобритании, Швейцарии и других стран ОЭСР.

В данных странах при проведении экспертизы на промышленный образец эксперты руководствуются изображениями аналогов, поскольку законодательством этих стран не предусмотрено предоставление перечня существенных признаков.

Исключение перечня существенных признаков будет способствовать упрощению процесса заполнения заявки на получение патента на промышленный образец.

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация проекта Закона предполагает сокращение бюджетных поступлений (исключение государственной пошлины). Положительное заключение республиканской бюджетной комиссии имеется.

В целом реализации проекта Закона не повлечет дополнительных финансовых затрат из бюджета.