В соответствии с частью второй пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) профессиональный стандарт "Инструктор-спортсмен" согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) профессиональный стандарт "Методист по физической культуре" согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) профессиональный стандарт "Тренер по боксу" согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) профессиональный стандарт "Руководитель физического воспитания" согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) профессиональный стандарт "Спортсмен" согласно приложению 5 к настоящему приказу.
2. Комитету по делам спорта и физической культуры Министерства туризма и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя министра туризма и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
|
Приложение 1 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от "20" декабря 2023 года № 333. |
Профессиональный стандарт "Инструктор-спортсмен"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Инструктор-спортсмен" разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
4) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;
5) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
6) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
7) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
8) инструктор по физической культуре и спорту – физическое лицо, имеющее профессиональное образование, осуществляющее практическое обеспечение учебно-тренировочным процессом, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе адаптивной физической культуры и спорта;
9) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
10) отраслевые государственные органы – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;
11) Национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
12) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) КС – квалификационный справочник;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник;
4) ОРК – отраслевая рамка квалификаций.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: Инструктор-спортсмен.
5. Код профессионального стандарта: R93120069.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.13 Деятельность фитнес-клубов;
93.13.0 Деятельность фитнес-клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: осуществление подготовки и обучения спортсменов при проведении постоянных тренировок и организации спортивных соревнований. Осуществление отбора перспективных спортсменов для постоянного спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов.
8. Перечень карточек профессий:
инструктор-спортсмен - 6 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий
9. Карточка профессии: "Инструктор-спортсмен"
|
Код группы:
|
3422-3
|
Код наименования занятия:
|
3422-3-008
|
Наименование профессии:
|
Инструктор-спортсмен
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
6
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
6.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др типовых квалификационных характеристик:
|
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
высшее образование (бакалавриат, специалитет, ординатура)
|
Специальность:
Подготовка учителей с предметной специализацией общего развития
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
3422-1-002
Инструктор по физической культуре.
|
Основная цель деятельности:
|
Организация и реализация инструкторско-методической деятельности в области спорта и физической подготовки, физического развития и спортивной подготовки занимающихся.
|
Описание трудовых функций.
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Выполнение индивидуального плана подготовки, учебно-тренировочного и соревновательного нагрузки задания.
2. Поддерживание уровня общей физической и специальной подготовки, обеспечивающей повышение спортивных результатов.
3. Ведение учета по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
-
|
Трудовая функция 1:
Выполнение индивидуального плана подготовки, учебно-тренировочного и соревновательного нагрузки задания
|
|
Умения:
|
1. Учитывать психофизические особенности и мотивацию детей, подростков при выборе комплексов упражнений для занятия.
2. Подбирать оптимальные комплексы упражнений и объемы нагрузки для гармоничного физического развития детей и подростков.
3. Применять техники и методы страховки.
|
Навык 1:
Соответствие возраста и пола нормам комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа.
|
Знания:
1. Анатомических, физиологических и психологических особенностей детей и подростков.
2. Основных методик диагностики мотивационной сферы занимающихся в области физической подготовки, физического развития.
3. Организации работы по физическому воспитанию и физическому развитию детей и подростков.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Планирование и обучение содержания занятий по общей физической и специальной подготовке
|
Умения:
1. Обучать детей и подростков правилам этичного поведения и методам самостраховки.
2. Координировать действия детей, подростков при выполнении комплексов упражнений, выявлять ошибки в технике двигательных действий.
3. Развивать у детей и подростков мотивированность к участию в спортивных соревнованиях.
|
Знания:
1. Анатомических, физиологических и психологических особенностей детей и подростков.
2. Правил хранения спортивного инвентаря и оборудования.
3. Основы педагогики физической культуры, включая теорию воспитания личности и общечеловеческие нормы нравственности.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 2:
Поддерживание уровня общей физической и специальной подготовки, обеспечивающей повышение спортивных результатов
|
Навык 1:
Консультирование занимающихся по базовым принципам самостоятельной организации занятий по виду спорта (спортивной дисциплине)
|
Умения:
1. Использовать методы и техники оценки подготовленности поступающих лиц в группы начальной подготовки в соответствии с стандартами спортивной подготовки.
2. Использовать современные технологии для определения индивидуальных способностей поступающих в группы этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки по антропометрическим, физиологическим, психологическим параметрам.
|
Знания:
1 Основ методики диагностики мотивационной сферы занимающихся в области физической подготовки, физического развития.
2. Основ методики занятий на тренажерных устройствах
3. Комплексов упражнений, используемые в программе занятий, мероприятий по физической подготовке, физическому развитию.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Знание нормативов для методического обоснования комплектования групп начальной подготовки
|
Умения:
1. Разъяснять преимущества ведения здорового образа жизни.
2. Определять оптимальные режимы использования спортивного оборудования и инвентаря.
3. Демонстрировать рациональные и безопасные техники использования спортивного оборудования и инвентаря.
|
Знания:
1. Правил эксплуатации и оптимальные режимы использования спортивного оборудования и инвентаря.
2. Правил пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи.
3. Составления и корректировки расписания для использования спортивного инвентаря и оборудования, предоставляемого в прокат.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 3:
Ведение учета по выполнению заданий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
|
|
Умения:
|
Навык 1:
Обучение занимающихся техникам и методам самоконтроля и самостраховки
|
1. Разъяснять занимающимся общие факторы риска травмирования и ухудшения физического состояния при занятиях физической подготовкой, нормы этичного поведения.
2. Формировать у занимающихся заинтересованность и мотивированность в развитии физических качеств, способностей.
3. Применять методику проведения занятий по подготовке к выполнению нормативов испытаний (тестов) для различных категорий населения.
|
Знания:
1. Методов контроля при занятиях по физической подготовке.
2. Основ возрастной психологии и воспитания.
3. Программы, плана специально организованных физических упражнений для восстановления работоспособности занимающихся на рабочем месте в режиме рабочего дня и (или) после работы.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Формирование содержания тренировочного занятия
|
Умения:
1. Определять задачи общей физической и специальной подготовки исходя из целей и задач программы подготовки занимающегося.
2. Пояснять структуру занятия по виду спорта (спортивной дисциплине) и особенности дозирования нагрузки
3. Рационально и безопасно сочетать различные комплексы упражнений, соответствующие подготовке по виду спорта (спортивной дисциплине).
|
Знания:
1. Формы учета посещаемости занятий по виду спорта (спортивной дисциплине), в том числе с использованием электронных средств.
2. Правил вида спорта (спортивной дисциплины).
3. Гигиенических требований и норм, предъявляемых к занятиям физической культурой и спортом.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Пунктуальность
Самостоятельность и ответственность
Системное мышление
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
нет
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
6
|
Инструктор по физической культуре.
|
6
|
Инструктор по адаптивной физической культуре.
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель: Бектенова А.Б., +7 (702) 911 55 11, : A.Bektenova@tsm.gov.kz
11. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Комитет по делам спорта и физической культуры.
Руководитель: Бектенова А.Б. E-mail: A.Bektenova@tsm.gov.kz, Номер телефона: ++7 (702) 911 55 11.
Исполнители: Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, g.shakenova@tsm.gov.kz
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: 12.12.2023 г.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: 01.12.2023 г.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": - 13769/26 от 13.12.2023 г.
15. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 г.
|
Приложение 2 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от "20" декабря 2023 года № 333. |
Профессиональный стандарт "Методист по физической культуре"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Методист по физической культуре" разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания и развития;
4) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
5) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;
6) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
7) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям;
8) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
9) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
10) методист по физической культуре и спорту – физическое лицо, имеющее профессиональное образование, осуществляющее методическое обеспечение и руководство учебно-тренировочным процессом, проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
11) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
12) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
13) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) ОРК – отраслевая рамка квалификаций;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: Методист по физической культуре.
5. Код профессионального стандарта: R93110051.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.11 Эксплуатация спортивных сооружений;
93.11.0 Эксплуатация спортивных сооружений.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1Деятельность в области спорта;
93.19Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0 Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: планирование и реализация мероприятий по физическому воспитанию населения.
8. Перечень карточек профессий:
методист по физической культуре - 5 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий.
9. Карточка профессии "Методист по физической культуре"
|
Код группы:
|
3422-1
|
Код наименования занятия:
|
3422-1-005
|
Наименование профессии:
|
Методист по физической культуре
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др типовых квалификационных характеристик:
|
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)
|
Специальность:
Физическая культура и спорт
|
Квалификация:
-
|
Требования к опыту работы:
|
нет
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
3422-3-009 Методист по спорту
|
Основная цель деятельности:
|
Осуществление методической деятельности в области спорта и физической подготовки, физического развития и спортивной подготовки населения.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Организация проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в целях укрепления здоровья населения.
2. Осуществление координации направления работы тренерского состава, методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса и обеспечение качественного комплектования учебных групп.
3. Координация результатов учебно-тренировочного и воспитательного процессов.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
|
Трудовая функция 1:
Организация проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в целях укрепления здоровья населения
|
|
|
Навык 1:
Использование спортивного оборудования
|
Умения:
1. Разъяснять и демонстрировать техники безопасного использования спортивного оборудования, принципы выбора оптимального режима использования спортивного оборудования.
2. Выполнять комплексы упражнений, предусмотренные программой занятия, мероприятия.
3. Определять оптимальные режимы использования спортивного оборудования.
|
Знания:
1. Правил поведения в месте организации занятий, мероприятий по физической подготовке, физическому развитию.
2. Основ методики диагностики мотивационной сферы физических лиц в области физической подготовки, физического развития.
3. Комплексов упражнений, используемые в программе занятий, мероприятий по физической подготовке, физическому развитию.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Оформление спортивного оборудования
|
Умения:
1. Пользоваться демонстрационным, звуковым, звукоусиливающим и осветительным спортивным оборудованием.
2. Составлять и корректировать расписание использования спортивного оборудования, предоставляемого в прокат.
3. Оформлять документы по передаче в прокат и по возврату спортивного оборудования.
|
Знания:
1. Правил хранения спортивного оборудования.
2. Правил приема, возврата и удержания залога (части залога) за предоставленный в прокат спортивного оборудования.
3. Порядок оформления документов по предоставлению во временное пользование и возврату спортивного оборудования, по выявлению фактов повреждений, нанесенных прокатному спортивному оборудованию и по удержанию вследствие залога.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 2:
Осуществление координации направления работы тренерского состава, методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса и обеспечение качественного комплектования учебных групп
|
|
|
Навык 1:
Cпециальные комплексы упражнений для развития физических качеств
|
Умения:
1. Разъяснять занимающимся общие и частные факторы риска травмирования и ухудшения физического состояния при занятиях физической подготовкой.
2. Подбирать и применять специальные комплексы упражнений для развития физических качеств, способностей занимающихся с учетом вида их деятельности, социально-демографических и половозрастных характеристик.
3. Использовать технику и методы страховки занимающихся.
|
Знания:
1. Методики проведения занятий, мероприятий по физической подготовке для развития физических качеств, способностей с учетом вида деятельности, социально-демографических и половозрастных характеристик занимающихся.
2. Методов контроля при занятиях по физической подготовке.
3. Структуры занятия по физической подготовке и элементы физической нагрузки.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Знание нормативов для методического обоснования комплектования групп начальной подготовки
|
Умения:
1. Использовать контрольно-измерительные приборы и спортивное оборудование.
2. Использовать систему классифицирующих показателей для оценки физической подготовленности занимающихся.
3. Рационально и безопасно сочетать различные комплексы.
|
Знания:
1. Срочной и долговременной реакции организма человека на физическую нагрузку, адаптационные механизмы.
2. Основ биомеханики двигательной деятельности.
3. Правил видов спорта (спортивной дисциплины).
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 3:
Координация результатов учебно-тренировочного и воспитательного процессов
|
|
|
Навык 1:
Составление плана инструктивно-методических занятий, планов практических занятий по обучению занимающихся
|
Умения:
1. Планировать комплекс теоретических и практических инструктивно методических занятий по обучению занимающихся.
2. Использовать систему классифицирующих показателей для оценки уровня физической подготовленности занимающихся.
3. Демонстрировать приемы и техники страховки.
|
Знания:
1. Системы классифицирующих показателей для оценки физической подготовленности занимающихся.
2. Приема и средств спасения утопающих.
3. Показаний и противопоказаний для занятий по физической и технической подготовке.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Проверка и оценка усвоения занимающимися
|
Умения:
1. Планировать комплекс теоретических и практических инструктивно методических занятий по обучению занимающихся.
2. Использовать систему классифицирующих показателей для оценки уровня физической подготовленности занимающихся.
3. Демонстрировать приемы и техники страховки.
|
Знания:
1. Примерного переченя продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона.
2. Гигиенических требований и нормы к занятиям по обучению спортивным навыкам.
3. Правил охраны труда и техники безопасности.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Самостоятельность и ответственность
Сотрудничество и взаимодействие
Стратегическое мышление
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Умение работать в команде
Дисциплинированность
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
нет
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
5
|
Методист по спорту
|
5
|
Инструктор по физической культуре и спорту
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель: Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, g.shakenova@tsm.gov.kz
11. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Комитет по делам спорта и физической культуры.
Руководитель: Бектенова А.Б., E-mail: A.Bektenova@tsm.gov.kz, номер телефона: +7 (702) 9115511.
Исполнители:Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, shakenova@tsm.gov.kz.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: 12.12.2023 г.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: - 01.12.2023 г.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": - 13769/26 от 13.12.2023 г.
15. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 г.
|
Приложение 3 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от "20" декабря 2023 года № 333. |
Профессиональный стандарт "Тренер по боксу"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Тренер по боксу" разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) тренер, тренер-преподаватель – физическое лицо, осуществляющее учебно-тренировочный процесс подготовки спортсмена и руководство его состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
4) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
5) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
6) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
7) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
8) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
9) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
10) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
11) Национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
12) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) ОРК – отраслевая рамка квалификаций;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник;
4) КС – квалификационный справочник.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: Тренер по боксу.
5. Код профессионального стандарта: R93120090.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: осуществление подготовки спортсменов по боксу и организация тренировок к спортивным соревнованиям. Осуществление отбора перспективных спортсменов для постоянного спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов по боксу
8. Перечень карточек профессий:
тренер по боксу - 5 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий
9. Карточка профессии "Тренер по боксу"
|
Код группы:
|
3422-2
|
Код наименования занятия:
|
3422-2-004
|
Наименование профессии:
|
Тренер по боксу
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др типовых квалификационных характеристик:
|
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)
|
Специальность:
Физическая культура и спорт
|
Квалификация:
|
Требования к опыту работы:
|
нет
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
3422-1-009 Тренер
|
Основная цель деятельности:
|
Обучение тренеров по боксу к современным методам подготовки и преподаванию бокса, а также совершенствованию их профессиональных навыков в работе с боксерами.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Подбор комплексов упражнений для бокса, силовых программ для укрепления всех мышечных групп.
2. Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на высоком уровне.
3. Определение степени достижений учебных и практических целей по боксу.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
не требуется
|
Трудовая функция 1:
Подбор комплексов упражнений для бокса, силовых программ для укрепления всех мышечных групп.
|
|
|
Навык 1:
Подготовка спортсменов в состав спортивной сборной команды по боксу.
|
Умения:
1. Анализировать спортивные результаты, достигнутые боксерами, проходящими подготовку по программам этапа совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
2. Развивать навыки работы индивидуально с боксерами.
3. Составлять индивидуальные программы тренировок для участия в спортивных соревнованиях по боксу.
|
Знания:
1. Основных теоретических и практических аспектов тренерской работы в области бокса.
2. Правил проведения боксерских боев.
3. Содержания спортивной тренировки по боксу.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Отбор перспективных боксеров, комплектование спортивной сборной команды.
|
Умения:
1. Организовывать региональные тренировочные сборы, с целью оценки выступления спортсменов и их результатов.
2. Совершенствовать профессиональные навыки в работе с боксерами.
|
Знания:
1. Современных методов подготовки и преподавания бокса.
2. Программы спортивной подготовки по видам спорта (спортивной дисциплине).
3. Комплексов упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, специальной подготовки боксеров.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 2:
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на высоком уровне.
|
|
|
Навык 1:
Ответственность за результаты боксеров.
|
Умения:
1. Выявлять актуальные вопросы в процессе подготовки боксеров.
2. Проводить научные исследования по определению эффективности различных видов тренировок с использованием опробованных методик.
3. Осуществлять научный анализ, обобщение и оформление результатов исследований.
|
Знания:
1. Учебно-методической и нормативной документации по подготовке спортсменов по боксу.
2. Оптимизации психофизического состояния спортсмена, освоения им разнообразных двигательных упражнений.
3. Техники безопасности, охраны жизни и здоровья спортсменов в процессе занятий.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Реализация программы повышения квалификации по соответствующему профилю дисциплины.
|
Умения:
1. Повышать профессиональную компетентность и самооценку тренеров по боксу.
2. Проводить контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке спортсменов по боксу.
3. Демонстрировать рациональные и безопасные техники на ринге.
|
Знания:
1. Правил использования спортивного оборудования и инвентаря.
2. Правил пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи.
3. Уровней выполнения спортсменами запланированных объемов тренировочных нагрузок, необходимых для восстановительных мероприятий.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 3:
Определение степени достижений учебных и практических целей по боксу.
|
|
|
Навык 1:
Освоение принципов и методов психологической поддержки и подготовки спортсменов к соревнованиям и достижению высоких результатов.
|
Умения:
1. Обеспечивать высокий уровень выполнения боксерами запланированных объемов и тренировочных нагрузок.
2. Достигать спортивных результатов и обеспечивать необходимых восстановительных мероприятий.
3. Не допускать случаи применения спортсменами запрещенных субстанций и (или) методов в боксе.
|
Знания:
1. Методов контроля при занятиях по физической подготовке.
2. Основ возрастной психологии и воспитания.
3. Программ и плана специально организованных физических упражнений для восстановления работоспособности занимающихся в режиме рабочего дня и (или) после работы.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Формирование содержания тренировочного занятия.
|
Умения:
1. Осуществлять своевременное и качественное ведение и представление непосредственному руководству учетной и отчетной документации.
2. Проводить учебно-тренировочную и воспитательную работу с группами спортсменов по боксу.
3. Разрабатывать годовые и текущие планы подготовки, вести систематический учет и анализ обобщения результатов и содержания своей работы с боксерами.
|
Знания:
1. Соблюдения спортивной этики.
2. Правил признания видов спорта, спортивных дисциплин.
3. Гигиенических требований и норм, предъявляемых к занятиям физической культурой и спортом.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Самостоятельность и ответственность
Системное мышление
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Дисциплинированность
Эмоциональный интеллект
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
нет
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
5
|
Тренер
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель: Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, g.shakenova@tsm.gov.kz.
11. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Комитет по делам спорта и физической культуры.
Руководитель: Бектенова А.Б., E-mail: A.Bektenova@tsm.gov.kz, номер телефона: +7 (702) 9115511.
Исполнители: Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, g.shakenova@tsm.gov.kz.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям:-12.12.2023 г.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: 05.12.2023 г.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": - 13769/26 от 13.12.2023 г.
15. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 г.
|
Приложение 4 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от "20" декабря 2023 года № 333. |
Профессиональный стандарт "Руководитель физического воспитания"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Руководитель физического воспитания" разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания и развития;
4) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
5) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
6) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
7) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
8) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
9) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
10) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
11) Национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
12) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) КС – квалификационный справочник;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: Руководитель физического воспитания.
5. Код профессионального стандарта: R93190043.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых;
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0 Прочая деятельность в области спорта.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.13 Деятельность фитнес-клубов;
93.13.0Деятельность фитнес-клубов.
7. Краткое описание профессионального стандарта: Осуществление подготовки и обучения спортсменов при проведении постоянных тренировок и организации спортивных соревнований. Осуществление отбора перспективных спортсменов для постоянного спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов.
8. Перечень карточек профессий:
руководитель физического воспитания – 5 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий
9. Карточка профессии: "Руководитель физического воспитания".
|
Код группы:
|
3422-1
|
Код наименования занятия:
|
3422-1-008
|
Наименование профессии:
|
Руководитель физического воспитания
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др типовых квалификационных характеристик:
|
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)
|
Специальность:
Физическая культура и спорт
|
Квалификация:
|
Требования к опыту работы:
|
нет
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
3422-1-006 Преподаватель по физической культуре.
3422-1-014 Учитель физической культуры и спорта.
|
Основная цель деятельности:
|
Организация и реализация деятельности в области спорта и физической подготовки, физического развития и спортивной подготовки занимающихся.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Формирование физической культуры, гармоничного развития человека.
2. Подготовка обучающихся к активной продуктивной жизни в социуме.
3. Определение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
Не требуется
|
Трудовая функция 1:
Формирование физической культуры, гармоничного развития человека
|
|
|
Навык 1:
Соответствие возраста и пола нормам комплектования групп спортивно-
|
Умения:
1. Содействовать в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по физической культуре, спартакиадах, спортивных соревнованиях и играх, защите исследовательских работ и проектов по физкультуре.
2. Осуществлять планирование и проведение учебных занятий по физкультуре.
3. Проводить систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению.
|
Знания:
1. Теория и методика воспитательной работы.
2. Педагогический такт, педагогический этикет.
3. Перечень умений и качеств личности, успешность в обучении, взаимодействие с обществом.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Формирования ученического коллектива, приобщение к физической культуре и спорту
|
Умения:
1. Организовывать и проводить спортивные мероприятия.
2. Планировать и организовывать учебно-тренировочной деятельности.
3. Развивать у детей и подростков мотивированность к участию в спортивных соревнованиях.
|
Знания:
1. Структуры, виды и способы организации деятельности в процессе обучения и развития.
2. Методики преподавания.
3. Особенностей разных контингентов учащихся.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 2:
Подготовка обучающихся к активной продуктивной жизни в социуме.
|
|
|
Навык 1:
Определение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания
|
Умения:
1. Проявлять определенные качестав и способности, перевод проблемы из внешней, во внутреннюю.
2. Владеть способами диагностики качества знаний, педагогического анализа.
|
Знания:
1 Правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.
2. Современных требований к уроку.
3. Требований к составлению и выполнению комплекса упражнений.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Знание нормативов для методического обоснования комплектования групп начальной подготовки
|
Умения:
1. Применять конкретную методику психолого-педагогической диагностики личности и коллектива.
2. Владеть способами анализа, логического структурирования учебной информации.
3. Вносить коррективы в методику физического развития учащихся.
|
Знания:
1. Психологической сущности процесса обучения.
2. Обучения учащихся к личной мотивации, пробуждение, определение цели дальнейшей работы, постановка цели самообразования.
3. Критерии и механизмы саморазвития.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 3:
Определение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.
|
|
|
Навык 1:
Обучение занимающихся техникам и методам самоконтроля и самостраховки
|
Умения:
1. Составлять поурочные конспекты по формированию компетентностей в соответствии с календарно-тематическим, годовым, текущим планом и индивидуальным план-графиком.
2. Проводить уроки и внеклассные мероприятия.
3. Дифференцировать и применять методы и инновационные технологии обучения.
|
Знания:
1. Теории и методики педагогической диагностики, проведение мониторинга качества обучения, физического развития.
2. Методики организации уроков, учебно-тренировочных занятий.
3. Методических требований к составлению и использованию авторских программ и учебно-методических комплексов.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Формирование содержания тренировочного занятия
|
Умения:
1. Владеть способами поиска учебной информации, анализа и переработки учебной информации.
2. Формулировать получаемые результаты, определять цели дальнейшей работы.
3. Анализировать и оценивать деятельность учащегося в процессе усвоения учебного материала.
|
Знания:
1. Технологии педагогического анализа результатов процесса обучения.
2. Управление, соуправление, измерение, контроль и оценка результатов обучения.
3. Гигиенических требований и норм, предъявляемых к занятиям физической культурой и спортом.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Адаптивность
Самостоятельность и ответственность
Системное мышление
Сотрудничество и взаимодействие
Стрессоустойчивость
Умение быстро принимать решения
Дисциплинированность
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
нет
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
5
|
3422-1-006 Преподаватель по физической культуре.
|
5
|
3422-1-014 Учитель физической культуры и спорта.
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель: Бектенова А.Б., +7 (701) 172 34 08, A.Bektenova@tsm.gov.kz.
11. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Комитет по делам спорта и физической культуры.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: -12.12.2023 г.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям:- 05.12.2023 г.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": - 13769/26 от 13.12.2023 г.
15. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 г.
|
Приложение 5 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от "20" декабря 2023 года № 333. |
Профессиональный стандарт "Спортсмен"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Спортсмен" разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) квалификация – официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка труда и дальнейшего образования и обучения, дающее право на осуществление трудовой деятельности;
2) уровень квалификации – обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности;
3) физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях развития физических и интеллектуальных способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания и развития;
4) трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения;
5) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
6) должность – определенная формальная позиция в институциональной иерархии организации, характеризующаяся нормативно закрепленной совокупностью определенных работ, задач, полномочий, степени ответственности, прав и обязанностей, требований к квалификации;
7) отраслевая рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
8) физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения – специально оборудованные (в том числе спортивным инвентарем) объекты (площадки, здания, сооружения), предназначенные для занятий физических лиц физическими упражнениями, спортом и проведения спортивных мероприятий;
9) национальная система квалификаций – целостный комплекс правовых институциональных регуляторов спроса и предложения квалификаций, обеспечивающих взаимосвязь отраслей экономики, рынка труда и системы профессионального образования и обучения;
10) инструктор по физической культуре и спорту – физическое лицо, имеющее профессиональное образование, осуществляющее практическое обеспечение учебно-тренировочным процессом, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе адаптивной физической культуры и спорта;
11) инструктор-спортсмен – спортсмен, осуществляющий спортивную деятельность на условиях оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
12) спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме спортивных соревнований и специальной подготовки человека к ним;
13) спортивная дисциплина – часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов (программ) спортивных соревнований;
14) спортивное соревнование – состязание среди спортсменов или команд по виду (видам) спорта в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному положению (регламенту);
15) спортивное мероприятие – спортивное соревнование, учебно-тренировочный сбор с участием спортсменов, тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта;
16) спортсмен – физическое лицо, систематически занимающееся видом (видами) спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) КС – квалификационный справочник;
2) ОРК – отраслевая рамка квалификаций;
3) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
4) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: Спортсмен.
5. Код профессионального стандарта: R93110042.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.11 Эксплуатация спортивных сооружений;
93.11.0 Эксплуатация спортивных сооружений.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: Подготовка к выступлению на официальном спортивном соревновании в составе спортивной сборной команды.
8. Перечень карточек профессий:
спортсмен – 5 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий
9. Карточка профессии: "Спортсмен".
|
Код группы:
|
3421-0
|
Код наименования занятия:
|
3421-0-021
|
Наименование профессии:
|
Спортсмен
|
Уровень квалификации по ОРК:
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК:
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др типовых квалификационных характеристик:
|
|
Уровень профессионального образования:
|
Уровень образования:
послесреднее образование (прикладной бакалавриат)
|
Специальность:
Физическая культура и спорт
|
Квалификация:
|
Требования к опыту работы:
|
нет
|
Связь с неформальным и информальным образованием:
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессии:
|
3421-0-022 Теннисист
|
Основная цель деятельности:
|
Достижение собственного максимально высокого уровня результатов соревновательной деятельности.
|
Описание трудовых функций
|
Перечень трудовых функций:
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Выполнение программы тренировочных мероприятий по индивидуальному плану подготовки.
2. Выступление на спортивных соревнованиях.
3. Самоконтроль тренировочной и соревновательной деятельности.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
–
|
Трудовая функция 1:
Выполнение программы тренировочных мероприятий по индивидуальному плану подготовки.
|
|
Умения:
1. Самостоятельно подготовить к выступлению на официальном спортивном соревновании в составе спортивной сборной команды.
2. Выступать на спортивных соревнованиях в составе спортивной сборной команды.
3. Проводить самоконтроль при подготовке к официальным спортивным соревнованиям и участии в официальном спортивном соревновании.
|
Навык 1:
Осуществление соревновательной деятельности в составе спортивной сборной команды.
|
Знания:
1. Комплексов контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической, психологической подготовленности.
2. Правил видов спорта.
3. Содержания и видов физической подготовки.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Выполнение программы тренировочных мероприятий
|
Умения:
1. Анализировать правильность и оптимальность собственных двигательных действий во время тренировочного занятия, степень выполнения тренировочного задания.
2. Совершать двигательные действия, соответствующие технике физических упражнений, предусмотренных индивидуальным планом.
3. Поддерживать режим труда и отдыха, соответствующий рекомендациям.
|
Знания:
1. Основных средств спортивной тренировки.
2. Содержание и виды физической подготовки.
3. Структуры годичного цикла спортивной подготовки.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 2:
Выступление на спортивных соревнованиях
|
|
|
Навык 1:
Выполнение соревновательных заданий (по виду программы) в спортивных мероприятий
|
Умения:
1. Использовать спортивный инвентарь, оборудование и экипировку, предусмотренные правилами спортивных соревнований по виду спорта.
2. Анализировать правильность и оптимальность собственных двигательных действий, совершенных во время выступления на спортивном соревновании, степень выполнения соревновательного задания.
3. Контролировать собственное физическое и психическое состояние.
|
Знания:
1. Правил эксплуатации спортивного инвентаря, оборудования и экипировки.
2. Приемов и методов восстановления после физических нагрузок.
3. Техники страховки и самостраховки.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Личное выполнение антидопинговых процедур, включая прохождение тестирования и процедур допинг-контроля.
|
Умения:
1. Выявлять нарушения порядка тестирования, в том числе нарушения правил отбора пробы, нарушения прав спортсмена при прохождении процедуры допинг-контроля.
2. Оформлять запрос на представителя, переводчика при выполнении процедур допинг-контроля.
3. Использовать контрольно-измерительные приборы и средства измерений.
|
Знания:
1. Методов анализа соревновательной деятельности.
2. Гигиенических требований к занятиям физической культурой и спортом в соответствии со спортивной специализацией.
3. Условий договоров работодателя со спонсорами (партнерами), рекламодателями, организаторами официальных спортивных мероприятий.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Трудовая функция 3:
Самоконтроль тренировочной и соревновательной деятельности
|
|
Умения:
|
1. Контролировать соблюдение участниками спортивных соревнований, судейским и вспомогательным персоналом, правил вида спорта и регламента проведения спортивных соревнований.
2. Разъяснять спортсменам значимость и существенные характеристики системы медико-биологического обеспечения спортсменов.
3. Использовать информационно-коммуникационные технологии и средства связи.
|
Навык 1:
Обучение занимающихся техникам и методам самоконтроля и самостраховки
|
Знания:
1. Антидопингового кодекса всемирной антидопинговой организации.
2. Видов и причин спортивного травматизма.
3. Положения или регламента спортивного соревнования, программа спортивных соревнований.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Навык 2:
Формирование содержания тренировочного занятия
|
Умения:
1. Совершать двигательные действия в соответствии с соревновательным заданием.
2. Выявлять нарушения порядка тестирования, в том числе правил отбора пробы, нарушения прав спортсмена при прохождении процедуры допинг-контроля.
3. Сохранять и поддерживать стабильность результатов, максимально возможных для достигнутого уровня спортивного мастерства.
|
Знания:
1. Правил техники безопасности в условиях спортивных соревнований.
2. Системы спортивных соревнований.
3. Спортивного режима и питания.
|
Возможность признания навыка:
|
не требуется
|
Требования к личностным компетенциям:
|
Пунктуальность
Самостоятельность и ответственность
Системное мышление
Стрессоустойчивость
Умение работать в команде
Целеустремленность
Дисциплинированность
|
Список технических регламентов и национальных стандартов:
|
нет
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК:
|
Уровень ОРК:
|
Наименование профессии:
|
5
|
3421-0-006 Боксер
|
5
|
3421-0-007 Борец
|
5
|
3421-0-008 Велогонщик
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель: Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, g.shakenova@tsm.gov.kz.
11. Организации (предприятия) участвующие в разработке: Комитет по делам спорта и физической культуры.
Руководитель: Бектенова А,.Б., E-mail: A.Bektenova@tsm.gov.kz, номер телефона: +7 (702) 9115511.
Исполнители: Шакенова Г.Б., +7 (707) 420 14 09, g.shakenova@tsm.gov.kz.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям: 12.12.2023 г.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: - 05.12.2023 г.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": - 13769/26 от 13.12.2023 г.
15. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 г.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 г.