3-ҚОСЫМША САУДА САЯСАТТЫҢ ШОЛУ МЕХАНИЗМІ

Келісім.

      ЗҚАИ ескертпесі!
      Келісім Қазақстан Республикасы 12.10.2015 ж. № 356 "1994 жылғы 15 сәуірдегі Дүниежүзілік сауда ұйымын құру туралы Марракеш келісіміне Қазақстан Республикасының қосылуы туралы хаттаманы ратификациялау туралы" Заңының қабылдануына байланысты орналастырылды.

      Осымен мүшелер келесі туралы келіседі:

      А. Мақсаттар

      (i) Сауда саясатын шолу механизмнің ("ССШМ") мақсаты барлық мүшелермен Көп тараптық сауда келісімдері бойынша және бұл қолданылатын жерде, Қатысушылардың шектеулі шеңберімен келісімдер бойынша қабылданған ережелерді, нормаларды және міндеттемелерді неғұрлым жетілдірек сақтауға, демек мүшелердің сауда саясаты мен тәжірибесін түсінуге және көп тараптық сауда жүйесінде көбірек жариялыққа жету арқылы оның қызмет етуіне қолдау жасау болып табылады. сондықтан. Сонымен, шолу механизмі жеке мүшелердің сауда саясаты мен тәжірибесінің барлық спектрінің маңыздылығына және олардың көп тараптық сауда жүйесінің қызмет етуіне әсерін ұжымдық баға жиі беруге мүмкіндігін береді. Алайда, бұл көрсетілген Келісімдер бойынша нақты міндеттемелерді қамтамасыз ету үшін немесе талассөздерді реттеу процедуралары үшін негіз ретінде қызмет ету немесе мүшелерге жаңа саяси міндеттемелерді жүктеу үшін тағайындалмаған.

      (ii) Шолу механизмі шеңберінде өткізілетін бағалау, мүмкіндігі бойынша, сәйкес мүшенің неғұрлым кең экономикалық қажеттіліктері және даму, саясат және мақсаттар қажеттіліктері аясында, сондай-ақ сыртқы факторларды ескере отырып жасалады, Бірақ шолу механизмнің негізгі тағайындалуы көп тараптық суда жүйесіне мүшенің сауда саясаты және тәжірибесінің әсерін зерттеу болып табылады.

      В. Ішкі мемлекеттік жариялық

      Мүшелер экономикасы үшін, сондай-ақ көп тараптық сауда жүйесі үшін мүшелер сауда саясаты мәселелері бойынша үкіметтік шешімдерді қабылдау саласында ішкі мемлекеттік жариялықтың ажырамас құндылығын мойындайды және ішкі мемлекеттік жариялықты қамтамасыз ету әр мүшенің құқықтық және саяси жүйесін ескере еркін негізде жүзеге асырылу тиістігін қабылдай отырып, олардың өздерінің жүйелері шеңберінде зор жариялыққа қолдау жасауға келіседі.

      С. Шолу процедуралары

      (i) Осымен сауда саясатына шолу орындау үшін Сауда саясатының шолуын өткізу бойынша орган бекітіледі (бұл жерде "ССШО" ретінде ескеріледі).

      (ii) Сауда саясаты және барлық мүшелердің тәжірибесі мерзімділік қарауға жатады. Жеке мүшелердің әлемдік саудада соңғы ұсынылған мерзімдегі үлесі бойынша анықталатын көп тараптық сауда жүйесінің қызмет етуіне олардың әсері, шолулар өткізу жиілілігі туралы шешімдер қабылдағанда шешуші фактор болады. Осылай анықталған бірінші төрт сауда қатысушылар (сонымен Еуропалық Қоғамдар жалғыз қатысушы болып табылады) әр екі жыл сайын шолу мәні болып табылады. Келесі 16 әр төрт жыл сайын шолу мәні болып табылады. Басқа мүшелер әр алты жыл сайын шолу мәні болып табылады, аз дамыған елдер-мүшелер үшін одан ұзақ мерзім белгілену мүмкіндігі бар. Сонымен бірге бірнеше мүшеге таралатын жалпы сыртқы саясаты бар құрылымдарға қатысты шолу саудаға әсер ететін саясаттың барлық құраушыларын, тиісті жеке мүшелердің саясаты пен тәжірибесін қоса қамтитыны түсініледі. Тәртіптен тыс ретінде қандай болмасын мүшенің сауда саясатында немесе тәжірибесінде оның сауда серіктестері үшін маңызды салдары болу мүмкін өзгерістер болған жағдайда, кеңестен кейін, ССШО сәйкестік мүшеден келесі шолуды ертерек өткізу туралы сұрай алады.

      (iii) ССШО отырыстарындағы талқылаулар А тармақта баяндалған міндеттермен анықталады. Талқылау шолу механизмі шеңберінде бағалауға жататын мүшелердің сауда саясаты мен тәжірибесіне негізделеді.

      (iv) ССШО осындай шолулар өткізудің жалпы жоспарын белгілейді. Ол мүшелердің жаңартылған баяндамаларын талқылай және мәлімет ретінде қабылдай алады.ССШО кеңестерде тікелей мүдделі елдер-мүшелермен әр жылға шолулар бағдарламасын жасайды. Мүше немесе мүшелерге қатысты олардың кеңестік қатысуымен төраға жекеше шығып ССШО-да талқылауға сәйкес мәселелерді ұсынатын баяндаушыларды таңдай алады.

      (v) ССШО өзінің жұмысында келесі құжаттамаларға негізделеді:

      (а) шолудың мәні болып табылатын ел-мүшемен немесе елдер-мүшелермен ұсынылған, D тармағында көрсетілген толық баяндама;

      (b) Секретариат өзінде бар ақпарат негізінде, сондай-ақ сәйкес ел-мүшемен немесе елдер-мүшелермен ұсынылған ақпарат негізінде өзінің жауапкершілігінде жасаған баяндама. Секретариат сәйкес ел-мүшеден немесе елдер-мүшелерден олардың сауда саясатына және тәжірибесіне қатысты ақпаратты нақтылауға тырысады.

      (vi) Қаралатын мүше мен Секретариаттың баяндамалары, ССШО тиісті отырысының хаттамаларымен бірге, шолудан кейін кешіктірілмей жарияланады.

      (vii) Осы құжаттар, оларды мәлімет ретінде қабылдайтын Министрлер конференциясына жіберіледі.

      D. Есеп беру

      Неғұрлым мүмкін толық жариялықты қамтамасыз ету мақсатында әр мүше ССШО алдында жиі есеп береді. Толық есептер сәйкес мүшемен немесе мүшелермен өткізілетін сауда саясат пен тәжірибені сипаттайды, ССШО анықтайтын келісілген нысан бойынша жасалады. Бұл нысан ең алдымен 1989 жылғы 19 шілдедегі (BISD 36S/406-409) шешіммен белгіленген елдер бойынша есептер үшін сызбалық нысанда негізделеді, егер бұл 1-Қосымшада Көп тараптық сауда келісімдермен және қолданылатын жерде, Қатысушылардың шектеулі шеңберімен сауда келісімдермен қамтылатын сауда саясаттың барлық аспектілеріне есептік саласын кеңейту үшін қажетті болса өзгертіледі. Бұл нысан практикалық тәжірибені ескерумен қайта қаралу мүмкін. Шолулар арасындағы кезеңдерде мүшелер, егер олардың сауда саясатында маңызды өзгерістер болса қысқа есептер ұсынады; жыл сайындық жаңартылған статистикалық ақпарат келісілген нысан бойынша ұсынылады. Аз дамыған елдер-мүшелер тап болатын қиындықтарға ерекше назар аударылады, олардың сұрауы бойынша Секретариат есеп беру кезінде оларға техникалық қолдау көрсетеді. Есептерде көрсетілген ақпарат барынша жоғары дәрежеде Көп тараптық сауда келісімдердің және қолданылатын жерде қатысушылардың шектеулі шеңберімен Сауда келісімдердің талаптарына сәйкес ұсынылған хабарламалармен үйлестірілуі тиіс.

      Е. Төлем теңгерімдер бойынша ГАТТ 1994. және ГАТС ережелерімен байланыс

      Мүшелер үкіметтерге жүктемені азайту қажеттілігін, сондай-ақ төлем теңгерімдер бойынша ГАТТ 1994 және ГАТС ережелеріне сәйкес кеңестерді толық көлемде өткізуді мойындайды. Осы мақсатпен ССШО төрағасы сәйкес мүшемен немесе мүшелермен және Шектеулер бойынша комитеттің төрағасымен кеңестерде төлем теңгеріміне байланысты, төлем теңгерімдері бойынша кеңестердің кестесімен сауда саясат шолуларының қалыпты тәртібіне көрсететін әкімшілік келісімдерді әзірлейді, алайда, сауда саясаттың шолуларын 12 айдан артық мерзімге қалдырмайды.

      F. Механизмді бағалау

      ССШО ССШМ қызмет етуінің бағалауын ДСҰ құру туралы келісімнің күшіне енгеннен кейін бес жылдан кеш емес мерзімде өткізеді. Осы бағалаудың нәтижелері Министрлер конференциясына ұсынылады. ССШО анықтаған мерзімдердің ішінде немесе Министрлер конференциясының сұрауы бойынша ССШМ бағалауын келесіде өткізе алады.

      G. Халықаралық сауда ортасында оқиғалар дамуының жалпы шолуы.

      Сондай-ақ, ССШО көп тараптық сауда жүйесіне әсер ететін халықаралық сауда ортасында оқиғалар дамуының жыл сайындық жалпы шолуын өткізеді. ДСҰ қызметінің баста тараптарын бейнелейтін және сауда жүйесіне әсер етеін маңызды саяси мәселелерді белгілейтін Бас директордың жыл сайындық баяндамасы осы шолуға қолдау көрсетуі тиіс.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МЕХАНИЗМ ОБЗОРА ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Соглашение.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 3

      Примечание ИЗПИ!
      Механизм размещен в связи с принятием Закона РК от 12.10.2015 № 356-V "О ратификации Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года".

      Члены настоящим договариваются о следующем:

А. Цели

      (i) Целью Механизма обзора торговой политики ("МОТП") является содействие более совершенному соблюдению всеми членами правил, норм и обязательств, принятых по Многосторонним торговым соглашениям и, где это применимо, по Соглашениям с ограниченным кругом участников, и, следовательно, более четкому функционированию многосторонней торговой системы, путем достижения в ней большей гласности и понимания торговой политики и практики членов. Таким образом, механизм обзора дает возможность регулярно производить коллективную оценку значимости всего спектра торговой политики и практики отдельных членов и их влияния на функционирование многосторонней торговой системы. Это, однако, не предназначено служить основой для обеспечения конкретных обязательств по указанным Соглашениям или для процедур урегулирования споров, или налагать на членов новые политические обязательства.

      (ii) Оценка, проводимая в рамках механизма обзора, по возможности, производится на фоне более широких экономических нужд и потребностей развития, политики и целей соответствующего члена, а также с учҰтом внешних факторов. Однако основным назначением механизма обзора является исследование влияния торговой политики и практики члена на многостороннюю торговую систему.

В. Внутригосударственная гласность

      Члены признают неотъемлемую ценность внутригосударственной гласности в области принятия правительственных решений по вопросам торговой политики, как для экономики членов, так и для многосторонней торговой системы, и согласны поощрять и содействовать большей гласности в рамках их собственных систем, признавая, что обеспечение внутригосударственной гласности должно осуществляться на добровольной основе с учетом правовой и политической системы каждого члена.

С. Процедуры обзора

      (i) Настоящим учреждается Орган по проведению обзора торговой политики (упоминаемый здесь как "ООТП"), чтобы выполнять обзор торговой политики.

      (ii) Торговая политика и практика всех членов подлежат периодическому рассмотрению. Влияние отдельных членов на функционирование многосторонней торговой системы, определяемое по их доле в мировой торговле в последнем представительном периоде, будет решающим фактором при принятии решений о частоте проведения обзоров. Определенные таким образом первые четыре участника торговли (причем Европейские Сообщества считаются единым участником) являются предметом обзора каждые два года. Следующие 16 являются предметом обзора каждые четыре года. Другие члены являются предметом обзора каждые шесть лет, за исключением того, что для наименее развитых стран-членов может быть установлен более длительный период. При этом понимается, что обзор в отношении образований, имеющих общую внешнюю политику, распространяющуюся на нескольких членов, охватывает все компоненты политики, влияющие на торговлю, включая соответствующую политику и практику отдельных членов. В порядке исключения в случае изменений в торговой политике или практике какого-либо члена, которые могут иметь значительные последствия для его торговых партнеров, ООТП может попросить соответствующего члена, после консультации, о том, чтобы следующий обзор был проведен раньше.

      (iii) Обсуждения на заседаниях ООТП определяются задачами, изложенными в пункте А. Дискуссия концентрируется на торговой политике и практике членов, которые подлежат оценке в рамках механизма обзора.

      (iv) ООТП устанавливает общий план проведения таких обзоров. Он может также обсуждать и принимать к сведению обновленные доклады членов. ООТП составляет программу обзоров на каждый год в консультациях с непосредственно заинтересованными странами-членами. При консультативном участии члена или членов, которых это касается, председатель может выбрать докладчиков, которые, выступая в личном качестве, представляют на обсуждение в ООТП соответствующие вопросы.

      (v) ООТП в своей работе основывается на следующей документации:

      (а) полный доклад, указанный в пункте D, представленный страной-членом или странами-членами, являющимися предметом обзора;

      (b) доклад, подготавливаемый Секретариатом под свою ответственность на основе имеющейся у него информации, а также информации, предоставленной соответствующей страной-членом или странами-членами. Секретариат должен стремиться уточнять у соответствующей страны-члена или стран-членов информацию, касающуюся их торговой политики и практики.

      (vi) Доклады рассматриваемого члена и Секретариата, вместе с протоколами соответствующего заседания ООТП, публикуются безотлагательно после обзора.

      (vii) Эти документы будут препровождаться Конференции министров, которая принимает их к сведению.

D. Отчетность

      В целях обеспечения возможно более полной гласности каждый член регулярно отчитывается перед ООТП. Полные отчеты характеризуют торговую политику и практику, проводимые соответствующим членом или членами, составляются по согласованной форме, определяемой ООТП. Эта форма, прежде всего, основывается на схематической форме для отчетов по странам, установленной решением от 19 июля 1989 г. (BISD 36S/406-409), изменяемой, если это необходимо, чтобы расширить сферу отчетности на все аспекты торговой политики, охватываемые Многосторонними торговыми соглашениями в Приложении 1 и там, где это применимо, Торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников. Эта форма может быть пересмотрена ООТП с учетом практического опыта. В период между обзорами члены представляют краткие отчеты, если имеются значительные изменения в их торговой политике; ежегодная обновленная статистическая информация будет представляться по согласованной форме. Особое внимание уделяется трудностям, с которыми сталкиваются наименее развитые страны-члены при составлении отчетов Секретариат оказывает техническое содействие по просьбе развивающихся стран-членов, и в особенности наименее развитых стран-членов. Информация, содержащаяся в отчетах, должна быть в максимально возможной степени скоординирована с уведомлениями, представленными согласно условиям Многосторонних торговых соглашений и, где применимо, Торговых соглашений с ограниченным кругом участников.

Е. Связь с положениями ГАТТ 1994. и ГАТС по платежным баланам

      Члены признают необходимость сведения к минимуму бремени для правительств также при проведении в полном объеме консультаций в соответствии с положениями по платежным балансам ГАТТ 1994 и ГАТС. С этой целью председатель ООТП разрабатывает при консультациях с соответствующим членом или членами и председателем Комитета по ограничениям в связи с платежным балансом административные договоренности, увязывающие нормальный ритм обзоров торговой политики с расписанием консультаций по платежным балансам, не откладывая, однако, обзоры торговой политики на срок более 12 месяцев.

F. Оценка Механизма

      ООТП проводит оценку функционирования МОТП не позднее пяти лет после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Результаты этой оценки будут представлены Конференции министров. ООТП может в последующем проводить оценки МОТП в определяемые им сроки или по просьбе Конференции министров.

G. Общий обзор развития событий в международной торговой среде

      ООТП также проводит ежегодный общий обзор развития событий в международной торговой среде, которые оказывает воздействие на многостороннюю торговую систему. Этому обзору должен способствовать ежегодный доклад Генерального директора, отражающий главные стороны деятельности ВТО и выделяющий значительные политические проблемы, оказывающие воздействие на торговую систему.