"Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2008 жылғы 31 мамырдағы N 534 Қаулысы

      Қазақстан Республикасының Үкіметі  ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      "Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасының Парламенті Мәжілісінің қарауына енгізілсін.

       Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                                    К. Мәсімов

Жоба  

Қазақстан Республикасының Заңы

"Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы"

      Осы Заң биоотын өндірісі және айналымы саласында пайда болатын қоғамдық қатынастарды реттейді.

       1-тарау. Жалпы ережелер

       1-бап. Осы Заңда пайдаланылатын негізгі ұғымдар
      Осы Заңда мынадай негізгі ұғымдар пайдаланылады:
      1) биоотын - биологиялық шикізаттан өндірілген отын, оның ішінде биоэтанол мен биодизель;
      2) биодизель - дизель отынының қасиеті бар, өсімдік немесе жануарлар майларынан алынатын метилді немесе этилді күрделі эфир;
      3) биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті орган - биоотын өндірісін мемлекеттік реттеу саласындағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган;
      4) биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган - биоотын айналымын мемлекеттік реттеу саласындағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган;
      5) биологиялық шикізат (шикізат) - биологиялық, оның ішінде биохимиялық құрамдас бөліктерге ыдырайтын және биоотын өндіру үшін пайдаланылатын өнімдер;
      6) биоэтанол - міндетті түрде мұнай өнімдерімен араластыруға немесе биоотынның басқа түрін өндіру мақсатында пайдалануға арналған биологиялық туынды шикізаттан өндірілген сусыздандырылған этил спирті;
      7) биоотын нарығына қатысушылар - биоотын өндірушілер және құрамында биоотын бар мұнай өнімдерін өндірушілер;
      8) биоотын өндіруші - Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес биоотын өндіруді және айналымын жүзеге асыратын заңды тұлға;
      9) биоотын өндіру - биоотын алуды қамтамасыз ететін шикізатты қайта өңдеу жөніндегі жұмыстар кешені;
      10) биоотын өндіретін зауыт - шикізатты биоотын етіп қайта өңдеуге арналған мамандандырылған құрылыс кешені;
      11) биоотын айналымы - биоотынды сатып алу, тасымалдау, сақтау, сату, экспорттау және импорттау;
      12) сусыздандырылған этил спирті - сусыздандыру процесінен өткізілген, құрамындағы су үлесі 1 пайыздан аспайтын этил спирті;
      13) денатуратталған биоэтанол - тамақ өнімі немесе тамақ өніміне қоспа ретінде пайдалануға мүмкіндік бермейтін қасиеттер беру мақсатында химиялық заттармен араластыру процесіне ұшыраған сусыздандырылған этил спирті;
      14) кәдеге жарату - мақсаты бойынша пайдалануға жарамсыз биоотынды және биоотын өндірісінің қосалқы өнімдерін қажетті сападағы биотынға немесе басқа өнімге айналдырып технологиялық қайта өңдеу;
      15) өндіріс паспорты - биоотын өндіретін зауыттың өндірістік қуаттылығының көрсеткіштері, оның негізгі сипаттамалары жазылған, биоотын өндірісінің технологиялық процесін сақтау үшін қолда бар жабдықтарды пайдалануды регламенттейтін белгіленген нысандағы құжат;
      16) сәйкестік сертификаты - өнімнің техникалық регламенттерде, стандарттардың немесе өзге де құжаттардың ережелерінде белгіленген талаптарға сәйкестігін куәландырылатын құжат;
      17) тамақ шикізаты - тамақ өнімін өндіруге жарамды және биоотын өндіру үшін пайдаланылатын шикізат;
      18) ілеспе жүкқұжат - жолдаушыдан алушыға дейін бара жатқан бүкіл жолда биоотынның қозғалысын бақылауды жүзеге асыруға арналған, биоотын беру және қабылдау жөніндегі операцияларды ресімдеу үшін қажетті бірыңғайландырылған құжат.

       2-бап. Қазақстан Республикасының биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы заңнамасы
      Қазақстан Республикасының биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы заңнамасы Қазақстан Республикасының  Конституциясына  негізделеді және осы Заңнан және Қазақстан Республикасының өзге де нормативтік құқықтық актілерінен тұрады.
      Егер Қазақстан Республикасы ратификациялаған халықаралық шартта, осы Заңда көзделгеннен өзге де ережелер белгілеген болса, онда халықаралық шарттың ережелері қолданылады.

2-тарау. Биоотын өндірісі және айналымын
мемлекеттік реттеу

       3-бап. Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеудің мақсаттары мен міндеттері
      1. Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеудің мақсаттары:
      қоршаған ортаны қорғауды;
      биоотын өндірісі мен айналымын дамытуды;
      биоотын өндіргенде мемлекеттің азық-түліктік қауіпсіздігін қамтамасыз етуді қамтиды.
      2. Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеудің негізгі міндеттері:
      ластағыш заттардың атмосфераға шығарылу деңгейін азайту;
      қосылған құны жоғары тауарлар өндіру мен экспорты көлемін ұлғайту;
      ғылыми зерттеулер жүргізуді қолдау және биоотын өндірісі мен айналымындағы ғылымды қажетсінетін озық технологияларды енгізу;
      Қазақстан Республикасының Үкіметіне биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың шекті көлемдерін айқындауға және кейіннен биоотын етіп қайта өңдеу үшін пайдаланатын тамақ шикізатына квота белгілеуге мүмкіндік беретін нормаларды енгізу болып табылады.

       4-бап. Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу
      Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу мыналар арқылы жүзеге асырылады:
      1) кейіннен биотын етіп қайта өңдеу үшін пайдаланатын тамақ шикізатына квота белгілеу;
      2) биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың шекті көлемін айқындау;
      3) биоотын айналымы саласындағы мемлекеттік бақылауды жүзеге асыру.

      5-бап. Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік қолдау
      Биоотын нарығын дамытуды қамтамасыз ету мақсатында мемлекет биоотын өндірісі және айналымын қолдаудың мынадай нысандарын жүзеге асырады:
      1) биоотын нарығын дамытудың басым бағыттарын зерделеу жөніндегі зерттеулерді қаржыландыру;
      2) биоотын нарығына қатысушыларға техника мен жабдықтарды лизингке беруді ұйымдастыру.

       6-бап. Қазақстан Республикасы Үкіметінің биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу саласындағы құзыреті
      Қазақстан Республикасының Үкіметі:
      1) биоотын өндірісі мен айналымын мемлекеттік реттеу саласындағы мемлекеттік саясаттың негізгі бағыттарын әзірлейді;
      2) биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың шекті көлемін айқындайды;
      3) биоотын өндірушілердің биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органға биоотын өндіру мониторингін жүзеге асыру және тамақ шикізатына квотаның орындалуы үшін қажетті есептерінің нысандары мен беру тәртібін айқындайды;
      4) кейіннен биоотын етіп қайта өңдеу үшін пайдаланатын тамақ шикізатына квоталар белгілейді;
      5) биоотын өндірісі және айналымы саласындағы техникалық регламенттерді бекітеді.

       7-бап. Биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органның құзыреті
      Биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті орган:
      1) биоотын өндірісі саласында мемлекеттік саясатты іске асырады;
      2) өз құзыреті шегінде биоотын өндірісін мемлекеттік реттеу саласындағы нормативтік құқықтық актілерді әзірлейді, бекітеді;
      3) биоотын өндірісінің паспортын бекіту үшін қажетті мәліметтер тізбесін әзірлейді және бекітеді;
      4) биоотын өндірісі саласында ғылымды қажетсінетін технологиялар әзірлеу жөнінде ұсыныстар енгізеді;
      5) биоотын өндірісі мен айналымы саласында техникалық регламенттер әзірлейді;
      6) Қазақстан Республикасының Үкіметі айқындаған биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың көлемі шегінде биоотын өндіру зауыттарын салуға рұқсаттар береді;
      7) биоотын өндіретін зауыттарды салуға рұқсат беру үшін техникалық-экономикалық негіздемеге салалық сараптама жүргізеді;
      8) Қазақстан Республикасының Үкіметіне биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың шекті көлемін айқындау жөнінде ұсыныстар енгізеді;
      9) биоотын өндірісіне мониторинг жүргізеді;
      10) биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органға биоотын өндірісінің көлемі туралы ақпараттың автоматтандырылған түрде берілуін қамтамасыз ететін есептегіш бақылау құралдарын қолдану жөніндегі тәртіп пен талаптарды белгілейді;
      11) кейіннен биоотын етіп қайта өңдеу үшін пайдаланатын тамақ шикізатының көлеміне квоталар белгілеу үшін жылына екі рет тамақ шикізатының тиісті түрінің өндірісіне талдау жүргізеді және оны Қазақстан Республикасының Үкіметіне енгізеді.

       8-бап. Биоотын айналымы саласындағы уәкілетті органның құзыреті
      Биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган:
      1) биоотын айналымы саласындағы мемлекеттік саясатты іске асырады;
      2) өз құзыреті шегінде биоотын айналымын мемлекеттік реттеу саласындағы нормативтік құқықтық актілерді әзірлейді, бекітеді;
      3) биоотын айналымын камералдық бақылауды жүзеге асырады;
      4) биоотын айналымы жөніндегі декларациялардың нысанын, ұсынылу тәртібі мен мерзімдерін айқындайды;
      5) нұсқама нысанын әзірлейді және бекітеді;
      6) ілеспе жүкқұжаттарын ресімдеу тәртібін әзірлейді және бекітеді;

       9-бап. Биоотын өндіретін зауыттар салу
      1. Жеке немесе заңды тұлғалардың биоотын өндіретін зауыттар салу туралы ұсыныстары биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органға биоотын өндірістің зауыт салу жөніндегі техникалық-экономикалық негіздемені және биоотын өндіретін зауыт салуға мемлекеттік экологиялық сараптаманың қорытындысын ұсына отырып енгізеді.
      2. Техникалық-экономикалық негіздеме мынаны қамтуға тиіс:
      1) нақты мақсаттарды дәл айқындау, оны іске асыру жолдары мен тетігі;
      2) биоотын өндіретін зауыттың болжамды орналасу жерін көрсету және оны таңдаудың негіздемесі;
      3) биоотын өндірісі үшін пайдалануға жоспарланып отырған мен тамақ шикізатының (немесе шикізаттың) нақты түрінің (немесе түрлерінің) өндіру және қайта өңдеу көлемін талдау;
      4) тамақ шикізатын пайдаланған жағдайда егістік алаңдарының құрылымын талдау;
      5) қаржылық, еңбек, техникалық, шикізат ресурстарының және оларды қамтамасыз ету көздерінің теңдестірілуін талдау.
      3. Биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың шекті келемін Қазақстан Республикасының Үкіметі айқындайды.
      4. Биоотын өндіретін зауыттар салуға Қазақстан Республикасының Үкіметі айқындаған биоотын өндірісі бойынша өндірістік қуаттардың шекті көлемі шегінде биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті орган рұқсат бергеннен кейін ғана рұқсат беріледі.
      5. Биоотын өндіретін зауыттар салуға рұқсат беру үшін биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті орган техникалық-экономикалық негіздемеге салалық сараптама жүргізеді.
      6. Техникалық-экономикалық негіздемеге салалық сараптаманы жеке және заңды тұлғалар техникалық-экономикалық негіздемені ұсынған күннен бастап отыз жұмыс күні ішінде жүргізеді және мынадай негізгі мәселелерді қарауды көздейді:
      техникалық-экономикалық негіздеме мақсаттарының биоотын саласын дамыту басымдықтарына сәйкестігін бағалау;
      биоотын өндіретін зауыт салу жобасы іске асқан немесе іске аспаған жағдайда биоотын саласындағы жағдайда және оның өндіріс шекті көлемін талдау;
      технологиялық және техникалық шешімдерді бағалау;
      техникалық-экономикалық негіздеменің мақсаттарына жетудің баламалы нұсқаларын бағалау.
      7. Биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органның рұқсатынсыз биотын өндірісі бойынша зауыттарды салуға тыйым салынады.

       10-бап. Кейіннен биоотын етіп қайта өңдеу үшін пайдаланатын тамақ шикізатына квота белгілеу
      1. Биоотын өндіруші Қазақстан Республикасының Үкіметі бекіткен квоталар шегінде кейіннен биоотын етіп қайта өңдеу үшін тамақ шикізатын пайдаланады.
      2. Тамақ шикізатына квоталар белгілеу үшін биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті орган жылына екі рет тамақ шикізатының тиісті түрінің өндірісіне талдау жүргізеді және оны Қазақстан Республикасының Үкіметіне енгізеді.
      3. Талдау мыналарды:
      Қазақстан Республикасының аумағында тамақ шикізатының тиісті түрінің өндірісі көлемінің орташа көрсеткіштерін;
      азық-түлік қауіпсіздігін қамтамасыз ету мен Қазақстан Республикасының халықаралық міндеттемелерді орындау қажеттілігін негізге ала отырып жүргізіледі.
      4. Квоталар өндіріс қуатына сүйеніп, биоотын өндіретін әрбір зауытқа оның үлесі биоотын өндіретін бүкіл өнеркәсіптердің жиынтық өндірістік қуаттарға барабар жарты жылда бір рет белгіленеді.
      5. Тамақ шикізатына бірінші квота биоотын өндіретін іске қосылған сәттен бастап бес жұмыс күнінің ішінде беріледі.
      6. Тамақ шикізаттарының әрбір партиясын сатып алу бойынша мәмілелер жазбаша нысанда жасалуы тиіс.
      7. Қазақстан Республикасының Үкіметі бекіткен квоталар кейіннен биоотын етіп қайта өңдеу үшін пайдаланатын импорт тамақ шикізатына қолданылмайды.

       11-бап. Биоотын, оның өндірісі және айналымының қауіпсіздігіне қойылатын жалпы талаптар
      1. Биоотын, оның өндірісі мен айналымы техникалық реттеу объектісі болып табылады.
      2. Биоотын, оның өндірісі мен айналымы, биоотын өндірісі және айналымы кезінде пайдаланылатын жабдықтар мен техникалық құралдар техникалық регламенттердің, стандарттар ережелерінің және өзге де құжаттардың талаптарына сәйкес адамның өмірі мен денсаулығын және қоршаған ортаның қауіпсіздігін қамтамасыз етуге тиіс.

       12-бап. Сәйкестігін растау
      Қазақстан Республикасы аумағында техникалық регламенттермен, стандарттар ережелерімен және өзге де құжаттармен белгіленген талаптарға биоотынның сәйкестігін растау Қазақстан Республикасының техникалық реттеу саласындағы заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

       13-бап. Биоотын өндірісі және айналымының шарттары
      1. Биоотын өндірісі:
      1) өндіріс паспорты, биоотынды өндіру көлемі туралы ақпаратты биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органға автоматтандырылған түрде беруді қамтамасыз ететін есептегіш бақылау құралдары болғанда;
      2) жеке меншігі құқығында биоотын өндірушінің иелігіндегі биоотын өндіретін зауытта жүзеге асырылады.
      2. Биоотынды сату ілеспе жүкқұжаттарын ресімдеу арқылы жүзеге асырылуы тиіс:
      1) биоотын өндірісін жүзеге асыратын және/немесе мұнай өнімдерін компаундтауға лицензиясы бар тұлғаларға;
      2) тиісті құжаттары болғанда экспорттауға.
      3. Биоотын тасымалдауға алып жүрілетін бүкіл жолға арналған ілеспе жүкқұжаттар болғанда рұқсат етіледі.
      4. Биоотын рыногының қатысушылары болып табылатын тұлғалардың меншік құқығына жатпайтын үй-жайларда биоотынды сақтауға тыйым салынады.

       14-бап. Биоотын нарығына қатысушылардың міндеттері
      1. Биоотын өндіруші:
      1) биоотын өндіру саласындағы уәкілетті органға Қазақстан Республикасының Үкіметі белгілеген нысандар мен тәртіпке сәйкес биоотын өндірісінің мониторингін жүзеге асыру үшін қажетті есептер беруге;
      2) биоотын өндірісінде тамақ шикізаты ретінде бидай пайдаланылғанда, қайта өңдеуге 3, 4, және 5-кластардың және классыз бидайды қабылдауға;
      3) өндірілген биоотынның әр партиясының техникалық регламенттермен белгіленген талаптарға сәйкестігін растауды қамтамасыз етуге;
      4) өндірілген биоотын техникалық регламенттермен белгіленген құрамға сәйкес болмаған жағдайда оны кәдеге жаратуды жүргізуге;
      5) биоотын айналымы саласындағы уәкілетті органға биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган белгілеген нысанға, тәртіпке және мерзімдерге сәйкес биоотын айналымы жөнінде декларация беруге;
      6) биоотын тасымалданған жағдайда биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган бекіткен тәртіпке сәйкес ілеспе жүкқұжаттар ресімдеуге және биоотын айналымы саласындағы уәкілетті органға беруге;
      7) осы Заңның 11-бабында белгіленген қауіпсіздік талаптарын сақтауға;
      8) биоотын өндіру саласындағы уәкілетті органға биоотын өндірісінің көлемдері туралы ақпараттың автоматтандырылған түрде берілуін қамтамасыз етуге;
      9) өндіріс паспортында көрсетілген мерзімдерге сәйкес жөндеу және қалпына келтіру жұмыстарын жүргізуге;
      10) биоотын өндіру саласындағы уәкілетті орган бекіткен биоотын өндіру паспортын бекіту үшін қажетті деректер тізбесіне сәйкес биоотын ендіру паспортын әзірлеуге және бекітуге;
      11) биоотын өндіру саласындағы уәкілетті органға биоотын өндірісінің көлемдері туралы ақпараттың автоматтандырылған түрде берілуін қамтамасыз ететін есептеу құралдарын орнатуды қамтамасыз етуге.
      2. Биоотыны бар мұнай өнімдерін өндіруші:
      1) биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган белгілеген нысанға, тәртіпке және мерзімдерге сәйкес биоотын айналымы жөніндегі декларацияларды биоотын айналымы саласындағы уәкілетті органға беруге;
      2) биоотынды тасымалдаған жағдайда биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган бекіткен тәртіпке сәйкес ілеспе жүкқұжатты рәсімдеуге және биоотын айналымы саласындағы уәкілетті органға беруге міндетті.

      15-бап. Биоотын өндірісі және айналымы саласындағы шектеулер
      Биоотын өндірушілерге:
      1) биоотынға кейіннен қайта өңдеу үшін тамақ шикізатын Қазақстан Республикасының Үкіметі белгілеген квота көлемінен асырып пайдалануға;
      2) биоотын өндірісі кезінде тамақ шикізаты ретінде 1 және 2 класты бидайды қолдануға;
      3) құрамы техникалық регламенттермен белгіленген құрамға сәйкес келмейтін биоотынды сатуды жүзеге асыруға;
      4) денатурацияланбаған биоэтанолдың, оның биоотын өндіру үшін зауытқа немесе биоотынның басқа түрін (биодизель, этил-үш-бутилді эфир, этилацетат, этилактат және басқалар) қайта өңдеу үшін мұнай өңдеу зауытына әкеліну жағдайын қоспағанда, айналымын өндіруге және жүзеге асыруға;
      5) алкоголь өнімдерін өндіруге және айналымын жүзеге асыруға;
      6) қайта өңдеуге генетикалық түрлендірілген көздер/объектілер болып табылатын немесе генетикалық түрлендірілген көздерді/объектілерді құрайтын шикізаттарды, олардың қауіпсіздігін ғылыми негізде растамай және оларға мемлекеттік тіркеу жүргізбей қабылдауға;
      7) биоотын өндірісі бойынша бір зауытта екі және одан да кеп биоотын өндірушілерге биоотынды өндіруді жүзеге асыруына тыйым салынады.

3-тарау. Биоотын айналымы саласындағы мемлекеттік бақылау

       16-бап. Биоотын   айналымы саласында бақылау жүргізудің мәні мен мақсаты
      1. Биоотын нарығына қатысушылардың іс-әрекеттері осы Заңға және Қазақстан Республикасының өзге де заңдарына сәйкес мемлекеттік бақылауда болады.
      2. Биоотын нарығына қатысушылардың осы Заң талаптарын сақтауы биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган жүргізетін тексерудің мәні болып табылады.
      3. Биоотын айналымы саласында бақылау жүргізудің мақсаты биоотынның заңсыз айналымының алдын алу мен болдырмау және осы Заң талаптарының сақталуын қамтамасыз ету болып табылады.
      4. Биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган мемлекеттік бақылауды жүзеге асыру мақсатында орталық және жергілікті атқарушы органдармен өзара іс-қимылда болады.

       17-бап. Биоотын айналымы саласындағы мемлекеттік бақылау
      1. Биоотын айналымы саласында камералдық бақылау жүзеге асырылады.
      2. Камералдық бақылау биоотын нарығына қатысушылар ұсынатын биоотын айналымы жөніндегі декларацияны, ілеспе жүкқұжаттарды және биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органның келісімі бойынша ұсынылатын есептегіш бақылау құралдарының деректерін зерделеу және талдау негізінде тікелей оның тұрған жері бойынша биоотын айналымы саласындағы уәкілетті органмен жүзеге асырылады.

       18-бап. Биоотын өндірісі және айналымы саласында мемлекеттік бақылау жүргізудің тәртібі
      1. Камералдық бақылау биоотын нарығына қатысушылар міндетті түрде ұсынатын биоотын айналымы жөніндегі декларацияны, ілеспе жүкқұжаттарды және биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органның келісімі бойынша бақылаушы есептеу аспаптарының деректерін зерделеу және талдау негізінде ай сайын жүргізіледі.
      2. Биоотын нарығына қатысушылар осы баптың   1-тармағында көрсетілген құжаттарды бермеген немесе оларды биоотын өндірісі саласындағы уәкілетті органның зерделеу және талдау кезінде бұзушылықтар анықталған жағдайда тиісті бұзушылық анықталған сәттен бастап 5 жұмыс күні ішінде биоотын нарығына қатысушыға нұсқама табыс етіледі.
      Нұсқамада биоотын нарығына қатысушының толық атауы, салық төлеушінің тіркелу нөмірі, нұсқама беру мерзімі, мәлімдеме бойынша міндеттемелерді орындау туралы талаптар, нұсқаманы жіберу үшін негіздеме шағымдану тәртібі көрсетіледі.
      Нұсқама нысанын биоотын айналымы саласындағы уәкілетті орган белгілейді.
      3. Нұсқама биоотын нарығына қатысушылардың өкіліне жеке қолын қою арқылы немесе жіберу және алуды растайтын өзге де тәсілдермен берілуі тиіс.
      4. Биоотын нарығына қатысушылар нұсқамада көрсетілген талаптарды орындамаған жағдайда Қазақстан Республикасының әкімшілік құқық бұзушылық туралы  заңнамасына  сәйкес жауапқа тартылады.

4-тарау. Қорытынды ережелер

       19-бап. Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы Қазақстан Республикасының заңнамасын бұзғаны үшін жауапкершілік
      Биоотын өндірісі және айналымын мемлекеттік реттеу туралы Қазақстан Республикасының заңнамасын бұзу Қазақстан Республикасының заңдарымен белгіленген жауаптылыққа әкеп соғады.

       20-бап. Осы Заңның қолданысқа енгізілу тәртібі
      Осы Заң ресми жарияланған күнінен бастап он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

       Қазақстан Республикасының
      Президенті

О проекте Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота биотоплива"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2008 года N 534

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании производства и оборота биотоплива".

       Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

      Проект

Закон Республики Казахстан

"О государственном регулировании
производства и оборота биотоплива"

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере производства и оборота биотоплива.

       Глава 1. Общие положения

       Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) биотопливо - топливо, произведенное из сырья биологического происхождения, в том числе биоэтанол и биодизель;
      2) биодизель - метиловый или этиловый сложный эфир, получаемый из растительных масел или животных жиров, имеющий свойства дизельного топлива;
      3) уполномоченный орган в области производства биотоплива - государственный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования производства биотоплива;
      4) уполномоченный орган в области оборота биотоплива - государственный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования оборота биотоплива;
      5) сырье биологического происхождения (сырье) - продукты биологического происхождения, в том числе распадающиеся на биохимические компоненты и используемые для производства биотоплива;
      6) биоэтанол - дегидратированный этиловый спирт, произведенный из сырья биологического происхождения, предназначенный для обязательного смешивания с нефтепродуктами или использования с целью производства другого вида биотоплива;
      7) участники биотопливного рынка - производители биотоплива и производители нефтепродуктов с содержанием биотоплива;
      8) производитель биотоплива - юридическое лицо, осуществляющее производство и оборот биотоплива в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      9) производство биотоплива - комплекс работ по переработке сырья, обеспечивающий получение биотоплива;
      10) завод по производству биотоплива - специализированный комплекс сооружений, предназначенный для переработки сырья в биотопливо;
      11) оборот биотоплива - приобретение, транспортировка, хранение, реализация, экспорт и импорт биотоплива;
      12) дегидратированный этиловый спирт - этиловый спирт, подвергшийся процессу обезвоживания, доля воды которого составляет не более 1 процента;
      13) денатурированный биоэтанол - дегидратированный этиловый спирт, подвергшийся процессу смешивания с химическими веществами, в целях придания свойств, не позволяющих использование в качестве пищевого продукта или добавок в пищевой продукт;
      14) утилизация - технологическая обработка биотоплива, непригодного для использования по целевому назначению, и побочных продуктов производства биотоплива в биотопливо заданного качества или другую продукцию;
      15) паспорт производства - документ установленной формы, отражающий показатели производственных мощностей завода по производству биотоплива, его основные характеристики, регламентирующий использование имеющегося оборудования для соблюдения технологического процесса производства биотоплива;
      16) сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям, установленным техническими регламентами, положениям стандартов или иных документов;
      17) пищевое сырье - сырье, пригодное для производства пищевой продукции и используемое для производства биотоплива;
      18) сопроводительная накладная - унифицированный документ, предназначенный для осуществления контроля за движением биотоплива на всем пути следования от отправителя до получателя, необходимый для оформления операций по отпуску и приему биотоплива.

       Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива

      Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

       Глава 2. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива

       Статья 3. Цели и задачи государственного регулирования производства и оборота биотоплива

      1. Цели государственного регулирования производства и оборота биотоплива включают в себя:
      охрану окружающей среды;
      развитие производства и оборота биотоплива;
      обеспечение продовольственной безопасности государства при производстве биотоплива.
      2. Основными задачами государственного регулирования производства и оборота биотоплива являются:
      снижение уровня выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу;
      увеличение объемов производства и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью;
      поддержка проведения научных исследований и внедрение передовых наукоемких технологий в производстве и обороте биотоплива;
      введение норм, позволяющих Правительству Республики Казахстан определять предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива и устанавливать квоты на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо.

       Статья 4. Государственное регулирование производства и оборота биотоплива

      Государственное регулирование производства и оборота биотоплива осуществляется посредством:
      1) установления квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо;
      2) определения предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива;
      3) осуществления государственного контроля в области оборота биотоплива.

       Статья 5. Государственная поддержка производства и оборота биотоплива

      В целях обеспечения развития биотопливного рынка государство осуществляет следующие формы поддержки производства и оборота биотоплива:
      1) финансирование исследований по изучению приоритетных направлений развития рынка биотоплива;
      2) организация лизинговых поставок техники и оборудования участникам биотопливного рынка.

       Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота биотоплива

      Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области государственного регулирования производства и оборота биотоплива;
      2) определяет предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива;
      3) определяет формы и порядок представления производителями биотоплива отчетов в уполномоченный орган в области производства биотоплива, необходимых для осуществления мониторинга производства биотоплива и исполнения квот на пищевое сырье;
      4) устанавливает квоты на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо;
      5) утверждает технические регламенты в области производства и оборота биотоплива.

       Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области производства биотоплива

      Уполномоченный орган в области производства биотоплива:
      1) реализует государственную политику в области производства биотоплива;
      2) разрабатывает, утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования производства биотоплива;
      3) разрабатывает и утверждает перечень необходимых сведений для утверждения паспорта производства биотоплива;
      4) вносит предложения по разработке наукоемких технологий в области производства биотоплива;
      5) разрабатывает технические регламенты в области производства и оборота биотоплива;
      6) выдает разрешения на строительство заводов по производству биотоплива в пределах объемов производственных мощностей по производству биотоплива, определенных Правительством Республики Казахстан;
      7) для выдачи разрешений на строительство заводов по производству биотоплива проводит отраслевую экспертизу к технико-экономическому обоснованию;
      8) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по определению предельных объемов производственных мощностей по производству биотоплива;
      9) ведет мониторинг производства биотоплива;
      10) устанавливает порядок и требования по применению контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива;
      11) для установления квот на объемы пищевого сырья, используемое для последующей переработки в биотопливо, два раза в год проводит анализ производства соответствующего вида пищевого сырья и вносит его в Правительство Республики Казахстан.

       Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области оборота биотоплива

      Уполномоченный орган в области оборота биотоплива:
      1) реализует государственную политику в области оборота биотоплива;
      2) разрабатывает, утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области государственного регулирования оборота биотоплива;
      3) осуществляет камеральный контроль оборота биотоплива;
      4) определяет форму, порядок и сроки представления деклараций по обороту биотоплива;
      5) разрабатывает и утверждает форму предписания;
      6) разрабатывает и утверждает порядок оформления сопроводительных накладных.

       Статья 9. Строительство заводов по производству биотоплива

      1. Предложение о строительстве заводов по производству биотоплива вносится в уполномоченный орган в области производства биотоплива физическими или юридическими лицами с представлением технико-экономического обоснования по строительству завода по производству биотоплива и заключением государственной экологической экспертизы на строительство завода по производству биотоплива.
      2. Технико-экономическое обоснование должно содержать:
      1) четкое определение конкретных целей, путей и механизма их реализации;
      2) указание предполагаемого месторасположения завода по производству биотоплива и обоснования его выбора;
      3) анализ объемов производства и переработки конкретного вида (или видов) пищевого сырья (или сырья), планируемого к использованию для производства биотоплива;
      4) анализ структуры посевных площадей в случае использования пищевого сырья;
      5) анализ сбалансированности финансовых, трудовых, технических, сырьевых ресурсов и источников их обеспечения.
      3. Правительство Республики Казахстан определяет предельные объемы производственных мощностей по производству биотоплива.
      4. Строительство заводов по производству биотоплива допускается только после разрешения уполномоченного органа в области производства биотоплива в пределах объемов производственных мощностей по производству биотоплива, определенных Правительством Республики Казахстан.
      5. Для выдачи разрешений на строительство заводов по производству биотоплива уполномоченный орган в области производства биотоплива проводит отраслевую экспертизу к технико-экономическому обоснованию.
      6. Отраслевая экспертиза к технико-экономическому обоснованию проводится в течение тридцати рабочих дней с даты представления технико-экономического обоснования физическими и юридическими лицами и предусматривает рассмотрение следующих основных вопросов:
      оценка соответствия целей технико-экономического обоснования приоритетам развития биотопливной отрасли;
      анализ ситуации в биотопливной отрасли в случаях реализации и не реализации проекта строительства завода по производству биотоплива и объема его предельного производства;
      оценка технологических и технических решений;
      оценка альтернативных вариантов достижения целей технико-экономического обоснования.
      7. Запрещается строительство заводов по производству биотоплива без разрешения на строительство заводов по производству биотоплива уполномоченного органа в области производства биотоплива.

       Статья 10. Установление квот на пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо

      1. Производитель биотоплива использует пищевое сырье для последующей его переработки в биотопливо в пределах квот, установленных Правительством Республики Казахстан.
      2. Для установления квот на пищевое сырье, уполномоченный орган в области производства биотоплива два раза в год проводит анализ производства соответствующего вида пищевого сырья и вносит его в Правительство Республики Казахстан.
      3. Анализ проводится исходя из:
      средних показателей объемов производства соответствующего вида пищевого сырья на территории Республики Казахстан;
      необходимости обеспечения продовольственной безопасности и исполнения Республикой Казахстан международных обязательств.
      4. Квоты устанавливаются на каждый завод по производству биотоплива один раз в полгода пропорционально его доли в общей суммарной производственной мощности всех предприятий, производящих биотопливо.
      5. Первая квота на пищевое сырье, устанавливается по истечению пяти рабочих дней с момента ввода в действие завода по производству биотоплива.
      6. Сделки по приобретению каждой партии пищевого сырья должны совершаться в письменной форме.
      7. Квоты па пищевое сырье, устанавливаемые Правительством Республики Казахстан не распространяются на импортное пищевое сырье, используемое для последующей переработки в биотопливо.

       Статья 11. Общие требования безопасности к биотопливу, его производству и обороту

      1. Объектом технического регулирования является биотопливо, его производство и оборот.
      2. Биотопливо, его производство и оборот, оборудование и технические средства, используемые при производстве и обороте биотоплива должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека и охрану окружающей среды в соответствии с требованиями технических регламентов, положений стандартов или иных документов.

       Статья 12. Подтверждение соответствия

      Подтверждение соответствия биотоплива требованиям, установленным техническими регламентами, положениями стандартов или иных документов на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

       Статья 13. Условия производства и оборота биотоплива

      1. Производство биотоплива осуществляется:
      1) при наличии паспорта производства и контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива;
      2) на заводе по производству биотоплива, принадлежащем на праве собственности производителю биотоплива.
      2. Реализация биотоплива должна осуществляться с оформлением сопроводительных накладных:
      1) лицам, осуществляющим производство биотоплива и/или имеющим лицензию на компаундирование нефтепродуктов;
      2) на экспорт при наличии соответствующих документов.
      3. Транспортировка биотоплива допускается при наличии сопроводительных накладных на всем пути его следования.
      4. Запрещается хранение биотоплива в помещениях, не принадлежащих на праве собственности лицам, являющимся участниками биотопливного рынка.

       Статья 14. Обязанности участников биотопливного рынка

      1. Производитель биотоплива обязан:
      1) представлять в уполномоченный орган в области производства биотоплива отчеты, необходимые для осуществления мониторинга производства биотоплива и исполнения квот на пищевое сырье, в соответствии с формами и порядком, определенными Правительством Республики Казахстан;
      2) при использовании в производстве биотоплива в качестве пищевого сырья - пшеницу, принимать на переработку пшеницу 3, 4 и 5 классов и не классную;
      3) обеспечивать подтверждение соответствия каждой партии произведенного биотоплива требованиям, установленным техническими регламентами;
      4) в случае несоответствия произведенного биотоплива составу, установленному техническими регламентами, произвести его утилизацию;
      5) предоставлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива декларации по обороту биотоплива, в соответствии с формой, порядком и сроками, установленными уполномоченным органом в области оборота биотоплива;
      6) в случае транспортировки биотоплива оформлять и представлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива сопроводительные накладные в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом в области оборота биотоплива;
      7) соблюдать требования безопасности, установленные статьей 11 настоящего Закона;
      8) обеспечивать автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива;
      9) проводить ремонтные и восстановительные работы, в соответствии со сроками, указанными в паспорте производства;
      10) разработать и утвердить паспорт производства биотоплива в соответствии с перечнем необходимых сведений для утверждения паспорта производства биотоплива, утвержденным уполномоченным органом в области производства биотоплива;
      11) обеспечить установку контрольных приборов учета, обеспечивающих автоматизированную передачу уполномоченному органу в области производства биотоплива информации об объемах производства биотоплива.
      2. Производитель нефтепродуктов с содержанием биотоплива обязан:
      1) предоставлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива декларации по обороту биотоплива, в соответствии с формой, порядком и сроками, установленными уполномоченным органом в области оборота биотоплива;
      2) в случае транспортировки биотоплива оформлять и представлять в уполномоченный орган в области оборота биотоплива сопроводительные накладные в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным органом в области оборота биотоплива.

       Статья 15. Ограничения в области производства и оборота биотоплива

      Производителям биотоплива запрещается:
      1) использовать пищевое сырье для последующей переработки в биотопливо в объемах, превышающих квоты, установленные Правительством Республики Казахстан;
      2) использовать в качестве пищевого сырья пшеницу 1 и 2 классов при производстве биотоплива;
      3) осуществлять реализацию биотоплива, состав которого не соответствует составу, установленному техническими регламентами;
      4) производить и осуществлять оборот не денатурированного биоэтанола, за исключением случаев его поставки на завод по производству биотоплива или на нефтеперерабатывающий завод для переработки в другие виды биотоплива (биодизель, этил-трет-бутиловый эфир, этилацетат, этилактат и другие);
      5) производить и осуществлять оборот алкогольной продукции;
      6) принимать на переработку сырье, являющееся генетически модифицированным источником/объектом или содержащее генетически модифицированные источники/объекты без научно обоснованного подтверждения их безопасности и проведения их государственной регистрации;
      7) осуществлять производство биотоплива двумя и более производителями биотоплива на одном и том же заводе по производству биотоплива.

       Глава 3. Государственный контроль в области оборота биотоплива

       Статья 16. Предмет и цель проведения государственного контроля в области оборота биотоплива

      1. Деятельность участников биотопливного рынка подлежит государственному контролю в соответствии с настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.
      2. Предметом проверки, проводимым уполномоченным органом в области оборота биотоплива, является соблюдение участниками биотопливного рынка требований настоящего Закона.
      3. Целью проведения контроля в области оборота биотоплива является профилактика и предотвращение нелегального оборота биотоплива и обеспечение соблюдения требований настоящего Закона.
      4. Уполномоченный орган в области оборота биотоплива в целях осуществления государственного контроля взаимодействует с центральными и местными исполнительными органами.

       Статья 17. Государственный контроль в области оборота биотоплива

      1. В области оборота биотоплива осуществляется камеральный контроль.
      2. Камеральный контроль осуществляется уполномоченным органом в области оборота биотоплива непосредственно по месту его нахождения на основе изучения и анализа деклараций по обороту биотоплива, сопроводительных накладных, представляемых участниками биотопливного рынка и данных контрольных приборов учета, представляемых уполномоченным органом в области производства биотоплива по согласованию.

       Статья 18. Порядок проведения государственного контроля в области оборота биотоплива

      1. Камеральный контроль проводится ежемесячно на основе изучения и анализа деклараций по обороту биотоплива, сопроводительных накладных, представляемых в обязательном порядке участниками биотопливного рынка и данных контрольных приборов учета, представляемых уполномоченным органом в области производства биотоплива по согласованию.
      2. В случаях непредставления участниками биотопливного рынка указанных в пункте 1 настоящей статьи документов, либо выявления нарушений при их изучении и анализе уполномоченным органом в области оборота биотоплива в течение пяти рабочих дней с момента выявления соответствующего нарушения участнику биотопливного рынка вручается предписание.
      В предписании указывается полное наименование участника биотопливного рынка, регистрационный номер налогоплательщика, дата вручения предписания, требование об исполнении обязательства по декларированию, основание для направления предписания, порядок обжалования.
      Форма предписания устанавливается уполномоченным органом в области оборота биотоплива.
      3. Предписание должно быть вручено представителю участника биотопливного рынка, лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.
      4. Не выполнение участниками биотопливного рынка требований, изложенных в предписании, влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административном правонарушении.

       Глава 4. Заключительные положения

       Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота биотоплива влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

       Статья 20. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечению десяти календарных дней со дня его официального опубликования.

       Президент
      Республики Казахстан