Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2001 жылғы 28 наурыздағы № 394 қаулысына өзгеріс енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2010 жылғы 14 қыркүйектегі № 940 Қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Yкiметiнiң 2015 жылғы 31 желтоқсандағы № 1185 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Yкiметiнiң 31.12.2015 № 1185 қаулысымен (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі).

      «Астық туралы» Қазақстан Республикасының 2001 жылғы 19 қаңтардағы Заңын іске асыру мақсатында Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      1. «Мемлекеттік астық ресурстарын қалыптастыру, сақтау, жаңарту, орнын ауыстыру және пайдалану ережесін бекіту туралы» Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2001 жылғы 28 наурыздағы № 394 қаулысына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2001 ж., № 12, 129-құжат) мынадай өзгеріс енгізілсін:
      көрсетілген қаулымен бекітілген Мемлекеттік астық ресурстарын қалыптастыру, сақтау, жаңарту, орнын ауыстыру және пайдалану ережесі осы қаулыға қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.
      2. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланғаннан кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                              К. Мәсімов

Қазақстан Республикасы 
Үкіметінің      
2010 жылғы 14 қыркүйектегі
№ 940 қаулысына  
қосымша       

Қазақстан Республикасы 
Үкіметінің     
2001 жылғы 28 наурыздағы
№ 394 қаулысымен  
бекітілген    

Мемлекеттік астық ресурстарын қалыптастыру, сақтау, жаңарту,
орнын ауыстыру және пайдалану ережесі

1. Жалпы ережелер

      1. Осы Мемлекеттік астық ресурстарын қалыптастыру, сақтау, жаңарту, орнын ауыстыру және пайдалану ережесі (бұдан әрі - Ереже) мемлекеттік азық-түліктік астық резервін, мемлекеттік жемдік астық ресурстарын, мемлекеттік тұқым ресурстарын, мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын, мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын қалыптастыру, сақтау, жаңарту, орнын ауыстыру және пайдалану тәртібін реттейді.
      2. Мемлекеттік ресурстардың астығы мемлекеттік (республикалық) меншік болып табылады.
      3. Мемлекеттік астық ресурстарын басқару жөніндегі агент (бұдан әрі - агент) өзіне жүктелген функцияларды «Астық туралы» Қазақстан Республикасының 2001 жылғы 19 қаңтардағы Заңында (бұдан әрі - Заң) белгіленген құзыреті шегінде осы Ережеге сәйкес және Қазақстан Республикасы Ауыл шаруашылығы министрлігімен (бұдан әрі — уәкілетті орган) шарт негізінде жүзеге асырады.
      4. Агент мемлекеттік астық ресурстарын басқаруға байланысты қызметтің нәтижелері бойынша уәкілетті органға Қазақстан Республикасында астықты өндіру, сақтау және сату үдерісіндегі қатынастарды реттейтін, Қазақстан Республикасының заңнамасында, сондай-ақ бухгалтерлік есеп саласындағы заңнамада белгіленген тәртіппен есептілік береді.

2. Мемлекеттік астық ресурстарын қалыптастыру және жаңарту

      5. Мемлекеттік астық ресурстарын қалыптастыруды Агент Заңда және осы Ережеде белгіленген тәсілдермен Қазақстан Республикасының Үкіметі бекіткен көлемді құру және оған жеткізу мақсатында жүзеге асырады.
      6. Мемлекеттік астық ресурстарын жаңартуды Агент осы Ережеде белгіленген тәртіппен мемлекеттік астық ресурстарын бекітілген көлемге дейін толтыру және қажетті сапада ұстап отыру мақсатында жүзеге асырады.
      7. Мемлекеттік астық ресурстарына астықты сатып алуды Агент Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына, Заңға, осы Ережеге, уәкілетті органмен жасалған шартқа сәйкес жүзеге асырады.
      Агент отандық астық өндірушілерге ақша қаражатын астықты жеткізгеннен кейін немесе олар Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес ресімделген міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз етуді бергеннен кейін аударады.
      Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес Агент көктемгі-жазғы қаржыландыру кезінде жеткізілетін астықты алдын-ала қаржыландыруды жүзеге асырады.
      8. Агент уәкілетті орган бекіткен үлгілік нысан бойынша отандық астық өндірушілермен (экспорттаушылармен) мемлекеттік ресурстарға астықты жеткізу шарттарын жасайды.
      9. Мемлекеттік азық-түліктік астық резервін қалыптастыру және жыл сайын жаңарту астықты республикалық бюджет қаражаты есебінен сатып алу және астықты мемлекеттік сатылатын астық ресурстарынан аудару жолымен жүзеге асырылады.
      Мемлекеттік азық-түліктік астық резервін қалыптастыру және жаңарту үдерісінде босаған астық көлемі мемлекеттік сатылатын астық ресурстарына жіберіледі.
      10. Мемлекеттік жемдік астық ресурстарын қалыптастыруды және жаңартуды агент:
      мемлекеттік жемдік астық ресурстарын сатудан, берілген міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз ету жөніндегі талап ету құқықтарын іске асырудан, мемлекеттік жемдік астық ресурстарын пайдаланудан түскен уақытша бос ақшаны депозиттерге және мемлекеттік бағалы қағаздарға орналастырудан алынған қаражатқа, сондай-ақ Қазақстан Республикасының Үкіметі айқындаған көздердің есебінен отандық астық өндірушілердің ұсынысы негізінде (оферті) олардан астық сатып алу;
      мемлекеттік сатылатын астық ресурстарынан ауыстыру;
      қайтару коэффициенте ескере отырып, бұрын берілген жемдік несиені қайтару жолымен жүзеге асырады.
      11. Мемлекеттік жемдік астық ресурстары техникалық регламенттердің және стандарттау жөніндегі нормативтік құжаттардың талаптарына жауап беретін жемдік астықтан құралуы тиіс.
      12. Мемлекеттік тұқым ресурстарын калыптастыруды және жаңартуды агент:
      мемлекеттік тұқым ресурстарын сатудан, мемлекеттік тұқым ресурстарын пайдаланудан түскен уақытша бос ақшаны депозиттерге және мемлекеттік бағалы қағаздарға орналастырудан алынған қаражатқа, сондай-ақ Қазақстан Республикасының Үкіметі айқындаған көздердің есебінен аттестатталған өндірушілерден олардың ұсынысы (оферті) негізінде тұқым сатып алу;
      тұқымды мемлекеттік сатылатын астық ресурстарынан ауыстыру;
      бұрын берілген тұқымдық несиені қайтару жолымен жүзеге асырады.
      13. Мемлекеттік тұқым ресурстарына жеткізілетін сұрыптық тұқым Қазақстан Республикасында пайдалануға рұқсат берілген Селекциялық жетістіктердің мемлекеттік тізіліміне енгізілген сорттарға жатқызылуға, ал сұрыптық және себу сапалары бойынша мынадай талаптарға жауап беруге тиіс:
      дәнді дақылдар (жүгеріден басқа) - бірінші-төртінші репродукциялы, сұрыптық тазалығы екінші санаттан және себу стандартының екінші сыныбынан төмен емес;
      жүгері сұрыптары мен будандарының тұқымы - бірінші-үшінші репродукциялы, сұрыптық тазалығы екінші санаттан, себу стандартының екінші сыныбынан, бірінші буындағы будандардан төмен емес;
      күнбағыс тұқымы - бірінші репродукциядан, сұрыптық тазалығы екінші санаттан, себу стандартының екінші сыныбынан, бірінші буындағы будандардан төмен емес;
      басқа ауыл шаруашылығы өсімдіктерінің тұқымы - бірінші-үшінші репродукциялы, сұрыптық тазалығы екінші санаттан және себу стандартының екінші сыныбынан, бірінші буындағы будандардан төмен емес.
      14. Мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын қалыптастыру және жаңарту:
      егер уәкілетті орган тиісті облыс бойынша мемлекеттік ресурстарға астық сатып алу квоталарын бекіткен болса және мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстары қалыптастырылмаған жағдайда, отандық астық өндірушілерден астық сатып алу. Бұл ретте тиісті облыс бойынша мемлекеттік ресурстарға астық сатып алу квотасы облыстардың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың жергілікті атқарушы органдарының уәкілетті органға ұсынған өтінімдері негізінде белгіленеді;
      отандық астық өндірушілерден олардың ұсынысы негізінде (оферті) астық сатып алу;
      мемлекеттік астық ресурстарының басқа түрлерінен ауыстыру жолымен жүзеге асырылады.
      15. Мемлекеттік сатылатын астық ресурстары техникалық регламенттер мен стандарттау жөніндегі нормативтік құжаттардың талаптарына жауап беретін азық-түліктік астықтан құралады.
      16. Мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын қалыптастыру республикалық бюджет қаражаты есебінен, сондай-ақ мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын пайдаланудан түскен, агенттің басқаруына берілетін қаражат есебінен астық сатып алу (өтеп алу) жолымен жүзеге асырылады.
      17. Мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын қалыптастыру, егер облыстардың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың жергілікті атқарушы органдары уәкілетті органға тиісті өтінімдерді жіберген жағдайда ғана жүзеге асырылады.
      Бұл ретте облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың жергілікті атқарушы органы уәкілетті органға тиісті жылғы шілденің бірінші он күндігінен кешіктірмей қажетті мөлшерді көрсете отырып, мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын қалыптастыру қажеттілігі туралы өтінімді ұсынады. Уәкілетті орган көрсетілген өтінімдерге сәйкес бір ай мерзімде мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарына облыстар бөлінісінде астық сатып алу квоталарын бекітеді. Облыстың жергілікті атқарушы органы уәкілетті орган астық сатып алу квоталарын бекіткеннен кейін он жұмыс күні ішінде жалпы түсімнің пайыздық қатынасында тиісті облыстың астық дақылдарының екі жүз елу және одан көп гектар eгic алқаптары бар отандық астық өндірушілердің мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарына азық-түліктік астықты жеткізу мөлшерін бекітеді.
      18. Агент мемлекеттік астық ресурстарына астық сатып алуды күнтізбелік жыл бойына қамтамасыз етеді.
      19. Агенттің астық өндірісіне қатысуы:
      өнім бөлу туралы жасалған келісім негізінде отандық астық өндірушілерге қаржы ресурстарын беру жолымен;
      тұқым несиесін беруге және (немесе) тұқым сатуға жасалған шарт негізінде отандық астық өндірушілерге тұқым беру жолымен жүзеге асырылады.
      Бұл ретте дәнді дақылдардың екі жүз елу және одан көп гектар eгic алаңы бар және онымен агент өнім бөлу туралы келісім жасасқан отандық астық өндірушісіне ағымдағы жылы мемлекеттік астық ресурстарына астық жеткізудің келісімде көзделген көлемі, егер уәкілетті орган тиісті облыс бойынша мемлекеттік астық ресурстарына астық сатып алу квотасын белгілеген жағдайда, облыстың жергілікті атқарушы органының шешімімен жыл сайынғы бекітілетін астықтың жалпы түсіміне пайыздық қатынаспен мемлекеттік астық ресурстарына астық жеткізу мөлшерінен кем болмауға тиіс.
      Қаржыландыру көлемі, берілетін қаржы ресурстары бойынша сыйақы ставкалары, сондай-ақ қаржыландыруды алатындардың санаттары агент пен уәкілетті орган арасындағы мемлекеттік астық ресурстарына астық сатып алу қызметтерін мемлекеттік сатып алу туралы шартқа сәйкес белгіленеді.
      20. Егер астық өндірушілер ұсынған астықтың сату бағасы сатып алу бағасынан артық болмаған, ал жеткізу шарты мен ұсынылатын астықтың сапалық көрсеткіштері осы Ережеде белгіленген талаптарға және мемлекеттік астық ресурстарына астық сатып алу қызметтерін мемлекеттік сатып алу туралы агент пен уәкілетті орган арасындағы шартқа сәйкес болған жағдайда, агент отандық астық өндірушілердің офертасын қабылдайды.
      21. Астық өндірушілерден астық сатып алу мемлекеттік астық ресурстарына астық сатып алуға белгіленген квота шегінде Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген тәртіппен жүзеге асырылады.
      22. Астық экспорттаушылардан астық сатып алу Қазақстан Республикасы Үкіметінің тиісті шешімі негізінде жүзеге асырылады.
      23. Қажет болған жағдайда мемлекеттік астық ресурстарын тиімді басқару мақсатында агент айырбастау шарты негізінде мемлекеттік азық-түліктік астық резервінен басқа, мемлекеттік астық ресурстарын айырбастауды Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен жүзеге асырады.

3. Мемлекеттік астық ресурстарын пайдалану

      24. Мемлекеттік жемдік астық ресурстарын пайдалануды агент жемдік несие беру және сату арқылы жүзеге асырады.
      25. Жемдік несие беру Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес ресімделген міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз ету берілген кезде бөлінетін несие құнының 10 пайызынан аспайтын мөлшердегі қайтару коэффициентін ескере отырып, қайтарымдылық және коммерциялық негізде жүзеге асырылады.
      Несие алушы жемдік несиені алу үшін агентке мынадай құжаттарды тапсырады:
      жазбаша өтінім;
      несие алушыда малының және (немесе) құсының болуын растайтын құжат;
      міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз етуді беру дайындығын растайтын құжат.
      Несиені қайтару несие беру шартында анықталған мерзімде және тәртіппен жүзеге асырылады.
      26. Мемлекеттік жемдік астық ресурстарын сату алдын ала төлеу не Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес ресімделген міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз ету берілген кезде төлеу мерзімін ұзарту шартымен жүзеге асырылады.
      27. Агент мемлекеттік тұқым ресурстарын пайдалануды тұқымдық несиені беру және сату жолымен жүзеге асырады.
      28. Тұқымдық несие беру Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес ресімделген міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз етуі берілген кезде бөлінетін несие құнының 10 пайызынан аспайтын мөлшердегі қайтару коэффициентін ескере отырып, қайтарымдылық және коммерциялық негізде жүзеге асырылады.
      Тұқымдық несиені алу үшін несие алушы агентке мынадай құжаттарды тапсырады:
      жазбаша өтінім;
      жер учаскесіне сәйкестендіру құжатының көшірмесі;
      міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз етуді беру дайындығын растайтын құжат.
      Тұқымдық несиені қайтару ағымдағы жылғы егіннің азық-түліктік астығын не сұрыптық тұқымдарын несие беру шартында анықталған мерзімдерде және тәртіппен жүзеге асырылады. Бұл ретте агент тұқым сатып алу мақсатында келіп түскен азық-түліктік астықты сатуды жүзеге асырады.
      29. Тұқымды сату алдын ала төлемі болған жағдайда немесе Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына сәйкес ресімделген міндеттемелердің орындалуын қамтамасыз ету берілген жағдайда жүзеге асырылады. Тұқымды сатып алу кезінде сатып алушылар агентке өтінішті және жер учаскесіне сәйкестендіру құжатының көшірмесін береді.
      30. Мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын басқа мемлекеттердің аумағындағы әскери, экологиялық, табиғи және техногендік сипаттағы төтенше жағдайларды жою мақсатында пайдалану үшін тиісті орталық мемлекеттік орган Халықаралық ізгілік көмек мәселелері жөніндегі комиссия ұсынымдарының негізінде Қазақстан Республикасы Үкіметінің Қазақстан Республикасының ресми ізгілік көмек көрсетуге арналған шешімінің жобасын әзірлейді және заңнамада белгіленген тәртіппен оны Қазақстан Республикасының Үкіметіне енгізеді.
      Мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын ішкі нарықты реттеу мақсатында пайдалану уәкілетті органның шешімі негізінде жүзеге асырылады.
      Мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын астықты экспорттық жеткізуді, ішкі нарықта сатуды және мемлекеттік азық-түліктік астық резервін, мемлекеттік жемдік астық ресурстарын және мемлекеттік тұқым ресурстарын жаңартуды қамтамасыз ету мақсатында пайдалануды агент Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес дербес жүзеге асырады.
      31. Мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын ішкі нарықты реттеу мақсатында пайдалану уәкілетті органның шешімі негізінде облыстардың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың жергілікті атқарушы органдары айқындаған астық өңдеу ұйымдарына (бұдан әрі - астық өңдеу ұйымдары) тендер негізінде сату арқылы жүзеге асырылады.
      Мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстары тиісті жылдың 1 қаңтар - 1 шілде кезеңінде сатылуы тиіс.
      32. Ай сайын, астық сатудың алдыңғы айының жиырмасы күнінен кешіктірмейтін мерзімде облыстардың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың жергілікті атқарушы органы уәкілетті органға мемлекеттік тұрақтандыру ресурстары астығын сатуға жергілікті атқарушы органның бірінші басшысының немесе оның орынбасарының колы қойылып, мыналар көрсетіле отырып өтінім жіберіледі:
      1) мемлекеттік тұрақтандыру ресурстарының астық көлемі - тиісті айға ай сайынғы қажеттілік шегінде;
      2) астық өңдеу ұйымдарының деректемелері.
      33. Агент уәкілетті орган бекіткен үлгілік нысан бойынша алдын ала жүз пайыз ақы төлеу шартымен астық өңдеу ұйымдарымен мемлекеттік тұрақтандыру ресурстарының астығын жеткізу шарттарын жасасады.
      34. Мемлекеттік тұрақтандыру ресурстарын астығының сату құнына сатып алу бағасы, агенттің комиссиялық сыйақысы кіреді.
      Мемлекеттік астық ресурстарын ішкі нарықты реттеу үшін сатып алу бағасынан төмен бағамен (өткізуге жұмсалған шығыстарды ескере отырып) пайдаланған кезде халықаралық қаржылық есептілік стандарттарының талаптарына сәйкес бағаланған шығын ақша резервінің қаражаты есебінен өтеледі. Ақша резервінің қаражаты жеткіліксіз болған жағдайда, агенттің шығыны бюджет қаражаты есебінен өтеледі.
      35. Мемлекеттік тұрақтандыру ресурстарының астығын агент астық өңдеу ұйымдарына жеткізуді олар мемлекеттік тұрақтандыру ресурстарының астығын алдын ала жүз пайыздық төлем бойынша өз міндеттемелерін тиісінше орындағаннан кейін жүзеге асырады.
      36. Мемлекеттік тұрақтандыру ресурстарының астығын ішкі нарықты реттеу үшін сатудың қажеттілігі болмаған жағдайда, облыстардың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың жергілікті атқарушы органдары осы Ереженің 31-тармағында көрсетілген кезең ішінде ай сайын уәкілетті органға тиісті жазбаша ақпаратты жолдайды.
      37. Агент қажет болған жағдайда мемлекеттік тұрақтандыру ресурстары астығының ай сайынғы қажеттілігін нарық бағасы бойынша ішкі нарықта не экспортқа:
      осы Ереженің 36-тармағында көзделген;
      жергілікті атқарушы органдар осы Ереженің 32 - және 36-тармақтарында көзделген міндеттемелерді орындамаған;
      астық өңдеу ұйымдары осы Ереженің 35-тармағында көзделген міндеттемелерді орындамаған және (немесе) тиісінше орындамаған жағдайларда дербес сатады.

4. Мемлекеттік астық ресурстарын сақтау және орнын ауыстыру

      38. Мемлекеттік астық ресурстарын сақтау және орнын ауыстыру жөніндегі қызметтерді сатып алуды агент Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасына, Заңға, осы Ережеге, уәкілетті органмен жасалған шартқа сәйкес жүзеге асырады.
      39. Мемлекеттік астық ресурстары Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен астықты сақтауға рұқсат берілген астық қабылдау кәсіпорындарында сақталады.
      40. Астық қабылдау кәсіпорындары Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес мемлекеттік астық ресурстарының сандық-сапалық сақталуын қамтамасыз етеді.
      Дәнді, майлы дақылдардың сұрыптық және буданды тұқымы астық қабылдау кәсіпорындарында бұл үшін арнайы бөлінген тұқымның бүлінуін толық сақталуын және басқа дақылдармен және сұрыптармен араласып кетпеуін толық қамтамасыз ететін астық қоймаларында орналастырылады және сақталады.
      41. Астық қабылдау кәсіпорындары уәкілетті органға және агентке қажетті ақпаратты және мемлекеттік астық ресурстарын сақтау жөніндегі есепті ұсынады.
      42. Агент белгіленген көлем шегінде мемлекеттік азық-түліктік астық резервінің орын ауыстыруын қамтамасыз етеді.
      43. Мемлекеттік азық-түліктік астық резервін, мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын сақтау мен орнын ауыстыру жөніндегі шығыстар республикалық бюджет қаражаты есебінен жүзеге асырылады.
      Мемлекеттік жемдік астық ресурстарын, мемлекеттік тұқым ресурстарын және мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын сақтау мен орнын ауыстыру жөніндегі шығыстар оларды пайдаланудан түскен қаражат, сондай-ақ агенттің иелігіндегі өзге де қаражат есебінен жүзеге асырылады.
      Қажет болған жағдайда агент астықты сақтау жөніндегі қызметтерге ақы төлеу есебіне астық қабылдау кәсіпорнына тараптардың келісімінде белгіленген баға бойынша астық колхатында индоссамент жасау арқылы мемлекеттік ресурстардың сақталудағы астығының (мемлекеттік азық-түліктік астық резервін қоспағанда) тиісті мөлшерін береді.
      44. Мемлекеттік жемдік астық ресурстарындағы және мемлекеттік сатылатын ресурстардағы астықтың сапасын сертификаттау және сараптау Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес оларды пайдаланудан түскен қаражат есебінен жүргізіледі.
      45. Мемлекеттік ресурстардағы тұқым сапасын сараптау Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүргізіледі.

5. Мемлекеттік астық ресурстарымен жасалатын
операцияларды қаржыландыру

      46. Агентке мемлекеттік астық ресурстарын басқарғаны үшін сатылған астық құнының 3 (үш) пайызы мөлшерінде мемлекеттік астық ресурстарын пайдаланудан алынған қаражат есебінен комиссиялық сыйақы көзделеді.
      47. Мемлекеттік астық ресурстарын пайдаланудан түсетін ақша агенттің банк шоттарында жинақталады және осы Ережеде көзделген мақсаттарға пайдаланылады.
      48. Агент мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын пайдаланудан түскен ақша қаражатын мемлекеттік астық ресурстарын сатып алуға республикалық бюджеттен бөлінген сомаға тең мөлшерінде республикалық бюджетке аударуды қамтамасыз етеді.
      49. Мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын пайдаланудан түскен ақша қаражаты агенттің басқаруында қалады.
      50. Мыналарды:
      1) мемлекеттік азық-түліктік астық резервін пайдалануға байланысты шығыстар республикалық бюджет қаражаты есебінен жүзеге асырылады;
      2) мемлекеттік жемдік астық ресурстарын, мемлекеттік тұқым ресурстарын пайдалануға байланысты шығыстар тиісті мемлекеттік астық ресурстарымен жасалған операциялардан алынған қаражат есебінен төленеді;
      3) мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын:
      осы Ереженің 30-тармағының бірінші және екінші абзацтарында көзделген мақсаттарға пайдалануға байланысты шығыстар республикалық бюджет қаражаты есебінен жүзеге асырылады;
      осы Ереженің 30-тармағының үшінші абзацында көзделген мақсаттарға пайдалануға байланысты шығыстар мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын пайдаланудан алынған қаражат есебінен жүзеге асырылады.
      4) мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын:
      ішкі нарықты реттеу үшін пайдалануға байланысты шығыстар республикалық бюджет қаражаттары есебінен жүзеге асырылады.
      осы Ереженің 37-тармағымен көзделген жағдайда пайдалануға байланысты шығыстар мемлекеттік тұрақтандыру ресурстары астығын сатудан алынған қаражат есебінен жүзеге асырылады.
      51. Мемлекеттік астық ресурстарын сатудан алынған таза кіріс (бұдан әрі - таза кіріс) мемлекеттік (республикалық) меншік болып табылады, агенттің басқаруында болады және ақша резервін қалыптастыру мен толықтыруға бағытталады.
      52. Таза кіріс, сондай-ақ мемлекеттік жемдік астық ресурстарын, мемлекеттік тұқым ресурстарын, мемлекеттік сатылатын астық ресурстарын, мемлекеттік тұрақтандыру астық ресурстарын пайдаланудан түскен уақытша бос ақша Қазақстан Республикасының екінші деңгейдегі банктерінің депозиттерінде және (немесе) мемлекеттік бағалы қағаздарға орналаса алады.
      Уақытша бос ақшаны депозиттерге және (немесе) мемлекеттік бағалы қағаздарға орналастырудан алынған сыйақыны агент осы Ережеде көзделген мақсаттарға бағыттайды.

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2001 года № 394

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2010 года № 940. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года № 1185

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 31.12.2015 № 1185 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В целях реализации Закона Республики Казахстан от 19 января 2001 года "О зерне" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2001 года № 394 "Об утверждении Правил формирования, хранения, освежения, перемещения и использования государственных ресурсов зерна" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., № 12, ст. 129) следующее изменение:
      Правила формирования, хранения, освежения, перемещения и использования государственных ресурсов зерна, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

Приложение        
к постановлению Правительства
Республики Казахстан  
от 14 сентября 2010 года № 940

Утверждены       
постановлением Правительства
Республики Казахстан  
от 28 марта 2001 года № 394

Правила
формирования, хранения, освежения, перемещения и
использования государственных ресурсов зерна

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила формирования, хранения, освежения, перемещения и использования государственных ресурсов зерна (далее - Правила) регулируют порядок формирования, хранения, освежения, перемещения и использования государственного резерва продовольственного зерна, государственных ресурсов фуражного зерна, государственных ресурсов семян, государственных реализационных ресурсов зерна, государственных стабилизационных ресурсов зерна.
      2. Зерно государственных ресурсов является государственной (республиканской) собственностью.
      3. Агент по управлению государственными ресурсами зерна (далее - агент) осуществляет возложенные на него функции в пределах компетенции, установленной Законом Республики Казахстан от 19 января 2001 года "О зерне" (далее - Закон), в соответствии с настоящими Правилами и на основании договора с Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган).
      4. Агент по результатам деятельности, связанной с управлением государственными ресурсами зерна, представляет уполномоченному органу отчетность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения в процессе производства, хранения и реализации зерна в Республике Казахстан, а также в сфере бухгалтерского учета.

2. Формирование и освежение государственных ресурсов зерна

      5. Формирование государственных ресурсов зерна осуществляется агентом способами, установленными Законом и настоящими Правилами, в целях создания и доведения до объема, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
      6. Освежение государственных ресурсов зерна осуществляется агентом в целях пополнения до утвержденного объема и поддержания необходимого качества государственных ресурсов зерна в порядке, установленном настоящими Правилами.
      7. Закуп зерна в государственные ресурсы зерна осуществляется агентом в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, Законом, настоящими Правилами, договором с уполномоченным органом.
      Агент перечисляет денежные средства отечественным производителям зерна после поставки зерна либо после предоставления ими обеспечения исполнения обязательств, оформленного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
      При весенне-летнем финансировании агентом осуществляется предварительное финансирование поставляемого зерна в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      8. Агент заключает с отечественными производителями (экспортерами) зерна договоры поставки зерна в государственные ресурсы по утвержденной уполномоченным органом типовой форме.
      9. Формирование и ежегодное освежение государственного резерва продовольственного зерна осуществляются путем закупа зерна за счет средств республиканского бюджета и перевода зерна из государственных реализационных ресурсов зерна.
      Объемы зерна, высвобожденные в процессе формирования и освежения государственного резерва продовольственного зерна, направляются в государственные реализационные ресурсы зерна.
      10. Формирование и освежение государственных ресурсов фуражного зерна осуществляются агентом путем:
      закупа зерна у отечественных производителей зерна на основании их предложения (оферты) на средства, полученные от продажи государственных ресурсов фуражного зерна, реализации права требования по предоставленному обеспечению исполнения обязательств, от размещения на депозитах и в государственные ценные бумаги временно свободных денег, поступивших от использования государственных ресурсов фуражного зерна, а также за счет источников, определенных Правительством Республики Казахстан;
      перевода из государственных реализационных ресурсов зерна;
      возврата ранее выданных фуражных ссуд с учетом коэффициента возврата.
      11. Государственные ресурсы фуражного зерна должны состоять из фуражного зерна, отвечающего требованиям технических регламентов и нормативных документов по стандартизации.
      12. Формирование и освежение государственных ресурсов семян осуществляются агентом путем:
      закупа семян у аттестованных производителей на основании их предложения (оферты) на средства, полученные от продажи государственных ресурсов семян, от размещения на депозитах и в государственные ценные бумаги временно свободных денег, поступивших от использования государственных ресурсов семян, а также за счет источников, определенных Правительством Республики Казахстан;
      перевода семян из государственных реализационных ресурсов зерна;
      возврата ранее выданных семенных ссуд.
      13. Сортовые семена, поставляемые в государственные ресурсы семян, должны принадлежать к сортам, включенным в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию в Республике Казахстан, а по сортовым и посевным качествам отвечать следующим требованиям:
      зерновые культуры (кроме кукурузы) - первой-четвертой репродукции, не ниже второй категории сортовой чистоты и второго класса посевного стандарта;
      семена сортов и гибридов кукурузы - первой-третьей репродукции, не ниже второй категории сортовой чистоты, второго класса посевного стандарта, первого поколения гибридов;
      семена подсолнечника - не ниже первой репродукции, второй категории сортовой чистоты, второго класса посевного стандарта, первого поколения гибридов;
      семена других сельскохозяйственных растений - первой-третьей репродукции, не ниже второй категории сортовой чистоты и второго класса посевного стандарта, первого поколения гибридов.
      14. Формирование и освежение государственных реализационных ресурсов зерна осуществляются путем:
      выкупа зерна у отечественных производителей зерна в случае, если уполномоченным органом утверждена квота закупа зерна в государственные ресурсы по соответствующей области и государственные стабилизационные ресурсы зерна не сформированы. При этом квота закупа зерна в государственные ресурсы по соответствующей области устанавливается на основании заявок, представленных местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы в уполномоченный орган;
      закупа зерна у отечественных производителей зерна на основании их предложения (оферты);
      перевода из других видов государственных ресурсов зерна.
      15. Государственные реализационные ресурсы зерна состоят из продовольственного зерна, отвечающего требованиям технических регламентов и нормативных документов по стандартизации.
      16. Формирование государственных стабилизационных ресурсов зерна осуществляется путем закупа (выкупа) зерна за счет средств республиканского бюджета, а также за счет передаваемых в управление агенту средств, поступивших от использования государственных стабилизационных ресурсов зерна.
      17. Формирование государственных стабилизационных ресурсов зерна осуществляется только в случае, если местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы направлены соответствующие заявки в уполномоченный орган.
      При этом местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы представляет в уполномоченный орган заявку о необходимости формирования государственных стабилизационных ресурсов зерна с указанием необходимого размера не позднее первой декады июля соответствующего года. Уполномоченный орган в соответствии с указанными заявками в месячный срок утверждает в разрезе областей квоты закупа зерна в государственные стабилизационные ресурсы зерна. Местный исполнительный орган области в течение десяти рабочих дней после утверждения уполномоченным органом квот закупа зерна утверждает в процентном соотношении к валовому сбору размер поставок продовольственного зерна в государственные стабилизационные ресурсы зерна отечественными производителями зерна соответствующей области, имеющими посевные площади зерновых культур двести пятьдесят гектаров и более.
      18. Агент обеспечивает закуп зерна в государственные ресурсы зерна в течение календарного года.
      19. Участие агента в производстве зерна осуществляется:
      путем предоставления отечественным производителям зерна финансовых ресурсов на основании соглашения о разделе продукции;
      путем предоставления отечественным производителям зерна семян на основании заключенного договора на выдачу семенной ссуды и (или) продажу семян.
      При этом предусмотренный соглашением объем поставок зерна в государственные ресурсы зерна отечественным производителем зерна, имеющим посевные площади зерновых культур двести пятьдесят гектаров и более, которым с агентом заключено соглашение о разделе продукции, в текущем году, в случае если уполномоченным органом установлена квота закупа зерна в государственные ресурсы зерна по соответствующей области, должен быть не менее размера поставок зерна в государственные ресурсы зерна в процентном соотношении к валовому сбору зерна, ежегодно утверждаемому решением местного исполнительного органа области.
      Объемы финансирования, ставки вознаграждения по выдаваемым финансовым ресурсам, а также категории получателей финансирования устанавливаются в соответствии с договором о государственных закупках услуг закупа зерна в государственные ресурсы зерна между агентом и уполномоченным органом.
      20. Оферта отечественных производителей зерна принимается агентом в случае, если цена реализации зерна, предложенная производителями зерна, не превышает закупочную цену, а условия поставки и качественные показатели предлагаемого зерна соответствуют требованиям, установленным настоящими Правилами и договору о государственных закупках услуг закупа зерна в государственные ресурсы зерна между агентом и уполномоченным органом.
      21. Выкуп зерна у производителей зерна осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, в пределах установленных квот закупа зерна в государственные ресурсы зерна.
      22. Выкуп зерна у экспортеров зерна осуществляется на основании соответствующего решения Правительства Республики Казахстан.
      23. При необходимости в целях эффективного управления государственными ресурсами зерна агент осуществляет обмен государственных ресурсов зерна, кроме государственного резерва продовольственного зерна, на основании договора мены в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

3. Использование государственных ресурсов зерна

      24. Использование государственных ресурсов фуражного зерна осуществляется агентом посредством выдачи фуражной ссуды и продажи.
      25. Выдача фуражной ссуды осуществляется на возвратной и коммерческой основе с учетом коэффициента возврата, размер которого не должен превышать 10 процентов от стоимости выделяемой ссуды, при предоставлении оформленного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан обеспечения исполнения обязательств.
      Для получения фуражной ссуды ссудополучатель представляет агенту следующие документы:
      письменную заявку;
      документ, подтверждающий наличие у ссудополучателя скота и (или) птицы;
      документ, подтверждающий готовность предоставления обеспечения исполнения обязательств.
      Возврат ссуды осуществляется в сроки и порядке, определенные договором на выдачу ссуды.
      26. Продажа государственных ресурсов фуражного зерна осуществляется на условиях предварительной оплаты либо отсрочки платежа при предоставлении оформленного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан обеспечения исполнения обязательств.
      27. Использование государственных ресурсов семян осуществляется агентом путем выдачи семенной ссуды и продажи.
      28. Выдача семенной ссуды осуществляется на возвратной и коммерческой основе с учетом коэффициента возврата, размер которого не должен превышать 10 процентов от стоимости выделяемой ссуды при предоставлении оформленного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан обеспечения исполнения обязательств.
      Для получения семенной ссуды ссудополучатель представляет агенту следующие документы:
      письменную заявку;
      копию идентификационного документа на земельный участок;
      документ, подтверждающий готовность предоставления обеспечения исполнения обязательств.
      Возврат семенной ссуды осуществляется продовольственным зерном либо сортовыми семенами урожая текущего года в сроки и порядке, определенные договором на выдачу ссуды. При этом агент осуществляет реализацию поступившего продовольственного зерна с целью приобретения семян.
      29. Продажа семян осуществляется при наличии предоплаты или при предоставлении оформленного в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан обеспечения исполнения обязательств. При покупке семян покупатели предоставляют агенту заявление и копию идентификационного документа на земельный участок.
      30. Для использования государственных реализационных ресурсов зерна в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций военного, экологического, природного и техногенного характера на территории других государств соответствующий центральный государственный орган на основании рекомендации Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи разрабатывает проект решения Правительства Республики Казахстан на оказание официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан и в установленном законодательством порядке вносит его в Правительство Республики Казахстан.
      Использование государственных реализационных ресурсов зерна в целях регулирования внутреннего рынка осуществляется на основании решений уполномоченного органа.
      Использование государственных реализационных ресурсов зерна в целях обеспечения экспортных поставок зерна, реализации на внутреннем рынке и освежения государственного резерва продовольственного зерна, государственных ресурсов фуражного зерна и государственных ресурсов семян осуществляется агентом самостоятельно в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      31. Использование зерна государственных стабилизационных ресурсов в целях регулирования внутреннего рынка осуществляется на основании решения уполномоченного органа посредством реализации зерноперерабатывающим организациям, определенным местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы на тендерной основе (далее - зерноперерабатывающие организации).
      Государственные стабилизационные ресурсы зерна подлежат реализации в период с 1 января по 1 июля соответствующего года.
      32. Ежемесячно, в срок не позднее двадцатого числа месяца, предшествующего реализации зерна, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы направляет уполномоченному органу заявку на реализацию зерна государственных стабилизационных ресурсов за подписью первого руководителя местного исполнительного органа или его заместителя с указанием:
      1) объема зерна государственных стабилизационных ресурсов - в пределах ежемесячной потребности на соответствующий месяц;
      2) реквизитов зерноперерабатывающих организаций.
      33. Агент заключает с зерноперерабатывающими организациями договоры поставки зерна государственных стабилизационных ресурсов по утвержденной уполномоченным органом типовой форме на условиях стопроцентной предварительной оплаты.
      34. В реализационную стоимость зерна государственных стабилизационных ресурсов входят закупочная цена, комиссионное вознаграждение агента.
      При использовании государственных ресурсов зерна для регулирования внутреннего рынка по ценам ниже закупочных (с учетом расходов на реализацию), убыток, оцененный в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности, возмещается за счет средств денежного резерва. При недостаточности средств денежного резерва убытки агента возмещаются за счет бюджетных средств.
      35. Поставка зерна государственных стабилизационных ресурсов осуществляется агентом зерноперерабатывающим организациям после надлежащего исполнения ими обязательств по стопроцентной предварительной оплате зерна государственных стабилизационных ресурсов.
      36. В случае отсутствия необходимости в реализации зерна государственных стабилизационных ресурсов для регулирования внутреннего рынка местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы ежемесячно, в течение периода, указанного в пункте 31 настоящих Правил, направляют в уполномоченный орган соответствующую письменную информацию.
      37. При необходимости агент самостоятельно реализует ежемесячную потребность зерна государственных стабилизационных ресурсов на внутреннем рынке либо на экспорт по рыночным ценам в случаях:
      предусмотренных пунктом 36 настоящих Правил;
      неисполнения местными исполнительными органами обязательств, предусмотренных пунктами 32 и 36 настоящих Правил;
      неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения зерноперерабатывающими организациями обязательств, предусмотренных пунктом 35 настоящих Правил.

4. Хранение и перемещение государственных ресурсов зерна

      38. Закупки услуг по хранению и перемещению государственных ресурсов зерна осуществляются агентом в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, Законом, настоящими Правилами, договором с уполномоченным органом.
      39. Государственные ресурсы зерна хранятся на хлебоприемных предприятиях, допущенных к хранению зерна в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
      40. Хлебоприемные предприятия обеспечивают количественно-качественную сохранность государственных ресурсов зерна в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      Сортовые и гибридные семена зерновых, масличных культур на хлебоприемных предприятиях размещаются и хранятся в специально отведенных для этого зернохранилищах, обеспечивающих полную сохранность семян от порчи и засорения другими культурами и сортами.
      41. Хлебоприемные предприятия предоставляют уполномоченному органу и агенту необходимую информацию и отчеты по хранению государственных ресурсов зерна.
      42. Агент обеспечивает перемещение государственного резерва продовольственного зерна в пределах установленного объема.
      43. Расходы по хранению и перемещению государственного резерва продовольственного зерна, государственных стабилизационных ресурсов зерна осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
      Расходы по хранению и перемещению государственных ресурсов фуражного зерна, государственных ресурсов семян и государственных реализационных ресурсов зерна осуществляются за счет средств, поступивших от их использования, а также иных средств, имеющихся в распоряжении агента.
      При необходимости агент в счет оплаты услуг по хранению зерна передает хлебоприемному предприятию соответствующее количество хранимого зерна государственных ресурсов (за исключением зерна государственного резерва продовольственного зерна) с совершением индоссамента на зерновой расписке по ценам, определенным соглашением сторон.
      44. Сертификация и экспертиза качества зерна, находящегося в государственных ресурсах фуражного зерна и государственных реализационных ресурсах, производятся в соответствии с законодательством Республики Казахстан за счет средств, поступивших от их использования.
      45. Экспертиза качества семян государственных ресурсов производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Финансирование операций с государственными ресурсами зерна

      46. За управление государственными ресурсами зерна агенту предусматривается комиссионное вознаграждение в размере 3 (три) процента от стоимости реализованного зерна за счет средств, полученных от использования государственных ресурсов зерна.
      47. Деньги, поступающие от использования государственных ресурсов зерна, аккумулируются на банковских счетах агента и используются на цели, предусмотренные настоящими Правилами.
      48. Агент обеспечивает перечисление в республиканский бюджет денежных средств, поступивших от использования государственных реализационных ресурсов зерна, в размере, равной сумме, выделенной из республиканского бюджета на закуп государственных ресурсов зерна.
      49. Денежные средства, поступившие от использования государственных стабилизационных ресурсов зерна, остаются в управлении агента.
      50. Расходы, связанные с использованием:
      1) государственного резерва продовольственного зерна, осуществляются за счет средств республиканского бюджета;
      2) государственных ресурсов фуражного зерна, государственных ресурсов семян, оплачиваются за счет средств, полученных от операций с соответствующими государственными ресурсами зерна;
      3) государственных реализационных ресурсов на цели, предусмотренные:
      абзацами первым и вторым пункта 30 настоящих Правил, осуществляются за счет средств республиканского бюджета;
      абзацем третьим пункта 30 настоящих Правил осуществляются за счет средств, полученных от использования государственных реализационных ресурсов зерна;
      4) государственных стабилизационных ресурсов зерна:
      в случае использования для регулирования внутреннего рынка, осуществляются за счет средств республиканского бюджета;
      в случаях, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, осуществляются за счет средств, полученных от реализации зерна государственных стабилизационных ресурсов.
      51. Чистый доход, полученный от реализации государственных ресурсов зерна (далее - чистый доход) является государственной (республиканской) собственностью, находится в управлении агента и направляется на формирование и пополнение денежного резерва.
      52. Чистый доход, а также временно свободные деньги от использования государственных ресурсов фуражного зерна, государственных ресурсов семян, государственных реализационных ресурсов зерна, государственных стабилизационных ресурсов зерна могут размещаться на депозитах в банках второго уровня Республики Казахстан и (или) в государственные ценные бумаги.
      Вознаграждение, полученное от размещения временно свободных денег на депозитах и (или) в государственные ценные бумаги, направляется агентом на цели, предусмотренные настоящими Правилами.