"Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2011 жылғы 2 қарашадағы № 1272 Қаулысы

      Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      «Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы» Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы» Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының жобасы Қазақстан Республикасының Парламенті Мәжілісінің қарауына енгізілсін.

      Қазақстан Республикасының
         Премьер-Министрі                        К. Мәсімов

жоба  

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ
КОНСТИТУЦИЯЛЫҚ ЗАҢЫ «Қазақстан Республикасының сот жүйесi мен судьяларының
мәртебесi туралы» Қазақстан Республикасының Конституциялық
заңына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы 

      1-бап. «Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы» 2000 жылғы 25 желтоқсандағы Қазақстан Республикасының Конституциялық Заңына (Қазақстан Республикасы Парламентінің Жаршысы, 2000 ж., № 23, 410-құжат; 2006 ж., № 23, 136-құжат; 2008 ж., № 20, 77-құжат; 2010 ж., № 24, 147-құжат) мынадай өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:
      1) 6-бап мынадай редакцияда жазылсын:
      «6-бап. Аудандық және оларға теңестiрiлген соттарды құру
      1. Аудандық және оларға теңестiрiлген соттарды (бұдан әрi – аудандық соттар) Жоғарғы Сот Төрағасының Жоғары Сот Кеңесімен келісілген ұсынысы бойынша Қазақстан Республикасының Президентi құрады, қайта ұйымдастырады, қайта атайды және таратады.
      Қазақстан Республикасының Президенті бірнеше әкiмшiлiк-аумақтық бiрлiктерде бiр аудандық сот немесе бiр әкiмшiлiк-аумақтық бiрлiкте бiрнеше аудандық сот құруы мүмкін.
      2. Аудандық соттар үшiн судьялардың жалпы санын Жоғарғы Сот Төрағасының Жоғары Сот Кеңесімен келісілген ұсынысы бойынша Қазақстан Республикасының Президентi бекiтедi.
      3. Әрбiр аудандық сот үшiн судьялардың санын Жоғарғы Соттың, жергілікті және басқа да соттардың қызметін ұйымдық және материалдық-техникалық қамтамасыз ету жөніндегі уәкілетті органның (бұдан әрі – уәкілетті орган) Жоғары Сот Кеңесімен келісілген ұсынысы негiзiнде Жоғарғы Сот Төрағасы белгiлейдi.»;
      2) 9-баптың 1-тармағында:
      1) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «1) сотта сот ісін жүргізуді ұйымдастыру мәселелерін шешеді;»;
      3) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «3) азаматтарды жеке қабылдауды жүргiзедi;»;
      3) 10-бап мынадай редакцияда жазылсын:
      «10-бап. Облыстық және оларға теңестiрiлген соттарды құру
      1. Облыстық және оларға теңестiрiлген соттарды (бұдан әрi – облыстық соттар) Жоғарғы Сот Төрағасының Жоғары Сот Кеңесімен келісілген ұсынысы бойынша Қазақстан Республикасының Президентi құрады, қайта ұйымдастырады, қайта атайды және таратады.
      2. Облыстық соттар судьяларының жалпы санын Жоғарғы Сот Төрағасының Жоғары Сот Кеңесімен келісілген ұсынысы бойынша Қазақстан Республикасының Президентi бекiтедi.
      Әр облыстық сот үшiн судьялардың санын уәкiлеттi органның Жоғары Сот Кеңесімен келісілген ұсынымы негізінде Жоғарғы Соттың Төрағасы белгiлейдi.»;
      4) 11-баптың 3-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «3. Облыстық соттың органдары:
      1) жалпы отырыс;
      2) азаматтық және әкімшілік істер жөніндегі апелляциялық сот алқасы;
      3) қылмыстық істер жөніндегі апелляциялық сот алқасы;
      4) кассациялық сот алқасы.
      Апелляциялық сот алқасын осы Конституциялық заңда белгіленген тәртіппен қызметке тағайындалатын төраға басқарады.
      Кассациялық сот алқасын осы Конституциялық заңда белгіленген тәртіппен қызметке тағайындалатын облыстық сот төрағасы басқарады.»;
      5) 14, 15-баптар мынадай редакцияда жазылсын:
      «14-бап. Облыстық соттың төрағасы
      1. Облыстық соттың төрағасы судья болып табылады және судьяның міндеттерін атқарумен қатар:
      1) сотта сот ісін жүргізуді ұйымдастыру мәселелерін шешеді;
      2) кассациялық сот алқасының отырыстарында төрағалық етеді;
      3) облыстық соттың жалпы отырыстарын шақырады және оларға төрағалық етеді;
      4) сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл жасау және судья әдебі нормаларын сақтау жөніндегі жұмысты қамтамасыз етеді;
      5) соттың жалпы отырысының қорытындысы негізінде Жоғары Сот Кеңесіне судья қызметіне кандидаттың тағылымдамасының нәтижелері туралы қорытынды жібереді;
      6) облыстық соттың жұмыс жоспарын бекітеді;
      7) сот практикасын зерделеуді ұйымдастырады;
      8) өкімдер шығарады;
      9) облыстық соттың, Астана және Алматы қалалары соттарының кеңсесіне жалпы басшылықты жүзеге асырады;
      10) азаматтарды жеке қабылдауды жүргізеді;
      11) заңда көзделген басқа да өкілеттіктерді жүзеге асырады.
      2. Облыстық сот төрағасының өкілеттіктері мерзімінен бұрын тоқтатылған немесе өкілеттік мерзімі аяқталған жағдайда төрағаның міндетін уақытша атқаруды Жоғарғы Сот Төрағасы облыстық соттың сот алқалары төрағаларының біреуіне жүктейді. Бұл ретте кассациялық алқа отырыстарында төрағалық ету облыстық соттың кассациялық алқасының судьясына жүктеледі.
      Сот алқаларының төрағалары болмаған жағдайда төрағаның міндетін уақытша орындау облыстық соттың кассациялық алқасының судьясына жүктеледі.
      3. Облыстық соттың төрағасы уақытша орнында болмаған жағдайда міндеттерін атқаруды жүктеуді облыстық соттың сот алқалары төрағаларының біреуі жүзеге асырады. Сот алқаларының төрағалары болмаған жағдайда төрағаның міндетін уақытша орындау облыстық соттың кассациялық алқасының судьясына жүктеледі.
      15-бап. Облыстық соттың сот алқасының төрағасы
      1. Облыстық соттың сот алқасының төрағасы судья болып табылады және судья мiндеттерiн атқарумен қатар:
      1) сот алқасында сот ісін жүргізуді ұйымдастыру мәселелерін шешеді;
      2) сот алқасының отырыстарында төрағалық етедi;
      3) сот практикасын зерделеу және жинақтау жөнiндегi жұмысты ұйымдастырады;
      4) соттың жалпы отырысына сот алқасының қызметi туралы ақпаратты ұсынады;
      5) заңда көзделген басқа да өкiлеттiктердi жүзеге асырады.
      2. Апелляциялық сот алқасының төрағасы облыстық сот төрағасына апелляциялық сот алқаларында мамандандырылған құрамдарды қалыптастыру жөнінде ұсыныстар енгізеді.
      3. Апелляциялық сот алқасының төрағасы уақытша орнында болмаған жағдайда сот төрағасы оның мiндетiн атқаруды алқа судьяларының бiрiне жүктейдi.
      Облыстық соттың сот алқасы төрағасының өкілеттіктері мерзімінен бұрын тоқтатылған немесе өкілеттік мерзімі аяқталған жағдайда төрағаның міндетін уақытша атқару облыстық соттың тиісті сот алқасының судьясына жүктеледі.»;
      6) 16-баптың 1-тармағында:
      бірінші абзац мынадай редакцияда жазылсын:
      «1. Облыстық сот қажетiне қарай жалпы отырыстар өткiзедi, оларда:»;
      9-1) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «9-1) сот төрелiгiн iске асыру сапасы төмен немесе сот iстерiн қарау кезiнде заңдылықты ұдайы бұзуға жол берген судьяға қатысты материалдарды Сот жюриiне беру туралы мәселенi талқылайды және талқылау қорытындылары бойынша тиiстi шешiм шығарады;»;
      7) 17-бапта:
      2-тармақта:
      3) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «3) сот практикасы мәселелерін түсіндіретін нормативтік қаулылар қабылдайды;»;
      мынадай мазмұндағы 3-1) тармақшамен толықтырылсын:
      «3-1) жергілікті және басқа да соттардың төрағалары және сот алқалары төрағалары, Жоғарғы Сот судьялары және сот алқалары төрағалары лауазымдарына кадр резервін (бұдан әрі – кадр резерві) қалыптастырады;»;
      мынадай мазмұндағы 3-тармақпен толықтырылсын:
      «3. Кадр резервімен жұмысты құру және ұйымдастыру тәртібін Жоғарғы Соттың Төрағасы бекітеді.»;
      8) 20-бапта:
      1-тармақта:
      4) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «4) Жоғарғы Соттың жалпы отырысының қарауына сот практикасы мәселелерін түсіндіретін Жоғарғы Соттың нормативтiк қаулыларын қабылдау үшiн материалдарды және заңда көзделген негiздемелер бойынша қадағалау тәртiбiмен сот актiлерiн қайта қарау туралы ұсынымдарды енгiзедi;»;
      мынадай мазмұндағы 8-1) тармақшамен толықтырылсын;
      «8-1) Жоғары Сот Кеңесімен келісім бойынша әрбір жергілікті және басқа да сот судьяларының санын бекітеді;»;
      2-тармақта:
      3) және 3-1) тармақшалар мынадай редакцияда жазылсын:
      «3) жергілікті және басқа соттардың жалпы отырыстарының шешімі негізінде аудандық соттардың төрағалары қызметінің бос орындарына кандидатураларды балама негізде Жоғары Сот Кеңесіне ұсынады;
      3-1) Жоғарғы Соттың жалпы отырысының шешімі негізінде облыстық соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары, Жоғарғы Соттың сот алқаларының төрағалары мен судьялары қызметіне кандидатураларды балама негізде Жоғары Сот Кеңесіне ұсынады;»;
      3-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «3. Жоғарғы Соттың Төрағасы уақытша орнында болмаған кезде оның мiндетi Жоғарғы Сот Төрағасының өкімімен сот алқалары төрағаларының біріне жүктеледi.
      Сот алқаларының төрағалары болмаған жағдайда төрағаның міндетін уақытша орындау Жоғарғы Соттың судьясына жүктеледі.»;
      9) 21-баптың 1-тармағында:
      1-1) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «1-1) сот алқасында сот ісін жүргізуді ұйымдастыру мәселелерін шешеді;»;
      мынадай мазмұндағы 4-1) тармақшамен толықтырылсын:
      «4-1) азаматтарды жеке қабылдауды жүргізеді;»;
      2-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «2. Сот алқасының төрағасы уақытша орнында болмаған жағдайда оның мiндетiн атқару Жоғарғы Сот Төрағасының өкiмi бойынша алқа судьяларының бiрiне жүктеледi.
      Жоғарғы Соттың сот алқасы төрағасының өкілеттіктері мерзімінен бұрын тоқтатылған немесе өкілеттік мерзімі аяқталған жағдайда оның міндетін уақытша атқару Жоғарғы Соттың тиісті сот алқасының судьясына жүктеледі.»;
      10) 22-баптың 1-тармағында:
      3) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «3) сот практикасы мәселелерiн түсiндiретін нормативтiк қаулылар қабылдайды және заңнаманы жетiлдiру жөнінде ұсыныстар енгiзедi;»;
      7-1) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «7-1) сот төрелiгiн iске асыру сапасы төмен немесе сот iстерiн қарау кезiнде заңдылықты ұдайы бұзуға жол берген судьяға қатысты материалдарды Сот жюриiне беру туралы мәселенi талқылайды және талқылау қорытындылары бойынша тиiстi шешiм шығарады;»;
      11) 23-баптың 1-тармағының екінші бөлігі мынадай редакцияда жазылсын:
      «Судья Қазақстан Республикасының Конституциясында және осы Конституциялық заңда белгiленген тәртiппен сот төрелiгiн жүзеге асыру жөнiндегi өкiлеттiктер берiлген, өз мiндеттерiн тұрақты негiзде орындайтын және сот билiгiн жүргiзушi болатын мемлекеттің лауазымды тұлғасы болып табылады.»;
      12) 24-баптың 2-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «2. Судьяның өкiлеттiгi тек қана осы Конституциялық заңда және Қазақстан Республикасының өзге де заңдарында көзделген негіздер мен тәртіп бойынша тоқтатылуы немесе тоқтатыла тұруы мүмкін.»;
      13) 29-бапта:
      1-тармақта:
      төртінші абзац мынадай редакцияда жазылсын:
      «біліктілік емтиханын тапсырған. Мамандандырылған магистратураны оқып бітірген адамдар оқуы аяқталғаннан кейін бес жыл ішінде емтихан тапсырудан босатылады;»;
      алтыншы абзац мынадай редакцияда жазылсын:
      «сотта тағылымдамадан ойдағыдай өткен және соттың жалпы отырысының оң пiкiрiн алған Қазақстан Республикасының азаматы тағайындалуы мүмкiн. Мамандандырылған магистратураны оқып бiтiрген адамдарға оқуы аяқталғаннан кейін бес жыл ішінде тағылымдамадан өту талап етiлмейдi.»;
      2-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «2. Осы баптың 1-тармағының талаптарына сай келетін, заң мамандығы бойынша кемінде он бес жыл жұмыс стажы бар немесе кемінде бес жыл судьялық жұмыс стажы бар және тиісті облыстық соттың жалпы отырысының қорытындысын алған азамат облыстық соттың судьясы бола алады.
      Тиісті облыстық соттың жалпы отырысының теріс қорытындысына Жоғарғы Соттың жалпы отырысына шағым берілуі мүмкін.
      Тиісті облыстық соттың және Жоғарғы Соттың жалпы отырыстарының қорытындысын кандидат Жоғары Сот Кеңесіне ұсынады.»;
      4-тармақ мынадай редакциядағы екінші бөлікпен толықтырылсын:
      «Біліктілік емтиханын тапсырған және заң мамандығы бойынша кемінде жиырма жыл жұмыс стажы бар адамдар ерекше жағдайда Жоғары Сот Кеңесінің шешімімен тағылымдамадан өтуден босатылуы мүмкін.»;
      14) 30-бапта:
      тақырыбы мынадай редакцияда жазылсын:
      «30-бап. Судья, сот төрағасы, сот алқасы төрағасы қызметіне кандидаттарды iрiктеу»;
      3-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «3. Аудандық сот төрағасы қызметінің бос орнына кандидатураны тиісті облыстық соттың жалпы отырысының шешімі негізінде Жоғарғы Сот Төрағасы енгізген ұсыну бойынша Жоғары Сот Кеңесі балама негізде қарайды.
      Облыстық соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары, Жоғарғы Соттың сот алқаларының төрағалары мен судьялары қызметінің бос орындарына кандидатураларды Жоғарғы Соттың жалпы отырысының шешімі негізінде Жоғарғы Сот Төрағасы енгізген ұсыну бойынша Жоғары Сот Кеңесі балама негізде қарайды.
      Жоғарғы Соттың сот алқасының төрағасы қызметіне кандидат Жоғарғы Сот судьяларының арасынан ұсынылады.
      Жоғары Сот Кеңесі жергілікті және басқа соттардың төрағалары, сот алқаларының төрағалары, Жоғарғы Соттың сот алқаларының төрағалары қызметінің бос орындарына кандидаттарды қызметке тағайындау үшін Қазақстан Республикасының Президентіне ұсынады.
      Жоғарғы Соттың Төрағасы қызметіне кандидатураны Жоғары Сот Кеңесі қарайды.
      Жоғары Сот Кеңесі Жоғарғы Соттың Төрағасы, судьясы қызметінің бос орындарына кандидаттарды Қазақстан Республикасы Парламентінің Сенатына ұсынуы үшін Қазақстан Республикасының Президентіне ұсынады.»;
      15) 31-бапта:
      5-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:
      «5. Аудандық соттардың төрағаларын Жоғары Сот Кеңесiнiң кепiлдемесi бойынша Қазақстан Республикасының Президентi үш жыл мерзiмге тағайындайды.»;
      мынадай мазмұндағы 5-1-тармақпен толықтырылсын:
      «5-1. Облыстық соттардың төрағаларын Жоғары Сот Кеңесiнiң кепiлдемесi бойынша Қазақстан Республикасының Президентi бес жыл мерзiмге тағайындайды.»;
      7, 8-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:
      «7. Жергілікті және басқа соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары, Жоғарғы Соттың Төрағасы мен сот алқаларының төрағалары өкiлеттiк мерзiмдерi аяқталғаннан кейiн, егер олар бұрынғы қызметтерiне немесе басқа соттағы осындай қызметке тиiсiнше қайтадан сайланбаған немесе тағайындалмаған болса, тиiстi соттың судьясы өкiлеттiгiн жүзеге асыруды жалғастырады.
      Тиiстi сотта судьялардың бос орны болмаған жағдайда осындай лауазымға сайланбаған немесе тағайындалмаған жергілікті және басқа соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары, Жоғарғы Соттың төрағасы және сот алқаларының төрағалары олардың келiсiмiмен тең дәрежелi немесе төмен тұрған соттың судьясы лауазымына конкурссыз тағайындауға ұсынылады.
      8. Сот қайта ұйымдастырылған немесе таратылған, тиісті сот судьяларының саны өзгерген кезде осы соттың судьялары олардың келiсiмiмен тең дәрежелi немесе төмен тұрған соттың судьясы лауазымына тағайындауға конкурссыз ұсынылуы мүмкiн.»;
      16) 33-баптың 1-тармағында:
      3-1) тармақша мынадай редакцияда жазылсын:
      «3-1) осы Конституциялық заңның 34-бабының 2-тармағында көзделген негiздер бойынша судья өкiлеттiктерiн тоқтату қажеттiгi туралы Сот жюриінің шешiмi болса;»;
      3-2) тармақша алып тасталсын;
      мынадай мазмұндағы 2-1-тармақпен толықтырылсын:
      «2-1. Судьяның өкілеттігі тоқтатыла тұрған кезде оның тиісті соттың төрағасы немесе сот алқасының төрағасы қызметіндегі өкілеттігі де тоқтатыла тұрады.»;
      17) 34 және 34-1-баптар мынадай редакцияда жазылсын:
      «34-бап. Төрағаны, сот алқасы төрағасын және судьяны қызметтен босату және оның өкiлеттiгiн тоқтату
      1. Төрағаның, сот алқасы төрағасының және судьяның өкiлеттiгi мынадай негiздерде:
      1) судья орнынан түскенде;
      1-1) судья өз тілегі бойынша қызметінен босағанда;
      2) медициналық қорытындыға сәйкес кәсiптiк мiндеттерiн одан әрi атқаруға кедергi болатын денсаулық жағдайы бойынша;
      3) судьяны iс-әрекетке қабiлетсiз немесе iс-әрекетке қабiлетi шектеулi деп тану не оған медициналық сипаттағы мәжбүрлеу шараларын қолдану туралы сот шешiмi заңды күшiне енгенде;
      4) осы судьяға қатысты айыптау үкімі заңды күшiне енгенде;
      5) Қазақстан Республикасының азаматтығы тоқтатылғанда;
      6) судья қайтыс болған немесе соттың оны қайтыс болды деп жариялау туралы шешiмi заңды күшiне енген жағдайда;
      7) судья басқа лауазымға тағайындалған, сайланған және ол басқа жұмысқа ауысқан жағдайда;
      8) соттың таратылуына немесе соттың қайта ұйымдастырылуына, тиісті сот судьялары санының өзгеруіне, өкiлеттiк мерзiмiнiң өтуiне байланысты, егер соттың төрағасы, сот алқасының төрағасы немесе судья басқа соттағы бос қызмет орнына орналасуға келiсiмiн бермесе;
      8-1) аудандық соттар, облыстық соттар, Жоғарғы Сот судьяларының жалпы саны қысқартылғанда;
      9) зейнеткерлік жасқа немесе судья қызметінде болудың шекті жасына толғанда тоқтатылады.
      2. Судьяның өкiлеттiгi судьяның кәсіптік жарамсыздығына байланысты, тәртiптiк терiс қылықтар жасағаны үшін атқарып отырған қызметіне сәйкессіздігі туралы немесе осы Конституциялық заңның 28-бабында көрсетiлген талаптарды орындамағаны үшiн қызметiнен босату қажеттiлігi туралы Сот жюриінің шешіміне немесе қорытындысына байланысты тоқтатылуы мүмкiн.
      3. Сот төрағасының не алқа не сот алқасы төрағасының өкiлеттiктерi оның өз тілегі бойынша не олар осы Конституциялық заңның 9, 14, 15, 20, 21 және 28-баптарында көрсетiлген талаптарды орындамаған жағдайда мерзiмiнен бұрын тоқтатылуы мүмкiн.
      4. Судьяны қызметтен босату туралы шешiм:
      1) Жоғарғы Соттың Төрағасына, судьяларына қатысты Қазақстан Республикасы Президентінің ұсынуы бойынша - Қазақстан Республикасы Парламентi Сенатының қаулысымен;
      2) Жоғарғы Соттың сот алқаларының төрағаларына, жергілікті және басқа соттардың төрағаларына, сот алқаларының төрағалары мен судьяларына қатысты — Қазақстан Республикасы Президентінің Жарлығымен қабылданады.
      5. Судьяны қызметiнен босату сонымен бiр мезгiлде тиiстi соттың төрағасы немесе сот алқасының төрағасы өкiлеттiктерiнiң тоқтатылуына әкеп соғады.
      Осы Конституциялық заңның 31-бабының 7-тармағымен көзделген жағдайларды қоспағанда, тиiстi соттың төрағасын немесе сот алқасының төрағасын олардың өз тілегі бойынша не өкілеттік мерзiмiнiң өтуiне байланысты қызметтен босату оларды осы соттың судьясы қызметiнен босатуға әкеп соқпайды.
      6. Аудандық соттар, облыстық соттар, Жоғарғы Сот судьяларының жалпы санын қысқартуға байланысты өкілеттіктері тоқтатылған жағдайда судьяға шығу жәрдемақысы төрт орташа айлық жалақы мөлшерінде төленеді.
      7. Осы баптың 1-тармағының 5) тармақшасымен және 2-тармағымен көзделген судьялардың өкілеттіліктерін тоқтату негіздері теріс себептер болып танылады.
      8. Осы баптың 1-тармағының 10) тармақшасымен көзделген негіздер бойынша судьяны қызметінен босатуға аудандық соттар, облыстық соттар, Жоғарғы Сот судьяларының жалпы санын қысқартуды қолда бар бос орын бірліктері есебінен жүргізу мүмкін болмағанда не егер судья төмен тұрған сотта бос орынға орналасуға келісімін бермегенде ғана жол беріледі.
      34-1-бап. Судья қызметінде болудың шекті жасы
      Судья қызметінде болуға шекті жасқа: әйелдер үшін – 63 жасқа, ерлер үшін – 68 жасқа толғанға дейін жол беріледі.
      Судьялар Қазақстан Республикасының заңында белгіленген зейнеткерлік жасқа толған кезде оның шекті жасқа жеткеніне дейін судья қызметінде одан әрі болуына Жоғары Сот Кеңесінің келісімімен Жоғарғы Соттың Төрағасы рұқсат етеді.»;
      18) 35-бап мынадай мазмұндағы 5-тармақпен толықтырылсын:
      «5. Орнынан түсуді тоқтату судьяны орнынан түсуіне байланысты қызметтен босатудың сол тәртібімен жүзеге асырылады.»
      19) 38-бап алып тасталсын;
      20) 38-1-бап мынадай редакцияда жазылсын:
      «38-1-бап. Сот жюриі
      1. Жұмыс iстеп жүрген судьяның кәсiби жарамдылығын анықтау, судьяның орнынан түсу және оны тоқтату құқығын растау, сондай-ақ судьяға қатысты тәртіптік іс жүргізуді, тәртіптік істерді қозғау туралы мәселені қарау үшін он бір судьядан тұратын Сот жюриi құрылады.
      2. Облыстық соттың немесе Жоғарғы Соттың жалпы отырысының шешiмi немесе облыстық сот төрағасының немесе Жоғарғы Сот Төрағасының ұсынысы Сот жюриiнде судьяларға қатысты материалдарды қарау үшiн негiз болып табылады.
      Сот жюриiнің жұмысын құру және ұйымдастыру тәртібі, сондай-ақ Сот жюриінде материалдарды, тәртіптік істерді қарау тәртiбi Қазақстан Республикасының Президентi бекiтетін Ережемен белгіленеді.»;
      21) 41 және 43-баптар алып тасталсын;
      22) 44-бап мынадай редакцияда жазылсын:
      «44-бап. Сот жюриінің шешiмдері
      1. Сот жюриі тәртiптiк iс бойынша, сондай-ақ кәсіби біліктілігіне күмән келтірілген судьяларға қатысты материалдарды қарау кезінде:
      1) осы Конституциялық заңның 40-бабының 1-тармағында көзделген тәртiптiк жаза қолдану туралы;
      2) тәртiптiк iс жүргiзудi қысқарту туралы;
      3) судьяның атқарып отырған қызметіне сәйкестігі туралы;
      4) судьяның кәсіби биліктілігін арттыру бойынша қажетті шаралар қабылдау (судьяны оқуға жіберу, судьяға тәлімгерлік белгілеу, жоғары тұрған сотта тағылымдама ұйымдастыру және басқа) туралы;
      5) кәсіби жарамсыздығына байланысты судьяның атқарып отырған қызметіне сәйкессіздігі туралы шешiмдердiң бiрiн шығарады.
      2. Сот жюриінің шешімі Жоғарғы Сот Төрағасының төрағаны, сот алқасының төрағасын, судьяны қызметтен босату туралы тиісті ұсынымды Жоғары Сот Кеңесіне енгізу үшін негіз болып табылады.
      3. Жоғары Сот Кеңесінің төрағаны, сот алқасының төрағасын, судьяны қызметінен босатуға кепілдеме беруінен бас тартуы Сот жюриі шығарған шешімнің күшін жоюға және оны қайта қарауға негіз болып табылады.»;
      23) 45-баптың 2-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:
      «2. Судья мiнсiз тәртiбiмен өз мiндеттерiн адал атқарған жағдайда, тәртiптiк жаза қолданылған күннен бастап алты ай өткеннен кейiн Сот жюриі оны мерзiмiнен бұрын алуы мүмкiн.»;
      24) 46-бап алып тасталсын;
      25) 49-бап мынадай редакцияда жазылсын:
      «49-бап. Судьялардың жыл сайынғы демалыстары
      1. Судьяларға сауығуы үшiн лауазымдық екi айлықақы мөлшерiнде жәрдемақы төлене отырып, күнтiзбелiк отыз күнге жыл сайынғы демалыс берiледi.
      2. Судьяға оның заң кәсібі бойынша жұмыс стажы ескеріліп:
      5 жылдан 10 жылға дейін – күнтізбелік 5 күн;
      10 жылдан 15 жылға дейін – күнтізбелік 10 күн;
      15 жылдан астам – күнтізбелік 15 күн жыл сайынғы қосымша ақысы төленетін демалыс беріледі.»;
      26) 55-1-бап мынадай редакцияда жазылсын:
      «55-1-бап. Судьяны материалдық және әлеуметтiк қамсыздандыру жөнiндегi кепiлдiктерден айыру
      Судья өзiнiң қылмыс жасауына немесе сот билiгiнiң беделiне нұқсан келтiретiн терiс қылық жасауына, сот әдебi талаптарын сақтамауына және осы Конституциялық заңның 28-бабында көрсетiлген өзге де талаптарды орындамауына байланысты Сот жюриінің шешiмi бойынша оның өкiлеттiктерi тоқтатылған кезде, сондай-ақ кәсiби жарамсыздығы туралы шешімі бойынша:
      1) орнынан түсу құқығынан және жеке басына тиiспеушiлiк кепiлдiгiнен;
      2) осы Конституциялық заңның 51, 53, 54 және 55-баптарында көзделген барлық материалдық және әлеуметтiк кепiлдiктерден айырылады.».
      2-бап. Осы Конституциялық заң алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
           Президенті

О проекте Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 ноября 2011 года № 1272

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов

проект

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О внесении изменений и дополнений в
Конституционный закон Республики Казахстан
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

      Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 23, ст. 410; 2006 г., № 23, ст. 136; 2008 г., № 20, ст. 77; 2010 г., № 24, ст. 147) следующие изменения и дополнения:
      1) статья 6 изложить в следующей редакции:
      «Статья 6. Образование районных и приравненных
                 к ним судов
      1. Районные и приравненные к ним суды (далее - районные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.
      2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается Председателем Верховного Суда на основании представления уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган) согласованного с Высшим Судебным Советом.»;
      2) в пункте 1 статьи 9:
      подпункт 1) изложить в следующей редакции:
      «1) решает вопросы организации судопроизводства в суде;»;
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) ведет личный прием граждан;»;
      3) статью 10 изложить в следующей редакции:
      «Статья 10. Образование областных и приравненных
                  к ним судов
      1. Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      2. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
      Количество судей для каждого областного суда устанавливается Председателем Верховного Суда на основании представления уполномоченного органа, согласованного с Высшим Судебным Советом.»;
      4) пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:
      «3. Органами областного суда являются:
      1) пленарное заседание;
      2) апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам;
      3) апелляционная судебная коллегия по уголовным делам;
      4) кассационная судебная коллегия.
      Апелляционную судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.
      Кассационную судебную коллегию возглавляет председатель областного суда, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.»;
      5) статьи 14, 15 изложить в следующей редакции:
      «Статья 14. Председатель областного суда
      1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
      1) решает вопросы организации судопроизводства в суде;
      2) председательствует на заседаниях кассационной судебной коллегии;
      3) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них;
      4) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;
      5) на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи;
      6) утверждает план работы областного суда;
      7) организует изучение судебной практики;
      8) издает распоряжения;
      9) осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы;
      10) ведет личный прием граждан;
      11) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
      2. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается Председателем Верховного Суда на одного из председателей судебных коллегий областного суда. При этом председательствование на заседаниях кассационной коллегии возлагается на судью кассационной коллегии областного суда.
      В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью кассационной коллегии областного суда.
      3. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда на одного из председателей судебных коллегий областного суда. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью кассационной коллегии областного суда.
      Статья 15. Председатель судебной коллегии областного суда
      1. Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
      1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии;
      2) председательствует на заседаниях судебной коллегии;
      3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
      4) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии;
      5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
      2. Председатель апелляционной судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в апелляционных судебных коллегиях.
      3. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.
      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии областного суда, временное исполнение его обязанностей возлагается на судью соответствующей коллегии областного суда.»;
      6) в пункте 1 статьи 16:
      абзац первый изложить в следующей редакции:
      «1. Областной суд по мере необходимости проводит пленарные заседания, на которых:»;
      подпункт 9-1) изложить в следующей редакции:
      «9-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»;
      7) в статье 17:
      в пункте 2:
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) принимает нормативные постановления, разъясняющие вопросы судебной практики;»;
      дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:
      «3-1) формирует кадровый резерв на должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, судей и председателей судебных коллегий Верховного Суда (далее - кадровый резерв);»;
      дополнить пунктом 3 следующего содержания:
      «3. Порядок формирования и организация работы с кадровым резервом утверждается Председателем Верховного Суда.»;
      8) в статье 20:
      в пункте 1:
      подпункт 4) изложить в следующей редакции:
      «4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда, разъясняющих вопросы судебной практики, и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;»;
      дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:
      «8-1) по согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда;»;
      в пункте 2:
      подпункты 3) и 3-1) изложить в следующей редакции:
      «3) на основании решения пленарных заседаний местных и других судов представляет на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет;
      3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет на альтернативной основе кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;»;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности распоряжением Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей судебных коллегий.
      В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей Председателя возлагается на одного из судей Верховного Суда.»;
      9) в пункте 1 статьи 21:
      подпункт 1-1) изложить в следующей редакции:
      «1-1) решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии;»;
      дополнить подпунктом 4-1) следующего содержания:
      «4-1) ведет личный прием граждан;»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии.
      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.»;
      10) в пункте 1 статьи 22:
      подпункт 3) изложить в следующей редакции:
      «3) принимает нормативные постановления, разъясняющие вопросы судебной практики, и вносит предложения по совершенствованию законодательства;»;
      подпункт 7-1) изложить в следующей редакции:
      «7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;»;
      11) часть вторую пункта 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
      «Судья является должностным лицом государства, наделенным в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющемся носителем судебной власти.»;
      12) пункт 2 статьи 24 изложить в следующей редакции:
      «2. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом и иными законами Республики Казахстан.»;
      13) в статье 29:
      в пункте 1:
      абзац четвертый изложить в следующей редакции:
      «сдавший квалификационный экзамен. Лица, закончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения;»;
      абзац шестой изложить в следующей редакции:
      «успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.»;
      пункт 2 изложить в следующей редакции:
      «2. Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям пункта 1 настоящей статьи, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда.
      Отрицательное заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда.
      Заключения пленарных заседаний соответствующего областного суда и Верховного Суда представляются кандидатом в Высший Судебный Совет.»;
      пункт 4 дополнить частью второй следующего содержания:
      «Лица, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, в исключительных случаях решением Высшего Судебного Совета могут быть освобождены от прохождения стажировки.»;
      14) в статье 30:
      заголовок изложить в следующей редакции:
      «Статья 30. Отбор кандидатов на должность судьи, председателя суда, председателя коллегии суда»;
      пункт 3 изложить в следующей редакции:
      «3. Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.
      Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются на альтернативной основе Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда.
      Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
      Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
      Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.»;
      15) в статье 31:
      пункт 5 изложить в следующей редакции:
      «5. Председатели районных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на три года.»;
      дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:
      «5-1. Председатели областных судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета сроком на пять лет.»;
      пункты 7, 8 изложить в следующей редакции:
      «7. Председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда по окончании срока полномочий продолжают осуществлять полномочия судьи соответствующего суда, если они не были избраны или назначены на прежнюю или аналогичную должность в другом суде.
      В случае отсутствия вакантных должностей судей в соответствующем суде председатели и председатели судебных коллегий местных и других судов, председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда, которые не были избраны или назначены на аналогичную должность, с их согласия представляются к назначению на должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.
      8. При реорганизации или упразднении суда, изменении числа судей соответствующего суда, судьи этого суда с их согласия могут представляться к назначению на вакантную должность судьи равнозначного или нижестоящего суда без конкурса.»;
      16) в пункте 1 статьи 33:
      подпункт 3-1) изложить в следующей редакции:
      «3-1) имеется решение Судебного жюри о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 34 настоящего Конституционного закона;»;
      подпункт 3-2) исключить;
      дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
      «2-1. При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.»;
      17) статьи 34 и 34-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 34. Освобождение от должности и прекращение
                  полномочий председателя, председателя
                  судебной коллегии и судьи
      1. Основания прекращения полномочий председателя, председателя судебной коллегии и судьи:
      1) уход судьи в отставку;
      2) освобождение от должности судьи по собственному желанию;
      3) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением;
      4) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
      5) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи;
      6) прекращение гражданства Республики Казахстан;
      7) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
      8) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу;
      9) упразднение суда или реорганизация суда, изменение числа судей соответствующего суда, истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии или судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      10) сокращение общего числа судей районных судов;
      сокращение общего числа судей областных судов, Верховного Суда если судья не дает согласия на занятие вакантной должности в нижестоящем суде;
      11) решение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, за совершение им дисциплинарных проступков или о необходимости освобождения от должности судьи за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона;
      12) достижение пенсионного или предельного возраста пребывания в должности судьи.
      2. Полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, за совершение им дисциплинарных проступков или о необходимости освобождения от должности судьи за невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона.
      3. Полномочия председателя суда либо председателя судебной коллегии могут быть досрочно прекращены по его собственному желанию либо при невыполнении им требований, указанных в статьях 9, 14, 15, 20, 21 и 28 настоящего Конституционного закона.
      4. Решение об освобождении от должности судьи принимается:
      1) постановлением Сената Парламента Республики Казахстан - в отношении Председателя, судей Верховного Суда по представлению Президента Республики Казахстан;
      2) Указом Президента Республики Казахстан - в отношении председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов.
      5. Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.
      Освобождение от должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда по их собственному желанию либо по истечении срока полномочий не влечет освобождение их от должности судьи этого суда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 статьи 31 настоящего Конституционного закона.
      6. В случае прекращения полномочий в связи с сокращением общего числа судей районных судов, областных судов, Верховного Суда судье производится выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат.
      7. Основания прекращения полномочий судей, предусмотренные подпунктом 5) пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, признаются отрицательными мотивами.
      8. Освобождение от должности судьи по основаниям, предусмотренным подпунктом 10) пункта 1 настоящей статьи, допускается только в случаях, когда сокращение общего числа судей районных судов, областных судов, Верховного Суда невозможно провести за счет имеющихся вакантных единиц, либо если судья не дает согласие на занятие вакантной должности в нижестоящем суде.
      Статья 34-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи
      Пребывание в должности судьи допускается до достижения предельного возраста – 63 лет для женщин и 68 лет для мужчин.
      Предельным возрастом пребывания в должности судьи является: для женщин - 63 года, для мужчин - 68 лет.
      При достижении судьей пенсионного возраста, установленного законом Республики Казахстан, дальнейшее пребывание в должности судьи до достижения им предельного возраста допускается Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета.»;
      18) статью 35 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
      «5. Прекращение отставки осуществляется в том же порядке, что и освобождение от должности судьи в связи с уходом в отставку.»;
      19) статью 38 исключить;
      20) статью 38-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 38-1. Судебное жюри
      1. Для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей образуется Судебное жюри из одиннадцати судей.
      2. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда.
      Порядок формирования и организация работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов, дисциплинарных дел на Судебном жюри определяется Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.»;
      21) статьи 41 и 43 исключить;
      22) статью 44 изложить в следующей редакции:
      «Статья 44. Решения Судебного жюри
      1. Судебное жюри по дисциплинарному делу, а также при рассмотрении материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, выносит одно из следующих решений:
      1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 настоящего Конституционного закона;
      2) о прекращении дисциплинарного производства;
      3) о соответствии судьи занимаемой должности;
      4) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и другое);
      5) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
      2. Решение Судебного жюри является основанием для внесения Председателем Верховного Суда в Высший Судебный Совет соответствующего представления об освобождении председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности.
      3. Отказ Высшего Судебного Совета в даче рекомендации на освобождение председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.»;
      23) пункт 2 статьи 45 изложить в следующей редакции:
      «2. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято Судебным жюри досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей.»;
      24) статью 46 исключить;
      25) статью 49 изложить в следующей редакции:
      «Статья 49. Ежегодные отпуска судей
      1. Судьям предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью тридцать календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в размере двух должностных окладов.
      2. Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:
      1) от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
      2) от 10 до 15 лет – 10 календарных дней;
      3) свыше 15 лет – 15 календарных дней.»;
      26) статью 55-1 изложить в следующей редакции:
      «Статья 55-1. Лишение судьи гарантий по материальному
                    и социальному обеспечению
      Судья при прекращении его полномочий по решению Судебного жюри в связи с совершением им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти, несоблюдением требований судейской этики и невыполнением иных требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона, а также по решению о профессиональной непригодности лишается:
      1) права на отставку и гарантии личной неприкосновенности;
      2) всех материальных и социальных гарантий, предусмотренных статьями 51, 53, 54 и 55 настоящего Конституционного закона.».
      Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан