Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрлігінің мәселелері

Қазақстан Республикасы Үкіметінің Қаулысы 1999 жылғы 1 сәуір N 352. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 1999.11.19. N 1754 қаулысымен. ~P991754

     "Қазақстан Республикасы Үкіметінің құрылымы туралы" Қазақстан

Республикасы Президентінің 1999 жылғы 22 қаңтардағы N 6  

U990006_

  Жарлығына 
сәйкес Қазақстан Республикасының  Үкіметі қаулы етеді:
     1. Қоса беріліп отырған:
     1) Қазақстан Республикасының Ғылым және жоғары білім министрлігі 
туралы ереже;
     2) 
<*>

     ЕСКЕРТУ. 1-тармақтың 2) тармақшасының күшін жойылды - ҚР Үкіметінің   
               1999.08.02. N 1093 қаулысымен.  

P991093_

 
     2. Қазақстан Республикасының Ғылым және жоғары білім министрлігіне 
екі вице-министрі болуға рұқсат етілсін.
<*>

     ЕСКЕРТУ. 2-тармақ өзгерді - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093          
              қаулысымен.  

P991093_

 
     3.
<*>

     ЕСКЕРТУ. 3-тармақтың күші жойылды - ҚР Үкіметінің 1999.09.03. N 1301  
               қаулысымен.  

P991301_

 
     4. "Қазақстан Республикасының Ғылым министрлігі - Ғылым академиясының 
мәселелері" туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 1997 жылғы 
4 желтоқсандағы N 1698  

P971698_

  қаулысының (Қазақстан Республикасының 
ПҮАЖ-ы, 1997 ж., N 52, 479-құжат) күші жойылды деп танылсын.
     5. Осы қаулы қол қойылған күнінен бастап күшіне енеді.
     
     Қазақстан Республикасының
         Премьер-Министрі
     
                                             Қазақстан Республикасы
                                                  Үкіметінің
                                             1999 жылғы 1 сәуірдегі
                                               N 352 қаулысымен
                                                 бекітілген
     
              Қазақстан Республикасының Ғылым және жоғары
                     білім министрлігі туралы
                              Ереже
     
                    1. Жалпы ережелер
     


      1. Қазақстан Республикасының Ғылым және жоғары білім министрлігі (бұдан әрі - Министрлік), ғылым мен техника, жоғары білім аясында, аэроғарыш қызметі, атом энергиясын пайдалану және Қазақстан Республикасында ядролық қаруды таратпау режимін қамтамасыз ету салаларында басшылықты, сондай-ақ заңдармен көзделген шектерде салааралық үйлестiрудi жүзеге асыратын Қазақстан Республикасының орталық атқарушы органы болып табылады. <*>
      Министрлiктiң мынадай ведомстволары болады; Аэроғарыш комитетi, Атом энергиясы жөнiндегi комитетi. <*>
      ЕСКЕРТУ. 1-тармақ өзгерді және толықтырылды - ҚР Үкіметінің
               1999.08.02. N 1093 қаулысымен. P991093_
      2. Министрлік өз қызметін Қазақстан Республикасының Конституциясы мен заңдарына, Қазақстан Республикасының Президенті мен Үкіметінің актілеріне, өзге де нормативтік құқықтық актілерге, сондай-ақ осы Ережеге сәйкес жүзеге асырады.
      3. Министрлік мемлекеттiк мекеменiң ұйымдастыру-құқықтық нысанындағы заңды тұлға болып табылады, банктерде шоттары, Қазақстан Республикасының Мемлекеттік елтаңбасы бейнеленген мөрі, өз атауы мемлекеттік тілде жазылған басқа да мөрлері мен мөртаңбалары, белгіленген үлгідегі бланкілері болады. <*>
      Министрлік азаматтық-құқықтық қатынастарға өз атынан кіреді және белгіленген тәртіппен заңдарға сәйкес өзіне осы өкілеттіктер берілген жағдайда мемлекеттің атынан азаматтық-құқықтық қатынастардың тарабы болуға құқығы бар.
      ЕСКЕРТУ. 3-тармақ толықтырылды - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093
               қаулысымен. P991093_
      4. Осы Ереже Министрлiктiң құрылтайшы құжаты болып табылады. <*>
      ЕСКЕРТУ. 4-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093
                қаулысымен. P991093_
      5. Министрлік өз құзыретінің шегінде заңдарда белгіленген тәртіппен Қазақстан Республикасының аумағында міндетті күші бар бұйрықтар шығарады.
      6. Министрлiктiң штат санының лимитiн Қазақстан Республикасының Yкiметi бекiтедi. <*>
      ЕСКЕРТУ. 6-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093
                қаулысымен. P991093_
      6-1. Министрлiктiң толық атауы - "Қазақстан Республикасының Ғылым және жоғары бiлiм министрлiгі" мемлекеттік мекемесi. <*>
      ЕСКЕРТУ. Жаңа 6-1-тармақпен толықтырылды - ҚР Үкіметінің 1999.08.02.
               N 1093 қаулысымен. P991093_
      7. Министрлікті қаржыландыру республикалық бюджетте мемлекеттік органдарды ұстауға көзделген қаражаттың есебінен жүзеге асырылады.
      Министрлікке өзінің функциялары болып табылатын міндеттерді орындау тұрғысында кәсіпкерлік субъектілерімен шарттық қатынастарға кіруге тиым салынады.
      Егер Министрлікке заң актілерінде табыстар әкелетін қызметті жүзеге асыру құқығы берілсе, онда мұндай қызметтен алынған табыстар мемлекеттік бюджеттің кірісіне аударылады.
      8. Министрліктің заңды мекен-жайы: 480021, Алматы қаласы, Шевченко көшесі, 28, оның өкілдігі - 473000, Астана қаласы, Жеңіс даңғылы, 87.

      2. Министрліктің негізгі міндеттері, функциялары және
                           құқықтары

      9. Министрліктің негізгі міндеттері мыналар болып табылады:
      1) елді дамытудың мемлекеттік стратегияларын әзірлеуге және іске асыруға қатысу, ғылым мен техника, жоғары білім салаларына басшылық;
      2) республиканы дамытудың стратегиялық басымдықтарын кадрлық қамтамасыз ету мақсатында ғылыми-техникалық және жалпы білім беру салаларын кезең-кезеңмен интеграциялауды жүзеге асыру;
      3) ресурстарды ғылым мен техниканы дамытудың басымдықты бағыттарына шоғырландыру, тікелей инвестицияларды өз қызметінің аясына тартуға қатысу;
      4) ғылыми зерттеулерді ұйымдастыруды жетілдіру;
      5) міндетті мемлекеттік ғылыми-техникалық сараптамамен және ғылыми зерттеулердің нәтижелерін мемлекеттік қабылдаумен бірге ашық конкурстардың (тендерлердің) негізінде зерттеулерді қаржыландыру;
      6) ғылыми-техникалық кәсіпкерлік пен инновациялық қызметті дамыту, ғылыми-техникалық өнімдердің рыногын қалыптастыру үшін қажетті жағдайлар жасау;
      7) ғылым мен техника, жоғары білім салаларын және мемлекеттік органдарды ақпараттандыру;
      8) ғылым мен техника, жоғары білім саласында, сондай-ақ атом энергиясын пайдалану саласында заңдарды жетілдіру жөнінде ұсыныстар әзірлеу;
      9) ғылым мен техника салаларында жекешелендіру бағдарламаларын әзірлеуге және іске асыруға қатысу;
      10) ғылым мен техниканың, жоғары білімнің инфрақұрылымдарын дамыту;
      11) ғылыми және педагогикалық кадрларды даярлау және аттестациялау;
      12) атом энергиясын пайдалану саласында нормалар мен ережелердің сақталуын мемлекеттік қадағалау;
      13) "Байқоңыр" ғарыш айлағы, бұрынғы Семей ядролық полигоны объектілерін және мемлекеттік басқа да ғылыми-техникалық кешендерін тиімді пайдалану.
      10. Министрлік өзіне жүктелген міндеттерге сәйкес, заңдарда белгіленген тәртіппен мынадай функциялары жүзеге асырады:
      1) ғылым мен техниканы, жоғары білімді дамытудың басымдықты бағыттарын айқындайды;
      2) елдің ғылыми-техникалық әлеуетін дамытудың жай-күйі мен қарқынына, олардың практикалық пайдаланылуын қоса алғанда зерттеулер мен әзірленімдердің нәтижелілігіне талдау жүргізеді;
      3) бөлінген бюджеттік қаражаттың ұтымды пайдаланылуын қамтамасыз етеді;
      4) мемлекеттік ғылыми-техникалық сараптама және олардың іске асырылуына бақылау жүргізе отырып, конкурстық негізде іргелі және қолданбалы ғылыми-техникалық зерттеулер бағдарламаларын қалыптастыруды жүзеге асырады;
      5) ғылым мен техника, жоғары білім саласындағы, атом энергиясын пайдалану және ядролық қаруды таратпау режимін қамтамасыз ету саласындағы заңдардың қолданылуы тәжірибесін талдайды, қорытады және оларды жетілдіру жөнінде ұсыныс енгізеді;
      6) ғылым мен техника салаларында мемлекеттің иелігінен алу және жекешелендіру бағдарламаларын әзірлеуге қатысады;
      7) өз құзыретінің шегінде мемлекеттік әлеуметтік-экономикалық

бағдарламаларды әзірлеуге және іске асыруға қатысады;
     8) өз қызметінің аясына шетелдік несиелер мен инвестицияларды тарту 
жөнінде ұсыныс енгізеді;
     9) өзінің құзыретіне жатқызылған қызмет салаларында кәсіпкерлікке 
қолдау көрсетеді, шағын және орта бизнесті дамытуға ықпал етеді;
     10) республикалық бюджеттің қаражаты есебінен ұйымдар - 
ғылыми-техникалық бағдарламаларды атқарушылар жүргізетін ғылыми, 
конструкторлық және технологиялық жұмыстарды үйлестіреді;
     11) орталық атқарушы органдарға, ведомстволарға және ұйымдарға өз 
құзыретіндегі мәселелер бойынша ғылыми-әдістемелік көмек көрсетеді;
     12) ғылыми-техникалық ақпараттың мемлекеттік жүйесін жетілдіреді, 
ғылым мен техника саласында ұлттық ақпараттық ресурсты қалыптастырады;
     13) өз құзыретінің шегінде мемлекеттік органдарды ақпараттандырудың 
бағдарламалары мен жобаларын келіседі;
     14) ғылыми және педагогикалық кадрларды даярлауды және 
аттестациялауды ұйымдастырады және жүргізеді;
     15) жоғары білімнің жалпыға міндетті мемлекеттік стандарттарын 
әзірлейді және бекітеді;
     16) республиканың жоғары оқу орындары мен ғылыми ұйымдарын 
мемлекеттік аттестациялауды және тіркеуді жүзеге асырады;
     17) өзінің құзыретіне жатқызылған қызмет түрлерін лицензиялауды 
жүзеге асырады;
     18) жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білімі бар кадрларды 
даярлауға арналған мемлекеттік тапсырыстың көлемін айқындауға қатысады, 
оны жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру оқу орындарына 
(ведомстволық оқу орындарын қоспағанда) орналастыруды жүзеге асырады;
     19) меншік нысандарына қарамастан жоғары оқу орындары үшін жоғары 
білім туралы мемлекеттік үлгідегі құжаттарды әзірлейді және бекітеді;
     20) халықаралық шарттардың негізінде жоғары білім туралы шетелдік 
құжаттарды Қазақстан Республикасының аумағында тану (нострификациялау)  
мәселелерін шешеді;
     21) Қазақстан Республикасының аумағында атом энергиясын пайдалануға 
байланысты қызметті реттейді;
     22) аэроғарыштық қызмет саласында бірыңғай мемлекеттік саясатты 
жүргізеді;
     23) "Байқоңыр" ғарыш айлағы, бұрынғы Семей ядролық сынақ полигоны 
объектілерін және республиканың басқа да ғылыми-техникалық кешендерін 
тиімді пайдалану жөніндегі іс-шараларды әзірлеуді және іске асыруды 
үйлестіреді;
     24) өзінің құзыретіне жатқызылған қызметтердің аясында халықаралық 
ынтымақтастықты жүзеге асырады;
     25) Қазақстан Республикасының Президенті мен Үкіметінің тапсырмасы 
бойынша Қазақстан Республикасының халықаралық шарттарына қол қояды;
     26) өзіне заңдармен жүктелген өзге де функцияларды жүзеге асырады.


      11. Министрліктің негізгі міндеттерді іске асыру және өзіне жүктелген функцияларды жүзеге асыру үшін заңдарда белгіленген тәртіппен:
      1) өз құзыретінің шегінде нормативтік құқықтық актілер қабылдауға;
      2) өз құзыретінің шегінде бақылау мен қадағалауды жүзеге асыруға;
      3) мемлекеттік органдардан, ұйымдардан, лауазымды тұлғалардан және азаматтардан өз міндеттерін іске асыру үшін қажетті ақпарат сұратуға және алуға;
      4) ведомстволық бағыныстағы ұйымдар құру, оларды қайта ұйымдастыру және тарату мәселелері бойынша ұсыныс енгізуге:
      5) өз құзыретінің шегінде мемлекеттік мүлікке иелік етуге және пайдалануға және оны жекешелендіру жөнінде ұсыныс енгізуге;
      6) Қазақстан Республикасының Президенті мен Үкіметінің тапсырмасы

бойынша халықаралық деңгейде Министрліктің құзыретіне кіретін мәселелер 
бойынша мемлекеттің мүдделерін білдіруге;
     7) олардың ведомстволық бағыныстылығы мен ұйымдастырушылық-құқықтық 
нысандарына қарамастан ұйымдардың өкілдерін Министрлік ұйымдастыратын 
сараптамалық комиссиялардағы, жұмыс топтарындағы және уақытша шығармашылық 
ұжымдардағы жұмысқа тартуға;
     8) сыйлықтар мен стипендиялар беруге;
     9) баспагерлік қызметпен айналысуға, ведомстволық журналдары, 
газеттері, басқа да баспа және электронды бұқаралық ақпарат құралдары 
болуға;
     10) лицензиялауды жүзеге асыруға;
     11) өзіне заңдармен жүктелген өзге де функцияларды жүзеге асыруға 
құқығы бар.

                  3. Министрліктің мүлкі
     
     12. Министрліктің жедел басқару құқығындағы оқшауланған мүлкі болады.
     Министрліктің мүлкі өзіне мемлекет берген мүліктің есебінен 
қалыптастырылады және негізгі қорлар мен айналымдық қаражаттар, сондай-ақ 
құны Министрліктің балансында көрсетілетін өзге де мүліктен тұрады.
     13. Министрліктің мүлкі республикалық меншік болып табылады.


      14. Министрліктің өзіне бекітіліп берілген мүлікті өздігінше иеліктен шығаруға немесе оған өзге де тәсілмен билік етуге құқығы жоқ.
      Министрлікке заңдарда белгіленген жағдайларда және шектерде мүлікке билік ету құқығы берілуі мүмкін.

              4. Министрліктің қызметін ұйымдастыру

      15. Министрлікті Қазақстан Республикасы Премьер-Министрінің ұсынуы бойынша Қазақстан Республикасының Президенті қызметке тағайындайтын және қызметтен босататын Ғылым және жоғары білім министрі (бұдан әрі - Министр) басқарады. Министрдің оның ұсынуы бойынша Қазақстан Республикасының Үкіметі қызметке тағайындайтын және қызметтен босататын орынбасарлары болады.
      16. Министр Министрліктің жұмысын ұйымдастырады әрі оған басшылық жасайды және Министрлікке жүктелген міндеттердің орындалуы мен оның өз функцияларын жүзеге асыруы үшін жеке жауапкершілікте болады.
      17. Министр осы мақсатта:
      1) Министрлiктiң құрылымын, штат кестесiн және оны ұстауға арналған шығыстар сметасын бекiтедi; <*>
      2) өзінің орынбасарларының, департаменттер директорларының, Министрліктің басқа да қызметкерлерінің міндеттері мен өкілеттіктерінің шеңберін белгілейді;
      3) Министрліктің қызметкерлерін, сондай-ақ тағайындау мен босату Қазақстан Республикасының Үкіметінің құзыретіне жатқызылған адамдарды қоспағанда ведомстволық бағыныстағы ұйымдардың басшыларын қызметке тағайындайды және қызметтен босатады;
      4) Министрліктің жұмыс регламенті, Министрліктің құрылымдық бөлімшелері туралы ережені, сондай-ақ ведомстволық бағыныстағы мемлекеттік кәсіпорындардың құрылтай құжаттарын бекітеді;
      5) қолданылып жүрген заңдарға сәйкес барлық органдар мен ұйымдарда Министрлікті білдіреді;
      6) өзінің құзыретіне жатқызылған басқа да мәселелер бойынша шешім қабылдайды.
      ЕСКЕРТУ. 17-тармақ өзгерді - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093
               қаулысымен. P991093_
      18. <*>
      19. Министрлiкте Министрдiң жанындағы консультативтiк-кеңесшi

орган болып табылатын Алқасы болады. Алқаның сандық және жеке құрамын, 
сондай-ақ ол туралы ереженi Министр бекiтедi.
<*>

     ЕСКЕРТУ. 19-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093 
               қаулысымен.  

P991093_

 
     20. Министрліктің жанында Министр басқаратын, ғылым мен техниканы 
дамытудың болжамдары мен мемлекеттік басымдықтарын әзірлеу үшін жауапты 
Жоғары ғылыми-техникалық кеңес жұмыс істейді.
     Жоғары ғылыми-техникалық кеңес туралы ереже мен оның құрамын Министр 
бекітеді.
     21. Министрлік өз қызметіндегі мәселелер бойынша заңдарда белгіленген 
тәртіппен орталық және жергілікті атқарушы органдар үшін міндетті шешім 
қабылдайды.
     Министрлік қабылдаған шешім Министрдің бұйрықтарымен ресімделеді.
     
          5. Министрлікті қайта ұйымдастыру және тарату
     
     22. Министрлікті қайта ұйымдастыру және тарату Қазақстан 
Республикасының заңдарына сәйкес жүзеге асырылады.
     
     
    
       
                                     Қазақстан Республикасы
                                         Үкіметінің 
                                     1999 жылғы 1 сәуірдегі
                                       N 352 қаулысымен 
                                         бекітілген
     
         Қазақстан Республикасының Ғылым және жоғары
                   білім министрлігінің
                        Құрылымы 
<*>

     ЕСКЕРТУ. Құрылым күшін жойды - ҚР Үкіметінің 1999.08.02. N 1093 
              қаулысымен.  

P991093_

 
  Оқығандар:
 Қобдалиева Н.
 Умбетова А.       
     
     
      
      


Вопросы Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 352 . Утратило силу - постановлением Правительства РК от 19 ноября 1999 г. N 1754 ~P991754.

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 19.11.1999 № 1754.

      В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 22 января


      1999 года № 6

      U990006_

      "О структуре Правительства Республики Казахстан"

      Правительство Республики Казахстан постановляет:

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) Положение о Министерстве науки и высшего образования Республики

      Казахстан.

      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК

      от 2 августа 1999 г. N 1093

      P991093_

      .

      2. Разрешить Министерству науки и высшего образования Республики

      Казахстан иметь двух вице-Министров.

      Сноска. В пункт 2 внесены изменения - постановлением Правительства РК

      от 2 августа 1999 г. N 1093

      P991093_

      .

      3. (Пункт 3 утратил силу - постановлением Правительства РК от 3

      сентября 1999 г. N 1301

      P991301_

      )

      4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики

      Казахстан от 4 декабря 1997 года № 1698

      P971698_

      "Вопросы Министерства науки-

      Академии наук Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г.,

      № 52, ст. 479).

      5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.

      Премьер-Министр

      Республики Казахстан


  Утверждено
 
 
  постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 1 апреля 1999 года № 352
 
 
  Положение
  о Министерстве науки и высшего образования
  Республики Казахстан
 
  1. Общие положения

      1. Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан ( далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере науки и техники, высшего образования, в областях аэрокосмической деятельности, использования атомной энергии и обеспечения режима нераспространения ядерного оружия в Республике Казахстан.

      Министерство имеет ведомства: Азрокосмический комитет, Комитет по атомной энергии.

      Сноска. В пункт 1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Министерство является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан, другие печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца.

      Министерство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени и имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства при делегировании ему этих полномочий в соответствии с законодательством в установленном порядке.

      Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      4. Настоящее Положение является учредительным документом Министерства.

      Сноска. Пункт 4 - в редакции постановления Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      5. Министерство в пределах своей компетенции в установленном законодательством порядке издает приказы, которые имеют обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

      6. Лимит штатной численности Министерства утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции постановления Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      6-1. Полное наименование Министерства - государственное учреждение "Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан".

      Сноска. Дополнено пунктом 6-1 - постановлением Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      7. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете на содержание государственных органов.

      Министерству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся его функциями.

      Если Министерству законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.

      8. Юридический адрес Министерства: 480021, город Алматы, улица Шевченко, 28, его представительства - 473000, город Астана, проспект Победы, 87.


      2. Основные задачи, функции и права Министерства


      9. Основными задачами Министерства являются:

      1) участие в разработке и реализации государственной стратегии развития страны, руководство сферами науки и техники, высшего образования;

      2) осуществление поэтапной интеграции научно-технической и образовательной сфер с целью кадрового обеспечения стратегических приоритетов развития республики;

      3) концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, участие в привлечении прямых инвестиций в сферы своей деятельности;

      4) совершенствование организации научных исследований;

      5) финансирование исследований на основе открытых конкурсов (тендеров) с обязательной государственной научно-технической экспертизой и государственной приемкой результатов научных исследований;

      6) создание необходимых условий для развития научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности, формирование рынка научно-технической продукции;

      7) информатизация сфер науки и техники, высшего образования и государственных органов;

      8) разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере науки и техники, высшего образования, а также в области использования атомной энергии;

      9) участие в разработке и реализации программ приватизации в сферах науки и техники;

      10) развитие инфраструктуры науки и техники, высшего образования;

      11) подготовка и аттестация научных и педагогических кадров;

      12) государственный надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии;

      13) эффективное использование объектов космодрома "Байконур", бывшего Семипалатинского ядерного полигона и других научно-технических комплексов государства.

      10. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, в установленном законодательством порядке, осуществляет следующие функции:

      1) определяет приоритетные направления науки и техники, высшего образования;

      2) проводит анализ состояния и динамики развития научно- технического потенциала страны, результативности исследований и разработок, включая их практическое использование;

      3) обеспечивает рациональное использование выделяемых бюджетных средств;

      4) осуществляет формирование программ фундаментальных и прикладных научно-технических исследований на конкурсной основе с проведением государственной научно-технической экспертизы и контроль за их реализацией;

      5) анализирует, обобщает практику применения и вносит предложения по совершенствованию законодательства в сфере науки и техники, высшего образования, в области использования атомной энергии и обеспечения режима нераспространения ядерного оружия;

      6) участвует в разработке программ разгосударствления и приватизации в сферах науки и техники;

      7) участвует в разработке и реализации государственных социально-


      экономических программ в пределах своей компетенции;

      8) вносит предложения по привлечению в сферы своей деятельности

      иностранных кредитов и инвестиций;

      9) оказывает поддержку предпринимательству, способствует развитию

      малого и среднего бизнеса в сферах деятельности, отнесенных к его

      компетенции;

      10) координирует научные, конструкторские и технологические

      работы, проводимые за счет средств республиканского бюджета

      организациями-исполнителями научно-технических программ;

      11) оказывает научно-методическую помощь центральным

      исполнительным органам, ведомствам и организациям по вопросам своей

      компетенции;

      12) совершенствует государственную систему научно-технической

      информации, формирует национальный информационный ресурс в сфере науки

      и техники;

      13) в пределах своей компетенции согласовывает программы и

      проекты информатизации государственных органов;

      14) организует и проводит подготовку и аттестацию научных и

      педагогических кадров;

      15) разрабатывает и утверждает общеобязательные государственные

      стандарты высшего образования;

      16) осуществляет государственную аттестацию и акредитацию высших

      учебных заведений и научных организаций республики;

      17) осуществляет лицензирование видов деятельности, отнесенных к

      его компетенции;

      18) участвует в определении объема государственного заказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием, осуществляет его размещение в учебных заведениях высшего и послевузовского образования (за исключением ведомственных учебных заведений);

      19) разрабатывает и утверждает для высших учебных заведений, независимо от форм собственности, документы государственного образца о высшем образовании;

      20) решает вопросы признания (нострификации) на территории Республики Казахстан иностранных документов о высшем образовании на основании международных договоров;

      21) регулирует деятельность, связанную с использованием атомной энергии на территории Республики Казахстан;

      22) проводит единую государственную политику в области аэрокосмической деятельности;

      23) координирует разработку и реализацию мероприятий по эффективному использованию объектов космодрома "Байконур", бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона и других научно- технических комплексов республики;

      24) осуществляет международное сотрудничество в сферах деятельности, отнесенных к его компетенции;

      25) подписывает по поручению Президента и Правительства Республики Казахстан международные договоры Республики Казахстан;

      26) осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством.

      11. Для реализации основных задач и осуществления возложенных на него функций, Министерство имеет право в установленном законодательством порядке:

      1) в пределах своей компетенции принимать нормативные правовые акты;

      2) осуществлять в пределах своей компетенции контроль и надзор;

      3) запрашивать и получать необходимую для реализации своих задач информацию от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан;

      4) вносить предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций;

      5) в пределах своей компетенции владеть и пользоваться государственным имуществом и вносить предложения по его приватизации;

      6) представлять по поручению Президента и Правительства


      Республики Казахстан интересы государства на международном уровне по

      вопросам, входящим в компетенции Министерства;

      7) привлекать представителей организаций, независимо от их

      ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы, к работе

      в экспертных комиссиях, рабочих группах и временных творческих

      коллективах, образуемых Министерством;

      8) присуждать премии и стипендии;

      9) заниматься издательской деятельностью, иметь ведомственные

      журналы, газеты, другие печатные и электронные средства массовой

      информации;

      10) осуществлять лицензирование;

      11) осуществлять иные функции, возложенные на него

      законодательством.

      3. Имущество Министерства

      12. Министерство имеет на праве оперативного управления

      обособленное имущество.

      Имущество Министерства формируется за счет имущества, переданного

      ему государством, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а

      также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Министерства.

      13. Имущество Министерства является республиканской собственностью.

      14. Министерство не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом.

      Министерству может быть предоставлено право распоряжения имуществом в случаях и пределах, установленных законодательством.


      4. Организация деятельности Министерства


      15. Министерство возглавляет Министр науки и высшего образования (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер- Министра Республики Казахстан. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Казахстан по представлению Министра.

      16. Министр организует и руководит работой Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.

      17. В этих целях Министр:

      1) вносит предложения Правительству Республики Казахстан по структуре центрального аппарата, утверждает штатное расписание и смету расходов на его содержание;

      2) определяет обязанности и круг полномочий своих заместителей, директоров департаментов, других работников Министерства;

      3) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства, а также руководителей подведомственных организаций, за исключением лиц, назначение и освобождение которых отнесено к компетенции Правительства Республики Казахстан;

      4) утверждает регламент работы Министерства, положения о структурных подразделениях Министерства, а также учредительные документы подведомственных государственных предприятий;

      5) представляет Министерство во всех органах и организациях в соответствии с действующим законодательством;

      6) принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.

      Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      18. (Пункт 18 исключен - постановлением Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ )

      19. Министерство имеет Коллегию, являющуюся консультативно- совещательным органом при Министре. Численный и персональный состав Коллегии, а также положение о ней утверждаются Министром.

      Сноска. Пункт 19 - в редакции постановления Правительства РК от 2 августа 1999 г. N 1093 P991093_ .

      20. При Министерстве действует Высший научно-технический совет, ответственный за выработку прогнозов и государственных приоритетов развития науки и техники, возглавляемый Министром.

      Положение о Высшем научно-техническом совете и его состав утверждаются Министром.

      21. По вопросам своей компетенции Министерство в установленном законодательством порядке принимает решения, обязательные для центральных и местных исполнительных органов.

      Решения, принимаемые Министерством, оформляются приказами Министра.


      5. Реорганизация и ликвидация Министерства


      22. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.


  Утверждена
 
 
  постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 1 апреля 1999 года № 352
 
 
  Структура
 
  Министерства науки и высшего образования
  Республики Казахстан

      Руководство

      Департамент государственных научно-технических программ и

      инновационной деятельности

      Департамент нормативно-правового обеспечения и международного научно-

      технического сотрудничества

      Департамент государственной научно-технической экспертизы и инфраструктуры

      Департамент высшего образования

      Департамент финансов, бухгалтерского учета и отчетности

      государственных предприятий и учреждений

      Отдел кадров и спецработы

      Представительство в городе Астане

      Аэрокосмический комитет (на правах юридического лица)

      Комитет по атомной энергии (на правах юридического лица)

      (Специалисты: Э.Жакупова

      И.Сельдемирова)